Буднее выражение его лица поразило меня до глубины души: В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1) Её ЗВУЧНЫЙ смех не мог не…

Задания по теме «Паронимы»

1.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

В огромном городе можно найти уголки, дающие человеку ЖЕЛАННЫЙ экологический комфорт.

При дождливой погоде и после росы быстро развивается ложная мучнистая роса на огуречных плетях: нижние листочки покрываются ЕДИНИЧНЫМИ, а потом и множественными светло-жёлтыми пятнами, стремительно захватывающими зелёные листовые пластинки.

Премьер во время переговоров обратился к руководству страны с ДРУЖЕСТВЕННЫМ посланием, подчеркнув заинтересованность во взаимовыгодном сотрудничестве.

По древесине учёные узнают, когда лето было ДОЖДЕВЫМ, а когда — солнечным, стояли ли весенние заморозки или наступила ранняя зима.

Андреевский мост в Москве — уникальное сооружение: выдающееся для своего времени инженерное решение сочетается в нём с ДОБРОТНОЙ архитектурой, да и внешний вид его хорошо сохранился.

2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Его ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ ум и способности позволяли безбедно существовать и ему самому, и семье: кажется, у Ивана было врождённое чувство быть в нужном месте с нужной идеей.

После работы просыпался, как говорят, ЗВЕРСКИЙ аппетит, и он, этот аппетит, требовал котлет или хотя бы колбасы.

Фигурки шахмат были КОСТЯНЫМИ, очень дорогими, то ли из слоновой кости, то ли из самого мамонта, и Костя очень дорожил ими.

ИСХОДНЫЙ код программы требовал доработки.

Из окна многоэтажки был виден ЛЕСНОЙ массив: это было фантастически необыкновенно и почти невероятно.

3.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Результаты исследований должны быть проанализированы с МИКРОСКОПИЧЕСКОЙ точностью.

Ответ был составлен в ДИПЛОМАТИЧНЫХ выражениях.

Он постоянно нарушал ДИПЛОМАТИЧНЫЙ этикет, разговаривая с послами без учета требований речевого поведения.

Выступление главного редактора оказалось неожиданно ЖЁСТКИМ.

Статья получилась весьма ИРОНИЧЕСКОЙ и вызвала оживлённое обсуждение.

4.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

ИЗБРАТЬ единственно верный путь, путь, который тебе предначертан свыше, угадать его, не свернуть с него…

Настоящий педагог должен стремиться ОХВАТИТЬ вниманием всех своих учеников.

В музыкальном салоне был представлен огромный ВЫБОР дисков с записями известных исполнителей и начинающих певцов.

Составленный руководителем проекта план в процессе его разработки ПРЕТЕРПЕЛ большие изменения.

ОБРЫВОК из этой музыкальной пьесы я точно помнил, а вот полностью воспроизвести не мог, как ни старался.

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Оказывать СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ врагу.

В новых ЖИЛЫХ кварталах вскоре зазвучит детский смех.

Это был крайне НЕУДАЧНЫЙ ход.

Какой-то мужчина, ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ, обаятельный, подал ей руку.

С трудом подавив в себе РАЗДРАЖЕНИЕ, девушка вошла в кабинет.

6.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Кошки чрезвычайно терпеливы и могут часами ВЫЖИДАТЬ, когда мышь покинет своё убежище.

Никакая работа не ПРЕДСТАВЛЯЛА для этого блестяще образованного и высокоорганизованного человека больших затруднений.

Система контроля в дальнейшем может ПЕРЕТЕРПЕТЬ значительные изменения.

В ночи едва РАЗЛИЧАЛСЯ силуэт Адмиралтейства.

Право на ГАРАНТИЙНОЕ обслуживание действует 12 месяцев.

7.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Коллектив-победитель продемонстрировал ОРГАНИЧЕСКОЕ соединение танца и музыки.

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ — это склонность несоразмерно реагировать на обыденные раздражители, выражая в словах и поступках недовольство и неприязнь к окружающим.

Потенциальные инвесторы продолжают ВЫЖИДАТЬ подходящего момента для вложений денежных средств, оценивая наиболее перспективные направления инвестиций.

Курс культурологии, который изучается на кафедре гуманитарных и социальных наук, был введён с целью ВОСПОЛНИТЬ пробелы в знании требований воинского и гражданского этикета.

8.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Абитуриенты до назначенного дня должны ПРЕДСТАВИТЬ все необходимые для приёма в выбранное учебное учреждение документы.

АДРЕСАТ должен сам прийти на почту, как только узнает о том, что для него пришло заказное письмо.

Недостаток кальция в организме черепахи можно легко ВОСПОЛНИТЬ при кормлении животного мелкой рыбой с костями.

Анастасия распахнула окно, и комната наполнилась ЖИВИТЕЛЬНЫМ дыханием соснового бора.

Команда с успехом прошла все ОТБОРНЫЕ игры, показав отличные результаты.

9.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Если АДРЕСАТ не приходит за письмом в течение пяти суток, то почтовое отделение направляет ему повторное уведомление.

На полотнах ЗАЧИНАТЕЛЯ крестьянского бытового жанра в русском искусстве М. Шибанова академическая условность композиции и сдержанность характеристик персонажей сочетаются с любовной обрисовкой крестьянского быта.

Чтобы получить ЖИВИТЕЛЬНЫЙ заряд положительной энергии, посмотрите цирковое представление или посетите дельфинарий.

Работодатель обязан ПРЕДСТАВИТЬ оплачиваемый учебный отпуск работнику, который учится в аспирантуре (адъюнктуре) заочно.

Дизайнеру очень важно для внутренней отделки помещения правильно подобрать цвета, то есть сделать УДАЧНЫЙ цветовой выбор.

9.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

А. Н. Радищев в прозе и стихах обращается к сокровищнице народного творчества и народного языка, поэтому его можно считать ЗАЧИНАТЕЛЕМ того процесса, который нашёл своё завершение в произведениях А. С. Пушкина.

Состоявшаяся международная встреча ещё раз подтвердила ЭФФЕКТНОСТЬ работы российских дипломатов.

Новая эстетика, которая возникла в творчестве художников-авангардистов, КОРЕННЫМ образом изменила прежние греко-римские представления о художественной ценности искусства.

Лидер должен быть обаятельной, яркой, ЦЕЛЬНОЙ личностью.

Детские врачи рекомендуют переводить ребёнка на ИСКУССТВЕННОЕ питание с десятимесячного возраста.

10. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Туристическая фирма обязана ПРЕДОСТАВИТЬ потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего её органа.

К ИГРОВОМУ кино относятся практически все произведения кинематографа, за исключением части документального кино.

В соответствии с «Правилами предоставления услуг почтовой связи» заказное письмо только тогда считается доставленным, когда АДРЕСАТ лично расписался в уведомлении о вручении.

Первое НАПОМИНАНИЕ о существовании в Санкт-Петербурге Аптекарского огорода относится к 1713 году.

11.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Механическая обработка не полностью отвердевшей формованной конструкции бывает ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЙ вследствие повышенной вязкости этой конструкции.

Уже не в первый раз российская женская сборная по баскетболу одерживает ВПЕЧАТЛЯЮЩУЮ победу над командой соперниц.

Бойкий ЯЗЫКАСТЫЙ парень, продававший неподалёку книги и календари, время от времени сочувственно поглядывал на молоденькую продавщицу, у которой никак не получалось привлечь покупателей.

СЛОВЕСНЫЙ состав языка не постоянен: одни слова исчезают, другие появляются вместе с новыми явлениями.

В этом словаре отражен СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ служебных морфем русского и украинского языка.

12. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

ПАМЯТНЫЕ дни устанавливаются в честь значительных событий в мировой истории или истории России.

Ранимый, ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЙ ребёнок тяжело переносит неудачи в играх, поражения в соревнованиях, и, попадая в такие ситуации, он долго плачет и сердится.

Информация о расписании авиарейсов, НАЛИЧНОСТИ мест на самолёт и стоимости авиабилетов является актуальной на момент запроса этой информации на указанном в рекламном проспекте сайте.

Под ЗАТРУДНЕННЫМ дыханием подразумевается неприятное ощущение сложности выполнения вдоха или выдоха.

Горы вокруг есть, но небольшие и стоят на ПОЧТИТЕЛЬНОМ расстоянии.

13.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

В предстоящем чемпионате Второго дивизиона зону «Восток» ПОПОЛНИТ команда из Якутска.

На книжном фестивале всем желающим будет ПРЕДОСТАВЛЕНА возможность встретиться с любимыми современными писателями и задать им вопросы.

В НЕПРОГЛЯДНОЙ тьме невозможно было различить даже очертания домов.

Юные футболисты ОДЕЛИ спортивную форму и под ободряющие возгласы болельщиков выбежали на поле.

14.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Адвокат произнёс обдуманную, артистически разыгранную ЗАЩИТИТЕЛЬНУЮ речь, благодаря которой подсудимый был помилован присяжными.

БУДНЕЕ выражение его лица поразило меня до глубины души.

После стольких дней и ночей, проведённых в БЕСПЛОДНЫХ поисках пропавшей экспедиции, все члены спасательной группы чувствовали смертельную усталость.

Если заставить колебаться две одинаково натянутые струны, одна из которых вдвое длиннее другой, возникнет ГАРМОНИЧЕСКОЕ созвучие.

15. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Твоя сестра очень АКТИВНАЯ, она никогда не сидит без дела.

ВЕЛИКИЙ учёный внес огромный вклад в мировую науку.

Альпинисты не раз видели в горах следы ЧЕЛОВЕКОПОДОБНОГО существа, которое непальцы называют Йети.

Министерство активно разрабатывает план ЭКОНОМИЧНОГО развития государства.

Тестовый материал по русскому языку в 11 классе (ЕГЭ 2015) Персональный сайт директора Куликовой О.П.

ТЕСТ ЕГЭ — 2015 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ЧАСТЬ 1

  Прочитайте текст и выполните задания 1 — 5.

  (1) Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утончённым стилистическим приёмом и использовалась только при описании «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2) Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него всё лексическое богатство языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) (….) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.

  1. В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

  1) Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона использования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.

  2) Пушкин расширил диапазон использования звукописи, включив в неё всё лексическое богатство русского языка.

  3) В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утончённым стилистическим приёмом и использовалась при описании «высоких образов» и чувств.

  4) Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.

  Ответ

  1. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

  1) вопреки этому

  2) именно так

  3) однако

  4) в свою очередь

  Ответ

  1. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ОБРАЗ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

  ОБРАЗ , -а; муж.

  1) Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т.е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.).

  2) Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый о. матери.

  3) В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Писатель мыслит о.

  4) В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).

  5) Порядок, направление чего-н., способ О. жизни, О. мыслей, О. действий.

  Ответ

  1. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  1) звукопись являлась (предложение 1)

  2) расширил диапазон (предложение 2)

  3) художник не допустит (предложение 3)

  4) звуки затеняли (предложение 3)

  Ответ

  1. Укажите верную характеристику слова ТОЛЬКО (предложение 1).

  1) наречие

  2) частица

  3) предлог

  4) местоимение

  Ответ

  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1) сирОты

  2) сливОвый

  3) донИзу

  4) углУбить

  Ответ

  1. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1) Её ЗВУЧНЫЙ смех не мог не вызвать улыбки окружающих.

  2) ПРОБЛЕМНАЯ ситуация, возникшая в отношениях двух стран, вызывала тревогу.

  3) БУДНЕЕ выражение его лица поразило меня до глубины души.

  4) ИСКУССТВЕННАЯ радость хозяев дома поставила гостей в неловкое положение.

  Ответ

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1) ни разу не ошибился

  2) менее сложный

  3) детских яслей

  4) лучшие тренеры

  Ответ

  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

  Изучая русскую поэзию первой половины 19 века,

  1) мне понравились стихотворения Е. Баратынского.

  2) Баратынский пленил меня прелестью звучания поэтических строк.

  3) обратите внимание на стихотворения Е. Баратынского.

  4) сборник стихотворений Е. Баратынского произвёл на меня неизгладимое впечатление.

  Ответ

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1) Если в жаркий день дотронешься к берёзе, то почувствуешь прохладный ствол.

  2) Сюжет поэмы «Руслан и Людмила» типично сказочный.

  3) Рыбаки, вовремя предупрежденные об опасности, вернулись в порт.

  4) Многие из тех, кто любит посещать Третьяковскую галерею, прекрасно знают историю её создания.

  Ответ

  1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1) Во второй половине 30-х годов в судьбу А.П. Керн вошёл человек, который буквально перевернул её жизнь.

  2) Пушкин, который с конца 1820 года до начала июля 1823-го жил в Кишинёве, окунулся в атмосферу политических, философских и литературных споров.

  3) М.Н. Волконская была одной из тех женщин, которые вдохновили Н.А. Некрасова на создание поэмы «Русские женщины».

  4) В Одессе у Пушкина особенно сложными были отношения с новым начальником — Воронцовым, который стремился сделать из поэта усердного чиновника.

  Ответ

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

  Изгна(1)ый из време(2)ого пристанища медведь беше(3)о рявкнул и испуга(4)о ринулся по нехоже(5)ым тропам в глубину тайги.

  1) 1, 2, 3, 4

  2) 1, 2, 4

  3) 2, 3, 4

  4) 1, 2, 4, 5

  Ответ

  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1) ут…лщённый, одр…хлеть, приг…реть

  2) заск…чить, оз…рённый, вык…пать

  3) растр…пать, б…гемот, м…чеха

  4) д…лина, прис…гать, уд…вление

  Ответ

  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1) от…грать, об…ндеветь, дез…нформация

  2) пр…стыдить, беспр…мерный, пр…одолеть

  3) …держать, …биться, сни…хождение

  4) от…брать, д…стать, пр…бабушка

  Ответ

  1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1) пряч…шь, вид…вший

  2) неж…шься, (он) раста…т

  3) вид…мый, (он) гон…т

  4) утрач…нный, застрел…ны

  Ответ

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена буква Е?

  А. размал…вать

  Б. закруч…вать

  В. сговорч…вый

  Г. сирен…вый

  1) А, Г

  2) А, Б, Г

  3) Б, Г

  4) Б, В, Г

  Ответ

  1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1) Я (не)раз читал о (не)опознанных летающих объектах.

  2) Она далеко (не)красавица, однако что-то (не)обыкновенное светится в её глазах.

  3) Туристы (не)торопясь подошли к поляне и увидели ни на что (не)похожее растение.

  4) Задание выполнено вовсе (не)плохо, однако (не)продуманные выводы меня смущают.

  Ответ

  1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

  1) Я люблю тебя ЗА(ТО), что ты (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгих лет не раз доказывал свою безграничную преданность.

  2) ПО(ЭТОМУ) склону горы сошла лавина, (ОТ)ТОГО невероятным кажется спасение туристов.

  3) (ЗА)ЧЕМ совершать поступки, за которые (В)ПОСЛЕДСТВИИ будет стыдно?

  4) (В)ДОГОНКУ ему крикнули, (ЧТО)БЫ он больше не появлялся на этой улице.

  Ответ

  1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

  Под этими знаменитыми вековыми дубами Пушкин гулял ( ) и Анна Керн слышала признания великого поэта.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  2) Сложное предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

  3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

  4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

  Ответ

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  Гости остались в столовой (1) шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении (2) и (3) опасаясь быть нескромными (4) вскоре разъехались (5) один за другим (6) не поблагодарив хозяина за хлеб-соль.

  1) 1, 2, 3, 4, 6

  2) 1, 4, 6

  3) 1, 3, 4, 6

  4) 3, 4, 5, 6

  Ответ

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

  В создании поэтического образа участвуют (1) буквально (2) все художественные средства, вместе взятые. Но звукопись в таких случаях (3) безусловно (4) удваивает и утраивает художественную выразительность слова.

  1) 1, 2

  2) 3, 4

  3) 1, 2, 3, 4

  4) 1, 3, 4

  Ответ

  1. Укажите предложение, в котором надо поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

  1) На другой день ни свет ни заря Лиза проснулась.

  2) В литературных салонах Петербурга образованные аристократы обсуждали литературные новинки и упражнялись в стихотворных импровизациях слушали чтение новых произведений и развлекались.

  3) Образование и тонкий художественный вкус не мешали Фёдору Ивановичу Толстому вести безалаберный и разгульный образ жизни.

  4) Пушкину пришлось пережить волнения первого сватовства и отказ маменьки Натальи Гончаровой.

  Ответ

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  Живя у Раевских в Крыму (1) Пушкин увлёкся произведениями Байрона (2) влияние которого на Пушкина впоследствии (3) постепенно угасает (4) и окончательно преодолевается в «Евгении Онегине».

  1) 1, 2

  2) 2

  3) 2, 4

  4) 1, 2, 4

  Ответ

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  Современники Пушкина говорили (1) что во время отпевания обширная площадь перед церковью представляла собою сплошной ковёр из человеческих голов (2) и (3) что (4) когда тело поэта выносили из церкви (5) то шествие на минуту запнулось: на пути лежал кто-то большого роста, в рыданиях.

  1) 1, 2, 3, 5

  2) 1, 4, 5

  3) 1, 2, 3, 4, 5

  4) 1, 5

  Ответ

Прочитайте текст и выполните задания 25 — 36.

Сто процентов человеческого

  (1) Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2) Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?

  (3) Говорят, против судьбы не попрёшь. (4) Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5) Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: учёные утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6) Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.

  (7) Три четверти, что и говорить, очень много. (8) Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что всё заранее предопределено и нам остаётся только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9) Да, мы здорово зависим от судьбы. (10) Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.

  (11) Величайший россиянин всех времён был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12) От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13) Почему он-то не вышел в генералы? (14) Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15) Видимо, двум ярко одарённым родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16) Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17) А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.

  (18) Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19) Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20) Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвёртой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.

  (21) Я не учёный, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22) Иногда — любопытные. (23) Например, отчётливо вижу, как с течением времени меняются писательские жёны. (24) Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25) Вот случай, поразительный по яркости. (26) Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27) Дальше — рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28) Выжила. (29) Вышла. (30) И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы ХХ века. (31) Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32) Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?

  (33) Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме неё, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34) А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35) Где хоть относительно безопасное место для рукописей? (36) Надежда Яковлевна такое место нашла — в собственном мозгу. (37) Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. (38) Без всяких оговорок, это был подвиг. (39) Но ещё и потрясающая школа работы над словом. (40) Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. (41) А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать — сотни стихотворений мастера.

  (42) С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43) Но главное в нашей судьбе заключено в четвёртой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44) Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое? (45) А человеческое в себе создаём мы сами. (46) На все четыре четверти. (47) На все сто процентов.

(По Л. Жуховицкому)

  1. Какое высказывание соответствует содержанию текста?

  1) Наша судьба заранее предопределена генами, унаследованными от родителей.

  2) Пушкин стал величайшим поэтом, потому что он унаследовал гены генерала Ганнибала — знаменитого крестника Петра Великого.

  3) Судьба каждого человека зависит не столько от биологического фактора — наследственности, сколько от того, как он сам распорядится собственной жизнью.

  4) Надежда Яковлевна Мандельштам выучила стихотворения мужа, чтобы воспитать в себе безукоризненное чутьё к слову.

  Ответ

  1. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

  1) В предложениях 11 — 20 содержатся примеры-аргументы к тезису, изложенному в предложении 10.

  2) Предложения 45 — 47 являются выводом, обобщающим авторские рассуждения.

  3) В предложениях 1 — 6 представлено повествование.

  4) Предложения 26 — 30 содержат объяснения факта, о котором говорится в предложениях 23 — 24.

  Ответ

  1. Из предложений 42 — 44 выпишите контекстные антонимы.

  Ответ

Ответы к заданиям 28 — 30 запишите словами.

  1. Укажите способ образования слова ВЫБОР (предложение 15).

  Ответ

  1. Из предложений 36 — 42 выпишите причастие (-я).

  Ответ

  1. Определите тип подчинительной связи в словосочетании ДАВАЛА ИМ (предложение 15).

  Ответ

Ответы к заданиям 31 — 35 запишите цифрами.

  1. Среди предложений 21 — 27 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.

  Ответ

  1. Среди предложений 30 — 34 найдите предложение с обособленным дополнением. Напишите номер этого предложения.

  Ответ

  1. Среди предложений 5 — 10 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

  Ответ

  1. Среди предложений 6 — 10 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи утвердительного слова и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

  Ответ

  Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 25 — 34.

  В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

  Последовательность цифр запишите в бланк ответов №1 справа от задания 35, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

  Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

  1. «Автор, характеризуя важную роль генов в нашей судьбе, использует троп _________________ (предложение 2). Однако ______________ («величайший россиянин всех времён» в предложении 11) подчеркивает важность поиска жизненного призвания вопреки наследственности. А какой, по мнению публициста, могла быть судьба А. В. Суворова, если бы он покорно подчинился «диктатуре генов»? Такой синтаксический приём, как ____________ (предложения 18 — 19), позволяет читателю понять это.

  Тогда что же поможет нам стать хозяевами собственной судьбы? ______________ (предложение 43) даёт ответ на этот вопрос».

  Список терминов:

  1) перифраз

  2) сравнительный оборот

  3) ряд однородных членов

  4) метафора

  5) вопросно-ответная форма изложения

  6) синонимы

  7) контекстуальные антонимы

  8) градация

  9) лексический повтор

  Ответ

ЧАСТЬ 2

Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов №2.

  1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

  Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

  Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

  Информация о тексте

  Объём сочинения  — не менее 150 слов.

  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

  Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

 

 

Навигация

Заключительный курс профессора философии

Прошлой весной философ Ричард Дж. Бернстайн вел свои последние два курса в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, где он был профессором с 1989 года. прагматизм, традиция, к которой принадлежит его собственная работа. Другим был семинар, посвященный Ханне Арендт, которая в конце жизни была подругой Бернштейна.

Много лет назад, когда я защитил докторскую диссертацию, я был студентом Бернштейна. Я все еще в некотором роде. И поэтому я спросил его, могу ли я прослушать класс по Арендт и написать об этом. Он сказал, что не любит пассивных одиторов — мне придется полностью участвовать. Это требование показалось мне хорошим описанием того, чем Бернштейн занимался всю свою жизнь.

Ему было уже за семьдесят, когда я впервые встретил его в 2008 году, но он все еще казался более энергичным, чем большинство его учеников. Было слышно, как он идет по коридору, ведя оживленную беседу, а затем уверенно и щедро входит в класс, маленький человечек в черной водолазке с закатанными рукавами и волнистыми седыми волосами, аккуратно зачесанными назад. У него был отчетливо хриплый голос, всегда как-то наполовину ироничный и вместе с тем глубоко искренний, и звучавший более улично, чем у других профессоров. Даже такой иностранец, как я, из Барселоны, мог услышать в нем бруклинский дух.

Бернштейн вырос в Боро-Парке в семье еврейских иммигрантов, владевших мебельным магазином. Он поступил в Чикагский университет, где написал дипломную работу о любви и дружбе в произведениях Платона. Одним из его одноклассников был Ричард Рорти, который впоследствии стал самым выдающимся философским прагматиком послевоенного периода. (Другой однокурсницей была Сьюзан Зонтаг.) Рорти поступил в Йельский университет, чтобы получить докторскую степень. и призвал Бернштейна следовать за ним туда. Бернстайн так и сделал, написав диссертацию о философии опыта прагматика Джона Дьюи — смелый выбор, учитывая снижение статуса Дьюи в то время. Немецкий философ Юрген Хабермас, повторяя замечание Лессинга о Спинозе, сказал мне, что в то время Дьюи обычно считали «дохлым псом».

Великое озарение классических прагматиков заключалось в том, что они признали, что мы проводим интеллектуальные исследования точно так же, как мы живем и действуем в мире. Мы сталкиваемся с миром, когда проверяем наши теории в полевых условиях и спорим с нашими политическими врагами. Истина может быть неуловимой, но наш опыт реален, и он заставляет нас думать, спорить — возможно, меняться. Эта концепция истины и социальный процесс, с помощью которого мы пытаемся ее достичь, более демократичны, полагал Бернштейн, чем попытка превзойти нашу точку зрения, рассуждая о своем пути к какой-то якобы универсальной перспективе.

В Йельском университете Бернстайн воссоединился с Кэрол Липпит, которую он знал в старшей школе и которая стала одной из немногих выпускниц Йельского университета. Они поженились в 1955 году. Бернштейн остался преподавать в Йельском университете; в 1964 году он отправился в Миссисипи на Лето свободы и написал об этом короткую заметку для The Nation , восхищаясь страстью молодежи и храбростью чернокожих жителей Миссисипи, которых он встретил. О собрании активистов избирательных прав он писал: «Всякий раз, когда в будущем я буду думать о том, что демократия может означать в конкретном случае, я буду вспоминать об этом собрании в округе Итон».

Примерно через шесть месяцев ему отказали в должности. Студенты пикетировали административные офисы Йельского университета в знак протеста, и так называемое дело Бернштейна стало общенациональной новостью. Почему ему было отказано в должности, было неясно; он много публиковался и был любимым учителем. Согласно одной из теорий, философы-аналитики отдела — те, кто в широком смысле обращался к формальной логике для решения философских вопросов — вытесняли так называемых континентальных типов, чью работу они считали слабой и субъективной. («Проблема Йельского университета рассматривается как фундаментальный раскол; спор, который некоторые связывают с философским расколом», 9Об этом сообщает 0013 Times .) Но Бернстайн всегда утверждал, что политика ведомства более сложна.

Во всяком случае, он не был сторонником какого-либо лагеря. У него была необычная способность вести диалог между философами разных традиций. Это было не только интеллектуальное занятие, но и интимное: Арендт, Рорти и Хабермас были не только его философскими собеседниками, но и друзьями. Бернштейн никогда не придумывал фразы, которая стала общепринятой за пределами мира современной философии, вроде «банальности зла» Арендт, «лингвистического поворота» Рорти или «коммуникативного действия» Хабермаса. Он был в некотором роде закулисным философом, незаменимым в пьесе, разворачивающейся под светом.

Прежде всего, он был учителем. На его последнем семинаре Арендт были собраны многие из наиболее важных для него вопросов. Вполне уместно, что он исследовал эти вопросы в диалоге с другими — в диалоге, особенно с Арендт, блестящим мыслителем и ушедшим другом, чей жизненный путь был отмечен серьезными травмами двадцатого века. Курс будет проводиться на Zoom и будет проходить в хронологическом порядке, от ранних еврейских произведений Арендт до ее поздних эссе, с несколькими занятиями, посвященными ее книгам «Истоки тоталитаризма» и «Состояние человека». Курс позволил Бернштейну как поделиться идеями Арендт с другой группой студентов — их было четырнадцать, включая меня, — так и переосмыслить свои разногласия с ней. Арендт провела резкое различие между социальной и политической сферами, различие, которое, как известно, побудило ее выступить против принудительной десегрегации школ федеральным правительством после дела Браун против Совета по образованию. Бернштейн считал, что политическое и социальное неразделимы.

Первым занятием семинара, которое было отложено на неделю из-за плохого самочувствия Бернштейна, была лекция о жизни Арендт. Родившись в 1906 году в Германии, она училась в 1920-х годах в Марбургском университете, где у нее был роман с профессором Мартином Хайдеггером, который впоследствии стал одним из самых влиятельных философов двадцатого века, а в 1933 году член нацистской партии. Когда Гитлер пришел к власти, Арендт бежала из Германии в Париж, где провела несколько лет, работая в организации, которая помогала отправлять молодых еврейских беженцев в Палестину. Весной 19 г.40 января французское правительство собрало «вражеских иностранцев», в том числе Арендт, и переместило их в лагеря для интернированных, рассказал нам Бернстайн, проводя аналогию с американцами японского происхождения, интернированными в США вскоре после этого. Арендт сбежала; женщины, которые остались, как заметил Бернштейн, были отправлены в Освенцим Адольфом Эйхманом, который стал самым известным героем Арендт.

Бернштейн говорил длинными предложениями, которые можно было бы расшифровать и отправить издателю. В какой-то момент он делился интимными откровениями — он характеризовал Арендт как «слегка богемную» и «кокетливую», — затем погружался в теорию, характеризуя концепцию Арендт о свободе как одну из самых глубоких среди всех мыслителей. Спустя почти два часа он сказал, что продержал нас достаточно долго. Следующая сессия будет более сократовской.

Когда я вошел в Zoom на следующей неделе, некоторые из моих одноклассников уже присутствовали, их полки Ikea и художественные плакаты были видны в их маленьких окнах Zoom. Бернштейн тоже был там, но его камера была выключена.

«Ты меня слышишь?» он сказал. «Я хотел объяснить, где я. Я на самом деле в больнице. Меня отправили обратно сюда, потому что мне не хватает кислорода». Как я понял, он провел в больнице первую неделю семестра. «Я действительно, совершенно, интеллектуально в порядке», — продолжил он.

Он включил камеру и вот он: без рубашки, в регулируемой кровати, с электродами, привязанными к его груди, и трубками, ведущими к его ноздрям. Его белые волосы, немного растрепанные и редеющие по краям, казалось, растворялись в свете.

«Нас могут прервать, — сказал он, — но я решил, что мы должны двигаться дальше. Нет причин не продолжать. ХОРОШО.?»

В тот день мы должны были обсудить статьи, написанные Арендт в течение ее первого десятилетия в Нью-Йорке. Бернштейн начал рассказывать нам о контексте этих писаний, когда на заднем фоне послышался шум. Вошли медсестры.

«Я только что слышал, что вы ведете урок», — сказал один из них.

— Ага, — как ни в чем не бывало ответил Бернстайн.

«Что?» сказал другой. «Удивительный! Ты великолепен!»

«Вы хотите участвовать?» он спросил.

«Можно послушать? О чем ты говоришь?»

— Если останешься, узнаешь, — сказал он. А потом в камеру: «Значит, медсестры хотят узнать о Ханне Арендт!»

«Я до сих пор помню, где мы познакомились», — сказал мне Бернштейн, не в первый раз рассказывая, как началась его дружба с Арендт. «Место под названием «Хаверфорд-отель», в восемь часов». было 1972. Арендт пригласили выступить с докладом в Хаверфорд-колледже, и она попросила о встрече с ним. Бернштейн в то время был заведующим кафедрой философии школы; после разногласий в Йельском университете он получил множество предложений о работе и выбрал школу, расположенную за пределами Филадельфии, отчасти потому, что Кэрол, специалист по романтической и викторианской литературе, могла найти место поблизости. (В конце концов она поступила на факультет Брин-Мора, а позже стала заведующей кафедрой английского языка.) Бернштейн превратил кафедру в место, где можно было изучать множество традиций и подходов. Студентов набрали рекордное количество.

Предыдущей осенью он опубликовал книгу «Практика и действие», в которой исследуется ряд философских подходов — Гегеля и Маркса, экзистенциализма, прагматизма и аналитической философии — и характеризует их все как реакцию на то, что он называется «картезианской тревогой». Мыслители после Декарта изо всех сил пытались найти адекватную основу для осмысленной жизни в мире природы. Как же тогда мы можем определить, как жить? Рукопись прошла рецензирование; один анонимный рецензент раскритиковал его неспособность обратиться к множеству малоизвестных немецких источников. Бернстайн был убежден, что это была Арендт, чью работу он упомянул в книге лишь однажды, в сноске. Так что он немного нервничал по поводу встречи. «Она была врагом, — вспоминал он свои мысли. «А в ту ночь мы разговаривали с восьми до двух часов ночи».

Бернштейн разъяснил своим ученикам, что это чисто интеллектуальное задание. Как выяснилось, Арендт не была анонимным рецензентом — она восхищалась его книгой, хотя и имела некоторые критические замечания. Они спорили часами. «Но в ней было что-то агонистическое и эротическое, и каким-то образом, хотя она действительно была вполне состоявшейся — ей за шестьдесят, мне за сорок — это щелкнуло», — сказал мне Бернстайн. «Мы стали очень, очень близки». Вскоре он навестил ее в Нью-Йорке. «Она готовила для меня — она следила за тем, чтобы я ел достаточно», — сказал он. Она даже организовала поздний завтрак со своим редактором и писательницей и критиком Мэри Маккарти, чтобы гарантировать, что его следующая книга будет выпущена ее издателем.

Она также пыталась убедить Новую школу нанять его. Учреждение имело для нее огромное значение. Основанная в 1919 году — после того, как Колумбия, среди патриотического порыва, вдохновленного вступлением Америки в Великую войну, потребовала от профессоров присягнуть на верность стране — она оставила особое наследие, когда дело касалось интеллектуальной свободы. После того, как нацисты начали изгонять еврейских и левых ученых из немецких университетов, Новая школа создала Университет в изгнании. Он помогал в усилиях по организации для художников и интеллектуалов получения виз и безопасного проезда в США после начала войны. Среди спасенных такими усилиями была Арендт. Она преподавала в Принстоне, Чикагском университете и других местах, но в 19В 67 лет она пошла в Новую школу, где провела последние годы своей жизни.

Школа отклонила рекомендацию Арендт Бернштейна, и она написала ему письмо, в котором выразила свое разочарование. Он описал части письма в классе. «Все академическое мышление, будь то правое, левое или среднее, в высшей степени консервативно», — писала ему Арендт. «Никто не хочет слышать то, чего он не слышал раньше». Вспомнив эти слова, Бернстайн наклонился к камере своего ноутбука, увеличивавшейся на наших экранах. Мы все должны бороться с этой тенденцией к конформизму, сказал он. Он объяснил, что даже умные люди учатся соглашаться с тем, что общепринято, и отвергают хорошую философию.

Это был страстный и вдохновляющий момент. Но по прошествии недель его физические способности прибавлялись и ослабевали. Он был госпитализирован семь раз в течение семестра, один раз с инфекцией COVID ; кроме недельной задержки до начала семинара, которую он выдумал, он никогда не пропускал занятия. Во время весенних каникул ему вживили кардиостимулятор. Месяц спустя он проводил наши сеансы со своего дивана с кислородной трубкой.

В конце апреля его научный сотрудник Ольга Книжник написала мне по электронной почте, чтобы спросить, могу ли я помочь провести следующую сессию. Я подозреваю, что она отправляла подобные сообщения другим студентам, потому что наша дискуссия в тот день была особенно бурной — как будто студенты пришли на помощь Бернштейну. Помогло то, что нашей темой стала самая известная книга Арендт «Эйхман в Иерусалиме: отчет о банальности зла», основанная на статьях, появившихся в The New Yorker , 1963 год. Арендт присутствовала на суде над Эйхманом по обвинению в военных преступлениях в Иерусалиме и была поражена его опорой на клише: она пришла к выводу, что он не чудовище, а бюрократ. Она также раскритиковала отношение израильского правительства к судебному процессу и советы местных еврейских лидеров в Германии, которые, по ее мнению, сотрудничали с нацистской бюрократией. Ее тут же обвинили в том, что она ненавидит себя еврейка.

Что мы думаем об этой критике, спросил Бернштейн? Студентка из Израиля усомнилась в том, что это обвинение справедливо, потому что, по ее словам, Арендт на самом деле была скорее немкой, чем еврейкой. Она также настаивала на том, что Арендт может позволить себе упрощение в оценке еврейских советов, потому что ее там не было; в этой сложной ситуации, сказал студент, у советов не было другого выбора, кроме как сотрудничать. Другой студент указал на строку о том, как евреи шли «на смерть, как агнцы на заклание», назвав это обвинением жертвы, повторяя другое обвинение, выдвинутое при публикации книги. (Из текста не ясно, действительно ли Арендт считала, что евреи ведут себя как ягнята; этот пассаж, как и многие другие в ее работах, вызывающе неоднозначен. ) день, но он, похоже, не хотел, чтобы дебаты заканчивались. Студент из Гонконга сравнил мышление Эйхмана с мышлением полиции, избивающей там протестующих; американский студент рассказал о Вьетнаме. Бернштейн постоянно возвращал нас к ранней критике книги Арендт. Были ли они справедливы? Наконец, студентка из Израиля была категорична: Арендт ошибалась. Она ошибалась, что Эйхман не думал. Он был продуктом не легкомыслия, а немецкого образования. — Он думал! — сказал студент.

Спустя более часа Бернштейн отпустил нас. Я задавался вопросом, почему он настаивал; никто бы не обвинил его в том, что он взял отгул или даже отменил занятия. Чувствовал ли он себя обязанным завершить круг своей жизни, вернувшись к Арендт и к этим вопросам? Альтернатива показалась ему бессмысленной или просто скучной? Возможно, подумал я, самая важная причина заключалась в том, что для него наличие этих аргументов было единственным путем к истине, пусть временным и случайным. Это была наша единственная надежда на познание мира.

Однажды во время занятия «Истоки тоталитаризма» Бернштейн рассказал историю своего первого визита в концлагерь в Дахау в середине семидесятых годов. Он отправился в Германию, чтобы навестить Хабермаса, с которым познакомился в 1972 году, в том же году, когда познакомился с Арендт. Хабермас провел какое-то время в Мидлтауне, штат Коннектикут, и Бернштейн только что прочитал его книгу «Знание и человеческие интересы», которая опирается на размышления Маркса, Фрейда и американского прагматика Чарльза С. Пирса — редкое упоминание в то время. особенно для европейского философа — в его стремлении заложить новую основу для критической социальной теории. Бернстайн, опубликовавший книгу о Пирсе перед отъездом из Йельского университета, пригласил Хабермаса выступить с докладом в Хаверфорде.

«У меня не было привычки сразу же принимать приглашения по телефону от неизвестного коллеги, — сообщил мне Хабермас по электронной почте на немецком языке. Но он обнаружил, что «дружелюбное и прямое поведение» Бернштейна обезоруживало его и показывало, что им есть что обсудить друг с другом. «Поэтому я позволил себя одолеть», — сказал он. Бернштейн встретил его в аэропорту, и они с самого начала понравились друг другу. «Начало философского разговора легко возникало из повседневного наблюдения или полезного практического совета», — вспоминал Хабермас. «К тому времени, когда мы прибыли в кампус — по пути мы проходили через «черные» кварталы, которые сразу же давали топливо для первых политических разговоров — через Северную линию, мы были почти уже друзьями».

Два философа сошлись во мнении, что семя сектантской политики, по-видимому, заложено в рациональном проекте современности: люди пытались установить единственную истинную политическую систему на основе разума, тогда как на самом деле вся политика должна была корениться в социальном давать-и-брать с другими. Но Хабермас утверждал, что в процессе рационального обоснования наших моральных и политических убеждений друг перед другом сила лучшего аргумента может привести нас к моральным и политическим нормам, выходящим за пределы наших сообществ. Бернштейн не пошел бы так далеко. Чтобы так думать, утверждал он, нужно было бы поверить, что существует фундаментальная разница между тем, как мы познаем мир, и тем, как мы решаем, как себя вести, или, говоря языком Канта, между теоретическим и практическим использованием разума. Ошибка, по его мнению.

Тем не менее, их общая приверженность философскому диалогу стала основой дружбы на всю жизнь. Хабермас называл Бернштейна «гением, обнаружившим зерно истины в философии другого». После выступления Хабермаса в Хаверфорде Бернштейн подумывал поехать в Мюнхен, чтобы навестить его — и увидеть Дахау. «Я сказал, что не могу этого сделать, — вспоминал Бернштейн, — мне будут сниться кошмары». Но в 1976 году он решил взглянуть в лицо своим страхам. Он любил рассказывать, как Хабермас встречал его в аэропорту. Бернштейн изучал происхождение и развитие различных типов лагерей. «Я думал, что полностью готов, но это не так», — сказал он классу. Что потрясло его еще больше, чем свидетельство всех мертвых тел, так это ведение записей.

После того, как Бернштейн рассказал о своем визите, он попросил студента прочитать отрывок из книги «Истоки тоталитаризма». Бернштейн знал номер страницы навскидку, из неоднократных посещений: «Когда человек сталкивается с альтернативой предать и таким образом убить своих друзей или отправить на смерть свою жену и детей, за которых он во всех смыслах несет ответственность; если даже самоубийство означало бы немедленное убийство его собственной семьи, — как он может решить?»

Бернштейн и Арендт последний раз разговаривали весной 1975. «В то время она была очень взволнована, потому что думала, что Новая школа положит конец философии», — сказал он мне. У Арендт, которая умерла несколько месяцев спустя после сердечного приступа в возрасте шестидесяти девяти лет, были причины для беспокойства: Департамент образования Нью-Йорка, реагируя на переизбыток кандидатов наук. выпускников, не имеющих перспектив трудоустройства, объявили о планах оценить каждую докторскую программу в штате с намерением закрыть более слабые. Критерии оценки, по-видимому, отдавали предпочтение специализированным программам, которые обучали студентов проводить эмпирические исследования; междисциплинарная программа подготовки теоретиков, как в Новой школе, казалась особенно уязвимой.

Департамент образования попросил двух философов оценить программу Новой школы социальных исследований: Аласдера Макинтайра и Ричарда Рорти. Они увидели в программе ценность, но, как описывает Джудит Фридлендер в своей книге «Свет в темные времена», рейтинговые комитеты штата, тем не менее, дали ей неблагоприятную оценку. После этого Рорти и Макинтайр отправили письма декану выпускного факультета Новой школы с советами. «В настоящий момент в Соединенных Штатах философия в какой-то степени переживает кризис, — писал Макинтайр. Он считал «перепроизводство докторов наук», обученных аналитической философии, «главным фактором, искажающим рынок труда». Рорти порекомендовал школе нанять Бернштейна для возрождения отдела. Но попечители университета не хотели вкладывать средства в программу, пока школа не изучила ее дальше, и в 1977 года Новая школа объявила мораторий на прием новых докторантов по философии.

Пять лет спустя Новая школа наняла нового президента, администратора по имени Джонатан Фэнтон. Он учился в Йеле в шестидесятых; он участвовал в протестах в поддержку Бернштейна. Декан аспирантского факультета попросил Бернштейна присоединиться к комитету, который помог бы решить судьбу факультета философии. Бернштейн рекомендовал нанять заведующим кафедрой венгерского философа-диссидента Агнес Хеллер. Если «Новая школа» была основана на стремлении защитить интеллектуальную свободу, то теперь ее задача заключалась в поддержке интеллектуалов, которые были задушены за «железным занавесом». был назначен Хеллер. Она наняла Бернштейна, и он занял пост председателя в 1919 году.89. Снят запрет на прием докторантов. Отдел стал таким же своеобразным и плюралистическим, как оглавления в его книгах: аналитические философы, прагматики, феноменологи. Он сказал мне, что восстановление отдела «было похоже на выполнение завещания», оставленного ему Арендт.

В мае, утром перед последней встречей нашего семинара, я зашел к нему в его квартиру на Пятьдесят второй улице. Он был большим и светлым, заполненным скандинавской мебелью середины века, что, казалось, отражало его веру в элегантность того, что работает, а также вкус, который он приобрел, будучи ребенком продавца мебели. Медсестра возилась на кухне. Кэрол читала книгу в гостиной рядом со своим мужем, который выглядел хилым и носил кислородную трубку, но оживленно говорил, двигая руками и головой, как у птички. Он очень хотел начать занятия и присоединился к собранию Zoom на несколько минут раньше. Ему удалили кислородную трубку. Он попросил у медсестры немного конфет. Когда студенты появились на экране, они спросили его, как он себя чувствует. «Я чувствую эйфорию, — сказал он.

Темой было эссе «Мышление и моральные соображения», которое Арендт опубликовала в 1971 году. В нем она подробно останавливается на банальности зла. Некоторых читателей «Эйхмана в Иерусалиме» беспокоило и беспокоит своего рода следствие из его тезиса: если главная ошибка Эйхмана заключалась в неспособности мыслить, значит ли это, что мышления достаточно, чтобы уберечь нас от морального краха? Идея кажется маловероятной. Но Арендт защищает эту идею или какую-то ее версию отчасти за счет углубления нашего понимания того, что такое мышление и как и когда оно требуется. «Проявление ветра мысли — не знание; это способность отличить правильное от неправильного, красивое от уродливого», — пишет она. «И это действительно может предотвратить катастрофы, по крайней мере для меня, в те редкие моменты, когда фишки падают».

Когда урок подходил к концу, Бернштейн размышлял о своих разногласиях со своим старым другом. По его словам, Арендт мало интересовало представление нескольких сторон истории и попытка их связать. Это может привести в ярость, но, по его словам, «очень часто это приводит ее к своего рода блеску». Он хвалил своих учеников и велел им писать ему обо всем на свете. «Мне всегда нравился комментарий Ганса-Георга Гадамера: последнее слово не за кем», — сказал он нам. — А разговор будет продолжаться и должен продолжаться с вами. Он добавил: «Если есть что-то, с чем я хотел бы вас оставить в конце, так это с духом философии, и то, что, как я считаю, должно быть ее подлинным духом, который, я думаю, я надеюсь, что вы все примете». в вашей собственной жизни. Удачи.»

Он отключился и повернулся к Кэрол. — Вот так, моя любовь! он сказал.

Я спросил его, как он себя чувствует. Отлично, сказал он мне, он прожил хорошую жизнь. Затем он выдавил полуулыбку. «Я никогда не понимал одержимости философии смертью, — сказал он. «Моя одержимость — это новые начинания. . . . Я хочу делать больше вещей».

В эту субботу ему исполнится девяносто лет. В пятницу он получил от Хабермаса раннее сообщение с днем ​​рождения. «Если я правильно помню, наша дружба началась почти ровно полвека назад, — писал Хабермас. «Это осталось одним из очень немногих счастливых событий в жизни, которые я помню даже после столь долгого периода без малейшей тени и какой-либо амбивалентности. И с тех пор я все думаю о твоем первом философском совете: «детрансцендентализируй свой взгляд на кантианское наследие». Но это было очень важно: Бернштейн чувствовал, что Хабермас был слишком привязан к концепции истины, которая универсальна, без условий. Если философия что-то и доказала, считал Бернштейн, так это то, что вещи никогда не бывают фиксированными и наш разговор никогда не заканчивается.

Следующие несколько недель он проверял работы. В первый день июля он вышел на пенсию. Он отправился в дом в Адирондаке, который они с Кэрол построили несколько десятилетий назад, на деньги от премии за обучение. Его семья присоединилась к нему. Однажды ночью перед сном он сказал дочери: «Сегодня был прекрасный день». Он умер утром 4 июля. Его последняя книга «Превратности природы» была издана посмертно, осенью. Книга продолжает нить, восходящую к диссертации Бернштейна о Дьюи, написанной более чем шестьюдесятью годами ранее: в основе как нашей природы, так и нашего образа жизни в природе лежит неустанный коллективный разговор о том, что хорошо, а что есть истина. . ♦

АНГЛИЙСКИЙ СЛОВАРЬ

%PDF-1.7 % 1 0 объект > эндообъект 2 0 объект >поток 2019-04-11T02:06:59-07:002019-04-11T02:06:58-07:002019-04-11T02:06:59-07:00Заявитель ПриложениеPDF Pro 5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *