Действующий далай лама: Краткая биография | The 14th Dalai Lama

Краткая биография | The 14th Dalai Lama

Его Святейшество Четырнадцатый Далай-лама, Тензин Гьяцо, называет себя простым буддийским монахом. Далай-лама – духовный лидер тибетцев. Он родился 6 июля 1935 года в крестьянской семье в небольшом поселении Такцер в провинции Амдо на северо-востоке Тибета. В двухлетнем возрасте ребенка, который в то время носил имя Лхамо Дхондуп, признали воплощением предыдущего Тринадцатого Далай-ламы, Тхуптена Гьяцо.

Последователи тибетского буддизма почитают Далай-лам как воплощение Авалокитешвары или Ченрезига, бодхисаттвы сострадания и покровителя Тибета. Бодхисаттва – это существо, посвятившее себя достижению высшей цели духовных исканий, пробуждения, во имя счастья и благоденствия всех живых существ и давшее клятву перерождаться вновь и вновь, чтобы оказывать им помощь.

Образование в Тибете

Его Святейшество начал учиться в монастыре в шестилетнем возрасте. Учебная программа, восходящая к традиции монастыря-университета Наланда, состояла из пяти основных и пяти дополнительных предметов.

Среди основных дисциплин были логика, изобразительное искусство, санскритская грамматика и медицина, но главный упор делался на буддийской философии, которая в свою очередь включала пять разделов: праджняпарамита, совершенная мудрость; мадхьямака, философия Срединного пути; виная, свод правил монашеской дисциплины; абхидхарма, метафизика; и прамана, логика и теория познания. Среди пяти дополнительных предметов были поэзия, драматическое искусство, астрология, написание сочинений и изучение синонимов.

В 1959 году в возрасте 23 лет Его Святейшество держал выпускные экзамены в Лхасе в храме Джокханг во время Великого молитвенного собрания (Монлам Ченмо). Сдав экзамены с отличием, он получил степень геше-лхарампы, высшую ученую степень в буддийской философии.

Государственные обязанности

В 1950 году, после начала китайского вторжения в Тибет, тибетцы попросили Его Святейшество принять на себя политическую власть в стране. В 1954 году он отправился в Пекин, где встретился с Мао Цзэдуном и другими китайскими лидерами, в том числе с Дэн Сяопином и Чжоу Эньлаем. Наконец в 1959 году, вслед за жестоким подавлением китайскими войсками восстания в Лхасе, Его Святейшество вынужден был бежать из Тибета. С тех пор он живет в Дхарамсале на севере Индии.


В первые годы изгнания Центральная тибетская администрация, возглавляемая Его Святейшеством, подняла тибетский вопрос в ООН. Генеральная ассамблея ООН приняла три резолюции по Тибету в 1959, 1961 и 1965 годах.

Процесс демократизации

В 1963 году Его Святейшество выступил с проектом демократической конституции Тибета, а затем провел ряд реформ по демократизации Центральной тибетской администрации. Новую конституцию назвали «Хартией тибетцев в изгнании». Хартия закрепляет свободы слова, вероисповедания, собраний, передвижения и выбора места жительства. Она также подробно регулирует деятельность Центральной тибетской администрации в изгнании.

В 1992 году Центральная тибетская администрация опубликовала план принятия конституции будущего свободного Тибета. В соответствии с ним в свободном Тибете прежде всего необходимо учредить временное правительство, первоочередной задачей которого станет избрание конституционной ассамблеи для работы над проектом и принятием новой демократической конституции страны. Его Святейшество выразил надежду, что будущий Тибет объединит три исторические провинции – У-Цанг, Амдо и Кам – и станет демократическим федеральным государством.

В мае 1990 года благодаря реформам Его Святейшества тибетская администрация в изгнании стала полностью демократической. Тибетский кабинет министров (кашаг), члены которого назначались Его Святейшеством, был распущен, как и десятая ассамблея тибетских народных депутатов (тибетский парламент в изгнании). В том же году тибетцы, живущие в изгнании в Индии и более чем 33 странах мира, прямым голосованием избрали 46 депутатов расширенной одиннадцатой ассамблеи. Ассамблея в свою очередь назначила новых членов кабинета министров.

В сентябре 2001 года был сделан следующий шаг в сторону демократизации: тибетцы напрямую избрали калон-трипу, председателя кабинета министров.

Калон-трипа назначил собственный кабинет, который затем был одобрен тибетским парламентом. Впервые за долгую историю Тибета люди сами избирали своих политических руководителей. После прямых выборов калон-трипы обычай, по которому Далай-ламы через Гаден Пходранг осуществляли как светскую, так и духовную власть в Тибете, прекратил свое существование. В 2011 году, полностью передав государственные полномочия в руки выборного руководства, Его Святейшество удалился от политических дел.

Мирные инициативы

21 сентября 1987 года, обращаясь к членам Конгресса США в Вашингтоне, Его Святейшество предложил «Мирный план из пяти пунктов», призванный стать первым шагом на пути к мирному урегулированию все ухудшающейся ситуации в Тибете. Пять пунктов были следующими:

  1. Превращение всего Тибета в зону мира.
  2. Отказ Китая от политики перемещения населения, угрожающей самому существованию тибетцев как нации.
  3. Уважение основных прав человека и демократических свобод для тибетского народа.
  4. Восстановление и охрана естественной окружающей среды и отказ Китая от использования Тибета для производства ядерного оружия и в качестве свалки ядерных отходов.
  5. Проведение открытых переговоров о будущем статусе Тибета и о связях между тибетским и китайским народами.

15 июня 1988 года в обращении к депутатам Европейского парламента в Страсбурге Его Святейшество внес тщательно разработанное положение, дополняющее пятый пункт «Мирного плана». Он предложил начать переговоры между тибетской и китайской сторонами с целью учредить демократические органы самоуправления в трех тибетских провинциях. Учреждение подобных местных органов власти соответствует принципам, на которых построена Китайская Народная Республика, а правительство Китая и дальше будет контролировать международную и военную политику Тибета.

Всемирное признание

Его Святейшество Далай-лама – вестник мира. В 1989 году он стал лауреатом Нобелевской премии мира за ненасильственную борьбу за освобождение Тибета. Он неизменный сторонник политики ненасилия даже перед лицом крайней жестокости. Он также стал первым человеком, которому присудили Нобелевскую премию мира за усилия по охране окружающей среды.

Его Святейшество побывал в более чем 67 странах мира на шести континентах. Он получил более 150 наград, почетных докторских степеней, премий и других знаков отличия, отмечающих его труд по продвижению мира, ненасилия, межрелигиозного понимания, глобальной ответственности и сострадания. Он также автор и соавтор более чем ста десяти книг.

Его Святейшество ведет обсуждения с главами самых разных вероисповеданий и принимает участие во множестве конференций, направленных на продвижение межрелигиозной гармонии и взаимопонимания.

В середине 80-х годов прошлого века Его Святейшество начал диалог с современными учеными, главным образом в областях психологии, нейробиологии, квантовой физики и космологии. В результате этого диалога началось судьбоносное сотрудничество между буддийскими монахами и учеными с мировым именем; их цель – помочь людям обрести покой ума.

Кроме того, в учебные программы тибетских монастырей-университетов, учрежденных в изгнании, ввели преподавание естественных наук.

Отказ от политических полномочий

14 марта 2011 года Его Святейшество направил письмо в Ассамблею тибетских народных депутатов (тибетский парламент в изгнании), попросив снять с него все государственные полномочия, ведь согласно «Хартии тибетцев в изгнании» формально он все еще оставался главой государства. Его Святейшество объявил, что прекращает традицию, по которой Далай-ламы наделялись духовной и светской властью в Тибете. Он объяснил, что хочет посвятить себя только духовным занятиям, как делали первые четыре Далай-ламы. Его Святейшество подтвердил, что демократически избранное руководство теперь полностью в ответе за государственные дела Тибета. Гаден Пходранг с этого момента будет выполнять лишь функции официальной канцелярии и управления делами Далай-лам.


29 мая 2011 года Его Святейшество подписал документ о формальной передаче светской власти демократически избранному лидеру. Этим актом он официально завершил 368-летнюю традицию, согласно которой Далай-ламы были духовными и светскими лидерами Тибета.

Будущее

Еще в 1969 году Его Святейшество определенно заявил, что вопрос о том, будет или нет новое воплощение Далай-ламы, предстоит решать тибетцам, монгольским народам и жителям Гималайского региона. Однако в отсутствие ясных рекомендаций нельзя было исключить опасность, что, если линию Далай-лам будет решено продолжить, некоторые заинтересованные стороны могут использовать это к своей политической выгоде. Поэтому 24 сентября 2011 года было опубликовано четкое руководство по поискам и признанию воплощения следующего Далай-ламы, которое не оставило места для сомнений и измышлений.

Его Святейшество объявил, что в возрасте около 90 лет он проведет совет со старшими ламами тибетских буддийских традиций, тибетским народом и другими заинтересованными людьми из числа последователей тибетского буддизма, чтобы заново оценить, должен ли сохраниться институт Далай-лам или нет. В руководстве также излагаются различные способы распознавания его преемника. Если будет принято решение о необходимости признания Пятнадцатого Далай-ламы, ответственность за его поиск главным образом должна лечь на сотрудников фонда Далай-ламы «Гаден Пходранг». Им следует провести консультации с главами различных буддийских традиций Тибета и надежными, взявшими на себя обеты защитниками Дхармы, неразделимо связанными с линией Далай-лам. Они должны прислушиваться к советам и указаниями вышеназванных лиц и вести поисковые экспедиции и распознавание нового воплощения согласно их наставлениям. Его Святейшество сказал, что оставит ясные письменные инструкции на этот счет. Он также предупредил, что кроме признанной посредством таких легитимных методов реинкарнации, не может быть распознана и признана никакая другая кандидатура, избранная по политическим соображениям кем бы то ни было, в том числе и в Китайской Народной Республике.

Как искать реинкарнацию Далай-ламы, решит лишь он, заявили буддисты Азии

https://ria. ru/20210209/dalay_lama-1596701221.html

Как искать реинкарнацию Далай-ламы, решит лишь он, заявили буддисты Азии

Как искать реинкарнацию Далай-ламы, решит лишь он, заявили буддисты Азии — РИА Новости, 15.03.2021

Как искать реинкарнацию Далай-ламы, решит лишь он, заявили буддисты Азии

Только действующий Далай-лама XIV может решить, как искать его реинкарнацию, и тибетский народ не признает избранного китайским правительством кандидата на этот РИА Новости, 15.03.2021

2021-02-09T16:38

2021-02-09T16:38

2021-03-15T14:30

религия

далай-лама xiv (тэнзин гьяцо)

религия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/155632/61/1556326158_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_95fa6b32e390cb4c5a85bf7f9f2f03d7.jpg

МОСКВА, 9 фев – РИА Новости, Ольга Липич. Только действующий Далай-лама XIV может решить, как искать его реинкарнацию, и тибетский народ не признает избранного китайским правительством кандидата на этот титул – такую резолюцию приняла Азиатская буддийская конференция, сообщил РИА Новости во вторник представитель Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. «Вопрос поиска и признания нового воплощения Далай-ламы имеет первостепенное значение не только для буддистов Тибета, но и Монголии, Гималайского региона и буддийских регионов России, где исповедуется возглавляемое Далай-ламой тибетское направление буддизма. Все они равноправны в обсуждении этого исключительно религиозного вопроса, который не имеет ни малейшего отношения к политике. В свете этого можно только приветствовать резолюцию, принятую религиозными организациями-участниками Азиатской буддийской конференции», — заявил Ринпоче.Он пояснил, что документ отметает любую возможность вмешательства в традиционный процесс поиска и признания нового воплощения Далай-ламы. По словам Ринпоче, это и «сигнал китайскому правительству о единой позиции по этому вопросу буддийских стран». Речь идет, прежде всего, о таких государствах, как Непал, Бутан, Монголия, Шри Ланка, Япония, Южная Корея, а также о буддистах, проживающих в ряде других государств.Резолюция буддистов Азии»Шестнадцатый пункт принятой в 2021 году резолюции Азиатской буддийской конференции за мир посвящен вопросу дальнейшего существования института Далай-лам. В частности, в начале этого пункта сказано, что перерождения Далай-ламы должны быть продолжены в будущем. А в подпункте 16/2 говорится, что действующий Далай-лама XIV является единственным лицом, уполномоченным принимать решения относительно того, как будет производиться поиск следующего перерождения Далай-ламы», — сказал Ринпоче.По его словам, документ утверждает также, что «тибетский народ никогда не признает кандидата на титул Далай-ламы, избранного и назначенного китайским правительством».Кроме того, «подчеркнута необходимость применять уникальные многовековые традиционные тибетские методы поиска и признания перерождения Далай-ламы».Азиатская буддийская конференция за мир была учреждена более полувека назад несколькими буддийскими странами при поддержке правительства СССР, со штаб-квартирой в Улан-Баторе. В 2019 году на празднование 50-й годовщины конференции в Монголии собрались делегаты из России, Шри-Ланки, Индии, Непала, Японии, Кореи и многих других государств.В январе 2021 году в Коломбо, на Шри-Ланке, в режиме онлайн прошло 13-е заседание исполнительного совета конференции. По его итогам и принята резолюция, подтверждающая традиционный тибетский подход к вопросу о реинкарнации Далай-ламы. В феврале она опубликована на сайте Центральной тибетской администрации.Решение Далай-ламыСам Далай-лама XIV заявил еще в 2011 году, что намерен обсуждать вопрос о своем перерождении, когда ему будет 90 лет (сейчас буддийскому духовному лидеру – 85 лет).Концептуальное заявление Далай-ламы о реинкарнации размещено на его официальном сайте. В нем говорится, что «реинкарнация ― это явление, которое должно происходить либо по добровольному выбору вовлеченного человека, либо, по меньшей мере, в силу его кармы, заслуг и молитв». «Поэтому только сам перевоплощающийся человек обладает исключительной легитимной властью над тем, где именно и как он переродится и как должна быть распознана его реинкарнация», — пояснил Далай-лама.Никто, отметил он, не может принуждать перевоплощающегося человека либо манипулировать им, и «такое вмешательство в систему реинкарнаций, и прежде всего реинкарнаций Далай-лам и Панчен-лам, особенно неуместно со стороны китайских коммунистов, которые открыто отвергают саму идею существования прошлых и будущих жизней». «Когда мне будет около 90 лет, я проконсультируюсь с высокими ламами тибетских буддийских традиций, тибетским народом и другими заинтересованными людьми из числа последователей тибетского буддизма, чтобы заново оценить, должен ли сохраниться институт Далай-лам или нет. На этой основе мы вынесем свое решение», — отметил Далай-лама XIV.Способы распознавания реинкарнацииПо словам буддийского духовного лидера, если будет принято решение, что следует и далее искать реинкарнации Далай-ламы, и есть необходимость в признании Далай-ламы XV, то ответственность за это преимущественно ляжет на определенных лиц Доверительного фонда Далай-ламы «Гаден Пходранг».»Они должны будут проконсультироваться с различными главами тибетских буддийских традиций и надежными, принесшими клятву защитниками Дхармы (Учения –ред.), которые неразрывно связаны с линией преемственности Далай-лам. Они должны будут обратиться за советом и руководством к этим существам и выполнить процедуры поиска и распознавания в соответствии с традицией прошлого», — рассказал Далай-лама XIV. «Я оставлю ясные инструкции на этот счет в письменной форме», — пообещал он.В заявлении Далай-ламы есть раздел, посвященный именно традиционным способам распознавания новых воплощений. «Наиболее важные из них предусматривают рассмотрение пророческого письма предшественника и других оставленных им инструкций и указаний; способности нового воплощения достоверно рассказывать о своей прошлой жизни; распознавания (новым воплощением) предметов, принадлежащих его предшественнику, и узнавания близких ему людей», — отмечает Далай-лама XIV.К дополнительным методам он относит «обращение к надежным духовным наставникам с просьбой провести гадание, а также обращение за предсказаниями к мирским божествам-оракулам, способных общаться через погруженных в транс медиумов, и наблюдение за видениями, проявляющимися на водной глади священных озер защитников, например, Лхамо Лацо, священного озера к югу от Лхасы».Если же оказывается более одного потенциального кандидата на признание реинкарнации, то и на этот случай существует определенная традиция. Окончательное решение тогда, по словам Далай-ламы XIV, выносится «посредством гадания на шариках из теста (зен так) перед священным изображением с призыванием силы истины».

https://ria.ru/20201106/kniga-1583440788.html

https://ria.ru/20201012/tibet-1579433686.html

https://ria.ru/20201107/dalay_lama-1583557232.html

https://ria.ru/20200605/1572547176.html

https://ria.ru/20201107/dalay-lama-1583535346.html

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/155632/61/1556326158_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_92eb8bbbbacc862f1aa91174e1914716.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

далай-лама xiv (тэнзин гьяцо), религия

Религия, Далай-лама XIV (Тэнзин Гьяцо), Религия

МОСКВА, 9 фев – РИА Новости, Ольга Липич. Только действующий Далай-лама XIV может решить, как искать его реинкарнацию, и тибетский народ не признает избранного китайским правительством кандидата на этот титул – такую резолюцию приняла Азиатская буддийская конференция, сообщил РИА Новости во вторник представитель Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

«Вопрос поиска и признания нового воплощения Далай-ламы имеет первостепенное значение не только для буддистов Тибета, но и Монголии, Гималайского региона и буддийских регионов России, где исповедуется возглавляемое Далай-ламой тибетское направление буддизма. Все они равноправны в обсуждении этого исключительно религиозного вопроса, который не имеет ни малейшего отношения к политике. В свете этого можно только приветствовать резолюцию, принятую религиозными организациями-участниками Азиатской буддийской конференции», — заявил Ринпоче.

Он пояснил, что документ отметает любую возможность вмешательства в традиционный процесс поиска и признания нового воплощения Далай-ламы. По словам Ринпоче, это и «сигнал китайскому правительству о единой позиции по этому вопросу буддийских стран». Речь идет, прежде всего, о таких государствах, как Непал, Бутан, Монголия, Шри Ланка, Япония, Южная Корея, а также о буддистах, проживающих в ряде других государств.

Далай-лама назвал книгу, которую считает лучшим учителем

6 ноября 2020, 18:52

Резолюция буддистов Азии

«Шестнадцатый пункт принятой в 2021 году резолюции Азиатской буддийской конференции за мир посвящен вопросу дальнейшего существования института Далай-лам. В частности, в начале этого пункта сказано, что перерождения Далай-ламы должны быть продолжены в будущем. А в подпункте 16/2 говорится, что действующий Далай-лама XIV является единственным лицом, уполномоченным принимать решения относительно того, как будет производиться поиск следующего перерождения Далай-ламы», — сказал Ринпоче.

По его словам, документ утверждает также, что «тибетский народ никогда не признает кандидата на титул Далай-ламы, избранного и назначенного китайским правительством».

Кроме того, «подчеркнута необходимость применять уникальные многовековые традиционные тибетские методы поиска и признания перерождения Далай-ламы».

Азиатская буддийская конференция за мир была учреждена более полувека назад несколькими буддийскими странами при поддержке правительства СССР, со штаб-квартирой в Улан-Баторе. В 2019 году на празднование 50-й годовщины конференции в Монголии собрались делегаты из России, Шри-Ланки, Индии, Непала, Японии, Кореи и многих других государств.

В январе 2021 году в Коломбо, на Шри-Ланке, в режиме онлайн прошло 13-е заседание исполнительного совета конференции. По его итогам и принята резолюция, подтверждающая традиционный тибетский подход к вопросу о реинкарнации Далай-ламы. В феврале она опубликована на сайте Центральной тибетской администрации.

В Тибете достопримечательности в несезон можно будет посетить бесплатно

12 октября 2020, 19:53

Решение Далай-ламы

Сам Далай-лама XIV заявил еще в 2011 году, что намерен обсуждать вопрос о своем перерождении, когда ему будет 90 лет (сейчас буддийскому духовному лидеру – 85 лет).

Концептуальное заявление Далай-ламы о реинкарнации размещено на его официальном сайте. В нем говорится, что «реинкарнация ― это явление, которое должно происходить либо по добровольному выбору вовлеченного человека, либо, по меньшей мере, в силу его кармы, заслуг и молитв». «Поэтому только сам перевоплощающийся человек обладает исключительной легитимной властью над тем, где именно и как он переродится и как должна быть распознана его реинкарнация», — пояснил Далай-лама.

Никто, отметил он, не может принуждать перевоплощающегося человека либо манипулировать им, и «такое вмешательство в систему реинкарнаций, и прежде всего реинкарнаций Далай-лам и Панчен-лам, особенно неуместно со стороны китайских коммунистов, которые открыто отвергают саму идею существования прошлых и будущих жизней».

«Когда мне будет около 90 лет, я проконсультируюсь с высокими ламами тибетских буддийских традиций, тибетским народом и другими заинтересованными людьми из числа последователей тибетского буддизма, чтобы заново оценить, должен ли сохраниться институт Далай-лам или нет. На этой основе мы вынесем свое решение», — отметил Далай-лама XIV.

Далай-лама назвал главную практику для счастья

7 ноября 2020, 21:08

Способы распознавания реинкарнации

По словам буддийского духовного лидера, если будет принято решение, что следует и далее искать реинкарнации Далай-ламы, и есть необходимость в признании Далай-ламы XV, то ответственность за это преимущественно ляжет на определенных лиц Доверительного фонда Далай-ламы «Гаден Пходранг».

«Они должны будут проконсультироваться с различными главами тибетских буддийских традиций и надежными, принесшими клятву защитниками Дхармы (Учения –ред.), которые неразрывно связаны с линией преемственности Далай-лам. Они должны будут обратиться за советом и руководством к этим существам и выполнить процедуры поиска и распознавания в соответствии с традицией прошлого», — рассказал Далай-лама XIV.

«Я оставлю ясные инструкции на этот счет в письменной форме», — пообещал он.

Далай-лама провел в Индии особую церемонию в День рождения Будды

5 июня 2020, 21:38

В заявлении Далай-ламы есть раздел, посвященный именно традиционным способам распознавания новых воплощений. «Наиболее важные из них предусматривают рассмотрение пророческого письма предшественника и других оставленных им инструкций и указаний; способности нового воплощения достоверно рассказывать о своей прошлой жизни; распознавания (новым воплощением) предметов, принадлежащих его предшественнику, и узнавания близких ему людей», — отмечает Далай-лама XIV.

К дополнительным методам он относит «обращение к надежным духовным наставникам с просьбой провести гадание, а также обращение за предсказаниями к мирским божествам-оракулам, способных общаться через погруженных в транс медиумов, и наблюдение за видениями, проявляющимися на водной глади священных озер защитников, например, Лхамо Лацо, священного озера к югу от Лхасы».

Если же оказывается более одного потенциального кандидата на признание реинкарнации, то и на этот случай существует определенная традиция. Окончательное решение тогда, по словам Далай-ламы XIV, выносится «посредством гадания на шариках из теста (зен так) перед священным изображением с призыванием силы истины».

Далай-лама призвал сокращать употребление мяса и забой животных

7 ноября 2020, 17:30

Далай-лама XIV – биографический

  • 14-й Далай-лама

Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо — духовный и светский лидер тибетского народа. Он родился в маленькой деревне Такцер на северо-востоке Тибета. Родившийся в крестьянской семье, Его Святейшество был признан в возрасте двух лет, в соответствии с тибетской традицией, реинкарнацией своего предшественника, 13-го Далай-ламы. Далай-ламы — это воплощения Бодхисаттвы Сострадания, решившего перевоплотиться, чтобы служить людям. Далай-лама означает «Океан мудрости». Тибетцы обычно называют Его Святейшество числом 9.0007 Йешин Норбу , Драгоценность, исполняющая желания, или просто Кундун , что означает Присутствие.

Образование в Тибете

Он начал свое образование в возрасте шести лет и получил степень геше-лхарампы (докторскую степень буддийской философии), когда ему было 25 лет. В 24 года он сдал предварительные экзамены в каждом из трех монастырских университетов: Дрепунг, Сера и Ганден. Выпускной экзамен проводился в Джокханге, Лхаса, во время ежегодного Фестиваля молитв Монлам, проводимого в первый месяц каждого года. Утром его обследовали 30 ученых по логике. Днем он дискутировал с 15 учеными на тему Срединного пути, а вечером 35 ученых проверили его знание канона монашеской дисциплины и изучение метафизики. Его Святейшество с отличием сдал экзамены, проведенные перед многочисленной аудиторией монахов-ученых.

Обязанности руководства

В 1950 году, в возрасте 16 лет, Его Святейшество был призван взять на себя всю политическую власть в качестве главы государства и правительства, когда Тибету угрожала мощь Китая. В 1954 году он отправился в Пекин, чтобы поговорить с Мао Цзэдуном и другими китайскими лидерами, включая Чжоу Энь-Лая и Дэн Сяопина. В 1956 году, во время визита в Индию, чтобы присутствовать на 2500-м Будде Джаянти, он провел серию встреч с премьер-министром Неру и премьер-министром Чжоу по поводу ухудшения условий в Тибете. В 1959 г. он был вынужден эмигрировать в Индию после китайской военной оккупации Тибета. С 1960 года он проживает в Дхарамсале, метко известной как «Маленькая Лхаса», резиденции тибетского правительства в изгнании.

В первые годы изгнания Его Святейшество обратился к Организации Объединенных Наций по вопросу о Тибете, в результате чего Генеральная Ассамблея приняла три резолюции в 1959, 1961 и 1965 годах. В 1963 году Его Святейшество обнародовал проект конституции Тибета, который гарантирует демократическая форма правления. За последние два десятилетия Его Святейшество создал образовательные, культурные и религиозные учреждения, которые внесли большой вклад в сохранение тибетской самобытности и ее богатого наследия. Он дал много учений и посвящений, включая редкое посвящение Калачакры, которое он провел больше, чем любой из его предшественников.

Его Святейшество продолжает представлять новые инициативы по решению тибетских проблем. На собрании Конгресса по правам человека в 1987 году он предложил Мирный план из пяти пунктов в качестве первого шага к решению вопроса о будущем статусе Тибета. Этот план предусматривает объявление Тибета зоной мира, прекращение массового переселения этнических китайцев в Тибет, восстановление основных прав человека и демократических свобод и отказ от использования Китаем Тибета для производства ядерного оружия и захоронения ядерных отходов, а также призывает к «серьезным переговорам» о будущем Тибета и отношениях между тибетским и китайским народами. Страсбург, Франция, 15 июня 19 г.В № 88 он подробно остановился на этом пятипунктном мирном плане и предложил создать самоуправляющийся демократический Тибет «в сотрудничестве с Китайской Народной Республикой». В своем обращении Далай-лама сказал, что это представляет собой «наиболее реалистичное средство для восстановления отдельной идентичности Тибета и основных прав тибетского народа при соблюдении собственных интересов Китая». Его Святейшество подчеркнул, что «каким бы ни был исход переговоров с китайцами, сам тибетский народ должен быть решающим авторитетом».

Связь с Западом

В отличие от своих предшественников, Его Святейшество встречался и беседовал со многими представителями Запада и посетил Соединенные Штаты, Канаду, Западную Европу, Великобританию, Советский Союз, Монголию, Грецию, Японию, Таиланд, Малайзию, Сингапур, Индонезию, Непал, Коста-Рика, Мексика, Ватикан, Китай и Австралия. Он встречался с религиозными лидерами всех этих стран.

Его Святейшество встретился с покойным Папой Павлом VI в Ватикане в 1973, и с Его Святейшеством Папой Иоанном Павлом II в 1980, 1982, 1986 и 1988 годах. На пресс-конференции в Риме Его Святейшество Далай-лама изложил свои надежды на встречу с Иоанном Павлом II: « Мы живем в период великий кризис, период тревожных мировых событий. Невозможно обрести душевный покой без безопасности и согласия между людьми. По этой причине я с верой и надеждой жду встречи со Святым Отцом; к обмену идеями и чувствами, а также к его предложениям, чтобы открыть дверь к постепенному умиротворению между людьми »..

В 1981 году Его Святейшество беседовал с архиепископом Кентерберийским доктором Робертом Ранси и с другими лидерами англиканской церкви в Лондоне. Он также встретился с лидерами римско-католической и еврейской общин и выступил на межконфессиональной службе в его честь, организованной Всемирным конгрессом религий. Его выступление было сосредоточено на общности верований и необходимости единства между различными религиями: « Я всегда считаю, что гораздо лучше иметь множество религий, множество философий, чем одну единственную религию или философию. Это необходимо из-за различных психических склонностей каждого человека. Каждая религия имеет определенные уникальные идеи или методы, и изучение их может только обогатить собственную веру ».

Признание Западом

Со времени его первого визита на Запад в начале 1970-х годов репутация Его Святейшества как ученого и человека мира неуклонно росла. В последние годы ряд западных университетов и институтов присудили Его Святейшеству награды мира и почетные докторские степени в знак признания его выдающихся трудов по буддийской философии и его выдающегося лидерства в служении свободе и миру.

Универсальная ответственность

Во время своих поездок за границу Его Святейшество настоятельно призывал к лучшему пониманию и уважению представителей различных религий мира. С этой целью Его Святейшество неоднократно появлялся на межконфессиональных службах, неся весть о всеобщей ответственности, любви, сострадании и доброте. « Потребность в простых человеческих отношениях становится все более острой . . . Сегодня мир меньше и более взаимозависим. Проблемы одной нации уже не могут быть полностью решены в одиночку. Таким образом, без чувства всеобщей ответственности само наше выживание оказывается под угрозой. По сути, всеобщая ответственность — это чувство страданий других людей так же, как мы чувствуем свои собственные. Это осознание того, что даже наш враг полностью мотивирован поиском счастья. Мы должны признать, что все существа хотят того же, что и мы. Это путь к истинному пониманию, освобожденному от искусственных рассуждений ».

От Нобелевских премий. Нобелевские премии 1989 г. , редактор Торе Френгсмюр, [Нобелевский фонд], Стокгольм, 1990 г.

 

.
Избранная библиография
Далай-ламой
Свобода в изгнании. Автобиография Далай-ламы . Нью-Йорк: Harper Collins, 1990. (Самый полный отчет, написанный на английском языке.)
Моя земля и мой народ. Воспоминания Далай-ламы Тибета . Нью-Йорк: McGraw-Hill, 1962, перепечатано, Нью-Йорк: Potala Corp., 1983, 1985. (Его первый отчет, переведенный с тибетского, написанный с Дэвидом Ховартом, английским писателем, после побега в Индию.)
Океан мудрости. Руководство по жизни . Санта-Фе, Нью-Мексико: Clear Light Publ., 1989. Переиздано, Сан-Франциско: Harper & Row, 1990. (Включает речь о вручении Нобелевской премии.)
Политика доброты. Антология сочинений Далай-ламы и о нем . Сидней Пиберн, изд., Итака, NY Snow Lion Press, 1990. (Включает официальную Нобелевскую лекцию и неофициальную лекцию.)
 
Другие источники
Аведон, Джон Ф. В изгнании из страны снегов . Нью-Йорк: Кнопф, 1984. (Тибет, до и после вторжения, основное внимание уделяется жизни отдельных лиц, в основном основано на интервью, в том числе многих с Далай-ламой.)
Пиберн, Сидней, изд. , Нобелевская премия мира и Далай-лама . Ithaca, NY Snow Lion Publ., 1990. (Нобелевские речи и заявления.)

Из Нобелевских лекций, Мир 1981-1990 , главный редактор Торе Френгсмюр, редактор Ирвин Абрамс, World Scientific Publishing Co., Сингапур, 1997

Эта автобиография/биография написана во время награждения и впервые опубликовано в серии книг Les Prix Nobel . Позже он был отредактирован и переиздан в Нобелевские лекции . Чтобы процитировать этот документ, всегда указывайте источник, как показано выше.

Авторские права © Нобелевский фонд, 1989 г.

Чтобы процитировать этот раздел
стиль MLA: 14-й Далай-лама — биографический. Нобелевская премия.org. Нобелевская премия по распространению информации AB 2023. Пн. 17 июля 2023 г.

Наверх Back To TopВозвращает пользователей к началу страницы

Четырнадцать лауреатов были удостоены Нобелевской премии в 2022 году за достижения, которые принесли наибольшую пользу человечеству. Их работа и открытия варьируются от палеогеномики и клик-химии до документирования военных преступлений.

См. все представленные здесь.

Выберите категорию или категории, по которым вы хотите отфильтровать Физика Химия Лекарство Литература Мир Экономические науки

Выберите категорию или категории, которые вы хотите отфильтровать по

Физика

Химия

Лекарство

Литература

Мир

Экономические науки

Уменьшить год на один Выберите год, в котором вы хотите искать Увеличить год на один

Тибет и Китай спорят из-за следующей реинкарнации Далай-ламы | Dalai Lama

Пару лет назад, во время встречи тибетских лидеров в Дхарамсале в Индии, Тензина Гьяцо, 14-го Далай-ламу, спросили о его реинкарнации. Обращаясь к монахам, религиозным учителям и тибетским политикам, Далай-лама попросил их посмотреть ему в глаза. — Думаешь, сейчас самое время? он спросил.

Это была встреча, которая закончилась тем, что тибетские лидеры согласились, что вопрос реинкарнации должен решать только сам Далай-лама. А вот Китай, присоединивший Тибет в 1951 и с тех пор сохраняет жесткий контроль над регионом, придерживается других взглядов. Он настаивает на том, что выбор следующего Далай-ламы принадлежит только Китаю, и даже закрепил это право в китайском законодательстве.

Далай-лама, которому недавно исполнилось 86 лет, настаивает на том, что обсуждение его смерти преждевременно (согласно его собственным видениям, он доживет до 113 лет). Но борьба за власть за то, кто выберет его реинкарнацию после его смерти, уже началась.

«Мы рассматриваем весьма вероятную ситуацию, когда 14-й Далай-лама умрет, и вместо него будут названы два Далай-ламы», — сказал Роберт Барнетт, тибетский эксперт. «Один выбран на основе инструкций, оставленных Его Святейшеством Далай-ламой, и один выбран Коммунистической партией Китая».

Однако Китай — не единственная страна, внимательно следящая за преемственностью Далай-ламы. С 1959 года Далай-лама живет в изгнании в Дхарамсале, расположенной в Гималаях, а Тибет остается чувствительным фактором в отношениях Индии с Китаем, с которым у него общая граница протяженностью 2000 миль. Индия контролирует движения Далай-ламы как внутри Индии, так и за ее пределами.

Но поскольку отношения с Китаем за последний год ухудшились до исторического минимума из-за смертоносной пограничной агрессии, на правительство Индии усилилось давление с целью усилить свою политику в отношении Тибета, чтобы противостоять Китаю, включая заявление о том, что только Далай-лама может выбрать его преемника. В прошлом месяце, что было названо «значительным отходом» от предыдущей политики, премьер-министр Индии Нарендра Моди поздравил Далай-ламу с днем ​​рождения в Твиттере, и, по словам президента тибетского парламента в изгнании, запланирована встреча между два в этом году.

Споры вокруг преемника Далай-ламы, вероятно, окажут прямое влияние на Индию; один из возможных сценариев, выдвинутых самим Далай-ламой, заключается в том, что он может перевоплотиться в «свободной стране», скорее всего, в Индии, а не в Тибете.

На прошлой неделе выяснилось, что несколько членов ближайшего окружения Далай-ламы, а также высокопоставленные лица тибетской центральной администрации, которая действует за пределами Дхарамшалы, были среди тех, кого выбрали в качестве потенциальных целей для наблюдения с помощью шпионского ПО Pegasus, созданного группой NSO. . Анализ предполагает, что это правительство Индии выбрало потенциальные цели наблюдения. Правительство Индии отрицает какую-либо слежку.

Индия не единственная, кто рассматривает преемственность Далай-ламы как вопрос геополитической важности. В прошлом году, в прямом ударе по Китаю, США пересмотрели свою политику в отношении Тибета, заявив, что только тибетцы имеют право избирать следующего Далай-ламу.

Согласно учениям, каждый Далай-лама является реинкарнацией Авалокитешвары, олицетворяющего сострадание всех будд. Он одновременно является выдающимся духовным лидером школы гелуг тибетского буддизма, а также много раз в прошлом и настоящем политическим лидером тибетцев.

Традиционно после его смерти в Тибете начинаются поиски его реинкарнации, основываясь на таких признаках, как то, куда он смотрел, когда умер, в каком направлении поднимается дым, когда его кремируют, и видения, истолкованные Лхамо Ла-тсо, оракулом. озеро в Тибете. На основе этих видений отправляются поисковые группы, чтобы найти детей, родившихся примерно в день его смерти, которые соответствуют этим видениям, а затем проходят серию тестов, пока не будет найден правильный. Хотя большинство Далай-лам жили в Тибете, один родился в Монголии, а другой — в районе, который сейчас называется Индией.

Но поскольку Тибет находился под контролем Китая, этот процесс привел к обнаружению двухлетнего Лхамо Дхондупа, ныне известного как Тензин Гьяцо, 14-й Далай-лама, в небольшой фермерской деревне на северо-востоке Тибета в феврале. 1940 г., вряд ли повторится. В настоящее время законодательно закреплено, что китайское правительство должно одобрять все реинкарнации старших буддийских лам (учителей), включая Далай-ламу, и эта позиция была настойчиво подтверждена в Белой книге по Тибету, опубликованной Китаем в мае этого года по случаю 70-летия аннексии Тибета.

Тибетцы на церемонии празднования 86-летия Далай-ламы в Лалитпуре, Непал. Фотография: Навеш Читракар/Reuters

Это было отвергнуто Далай-ламой и тибетским парламентом в изгнании, который заседает в Дхарамсале. Пенпа Церинг является председателем парламента в изгнании и тесно сотрудничает с Далай-ламой. Он сказал: «Неверующее, атеистическое правительство, такое как Китай, вмешивающееся в духовные дела Тибета, — это полное нет-нет, это недопустимо. Мир восстал против Китая. Мы твердо верим, что никто не будет доверять их выбору».

Далай-лама также выразил обеспокоенность тем, что его реинкарнация будет украдена и политизирована в «наглом вмешательстве» китайцев, и публично подумывал о том, чтобы перевоплотиться в женщину или вообще не перевоплотиться.

Далай-лама выдвинул три варианта своей реинкарнации, и все они отходят от прошлого. Во-первых, он перевоплотится в традиционной форме, возродится ребенком, но за пределами Тибета. Другие варианты вызывали еще более нишевые буддийские идеи «эманации» и открывали возможность для Далай-ламы назначить живого преемника до своей смерти. Он отверг легитимность предложенного китайским правительством метода поиска его реинкарнации, который включает в себя извлечение имени из «золотой урны».

Когда-то Далай-лама был духовным лидером только тибетцев, но теперь у него огромное количество последователей, и он стал чем-то вроде всемирной знаменитости. Попытки Китая вмешаться в его реинкарнацию, скорее всего, вызовут глобальную негативную реакцию.

Для тибетского руководства этот вопрос не рассматривается как насущный; Помимо краткого страха перед раком, Далай-лама, как сообщается, находится в добром здравии и сам сказал, что начнет принимать решение о вариантах своей реинкарнации после того, как ему исполнится 9 лет.0.

«Его Святейшество Далай-лама много раз в шутку говорил, что если китайцев действительно волнует проблема реинкарнации, то они должны сначала искать реинкарнацию Мао Цзэдуна, затем Дэн Сяопина [оба умерших китайских коммунистических лидера] и тогда, может быть, Далай-лама, — сказал Церинг.

Хотя официально между китайцами и тибетцами не было связи с 2010 года, Церинг подтвердил, что обратные каналы между двумя сторонами остаются активными и что тибетское руководство и Далай-лама теперь настаивают на том, чтобы Далай-лама, наконец, был ему разрешили посетить Тибет и Китай впервые после побега.

Но Церинг подчеркнул, что вопрос о следующем Далай-ламе не подлежит обсуждению с китайским правительством. «Реинкарнация — это решение, которое должен принять человек, который собирается перевоплотиться. Поэтому мы бы посоветовали китайскому руководству сначала изучить буддизм», — сказал он.

Однако китайское правительство уже готовит почву для выбора следующего Далай-ламы. По словам Барнетта, коммунистическая партия Китая в январе тайно собрала 25 высокопоставленных правительственных деятелей в комитет, чтобы начать подготовку к процессу отбора. «Мы также знаем из личных рассказов, что китайцы последние 10 лет побеждали отдельных лам внутри Тибета, предлагая им бесплатные поездки в Китай и говоря им, что если они поддержат Пекин, их не будут преследовать, так что, когда придет время эти ламы поддержат китайский выбор Далай-ламы», — сказал Барнетт. «Это оказывается очень эффективным».

Гедун Чокьи Ньима, признанный Далай-ламой 11-м Панчен-ламой. Фото: CPA Media/Alamy

. Судя по всему, эти приготовления являются попыткой китайцев избежать повторения хаотических событий 1995 года, когда Далай-лама, не посоветовавшись с китайским правительством, заявил, что шестилетний мальчик Гедхун Чокьи Ньима был убит. следующим перевоплощенным Панчен-ламой, второй по значимости фигурой в тибетском буддизме. Три дня спустя Ньима исчез, и с тех пор его никто не видел. Панчен-лама, назначенный китайским правительством на его место, остается отвергнутым большинством тибетцев.

Очевидная решимость китайского правительства выбрать и контролировать следующего Далай-ламу также рассматривается как ответ на непреходящую популярность нынешнего духовного лидера, которая подорвала их контроль над Тибетом. Несмотря на обширные программы «перевоспитания» и пропаганды, а также запрет на любое изображение Далай-ламы в Тибете, многие тибетцы до сих пор тайно почитают его.

Китайское правительство неоднократно обвиняло Далай-ламу в «сепаратистской» деятельности и возлагало на него ответственность за самосожжения, которые тибетцы до сих пор совершают в знак протеста, и тибетские восстания, подобные восстаниям в 2008 году. «Тот факт, что китайское правительство хочет реинкарнация по их выбору показывает, что они считают институт достаточно важным, чтобы им можно было владеть и им можно было манипулировать, чтобы окончательно решить проблему Тибета», — сказал Амитабх Матур, бывший советник индийского правительства по тибетским делам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *