Ты лучшее что было между нами ты та что заставляла жить телами: Текст песни Что было между нами, слова песни

Содержание

Верховный Маг / Том 4 / Глава 57

7

10 (4)

— А Флория знает о видениях смерти? — спросил Юриал.

— Нет, она потратила слишком много времени, ухаживая за мной днём и ночью. Я собираюсь дать ей немного передохнуть, прежде чем сообщить ей эту новость. Она это заслужила.

— Приятель, именно об этом я и говорю, — вздохнул Юриал. — До Балкора всё было так легко для меня. Моё будущее было предопределено. Я думал, что у меня вся жизнь впереди. Что моя дерьмовая жена подарит мне несколько наследников, прежде чем я начну искать счастья в другом месте. Мне было наплевать на любовь. Всё, о чем я заботился, — это занять место главы семьи моего отца и сделать мое великое герцогство лучшим местом для всех. Сейчас я чувствую себя совершенно потерянным. Я не могу перестать думать обо всём, чего мне будет не хватать из-за моей роли и моего брака. Хуже того, что если завтра со мной что-то случится, то никому не будет до этого дела. Моя мать едва помнит моё имя, а отец всегда так занят, что я редко его вижу.

Разве это плохо, что я хочу уехать и жить своей жизнью? Забыть о долге и думать только о себе больше пяти минут? Я хочу иметь что-то похожее на то, что у тебя с Флорией, хотя бы один раз, пока долг не свяжет меня по рукам и ногам. Что, по-твоему, я должен сделать?

— Мне жаль, Юриал, но это то, что можешь решить только ты, — покачал головой Лит. — Есть лишь несколько вещей, которые я могу тебе посоветовать. Во-первых, дай себе время прийти в себя. Может быть, тебе нужно пересмотреть долгосрочные приоритеты своей жизни, а может быть, это просто твоя тревога. Нам обоим нужно немного покоя, чтобы разобраться во всём. Сейчас у нас полный бардак. Во-вторых, ты не можешь ходить на занятия в таком состоянии. Если только наши профессора и коллеги не ослепли, они заметят, что ты под кайфом. У тебя могут быть серьёзные неприятности, возможно, тебя даже отстранят от занятий.

Юриал вздохнул, прежде чем использовать на себе несколько исцеляющих заклинаний. Очистить организм было проще простого, всего за несколько минут он стал похож на человека, который пропустил слишком много приёмов пищи и несколько ночей сна.

Проблема заключалась в том, что теперь он мог прибегнуть только к силе воли, чтобы сдержать своих внутренних демонов. Когда они встретились с остальными членами группы в классе обязательных предметов для занятий по некромантии, их настроение только ухудшилось.

В то время, как большая часть класса молча хандрила, девушки улыбались и смеялись, словно им не было дела до всего на свете. Юриал так завидовал Эрнасам, что его вены готовы были лопнуть.

Старший брат Флории уже был женат, что обеспечивало будущее семьи и избавляло его брата и сестру от любого давления.

Судя по тому, что рассказала ему Квилла, она была на седьмом небе от счастья. Орион был тем самым отцом, о котором она всегда мечтала, и, привыкнув к попыткам Джирни манипулировать ею, Квилла не могла на неё сердиться. Не после того, что она услышала от Фрии и Юриала об их биологических матерях. Юриал не мог с ней не согласиться.

«Леди Эрнас, может, и чокнутая, но что бы она ни делала со своими дочерями, она делает это ради них, а не ради себя», — подумал Юриал.

Кроме того, в то время как травма Юриала со временем только усугублялась, Фрия медленно преодолевала свою собственную. Потеря семьи после побега матери была самой трудной точкой в её жизни, но теперь она была уверена, что быть удочерённой супругами Эрнас — это лучшее, что могло с ней случиться. Наконец-то у неё появилось место, где ей были рады, любящие родственники и больше никаких забот, кроме окончания академии. После падения Соливаров её брак по расчету был отменён. Теперь она была вольна поступать так, как ей заблагорассудится.

Мальчики изобразили улыбку и сели на свои стулья, ожидая второго звонка.

В класс вошла профессор Зенефф, грустно улыбнувшись классу. Ученики настолько привыкли к её жизнерадостности, что изменение отношения привлекло взгляды даже тех, кто обычно не обращал внимание на неё до начала урока.

— Доброе утро, дорогие студенты. Я знаю, что выгляжу ужасно, как и знаю, что после всего, через что вы прошли, вы, вероятно, не захотите изучать некромантию ни минутой больше, чем это необходимо.

К счастью, мы с вами на одной волне. Академия Чёрного Грифона понесла много потерь. Я потеряла многих дорогих друзей и помощников, которые были для меня как семья. Поэтому я так же, как и вы, жажду закончить наши занятия и вернуться домой. Сегодня я научу вас, как завладеть телом одного из вашей нежити и использовать его так, как будто оно ваше собственное. Это последнее, чему вам нужно научиться, чтобы завершить этот предмет. Я сказала вам в самом начале, что мой курс будет быстрым и лёгким. Я сдержала своё слово.

В её голосе не было того энтузиазма, к которому они привыкли. Мрачная атмосфера в классе стала ещё хуже.

— Принцип его действия относительно прост, — она заставила появиться крысиный скелет, превратив его в нежить и запечатлев на нём свою метку за несколько секунд.

Видение смерти заставило Лита увидеть, как глаза нежити погасли, когда заклинание потеряло свою эффективность, и затем, её тело было раздавлено чем-то тяжёлым.

«Какого чёрта? Я что, уже забочусь и о нежити, или это какое-то проклятие?» — подумал Лит.

— Когда я учила вас перемещать их и отдавать им простые команды, я объяснила вам, как воспринимать ману, которую вы переносите внутрь трупа, и как перемещать её своей волей. Даже если она отделена от вашего тела, она всё равно остаётся частью вас.

Профессор Зенефф положила руку на нежить. Её глаза посинели, и нежить продолжила объяснение, используя голос Зенефф.

— Последний шаг требует, чтобы вы перенесли своё сознание вместе с маной. Вы должны найти ту частичку своей сущности и установить с ней связь. Я всегда предлагаю представить себе, как будто вы создаёте туннель между этой частицей и вашим сознанием. Затем представьте, что вы открываете дверь, которая ведёт за пределы вашего тела и попадаете в туннель. Пропустите через эту дверь не одну мысль, а всё своё существо. Это можно сделать в любой момент после создания нежити. Это позволит вам видеть, слышать и говорить так, как если бы вы и в самом деле были ей. Процесс не расходует ману, но чем дольше вы используете эту технику и чем дальше вы от своего настоящего тела, тем больше требуется сосредоточенности.

Всегда помните, что пока вы владеете нежитью, вы не можете использовать никакую магию, а ваше собственное тело беспомощно. Кроме того, если труп будет уничтожен, пока вы всё ещё обитаете в нём, ваш разум может получить лёгкие повреждения. Не настолько, чтобы страдать от долговременных последствий, но достаточно, чтобы вырубить вас на несколько минут. В случае опасности лучшим вариантом действий всегда будет выбраться из нежити, оживить новую и пойти другим путём.

Профессор Зенефф вернулась в своё тело. Затем, хлопнув в ладоши, она заставила крысиный скелет появиться на столе каждого студента, а маленькое металлическое ведро — рядом с ними. Хотя некоторые, как Лит, понятия не имели о назначении ведра, многие другие вскоре ощутили в нём острую необходимость.

Даже если крысы и творения Балкора во всех отношениях отличались друг от друга, ощущение, которое вызывала оживлявшая их магия тьмы, было схожим. Большинству студентов до сих пор снились кошмары о тех трёх днях.

Магия тьмы заставляла их вспоминать страх смерти, который они испытали, и товарищей, которых они потеряли.

За серией сухих позывов быстро последовали звуки рвоты.

— Мне очень жаль, ребята, но если вы не выполните задание, то провалите этот предмет, — профессор Зенефф вздохнула, сопереживая их чувствам. — Будьте сильными и рассматривайте этот урок, как шоковую терапию. Если сегодня вы справитесь, то до окончания академии вам не придётся воскрешать нежить. На пятом курсе уроков некромантии не будет, даю слово.

Желание избавиться от нежити раз и навсегда было достаточной мотивацией для большинства студентов, чтобы преодолеть свой страх и начать практиковаться.

Лит уже привык контролировать по своему желанию множество низшей нежити, и он решил больше не сдерживаться. Слияние с кровавым ядром нежити мало чем отличалось от входа в пространство разума, которое он делил с Солус.

Как только он определил часть себя, находящуюся внутри существа, всё, что ему оставалось сделать, это заставить частичку своей жизненной силы захватить всё кровавое ядро.

Лит чувствовал, как скелет слабо отторгает его. Даже когда метка заставляла его подчиниться, существо инстинктивно сопротивлялось захвату. Пропасть в силе воли была чудовищной, поэтому ему потребовалось всего несколько секунд, чтобы завершить процесс.

Ощущения, которые он испытал от лица крысы, были ужасны. Мир вокруг него стал чёрно-белым, все цвета исчезли. Он не чувствовал никаких запахов, и всё его новое тело было нечувствительным.

Всякий раз, когда Лит касался деревянного стола или руки своего собственного тела, он не чувствовал никакой разницы между ними. Даже двигаться было неудобно. Лит не только не привык передвигаться на четвереньках с таким разным центром тяжести, но и чувствовал, как тело пытается вытолкнуть его.

Даже такое бездумное существо, как неживая крыса, имело достаточно ненависти к живому, чтобы отвергать разум своего создателя. Литу потребовалось всего несколько минут, чтобы привыкнуть к новому телу, но он чувствовал, как сопротивление, оказываемое существом, возрастает со временем.

Это было всё равно, что держать пружину сжатой и не давать ей вернуться к своей естественной форме.

«Если это то, что ты чувствуешь, будучи нежитью, то это просто ужасно. Единственный плюс в том, что в этой форме у меня нет видений смерти», — подумал он.

— Профессор Зенефф, достаточно ли этого для проходного балла? — Лит подошёл к учительскому столу, пока Зенефф и несколько студентов хлопали его выступлению.

— Нет, но это отличный результат. Повтори это ещё девять раз, и ты блестяще сдашь базовый курс некромантии.

Покинуть труп оказалось проще простого. Как только Лит потерял концентрацию, он снова оказался в собственном теле. Он подождал несколько секунд, прежде чем повторить попытку, надеясь, что наконец-то освободится от видений смерти.

Но когда он увидел, как какой-то невидимый зверь откусил голову профессору Зенефф, Лит понял, что всё не так просто. Он повторил этот процесс десять раз без единой заминки, получив аплодисменты всего класса и тридцать очков от профессора Зенефф.

Остаток урока Лит провёл, помогая профессору в обучении одноклассников, давая им подсказки и советы. Вскоре все научились владеть нежитью, но, несмотря на всю оказанную им поддержку, некоторые не могли держать существ под контролем дольше нескольких секунд.

Шок от прошлой битвы с нежитью был ещё достаточно силён, чтобы их разум отвергал нежить так же сильно, как она отвергала их. Юриал был среди них, и даже к концу урока он не смог добиться ни одного успеха.

На следующем уроке по пространственной магии всё прошло гладко. Лит, Флория и Юриал уже умели успешно выполнять Обмен, но всё равно время от времени терпели неудачи. Успех в восьми случаях из десяти был отличным результатом, но если бы это случилось во время реальной битвы, то любая ошибка могла стать фатальной, поэтому они продолжали стремиться к совершенству под строгим наблюдением профессора Радда.

Казалось, он тоже изменился, хотя и не физически. Вместо язвительных замечаний и загадок он давал им реальные советы. Радд также объяснял им, в чём заключаются их постоянные ошибки и как их исправить. С его помощью, по их расчётам, ещё через пару уроков они полностью освоят заклинание Обмена и будут иметь больше свободного времени вместе с Фрией и Квиллой.

После ужина Лит придумал себе оправдание и сразу же отправился в свою комнату. Увидев, что Флория так счастлива, он передумал.

«Я расскажу ей о видениях смерти в другой раз. Она наконец-то поладила со своими сёстрами. Я не хочу портить счастье Флории своими проблемами. Её улыбка слишком много значит для меня».

Благодаря Бодрости он быстро вернулся к своему пиковому состоянию, а затем начал работать над коробками.

Теперь, когда он окончательно понял, что в одном магическом предмете может существовать несколько псевдоядер и узнал, как они взаимодействуют с магическими кристаллами, Лит был уверен, что ему удастся открыть хотя бы одну.

Земная жизнь — тяжесть и наказание?

Приблизительное время чтения: 19 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить ответ. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел очередной непростой вопрос.

Бог нас этой жизнью наказывает?

Полгода назад моя близкая подруга пережила потерю сына. Ей было очень тяжело, да и сейчас не сильно легче. Она рассказала мне, что ходила в церковь и священник сказал ей, что ее ребенку сейчас уже хорошо и не надо впадать в отчаяние, а надо радоваться, что теперь он дома и у Бога. Я сама верующая и стараюсь ходить в церковь, хотя много еще мне непонятно. Но я заметила, что воцерковленные люди вообще часто считают, что смерть — это избавление от тяжелой жизни, спасение и т. д. Хотя, когда я говорила с подругой, мне показалось, что она просто заставляла себя поверить в слова священника, а на самом деле в душе ей гораздо больше хотелось, чтобы ее сын был рядом, а не в каком-то далеком доме. Неужели «у Бога» мы оказываемся только после смерти, а здесь мы что — не у Бога? Или Бог здесь есть, но нас этой жизнью наказывает? Но не все же такие сильные подвижники, чтобы выдержать самое страшное — потерю ребенка, и еще при этом думать: вот теперь ему там хорошо… Если блаженство может быть только в другом мире, то получается, что нашу жизнь надо просто, стиснув зубы, переждать и стараться от мира прятаться, всем уйти в бездетные монахи желательно, чтобы не нарываться на дополнительные страдания, как у моей подруги? Простите, если мои вопросы глупые, но они сильно меня беспокоят, потому что я и сама не могу какой-то надежды после произошедшего с ней найти и, соответственно, ей помочь найти смысл жить дальше…

Ксения, Санкт-Петербург

Мы попросили ответить на это письмо постоянного автора «Фомы» Александра Ткаченко.

Наверное, очень многие люди, отвечая на этот вопрос лишь обескураженно покрутят головой. Уж очень непохожи тяготы нашего бытия на райское блаженство. Но почему же тогда Библия говорит о продлении земной жизни человека как о благе, которым Бог награждает праведников? А если земная жизнь действительно — благо, тогда почему об умершем человеке принято говорить «ему теперь лучше, чем нам», «наконец, он вернулся домой» или даже «отмучился»? Ответить на эти вопросы с христианской точки зрения вряд ли возможно без небольшого экскурса в Священную историю.

Как на Земле все стало так мучительно?..

Библия говорит о том, что сотворенный человек был помещен в райский сад не просто для блаженного безделья, но — с вполне определенной целью: И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт 2:15). Но что же такое рай и чем райский сад отличался от всей остальной земли?

Говоря совсем просто, рай — это место особого присутствия Божия на земле. В раю человек мог общаться с Богом, слышать Его и отвечать Ему столь же легко и непосредственно, как сейчас мы общаемся друг с другом. Но обусловлена эта возможность богообщения была не только местом, но и самим состоянием человеческой природы, еще не поврежденной грехопадением.

Вхождение праведной души в рай.
Фрагмент картины

Человек был сотворен как бы неким мостиком между двумя мирами — духовным и материальным. Он был создан духовным существом, но при этом обладал материальным телом. Правда, это тело было совсем не таким, каким мы знаем его сегодня. Вот как описывает его святитель Иоанн Златоуст:

«То тело не было такое смертное и тленное. Но как светло блестит золотая статуя, только что вышедшая из горнила, так и тело то было свободным от всякого тления, его ни труд не тяготил, ни пот не изнурял, ни заботы не мучили, ни скорби не осаждали, и никакое подобное страдание не удручало».

А святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о еще более удивительных возможностях тела первозданного человека: «Облеченный в такое тело, с такими органами чувств, человек был способен к чувственному видению духов, к разряду которых он принадлежал душой, был способен к общению с ними, к тому Боговидению и общению с Богом, которые сродны святым духам. Святое тело человека не служило для сего препятствием, не отделяло человека от мира духов».

Способный к богообщению, человек мог возвещать волю Бога всему материальному миру, над которым он получил от Бога огромную власть. И в то же время только он один мог предстоять от лица этого мира перед его Творцом.

Человек был создан как царь или, точнее говоря, наместник Бога на Земле. Поселив его в прекрасном саду, Бог дал ему заповедь — хранить и возделывать этот сад. В сочетании с благословением плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю это означало, что со временем человеку предстояло сделать райским садом весь мир.

Для этого он получил широчайшие полномочия и возможности. Весь мир с радостью повиновался ему. Дикие звери не могли причинить ему вреда, болезнетворные микроорганизмы не вызывали в нем болезней, огонь не мог обжечь, вода не могла утопить, земля не могла поглотить его в своих пропастях. Лишь одну заповедь, ограничивающую его возможности, получил человек в раю от Бога — не есть плодов с древа познания добра и зла: …И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:16–17). Конечно же, Бог не хотел смерти человеку и не угрожал ему в этой заповеди убийством за ее нарушение. По смыслу она скорее была подобна табличке с надписью «Не влезай — убьет!» на современных высоковольтных линиях электропередач. Бог заботливо предупреждал человека о смертельно опасных последствиях некоего действия.

Нарушив по подсказке сатаны заповедь о невкушении плодов с древа познания добра и зла, человек, по сути, совершил предательство по отношению к Богу, переступил некую грань в отношении к своему Создателю, и для любви за этой гранью места уже не оставалось.

Человек как бы сказал Богу: «Ты говоришь, „не вкушай этих плодов, потому что умрешь“? Я Тебе не верю. Сатана говорит, что, вкусив их, я стану во всем равен Тебе. А значит, смогу жить без Тебя».

Это душевное устроение и оказалось смертоносным результатом нарушения заповеди. Стремление к бытию без Бога глубоко вошло в человеческую природу и жесточайшим образом изуродовало ее. Смерть, о которой предупреждал людей Бог, стала не наказанием, а естественным следствием отпадения человека от Источника его бытия. Так, отломанная от дерева ветка, хотя и зеленеет еще некоторое время, но неизбежно обречена засохнуть, потеряв связь с корнями, дававшими ей жизненную силу. Прекрасное человеческое тело, сияющее красотой и силой пребывающего с ним Бога, тут же превратилось в тело жалкое, подверженное болезням и угрозам стихий, когда Бог отошел от него.

Изгонять из Рая такого несчастного, умирающего, отвергшего любовь Божию человека не было особой нужды — ему и самому стало там неуютно. Ведь в сущности, как мы уже говорили, рай — это место особого, максимального присутствия Бога в сотворенном мире. Но что же было делать в таком благодатном месте тому, кто стал тяготиться общением с Богом и пытался спрятаться от Него между райскими деревьями? Бог выслал первых людей из Едемского сада, потому что оставаться там далее стало мучительно для них самих.

…и как на Землю вернулась надежда

Итак, с этим вопросом вроде бы все ясно: после изгнания из рая люди оказались в месте наказания. Которое можно считать раем только по недоразумению. Но отпадение человека от Бога не было полным, иначе человек просто прекратил бы свое существование. Какие-то искорки божественного тепла продолжали сохраняться в его душе. Незримые нити божественных энергий поддерживали его бытие в этом мире, который из-за его предательства так и не стал раем. Поэтому человеку были доступны и любовь, и милосердие, и великодушие. Правда, в падшей человеческой природе они оказались перемешаны с завистью, жадностью, ненавистью. Но там, где люди следовали заповедям Божьим, в их жизни постепенно начинало сиять добро, они любили друг друга, не завидовали, не собирали обиды, не отнимали друг у друга имущество, помогали и поддерживали тех, кому было тяжело, радовались своим и чужим успехам. И такая жизнь на земле, конечно же, была для них благом. Поэтому неудивительно, что Библия многократно говорит о долготе дней праведника как о его награде. Ровно так же можно было бы говорить и о долготе дней грешника как о тягостном наказании. Ведь даже богатство, власть и все другие атрибуты земного могущества не смогут сделать своего обладателя счастливым, если в сердце у него будут гнездиться плоды греха — ненасытная алчность, неутолимая зависть, неугасимая злоба.

Буря на озере.
Иисус Христос с учениками

Однако и праведника в этой жизни могут преследовать всевозможные бедствия — неизлечимые болезни, притеснения от врагов, пожары, землетрясения, смерть близких. Наконец, ни один праведник не в состоянии избежать своей собственной смерти. Той самой, которая отнимает у людей и земные блага, и земные тяготы, как бы умножая на ноль любое содержание человеческой жизни, каким бы оно ни было — грешным или праведным. Поэтому единственной настоящей ценностью, единственным подлинным благом для человека может считаться лишь то, чего у него не сможет отнять даже смерть.

Вот это благо и пришел дать людям Иисус Христос — воплотившийся Сын Божий. Соединившийся с человеческим родом по плоти, Он дал возможность всем желающим соединиться с Ним и духовно, и телесно, восстанавливая разрушенную грехом первых людей связь человека с Богом. С момента воскресения Христова смерть больше не властна была над душами людей, умерших в уповании на встречу с Сыном Божьим.

Внешне, казалось бы, ничего не изменилось. Люди точно так же продолжали умирать и после воскресения Христова. Однако посмертное их существование приобрело качественно новый характер.

Раньше отпавшие от Бога люди и после разделения души с телом оставались без общения с Богом. Напомню, кстати: вера в то, что со смертью существование человеческой личности не кончается, была практически у всех древних народов и культур. Но посмертное существование там воспринималось как какая-то неполнота, обитание в мире теней (или, как говорит об этом Христос, — во тьме внешней, то есть находящейся вне Бога и света Его благодати). Отныне же всех, кто хотел после своей смерти быть с Богом, там, за гранью земной жизни, встречает Христос.

И отнюдь не случайно первым человеком, вернувшимся в утерянный рай, оказался разбойник, распятый на кресте рядом с Иисусом. Он не был праведником, и потому не уповал на свои добрые дела, которых не имел. Единственной его надеждой была милость Иисуса, о которой он и попросил Его смиренно: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Мф 23:42). Вот это смирение и оказалось главным благом, которое он сумел собрать в этой жизни, вопреки всем своим преступлениям и нарушению законов как божественных, так и человеческих.

Не совокупность добрых дел спасает, а Христос. Как это ни странно прозвучит, но добрые дела сами по себе могут даже погубить человека, если заслонят собою Христа. Ну в самом деле — зачем нужен Спаситель тому, кто и сам достаточно хорош по делам своим?

Вот поэтому и ввел Господь в рай первым не какого-нибудь выдающегося исполнителя ветхозаветного закона, а распятого на кресте разбойника, оценившего финал своей земной жизни трагичной фразой: достойное по делам нашим приняли (Мф 23:40), но при этом не потерявшего надежды на милосердие Божие. Преподобный Исаак Сирин писал: «Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению, и если не будет такового, то напрасны все труды и все добродетели».

Так прятаться от жизни или жить?

Земля не рай. Но именно здесь изгнанный из рая человек может обрести главное благо как земной, так и загробной жизни — смирение. И тут возникает новый вопрос — как же приобретается это благо? Здесь у верующих людей можно встретить две позиции, очень сильно отличающиеся друг от друга.

Одну из них можно описать примерно так. «Земля — территория изгнания, юдоль скорби. Поэтому будем скорбеть, совершать поменьше телодвижений, чтобы не согрешить ненароком, и терпеливо ждать, когда Господь заберет нас отсюда в лучший мир».

Другая позиция выглядит следующим образом: «Да, земля — территория изгнания. Но Иисус пришел сюда и не прятался от мира, ходил среди людей, помогал им, лечил их, проповедовал им Царство Небесное. Поэтому мы будем делать то же самое в меру своих сил и полученных от Него даров».

Окрыление детей.
Богородица встречает детей в раю и дарит им синие крылышки

Любому, кто хотя бы однажды прочел Евангелие, очевидно, что именно второй вариант соответствует заповедям Христовым. Забившись в самый дальний угол и ожидая, когда же закончится эта тягостная и мучительная земная жизнь, странно было бы рассчитывать на какие-либо бонусы от Того, Кто говорил Своим ученикам: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:13–16).

Христианин — тот, кто живет и действует в мире среди людей, а не тот, кто спрятался от них в виртуальном окопе, надеясь как-нибудь переждать этот ужасный промежуток времени между своим рождением и смертью.

Жизнь по заповедям непременно предполагает взаимодействие с другими людьми: просящему — дай, ругающего тебя — благословляй, жаждущего — напои, голодного — угости, больных и заключенных — проведай, принеси им еду, одежду, лекарства, поддержи добрым словом. Ну а самое главное — говори людям о Христе, о Царстве Небесном, приводи ко Христу все новых и новых людей. Созидай Церковь Божью. Потому что именно ради этого Христос и приходил на землю — собрать рассеянных чад Божьих воедино.

Соль земли — это ведь не просто про вкусовые качества. Во времена Евангелия соль была самым доступным консервантом, позволяющим сохранять продукты на длительное время в жарком климате Средиземноморья. Называя своих учеников солью земли, Иисус имел в виду, что именно они своей проповедью должны пропитывать все народы, сохраняя их от греховной порчи.

В более узком смысле каждый христианин призван свидетельствовать о Христе уже самой своей жизнью. Ведь не каждый из нас получил дар учительства и проповеди. А вот благодать Святого Духа получили через крещение и миропомазание все христиане. Именно благодаря этой полученной силе христиане могут не грешить там, где все остальные люди предпочитают грех. И этого порой бывает достаточно для того, чтобы свидетельствовать об истине Христовой в местах, куда по воле Божьей мы бываем поставлены. Не ругаться матом там, где все остальные матерятся. Не пьянствовать там, где все привыкли к обильным возлияниям. Не красть там, где воровство для других стало нормой. Это может показаться наивным рассуждением, но иногда людям бывает достаточно даже одного примера честной, праведной жизни, чтобы и свою жизнь хотя бы попытаться изменить в сторону добра.

Там, где укоренилась страшная в своей обыденности формула греха «а что такого, все так делают», христианин может уже самим фактом своего существования засвидетельствовать: нет, так делают не все. И стать в общем греховном мраке огоньком жизни, от которого загорится еще один, и еще, и еще… Это и есть — быть светом миру. Это и означает — быть солью земли, хранить себя и тех, кто рядом, от гнили, которую грех вносит в нашу жизнь.

Но как жить, чтобы не потерять смысл перед лицом страдания и смерти?

Человек с самого момента своего рождения начинает расширять свой опыт. Он постоянно осваивает все новые и новые пространства знаний и навыков. Сначала учится узнавать лицо мамы, ее голос. Потом — есть с ложки. Потом — ходить, говорить, строить дом из кубиков, складывать буквы в слова… Список этот можно продолжать очень долго, потому что внимательный к своей жизни человек учится всю жизнь. Но вот вопрос — к чему все эти знания и навыки, если в финале своей личной истории человек умрет? Пригодятся ли они ему там, куда он попадет после своей смерти? Про весь багаж человеческого опыта сказать что-либо трудно. Но вот эти два качества для него безусловно окажутся необходимы — смирение и умение любить. В сущности, это два аспекта любви: смирение как раз и является способностью признавать свою слабость, просить другого о поддержке, доверять свою жизнь тому, кто тебя любит, верить ему даже там, где тебе очень страшно и больно. Принимать любовь и давать любовь самому — вот важнейшие умения, которым учится человек в своей земной жизни. А это можно сделать только в общении с другими людьми. Поэтому среди христианских подвижников еще с древних времен утвердилась мудрость: «Наше спасение — в ближнем».

Вхождение праведной души в рай

Это непростой путь. На нем придется часто терпеть неудачи, испытывать боль и разочарование, сталкиваться со своей и чужой слабостью. Но другого пути в жизнь вечную просто нет. Чтобы самолет смог взлететь, ему нужно набрать на взлетной полосе скорость, достаточную для отрыва от земли. Земная жизнь для христианина подобна такой взлетной полосе: по ней обязательно нужно двигаться в сторону любви к Богу и ближним, набирать скорость, учиться просить у Бога помощи там, где не справляешься сам. Чтобы еще здесь, на земле, почувствовать с радостным изумлением как невидимая сила Божья поддерживает тебя, не дает упасть и бережно направляет к небу.

Наверное, этот опыт богообщения и есть главное благо земной жизни человека, если смотреть на эту жизнь с точки зрения вечности. Однако и все прочие добрые радости дает здесь Бог каждому из нас. Вкусная еда и приятная прохлада воды в жаркий полдень, ласковое солнце и шипящий на песке морской прибой, тишина величественного леса в рассветный час и облака над горными вершинами. Прекрасная музыка, литература, живопись, запечатлевшие в себе красоту и мудрость, открывшуюся их авторам. Радость сильного, устремленного к жизни тела, расцветающая в искрометном танце. Восторг супружеской любви и нежность родительских объятий, светлые воспоминания юности и тихие краски заката жизни. Все это Бог щедро дает нам в этой земной жизни. И эти земные блага христиане тоже принимают с благодарностью, чтут их как дар Божий и пользуются ими как подспорьем в своем движении к благам жизни будущего века, по слову преподобного Серафима Саровского: «Не укоряет Господь Бог за пользование благами земными, ибо и Сам говорит, что по положению нашему в жизни земной, мы всех сих требуем, то есть всего, что успокаивает на земле нашу человеческую жизнь и делает удобным и более легким путь наш к отечеству небесному. На это опираясь, св. апостол Павел сказал, что, по его мнению, нет ничего лучше на свете, как благочестие, соединенное с довольством. И Церковь Святая молится о том, чтобы это было нам даровано Господом Богом; и хотя прискорбия, несчастия и разнообразные нужды и неразлучны с нашей жизнью на земле, однако же Господь Бог не хотел и не хочет, чтобы мы были только в одних скорбях и напастях, почему и заповедует нам через апостолов носить тяготы друг друга и тем исполнить закон Христов (Гал 6:2). Господь Иисус Христос лично дает нам заповедь, чтобы мы любили друг друга и, соутешаясь этой взаимной любовью, облегчали себе прискорбный и тесный путь нашего шествования к отечеству небесному».

Подведем итоги

В заключение я предложил бы вернуться к письму Ксении и еще раз, но уже максимально кратко, ответить на основные вопросы из него:

Земная жизнь — место наказания?

Земная жизнь — это ситуация, в которой человек оказался после того, как отпал от Бога и не смог больше находиться рядом с Ним в раю. Райский сад — место, куда Бог поселил сотворенного человека и дал ему заповедь — хранить и возделывать этот сад. Преображая мир за пределами райского сада, человек был призван постепенно превратить в рай всю Землю. Максим Исповедник пишет, что человек должен был «соединить рай и прочую землю святостью своей жизни». Но, отпав от Бога, человек эту святость утратил. И оказался в том самом еще не преображенном мире за пределами рая, но уже лишенный возможности изменять его по образу рая и властвовать над ним во благо для себя и для мира.

Теперь главной целью человека стало элементарное выживание в среде, внезапно оказавшейся для него враждебной. Пока человек не утратил святости, весь мир с радостью повиновался ему. После отпадения человека от Бога мир стал для него пространством постоянной опасности и тяжелого труда.

В чем же при этом благо земной жизни?

Главное благо земной жизни человека — возможность возвращения к Богу, восстановления утраченной связи с Создателем. Отблеск этого высшего блага может открыться человеку во всем, что радует его сердце в этом мире, потому что Бог оставил для отпадшего от Него человека такую возможность: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян 17:26–28).

Для кого-то Бог открывается через красоту и величие сотворенного мира. Для кого-то — через разумность законов природы. Но ярче всего образ Божий проявлен в человеке, который и был сотворен по этому образу. Поэтому высшим благом в земной жизни человека можно также назвать и навык любви к другим людям, не приобретя которого, человек никогда не сможет возлюбить и Бога.

Обретение рая — это возвращение к Богу, восстановление утраченных в грехопадении любви и доверия к Нему. Но любовь к Богу невозможна без любви к ближним, как об этом пишет апостол Иоанн: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин 4:20–21).

Любые материальные блага в сравнении с этой способностью любить и быть любимым меркнут и обесцениваются. В земной жизни можно обладать колоссальным богатством, иметь огромную власть и при этом оставаться несчастным, одиноким, не имеющим опыта любви и близости человеком. Лишь в опыте любви открывается для человека образ утраченного рая.

Впрочем, Бог и материальные блага дает людям ради их утешения и не осуждает людей за пользование этими благами. Но настоящей ценностью и подлинным благом для человека может стать лишь то, что никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть у него отнято. Деньги, недвижимость, власть — все это любой человек неизбежно оставит здесь, на земле, когда придет его черед умирать. Только любовь к Богу и ближнему останется с ним там, за смертной чертой. И только она способна вернуть человеку потерянный рай.

Что мы имеем в виду, когда, утешая человека, потерявшего близкого, говорим: умершему «там сейчас лучше»?

Земная жизнь для человека — период созревания для жизни вечной. Это сложный и непростой путь, на котором каждого из нас ждут испытания, тяготы, труды и болезни. Как искусный ювелир выжигает в огне все примеси из золота, делая его чистым, так и Бог проводит каждого из нас через эту земную жизнь, помогая избавиться от всего, что мешает нам вернуться в рай. И призывает каждого человека в самый благоприятный для его посмертной участи момент. Каждый из нас умирает либо на пике своего духовного развития, либо когда Бог видит, что дальнейшая жизнь будет изменять его душу только в худшую сторону. Любому человеку Бог желает только блага. И когда мы говорим об умерших «им там сейчас лучше, чем было здесь», то имеем в виду, что их период испытаний здесь закончился. И теперь они получают те блага, к принятию которых смогли приготовить себя на пути своей земной жизни.

На заставке: Изгнание из рая. Наталья Гончарова. Начало XX века

В тексте: картины художника Елены Черкасовой.

Токсичный напиток, без которого мы не можем жить. Микронутриенты дают представление о взаимосвязи между геохимией и эволюционной биологией

Врач, алхимик и астролог Парацельс (1493–1541), которого многие считают отцом токсикологии, как известно, писал: без яда только доза позволяет чему-то не быть ядовитым». Тем не менее, если верить современной литературе о здоровье, советам по питанию и рекламе растущей индустрии пищевых добавок, люди должны принимать больше питательных микроэлементов, таких как селен, цинк или железо, чтобы бороться с болезнями и инвалидностью. Тем не менее, растущий объем исследований биологической роли многих ионов металлов в настоящее время доказывает, что догадка Парацельса по-прежнему верна: слишком много кажущегося «хорошим» металла токсично. Еще более удивительно то, что людям и другим организмам могут даже понадобиться некоторые «плохие» металлы для нормального функционирования.

…растущий объем данных показывает, что ядовитые металлы могут быть важными питательными веществами в малых дозах

Хотя некоторые переходные металлы, такие как медь и цинк, являются важными питательными веществами, другие, особенно ртуть, являются чисто токсичными. Но различие между тем, является ли металл незаменимым или токсичным, в некоторой степени сводится лишь к степени. На самом деле, все больше доказательств показывает, что ядовитые металлы могут быть важными питательными веществами в малых дозах. Например, «обнаружено, что кадмий необходим для диатомовых водорослей, Thalassiosira weissflogii », — отметила Уте Кремер, специалист по питанию растений из Гейдельбергского университета, Германия. Эти одноклеточные водоросли особенно нуждаются в цинке, но поскольку в морской среде этого металла не хватает, организм использует кадмий для катализа превращения CO 2 в бикарбонат вместо этого (Lane & Morel, 2000).

Точно так же свинец — исторически основной загрязнитель воздуха и питьевой воды, препятствующий развитию нейронов, особенно у младенцев, — вполне может быть необходим для широкого круга организмов, даже если его биологическая роль еще не определена. «Интересно, что было показано, что свинец благотворно влияет на животных, — говорит Сабиха Мерчант, изучающая биохимию и генетику метаболизма металлов в Институте молекулярной биологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (Лос-Анджелес, Калифорния, США). «Молекулярная мишень свинца неизвестна. Но дефицит свинца вызывал анемию и дефекты роста у крыс второго поколения в 1981 исследование».

Даже мышьяк, любимый яд многих вымышленных убийц, теперь близок к тому, чтобы квалифицироваться как микроэлемент для животных. По-видимому, мышьяк играет роль в метаболизме аминокислоты метионина и подавлении активности генов (Uthus, 2003). Другая работа предполагает, что он положительно взаимодействует с более важным микроэлементом селеном (Zeng et al , 2005).

На самом деле, если мышьяк необходим людям, его рекомендуемая суточная доза мало чем отличается от селена, который настолько важен, что эволюция включила его в состав редкой аминокислоты селеноцистеина — важнейшего компонента антиоксидантных селенопротеинов, которые помогают восстанавливать другие белков от окислительного повреждения. Рекомендуемая доза селена составляет 40 мкг в день, тогда как экстраполяция исследований на млекопитающих предполагает, что людям может потребоваться от 12,5 мкг до 25 мкг мышьяка. Это в какой-то степени академично; нормальная диета будет содержать 12–50 мкг мышьяка в большинстве частей мира, но это показывает, что мышьяк — знаменитый яд — и селен — один из наиболее широко изучаемых элементов в диетическом контексте — вполне могут иметь почти одинаковые уровни содержания. потребность в питании и токсичность.

Жажда этих металлов возникла у жизни очень рано, возможно, как только появились первые формы жизни. Проще говоря, это было удобно; ферменты полагаются на ионы металлов, потому что они были в изобилии доступны на ранней анаэробной стадии эволюции. Однако более позднее насыщение атмосферы кислородом в результате фотосинтеза уменьшило доступность некоторых переходных металлов для биологического использования и увеличило количество других; проще говоря, планета заржавела. Железо превратилось в нерастворимые оксиды, и, таким образом, жизнь, которая уже привыкла к этому элементу как кофактору для самых разных реакций, столкнулась с серьезными проблемами. Следовательно, ранние организмы разработали сложные средства для восстановления оксидов железа и их поглощения. Напротив, медь стала более доступной и использовалась вместе с железом в широком спектре окислительно-восстановительных реакций как часть клеточного метаболизма.

Даже мышьяк, яд многих вымышленных убийц, теперь близок к тому, чтобы квалифицироваться как микроэлемент для животных

Кроме того, все переходные металлы стали токсичными при довольно низких уровнях, как только растения и цианобактерии начали выделять кислород в атмосферу . Первоначальная задача для всех организмов, включая растения и бактерии, заключалась в том, чтобы справиться с новой способностью ионов металлов переносить электроны в окислительно-восстановительных реакциях, что представляло собой как угрозу, так и возможность. «Каждый из этих незаменимых металлов, таких как марганец, железо, кобальт, никель, медь, цинк и молибден, становился смертельным с кислородом, поэтому организмы должны были разработать механизмы хелатирования», — сказал Джонатан Гитлин, профессор педиатрии и генетики в Школы медицины Вашингтонского университета (Сент-Луис, Миссури, США) и специалист по метаболизму металлов. Затем организмы высвобождают эти хелатные металлы контролируемыми путями, чтобы предотвратить побочное повреждение белков по маршруту к месту назначения. «Эти механизмы хелатирования настолько эффективны, что, по крайней мере, для меди и, скорее всего, для всех других металлов требуются шапероны, чтобы спасти металлы от хелаторов и распределить их для использования», — сказал Гитлин.

Эти механизмы были разработаны на заре кислородной эры, и они стали настолько важными для биохимических реакций, что остались высококонсервативными во всей биоте. «Например, переносчики меди (АТФазы) бактерий работают в клетках человека, а переносчики человека, вызывающие заболевания человека в случае мутации, работают в растениях», — сказал Гитлин. Важность переходных металлов также подтверждается тем фактом, что они присутствуют в одной трети всех белков.

Даже несмотря на то, что механизмы хелатирования контролируют их в клетках, переходные металлы все еще опасны в довольно низких дозах. Это приводит к важной характеристике питательных микроэлементов: относительно низкий диапазон между рекомендуемой суточной нормой (RDA) и минимальным уровнем токсичности, хотя фактические количества значительно различаются от элемента к элементу. Типичное соотношение между полезностью и токсичностью колеблется от 1:10 до 1:30, согласно Merchant, но может составлять всего 1:5 в случае двух наиболее важных элементов: селена и железа. Для селена рекомендуемая суточная доза для взрослых составляет 40 мкг, а минимальный токсический уровень — 200 мкг, тогда как для железа — 10 мг и 50 мг соответственно. Что касается железа, то некоторые группы имеют еще более высокую рекомендуемую суточную норму, что еще больше снижает соотношение — рекомендуемая дневная доза для беременных составляет 18 мг.

Однако эти узкие границы не так опасно близки, как может показаться; с точки зрения питания, для большинства людей в более богатых странах RDA совпадает с уровнями, полученными при сбалансированном питании. Но ситуация заставила исследователей усомниться не только в эффективности, но и в безопасности пищевых добавок, которые многие люди стали воспринимать как страховку от плохого здоровья.

Исторически сложилось широко распространенное мнение, первоначально разделяемое многими диетологами, о том, что, поскольку микроэлементы необходимы, они должны быть безопасными в довольно широком диапазоне доз и, кроме того, могут быть преимущества при приеме их в значительно больших количествах. чем РДА. Лауреат Нобелевской премии химик Лайнус Полинг, который, как известно, в последние годы своей жизни принимал примерно в 50 раз больше рекомендуемого количества витамина С и утверждал, что в результате он никогда не болел даже простудой, первоначально разжег такие идеи, но теперь это открытие были в значительной степени дискредитированы. По словам Саверио Стрейнджеса, доцента сердечно-сосудистой эпидемиологии Медицинской школы Уорика в Великобритании, большинству людей лучше избегать пищевых добавок, если они придерживаются сбалансированной диеты. «Нет убедительных доказательств, подтверждающих [] широкое использование антиоксидантов, включая поливитамины, а также микроэлементы», — сказал он.

Тем не менее, питание никогда не бывает черно-белым. Например, многие исследователи считали, что дополнительный прием селена, если его поддерживать в безопасных пределах, может повысить устойчивость к целому ряду видов рака, сердечно-сосудистых заболеваний и диабета II типа, которые могут быть вызваны окислительным стрессом или связаны с ним. Такие убеждения кажутся совместимыми с известной ролью селена в иммунной системе, но определение уровня, при котором повышенное содержание селена полезно, оказалось трудным. Как отметил Питер Хоффманн с факультета клеточной и молекулярной биологии Гавайского университета, «[i] повышение статуса селена у человека с низкого до адекватного, безусловно, повышает большинство типов иммунитета […] Однако повышение с адекватного до высокого статус селена с добавками может повысить определенные типы иммунитета, но не другие».

…это было удобно; ферменты полагаются на ионы металлов, потому что они были в изобилии доступны на ранней анаэробной стадии эволюции

По словам Стрэнджа, есть доказательства того, что дополнительный прием селена обеспечивает защиту от некоторых видов рака, особенно от рака предстательной железы, хотя задействованные механизмы еще не известны (Duffield- Лиллико и др. , 2002). Однако недавнее исследование показало, что дополнительный прием селена не дает дополнительной защиты от сердечных заболеваний и не оказывает существенного влияния на связанные триггеры, такие как образование тромбоцитов в крови. Это противоречило многим ожиданиям, но результаты другого исследования селена и диабета II типа казались еще более сбивающими с толку. Исследование, в котором приняли участие более 1300 человек в рандомизированных двойных слепых тестах, показало, что у тех, кто получал дополнительно селен в дозе 200 мкг в день, что близко к максимально безопасному уровню, заболеваемость диабетом II типа была немного выше, чем у тех, кто принимал плацебо. «Это подчеркивает возможное пагубное влияние селена на метаболизм глюкозы и резистентность к инсулину», — сказал Стрэндж. Кроме того, на животных моделях появляются данные о том, что потребление селена выше рекомендуемого уровня действительно оказывает пагубное влияние на метаболизм глюкозы (Сатьянараяна 9).0007 и др. , 2006).

…большинству людей было бы лучше избегать дополнительных пищевых добавок, если они питались сбалансированно люди с повышенным риском развития осложнений метаболизма глюкозы. Тем не менее, если защитный эффект селена против некоторых видов рака подтвердится, может возникнуть необходимость давать добавки людям, которые, как известно, подвержены высокому риску, например, мужчинам с сильным семейным анамнезом рака простаты.

Однако не все питательные микроэлементы смертельны в высоких дозах. Некоторые из переходных металлов играют более структурную роль в стабилизации белков, чем в катализе реакций. Наиболее ярким примером является цинковый палец, обнаруженный во многих более мелких белках, включая факторы транскрипции ДНК. Обычно белки достигают достаточной прочности и стабильности в своей третичной форме за счет относительно слабых водородных связей и гидрофобных сил между аминокислотами. Таких связей достаточно для более крупных белков из-за их кумулятивного эффекта, но их недостаточно для небольших белков, содержащих около 20 или около того аминокислот. Эволюционным решением было нанять ион металла. По словам Мерчанта, цинк стал предпочтительным металлом из-за его сочетания сродства к боковым цепям аминокислот и отсутствия реактивности, что обеспечивает иммунитет к окислительному повреждению белка. «Думаю, я бы сказал, что вы не хотите, чтобы металл был «реактивным» в окислительно-восстановительных реакциях, как медь и железо, и поэтому что-то вроде цинка лучше», — сказал Мерчант.

Недавняя работа также пролила свет на ранее загадочные процессы, с помощью которых микроэлементы безопасно доставляются к своим мишеням. Медь наиболее широко изучена из-за ее уникальной роли в окислительно-восстановительных реакциях, ее гибкости и способности катализировать многие биохимические реакции. «Медь входит в клетки на транспортерах типа Ctr1 [медный транспортер 1] (вероятно, эти транспортеры также захватывают ионы серебра в дополнение к правильному субстрату, то есть ионам меди), затем, как только она оказывается внутри, ее подхватывает «медный шаперон». — пояснил Торговец. «Этот белок доставляет медь транспортеру, который перекачивает ее в просвет (канал) секреторного пути, где медь может быть загружена в медные белки, которые секретируются или связываются с плазматической мембраной».

Изучение этих путей также выявило взаимозаменяемость некоторых металлов в случае дефицита. Действительно, существуют альтернативы различным микронутриентам, которые могут заменить их при необходимости: водоросли с дефицитом меди, например, заменяют железосодержащий белок вместо белка, содержащего медь (Merchant & Bogorad, 1987). «Мы также знаем, что при дефиците железа марганецсодержащая супероксиддисмутаза, которая помогает справиться с окислительным стрессом, может заменить железосодержащую», — сказал Мерчант. «Есть много примеров такого рода вещей. Это означает, что существует предпочтение одного металла над другим, если организму предоставляется выбор из всех металлов, но в условиях дефицита среды есть резервные копии».

В других случаях один металл может просто согревать сиденье для другого, защищая активное место связывания, пока не появится нужный элемент. Медь, например, играет эту роль от имени молибдена, который действует в различных ферментах. «Во время биогенеза молибден-кофактора мы обнаружили, что медь является заполнителем, защищающим высокореактивную дитиоленовую группу молибдоптерина, пока молибден не появится и не будет заменен на медь», — сказал Ральф Мендель на кафедре биологии растений Брауншвейгского технологического университета в Германии. (Мендель, 2007).

Многие организмы также разработали схемы рационирования важнейших элементов в условиях нехватки основных питательных микроэлементов. Растения и цианобактерии, например, сначала распределяют доступный марганец в фотосистему II из-за его решающей роли в расщеплении воды для фотосинтеза. Другой основной потребитель элемента, антиоксидантный фермент супероксиддисмутаза марганца, обнаруженный во всех организмах, занимает второе место, поскольку растения могут выживать дольше без активности супероксиддисмутазы марганца, чем без фотосинтеза (Аллен 9).0007 и др. , 2007).

В последние годы все больше внимания уделяется различиям между потребностями растений и животных в микроэлементах. В отличие от животных, растениям мышьяк не нужен, а некоторым не нужен селен. Что еще более поразительно, некоторые растения могут гипераккумулировать переходные металлы и селен до концентраций, на несколько порядков превышающих те, которые убивают животных. Модель растения Arabidopsis , например, способна накапливать огромное количество цинка: более 1% его сухой массы тела. «У отдельных таксонов растений наблюдается гипераккумуляция никеля, цинка, меди, марганца, селена, кадмия и мышьяка», — сказал Кремер. Избирательные силы, которые позволили им развить эти механизмы, до конца не изучены, но, согласно Кремеру, преобладает мнение, что эта способность развилась как защита от хищников и вторжения патогенов.

Способность растений к гипераккумуляции привлекает все больший научный интерес, поскольку обладает большим потенциалом для удаления токсичных металлов из загрязненных почв.

действует как немедленный сдерживающий фактор для кормления и токсического воздействия селена на гусениц (Freeman et al , 2006). Однако, что самое интересное, то же исследование показало, что разновидность ромбовидной моли ( Plutella xylostella ) обезвредил эту защиту и может безнаказанно поедать растение. Еще более поразительно, что оса Diadegma insular , в свою очередь, эволюционировала, чтобы питаться бабочкой. Оба насекомых, очевидно, развили толерантность к чрезвычайно высоким уровням селена, что показывает, что эта способность не ограничивается растениями.

Способность растений к гипераккумуляции все больше привлекает научный интерес, поскольку она обладает большим потенциалом для удаления токсичных металлов из загрязненных почв. Возможные стратегии фиторемедиации могут включать выращивание растений вместе с сельскохозяйственными культурами для связывания токсичных металлов из почвы, например, в районах выращивания риса с высокой концентрацией мышьяка в почве. Более сложный и эффективный подход направлен на создание трансгенных растений с еще более высокой устойчивостью к ионам металлов для выращивания на сильно загрязненных промышленных землях (Peuke & Rennenberg, 2005). Таким образом, люди могут извлечь выгоду из эволюционной гонки вооружений между растениями и хищниками, которые видели использование питательных микроэлементов в качестве оружия. Перефразируя Парацельса, не только доза, но и употребление определяет, хорошо это или плохо.

Высыпайтесь — MyHealthfinder

Здоровый образ жизни

  • Основы
  • Принять меры

Основы

Обзор

Важно высыпаться. Сон помогает сохранить разум и тело здоровыми.

Сколько сна мне нужно?

Большинству взрослых требуется 7 или более часов качественного сна по регулярному графику каждую ночь.

Достаточное количество сна — это не только общее количество часов сна. Также важно регулярно высыпаться, чтобы вы чувствовали себя отдохнувшим, когда просыпаетесь.

Если у вас часто возникают проблемы со сном или если вы часто чувствуете усталость после сна, поговорите со своим врачом.

Сколько сна нужно детям?

Детям нужно спать даже больше, чем взрослым:

  • Подросткам нужно спать от 8 до 10 часов каждую ночь
  • Детям школьного возраста необходимо спать от 9 до 12 часов каждую ночь
  • Дошкольники должны спать от 10 до 13 часов в день (включая дневной сон)
  • Малышам необходимо спать от 11 до 14 часов в сутки (включая дневной сон)
  • Младенцы должны спать от 12 до 16 часов в сутки (включая дневной сон)
  • Новорожденным необходимо спать от 14 до 17 часов в сутки

Польза для здоровья

Почему важно высыпаться?

Достаточное количество сна имеет много преимуществ. Это может помочь вам:

  • Реже болеть
  • Оставайтесь в здоровом весе
  • Снизить риск серьезных проблем со здоровьем, таких как диабет и болезни сердца
  • Уменьшить стресс и улучшить настроение
  • Мыслить яснее и лучше успевать в школе и на работе
  • Лучше ладить с людьми
  • Принимайте правильные решения и избегайте травм — например, сонливые водители ежегодно становятся причиной тысяч автомобильных аварий

Расписание сна

Имеет ли значение, когда я сплю?

Да. Ваше тело настраивает свои «биологические часы» в соответствии с режимом дневного света в том месте, где вы живете. Это поможет вам естественным образом заснуть ночью и оставаться бодрым в течение дня.

Если вам приходится работать ночью и спать днем, у вас могут возникнуть проблемы со сном. Также может быть трудно заснуть, когда вы путешествуете в другой часовой пояс.

Получите полезные советы по сну:

  • Работайте в ночную смену
  • Устранение смены часовых поясов (проблемы со сном в новом часовом поясе)

Проблемы со сном

Почему я не могу заснуть?

Многие факторы могут мешать вам заснуть, в том числе:

  • Стресс или тревога
  • Боль
  • Определенные состояния здоровья, такие как изжога или астма
  • Некоторые лекарства
  • Кофеин (обычно из кофе, чая и газированных напитков)
  • Алкоголь и другие наркотики
  • Нелеченные расстройства сна, такие как апноэ во сне или бессонница

Если у вас проблемы со сном, попробуйте внести изменения в свой распорядок дня, чтобы получить необходимое количество сна. Вы можете:

  • Изменить то, что вы делаете в течение дня, например, заниматься спортом утром, а не вечером
  • Создайте комфортную среду для сна — например, убедитесь, что в вашей спальне темно и тихо
  • Установить режим сна — например, ложиться спать в одно и то же время каждую ночь

Нарушения сна

Как узнать, есть ли у меня расстройство сна?

Нарушения сна могут вызывать множество различных проблем. Имейте в виду, что время от времени иметь проблемы со сном — это нормально. Люди с нарушениями сна обычно испытывают эти проблемы на регулярной основе.

Общие признаки нарушений сна включают:

  • Проблемы с засыпанием или сном
  • Все еще чувствую усталость после хорошего ночного сна
  • Сонливость в течение дня, которая мешает выполнять повседневные действия, такие как вождение автомобиля или концентрация на работе
  • Частый громкий храп
  • Паузы в дыхании или задыхании во сне
  • Ощущение покалывания или ползания мурашек в ногах или руках по ночам, которое улучшается при движении или массаже этой области
  • Чувство, что трудно двигаться, когда вы впервые просыпаетесь

Если у вас есть какие-либо из этих признаков, обратитесь к врачу или медсестре. Вам может потребоваться обследование или лечение нарушения сна.

Чтобы узнать больше о нарушениях сна:

  • Ознакомьтесь с этим руководством по здоровому сну [PDF — 451 КБ]
  • Прочтите о распространенных нарушениях сна

Примите меры

Примите меры

Дневные привычки

Небольшие изменения в вашем распорядке дня помогут вам получить необходимый сон.

Измените то, чем вы занимаетесь в течение дня.
  • Попробуйте провести некоторое время на свежем воздухе при дневном свете — лучше в начале дня
  • Планируйте свою физическую активность на начало дня, а не прямо перед сном
  • Держитесь подальше от кофеина (включая кофе, чай и газированные напитки) в конце дня
  • Если у вас проблемы со сном по ночам, ограничьте дневной сон до 20 минут или меньше
  • Если вы употребляете алкоголь, пейте только в умеренных количествах (менее 1 порции в день для женщин и менее 2 порций в день для мужчин) — алкоголь может помешать вам хорошо спать
  • Не ешьте много перед сном
  • Если вы курите, составьте план по отказу от курения — никотин в сигаретах может затруднить ваш сон

Получите советы для: 

  • Употребление алкоголя только в умеренных количествах
  • Отказ от курения

Привычки в ночное время

Создайте хорошие условия для сна.
  • Убедитесь, что в вашей спальне темно — если у окна есть уличные фонари, попробуйте повесить светонепроницаемые шторы
  • Сохраняйте тишину в спальне
  • Подумайте о том, чтобы электронные устройства, такие как телевизоры, компьютеры и смартфоны, не находились в вашей спальне
  • .
Установить режим сна.
  • Ложитесь спать в одно и то же время каждую ночь
  • Старайтесь спать одинаковое количество часов каждую ночь
  • Не ешьте, не разговаривайте по телефону и не читайте в постели
  • Не пользуйтесь компьютерами или смартфонами, не смотрите телевизор и не играйте в видеоигры перед сном
  • Если вы обнаружите, что беспокоитесь о вещах по ночам, используйте эти советы, чтобы справиться со стрессом

Если вы все еще не спите после того, как пробыли в постели более 20 минут, встаньте. Делайте что-нибудь расслабляющее, например, читайте или медитируйте, пока не почувствуете сонливость.

Обратитесь к врачу

Если вас беспокоит ваш сон, обратитесь к врачу.

Обратитесь к врачу или медсестре, если у вас есть какие-либо из следующих признаков нарушения сна:

  • Проблемы с засыпанием или сном
  • Все еще чувствую усталость после хорошего ночного сна
  • Сонливость в течение дня, затрудняющая выполнение повседневных дел, например, вождение автомобиля или концентрацию на работе
  • Частый громкий храп
  • Паузы в дыхании или задыхании во сне
  • Ощущение покалывания или ползания мурашек в ногах или руках по ночам, которое облегчается при движении или массаже этой области
  • Проблемы с бодрствованием в течение дня
  • Чувство, что трудно двигаться, когда вы впервые просыпаетесь

Даже если у вас нет этих проблем, поговорите с врачом, если вы чувствуете, что у вас часто возникают проблемы со сном.

В течение недели ведите дневник сна [PDF, 53 КБ] и делитесь им со своим врачом. Врач может предложить различные режимы сна или лекарства для лечения нарушений сна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *