Сумасшедший ницше: Три мифа о философии Ницше — Моноклер
Перед смертью, когда безумие окончательно затопило его разум, он называл себя Дионисом и Распятым: Ницше сделал все лучшее, на что был способен, и не его вина, что мир не смог его понять
Фридрих Ницше — пожалуй, одна из самых противоречивых и заметных фигур своего времени, тот, чья философия не была признана при жизни, но после смерти повлияла на мировоззрение целого поколения. Ниспровергатель идолов человечества, выступающий против общественной морали, религии, призывая искать спасения и силы лишь в себе самом — нашел ли ее в себе сам? Нет, говорят биографы великого философа, указывая на факты его жизни: Ницше не был женат, не имел детей, его личную жизнь нельзя назвать счастливой, имел сложные отношения с родной сестрой, вообще специфически относился к женщинам — он автор знаменитой фразы: «Идешь к женщине — возьми с собой плеть». Но главная трагедия его жизни — это тяжелая болезнь, мучившая его с юности и ставшая затем причиной его трагической смерти.
Ницше на портрете Эдварда Мунка
…Гений у Ницше был неотделим от болезни, тесно с нею переплелся, и они развивались вместе — его гений и его болезнь, — а с другой стороны, еще и тем, что для гениального психолога объектом самого беспощадного исследования может стать все, что угодно — только не собственный гений. Т. Манн
Несправедливость и грязь бросают они вослед одинокому; но, брат мой, если хочешь ты быть звездою, ты должен светить им, несмотря ни на что!
Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»
Болезнь Ницще: факты и домыслы
Ницше в возрасте 17 лет
О том, чем же болел Ницше, до сих пор ведутся споры среди поклонников и исследователей его творчества, но однозначного ответа на этот вопрос нет. Известно, что уже с 18 лет он мучился от сильных головных болей, которые к 30 годам стали невыносимыми, к ним добавилась почти полная слепота и бессонница. Также он страдал проблемами с желудком, вероятно, еще с тех пор, как во время службы в армии санитаром переболел тяжелой дизентерией и дифтеритом. Свои головные боли Ницше лечил хлоралгидратом, что, вероятно, еще более усугубляло его психическое состояние. Известно лишь, что именно в самые тяжелые годы своей жизни Ницше писал свои самые сильные произведения, преодолевая трудности, как тот Сверхчеловек, которого он сам и вывел как идеал для подражания в своей философии. Однако сам себя Ницше не считал Сверхчеловеком, определяя себе место между прошлым и будущим, которое еще не наступило, в своеобразном Чистилище.
Ницше на фотографии 1875г
Вот, что писал сам Фридрих Вильгельм Ницше о том периоде жизни:
«…В тридцать шесть лет я опустился до самого низшего предела своей витальности— я ещё жил, но не видел на расстоянии трёх шагов впереди себя. В то время — это было в 1879 году — я покинул профессуру в Базеле, прожил летом как тень в Сан-Морице, а следующую зиму, самую бедную солнцем зиму моей жизни, провёл как тень в Наумбурге. Это был мой минимум: «Странник и его тень» возник тем временем. Без сомнения, я знал тогда толк в тенях… В следующую зиму, мою первую зиму в Генуе, то смягчение и одухотворение, которые почти обусловлены крайним оскудением в крови и мускулах, создали «Утреннюю зарю». Совершенная ясность, прозрачность, даже чрезмерность духа, отразившиеся в названном произведении, уживались во мне не только с самой глубокой физиологической слабостью, но и с эксцессом чувства боли. Среди пытки трёхдневных непрерывных головных болей, сопровождавшихся мучительной рвотой со слизью, я обладал ясностью диалектика par exellence, очень хладнокровно размышлял о вещах, для которых в более здоровых условиях не нашёл бы в себе достаточно утончённости и спокойствия, не нашёл бы дерзости скалолаза».
В 1889 году у Ницше случился первый депрессивный срыв, который, впрочем, можно было принять за обычную меланхолию. В 1899 году он впал в окончательное безумие и до самой смерти в 1900 году разум больше не вернулся к великому философу.
Существует версия, будто бы Ницше умер от последней стадии сифилиса, который подхватил от женщин легкого поведения, где якобы был частым клиентом. Однако, против этого говорят те факты, что, во-первых, Ницше излечился от болезни, по крайней мере, ее видимых симптомов. Во-вторых, есть предположение, что безумие было наследственным: от похожего недуга и в том же возрасте скончался отец великого философа, а через некоторое время спустя — и его младший брат. Однако, исследователь биографии Ницше Р. Дж. Холлингдейл опровергает эту версию, обращая внимание, что отец Ницше, пастор, страдал эпилепсией, а затем получил апоплексический удар после травмы головы и скончался скоропостижно, при вскрытии было выявлено размягчение части его мозга. Но в пользу этой теории говорит наличие психических заболеваний и у других родственников Ницше. Третий аргумент против нейросифилиса — на последней стадии этого заболевания происходит полный распад мозга, паралич и слабоумие, а Ницше и будучи больным играл сонаты Бетховена, чем немало удивлял друзей.
Кроме того, симптомы его последней болезни были схожи и с биполярным расстройством, и с проявлением опухоли головного мозга, эпилепсии в ее церебральной форме, лобно-височной деменции. Но есть еще одна версия современных психиатров, что болезнью Ницше была шизофрения. На это указывает явная противоречивость его идей, которые порой делают невозможным существование друг друга, о чем пойдет речь далее. Также есть еще одна версия, скорее конспирологическая, что в смерти Ницше поучаствовали представители религии, для которой философ был едва ли не главным врагом в то время, да и сейчас, уже после смерти, продолжает вредить.
Читатели работ Ницше, написанных в последние годы его жизни, начиная с 1880 года и произведения «Человеческое, слишком человеческое» с трудом удерживались от соблазна приписать эти труды его безумию, что было бы, несомненно, самым простым путем, слишком похожим на самоуспокоение. При этом важно знать, как сам Ницше относился к своей болезни, сопровождавшей его с самого детства: он был благодарен ей, считал, что она сыграла решающую роль в его духовном развитии: «Только болезнь привела меня к разуму»? — писал гениальный философ, — «Болезнь — это всегда ответ, который приходит, когда мы хотим усомниться в своем праве на свою задачу, когда мы так или иначе пытаемся облегчить ее для себя». Его принцип состоял в том, что нужно жить, а не лечиться.
Его идеи, на первый взгляд, кажутся противоречащими друг другу. «Человек — то, что должно превзойти» призывает, казалось бы, к саморазвитию, и в то же время принять свою судьбу, жить с ней он считает достойным испытанием. Собственное страдание он обратил себе на службу, исследуя его, а вместе с ним человеческий дух, обретающий силу, проходя через испытания. Он, однако же, отвергает идею бренности тела и очищения души от всего дурного, ведь это останавливает саму жизнь. Тело — это движитель жизни, в нем заключена та самая «воля к могуществу».
Его страдание было необходимым условием его творчества, и он не пытался избавиться от него, оставаясь собой. Это придает ему сходство с мучениками христианской веры, которая вдохновляла его в детстве, но затем была им решительно отвергнута, и которую он высмеивал и ниспровергал вместе с человеческой моралью. И в то же время он исповедовал дионисийские идеи, радость жизни и наслаждение ею.
Такое противоречие само по себе способно вызвать головную боль при попытке понять его даже у подготовленного читателя. Это предпосылки к тому, что случится позже, когда, будучи безумным, он скажет о себе: «Я Дионис» и «Я Распятый». Как мы помним, Дионис погиб от безумия, но не своего — был растерзан сумасшедшими женщинами-вакханками, Распятый же сознательно принес себя в жертву человечеству. В Ницше было и то, и другое: он и принес себя в жертву, и сдался безумию, болезни.
Противоречива и жестока его идея Мифа о вечном возвращении: «пусть всякий будет готов бесконечное число раз прожить одну и ту же жизнь». Но жизнь эту человек изменить не может, он волен лишь принять свою судьбу, поэтому вечное возвращение видится поистине ужасным. Победа над собой, по мнению Ницше, заключается в способности принять жизнь такой, какая она есть, без жалости к себе, слабости и стыду — тому, что он называл ресентиментом. Эта победа и означала отдаться своей Воле, которую он называл «волей к власти».
Еще одним важным фактором, влияющим на его болезнь, было неприятие его работ общественностью, как ни странно, но это было важно для великого философа. Казалось бы, он был гордецом, каких поискать, даже, по утверждению психиатров, страдал бредом величия, и в то же время был зависим от оценки его работы. Зависим настолько, что осуждение внушало ему мрачные мысли, отчего состояние его ухудшалось, и он с удвоенной силой принимался бороться, уже не только с болезнью, но и с неприятием себя миром, попав в замкнутый круг этой бесконечной гонки.
В таком состоянии тяжелейшего душевного угнетения и обострения физической болезни, на пределе сил, он писал свою работу, которую сам считал сильнейшей и важнейшей по значимости для человечества: «Так говорил Заратустра». Книга будто действительно вышла из-под пера восточного мудреца, она преисполнена какого-то безумного восторга и нечеловеческой радости жизни, заражающей и очаровывающей читателя. Перед смертью, когда безумие окончательно затопило его разум, Ницше называл себя Дионисом и Распятым, писал странные письма и произносил пылкие, но бессвязные речи, пел, танцевал и лихорадочно двигался.
Ницше накануне смерти, 1899 год
После смерти Ницше случилось то, чего бы он, пожалуй, хотел меньше всего для своего наследия. Его сестра, Элизабет Ницше-Фёрстер, была замужем за ярым антисемитом Бернардом Фёрстером, чье мировоззрение великий философ откровенно не одобрял. Сестра же прониклась взглядами своего мужа, из-за чего между ней и Ницше возник разлад. К концу жизни, будучи уже полностью безумным, Фридрих Ницше оказался на ее попечении до самой своей смерти. Его беспомощность дала Элизабет возможность действовать по своему усмотрению: она самостоятельно издавала его работы, будучи их редактором, и убрала из них все эпизоды, где он отзывался о ней плохо, также она издала «Волю к власти», что не была закончена при жизни великого философа, на основании разрозненных черновиков книги.
Но худшим для Ницше стало то, что в 1930 году Элизабет поддержала идеи нацистов, она лично беседовала с Адольфом Гитлером и передала ему книгу «Так говорил Заратустра», которая вместе с «Майн Кампф» была торжественно возложена в склеп Гинденбурга, и затем эта работа стала одним из столпов нацистской идеологии. Той, которую сам Ницше ненавидел и презирал при жизни. Сама Элизабет получила от Гитлера награду за заслуги перед отечеством в виде пожизненной премии. Несомненно, что в разговоре с нацистским лидером она повернула все так, что Ницше был предвестником идеологии национал-социализма, а его Сверхчеловек — не что иное, как представитель белой расы, совершенное во всех смыслах создание.
Если спросить любого обывателя, имел ли отношение Ницше к нацизму — многие ответят утвердительно, кто-то скажет, что был одним из идеологов, а некоторые представят себе образ юного и романтически настроенного солдата Третьего Рейха, проливающего кровь где-то в окопе на карманный томик «Заратустры». Так злосчастный и великий философ повторил судьбу Христа, чьи идеи, изначально добрые и воодушевляющие, были многократно искажены и послужили основанием для столь злых деяний, как крестовые походы и костры инквизиции. Что ж, Ницше сделал все лучшее, на что был способен, и не его вина, что мир не смог его понять.
Источник – psychosearch.
Гордость, сводящая с ума. Ницше: топливо к безумию
Фридрих Ницше — пожалуй, одна из самых противоречивых и заметных фигур своего времени, тот, чья философия не была признана при жизни, но после смерти повлияла на мировоззрение целого поколения. Ниспровергатель идолов человечества, выступающий против общественной морали, религии, призывая искать спасения и силы лишь в себе самом — нашел ли ее в себе сам? Нет, говорят биографы великого философа, указывая на факты его жизни: Ницше не был женат, не имел детей, его личную жизнь нельзя назвать счастливой, имел сложные отношения с родной сестрой, вообще специфически относился к женщинам — он автор знаменитой фразы: «Идешь к женщине — возьми с собой плеть». Но главная трагедия его жизни — это тяжелая болезнь, мучившая его с юности и ставшая затем причиной его трагической смерти.
…Гений у Ницше был неотделим от болезни, тесно с нею переплелся, и они развивались вместе — его гений и его болезнь, — а с другой стороны, еще и тем, что для гениального психолога объектом самого беспощадного исследования может стать все, что угодно — только не собственный гений.
Т. МаннНесправедливость и грязь бросают они вослед одинокому; но, брат мой, если хочешь ты быть звездою, ты должен светить им, несмотря ни на что!
Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»
Болезнь Ницще: факты и домыслы
О том, чем же болел Ницше, до сих пор ведутся споры среди поклонников и исследователей его творчества, но однозначного ответа на этот вопрос нет. Известно, что уже с 18 лет он мучился от сильных головных болей, которые к 30 годам стали невыносимыми, к ним добавилась почти полная слепота и бессонница. Также он страдал проблемами с желудком, вероятно, еще с тех пор, как во время службы в армии санитаром переболел тяжелой дизентерией и дифтеритом.
Вот, что писал сам Фридрих Вильгельм Ницше о том периоде жизни:
«…В тридцать шесть лет я опустился до самого низшего предела своей витальности— я ещё жил, но не видел на расстоянии трёх шагов впереди себя. В то время — это было в 1879 году — я покинул профессуру в Базеле, прожил летом как тень в Сан-Морице, а следующую зиму, самую бедную солнцем зиму моей жизни, провёл как тень в Наумбурге. Это был мой минимум: «Странник и его тень» возник тем временем. Без сомнения, я знал тогда толк в тенях… В следующую зиму, мою первую зиму в Генуе, то смягчение и одухотворение, которые почти обусловлены крайним оскудением в крови и мускулах, создали «Утреннюю зарю».
Совершенная ясность, прозрачность, даже чрезмерность духа, отразившиеся в названном произведении, уживались во мне не только с самой глубокой физиологической слабостью, но и с эксцессом чувства боли. Среди пытки трёхдневных непрерывных головных болей, сопровождавшихся мучительной рвотой со слизью, я обладал ясностью диалектика par exellence, очень хладнокровно размышлял о вещах, для которых в более здоровых условиях не нашёл бы в себе достаточно утончённости и спокойствия, не нашёл бы дерзости скалолаза».
В 1889 году у Ницше случился первый депрессивный срыв, который, впрочем, можно было принять за обычную меланхолию. В 1899 году он впал в окончательное безумие и до самой смерти в 1900 году разум больше не вернулся к великому философу.
Существует версия, будто бы Ницше умер от последней стадии сифилиса, который подхватил от женщин легкого поведения, где якобы был частым клиентом. Однако, против этого говорят те факты, что, во-первых, Ницше излечился от болезни, по крайней мере, ее видимых симптомов. Во-вторых, есть предположение, что безумие было наследственным: от похожего недуга и в том же возрасте скончался отец великого философа, а через некоторое время спустя — и его младший брат. Однако, исследователь биографии Ницше Р. Дж. Холлингдейл опровергает эту версию, обращая внимание, что отец Ницше, пастор, страдал эпилепсией, а затем получил апоплексический удар после травмы головы и скончался скоропостижно, при вскрытии было выявлено размягчение части его мозга. Но в пользу этой теории говорит наличие психических заболеваний и у других родственников Ницше. Третий аргумент против нейросифилиса — на последней стадии этого заболевания происходит полный распад мозга, паралич и слабоумие, а Ницше и будучи больным играл сонаты Бетховена, чем немало удивлял друзей.
Кроме того, симптомы его последней болезни были схожи и с биполярным расстройством, и с проявлением опухоли головного мозга, эпилепсии в ее церебральной форме, лобно-височной деменции. Но есть еще одна версия современных психиатров, что болезнью Ницше была шизофрения. На это указывает явная противоречивость его идей, которые порой делают невозможным существование друг друга, о чем пойдет речь далее. Также есть еще одна версия, скорее конспирологическая, что в смерти Ницше поучаствовали представители религии, для которой философ был едва ли не главным врагом в то время, да и сейчас, уже после смерти, продолжает вредить.
Работы Ницше в годы его болезни
Читатели работ Ницше, написанных в последние годы его жизни, начиная с 1880 года и произведения «Человеческое, слишком человеческое» с трудом удерживались от соблазна приписать эти труды его безумию, что было бы, несомненно, самым простым путем, слишком похожим на самоуспокоение. При этом важно знать, как сам Ницше относился к своей болезни, сопровождавшей его с самого детства: он был благодарен ей, считал, что она сыграла решающую роль в его духовном развитии: «Только болезнь привела меня к разуму»? — писал гениальный философ, — «Болезнь — это всегда ответ, который приходит, когда мы хотим усомниться в своем праве на свою задачу, когда мы так или иначе пытаемся облегчить ее для себя». Его принцип состоял в том, что нужно жить, а не лечиться.
Его идеи, на первый взгляд, кажутся противоречащими друг другу. «Человек — то, что должно превзойти» призывает, казалось бы, к саморазвитию, и в то же время принять свою судьбу, жить с ней он считает достойным испытанием. Собственное страдание он обратил себе на службу, исследуя его, а вместе с ним человеческий дух, обретающий силу, проходя через испытания. Он, однако же, отвергает идею бренности тела и очищения души от всего дурного, ведь это останавливает саму жизнь. Тело — это движитель жизни, в нем заключена та самая «воля к могуществу».
Его страдание было необходимым условием его творчества, и он не пытался избавиться от него, оставаясь собой. Это придает ему сходство с мучениками христианской веры, которая вдохновляла его в детстве, но затем была им решительно отвергнута, и которую он высмеивал и ниспровергал вместе с человеческой моралью. И в то же время он исповедовал дионисийские идеи, радость жизни и наслаждение ею.
Такое противоречие само по себе способно вызвать головную боль при попытке понять его даже у подготовленного читателя. Это предпосылки к тому, что случится позже, когда, будучи безумным, он скажет о себе: «Я Дионис» и «Я Распятый». Как мы помним, Дионис погиб от безумия, но не своего — был растерзан сумасшедшими женщинами-вакханками, Распятый же сознательно принес себя в жертву человечеству. В Ницше было и то, и другое: он и принес себя в жертву, и сдался безумию, болезни.
Противоречива и жестока его идея Мифа о вечном возвращении: «пусть всякий будет готов бесконечное число раз прожить одну и ту же жизнь». Но жизнь эту человек изменить не может, он волен лишь принять свою судьбу, поэтому вечное возвращение видится поистине ужасным. Победа над собой, по мнению Ницше, заключается в способности принять жизнь такой, какая она есть, без жалости к себе, слабости и стыду — тому, что он называл ресентиментом. Эта победа и означала отдаться своей Воле, которую он называл «волей к власти».
Еще одним важным фактором, влияющим на его болезнь, было неприятие его работ общественностью, как ни странно, но это было важно для великого философа. Казалось бы, он был гордецом, каких поискать, даже, по утверждению психиатров, страдал бредом величия, и в то же время был зависим от оценки его работы. Зависим настолько, что осуждение внушало ему мрачные мысли, отчего состояние его ухудшалось, и он с удвоенной силой принимался бороться, уже не только с болезнью, но и с неприятием себя миром, попав в замкнутый круг этой бесконечной гонки.
В таком состоянии тяжелейшего душевного угнетения и обострения физической болезни, на пределе сил, он писал свою работу, которую сам считал сильнейшей и важнейшей по значимости для человечества: «Так говорил Заратустра». Книга будто действительно вышла из-под пера восточного мудреца, она преисполнена какого-то безумного восторга и нечеловеческой радости жизни, заражающей и очаровывающей читателя. Перед смертью, когда безумие окончательно затопило его разум, Ницше называл себя Дионисом и Распятым, писал странные письма и произносил пылкие, но бессвязные речи, пел, танцевал и лихорадочно двигался.
Топливо к безумию
После смерти Ницше случилось то, чего бы он, пожалуй, хотел меньше всего для своего наследия. Его сестра, Элизабет Ницше-Фёрстер, была замужем за ярым антисемитом Бернардом Фёрстером, чье мировоззрение великий философ откровенно не одобрял. Сестра же прониклась взглядами своего мужа, из-за чего между ней и Ницше возник разлад. К концу жизни, будучи уже полностью безумным, Фридрих Ницше оказался на ее попечении до самой своей смерти. Его беспомощность дала Элизабет возможность действовать по своему усмотрению: она самостоятельно издавала его работы, будучи их редактором, и убрала из них все эпизоды, где он отзывался о ней плохо, также она издала «Волю к власти», что не была закончена при жизни великого философа, на основании разрозненных черновиков книги.
Но худшим для Ницше стало то, что в 1930 году Элизабет поддержала идеи нацистов, она лично беседовала с Адольфом Гитлером и передала ему книгу «Так говорил Заратустра», которая вместе с «Майн Кампф» была торжественно возложена в склеп Гинденбурга, и затем эта работа стала одним из столпов нацистской идеологии. Той, которую сам Ницше ненавидел и презирал при жизни. Сама Элизабет получила от Гитлера награду за заслуги перед отечеством в виде пожизненной премии. Несомненно, что в разговоре с нацистским лидером она повернула все так, что Ницше был предвестником идеологии национал-социализма, а его Сверхчеловек — не что иное, как представитель белой расы, совершенное во всех смыслах создание.
Если спросить любого обывателя, имел ли отношение Ницше к нацизму — многие ответят утвердительно, кто-то скажет, что был одним из идеологов, а некоторые представят себе образ юного и романтически настроенного солдата Третьего Рейха, проливающего кровь где-то в окопе на карманный томик «Заратустры». Так злосчастный и великий философ повторил судьбу Христа, чьи идеи, изначально добрые и воодушевляющие, были многократно искажены и послужили основанием для столь злых деяний, как крестовые походы и костры инквизиции. Что ж, Ницше сделал все лучшее, на что был способен, и не его вина, что мир не смог его понять.
Список использованной литературы:
- 1. Холлингдейл Р. Дж. «Ницше: трагедия неприкаянной души». — Центрполиграф, 2000 г.
- 2. Юнгер Ф. Г. «Ницше». — Праксис, 2001 г.
- 3. Мочкин А.Н. Фридрих Ницше. Интеллектуальная биография. — М., 2005 г.
- 4. Сафрански Рюдигер «Ницше. Биография его мысли». — М., 2016 г.
- 5. «Психическое заболевание Фридриха Ницше: нейросифилис или лобно-височная деменция?» Сокращенное изложение. — Orth, M.R.Trimble. Acta Psychiatrica Scandinavica, 2006 г.: 439-445.
Автор: Надежда Козочкина, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Фридрих Ницше и Бела Тарр
3 января 1889 года, во время пребывания у друга в Турине, Фридрих Ницше пережил психический коллапс, который лег в основу новейшего (и, по его словам, последнего) фильма Белы Тарра, Туринская лошадь . Семью годами ранее, в 1882 году, Ницше написал этот поразительный афоризм:
СУМАСШЕДШИЙ — Разве вы не слышали о том сумасшедшем, который зажег фонарь в ясные утренние часы, побежал на рыночную площадь и непрестанно кричал: Я ищу Бога! Я ищу Бога!» — Поскольку вокруг в это время стояло много неверующих в Бога, он вызвал много смеха. Он потерялся? — спросил один. Он сбился с пути, как ребенок? — спросил другой. Или он прячется? Он боится нас? Он отправился в путешествие? эмигрировали? — Так кричали и смеялись
Сумасшедший прыгнул в их гущу и пронзил их взглядом. «Где Бог?» воскликнул он; «Я скажу тебе. Мы убили его — ты и я. Все мы его убийцы. Но как мы это сделали? Как мы могли пить море? Кто дал нам губку, чтобы стереть весь горизонт? Что мы делали, когда освобождали эту землю от ее солнца? Куда он движется сейчас? Куда мы движемся? Вдали от всех солнц? Разве мы не погружаемся постоянно? Назад, вбок, вперед, во все стороны? Есть ли еще верх или низ? Не блуждаем ли мы, как сквозь бесконечное ничто? Разве мы не чувствуем дыхание пустого пространства? Не стало ли холоднее? Не ночь ли постоянно приближается к нам? Разве нам не нужно зажигать фонари по утрам? Неужели мы еще ничего не слышим о шуме могильщиков, хоронящих Бога? Разве мы еще не пахнем божественным разложением? Боги тоже разлагаются. Бог мертв. Бог остается мертвым. И мы убили его.
«Чем утешимся, убийцы всех убийц? Что было самым святым и самым могущественным из всего, что когда-либо принадлежало миру, истекло кровью под нашими ножами: кто сотрет с нас эту кровь? Какой водой мы можем очиститься? Какие праздники искупления, какие священные игры мы должны изобрести? Не слишком ли велико для нас величие этого дела? Не должны ли мы сами стать богами только для того, чтобы казаться достойными этого? Никогда не было большего дела; и кто родится после нас, тот ради этого дела будет принадлежать более высокой истории, чем вся история до сих пор».
Тут сумасшедший замолчал и снова посмотрел на своих слушателей; и они тоже молчали и смотрели на него с удивлением. Наконец он бросил свой фонарь на землю, и он разлетелся на куски и погас. — Я пришел слишком рано, — сказал он тогда. «Мое время еще не пришло. Это грандиозное событие все еще в пути, все еще блуждает; это еще не достигло ушей людей. Молния и гром требуют времени; свет звезд требует времени; дела, хотя и совершенные, требуют времени, чтобы их увидели и услышали. Это дело еще более далеко от них, чем самые далекие звезды — и тем не менее они сделали это сами .
Рассказывают далее, что в тот же день сумасшедший проник в несколько церквей и там заиграл свой requiem aeternam deo . Выведенный и привлеченный к ответу, он, как говорят, всегда отвечал только так: «Что же представляют собой эти церкви теперь, если они не гробницы и гробницы Бога?»
— Фридрих Ницше, Веселая наука (1882, 1887) пункт. 125; Издательство Кембриджского университета (Кембридж, 2001), стр. 119.-120.
Распад Ницше был похожим, если не полностью идентичным. Как рассказывает голос за кадром Туринская лошадь , у таксиста возникли проблемы с лошадью, и он в отчаянии начал хлестать животное. Ницше случайно проходил мимо и был так ужасно потрясен этой сценой, что бросился на помощь лошади, обхватив ее руками за шею, чтобы защитить ее от ударов хлыста. Привезенный домой своим соседом, Ницше два дня пролежал на кушетке, не говоря ни слова, а затем произнес свои «обязательные» последние слова: «Mutter, ich bin dumm (Мать, я немой)». Фильм Тарра исследует остальную часть жизни этой лошади, но остальная часть жизни Ницше тоже заслуживает внимания, что я и попытаюсь сделать здесь.
В течение нескольких дней после нервного срыва Ницше писал, казалось бы, психотические письма ряду друзей и различным деятелям европейской королевской семьи. Эти письма называются Wahnbriefe или «Письма о безумии», и он подписывал их как «Дионис» или «Распятый». Канал Ницше имеет архив всех этих писем на немецком языке, но в основном они сосредоточены на гедонистическом понимании человечества и призывают к смерти Папы, Вильгельма, Бисмарка, Штёкера и «всех антисемитов. ” Эти пугающе сумасбродные письма так обеспокоили получателей, что в течение недели семья Ницше приехала в Турин и привезла его обратно в Базель, где он был госпитализирован и диагностирован сифилис, который обычно связывают с его психическим расстройством.
Портрет Фридриха Ницше работы Эдварда Мунка, 1906 годВ этот момент интересно посмотреть, как Ницше, казалось, предсказал свою собственную кончину. Спустя десятилетие после написания своей знаменитой «Притчи о сумасшедшем» Ницше потерял рассудок и с криком вывалился на городскую площадь, дико взволнованный чем-то, казалось бы, обычным — избиением лошади. И точно так же, как его сумасшедший, Ницше провел следующие несколько дней после этого краха, порицая церковь. Насколько отличается утверждение, что церкви являются «гробницами и гробницами Бога», и призыв к смерти Папы? В этих письмах Ницше называет себя фигурой где-то между Христом, «Распятым», которого он ранее резко критиковал за приверженность «аскетическому идеалу», и Дионисом, фигурой, настолько близкой его сердцу, что он часто употребляет «дионисийские как синоним его знаменитой «Воли к власти».
Эти две фигуры резко противоречат друг другу, по мнению Ницше, поскольку они представляют собой логические крайности противоположных мировоззрений, которые он выдвигает. В «Генеалогии нравственности » Ницше говорит: «Смысл аскетического идеала есть не что иное, как это : что чего-то не хватает, что человек окружен зияющей пустотой — он не знал, как оправдать , объяснить, утвердить себя, он страдал от проблемы своего смысла» (1887, третье эссе, параграф 28; Oxford University Press (Oxford, 19).98), стр. 135-6). В анализе Ницше это подпадает под определение «воли к небытию», в отличие от «воли к власти», примером которой служат дионисийские проявления творческой и интуитивной силы и растворение границ и морали. Эти две вещи, столь сильно противоречащие друг другу, на самом деле составляют основную направленность философского проекта Ницше, формулировка которого ОЧЕНЬ проста: лучшие и наименее лицемерные люди — это те, кто проявляет свою волю к власти (в отличие от воли к истине). , ничтожество и др.). Таким образом, его объединение этих двух крайних фигур, Христа и Диониса, действительно подтверждает идею о том, что у Ницше был своего рода психотический срыв, слом, который позволил ему видеть такие черные и белые концепции как одно и то же.
Но вернемся к самому событию. По поводу диагноза Ницше было много скептицизма. Ницше, безусловно, сходил с ума, что является обычным побочным эффектом инфекции нервной системы, возникающей в результате 10-20 лет нелеченного сифилиса, но у него было мало других побочных эффектов, и позже ему был повторно поставлен ряд необычных диагнозов. психические состояния: маниакальная депрессия с периодическим психозом, сосудистая деменция, лобно-височная деменция и церебральная аутосомно-доминантная артериопатия с подкорковыми инфарктами и синдромом лейкоэнцефалопатии и многие другие. Философ и критик Жорж Батай выдвинул другую теорию: упадок сил Ницше и последующее психическое заболевание были вызваны полным принятием его философской доктрины. В «Безумие Ницше» , Батай говорит: «Тот, кто однажды понял, что только в безумии заключается завершение человека, таким образом приходит к ясному выбору не между безумием и разумом, а между ложью о «кошмаре оправданного храпа» и воля к самообладанию и победе» ( October , 1986, стр. 45). Что это означает? Только то, что сумасшедший Ницше из его притчи на самом деле был законченным Ницше, и, по крайней мере, как это видит Батай, Ницше был вынужден выбирать между изображением фигуры, которой его заставила стать его философия, или жизнью во лжи.
Это проливает свет на момент, вдохновивший Туринскую лошадь , фильм, который, как и туринская лошадь, которую спас Ницше, является завершением дела его жизни. В интервью Тарру я задал ему этот самый вопрос:
Джереми Меклер: Случайно ли то, что вы сказали, что ваш последний фильм о последнем моменте здравомыслия в жизни Фридриха Ницше?
Бела Тарр: Конечно, какая-то связь есть, потому что раньше, когда я начинал этот проект, я знал, что он будет последним. Но вы также должны знать, что мы действительно просто хотели сделать очень простой, очень чистый фильм. Мы просто показываем, как [мир] будет кончен, конь кончен, жизнь кончена. Это очень просто. Пожалуйста, просто доверься своим глазам. Это уже слишком — не умничай, ладно?!
Достаточно очевидно, что мне трудно не сделать это изощренным (или, по крайней мере, сложным), но, может быть, только возможно, Туринская лошадь может быть столь же полной для Тарра, как спасение одной лошади в Турине может быть для Ницше. Я не призываю Тарра сойти с ума, но это и не его обязанность. Он не философ, а только кинорежиссер, и этим последним фильмом он вешает камеру и открывает киношколу в Хорватии. Будем надеяться, что на завершившемся этапе жизни Тарра как режиссера он сможет вдохновить другое поколение. Как он сказал в интервью The Hollywood Reporter , «Я не хочу быть глупым режиссером, который просто повторяется и делает одно и то же дерьмо только для того, чтобы утомить людей».
Полное интервью с Белой Тарр можно найти здесь.
Получите Walker Reader в свой почтовый ящик. Подпишитесь, чтобы первыми узнавать о наших оригинальных видеороликах, заказанных эссе, кураторских взглядах и интервью с художниками.
5 сумасшедших фактов о жизни Фридриха Ницше
Списки
Юджин Уолтерс 243 Комментарии
Фридрих Ницше был немецким философом, который искренне ненавидел христианство и мораль. Его философию часто ошибочно смешивали с нацизмом, потому что его сестра была своего рода нацисткой, которая хотела возродить работу своего брата после его смерти. Под возрождением я подразумеваю грубое манипулирование, чтобы оно выглядело антисемитским и нацистским, потому что, эй, в Риме, верно?
В 2000 году Ален де Боттон выпустил серию из шести частей по философии, которая теперь доступна в Интернете. В одном из эпизодов о Ницше подробно рассказывается о его жизни и работе. Я и не подозревал, что жизнь Ницше была своего рода дерьмовым шоу. Вот пять самых безумных фактов из жизни Ницше из видео Алена де Боттона.
#1 Ницше был неудачником при жизни
Ницше совершил впечатляющий подвиг, став профессором к 24 годам. Однако его оттолкнули сверстники, и он был вынужден уйти на пенсию к 35 годам. Ницше также хотел бросить философии в пользу садоводства, но, по-видимому, и в этом потерпел неудачу. Только после его смерти работы Ницше стали широко читать.
#2 Его усы пугали женщин.
Боттон утверждает, что Ницше был гротескно некомпетентен в романтических отношениях. Судя по всему, эпические хипстерские усы Ницше «пугали» женщин того времени. И это, наверное, к лучшему, потому что Ницше тоже умудрился заразиться сифилисом в борделе, когда еще учился в колледже.
Ницше также якобы был влюблен в эту женщину#3 Он был болезненным большую часть своей жизни
Можно подумать, что философ, выступавший за объятия страдания и триумф над-человеком, должен быть философским эквивалентом Чака Норрис. Но оказывается, философия Ницше кажущаяся ироничной, когда узнаешь, что он всегда был постоянно болен и не очень уберменщ. Частично это было связано, конечно, с тем сифилисом, который он подхватил ранее. Учитывая дарвинистскую интерпретацию, которую некоторые дают работам Ницше (которая, по мнению многих, неверна), это становится немного забавным. Это было бы почти так же иронично, как обнаружить консервативную богоподобную фигуру Айн Рэнд на правительственных подачках. О, подождите, она была.
Конечно, Боттон отмечает, что философия Ницше тем более подходит для его жизни. Для человека, который много страдал, он научился это праздновать.
#4 У него случился психический срыв, когда он увидел, как бьют лошадь.
Увидев, как лошадь бьют плетью на улицах Турина, Италия, у Ницше случился психический срыв, из-за которого он оказался в приюте на всю оставшуюся жизнь. Сообщается, что Ницше подбежал к лошади и держал ее в руке, чтобы защитить, прежде чем рухнуть на землю. Эта сцена также была предметом фильма Белы Тарра (о котором Жак Рансьер написал книгу) под названием «Туринская лошадь».
По словам Боттона, после инцидента с лошадью Ницше «вернулся в свой пансион, танцевал обнаженным» и думал застрелить кайзера. Боттон продолжает объяснять, что Ницше начал считать себя Иисусом, Наполеоном, Буддой и другими историческими личностями. Семья Ницше бросила его в приют, где он умер 11 лет спустя в возрасте 56 лет.