Рассказ в рассказе примеры: Произведения, в которых используется прийом «рассказ в рассказе» в русской литературе :: ЕГЭ по литературе

Произведения, в которых используется прийом «рассказ в рассказе» в русской литературе :: ЕГЭ по литературе


Некоторые отечественные писатели композиционно строили свои художественные произведения как «рассказ в рассказе», которому свойственно повествование от лица нескольких рассказчиков. «Рассказ в рассказе» – композиционные принцип рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», рассказа Л.Н. Толстого «После бала» и главы романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» «Бэла».

Во всех трех случаях наблюдается повествование от первого лица, а также четкое разграничение между рассказчиком и героем. От лица рассказчика ведется полное повествование. Герой же рассказывает определенную историю, поэтому он становится еще одним рассказчиком.

Горьковский рассказ, толстовский рассказ и главу лермонтовского романа объединяет то, что имя рассказчика в повествовании не упоминается. Героем рассказа «Старуха Изергиль» является старуха Изергиль, которая общается с рассказчиком и рассказывает ему две легенды, а также повествует о собственной жизни.

Героем рассказа Л.Н. Толстого «После бала» является Иван Васильевич, который рассказывает окружающим «эпизод из своей жизни». Героем главы «Бэла», входящей в состав романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», является Максим Максимыч, который, беседуя с рассказчиком, повествует о своем приятеле Григории Печорине.


Истории, которые рассказывают герои данных художественных произведений, все же отличаются друг от друга объектом повествования. Иван Васильевич рассказывает историю, которая произошла лично с ним и которая повлияла на его мировоззрение. Максим Максимыч по существу рассказывает о взаимоотношениях Печорина с Бэлой и другими людьми во время его службы, будучи одновременно свидетелем и участником описываемых событий. Старуха Изергиль как рассказывает о собственной жизни, так и повествует услышанные когда-то легенды о Данко и Ларре.

Во всех трех произведениях именно история героя становится основой сюжета. Центральной частью является повествование от лица героя. Рассказчик становится своеобразным слушателем, а главным повествователем становится герой.

И М. Горький, и Л.Н. Толстой, и М.Ю. Лермонтов используют композицию «рассказа в рассказе» не просто так, а с определенной целью. В «Старухе Изергиль» такая композиция помогает быстро перемещаться из одного времени в другое (Изергиль, уже будучи старухой, вспоминает свою молодость), а также перемещать из мира реального, связанного с историей старухи Изергиль, в мир фантастический, связанный с легендами о Ларре и Данко. Композиционный прием в рассказе Л.Н. Толстого «После бала» помогает продемонстрировать две эпохи (40-е годы XIX века и конец XIX века), а также разницу в восприятии окружающего мира молодым Иваном Васильевичем, любящим балы и развлечения, и старым Иваном Васильевичем, отказавшимся от службы после увиденной картины экзекуции над солдатом. «Рассказ в рассказе» в главе «Бэла» помогает реализовать авторский замысел показать центрального персонажа Печорина с разных сторон; сначала офицер-рассказчик только слышит о Печорине от Максима Максимыча и воспринимает его через восприятие Максима Максимыча, который, как понятно из дальнейшего повествования, не совсем понимает Печорина и причины его поступков, затем лично видит Печорина, а после читает его дневниковые записи, в которых Печорин раскрывает особенности своей души.

Композиционный прием «рассказа в рассказе» помогает авторам «Старухи Изергиль», «После бала» и «Героя нашего времени» создать впечатление особой достоверности и документальности, необходимое для раскрытия образа персонажа и для раскрытия всей идеи произведения.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Герои, попадающие в чуждый дня них мир в русской литературе
  • Герои, испытывающие сомнения в русской литературе
  • Лирические отступления в русской литературе
  • Произведения с кольцевой композицией в русской литературе

  • Как правильно начать рассказ?

    Как правильно начать рассказ? Ну, или повесть. Или пьесу. У нас детский сайт, поэтому постараюсь рассказывать без заумных слов.

     

    На первый взгляд, начать рассказ не так уж и трудно. Какие могут быть проблемы: сел за компьютер, и принялся писать… Писать, например, такой рассказ:

    «Коля Синицин проснулся, как всегда, по звонку будильника. Оделся, позавтракал и пошёл в школу. Было прекрасное весеннее утро. В кронах деревьев щебетали птички. Солнышко бросало свои лучи на дома. Настроение у Коли было прекрасное. Но тут ему повстречалась Светка Костицина. Одноклассница. Она тоже шла в школу.
    — Привет, Светка! — поздоровался Колька.
    — Привет, Синицин!
    Некоторое время они шли молча. Проехала поливальная машина. Ребята посторонились и уже дальше вышагивали по умытому блестящему асфальту. Птички продолжали петь. Костицина гордо несла свой нос и вообще всю голову — будто победила на чемпионате мира по стройной и гордой ходьбе. И неизвестно, сколько бы они шли молча, но Костицина вдруг сказала:
    — А ты знаешь, что твоих родителей вызвали в школу?
    Колька опешил:
    — Зачем?
    — А Иванова пожаловалась Валерьяне Павловне, что ты её обижаешь!
    — Когда это я её обижал? — возмутился Колька. — Просто сказал, чтоб не сплетничала.
    Они подошли к школе. На крыльце стояла ябеда Иванова.
    Колька остановился рядом с ней и некоторое время смотрел на неё так, словно хотел опять обидеть. Но ничего не сказал и вошёл в школьный вестибюль…»

    Здесь я взял манеру писать начало рассказа так, как пишут его очень многие из начинающих авторов. Казалось бы, всё в начале рассказа правильно. И действительно, всё в нём правильно: и герои есть, и рассказывается о назревающем конфликте, без которого любой рассказ просто невозможен. То есть, всё объяснено читателю. И всё читателю понятно.

    А теперь обратите внимание, как в этом правильном понятном рассказе медленно… я бы даже сказал, монотонно и скучно развиваются события. Я мог написать этот пример начала рассказа ещё гораздо медленнее, ещё более громоздко и скучно, написать так, как очень часто и пишут начинающие авторы. Но мне самому, пока писал, стало тоскливо и неинтересно, а что уж говорить о читателе? Я ведь не хочу, чтобы ему было скучно и неинтересно читать. Посмотрите, ребята, как далеко от первого слова рассказа раполагаются на странице первые слова, обозначающие конфликт. Первые слова, которые и должны заинтересовать читателя. Вот эти: «А ты знаешь, что твоих родителей вызвали в школу?»

    Конечно, всякий пишет как умеет и как хочет. Но хорош тот рассказ, который начинается так, будто с его героем УЖЕ что-то случилось. Случилось, но читатель не знает, что. Потому что случилось оно ещё до начала рассказа! Но зачем это нужно автору рассказа? Для того, чтобы заинтриговать читателя с первых слов произведения. Чтобы сразу заставить читателя думать о том, что же случилось с героем до начала рассказа? И почему он, герой, поступает сейчас так… Загадка для читателя? Загадка. Ну вот как эта загадка выглядит в том же рассказе про Колю, который я сейчас перескажу по-другому.

    Итак, вариант №2:

    «Колька бросил телефонную трубку и вскочил с кровати. Конечно, Костицина известная особа, но что-то подсказывало, что на этот раз она говорит правду! Нельзя было медлить ни минуты. Наскоро проглотив завтрак и на бегу застёгивая пуговицы, Колька кубарем скатился с лестницы и помчался в школу. Хорошо бы успеть перехватить родителей у школы. Или хотя бы… Колька вытащил «сотовый» и на бегу набрал номер мамы. Телефон мамы оказался занят!
    «А вдруг она уже разговаривает с Валерьяной!» — промелькнула мысль. Оправдывайся потом, что ты ничего такого не говорил Ивановой. Мама может ещё и поверит, а Валерьяна, Колькина классная — та никогда не поверит!»

    Или так, вариант №3:

    «На школьном крыльце стояла вредная Иванова и как всегда жевала бутерброд. К ней медленно приблизился Колька Синицин.
    — Это правда? — спросил Колька.
    И по тому, как Иванова поперхнулась своим бутербродом, Колька понял, что всё, о чём ему рассказала про Иванову Светка Костицина, было правдой.
    — Ну… Ну! — Колька нервно сглотнул и бросился в школу. Может, он ещё успеет перехватить маму, пока она не повстречала Колькину классную, Валерьяну!»

    Видите, во втором и третьем варианте нашего рассказа разговор Светки Костициной с Колькой о неблаговидном (благовидном) поступке Ивановой произошёл ещё до того, как мы написали первые слова повествования. И отсюда темп, энергия, ритм. И осталась для читателя загадка — что сказал Колька Ивановой, что сказала Иванова Валерьяне и тд. А загадка всегда притягательна. Она интригует и заставляет читателя продолжать чтение...

    У каждого хорошего рассказа есть энергия. Она прячется внутри рассказа. Она толкает повествование и будто магнитом притягивает к себе читателя, не позволяя тому сорваться с крючка и перестать читать.

    А каждый дельный писатель владеет умением захватывать внимание читателя и удерживать его. Вот про одно из таких умений я и рассказал. При этом нужно понимать, что совсем не обязательно начинать рассказ так, как я здесь описываю. Есть и другие способы и умения. Но описанное здесь умение начинать своё произведение, наверное, одно из главных и часто используемых.

    Кстати, этот мой совет прошу не принимать за полноценное пособие по научению писать. Ведь известно, что каждый пишет, как он дышит, слышит, как любит и умеет…

    Александр Папченко

    11 примеров истории в истории

    by Yen Cabag | 0 комментариев

    Вы помните книгу, в которой персонажи сами рассказывают историю? Подобно тому, как русские матрешки помещаются в более крупные деревянные куклы, многоэтажное произведение может содержать несколько повествований в рамках более крупного сюжета.

    Это может произойти, когда персонажи рассказывают друг другу о своей семье или национальной истории, или они могут делиться фольклором или чем-то, что произошло до начала основной истории.

    Цель рассказа в рассказе

    Сценаристы, сценаристы и писатели могут использовать технику «рассказ в рассказе» (также известную как каркасный рассказ или встроенный рассказ), чтобы встроить повествование в основной рассказ. Встроенная история может быть рассказана исключительно для развлечения или для того, чтобы подать пример другим персонажам.

    Внутренние истории часто имеют символическое значение для персонажей основной истории, или между ними могут быть параллели, предназначенные для раскрытия темы или критической информации об основной истории.

    Какой пример фреймовой истории?

    Встроенные истории популярны в жанре фэнтези. Например, Дж.К. В серии «Гарри Поттер » Роулинг часто используется эта техника, чтобы предоставить важную предысторию для основного повествования.

    Это также встречается в классических книгах, таких как Кентерберийские рассказы Джеффри Чосера. Примером истории в истории в фильме является Принцесса-невеста , где Питер Фальк делится историей с Фредом Сэвиджем.

    Если вы хотите прочитать больше примеров истории в истории, вот несколько книг, в которых эффективно используется этот прием: три года король Шахрияр каждую ночь спал с новой девственницей только для того, чтобы казнить ее на следующее утро. В надежде разорвать этот порочный круг Шахразад добровольно становится одной из этих девственниц и очаровывает короля историями о любви, приключениях и мистических чудесах на тысячу и одну ночь.

    2. Мир Софи Йостейн Гаардер

    Норвежский писатель Йостейн Гаардер любит писать рассказ в рассказе. В его бестселлере « Мир Софи » рассказывается о маленькой девочке, которая невольно записалась на заочные курсы по истории философии к загадочному философу.

    3. The Solitaire Mystery by Jostein Gaarder 

    История вращается вокруг мальчика, который путешествует по Европе со своим отцом в поисках матери мальчика. Мальчик получает от загадочного пекаря липкую булочку, внутри которой находится крошечная книга, которая разворачивается как очаровательная история внутри истории.

    4. Тайна Рождества Йостейна Гаардера

    Иоахим находит волшебный адвент-календарь в пыльном старом книжном магазине. Он и не подозревает, что каждое окошко этого адвент-календаря содержит часть истории о маленькой девочке по имени Элизабет. С каждым окном, которое он открывает, его втягивают в совершенно новое приключение.

    5. Watership Down by Richard Adams 

    Эта фэнтезийная история рассказывает о группе кроликов, которые в ответ на пророчество о конце света покидают свои логовища в поисках нового. В общее повествование встроены истории из кроличьего фольклора и героев, которые кролики рассказывают друг другу у костра во время своего путешествия.

    6. Песочный человек Нила Геймана

    В некоторых книгах этой серии сны персонажей представлены как истории в рамках основного повествования. Основная история начинается с того, что оккультист пытается поймать Смерть, но только для того, чтобы поймать ее младшего брата Дрим.

    7. Сердце тьмы Джозефа Конрада 

    В этой новелле Джозефа Конрада рассказывается о Чарльзе Марлоу, который рассказывает своим товарищам-морякам о том, что произошло в его собственной жизни. Он рассказывает основное повествование как воспоминание и использует точку зрения от первого лица.

    8. Гамлет Уильяма Шекспира

    Уильям Шекспир использует технику фреймового сюжета в своей пьесе Гамлет, , в которой есть пьеса внутри основной пьесы. Сюжет встроенной пьесы имеет слишком большое сходство с событиями, происходящими в жизни Гамлета, что побуждает его постоянно прерывать исполнение пьесы.

    9. Бесконечная история Майкла Энде

    В этой классической книге о взрослении Бастиан находит старую книгу под названием 9.0019 Бесконечная история , которая уносит его в фантастический мир, где он сам становится персонажем истории!

    10. Титаник

    Фильм начинается с того, что журналист берет интервью у пожилой Роуз, пережившей трагедию Титаника в 1912 году. Затем мы возвращаемся к событиям, связанным с тем, как младшая Роуз попадает на борт Титаника. и ее история любви с Джеком, вплоть до мучительного переживания гигантского корабля, тонущего за считанные часы. Но потом фильм возвращает нас к сегодняшнему интервью, формируя рамочную историю.

    11. Принцесса-невеста

    Основанный на одноименном романе фильм начинается с дедушки, читающего книгу своему больному внуку. Затем фильм переносит нас в историю из книги, где батрак Уэстли пытается спасти свою настоящую любовь принцессу Лютик.

    Как это называется, когда вы рассказываете историю внутри истории?

    Одним из методов, использующих встроенные нарративы, является фреймовая история. Когда вы пишете рамочный рассказ, само ваше основное повествование уже имеет формат рассказа внутри рассказа.

    Одним из самых популярных примеров фреймовой истории является « Франкенштейн » Мэри Шелли. В этом классическом романе Роберт Уолтон рассказывает основное повествование о докторе Франкенштейне и его монстре через серию писем, которые пишет сам Уолтон.

    Написание рассказа в рассказе 

    Если вы планируете написать рассказ внутри рассказа, рекомендуем прочитать больше книг, в которых используется этот прием.

    Затем узнайте больше о написании романа, чтобы приобрести навыки, необходимые для создания захватывающей истории.

    Был ли этот пост полезен для вас? Дайте нам знать в комментариях ниже!

     

    Если вам понравился этот пост, вам также могут понравиться:
    • 12 лучших аудиокниг в жанре фэнтези для эпического прослушивания Владейте ими
    • Советы по написанию фэнтези: как создать свою собственную неземную историю

    Йен Кэбаг

    Йен Кэбаг — автор блога TCK Publishing. Она также занимается домашним обучением, семейным тренером и спикером метода Шарлотты Мейсон, образовательной философии, в которой большое внимание уделяется классической литературе и шедеврам искусства и музыки. Она также написала несколько книг, как художественных, так и научно-популярных. Ее страсть состоит в том, чтобы увидеть, как следующее поколение детей станет любителями чтения и обучения в разгар коротких промежутков внимания.

    Примеры повествования Clever Frame (История в истории)

    • ОПИСАНИЕ

      история в истории

    • ИСТОЧНИК

      падающая книга: Yagi Studio / Stone / Getty Images, нижняя книга: Жоао Алмейда / EyeEm / Getty Images

      9015 история внутри истории

      9015 рассказ — это характерный литературный прием, который на протяжении многих лет использовали многие великие писатели. Во фреймовом повествовании к основному сюжету вставляется дополнительный рассказ. Иногда основная история служит только вступлением и завершением для обрамленной истории, но иногда она играет большую роль. Лучший способ понять фреймовые истории — это использовать примеры.

      Франкенштейн Мэри Шелли

      Хотя Франкенштейн в основном является историей Виктора Франкенштейна и созданного им монстра, эта часть сказки на самом деле происходит в рамках другой истории. Роберт Уолтон — исследователь, направляющийся к Северному полюсу, когда его корабль оказывается в ловушке льда. Вдалеке он видит фигуру на санях. После вскрытия льда его корабль спасает человека, плывущего в одиночестве на санях. Роберт одинок и рассказывает спасенному о своих целях в научной работе. Мужчину переполняют эмоции, и он делится своей историей.

      Спасенный Виктор Франкенштейн. Он надеется предупредить Роберта об опасностях проведения научных исследований за пределами природы, поэтому он рассказывает о создании своего монстра. История Виктора Франкенштейна становится основной историей, но в конце повествование возвращается к Роберту.

      Реклама

      «Грозовой перевал» Эмили Бронте

      «Грозовой перевал» — это уникальное повествование, поскольку это рамочная история с ненадежным рассказчиком. Первоначально история сосредоточена на мистере Локвуде, новом арендаторе Thrushcross Grange. Мистеру Локвуду становится любопытно соседнее поместье, Грозовой перевал, и история двух поместий. Он просит свою экономку Нелли Дин рассказать ему историю этого места.

      История Нелли подробно описывает все, что случилось с Хитклифом и Кэтрин, но она рассказывает это со своей ограниченной точки зрения и склонна преувеличивать. Это составляет основную часть романа, но в самом конце история возвращается к мистеру Локвуду и его впечатлениям от этого места после изучения его истории.

      Реклама

      Сердце тьмы Джозефа Конрада

      Сердце тьмы — еще один классический фреймовый рассказ. Эта сказка начинается с того, что несколько мужчин сидят вместе и ждут прилива. Пока они ждут, моряки рассказывают истории, чтобы скоротать время. Марлоу, один из моряков, рассказывает остальным о своем путешествии вверх по Конго в Африке.

      События, которые вспоминает Марлоу, становятся основной историей Heart of Darkness . Марлоу становится одержимым персонажем Курца, и большая часть истории связана с его преследованием Курца и его примирением с возможной смертью Курца.

      «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера

      «Кентерберийские рассказы» отличается от некоторых других рамочных повествований тем, что на самом деле содержит множество небольших историй внутри фрейма. Первоначальная история рассказывает о Хозяине, который предлагает всем паломникам, остановившимся в гостинице, рассказывать истории о своем путешествии в Кентербери. Он предлагает бесплатную еду тому, кто расскажет лучшую историю.

      Затем повествование продолжается историями, рассказанными каждым персонажем, начиная с рыцаря. Из-за формата фреймового рассказа разрозненные истории и персонажи объединяются в единое произведение.

      Реклама

      «Гамлет» Уильяма Шекспира

      Другая форма фреймовой истории состоит в том, чтобы рассказать историю как отдельную меньшую часть более крупного повествования. В Гамлет Шекспир приглашает актеров, которые разыгрывают пьесу в пьесе Убийство Гонзаго . Гамлет напрямую взаимодействует с игроками, подключая их к более широкому повествованию.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *