Я также беден как природа и также прост как небеса: Осип Мандельштам — «Слух чуткий парус напрягает…»
«Я так же беден, как природа, И так же прост, как небеса…» — МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА КУРЧАТОВСКОГО РАЙОНА» КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Его называют одним из лучших поэтов «серебряного века» с трагической судьбой. А еще он был талантливым прозаиком и переводчиком, незаурядным литературным критиком. Его творчество – предмет изучения в средней и высшей школе, а знание стихотворений этого литератора является признаком культурной личности. Это одаренный талантом поэт Осип Эмильевич Мандельштам.
Факты из ранней биографии
Сегодня уже мало кто вспомнит о том, что при рождении будущему литератору было дано имя Иосиф, так как его родителями являлись зажиточные евреи из Польши. Так, отец мальчика был мастером по пошиву перчаток, параллельно занимающимся купеческой деятельностью, причем относящейся к первой гильдии, тогда как его мать пробовала себя в музыке.
Детство и юность
Зажиточность и довольно высокое положение в обществе позволяло семье жить вне еврейского гетто, не чувствуя на себе никакого ущемления, поэтому неудивительно, что маленький Иосиф чувствовал себя свободно и это отразилось на его характере как в моменты становления, так и уже в зрелой жизни. Но обо всем по порядку: Родился Мандельштам 14 января 1891 года в польской столице Варшаве, которая на тот момент входила в состав Российской Империи. Отца будущего писателя звали Эмилием Вениаминовичем Мандельштамом, а мать — Флорой Овсеевной Вербловской. Когда Иосифу исполнилось 5 лет, семье пришлось переехать на краткий срок в Ковно (современный литовский административный центр Каунас), где им довелось прожить не больше года. Волею судьбы уже в 1897 году Мандельштамы оказались в Петербурге. С самого детства Иосиф проявлял большую тягу к знаниям, поэтому родители уделяли много времени образованию сына, отдав его в одно из самых лучших имперских учебных заведений — Тенишевское училище, находившееся в Северной Пальмире и считавшееся до революции «кузней культурных кадров». Сегодня в это трудно поверить, но в юности литературный гений отдавал предпочтение точным наукам, подав документы на физико-математический факультет столичного университета. Однако стать математиком Мандельштаму так и не удалось, так как жизненные обстоятельства уже в октябре того же года привели его в Париж, где ему посчастливилось поступить в Сорбонну и проучиться в стенах одного из самых престижных учебных заведений мира в течение двух лет. Сохранившиеся благодаря биографам писателя хронологические таблицы указывают на то, что, помимо Сорбонны, Иосиф учился еще и в Гейдельбергском университете в Германии. Именно в этот период произошла судьбоносная встреча Мандельштама с поэтом Серебряного века Николаем Гумилевым, сильно повлиявшим на его увлечения, которые отныне сводились к французской поэзии.
Возвращение и учеба
А ведь именно на эти годы приходятся самые интересные факты из биографии Мандельштама, который начал дружить со знаковыми фигурами той эпохи и, наконец-то, окончательно определился со своим предназначением, решив полностью посвятить себя эпистолярному жанру. Однако это сегодня стихи Осипа Мандельштама разбирают на цитаты, а тогда, в далеком 1911 году, в нем никто не видел особых задатков и потенциала, причем во многом по его же вине.
Самые интересные факты из жизни поэта того времени:
После того как стало понятно, что родители не смогут оплачивать обучение сына в Сорбонне, Иосиф решил подать документы на романо-германское отделение Петербургского университета. Но для того чтобы обойти действующие на тот момент квоты для евреев, ему в срочном порядке пришлось покреститься, выбрав более привычное для тех времен и общества имя Осип. Примечательно, что сам обряд крещения проходил в Выборге у пастора, проповедующего от методистской конфессии, распространенной преимущественно в западных странах. Вскоре Осип был отчислен из университета из-за плохой учебы. В том же году в жизни начинающего свой творческий путь литератора произошла еще одна важная встреча с известной поэтессой Анной Ахматовой.
С тех пор Осип постоянно бывал в ее доме, часто посещая и супругов Гумилевых. Благодаря этим знакомствам, он стал известной в Петербурге фигурой, хотя к тому времени в столичных газетах уже начали печататься его первые произведения. Вскоре Мандельштам впервые принимает участие в литературных собраниях, именуемых Цехом поэтов.
Спустя год произошло его знакомство с Блоком, а вскоре после этого поэт становится приверженцем акмеизма, литературного течения, противопоставляющегося символизму, сторонником которого были друзья Осипа Гумилев и Ахматова. Стоит отметить, что это направление в творчестве Мандельштама стало основным, притом что он радовался этому открытию всю свою сознательную жизнь. В 1915 году Мандельштам знакомится с сестрами Цветаевыми и спустя год у него завязываются теплые отношения с Мариной, о которых известно немного.
Этот период стал настоящим подъемом для талантливого автора, который попал в самый центр литературной жизни столицы. В итоге ему удалось выпустить свой первый сборник стихотворений «Камень», который потом переиздавался несколько раз.
Творчество и личная жизнь
Проводя много времени в разъездах, казалось бы, равнодушный к бурным романам Мандельштам встречает свою будущую супругу — Надежду Хазину, которая также посвятила свою жизнь литературе. Однако насладиться в полной мере своим счастьем молодым не давала развернувшаяся на фоне революционных событий Гражданская война, из-за которой им пришлось постоянно переезжать с одного места на другое. Среди самых значимых событий из жизни Мандельштама и его жены тех лет стоит выделить:
Во время поездки в Крым Осип и Надежда попали в плен к белогвардейцам. Тогда же им представилось возможным бежать вместе с белыми в Турцию, что было очень актуально среди бывших дворян, однако Мандельштам не воспользовался этим предложением, приняв решение о переезде в Петроград. В Петрограде писатель и его муза поселились в местном Доме культуры, продолжая работать над новым сборником. В 1922 году Осип официально женился на Надежде. В этот период супружеской паре довелось познакомиться с такими знаковыми фигурами времени, как Пастернак и Чуковский, у которых остались самые теплые воспоминания о Мандельштаме. В 1923 году вышла новая книга, которую поэт посвятил своей возлюбленной. Примечательно, что этот творческий период позднее получил название «Тристия», завершившись ближе к концу 20-х годов. Кроме того, с 1925 по 1930 писатель берет паузу в поэзии, практически полностью перейдя на прозу и переводы зарубежных произведений, которыми он зарабатывал себе на жизнь. В 1928 году был отпечатан последний сборник стихотворений при жизни поэта, а уже в 1930 году Мандельштаму предлагают поездку в Армению, которая послужила поводом для написания очерков о Кавказе. Во время своего пребывания в горах Осип познакомился с талантливым ученым, биологом Борисом Кузиным, с которым у него завязались близкие дружеские отношения. И именно этот человек вдохновил Мандельштама на возвращение в большую поэзию после затяжного перерыва.
Стоит признать, что пребывание на Кавказе самым благоприятным образом повлияло на творчество литератора, славящегося своим необычным слогом и произношением. В окружении живописной природы и чистейшего горного воздуха поэт начал самостоятельно изучать итальянский, прочитав в оригинале «Божественную комедию» и даже не подозревая, что совсем скоро счастливые дни сменит глубокая печаль и тяготы ссыльной жизни.
Ссылка и смерть
Несмотря на то что в годы революции Мандельштам был на стороне красных, совсем скоро он начал открыто делиться своими антисоветскими настроениями. Изначально речь шла о каких-то высказываниях, которые не имели серьезных последствий. К примеру, будучи в доме Ахматовой и став невольным свидетелем того, как поэтесса критиковала Есенина и его творчество, Осип парировал, что готов все простить за одну только фразу «Не расстреливал несчастных по темницам». Стоит отметить, что Мандельштам и без того не был в особой чести у Советской власти, ведь его поздние труды часто публиковали по просьбе верных друзей поэта — Бухарина и Пастернака. Но чем дальше, тем ситуация становилась сложнее и тревожнее, чего не могло не замечать близкое окружение автора. К примеру, жена Пастернака откровенно ненавидела чету Мандельштамов за их антисталинистские взгляды, считая дружбу с этой семьей компрометирующей и опасной. Все оборвалось в одночасье, когда кто-то из посетителей дома Осипа и Надежды донес в НКВД о новом произведении автора «Мы живем, под собою не чуя страны», содержание которого подразумевало прямую критику советского вождя.
Далее события развивались следующим образом:
16 мая 1934 года Мандельштама арестовали и вместе с супругой отправили по этапу в небольшой городок Пермского края Чердынь, где поэт попытался покончить жизнь самоубийством, выбросившись из окна.
Все это время Надежда писала в различные инстанции с просьбой помочь мужу. Благодаря ходатайству Бухарина и лично Сталина Мандельштамам было разрешено самостоятельно выбрать место для поселения на время ссылки, в результате чего ими было решено переехать в Воронеж.
Годы эти были очень трудными, так как жили Осип и Надежда на те деньги, что присылали им друзья. В 1937 году после четырех лет в изгнании поэт возвращается в Москву, однако радость его была недолгой, так как уже в марте 1938 его повторно арестовали. 2 августа Мандельштама приговорили к пяти годам лагеря, а 8 отправили по этапу во Владивосток. Оттуда Осип написал свое последнее письмо жене и брату, поведав им о том, что здоровье его совсем ослабло и что, вероятнее всего, ему придется зимовать в отсевном лагере. 27 декабря 1938 года талантливый поэт скончался во Владперпункте от сыпного тифа, но тело его было предано земле лишь весной вместе с другими умершими заключенными. Захоронение проводилось в братской могиле и тут нельзя не отметить явный дар предвиденья Мандельштама, который описывал похожее будущее в одном из своих стихотворений. ……
На память поклонникам творчества гениального русского поэта остался его портрет, написанный русским художником-авангардистом Бруни в 1916 году, немногочисленные черно-белые фото, включая тюремные, множество памятников, большинство из которых находятся в Воронеже, и, конечно же, его произведения. Анализ стихов и прозы Мандельштама до сих пор проходят в школе и литературных ВУЗах, а особенность его стиля еще долго вспоминалась друзьями литератора. К примеру, в семидесятых годах вхожего в дом Ахматовой Иосифа Бродского, впоследствии ставшего лауреатом Нобелевской премией, называли не иначе как «младший Ося». Глубоким исследованием творчества Мандельштама занимаются не только в России, но и за рубежом, что лишний раз подчеркивает его выдающие литературные способности. Мало того, его гений и искренность не остались незамеченными для многих других знаменитых писателей, и в качестве примера можно привести Набокова, который называл Осипа единственным поэтом Сталинской России.
В течение двух десятилетий произведения Мандельштама в Советском Союзе были запрещены.
Мир узнал о его творчестве благодаря его верной спутнице Надежде, сохранившей в «рукописном чемодане» и в памяти великие творения гениального автора. Она же написала и книги воспоминаний о поэте.
Источник: https://nauka.club/biografii/osip-mandelshtam.html
Произведения автора, а так же более подробные факты из биографии О.Э Мандельштама можно взять (на бумажных носителях) в читальном зале МКУК «Межпоселенческая библиотека Курчатовского района».
Библиотека колледжа связи — Я так же беден, как природа, и так же прост, как небеса
Электронные
книгиЭлектронные книги
такие электронные!Котэ
Наши коты тоже
читают книгиЭто книги
Их можно читать
Библиотечные
полкиВ библиотеке можно
увидеть вот такие
полки для книгА ночью…
…в библиотеке темно,
потому что все спятКниги не растут
на деревьяхэто просто картинка неправильная такая
Аллея памяти родственников наших сотрудников и студентов
Макаров Иван Григорьевич
Доваадор Галина Тонмитовна (Кыргыс Сынаа)
Драчёнин Пётр Максимович
Барабанов Степан Тихонович
Чеклин Иван Васильевич
Агуреев Иван Сергеевич
Куликова (Луговская) Наталья Валентиновна
Печёнкин Георгий Никитович
Юрьев Владимир Яковлевич
Вход в Выставочный зал
Составитель : библиотекарь БИЦ ОП № 5 Козьмина Н. П.
К 125-летию со дня рождения О.Э.Мандельштама
Едва ли можно найти в истории русской литературы поэта, судьба которого была бы столь трагична, как судьба Осипа Мандельштама. В памяти тех, кто знал Мандельштама он остался образцом человека, мужественно исполнившего свой долг и потому никогда не утратившего чувство собственного достоинства. В этом убеждают и его стихи, рожденные счастьем жить на земле, глубокими раздумьями о времени и человеке, трагическими метаниями в предчувствии настигающей его гибели. Стихи его всегда глубоко человечны и всегда одаривают читателя радостью встречи и истинным и прекрасным искусством.
Библиографический указатель
Что означает слово «нищий духом» и почему Иисус сказал это?
В Матфея 5:3 (NIV) говорится: « Блаженны нищие духом , ибо их есть Царство Небесное». Вы никогда не задумывались, что это значит? На первый взгляд может показаться, что это указывает на кого-то, кто грустит или обескуражен. Но когда мы смотрим ближе, это значит гораздо больше. Я люблю сравнивать версии Слова, и когда я смотрю на NLT, этот стих проясняется, поскольку в нем говорится: «Бог благословляет тех, кто беден и осознает свою нужду в Нем, ибо Царство Небесное есть их».
Теперь, прежде чем мы копнем глубже, я буду честен и скажу вам, что мне было трудно пройти через этот стих, потому что я считаю, что это очень важно для понимания того, что значит быть последователем Иисуса. Я не думаю, что это какая-то случайность, что Иисус первым перечислил это заповедь блаженства, потому что правда в том, что если мы сможем получить эту заповедь, то остальные естественным образом встанут на свои места.
Что значит быть «нищим духом»?
Итак, «нищие духом» — это следующая область, которую нужно решить. Ну, вот где резина встречается с дорогой. Если мы вернемся к версии NLT, там будет сказано, что «Бог благословляет тех, кто беден, и осознает их нужду в Нем…» Я не верю, что Он обязательно имел в виду физически бедных. Эти обстоятельства могут подтолкнуть нас к большему осознанию нашей потребности в Нем, когда мы думаем о «жале в плоти» Павла (2 Кор. 12) или о «женщине с кровотечением» (Луки 8:43-48). Я не думаю, что Он имел в виду исключительно денежные ограничения, хотя опять же, когда мы не в состоянии обеспечить физические потребности, это иногда заставляет нас более ясно видеть нашу нужду в Нем. Но правда в том, что это слишком просто.
Иисус хочет, чтобы мы смиренно признали, что сами по себе нас недостаточно . Нам просто не хватает, вы все. И мы стараемся быть. Мы очень стараемся быть самодостаточными и независимыми, потому что иногда верим в ложь о том, что именно эти вещи делают нас сильными. Но о, мои милые друзья, таковы пути мира, а не Царства Небесного.
Признание того, что есть Тот, Кто знает нас так хорошо и знает, в чем мы нуждаемся, даже больше, чем мы… это становится «нищим Духом». Разжать руки, склонить головы и сказать: «Я не могу сделать это сам». Когда мы передаем Ему контроль над нашими следующими минутами, часами и днями, это может быть страшно. Я знаю. И много дней я клал вещи к Его ногам, признавая, что Он знает лучше, только для того, чтобы снова забрать их через несколько часов.
Я знаю, каково это видеть «списки того, что можно и чего нельзя» в Библии, и думать, что Бог все контролирует, что это неразумно и несправедливо. Но все эти указания, притчи и учения служат нам во благо. Потому что Он знает, что противоположные пути не являются Его лучшими для нас . Он дал нам в Своей неизмеримой благодати и милосердии путь, ведущий к жизни… тогда как наш собственный путь ведет к смерти. Это так просто.
У нас есть выбор. Позволим ли мы Иисусу «стать больше», когда мы «становимся меньше» (Иоанна 3:30)? Будем ли мы подчиняться Его заповедям (Иоанна 14:15), потому что мы любим Его превыше всего, даже больше, чем самих себя? Будем ли мы применять Его пути на практике вместо того, чтобы прокладывать свои собственные пути (Флп. 4:9).)? Примем ли мы Его учение (Втор. 33:3) или отбросим его ради мировой лжи? Если мы выбираем Его, мы выбираем Царство Небесное, вы все.
Что значит быть благословенным?
«Благословенный» — громко сказано, верно? Не столько по количеству букв, сколько по смыслу. В наше время мы часто встречаем это слово. В книгах, на футболках, в сообщениях социальных сетей с хэштегами, сообщающими о новых домах, работах или достижениях. Но правда в том, что много раз мы неправильно используем это слово. Видите ли, всего несколькими стихами позже Иисус называет скорбящих и преследуемых «блаженными». Это трудные вещи, о которых никто не попросит и не назовет их «благословениями» в контексте нашего первого мира.
Вы все, когда Иисус сказал Своему народу, что они будут «благословлены» при обстоятельствах, перечисленных в заповедях блаженства, это было не потому, что они заработают или будут достойны какого-либо благословения, а потому, что в чувстве, поиске, даянии и работе через эти неудобные, трудные вещи Он будет с ними. Он один есть Благословение!
Когда мы послушны желаниям Иисуса для нас, это естественным образом приближает нас к Его воле и Его лучшему для нас . Мы достаточно близки, чтобы Он поддерживал нас, Он утешал нас, Он действительно видел нас, действительно слышал и действительно знал. Это благословение, мои милые друзья. 9
Библейский пример «нищих духом» выделяется из-за
того, как она показала свою нужду в Иисусе. Страстно, без задержек. Она скорбела и была груба и открыта с Ним, но ее сердце никогда не дрогнуло из-за упрямства, гордыни или требовательности. Итак, она один из моих героев… потому что я не могу сказать то же самое.Я сомневался и плакал во многих ситуациях на протяжении многих лет, возможно, пытаясь договориться с Богом, а затем не довести дело до конца… поскольку я решил, что знаю лучше. И, может быть, у вас тоже. Если это так, я надеюсь, что вы присоединитесь ко мне, чтобы учиться у этой милой, непоколебимой души в истории ниже.
Ханна — женщина, о которой я говорю. И чтобы полностью понять ее историю, вам действительно нужно прочитать все 1 Царств 1-2. Но позвольте мне поделиться важными моментами:
Ханна была замужем за Елканой, и у другой его жены были дети, а у Ханны — нет. Стремлением ее сердца, ее самым большим желанием было иметь что-то свое. Другая его жена насмехалась над ней, и через год она не выдержала. Она подошла помолиться ко входу в скинию и была так потрясена, что Илий, священник, подумал, что она пьяна. Но она опровергла его утверждение и сказала ему: «…Я очень обескуражена, и я изливал свое сердце Господу … я молился от великой скорби и печали» (1 Царств 1:15-16, курсив добавлен). В этой страстной молитве она сказала Господу, что если Он сочтет нужным дать ей сына, то она вернет ребенка, посвятив всю свою жизнь служению Господу.
Анна пошла домой и «в свое время» (1 Царств 1:20) родила сына Самуила. В следующую ежегодную поездку в Скинию Ханна не поехала. Это было необычно, но она сказала, что подождет, пока «мальчик не отлучится от груди» (1 Царств 1:22). В ответ Елкана сказал: «Все, что ты считаешь лучшим… Оставайся здесь пока, и пусть Господь поможет тебе сдержать свое обещание» (1 Царств 1:23). Эта строчка заставляет меня задуматься, боролась ли немного наша милая Ханна с ее верным сердцем. Я знаю, что был бы. Я не могу представить, как разрывалось ее сердце, глядя на этого милого мальчика, зная, что он не будет ее долго.
Итак, перенесемся на несколько лет вперед, и что же произошло? Ханна сдержала слово. Она отвела Самуила в скинию, представила его священнику Илию, вновь представившись той, что много лет назад сидела и плакала в тоске, и вернула своего младенца Господу. Она вернула его.
И как она могла это сделать? Потому что она знала, что Господь нужен ему больше всего . Лорд был тем, в ком она нуждалась больше всего. Он был верен. И она знала, что он будет продолжать быть .
Вы все, она позволила Господу быть больше. Она повиновалась Его воле. Она следовала Его пути. Она приняла Его учение и волю выше своих собственных. И я верю всем своим сердцем, мы увидим ее, когда однажды придет Царство Небесное.
Как нам стать «нищими духом» в будущем?
Анна смогла отдать Самуила Господу, потому что Он в прошлом показал Свою верность. Когда вы смотрите на свою жизнь, подумайте о случаях, когда Господь делал то, что Он обещал сделать. Времена, когда Он поддерживал вас, когда вы не могли стоять сами по себе. Времена, которые Он обеспечил, когда никто другой не мог. Может быть, даже когда Он не делал того, на что ты надеялся… но помогал тебе выжить, даже посреди великой скорби.
Он нам нужен, вы все. Нам просто нужен Он. Мы не в состоянии сделать это своими силами. У нас нет всех ответов. Но Он это делает. Он идет впереди и позади нас (Втор. 31:8). Он ведет нас, как пастырь, и приближает нас к Своему сердцу (Исаия 40:11). Он знает, в чем мы нуждаемся больше, чем мы сами (Матфея 6:8).
И больше всего на свете Он нам нужен . Я молюсь, чтобы вы присоединились ко мне сегодня и сказали Ему, что вы нуждаетесь в Нем не на минуту или час, а всегда.
Дополнительная литература
Кто такие нищие духом? & Почему они благословлены? — Значение Матфея 5:3
Что означает выражение «Блаженны нищие духом» (Матфея 5:3)?
Фото предоставлено ©Getty Images/Tinnakorn Jorruang
Мэгги Медоуз Купер — жена, мама, педагог, автор и блоггер, которая страстно желает, чтобы женщины взращивали сердце для Иисуса и других людей. Она является автором детской книги «Бампер» и ведет блог в The Little Moments о том, чему Господь учит ее через ее детей и повседневную жизнь. Она вносит свой вклад в блоги христианских женщин, Devotional Diva, She Disciples и Connecting Ministries. Педагог со степенью M.Ed. в дошкольном образовании Обернского университета (War Eagle!), она имеет двадцатилетний опыт работы с маленькими детьми. Она любит шоколад, настоящую кока-колу и живет со своим мужем, тремя детьми и двумя буйными собаками в Опелике, штат Алабама.
Эта статья является частью нашей большой библиотеки ресурсов популярных фраз и цитат из библейских стихов. Мы хотим предоставить легкие для чтения статьи, которые ответят на ваши вопросы о значении, происхождении и истории конкретных стихов в контексте Писания. Мы надеемся, что они помогут вам лучше понять значение и цель Божьего Слова в вашей жизни сегодня.
- Поступай с другими
- Истина сделает тебя свободным
- Храни свое сердце
- Любите друг друга
- Блаженны кроткие
Слушайте наш Ежедневный подкаст стихов из Библии Сейчас !
Enduring Word Bible Commentary Isaiah Chapter 1
Audio for Isaiah 1:Исайя 1-2 – Надежда посредине Судный день
A.
Бог излагает Свое дело и предлагает лекарство .1. (1) Введение:
Видение Исайи, сына Амоса .Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел об Иудее и Иерусалиме во дни Озии, Иоафама, Ахаза, и Езекии, царей Иудейских.
а. Видение Исайи : Эта книга содержит пророчества Исайи, сына Амоса , служившего примерно с 740 по 680 г. до н.э. Около 20 лет он обращался как к северному Израильскому царству, так и к южному Иудейскому царству. После падения Израиля перед ассирийцами в 722 г. до н. э. Исаия продолжал пророчествовать Иуде.
и. Этот период истории Израиля описан во 2 Царств с 15 по 21 и во 2 Паралипоменон с 26 по 33. Исаия был современником пророков Осии и Михея. Ко времени Исаии пророки Илия, Елисей, Авдия, Иоиль, Иона и Амос уже завершили свое служение.
ii. К этому времени Израиль находился в Земле Обетованной уже почти 700 лет. Первые 400 лет своего пребывания в Ханаане Израилем правили судей и человек. Это были духовные, военные и политические лидеры, которых Бог воздвигал по мере необходимости. Затем около 120 лет над всем Израилем правили три царя: Саул, Давид и Соломон. Но в 917 г. до н.э. В Израиле была гражданская война, и он оставался разделенным на два народа: Израиль (на север) и Иудею (на юг) вплоть до времен Исаии.
III. Вплоть до времени Исаии в царстве Израильском — десяти северных коленах — было около 18 царей, и все они были злыми и непокорными Господу. В Иудейском царстве — двух южных коленах — до служения Исаии было около 11 царей, хороших и плохих.
iv. Во времена Исаии Израиль был маленьким народом, часто оказавшимся в эпицентре войн между тремя сверхдержавами: Египтом, Ассирией и Вавилоном.
v. Когда началось служение Исаии, в северном Израильском царстве произошел национальный кризис. Сверхдержава Ассирии была готова сокрушить Израильское царство. Во время служения Исаии в качестве пророка южное царство Иудея постоянно сталкивалось с угрозами со стороны более крупных соседних народов.
VI. Многие современные ученые считают, что у книги Исаии было несколько авторов. Они используют такие термины, как «Второ-Исайя» и «Трито-Исайя» или «Исайская школа». Иногда для книги Исаии предполагается несколько авторов из-за изменения стиля и тона, а иногда из-за отрицания Исаии как предсказательного пророчества.
vii. Однако Новый Завет указывает, что был только один автор Исайи. В Иоанна 12:37-41 Иоанн цитирует как «первую» часть Исайи, так и «вторую» часть Исайи — части, предположительно написанные двумя или более разными Исаиями, — и Иоанн конкретно говорит нам, что это был один и тот же Исайя. Новый Завет цитирует Исайю по имени чаще, чем все остальные пророческие авторы вместе взятые.
viii. Книга Исаии наполнена множеством замечательных пророчеств о Мессии, рассказывающих нам о личности и деяниях Иисуса Христа примерно за семьсот лет до того, как Иисус родился в Вифлееме. По этой причине иногда Исайю называют «Пятым Евангелием».
б. Исаия, сын Амоса : Имя Исайя означает Спасение от Господа . В Библии есть как минимум семь человек по имени Исайя , но только один — Исайя, сын Амоса .
я. Некоторые думали, что Амос и пророк Амос были одним и тем же человеком, но это маловероятно. В некоторых древних еврейских преданиях говорится, что Амос был братом царя Амасии, но нет библейского способа доказать это.
ii. Мы знаем об Исаии больше, чем о многих других пророках. Исайя был женат и был отцом как минимум двух сыновей (Исайя 7:3 и 8:3). Он жил в Иерусалиме (Исаия 7:3, 22:1, 37:2, 38:5 и 39:3).
III. Существует «сильное иудео-христианское предание, согласно которому Исаия также пережил Езекию и был распилен на части его преемником Манассией деревянной пилой после того, как пророк спрятался в дупле дерева от разгневанного царя». (Бультема) Многие думают, что Евреям 11:37 ( их распилили пополам ) — отсылка к мученической смерти Исайи.
iv. Более того, Исайя был великим мужем Божьим. Исайя «имеет мужество Даниила, чувствительность Иеремии, пафос Осии и неистовый гнев Амоса; и более того, он оставляет их всех далеко позади в уникальном искусстве святой насмешки. Его храбрость такова, что он никогда, ни на мгновение не показывает себя слабым или робким». (Бультема)
г. В дни года: Пророчество этой главы, вероятно, имело место во времена Ахаза, царя Иудейского (4 Царств 16 и 2 Паралипоменон 28). Ахаз был злым царем, и во время его правления Иудея много раз подвергалась вторжению со стороны окрестных народов.
2. (2-4) Жалоба Господа на Иуду.
Слушай, небеса, и внемли, земля!
Ибо Господь сказал:
«Я вскормил и воспитал детей,
И они восстали против Меня;
Вол знает хозяина своего
И осел хозяина ясли;
Но Израиль не знает,
Мой народ не думает».
Увы, грешный народ,
Народ, обремененный беззаконием,
Племя злодеев,
Дети развратники!
Они оставили Господа,
Они прогневили
Святого Израилева,
Они повернулись назад.
а. Слушай, небеса, и внемли, земля : Бог призвал небо и землю в свидетели против Иуды. Лидеры и народ Иудеи сопротивлялись Его воле, и теперь Бог изложил Своё дело против них. Мы могли бы думать о небе и земле как о «присяжных», которых Бог представил ранее.
я. Римлянам 8:22 говорит: Ибо мы знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне . Творение ждет избавления, которое придет, когда Мессия будет править непосредственно всем творением. Когда народ Божий не слушается, можно сказать, что в некотором смысле они «откладывают» решение всех вопросов. Итак, небо и земля заинтересованы в нашем послушании.
б. Я вскормил и воспитал детей, а они восстали против Меня : Вожди и народ Иуды были подобны мятежным детям, никогда не ценившим всего, что сделали для них родители.
и. Как родители, мы можем оценить, как неприятно и обидно, когда наши дети не обращают на нас внимания и не слушаются нас. Это наполняет нас праведным негодованием, и мы думаем: «После всего, что я для них сделал, они обращаются со мной как с этим ?» Но мы относились к Богу даже хуже, чем любой ребенок относился к своим родителям.
в. Вол знает своего хозяина, а осел — хозяйскую ясли; но Израиль не знает : Вожди и народ Иуды не были подобны бессловесным животным, таким как бык или осел . Они были тупее тупых животных. бык по крайней мере знает своего владельца , но Иуда не знал, кому они принадлежат. Осел знает, кто о нем заботится, но Иуда не знал, кто о них заботится.
я. Ни одно животное никогда не оскорбляло, не сопротивлялось, не отвергало и не ослушивалось Бога так, как каждый человек. Любое животное является более верным слугой Бога, чем самый лучший человек.
д. Увы, грешный народ : Бог ясно и сильно разоблачил их грех. Они были обременены беззаконием , племя злодеев , и они раздражали ГОСПОДА до гнева .
3. (5-9) Отчаянное положение Иуды.
Зачем тебе снова бить?
Вы будете бунтовать все больше и больше.
Вся голова больна,
И все сердце в обмороке.
От подошвы ноги даже до головы,
Нет в ней здоровья,
Но раны, синяки и гноящиеся язвы;
Они не были закрыты или перевязаны,
Или смягчены мазью.
Ваша страна опустошена,
Ваши города сожжены огнем;
Чужие пожирают вашу землю в вашем присутствии;
И это запустение, как низвергнутое пришельцами.
Так осталась дочь Сиона, как шалаш в винограднике,
Как шалаш в огороде,
Как осажденный город.
Если только Господь Саваоф
Оставил бы нам очень малый остаток,
Мы стали бы как Содом,
Мы стали бы как Гоморра.
а. Зачем тебе снова бить? Несмотря на их грех, Бог не желал зла Иуде. Вместо этого Он желал, чтобы они покаялись и облегчили себе жизнь. Бог наказал Иуду, и они не ответили. Они будут оставаться пораженными до тех пор, пока бунтуют.
б. Болен… сердце в обмороке…. нет здоровья… раны, синяки и гноящиеся язвы : Из-за своего бунта против Бога Иуда оказался в плохом положении. Вот куда их привело их непослушание и непокорность.
в. Страна твоя опустошена, города твои сожжены огнем; чужеземцы пожирают землю твою в твоем присутствии : Во время правления Ахаза царство Иудейское было атаковано и разграблено Израилем, Сирией, Едомом, филистимлянами и Ассирией (2 Паралипоменон 28). Написано об этом периоде, Ибо Господь унизил Иудею из-за Ахаза, царя Израильского, ибо он способствовал моральному упадку в Иудее и был постоянно неверен Господу (2 Паралипоменон 28:19).
я. Во всем этом Иуда не раскаивался. Их грех доставил им большие неприятности, но они все же предпочли свой грех со всеми его бедами подчинению Господу Богу. На самом деле во 2 Паралипоменон 28:22 говорится: Во время своего бедствия царь Ахаз все больше и больше изменял Господу .
д. Если бы Господь Саваоф не оставил нам очень малого остатка, мы были бы подобны Содому, уподобились бы Гоморре : Каким бы плохим ни было положение Иуды из-за их греха, оно могло быть и хуже. Только по милости Божией они вообще выжили. Содом и Гоморра были полностью уничтожены, и даже очень малому остатку не осталось места для продолжения. Даже посреди суда Бог явил Свою милость Иуде.
4. (10-15) Бог ненавидит их пустые религиозные церемонии.
Слушайте слово ГОСПОДА,
Вы правители Содома;
Внемлите закону Бога нашего,
Вы, жители Гоморры:
«К чему множество ваших жертвоприношений Мне?»
Говорит ГОСПОДЬ.
«Надоело мне всесожжений овнов
И тука откормленного скота.
Я не наслаждаюсь кровью быков,
Ни ягнят, ни козлов.
Когда ты предстанешь передо Мною,
Кто потребовал этого от твоей руки,
Чтобы попирать Мои дворы?
Не приноси больше бесполезных жертв;
Благовония отвратительны для Меня.
Новомесячия, субботы и созыв собраний —
Я не выношу беззакония и священного собрания.
Твои новолуния и твои назначенные пиры
Моя душа ненавидит;
Они мне неприятны,
Я устал их терпеть.
Когда ты протянешь свои руки,
Я скрою от тебя Мои глаза;
Хоть ты и молишься много,
Я не услышу.
Ваши руки полны крови.
а. Вы, правители Содома …вы, жители Гоморры : Бог явно пытался привлечь внимание лидеров и народа Иуды. Он сделал это, связав их с двумя городами, синонимами греха и суда.
б. К чему Мне множество ваших жертв? Даже в самый разгар восстания Иуда продолжал свои религиозные церемонии и ритуалы. Они продолжили жертвы , они продолжили сжигания , они продолжали предлагать жира скота , они продолжали сжигать благовония , они продолжили свои Assemblies , и их Sacred Meetings — и и боки Meetings — и и боки Meetings — и и их бокальные. из них всех.
я. Посмотрите, как ГОСПОДЬ описывает Свою реакцию на эти религиозные обряды: С меня довольно…. не приноси более напрасных жертв… мерзость предо Мною…. Я не выношу… Моя душа ненавидит… Они Мне в тягость… Я устал их нести .
ii. Это трезвая мысль. Мы можем предложить Богу всевозможные религиозные обряды и церемонии, все виды религиозного служения, и Он может ненавидеть это и считать мерзостью! Возможно, посреди всех своих бедствий (описанных в Исаии 1:5-9), Иуда думал, что ответ кроется в религиозных церемониях, в их древней версии «посещения церкви» и в нескольких долларах в виде пожертвований. Но если их сердце не изменилось и не смирилось и не покорилось Господу, это не имело значения. Без правого сердца Бог ненавидел их религиозную церемонию и служение.
III. «Когда грешники находятся под судом Божьим, их будет легче склонить к бегству к своей молитве, чем к тому, чтобы оставить свои грехи и изменить свою жизнь». (Мэттью Генри)
в. Когда вы простираете руки : Это была поза молитвы в той древней культуре. Вместо того, чтобы молиться с опущенными головами и сложенными руками, они молились лицом, обращенным к небу, и руками, распростертыми к небу. Итак, когда они молились, ГОСПОДЬ говорит: «Я скрою от тебя очи Мои… Я не буду слушать».
я. Мы можем быть уверены, что посреди всей этой религиозной церемонии было вознесено много прекрасных молитв. Было произнесено много красноречивых, волнующих и эмоциональных молитв. Но это были пустые, пустые, бесполезные молитвы, потому что Бог посмотрел на Иуду и сказал: «У тебя руки в крови».
5. (16-20) ГОСПОДЬ предлагает исцеление.
«Вымойся, очистись;
Удалите от глаз Моих злые дела ваши.
Перестань делать зло,
Научись делать добро;
Добиться справедливости,
Упрекнуть угнетателя;
Защитить сироту,
Заступиться за вдову.
«Теперь придите, и рассудим»,
Говорит ГОСПОДЬ,
«Если будут грехи ваши, как багряное,
Как снег убелю;
Хотя они красные, как малиновый,
Они будут как шерсть.
Если вы готовы и послушны,
Вы будете есть блага земли;
Но если ты откажешься и взбунтуешься,
Тебя пожрет меч»;
Ибо уста Господа говорили.
а. Вымойся, очистись …. Научитесь делать добро, ищите справедливости, обличайте угнетателя, защищайте сироту, заступайтесь за вдову : Коррумпированность иудейских вождей и народа проявилась в их плохом обращении друг с другом.
и. Много веков спустя апостол Иоанн повторил смысл послания Исаии: Если кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Иоанна 4:20) Вожди и народ Иудеи хотели сказать, что любят Бога своими религиозными обрядами, но Господа больше заботило то, как они обращались с другими людьми, особенно со слабыми ( сирота… вдова ).
б. «Теперь придите, рассудим », говорит ГОСПОДЬ : Господь БОГ приглашает Свой народ рассудить с Ним. То, что Он предлагает нам, предлагается не просто потому, что Он больше нас и имеет право диктовать любые условия, какие Ему угодно. Божье направление для нас разумно . Это смарт . это лучший способ жить .
я. Это безумие отвергать и сопротивляться Богу бесконечной мудрости, бесконечной любви, бесконечной благодати и бесконечной силы. Правда причина доведет любого честного человека до смиренного поклонения и подчинения Богу.
ii. Ангелы, окружающие престол Божий, покрыты глазами, что говорит об их великой способности видеть и знать (Откровение 4:6-8). Это, пожалуй, самые разумные и рациональные существа, когда-либо созданные Богом, и они проводят каждое мгновение своего существования в полной хвале, полном обожании и полном подчинении Богу. Вот куда нас заведет высшая причина .
III. Просто разумно следовать за Богом. Вы когда-нибудь слышали о старом христианине, который на смертном одре собирал вокруг себя своих детей и друзей и говорил: «Теперь, друзья, берегитесь этого христианства! Я следовал за Иисусом всю свою жизнь, и мне очень жаль, что я сделал это! Какая это была трата!» Какая ерунда! Наоборот, мы видим, что христиане на смертном одре доверяют и любят Бога больше, чем когда-либо. Это просто разумно.
в. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; хотя они будут красны, как пурпур, но будут как шерсть : ГОСПОДЬ предложил кающемуся, смиренному Иуде истинное и полное очищение от греха. Их греховное состояние могло превратиться из глубоко запятнанного в совершенно белое.
я. В этом отрывке Исайя ничего не говорит о том, как приходит это очищение. Но мы знаем, что это происходит, потому что Иисус взял на Себя пятно нашего греха, и Бог совершенно и полностью осудил грех в Иисусе, так что мы можем считаться белыми как снег и белыми как шерсть .
ii. Есть огромная надежда на Божье прощение! Мы действительно можем очиститься от пятна греха. Наши добрые дела не могут очистить пятно. Наши лучшие намерения или обещания не могут очистить пятно. Наши страдания или боль не могут очистить пятно. Время не может очистить пятно. Смерть не может очистить пятно. Только работа Иисуса может сделать нас белыми как снег ! Мы действительно можем порвать с прошлым и начать новое в Иисусе Христе. Сила греха, позор греха, вина за грех, господство греха, ужас греха и боль греха — все это может быть устранено в Иисусе.
III. «Господь не отрицает истинности того, что исповедал грешник, но говорит ему: «Если будут грехи твои, как багряное, на том основании Я встречу тебя». Вам не нужно пытаться преуменьшить масштабы вашего греха или пытаться сделать так, чтобы он казался меньшим, чем он есть на самом деле. Нет; что бы вы ни говорили, это все, и, возможно, гораздо больше. Ваше глубочайшее ощущение своей греховности не соответствует истине о вашем реальном состоянии; конечно, вы ничуть не преувеличиваете. грехи ваши багряные и багряные; кажется, что ты надел царскую одежду греха и сделал себя монархом царства зла». Так предстает перед испытующим оком Божьим вина человека». (Сперджен)
iv. Сперджен описал людей, глубоко запятнанных грехом: «Злой старый негодяй, получивший степень в колледже Сатаны, стал Учителем Велиала, князем и главным грешником — Голиафом среди филистимлян — однако для такого человека это слово отправлено сегодня. Твои руки окровавлены душами молодых, ты держал адский дом; вы устроили массовые развлечения, развратившие и развратившие молодежь; у вас сегодня в кармане золото, которое вы заработали кровью душ; у вас есть гроши дураков и шиллинги пьяниц, которые действительно попали в ваши руки из сердец бедных женщин, вы слышали крики голодающих детей, и вы соблазнили их мужей выпить, и погубили их тела и их души. Вы сохранили место, где развлечения были настолько низкими, такими низкопоклонными, что вы пробудили дремлющие страсти зла в умах как молодых, так и старых, и поэтому вы попадете в ад с кровью других на вашей голове, а также как собственное осуждение, не с одним жерновом на шее, а со многими». Все это может относиться и к вам; однако Бог может простить ваши грехи, и вы можете стать белыми, как снег.
д. Приходите сейчас : Когда мы рассматриваем величие Божьего очищения и прощения, у нас тем больше причин приходить сейчас . Бог хочет, чтобы разделение между вами и Им исчезло сейчас . Он не хочет, чтобы вы продолжали свой разрушительный путь еще мгновение. Он хочет для нас самого лучшего теперь .
я. «Да ладно, нет сезона лучше. Если вы опоздаете, пока вам не станет лучше, вы вообще никогда не придете. Приходите сейчас; вы можете никогда не получить еще одно предупреждение; сердце, возможно, никогда не будет таким нежным, как сегодня. Приходи теперь ; никакие другие глаза никогда не смогут оплакивать тебя; никакое другое сердце не может когда-либо бороться за ваше спасение. Приходите сейчас, сейчас, сейчас, на завтра вы можете никогда не знать в этом мире. Смерть могла решить вашу судьбу, и некогда грязное может остаться грязным до сих пор. Давай теперь ; ибо завтра твое сердце может стать тверже камня, и Бог может предать тебя. Давай теперь ; это время Бога; завтра время дьявола. «Сегодня, если вы услышите голос Его, не ожесточите сердец ваших, как во время провокации, когда отцы ваши искушали Меня и искушали Меня в пустыне и видели дела Мои». Придите теперь. Зачем медлить, чтобы быть счастливым? Вы бы отложили день свадьбы? Будете ли вы отсрочивать час, когда вы будете прощены и освобождены? Приходи теперь : нутро Иеговы жаждет тебя. Глаз отца твоего видит тебя издалека, и он бежит тебе навстречу. Давай теперь ; церковь молится за вас; это времена возрождения; министры настроены более серьезно». (Сперджен)
e. Если вы готовы и послушны, вы будете есть блага земли; но если вы откажетесь и восстанете, вас пожрет меч : Здесь Бог предложил Иуде выбор. Они могли найти надежду посреди своего наказания, облегчение от пустого религиозного ритуала и очищение от своего греха. Но они должны были предать свое сердце Богу, а не отказываться и бунтовать . Вместо этого они должны были быть готовыми и послушными .
я. Ни одна фраза не соответствует идеально, но какая фраза лучше описывает вашу жизнь? Это желающий и послушный или отказывающийся и бунтующий ? В любом случае есть последствие: есть блага земли или быть пожранным мечом . Неудивительно, что Господь сказал: «Придите теперь, давайте рассуждать вместе!»
B. Обещание искупления – по справедливости.
1. (21-23) Неправедные правители Иуды.
Как верный город стал блудницей!
Он был полон справедливости;
Праведность поселилась в нем,
Но теперь убийцы.
Серебро твое превратилось в изгарь,
Вино твое смешалось с водой.
Твои князья непокорные,
И сподвижники воров;
Все любят взятки,
И гонятся за наградами.
Они не защищают сироту,
И дело вдовы не идет перед ними.
а. Верный город стал блудницей : Верный город был Иерусалимом, городом, когда-то известным своей верностью Господу. Теперь Иерусалим стал блудницей – говоря духовно, они оставили свой «брак» с Господом и совершают духовное прелюбодеяние своим идолопоклонством.
б. Он был полон справедливости : Дни справедливости и праведности давно прошли в Иерусалиме. Теперь город был заполнен убийцы , политическая коррупция ( Ваши князья непокорны ), воры , мошенничество ( Серебро ваше стало изгарью , вино ваше смешано с водой ), взятки , и фаворитизм против слабых ( Они делают не защищай сироту, и дело вдовы не доходит до них ).
я. Обвинение Господа против Иерусалима, напротив, показывает, что Бог ценит среди политических и гражданских лидеров. Бог ожидает, что они сохранят мир (против убийцы ), иметь порядочность (вместо того, чтобы быть мятежником и товарищем воров ) и защищать слабых ( сирот и вдов ).
ii. Ваше вино смешалось с водой : «Господь Иисус превратил воду в вино; грешники превращают вино в воду». (Бультема)
iii. В такого рода грехе проявилось духовное прелюбодеяние Иуды. В некотором смысле коррумпированность руководителей Иудеи была симптомом еще более глубокой духовной проблемы.
2. (24-31) ГОСПОДНИЙ план искупления по справедливости
Господь Саваоф, Сильный Израиля,
«О, Я избавлюсь от врагов Моих,
И отомстить Моим врагам.
Я обращу против тебя руку Мою,
И тщательно смою твой шлак,
И уберу весь твой сплав.
Я восстановлю ваших судей, как в первый раз,
И ваших советников, как в начале.
После этого ты будешь называться городом правды, городом верным».
Сион будет искуплен справедливостью,
И его кающиеся праведностью.
Истребление преступников и грешников будет вместе,
И те, кто оставят Господа, будут уничтожены.
И тебе будет стыдно из-за садов
Которые ты выбрал.
Ибо ты будешь как теревинт, чей лист увядает,
И как сад, в котором нет воды.
Сильный будет как трут,
И работа его как искра;
Оба будут гореть вместе,
И никто не погасит их.
а. ГОСПОДЬ Саваоф, Сильный Израилев : Теперь Бог обращается к Иуде, представляя Себя титулами, показывающими Его силу и величие. Он — ГОСПОДЬ воинств , « воинств », относящихся к воинствам небесным.
я. Bultema на ГОСПОДЬ Саваоф : «Описывает Его как Воина, в распоряжении которого все ангелы как могучие воины в битве против нечестивых. Это боевое имя Бога, и, как правило, оно не означает ничего хорошего, когда Он использует его по отношению к Своему народу, как в данном случае. Обычно это подразумевает, что Он считает Свой народ Своим врагом и обращается со Своим народом».
б. Я избавлюсь от Моих противников : Проблема с лидерами и народом Иудеи заключалась в том, что они поставили себя за противников Господа. Они действовали как Его враги
в. И тщательно очистите от окалины, и уберите весь свой сплав : Окалина и сплав являются примесями в металле. Бог обещал «разжечь огонь» и очистить Иуду, удалив с них нечистоты. Его целью было не уничтожить; вместо этого Он говорит: «Я восстановлю . » Бог очистит Иерусалим до такой степени, что После этого ты будешь называться городом правды, городом верным .
д. Сион будет искуплен справедливостью
эл. Они будут постыжены теребинтами, которые вы желали : Эти теребинтовые деревья были местами языческого поклонения, которые идололюбивый Иуда держал среди них. Когда Сион будет искуплен справедливостью , им будет стыдно своего прежнего идолопоклонства.
я. Хорошо быть стыдным и смущенным за грех. С нами что-то не так, когда мы бессовестны или бесстыдны. Бог пообещал, что снова даст Иуде дар стыда и смущения за грех.
ii. «Священные деревья играли важную роль в ханаанском культе плодородия… лиственные деревья, такие как дуб или теревинт, вполне могли символизировать смерть и возрождение бога.