Классическая и современная литература: Классика на все времена

Содержание

Четыре необычных произведения классиков русской литературы

На уроках русской литературы в школе нам привили, скорее, не любовь к чтению, а подсознательное содрогание при виде имен великих классиков. К сожалению, этот ужасный предрассудок сохраняется надолго. Но есть и хорошая новость: его легко искоренить, читая необычные, красивые и тонкие книги классиков, как, например, в нашей подборке.

Яркий талант Даниила Хармса нашел выражение в разнообразии малых литературных форм. Объемный, живой язык в сочетании с лаконичностью дают возможность наслаждаться его произведениями даже тем ценителям современной литературы, у которых плотный график и слишком мало свободного времени.

В сборник «Пейте уксус, господа» вошли части сборников и отдельные произведения:

  • «Голубая тетрадь» — избранные стихи и проза;
  • «Случаи» — проза и поэзия;
  • «Рассказы и сценки» — сюрреалистические наброски;
  • «Вместо автобиографии» — ироничное эссе.

Также тут поданы материалы из записных книжек и дневников Хармса, которые будут интересны и тем, кто любит творчество автора, и всем остальным читателям.

Второе название книги менее эпатажное — «Театральный роман». Оно и более говорящее, ведь в романе речь идет именно о жизни театра и литературного мира, современным самому автору.  Рассказ ведется от лица некоего писателя Сергея Леонтьевича Максудова, в котором даже неопытный читатель узнает много манер Булгакова.

В целом, книга не только захватывает авторским стилем, полным живых деталей, психологизма и ироничного юмора, но и подробностями потайной жизни искусства начала ХХ века. Многие критики назвали роман пасквилем на Станиславского и его театр. Тем не менее, эту недописанную книгу будет интересно читать всем.

Одновременно с огромным и своеобразным романом «Двенадцать стульев» Ильф и Петров создали совсем другое произведение. В нем безошибочно угадывается фирменный стиль писателей, но тут совсем другой сюжет и воплощение.

Роман «Светлая личность» — об обыкновенном служащем Филюрине, который превратился в невидимку. А все потому, что он воспользовался мылом местного изобретателя Бабского, которое убирает веснушки. Вместо веснушек Егор Карлович потерял тело, а город — покой.

Никому не понравилась мысль о том, что по городу ходит невидимка, который видит все грехи людей, поэтому постепенно исчезает хамство, кумовство, все работают строго по уставу и меняют жизнь только после «проявления» Филюрина, который, впрочем, избавился от веснушек.

Необычная даже для творчества волшебника-писателя Грина книга «Крысолов» наполнена сложными метафорами и подводными камнями скрытых намеков. Не смотря на небольшой формат, её наполненность поражает. Это единственная книга, в которой действие проходит в реальном городе, Петрограде.

Главный герой, заблудившись и замерзая, попадает в здание Центрального банка, ночью здесь, оказывается, очень оживленно — тут проходит пир крыс, принявших человеческие облики. Читать Грина «Крысолов» онлайн полностью Вы можете тут.

Русская классика, подобранная со вкусом, в формате аудио книг и электронных, ждет Вас на полках нашей уютной библиотеки. Все произведения находятся в свободном доступе, читать можно с любого девайса, когда удобно именно Вам. Постоянные обновления каталога и удобный поисковик дадут возможность насладиться и классикой, и яркими новинками совершенно бесплатно. Читайте с нами и раскрывайте классику с новых сторон.

Классическая литература (русская). Русская классическая литература: список лучших произведений

Классическая литература (русская) – это широкое понятие, и каждый вкладывает в него свой смысл. Если спросить читателей, какие ассоциации она у них вызывает, то ответы будут разными. Для кого-то это основа библиотечного фонда, кто-то скажет, что произведения классической русской литературы – это некий образец, обладающий высоким художественным достоинством. Для школьников это все то, что изучают в школе. И все они будут по-своему абсолютно правы. Так что же это такое — классическая литература? Русская литература, сегодня речь пойдет только о ней. О зарубежных классиках мы поговорим в другой статье.

классическая литература русская

Существует общепринятая периодизация становления и развития отечественной литературы. Ее история делится на следующие временные отрезки:

  1. Долитературный период. В это время, до XI века, еще не было письменных текстов, и произведения передавались в устной форме.
  2. С XI века по XIV существовала древнерусская литература. Большое влияние на ее развитие оказало принятие на Руси христианства. Появляются переводные греческие книги, развиваются новые жанры: жития святых, летописи, хождения, евангелия.
  3. Следующий период – средневековая литература. Она существовала с XV по XVII век.
  4. XVIII век – эпоха русского просвещения. Это время связано с теми писателями, которые заложили основы русской классической литературы. К ним относятся: Карамзин, Фонвизин, Ломоносов, Жуковский, Сумароков, Радищев, Крылов.
  5. XIX век – время, когда жили и творили те писатели и поэты, которых в наше время называют классиками литературы. «Золотой век» — такое название дали этому периоду. Лучшая русская классическая литература была создана именно тогда.
  6. XX век называют по аналогии с предыдущим столетием «Серебряным веком», поскольку в какой-то мере он явился его логическим продолжением.

Какие произведения называют классическими?

Многие читатели уверены, что классическая литература (русская) – это Пушкин, Достоевский, Толстой – то есть произведения тех писателей, которые жили в XIX веке. Это совсем не так. Классическим литературное произведение может быть и эпохи средневековья, и XX столетия. По каким канонам и принципам определить, является ли классикой роман или повесть? Во-первых, классическое произведение должно обладать высокой художественной ценностью, быть образцом для других. Во-вторых, у него должно быть всемирное признание, оно должно входить в фонд мировой культуры.

И нужно уметь различать понятия классической и популярной литературы. Классика – это то, что проверено временем, а о популярном произведении могут достаточно быстро забыть. Если же актуальность его будет сохраняться не один десяток лет, возможно, оно со временем тоже перейдет в разряд классики.

Истоки русской классической литературы

В конце XVIII века только сложившееся дворянство России раскололась на два противоборствующих лагеря: консерваторов и реформаторов. Такой раскол был обусловлен разным отношением к тем переменам, которые происходили в жизни: Петровские реформы, понимание задач Просвещения, наболевший крестьянский вопрос, отношение к власти. Эта борьба крайностей привела к тому взлету духовности, самосознания, которые и породили русскую классику. Можно сказать, что она была выкована в ходе драматических процессов в стране.

Классическая литература (русская), родившись в сложном и противоречивом XVIII веке, окончательно сформировалась в XIX столетии. Ее основные черты: национальная самобытность, зрелость, самосознание.

Русская классическая литература 19 века

Большую роль в развитии культуры того времени сыграл рост национального сознания. Открывается все больше учебных заведений, усиливается общественное значение литературы, писатели много внимания начинают уделять родному языку. Восстание декабристов еще больше заставило задуматься о происходящем в стране.

Влияние Карамзина на развитие литературы 19-го века

Николай Михайлович Карамзин, крупнейший русский историк, писатель и журналист, был самой влиятельной фигурой русской культуры XVIII-XIX вв. Его исторические повести и монументальная «История государства Российского» оказали огромное влияние на творчество последующих писателей и поэтов: Жуковского, Пушкина, Грибоедова. Он – один из великих реформаторов русского языка. Карамзин ввел в использование большое количество новых слов, без которых мы не можем представить сегодня современную речь.

список классической русской литературы

Русская классическая литература: список лучших произведений

Выбрать и составить перечень лучших литературных произведений – задача сложная, поскольку у каждого читателя свои пристрастия и вкусы. Роман, который для одного будет являться шедевром, другому покажется скучным и неинтересным. Как же составить список классической русской литературы, который удовлетворял бы большинство читателей? Один из способов – проведение опросов. На их основе можно сделать выводы, какое произведение сами читатели считают лучшим из предложенных вариантов. Такие методы сбора информации проводятся регулярно, хотя данные могут незначительно меняться со временем.

Список лучших творений русской классики, согласно версиям литературных журналов и интернет-порталов, выглядит так:

лучшая русская классическая литература
  1. Михаил Булгаков с мистическим романом «Мастер и Маргарита».
  2. Лев Толстой с эпическим произведением «Война и мир».
  3. Федор Достоевский с тремя романами: «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и «Идиот». Великий русский мыслитель точно и безжалостно описывал самые темные стороны человеческой сущности. Фридрих Ницше как-то сказал, что Достоевский – это единственный психолог, у которого он мог чему-нибудь научиться.русская классическая литература 19 века
  4. Николай Гоголь – «Мертвые души». Один из самых загадочных русских писателей умел создавать необыкновенно яркие, живые образы своих персонажей. Повесть «Вий» и сборник писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки» тоже очень любимы читателями.
  5. Александр Пушкин с романом «Евгений Онегин». Согласно опросам, самым любимым писателем школьников является именно Пушкин, а Онегин – самый узнаваемый литературный герой.
  6. Антон Чехов и его рассказы.
  7. Михаил Лермонтов – «Герой нашего времени».
  8. Илья Ильф и Евгений Петров — классики XX века, люди с великолепным чувством юмора. Их роман «Двенадцать стульев» давно стал любимой книгой многих читателей.
  9. Иван Тургенев и его произведение «Отцы и дети».
  10. Александр Грибоедов с комедией «Горе от ума». Написав за всю свою жизнь всего одно произведение, но созданное на таком высочайшем уровне, он навсегда остался в числе лучших авторов русской классической литературы.

Ни в коем случае не стоит считать данный список эталонным. В некоторых рейтингах и опросах на первом месте может стоять не Булгаков, а Лев Толстой или Александр Пушкин, а кого-то из перечисленных писателей может и вообще не быть. Рейтинги – вещь крайне субъективная. Лучше самому составить для себя список любимых классиков и ориентироваться на него.

русская классическая литература список лучших

Значение русской классической литературы

Творцы русской классики всегда обладали большой общественной ответственностью. Они никогда не выступали морализаторами, не давали готовых ответов в своих произведениях. Писатели ставили перед читателем сложную задачу и заставляли его задуматься над ее решением. Они поднимали в своих произведениях серьезные социальные и общественные проблемы, которые и сейчас имеют для нас большое значение. Поэтому русская классика и сегодня остается такой же актуальной.

§ 1. «Высокая литература». Литературная классика. Теория литературы

§ 1. «Высокая литература». Литературная классика

Словосочетания «высокая (или строгая) литература», «литературный верх» не обладают полнотой смысловой определенности. Вместе с тем они служат логическому выделению из всей «литературной массы» (включающей в себя и конъюнктурные спекуляции, и графоманию, и, по выражению американского ученого, «пакостную литературу», какова порнография) той ее части, которая достойна уважительного внимания и, главное, верна своему культурно-художественному призванию. Некий «пик» этой литературы («высокой») составляет классика — та часть художественной словесности, которая интересна и авторитетна для

ряда поколений и составляет «золотой фонд» литературы.

Слово «классический» (от лат. classicus — образцовый) используется искусствоведами и литературоведами в разных значениях: классики как писатели античности противопоставляются авторам Нового времени, а представители классицизма (тоже именуемые классиками) — романтикам; в обоих этих случаях за словом «классический» стоит представление о порядке, мере, гармонии. В этом же смысловом русле литературоведческий термин «классический стиль», который связывается с представлением о гармонической цельности и мыслится как своего рода ориентир для каждой национальной литературы (в русской словесности классический стиль наиболее полно воплощен в творчестве Пушкина)[339].

В словочетании же художественная (или литературная) классика (о ней и пойдет речь) содержится представление о значительности, масштабности, образцовости произведений. Писатели-классики — это, по известному выражению Д.С. Мережковского,

вечные спутники человечества. Литературная классика являет собой совокупность произведений первого ряда. Это, так сказать, верх верха литературы. Она, как правило, опознается лишь извне, со стороны, из другой, последующей эпохи. Классическая литература (и в этом ее суть) активно включена в межэпохальные (трансисторичекие) диалогические отношения.

Поспешное возведение автора в высокий ранг классика рискованно и далеко не всегда желательно, хотя пророчества о будущей славе писателей порой оправдываются (вспомним суждения Белинского о Лермонтове и Гоголе). Говорить, что тому или иному современному писателю уготована судьба классика, подобает лишь предположительно, гипотетически. Автор, признанный современниками, — это лишь «кандидат» в классики. Вспомним, что предельно высоко оценивались в пору их создания произведения не только Пушкина и Гоголя, Л. Толстого и Чехова, но и Н.В. Кукольника, С.Я. Надсона, В.А. Крылова (популярнейшего драматурга 1870–1880-хгодов). Кумиры своего времени — еще не классики. Бывает (и примеров тому немало), что «появляются литераторы, которые художественно-неосмысленным мнением и беспредметно-обывательским вкусом публики поднимаются на несоответственную и не принадлежащую им высоту, при жизни объявляются классиками, помещаются неосновательно в пантеон национальной литературы и затем, иногда еще при жизни (если они живут долго) — бледнеют, отцветают, стушевываются в глазах новых подрастающих поколений»[340]. Вопрос о том, кто достоин репутации классика, как видно, призваны решать не современники писателей, а их потомки.

Границы между классикой и «неклассикой» в составе строгой литературы прошлых эпох размыты и изменчивы. Ныне не вызовет сомнений характеристика К.Н. Батюшкова и Б.А. Баратынского как поэтов-классиков, но долгое время эти современники Пушкина пребывали во «втором ряду» (вместе с В.К. Кюхельбекером, И.И. Козловым, Н.И. Гнедичем, заслуги которых перед отечественной словесностью бесспорны, но размах литературной деятельности и популярность у публики не так уж велики).

Вопреки широко бытующему предрассудку художественная классика отнюдь не является некой окаменелостью. Жизнь прославленных творений исполнена нескончаемой динамики (при всем том, что высокие репутации писателей сохраняют стабильность). «Каждая эпоха, — писал М.М. Бахтин, — по-своему переакцентирует произведения ближайшего прошлого. Историческая жизнь классических произведений есть, в сущности, непрерывный процесс их социально идеологической переакцентуации». Бытование литературных произведений в большом историческом времени сопряжено с их обогащением. Их смысловой состав способен «расти, досоздаваться далее»: на «новом фоне» классические творения раскрывают «все новые и новые смысловые моменты»[341].

При этом прославленные творения прошлого в каждый отдельный исторический момент воспринимаются по-разному, нередко вызывая разногласия и споры. Вспомним широчайший диапазон трактовок пушкинского и гоголевского творчества, разительно не похожие одна на другую интерпретации трагедий Шекспира (в особенности «Гамлета»), бесконечно разнообразные прочтения образа Дон Кихота или творчества И.В. Гете с его «Фаустом», чему посвящена знаменитая монография В.М. Жирмунского[342]. Бурю обсуждений и споров вызвали в XX в. произведения Ф.М. Достоевского, в особенности — образ Ивана Карамазова[343].

Пребывание литературы в большом историческом времени отмечено не только обогащением произведений в сознании читателей, но и серьезными «смыслоутратами». Для бытования классики неблагоприятны, с одной стороны, авангардистское небрежение культурным наследием и произвольная, искажающая модернизация прославленных творений — их прямолинейное осовременивание («фантазии заблудившегося ума и вкуса тиранят классику со всех сторон»[344]), с другой стороны — омертвляющая канонизация, оказенивание, догматическая схематизация авторитетных произведений как воплощений окончательных и абсолютных истай (то, что называют

культурным классицизмом). Подобная крайность в отношении классики неоднократно оспаривалась. Так, К.Ф. Рылеев утверждал, что «превосходные творения некоторых древних и новых поэтов должны внушать <… > уважение к ним, но отнюдь не благоговение, ибо это <…> вселяет <…> какой-то страх, препятствующий приблизиться к превозносимому поэту»[345]. Нормой отношения к классике является неимперативное, свободное признание ее авторитета, которое не исключает несогласия, критического отношения, спора (именно такова позиция Г. Гессе, заявленная в его эссе «Благодарность Гете»)[346].

Далеко не бесспорна нередко применяемая то к Шекспиру, то к Пушкину, то к Толстому формула «наш современник», отдающая излишней фамильярностью. Классика призвана к тому, чтобы, находясь вне современности читателей, помогать им понять самих себя в широкой перспективе культурной жизни — как живущих в большом историческом времени. Составляя повод и стимул для диалога между разными, хотя в чем-то существенном и сродными культурами, она обращена прежде всего к людям духовно оседлым (выражение Д.С. Лихачева), которые живо интересуются историческим прошлым и причастны ему.

Классику порой характеризуют как канонизированную литературу. Так, имея в виду прославленных русских писателей XVIII–XIX вв., В.Б. Шкловский не без иронии говорил о ряде «литературных святых, которые канонизированы»[347]. Однако канонизация классики, выражающаяся в содействии публикациям лучших произведений, в установлении большим писателям и поэтам памятников, во включении их творений в учебные программы, в их настойчивой популяризации, имеет безусловно позитивное значение для художественной культуры.

Вместе с тем между поистине классической литературой и литературой, санкционируемой некими авторитетами (государство, художественная элита) существует серьезное различие. Официальные власти (особенно при тоталитарных режимах) нередко абсолютизируют значимость определенной части литературы (как прошлой, так и современной) и навязывают свою точку зрения читающей публике, порой весьма агрессивно. Яркий пример тому — директивно прозвучавшая в 1935 г. фраза И.В. Сталина о том, что Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом советской эпохи. Актами канонизации творчества писателей были также присуждения им Сталинских премий. На канонизацию писателей и их творчества порой притязают (и поныне!) культурно-художественные элиты. «Мы готовы, — писал пятнадцать лет назад Вяч. Вс. Иванов, — к принятию новых решений о том, что именно из прошлого больше всего нужно нашему настоящему и будущему»[348].

Однако репутация писателя-классика (если он действительно классик) не столько создается чьими-то решениями (и соответствующей литературной политикой), сколько возникает стихийно, формируется интересами и мнениями читающей публики на протяжении длительного времени, ее свободным художественным самоопределением. «Кто составляет списки классиков?» — этот вопрос, который порой ставят и обсуждают искусствоведы и литературоведы, на наш взгляд, не вполне корректен. Если подобные списки и составляются какими-либо авторитетными лицами и группами, то они лишь фиксируют общее мнение, уже сложившееся о писателях.

Прославленный не по программе

И вечный вне школ и систем,

Он не изготовлен руками

И нам не навязан никем.

Эти слова Б.Л. Пастернака о Блоке (стихотворение «Ветер»), на наш взгляд, являются поэтической формулой, характеризующей оптимальный путь художника слова к репутации классика.

В составе литературной классики различимы авторы, которые обрели всемирную непреходящую значимость (Гомер, Данте, Шекспир, Гете, Достоевский), и национальные классики — писатели, имеющие наибольшую авторитетность в литературах отдельных народов (в России это плеяда художников слова, начиная с Крылова и Грибоедова, в центре которой — Пушкин). По словам С.С. Аверинцева, произведения Данте — для итальянцев, Гете — для немцев, Пушкина — для русских «отчасти сохраняют ранг «Писания» с большой буквы»[349]. Национальная классика, естественно, входит в классику мировую лишь частично.

В ряде случаев прославленные создания искусства подвергаются весьма жесткой критике. Так, в седьмом «Философическом письме» П.Я. Чаадаев сокрушал Гомера, утверждая, что поэт воспевал «гибельный героизм страстей», идеализировал и обожествлял «порок и преступление». По его мысли, нравственное чувство христианина должно порождать отвращение к гомеровскому эпосу, который «ослабляет напряжение ума», «убаюкивает и усыпляет человека «своими мощными иллюзиями» и на котором лежит «немыслимое клеймо бесчестия»[350]. Сурово отзывался о шекспировских пьесах Л.Н. Толстой в статье «О Шекспире и драме».

В XX столетии «колеблемым треножником» нередко оказывалась художественная классика как таковая (в начале века это выражение Пушкина далеко не случайно было подхвачено Ходасевичем). Обосновывая программу символизма, А. Белый видел заслугу «поистине» современного искусства в том, что им «сорвана, разбита безукоризненная окаменелая маска классического искусства»[351]. В подобного рода нападках на классическое наследие (имеющих некоторые резоны в качестве протеста против догматически узких толкований прославленных произведений) ему ошибочно приписывается мертвенная неподвижность и забывается неизбывная динамика восприятия созданий поистине художественных.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Почему подростки не читают классику – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:

Любовь Борусяк, доцент департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ.

Ценность русской литературы для современных школьников по-прежнему имеет большое значение. Подростки подтверждают это в ходе социологических опросов. Однако на практике они нередко подходят формально к освоению произведений и не способны к анализу их содержания. Одна из причин этого в 150-200 летнем временном разрыве между периодом написания произведений и жизнью современных старшеклассников.

Тем не менее, пока еще половина школьников считает русскую классику актуальной и находит в ней ресурсы для собственного развития, отметила Любовь Борусяк в статье «Классическая школа, неклассические дети». Она опубликована в новой книге «Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное» (Совпадение, Москва, 20016). В статье описаны результаты опроса 700 старшеклассников из разных городов России на предмет их отношения к литературным произведениям из обязательной школьной программы.

Как дети «проходят» школьную программу

Киноиндустрия, накопившая сегодня достаточное количество различных экранизаций классики, дает возможность школьникам поверхностно, но быстро ознакомиться с содержанием обязательных к прочтению произведений. Альтернативой фильмам могут быть спектакли, а также аудиокниги и краткое изложение литературных шедевров, которое можно найти на многочисленных сайтах в интернете.

В ходе опросов более 17% учеников 10-11 классов на вопрос «Случалось ли вам вместо чтения этих книг (книг из школьной программы: прим.ред.) знакомиться с их кратким изложением или смотреть их экранизации, слушать аудиокниги?» ответили: «Да, регулярно» и 65% «Да, иногда».

При этом подростки не всегда осознают то, что прибегают к альтернативным методам освоения литературного содержания. С одной стороны, в ходе опросов они могут говорить, что не используют их, а с другой, указывают на конкретные произведения, которые освоили каким-то иным образом, чем прочтение оригинального текста. Подобные практики стали настолько естественными, что школьники этого даже не замечают, отмечает Любовь Борусяк. Доказательство тому и то, что старшеклассники заносят в списки любимых те произведения, которые не читали, но смотрели их экранизации. Так, большинство опрошенных, которые указали «Обломова» и «Бесприданницу» в качестве любимых произведений школьной программы – это не читатели, а зрители.

Самые популярные среди подростков экранизации классики

  • «Война и мир» Сергея Бондарчука
  • «Жестокий романс» Эльдара Рязанова («Бесприданница»)
  • «Несколько дней из жизни Обломова» Никиты Михалкова («Обломов»)
  • «Тарас Бульба» Владимира Бортко

Кадр из фильма Сергея Бондарчука «Война и мир», (Мосфильм, 1967 г.)

Поскольку сегодня экранизированы практически все шедевры русской классики, в число альтернативно освоенных попадают и «Преступление и наказание», и «Евгений Онегин», однако все же реже, чем перечисленные выше произведения.

Что раздражает девочек и демотивирует мальчиков

У российских старшеклассников есть любимые произведения. Это «Преступление и наказание» и «Отцы и дети». Они лидируют по числу положительных отзывов, как у девушек, так и у юношей и реже попадают в число освоенных альтернативными способами.

Какие книги подростки назвали любимыми

 

 

«Преступление и наказание»«Преступление и наказание»
«Отцы и дети»«Отцы и дети»
«Война и мир»«Мастер и Маргарита»
«Обломов»«Гранатовый браслет»
«Мертвые души»
«Война и мир» 

Источник: Монография «Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное»

Правда, когда доходит дело до того, чтобы объяснить, чем именно увлекают эти романы, подростки приходят в затруднение. «Как показывают комментарии ко всем произведениям, не только к роману Достоевского, 10-11-классники не умеют рефлексировать свои чувства и эмоции по отношению к литературным произведениям, не говоря уже о каком-то анализе их художественных особенностей», — отмечает автор исследования.

Некоторое исключение составляет роман «Мастер и Маргарита». Комментарии к нему также не отличаются глубиной и наличием анализа, но при этом полны эмоций. «Необычность сюжета, интересные образы, завораживающие ситуации», «Захватывает с первых строчек» — примерно так комментируют школьники роман Булгакова. Он оказался не на первом месте среди любимых произведений. Но это можно объяснить тем, что десятиклассники его еще не изучали и далеко не все одиннадцатиклассники его «прошли», поясняет Любовь Борусяк.  

В ходе исследования выяснились также литературные «антипатии». Роман «Война и мир» лидирует в числе непонравившихся произведений среди девушек, правда занимает третье место в числе понравившихся среди юношей. Также девушек раздражают пьесы «На дне» и «Кому на Руси жить хорошо». Они предлагают убрать их из школьной программы. Юноши, в отличие от девушек, на вопрос «что не понравилось?» чаще всего отвечали «все не понравилось» или «ничего не понравилось». «Это во многом проявление протеста — многие подростки (почти исключительно юноши) таким образом демонстрируют, что им не нравятся школьные подходы к изучению литературы, основанные на дисциплинировании, навязывании, контроле и санкциях. Это своего рода «Нате!», — комментирует Любовь Борусяк.

Какие книги подростки назвали нелюбимыми

 

 

Ничего не понравилось«Война и мир»
«Война и мир»Пьесы А.Н.Островского
Н.С.Лесков «Леди Макбет…»«Обломов»
Пьесы А.Н. ОстровскогоРассказы И.А.Бунина
«Обломов»
«На дне»

Источник: Монография «Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное».

Что делать с «устаревшей» классикой

Несмотря на то, что у школьников не наблюдается особого стремления к чтению обязательной литературы, одну важную задачу школа все-таки решает. А именно, как поясняет автор исследования, она успешно формирует у подростков ценность русской классической литературы. «Во всяком случае на риторическом уровне большинство подростков эту ценность воспроизводят, и, скорее всего, она успешно усваивается основной частью школьников, особенно девочками», — считает исследователь.

При этом половина подростков пока еще считают классические произведения актуальными (современными). Около 57% девушек и 44,4% юношей на вопрос «Как вам кажется, остается ли русская классика современной или уже устарела?» ответили, что классика всегда современна. Однако около 45% российских подростков считают, что классика устарела или частично устарела.

Старшеклассники подтверждают, что читать обязательную литературу нередко скучно, тяжело, неинтересно, и они делают это из необходимости. «150-200-летний разрыв между временем написания произведений, входящих в школьную программу, и жизнью современного школьника не может не сказываться на том, что эта литература сложна для них, во многом не понятна и, как они честно сознаются, не очень интересна», — считает Любовь Борусяк.

Что читают подростки в свободное время

Около 20% опрошенных (12,4% девушек и 27,5% юношей) практически не читают книг сверх школьной программы. Более половины старшеклассников читают 1-2 книги в месяц. Более 20% — 3-4 книги. Мальчики читают заметно меньше, чем девочки. При этом в списках читаемых ими книг фигурируют переводные и/или отечественные фэнтези. Репертуар девочек значительно шире: зарубежная литература XX века, английские писательницы начала XIX (Джейн Остин, сестры Бронте), поэзия, фэнтези.

Возникает вопрос, в какой форме и в каких объемах должна преподноситься классическая литература современным школьникам. С одной стороны, школьная программа включает огромный массив произведений, обязательных к прочтению, а также их анализ. С другой, после одиннадцати лет обучения у школьников отсутствует опыт этого анализа и минимальной рефлексии содержания.

Проведенное исследование помогает увидеть многие болевые точки школьного обучения литературе, говорит Борусяк. Но самым главным остается вопрос, какая часть выпускников захочет после школы прочитать или перечитать классику. Если небольшая, то это серьезный повод задуматься об особенностях образовательной программы.

См. также:

Современный читатель хочет быть соавтором

Активное развитие речи спасет ребенка от бедности

Российские ученики учатся ради школы, а не ради жизни

Родителей и детей разделяет масс-культура


Подпишись на IQ.HSE

Классика | Классические и современные языки и литература

Почему классика?

Изучение классики имеет самую длинную и престижную историю из всех современных учебные дисциплины. На самом деле история университета неразрывно связана к изучению древних греков и римлян — магистр классики был единственным основным предлагались в большинстве первых европейских университетов.Должен ли был стать врачом, юристом или государственный деятель, студенты изучали классику. Твердое основание в классике все еще отличный фундамент для многих профессий. Кроме того, изучая древний мир, вы получите уникальное представление о силах истории, искусства, культуры, право, политика и роль классической культуры в каждом из них.

Студенты, получившие диплом по классике от Texas Tech, хорошо подготовлены к изучать право, преподавать и поступать на множество других должностей в академических кругах, правительстве и частный сектор.Перспективные работодатели и сотрудники по приему в аспирантуру знать и уважать широту знаний и критическую проницательность, которые отличает с бэкграундом в Классике.

Будучи студентом факультета классики в Техасском технологическом институте, вы приобретете и разработаете набор передаваемые и междисциплинарные критические навыки, не имеющие аналогов в других дисциплинах. Классика в настоящее время является основным предметом, который коррелирует с наивысшими баллами LSAT, и студенты нашей программы недавно поступили в Гарвардские школы права и ЮТ.Другие продолжили обучение в престижных университетах мира (Гарвард, Монаш, Сент-Эндрюс, Стэнфорд, Вирджиния) и различные должности в средней школе, образование, библиотечные и информационные технологии и музейное кураторство. Классика остается дисциплина подлинного интеллектуального различия, которая может открыть двери для стимулирующих и вознаграждение за работу и влиятельные и ответственные должности в обществе в целом.

В недавнем исследовании Киплингера «Лучшие специальности колледжа для прибыльной карьеры 2019» Classics заняла 16-е место в общем рейтинге, опередив многие специальности, ориентированные на STEM и бизнес. Это также одна из двух специальностей гуманитарных наук, вошедших в топ-25.

Изучение древнегреческого и римского языков и культуры очень хорошо готовит для рынка труда и для полноценной карьеры.Как отмечает Киплингер, «уровень критическое мышление и исследовательские навыки, необходимые для этого, очень востребованы в широкий спектр отраслей. «Большинство людей со степенью бакалавра классических наук также» высоко оценивают уровня значимости в своей карьере. «Они чувствуют, что работа, которую они делают», делает мир стал лучше «.

Для получения дополнительной информации

Список книг и статей по современной литературе

Модернистское литературное движение достигло пика популярности в Европе в начале 20 века.Он отражал понятие индивидуализма и отвергал более традиционные ценности. Некоторые критики утверждают, что « Hunger » (1890) норвежского писателя Кнута Гамсуна (1859–1952) был первым модернистским романом. « Hunger », описываемый как «тревожный, жестокий и комический», привнес новый стиль в европейскую литературу. « Голод» «» основан на опыте Гамсуна как нищего писателя, в котором он исследует душевное состояние своего измученного героя. Это принесло ему Нобелевскую премию по литературе в 1920 году.Согласно Энциклопедии литературного модернизма (2003) влиятельной группой писателей и художников на пике модернистского движения была «группа Блумсбери». Среди членов были Вирджиния Вульф и Э. М. Форстер. Англо-американский канон писателей высокого модернизма был полностью мужским и включал Джеймса Джойса, Т. С. Элиота, Эзру Паунда, Д. Х. Лоуренса, У. Б. Йейтса и Джозефа Конрада.

американцев, таких как Эрнест Хемингуэй и Ф. Скотт Фицджеральд, принесли модернизм в Соединенные Штаты.Хемингуэй (1899-1961) был впервые замечен издателями за его работу В наше время (1925) и продолжил писать И восходит солнце (1926) и Прощай, оружие (1929). Художественная литература Скотта Фицджеральда (1896-1940) связана с эпохой джаза. Его работы включали Flappers and Philosophers (1920) и The Great Gatsby (1925). Другой американец, Э. Э. Каммингс (1894-1962), считается одним из самых новаторских поэтов-модернистов. Его работа включает The Enormous Room (1922).Поэт Т.С. Элиот (1888-1965), пожалуй, наиболее известен своей работой « The Wasteland » (1923), посвященной концепции духовного разложения и современной тщетности. Эзра Паунд, видный деятель литературной среды Англии, признал талант Элиота, когда они встретились в Лондоне. Вдохновленный им, Паунд опубликовал свою собственную работу, которая включает Ripostes (1912). Американский писатель Джон Стейнбек (1902-1968) был удостоен Пулитцеровской премии за фильм Гроздья гнева в 1939 году.Он также написал О мышах и людях (1937) и К востоку от Эдема (1952). Тем временем американская писательница Гертруда Стайн возглавила вторжение «американцев в Париж», переехав в столицу Франции в 1903 году. Дом Штейна стал известным литературным салоном, привлекающим таких людей, как Хемингуэй. Штейн написал Автобиографию Алисы Б. Токлас (1933).

британских писателя, считающихся модернистами, включают Вирджинию Вульф (1882-1941), которая была ведущей феминисткой и пионером в своем стиле письма.Среди ее книг: To The Lighthouse (1927), Mrs Dalloway (1925) и The Waves (1931). Еще одним гигантом британской литературы был писатель и поэт Д.Х. Лоуренс (1885-1930), который вызвал скандал с публикацией книги «Любовник леди Чаттерлей » в 1928 году. Третьей выдающейся фигурой в этом списке британских писателей является Э.М. Форстер (1879-1970). , который написал Howards End (1910). Его первый роман « Там, где ангелы боятся ступить » был опубликован в 1905 году, а его последний, «Путь в Индию » (1924), пользовался огромной популярностью.Валлийский поэт и драматург Дилан Томас (1914–1953) написал 18 стихотворений (1934), Двадцать пять стихотворений (1936) и радиоспектакль « Под молочным деревом » (1954).

Другой ведущей группой влиятельных модернистов были ирландцы, включая Джеймса Джойса (1882-1941). Его эпос Ulysses был опубликован в Париже в 1922 году и был провозглашен Элиотом и Хемингуэем «гениальным произведением», но был запрещен в Соединенных Штатах до 1933 года. Ulysses произвел революцию в романе как формально, так и структурно и повлиял на разработка техники «потока сознания».Ирландский поэт и драматург У.Б. Йейтс (1865-1939) был известен своими работами Остров статуй (1885) и Странствия Ойсина (1889). В 1923 году Йейтс стал первым ирландцем, получившим Нобелевскую премию по литературе. Другой ирландец, драматург Сэмюэл Беккет (1906–1989), произвел революцию в театре своей пьесой « В ожидании Годо » (1953). Спектакль был назван «самой значительной англоязычной пьесой ХХ века».

Модернисты за пределами Соединенных Штатов, Великобритании и Ирландии включают Франца Кафку (1883-1924), чьи работы отражают его жизнь в Праге.В 1912 году он начал писать свой первый роман Der Verschollene (1927). Другим заметным автором современной литературы был Джозеф Конрад (1857-1924), родившийся в Польше. Конрад писал на английском языке и считается модернистским писателем с большим влиянием. Его первый роман Безумие Алмайера был опубликован в 1895 году, но наиболее известен он благодаря книге Сердце тьмы (1922).

Что такое современная литература? (с иллюстрациями)

Современная литература написана в современный период.Трудно определить, когда зародилась современная литература, и она варьируется от страны к стране, но она охватывает как минимум 20 и 21 века. Литература охватывает все письменные произведения, включая письма и журналы, но наиболее известна благодаря романам, стихам и научно-популярным статьям, которые можно найти в журналах и газетах. Его не следует путать с модернистской литературой, даже если эти две группы являются современными.

James Joyce was one of the great writers of modern literature from the 20th century. Джеймс Джойс был одним из великих писателей современной литературы 20 века.

Трудно определить точные границы современной эпохи литературы. Подобно определению любой эпохи, такое определение чревато совпадениями и различиями между регионами и культурами. В Британии современная эпоха началась в 1901 году с концом викторианской эпохи и викторианской литературы. В Японии современную эпоху можно проследить до Реставрации Мэйдзи 1860-х годов, но после 1945 года она может быть более реалистичной. Другие могут рассматривать викторианскую литературу как подразделение современной литературы и вместо этого датируют современный период 1700-ми годами.

Jack Kerouac was king of the Beat generation. Джек Керуак был королем поколения битников.

В Америке другое время ознаменовало бы начало современной литературы.Переломным моментом может стать приход модернизма около 1900 года. Стивен Берд из Университета Северной Каролины в Пембруке говорит, что «в то время как предыдущие американские литературные периоды лучше всего определялись определенными стилистическими конвенциями или популярными школами мысли, современный период американской литературы лучше определяется традициями, которые он нарушил ».

Franz Kafka is one of the great modern writers that thrived between in the early part of the 1900 Франц Кафка — один из великих писателей современности, который процветал в начале 1900-х годов.

Модернизм — это ветвь современной литературы, которая пыталась отойти от реалистических романов, доминировавших в викторианскую эпоху. Движение достигло своего расцвета между 1900 и 1920 годами. Среди деятелей модернизма Т.С. Элиот, Франц Кафка, Джеймс Джойс и Эзра Паунд. Движение продемонстрировало пренебрежение условностями и другими формами; это привело к фашистскому флирту и безудержному нарциссизму.Это также привело к тому, что некоторые работы, такие как «Улисс» Джойса, стали недоступны для многих читателей.

Modern literature covers at least the 20th and 21st centuries. Современная литература охватывает по крайней мере 20 и 21 века.

Поэзия как часть современной литературы разрушила условности.Он также использовал музыку для формирования поэзии джаза и блюза. Одним из величайших течений современной поэзии в Америке было поколение битников Джека Керуака и Алана Гинзберга. Эзра Паунд также был ведущим сторонником отказа от поэтических условностей и сказал: «Сделайте это новым».

Модернизм привел к постмодернизму, структурализм к постструктурализму и колониализм к постколониализму.Различные типы литературы основывались на предыдущих типах литературы и отличались от них. Многие новые страны, часто искусственно созданные, пытались создать новую идентичность посредством продвижения литературы современной эпохи.

Количество книг, журналов, газет и журналов увеличивалось в современные периоды.Это включало в себя, к концу 20-го века, его онлайн-взрыв. Это уступило место новым формам литературы и новым способам распространения ее. В современной литературе также увеличилось количество призов и переводов, таких как чтение японских произведений от Харуки Мураками до Рюноске Акутагавы и турецкого писателя Орхана Памука.

It can be difficult to agree on what constitutes "modern" literature. Может быть трудно прийти к единому мнению о том, что представляет собой «современная» литература.

MCL — Классика | Современные и классические языки, литературы и культуры

*** Настройтесь на FM 88.1 или выходите на интернет по номеру http://wrfl.fm/ каждую среду, с 15:00 до 16:00, на радиопостановку «Классические мюзиклы», которую проводят студенты факультета современной и классической музыки. Языки, литература и культуры и посвящены продвижению радостей изучения греческих и римских классиков и тому, как эти древние взгляды повлияли и могут пролить свет на большую часть нашей современной глобальной среды.***

Программа Classics предлагает бакалавриат как по основным, так и по второстепенным предметам: и Б.С. градусов. Студенты, изучающие классику, изучают латынь и / или древнегреческий язык, древнюю историю, мифологию и фольклор и античную философию. Курсы классической литературы также могут помочь несовершеннолетним по фольклору и мифологии на факультете современных и классических языков, литературы и культур. На уровне выпускников программа предлагает степень магистра классической литературы и степень магистра преподавания латыни через программу магистратуры факультета преподавания мировых языков (MATWL).Мы также являемся домом для Британского института латыни, который предлагает уникальную программу получения сертификатов для выпускников, в которой используется активное говорение, чтобы получить превосходное владение латынью и широкий охват всех традиций латыни от древности до наших дней.

Голы

Предлагаем нашим студентам:

  • отличное преподавание латинского и древнегреческого языка и литературы.
  • возможности для изучения контактов с другими классическими языками, такими как иврит и арабский, а также китайский и санскрит.
  • полный спектр курсов по древнегреческим текстам от архаического до классического, эллинистического и имперского периодов и по латинским текстам от самых ранних надписей до неолатинских шедевров.
  • уникальные возможности для продвинутого латинского образования благодаря активному устному использованию языка и распространению латыни с древних времен до наших дней.
  • широкий спектр курсов по греческой и римской культуре и цивилизации, включая мифологию, религию, гендер и сексуальность, право и политику, расу и этническую принадлежность,
  • понимание классического прошлого и того, как это наследие формируется и остается жизненно важным для современного общества и культуры.
  • Междисциплинарное образование интегрировано в классические дисциплины по истории, философии, истории искусств и другим дисциплинам.

Сотрудники кафедры современных и классических языков, литератур и культур:

Контакт:
1055 Patterson Office Tower
University of Kentucky
Lexington KY 40506-0027
тел .: 859-257-3761
факс: 859-257-3743

Бакалавр классических исследований и английской литературы

Получив степень бакалавра классических исследований и английской литературы, исследуйте выдающееся наследие классического мира и его непреходящее влияние на современную литературу и культуру.

Изучайте тексты, написанные в каждую эпоху, от Древней Греции до Возрождения, а также современные письменности на английском языке со всего мира.

В классических исследованиях вы узнаете о литературе, истории и культуре древних цивилизаций. Изучая переведенные тексты, вы можете исследовать такие жанры и темы, как поэзия, трагедия и любовь в классической литературе, и их влияние на современный мир. Вы также можете расширить свои знания о древнем мире с помощью модулей на латинском и греческом языках или получить представление о периоде с помощью различных средств массовой информации, например, с помощью драмы и фильмов от Бен-Гура до Гладиатора.

В модулях по английской литературе вы узнаете больше об авторах и жанрах, которые, возможно, уже знаете (от трагедии до готики, от Шекспира и Диккенса до Плата и Беккета). Но вы также столкнетесь с аспектами литературных исследований, которые могут быть вам менее знакомы, от детской литературы до издательских исследований и истории книги. Наши ученые опубликовали исследования по всему, от средневековой поэзии до современной карибской и американской художественной литературы.

По мере того, как вы получаете степень, ваш выбор модулей становится более разнообразным и специализированным: вы можете делать архивные работы по изучению рукописей или изучать политику литературы в вопросах класса.Все на факультете английского языка, от новых преподавателей до профессоров, преподают на всех уровнях степени: это дает вам преимущество нашего опыта и делает вас частью разговора о наших исследованиях и их влиянии за пределами классной комнаты. Мы уделяем большое внимание обучению в малых группах в дружественной и благоприятной среде. На первом и втором курсах у вас будет сочетание лекций (которые могут быть довольно большими) и семинаров (на которых никогда не будет больше 16 человек).

В первый и второй годы вы получите профессиональную подготовку и подготовку по вопросам трудоустройства, а также сможете изучать современный язык в рамках своей степени.

Мы призываем всех наших студентов получить непосредственный опыт посещения древних мест во время самостоятельных путешествий, для которых предусмотрены стипендии. Вы также можете подать заявку на обучение в Британской школе в Афинах и Британской школе в Риме, которые предлагают возможности летней школы для студентов Университета Рединга.

Кафедра современных и классических языков и литературы

Student Union Добро пожаловать на сайт кафедры современных и классических языков и литературы!

Кафедра современных и классических языков и литературы (бывшая кафедра иностранных языков и литературы) предлагает степень бакалавра французского и испанского языков. и степень магистра испанского языка.

Мы предлагаем учебные программы на французском и испанском языках, а также несколько несовершеннолетних. Ученики может также изучать немецкий, классический греческий, итальянский, латинский и португальский языки. Кафедра также предлагает программу гуманитарных наук.

студента приезжают со всей Калифорнии, чтобы учиться у наших престижных преподавателей. Например, преподаватели нашей испанской программы хорошо известны своим опыт в педагогике испанского языка; Литература Золотого века; современный мексиканский Литература Южной Америки и полуострова; Испанская лингвистика и диалектология; творческий писать по-испански; и латиноамериканская культура.Студенты магистратуры могут подать заявку на ограниченное количество должностей помощника преподавателя.

Пожалуйста, ознакомьтесь со списками программ и преподавателей, чтобы получить более широкое представление о широком академические интересы, которые вовлекают наших преподавателей и студентов во все программы.

Кафедра современных и классических языков и литературы считает, что изучение языка должно позволить студенту участвовать в устном и письменном общении на языке, получить знания и понимание культур мира, соединить с другими дисциплинами и получить знания, которые могут быть недоступны для одноязычного Говорящий на английском языке, развивайте понимание природы языка и культуры и участвуйте в общинах дома и за рубежом.

Доктор Дебби Авила

Заведующий кафедрой современных и классических языков и литературы

Офис: Peters Business Bldg. 393A

Телефон: 559.278.6616

Электронная почта: [email protected]

Дебби Гамез

Координатор административной поддержки II

Офис: Peters Business Bldg.393

Телефон: 559.278.5707

Электронная почта: [email protected]

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *