Народные русские мудрости: Русские народные мудрости | Я русский

Содержание

Русские народные мудрости | Я русский

Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало.

  • Бездетный умрет – и собака не взвоет.
  • Бестолковый отдых утомляет хуже работы.
  • Брань правды не любит.
  • Брюхо старой дружбы не помнит.
  • Будешь сладок – разлижут, будешь горек – заплюют.
  • Будьте здоровы, живите богато, / Насколько позволит вам ваша зарплата. / А если зарплата вам жить не позволит, / Тогда не живите, никто не неволит.
  • Быть трусом позорно, но еще позорнее выказывать храбрость только из боязни, что тебя назовут трусом.
  • Всякое дело начинай с головы.
  • Где венчают, тут и погребают (отпевают).
  • Где хвост – начало, там голова – мочало.
  • Глаза есть зеркало души.
  • Говорить правду – потерять дружбу.
  • Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.
  • Горечи сердца не усладишь улыбкой.
  • Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить.
  • До тридцати лет греет жена, после тридцати – рюмка вина, а после и печь не греет.
  • Думе на счастье не поддавайся!
  • Дурак тот, кто не может рассердиться, но мудр тот, кто не хочет быть сердитым.
  • Жадность – покою лютый враг.
  • Живи для людей, поживут и люди для тебя. Коллективно жить – не зря небо коптить.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Жить – Родине служить.
  • За что возьмешься с трудолюбием, всё заблестит.
  • Запретный плод сладок.
  • Иногда и в улыбке скрывается яд.
  • Кабы снова на свет народиться, знал бы, как состариться.
  • Коготок увяз – всей птичке пропасть.
  • Колотись, бейся, а всё надейся.
  • Кто в двадцать не здоров, в тридцать не умен, а в сорок не богат, тому век таким не бывать.
  • Кто драку затевает, чаще битым бывает.
  • Кто легко верит, тот легко и пропадает.
  • Кто любит труд, того люди чтут.
  • Кто сеет ветер, тот пожнет бурю.
  • Лучше страдать брюхом, нежели духом.
  • Любя, помни, что есть ненависть. Ненавидя, помни, что есть любовь.
  • Молодость плечами покрепче, старость головою.
  • На счастье не надейся!
  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Не бойся горького, бойся сладкого.
  • Не будь упрям, а будь прям.
  • Не в бороде честь, борода и у козла есть.
  • Не годами старость красна, а делами.
  • Не живи как хочется, а живи как можется.
  • Не кичись, а учись.
  • Нет худа без добра.
  • Одно доброе дело ценнее сотни проповедей о добре.
  • От старых дураков и молодым житья нет.
  • Плох тот солдат, который не думает стать генералом.
  • Повторение – мать учения.
  • Пока брага да пирожки, есть и дружки.
  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Пьяного речи – трезвого мысли.
  • Смех без причины – признак дурачины.
  • Смолоду наживай, а под старость проживай.
  • Счастлив тот, кто без порока живет.
  • Счастье зови, а горе терпи.
  • Счастье и несчастье на одном коне ездят.
  • Счастье идет на костылях, а несчастье летит на крыльях.
  • Счастье многих обманывает.
  • Счастье что палка: о двух концах.
  • У кого что болит, тот о том и говорит.
  • Умирают люди, а хорошее дело – никогда.
  • Умная ложь лучше глупой правды.
  • Умный любит учиться, дурак – учить.
  • Умный многому сумеет научиться у врага.
  • Умный не говорит всё, что знает, а глупый не всё знает, что говорит.
  • Холостой брюзжит – женится, женатый брюзжит – кается, старый брюзжит – умирать собирается.
  • Хороший ученик видит ошибки своего учителя, но молчит о них почтительно, ибо самые эти ошибки служат ему в пользу и наставляют его на прямой путь.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.
  • Чванство не ум, а недоумие.
  • Чего нет в мыслях, того не будет и в глазах.
  • Человек без друзей что дерево без корней.
  • Человек без родины что соловей без песни.
  • Человек неученый что топор неточеный.
  • Человеческие слабости – казне радости.
  • Чем смолоду похвалится, тем в старости покается.
  • Черную душу мылом не отмоешь.
  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
  • Юн с пирушками, а стар с подушками.

Материал создан: 10.07.2015

комментарии к статье


Энциклопедия народной мудрости | Я русский

«Энциклопедия народной мудрости» – плод многолетней деятельности Уварова Николая Владимировича, кандидата исторических наук, заведующего кафедрой гуманитарных и естественно-научных дисциплин Вологодского филиала Международной академии бизнеса и новых технологий (МУБиНТ). Автор собрал, обработал и предлагает читателям сокровище народной мудрости и родного русского языка. Эту книгу должен читать каждый россиянин, она должна быть в каждой домашней библиотеке. «Энциклопедия народной мудрости» – это философия жизни, это история Отечества, это свод нравственных законов, это путь к познанию мира.

Уважаемый читатель!

Неважно, кто ты – школьник или студент, учёный или любитель словесности, знаток своего языка или только осваивающий его богатство. Важно то, что ты неравнодушен к великому и могучему русскому языку, что ты соприкасаешься с бесценной славянской культурой, пытаешься понять и оценить этот пласт национального достояния. Приветствую тебя и надеюсь, что мой многолетний труд будет тебе полезен.

Я выступаю как продолжатель дела Владимира Ивановича Даля. Его книга «Пословицы русского народа», а также «Толковый словарь живого великорусского языка» были величайшим событием XIX века. Так уж случилось, что моё давнее увлечение фольклором переросло в постоянную потребность собирать всё, что украшает русский язык, что делает его сильным и величественным. Прошедшие почти полтора столетия нисколько не умалили роли трудов Даля, а скорее наоборот – показали, что творения его помогали многим поколениям постигать русский язык, понимать его значение в истории культуры и искусства России.

Но жизнь не стоит на месте.

Бурные политические, экономические, культурные события XX века меняли не только уклад жизни россиян, но и внесли значительные изменения в форму и содержание самого языка. Что-то ушло в прошлое, что-то появилось вновь. Из двадцати тысяч пословиц и поговорок, собранных Далем, примерно четвёртая часть практически не встречается в устной речи. В то же время тысячи и тысячи народных изречений появились в связи с Октябрьской революцией, коллективизацией сельского хозяйства, Великой Отечественной войной, развитием спорта, эстрадного искусства, возрождением православия, обострением криминальной обстановки в стране и так далее и тому подобное.

Материал, собранный в различных регионах страны, в том числе и через моих соратников-корреспондентов, в многочисленных аудиториях, озвученный на радио и телевидении, встречавшийся в литературе различного характера, лёг в основу «Энциклопедии народной мудрости», выпуск которой в таком объёме предпринимается впервые в отечественном книгоиздании.

При сборе материалов для энциклопедии я пользовался методологией В.И. Даля, однако при издании применил ряд новшеств. А именно:

  1. Обилие материала и не всегда совершенная форма подачи пословиц по темам заставили меня вернуться к додалевскому периоду, когда авторы изданий располагали пословицы в алфавитном порядке. Но чтобы лучше ориентироваться в поисках нужных изречений, я присвоил каждому изречению свой номер и предлагаю указатель слов и тем. Он насчитывает около двух тысяч изречений (у Даля было тем-указателей 170). Причём в указателе привожу не только слова в именительном падеже и единственном числе, но и однокоренные слова. Такой указатель слов и тем, разработанный мною, представлен на суд читателя впервые. Надеюсь, что он сослужит добрую службу, облегчит поиск нужных пословиц и поговорок.
  2. Учитывая тот факт, что имя человека играет важную роль в его жизни, я создал указатель имён, встречающихся в «Энциклопедии народной мудрости». Наверное, каждому будет интересно узнать, как его имя трактуется в пословицах и поговорках.

Надеюсь, предлагаемая читателям энциклопедия поможет расширить круг знаний о своих именах, по природе прославляемых, побудит каждого к уважению себя, своих близких и незнакомых людей. Уважение сродни доброте, которая непременно сопутствует памятливости, душевному спокойствию, счастью. Тогда и имя своё легче нести по жизни высоко, с достоинством и честью, как подобает Человеку.

Я понимаю, что мою работу собирателя россыпей родного языка законченной назвать нельзя. Тем более, что наша бурная жизнь активно влияет на форму и содержание пословиц и поговорок и отнюдь не в лучшую сторону. Впрочем, анализы и оценки – это тема отдельная, если на то будет угодно судьбе. А пока остаюсь верным своему увлечению.

Н.В. Уваров

Материал создан: 09.05.2015

комментарии к статье


Книга народной мудростиИван Михайлович Снегирев, 2014

Абаса[10] в Персиде краса.

Абинное[11] сукно окончина в окно.

Аввакум скажет наобум, а ты себе бери на ум.

Август Марта теплее.

Августа капуста, а в Марте осетр.

Авель праведен, а Каин грешен, а оба убиты.

Авеля Каин на поле манил.

Авеля Каин, а Каина Ламех[12], а Ламех умер сам.

Авессалом отнял у отца царство.

Ависага дева Давида грела[13].

Авось небосю родной брат.

Авось попадет, что заяц в тенято.

Авось хоть брось.

Авраам иному богу голову сломил[14].

Авраам, оставя дом, молился за Содом[15].

Аврааму отец Фара[16], а жена ему Сарра.

Агнец с бараном едино[17].

Ад безо дна, a век без конца.

Ад, что насад, много в себя побирает.

Адам да Авраам женами славны: едина смехом[18], а другая грехом.

Адам Евы послушал, да яблочко скушал.

Адам зло сотворил, рай затворил.

Адам прельщен женою, а жена змиею, а оба вон из рая.

Адам привычен к бедам.

Адам сотворен и рай отворен[19].

Адамов грех изливался на всех.

Адамовы лета с начала света.

Адаму копают яму, а мы не хотим, да тудыж глядим.

Аер строит росу, а смерть кует косу.

Аз родился, как свет в зачатии явился.

Азбука — к мудрости ступенька.

Азбука — наука, а ребятам — бука[20].

Азбука латине не пиво в братыне.

Азбуку учат, во всю избу кричат.

Азия Африки честнее, Август Марта теплее.

Азов быль славен, Смоленск страшен, а Вильна дивна[21].

Азов не о сте глазов, а Крым не крив.

Ай месяц Май, и тепл, да голоден.

Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд.

Ал цвет мил во весь свет.

Алай булай[22] Крымские песни, там их и тресни.

Александр храбр, а от худого умер[23].

Алексинцы стрельцы.

Алтын пробивает тын, а полтина убивает Мартына.

Алтын сам ворота отпирает и путь очищает.

Алтын сребра не ломит ли ребра.

Алтынного за грош не выторгуешь.

Алтыном воюют, алтыном подчуют, а без алтына горюют.

Алтыном полтина, а полтиною рублина.

Алчешь чужого — потеряешь свое[24].

Аминем беса не отбудешь.

Аминь, а головой в овин.

Аминь, да не ходи один.

Амценск (Мценск) цыгане семь верст объезжали.

Амченин тебе на двор, а Святых вон.

Ананиа с Сапфирою солгали, да не оба отпали[25].

Ангел в правде помогает, a бес лжею подстрекает.

Ангел отвратится, кто в блуд обратится.

Ангела умерша мощей не сыскать.

Ангели с неба, что не просят хлеба.

Ангеликова водка[26], живет вину тетка.

Ангельским часом за совет будет квасом.

Англинские Немцы[27] некорыстны люди, дадраться люты.

Андрей крестил, Иоанн благовестил.

Анна не всякому манна, не укусить ее стать.

Анна седмь лет с мужем жила, а до семидесяти лет вдовой была[28].

Ано земля не расступится, а вверх не взлетишь.

Антихрист близко, а солнце низко.

Антихрист примает, кто Христа отступает.

Апостоли обличают, они же научают[29].

Апостоли с любовию терпели напасти.

Апрель богат водою, а Октябрь пивом.

Апрель с водою, а Май с травою.

Аптека не на два века.

Аптека убавит на полвека[30].

Аптекам предаться — деньгами не жаться.

Аптеками лечат, а больные кричат.

Аравитское золото обратилось солодом.

Аргамак доброй к поре, а меринок к горе.

Арзамазцы лукоеды.

Аркан не таракан, зубов нет, а шею ест.

Ароматы от муки не избавят.

Артель атаманом крепка.

Архангельск город всему морю ворот.

Аршин на сукно, а кувшин на вино.

Аршин сукна швецам, а кувшин винца певцам.

Астрахань арбузами, а мы голопузами.

Астрахань далече, а Сибирь и дале того.

Астрономия уметь, любовь к Богу иметь.

Афины уже что овины[31].

Афон гору познать кому в пору.

Ах! пью я квас, а где вижу пиво, не пройду мимо.

Ах, страх! давно бы хотение свое исполнил, да за плечами гроза.

Ахав прорек Павлу связану быти[32].

Ахав застрелен, и кровь его пси лизаху[33].

Ахитофель Давиду солгал, а сам удавился[34]

.

Ахтуба пуста, а без караула не гуляй[35].

Аще бы и в Орде, только бы в добре.

Аще бы не Бог, кто бы нам помог?[36]

Аще дружество непременно, не бывает время отменно.

Аще за друга ся поручаешь, то свою душу полагаешь[37].

Аще кто матери не послушает, в беду впадает[38].

Аще не Господь сохранит града, всуе страж и ограда.

Аще с нами Бог, никто же на ны[39].

Аще ся ввадит волк в овце, то выносить все стадо, аще не убьют его

[40].

Аще царство разделится, вскоре разорится[41].

Баба бредит, кто ей верит[42].

Баба вертится[43] задом, передом, a дело идет чередом.

Баба ворожила, да головой положила.

Баба гнев держит на торг, а торг того не ведает.

Баба грешит[44], a деду грехи.

Баба дура.

Баба едет, хочет башню сбить, а воевода глядит, куда башня полетит.

Баба пляшет, себя красит.

Баба пьяна, а суд свой помнит.

Баба с воза, кобыле легче[45].

Баба с кашкою, a дед с ложкою.

Баба с кромою, а дед с сумою.

Баба Хавронья сбила с подворья, да будь воля Господня, не быть без подворья.

Баба прядет, а Бог ей нити дает.

Бабий огород не долголетен.

Бабий промысел, что неправый помысел.

Бабкин внук бабу с возу, так легче.

Бабушка пеняет, что от дедушки воняет, а от самой не дохнешь.

Бабьего вранья и на свинье не объедешь.

Бабьи семьдесят две увертки в день.

Бабьи сени нигде не стоят.

Бабьи-то промыслы неправые помыслы.

Базар любит копейку.

Базар цену скажет.

Баламут любит кнут.

Балахна стоит, полы распахня.

Баловливая корова все стадо балует.

Баловливая овца волку корысть.

Баня — вторая мать.

Баран по горам, а овца по подворью.

Барашка убить — не душу загубить.

Барин повару не верит, сам по воду едет.

Барыш с накладом на одних санях ездят[46].

Барышу наклад большой брат.

Басни бай, дурак то любит

[47].

Басни соловья не кормят[48].

Батьку, матку земля взяла, а нам деткам своя воля.

Бег не честен, да здоров.

Бегать смерти, не убегать.

Беглому одна дорога, а погонщику сто.

Беглых сыскивает, а себе место приискивает.

Беда аки в Родне[49].

Беда беде не помогает, а пуще затягает.

Беда беду родит[50].

Беда глупости сосед.

Беда куны[51] родить.

Беда не дуда, играть не умеет, а покинуть не смеет.

Беда не по лесу ходит, а по людям[52].

Беда одна не приходит.

Беден бес, который хлеба не ест[53].

Беден часто ся озирает, хоть и не его кличут.

Бедного убить — не спасенье нажить.

Бедной бьется, как рыба об лед.

Бедной в нуже, что жаба в луже.

Бедной времени не ищет.

Бедной от богатого невинно погибает, а богатой совесть из людей мешками выгоняет.

Бедному везде бедно.

Бедному жениться, на дворе не красно.

Бедному кусок за целый ломоток.

Бедность безумного во тьму и от людей отводит.

Бедность всего хуже.

Бедность губит отечество, печаль крушит молодечество, а недостатки и всем не сладки.

Бедность залезет в кут, не выгонит кнут.

Бедность и мудрого смиряет.

Бедность крадет, а нужда лжет.

Бедность не грех, а приводит в посмех[54].

Бедность не порок.

Бедность учит[55], а счастье портит.

Бедняжка как ни бьется, а где тонко, тут и рвется.

Беды всегда стремятся к горю, как реки и потоки к морю.

Беды да печали черти накачали.

Беды научают человека и мудрости[56].

Беды по бедам, да и лихо пришло к нам.

Беды терпети — каменное сердце имети.

Бежал от волка, а попал на медведя.

Бежать, ин хвост поджать, а стоять, ин мечь поднять.

Бежит овца с поля, своя ей воля.

Без Бога ни до порога, а с ним хоть и за море.

Без букв и грамматики не учатся и математики[57].

Без веры Господь не избавит, без правды Господь не исправит.

Без веры и без дел молитвы Бог не примет.

Без глаз рожа не пригожа.

Без денег в[58] город, сам себе ворог.

Без денег везде худенек.

Без денег вода пить.

Без денег и окольничей худенек.

Без дождя виноград нероден.

Без долгу жить прямое панство, а в долг войдешь — войдешь в подданство.

Без дому господин, а в дому подданный.

Без друга жить — самому себе постылым быть.

Без жены, что без кошки; а без мужа, что без собаки.

Без забора да без запора не спасешься от вора.

Без имени[59] овца баран.

Без капусты щи не густы.

Без клина плахи не расколешь.

Без клинья и кафтан не сделать.

Без кольца да без венца в деле не живет конца.

Без косы сена не накосишь.

Без ложки и добрый едок станет.

Без матери младенца не утешишь, без мастера аксамита[60] не уложишь.

Без матки пчелки пропащие детки[61].

Без меры и лаптя не сплетешь.

Без нужды проживешь, когда денег наживешь.

Без обеда не красна беседа.

Без одежды, но не без надежды.

Без пастуха овцы не стадо.

Без подвоху тать не крадет.

Без попа, как без соли.

Без правды веку не изживешь.

Без притчи[62] век не изживешь.

Без притчи и трясца[63] не берет.

Без рассуждения не твори осуждения.

Без року смерти не будет[64].

Без смелости сила попадает на вила.

Без соли не сладко, без хлеба не сытно.

Без соли, без хлеба половина обеда[65].

Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.

Без стыда лица не износишь.

Без толку молиться, без числа согрешать.

Без Троицы дом не строится.

Без узла и в сорок сажень вервь порвется.

Без ума голова пивной котел[66].

Без ума торговать — только деньги терять.

Без хвоста птица ком.

Без хлеба и добрый едок станет.

Без хлопот лучше зажать рот.

Без хозяина дом сиротинка.

Без шуму брага не закиснет.

Безгрешного человека на свете нет.

Бездонну кадку не наполнишь, а несчастного дитя не наделишь[67].

Бездушен колокол, но благовестит во славу Божию.

Беззаконным закон не лежит[68].

Безконный и в Цареграде пеш.

Безмену пест не замена.

Безпечальному сладок сон.

Безпорядочный человек не проживет в добре век.

Бесстыдного гостя пивом из избы не выгонишь.

Безумен рад, видя друга при напасти.

Безумен с ученым не пирует.

Безумен учения не любит.

Безумного человека волей не научишь.

Безумному в обиду не давайся!

Безумье и на мудрого бывает[69].

Безхмельное питье дубинное битье.

Бесчестье не деньги, а потрава не хлеб.

Бессчастный привык к бедам, будто к добрым делам.

Бей жену к обеду, а к ужину опять.

Бей сороку и ворону, добьешься и до белой лебедки[70].

Бей челом на Туле, а ищи на Москве.

Бейся, не бойся! без року смерти не будет.

Бел лицом, да худ отцом.

Бела овца, сера овца, а все один овечий дух.

Белила не сделают мила.

Белки ловить — ножки отбить.

Белые руки чужие труды любят.

Береги денежку[71] про черный день.

Береги здоровье смолоду, а честь под старость.

Береги, внучек, здоровье паче знания!

Берегись козла спереди, лошади сзади, а лихого человека[72] со всех сторон.

Берегись от бед, пока их нет.

Береженого и Бог бережет[73].

Береженого коня и зверь в поле не берет.

Береженье лучше вороженья.

Бережливость лучше прибытка.

Береза не угроза; где она стоит, там и шумит.

Беркут пискленка кормит, а орла не кормит.

Берут завидки на чужие пожитки.

Берут руками, а отдают ногами.

Беручи рука не приберется, а даючи придается.

Бес беса хвалит.

Бес то знает, на кого пес лает.

Бес учит, что жена ворчит.

Беседа без хлеба ни пригожа, ни угожа.

Беси не плачут, когда чернцы скачут.

Бесы плачут, как иноки алчут.

Бешеному, да нож в руки.

Бившись с коровою, не удой.

Бил дед жабу, грозяся на бабу.

Били Фому за Еремину вину.

Бился, колотился, а доброй жены не добился.

Бился, колотился, мясоед прошел, а всё не женился.

Битому коту лишь лозу кажи[74].

Бить барана — сведят бояре; убить козла — не обраться зла.

Бить добро, а не бить лучше того.

Бить дурака — жаль кулака[75].

Бить небитого — на руках носить.

Бить шубу — будет тепла, а учить жену — будет мила.

Благо плывучи, помни бурю.

Благо Царей в правде судей.

Благослови, да головы не сломи.

Благословлял отец деток до чужих клеток.

Блажен человек, иже и скоты милует[76].

Блаженнее даяти, нежели взимати[77].

Ближняя родня: на одном солнышке онучи сушили.

Ближняя собака скорее укусит.

Близ смолы ходить — обчернишься, близ огня — обожжешься.

Близ Царя — близ смерти[78]

Конец ознакомительного фрагмента.

уроки общения в поговорках |

Народная мудрость на все случаи жизни: уроки общения в поговорках

Русский язык богат на многочисленные пословицы и поговорки. Практически к каждому делу, каждому занятию или сфере нашей жизни есть несколько своих емких поговорок. В своем роде все поговорки – это житейская мудрость, выработанная за столетия. И порой десяток хороших, емких выражений, запросто может заменить несколько книг, например, по психологии общения. Ведь одно дело — опыт единственного автора, который он излагает в своем труде, и совсем другое — опыт десятков поколений людей.

Так, можно потратить много часов на чтение труда Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», а можно просто прочитать русские поговорки об общении и пару советов, которые мы из них вывели. И если вы приехали жить в русскоязычную страну, то всегда сможете использовать их в общении.

 

Урок 1: Будьте аккуратны в своих словах и выражениях

Всем нам известна большая сила человеческих слов. Ими  можно как подарить другому человеку величайшее счастье, так и наоборот, лишить его смысла жизни. Поэтому всегда важно осторожно относиться к сказанному, если не хотим доставить себе и другим людям неприятности. Знали об этом, наши предки емко скомпоновали свои наблюдения в поговорках:

Слово не стрела, а в сердце язвит.

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Доброе слово сказать, как посошок в руки дать.

От одного слова да на век ссора.

 

Урок 2: Никто не любит болтунов

Раньше, как и сейчас, не любили людей, которые много болтают. А особенно, если они разносят чужие сплетни. Во многих селениях таких людей игнорировали или даже устраивали им публичные казни. Оно и понятно – если плохо человек говорит об одном, то когда у тебя беда случится, он и об этом всем расскажет. Так что усвойте для себя одно правило — не всякую информацию нужно пересказывать всем подряд. Умейте хранить секреты и держите язык за зубами. Особенно если вас об этом попросили.

Говоря о чужих, услышишь и о своих.

В добрый час молвить, в худой промолчать.

Бойся Вышнего, не говори лишнего.

Сказано красно — по избам пошло, а смолчится — себе пригодится.

 

Урок 3: Всегда думайте перед тем, как что-то сказать

Лучше промолчите и подумайте над следующей фразой, чем как можно быстрее высказывать другому человеку свои обиды и претензии. Потому что сказав что-то неловкое или обидное, вы уже никогда не сможете изменить сделанного. Можно попросить прощения, но люди навсегда запомнят вашу единственную ошибку.

Слово выпустишь, так и крюком не втащишь.

И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.

Лучше ногой запнуться, чем языком.

На час ума не стало, навек дураком прослыл.

 

Урок 4: Следите за своими эмоциями

А еще очень важно, чтобы собеседник не боялся вас, а мог спокойно слушать. Иначе, что бы вы ни сказали, все пройдет мимо его ушей. Поэтому никогда не повышайте голос. Даже если злитесь или сильно радуетесь, это можно высказать без всплеска эмоций. А очень громких людей обычно никто не любит. Или, хуже того, над ними смеются.

Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.

Звон не молитва, крик не беседа.

Кто ругается, у того лошадь спотыкается.

 

Урок 5: Мы то, что мы говорим

Но главное, что пытается до нас донести народная мудрость – человеческие слова и общение бесценны. Они могут даже ложь сделать правдой, если достаточное количество человек в эту самую ложь поверят. И сам человек, в зависимости от своих слов и поведения, начинает меняться. Тот, кто часто бранится, становится грубым и черствым. Кто хвалит много других по поводу и без – становится завистливым, а кто предпочитает слушать умных людей, чем ляпнуть глупое слово – и сам становится мудрее.

Сказал, что небосвод низок, так и ходи согнувшись

Кто говорит, что хочет, сам услышит, чего не хочет

Доброе молчание лучше худого ворчания

Без рассуждения не твори осуждения

 

Еще плотнее познакомиться с русскими пословицами, поговорками и фольклором вы сможете записавшись на курсы русского языка как иностранного. Откройте для себя народную мудрость!

Русская народная мудрость — Традиция

«Поверья…в сущности своей, основаны на деле, на опытах и замечаниях; поэтому их неправильно называют суевериями; они верны и справедливы, составляют опытную мудрость народа, а потому знать их и сообразоваться с ними полезно. Эти поверья бесспорно должны быть все объяснимы из общих законов природы: но некоторые представляются до времени странными и тёмными».

  • В.И. Даль «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа».

Русский человек «за словом в карман не лезет». Везде, в транспорте, в быту и на работе, мы говорим и сами слышим: «Всё что не делается, всё к лучшему»; «Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибёт»; «Готовь сани летом, а телегу зимой»; «Повадился кувшин по воду ходить, там ему и голову сломать»; «Свинья грязь найдёт»; «Не было счастья, да несчастье помогло»; «Не в свои сани не садись»; «Семь раз отмерь, один раз отрежь»; «Где уж нам дуракам чай пить»; «На Миру и смерть красна»; «Двум смертям не бывать, а одной не миновать»; «От добра добра не ищут»; «Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела». «Терпение и труд всё перетрут»; «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»; «Курочка по зёрнышку клюёт, тем и сыта бывает»; «Каждый сверчок знай свой шесток»; «Жизнь прожить — не поле перейти»; «Человек предполагает, а бог располагает»; «Нет худа без добра» и т. д. Всё это с усмешкой или в насмешку, часто с сарказмом, но, как правило, не в прямом смысле, а в переносном, по аналогии и ассоциации. Русская пословица хлёсткая, оптимально краткая до изящества, образная и эмоциональная, всегда точно бьющая в цель, ещё жива и не собирается уходить в небытие. И это в условиях жесточайшего прессинга со стороны глобальной массовой урбанизированной «культуры». Её живучесть, когда многие народные культуры приобрели даже не этнографический, а археологический интерес, обычно объясняется тем, что она буквально впиталась в плоть и кровь русских людей, их жизнь, их речь.

К настоящему времени составлена масса сборников русских пословиц. Сбору, изучению и толкованию русских народных пословиц посвятили себя многие любители русской словесности. Отдали ей свою дань и знаменитый педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824 — 1870), и известный фольклорист, историк и литературовед Александр Николаевич Афанасьев (1826–1871). Особое место для понимания русской народной культуры заняли работы Владимира Ивановича Даля (1801 – 1872). Большим знатоком русской пословицы был и наш известный историк Василий Осипович Ключевский (1815—1850), который в своих лекциях по русской истории [(5), XVII-ая лекция] связал формирование русской народной мудрости с психологией русского человека, сложившейся под воздействием характера среды его обитания: «Великороссия… со своими лесами, топями и болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячи мелких опасностей, непредвиденных затруднений и неприятностей, среди которых надобно было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Это приучало великоросса зорко следить за природой, смотреть в оба, по его выражению, ходить, оглядываясь и ощупывая почву, не соваться в воду, не поискав броду, развивало в нём изворотливость в мелких затруднениях и опасностях, привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями». «Притом по самому свойству края каждый угол его, каждая местность задавали поселенцу трудную хозяйственную загадку: где бы здесь ни основался поселенец, ему, прежде всего, нужно было изучить своё место, все его условия, чтобы высмотреть угодье, разработка которого могла бы быть наиболее прибыльна. Отсюда эта удивительная наблюдательность, какая открывается в народных великорусских приметах». Историк утверждает, что в приметах и в пословицах русского человека «и его метеорология, и его хозяйственный учебник, и его бытовая автобиография; в них отлился весь он со своим бытом и кругозором, со своим умом и сердцем; в них он и размышляет, и наблюдает, и радуется, и горюет, и сам же подсмеивается и над своими горестями, и над своими радостями».

Глубина памяти русского народа[править]

Народное мировоззрение неотрывно связано с глубиной памяти народов, проистекающее из времени его происхождения и развития. И здесь конкретно о русском народе мнения исследователей расходятся. По официально признанной точке зрения, основанной, главным образом, на русских летописях XI—XV веков, считается, что русский народ начал складываться с конца I тысячелетия н. э. из местных финно-угров и пришлых славян [Ключевский (5), лекция IV]. Поэтому он относительно молод и глубина его коллективной памяти определяется тридцатью — сорока поколениями. Отсюда делается вывод, что за период своего сложения русский народ не мог сам по себе составить целостного мировоззрения, привязанного к месту своего развития. А то, которое существует на данный момент, является мировоззрением инкорпорированным, прямым следствием приобщения русского народа к христианству (по Карамзину, Соловьеву и др.) Естественно, эта идея поддерживается Русской Православной церковью. Конечно, трудно отрицать её роль в формировании психологии русского народа. Она, действительно, велика. На протяжении ряда веков принадлежность к православию являлась важнейшим принципом самоидентификации русского человека, что способствовало народному единению в один из тяжелейших периодов существования, в момент татаро-монгольского ига. Но всё же в таком случае необходимо ответить, почему на протяжении всего «христианского» тысячелетия Русская Церковь прилагала столько усилий в борьбе с «пережитками» язычества [11].

Ещё академик Алексей Иванович Соболевский (1856 — 1929) лингвист, палеограф, историк литературы обратил внимание на «скифские» (как он выразился) названия рек Русской равнины [13], до него огульно воспринимаемые как финно-угорские. Учитывая, что Волго-Окское междуречье, с примыкающими районами верхнего течения Дона, Волги и Сухоны, считается историко-культурным местом развития русского народа вообще, это существенное замечание. В результате произведённых в последнее время подсчётов установлено, что около 40 % названий рек этой территории имеют индоевропейское происхождение [8]. Это реки: Двина, Сухона, Кубена, Тиксна, Лизна, Шексна, Десна, Дон, Пра, Проня и многих другие. Их этимология прочитывается по словарю Даля, и большинство приведённых названий являются прилагательными в той сокращенной форме, которая имеет широкое распространение в русском языке. Так, мы говорим очаровательная девица, обширная страна, но… девица очаровательна, страна обширна. Отсюда Двина — дивная река, Сухона — сухонная (тоскливая, по Далю), Кубена — кубенная река (от слова куба, кубышка), Десна — десная река (правая, по Далю) и т. д. Происхождение названий этих рек многие авторы относят к финальной стадии мезолита [7], то есть к VI тысячелетию д.н. э. Что же касается большинства, так называемых, финно-угорских названий, то они составляют около 50 % [8]. Время их происхождения исследователями определяется первой половиной первого тысячелетия н. э. [7]. Предполагается, что в этих названиях, как правило, индоевропейский корень и финно-угорское окончание [7]. Можно предполагать, что большинство их, подобно названию одной из деревень Подмосковья Терехунь,

Народная мудрость

  1. Главная
  2. Народная мудрость

В родном краю сокол, в чужом – ворона.

В каком народе живешь, того обычая и держись.

В каждой шутке есть доля правды.

Будь как у себя дома, но не забывай, что ты в гостях.

У кого в чем счастье, а у свиньи – в корыте.

Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает.

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

От нужды умнеют, от богатства глупеют.

Не спеши языком, торопись делом.

Под лежачий камень и вода не течёт.

Поспешишь – людей насмешишь.

Жизнь не прощает беспечного отношения к своему здоровью.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Держи голову в холоде, живот – в голоде, а ноги – в тепле.

В доме, где свежий воздух и солнечный свет, врач не надобен.

Без беды друга не узнаешь.

Без матери и солнце не греет.

Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра.

Самым дорогим кажется то, во что вложен твой труд.

Побеждают не числом, а уменьем и умом.

Первый шаг труден.

От желания к исполнению приложи умение.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Любому молодцу скромность к лицу.

Лучше поздно, чем никогда.

Кто стоек бывает, тот достигает того, чего желает.

Кто не умеет грош сберечь, тот не сбережет и миллиона.

Красота приглядится, а ум пригодится.

Коли рады гостям, так встречайте их за воротами.

Капля долбит камень.

Заработанная копейка дороже стоит.

Дорогу осилит идущий.

Договор дороже денег.

Добрая наседка одним глазом зерно видит, а другим коршуна.

Герои куют победу.

Где правое дело, и малые победы велики.

Всякий человек вперед смотрит.

Все хорошо, что хорошо кончается.

Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать.

Великое дело начать: смелое начало – та же победа.

Вежливость ничего не стоит, но приносит много.

В трудном деле поднатужься – втрое возьмешь.

В одну руку всего не загребешь.

В бою побеждает кто упорнее и смелее, а не кто сильнее.

Быть занятым – быть счастливым.

Была бы охота, заладится всякая работа.

Бережливость лучше прибытка.

Без цели ничего не делают.

Без надежды, что без одежды: и в теплую погоду замерзнешь.

Без грамоты, как без свечки в потемках.

Всякий совет к разуму хорош.

Век живи, век надейся.

В лес дрова не везут, а в колодец воду не льют.

Будь умелым не языком, а делом.

Будь снисходительным к другим, но строгим к себе.

Будет охота – заладится любая работа.

Бесплатный сыр только в мышеловке.

Чужому счастью не завидуй.

Чужим умом долго не проживешь.

Что о том тужить, чего нельзя воротить.

Что заслужишь, то и получишь.

Чего не воротишь, про то лучше забыть.

Чаще советуйся со своими ногами.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Утро вечера мудренее.

Усердие – мать успеха.

Упал, так вставай.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

Умел брать, умей отдать.

Умей говорить, умей и слушать.

Улыбка никому не вредит.

Ты – это ты, а другие – это другие.

Тому, кто тебе льстит, не доверяй.

Терпеливый победит сильного.

Там, где больше двух – говорят вслух.

Стоишь высоко – не гордись, стоишь низко – не гнись.

Спрос – не грех и денег за него не платить.

Спасибо – великое слово.

Слушай старших.

Случившееся может повториться.

Следя за чужим поведением, исправляй свое.

Семь раз проверь, прежде чем не доверять кому-либо.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Свою работу на других не перекладывай.

Своего не чурайся – за чужое не хватайся.

Сам не падай и другого не роняй.

С людьми советуйся, а своего ума не теряй.

С добрыми дружись, а лихих берегись.

Поспешишь – людей насмешишь.

После драки кулаками не машут.

Помогая другим, помогаешь себе.

Под лежачий камень вода не течет.

От добра добра не ищут.

Никого не слушать да торопиться – никуда не годится.

Неправдой не проживешь.

Не хитри – нападешь на более хитрого.

Не хвали себя, пусть люди тебя похвалят.

Не хвали себя, есть лучше тебя.

Не уставай делать добро.

Не украшай платье, украшай ум.

Не туши дровами огонь.

Не суй свой нос не в свой вопрос.

Не суди о людях по их наружности.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Не руби сук, на котором сидишь.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Не разевай рта, сорока залетит.

Не привыкай к плохому, подожди хорошее.

Не позволяй расходу главенствовать над доходом.

Не плюй против ветра.

Не подумавши, ничего не начинай.

Не плюй в колодец: самому пригодится водицы напиться.

Не открывай двери, коли не знаешь кому.

Не меряй всех на свой аршин.

Не ленись, а трудись, а трудясь – учись.

Не зная броду, не лезь в воду.

Не делай того, чего надо стыдиться.

Не делай другому того, чего не желаешь себе.

Не выноси сор из избы.

Не всякому слуху верь.

Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.

Не в свои сани не садись.

Наперед не узнаешь, где найдешь, а где потеряешь.

Лучше умный упрек, чем глупая похвала.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Лучше поздно, чем никогда.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Лучше не обещать, чем слово не сдержать.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Куй железо, пока горячо.

Кто сразу за все берется, тот мало чего добьется.

Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

Кто ищет, тот находит.

Капля по капле и камень долбит.

Как прибыло, так и убыло.

Каждый о себе заботится.

Из ошибки извлеки пользу.

Из грязной воды еще никто чистым не вышел.

И мудрому человеку совет требуется.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Дорогу не ищут, а спрашивают.

Дорогу осилит идущий.

Доверять доверяй, да почаще проверяй.

Доброе сердце лучше пригожества.

Делая зло, на добро не надейся.

Две шапки на себя не наденешь.

Даже из трудного положения есть выход.

Всех слушай, а свой ум имей

Большому кораблю большое плавание.

народная мудрость — Русский чтец

Рекомендуемое письмо: Но в деревне есть солнце! «Вы знаете, насколько тяжелой может быть жизнь в деревне, особенно зимой, когда снег идет так сильно, что вы не можете выйти из дома. Тем более, что мне нужно было помогать молодежи, когда у нас родилась внучка. Мы переехали в город, но прожить там долго не смогли. Конечно, магазины и поликлиника были рядом, и это было удобно, но какой в ​​этом смысл? Ненормально дышать выхлопными газами автомобилей и всю зиму смотреть на серое, мрачное небо.Окно нельзя открыть из-за шума и копоти. И недуги, которые вы получаете, когда попадаете в ловушку между четырьмя стенами, не замедляют наступать. В деревне солнце появляется каждый день, даже зимой блестит чистый снег, а воздух подобен мази. И мы регулярно получаем медицинских писем , в которых есть рецепты практически от любого недуга. Хорошо, что мы не продали дом. Нашему сыну пришлось отремонтировать и утеплить, и теперь все счастливы.Наша внучка ходит в гости. Для нее есть все: санки, лыжи, коньки. Девушка жизнерадостная и добрая, маленькие помощницы бабушки и дедушки, что не скажешь о каждом городском пацане. Дай бог вам и вашим близким здоровья и счастья. А.Е. Вихрова, Пермь. ‘ Наши читатели знают, как быть здоровыми ». Титульный лист Медицинских писем 4 (400), февраль 2018 г.

_________________________

Скриншот из датского сериала Рита .Предоставлено Netflix

_________________________

«Что лучше готовить: дешевое вино или дорогое вино?» Источник неизвестен

_________________________

Отрывной календарь магнит на холодильник на 2018 год. Издается издательством «Медный всадник» (www.mvsadnik.ru) тиражом 3 000 экземпляров. Номинальный 0+

_________________________

Скриншот мнимого уничтожения Флориды российскими ракетами в прямом эфире RT в 1:24 с.м. МСК, 1 марта 2018 г. Видео предоставлено Daily Star , 1 марта 2018 г.

_________________________

«23 февраля. День защитника Отечества. Темный шоколад.» Производитель неизвестен. Куплена в книжном магазине «Буквоед» в ТЦ «Галерея» на Лиговском проспекте, 30А, Санкт-Петербург, 23 февраля 2018 г. за 121 рубль (около 1,73 евро)

_________________________

« Василий Егорович Токарев, Архангельск . Сразу после армии устроился сварщиком.Я много лет проработал в тундре на различных газо- и нефтепроводах. Работа сама по себе была тяжелой для глаз. Сварочное оборудование постоянно мигало, и погодные условия на севере тоже были экстремальными. Так что время от времени я получал конъюнктивит и ячмень. Мои глаза всегда были красными и налипшими от гноя, и ничто не могло облегчить ощущение песка и боли. Проблемой стала дальнозоркость, и мне приходилось везде таскать очки с собой. Во время профилактического осмотра врач поставил диагноз глаукома! Я перебрал все лекарства, доступные в аптеке, но отдачи практически не было.Тогда я и решила попробовать капли Окапина. Поначалу я прошла полный курс лечения, но сейчас использую их только иногда в профилактических целях. Результаты были отличными. Мои глаза не красные и не воспаленные, у меня больше нет этого чувства жжения и песка, и мое зрение восстановилось, так что мне больше не нужны очки или врачи. Давление в глазах упало до 17 мм рт. Я прекрасно вижу как вдаль, так и вблизи, не прищуриваюсь, и меня ничего не беспокоит! » Выдержка с первой страницы Health Herald [март 2018 г.], рекламного проспекта, замаскированного под газету.

_________________________

«18 марта — выборы президента Российской Федерации. Вы можете заранее выбрать участок для голосования, в том числе тот, который привязан к вашему зарегистрированному месту жительства. Для этого до 12 марта вы должны подать… » Выдержка из SMS, полученного на мой мобильный телефон в 13:24. МСК, 3 марта 2018 г.

_________________________

Магнит на холодильник «Все идет хорошо». На обратной стороне магнита человек обозначен как «Президент Российской Федерации.Владимир Путин.» Имя собаки не идентифицируется.

_________________________

Старушка переходит улицу в холодный день в Петербурге, 27 февраля 2018 г. Фото Russian Reader

Собрано и переведено Russian Reader . Посвящается товарищу С.Г. с днем ​​рождения

Русский фольклор и сказки — Жизнь в России

Чтобы по-настоящему понять Россию и русских, нужно углубиться в фольклор.Вы найдете множество интересных персонажей, таких как Баба Яга, Жар-птица, Царевна-лягушка и многие другие. Каждый раз, когда мне попадается новая история, которая мне интересна, я буду размещать ее здесь. Одни предназначены только для детей, другие — для взрослых. Вне зависимости от случая, их изучение поможет лучше понять, кто они такие, и немного больше о самой культуре.

1) Баба Яга Из всех русских сказочных персонажей она одна из самых часто встречаемых. Чаще всего ее можно встретить как хозяйку деревянной хижины на куриных ножках или как хранительницу пути в дикий лес.И никого не пропускает. Баба Яга испытывает героя на нервы и отвагу. И если он окажется достойным, она поможет ему в выполнении его задачи, дав ему талисманы, которые помогут в его работе.

Однако есть еще одна баба-яга, которой лучше избегать — та, которая любит лакомиться детьми. Главные герои должны полагаться на свою смекалку, чтобы спастись от нее. Она также может из-за своего возраста и лени дать «работу на кухне» тому, кто по глупости или добросердечию позволил «ужинать».Баба Яга может быть довольно драчливой, целую вечность гоняясь за героем на своей гигантской метле. Сказки включают «Бабу Ягу», «Василису Прекрасную» и «Волшебные гуси-лебеди».

2) Firebird — русская версия легенды о Фениксе. Обычно птица — приманка для отважных молодых людей, ищущих богатства. Жар-птица — большая птица необычайной красоты, окутанная огнем: «ее перья были из полированного золота, а глаза из восточного хрусталя». Несмотря на этот великолепный вид, легко поймать Жар-птицу за то, что она незаконно поедает яблоки в царском саду, или поймать ее, издевающуюся над зернами пшеничных полей.

Очень часто герой натыкается на перо Жар-птицы и приносит его царю в подарок, не зная, что с ним может случиться. Получив перо, которое сияет ярче многих свечей, царь обычно хочет птицу и отправляет героя в опасное путешествие. Жар-птицу мы находим в сказках «Царевич Иван, Жар-птица и Серый волк» и «Жар-птица и царевна Василиса»

3. Царевна-лягушка — идеальная жена, умная и красивая, разумная и находчивая, верная и бережливая.И вдобавок ко всему, она искусна в магии и имеет в своем распоряжении армию нянек, которые могут помочь ей даже в, казалось бы, невозможных обстоятельствах. Однако есть один недостаток. По приказу своего могущественного отца она на три года превратилась в лягушку и вынуждена явиться в этом образе своему жениху — царевичу (цесаревичу) Ивану.

В ее сказке целая гамма фантастических элементов. Здесь вы найдете ритуал, когда наследный принц находит лягушку с помощью стрелы; нарушение правил — Иван обжигает лягушачью шкуру и теряет возлюбленную; и в наказание за свой проступок ему назначено испытание, которое он должен вынести, чтобы снова вернуть свою дорогую лягушку.Сказка называется просто «Царевна-лягушка.

4) Горыныч Драго н имеет три головы. Он может появляться из воды, извергать пламя из ноздрей, иногда летать на крыльях огня и часто живет в горах. Горыныч похищает женщин и нападает на города. Но, в отличие от Бабы Яги, его нельзя подкупить или остановить — он всегда полон решимости накормить тех, кто нарушает его отдых или нарушает его планы.

Обычно одинокий герой может победить дракона, который рано или поздно прибывает, чтобы вызвать дракона на битву.Мы находим дракона Горыныча в сказках «Фролка», «Добрыня Никитич» и «Дракон Горыныч».

5) Кикимора — злой дух, и она появляется в двух формах, в зависимости от того, за кого она выходит замуж. Есть Болотная Ведьма, которая замужем за хобгоблином, и Домашняя Ведьма, которая является женой Домового (домашний дух в славянском фольклоре). Болотная Ведьма появляется в сказках в образе уродливой старухи, одетой в водоросли. Ее работа — пугать тех, кто бродит по болотам, заманивать путешественников в зыбучие пески и красть маленьких детей.

Домашняя Ведьма другая — она ​​тихо живет в своем доме и редко показывается людям. Легенда гласит, что ведьмы чаще всего — это души утонувших людей или детей, умерших до крещения. Самая известная сказка о ведьме — «Кикимора» Алексея Толстого.

6) Кощей Бессмертный , злой монарх, обычно представляется либо тощим стариком, либо королем на коне. Он не полностью застрахован от смерти — его можно убить, но для этого вам нужно сломать волшебную иглу, которая спрятана в яйце, которое находится в утке, которое находится в зайце, которое находится в сундуке в дуб.Есть вторая версия истории, где жеребец приносит смерть королю Кощею. Его рассказ печален; в одной из его историй, «Воин Кощеи», рассказывается, как он когда-то был воином, но был предан товарищами и взят в плен врагами.

Спустя много долгих лет он смог вырваться из ржавой кольчуги и начал мстить. В нескольких версиях рассказа Кощея говорится, что он сажает в тюрьму женщин, обычно невест юных героев сказки.Такую версию мы находим в сказках «Кощей Бессмертный», «Мария Моревна» и «Царевна-лягушка».

Вот список сказок и ссылки на каждую из них.

Замок Мухи

Пони-горбунок

Красная шапочка

Двенадцать месяцев

Маленькая круглая булочка

Дурак мира и летающий корабль

Репа

Каменный цветок

Лягушка идет в путешествие

Семь Симеонов

Сивка-Бурка

Сестра Алионушка

Легенда о Рице

Царевна лягушка

Легенда о «Золотой горе»

Юкагирская легенда о мамонтах

Легенда о мамонте

Волшебное царство русского фольклора. Часть первая

Волшебное царство русского фольклора. Часть вторая

«Садко» — истинный урок свободы

Сказка об Иване-царевиче

История Бабушки

Нравится:

Нравится Загрузка…

: Нравы, обычаи и традиции :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр

По русским народным сказкам

Довольно ранние сказки превратились в источник забавы в этой стране. Русские люди относились к сказкам гораздо менее серьезно, чем, например, к песням. Это различие в трактовке двух видов фольклора хорошо выражено в пословице: «Сказка выдумана, песня — правдивая». Этими словами люди проводят четкую грань между двумя жанрами: сказка считается детищем фантазии, а песня — отражением того, что пережили на самом деле.

Однако, вопреки вышеупомянутому общему убеждению, сказки — это не просто плоды чистого воображения: они отражаются отголосками древних верований и образов жизни, которые канули в Лету. Например, многие сказки несут в себе тени (вероятно, несколько искаженные или преувеличенные) диких обычаев и нравов наших далеких предков.

На «двойное дно» сказок указывает русская пословица следующего значения: «Сказка — ложь, но с намеком, урок молодым».Некоторые современные исследователи обнаруживают, что определенные сказки представляют собой аллегорические повествования об истинных исторических событиях, не говоря уже о моральных предложениях многих сказок. Со временем острая сатира на злободневные истории была стерта, реальные прототипы умирали и были забыты, а аллегорические истории оставались непонятными, а потому загадочными и забавными.

Будучи продуктом очень древних, как правило, языческих эпох, сказки, наряду с другими фольклорными жанрами, издавна подвергались преследованиям со стороны церкви.В XI веке было запрещено рассказывать сказки, анекдоты, «пустые выдумки». Даже в XII веке запрещали рассказывать басни; тогда как в 13 веке обвиняли и запрещали «сказочников».

Несмотря на различные запреты, сказки, передаваемые из уст в уста, сохранились и, хотя и довольно модифицированы, дожили до наших дней. Во многом это благодаря собирателям фольклора, записавшим их. Русский этнограф Александр Афанасьев (1826–1871) был инициатором сбора русских сказок.Екатерина Авдеева (1789-1865) и Владимир Даль (1801-1872) также внесли большой вклад в сбор и систематизацию детского фольклора. Современные русские сказки, как правило, рассчитаны на детскую аудиторию.

Происхождение и содержание русских народных сказок

Сопоставление содержания русских сказок с сказками, баснями и легендами других народов выявило их полное сходство. Так, например, русская сказка об «Одноглазом великане» повествует почти то же, что и «Одиссея Гомера» о циклопе по имени Полифем, Одиссее и его спутниках; так что русская сказка очень похожа на древнегреческий миф.Примечателен тот факт, что не только европейские народы имеют похожие сказки: совершенно разные народы разных рас имеют сказки, похожие по сути, хотя и различающиеся деталями. Скитания сказочных сюжетов от одного народа к другому наверняка сопровождались их изменением и смешиванием друг с другом. Так что определить, что именно принадлежит местным жителям в сказке, а что было заимствовано, сложно: вообще говоря, сказки интернациональны по сюжету и сущности, хотя, по всей видимости, несут в себе своеобразный национальный отпечаток, который в основном можно увидеть при взгляде. в деталях.

По тематике сказки можно разделить на три группы: сказки со следами мифологии, сказки о животных, которые говорят и действуют как люди, и сказки о манерах.

Еще о русских народных сказках

Забронировать отели и апартаменты в России

Туры в Россию

Заказ железнодорожных и автобусных билетов России

Найти и заказать трансфер по России

Юридическая консультация по российскому законодательству

Источники :
russianplanet.ru
xlt.narod.ru

Русских народных сказок

Русские сказки

Эта страница целиком посвящена народным сказкам России. Сказки — это часть культуры, традиций, обычаев и истории людей. На этих славных и великолепных сказках воспитаны многие поколения русских (и не только русских!) Детей. Мы надеемся, что они понравятся и вам, и вашим детям. В обширном сборнике классических русских сказок, доступном на английском языке, мы встречаем как универсальных сказочных персонажей — воров и героев, королей и крестьян, красивых девиц и устрашающих ведьм, очарованных детей и хитрых людей. животные — и такие уникальные русские персонажи, как Кощей Бессмертный, Баба Яга, Дева-Лебедь и славная Жар-птица.

Содержание

Медведь, собака и кошка

Баба Яга

Баба Яга (версия Артура Рэнсома)

Бабушка

Кот, ставший главным лесником

Рыбный промысел

Серые коровы

Крестьянин Димиан

Емельян Дурак

Очарованная принцесса

Летучий корабль

Дед Мороз

Лягушка-царевна

Мороз

Дурак мира и летающий корабль

Золотая гора

Идите, не знаю куда — принесите, не знаю, что

Золотая рыбка

История карликового длинноноса

Волосатый мужчина

Хижина в лесу

Иванушка Дурочка

Король Коджата

Длинная борода King

Лютнист

Язык птиц

Маленькая дочь снега

Little Master Misery

Морозко

Мужичек-на-пальце-с-усами-семь верст-длинный

The Muddy Cart

Норка

Рассказ о царевиче Иване и об арфе, игравшей без арфы

История Горько-Горинского

Солдат и смерть

Садко

Повесть о мертвых

За Ваше здоровье!

Сказка о серебряном блюдце и прозрачном яблоке

Лесной спрайт

Горе Боготир

Белая утка

Ведьма и ее слуги

Кто жил в черепе?

Авторы:
Верра Ксенофонтова Каламатиано Де Блюменталь
Роберт Нисбет Бейн
Артур Рэнсом

Особый интерес в этом томе «Русских народных сказок» состоит в том, что это перевод из собрания всевозможных крестьянских церковных книг, сделанных в Москве около 1830 года, задолго до того, как цензура в значительной степени остановила рост популярной литературы.

История Любима Царевича и Крылатого Волка

Рассказ о самой чудесной и благородной самостоятельной арфе

Семь братьев Симеон

Рассказ об Иване, крестьянском сыне

История Золотой горы

Русские ремесла и народное искусство

Некоторые виды русского ремесла хорошо известны во всем мире, а другие неизвестны за пределами России.Все знают знаменитую Матрешку, или русскую матрешку. Меньше людей ассоциируют замысловатое плетение кружева, расписанный вручную фарфор, изделия из дерева или эмалевые украшения с русским народным искусством.

Ниже представлены описания и примеры некоторых из самых любимых ремесел России.

Те, кто интересуется русскими ремеслами, могут также попробовать украинское народное искусство.

Гжель

Стиль русской керамики, Гжель получил свое название от деревни (в Московской области), где гончарные изделия производятся с 14 века.Характерный синий цвет на белой (глазурованной) поверхности возник в 1830-х годах. Сегодня около тридцати деревень к юго-востоку от Москвы производят уникальные русские изделия ручной работы, поставляя их как внутри страны, так и за границу.

Палех

Палех — это небольшие картины (часто из русских сказок или литературных произведений), выполненные темперными красками на лакированных шкатулках или футлярах из папье-маше.

Жостовская роспись

Жостовская роспись — это традиционное русское народное искусство, в котором металлические подносы расписаны красивыми растительными орнаментами.Ремесло по-прежнему производится в деревне Жостово (Московская область).

Вологодское кружево

Вологодское кружево, датируемое XVII веком, изначально ткалось из золота и серебра для одежды знати и церковной иерархии. Сегодня вологодское кружево завоевало мировое признание своим богатым декоративным орнаментом и плавными линиями.

Дымковская Игрушка

Вылепленные раскрашенные глиняные фигурки, иногда в форме свистульки.Русские ремесла, по традиции, до сих пор производятся в селе Дымково (недалеко от Кирова).

Тульский Самовар

Самовар, традиционный промысел Тульской области, изначально создавался как практичный прибор — для кипячения воды, приготовления чая и кофе. Сегодня, хотя они и функциональны, они выполняют скорее декоративную роль.

Хохлома

Самовар, традиционный промысел Тульской области, изначально создавался как практичный прибор для кипячения воды, приготовления чая и кофе.Сегодня, хотя они и функциональны, они выполняют скорее декоративную роль.

Матрешка

Пожалуй, самое узнаваемое изделие ручной работы в России. Матрешка — это расписная деревянная фигурка, которую можно разложить, чтобы увидеть внутри больше «русских матрешек». Типичная тема для набора «Матрошка» — это обычно крестьянские девушки в традиционной одежде, но не менее распространены и нетрадиционные куклы. Новые творческие декорации могут быть посвящены практически любой теме — от спортивных деятелей и политических лидеров до персонажей русских народных сказок и научной фантастики.

Ростовский финифт (Эмаль)

Ростовский финифт — традиционный русский художественный вид росписи по эмали (часто на украшениях — броши, кольца, серьги). Русское ремесло зародилось в Ростове в XVIII веке, когда художники впервые написали миниатюрные иконы на эмали для церкви.

Уральский малахит

Ювелирные изделия, украшения и предметы интерьера изысканного мастерства, изготовленные из знаменитого уральского малахита (также известного как русский камень и / или павлиний камень в древней Руси).

Русская народная музыка — Открой для себя Россию

Часто, понимая специфику страны, нужно слушать ее национальную музыку. В отличие от любого другого вида искусства, он отражает характер людей. Современные музыканты, исполняющие такую ​​музыку, синтезируют народные мотивы с современными инструментами.

С середины ХХ века профессиональные музыканты обращаются к истокам народной музыки, которую сохранили сельские жители. Сергей Старостин не только записывал народные песни, но и исполнял их.Это важная миссия в современном мире, потому что количество носителей народной музыки стремительно сокращается.

Сергей Старостин

Яркий тому пример — Лукерья Кошелева, последняя из фольклорного ансамбля села Линово. Жители этого села на границе России и Украины в ХХ веке говорили на диалекте времен князя Игоря, а местные бабушки пели русские песни на этом диалекте.

Лукерья Кошелева

«Бурановские бабушки», полные энергии, покорили сердца не только России, но и Европы, заняв второе место на конкурсе «Евровидение» в 2012 году.

Бурановские бабушки

Исполнение русских народных песен в современной обработке — основа творчества певиц Инны Желанной и Пелагеи. Желанная использует народный материал в сочетании с электроникой, джазом и роком. Пелагея покорила Россию еще в юности своим уникальным вокалом и умением передать характер народных песен.

Инна Желанная и Пелагея

В начале 90-х годов по всей России стало появляться много поп-фолк-коллективов, таких как «Балаган Лимитед», «Славянский ход», «Кристалл-Балалайка».Самым успешным оказался «Иван Купала». В основе их музыки лежали записи, сделанные этнографами в 1970-х годах.

Иван Купала

Музыканты «Калинов Мост» удачно сочетают фолк и рок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *