Притча о сократе: Притча о трёх ситах Сократа

Притча о трёх ситах Сократа

Развитие темы

Категории

  1. Главная
  2. Притчи, стихи
  3. Притча о трёх ситах Сократа

Один человек пришёл к Сократу и спросил:

— А знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?

— Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

— Три сита?

— Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито правды. Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда?

— Нет. Просто я слышал…

— Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?

— Нет! Напротив!

— Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

— Нет, в этом нет необходимости.

— Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы.  Зачем тогда говорить?…

Новые статьи

  • Симон Соловейчик о счастье 30 апреля 2023
  • Трудное решение – лёгкая жизнь 27 апреля 2023
  • Ошибки мотивации детей 22 апреля 2023
  • Притча про двух дровосеков 20 апреля 2023
  • Пирамида потребностей Маслоу 19 апреля 2023
  • Притча про орла и орлят 🦅 16 апреля 2023
  • Симон Соловейчик. Последняя книга 12 марта 2023

Популярные материалы

  • Психологическое айкидо
  • 55 правил Рона Кларка для успеха в обучении каждого ребёнка
  • Теория игр Эрика Берна
  • Обращайтесь к человеку по имени
  • Думайте в духе «Выиграл/Выиграл»
  • Стратегии поведения в конфликте
  • org/Article»> Календарь жизни в неделях
  • Рон Кларк
  • Притча о трёх ситах Сократа
  • Стили родительского поведения
  • Психологическая амортизация
  • Светская школа
  • Тест. Умеете ли вы определять эмоции по выражению лица?
  • org/Article»> Успешные переговоры
  • Растождествление, или «Мои ботинки — это не я!»

ПРИТЧА О СОКРАТЕ И ЗЛОСЛОВИИ: geokhar — LiveJournal

?
Categories:
  • Философия
  • Литература
  • Cancel
Однажды знаменитый греческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) встретил на улице знакомого, и тот ему говорит:
— Сократ, знаешь, что я только что услышал об одном из твоих учеников?
— Погоди, прежде, чем ты мне это расскажешь, я хочу провести небольшой экзамен, который называется «Испытание тройным фильтром».
— Тройнным фильтром?
— Да, — продолжил Сократ. — Прежде, чем ты мне расскажешь что-либо о моем ученике, было бы неплохо, чтобы ты минутку подумал и профильтровал то, что ты собираешься мне рассказать. Первый фильтр — на Правдивость. Ты абсолютно уверен, что то, что ты собираешься мне рассказать, является абсолютной правдой?
— Нет, Сократ, я услышал об этом от одного знакомого и решил…
— Значит, — сказал Сократ, — ты точно не знаешь, правда это или нет. Тогда давай применим второй фильтр — на Добродетель. То, что ты собираешься мне сказать о моем ученике, — это что нибудь хорошее?
— Нет, как раз наоборот…
— Итак, — говорит Сократ, — ты хочешь мне сказать о нем что-то плохое, но ты не уверен, правда ли это. Однако, ты по прежнему можешь пройти испытание и сообщить мне эту информацию, если она пройдет через третий фильтр — на Полезность. Принесет ли мне то, что ты собираешься рассказать, какую-либо пользу?
— Скорее всего, нет…
— Таким образом, — подвел итог Сократ, — если ты собираешься рассказать мне что-то отрицательное, неправдивое и бесполезное о моем ученике, то зачем это рассказывать вообще?
— Да, Сократ, как всегда ты абсолютно прав.
Именно поэтому Сократа считали великим философом и премного за это уважали.
http://www.vaikuntha.ru/blog/pritchi/570.html

Tags: Древнегреческие притчи, Притчи

Subscribe

  • ПОДАРОК ОТ «ЮРАЙТА», ИЛИ 20 ЛЕТ ДРУЖБЫ

    И ещё вышла одна книга в этом году. Правда, вне плана. От издательства «Юрайт» узнал, что в этом году они переиздали мой учебник…

  • С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ, ВИЛЬЯМ ШЕКСПИР!

    (26.04.1564-23.04.1616 гг.) Фото из открытых источников. Конечно, с юбилеем мы будем поздравлять Шекспира через год. Но, вместе с…

  • С ДНЁМ КОСМОНАВТИКИ!

    Сегодня замечательный день. 12 апреля 1961 г. советский и русский космонавт Ю.А. Гагарин первым вышел в космос. Русский человек…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

Притча о пещере Сократа — 968 слов

Содержание

  1. Определение пещеры
  2. Значение огня
  3. Значение кукол
  4. Рене Декарт и притча о пещере
  5. Августин и притча пещеры
  6. Заключение
  7. Работа Цитируется

В притче о пещерной книге vii Сократ рассказывает нам о людях, которые жили в пещере с момента их существования и не знают ничего, кроме темноты и теней в пещере. Это мир, в котором заключенные закованы в пещеру. За ними костер и куклы. Куклы отбрасывают тени на стену, и они не могут четко видеть некоторые вещи, которые проходят мимо. Вещи реальны в мире света, но они могут видеть их только как тени. Над огнем есть солнце, которое очень яркое.

Описание пещеры

Пещера — это место, доступное визуально и, к сожалению, доступное для заключенного. Тени кукловодов, которых видят заключенные, представляют и/или создают для них реальность (Ривз 191). Сократ рассказывает нам, что один из узников сбежал из пещеры и сначала был ослеплен светом, который встретил снаружи пещеры.

После того, как он провел время в новом мире, у него появился другой взгляд на мир, и он понял, что вся его жизнь была простой иллюзией и контролировалась другими людьми.

Значение огня

Заключенные скованы цепями и не могут видеть настоящие предметы и кукловодов, поскольку не могут повернуть ни головы, ни ног, поэтому они могут видеть только то, что находится перед ними. Это то, что объясняет Платон: «истина будет не чем иным, как тенями их изображений».

Огонь означает солнце, а солнце представляет всю истину; свет, который заключенные должны увидеть, чтобы обрести свободу от мира тьмы. Сократ говорит, что узник, вышедший из пещеры и увидевший свет, представляет философа, который просветился и возвращается к остальным людям, чтобы рассказать им об истине, которой они не знают.

Значение марионеток

Сократ утверждает, что «они кажутся менее реальными, чем тени». Это означает, что заключенные могут видеть только тени вещей, отраженные им от стены. Они не могут дать ясного описания того, что видят, потому что это отражает полуправду реальности, которая является добром в мире света.

Главкон говорит, что люди, которые еще не просвещены, могут строить справедливость, заключая соглашения после обсуждения между собой. Это означает, что заключенные могут говорить правду только благодаря своей способности видеть тени. Марионеток держат укротители марионеток, которые являются хозяевами заключенных в пещере. На мой взгляд, марионетки — это вещи и идеи, используемые хозяевами, чтобы продолжать держать заключенных в неведении.

Интенсивность огня пугает и используется для шантажа заключенных. Заключенные будут напуганы ярким светом солнца, потому что он так сильно обожжет их глаза, что они, возможно, захотят вернуться в пещеру. Некоторые люди пойдут за солнцем и узнают всю правду.

Затем они могут вернуться, чтобы рассказать остальным о том, что находится за пределами пещеры, что является светом и настоящей правдой. Заключенные верят в тени, потому что это все, что они видели в своей жизни, отсюда и их правда. Невежество некоторых заключенных помешает им постичь истинную истину, поэтому они будут по-прежнему скованы своими иллюзиями. Освобожденный человек просветлен и идет вперед, чтобы посмотреть правде в глаза.

Рене Декарт и притча о пещере

Согласно Рене Декарту, люди становятся теми, кем они себя считают. Далее он утверждает, что люди осознают только то, что существует вокруг них. Согласно его философии, заключенные в пещере знали жизнь, в которой они находились, и ничего сверх того. Хотя мы рассматриваем их жизнь как сон, она была их реальностью (Wartenberg 56).

Наоборот, реальность может быть и сном. В какой-то степени Декарт защищает незнание узниками правды и реальности, потому что все, что они знали, это их жизнь в пещере. Если их не вывели, чтобы испытать жизнь за пределами пещеры, они будут твердо верить, что тени, которые они видят, — это реальность.

Августин и притча о пещере

Августин утверждает, что люди не могут сказать, что они знают истину, если они не знают, как истина выглядит. Точно так же люди не могут сказать, что А похоже на Б, если не знают, как Б выглядит (Оливье 49). Заключенные в пещере не знают, что такое истина и реальность, потому что то, что они видели, — это просто тени, а не реальные объекты, излучающие тени.

Заключение

В заключение притча о пещере происходит в сознании Сократа и Главкона, брата Платона. С общей точки зрения Платона интересует раскрытие истины и то, как развивается психология людей. Пещера используется метафорически, чтобы изобразить, как люди попали в ловушку своего незнания основных этических норм.

Платон стремится докопаться до правды о вещах, которых на самом деле не существует. Следуя притче о пещере, способность человека интерпретировать несуществующие в реальности ситуации определяет его интеллектуальные способности. Заключенные в пещере воспринимали и понимали реальность такой, какой она была, через тени, отражавшиеся на стене, которую они видели внутри пещеры.

Вся разница проявляется, когда один заключенный выходит и обнаруживает снаружи совсем другой мир. Очевидно, что люди определяют свой мир, основываясь на своем восприятии того, что их физически окружает. Проблема заключается в том, оставят ли люди место для других влияний на правду, которую они имеют.

Работа цитируется

Оливье, Берт. Философия и искусство: Собрание сочинений

. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Питер Ланг, 2009. Печать.

Ривз, Фрэнсис. Платонические обязательства: современный диалог о морали, справедливости и деловом мире. Лэнхэм, Мэриленд: University Press of America, 2004. Печать.

Вартенберг, Томас. Мышление на экране: фильм как философия . Оксфорд, Великобритания: Тейлор и Фрэнсис, 2007. Печать.

Это пояснительное эссе на тему «Притча о пещере Сократа» было написано и представлено вашим коллегой. студент. Вы можете использовать его для исследовательских и справочных целей, чтобы написать свою собственную статью; однако ты должны цитировать его соответственно.

Запрос на удаление

Если вы являетесь владельцем авторских прав на эту статью и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на IvyPanda.

Запросить удаление

Нужен образец Explicatory Essay , написанный с нуля
профессиональный специально для вас?

807 сертифицированных писателей онлайн

ПОЛУЧИТЬ ПИСЬМЕННУЮ ПОМОЩЬ

История Сократа: обретение мудрости в невежестве

Старые Афины были плавильным котлом новых идей, возникших в умах многих философов, бродивших по мощеным улицам древнего города.

Одного такого ученого, провокатора и осужденного преступника звали Сократ.

Несмотря на то, что он был убежден, что абсолютно ничего не знает, сегодня его считают одним из самых мудрых людей, которые когда-либо жили.

Сократ был непослушным персонажем. Его волосы были нечесаны. Он никогда не стирал свою одежду. Дорогие друзья описали его как ужасно уродливого. Тем не менее, многие приходили послушать, как он говорит, и думали о нем как о великом учителе. Он никогда не носил обуви и стоял, проповедуя мудрость своего невежества любому прохожему , который слушал.

Он мало заботился о деньгах, к большому разочарованию своей семьи, которая часто оставалась без еды, пока Сократ разговаривал, а не зарабатывал себе на жизнь в богатой столице.

Главным предметом интереса Сократа было само знание. Он хотел знать, как люди познают вещи. Он оглядел оживленные и суетливые улицы города, задаваясь вопросом, чем все заняты. «Главное, — подумал он, — почему они делают то, что делают?»

Любопытство вскоре взяло над ним верх, и Сократ начал задавать вопросы. Он спрашивал купцов, поэтов, политиков, ремесленников и всех, кто хотел слушать, что они делают. К его неудовольствию, он никогда не был полностью удовлетворен ответами, которые они давали.

Когда он расспрашивал юристов об их работе, они обычно отвечали, что работают во имя справедливости. — Что такое справедливость? — спрашивал он. На что законник бормотал что-то вроде «добро торжествует над злом».

Это смутило Сократа, ведь иногда то, что кажется хорошим — например, возвращение утраченного имущества — может оказаться плохим. «Как же так?» — спрашивал ошеломленный законник. «Ну, а что, если маньяк-убийца потеряет свой меч? Было бы не слишком хорошей идеей вернуть ему его меч, не так ли?» Адвокат с неохотой должен был согласиться — и оба мужчины прекратили разговор, не понимая, что на самом деле сделал адвокат из Греции.

Однажды, когда Сократ выступал перед группой верных ему последователей, сквозь толпу прорвался бодрый молодой человек. Он дернул Сократа за грязную тогу и выпалил, что разговаривал с дельфийским оракулом. Говорили, что Оракул имел прямую связь с богами, которые, как считалось, правили древней Грецией. «Ну, а что она сказала о себе?» — спросил Платон, протеже Сократа. «Я спросил ее, есть ли во всей Греции человек более мудрый, чем великий Сократ». «Что за глупый вопрос, — прервал его Сократ, — ты должен был спросить что-нибудь важное, например, когда обед будет готов!»

Сократу пришло в голову, что его собратья-любители мудрости действительно поверили совершенно нелепым словам Оракула. «О чем я проповедую вам всем — изо дня в день? Что я ничего не знаю! Как вы можете теперь проглатывать эту чепуху и считать ее фактом? Должен быть кто-то мудрее меня, и я докажу это!» При этом пожилой «Мудрец» в плаще намеревался вернуть своему имени былую славу «Невежественного старого дурака».

Старик придумал план. Он искал кого-нибудь, кто был бы мудрее его, а затем сам шел бы к оракулу, чтобы опровергнуть это абсурдное утверждение. Сначала Сократ обратился к политикам.

Как обычно, он просто спросил, что они сделали и почему они это сделали. «Мы служим народу Афин». — Разве это не работа официантов? — спросил Сократ. «Мы служим им, представляя их в парламенте». Это снова обеспокоило растерянного старика. Как могут политики говорить от лица народа, если народ так часто их ненавидит? Конечно, можно было сказать, что они служат народу только тогда, когда интересы политиков пересекались с общими интересами граждан. И какой это был редкий случай! Сократ покинул компанию разгневанного политика с тяжелым сердцем, зная, что ему придется отправиться дальше в поисках истинной мудрости.

Далее Сократ встретился с поэтами Греции. Он был уверен, что обнаружит, что эти благородные мужчины и женщины будут полны знаний, поскольку их работа полна прекрасных идей. Когда он продекламировал им отрывки из их собственных произведений, он был поражен ограниченными объяснениями, которые поэты давали в отношении смысла. Они сказали, что написали то и это так, как им казалось правильным, или это то, что пришло им в голову в момент создания. До Сократа дошло, что гениальность этих поэтов заключалась не в их стремлении создать что-то прекрасное, а в их способности выразить словами то, что они чувствовали. Однако, почему они чувствовали себя так или иначе, поэты не могли объяснить. Дар поэта, думал Сократ, был даром вдохновения, а не мудрости.

Наконец, Сократ встретился с ремесленниками Афин. Эти талантливые плотники, торговцы, повара и искусные мастера обладали, к радости Сократа, определенной степенью мудрости. У каждого есть определенный набор навыков, требующих мудрости, которой ему не хватало. Сократ уже собирался отправиться к храму Оракула в Дельфах, чтобы потребовать объяснений, когда снова его любопытная натура взяла над ним верх. «Скажи мне, как опытный плотник, что еще ты можешь рассказать мне о мире, в котором мы живем?» — спросил Сократ одного человека.

Плотник заговорил радостно и, казалось, бесконечно, обо всем, что он узнал о мире.

«Я использую древесину этого дерева, так как его кора намного лучше, чем у всех других деревьев в лесу. Из этого я знаю, что боги предпочитают это дерево всем остальным, так как они сделали его сильнее. Из этого мы можем заключить, что остальные деревья являются продуктом злого семени. Почему иначе они не выполняли бы никакой функции? Они должны быть перевоплощенными душами людей, проклятых богами, которые бездействуют, пока мир вокруг них не обращает на них внимания»

«О боже», — подумал Сократ. «У этого человека есть мудрость, поскольку он хорошо знает, как сделать прекрасный стол, табурет или шкаф. Но он ослепил себя по отношению к миру, интерпретируя все остальное в свете этого единственного умения. Его мудрость не сравнима с моей. Ибо единственная вещь, в которой я обладаю мудростью, это то, что я ничего не знаю. Однако знание этого позволяет мне ощущать мир таким, какой он есть на самом деле». Именно тогда Сократ наконец понял, что имел в виду Оракул. «Я ничего не знаю, кроме того, что Ничего не знаю. Вот что делает меня самым мудрым человеком. Я знаю кое-что, чего другие не могут понять, — пределы разума».

Когда Сократ вернулся в столицу, политики, поэты, ремесленники и горожане встретили его с пренебрежением. Они насмехались над его новой наградой, однако теперь Сократ был убежден, что он действительно «Самый мудрый человек Греции». Он стал еще больше досаждать афинянам, чем когда-либо. Он неустанно спорил и собрал множество последователей, которые чувствовали, что могут многому научиться у человека, который знал так мало. Политики и родители были возмущены тем, что молодежь штата руководствуется такой угрозой, а не ими самими. Достаточно скоро они настолько заболели его поведением, что арестовали его по обвинению в «развращении афинской молодежи».

Те самые политики, поэты, ремесленники и гражданские лица, которых он в прошлом заставил чувствовать себя глупо, теперь призваны решить его судьбу.

На суд над Сократом собралась большая толпа, каждый из которых был готов проголосовать, решив, будет ли он освобожден, оштрафован, сослан или казнен.

Сократ до последней капли опустошил большую перевернутую вазу с капающей водой, чтобы убедить толпу в том, что он не сделал ничего плохого.

Вместо этого Сократ использовал свое время, чтобы доказать, что он на самом деле был самым мудрым человеком среди них, и что, если они отпустят его, он продолжит бомбардировать их вопросами, поскольку это было его гражданским долгом.

Толпа признала его виновным в негативном влиянии на афинскую молодежь и принялась решать его судьбу. Сократ сказал, что с ним следует обращаться как с героем, получая только лучшие продукты за счет города, поскольку он был таким же благородным, как любой прославленный олимпиец или воин-победитель. Естественно, оскорбленная толпа предпочла немедленно предать вечно дерзкого Сократа смерти. К счастью для самого мудрого человека в Греции, Афины отказались привести в исполнение смертный приговор, пока флот солдат возвращался морем с поля боя. Суеверие запрещало проливать кровь, пока корабль не вернулся целым и невредимым.

У Сократа было несколько дней до встречи с богами.

В течение трех дней старик весело развлекал последователей, семью и друзей в своей тюремной камере. Он спорил, смеялся и не выказывал никакого страха перед жестокой судьбой, ожидавшей его. Однажды к Сократу пришел верный друг Критон и сказал ему, что договорился о его освобождении. Охранники примут взятку от Критона и позволят его учителю сбежать.

«Я разочарован, мой дорогой друг, Критон. Потому что вы не должны знать меня так хорошо, как я думал, если вы всерьез ожидаете, что я приму такое предложение! — сказал Сократ.

«Афины — это город, который сделал меня тем, кто я есть сегодня. Это научило меня. Он поселил меня. Я вырастил здесь своих детей. Если бы я не любил этот город, я давно бы покинул его свободно. Вместо этого я остался и заключил молчаливое соглашение, что приму его власть надо мной. Теперь, когда этот город решил, что я должен умереть, как я могу теперь в здравом уме повернуться к нему спиной?»

Критон умолял его передумать, но Сократ принял решение. Когда придет время, он выпьет из чаши ядовитого болиголова и умрет, поскольку город счел это справедливым наказанием.

«Ты не боишься смерти?» — спросили его последователи. Сократ усмехнулся этой мысли.

«Я считаю, что каждый из вас должен серьезно подумать о том, чтобы проверить свои уши на наличие избытка серы. Вы не должны слышать меня, когда я говорю, и, более того, это сэкономит вам много денег, если вы будете изготавливать собственные свечи!» Обеспокоенные гости были поражены его беззаботным настроением. «Почему вы все так полны отчаяния? Позвольте мне спросить вас одну вещь. Кто такой философ?» Толпа молчала, слишком одинокая, чтобы спорить со своим любимым Сократом. — Ладно, можешь не говорить, я тебе скажу. Философ любит мудрость. Разве мы не любители мудрости и не ищущие знания?» Федон, последователь, тихо сказал надломленным голосом: «Да, дорогой Сократ. Мы.» «Спасибо, Федон, тишина начинала меня нервировать! Как любители мудрости, не есть ли одна тайна, превыше всего, которая узурпирует наш интерес? То есть, конечно, что происходит после того, как мы умираем? Многие подозревают, что мы попадаем в рай, некоторые опасаются, что грешники отправятся в подземный мир, чтобы понести вечное наказание, а некоторые даже думают, что жизнь просто продолжается в другой форме или просто растворяется в глубоком бездумном сне. Но, право, никто не может знать, да и не должен! Мы надеемся, что этот ответ — подарок, который мы получаем после долгой и счастливой жизни. По этой причине я не боюсь, поскольку мое любопытство значительно возросло за мою долгую, насыщенную жизнь. В смерти нам наконец дано то, чего никогда не дано в жизни: единая неопровержимая истина!

С этими словами Сократ выпил свою чашу болиголова и стал ждать его действия. «Прежде чем ты уйдешь и найдешь ответ на главный вопрос жизни, могу я спросить тебя еще об одном?» — спросил Критон. «Тебе лучше сделать это быстро, у меня есть предварительная помолвка, и, похоже, время стало довольно дефицитным товаром для твоего дорогого друга». Сократ ответил. «Можете ли вы рассказать нам, чему вас научила жизнь?» Критон говорил.

Сократ начал произносить слова «Я ничего не знаю, кроме того факта, что я ничего не знаю», но, увидев жаждущие глаза своих любимых друзей и семьи, он остановился. «Хорошо, — сказал Сократ, — я задал больше вопросов, чем, вероятно, когда-либо задавал любой человек. Более того, я прислушивался к ответам на эти вопросы больше, чем, по моему мнению, следовало бы любому здравомыслящему человеку! Отсюда я пришел к подозревает , что некоторые вещи действительно верны.

С этими словами Сократ начал перечислять все, что, по его мнению, в мире должно быть фактами. «Поскольку на земле так много красивых разноцветных цветов, можно с уверенностью предположить, что мир выглядит эффектно разноцветным из космоса». К сожалению, как мы знаем, великий Сократ был в этом утверждении, как и во многих других, совершенно неверных. Поскольку он был гордым гражданином Афин, он отказался покинуть город, когда его не принуждали, ради битвы в качестве молодого солдата. В результате он совершенно не осознавал, насколько большим, разнообразным и удивительно экзотическим был и остается мир, в котором он жил.

Хотя многое из того, что говорил Сократ, неуместно, ошибочно или просто ошибочно, Сократ часто ошибался, его до сих пор считают одним из мудрейших людей, когда-либо живших на земле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *