Леонардо да винчи все произведения список: Леонардо да Винчи — 205 произведений

Содержание

Топ-5 картин Леонардо да Винчи • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

Искусство

Объясняем, как да Винчи изменил историю живописи, на примере пяти его главных работ

Автор Елена Якимович

1«Мадонна в скалах» (1483–1486)
Musée du Louvre / Wikimedia Commons

«Мадонна в скалах» — одна из первых живописных работ Леонардо. Контракт с художником заключило Братство Непорочного зачатия  Городское религиозное сообщество богатых жителей Милана, собиравшихся для совмест­ных молитв. — картина должна была украсить алтарь часовни церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане. Вместо формальной торжественной застывшей композиции Леонардо создает свобод­но развернутую в пространстве, пластичную группу в форме пирамиды — своей любимой фигуры — и таким образом нарушает традицию, по которой алтарная картина должна была включать Марию с младенцем, пророков и ангелов. Герои связаны между собой с помощью поз и жестов. Вот коленопреклоненная Мария представляет Иоанна Крестителя младенцу Христу, который поднимает руку в благословляющем жесте. Вот ангел указывает на Иоанна и смотрит на зрите­ля, будто приглашая его в картину. Тихое таинственное действо в гроте напо­минает сцену Рождества, тоже часто изображаемую в пещере, а отсутствие нимбов и атрибутов делает «Мадонну в скалах» менее официальной и более камерной.

Нарушение традиции заключается еще и в том, что на картине изображена сцена, отсутствующая в канонических Евангелиях, но известная по апокрифам. Согласно апокрифическому Протоевангелию Иакова, младенец Иисус встре­тился с Иоанном во время бегства в Египет (Ирод приказал истребить всех младенцев мужского пола), когда Мария, Иосиф и Христос, как и Иоанн с его матерью Елизаветой, скрывались в пустыне.

Как и его предшественники, Леонардо тщательно выписывает детали — он пре­красно разбирается в геологии и ботанике, — и мы можем определить разно­вид­ности цветов и породы скал. Одновременно в картине есть характерные только для Леонардо воздух и глубина, которых удалось добиться с помощью приема сфумато  Сфумато (итал. sfumato — «затушеванный, исчезающий как дым») — смягчение очерта­ний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. . Уходя от условности и плоскостности, показывая объемные пла­стичные фигуры в сложном пространстве, художник прощается с тради­циями Средневековья и Раннего Возрождения в Италии и открывает дорогу к «Тайной вечере» и «Моне Лизе».

2«Тайная вечеря» (1495–1498)
Wikimedia Commons

Над росписью на стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане  Капелла при монастыре была домовой церковью Лодовико Сфорцы, правителя Милана, на которого работал Леонардо. Леонардо хотел работать медленно и использовать яркие краски, дающие возможность тональных переходов. Он отказался от прове­ренной и надежной техники фрески — она не позволяла вносить исправления, использовать множество разных цветов и оттенков и добиваться сложных переходов от одного тона к другому. Художник решил работать аль секко, то есть всухую, рисуя по сухой стене. Поверхность стены он покрыл смесью гипса, смолы и мастики, а писал яичной темперой с добавлением масляной краски. Но эксперимент провалился: уже в XVI веке изображение начало раз­рушаться, а прорезание двери в стене, наводнения, неудачные реставрации, бомбежки во время Второй мировой еще сильнее испортили роспись.

Христос и ученики помещены в строгий интерьер, напоминающий трапезную монастыря: он сообщает, что один из них предатель. Это не ритуальный ужин и не молитвенное собрание, как у предшественников Леонардо, но спектакль в момент кульминации. Апостолы спорят, недоумевают, печалятся, возмуща­ются, гневаются. Посередине Христос: он указывает на хлеб, намекая на таин­ство причастия. Иуда — и это тоже совсем не характерно для итальянской живописи XV века — смешался с толпой других учеников. Отшатнувшись от стола, он рассыпает соль (дурная примета).

В этой работе передан весь спектр переживаний героев: каждый индивидуален и вместе с тем типичен — зарисовки беседующих на улице людей, которые Леонардо делал, еще не получив этот заказ, явно не прошли даром. Персонажи образуют символические группы из трех человек, в форме треугольника изо­бражен и Христос в центре композиции. Математически точная перспектива задает сцене строгий ритм, а сочетание выверенной геометрии с эмоциональ­ными движениями героев позволяет добиться равновесия без застылости.

3«Спаситель мира» (около 1500 года)
Wikimedia Commons

Об авторстве этой картины идут споры, но многие авторитетные исследовате­ли считают, что автор — Леонардо. «Спаситель мира» — это тип изображения, когда Христос чаще всего представлен как владыка мира  На это указывает сфера или держава с крестом; иногда он сидит на троне., поднимающий правую руку в благословляющем жесте. Иконография с вла­ствующим и благословляющим Христом пришла в Италию из Нидерландов. Прозрачная сфера в руках Спасителя отсылает к Платону и Аристотелю, писавшим о сферической форме Вселенной. 

Картина вызывает много вопросов. Почему руки Христа выделены светом и приближены к зрителю, а лицо вдалеке и скрыто во мраке? Почему сфера, вероятно сделанная из горного хрусталя, не искажает складки одежды, если учесть, что Леонардо отлично разбирался в оптике? Почему здесь нет ни пластичности, ни сложных разворотов, ни типичной для мастера «подвижности внутри покоя»​  Для живописи Леонардо характерны сложные развороты фигур, подвижных и пластичных. Вместе с тем композиции в целом весьма устойчивы и сохраняют равновесие.​, которой он достиг к концу XV века? И главное, не подделка ли это? Видимо, все же нет. На рентгене видны поправки в изображении благословляющей руки — и это веский аргумент в пользу того, что автор писал сам, а не копировал готовый образец. В пользу авторства Леонардо говорит и нестандартное изображение Иисуса — без бороды и без нимба.

4«Мона Лиза» (1503–1519)
Musée du Louvre / Wikimedia Commons

Изображение Лизы Герардини, неаполитанки из аристократического обеднев­шего рода, жены флорентийского торговца тканями Франческо дель Джокон­до, стало поводом для множества домыслов и догадок. Этому способствовали и знаменитая кража «Джоконды» из Лувра в 1911 году, и путешествие картины по США в 1962-м, и многократное цитирование, в том числе в искусстве. Зага­дочную репутацию «Моне Лизе» создали в XIX веке романтики и символис­ты — Теофиль Готье и Уолтер Пейтер  Писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 году назвал «Джоконду» «сфинксом красоты», а кри­тик Уолтер Пейтер в 1867 году написал, что это существо, которое «умирало множе­ство раз и изучило тайны загробного мира». Дмитрий Мережковский в романе «Воскрес­шие боги. Леонардо да Винчи» (1901) продол­жил романтическую тему, назвав «Джоконду» женским двойником самого Леонардо.. Но и сам Леонардо этому содействовал, предоставив зрителям полную свободу интерпретации.

Как писал мастер, «неясными предметами ум побуждается к новым изобре­тениям» — и здесь действительно неясно все. Каков характер этой женщины, добрая она или злая, веселая или коварная, юная или зрелая? Модель не ста­тична — она спокойно сидит, но развернута в пространстве: ноги в одну сторо­ну, торс в другую, голова и взгляд направлены в разные стороны. Сфумато передает мимолетную эмоцию, случайно мелькнувшую мысль, слегка ожив­ляющую лицо (быстрый взгляд в сторону, легкая улыбка). Намеренная неяс­ность очертаний и мягкость форм рождают у зрителя самые разные мысли о ее характере и эмоциях. Невозможно понять, о чем она думает и что чув­ствует, но несомненно, что это лицо отражает глубокую внутреннюю жизнь. Полуфантастичес­кий пейзаж в отдалении напоминает скорее о сказке или сне, чем об Италии, и его легкая асимметрия, которая есть и в фигуре, тоже создает «подвижность внутри покоя».

Именно эта сложность и неоднозначность — большое открытие Леонардо. Как настоящий психолог, он ставит эксперимент над зрителем, предлагая проективный тест, который нельзя пройти единственно правильным образом.

5«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (1508–1510)
Musée du Louvre / Wikimedia Commons

По одной версии, «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» была зака­зана фран­цузским королем Людовиком XII для его беременной жены Анны Бретонской  Культ святой Анны, распространенный в Ита­лии в XV веке, в числе прочего связан с ее покровительством беременным женщинам.. Но проект остался незаконченным, что закономерно для Леонардо.

Изображение Марии с младенцем на коленях у ее матери, святой Анны, при­шло с севера, из Германии XIV века. Такая иконография называется «Анна втроем»: название подчеркивает связь между женщинами и святость зачатия для обеих. У Леонардо смысл сцены подчеркнут пластически: группа плотно спаяна (снова любимая пирамида), тела героев повторяют и продолжают друг друга. На коленях у Анны, словно на троне, сидит монументальная Мария, плавно склоняясь к младенцу, который пытается оседлать ягненка. Агнец символизирует жертву Христа, и одновременно это тихая семейная сцена: Мария отвлекает сына, а моложавая бабушка умиротворенно наблюдает за обоими. Вся троица изображена на краю обрыва, отделяющего их от зри­теля, а пустынный пейзаж придает сцене планетарный масштаб. Символи­ческое переплетается с эмоциональным, а идеальное — с реальным.

Каждая картина, в отличие от рисунков, была для Леонардо синтезом всего его опыта, итогом исследования, и именно поэтому многие работы, в том числе эта, так и остались незаконченными. Когда художник хочет создать убедитель­ный мир, равный реальности по своей сложности, то на поиски этой формулы может уйти вся жизнь.

 

подкаст о леонардо да винчи

 

Как Леонардо стал гением?

Почему мы уверены, что да Винчи — гений? Кто его таким назначил и когда? Выпуск подкаста «Зачем я это увидел?» к 500-летию художника

Теги

Шпаргалка
Живопись
Италия

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Чтение дня

Жан Кокто читает «Похитителей детей»

Запах дня

Кумарин

Подкаст дня

Детективный сериал о жизни хип-хоп-продюсера

Архив

История

Хитрый горбун, жестокий тиран или герой, павший в бою?

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Самые известные картины Леонардо да Винчи: список с фото

Содержание

Картины Леонардо да Винчи прекрасны и полны загадок. Они доведены до немыслимой степени совершенства, ведь над каждым из своих творений мастер трудился по нескольку лет.

В нашем рейтинге перечислены все

величайшие картины Леонардо да Винчи, с фото, названиями и подробной информацией о каждой из них. В список не были включены чертежи изобретений, карикатуры, а также картины, в отношении которых у искусствоведов есть сомнения, что они принадлежат кисти Леонардо. Также не вошли в подборку копии картин, которые не сохранились до наших дней.

18. Витрувианский человек

Витрувианский человек

Годы написания: 1490.
Где находится: Галерея академии, Венеция.
Материалы: бумага, перо, чернила, акварель.
Размеры: 34,3 х 24,5 см.

Если вы скажете, что это не живопись, а рисунок, то будете совершенно правы.

Действительно, Витрувианский человек — это рисунок, иллюстрация, сделанная Леонардо к книге великого древнеримского архитектора Марка Витрувия и размещенная в одном из его дневников.

Однако этот рисунок не менее известен, чем картины, перечисленные в нашем списке. Он считается не только произведением искусства, но и научным трудом. И демонстрирует идеальные пропорции человеческого тела.

После изучения математики и геометрии, в частности, работы Витрувия, жажда знаний Леонардо достигла своего апогея. В «Витрувианском человеке» он применил идею универсальной симметрии, золотого сечения или «божественной пропорции» не только к размеру и форме, но и к весу.

  • 6 ладоней = 1 локоть;
  • длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из 4 пальцев = 1 ладонь;
  • 4 ладони = 1 ступня;
  • размах рук = рост;
  • 4 ладони = 1 шаг;
  • 4 локтя или 24 ладони = высота человека.

Другие всемирно известные картины Леонардо да Винчи, которые включают принцип золотого сечения — это «Мона Лиза», «Благовещение» и «Тайная вечеря».

17. Мадонна с гвоздикой

Мадонна с гвоздикой

Годы написания: 1478 — 1480.
Где находится: Старая пинакотека, Мюнхен.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 42 х 67 см.

Многие искусствоведы приписывают эту работу молодому Леонардо, когда он еще служил подмастерьем в живописной мастерской Вероккьо. Существует ряд деталей, поддерживающих эту версию, например, детализация лица Мадонны, рисунок ее волос, пейзаж за окном, а также характерный для итальянского художника мягкий и рассеянный свет.

К сожалению, годы не пощадили картину, а из-за неправильной реставрации поверхность красочного слоя пошла неровностями.

16. Благовещение

Благовещение

Годы написания: 1472 — 1476.
Где находится: Уффици, Флоренция.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 98 х 217 см.

Именно с «Благовещенья» начался как художник Леонардо да Винчи. Картина эта предположительно создана в соавторстве с Андреа дель Вероккьо, в мастерскую которого он был отдан в возрасте 14 лет от роду. В пользу авторства будущего знаменитого итальянского мастера говорит потрясающая анатомическая точность, характерная для всех работ Леонардо, а также ряд набросков в дошедших до нашего времени дневниках. В пользу авторства другого человека – характер мазков и состав красок, которыми написана Мария; они содержат нехарактерный для да Винчи свинец.

Интересно, что если смотреть на картину стоя прямо перед ней, то заметны некоторые огрехи в анатомии. Например, рука Марии кажется несколько более длинной, чем это характерно для рядовых жителей планеты Земля. Однако если перейти на правую сторону картины и смотреть уже оттуда, то рука Марии волшебным образом укорачивается, сама она становится больше и центр тяжести сюжета переносится на ее фигуру – как и предписано сюжетом. Скорее всего, предположительная неправильность в телосложении – результат тщательно разработанной оптической иллюзии: картина должна была висеть под углом к зрителю.

15. Крещение Христа

Крещение Христа

Годы написания: 1476
Где находится: Уффици, Флоренция.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 177 х 151 см.

И эту работу Леонардо писал в соавторстве со своим учителем. Как утверждает составивший жизнеописание художника Джорджо Вазари, Вероккьо поручил юному подмастерью (на момент написания картины Леонардо исполнилось 24 года) написать фигуру беловолосого ангела в левом углу картины. Учителя настолько впечатлило мастерство ученика, что он, посрамленный, более не занимался живописью.

14. Портрет Джиневры де Бенчи

Портрет Джиневры де Бенчи

Годы написания: 1474 — 1478.
Где находится: Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 38,8 х 36,7 см.

Венок из лавровых и пальмовых ветвей на обороте картины намекает, что изображена на нем женщина непростая. Первый венок указывает на ее поэтические занятия, а второй – что она не чужда милосердию и состраданию. Впечатление это поддерживается строгой и несколько суровой красотой модели, ее бледной алебастровой кожей, и опущенными, словно в раздумье, веками. На интеллектуальные занятия ее указывает и почти полное отсутствие украшений и подчеркнуто скромная одежда. И верно – на картине изображена поэтесса Джиневра де Бенчи.

Манера изображения (особенно растушевка пальцами – Леонардо только начал осваивать эту технику, поэтому красочный слой местами лежит неровно) уже громко говорит о мастерстве творца. Особенно характерное мягкое освещение и ландшафт на заднем фоне, словно окутанный светящейся дымкой.

13. Мадонна Бенуа

Мадонна Бенуа

Годы написания: 1479 — 1481.
Где находится: Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Материалы: масляная живопись на холсте.
Размеры: 48 х 31,5 см.

«Призрак старухи» с «морщинистой шеей», «раздувшееся тельце» и «беззубая усмешка» — такими нелестными словами картину охарактеризовал американский искусствовед, которому владельцы – семейство Бенуа – поручили установить авторство. Несмотря на все красочные эпитеты, он таки атрибутировал ее, как принадлежащую кисти Леонардо да Винчи – в пользу этого говорит как манера письма, так и присущий художнику мягкий рассеянный свет, непринужденно создающий объем двух фигур.

Одна из символических деталей – крестоцветное растение, намекающее, какая судьба ждет ребенка. Однако ни мать, ни младенец об этом пока не знают. Он беззаботно играет, а она смотрит на него с улыбкой.

12. Поклонение волхвов

Поклонение волхвов

Годы написания: 1479 — 1482.
Где находится: Уффици, Флоренция.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 246 х 243.

Одна из картин великого художника, скульптора, ученого и инженера эпохи Возрождения, к сожалению, осталась незаконченной. Леонардо переехал на место жительства в Милан и возвращаться не собирался. К счастью, заказчики сохранили незавершенную картину. Она отличается нестандартной композицией и богатым символическим значением.

Например, Мария сидит под дубом, который является символом вечности, вдали растет пальма – знак Иерусалима, а развалины языческого храма на горизонте – разрушение языческой религии, которую вытеснило христианство.

11. Святой Иероним в пустыне

Святой Иероним в пустыне

Годы написания: 1480 — 1490.
Где находится: Ватиканская пинакотека.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 103 х 75 см.

Несмотря на то что картина так и осталась незаконченной, на современников она произвела сильное впечатление. В первую очередь это связано с изумительной анатомической точности изображения человеческого тела, которым славился Леонардо.

Картину ожидала сложная судьба – произведение спустя какое-то время было распилено, и доски использовали для самых низменных целей. Утверждается, что часть картины один из любителей искусства нашел в виде крышки от ларя.

10. Мадонна Литта

Мадонна Литта

Годы написания: 1478 — 1482.
Где находится: Эрмитаж.
Материалы: темпера, доска.
Размеры: 42 х 33.

Мастерство великого итальянского художника проявилось в том числе и в деталях, рассказывающих своего рода историю. Например, красное платье женщины снабжено специальными разрезами для кормления, один из которых зашит. Видимо, ею было принято решение, что пора уже прекращать грудное вскармливание. Но один из них в спешке распорот – видны стежки и свисающие концы нити.

9. Мадонна в скалах

Мадонна в скалах

Годы написания: 1483 – 1490 и 1495 — 1508.
Где находится: Лувр и Лондонская национальная галерея.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 199 х 122 см

В мире существуют две практически идентичных работы Леонардо с одним и тем же названием. Одна из них находится в Париже, а другая – в Лондоне. Первую версию да Винчи заказали для алтарной створки, причем с четко оговоренным сюжетом. Однако художник, видимо, посчитал, что его талант и умение дают ему право на некоторые вольности. В результате их оказалось так много, что заказчики оплатить работу отказались. Началась многолетняя тяжба, которая, впрочем, завершилась относительно удачно. В церкви стал висеть второй вариант, а первый исчез с искусствоведческих радаров лет эдак на полтораста, пока не обнаружился в сокровищнице французских королей.

Как и многие другие картины Леонардо, эта полна зашифрованных посланий. Цикламен рядом с Иисусом символизирует любовь, примула – добродетель, акант – грядущее воскресение, а зверобой – кровь, пролитую христианскими мучениками. Именно эту картину пытался использовать в качестве иллюстрации своих построений автор нашумевшего «Кода да Винчи», где заявлял, что на самом деле значение традиционного сюжета совсем другое.

8. Портрет музыканта

Портрет музыканта

Годы написания: 1485 — 1487.
Где находится: Амброзианская библиотека, Милан.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 43 х 31.

Единственное портретное изображение мужчины среди знаменитых картин да Винчи. Первоначально искусствоведы полагали, что на картине изображен сам миланский герцог, покровитель и друг Леонардо да Винчи (насколько человек, занимающий такое общественное положение, вообще может быть чьим-то другом). Пока впоследствии не было обнаружено, что юноша сжимает в руках свиток, начинающийся со слов «ангельская песнь». Поэтому картину переименовали в «Портрет музыканта». И ряд искусствоведов делает смелое предположение, что это сам Леонардо, ведь в сферу его интересов музыка тоже входила.

7. Дама с горностаем

Дама с горностаем

Годы написания: 1488 — 1490.
Где находится: музей Чарторыйских, Краков.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 54,8 х 40,3 см.

Хотя авторство гениального итальянского художника порой подвергалось сомнению, в настоящий момент искусствоведы сошлись в мнении: это одна из лучших картин Леонардо да Винчи, если не самая совершенная с живописной точки зрения. Считается, что обожавший загадки и шифры художник в изображении белого зверька на руках у модели зашифровал ее имя. На латыни семейство куньих называется gale, а зовут девушку Цецилия Галлерани.

Снежно-белая шкурка горностая (а на портрете изображен, скорее всего, именно он) – дерзкий вызов несколько сомнительному статусу содержанки миланского герцога. По народным поверьям, этот зверек настолько ценит свой непорочно-белый мех, что готов скорее погибнуть, чем запятнать его грязью.

6. Тайная вечеря

Тайная вечеря

Годы написания: 1495 — 1498.
Где находится: храм Санта-Мария-делле Грацие, Милан.
Материалы: фреска.
Размеры: 460 x 880 см.

Одна из самых знаменитых картин Леонардо да Винчи по сути не является таковой. Это своего рода самый масштабный и самый неудачный эксперимент великого итальянского ученого. В конце XV века миланский герцог заказал прославленному художнику расписать стену монастыря за сумму, эквивалент которой сейчас составил бы 700 тысяч долларов.

Предполагалось, что художник будет, как и многие до него, расписывать по сырой штукатурке – после заключительной полировки такая живопись была бы прочной и долговечной. Однако фреска накладывает свои ограничения – помимо специфической манеры нанесения красок (писать требуется сразу и набело, дальнейшие исправления невозможны), для нее пригодны только некоторые пигменты. И то яркость их снижается, «съедаемая» хорошо впитывающей поверхностью.

Для Леонардо, относившегося к авторитетам скептически, до всего доходившего самостоятельно и, видимо, немало этим обстоятельством гордившимся, такие ограничения были невыносимы. С истинно ренессансным размахом он решил отринуть наследие прошлого и переработать весь процесс заново – от состава штукатурки до используемых красок. Результат оказался предсказуем. Красочный слой фрески начал разрушаться уже спустя два десятилетия после окончания работ. Помимо неудачных технических решений, картина пострадала и от времени.

Сначала жители монастыря решили отпилить Христу ноги, сделав в этом месте дверь, а потом бесталанные живописцы, пытаясь подновить живопись, безбожно извратили ее сюжет (например, рука одного из апостолов превратилась в… батон). Здание было затоплено, потом из него устроили сеновал, а во Вторую Мировую в храм попала бомба. К счастью, фреска от нее не пострадала. Неудивительно, что до нашего времени едва-едва дошло 20% от оригинальной живописи.

Интересно, что именно это осыпающееся и время от времени подкрашиваемое изображение долгие годы было самой известной картиной да Винчи – да что там, единственной, доступной простому зрителю. Остальные все находились на хранении у богатых мира сего. Статус кво изменился только с перенесением «Моны Лизы» из опочивальни Наполеона в Лувр.

От остальных двух фресок, созданных да Винчи, до наших дней дошли лишь фрагменты.

5. Прекрасная Ферроньера

Прекрасная Ферроньера

Годы написания: 1493 — 1497.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 62 х 44 см.

С одной из самых известных картин Леонардо да Винчи связана интересная легенда. Когда картина попала во Францию, кто-то из владельцев сделал на ней надпись – «ферроньера». Это таинственное слово (как и несомненная красота женщины) много лет будоражило воображение людей, близких к искусству.

Галантный «историк любви», Ги Бретон, живший уже в наше время, сочинил целую историю. Якобы безымянная красавица была любовницей Франциска Первого, а украшение свое она стала носить, чтобы скрыть синяк, полученный во время ночи с королем.

Скорее всего, на картине Леонардо да Винчи с названием «Прекрасная Ферроньера» изображена Лукреция Кривелли. Она была одной из любовниц покровителя Леонардо, миланского герцога. А название происходит от ее украшения на лбу – ферроньерки.

4. Голова девушки

Голова девушки

Годы написания: 1500 — 1505.
Где находится: Национальная галерея, Парма.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 24,6 х 21 см.

Незавершенное изображение молодой женщины с небрежной прической (отсюда другое название картины – La Scapigliata, растрепа) написана в сходной с другими незаконченными работами манере – масляными красками с небольшим добавлением пигмента. Искусствоведы, правда, считают, что контраст между едва намеченными волосами и великолепно выполненным лицом входил в планы художника.

Вероятно, Леонардо вдохновлялся отрывком из античного писателя Плиния Старшего, популярного во времена Возрождения. Тот говорил, что великий художник Апеллес намеренно оставил свое последнее изображение Венеры Косской незавершенным, и что почитатели больше восхищались им, чем другими его работами.

3. Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом

Годы написания: 1501 — 1517.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 168 х 112 см.

Содержание этой картины глубоко символично, Мария сидит на коленях своей матери Анны и тянется руками к порождению ее лона – младенцу Христу. Ягненок символизирует кротость и грядущую судьбу Спасителя в качестве жертвы за грехи мира.

Современники глубоко оценили живость и естественность выражений лиц всех трех участников сцены – особенно фирменную леонардовскую загадочную полуулыбку, с которой Анна взирает на свое дочь и внука.

2. Мона Лиза (Джоконда)

Джоконда

Годы написания: 1502 — 1516.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 76,8 х 53.

Пожалуй, сложно найти на земном шаре человека, которому не была бы известна «Джоконда». Это безусловно, самое знаменитое произведение талантливого итальянца. Многие загадки и тайны этой картины Леонардо да Винчи не решены до сих пор:

«Мона Лиза» имела особое значение в жизни художника – не секрет, что порой, увлеченный чем-нибудь новым, он с большой неохотой возвращался к прерванной работе. Однако над «Джокондой» он работал со страстью и увлечением. Почему?

В точности неясно, кто именно изображен на портрете. Была ли это жена торговца дель Джокондо? Или та же женщина, что позировала для «Дамы с горностаем»? Существует даже версия, что в качестве модели для Моны Лизы выступал Салаи – один из подмастерьев художника, изображенный им еще минимум на двух картинах.

Какого цвета изначально было платье Джоконды? Видимо, Леонардо опять экспериментировал с красками, и опять неудачно, так что от первоначального цвета рукавов не осталось ничего. Современники, кстати, восхищались роскошным колоритом картины.

И, наконец, загадочная полуулыбка – улыбается ли она вообще, или это просто иллюзия, умело созданная художником за счет теней в уголках губ?

1.

Иоанн КрестительИоанн Креститель

Годы написания: 1508 — 1516.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 69 х 57 см.

Последняя картина художника, на которой предположительно изображен Салаи – один из подмастерьев художника, по неизвестным причинам пользовавшийся особым расположением Леонардо. Мастер прощал ученику многое. Вплоть до кражи денег за купленный заранее плащ, в который Салаи был задрапирован для «Вакха» — картины, дошедшей до наших дней только в виде копии. Изнеженное лицо, тщательно завитые кудри и особенно нескромная полуулыбка рождала известные сомнения в характере отношений мастера и подмастерья.

Однако по дневникам художника понять что-либо сложно – после обвинений в содомии в юном возрасте он тщательно избегал упоминаний о своей личной жизни где бы то ни было. Оставил по завещанию свое поместье и деньги, кстати, Леонардо тому же Салаи и еще одному своему помощнику.

Туринский автопортрет Leonardo da Vinci

Leonardo da Vinci – туринский автопортрет

Годы написания: после 1512 года.
Где находится:  Королевская библиотека, Турин.
Материалы: сангина, бумага.
Размеры: 33,3 х 21,6 см.

Считается автопортретом художника, нарисованным в 60-летнем возрасте. Портрет выполнен палочкой для рисования из каолина и оксидов железа, именно поэтому картина имеет желтоватый оттенок. В настоящее время не выставляется по причине хрупкости.

Вокруг авторства популярной работы всё ещё идут споры, не смотря на то, что штриховка идёт слева направо, как и было привычно Леонардо, однако некоторые искусствоведы считают её подделкой. По некоторым данным, во время рентгеновской съемки, под изображением старца была найдена живопись, датированная предположительно XVII веком.

Самая дорогая картина Леонардо да Винчи в частной коллекции: Спаситель мира

Спаситель мира

Стоимость: $400 000 000
Годы написания:
1499 — 1507.
Где находится: частная коллекция.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 66 х 47 см.

В том, что автором этой картины был именно Леонардо да Винчи многие искусствоведы сомневаются. По этой причине она не вошла в наш основной список. Однако «Спаситель мира», без сомнений, является одним из самых дорогих произведений искусства в истории.

На аукционе Christie’s в ноябре 2017 года полотно было продано за впечатляющую сумму в 400 миллионов долларов. Теперь оно хранится в частной коллекции одного из саудовских принцев и, возможно, будет выставляться в отделении Лувра в этой стране.

Картин — Открытие да Винчи:

Картины Леонардо в хронологическом порядке, в высоком разрешении и с дополнительной информацией о каждой из них.

Хотя Леонардо больше всего известен как художник, он на самом деле написал менее 20 работ, по крайней мере, до наших дней. По сравнению с другими известными художниками, такими как Пикассо и Дали, написавшими тысячи картин, Леонардо тратил больше времени на избранных, чем на многих. На создание одной только «Тайной вечери» ушло 4 года, а на «Мону Лизу» — почти 20! На этой странице будут отображаться все его известные картины и дополнительная информация о них.

У «Тайной вечери» и «Мона Лизы» есть свои страницы, на которые можно перейти, щелкнув их ссылки. Эскизы и письменные работы Леонардо также имеют свою страницу. Галерею всех его изображений можно найти здесь.

На этой странице его картины представлены в хронологическом порядке, самые ранние из которых начинаются вверху страницы. Некоторые даты не ясны, так что это общепринятый порядок.

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Список его картин в относительном хронологическом порядке:

  1. Крещение Христа -1470-1478
  2. АННУЦИЯ (UFFIZI) 1472-1475
  3. 06066666611111111111111111111111111111111111112.
  4. Мадонна с гвоздикой  1472-1478
  5. Джиневра де Бенчи 1474-1478
  6. Benois Madonna  1478
  7. St. Jerome in the Wilderness  1480
  8. The Adoration of the Magi  1481
  9. Madonna Litta  (1481-1497)
  10. Virgin of the Rocks  — (Louvre) 1483 -1486
  11. Virgin of the Rocks  (London) 1495-1508 (1503-1506)
  12. Portrait of a Musician  1490
  13. Lady with an Ermine  1489-1490
  14. La Belle Ferronniere  1490-1497
  15. Sala Delle Asse  — 1496 -1498
  16. Богородица с младенцем и святой Анной: мультфильм . 1499-1500 (1506-1508)
  17. Madonna of the Yarwinders  — 1499-1507
  18. The Battle of Anghiari  1505
  19. The Virgin and Child with Saint Anne  1510
  20. La Scapigliata  1508
  21. Леда и Лебедь  1504-1508
  22. Святой Иоанн Креститель  1513-1516
  23. Salvator Mundi  1506-1513

 

, чтобы увидеть все картины и дополнительную информацию о них на одной каскадной странице. *Загрузка может занять больше времени.

Все Леонардо да Винчи в мире: рейтинг | Леонардо да Винчи

Благовещение (1472)

Фотография: Франческо Беллини/AP

На выставке в Уффици, Флоренция
В этом ослепительном представлении, созданном, когда ему было около 20 лет, мы вглядываемся прямо в богатство Леонардо. разум да Винчи. Она всегда была во Флоренции, и хотя Вазари не упоминает ее в биографии Леонардо, опубликованной им там в 1550 году, никто никогда не сомневался, что она принадлежит ему. Это потому, что каждая деталь кричит или, скорее, мягко воспевает его авторство: типично мягкий и мечтательный вид гор на заднем плане, любовно детализированные деревья и цветы, загадочно затененные, роскошные драпировки, покрывающие ноги Марии и ангела. Но самое главное, крыльям ангела уделяется невероятное внимание, больше, чем любому другому художнику. Они являются первым признаком увлечения Леонардо мечтой о человеческом полете.

Ginevra de’ Benci (1474-78)

Фотография: Alamy Stock Photo

Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия
Куст можжевельника, обрамляющий это красивое лицо, как темный ореол, является одним из ключей, который убедил искусствоведов в этом. Это тот же портрет Джиневры де Бенчи работы Леонардо, который упоминают писатели 16-го века, поскольку можжевельник по-итальянски «джинепро», что делает дерево символической игрой слов в ее имени. Во всяком случае, ни один другой итальянский художник того времени не рисовал женщин так прямо и характерно. Меланхолическая загадочность ее выражения, тени, тонко очерчивающие ее черты, и, самое главное, утонченная реалистичность ее полупрозрачных глаз и розовых губ крупным планом делают этот портрет пробным для всех его позднейших. Это была одна из самых известных картин Леонардо во Флоренции, поэтому, когда он вернулся туда в начале 1500-х годов, неудивительно, что ему поручили написать Мону Лизу.

Поклонение волхвов (1481)

Фотография: Getty Images/Art Images

Уффици, Флоренция
Леонардо покинул Флоренцию в начале 1480-х годов, чтобы стать придворным художником в Милане, и так и не закончил эту невероятно амбициозную картину. Как это ни парадоксально, его схематичный характер раскрывает некоторые из его характерных черт как живописца — медлительность, интеллектуализм, нерешительность. Он также раскрывает размах и необъятность его воображения в образах чудесной разрушенной архитектуры, всадников, сражающихся на далекой равнине, и пустых глаз волхвов, которые выглядят так, будто видели слишком много. Мы видим здесь настоящего Леонардо, мыслителя, чье использование мягких наводящих на размышления техник и интенсивное сопоставление человеческого и природного в конечном итоге являются выражением его мечты о запечатлении всего космоса в картине. Как ни странно, эта незаконченная картина приближает его к этому видению. Кажется бесконечным.

Мадонна в скалах (1-я версия) (1483-85)

Фотография: Alamy Stock Photo

Лувр, Париж
Здесь мы видим еще один аспект личности Леонардо: ересь. Был ли он, как писал Вазари в 1550 году, «настолько еретиком, что не верил ни в какого бога»? В этом своеобразном, почти загадочном видении он определенно играет быстро и свободно с христианскими условностями. Не было традиции изображать Марию, Иисуса и Иоанна Крестителя в скальном гроте. Это его изобретение. Даже без его хорошо задокументированной истории и зарисовок к нему среди его рисунков никто другой не смог бы выдумать тот сюрреалистический геологический пейзаж, который он наверняка нарисовал методом, описанным в своих блокнотах, — вглядываясь в отметки на стене, пока не начинаешь видеть. причудливые лица, сражения и пейзажи. И все же он зашел слишком далеко. Мария обнимает Иоанна Крестителя, а не Иисуса, и ангел также указывает длинным пальцем на Иоанна. Священнослужители, спонсоры картины, отвергли эту таинственную попытку отодвинуть Христа на второй план. Несмотря на то, что он в плохом состоянии, в каждой детали чувствуется сверхчувствительное прикосновение Леонардо.

Портрет музыканта (1486-87)

Фотография: Alamy Stock Photo

Галерея Амброзиана, Милан
У глаз есть это. Леонардо не просто рисовал глаза. Он изучал их научно. В его записных книжках есть исследования того, как мы видим, и анатомические рисунки того, как глаз связан с мозгом. Большие карие глаза этого юноши являются квинтэссенцией как его научного взгляда на людей, так и его несравненно тонкого живописного гения. Прелестные кудри юноши — это тоже прямой способ самовыражения, если верить первому биографу Леонардо. В 1550 году Вазари писал, что Леонардо любил красивых юношей с длинными локонами, совсем как у этого музыканта. В этом портрете нет сомнений в этих архетипических чертах Леонардо. Точно так же нельзя игнорировать сравнительную обыденность других частей картины, таких как его туника, которая, должно быть, была написана очень небрежно или закончена ассистентом.

Святой Иероним (ок. 1488–1490)

Фотография: Alamy Stock Photo

Картинная галерея, музеи Ватикана
Все в этом по-настоящему леонардовское, включая тот факт, что он так и не успел его закончить. Отчаявшееся лицо самоистязаемого святого выглядит так, будто с него содрал кожу анатом: тугие сухожилия, обнаженные артерии и кости Иеронима чрезвычайно похожи на рисунки Леонардо с рассеченными человеческими головами и шеями. Мечтательные скалы и далекие горы Леонардо снова создают впечатление, будто он использовал свой сюрреалистический метод, глядя на окрашенные стены, пока не начал видеть вещи. Ни один другой художник в 15 веке не оставлял такие картины незаконченными, да и никто бы не хранил такие клочки. Леонардо что-то утверждает в этой незаконченной работе: что он гений, и его пробные наброски стоят больше, чем чей-либо законченный шедевр. Спустя более 500 лет эта аура остается ошеломляюще прибыльной.

Портрет Чечилии Галлерани (Дама с горностаем) (1489-90)

Фотография: De Agostini/Getty Images

Музей Чарторыйских, Краков Мантуя — Лизе дель Джокондо, модели для Моны Лизы, которую он, как говорят, развлекал музыкантами и шутками, пока она позировала. В этом портрете Чечилии Галлерани, любовницы своего босса Людовико Сфорца, он передает ее энергию и свободный дух в портрете, не имеющем себе равных в женских изображениях 15 века. Кажется, что она едва сдерживается картиной, вот-вот уйдет или выбежит из кадра. Питомец в ее руках так же беспокоен. Это извивающееся существо было геральдической эмблемой самого Людовико, так что Сесилия буквально крепко держит своего возлюбленного. Он у нее под каблуком. Никто никогда не сомневался, кто нарисовал это, потому что это мог сделать только один художник.

Тайная вечеря (1490-97/98)

Фотография: Associated Press

Санта-Мария-делле-Грацие, Милан
Наиболее задокументированная из всех работ Леонардо также наиболее повреждена и трудна для интерпретации. Он использовал экспериментальные методы на влажной стене, и она начала разваливаться в тот момент, когда он отложил кисть. На протяжении веков его перекрашивали и перекрашивали, пока радикальная реставрация в конце 20-го века не попыталась удалить каждую каплю добавленной краски, чтобы восстановить «чистое» прикосновение Леонардо. Это был донкихотский квест, который превратил эту великую картину в пиксельные руины. Что мы можем знать, что несомненно реально, так это драматическую композицию, красноречивые жесты и глубокую театральную перспективу, с которой Леонардо представляет этот трагический момент. Мы видим предательство, страх, ужас и неизбежность смерти в сцене, которая полностью заново изобрела искусство рассказывания историй. Кино начинается здесь.

Дева в скалах (2-я версия) (1491-99 и 1506-08)

Фотография: Print Collector/Getty Images

Национальная галерея, Лондон
Первая попытка Леонардо написать эту картину была настолько еретической и странной, что покрасить все заново. В этой второй версии он соответствует ортодоксии, давая Иоанну Крестителю крест, чтобы показать свое предчувствие судьбы Христа, и удаляя палец ангела, указывающий на Иоанна. Тем не менее, это не так чисто его работа над оригиналом. Только одна деталь — невероятно красивый и поразительно андрогинный ангелочек с любимыми в мальчиках локонами — определенно принадлежит ему. После недавней реставрации Национальная галерея заявила, что это все или почти все его работы, но это совершенно неубедительно. Разница между тщательным, но слегка плоским исполнением большей части этого и тем фантастическим ангелом ясно дает понять, что он позволил помощникам закончить его. Тем не менее, это величайшая картина в Национальной галерее.

Женский портрет (La Belle Ferroniere) (1493-94)

Фотография: Alamy Stock Photo

Лувр, Париж
Более неуловимая и немного более обыденная, чем другие женские портреты Леонардо, эта картина, тем не менее, имеет его тонкое чувство для характера, а также демонстрируя свою уникальную способность придавать лицу плавные изгибы и затененные черты. Она очень прочная и очень живая. Ее загадочная личность – любовница ли она герцога Миланского, выражает ли она пренебрежение? — добавляет картине сдержанное, но, несомненно, леонардовское чувство человеческой психологии.

Salvator Mundi (с 1499 года)

Фотография: Reuters

Частная коллекция
Если эта картина, которая только что была продана за рекордную для мира цену в 450 миллионов долларов (341 миллион фунтов стерлингов), выглядит подделкой, то это потому, что это религиозный шедевр нарисованный атеистом. Это подлинный Леонардо, но не подлинное выражение его мыслей и чувств. Эта неискренность высасывает из него душу, хотя и пугает вас иллюзией присутствия Христа. Вы должны увидеть это странное и непривлекательное произведение гения в галерее лицом к лицу, чтобы оценить его силу. Как бы сильно она ни переделывалась на протяжении веков — как и все старые картины — в ней есть что-то особенное и мощное, что ставит ее в другую лигу по сравнению с любыми работами подражателей Леонардо. В 2011 году Национальная галерея включила его в выставку «Леонардо да Винчи: художник при миланском дворе». Это привлекло внимание к этой забытой картине и положило начало процессу, который завершился распродажей века. Был ли National обманут, помогая установить подлинность сомнительной фотографии? Не тут-то было. Далеко не идеальное состояние этой жуткой иконы было очевидно, как и ее причудливое сияние. Он держит комнату очень странным и сбивающим с толку образом. Пристальный взгляд Христа тревожит, смущает, пугает.

Святой Иоанн Креститель (с 1500 г.)

Фотография: Alamy Стоковое Фото

Лувр, Париж
Одержимость Леонардо Иоанном, покровителем Флоренции, достигает кульминации в этом гомоэротическом портрете Крестителя в образе прекрасного юноши. То, как он поднимает палец к небу, может показаться священным, однако сохранился рисунок, на котором то ли Леонардо, то ли один из его учеников (может быть, это его озорной протеже Салаи?) дает этому же изображению огромную эрекцию. Сходство с его стоячим пальцем предполагает, что Леонардо и ребята в его мастерской шутили, что палец фаллический. В высшей степени богатый, сияющий свет и эфирная нагота этой картины преднамеренно играют на священном и мирском: был ли Иоанн Креститель для Леонардо веселым героем, чью дружбу со Христом он представлял себе еретически плотской?

Мадонна с младенцем и святой Анной (с 1501 г.)

Фотография: Alamy Stock Photo

Лувр, Париж
Возможно, величайшая картина Леонардо. Его голубая мечта о горах вдалеке так обширна и бесконечна, а детали скал на переднем плане напрямую уходят корнями в его научные исследования природы. Леонардо собирал окаменелости и знал, что это такое. В этой картине он показывает не просто взгляд на природу, но и глубокое ее знание. То, как пейзаж охватывает святое семейство, делает его картиной необъятности и величия природы и тайны жизни. Есть что-то глубоко приятное в его туманном воздухе и бесконечных расстояниях.

Мона Лиза (с 1503 г.)

Фотография: History Archive/Rex Shutterstock

Лувр, Париж
Ни одна картина не вызывает больше споров, но факты просты. Документ, обнаруженный несколько лет назад в библиотеке Гейдельбергского университета, показывает, что Леонардо начал свой портрет Лизы, жены флорентийского торговца шелком, в 1503 году. Научные исследования показывают, что на самом деле она не улыбалась. Из этого простого заказа он создал свой самый загадочный шедевр из всех. Все, начиная с искусно наложенной им полуулыбки и заканчивая длинной и извилистой дорогой позади нее, придает ощущение скрытого смысла, тайной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *