Счастье в малом: научитесь видеть счастье в малом, и вы увид…
Все отзывы о спектакле «Правда — хорошо, а счастье лучше» – Афиша-Театры
Все отзывы о спектакле
Постановка Малый театр
8.4
7 отзывов
О спектакле Отзывы (7)
Рецензия «Афиши» на спектакль
Елена Ковальская
810 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1150
Последний спектакль уходящего года не сулил ничего хорошего. Что может быть хорошего в Малом театре, в осточертевшем Островском, во всех этих маврах тарасовнах и амосах панфилычах — и просто в трех предновогодних часах, проведенных взаперти. Спектакль ожидания оправдал. Все так и было: купчиха тиранила внучку, ее сын тиранил молодого приказчика, внучка с дурацким именем Поликсена желала за молодого приказчика замуж, добиться своего ей помогала старая нянька, и только молодой приказчик не желал ни любви, ни брака, а правды и только правды. Потом появился унтер-офицер с говорящим именем Сила Грознов, произвел рекогносцировку, в результате каждый добился чего хотел. Все это длилось, как и предполагалось, три часа с гаком — не меньше. И могло бы длиться еще столько же. Даже так: очень бы хотелось, чтобы длилось еще столько же. Пусть бы Людмила Полякова так и снимала острым ножом кожуру с яблок. Пусть бы гоношился Глеб Подгородинский, играющий правдолюба Платошу, а Виктор Низовой в роли опившегося лафитом негоцианта Барабошева пусть бы себе сыпал вкусной купеческой тарабарщиной. О таких спектаклях принято говорить: с классики сдули пыль. Или еще говорят: освежили классику. Я вот не могу сказать про Сергея Женовача, как именно он сдувал пыль и каким освежителем пользовался. Кажется, ему просто нравится эта пьеса. Ему нравится этот вкусный язык, эти персонажи, которых он держит за людей, и артисты Малого театра, которые делают персонажей похожими на людей, хотя без режиссера Женовача, уже ставившего здесь «Горе от ума» , у них это не всегда получается. Неправильно было бы сказать, что в спектакле Женовача все как в жизни. Ничего подобного. Женовач со сценографом Александром Боровским и не пытались воспроизвести купеческие быт и нравы. Наоборот, Боровский нашел для пьесы симпатичное дизайнерское решение, использовав всего три элемента: крашеный деревянный забор, ряд бельевых веревок с белыми простынями и зеленые яблоки. Без людей этот интерьер смотрится даже лучше, чем когда кто-то усаживается на скамейке или перетаскивает с места на место корзины, которые так красиво поначалу стояли. Актерам за весь спектакль не дали и чаю выпить — это у Островского-то с его купчихами; здесь все, чему положено бы происходить в интерьере дома, или во дворе, или на квартире у соседки, сыграли на одной садовой скамейке. Между тем в спектакле уйма жизни — хотя она уместилась в нескольких, на первый взгляд, несущественных деталях. В том, что яблоки, например, натуральные, с рынка, и их можно чистить. В том, что цветы живые и с них облетают лепестки. И гармонь играет за забором взаправду. И еще: жизнь там, где ей и положено быть, — в актерах. И не сказать, что они вживаются в персонажей по уши или переживают в отдельно взятой роли целую судьбу, Островскому это противопоказано. Актеры, как и положено, играют типажи. Но дело опять-таки в мелочах. Они не надрывают голоса и не торопятся как угорелые, отчего интересно рассматривать, как морщинки на лице Людмилы Поляковой складываются в сердобольную гримасу, а через минуту, когда она будет хохотать, в уголках глаз появляются слезы. А строгая Евгения Глушенко едва заметно помолодеет и слегка приосанится, когда объявится Василий Бочкарев грех ее молодости. События на сцене развиваются, как им и следует развиваться в театре: что нужно, вовремя связалось, когда пришло время — все благополучно разрешилось. Только делается все это неспешно, слегка и не нарочно, отчего и возникает близкое к счастью ощущение, что все случилось самым естественным образом. Как в жизни, то есть.
15 января 2003
Лучшие отзывы о спектакле «Правда — хорошо, а счастье лучше»
Sarah
381 отзыв, 419 оценок, рейтинг 262
6Не самый лучший спектакль Малого театра
Не очень понравился спектакль.
Декорации скудные и не меняются в течение спектакля, что крайне удивительно для Малого. Вместо большой каменной беседки с колоннами — деревянная лавка; вместо скамеек с задками на чугунных ножках и круглого столика — деревянные лавки и деревянный же стол; вместо кустов и фруктовых деревьев над сценой натянуты проволочные струны, на которых горизонтально подвешены простыни с яблоками в них; вместо решётки сада — глухой деревянный забор.
Низовой, как всегда, играет не купца из XIX века, а бандюгана из 1990-х.
Сюжет скучноват. В него даже вставили часть из «Горячего сердца» про «турок и опивум», чтобы сделать его покомедийней, — но это не помогло.
Единственная отрада — безупречная, как всегда, игра Подгородинского.Спектакль всё равно в миллиард раз лучше, чем любой из спектаклей по Островскому в мелких театрах, но далеко не самый лучший в Малом.
25 октября 2018
Guinda
43 отзыва, 43 оценки, рейтинг 59
9
Я не часто хожу на спектакли «развлекательного» толка, но осень диктует свои правила — срочно потребовалась витаминная подзарядка. И я ее получила. Несмотря на длинноватый первый акт (а этого требует сюжет), пьеса смотрится на одном дыхании. Сергей Женовач с легкостью заставляет задуматься — с той же легкостью он заставляет смеяться. Такой изящной и слаженной актерской игры я давно не видела. В зале я себя чувствовала будто на комедийном шоу — раскаты смеха не смолкали, а актеры, казалось, получали от игры не меньшее удовольствие, чем зрители.
Мы сидели в четвертом ряду, а значит нам было доступно еще одно маленькое удовольствие — рассматривать костюмы замечательного театрального художника по костюмам Оксаны Ярмольник.
За витамином С и настроением яблочного пирога — в Малый театр на этот спектакль!16 ноября 2012
Nina P
58 отзывов, 64 оценки, рейтинг 34
9
Качественная игра актеров!
Постановка максимально захватывающая для столь старого литературного материала, стоит перетерпеть только вступительный диалог.
Обратите внимание на органичную игру Глушенко.22 октября 2012
ЕКАТЕРИНА СОБОЛЕВА
12 отзывов, 69 оценок, рейтинг 17
9
Один из самых лучших в Москве спектаклей! Не знаю ни одного человека, которому бы он не понравился. Настолько живо, естественно. Кто-то пишет, что декорации очень просты, а мне кажется, что они, наоборот, идеально вписываются в спектакль и являются одним из персонажей спектакля. Актеры играют талантливо, легко, и им веришь и сопереживаешь. Впрочем, актеры в Малом, на мой взгляд, всегда хорошо играют! Хороший юмор, без пошлостей, и при этом действительно смешно. Никакой суеты, которая очень характерна для современных постановок комедий. Не считаю, что все так идеально сложилось только потому, что режиссер — С.В. Женовач. Я уверена, что это именно заслуга актеров Малого театра и ауры и атмосферы Малого. К примеру, Белая гвардия Женовача в МХТ абсолютно не является шедевром. В спектакле Малого абсолютно нет ничего на потребу публике, при том что в МХТ даже Женовач не смог уйти от всех этих дешевых приемов. В общем, если Вы хотите положительных эмоций, настоящего театра, жизненной истории и хорошего юмора, Вам надо сходить на Правда хорошо…
3 марта 2012
АНДРЕЙ КУДЕРКИН
11 отзывов, 24 оценки, рейтинг 2
9
очень понравилось. мне было стыдно что я не читал в школе классику. теперь могу задирать нос и говорить всем, что я с Островским на ТЫ)))) удивила игра актёров. сюжетная линия. понравилась акустика зала, особенно когда я в антракте пересел с балкона 1 яруса на первый ряд. не зря там билеты по 6000)))
2 декабря 2017
Антон
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
Итак, начну с плохого:
1) как и писали в других отзывах, недоуменно-негативное впечатление вызывает продолжительность действий. Зачем совмещать 3 (из 4-х!!) действий в первом акте??? сидеть более 2 часов на одной точке даже молодежи не очень приятно. А затем заключительное действие оканчивать в 35 минут. Зачем?
2) толи у Малого Театра проблемы с декорациями, толи еще что. Но первые 2 часа наблюдать одну и ту же серую сцену с забором и 3-мя скамейками надоедает. Ожидаемый антракт смены декораций…. В общем я был довольно сильно удивлен, декорациями последнего акта. Со сцены убрали 2 скамейки! И ВСЕ!!!
3) ну и самое главное, НЕ СТОИТ ПОКУПАТЬ БИЛЕТЫ ПО ПРАВОЙ СТОРОНЕ балконов и ярусов. С них НАИХУДШИЙ ВИД. Вся пьеса играется либо по центру сцены, либо с правой стороны (от зрителей). Поэтому с правых балкон видно плохо. Передаю большое спасибо билетерше в ПРАВОЙ кассе Малого Театра, которая посоветовала мне туда билеты! (цена не играла роли, я просил просто хорошие места). Покупайте билеты в левой кассе, там и быстрее и лучше.
О хорошем:
Исключительная игра актеров — живо, интересно, смешно, ради них можно ходить туда постоянно. Только правильно выбирать места и заранее готовиться к длительному сидению на одном месте.27 декабря 2006
Александр
6 отзывов, 9 оценок, рейтинг 1
7
Не страсть, но романтика, не экшн, но жизнь, не развлечение, но отдых.
Декораций нет, даже смотреть смешно. Юмор довольно слабый.
Но общем. Хорошо.
14 октября 2007
О счастье, елках и «малом мире» Нового года
В сознании современного человека наступление Нового года прочно ассоциируется с первым днем января. Однако в прежние времена этот месяц ничем не отличался от других. Вместе с Президентской библиотекой журнал Точка ART листает старые книги и газеты, рассказывающие о том, как праздновали Новый год в XVII-XIX веках.
Г.М. Манизер «Елочный торг» © Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. ВрубеляИван Божерянов в книге «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу» (1894) рассказывает, что «январь прежде назывался „просинец“. По мнению Карамзина — от синевы неба, по мнению других — от глагола „просить“».
Церковный год в России начинался 1 марта, а гражданский год — 1 сентября. «Затем православная церковь установила начинать как церковный, так и гражданский год 1-м сентября», — читаем в Новом энциклопедическом словаре (1916), изданном Фридрихом Брокгаузом и Ильей Ефроном. «Петр I в 1699 году праздновал в последний раз Новый год по древнему обычаю, а указом „О праздновании нового года“ 20 декабря 1699 года повелел перенести начало года на 1 января (1700)». Он же был инициатором праздничных поздравлений и установления нарядных ветвей и деревьев: «В знак нового столетнего века по большим и проезжим улицам, знатным людям и у домов учинить украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, и чтоб стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года», — читаем в книге Ивана Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу».
В.М. Васнецов «Снегурочка», 1899 © ГТГПосле смерти Петра традиция украшать жилище хвойными ветвями и деревьями забылась вплоть до XIX века, когда Новый год был сугубо семейным праздником. «Друзья! Встречайте Новый год в кругу родных, среди свободы», — писал поэт Дмитрий Веневитинов. Первая нарядная публичная ель была установлена в России в 1852 году в здании Екатерингофского вокзала (увеселительный вокзал был сооружен по проекту Огюста Монферрана во время масштабной реконструкции Екатерингофского парка в 1824 году и служил для проведения музыкальных вечеров и летних балов) в Петербурге. Постепенно интерес к украшению публичных новогодних елок возрастал — украшенные свечами, фруктами, конфетами, они стали появляться в театрах и в дворянских, офицерских и купеческих собраниях. В конце XIX века в России наладилось собственное производство елочных украшений — разноцветных стеклянных бус и шаров.
В 1929 году новогодние торжества были отменены как «буржуазные пережитки», а общественная елка «подверглась критике». Так длилось вплоть до 1935 года, когда «осуждение елки» было пересмотрено, а значение Нового года вновь «переосмыслено». Главная елка нашей страны стала проводиться с 1937 года в Колонном зале Дома Союзов, а затем в 1953 году была перенесена в Кремль — сначала в Большой Кремлевский дворец, а затем в новый Кремлевский дворец съездов.
В Президентской библиотеке хранятся уникальные материалы периодической печати, свидетельствующие о новогодних событиях прошлых лет. В заметке газеты «Вологодский листок» за 1912 год рассказывается, как шумно, весело и многолюдно было на маскараде в дворянском и приказчичьем клубах.
«Шумный говор, звуки музыки, трубные голоса дирижеров, скрип обуви — все слилось в один гул». «Однако, — повествует автор заметки, — не нашлось ни одной маски, которая была бы достойна приза, поэтому решили премировать костюмы. Первый приз получил мужской костюм, представлявший собой спеленутого детину с надписью на спине: „Подкидыш 20 века“».
Иркутская газета «Восточно-Сибирская правда» в 1931 году сообщала о «совпадении календарного года с хозяйственным, которое знаменует собой победу планового начала во всем народном хозяйстве Советского Союза».
З.Е. Серебрякова «Катя в голубом у елки», 1922 © Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. ПушкинаВ 1936 году новосибирская газета «Советская Сибирь» сообщала, что в клубе имени Петухова состоялась новогодняя встреча «стахановцев, рабочих мельницы с участниками олимпиады мукомолов». В 1938 году это же издание рассказало о том, как Детская техническая станция устраивала новогоднюю елку «для зоологов, электриков и радистов», для которой работающие на станции дети изготовили более 300 игрушек. Елка была зажжена два раза, и в это время «устраивался карнавал, отражающий работу станции».
Однако самым важным, настойчивым и сквозным мотивом новогодних материалов периодических изданий прошлых лет являются рассуждения о счастье.
Петербургский литературно-художественный журнал «Родина» в новогоднем номере за 1900 год опубликовал стихотворение «На рубеже веков», в котором было замечено, что «только с надеждой на светлое счастье / люди легко переносят ненастье / в жизни своей на холодной земле».
Газета «Вологодский листок» в 1911 году размышляла о недостижимости счастья, которое «манит к себе, прельщает своей недоступностью, когда оно далеко от нас, и теряет свои поэтические красоты, когда смешивается с грязью и прозой жизни», и предлагала встретить Новый год с крепкой верой в лучшее и с пониманием того, что счастье состоит не в обладании им, а в самой мечте о нем, «если оно в будущем и в воспоминаниях, и если оно в прошлом».
В.Ф. Сычков «Христославы», 1935 © Мордовский музей изобразительных искусствНародная газета Кургана в 1916 году подвергла анализу ставшее привычным поздравление «С Новым годом, с новым счастьем», которое «из года в год переходит из уст в уста молодыми и старыми, добрыми и злыми». По мнению редакции газеты, вопрос о счастье остается неразрешенным и парадоксальным: несмотря на то, что «тысячи лет он истолковывался по-разному, и до сих пор ни один мудрец не сказал миру, что же такое счастье, люди продолжают его искать».
В следующем номере за 1917 год то же издание продолжает развивать начатую тему и желает счастья — «но не такого, которое строится на несчастье других, а того прочного счастья, которое «доступно каждому, кто сознает, что соблюдение интересов своего ближнего также необходимо, как и своих собственных».
Чем бы ни увенчались попытки приблизиться к пониманию смысла счастья, ожидание открытия новой страницы в жизни — отличительная особенность Нового года. «Я не буду спать ночью новогодней, — писал поэт Арсений Тарковский, — новую тетрадь я начну сегодня». В этом ожидании сосредоточена надежда на лучшее, которое затрагивает не только материальные блага, но и касается «распознавания душевных расположений» нашего «малого мира», беспрестанно подверженного внешним потрясениям. Архиепископ Евлампий (Пятницкий) в книге «Новый год, или Предуготовительные к покаянию поучения от Нового года до святые четыредесятницы», проницательно замечает, что в «бренной храмине бытия нашего» основным знамением присутствия «тонких сфер» является понимание, «ясен ли светильник ума нашего, исходит ли благодатная теплота из сердца, ощущается ли влияние любви и упования, крепко ли бытие наше или оно, как здание на песке, колеблется и от житейских суетностей сокрушается».
С.Ф. Колесников «Рождество» © Частная коллекцияВ Президентской библиотеке хранится обширная коллекция, включающая в себя разнообразные материалы, посвященные празднованию Нового года и Рождества в России.
Читайте по теме на сайте журнала:
Музей-заповедник «Коломенское» приглашает на «Ёлки нашего детства»
10 трогательных, романтичных и волшебных рождественских киноисторий
10 лучших новогодних книг для детей
Теги: Новогодние традиции Новый год Президентская библиотека
Как радоваться мелочам (и быть счастливым)
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что некоторые люди почти всегда кажутся счастливыми, независимо от того, что происходит в их жизни? Даже когда возникают жизненные трудности, кажется, что в жизни есть благодать и благодарность, которых многие из нас не понимают. Одна из причин, по которой они с такой благодарностью переживают трудные времена, заключается в том, что они научились радоваться мелочам жизни. И я считаю, что это ключ к счастью.
Мой день рождения был на прошлых выходных. А мой младший сын Ной хотел сделать мне что-то «особенное» на день рождения. Итак, в воскресенье утром он ненадолго исчез, а затем снова появился с двумя птичками-оригами (да, птичками на картинке выше). Он сиял, когда отдавал их мне.
Хочу ли я птиц оригами на день рождения? Конечно, нет. По правде говоря, я не думаю, что какой-либо арт-проект был первым в моем списке (мне дали достаточно, чтобы заполнить весь дом). Тем не менее, оригами-птицы Ноя — лучший подарок на день рождения, который я когда-либо получал. Потому что Ной сделал их специально для меня с особой заботой и любовью.
После того, как Ной подарил мне моих птиц, я подумал о том, как прекрасно я себя чувствую от этого подарка. Подарок Ноя меня порадовал — в самом прямом смысле. Это заставило меня задуматься о счастье. И что значит быть счастливым.
Содержание
Я считаю, что счастье не в богатстве или материальных вещах. Счастье исходит из простых вещей и нашей способности видеть их чистоту и в полной мере наслаждаться ими. Вы, вероятно, киваете и соглашаетесь со мной. Но позвольте задать вам вопрос: вы так живете?
Большинство из нас слишком полагаются (и основывают наше счастье) на богатстве и материальных ценностях – и без них мы чувствуем себя потерянными. Что, если подумать, безумие. Потому что ничто из этого не приносит нам счастья. И мы это знаем.
Итак, вернемся к счастливым людям, о которых я упоминал выше. Если вы еще не заметили, я один из таких людей. Я же говорила тебе, что я девушка, как стакан наполовину полный. Это может раздражать некоторых людей. Но мне все равно. Потому что я счастлив. Что меня беспокоит, так это то, что они тоже не находят способа быть счастливыми.
Моя мама однажды сказала мне, что хотела бы видеть мир так, как я его вижу, и относиться к жизни так же, как я. Я тоже этого желаю – каждому из вас. Итак, сегодня я делюсь с вами тем, как я наслаждаюсь мелочами в жизни, и надеюсь, что вы тоже сможете включить это в свою жизнь. И жить счастливее.
Выйдите на улицу и послушайтеВыйдите на улицу и послушайте. Каждый божий день – пусть даже всего на 5-10 минут. Вы можете посидеть на улице, попивая утренний кофе, чай или смузи. Или вы можете отправиться на короткую прогулку по своему району. Если вам трудно выйти на улицу, откройте окно. Просто обязательно найдите время, чтобы прислушаться к звукам вокруг вас. И, если вы живете в шумном городе, это тоже работает. Прислушайтесь к смеху и болтовне окружающих вас людей. Получайте от них энергию.
Эта практика поможет вам открыться тому, что вас окружает, и поможет выйти за пределы себя.
ПритормозиХватит торопиться по жизни и ждать чего-то следующего. Когда вы постоянно смотрите в будущее, вы забываете о сегодняшнем дне. И как получить от этого удовольствие. Итак, думайте о том, что происходит здесь и сейчас, насколько это возможно.
Сначала вам может понадобиться напомнить себе сделать это. Для начала выделяйте время каждый день (не менее 2-3 раз в день), чтобы останавливаться и спрашивать себя, что вы замечаете в данный момент. Если нужно, занесите это в свой календарь и заведите будильник.
Когда вы останавливаетесь, чтобы заметить, что происходит, замечайте все. Используйте все свои чувства. Что вы слышите, пробуете, чувствуете, видите? Потратьте одну минуту, чтобы подумать о них, и позвольте себе чувствовать любые эмоции, которые к вам приходят.
Эта практика поможет вам сосредоточиться на своих чувствах и по-новому осознать настоящее. Осознание, необходимое для того, чтобы замечать «мелочи» вокруг себя.
Запланируйте время наедине с собойЗапланируйте время, чтобы побыть наедине со своими мыслями хотя бы раз в день. Вам не нужно тратить уйму времени на это. Вы можете начать с 5 или 10 минут. И вы можете совместить это с вашим временем на улице (при условии, что ваше время на улице относительно тихое и спокойное). Используйте эти моменты, чтобы побыть в тишине и позволить своим мыслям проложить себе путь на поверхность.
Вам не нужно устанавливать строгий график, если вы делаете это каждый день. Я меняю время дня, когда я это делаю. Иногда я делаю это первым делом утром, иногда в середине дня, когда мне нужен перерыв, а иногда и ночью перед сном.
Выделение времени для себя поможет вам лучше понять любые вопросы/проблемы, которые крутятся в вашей голове, и работать над ними. Это позволяет вам очистить мозг от беспорядка и открыть вас для повышенного чувства осознания. И это также поможет вам замедлиться. Это способ заставить себя замедлиться, когда вы чувствуете себя подавленным.
Будьте благодарны за что-то каждый деньКаждый день записывайте (или произносите вслух) то, за что вы благодарны.
Выполнение вышеперечисленного поможет вам по-новому осознать красоту, которая окружает вас каждый день. И ключевое значение имеет осознание. Трудно быть благодарным за мелочи, если вы их никогда не замечаете. Я обещаю вам, что если вы сделаете все вышеперечисленное, вы начнете замечать вещи, которые раньше не замечали.
Возможно, вам интересно, какие «мелочи» вам следует искать. Хорошая новость в том, что вам решать. Это может быть что угодно, что вы заметите, выполняя шаги, описанные выше. Все, что приносит вам радость или заставляет вас видеть красоту в мире.
Улыбка незнакомца. Прохладный ветерок в жаркий день. Прекрасная песня кардинала или пересмешника. Звук сверчков снаружи. Чувство, которое вы испытываете, когда ваш ребенок держит вас за руку. Улыбка вашего ребенка, когда он рассказывает вам о том, что его волнует. Тепло от солнца в ясный день. Кошачье мурлыканье. Смех незнакомца, когда вы проходите мимо него по оживленному тротуару.
Я мог бы продолжать вечно. Это всего лишь несколько примеров. Опять же, вы сами решаете, какие «мелочи» вы хотите получить и принять к сведению.
Как только вы начнете замечать мелочи, как вы сможете в полной мере насладиться ими? Я считаю, что лучше всего работает следующее:
- Определите, что именно вы вводите.
- Спросите себя (и ответьте), что в этом прекрасного.
- Определите чувства, вспыхнувшие внутри вас.
Вы должны определить, что делает эти маленькие вещи такими прекрасными для вас, и позволить себе почувствовать радость, которую они приносят. Теперь вы можете подумать, что это потребует некоторой работы и усилий. И чтобы это вошло в привычку, нужно немного поработать над этим. Но на практике это занимает всего несколько секунд. И со временем это станет второй натурой. Это не будет работой — это будет естественно для вас.
Я хочу, чтобы вы кое-что сделали прямо сейчас. Дайте себе 5 минут тишины. Будьте спокойны. Дышите глубоко и позвольте своим мыслям выйти на поверхность. Когда закончите, назовите то, за что вы благодарны. Это может быть что угодно — самые простые вещи самые лучшие. И в комментариях ниже, пожалуйста, скажите мне, за что вы сегодня благодарны.
Я пойду первым. Я благодарна за то, что мой сын Закари заставляет меня чувствовать, когда он наклоняется ко мне и кладет голову мне на плечо. Он сделал это сегодня вечером, когда мы были вместе (конечно, я пишу это немного раньше, чем оно будет опубликовано). Он заставил меня чувствовать себя любимой и желанной (и даже не подозревая об этом).
Теперь твоя очередь.
До следующего раза…
Прочтите эту статью на YourTango.
Счастье: почему это мелочи (и как их учитывать)
Недавно я услышал о человеке, старше и мудрее меня, который делает нечто замечательное.
В конце каждого дня он делает записи в дневнике. Затем он читает запись, которую он сделал год назад, пять лет назад и десять лет назад. Он делает это каждую ночь и делает это большую часть своей жизни.
Он что-то задумал. Давайте поговорим о том, почему.
Существует множество исследований, которые показали, что наша точность в предсказании того, как мы будем относиться к вещам в будущем, не так высока. Точно так же мы ошибаемся в оценке будущих эмоциональных последствий негативных и позитивных событий. Мы лишаем себя возможностей для счастья.
Вполне вероятно, что некоторые вещи, с которыми мы сталкиваемся сегодня, покажутся настолько обыденными, что их не стоит фиксировать. Однако, согласно новому исследованию, это недооценивает потенциальное счастье, которое можно получить в будущем, когда мы «откроем» их заново.
Еда, мимолетная беседа, где мы были в 15:00 20 августа 2004 года – открытие этих десяти лет заново может стать неожиданным источником радости.
Почему мы недооцениваем радость новых открытий? Потому что мы никогда не остаемся прежними. Мы совершаем ошибку, думая, что человек, которым мы являемся сегодня, будет человеком, которым мы будем в будущем, и что мы будем реагировать на одни и те же вещи таким же образом. Мы также склонны полагать, что детали, которые мы считаем обыденными сегодня, сохранят свой обыденный статус и что наша память о деталях будет точной.
Правда в том, что наши воспоминания несовершенны — они тускнеют, перезаписываются, со временем меняют форму.
В недавнем исследовании исследователи изучили, что люди будут чувствовать, когда запишут свои, казалось бы, незначительные переживания и заново откроют их в будущем.
Исследование: что они сделали
Участники создали капсулы времени, состоящие из их ответов на следующие вопросы:
- последнее светское мероприятие, которое они посетили;
- недавний разговор;
- как они встретили своего соседа по комнате;
- три песни, которые они недавно слушали;
- внутренняя шутка;
- недавнее фото;
- недавний статус, опубликованный в их профиле Facebook;
- выписка из итоговой оценки класса; и
- вопрос с недавнего выпускного экзамена.
На каждый вопрос участники должны были угадать:
1. как им было бы любопытно узнать, что они сказали;
2. как они будут удивлены, увидев то, что задокументировали; и
3. насколько значимым и интересным они найдут каждый ответ в будущем.
Три месяца спустя им разрешили прочитать («открыть заново») свои первоначальные ответы, но не раньше, чем они оценили, насколько им было любопытно читать эти ответы.
Что они нашли
Результаты показали, что участники не особенно хорошо предсказывали, насколько им будет любопытно читать их ответы в будущем и насколько эти ответы будут им интересны.
Даже по прошествии всего трех месяцев капсула оказалась для них более значимой, чем они ожидали.
Итак, они провели второе исследование
Во втором подобном исследовании исследователи попросили участников оценить разговор как обычный или необычный. Чем более обычным был рейтинг разговора, тем больше людей недооценивали, насколько хорошо было бы заново открыть его.
и третий
В третьем исследовании участников, состоявших в интимных отношениях, попросили написать о том, как они пережили необычный день (День святого Валентина) и обычный день (обычный день около 14 февраля).
Интересно, что восприятие обычных событий со временем становилось более необычным, в то время как восприятие необычных событий оставалось таким же необычным.
Из того, что они писали об обычных событиях, люди помнили меньше, чем о событиях экстраординарных.
И (наконец-то!) Четвертый
Четвертое исследование показало, что из-за того, что люди недооценивают радость повторного открытия, они упускают возможность задокументировать свой опыт. В будущем они сообщат, что сожалеют о том, что не могут получить эти записи. Кажется, это наш человеческий способ недооценивать наше будущее любопытство к прошлому опыту. Мы также склонны недооценивать, насколько увлекательным будет процесс повторного открытия.
В результате люди отказываются от возможности задокументировать то, что происходит в настоящем. Отчасти это связано с тем, что люди верят, что смогут вспомнить о событии больше, чем на самом деле. Обычно это относится к обычным, а не экстраординарным переживаниям.
Исследователь Тинг Чжан из Гарвардской школы бизнеса объяснил: «Обычно мы не думаем о сегодняшних обычных моментах как о переживаниях, достойных повторного открытия в будущем. Однако наши исследования показывают, что мы часто ошибаемся:
То, что обычно сейчас, на самом деле станет еще более необычным в будущем — и более необычным, чем мы могли бы ожидать».
Он продолжил: «Люди находят большое удовольствие заново открывать для себя музыкальный плейлист, который был несколько месяцев назад, или старую шутку с соседом, даже если в данный момент эти вещи не казались особенно важными. Исследования подчеркивают важность того, чтобы не воспринимать присутствие как нечто само собой разумеющееся и документировать обыденные моменты повседневной жизни, чтобы подарить себе в будущем радость от открытия их заново».