Самых больших своих сокровищ мы разумеется не: Написать продолжение текста. Самых больших своих сокровищ мы, разумеется, не замечаем. Кто же думает о воздухе, которым дышит?

Содержание

Роберт Льюис Стивенсон. «Остров сокровищ» • Расшифровка эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсКак читать любимые книги по-новомуЛекцииМатериалы

Кто был прототипом капитана Флинта и почему жестокость пиратов часто преувеличивали

Автор Юлия Вымятнина

Не все знают, что знаменитый остров сокровищ из одноименного романа Роберта Льюиса Стивенсона в действи­тельности существует. Это остров Пинос, который находится в 70 кило­метрах южнее Кубы; на протяжении примерно 300 лет он служил приста­нищем пиратов. Там бывали такие известные пираты, как Генри Морган, Фрэнсис Дрейк и Эдвард Тич, которого мы еще упомянем. Однако по поводу того, откуда же этот остров появился в романе Стивенсона, существуют разные версии.

Сам автор, описывая, как он создавал роман, сообщал:

«Я нарисовал карту необитаемого острова; она была очень старательно и, как мне казалось, превос­ходно раскрашена.

Форма того острова несказанно меня очаровала. Там были заливы, которые радовали меня, и подсознательно я написал название: „Остров сокровищ“. Образы моих будущих персонажей приключен­ческого романа начали проявляться сквозь воображаемый лес, когда я всматривался в свою карту Острова сокровищ».

Мы знаем, что эту карту Стивенсон нарисовал для своего пасынка сентябрь­ским вечером 1881 года. Однако остров слишком уж похож на тот, который существует в реальности, поэтому есть и другая версия, которая говорит, что на самом деле у него действительно была реальная карта реального острова, который он и вывел в своем романе. Более того, он пользовался, видимо, и другими источниками для составле­ния своего романа и придумывания приключений. Скорее всего, он исполь­зовал и записки Генри Моргана, и записки Фрэнсиса Дрейка. Не исклю­чено, что он пользовался и книгой Александра Эксквемелина, в которой описано очень много деталей из пиратской жизни.

Можно отметить, что у грозного капитана Флинта, который не является персонажем книги, но постоянно в ней упоминается, существовал реальный прообраз — Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода.

Роман «Остров сокровищ» был опуб­ликован целиком, как единое произве­дение, в 1883 году, а перед этим он выходил частями в детском журнале Young Folks. Действие романа происхо­дит в 1765 году. Это время, когда золотой век пиратства уже примерно 30 лет как закончился — вероятно, именно поэтому и распалась пиратская команда капитана Флинта.

Что происходит? Старый моряк Билли Бонс снимает комнату в трактире «Адми­рал Бенбоу» и через некоторое время получает от своих бывших компаньонов по пиратской жизни «черную метку». Получив ее, он уми­рает (от апоплексического удара, судя по всему), а сын хозяйки трактира Джим забирает бумаги покойного, в которых находит в том числе и какую-то странную карту. Он показы­вает забранные бумаги доктору Ливси, приходят к выводу, что нужно показать эти бумаги сквайру Трелони, и втроем прини­мают решение, что нужно отправиться на поиски сокровищ, путь к которым указывает карта.

Поскольку сквайр очень болтлив, вся команда оказывается в курсе, что цель путешествия — пиратские сокровища. Более того, некоторая часть команды — это бывшие пираты, которые даже участвовали в операциях капитана Флинта, как, например, Джон Сильвер, одноногий кок.

В результате длительных приключений, высадившись на берег, Джим находит Бена Ганна. Это бывший член команды Флинта, который был оставлен на этом необитаемом острове. Ему удалось выжить; более того, он нашел сокро­вища и перепрятал их. Поэтому, когда пираты, наконец завладев картой, прибывают на место, они находят только вырытую яму. В результате сокровища достаются тем, кто за ними и отправился, а часть их перепадает собственно Бену Ганну и Джону Сильверу, который по дороге в Англию успевает сбежать.

Кто был прототипом капитана Флинта

В романе есть персонаж, которого постоянно упоминают, но который не явля­ется действующим лицом, поскольку скончался за несколько лет до начала романа. Это капитан Флинт. Что о нем вспоминают герои? Вот, например:

«Слыхал ли я о Флинте? — воскликнул сквайр.

— Вы спрашиваете, слыхал ли я о Флинте? Это был самый кровожад­ный пират из всех, какие когда-либо плавали по морю! Черная Борода перед Флинтом младенец. Испанцы так боялись его, что, признаюсь вам, сэр, я порой гордился, что он англичанин».

Джон Сильвер, служивший когда-то под командованием Флинта, говорит: «„Морж“, старый корабль Флинта, до бортов был полон кровью». Чуть позднее, когда выясняется, что указанием к сокровищам служит скелет, один из персо­нажей восклицает, что это «одна из милых острот» Флинта. Получается, что перед нами такой персонаж, которого все очень боятся. Его внешность не опи­сыва­ется в романе, но создается впечатление чего-то устрашающего.

У капитана Флинта был реальный прототип, тот самый капитан Эдвард Тич Черная Борода, чья внешность наводила ужас на современников. Вот, напри­мер, описание Черной Бороды, которое дает капитан Джонсон:

«Физиономию капитана Тича, имено­вавшего себя Черной Бородой, сплошь покрывала густая растительность, сразу приковывавшая взгляды. Эта борода ужасала всю Америку. Она была черного цвета, и хозяин довел ее до таких чудовищных размеров, что казалось, будто волосы растут прямо из глаз. Тич имел обыкновение заплетать ее в маленькие косички с ленточками и закидывать их за уши. Во время сражения он вешал на каждое плечо широкую перевязь с тремя парами пистолетов в кобурах и втыкал под шляпу запальные фитили, так что они свисали, едва не касаясь щек. Его глаза от природы были лютыми и дикими. Невозможно представить себе фигуру более жуткую, чем этот одержимый бесом человек, сравнимый разве что с фурией из ада».

Вот такое колоритное описание оче­видно театральной, нарочито устра­шающей внешности.

Не менее устрашающими были и неко­торые требования Тича. Например, в 1718 го­ду он появился в гавани Южной Каролины, захватил восемь кораблей с бога­той добычей и богатыми пленниками и потребовал за них выкуп (в дополнение к той добыче, которая была на кораблях) — лекарства для членов своего экипажа.

И сообщил губернатору, что в случае, если выкуп не будет предоставлен вовремя, он пришлет губернатору головы всех пленников. Такое вот жесткое требование. Оно, впрочем, не было чем-то из ряда вон выходя­щим: другие описания требований пиратов выглядят довольно похоже.

Почему пиратам была выгодна слава кровожадных убийц

Ходят слухи, что капитан Эдвард Лоу был не менее жесток. Про него, например, пишут следующее:

«После взятия корабля его люди начали мучить матросов, которые принуждены были объявить, что корабельщик бросил в море мешок с тысячью песо. Узнавши об этом, Лоу бранился и ругался до исступ­ления, вырезал у корабельщика обе губы и, наконец, умертвил его вместе со всем корабельным экипажем, состоявшим из 36 человек».

Можно продолжать этот список, рисовать ту самую картину, которая приходит на ум, когда мы представляем себе захват пиратами какого-то корабля. Это значит, что сейчас будет жестокая битва, будут пытки, будут убийства плен­ников — в общем, будут происходить какие-то страшные вещи. Так ли это было на самом деле?

Скорее всего, это было не так. По очень простой причине. Пиратское дело было, во-первых, дорогостоящим; во-вто­рых — очень рискованным. Любая абордажная схватка означала необходи­мость вступить в бой — и риск того, что будет поврежден корабль. А поврежде­ние корабля практически наверняка означает большие проблемы вплоть до гибели всего экипажа, если им не удастся захватить другой.

Кроме того, команда пиратского корабля тоже подвергалась опасности. Они могли получить ранения, кто-то мог быть убит… А рисковать всем этим было не в интересах пиратов. В их инте­ресах было подойти как можно ближе к кораблю, как можно быстрее и без сопротивления забрать добычу и как можно быстрее уйти.

Строго говоря, они не были заинтере­сованы в том, чтобы кого-то мучить, убивать и даже захватывать в плен. Откуда же возникают все эти истории? Собственно, все они направлены на снижение транзакционных издержек по захвату корабля. Достаточно было, собрав команду под командованием какого-то, может быть, нового капитана, провести один, два, может быть — три показательных захвата с жестокой расправой. Но обязательно с сохране­нием какого-то количества пленников, которые будут высажены таким образом, чтобы они добрались до цивилизации и смогли разнести эту но­вость — о том, что появился такой ужасный капитан, чья команда совер­шенно безжалостно расправляется со всеми, кто осмеливается им сопро­тив­ляться и пытается как-то укрывать или, не дай бог, выбрасывать за борт добычу.

Поэтому, скорее всего, пираты не отличались кровожадностью, а весь этот зверский антураж служил для цели устрашения потенциальной жертвы. Для этой же цели служил и известный нам флаг «Веселый Роджер», который, естественно, является неотъемлемым атрибутом пиратов в наших глазах, но который, однако, тоже претерпевал некоторые изменения.

Естественно, что под «Веселым Родже­ром» пираты на самом деле не ходили. Они ходили под флагом какого-либо государства, причем выбирали флаг в зависимости от того, к кораблю какого государства они намеревались приблизиться. А вот когда они подходили ближе, то меняли флаг, скажем, Великобритании, Испании или Франции на какую-либо вариацию пиратского флага. Вариации были разнообразные.

Привычный нам череп и кости появи­лись тоже не сразу: есть различные описа­ния, например, того, что были целые скелеты, или половины скелета, или череп, скажем, с руками. То есть были разные варианты, прежде чем появился тот флаг, который сегодня кажется нам каноническим. Главным было одно: это был флаг, который не напоминал флаг никакой другой страны и сигнализи­ровал судну, к которому подходил такой корабль, что это пираты. То есть флаг, так же как и устрашающая внешность капитанов, был призван снизить транзакционные издержки и заставить жертву легко расстаться со своими сокровищами.

Нужно понимать, что снижение транзак­ционных издержек было в интересах пиратов не только потому, что это снижало их риски, но и потому, что это увеличивало долю чистой добычи. Дело в том, что пираты, как правило, выплачивали своим товарищам компенсацию за увечья и ранения, понесенные в бою, — соответственно, чем меньше было таких увечий, тем больше чистых денег доставалось каждому.

Почему капитан Флинт боялся Джона Сильвера

Когда Джон Сильвер разговаривает с Джимом, он упоминает: «Вся команда как огня боялась старого Флинта, а сам Флинт боялся одного только меня». Почему же Флинт боялся кого-то на своем корабле? Кем был Джон Cильвер?

Джон Сильвер, судя по всему, был квартирмейстером, который в нормаль­ных условиях отвечал за порядок на корабле, за то, какие кому роли отводятся в команде, кто где находится на корабле, за соблюдение ежедневной и посто­янной дисциплины. Каза­лось бы, это просто комендантские обязанности. Зачем капитану Флинту бояться своего коменданта?

Но есть и другая любопытная версия того, чем же мог заниматься квартир­мейстер. Она связана с тем, что название этой должности можно прочитать как «мастер», или «капитан», одной из палуб корабля. Именно эта часть корабля оказывалась ближе всего, когда судно шло на абордаж, именно с этой палубы производилась абордаж­ная атака. Это значит, что на этой палубе размещался, условно говоря, пиратский спецназ. И, соответственно, Джон Сильвер был не просто комендан­том, но, скорее всего, капитаном вот этого пиратского спецназа. В таком случае, наверное, неудивительно, что его боялся сам капитан Флинт.

Кто шел в пираты

Когда в романе Джон Сильвер описы­вает свое пиратское прошлое, он упоми­нает о том, что ногу ему ампутировал настоящий хирург: «Мне ампутировал ее ученый хирург — он учился в коллед­же и знал всю латынь наизусть». Это может вызвать как минимум два вопро­са. Что врачу делать на корабле — зачем он пошел в пираты? И, во-вторых, откуда вообще брались люди, которые шли в пираты?

Давайте начнем с того, что вспомним, что на корабле была необходимость в очень большом количестве специали­стов. Необходимы были врачи, потому что они должны были лечить как последствия ранений, так и послед­ствия обычной лихорадки. Необходим был плотник — и, возможно, целая команда плотников, в чьи задачи входила как починка каких-то небольших повре­ждений корабля во время плавания, так и периодическое техобслужива­ние: когда корабль заходил в гавань, то, по сути, вынимал­ся из воды, его днище очищалось от различных наслоений, смолилось и так далее. Нужны были специалисты по навигации — и, вероятно, должен был быть не один такой специалист, а люди, которые могли очень хорошо знать какие-то отдельные участки моря, берега отдельных островов и так далее. Нужны были артил­леристы, поскольку корабли пиратов, как прави­ло, имели пушки — и, соответ­ственно, нужно было уметь с ними обращаться. Нужны были люди, которые умели вести военные действия и рукопашный бой.

Таким образом, количество специа­листов на корабле было довольно суще­ствен­ным. Откуда же все эти люди появлялись и как они попадали в пираты? Было несколько путей того, как люди приходили в это. Первый был добро­вольный. Чаще всего в пираты шли те, кто по каким-то причинам не желал продолжать либо служить во флоте, либо ходить на торговых судах. На торго­вых судах моряков не устраивало самоуправство капитана, который во время рейда имел практически абсолютную власть.

Проблема была в том, что менять одного капитана торгового флота на другого было, скорее всего, равно­сильно тому, чтобы менять шило на мыло. Никакой гарантии, что другой капитан окажется лучше, не было. Переучиваться на дру­гую профессию, как правило, не было либо времени, либо возможности. Соот­ветственно, уход в пираты представлялся гораздо более разумной альтернати­вой тому, чтобы продолжать влачить полурабское существование в торговом флоте.

Однако была и другая часть людей, которые превращались в настоящих пиратов, придя из пиратов официаль­ных — каперов, буканьеров. Напомню, что каперы, или буканьеры, — это пиратские корабли, которые получали от какого-либо государства патент, разрешавший им официально, по сути, грабить суда других держав.

Чаще всего количество таких пиратских экипажей, имевших патент, увели­чива­лось во время каких-либо военных действий. Когда же военные действия прекращались, государство пыталось отозвать часть патентов — но, естест­венно, никто особенно не желал расставаться с такой легкой добычей, поэтому многие бывшие каперские экипажи становились в чистом виде пиратами.

Был и третий вариант того, каким обра­зом попасть в пираты. Как известно, пираты брали людей в плен и вполне могли заставить пленников работать на себя. Правда, пираты не слишком любили это делать, и у этого были вполне логичные объяснения. Во-пер­вых, пленников нужно было кормить. Это озна­чало лишний расход ценного продукта. Во-вторых, пленников нужно было охранять, и это было отдельной и сложной задачей. В-третьих, даже если плен­ников можно было заставить работать, то делали они это неохотно и неэффек­тивно. Любой человек из-под палки работает хуже. Соответственно, пленники были не слишком полезны на корабле. И, более того, в случае захода в порт пленники представляли наибольшую угрозу: если им удавалось сбежать, то они вполне могли выдать пиратов властям, рассказать о пират­ских планах, о пират­ских обычаях или сообщить какую-то еще важную информацию.

Как власти боролись с пиратами

Попадаться властям, естественно, нико­му не хотелось, поскольку за пиратство полагалась смертная казнь. Причем власти активно закручивали гайки, и если в начале золотого века пиратства пиратам еще предлага­лось перейти на госу­дарственную службу (либо стать каперами, либо просто пойти во флот), то в начале XVIII века, когда золотой век пиратства стал клониться к закату, никакого выбора пиратам не предла­гали. Их попросту казнили, причем для устрашения их сотоварищей тело после казни, как правило, выставляли на всеобщее обозрение.

Например, после казни известного пирата Уильяма Кидда его труп был выставлен на всеобщее обозрение в железной клетке, и примерно через два года там остался только скелет, который вселял ужас в его соратников. Многие пираты даже говорили, что уж лучше погибнуть в бою, чем подверг­нуться такой участи. В общем, никакого стимула к тому, чтобы попадаться властям, у пиратов не было.

Тем не менее мы читаем довольно много историй про то, что пленников захватывали и силой заставляли рабо­тать на пиратских кораблях. Есть ли здесь противоречие? На самом деле нет, поскольку по мере того, как власть увеличи­вала давление на пиратов, пираты пытались найти способ все-таки коопти­ровать людей в свою компанию, потому что людей на пиратском корабле требовалось довольно много.

Самая маленькая пиратская команда, о которой мы знаем, состояла из десяти человек под командованием капитана Эдмондсона — в 1726 году. Однако совершенно очевидно, что вряд ли это был целый экипаж. Не исключено, что в их распоряжении просто находилось некоторое количество рабов, которые выполняли основную работу на корабле.

В реальной жизни большинство пират­ских экипажей состояло из 50–70 че­ловек. Однако были и сверхкруп­ные пиратские экипажи. Например, можно отметить, что у Робертса в 1721 году под командованием было 368 человек, а у капитана Энгланда двумя годами ранее — 380 человек.

Откуда брались такие цифры? Итак. С одной стороны, у нас власти закру­чивают гайки, с другой — пиратские экипажи не становятся более мало­численными. Почему? Пираты исполь­зовали следующий прием. Они делали вид, что берут людей в плен, однако на самом деле эти люди присоединя­лись к пиратам. Зачем нужно было городить такой огород? Дело в том, что если человек мог представить суду доказательства, что его насильно заста­вили путешествовать с пиратами и при­нимать участие в их деятельности, то его вполне могли и отпустить. Поэтому в некоторых случаях капитаны пиратских кораблей выписывали своего рода бумагу, подтверждающую, что такой-то и такой-то был заставлен пиратами путешествовать с ними.

В некоторых случаях разыгрывались целые сцены. Известно, например, что на суде по обвинению в пиратстве некоего Ричарда Скотта трое его бывших товарищей по работе в торго­вом флоте — Стивен Томас, Гарри Глазби и Генри Даусон — свидетель­ствовали, что пираты захватили Скотта насильно, Скотт со слезами на глазах умолял пощадить его, поскольку у него есть жена и ма­лень­кие дети, их надо кормить, — но пираты его все равно уволокли. На самом деле Скотт совершенно добровольно отправился к пиратам, однако суд счел, что этих свидетельств было достаточно для того, чтобы его помиловать. Мы не знаем, удалось ли Скотту заработать пират­ством сколько-нибудь серьезную сумму, однако ему удалось спастись от виселицы.

Для того чтобы усилить свидетельство того, что человек на самом деле не добровольно попал к пиратам, была распространена даже такая практика: те, кто оставался на свободе, кого пираты не забирали к себе, помещали для своих товарищей объявления в лондонских газетах — о том, что господин такой-то был такого-то числа при атаке пиратов насильно увлечен ими с собой. И, соответственно, вырезки из этих газет точно так же потом использовались в суде для того, чтобы свидетельствовать о невинов­ности такого человека.

Некоторое время это работало, и рабо­тало хорошо, но, естественно, через какое-то время суды поняли, что как-то подозрительно много становится такого пиратского разбоя. И по мере того как усиливалась борьба с пиратством, примерно к 1730-м годам, страны начали объединять свои усилия в борьбе с пиратством. Поскольку флот разросся, можно уже было отправить большее количество военных на борьбу с пиратами, да и такой потребности в услугах пиратов уже не было: они скорее превратились в некоторую помеху.

Поэтому с течением времени пиратство стало исчезать, золотой век пиратства закончился, а до нас дошло большое количество таких вот странных свиде­тельств о том, что пираты массово брали людей в плен. Тогда как на самом деле это был просто способ присоеди­ниться к пиратскому братству.

Когда пираты выходили на пенсию

К сожалению, у нас нет большого коли­чества достоверных сведений о том, где пираты прятали полученную ими добычу. Они не имели привычки вести дневник, не оставляли завеща­ний — и не исключено, что чаще всего они попросту проматывали свою добычу.

Но до нас дошли некоторые сведения о том, когда удача действительно улыбалась пиратам, то есть о некоторых самых крупных пиратских добычах. Например, в 1695 году несколько пиратских кораблей под командова­нием Генри Эвери захватили добычу общей стоимостью 600 тысяч фунтов. На одного пирата тогда пришлось порядка одной тысячи фунтов добычи. Чтобы было понятно, как это соотно­сится с заработком в рамках честной жизни, можно сказать, что примерно столько можно было заработать, работая в течение 40 лет моряком в торговом флоте. В данном случае пиратам эту сумму удалось захватить всего лишь за один рейд.

Есть и другие интересные сведения о пиратской добыче. Например, в нача­ле XVIII века экипаж капитана Томаса Уайта вышел из бизнеса в полном составе и поселился на острове Мадагаскар, после того как во время очередной экспедиции им удалось получить добычи по 1200 фунтов на человека.

В 1720 году экипаж под командованием Кристофера Кондента захватил добычу с рекордным призом в 3000 фунтов на человека. После этого Томас Мор, который плыл на одном из кораблей и оказался захвачен этими пиратами, подслушал, как члены экипажа обсуждали выход из бизнеса, поскольку они получили вполне достаточную добычу.

Напомним, что был еще такой удач­ливый капитан Бартоломью Робертс, который за три года захватил 456 ко­раб­лей с общей оценкой добычи в 50 миллионов фунтов.

Однако нужно понимать, что, скорее всего, такие удачи случались крайне редко. Именно поэтому мы можем по пальцам перечислить все крупные призы пиратов. Чаще всего их добыча была крайне незначительной и могла ограни­чиваться только продуктами питания и минимальными предметами одежды. Либо это могли быть товары, которые, прежде чем превратиться в сокровища, должны были быть где-то проданы.

Однако нас продолжают будоражить разнообразные сведения о кладах, которые пираты прятали. Между тем далеко не все пираты могли что-то оставить в наследство. Скорее всего, они попросту проматывали большую часть того, что им удавалось награбить.

По этому поводу показательны рассуждения Джона Сильвера из романа «Остров сокровищ»: «Да, — сказал Сильвер. — А где они теперь? Такой был Пью — и умер в нищете. И Флинт был такой — и умер от рома в Саванне. Да, это были приятные люди, веселые… Только где они теперь, вот вопрос!»

Где пираты прятали сокровища

Значительное количество пиратов, безусловно, заканчивали свои дни либо на виселице, либо спиваясь, либо погиб­нув при очередном набеге. Однако до нас доходят легенды — и все мы хотим верить в то, что пираты остав­ляли клады и что эти клады мы с вами можем найти. Есть несколько очень известных историй про клады — от самых известных капитанов.

Про одного из самых успешных пира­тов, Генри Моргана, говорят, например, что где-то на Панамском перешейке он закопал клад на сотни миллионов долларов. Кстати говоря, он был не про­сто успешным пиратом, но и одним из тех немногих, кто умер в своей постели. Успев до этого даже побывать губернатором Ямайки.

Помимо сокровищ Моргана на Панам­ском перешейке, его клад ищут также на острове Кокос. За последние примерно 200 лет этот остров посетили тысячи кладоискательских экспедиций, однако ни одна из них успеха не доби­лась. Предполагается также, что сокро­вища Моргана могут оказаться и где-то на Каймановых островах в Карибском море — потому что у Моргана там был дом и логично думать, что туда он мог перевезти и свои сокровища.

Здесь будет нелишним отметить совершенно безумную версию о том, что Стивенсон как раз нашел один из кладов Моргана. Он догадался, что островов Кокос было не один, а два. И поехал на второй из них, ныне называющийся Самоа, отрыл там клад и, для того чтобы никуда его не пере­возить, выстроил там виллу, в которую вмонтировал сейф, куда и спрятал все сокровища. Разумеется, как и со всеми историями о пиратских кладах, это не более чем легенда.

Еще один известный пират, о чьих кладах ходят легенды, — это Оливье Левассёр. Говорят, что, когда его собирались повесить, он со словами «Можете насладиться моими сокрови­щами, если сможете это разгадать!» бросил в толпу листок с какими-то криптографическими значками. Разгадать пока что не сумел никто. Но тем не менее приз, за которым люди до сих пор охотятся, значительный. По некоторым оценкам, в современ­ных деньгах его клад может составлять порядка 4,5 миллиарда евро. Есть разные варианты, где Левассёр мог это спрятать. Может быть, на Сейшельских островах, а может быть, на острове Сент-Мари или на острове Реюньон. Собственно, раскопки пытаются проводить — и одному из кладоиска­телей даже удалось в одном из предполагаемых мест найти одну золо­тую монету. На дальнейшие раскопки денег не хватило, и с тех пор эта тема осталась нераскрытой. Стоит упомянуть и о кладе Эдварда Тича (Черная Борода), о котором мы уже говорили.

Легенды остаются легендами. И не так много кладов на самом деле нашли своих новых владельцев.

P. S.

«Остров сокровищ» я попробовала прочитать, когда мне было лет 12 или 13, и я помню, что я его не дочитала, потому что в какой-то момент мне стало страшно. Поэтому в результате я прочитала его целиком только во взрослом возрасте, а довольство­валась вместо этого в юности тем, что посмотрела известный, наверное, всем мультик, смотреть который было гораздо менее страшно. Хотя по этому поводу мнения расходятся: мой брат, который младше меня на семь лет, сказал, что это самое ужасное, что он видел в своей жизни, просто самое жуткое. 

Краткая история рака

Когда появился рак? Почему в Средневековье причиной этой болезни считали черную желчь и что это такое? Как в лечении рака помогли открытия Пьера и Марии Кюри? А как военные исследования отравляющих веществ? Вместе с РакФондом рассказываем историю главной болезни нашего времени

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

35 минут

1/16

Александр Дюма. «Три мушкетера»

Почему роман «Три мушкетера» так называется и похож ли кардинал Ришельё на свой прототип

Читает Мария Неклюдова

Почему роман «Три мушкетера» так называется и похож ли кардинал Ришельё на свой прототип

48 минут

2/16

Вальтер Скотт. «Айвенго»

Как «Айвенго» учит искать компромисс и почему в книге столько фактических неточностей

Читает Александр Долинин

Как «Айвенго» учит искать компромисс и почему в книге столько фактических неточностей

34 минуты

3/16

Рафаэль Сабатини. «Одиссея капитана Блада»

Сколько стоили рабы во времена капитана Блада и почему его пиратская команда такая дисциплинированная

Читает Юлия Вымятнина

Сколько стоили рабы во времена капитана Блада и почему его пиратская команда такая дисциплинированная

29 минут

4/16

Роберт Льюис Стивенсон.

«Остров сокровищ»

Кто был прототипом капитана Флинта и почему жестокость пиратов часто преувеличивали

Читает Юлия Вымятнина

Кто был прототипом капитана Флинта и почему жестокость пиратов часто преувеличивали

32 минуты

5/16

Эжен Сю. «Парижские тайны»

Как Эжен Сю с помощью остросюжетного детектива пытался решить важные социальные вопросы

Читает Вера Мильчина

Как Эжен Сю с помощью остросюжетного детектива пытался решить важные социальные вопросы

34 минуты

6/16

Александр Дюма. «Граф Монте-Кристо»

Где Дюма взял сюжет для своего романа и что книга рассказывает о внутренних конфликтах во Франции

Читает Вера Мильчина

Где Дюма взял сюжет для своего романа и что книга рассказывает о внутренних конфликтах во Франции

33 минуты

7/16

Артур Конан Дойл. «Приключения Шерлока Холмса»

Каким методом на самом деле пользовался Шерлок Холмс

Читает Михаил Велижев

Каким методом на самом деле пользовался Шерлок Холмс

35 минут

8/16

Джейн Остин.

«Гордость и предубеждение»

Почему Джейн Остин в своем романе так увлеклась темой зрения и оптики

Читает Татьяна Смолярова

Почему Джейн Остин в своем романе так увлеклась темой зрения и оптики

35 минут

9/16

Шарлотта Бронте. «Джейн Эйр»

Зачем детей во времена Джейн Эйр постоянно пугали адом и почему переводчики по-разному интерпретировали концовку романа

Читает Александра Борисенко

Зачем детей во времена Джейн Эйр постоянно пугали адом и почему переводчики по-разному интерпретировали концовку романа

30 минут

10/16

Дж. Р. Р. Толкин. «Властелин колец»

Как Толкин придумал мир Средиземья и заново поставил главные этические вопросы

Читает Николай Эппле

Как Толкин придумал мир Средиземья и заново поставил главные этические вопросы

32 минуты

11/16

Герман Мелвилл. «Моби Дик, или Белый кит»

Как странная книга о китобоях, которую сначала никто не понял, стала главным американским романом

Читает Татьяна Венедиктова

Как странная книга о китобоях, которую сначала никто не понял, стала главным американским романом

27 минут

12/16

Артур Конан Дойл.

«Затерянный мир»

Как книга о динозаврах рассказывает о расовых предрассудках начала XX века

Читает Наталия Мазур

Как книга о динозаврах рассказывает о расовых предрассудках начала XX века

32 минуты

13/16

Генрик Сенкевич. «Камо грядеши»

Как жили рабы и гладиаторы в Древнем Риме и каким образом автору книг о польской истории удалось достоверно описать времена Нерона

Читает Александр Бутягин

Как жили рабы и гладиаторы в Древнем Риме и каким образом автору книг о польской истории удалось достоверно описать времена Нерона

30 минут

14/16

Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери»

Как Гюго пробудил интерес к Средним векам и спас Нотр-Дам от сноса

Читает Павел Уваров

Как Гюго пробудил интерес к Средним векам и спас Нотр-Дам от сноса

38 минут

15/16

Вальтер Скотт. «Квентин Дорвард»

Что можно узнать из приключенческого романа о политических процессах в Европе конца XV века

Читает Екатерина Шульман*

Что можно узнать из приключенческого романа о политических процессах в Европе конца XV века

45 минут

16/16

Чарльз Диккенс.

«Дэвид Копперфилд»

Чем жизнь Дэвида Копперфилда напоминает жизнь самого Диккенса

Читает Ксения Гусарова

Чем жизнь Дэвида Копперфилда напоминает жизнь самого Диккенса

Материалы

11 слов, помогающих понять эльфийскую культуру

Рассказываем о квенья и синдарине — языках, которые придумал Толкин

Эти писатели — близнецы?! Отличите Диккенса от Майн Рида, а Свифта от Дефо

Как выглядели авторы знаменитых романов на портретах и фотографиях

Угадайте книгу по обложке

Помните серию «Библиотека приключений»? Пройдите наш тест и определите названия книг

Шерлок Холмс или Василий Ливанов?

Попробуйте отличить книгу от фильма

«Я не читал „Мастера и Маргариту“». Игра в признания!

Расскажите друзьям о книге, которую все читали, а вы нет

Кто вы из сестер Бронте?

Пройдите тест и узнайте, кто вы — Энн или Эмили. Или, может быть, Шарлотта?

Д’Артаньян или Михаил Боярский?

Попробуйте отличить книгу от фильма

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

Тобаго / Tobago: nastolki — LiveJournal

Автор: Илья rosen_krantz Федоточкин
Зарубежное название: Tobago
Издатель: Zoch Verlag
Геймдизайнеры: Bruce Allen
Сайт: http://www.zoch-verlag.com/
Тип: настольно-печатная
Число игроков (и оптимальное): 2-4 (3-4)
Сложность освоения: низкая
Время подготовки: 5-15 минут
Время партии: до 2 часов

Разбирая старые вещи на чердаке, всегда можно найти что-то интригующее. Может быть, даже дневник старого кладоискателя? Да, такие ветхие лоскуты бумаги, содержащие записи о многочисленных сокровищах… Но как же так? Они неполные. Нужно узнать, у кого другие части. Объединившись, можно попробовать отыскать спрятанные богатства.


Выбросьте из головы затерянные города,
экзотические путешествия и раскопки.
Мы не следуем картам зарытых сокровищ,
и клад нигде и никогда не помечен крестом.

Индиана Джонс и последний крестовый поход

«Тобаго» — игра о совместном поиске сокровищ на одноименном острове. Причем поиск этот проходит в состоянии непрерывной конкурентной борьбы. Кто побыстрее да порасчетливее, тот увезет более увесистый багаж. А это основная цель — найти и забрать как можно больше золота.

Нарисуй карту

Природа острова очень разнообразна. Песчаные пляжи, укромные озера, величественные горы, густые джунгли… Иногда можно наткнуться на хижину туземцев. А исполинские изваяния видны издалека и мгновенно приковывают к себе взгляд.

Современные искатели сокровищ пешком не ходят, вездеходы — их помощники. Но и у этих мощных машин есть ограничения по скорости. Пересечь весь пляж по-быстрому? Легко! А вот переезд через границу зоны дается тяжелее. Но кататься по острову, не зная направления, — глупое занятие. Стоит приступить к поиску.

Каждый расхититель закопанного золота обладает сведениями о местонахождении сокровищ. Эти сведения обрывочны и по отдельности не представляют ценности. Но собранные воедино, несколько таких частей приведут искателей в нужное место. По прибытии на остров приключенцы заключили между собой договор, который гласит примерно следующее: «Поделись знанием — получишь долю из награды». Эти сведения представлены в виде карточек. Они бывают нескольких типов, но смысл сводится к одному — указать область, где должен быть клад («на самом большом пляже»), или отбросить места, где его точно нет («не рядом с океаном»).

Поиск начинается с одной такой зацепки. В дальнейшем любой участник может поделиться своими сведениями, выложив карточку из руки. Каждый такой вклад сокращает зону возможного нахождения сокровища. Со временем остается лишь один вариант, где оно зарыто! Получается, что игроки не пользуются готовыми картами, а сами их создают. И сами же рисуют пресловутый крест. Конечно, понять, где сокровище, — еще не значит его получить, поэтому наступает момент, когда стоит утопить педаль газа в пол и попытаться стать первым среди желающих поработать лопатой.

Если бы не мерило, сокровища так и остались бы несметными…

После извлечения сокровища из-под земли начинается дележка. Чем сложнее было отыскать этот сундук, тем внушительнее вес его содержимого. То есть количество ориентиров, использованных для поиска, напрямую влияет на ценность сокровищ. Первым руку к золоту приложит сам копатель. Можно сказать, он сидит на раздаче. За ним выстраивается очередь согласно истории поиска. Хозяева самых ранних сведений — в конец. Поближе к развязке — в начало. Естественно, один человек может стоять в этой очереди в разных местах сразу.

На момент начала дележки каждый участник успел подглядеть определенную часть содержимого сундука. Поэтому, зная, что где-то там лежит дорогущее сокровище, а ему предлагают какую-то побрякушку, он может отказаться и передать ее следующему. Любой в свою очередь может забрать предложенный ему лот. При этом место в очереди он освобождает. Бывает, что никто не берет очередную порцию драгметалла. Тогда она покидает дележку — видимо, улетает в ближайшие кусты. Как только сундук будет опустошен, можно начинать поиски следующего.

Не всегда передел имущества идет гладко. В один очень неудачный момент из сундука может появиться не золотишко, а свора летучих мышей или еще какая нечисть, которая возвещает о проклятии. Духи прошлого заставят вернуть самое дорогое, что было найдено каждым участником дележки. Поэтому тут очень важно не оказаться очень уж жадным, а брать что дают и уносить ноги. Есть только два способа уберечься от нечистого: вовремя покинуть алчных соперников либо защищаться амулетом.

«Используй силу, Люк!»

Амулеты — вещь загадочная и полезная. Их прибивает к берегам острова волнами в те моменты, когда кто-то находит клад. В это же время неведомая сила заставляет древние статуи вращаться вокруг своей оси. Кажется, будто плиты земной коры приходят в движение, и дрожь земли можно почувствовать в любой точке острова. Своим взором они указывают направления, где появятся новые амулеты.

Помимо защиты от проклятий, амулеты дают владельцу больше возможностей в действиях: быстрая езда, ускоренный поиск. Проблема амулетов в том, что их очень много. Любой желающий, сгоняв на побережье и прихватив парочку экземпляров, может совершенно не бояться проклятий. И львиная доля того скудного напряжения, которое предполагалось во время дележки, улетучивается.

В конце концов поверхность острова покроется шрамами от лопат и золотой запас Тобаго будет исчерпан. Значит, это приключение подошло к концу, можно собирать вещи и отплывать. А потом, любуясь закатом образца Карибского моря, подсчитывать улов и определять победителя этой гонки…

Тобаго в реальности

Тобаго — остров в Атлантическом океане, к северо-востоку от о. Тринидад, вместе с которым входит в состав государства Тринидад и Тобаго. Общая площадь — 300 кв. км (в длину 41 км, в ширину 14 километров).

Тобаго, как и Тринидад, открыт Колумбом и захвачен испанцами. Однако здесь, в отличие от большинства других островов региона Карибского моря, никогда не предпринимались серьезные попытки колонизации, хотя в XVII столетии за право владеть островом боролись англичане, французы, голландцы и даже герцогство Курляндское.

В 1704 году остров был объявлен нейтральной территорией, но после того, как пираты устроили здесь базу, британцы в 1763 году установили свою колониальную администрацию. В 1888 году Тобаго объединяется с Тринидадом, в 1889 году получает свой собственный независимый законодательный орган, а с 1946 года становится самоуправляющейся территорией в составе Федерации британской Вест-Индии. В начале 1960-х Тобаго наравне с Тринидадом добивается права внутреннего самоуправления, а в 1962 году оба острова получают полную независимость.

И бутылка рома

«Тобаго» оставляет после себя приятные чувства. Игра проста в освоении, оригинальна и очень радует глаз. Зачастую в ней не столько важна победа, сколько интересен сам процесс.

Сердце игры — необычная механика поиска клада. С одной стороны, каждый делится своими сведениями и приближает поиск к логическому завершению. С другой — выкладывая очередную карточку, игрок пытается «закопать» сундук поближе к себе. Такое перетягивание одеяла на себя задает хороший темп игры. Поэтому скучать не приходится.

В «Тобаго» лучше играть вчетвером. Конкуренция, а вместе с ней и интерес, будет выше. Партии быстрые, но не короткие. Так что эта игра способна наполнить вечера увлекательными путешествиями на остров сокровищ.

Увлекательность 2 из 3
достоинства: азарт поиска сокровищ от первого до последнего хода
недостатки: вместо авантюрного приключения — соцсоревнование
Взаимодействие 2 из 3
достоинства: высокий темп держит в игре
недостатки: общение происходит только во время дележки
Проработка 2 из 3
достоинства: сложносочиненная механика поиска
недостатки: проклятия и опасности не пугают
Атмосфера 2 из 3
достоинства: правила и оформление вовлекают в кутерьму вокруг сокровищ
недостатки: нет внятной предыстории или рассказа об острове
Качество 3 из 3
достоинства: красочное поле, отличные хижины, пальмы, бесподобные статуи
недостатки: маленькие карточки!

Вердикт: Всегда мечтали стать кладоискателем, но не хватало времени и навыков? «Тобаго» предоставит вам возможность стать им, да еще и в вездеход посадит. Полный вперед, золото вечно ждать не будет!

Туры в Японию Туроператор по Японии

Существует следующая история о распространении на Западе моды на японскую гравюру «укиё-э». В старые картинки-гравюры заворачивались экспонаты для отправки на Всемирную выставку в Париже 1878 года. Именно среди ненужного хлама нашли негордые французские деятели искусства необычные гравюры с оригинальной компоновкой рисунка и невиданной доселе манерой изображения.

Влияние «укиё-э» прослеживается в работах Ван Гога, Клода Монэ, Эдгара Манэ, Дэга, Сезанна. Широко известна работа Ван Гога «Портрет старика Танги» (1887-88 гг.), где торговец красками Танги, любимец художников, сидит на стуле, на фоне развешенных на стене своих сокровищ – гравюр Утамаро.

«Укиё-э» вдохновлялся композитор Клод Дебюсси. Он также, как и импрессионисты, был почитателем гения Кацусика Хокусая.

Пожизненным собирателем «укиё-э» был знаменитый американский архитектор Франк Ллойд Райт. Этот зодчий пошёл даже далее, чем импрессионисты. Если последние только копировали композицию и детали гравюр Хокусая, Хиросигэ, или Утамаро, то Райт перенёс пейзаж с гравюры Хокусая в реальность! Знаменитое творение Райта – вилла Кауфмана в Пенсильвании – взято с гравюры Хокусая «Снег выпал на горе Камэяма». Это строение до сих пор остаётся в собственности семьи Кауфманов; на вилле до сих пор сохранена в качестве мемориала комнате Райта.

Слово «укиё» означает заурядная обыденная жизнь. «Э» означает «картинка». «Укиё-э» называли картинки со сценами мирной (а не военной и не героической) жизни, распространившиеся среди изголодавшихся по спокойствию жителей неуютного военного города Эдо (нынешнего Токио).

Гравюра «укиё-э» широко распространилась в Эдо в середине 17 века, когда художник Судзуки Харунобу (鈴木晴信) выработал технологию печатания нескольких цветов на одном и том же листе бумаги путём наложения на него деревянных штампов с разной глубиной резки. Он добился возможности использования более, чем 10 цветов в одной и той же гравюре. Многоцветные гравюры стали называться «нисики-э» («красочные картинки»). Название же жанра так и осталось «укиё-э».

А через 100 лет после выхода в свет первых «нисики-э», в 1760 году на окраине Эдо около сточного канала Вари-гэсуй в семье Кавамура родился мальчик Токитаро. Повзрослев и сменив множество имён и псевдонимов, он, в конце концов, стал известен миру, как Кацусика Хокусай.

Свой норов будущий гений явил окружающим уже в пятилетнем возрасте. Будучи отданным в приёмные дети зеркальщику, мальчик самостоятельно возвратился в родной дом: работа у зеркальщика не была связана с рисованием. Проучившись до 19 лет у резчика по дереву, он поступает в ученики к художнику «укиё-э» Кацукава Сюнсё и принимает имя Кацукава Сюнро. С этого времени начинается его длительная подвижническая учёба. Много-много позже, в возрасте 71 года он писал о себе, как о «кое-чего достигшем». «…к 73 овладею изображением строения зверей и насекомых, а также изображением того, как произрастают травы и деревья. Следовательно, к 86 очень сильно продвинусь, а в 90 постигну все глубинные секреты рисования. В 100 лет буду в рисовании равен божеству».      

Хокусай часто называл себя «одержимым рисованием».Он учился рисованию в разных манерах: начав с гравюры «укиё-э», он почти одновременно занимался рисованием китайской тушью и в японском стиле «ямато-э». На какое-то время отойдя от гравюры, он поступает в обучение к семье Кано, специализировавшейся на картинах на ширмах – «бёбу». Помимо того, он рисовал в стиле предшественников комиксов – старинных лубков «э-маки-моно» и занимался живописью маслом в европейском стиле. За какой бы вид художественного творчества ни брался Хокусай, он не только добивался признания, но привносил в него что-то своё, самобытное.

Ключевые слова к пониманию творчества Хокусая –это «контраст» и «динамика». «Одержимый рисованием» постоянно искал необычное видение окружающего мира. Его привлекало сочетание строгой геометрии рукотворных предметов и неровных линий природных объектов. Он мог увидеть геометрическую правильность очертаний творения природы и сочетать её с мягкими природными же изгибами другого природного объекта. Известна гравюра Хокусая «Большая волна на заливе Канагава», где гора Фудзи изображена в обрамлении правильного круга «барашка» волны. Эта гравюра великолепно иллюстрирует творческий метод Хокусая.

Гравюры того времени в общем и целом были выполнены в ключе, который удачно обозначается современным словом «гламур». Хокусай в своих работах стремится к «анти-гламуру». Он активно использует холодные «драматические» оттенки, жёсткие, колючие линии. Погода на его гравюрах часто пасмурная, не располагающая к радостям на открытом воздухе.

Ещё одна тема творчества Хокусая, с которой он прошёл весь свой жизненный путь, – это передача движения или динамики развития событий в линиях и красках. Художника привлекал любой вид движения – монотонная работа бондаря, полы одежды, развивающиеся на ветру, дождь, перекаты волн моря, нестойкое качание шеи призрака, шевеление губ барышни. .. Наверное, нет во всём средневековом искусстве Японии другого художника, который так много уделял бы внимания динамике объекта изображения.

Как и положено гению, Кацусика Хокусай был в высшей степени непредсказуемым эксцентричным человеком. Он был небольшого роста, неопрятным, неприхотливым в быту. Проживал он обычно в тесных комнатках в 3 татами (около 5 кв м). Несмотря на раннюю известность, обилие учеников и почитателей, этот человек до конца жизни пребывал в нужде. Он охотно занимал у людей деньги, но долги никогда не отдавал. Когда же кредиторы становились особенно неотступными, Хокусай попросту сбегал, прихватив с собой только кисти и тушь. Про Хокусая говорят, что он прожил 90 лет и при этом переезжал с места на место 93 раза.

Все нюансы пребывания семьёй гения в полной мере испытали на себе близкие «одержимого рисованием». Его жена умерла в достаточно молодом возрасте. Из трёх его дочерей до зрелого возраста дожила только одна – самая младшая Омиё. Не смотря на беспрестанные помыкания отца, эта талантливая женщина полностью восприняла его систему жизненных ценностей. Выйдя замуж за ученика Хокусая, она не переставала издеваться над посредственным рисованием мужа. Результатом, разумеется, был развод. Имя её было Омиё, но до самого своего последнего дня отец звал её не по имени, а просто «ой» (эй, ты). Так она и подписывала свои картины: Кацусика Ой.

Помимо удобной практики неотдавания денежных долгов, Хокусай культивировал ещё один источник доходов: он продавал свои творческие псевдонимы «гаго» (雅号). Дело в том, что художнику часто приходилось вести одновременно несколько серий. Он и не мог, и не имел желания подписывать их одним и тем же именем по разным причинам. К примеру, если картинки эротического содержания Хокусай подписывал именем Сюнро, он уже не использовал тот же самый псевдоним для подписи, допустим, иллюстраций к книге о героях прошлых войн. Как только художник замечал, что очередной его творческий псевдоним приобретал известность, он тут же выставлял его на продажу среди своих учеников и просто среди молодых неизвестных художников.

Кстати сказать, псевдонимы Хокусая часто отражали его характер или образ жизни. Например, Гакёдзин означает «одержимый рисованием», приведённый выше Сюнро буквально переводится, как «весенний мужичок» – удобная подпись для эротических картинок (весна на Востоке ассоциируется с плотским невоздержанием), а другое имя Тэндзюку Ронин (позднее проданное) означает «часто меняющий жильё старик». Бывали времена, когда конкурса на покупку не набюдалось. В таком случае Хокусай мог провести сделку продажи «гаго» насильно, против воли покупающего. Известно около тридцати четырёх случаев продажи Хокусаем своих творческих псевдонимов.

Собрав полученные от продажи гравюр и псевдонимов средства, Хокусай обычно отправлялся в путешествие. Путешествие, даже недалёкое, было непозволительной роскошью для абсолютного большинства японцев на протяжении всего девятнадцатого века (как и восемнадцатого, и ранее), поэтому гравюры с изображением видов дальних мест воспринимались людьми, как в наше время воспринимался бы фотографический отчёт о поездке в экзотические места. Неудивительна после этого бешеная популярность его гравюр. Хокусай открыл для японских художников новый вид гравюры – репортаж об увиденном в путешествии.

Одним из последователей Хокусая был Утагава (Андо) Хиросиге. Этот человек был потомственным эдосским пожарным, но мечтал об известности художника.

Звание пожарного в Эдо означало не только удаль и героизм. Пожарные были уважаемыми членами общества с достойным материальным содержанием. Стать пожарным стремились многие горожане, и за это звание держались. Пожарными с удовольствием становились даже люди почётного в то время воинского сословия.

В феврале 1809 года у пожарного среднего ранга «досин» (同心) Андо Гэнъэмона умерла жена, и он, передав 13-летнему сыну Токутаро (затем Дзюэмону) своё звание, сам стал готовиться к смерти. Юный Дзюэмон абсолютно не соответствовал образу пожарного – удальца, задиры и гуляки. Щуплый домашний мальчик хотел рисовать, а не участвовать в попойках или в поножовщинах за звание самых удалых. Тем не менее, юноша честно выполнял свои обязанности пожарного 15 лет до того момента, когда у него появляется  возможность, передать звание «досин» малолетнему родственнику. 27-летний Дзюэмон поступает в обучение к художнику Утагава Тоёхиро и принимает художественный псевдоним Хиросигэ.

Основным направлением городской гравюры во время начала творческой карьеры Хиросигэ были рисунок «для взрослых», портрет театрального артиста, куртизанки или просто городской красавицы. В этом направлении трудились многочисленные мастерские художников.

К началу XIXвека в мире «укиё-э» уже появились свои легенды. На рубеже XVIIIи XIXвеков – как раз, в то время, когда родился Токутаро, будущий Хиросигэ – в Японии буквально гремело имя Китагавы Утамаро, писавшего городских красавиц. Утамаро революционно для того времени изменил взгляд на натуру: он открыл способ приближённого изображения лица. Этот, казалось бы, небольшой сдвиг угла зрения принёс его работам оглушительную популярность.

Помимо Утамаро, неизгладимый след в сердцах ценителей оставил Тосюсай Сяраку, скупыми средствами гравюры – линией, её толщиной и изгибом – передававший душевное состояние человека. Всего 10 месяцев 1794 года творил этот художник, а разговоры о нём не прекращаются и по сей день.

Почти одновременно с Хокусаем в провинции Нагано творил художник Кувагата Кэйсай (鍬形惠斎). Он открыл интересную манеру изображения ландшафта – сверху и чуть отстранённо, как бы, с высоты птичьего полёта. Среди критиков и модников Эдо одно время даже ходила поговорка: что там – Хокусай, когда есть Кэйсай.

Таким образом, в жанре гравюр «укиё-э» трудились 8 больших школ художников и несколько мелких. Выделиться среди них было делом близким к невозможному.

Творчество Хокусая показало художникам направления «укиё-э» новые ориентиры. Одним из первых, кто вслед за Хокусаем стал изображать пейзажи в стиле «укиё-э», и был Хиросигэ.

Пожарным в то время было запрещено покидать город. Освободившись от этой обязанности, Хиросигэ смог, наконец, путешествовать. Он примкнул к группе чиновников которая направлялась по служебной надобности в Киото. По возвращении в Эдо художник создаёт серию, прямо-таки обречённую на успех: «53 вида тракта Токайдо».

Токайдо это основная магистраль, связывавшая Эдо и Киото – запад и восток страны. На ней было расположено 53 заставы. Созданные на всех дорогах страны, такие заставы имели целью контроль движения жителей, борьбу с разбоем, распознание заговоров на ранней стадии. Прохождение заставы было занятием, в лучшем случае, одного дня. Для тех, кто не успел пройти заставу до заката, вокруг создавались гостиницы, харчевни, бани, питейные заведения, и заведения более сугубых плотских утех. Путешествующим по казённой надобности чиновникам не было нужды торопиться, поэтому они обстоятельно знакомились с положением дел на каждой заставе. Хиросигэ, наверняка, радовался неторопливости своих товарищей, и рисовал, рисовал, рисовал…

Когда через полгода он вернулся обратно в Эдо, ему не потребовалось большого труда, чтобы оформить серию «53 вида тракта Токайдо» для выхода в печать.

Серия эта была прямым подражанием одноимённой серии Хокусая, и тем не менее, она сразу же была отмечена как людьми близкими к искусству, так и рядовыми зрителями. Упоминание её встречается даже в частной переписке того времени. Слава «53-х видов» долетела и до Киото (тогда просто Кио) и вернулась в Эдо новой волной спроса и дополнительной известностью. Хиросигэ был на вершине счастья: самые сокровенные его мечты стали реальностью!

Получив известность, Хиросигэ счёл возможным просить о встрече свой идеал художника, объект поклонения и подражания – Хокусая.

Эта единственная встреча состоялась. Придя в жилище Хокусая, Хиросигэ был поражён его скудностью и неопрятностью. Ещё более поразила его надменность и грубость знаменитого мэтра. Хокусай не отзывался на приветствия, а продолжал рисовать что-то своё, изредка кидая через плечо скомканные бумажки и попадая ими, почему-то, в посетителя. Задетый за живое, Хиросигэ, вернувшись домой, записал в дневнике, что сделает всё возможное, чтобы в жизни как можно менее походить на Хокусая.

Хиросигэ становится главным авторитетом пейзажного направления «укиё-э» задолго до смерти Хокусая в 1849 г.  

Будучи по натуре более созерцателем, нежели деятелем, он и свой образ жизни перенёс в своё творчество. Он с удовольствием использовал яркие цвета, и при использовании холодных оттенков, как правило, добавлял для баланса так же и тёплые. Если девизом Хокусая можно назвать слово«анти-гламур», то Хиросигэ, вероятно, подписался бы под словами«архи-гламур».

Хиросигэ любил людей, любил жизнь и в своём творчестве радовался всем её проявлениям. Объекты его творчества – люди и жизнь – отвечали художнику взаимностью. У него сохранились тёплые отношения с бывшими коллегами-пожарными, которые обычно выход из своих рядов расценивали, как предательство. У него были ровные уважительные отношения с женой, а когда она умерла, он женился во второй раз, и опять удачно. В1849 году, в год смерти соперника-учителя, который, забытый всеми, валялся больным в комнатушке для бездомных при храме Хэндзёин( 遍照院 ) на бедной окраине в Асакусе, семья Хиросигэ въехала в свой собственный двухэтажный особняк недалеко от центра города. Своих детей у Хиросигэ не было, и он удочерил племянницу после смерти сестры. Он души не чаял в приёмной дочери, и баловал её свыше всяких разумных пределов. Девушка выходила замуж три раза, всякий раз наделяя избранникаи менем Хиросигэ. Таким образом появились Хиросигэ II, III и IV. Значительного вклада эти наследники громкого имени в искусство не внесли.

По-видимому, Хиросигэ и сам понимал то, что при всей своей известности, он должен ещё долго трудиться, чтобы сколько-то приблизиться к своему гениальному современнику. В поздних работах он умышленно сдвигает фокус изображения с того, в чём был силён – статичных бытовых сцен на фоне пейзажа – к поиску интересного ракурса, сопоставления несопоставимого, показа необыкновенного в обычном, то есть идёт именно к тому, чего добивался его учитель и неодолеваемый соперник.

В 1855 году город Эдо посетило страшное бедствие – землетрясение, известное под названием Великое бедствие эпохи Ансэй. По нынешним оценкам, сила его была около 5 баллов по восьмибалльной шкале. В тридцати местах миллионного города вспыхнули пожары, разрушено было более 14 тысяч строений. Даже стены замка Эдо претерпели частичные разрушения, а некоторые ворота замка повалились. Погибло около 7 тысяч человек.

Старый эдосский пожарный вспоминает о своём долге – помогать тем, кто нуждается в помощи. В настоящей пожарной команде он уже давно не состоял, но дух пожарного – помощника попавшим в беду никогда не был им забыт. В течении нескольких месяцев Хиросиге напряжённо работает и публикует новую серию – «100 видов Эдо».

В «100 видах Эдо» нет ни намёка на страдания и разрушения. На гравюрах изображаются разнообразные занятия горожан на фоне мирно живущего города, его таких знакомых обжитых удобных построек. Своими работами художник затронул самые сокровенные струнки восприятия своих сограждан – ностальгию по размеренной спокойной жизни. Серия имела настолько бешеный успех, что Хиросигэ продолжал её и после выпуска сотого рисунка до своей кончины от холеры в 1858 году.

В «100 видов Эдо» Хиросигэ более всего приближается к Хокусаю. Особенно показательна в этом плане гравюра «Усадьба в Камэидо». В этой гравюре есть всё, чем был силён Хокусай: сочетание строгой геометрии неживого ландшафта и плавность линий человеческих тел, необычность ракурса через ветви громадного дерева, разноплановость компоновки, но самое примечательное – в этой гравюре присутствует… сам Хокусай. В группе людей справа от ствола есть фигурка маленького лысого старичка. Именно так изображал себя «одержимый рисованием» .

Автором текста является японовед и журналист Александр Хрулёв/…/  

Конечно — Грамматика английского языка сегодня

Грамматика > Использование английского языка > Полезные фразы > Конечно

Мы используем конечно для обозначения вещей, которые очевидны или уже известны говорящему и слушателю или всем:

Тропический климат, конечно, очень влажно, поэтому мы все время потели. (Здесь мы используем запятые, до и после , конечно, , чтобы показать, что это относится ко всему первому предложению. )

A:

Это государственный праздник, поэтому магазины закрыты .

B:

О , конечно , да! Я совсем забыл .

Мы используем , конечно , когда ситуация или информация не вызывают удивления:

Наша машина сломалась по дороге на станцию, поэтому мы, конечно, опоздали на поезд и были вынуждены покупать новые билеты. Это стоило нам 80 фунтов стерлингов!

Он мегабогат и, конечно же, может позволить себе летать первым классом все время.

Мы используем , конечно, , чтобы сказать «да», когда мы даем разрешение кому-то что-то сделать:

A:

Могу я одолжить вашу газету на минутку?

Б:

Конечно . Вперед .

Предупреждение:

Мы не используем , конечно, , когда отвечаем на вопрос и даем слушателю информацию, которую он еще не знает. Это может показаться невежливым:

A:

Когда вы были в Лондоне, вы ходили на какие-нибудь концерты?

Б:

Да, мы сделали . Мы пошли втроем .

Нет: Конечно. Мы подошли к трем. (Слушатель А может услышать , конечно, как означающее «как вы могли подумать, что мы не ходили ни на какие представления?», а А может подумать, что Б посчитал, что А задал глупый вопрос.)

См. также:

  • Дискурсивные маркеры в качестве ответов

 

  • 01 Должен
  • 02 Предложения: конечные и неконечные
  • 03 Местоимения: притяжательные (мой, мой, твой, твой и др. )
  • 04 С
  • 05 Таблица неправильных глаголов
  • 06 Прилагательные и наречия
  • 07 Скорее, скорее бы
  • 08 За или после?
  • 09А/ан и
  • 10 Который

Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам

  • {{randomImageQuizHook. copyright1}}
  • {{randomImageQuizHook.copyright2}}

Авторы изображений

Попробуйте пройти тест сейчас

Слово дня

стихосложение

для написания стихов; написать что-нибудь в виде стихов

Об этом

Блог

Ласкать, похлопывать и толкать локтем: глаголы для прикосновения и удара. (1)

Подробнее

Новые слова

скрытная помощь

В список 9 добавлены новые слова