Конфуций о любви: писатели и не только о том, что читают почему
Читать онлайн «Конфуций о любви» — Конфуций — RuLit
Когда Конфуцию исполнилось 50 лет, он решил попробовать себя в роли государственного деятеля и был назначен на пост первого советника в царстве Лу. Конфуций пытался преобразовать общественное устройство. Прототипом для нормального устройства общества для него была хорошая семья, в которой старшие заботятся о младших, младшие уважают и любят старшее поколение, а затем и заботятся о нем. Особое внимание он отдавал сыновнему долгу. Конфуций одобрял традиционный культ предков, верность родителям, родине. Но из-за интриг политическая карьера Конфуция не сложилась, и вскоре он покинул Родину и вместе с учениками отправился в путешествие по Китаю.
Последние годы жизни мудреца сложились не очень удачно. У него умер сын и несколько учеников. Если смерть сына он перенес спокойно, то после смерти любимого ученика он очень долго плакал и тосковал, восклицая: «Небо меня уничтожает, небо меня уничтожает!» Умер Конфуций в 478 году.
Человек, которым государственные деятели пренебрегали, когда он был жив, вдруг стал объектом всеобщего поклонения. Могила Конфуция (высокий холм с мраморной статуей) расположена недалеко от города Кьиу-фо в большом прямоугольнике. Ее легко найти, так как входом этому святому для каждого китайца месту служат огромные ворота и аллея из кипарисов. Рядом с Конфуцием похоронены китайские императоры, этот факт говорит о большом почитании древнего мудреца.
Сейчас род Конфуция насчитывает почти 50 тысяч потомков, а глава рода носит титул герцога. Вот такая честь до сих пор оказывается Конфуцию в Китае.
Глава вторая. Конфуций: уроки любви и уважения
Что такое любовь? Писатели и поэты утверждают, что это волшебное и таинственное чувство. И хотя оно сложное для толкования, но именно оно окрыляет человека и делает его счастливым. Любовь – это универсальное чувство, каждый человек его испытывает по-своему.
Любить можно Родину, родных, искусство, свою работу и, конечно, женщину или мужчину.
О любви написано много. Древние философы это высокое чувство называли «корнем жизни», «опорой мира», «мерилом человечности», «восхитительнейшим благом». Не оставил без внимания эту сферу человеческой жизни и Конфуций.
Возможно, некоторые его высказывания вам покажутся банальными или избитыми, а ход его мыслей чересчур простым и очевидным. Но ведь эти истины, прежде чем им стать избитыми, кто-то высказал первым. И, безусловно, уроки мудрости никогда не бывают лишними, а за простыми на первый взгляд вещами скрывается большая глубина.
Важно помнить, что каждый философ – это сын своей эпохи, поэтому на его мышление влияли уровень культуры того времени, жизненный опыт человечества, общественный строй, личные обстоятельства.
Давайте рассмотрим несколько цитат Конфуция о любви, эти древние изречения соотнесем с нашей современной жизнью, и тогда, возможно, учения этого древнего мудреца помогут вам обрести гармонию.
«Любовь – это начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Потому что, любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек».
Давайте немного пофантазируем и проверим, прав ли был Конфуций. Представьте, что перед вами появился всемогущий джин и предложил исполнить все ваши желания, но только те, которые относятся к материальной стороне вашей жизни. И вот по мановению его волшебной палочки у вас появляются красивый особняк, красавица жена, умные, здоровые дети, карьера и все остальные блага. Но взамен он забрал из вашего сердца любовь. И в один миг вы и ваше окружение стали похожи на роботов. Дома поселилась вежливая, но холодная атмосфера. Каждый член семьи занят лишь собой, даже подарки дарятся не из любви или желания побаловать, а из корысти или выгоды.
уроки любви и уважения. Конфуций о любви
Глава вторая. Конфуций: уроки любви и уважения
Что такое любовь? Писатели и поэты утверждают, что это волшебное и таинственное чувство. И хотя оно сложное для толкования, но именно оно окрыляет человека и делает его счастливым. Любовь – это универсальное чувство, каждый человек его испытывает по-своему.
Любить можно Родину, родных, искусство, свою работу и, конечно, женщину или мужчину.
О любви написано много. Древние философы это высокое чувство называли «корнем жизни», «опорой мира», «мерилом человечности», «восхитительнейшим благом». Не оставил без внимания эту сферу человеческой жизни и Конфуций.
Возможно, некоторые его высказывания вам покажутся банальными или избитыми, а ход его мыслей чересчур простым и очевидным. Но ведь эти истины, прежде чем им стать избитыми, кто-то высказал первым. И, безусловно, уроки мудрости никогда не бывают лишними, а за простыми на первый взгляд вещами скрывается большая глубина.
Важно помнить, что каждый философ – это сын своей эпохи, поэтому на его мышление влияли уровень культуры того времени, жизненный опыт человечества, общественный строй, личные обстоятельства.
Давайте рассмотрим несколько цитат Конфуция о любви, эти древние изречения соотнесем с нашей современной жизнью, и тогда, возможно, учения этого древнего мудреца помогут вам обрести гармонию.
«Любовь – это начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Потому что, любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек».
Давайте немного пофантазируем и проверим, прав ли был Конфуций.
Конфуций утверждал: «Любовь это приправа к жизни. Может подсластить, а может и пересолить».
О том, как положительно влияет любовь на нашу жизнь, мы только что рассуждали. А вот может ли это прекрасное чувство «пересолить» вкус жизни – давайте разберемся. Любовь может как дарить счастье, так и приносить горе, разочарование. Например, безответная любовь. В ситуацию, когда один человек любит, а второй не отвечает взаимностью, может попасть каждый. Что же делать, если вас постигла именно такая любовь? Не стоит воспринимать ее как трагедию или несчастье. Может быть, благодаря именно ей вы приобретете необходимый жизненный опыт, научитесь любить. Чтобы смягчить этот удар судьбы, воспользуйтесь следующими советами.
Примите ситуацию такой, какая она есть. Смиритесь, что объект вашего вожделения не испытывает к вам теплых чувств. Если вы в душе будете лелеять надежды, что у вас есть шанс, то застрянете в своем чувстве и закроете себе дорогу вперед.
Проанализируйте ситуацию, найдите причины, почему ваш возлюбленный не загорается ответным чувством. Понимание причины поможет взять обстоятельства под контроль.
Постарайтесь забыть его или ее. Посвятите свое свободное время родным, друзьям. А вот общих знакомых лучше избегать. Не стоит сыпать себе соль на раны, расспрашивая друзей, как поживает ваш любимый или любимая.
Смените обстановку или займитесь каким-нибудь новым делом. Стройте планы на будущее, двигайтесь вперед. Заполните свою жизнь позитивными событиями.
Цените себя. Не стоит заниматься самобичеванием только потому, что другой человек не ответил вам взаимностью.
«Подсыпать соли» может и наркоманическая, или компульсивная, любовь. Наркоманическая любовь – это любовная зависимость, желание контролировать каждый шаг любимого человека, сделать его свой собственностью. От наркоманической любви чаще страдают люди с заниженной самооценкой, а также те, кто в детстве не получал заботу родителей или потерял чувство защищенности. Справиться с этим болезненной эмоцией поможет работа над собой. Необходимо научиться любить себя, поработать над чувством собственного достоинства.
«Счастье – это когда тебя понимают, большое счастье – это когда тебя любят, настоящее счастье – это когда любишь ты».
Счастье – это когда тебя понимают, большое счастье – это когда тебя любят, это бесспорно. Но давайте порассуждаем над последней частью этой цитаты. Отлично, когда любовь не обременена всякими «если», «но», «когда», но любовь бывает очень разная. Мы рассмотрим сейчас всего два варианта.
Первый – это любят вас. Любящий вас человек готов положить к вашим ногам целый мир. В начале отношений такое внимание, возможно, будет нравиться, но со временем его навязчивость начнет раздражать, так как вы сами не испытываете ответных чувств. Наверняка у вас появится ощущение, что вы теряете свободу, и вам, словно птице, захочется выпорхнуть из золотой клетки.
Второй вариант – любовь исходит от вас. Когда любовь поселяется в сердце человека, все невзгоды и неприятности кажутся мелкими, лишь бы милый был рядом, чтобы можно было слышать его голос, видеть его улыбку, ощущать рядом его дыхание. Чем больше мы отдаем любви, тем больше ее получаем обратно, и вот в этом случае мы начнем испытывать настоящее счастье, потому что любим сами.
Здесь уместно добавить еще одно высказывание Конфуция: «Человек, не имеющий любви, не может долго выносить бедность и не может постоянно пребывать в радости».
Следующее высказывание Конфуция о любви. «Влечение сердец рождает дружбу, влечение ума – уважение, влечение тел – страсть, и только все три вместе рождают любовь».
Приходила ли вам в голову мысль, почему мужчину тянет к женщине, а женщин – к сильному полу? Ведь мы же не животные, притяжение трудно объяснить одними инстинктами. Влюбленную пару удерживает вместе не только физическая близость, но и взаимоуважение, поддержка, взаимопонимание, дружба, бескорыстие, восхищение друг другом, помощь. И пока будут живы все эти отношения между мужчиной и женщиной, будет жить и любовь.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Главное оружие женщины — слова любви, признания и уважения
Главное оружие женщины — слова любви, признания и уважения Мы очень часто хотим, чтобы нас понимали, прислушивались к нашим словам, следовали нашим советам. Требуем и просим поддержки от своих партнеров. Возмущаемся и негодуем, если не получаем её. Нам кажется, что если
Проявление уважения
Проявление уважения Многие люди злятся на своих родителей и хотят, чтобы их жизнь сложилась иначе. Сами того совершенно не замечая, они живут одними надеждами и не ценят того, что с ними происходит здесь и сейчас. Их ожидания никогда не оправдываются, и поэтому они считают
Глава 8 Уроки волшебницы
Глава 8 Уроки волшебницы Данный раздел посвящен практическим заданиям для детей. Дорогие мальчики и девочки! Этот маленький, но полезный и чудесный урок проведет волшебница, которая всегда приходит на помощь всем нуждающимся детям во всем мире. Вот и к вам пожаловала эта
Глава I УРОКИ ПЕСОЧНИЦЫ
Глава I УРОКИ ПЕСОЧНИЦЫ Любая эпоха возлагает большие надежды на молодежь. В переломные же периоды эти надежды перерастают в упования. «Коммунизм — это молодость мира, и его возводить молодым». Капитализм, правда, при всем желании молодостью мира не назовешь (в
Вы заслуживаете уважения
Вы заслуживаете уважения Скажите честно, приходилось ли вам скромно и тихо сидеть в приемной какого-либо начальника, ожидая пока тот, наконец, освободится? А часто ли вы послушно ждете в очереди в магазине, пока продавщица соизволит всласть наговориться со своей товаркой?
Часть вторая Тайны любви
Часть вторая Тайны любви Глава 1 Введение в тайну Ой, девоньки! Любовь все мы знаем, от того и страдаем… Ведь она-то бывает разная, И прекрасная и опасная, Тут красивая, там игривая, Где большая, да… где глубокая, А в полете такая высокая, В разочарованьях томимых
Глава 5.
Уроки игрыГлава 5. Уроки игры Мы не первый раз участвовали в Святках. Но впервые мы попытались играть их, осознавая присутствие культуры в себе. Это было непросто, и даже несколько напугало, потому что, как выяснилось, культура обладает силой, способной заставить меня потерять
Глава 8. Осознать полученные уроки
Глава 8. Осознать полученные уроки В начале книги мы рассмотрели идею о том, что наши жизни и все люди, присутствующие в них, отражают содержание нашего ума до самых мельчайших деталей. Если мы хотим изменить то, что касается нашей жизни, мы должны, в первую очередь, изменить
Дань уважения любви
Дань уважения любви Когда нам принесли наш заказ, мы с Луизой были погружены в обсуждение того, как справляться с горем. Улыбнувшись, она взглянула на свое блюдо и вдохнула его аромат; затем она произнесла молитву благодарности, и ее слова показались мне гораздо более
Дань уважения
Дань уважения Августовский день, 2005 На сцене — клоун. Это тщедушный мужчина с клоунским красным носом. Он не обут — в серых носках. Это Вальдемар. Он только что сидел в зрительном зале. Но усидеть на месте у него не получилось.Встав, он подошел к сцене. Бормоча извинения,
Нет любви без уважения
Нет любви без уважения Семья – это маленькая ячейка общества. В этом основатели коммунистической идеи были правы. Неравноправие в обществе провоцирует неравноправие в семье, и наоборот. Если женщина возносит мужчину на пьедестал, отдавая всю свою жизнь на служение ему,
Глава первая. Конфуций: жизнь и главные уроки великого мудреца
Глава первая. Конфуций: жизнь и главные уроки великого мудреца 1.1 Биография философа Китайская цивилизация – одна из древнейших в мире. И если верить исследователям, то ее возраст насчитывает около 5000 лет. Цивилизация этого государства такая же древняя,
Глава третья.
Конфуций о любви: как наладить отношения со второй половинкойГлава третья. Конфуций о любви: как наладить отношения со второй половинкой Любовь и взаимоотношения, построенные на этом прекрасном чувстве, – огромное счастье. Но рано или поздно любовь начинает угасать, постепенно исчезает «головокружение» и возбуждение,
Сравнительное исследование идеи Платона и китайской философии, часть II: Конфуций Анавата Буннага :: SSRN
Скачать эту статью
Открыть PDF в браузере
Добавить бумагу в мою библиотеку
Делиться:
Электронный журнал культурной антропологии, том 4, № 134: 23 августа 2019 г.
12 страниц Опубликовано: 13 августа 2019 г. Последняя редакция: 25 августа 2019 г.
Просмотреть все статьи Анавата Буннага
Университет Махидол — Факультет гуманитарных наук
Дата написания: 9 августа 2019 г.
Abstract
В этом сравнительном исследовании исследователь сосредоточился на изучении некоторых общих черт и различий в концепции любви между двумя великими философами, то есть Платоном и Конфуцием. Согласно его работе «Симпозиум», Платон дает свое объяснение любви как связанной с личными чувствами человека по отношению к любви или объектам любви. В учении Конфуция акцент любви делается на действиях и долге человека как части своего общества. Основным понятием конфуцианства является джен (仁) или жэнь, что означает доброжелательную любовь или сострадание, фокусируется на долге, действии и отношении в отношениях, а не на самой любви. Согласно конфуцианству, человек проявляет доброжелательную любовь, совершая такие действия, как уважение семьи со стороны детей, доброта со стороны родителей, лояльность к королю и так далее. Однако несомненно, что различия в их происхождении, языке, жизненном опыте и воспитании в разных культурных условиях повлияли как на Платона, так и на Конфуция на формирование их концепции любви. Таким образом, было бы интересно найти общие для них аспекты любви, а также расширить горизонт знаний о понятии любви. Исследователь начнет с изучения их происхождения и жизненного опыта, а затем исследует их развитие концепции любви и природы любви, чтобы признать их высшую цель в любви и их путь, ведущий к высшей цели. Наконец, исследователь попытается выявить их сходства и различия.
Рекомендуемое цитирование: Рекомендуемая ссылка
Буннаг, Анават, Концепция любви в философии: сравнительное исследование идеи Платона и китайской философии, часть II: Конфуций (9 августа 2019 г.). Электронный журнал культурной антропологии, том 4, № 134: 23 августа 2019 г., доступно в SSRN: https://ssrn.com/abstract=3435287 или http://dx. doi.org/10.2139/ssrn.3435287
У вас есть вакансия, которую вы хотели бы рекламировать в SSRN?
Связанные электронные журналы
Обратная связь
Обратная связь с SSRN
Обратная связь (необходимый)
Электронная почта (необходимый)
Если вам нужна немедленная помощь, позвоните по номеру 877-SSRNHelp (877 777 6435) в США или +1 212 448 2500 за пределами США с 8:30 до 18:00 по восточному поясному времени США, с понедельника по пятницу.
Конфуций и Иисус из Назарета о природе любви | Максимус Признается | Литургический легион
Слева — Конфуций; Справа — Иисус: Источники. Слева — автор неизвестен [общественное достояние], через Викисклад. Справа — Келлское аббатство [общественное достояние], Wikimedia CommonsПредполагается, что любовь делает нас уязвимыми. Учитывая требования, которые предъявляет к нам любовь, вопрос о том, кого мы должны любить, также играет важную философскую проблему. Два мыслителя, на которых следует обратить внимание и сравнить, — это Конфуций и Иисус из Назарета, которые пришли к двум разным выводам. Для Иисуса любовь безусловна и это то, что можно дать всем людям. Для Конфуция любовь — это что угодно, но любовь — это нечто более ценное.
Прежде чем приступить к изучению, важно отметить трудности, связанные с таким сравнением. Первая трудность — это культурные барьеры, воздвигнутые между обоими мыслителями. Иисус вырос в еврейской культуре под юрисдикцией эллинистической империи, тогда как Конфуций был традиционным китайским философом. Вторая трудность — моя личная предвзятость, как христианину довольно очевидно, с кем я в итоге соглашусь, но смысл этого сравнения не в том, чтобы показать превосходство позиции одного мыслителя, а в том, чтобы подчеркнуть достоинства обоих мыслителей. , и роли, которые они играют в своих собственных мировоззрениях. Если христианин или конфуцианец посмотрит на это эссе и сможет лучше оценить позицию своего коллеги-философа, это будет считаться успехом.
Чтобы дать определение любви в христианском контексте, Павел из Тарса описывает любовь в своем первом письме к Коринфянам следующим образом:
Любовь терпелива, любовь добра и неревнива; любовь не хвастается и не зазнается, не поступает неприлично; не ищет своего, не раздражается, не считает понесенного зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит — (13;4–7)
Любовь в данном контексте относится не к любви в романтическом контексте, а скорее в контексте ἀγάπη (агапе) — что в переводе с греческого означает доброжелательная и благотворительная любовь (зодиат). Эта любовь отличается от других форм любви, помещенных в контекст греческого языка. Этими формами любви являются στοργή (сторге), φιλία (филео) и ρως (эрос). С уважением, эти формы любви определяются как нежная любовь, братская любовь и романтическая любовь.
К. С. Льюис различает агапе в своей работе Четыре любви как единственная форма любви, которая не приходит к нам естественным образом (Льюис 163). Любить милосердно — это то, над чем нужно работать, и это требует усилий. Иисус не скрывает этого в своей проповеди, в Евангелии от Матфея он говорит:
Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите [в смысле агапе] врагов ваших и молитесь за гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает Своему солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы любите любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
Если ты приветствуешь только своих братьев, что ты делаешь больше, чем другие? Не то же ли делают и язычники? Поэтому вы должны быть совершенны, как совершен Отец ваш Небесный — Матф. 5; 43–48.
В контексте Евангелий Иисус постоянно просит своих слушателей выйти за рамки ожиданий установленных правил. Для сравнения, Иисус также говорит в Нагорной проповеди:
: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. «А Я говорю вам, не сопротивляйтесь злому человеку. Если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и другую щеку» (Мф 5; 38–39).).
Мы можем считать учения Иисуса, по крайней мере, в контексте как церкви, так и его еврейской культуры, отражением еврейской устной традиции. Различные учения, представленные в Нагорной проповеди, построены так, чтобы понравиться еврейской аудитории. Папий Иерапольский, христианский епископ второго века, свидетельствует, что Матфей строит свой труд на еврейских источниках, вероятно, на еврейском языке (Робертс и Дональдсон).
Учитывая источник Евангелия от Матфея и тот факт, что Иисус жил в Палестине первого века, эта информация неудивительна. По стилю, в котором Иисус представляет свою информацию, его можно сравнить с комментатором-раввином, использующим Священное Писание для придания легитимности своему мидрашу. Еврейский мидраш будет устной традицией, созданной раввинами как метод сохранения первоначального учения священных писаний. Если Священные Писания — это дом, то забор должен защищать структуру дома, давая надлежащее руководство в отношении общей вести (Leaman 39).–40).
Поручая своим слушателям выполнять мицвы в чтении Библии, он не только гарантирует, что они следуют указаниям писаний, но и выходит за их рамки. Если кто-то хочет вернуть себе глаз за потерю глаза, он может использовать правосудие как предлог для подавления возмездия за свой гнев. Однако, если кто-то вообще не стремится отомстить, ему никогда не придется беспокоиться о том, чтобы пройти через точку справедливости. Точно так же, если человек любит в ментальном состоянии агапе по отношению к своим врагам, становится намного легче проявлять агапе по отношению к своим ближним.
Хотя это могло предшествовать Талмуду на три века, это был бы хороший пример раввинской традиции заранее. Тот факт, что в Евангелиях от Матфея и Марка Иисус упоминается как раввинистическая фигура (см. Марка 11:21, Марка 9:5 и Матфея 26:25), делает убедительным его стиль обучения.
Учение Иисуса, хотя оно и может быть уникальным учением в раввинистическом стиле, не было новейшим учением в области философии и религии. В 6 веке до нашей эры Махавира (первый учитель джайнизма) учил против всех форм насилия. Для него насилие есть искупление грехов или какая-то другая надежда. Зная это, мудрый человек не должен ни сам совершать насилие такими действиями, ни приказывать другим совершать насилие такими действиями, ни соглашаться на насилие, совершаемое кем-то другим (Якоби).
Даже в Китае учения, которые проповедовал Иисус, не были чем-то новым. В то же время, когда Конфуций продвигал свою философию, существовала конкурирующая школа, возглавляемая китайским философом Мо-Цзы. Мо-цзы говорил очень похоже на Иисуса, говоря:
Это верно даже среди воров и разбойников. Поскольку он любит только свою семью, а не другие семьи, вор крадет у других семей, чтобы нажить свою семью. Так как он любит только себя, а не других, то грабитель совершает насилие над другими, чтобы нажиться себе.
А причина всего этого — отсутствие любви. Это опять-таки относится к взаимным беспорядкам между домами министров и взаимным вторжениям в государства феодалов. Поскольку он любит только свой дом, а не другие, министр беспокоит другие дома, чтобы поживиться своим. Поскольку он любит только свое государство, а не другие, феодал нападает на другие государства, чтобы нажиться на своем. Эти примеры исчерпывают неразбериху в мире. И когда мы изучаем причины, мы обнаруживаем, что все они возникают из-за недостатка взаимной любви — Мэй 19..
Мо Цзы учил достоинствам всеобщей любви и призывал всех следовать этому принципу на благо не только отдельного человека, но и общества в целом. Именно через Мо-цзы мы можем получить представление о сравнении учений Конфуция и Иисуса. Для Конфуция учение Мо-цзы предало идеальное представление о том, что такое любовь. Конфуций отвечает на эту идею как на противоречащую реальности, с которой приходится сталкиваться людям, и, следовательно, неестественную. В своем труде «Великое учение» Конфуций говорит о любви
Любить то, что ненавидят люди, и ненавидеть то, что любят люди: это значит игнорировать человеческую природу, и вы наверняка нанесете себе большой вред. Поэтому правитель достигает Великого Пути через верность и доверие и теряет его из-за гордыни и высокомерия (Мюллер 14).
Суть, которую поднимает Конфуций, состоит в том, что любовь является тем, чем она является, потому что она не агапэ, она противоречит природе того, чем должна быть любовь. Любовь должна быть частью порядка, подобно тому, как король правит своими подданными, любовь — это то, что правит тем, что любят люди, как ненависть правит тем, что люди ненавидят. Все вещи принадлежат порядку, и это является основой учения, которое поддерживает Конфуций.
В отличие от Иисуса, который проповедовал массам за пределами истеблишмента власти, Конфуций писал свои проповеди не только в отношении масс, но и истеблишмента. Конфуций строит свою философию на поддержании социологического порядка. Ожидается, что отцы будут служить сыновьям, как они хотели бы, чтобы их отец служил им. Точно так же министры служат своему господину так, как они ожидают, что их министры будут служить им.
Конфуций готовился стать политиком и служить советником при власти. Однако в этом он потерпел неудачу, но его наследие философского гения продолжилось как в Китае, так и в остальном мире (Смит 156–157). Следует помнить, что в контексте позиции, которую пытался установить Конфуций, мы можем обнаружить, что любовь могла бы служить как в социологическом, так и в философском контексте.
Если бы можно было точно определить, какую социологическую позицию занимал Конфуций, то она принадлежала бы к функционалистской школе социологии, согласно которой общество работает как животное или машина, а различные институты и люди являются органами или винтиками, обеспечивающими его работу. Когда общество не работает, это может быть примером того, что одна из частей не соответствует стандарту своего идеального функционирования (Rex 48–49).
Хотя мы не можем сравнивать любовь с социальным институтом, Конфуций описывает любовь как механизм, а не как простое эмоциональное отношение к другим. Если мы можем думать о человеческих отношениях как о микрокосме идеального общества, которое представлял себе Конфуций, в нем есть части, которые должны соответствовать их намерениям. Любовь существует для того, чтобы вознаграждать тех, кто этого заслуживает, а ненависть — для того, чтобы вознаграждать тех, кто совершает поступки, заслуживающие ненависти.
В то время как учение Иисуса находится в традиции агапе, Конфуций формирует свои мысли в рамках концепции джен. Джен — это отношения между двумя людьми, работающими в гармонии. Если бы кто-то проявлял любовь к другому, проявляя ненависть, это противоречило бы понятию жэнь. Именно через самоутверждение мы относимся друг к другу в этом контексте (Смит 172). Хотя Конфуций выступал за то, чтобы не любить своих врагов, это не означало, что он выступал за открытую ненависть к ним. Там, где Иисус защищал золотое правило, именно Конфуций предложил серебряное правило: «Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы другие делали тебе» (Смит 173).
Серебряное правило подпитывает понятие чунь-цзы, это был бы идеальный термин для любых отношений. персона. Изменить общество можно не посредством агапе, а просто исполняя роль, которую общество дает вам, и это то, что меняет всех (Смит 173–174). Иисус и Конфуций согласны с тем, что слепая ненависть не есть добродетель; однако они оба хотят изменить это разными способами.
Для Иисуса изменение придет изнутри через практику, в то время как Конфуций выступает за изменение извне через улучшение общества. Представление о том, что можно проявлять взаимную любовь к врагу, считалось чуждым как для Конфуция, так и для китайской цивилизации (Смит 167). Хотя, как и Конфуций, и в отличие от Иисуса, Мо-Цзы был слишком социальным мыслителем, и его внимание было сосредоточено на социальных изменениях исключительно через взаимную любовь.
Иисус учил не о социальных изменениях, а как религиозный учитель, комментируя еврейские религиозные практики. Нигде Мо-цзы не говорил о любви как о способе «быть как твой Небесный Отец». Для Иисуса концепция взаимной любви заключалась не в том, чтобы вызвать социальную революцию, а в том, чтобы вызвать личностные изменения внутри человека. Как заметил Г.К.Честертон,
[Иисус] говорит нам любить наших ближних, а также любить наших врагов; вероятно, потому, что они, как правило, одни и те же люди» (Честертон 563).
Суть, которую делает Честертон, заключается в том, что те, кого мы ненавидим, будут участвовать в нашей жизни по-разному, и мы должны быть готовы оказывать им милосердие с нашей любовью. Именно в этот момент последователь Иисуса и Конфуция может найти общий язык без необходимости идти на компромисс со своими позициями. Понятие агапе и цзюнь-цзы могут работать вместе для достижения одного и того же результата и достижения джен. Никто не может просто так отдать свою любовь, как никто не может отдать все свои деньги на благотворительность.
Даже если мы должны были отдать все наши деньги на строительство детских домов или лечение рака, если кто-то не готов к такой потере, мы останемся на улице с чувством сожаления. Однако если бы кто-то взял год, чтобы подумать о такой жертве и подготовиться, то он бы не так сильно сожалел об этом. Наоборот, такая ситуация дала бы возможность увидеть себя работником, приносящим большие жертвы.
Можно рассматривать идею агапе как практику, а не как ограниченный ресурс, которого у нас может быть не так много. Очевидно, что мы никогда не дадим двум людям одинаковое количество любви, но что не предопределено, так это тот факт, что мы должны проявлять презрение ко всем людям, и с этим согласны и Иисус, и Конфуций, потому что они оба пытаются провести реформу. . Мышление, которому агапе пытается примазаться, можно уловить в следующей цитате К. С. Льюиса:
Помните, мы, христиане, думаем, что человек живет вечно. Следовательно, что действительно имеет значение, так это те небольшие отметины или изгибы в центральной, внутренней части души, которые в конечном счете превратят ее в небесное или адское существо. Мы можем убить, если нужно, но мы не должны ненавидеть и наслаждаться ненавистью. Мы можем наказать, если это необходимо, но мы не должны наслаждаться этим. Другими словами, что-то внутри нас, чувство обиды, чувство, которое хочет отыграться, должно быть просто убито. Я не имею в виду, что любой может решить в этот момент, что он никогда больше не почувствует этого. Это не так. Я имею в виду, что каждый раз, когда он качает головой, день за днем, год за годом, всю нашу жизнь, мы должны бить его по голове (Льюис 100).
Не только Льюис указывает на необходимость практики. Эрих Фромм указывает, что любовь нужно практиковать, чтобы мы могли улучшить себя. Практикуя наше подавление ненависти к наслаждению; мы можем отдавать свою любовь более милосердно, несмотря на наши более негативные чувства к ним (Фромм 5–6). Если бы кто-то практиковал агапе, в то же время выполняя свою часть работы по запоминанию цзюнь-цзы, тогда обе эти добродетели работали бы вместе, чтобы вызвать жэнь.
Агапе остается в центре концепции взаимной любви как Мо-Цзы, так и Конфуция, что позволяет более сплоченное слияние двух мыслителей. Мо-цзы, возможно, был неправ в своем применении взаимной любви, но Конфуций не смог вписать какое-либо понятие любви в свою систему философских взглядов. Конечно, его система была создана для более широкого социального масштаба, но, не сумев найти пути для какой-либо формы взаимности, он не смог найти почтения к концепции, которая могла бы помочь в его более широкой философии.
Если посмотреть на концепцию Мо-цзы о взаимной любви и ее отрицание Конфуцием, мы увидим в них два порока, между которыми можно поставить агапэ. В философском взгляде на этику добродетели добродетель находится посредине двух крайних пороков (Веласкес 129). Если рассматривать агапе как добродетель, то концепция взаимной жизни Мо-цзы — это избыток любви, в то время как Конфуций испытывает недостаток любви агапе при рассмотрении своей философии.
Этот недостаток может быть побочным эффектом функционалистской природы, которая присутствует в философии Конфуция. Проблема с функционализмом заключается в том, что он не принимает во внимание необходимость социальных изменений, ставя великую цель общества выше таких изменений, ведущих к прогрессу (Rex 55–56). Такой прогресс может происходить на индивидуальном уровне, но он должен изменить отношение человека, о котором идет речь. Именно благодаря этому прогрессу и человек, а затем и общество могут измениться к лучшему.
Хотя Конфуций выдвигает на первый план проблему с учением Иисуса, поскольку оно не задумано как поправка к общим правилам израильского общества. Вместо того, чтобы призвать свою толпу отменить смертные приговоры, вытекающие из обучения око за око, он говорит им, что его метод в первую очередь отрицает необходимость идти по этому пути. Конфуций создал систему, в которой могли возникнуть такие идеалы. Именно над этим балансом должны согласиться работать и конфуцианец, и христианин, чтобы обеспечить как личные, так и социальные изменения. Оба мыслителя могут быть разделены временем и местом, но их философии пересекаются в том, что они пытаются ответить на вопрос, какую роль любовь играет в нашей жизни.
Если рассматривать любовь как вечную привязанность ко всему человечеству, то очевидно, что она потерпит неудачу, поскольку противоречит природе человечества. Однако, если мы будем практиковать и готовиться пожертвовать этим, тогда у нас будет и общество, и отдельный человек, способные лучше справляться с любой потребностью в мести. Иисус и Конфуций сосредоточены на одном, и оба они сами по себе не смогут провести какие-либо серьезные изменения. Но добиться этого можно благодаря одновременным усилиям обоих менталитетов. Царство Божие может быть в наших сердцах или в утопии, которую мы хотим воплотить, но оно никогда не будет видно, если мы не приложим усилий.
Еврейско-греческое ключевое слово Учебная Библия: Новая американская стандартная Библия. Исправленное издание. Ла-Харбра, Калифорния; AMG International, 2008. Печать.
Честертон, Г.К. Собрание сочинений Г.К. Честертон: Иллюстрированные лондонские новости, 1908–1910. Лондон: Англия: Ignatius Press, 1987. электронная книга.
Фромм Эрих. Искусство любить. Пятидесятилетний юбилейный выпуск. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: HarperPerennial, 2006. Печать.
Якоби, Герман. Джайнские сутры, часть II. 1884.Веб.
Лиман, Оливер. Иудаизм: введение. В сети. Лондон; Нью-Йорк: И.Б. Таврида, 2011.Электронная книга.
Льюис, К.С.. «Просто христианство». Редактор Клаудия Смелзер: Полная классика подписи К.С. Льюиса. Первое издание в мягкой обложке. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: HarperCollins, 2007. Печать.
Мюллер, Чарльз. Великое Учение. 1990. Интернет. <http://www.acmuller.net/con-dao/greatlearning.html>.
Папий . «Фрагменты Папия». Транс. Массив доникейских отцов, Vol. 1. Буффало, Нью-Йорк: издательство Christian Literature Publishing Co, 1885. Интернет. 22 июня 2013 г.
Рекс, Джон. Ключевые проблемы социологической теории.