Философия лао цзы кратко: Лао-Цзы биография кратко – творчество, интересные факты и основные идеи философа

Лао-Цзы — краткая биография.

Лао-Цзы (Лаоцзы, Старый Младенец, Мудрый Старец) – легендарный древнекитайский философ-мыслитель, живший в VI-V вв. до н. э. Его считают автором «Дао Дэ Цзин» («Книга о Пути и благой силе») — классического даосского философского трактата, основоположником религиозно-философского направления «даосизм», хотя в историчности этого человека у многих представителей современной науки есть большие сомнения.

Лао-Цзы являлся персонажем легендарным и стал объектом обожествления уже на раннем этапе существования даосизма. Существует легенда, согласно которой философ, проведя в материнской утробе несколько десятков лет, увидел этот мир старцем (именно с этим связан возможный перевод имени как «Старый Ребенок»). Мифологизированное жизнеописание в совокупности с отсутствием достоверных исторических сведений дают богатую почву для предположений по поводу биографии Лао-Цзы. Например, есть версии, согласно которым этот легендарный персонаж – не кто иной, как великий Конфуций. Есть легенда, сообщающая о приходе Лао-цзы на китайскую землю из Индии, причем Мастер явился жителям Поднебесной словно заново рожденным, без прошлого.

Наиболее известное и распространенное жизнеописание Лао-Цзы восходит к трудам известного историки Сыма Цяня, жившего около 145-186 до н. э. В его «Исторических записках» есть глава под названием «Жизнеописание Лао-цзы Хань Фэй-цзы». Местом его рождения называется царство Чу (Южный Китай), уезд Ку, деревня Цюйжэнь, где он появился на свет в 604 г. до н. э. Значимую часть жизни Лао-Цзы занимал в Чжоу должность хранителя императорского архива и библиотеки государства. В 517 г. до н. э. состоялась его встреча с Конфуцием, произведшая на второго очень сильное впечатление, тем более что Лао-Цзы был больше чем на полвека его старше.

Будучи стариком, разочаровавшись в окружающем его мире, он выдвинулся в западном направлении, чтобы покинуть страну. Когда философ приблизился к пограничной заставе в области Ханьгу, его остановил Инь Си, «страж заставы» и обратился к нему с просьбой поведать ему об учении. Так появился текст в пять тысяч слов — книга «Дао дэ цзин», которую Лао-Цзы написал либо продиктовал и которая стала считаться каноническим текстом даосизма. Покинув Китай, философ отправился Индию, проповедовал там, и во многом благодаря его учению возник буддизм. О его смерти и ее обстоятельствах ничего неизвестно.

В центре философии Лао-Цзы – понятие «дао», начало, которое невозможно познать и выразить словами, представляющее собой единство бытия и небытия. Употребляя метафору, его сравнивают с водой: она мягка, производит впечатление податливой, однако ее сила в действительности непреодолима. Диктуемый дао способ существования, образ действий – это недеяние, подразумевающее отказ от борьбы, непротивление, поиск гармонии. Лао-Цзы предписывал мудрым правителям не вести войны и не жить в роскоши, а прививать своим народам стремление жить просто, чисто и естественно, по тем обычаям, которые существовали до насаждения человеку цивилизации с ее моралью и культурой. Вечному Дао уподобляются те, кто хранит покой в своем сердце, делая его бесстрастным. Данный аспект древнекитайской концепции лег в основу характерных для более поздних этапов существования даосизма поисков путей обретения физического бессмертия.

Лаконичность, афористичность «Дао Дэ Цзин» создают благодатную почву для разносторонних трактовок; книга переведена на большое количество языков, в том числе европейских.

Лао-Цзы PR в мифологии Древнего Китая

PR в мифологии Древнего Китая

Федорова София

Лао-Цзы

 

 

Краткое содержание мифа

 

Лао-цзы

Лао-цзы («старый ребёнок») – конец VII – сер. VI вв. до н.э. – китайский философ, легендарный основатель философского даосизма, всемогущий мудрец. Ему приписывается авторство трактата «Дао дэ цзин» («Книга о пути и добродетели»). В народных верованиях он считается покровителем заклинателей, кузнецов, ювелиров, точильщиков и мастеров по изготовлению пиал и палочек для еды. Величайшее знание, данное Лао-Цзы даосам — знание бессмертия, путь к практическому достижению бессмертия. 

      Согласно легенде, он был зачат от солнечной энергии, собранной в пятицветной жемчужине, проглоченной его матерью Сюань-мяо-юйнюй. Он пробыл в её утробе 81 год и вышел из левого подреберья. Рождён был под сливовым деревом (Дерево Ли). Указывая на это дерево, Лао-цзы сказал: «Оно будет моей фамилией». Через 9 дней его рост достиг 9 чи (ок. 3 м), а облик имел все признаки святого. Голова у него была белая, лицо желтое, уши длинные, глаза большие, окладистая борода, широкая шея, редкие зубы, квадратный рот, на ладонях крест.

Прожив около 200 лет, Лао-Цзы отправился на запад верхом на черном быке. Когда он добрался до пограничного перевала, то смотритель этого горного прохода сказал ему: «Вижу, господин, что ты удаляешься в одиночество, прошу тебя, запиши для меня свои мысли в книгу». И Лао-Цзы написал книгу, трактующую о пути (дао) и добродетели. И отдал ее смотрителю. В период странствия он прибыл в Индию, чудесным образом оплодотворил спящую мать принца Гаутамы и таким образом стал отцом Будды. Потом Лао-цзы удалился, и никто не знает, где он кончил жизнь.

В другой легенде рассказывается, как император, желая видеть Лао-Цзы и не добившись свидания с ним, сам поехал к нему и, увидев, что Лао-цзы не кланяется ему, сказал: «Ты хотя и праведный, но мой подданный, от меня зависит богатство и знатность». Тогда Лао-Цзы, поднявшись на сто саженей в воздух, сказал: «Теперь, когда я вверху не на небе, в средине (на воздухе) не похож на человека, внизу не касаюсь земли, — что значат, твои, государь, награды». Император, познав его мудрость и величие, слез с носилок и поклонился ему. Так – по легенде – величайший носитель святыни китаизма – Император склонился пред мудрым Лао-Цзы.    

 

Образы и символы мифа

 

Лао-цзы — легендарный основатель даосизма в Китае —
с символом тьмы и света (инь и ян) в руках
Китайская народная картина XIX в.

В даосских легендах Лао-Цзы представляет собой воплощение мудрости и созерцательного начала.

Чтобы жизнь человека наполнилась Дэ (благой силой, совершенством), необходимо отказаться от потакания своим желаниям, от постоянной погони за вещами, избавиться от корысти и стать самим собой, забыв все «правильные» ответы и стереотипы. Только тогда человек обретет мудрость. Мудрец все делает для людей и отдает другим.

Весь собирательный образ китайского философа пронизан символичностью. Образ считается собирательным, так как предполагается, что сам Лао-цзы не существовал как человек, а существовали люди, которые на протяжении многих лет писали трактат Дао дэ цзин.

Так, оксюморонное прозвище Лао-цзы, буквальное значение которого  «Старый Ребенок», связано как с легендой о его рождении седым 81-летним старцем, так и с текстом Дао дэ цзина, состоящем из 81 параграфа (чжан).

В определении сознания («сердца» – синь) такого философа-ребенка (цзы) сходятся воедино две пары противоположностей: мудрость и глупость, элитарность и народность.     Сердце совершенного мудреца приравнивается к сердцу ребенка, глупца и всего народа.

Вся внешность Лао-цзы также символична. Он обрел облик, включающий в себя золотое лицо, удлиненные мочки (признак мудрости) и выпуклость на темени, аналогичную индийской ушнише, символу достигнутого просветления.

К важнейшим атрибутам его иконографии относятся мантические символы Чжоу («Чжоуские перемены», или «Книга перемен» 8–4 вв. до н.э.) и гуа (триграммы, гексаграммы). Другими словами, это так называемый символ инь-ян, который изображает вселенную, состоящую из двух противоположностей: мужского и женского начала.

Лао-Цзы обычно изображается уезжающим на запад на быке  с большой бородой. Борода — признак того, что философ уже достиг 60-летнего возраста, так как лишь с этого возраста китайцам разрешалось ношение бороды.

Оседлать быка  — означает покорить животную натуру человека. Спокойная мощь домашнего быка ассоциируется в Китае с созерцательной жизнью.
      Проход, через который проезжает Лао-цзы на быке, является проходом созерцания, уединения, молчания и аскезы. Таким образом он решил уйти от китайского конфуцианского мира, обнесенного стеной «не хочу знать далее».

 

Коммуникативные средства создания образов и символов

 

Гора Лаошань

Первые сведения о Лао-цзы содержатся в текстах 4–3 в. до н.э.: Чжуан-цзы («[Трактат] Учителя Чжуана»), Ле-цзы («[Трактат] Учителя Ле»), Люй-ши чунь цю («Весны и осени господина Люя»), Сюнь-цзы («[Трактат] Учителя Сюня»), Хань Фэй-цзы («[Трактат] Учителя Хань Фэя»), Ли цзи («Записки о благопристойности»), и уже во 2 в. до н.э. его имя соединяется с именем мифического культурного героя Хуан-ди (Желтый император), образуя бином Хуан Лао, обозначающий родоначальников даосизма, а с рубежа н.э. начинается процесс мифологизации и наделения божественной природой самого Лао-цзы.

В 20 в. в Китае проблему историчности Лао-цзы и автора Дао-дэ цзина восстановил философ Лян Цичао (1873–1923). Писали о Лао-цзы Хрисанф, Конисси, Достоевский, С. Соловьев, Толстой, и.т.д.   Существуют самые противоречивые толкования учения Лао-Цзы. Например, В. С. Соловьев признавал Лао-Цзы величайшим философом желтой расы, утверждая, что, по Лао-Цзы, «истинное начало всего есть абсолютное безразличие», что «абсолютная пустота или безразличие, как умозрительный принцип, и отрицание жизни, знания и прогресса » составляют самое существо учения Лао-Цзы. В противоположность Соловьеву Хрисанф утверждал, что «божество Лао-Цзы есть мировая субстанция в пантеистическом смысле», что Лао-Цзы призывает к бессмертию, приобретаемому мудростью через усвоение божественного элемента в природе.  Но при всех разноречиях в понимании учения Лао-Цзы одно совершенно несомненно: это глубокое различие духовного пути Лао-Цзы от пути всех до единого китайских мыслителей. 

Памятник Лао-цзы в Фушане

Помимо литературных источников, существуют памятные места Лао-цзы, почитаемые даосами.  Например, Терраса Лоугуань — наиболее древний культовый комплекс, где возник даосизм. Когда-то именно здесь Лао-цзы вел занятия со своими учениками.  

Еще одним священным местом для даосов является Гора Лаошань. На ее склонах расположены даосские древние храмы.  У самого ее подножия расположен Дворец Великой чистоты, где находятся статуи основателя даосизма Лао-цзы и Нефритового императора.

Памятники:

Известный памятник Лао-цзы находится в Китае в Фушаме.

В настоящее время продолжается возведение скульптурных композиций величайшему китайскому мыслителю.  Например, в Калужской области был торжественно открыт памятник Лао-цзы. Бронзовая фигура философа древнего Китая установлена на месте будущего Центра китайской культуры.

 

Социальное значение мифа

 

Лао-Цзы

Лао-цзы считается основателем китайского философского направления и вероучения — даосизма и, как уже говорилось выше, создателем древнего трактата Дао дэ цзин. Трактата о нравственности, посвященному выяснению основного в философии Лао-Цзы понятия «Дао» (путь, разум, логос). Дао – единое верховное существо, первопричина всего существующего, являющееся одновременно и идеалом нравственности в жизни человека, критерием добра и зла.       

Лао-цзы был противником всего китайского религиозного сознания и действования и стремился к аскетизму, созерцанию и уединению. В даосских системах есть космология, мифология, астрология, медицина, практическая аскеза. Например, приемы дыхания, практика созерцаний, совершенствование физического тела. В наше время очень популярна йога, предполагающая выполнение всех этих техник. Даосы считают, что все это необходимо лишь для того, чтобы овладеть бессмертием на земле, чтобы вознестись на небо «для принятия должности на небе».

Культ Лао-цзы сформировался во 2 в. и приобрел особый размах при династии Тан (618–907), императоры которой носили фамилию Ли и считали его своим предком.

Известно, что на Западе Лао-цзы гораздо популярнее Конфуция. А в Китае, наоборот, доминирует  конфуцианство. Именно здесь возникает конфликт между идеями двух философов. В основном китайцы придерживаются мнения Конфуция, но, тем не менее, Лао-цзы находится у них в почтении. 

В наше время учения китайского философа активно используются в менеджменте. Американский психолог Джон Хейдер переложил «Дао дэ цзин» на современный язык, и так называемые правила для менеджеров от Лао-цзы помогают профессионалам управлять.

Обратим внимание на отдельные переделанные высказывания из «Дао дэ цзин»:

Быть самим собой

Мудрый лидер не делает шоу из своих достоинств или полученных знаний с целью хорошо выглядеть. В противном случае это создает климат успеха и поражения. Отсюда возникают соревнование и зависть. Упор на материальном успехе ведет к тому же: те, кто имеют много, становятся гордыми, те, кто имеют мало, становятся ворами.

Самоотверженность

Подлинная заинтересованность в самом себе учит самоотверженности. Небо и земля устойчивы не потому, что эгоистично самодостаточны, а потому, что существуют в интересах всего творения. Мудрый лидер, зная это, держит свой эгоцентризм под контролем и, делая так, становится еще более эффективным.

Быть тихим

Мудрый лидер говорит редко и кратко.

Парадокс оставления

Когда я освобождаюсь от того, что я есть, я становлюсь тем, кем я могу быть. Когда я освобождаюсь от того, что я имею, я получаю то, в чем нуждаюсь. Когда я ощущаю себя наиболее разрушенным, я нахожусь в начале периода роста. Когда я ничего не желаю, многое приходит ко мне. Когда я оставлю попытки внушать группе, я становлюсь очень внушительным. Но когда я только стараюсь заставить себя выглядеть хорошо, группа знает это и ей это не нравится. Когда я уступаю желаниям человека, который работает, я не встречаю сопротивления.

Благоприятные возможности

Хорошее искусство лидера состоит из мотивации людей достигать ими высший уровень путем предложения им благоприятных возможностей, а не обязанностей. Именно так вещи происходят наиболее естественным путем. Жизнь есть благоприятная возможность, а не обязанность.

«Философия «потока»»: краткое введение в даосизм

в Философия, религия | 17 декабря 2019 г.

«На Западе», И Цзин , или Книга Перемен , «в основном известна как руководство по гаданию, — пишет философ и писатель Уилл Бэкингем, — часть дикого карнавала ложных представлений, которые это духовность Нью Эйдж». Но точно так же, как можно использовать Таро как средство чтения настоящего, а не предсказания будущих событий, то же самое можно сделать и с 9.0013 I Ching служит для того, чтобы вновь и вновь напоминать нам о принципе, который мы слишком склонны забывать: о критической важности недеяния, или о том, что в китайской философии называется wu wei .

Бездействие — это не пассивность, хотя в культурах, которые переоценивают агрессию и самоутверждение, оно ошибочно трактуется как таковое. Это способ проявления силы путем настройки на ритмы ее таинственного источника. В религиозно-философской традиции, которая стала известна как даосизм, недеяние достигает своего наиболее канонического выражения в 9-м веке.0013 Tao Te Ching , классический текст, относящийся к шестому веку до н. э. мыслитель Лао-цзы, который мог быть, а мог и не быть реальной исторической личностью.

Дао Дэ Цзин описывает бездействие как парадокс, в котором разрешаются двойственные напряжения, такие как пассивность и агрессия.

То, что не сопротивляется,
Преодолевает самые твердые вещества.
То, что не оказывает сопротивления
Может войти туда, где нет места.
Немногие в мире могут понять
Учение без слов, или
Понять ценность бездействия.

Wu wei иногда переводится как «действие без усилий» или «действие бездействия», фразы, которые подчеркивают его динамичность. Артур Уэйли использовал фразу «бездейственная деятельность» в своей английской версии

Tao Te Ching . В коротком вступительном видеоролике выше «философский артист» Айнцельгангер объясняет «практический смысл» wu wei в терминах того, что спортсмены называют «зоной», состояния «действия без усилий», в котором тела «легко перемещаются в пространстве». Но бездействие — это также и внутреннее качество, характеризующееся не только силой, но и глубиной и неподвижностью.

Среди многих символов wu wei есть действие воды на камень — изящное органическое движение, которое «преодолевает самые твердые вещества» и «может проникнуть туда, где нет места». Изображение иллюстрирует то, что Айнцельгангер в современных терминах объясняет как «философию потока». Мы не можем понять

Дао — скрытая творческая энергия, оживляющая вселенную — с дискурсивными формулами и определениями. Но мы можем встретить его через «спокойствие ума, обуздание чувств, смирение и прекращение стремления, чтобы открыть себя действию вселенной».

Состояние «потока», или полного погружения в настоящее, в последние годы популяризировали психологи, которые описывают его как секрет достижения творческой реализации. Аналоги бездействия есть в стоицизме.0013 amor fati , «шаг назад» Дзена, и élan vital Анри Бергсона.

В Дао дэ Цзин Путь предстает как метафизическая, хотя и загадочная, философия и практический подход к жизни, выходящий за рамки наших индивидуальных целей. Это импровизационная практика, которая, подобно рекам, прокладывающим свое русло, требует времени и настойчивости для освоения.

В истории, рассказанной даосским философом Чжуанцзы, известного мясника просят объяснить его, казалось бы, легкое умение разделывать быка. Он отвечает, что это результат многолетних тренировок, в течение которых он отказался от борьбы за достижение и стал полагаться на интуицию, а не на восприятие или грубую силу.

Принятие бездействия открывает нам пути, по которым наши таланты естественным образом ведут нас, когда мы перестаем бороться с жизнью. И это может показать нам, как справляться с тем, что кажется неразрешимой проблемой, преодолевая ее, преодолевая ее и обходя вокруг нее, а не врезаясь в нее лоб в лоб.

Связанный контент:

Творчество, а не деньги, является ключом к счастью: Откройте для себя теорию «потока» психолога Михая Чиксентмихайя В поисках потока»)

Славой Жижек: То, что наполняет вас творчески, не делает вас счастливым

Джош Джонс  – писатель и музыкант из Дарема, Северная Каролина. Подпишитесь на него на @jdmagness


5,1 тыс.

АКЦИИ

Лао-Цзы [BC 604-523]

Очень мало известно об историческом Лао-Цзы [Лао-Цзы], который создал даосизм. Истории есть, но некоторые из них противоречивы. Жизнь Лао-цзы, как и книга, которую он написал, окутана тайной; и можно было бы почти простительно сомневаться в том, что такой человек когда-либо существовал на самом деле. Один автор даже зашел так далеко, что сказал, что Лао-цзы был создан из пространства или пустоты. О жизни Лао-цзы известно очень мало. Конфуций и Мэн-цзы, например, выделяются как реальные персонажи, действительно сыгравшие определенную роль в истории Китая; в то время как все, что мы можем заключить из короткой жизни Лао-цзы, часть которой читается как вставка, сделанная другой рукой, это то, что он был более или менее легендарной личностью, само существование которой в дату, обычно приписываемую ему, 7-й и 6-й до н.э., вообще сомнительно. По мнению некоторых современных ученых, Лао-цзы полностью легендарен; никогда не было исторического Лао-цзы.

«В влиятельном эссе А. К. Грэм (1986) утверждает, что история Лао-цзы отражает смешение различных легенд. Самая ранняя ветвь вращалась вокруг встречи Конфуция с Лао Данем и была актуальна к четвертому веку до н. В третьем веке Лао Дань был признан великим мыслителем и основателем отдельной лаосской школы мысли.Только во времена династии Хань учения Лао-цзы, Чжуан-цзы и других были признаны разделяющими определенные идеи, основанные на концепции Дао, которые были классифицированы вместе под рубрикой философского даосизма (даоцзя)».

Хотя большинство считает, что Лао-цзы означает «Старый мастер», некоторые ученые считают, что Лао — это фамилия. Он был загадочен как в своем рождении, так и в своей смерти, и всю свою жизнь он, кажется, стремился к безвестности. Наиболее достоверное сообщение о нем, дошедшее до наших дней, принадлежит Сы Ма-цянь или Се-ма-цянь в «Ши-чи», и это очень кратко и неудовлетворительно. Есть также случайные упоминания о нем в других старых книгах, но истории, рассказанные о нем в «Записях о духах и феях» и произведениях подобного характера, являются лишь тканью лжи, которую отвергают все разумные люди.

Сы Ма-цзянь говорит, что Лао-цзы был уроженцем деревушки Чу-жэнь прихода Лай или Ли; в районе Ку; город штата Чу. Его фамилия была Ли, его имя Эрх, его стиль По-ян и его посмертное обозначение Тан. Он занимал должность при дворе Чжоу как Шоу-цан-ши-си-би-ши, что можно перевести как «архив хранителя». Китайские источники не дают достоверной информации о дате рождения Лао-цзы; хотя кто-то утверждает положительно, что он родился в 14-й день 9-го604 г.

до н.э. В этом за ним следует другой, который, однако, говорит, что дата была 8-м годом царя Тинга династии Чжоу, что соответствует 604 г. до н.э. В этой дате нет ничего невероятного, поскольку она из других источников известно, что Лао-цзы был современником Конфуция, хотя и значительно старше его; и поскольку Конфуций родился около 650 г. до н. э., Лао-цзы, по-видимому, должен был родиться примерно в начале шестого века до н. э. Последний мудрец обычно изображается достигшим очень преклонного возраста и жившим гораздо более чем за пятьдесят лет до рождения Конфуция.

Но, копаясь в груде суеверных и баснословных рассказов, мы находим основания полагать, что он родился около 604 г. до н. э. В отличие от его царственного современника из Индии, его родители были бедны. Предполагается, что они жили в королевстве, ныне заключенном в пределах того, что называется провинцией Хупе. Если не верить причудливым легендам, которые жрецы системы внушали легковерным, приходится заключить, что его жизнь была простой и неромантической.

Вполне вероятно, что он ознакомился с фрагментарными историями и балладами своего времени, и впоследствии Конфуций сопоставил их. Его тип ума был довольно синтетическим. Он любил суммировать отдельные добродетели и существования и относить их к одному всеобъемлющему целому. Он привык извлекать из природы много прекрасных уроков, но в своей манере делать это он показал себя скорее поэтом, чем научным наблюдателем.

Но и его жизнь, и его книга отличались глубиной и независимостью, которые намного превосходили даже стиль Конфуция. Однако он был менее практичным, чем Конфуций или Гаутама. Он был «философом дома», а не «школьным учителем за границей». Характер его, если судить по его учению, отличался смирением. Он был милосерден даже к «вознаграждению добродетелью». Такого, по крайней мере, было расположение, которое он искал в других, и все же, кажется, нет никаких воспоминаний о том, что он применил свои принципы к себе и посвятил себя на благо других.

Долгое время проживал при дворе Чжоу в качестве историографа. Занимаясь таким образом, он был опечален нищетой народа и коррумпированностью двора и стремился призвать власть имущих к благородному и великодушному правительству. Он видел пустоту образования и правительства и пошел на все, чтобы осудить все систематическое образование, все законы, все официальные звания и все исполнительные органы власти. Вместо них он руководил бы и наставлял посредством более чистого примера. Как и следовало ожидать, он не оказался успешным реформатором.

Его теории исходили из доброго и честного сердца, и его собственный пример мог быть безупречным; но, тем не менее, нравы людей не поднялись, и государство не реформировалось. Состояние двора Чжоу пошло на убыль, и как только престиж династии был утрачен, Лао-цзы удалился и ушел в безвестность. Куда он ушел, никто не знает. Надежная традиция следует за стариком до Хань-кукуаньтэ, нынешнего Линг-пао, горного перевала на крайнем западе провинции Хэнань. Незадолго до своего последнего отъезда он уступил настойчивости хранителя перевала и написал книгу, известную как «Дао-дэ-царь», работу, в которой провозглашается значение Дао (путь) и Дэ (добродетель). Закончив эту работу, философ направился на запад. Конец его неизвестен. Предполагается, что он умер в возрасте около восьмидесяти одного года.

«Дао дэ цзин» Лао-цзы, датируемое примерно 550 годом до нашей эры, считается одним из самых выдающихся шедевров китайского языка: одной из самых глубоких философских книг, когда-либо созданных в мире. В самом деле, она настолько глубока, что почти непонятна западному уму. Философия, которую он внедряет, является антиобщественной философией. Примерно так же, как и буддизм, он находит высшее благо для человека в квиетизме и безразличии. Среди самых известных его отрывков следующие: «И небо, и земля долго терпят. Причина их стойкости — их безразличие к долгой жизни. Таким образом, мудрый человек, безразличный к себе, является величайшим среди людей». «Небеса вечно покоятся, но нет ничего, чего бы они не делали». «Смиривший себя возвысится; возвысивший себя унижен будет». «Это путь разума не действовать из каких-либо личных мотивов, вести дела, не чувствуя в них беспокойства, пробовать на вкус, не замечая вкуса, считать большое за малое, а малое за великое, возмещать ущерб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *