Как понять слова китайского мыслителя конфуция все добродетели: Добродетель и мудрость — урок. История, 5 класс.

Конфуций о добродетели

Социально-гуманитарные знания, 2006, № 6, с. 132-146

Конфуций о добродетели

В. А. ВАСИЛЬЕВ доктор философских наук, профессор

Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье.

Конфуций

Конфуцианство возникло в VI в. до н. э. в Китае, одной из древнейших цивилизаций со своей самобытной материальной и духовной культурой. В различных областях человеческой деятельности — математике и астрономии, медицине и технических изобретениях, архитектуре и прикладном искусстве — были достигнуты поразительные для своего времени результаты.

Уже в XV в. до н. э. в Китае пользовались системой иероглифического письма, насчитывавшей более 2000 иероглифов. Это позволило сохранить наиболее древние философские, этические учения, которые и сегодня оказывают влияние на духовную жизнь страны. Среди них важное место занимает конфуцианство.

Основателем этого философско-нравственного учения является мыслитель и педагог Кун Цю, получивший прозвище Кун-Фу-Цзы (Почтенный Учитель), известный в европейской транскрипции как Конфуций (551-479 гг. до н. э.). До нашего времени дошли фрагменты его мудрых изречений, диалоги с учениками, получившие название «Беседы и высказывания» (Люньюй), которые легли в основу данной статьи.

Жизненность воззрений Конфуция во многом определяется тем, что они опираются на многие духовно-нравственные ценности, создававшиеся в Китае на протяжении тысячелетий. Одной из них является мифология, с ее культом одухотворения природы. Все свои проблемы жители Китая связывали с обожествлением Неба (Ян) и Земли (Инь) как отца и матери всего существующего. Ян выступало актив-

132

ным началом всего бытия. К Небу обращались, когда была засуха и мог погибнуть урожай, от него ставилась в зависимость судьба человека и государства. Ему подчинялись все природные и духовные силы, включая и души умерших людей, которых считали покровителями живых и поклонялись им.

Конфуцианство также связано с древнейшими классическими книгами, знание которых до сих пор считается одним из критериев «китайской образованности». К ним относятся: «Книга песен» — сборник народного эпоса, ставший основой зарождения китайской поэзии; «Книга истории» -сборник документов, описывающий поражения и победы китайских правителей; «Книга порядка» — сборник религиозных, нравственных, политических церемоний и ритуалов, норм социальной жизни; «Книга перемен» (содержит первые философские положения о Дао как природной или божественной закономерности, которая господствует во Вселенной, о единстве человека и природы).

Конфуций жил в период народных волнений, напряженного противостояния между китайскими княжествами и ожесточенной борьбы с пограничными народами. Смута и междоусобица, грабежи и притеснение бедных разрушали государственность и вековые нравственные традиции. В сложное для страны время мудрец обращается к героическому прошлому своего народа, когда, по его мнению, существовало общество «Великого единения». Он призывает вернуться к духовным народным истокам, к былому величию страны, которое утрачивается в результате падения нравов и межгосударственной розни, торжества зла и невежества, забвения лучших заветов предков. В древности, замечает Конфуций, у людей было три недостатка, которые в наше время уже, наверное, не найти. Так, если необузданность у древних проявлялась в своенравии, то ныне она выливается в распущенность. Горделивость древних проявлялась в сдержанности, ныне она становится озлобленностью. Если глупость древних проявлялась в прямоте их высказываний, то ныне она оборачивается лживостью (см.

: Конфуций. Я верю в древность. М., 1995, с. 151).

С точки зрения Конфуция, чтобы выйти из духовно-нравственного кризиса, нет необходимости создавать какие-либо новые правила взаимоотношений. Достаточно изучать древность как источник культуры и мудрости, обратиться к забытым традициям, добродетельным нормам общежития. Я не

133

творю ничего нового, утверждал он, а продолжаю то, что создано предками. Я верую в древность и люблю ее чистосердечно. «Я чувствую печаль, когда не улучшают нравы, Не уясняют то, что учат, а, зная долг, не могут ему следовать и не способны устранить порок» (там же, с. 85).

В чем Конфуций усматривает объединяющую основу китайского общества?

Он рассматривает человека не как изолированного от общества индивида, а как связанного со всеми людьми природными, родовыми и общественными узами. Во-первых, взаимная ответственность людей за сохранение целостности страны объясняется Конфуцием наличием небесной духовной силы, которая выражает космический порядок и повелевает всем в мире. «Жизнь и смерть зависят от Небесного веления, родовитость и богатство посылаются с Небес» (там же, с. 114). Небо наделило человека свойственной ему природой, и он обязан знать свое место в мире и действовать в соответствии со своим назначением. Во-вторых, человеческий род предстает в виде единой цепи, в которой каждый из нас составляет отдельное звено. Мы всем обязаны усопшим. Без них не было бы нас. Ушедших из этой жизни необходимо благодарить за дарованную нам возможность бытия, помнить и воздавать им почести, чтобы потомки также отдавали нам дань уважения. В-третьих, единение народа возможно посредством соблюдения норм общественной жизни: приказа (закона) и традиций.

Каждый из этих принципов управления необходим, отмечал Конфуций, но отличается своей спецификой. Власть, основанная на законе, дана не всем, а только избранным.

Сами же законы не в состоянии регламентировать все возможные взаимоотношения между людьми. Такой способностью обладают традиции. Они исторически складываются и передаются из поколения в поколение в виде обычаев, общезначимых нравственных норм поведения. Традиции находятся в фундаменте народной культуры, в них закрепляется сложившийся уклад жизни, важнейшие национальные ценности. Их выполнение опирается не на внешнюю силу принуждения (закон), а на нравственное самосознание, чувство собственного достоинства, убеждение личности.

В соблюдении традиций вырисовывается внутренняя гармония человека с самим собой и с окружающими людьми. Уважение к традициям выступает важнейшим компонентом исторической преемственности, памяти предков. Именно

134

традиции, с точки зрения Конфуция, помогут восстановить утраченные связи времен, духовно преобразовать людей, явятся нравственным стержнем общественного согласия, объединяющим механизмом «собирания» раздираемого внутренними и внешними конфликтами общества и тогда в стране наступит покой и процветание.

Как гласит предание, ученики спросили Конфуция: можно ли одним словом определить нравственные поступки людей, т.е. как следует поступать человеку в различных жизненных ситуациях, чтобы быть достойным своих предков? Конфуций ответил: есть слово

«жэнь», выражающее идеальный принцип отношений между людьми. Это высшая «от Неба добродетель», означающая человечность, гуманность, любовь к людям, служение им. Кто человечен, тот дает другим жизненную опору, помогает достичь успеха. Человечность несет в себе древнюю мудрость: чего себе не пожелаешь, того не делай и другим. «Жэнь» — это своеобразный идеал, совокупность совершенных нравственных ценностей, которыми обладали лишь древние и к которым следует стремиться современному человеку. «Жэнь»
— это нравственная почва, на которой возможно укрепление семьи и государства.

Человечность как высшая людская добродетель, отмечал Конфуций, «не бывает одинокой, у нее непременно есть соседи». К ним он относил совестливость, твердость устремлений, ученость, справедливость и честность, доброту и искренность, правдивость и милосердие, почтительность и храбрость, великодушие и т. п. Почтительность не навлекает унижений, великодушие покоряет всех, правдивость вызывает у людей доверие, сметливость позволяет достигать успеха, а доброта дает возможность повелевать людьми. Искренность и вежливость служат залогом мирных, добрых отношений, средством устранения всевозможных недоразумений между людьми.

Человечность, сточки зрения Конфуция, выступает важнейшей духовной основой общества. Людям всегда приятно и радостно находиться там, где торжествует человечность. Как может умный человек, вопрошал Учитель, имея выбор, в ее краях не поселиться? Лишь тот, кто добродетелен, умеет любить людей и испытывать к ним отвращение. Устремленность к добродетели освобождает от всего дурного. Каждый из нас ошибается в зависимости от своей пристрастно-

135сти. Вглядись в ошибки человека — и познаешь степень его добродетели (см. там же, с. 69).

Достижение добродетели «жэнь» не обходится без трудов и усилий. Вершины горы не достигнешь, не проходя крутыми и извилистыми тропинками, напоминал Конфуций. Редко можно встретить того, кто любил бы добродетель так же сильно, как чувственные наслаждения. Достижение человечности предполагает усвоение навыков культуры общения, обращение к древним ритуалам, церемониям («ли»).

Ли выступает совокупностью норм общежития, овладение которыми позволяет человеку поступать нравственно в различных жизненных ситуациях, с достоинством избегать разного рода столкновений и ссор. Нравственные нормы воздействуют на чувства, мысли и поступки человека, несут в себе элемент организации, сплоченности людей и порядка в обществе. Каждый человек выполняет в обществе определенные обязанности. От того, как он их выполняет, зависит не только его жизнь, но и благополучие других людей и общества в целом.

Конфуций воссоздал целый комплекс ритуалов, церемоний, который содержал подлинно человеческие образцы нравственного поведения, касался всех сторон жизни: семейной, бытовой, государственной. Ритуалы были связаны с жертвоприношением предкам, которые должны бы восприниматься живыми как их духовные покровители. Этот акт выступал данью уважения памяти усопших, напоминал о преемственности поколений, требовал соблюдения сыновней почтительности, заботы о старших и младших. Почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни, рассуждал Учитель. Добродетельный человек заботится о своих родовых корнях. Если заложен крепкий корень, то рождается и сыновняя почтительность и послушание.

Как велика сфера нашего бытия, так же многообразно проявление церемоний. В конфуцианском учении прописаны в деталях церемонии и ритуалы, представляющие собой образцы подлинно человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Определены формы повседневной и праздничной одежды, правила совершения обрядов — совершеннолетия и свадеб, похорон и траура, гостеприимства и приветствия друг друга при встрече и т. п. Выписаны отношения государя к подданным, детей к отцу, младших к старшим, мужа к жене и т. п. Так, основами супружества должны быть взаимное доверие, честь и уважение, повиновение

136

и покорность жены мужу, если он не нарушал правил справедливости, приличия и чести. Муж имеет право отпустить от себя жену, если на то есть уважительные причины: неповиновение жены свекру или свекрови, бесплодие, нарушение супружеской верности. Муж не мог развестись с женой, если она не имела никого из родных; если муж, женясь на ней в бедности, разбогател во время сожительства с ней; если жена провинилась во время траура по свекру или свекрови.

Ли исполняется каждым человеком не только благодаря чувству собственного достоинства, но и в силу потребности во взаимном доверии и уважении. В нашей повседневности уважительное чувство к другим людям легко проявляется в виде вежливо высказанных просьб или извинений, в фор­мах комплимента, договоренности или обязательствах, в мимике, жестах и т. п. Легко заметить, что в нашем привет­ствии наблюдается последовательность внешних движений, которые мы также ожидаем от другого лица. Улыбаясь и протягивая для приветствия руку, мы не задумываемся о нравственной значимости данного ритуального действия, в котором выражается глубина искренности человеческих от­ношений. Душевную открытость при взаимном рукопожатии не могут заменить фальшь и лицемерие. Они распознавае­мы чувствующей душой так же просто, как мы отличаем проникнутую чувством и мыслью музыку от скучной и моно­тонной, обнаруживаем виртуозную чистоту исполнения в отличие от бездарной напыщенности.

Находясь в древнем храме Света, Конфуций обратил внимание своих учеников на следующие надписи: «В древ­ности люди были осмотрительнее в своих речах. Им следу­ет подражать, не говорить много, потому что при многосло­вии всегда скажется нечто, что говорить не следует. Не бе­ритесь разом за много дел. Это ведет за собой множество забот. Трудитесь, насколько требует этого ваш долг. Никог­да не делайте того, что может повлечь за собой раскаяние. Говоря или действуя наедине, не воображайте, что вас ник­то не видит и не слышит: духи — свидетели всех наших де­яний. Видя людей почтительных, добродетельных, образо­ванных, делайтесь такими же и сами в свою очередь будь­те образцами для последующих поколений». Следуя этим древним поучениям, отметил Конфуций, умея их применять на деле, можно быть близким к человечности (см.: Будда. Конфуций. Магомед. Франциск Ассизский. Савонарола: Биогр. очерки. М., 1995, с. 96-97).

137Размышляя над оставленными потомкам изречениями, Конфуций высказал своим ученикам четыре правила, кото­рые они должны запомнить: сталь ломается, как бы ни была она крепка; нередко кажется несокрушимым то, что, в сущ­ности, легко уничтожить; гордый, ставя себя выше других, Воображает, что все ему поклоняются; другие же, считая его ниже себя, не обращают на него никакого внимания; излишне снисходительный, со всеми соглашаясь, чтобы всего достигнуть, делается всегда игралищем собственно­го легковерия. Эти правила, как ни кажутся они просты, за­метил Учитель, могут довести до высочайшей степени муд­рости того, кто, проникнув в их смысл, согласно им будет вести себя (см. там же, с. 95).

Истинный мудрец, с точки зрения Конфуция, жаждет еди­ного сокровища — мудрости. Величайшая для него почесть — звание мудреца. Вверяется он людям благонадежным, беседует с людьми прямодушными; перед высшими лица­ми не пресмыкается, перед низшими не возносится: с пер­выми он почтителен, со вторыми приветлив. Он каждому воздает должное. Людей умных он уважает, но похвалы их не домогается, перед ними не унижается и не возносится. Исполняя во всем и всегда свой долг, он ничего не боится. В своей верности и правоте он находит надежную защиту от всяких нападок. Закон и правосудие — его неизменное оружие. Как бы ни были обширны его познания, он заботит­ся об их умножении и постоянно учится. В честности и доб­ре для него нет ничего маловажного. Отличаясь безукориз- ненностью в поведении, он неослабно контролирует себя. На службе мудрец строг, но справедлив, одинаково ласков и приветлив со всеми. Если кто обидит мудреца словом или делом, он не выказывает ни гнева, ни раздражения. Муд­рец всячески старается быть полезным отечеству или со­гражданам. Ему неведомы зависть, надменность, презре­ние — он со всеми живет в согласии, которое порождает все­общую к нему благосклонность. Главный же источник муд­рости — любовь и сострадание ко всему человечеству (см. там же, с. 127).

Мудрецов не часто можно встретить в нашей суетной жизни, замечает Конфуций. В своей массе, с его точки зрения, людей можно подразделить на три категории в за­висимости от нравственных качеств и от того, как соблю­даются ритуалы: благородный муж, средний и мелкий (низ­кий) человек.

138

Благородным мужем можно считать того, кто, следуя по пути ли, постоянно совершенствует себя, чтобы, в свою оче­редь, обеспечить благоденствие своим близким, своему народу. Благородный муж тот, кто постоянно стремится к добродетели и заботится о том, чтобы не только в поступ­ках, но и в мыслях не было ничего дурного, чтобы торже­ствовала справедливость. Благородный муж соблюдает три запрета. В молодости, когда горячи дыхание и кровь, он избегает наслаждений. В зрелости, когда сильны дыхание и кровь, он избегает ссор. В старости, когда слабы дыхание и кровь, он избегает жадности (см.: Конфуций. Я верю в древ­ность, с. 145).

Благородный муж постигает культуру предков, заботится о совершенстве морали и своем добром имени. Он облада­ет такими добродетелями, как сострадание ко всем живым существам, скромность, чувство стыда, умение отличать добро от зла, истину от заблуждений. Ему присущи такие нравственные качества, как вежливость в поведении, точ­ность на службе, мужество, знание людей. Ритуалы исполь­зует, чтобы воплотить добро в поступках, смиренность — что­бы достичь в ней совершенства. А совершенным, с точки зрения китайского мудреца, можно считать того, кто пред­почитает справедливость личной выгоде, жертвует собой в момент опасности, но не погибает безрассудно.

Благородного можно обмануть, но сделать из него глуп­ца нельзя. Пребывая в трудных обстоятельствах, он не за­бывает своих обещаний. Всегда следует тому, что справед­ливо, стремится к добродетели. Он скромен в своих жела­ниях, не возьмет ничего чужого. Осознавая свое превос­ходство, никому его не показывает и легко сходится с людь­ми. Будучи строгим к себе и снисходительным к другим, он не вызывает у людей злобы.

Благородный муж — «великий человек», сознательно участвующий в своей судьбе. И его жизненный путь стано­вится «великим» благодаря постоянному и упорному само­совершенствованию. У него слово не расходится с делом. Если знатность и богатство нажиты нечестно, то благород­ный муж от них отказывается, не расстается с человечнос­тью ни во время трапезы, ни во время опасности. Он завя­зывает дружеские связи с помощью своих добродетельных качеств и учености, а дружба, в свою очередь, помогает ему утвердиться в человечности.

Благородный муж стремится соблюдать следующие нрав-

139ственные принципы: ясно видеть и четко слышать своего собеседника; при общении с людьми следит, чтобы выра­жение его лица всегда оставалось ласковым, а поступки — почтительными, речь — искренней; при сомнении благород­ный человек думает о том, чтобы посоветоваться; когда же он гневается, то помнит об отрицательных последствиях; пе­ред тем, как что-то предпринять, думает о справедливости. Однако чувство справедливости, которое благородный че-, ловек ценит выше всего, не означает всепрощение. Ему ненавистны хитрость и упрямство и те люди, которые сплещ ничают о других (см. там же, с. 146).

В различных жизненных ситуациях благородный муж, ojj точки зрения Конфуция, по-разному воспринимается людь­ми. Издалека он выглядит внушительным и гордым, а вбли- \\ зи -ласковым и добрым. Во внешности, в манерах он да-!; лек от грубости и небрежности. Он осторожен в речи, кото- I рая отличается справедливостью и искренностью, в ней нет I пошлости и фальши. В его речи содержится великая тай­на слова, которая может обнаружиться посредством муд-1 рости.

Если благородный муж способствует тому, чтобы не только

в нем, но и в других людях торжествовали добродетель, |

доброе и прекрасное, то мелкий человек наделен всеми от-1

рицательными нравственными качествами, которые только 1

встречаются в людях: излишней самоуверенностью и кате-1

горичностью, себялюбием и поглощенностью материальным |

интересом, склонностью ко лжи и упрямству и т. п.. Его глав- 1

ная характерная черта — выгода. Для ее достижения он за- |

бывает о добродетели. К тому же мелкий человек труслив, ‘■&

заносчив, легко зазнается и не способен жить в согласии с I

людьми. Если он смел, но несправедлив, то становится раз- I

бойником. Ошибаясь, находит себе оправдание. Терпя нуж- |

ду, он становится распущенным, взыскательным не по от- |

ношению к себе, а к другим. Не зная Повеления Неба, мел- I

кий человек перед ним не трепещет, непочтительно ведет I

себя с великими людьми и пренебрегает словом людей вые- 1

шей мудрости (см. там же, с. 146).

Если образ благородного мужа выступает у Конфуция нравственным идеалом, к которому люди должны стремить­ся, то образ мелкого человека несет в себе все негативное, | что должно бы отталкивать от себя людей, чтобы не только I современники, но и потомки могли осознать нравственное падение человека. Ведь он забывает о великих традициях

140

своей страны, пребывает в корысти и лени, подвержен бес­контрольному влиянию низменных страстей и не формирует в себе лучшие навыки добродетельного поведения.

Китайский мудрец считал, что человек от рождения добр. Почему же он утрачивает свои добродетели, почему совер­шаются безнравственные поступки? Подобные деяния про­исходят в силу того, отвечал Конфуций, что человек начина­ет терять благородные качества под влиянием дурного об­щества и отсутствия должного воспитания культуры обще­ния. Поэтому важную роль в осознании всеми людьми не­обходимости выполнения своих обязанностей, нравствен­ных норм поведения Конфуций отводил системе воспита­ния. Человек должен тратить все свое свободное время на обучение, постигать высшую степень знания, которое начи­нается с познания самого себя. Благоустройство в самом себе позволяет человеку сознательно и правдиво мыслить, сердцем быть чистым и добродетельным.

Вырабатывать в себе благородную душу, сточки зрения Учителя, может любой человек, если обратится к Традици­ям, «зову предков» и начнет сдерживать себя узами правил благопристойности, формировать в себе добродетель. Ду­ховное благородство требует стойкости и усилий в обрете­нии культуры. «Все люди близки друг к другу по своей при­роде, а расходятся между собой в ходе воспитания», — на­поминал Конфуций. Человечность сближает людей друг с другом, корыстные привычки отдаляют. Человек в состоя­нии улучшать свою нравственную природу, ибо никогда не изменяются только высшая мудрость и самая большая глу­пость. Поэтому нравственное совершенствование обязыва­ет постигать мудрость древних, выполнять ритуалы.

Если ремесленники, чтобы выполнить свою работу, тру­дятся в мастерских, то добродетельный человек для дости­жения своей стези постоянно учится. Любящим учиться, говорил Конфуций, может быть назван человек, который ежедневно осознает свое несовершенство и каждый месяц восстанавливает в памяти все то, чему научен. Учеба свя­зана с постоянными размышлениями относительно того, что удалось познать нового. Вся жизнь состоит в преодолении себя и в самовоспитании. В пятнадцать лет я ощутил стрем­ление учиться, вспоминал китайский мудрец; в тридцати­летнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освобо­дился от сомнений; в пятьдесят познал веление Неба; в шестьдесят мой слух обрел проникновенность; с семидеся-

141ти лет я следую желаниям сердца, не нарушая меры (см. там же, с. 59).

Конфуций напоминает о добродетельных достоинствах, которые, если игнорируются учеба и воспитание, могут пе­рейти в порок. Так, если учиться и не размышлять- напрас­ная трата,времени; заниматься же праздными размышле­ниями и не обращать свой взор на учебу- губительно; стре­миться к человечности, но не учиться — этот порок ведет к тупости; желать быть правдивым, но не учиться — этот по­рок приносит вред; стремиться к прямоте, но не учиться -1 это приводит к фубости; хотеть быть отважным, но не учить­ся — это заблуждение приводит к смутьянству; любить не­преклонность и не учиться — этот порок ведет к сумасброд­ству (см. : Древнекитайская философия. В 2 т. М., 1972, т. ж с. 171).

При общении, отмечал Конфуций, люди могут допускать ошибки, которые указывают на недостаток воспитания. Пер­вая из них состоит в том, что человек высказывается о чем-то тогда, когда еще не наступило время говорить. Этот не­достаток свидетельствует о невыдержанности и опрометчи­вости. Вторая ошибка совершается в том случае, если люди не говорят тогда, когда настало время высказать свою точку зрения. Это проявление своеобразной скрытности. Еще одна ошибка заключается в том, что люди, начиная говорить, не замечают мимики своего собеседника, не обращают вни­мания на выражение его лица. Четвертая ошибка состоит в том, что человек не говорит с теми, с кем следует разгова­ривать. Тем самым упускается возможность мудрой бесе­ды. Когда же он говорит с тем, с кем говорить нельзя, то тратит слова напрасно. Умный и благородный человек ничего из вы­шеназванного не упускает и не тратит слов напрасно.

Воспитывая в себе лучшие добродетельные качества, учил Конфуций, следует находить наставника в каждом из двух попутчиков. Впитывать в себя все то, что есть в них доброго, поучительного, и следовать этому. Выявляя же нечто неблагородное у них — стараться этого избегать. Дру­жеские связи также по-разному влияют на воспитание чело­века. Учитель обрисовывал портреты людей, которые могут быть полезными в дружбе или принести вред. Полезен спра­ведливый и чистосердечный, много знающий друг. А вред­ными для дружбы людей следует считать льстивых и дву­личных. Они искусной речью затемняют добродетель. Учи­тель также выделяет три полезных и три вредных радости.

142

Полезно радоваться правильно исполненному ритуалу с музыкой, речам, подмечающим что-нибудь хорошее в лю­дях, и тому, что дружите со многими достойными людьми. Вредно предаваться радостям тщеславия и безделья.

Стремление к лучшим добродетелям требует постоянно­го самовоспитания, умения обнаруживать в себе дурные намерения, человеческие слабости, чтобы предпринять уси­лия для преодоления порочных помыслов. Не бойся ис­правлять свои ошибки, развивать добродетельные качества, размышляй над поступками других людей, советовал Учи­тель. Когда видишь мудреца, думай о том, чтобы уподо­биться ему; когда видишь глупого человека, подвергни себя внутреннему анализу. Трезво и мужественно оценивай свои деяния, соотноси их с требованиями ритуала. В то же время необходимо учитывать природные возможности человека, не ускорять искусственно процесс его нравственного созре­вания. Об этом повествует, напоминает Конфуций, извест­ная притча о крестьянине, который вытягивал всходы рас­тений, надеясь помочь их росту. Подобные усилия привели к их гибели.

Однажды, гуляя со своими учениками, Конфуций увидел птицелова. Заглянув в клетку, он заметил, что в ней нахо­дятся только молодые птенцы. Старые птицы, пояснил он ученикам, хитрые и недоверчивые. Прежде чем приблизиться к приманке, они сначала все исследуют. Молодые птички увертываются от силков, когда они летают вместе с умуд­ренными и опытными птицами. Так же бывает и с людьми. Высокомерие, неосмотрительность, безрассудство — вот главные источники ошибок молодости. Надутые своими нич­тожными достоинствами, нахватавшись верхушек знания, молодые люди считают себя всезнающими. Им неведомы сомнения, ими руководит слепое и безумное увлечение, поддавшись которому они и попадают в расставленную ло­вушку.

Конфуций и 5 добродетелей

Распространенные заблуждения человека

Человеческий ум – это замечательная вещь. Познание, действие и процесс мышления позволяет быстрее обрабатывать большие объемы информации. К примеру, каждый раз, когда ваши глаза открыты, ваш мозг постоянно подвергается бомбардировке со стороны различных раздражителей. Сознательно вы можете обдумывать одну вещь, но подсознательно ваш мозг будет обрабатывать тысячи идей. К сожалению, наше познание не совершенно, и существуют определенные ошибки в суждениях, которые мы склонны делать, известные в психологии как когнитивные предубеждения. Они случаются со всеми, независимо от возраста, пола, образования, интеллекта или от каких-либо других факторов. Некоторые из них хорошо известны, другие – нет, но все они интересны. Наверняка, каждый человек найдет что-то знакомое, и вспомнит, как с ним происходило нечто подобное. 10. Заблуждение игрока Заблуждение игрока – это тенденция полагать, что будущие вероятности обусловлены прошлыми событиями, тогда как в действительности это не так. Некоторые возможности всегда остаются одинаковыми (к примеру, подкидывание монеты на орла или решку). Вероятность выпадения орла равна 50 процентам, даже если последние 10 раз вам выпадала решка. Мысль о том, что вероятности меняются и является предвзятостью, особенно когда речь заходит об азартных играх. К примеру, человек играет в рулетку. Последние четыре раза выпадало черное, на пятый раз должно выпасть красное, разве не так? Нет! Вероятность выпадения красного 47,37 процентов (18 красных цифр делим на 38 – общее количество). Это может показаться очевидным, но подобное смещение привело к тому, что большое количество игроков потеряли много денег, полагая, что вероятность изменилась. 9. Реактивность Реактивность – это тенденция среди людей действовать или выглядеть по-другому, когда они знают, что за ними наблюдают. В 1920-х годах производственное предприятие Hawthorne Works заказало проведение исследования, чтобы убедиться в том, что разные уровни света влияют на производительность труда. Итоги оказались очень впечатляющими: изменения в свете увеличили производительность в несколько раз! К сожалению, когда исследование закончилось, производительность труда снизилась до своего обычного уровня. А все потому, что производительность не была связана с освещением, а с тем, что за работниками наблюдали посторонние люди. Это свидетельствует о форме реактивности, когда люди знают, что за ними следят, тем самым они становятся мотивированными на изменение своего поведения, как правило, в лучшую сторону. Реактивность является серьезной проблемой для исследователей, она должна контролироваться в «слепых» экспериментах (человек, участвующий в эксперименте намеренно утаивает информацию, чтобы не влиять на результаты). 8. Парейдолия Парейдолия – это восприятие случайных образов или звуков как значимых. Облака в форме динозавра, образ Иисуса из веток деревьев, или услышанная запись в обратном направлении – все это примеры парейдолии. Общим элементом является наличие нейтрального стимула, у которого нет преднамеренного смысла, смысл закладывается восприятием зрителя. Интересный факт: был разработан специальный тест Rorschach Inkblot для того, чтобы задействовать парейдолию при определении психического состояния людей. При прохождении этого теста, человеку показываются неоднозначные картины, а затем его просят описать то, что он видит. Его ответы анализируются и, таким образом, выявляются скрытые мысли испытуемого. 7. Само-пророчество Само-пророчество – это рискованное поведение, в результате которого достигаются результаты, которые подтверждают нынешнее их прогнозирование. Само-пророчество – это предсказание, которое само собой превращается в реальность. К примеру, человек полагает, что он будет плохо учиться, поэтому он прилагает меньше усилий в изучении тем и выполнении домашних заданий, в конечном итоге, все в действительности получается плохо, как он изначально и прогнозировал. Другой распространенный пример – это отношения. Если кто-то полагает, что его отношения с другим человеком обречены на провал, то он начинает действовать по-другому, эмоционально отстраняясь. Из-за его действий отношениям действительно приходит конец. Это мощный инструмент, используемый «экстрасенсами», — они внедряют определенную идею в ваш мозг, и в конечном счете она реализуется, потому что вы в нее свято верите. 6. Эффект ореола Эффект ореола – это тенденция «перекидывания» положительных или отрицательных черт личности на другие сферы в восприятии их другими людьми. Это смещение происходит зачастую при оценке результатов работы сотрудника. К примеру, человек последние три дня опаздывает на работу, его начальник заметил это и сделал вывод, что он ленив и не думает о своей работе. Существует много возможных причин его опоздания: возможно сломалась его машина, или няня не пришла вовремя, или пробки на дорогах. Проблема в том, что из-за одного негативного аспекта, который может находиться вне контроля человека, о нем думают, как о безответственном работнике. 5. Стадное чувство Стадный менталитет – это тенденция принимать мнение и следовать за поведением большинства, чтобы чувствовать себя безопаснее и избежать конфликта. В своей наиболее распространенной форме – это давление со стороны сверстников. Стадный менталитет объясняет тот факт, почему многие причуды становятся настолько популярными. Одежда, автомобили, увлечения, стиль – это все группа людей, которые полагают, что это круто. 4. Реактанс Реактанс – это стремление сделать все наоборот, которое рождается из-за необходимости противостояния попыткам ограничить свободу выбора. Это общая особенность непослушных подростков, однако, любая попытка противостоять власти в связи с предполагаемой угрозой для свободы всегда приводит к реактивному сопротивлению. Человек может быть и не испытывает необходимости следовать определенной модели поведения, но тот факт, что они не могут так себя вести заставляет их хотеть этого. 3. Гиперболическое дисконтирование Это склонность людей к получению меньшего, но сейчас, чем большего, но потом. На тему принятия решений было проведено множество исследований, и многие факторы вносят свой вклад в процесс принятия решений. Интересно, что время задержки – это самый серьезный фактор при выборе альтернативы. Проще говоря, большинство людей предпочтут получить 20 долларов сейчас, а не 100 через год. 2. Эскалация обязательств Эскалация обязательств – это тенденция среди людей, когда они активно поддерживают ранее неудачные начинания. Среди всех решений, принимаемых людьми, всегда будут неудачные. Это неизбежно. Конечно, логично в такой ситуации, попытаться изменить решение или обратить его последствия вспять. Однако, иногда люди не только продолжают придерживаться неудачного решения, но и продолжают далее инвестировать в дело, потому что на их взгляд, они понесли невозвратные издержки. К примеру, вы вкладываете половину всех своих сбережений в бизнес. Спустя 6 месяцев становится очевидным, что это было плохой идеей. Логично было бы сократить свои дальнейшие потери и отказаться от этого бизнеса. Однако, в связи с невозвратными издержками в виде ваших вложений, вы начинаете вкладывать еще больше, надеясь, что дополнительные денежные средства спасут ваше дело. 1. Эффект плацебо Эффект плацебо – это вера в целебные свойства неэффективных веществ, которые производят нужный результат. Особенно часто эффект плацебо наблюдается при приеме лекарственных препаратов, когда люди, принимая обычный сахар, сообщали о значительных улучшениях в течение их заболеваний. Плацебо – эффект по-прежнему является научной тайной. Предположительно, плацебо способствует появлению «эффекта ожидания». Человек чувствует, что именно эта таблетка должна его вылечить, он ждет этого и искренне верит. Тем не менее, это не объяснение того, как неэффективные лекарственные препараты на самом деле становятся причиной излечения.

Конфуций 101: ключ к пониманию китайского мышления

Конфуций, возможно, оказал наибольшее влияние на китайскую культуру и мышление, которые мы знаем сегодня. По этой причине важно понять, кто такой Конфуций и какую роль он сыграл в истории и развитии Китая.

Мужчины в костюмах Конфуция во время церемонии открытия Олимпийских игр 2008 года в Пекине.

Вы, наверное, помните, что церемония открытия Олимпийских игр 2008 года началась с цитаты Конфуция — изречения о том, что очень приятно, когда друзья приезжают в гости издалека.

Позже мы также увидели три тысячи артистов, одетых как ученики Конфуция, которые прошли парадом по стадиону «Птичье гнездо».

Очевидно, этот парень нравится китайцам.

Чтобы понять китайский ум, нужно начать с Конфуция (552-479 гг. до н.э.). Возможно, самый влиятельный человек в истории Китая, Конфуций и его учение продолжают оказывать глубокое влияние на общество даже в современном Китае.

В этой статье мы рассмотрим:

  • Кто такой Конфуций?
  • Как Конфуций повлиял на китайское мышление?
  • Конфуций в истории Китая
  • Конфуций и современный Китай

Кем был Конфуций

Конфуций был китайским философом, жившим в период Весны и Осени в истории Китая (~500 г. до н.э.). Ему приписывают авторство многочисленных классических текстов, охватывающих всевозможные социальные темы, которые стали известны как «конфуцианство».

Конфуций 101: ключ к пониманию китайского мышления

Конфуций наиболее известен своими размышлениями над следующим вопросом: « Как лучше всего упорядочить общество и правительство? »

Он отстаивал своего рода моральное руководство и рецепт хорошего правительства — тот, который ценит иерархию, групповую ориентацию и уважение к возрасту и традициям.

Эта система, основанная на практической морали (вы не найдете никаких абстрактных принципов «добра» и «зла»), легла в основу конфуцианства.

Что такое конфуцианство?

Во-первых, давайте начнем с того, что такое конфуцианство , а не .

Хотя в его честь было построено множество храмов, Конфуцианство не является религией в западном понимании . Бога нет. Нет священников, святынь и церквей. Вы не найдете людей, называющих себя «конфуцианцами».

На самом деле, он почти ничего не говорил о загробной жизни (хотя на протяжении столетий его учения сливались с даосскими и буддийскими принципами и ритуалами). Его отношение к этому вопросу, возможно, лучше всего выражено в его заявлении:

Если вы не можете служить людям, как вы можете поклоняться богам?

Конфуций
Студенты Института Конфуция

Короче говоря, конфуцианство представляет собой сложную систему социальной и политической этики, основанную на сыновней почтительности, родстве, верности и праведности.

Учения охватывают широкий диапазон — от того, как «истинный джентльмен» должен вести себя в своей повседневной жизни (вплоть до того, как он ест с должным приличием) до того, как правитель должен управлять (с доброжелательной заботой о благополучии своего предметы).

Учебный центр Конфуция в Китае

Как Конфуций влияет на китайское мышление

Как уже говорилось ранее, эти сочинения Конфуция оказали сильное влияние на китайское общество и мышление.

Но что это значит?

Как учения и труды Конфуция напрямую повлияли на современный Китай?

Взгляды Конфуция на статус и иерархию

Конфуций в основном интересовался тем, как добиться общественного порядка и гармонии.

Он считал, что человечество будет в гармонии со вселенной, если каждый поймет свое положение в обществе и будет обучен правильному поведению своего положения. Точно так же он считал, что общественный порядок находится под угрозой всякий раз, когда люди не действуют в соответствии с предписанными им ролями.

Китайские статуи в саду, демонстрирующие акты дружбы и доброты

Конфуций разработал систему взаимозависимых отношений — структуру, в которой низший уровень подчиняется высшему (от семейного уровня до национального).

В результате, китайская культура имеет тенденцию отдавать значительное почтение авторитету и возрасту (хотя и не обязательно искренне, особенно в меняющемся современном Китае).

Он считал, что нравственное поведение проистекает из выполнения традиционных ролей, определяемых этими «пятью принципиальными отношениями» (с доверием между друзьями как единственными горизонтальными отношениями): брат и младший брат

  • Муж и жена
  • Друг и друг
  • Ученики Конфуция

    В каком-то смысле конфуцианская этика эгалитарна, хотя и не в западном понимании, где все имеют равные положение и возможности в обществе. Вместо этого существует равенство внутри социального ранга.

    Хотя современный Китай ушел от этих узко определенных ролей, сегодняшние китайцы все еще привыкли мыслить в терминах иерархии. Они склонны уважать иерархию и различия в статусе гораздо больше, чем жители Запада, которые склонны быть более эгалитарными и открытыми по отношению к незнакомцам.

    В частности, американцы склонны ценить людей, которые относятся ко всем с одинаковым уважением, независимо от их относительного социально-экономического положения. Например, вы часто слышите истории о «приземленном» важном генеральном директоре, который каждое утро болтает с уборщиком по имени.

    В Китае такого не увидишь.

    Многие американские менеджеры, предпочитающие неформальные, эгалитарные отношения, пытаются заставить своих подчиненных называть их по имени. Однако, если разница в возрасте и статусе велика, большинству будет неудобно это делать (вам больше повезет с чем-то вроде «мистер Майк»).

    Китайцы очень любят субординацию.

    Если, например, вы путешествуете по Китаю в рамках молодежной программы и у вас есть обоснованные жалобы на несправедливое обращение с вами, лучше всего обратиться к как можно более высокому лицу в цепочке.

    Между прочим, это противоположный совет, который мне дали в Юго-Восточной Азии относительно подкупа полиции, если я попаду в беду: давайте взятку как можно раньше, иначе она будет стоить дороже, чем больше вмешается начальство.

    «Непостижимый» китаец?

    Это уважение к авторитету и иерархии, которому учил Конфуций, помогает объяснить, почему жители Запада давно жалуются на «непостижимость» (или, что еще хуже, на хитрость) китайцев.

    В отличие от западных культур, которые поощряют индивидуальное самовыражение, китайская культура больше поощряет «покерфейс».

    Китаянка, играющая в покер

    Другими словами, в конфуцианском обществе вы должны действовать в соответствии со своим положением… и не обязательно в зависимости от того, как вы себя чувствуете.

    В интересах социальной гармонии было важно вести себя с почтением и послушанием в соответствии со своим рангом. На самом деле, это было не просто вежливо в традиционном китайском обществе. Сказать что-то не то императору или влиятельному чиновнику может буквально стоить вам жизни.

    Даже сегодня в современном Китае эта культурная тенденция сохранять более нейтральное публичное лицо все еще сохраняется, особенно в рабочих ситуациях при общении с власть имущими (включая клиентов).

    Бюст головы Конфуция

    Так что, имея дело с вашим гидом или менеджером отеля, не думайте, что они просто уклончивы или безразличны только потому, что они, кажется, не отражают ваше обеспокоенное выражение лица, когда что-то идет не так.

    С другой стороны, это пустое выражение лица может также означать: « О чем, черт возьми, говорит этот носатый иностранец? Интересно, что сегодня на обед в столовой?

    Китайский коллективизм и групповая ориентация

    Одним из параметров, который социологи используют для противопоставления культур, является степень «индивидуализма» и «коллективизма».

    Это, наверное, очевидно, но западные культуры склонны подчеркивать индивидуальность — людей больше определяют их достижения, чем членство в группе. Индивидуальное самовыражение поощряется с раннего возраста и культурно укрепляется в западных культурах.

    Конфуцианскому обществу, напротив, присущ коллективизм. Чтобы китайское общество функционировало гладко, необходимо подчинить свои желания общему благу. Другими словами, люди не существовали независимо друг от друга. Вместо этого личность определялась его или ее отношением к группе.

    На протяжении тысячелетий китайцы были культурно приучены подавлять свои личные потребности и мыслить с точки зрения коллективной ответственности — сначала перед своими семьями, затем перед обществом, кланом и нацией в целом.

    Студенты в Китае стоят в идеальном строю

    Однако современное китайское общество быстро меняется. Хорошо это или плохо, но китайская культура «вестернизируется» вместе со многими культурами по всему миру (главным виновником этого является американская массовая культура).

    Но культурные ценности удивительно живучи. Например, азиатские культуры, несмотря на вестернизацию, по-прежнему ценят скромность и смирение. Открытые проявления индивидуализма и хвастовства по-прежнему крайне отталкивают китайцев (иностранцы получают больше свободы действий, так как ожидают большего).

    Пример: Делать комплименты в Китае

    Примером китайской скромности является то, как они принимают комплименты.

    Китайцы всегда говорят комплименты. Эта подсказка объясняет, почему многие из них хвалят вас за «отличный» китайский язык… несмотря на то, что вы вырезаете три фразы, которые вам удалось подобрать (привет, спасибо и до свидания).

    Но, получив комплимент, обычно не говорят «спасибо». Вместо этого они обычно отбрасывают его, говоря « Нали, нали », что буквально переводится как « Где? Где? » (как в « Где? Где этот якобы превосходный китаец, на который Вы ссылаетесь? Нигде, вот где!» ).

    Нарциссическим эгоманьякам понравится путешествие в Китай. Во время моих путешествий по Китаю я часто вижу, как средне выглядящие жители Запада раздуваются от гордости от комплиментов о том, какие они «красивые» или «красивые».

    Впервые в жизни они чувствуют себя знаменитостями, потому что случайные люди на улице хотят, чтобы с ними сфотографировались (но через некоторое время они начинают раздражаться….как настоящие знаменитости, за которыми охотятся папарацци ).

    Я хочу сказать, что не зазнавайся.

    Зрители стоят у красной ковровой дорожки, требуя прикосновения к вам

    Конфуций и китайская семейная единица

    Что касается родственной темы, то на китайскую культуру оказало влияние конфуцианство из-за особого внимания к семье, включая расширенную семью, как основной ячейке социальной организации. .

    Первоначально это было задумано как преданность и послушание, которое нужно проявлять по отношению к родителям (особенно отцу), но со временем оно было распространено на предков, что привело к поклонению предкам.

    Фотография счастливой китайской семьи

    Эта сосредоточенность на семье стала дополнительной мотивацией к «правильному поведению» и поведению. Индивидуальный успех — и позор — принадлежит всей семье.

    Из-за этой конфуцианской групповой идентичности и идеи общего лица в Китае. Китайские семьи — по сравнению с западными — стереотипно властны (или, как говорят, «все заняты друг другом»).

    Я говорю не только о матерях и отцах, которые считают, что должны участвовать во всех аспектах жизни своих детей (как правило, пока они не женятся и не заведут детей). Бабушки и дедушки и любые другие старшие родственники не стесняются отдать свои пять копеек.

    Никаких тонкостей и все по честному; они с удовольствием критикуют все, от не очень высоких оценок до вашей внешности и отсутствия семейного положения. Предполагается, что их критика и любопытные вопросы означают проявление заботы … но с западной точки зрения они кажутся ужасно раздражающими (можете ли вы сказать, что я говорю из личного опыта?).

    Другим побочным эффектом такого подхода «в первую очередь семья» является то, что китайцы склонны рассматривать общество с точки зрения инсайдеров и аутсайдеров. Это связано с китайской концепцией гуаньси («связей»), согласно которой китайцы рассматривают мир с точки зрения своей сети семьи, личных и профессиональных связей… и всех остальных.

    Конфуций и образование в Китае

    Еще одно сильное конфуцианское влияние — внимание Китая к образованию и науке. Не секрет, что китайские (и другие азиатские) студенты тратят на занятия в классе больше часов, чем их западные коллеги.

    Не вдаваясь в плюсы и минусы (механическое заучивание, отсутствие творчества и т. д.), я хочу немного рассказать об истоках такого усердия в классе.

    Китайские дети рассказывают пословицы

    Конфуций уделял большое внимание учености. Этот аспект конфуцианства до сих пор широко применяется в Китае, а также в других странах, находящихся под сильным влиянием, таких как Южная Корея, Япония, Тайвань и Сингапур.

    Конфуцианство непосредственно породило Имперскую экзаменационную систему около 605 года, по сути, породив первую в мире современную государственную службу. Хотя она продолжала совершенствоваться и корректироваться будущими династиями, система экзаменов имела большое значение, поскольку это был единственный метод, с помощью которого человек (в частности, мужчина) мог продвигаться в этом мире.

    Конфуций хотел заменить наследственное правление аристократии правлением, основанным на учености и учености (меритократия). Серия экзаменов была общеизвестно изнурительной — с упором на заучивание конфуцианского письма и классических литературных произведений.

    Но если вы хорошо учились и успешно сдали экзамен, вы могли бы заработать себе место в правительстве, что принесет вашей семье значительное богатство и репутацию.

    Китайская девушка усердно учится

    Но, как и все в Китае, вы можете обойти систему с правильными отношениями. На протяжении всей истории Китая, как и сегодня, богатые и влиятельные люди могли найти способы проникнуть внутрь через черный ход.

    Например, сегодня общепризнано, что связанных родителей могут устроить своих детей в самые престижные университеты независимо от их оценок (полагаю, что в какой-то степени это верно и для США).

    С ограниченным количеством мест в лучших университетах — и более миллиарда человек — вы можете себе представить, насколько безумна конкуренция.

    Я НЕ хочу быть студентом в Китае.

    Конфуций на протяжении всей истории Китая

    Хотите верьте, хотите нет, но Конфуций не всегда пользовался этим статусом знаменитости на протяжении всей истории Китая.

    Он слишком опередил свое время, и на похоронах его оплакивала лишь небольшая группа последователей. Его даже высмеивал его современник Лао Цзы (и будущие даосы), который придерживался более эгалитарного и менее искусственно навязанного взгляда на социальные отношения.

    Каменная статуя Конфуция

    Около 100 г. до н.э. династия Хань провозгласила конфуцианство официальной государственной философией Китая. Однако во времена династии Тан он потерял свою официальную санкцию. В течение последних двух тысячелетий конфуцианство оставалось доминирующей ортодоксальностью в китайском обществе.

    Перенесемся в начало 1900-х годов. Поскольку Китай и имперская система погружались в смертельную спираль, конфуцианство снова потеряло популярность.

    Путь в немилости.

    В то время как западные державы (а также Япония, бывшая конфуцианская страна, которая быстрее адаптировалась к западным обычаям) были заняты получением денег Китая на обед, ведущие интеллектуалы обвинили приверженность конфуцианским ценностям в неспособности Китая защититься от иностранных держав.

    Они утверждали, что «отсталость» Китая в современном мире была обусловлена ​​сосредоточением конфуцианства на зеркале заднего вида (и проповедовали слепое подчинение авторитетам и традициям).

    Точно так же Мао Цзэдун поносил его как символ старого Китая, который сдерживал страну. Он даже развернул массовую клеветническую кампанию, представив Конфуция как человека, чьи закоснелые антиэгалитарные идеи нанесли большой вред многим поколениям китайских мужчин и еще больший вред китайским женщинам.

    Движение 1973–1974 годов, известное как «Кампания против Линь Бяо и Конфуция», утверждало, что его учения на протяжении тысячелетий держали Китай в ловушке феодального государства.

    Влияние Конфуция на современный Китай

    Сегодня Конфуций снова в фаворе.

    Его акцент на гармоничных социальных отношениях хорошо согласуется с современным стремлением руководства КПК к стабильности и социальной гармонии.

    В китайском обществе также возродился интерес к конфуцианским учениям — возможно, как способ противостоять западной критике политической системы Китая, а также как источник гордости за древнюю культуру Китая и гениальность его философов.

    В 2006 году тогдашний президент Ху Цзиньтао призвал правительственных чиновников вернуться к конфуцианской этике как способу борьбы с коррупцией и растущим неравенством.

    Он также утвердил финансирование более 100 «Институтов Конфуция», которые будут созданы по всему миру для проведения занятий и ресурсов по китайскому языку и культуре.

    Интересное примечание: В январе 2010 года отечественная киноиндустрия Китая выпустила фильм о Конфуции с Чоу Юнь-Фатом в главной роли. Продвигая подтекст уважения к иерархии, фильм произвел фурор.

    Некоторые обвиняли его в плохом выборе времени, так как он столкнулся лицом к лицу с 3D Avatar, который в итоге побил рекорды кассовых сборов в Китае. Другие просто сказали, что это отстой (один комментарий с китайского плаката просто гласил: «Конфуций целовал задницу»).


    Мысли Конфуция

    Как известно, Китай является одной из самых многовековых стран мира, особенно страной исключительной, чья традиционная культура до сих пор не прерывалась. И как ядро ​​китайской традиционной культуры, конфуцианство играет важную роль в том, что Китай значит для мировой истории. Таким образом, неудивительно, что Конфуций стал выдающейся культурной знаменитостью на земле, и его мысли разделяются как культурное наследие всеми людьми.

    Мысли Конфуция широки и глубоки. В его этической философии основными пунктами являются следующие: доброжелательность, сыновняя почтительность, обряд, справедливость и верность. Что касается его политического идеала, то, конечно, его идеал общества великой гармонии незаменим. И в своих мыслях он очень подчеркивает тот факт, что принцип обучения учеников в соответствии с их способностями в равной степени ценил «нравственность» и «мудрость» в своих воспитательных мыслях. Все сущности его мыслей по-прежнему имеют глубокий и практический смысл.

    Олицетворяет академическую карьеру с
    В 484 г. до н.э. Конфуций вернулся в народ Лу и пользовался уважением как «старейшина страны». Хотя ему было почти 70 лет, он по-прежнему много заботился о государственных делах и усердно работал над обучением студентов и редактированием старой литературы. Одним словом, он был «слишком поглощен едой, слишком ликован, чтобы волноваться и не замечать грядущей старости».

    Путешествие по многим феодальным государствам
    Когда Конфуцию было 55 лет, он начал путешествовать по некоторым из многих народов. Лоббируя вассалов, он пытался реализовать свои политические меры и искал возможность управлять страной. В течение следующих 14 лет он побывал в 7 из этих стран. Однако Конфуций прошел через различные взлеты и падения в процессе, он все еще не мог реализовать свои политические амбиции. Наконец, когда ему было 68 лет, он вернулся в страну Лу.

    Будучи офицером
    Столкнувшись с реальностью, что люди, нарушающие обряд и музыку, и вассалы, борющиеся за гегемонию, преобладают в обществе, Конфуций взял на себя ответственность помогать обществу как свою собственную задачу, пытаясь изо всех сил реорганизовать общественный порядок. . За 4 года его пребывания на этом посту были хорошо зарекомендованы его политические достижения, что привело к большому процветанию нации Лу.

    Модель для потомков
    Конфуций является основателем конфуцианства, которому поклонялись как ортодоксальной идеологии все династии в истории Китая, начиная с династии Хань. В истории Китая Конфуцию было оказано много почестей, которых он не ожидал при жизни. Один из них — предельный, то есть его последующее посмертное звание «величайший королевский учитель». И ему поклоняются как образцу для потомков в храмах по всему Китаю. Более того, его слава и статус приносят пользу его предшественнику, ученикам и даже некоторым другим последователям конфуцианских ученых, которые внесли некоторый вклад в интерпретацию и развитие его мыслей. Ведь история общественной идеологии в Китае отмечена уважением и преклонением перед Конфуцием.

    Теория неба и судьбы
    В период Весны и Осени люди склонны считать небо вселенским владыкой, управляющим судьбой человека. Между тем, они также настаивали на том, что призрак и божество также могут приносить людям счастье или несчастье. В резком контрасте Конфуций весит людей больше, чем небо. Его вариант на небесах — это натурализм, который в ситуации, когда судьба говорит «нет», он настаивает на борьбе с судьбой, и при решении проблемы призрака разумно уважать, но держаться на определенном расстоянии от призрака и божества, по его мнению.

    Мировоззрение
    Хотя мировоззрение Конфуция не было систематизировано, его точка зрения ясна, что он всегда допускает объективное существование и объективную закономерность. Все эти мысли отражают грубый материалистический диалектический взгляд.

    Идеология
    Идеологию Конфуция можно резюмировать как учение о середине, которое гласит: «Держать обе цели, но придерживаться умеренности». Таким образом, имея дело с миром, мудро следовать учению и относиться ко всему как к гармонии, но не к одному и тому же. Такого рода мировоззрение формировалось в процессе его исторического анализа и практических наблюдений при сочетании логического мышления и образного мышления вместе взятых. То есть он пошел по пути анализа основной причины развития объекта в каждом аспекте процесса, а затем интегрировал все это вместе, чтобы сделать вывод. Председатель Мао считает этот метод великим открытием и большим вкладом.

    Эпистемология
    Отношение между бытием и мышлением — основной вопрос философии. Другими словами, оригинал познания есть основание. По мнению Конфуция, он никогда не допускает возможности того, чтобы кто-либо родился известным, в том числе и он сам. С другой стороны, он настаивает на приобретении знаний путем непрестанного изучения.

    Политические взгляды
    Весной и осенью общество было полно волнений и колебаний, которые вызывали министры, находившиеся у власти, народ бунтовал, нации сливались, а меньшинства вторгались друг в друга. Чтобы реорганизовать общественный порядок и прояснить весь хаос, Конфуций выдвинул свой политический идеал, политическое предложение и культивирование политика.

    Политическое предложение
    Конфуций зависит от привилегий кланов, но он также принимает во внимание благополучие людей. Между тем, он хочет изменить ужасную реальность. Но он выступает против такой насильственной революции, как это делал король Чжоуу. Он хочет, чтобы правящий класс мог сдерживать себя и править добродетелью и доброжелательностью.

    Культивирование политика
    Для осуществления политики, основанной на добродетели и доброжелательности, которая ведет к гармонии в обществе, необходимо придавать большое значение конкретным людям, управляющим страной. По мнению Конфуция, политик должен быть разносторонней личностью, умеющей совершенствовать себя добродетелью, вести себя достойно, придерживаться своих принципов. Занимаясь государственными делами, политик должен быть прилежным и честным и может выбрать мудрого человека для управления страной.

    Этические мысли
    Конфуций ценит влияние морали на социальную жизнь. И высшей целью его систематизированной этической теории, очерченной понятием «благожелательность», является построение общества с организованным порядком и великой гармонией.

    Философия
    По сравнению с современной философией система философии Конфуция, обозначаемая понятием «благоволение», кажется более грубой. Однако, по сравнению с мыслями его современника-гражданского, его система показывает его прославляющее великолепие.

    Лояльность
    Понятие лояльности относится к такому отношению к людям, когда они относятся к людям честно, ответственно и стараются изо всех сил помочь, когда они нужны. Конечно, люди, упомянутые выше, включают монарха. Здесь очень необходимо указать, что лояльность, которую продвигал Конфуций, сильно отличается от лояльности, говорящей, что для демонстрации лояльности монарх должен контролировать все, даже жизнь министра. С другой стороны, лояльность здесь, которую защищает Конфуций, заключается в том, что монарх обращается с министром с обрядом, тогда как министр относится к монарху с лояльностью. Это взаимно. Итак, между этими двумя видами лояльности довольно большая дистанция.

    Сыновняя почтительность
    Поскольку Общество рабства организовано по крови, сыновняя почтительность является либо этической моралью, либо политической моралью. По мере того как общество превращается в феодальное общество, в какой-то мере сыновнее становится скорее этическим обществом. Как уже упоминалось о верности, сыновняя почтительность, по мнению Конфуция, больше отличается от стереотипа сыновней почтительности, согласно которому родители контролируют детей. Конфуций настаивает на том, что настоящая сыновняя почтительность заключается не только в том, чтобы слушаться и уважать родителей, но и в том, чтобы увещевать родителей, когда они совершают ошибки. Существует также большое расстояние между этими двумя видами сыновней почтительности.

    Вера
    Понятие «вера» означает честность и отсутствие обмана. И этот принцип годится не только для приобретения друзей, но и для управления страной. По мнению Конфуция, достойный человек должен быть верным и не должен верить своему слову. Следует отметить, что вера здесь верна, когда она совпадает с моралью и справедливостью.

    Правосудие
    Правосудие разумно. Понятие, которое использовалось для представления рациональности до того, как Конфуций интерпретировал его как моральный принцип, которому следует следовать в повседневной жизни. Конфуций считал, что люди должны твердо следовать этому принципу и быть готовыми к праведному поведению в любое время. Но Конфуций не считает противопоставление справедливости и блага несовместимым. Он всегда просит людей преследовать выгоду, которая совпадает со справедливостью, и не забывать о справедливости, когда дело касается выгоды.

    Прощение
    Понятие «прощение» относится к такому чувству, как сочувствие к другим. Когда люди утверждают себя в обществе и общаются с людьми в мире, по мнению Конфуция, следует следовать следующему принципу: во-первых, не навязывай другим то, что ты считаешь ужасным; и, во-вторых, сделать так, чтобы другие могли достичь цели, которой вы хотите достичь.

    Скромность
    Учение Конфуция отстаивал то, что управлять страной следует обряду и скромности, которые можно обобщить в виде пяти понятий, то есть кротости, доброты, послушания, бережливости и скромности. Эта доктрина требует, чтобы люди сами считали других людей при выполнении своего долга или обязательства.

    Послушание
    Понятие «послушание» состоит из двух аспектов: с одной стороны, понятие относится к торжественности поведения индивида; с другой стороны, он требует, чтобы человек относился к другим со скромностью и послушанием, что является одним из «пяти моральных чувств», всеми усилиями продвигаемых Конфуцием.

    Respect
    Концепция также состоит из двух аспектов. То есть, во-первых, люди должны серьезно и осознанно относиться к своему делу и карьере; во-вторых, люди должны относиться к людям искренне. Первый аспект, касающийся отношения к карьере, может быть самой ранней теорией профессиональной морали в нашей стране. Принцип «уважение», требующий уважения к родителям, начальнику и друзьям, в определенной степени является обязательным.

    Образовательные мысли
    Чтобы реализовать свои политические амбиции и взрастить квалифицированных в политике людей, обладающих как мудростью, так и моралью, Конфуций начал свою карьеру с образования. Он основал частную школу и неустанно обучал учеников, что привело к обогащению его педагогического опыта. В систематизированной теории образования он выступает за обучение студентов без различия и создает научный метод и парадигму обучения.

    Цель образования
    Конфуций предлагает теорию, основанную на добродетели и доброжелательности, поэтому цель открытия частной школы состоит в том, чтобы взрастить талантливых людей, способных продвигать идею благотворительности и управлять страной добродетелью. Конкретный путь заключается в том, что путем взращивания некоторых великих министров, которые могут относиться к монарху с лояльностью, а к людям относиться с доброжелательностью, можно построить благополучное общество и, наконец, можно реализовать идеал публичного общества с великой гармонией.

    Содержание образования
    Конфуций должен взращивать талантливых людей, способных насаждать доброжелательность и моральные принципы, поэтому он делает упор как на внутренний характер, так и на практические административные способности. Между тем, он больше ценит нравственное совершенствование, исходя из предпосылки всестороннего совершенствования, включая нравственность, мудрость, физику, музыку и эстетику.

    Учебный метод
    Конфуций создал множество гибких методов и способов обучения, например, он обучал учеников в соответствии с их способностями, а также выдвинул поговорку о том, что учитель и ученики должны ускорять друг друга в образовательном процессе. процесс, учитель должен иметь страсть и правильный метод, чтобы пробудить интерес учеников, и может вдохновить учеников только тогда, когда они плохо думают и имеют некоторые подсказки, но все еще не могут сказать. А что касается студентов, он считает, что студент должен использовать один против трех и учиться по аналогии.

    Метод обучения
    Всю жизнь Конфуций так усердно стремился к знаниям, что иногда забывал поесть. И он не учился у постоянного учителя, стремящегося к знаниям ловко и любопытно. Таким образом, он резюмировал некоторые методы обучения, такие как спрашивать обо всем, пересматривать старые знания, чтобы узнать новое, сочетать мышление и изучение вместе, использовать один против трех и не стыдиться учиться у смиренных людей. Все вышеперечисленное является методами обучения Конфуция.

    Наряду с широким распространением конфуцианства на земле, многие руководители и друзья стран приезжают в родной город конфуцианцев — посещают Квфу, открывают научную конференцию и культурное общение, усиливая влияние конфуцианства на весь мир.

    Европейские страны
    Сухопутное сообщение между Китаем и Западом началось с династии Хань, но в отличие от других стран Азии, история Запада официально контактировать и серьезно изучать конфуцианство была всего сто лет назад. И первыми являются Португалия и Италия. Они знали конфуцианство, сыгравшее важную роль в развитии Просвещения и буржуазной революции. Несмотря на это, конфуцианство не могло найти голоса в английских странах, которые сначала отвернулись от него, но позже были вынуждены исследовать его в результате колониальной экспансии. Сегодня Запад пытается раскопать его, чтобы найти место в международном исследовании конфуцианства.

    Юго-Восточная Азия и Океания 
    В конце правления династии Мин многие китайцы перебрались в другие страны, и Юго-Восточная Азия стала основным направлением для тех, кто эмигрировал за границу, чтобы зарабатывать на жизнь. С появлением этих иммигрантов конфуцианство распространилось на территории Юго-Восточной Азии, такие как Малайя, Индонезия, Филиппины и так далее. Кроме того, страны Океании, такие как Австралия, Новая Зеландия, также являются регионами, на которые повлияло конфуцианство наряду с прибытием китайских эмигрантов. В частности, в Сингапуре, из-за того, что более половины населения составляли китайцы и признание правительства, конфуцианство играет важную роль в сингапурском обществе.

    Вьетнам
    Конфуцианство, зародившееся в конце трех веков до нашей эры, давно известно во Вьетнаме, оказало огромное влияние на развитие вьетнамской культуры и стало одним из источников вьетнамской традиционной культуры, являясь ее неотъемлемой частью .

    Япония
    В начале книги «Аналекты», предложенной Ван Реном, приехавшим из Силла, конфуцианство расширяет свое очаровательное путешествие по Японии, оказывая огромное влияние на японскую мораль и образовательное восприятие на протяжении 1700 лет.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *