Произведения ломоносова самые известные: Какие труды Ломоносова вам известны

Содержание

10 великих достижений «универсального» гения — Ломоносова

309 лет назад, 19 ноября 1711 года, появился на свет Михаил Ломоносов — «универсальный» русский гений. В честь его дня рождения общественная организация «Русская Инициатива» решила собрать подборку из 10 самых великих его достижений.

Михаил Ломоносов был ярким представителем полимата, или «универсального человека», — тем, чьи интеллектуальные способности, интересы и деятельность не были ограничены одной сферой деятельности.

Энциклопедист, химик, физик, астроном, географ, металлург, геолог, поэт, художник, филолог, историограф, генеалог… Перечислять его направления деятельности, в которых он действительно добился существенного успеха, можно бесконечно.

Михаил Юрьевич Ломоносов (1711–1765)

1. Открыл атмосферу у Венеры

6 июня 1761 произошло поистине великолепное явление: прохождение Венеры по диску Солнца. Наблюдая за тонким светящимся ореолом вокруг планеты, Ломоносов первым решил, что у Венеры есть своя атмосферы, и оказался прав. После того как открытие учёного было подтверждено, этот оптический эффект получил название «явление Ломоносова».

2. Создал науку о стекле и несколько мозаик

Наука о стекле появилась на пересечении физики и химии, став областью физико-химических исследований. Работая не только с теорией, но разрабатывая и технологию производства, Ломоносов смог заложить основы производства цветных стёкол, в том числе создать по истине уникальные мозаичные картины. Одной из самых знаменитых работ является «Полтавская битва».

3. Разработал основы экономической географии

Благодаря Ломоносову был введён термин и утверждена такая дисциплина как «экономическая география». Эта область знания изучала хозяйство, природные и трудовые ресурсы страны. Как руководитель географического департамента Академии Наук, учёный заложил основы изучения России в рамках экономической географии.

4. Объяснил природу полярных сияний

Будучи ребёнком, Ломоносов восхищался полярными сияниями и всегда хотел разгадать причины этого явления природы. Он стал первым учёным, определившим полярное сияние как «явление, происходящее на воздухе электрической силы». Современные определения описывают его как «свечение верхних слоёв атмосфер», что очень близко к определению русского полимата.

Северное сияние на Аляске. США

 

5. Создал новую науку — физическую химию

Современная физическая химия изучает законы строения, структуры и превращения химических веществ с помощью методов физики. Именно Ломоносовым были заложены основы этой науки. Как писал учёный, «физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях».

6. Первый получил твёрдую ртуть

До Ломоносова ни одному учёному в мире не удавалось получить ртуть в твёрдом состоянии. Впервые это произошло в ходе опытов с Иосифом Брауном в декабре 1759 года. Михаил Ломоносов тогда доказал электропроводность и «ковкость» ртути, что стало основанием для отнесения этого вещества к металлам.

7. Разработал корпускулярно-кинетическую теорию

Идеи русского учёного не раз предвосхищали формирование и принципы современной науки. Например, так случилось с корпускулярно-кинетической теорией. Благодаря серии научных опытов Ломоносов заявил, что все вещества состоят их корпускул — молекул, являющихся «собраниями» элементов, — атомов. Сейчас эта теория называется молекулярно-кинетической.

Репродукция картины Алексея Кившенко: «М. В. Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы» (1890)

 

8. Создал «Российскую грамматику»

Михаил Ломоносов был тем, кто в 1755 году создал «Российскую грамматику», тем самым заложив основы формирования русского литературного языка. Он выделил в российской азбуке 30 букв, определил восемь частей речи, шесть падежей, десять временных форм глагола, три наклонения и шесть залогов. «Грамматика» стала базой для развития русской филологии.

9. Провёл реформу русского стихосложения

В «золотой век» русской поэзии были написаны лучшие произведения, и за это можно поблагодарить именно Михаила Ломоносова. Вместе с Василием Тредиаковским, он стоял у истоков силлабо-тонического стихосложения в России. Это способ организации стиха, при котором ударные и безударные слоги чередуются между собой. Такая система была господствующей в русской поэзии в начале XVIII века.

10. Обновил словарь русского языка

С лёгкой руки Ломоносова в русский язык входили новые слова и научные термины, которые впоследствии вошли в повседневную жизнь и стали привычными. Среди них — «горизонт, «материя», «полюс», «радиус», «минус», «формула», «оптика» и многие другие.

«Краткое руководство к красноречию» (1748) М. В. Ломоносова

 

Об открытиях Ломоносова можно рассказывать долго, но лучше всего о его деятельности высказался Пушкин:

Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения, и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка.

 

В честь 309 дня рождения Михаила Ломоносова общественная организация «Русская Инициатива» собрала подборку из 10 самых великих его достижений. Благодаря «универсальному» гению в России появилось множество потрясающих открытий, без которых сложно представить современную науку.

Источники: Википедия

Total Views: 5043 ,

Открытия М.В. Ломоносова

Татьяна Буторина
ОБЗОР ВАЖНЕЙШИХ ОТКРЫТИЙ М.В. ЛОМОНОСОВА
Научные труды Ломоносова предвосхитили современные исследования в различных отраслях науки. Широта научных взглядов Ломоносова впечатляет и сегодня. Он с великим уважением, любовью относился к науке. «Науки сами все дела человеческие приводят на верх совершенства… Что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих найдено быть может?»
[1].
Большое значение Ломоносов придавал математике. Он писал: математику «почитаю за высшую степень человеческого познания, но только рассуждаю, что ее в своем месте после собранных наблюдений употреблять должно
[2]». Уважая самостоятельность математики как науки, ученый четко определил ее значимость для изучения других наук.
Его волновало описание картины мира. Глубокая уверенность, что любое природное явление имеет материальную основу — была началом всех его работ. Он был убежден в познаваемости природы и всех явлений, происходящих в ней
[3].
Первостепенную роль ученый отводил опытам: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением»[4]. Процесс исследования Ломоносов стремился построить, внедряя количественные методы оценивания: линейно-угловые измерения, взвешивание, определение плотности, температуры и т.п. В области метрологии он следовал такому девизу: «По возможности пытаться исследовать все, что может быть измерено, взвешено и определено при помощи практической математики[5]».
В своих работах Ломоносов подчеркивал необходимость комплексных исследований, в которых бы сочетались методы нескольких наук для решения общей цели — установления законов природы.
Ученый утверждал: «Мы не сомневаемся, что можно легче распознать скрытую природу тел, если мы соединим физические истины с химическими[6]». Ломоносов — создатель физической химии, которая была признана лишь через 150 лет.
Идеи контакта наук, их тесной взаимосвязи развивались как ведущие в XX веке. На стыках двух и более наук появились новые отрасли знаний – биохимия, биофизика, геохимия и другие.
Теоретической основой научных работ Ломоносова является идея сохранения материи. Впервые ученый сформулировал её как «всеобщий закон природы». Сама мысль о том, что вещество не может возникать из ниоткуда и исчезать в никуда была не нова. Учеными и философами XVII и XVIII веков она принималась как аксиома, но именно Ломоносов придал этому положению форму закона, который лежит в основе всех наук. Этот закон был сформулирован им так: «Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается от чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования, и т.
д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому[7]».
Проведя анализ свойств тел и явлений, Ломоносов определил понятие «материя». Он писал: «материя есть протяженное несопроницаемое, делимое на нечувствительные части… «Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность[8]».
Ломоносов понимал, что раскрыть научную картину мира можно только с изучения материи, из которой состоит мир. Он неустанно подчеркивал неразрывную связь материи и движения, стремился объяснить различные процессы и явления природы как результат особого рода движения частиц, составляющих материю[9].
Вкладом Ломоносова в атомистическую теорию строения вещества, созданную его предшественниками, было признание объективного существования в природе двух реальных и качественно различных форм частиц материи: первоначальные частицы – атомы (в терминологии Ломоносова – элементы) и собрания атомов – молекулы (в его терминологии – корпускулы).
Для Ломоносова химия и физика составляли неразрывное целое. Он шел к химическим исследованиям от физики, правильно полагая, что легче распознать скрытую природу тел, если соединить физические данные с химическими. В своих сочинениях он писал: «Химик без знания физики подобен человеку, который всего искать должен ощупом. И сии две науки так соединены между собою, что одна без другой в совершенстве быть не могут[10]». Ломоносов был убежден, что изучение физических свойств раскроет природу вещества, а изучение его состава и происходящих внутренних процессов определит его физические свойства.
«Вольность и союз наук необходимо требуют взаимного сообщения и беззавистного позволения в том, что кто знает упражняться. Слеп физик без математики, сухорук без химии[11]».
В 1764 году в «Обзоре важнейших открытий, которыми постарался обогатить естественные науки  Михайло Ломоносов» ученый писал о девяти своих главных научных достижениях: 1) объяснение причин тепла и холода, которыми «устраняются смутные домыслы  о некой бродячей, беззаконно скитающейся  тепловой материи»; 2) механическое объяснение причин  упругости воздуха; 3) создание физико-химических начал теории растворов;  4) создание предпосылок к объяснению явлений происходящих в недрах Земли; 5) объяснение наступления  внезапных холодов и происхождения  северного сияния вертикальными перемещениями масс атмосферного воздуха; 6) открытие  эффекта «совмещения частиц» как причины многих явлений в природе; 7) экспериментальное доказательство изменения положения центра тяжести Земли; 8) указание на то, что наблюдения над явлениями в запаянном ртутном барометре или «Амонтовом воздушном термометре» имеют громадное значение  в метеорологических вопросах; 9)изобретение очень чувствительной машины, которая сможет экспериментально подтвердить его авторскую теорию о непостоянстве на земле силы тяжести»
[12]
Ломоносов разработал корпускулярную теорию материи.
Организовал  первую в России химическую лабораторию,  заложил основы физической химии, выдвинул учение о цвете открыл атмосферу на планете Венера, описал строение Земли. Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Создал ряд оптических приборов. Активный сторонник исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Критик норманской теории происхождения русского народа. Возродил искусство мозаики и производство смальты. Автор выдающихся мозаичных картин.
Разработал понятие о химическом элементе, закон сохранения и движения материи, механическую теорию теплоты, в области электричества представил работу «Теория электричества, разработанная математическим способом», в области оптики занимался усовершенствованием микроскопа и телескопа («ночезрительной трубы»), созданием новых мореходных и оптических приборов, развивал метеорологию. Основатель отечественной педагогики, психологии, журналистики.
Поэт, создатель русской оды философского и гражданского звучания, автор поэм, трагедий, сатир, научной грамматики русского языка.
 
М.В. Ломоносов — первый историограф российского народа
Он явился основоположником исторической науки в нашей стране. Стоял у колыбели молодой, делавшей робкие шаги, науки, дал ей патриотическое и демократическое направление, создал собственную историческую теорию.
В работах по истории Ломоносов изучал проблемы происхождения славян, этнографии отдельных народов, роли славянства во всемирной истории. Ломоносов понимал, что история – политическая наука и имеет большое образовательное и воспитательное значение. Он считал своим гражданским долгом распространение объективных исторических знаний о героическом прошлом народа среди широких слоев общества.
Изучать исторические документы М.В. Ломоносов начал еще в юности. В Славяно-греко-латинской и Киевской духовных академиях он знакомился с летописями, которые считал ценными историческими источниками.
Во второй половине 40-х годов XVIII века Ломоносов стал известным экспертом в области исторических знаний.
Его привлекают к рассмотрению спорных точек зрения об отдельных исторических событиях, например, о происхождении династии Романовых от Рюриковичей, об оценке действий Ермака при покорении Сибири и т.п.
В 1748 году Ломоносов становится членом Исторического собрания при Академии наук, которое рассматривало все труды по истории и другим гуманитарным наукам. Позднее, в 1749 году, Ломоносов высказал свое отношение к трудам историков — современников в форме посвящения: В.Н. Татищеву – по поводу его «Истории Российской», П.И. Рычкову – «Оренбургской топографии», к взаимному удовольствию обеих сторон.
Стремление Ломоносова к восстановлению исторической справедливости полностью отвергло норманскую теорию происхождения Российского государства. Историк, считал он, не имеет права искажать правду жизни. В подтверждение своих взглядов Ломоносов выдвинул и обосновал собственную теорию русской и общеславянской истории. Используя данные топонимики, Ломоносов доказывал древность пребывания наших предков на современной территории: как «показывают славянские имена старинных городов российских, так что ежели славяне пришли в здешние земли в IV веке, то оные города должны были иметь славянские имена прежде приходу славян в оные места, что отнюдь быть не может»[13].
Это умозаключение получило название «концепция автохтонного происхождения (автохтоны – исконные жители, поселенцы) восточных славян»[14].
Борьба с норманской теорией происхождения государственности убедила Ломоносова в том, что история должна быть национальной наукой. Нельзя отдавать её на откуп иностранцам. Он считал, что необходимо с помощью истории воспитывать народ в духе любви к Отечеству, содействовать его духовному освобождению. Эти причины и побудили Ломоносова к созданию научно-обоснованного труда по истории. На это, по его словам, он потратил около 12 лет. Ломоносов подготовил к печати первый том «Истории Российской», написал второй, третий и четвертый тома, а также комментарии к ним. Но до потомков они не дошли. Первый том был опубликован уже после смерти ученого в 1766 году под названием «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года, сочиненная Михайлом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-Петербургской императорской и королевской шведской Академии наук».
Перу Ломоносова принадлежит еще одна большая историческая работа – «Краткий российский летописец с родословием», который был написан в 1759 году, а в следующем издан отдельной книгой. В «Летописце» содержится краткий перечень событий по русской истории, перечисляются князья и цари от Рюрика до Петра Первого включительно с их деяниями и жизнеописаниями, а также даются родословные таблицы Рюриковичей и Романовых до Елизаветы[15].
Ломоносов принимал активное участие в подготовке «Истории Российской империи при Петре Великом», написание которой русская царица поручила французскому философу Вольтеру. Ломоносов чувствовал себя незаслуженно обиженным, но помогал в подготовке материалов, подборке источников для этой работы, а также ее корректировке. Так, им были подготовлены три работы: «Описание стрелецких бунтов и правления царицы Софьи», примечания на рукопись «История Российской империи при Петре Великом» и замечания на первый том труда Вольтера. Ломоносов активно занимался изучением и описанием истории России первой четверти XVIII века.
На публичном выступлении в Академии наук 26 апреля 1755 года по теме «Слово похвальное Петру Великому» Ломоносов позитивно представил Петра I. Важное значение для характеристики взглядов Ломоносова на исторические процессы в России имеют его естественнонаучные труды и литературные произведения в стихах и в прозе.
Исторические взгляды Ломоносова являлись высшим достижением русской научной мысли XVIII века. По многим вопросам он значительно опередил современную отечественную и зарубежную историческую науку.
Историческая концепция Ломоносова приходила в очевидное противоречие с мнением его оппонентов о совершенной дикости славян до прихода варягов. «Что славянский народ был в нынешних российских пределах еще прежде рождества Христова, то бесспорно доказать можно». Сопоставляя данные разных источников, Ломоносов пришел к выводу, что славяне были среди народов, населявших равнины юго-восточной Европы, по крайней мере, на протяжении тысячелетий до появления варягов. Спустя столетие С.
М. Соловьев отметил, что решения Ломоносова по ряду частных исторических проблем были блистательны по «тогдашним средствам науки».
За свою короткую, но яркую жизнь он стал членом Петербургской академии трех знатнейших «художеств», почетным членом Шведской и Болонской академий наук, получил по «Табели о рангах» чин статского советника (ныне это соответствует должности вице-губернатора). Владел 31 языком.
Литература:
  1. Астафуров В.И. М.В.Ломоносов. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Белявский М. Т. Все испытал и все проник: к 275-летию со дня рождения М.В.Ломоносова. — М.: МГУ, 1986.
  3. Белявский М. Т. Ломоносов — наш первый университет. — М.: МГУ, 1961.
  4. Буторина Т. С. Своеобразие народной педагогики поморцев // Советская педагогика. — 1989. — № 7. — С. 111 — 116.
  5. Буторина Т. С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. — Архангельск-Москва, 200
  6. Буторина Т.С. Педагогическая регионология: Учебное пособие. — Архангельск: Изд-во АГТУ, 2004.
  7. Вавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов. – М.: АН СССР, 1961.
  8. Дик Н.Е. Ломоносовский период в развитии русской географии. – М.: Мысль, 1976.
  9. Ишлинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В.Ломоносов – великий русский ученый. — М.: Педагогика, 1986.
  10. Карпеев Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов – М.: Просвещение, 1987.
  11. Коровин Г.М. Библиотека Ломоносова. — М.: Л.: АН СССР, 1961.
  12. Лебедев Е.Н. Михаил Васильевич Ломоносов. Ростов на Дону, 1997.
  13. Летопись жизни и творчества М.
    В.Ломоносова. — М.; Л: АН СССР, 1962.
  14. Ломоносов и Север: Библиогр. указ. лит. /Сост. Г.М. Кошелева. Архангельск, 1983.
  15. Ломоносов М.В. Краткий энциклопедический словарь / Редактор-составитель Э.П. Карпеев. СПб, 1999.
  16. М.В. Ломоносов о воспитании и образовании / Сост.
    Т.С. Буторина. — М.: Педагогика, 1991.
  17. М.В.Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. — М.; Л.: АН СССР, 1962.
  18. М.В.Ломоносов Полное собрание сочинений: в 11 т. / Гл. ред. С.И.Вавилов. – М., Л.: АН СССР, 1950-1959, 1983.
  19. Меншуткин Б.Н. Жизнеописание М.В. Ломоносова. 3-е изд. М.; Л.; 1947.
  20. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем / Сост.
    Г.Е.Павлова, А. С.Орлов. — М.: Современник,1989.
  21. Морозов А.А. Ломоносов. 5-е. изд. М., 1965.
  22. Павлова Г.Е., Федоров А.С. М.В. Ломоносов: Жизнь и творчество. М.; Л., 1980.
  23. Павлова Г.Е., Федоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов. – М.: Наука, 1986.
  24. Поморская энциклопедия. В пяти  томах. /Гл.ред. Н.Б.Лаверов. Т 4. Культура Архангельского Севера/Гл.ред. Т.С. Буторина. – Архангельск, САФУ им. М.В. Ломоносова, 2012 г.
  25. Фруменков Г.Г.  М.В. Ломоносов – историк нашей Родины. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн.изд-во, 1970 г.
  26. Ченакал В.Л. Музей М.В. Ломоносова. — Л.: Лениздат, 1970.
  27. Шумилов Н.А. Род Ломоносовых. Поколенная роспись. /Н.А.Шумилов; Изд-во «Правда Севера», 2001.
 
 

1 М.
В. Ломоносов. Слово благодарственное Елизавете Петровне…говоренное 1760 года // Полн. собр. соч. Т. 8. С. 678.

[2] М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 163.

[3] Г.Е. Павлова. Ломоносов – экциклопедист. – М.: «Современник», 1989. – С. 119.

[4] М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 125.

[5] М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч. Т. 9. С. 57.

[6] М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 223.

[7] М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч. Т. 10. С. 455.

[8] М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 107, 173.

[9] Г.Е. Павлова. Ломоносов – экциклопедист. – М.: «Современник», 1989. – С. 126.

[10] М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч. Т. 10. С. 140.

[11] М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч. Т. 10. С. 57.

[12] М.В. Ломоносов. Полн.
собр. соч. Т. 10. С. 408-411. 792.

[13] М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч. Т. 6. С. 21- 22с.

[14] Г.Г. Фруменков. М.В. Ломоносов – историк нашей Родины. Сев.-Зап. кн. изд., 1970. С. 11.

[15] Г.Г. Фруменков. Указ. соч. С. 38.

Михаил Ломоносов — Интересные истории известных людей, биографии, юмористические рассказы, фото и видео. Михаил Васильевич Ломоносов литературы, образования и науки. Среди его открытий была атмосфера Венеры. Его сферами науки были естествознание, химия, физика, минералогия, история, искусство, филология, оптические приборы и другие. Ломоносов также был поэтом и повлиял на формирование современного русского литературного языка.

Образование в Москве

В 1730 году, в девятнадцать лет, Ломоносов отправился в Москву пешком, так как был настроен учиться. Вскоре после прибытия Ломоносов был принят в Славяно-греко-латинскую академию, ложно заявив, что он сын священника. Эта первоначальная ложь чуть не привела к тому, что его чуть не исключили из академии несколько лет спустя, когда ее обнаружили.

Ломоносов жил на три копейки в день, питаясь одним черным хлебом и квасом, но в учебе делал большие успехи. После трех лет пребывания в Москве его отправили в Киев на один год учиться в Киево-Могилянской академии. Он быстро разочаровался в получаемом там образовании и вернулся в Москву на несколько месяцев раньше срока, возобновив там учебу. Он закончил двенадцатилетний курс обучения всего за пять лет, получив высшее образование в своем классе. В 1736 году Ломоносов получил стипендию в Санкт-Петербургском государственном университете. Он погрузился в учебу и был вознагражден двухлетним грантом на обучение за границей в Марбургском университете в Германии.

Образование за рубежом

Марбургский университет был одним из самых важных университетов Европы в середине 18-го века благодаря присутствию философа Кристиана Вольфа, видного деятеля немецкого Просвещения. Ломоносов стал одним из личных учеников Вольфа в Марбурге. И в философском, и в научном плане эта связь будет самой влиятельной в жизни Ломоносова. Между 1739-1740 гг. он изучал минералогию, металлургию и горное дело в лабораториях Берграта Хенкеля во Фрайберге, Саксония; там он усилил свои исследования немецкой литературы. Ломоносов быстро овладел немецким языком и помимо философии серьезно занимался химией, открыл для себя труды английского теолога и естествоиспытателя XVII века Роберта Бойля и даже начал писать стихи. Он также проявил интерес к немецкой литературе. Говорят, что он особенно восхищался Гюнтером. Его Ода на взятие Хотина у турок , сочиненная в 1739 году, привлекла большое внимание в Петербурге.

Во время пребывания в Марбурге Ломоносов жил у вдовы пивовара Катарины Зильх. Павлова Галина Е. и Федоров Александр Сергеевич Михаил Васильевич Ломоносов: жизнь и творчество (англ. перевод). Мир: Москва, 1980. Влюбился в дочь Катарины Элизабет Кристин Зильх. Они поженились в июне 1740 года. Павлова, Галина Е., и Федоров, Александр С. Михаил Васильевич Ломоносов: его жизнь и деятельность (английский перевод). Мир: Москва, 1980. ISBN 0-8285-2895-0, ISBN 978-0-8285-2895-5 Ломоносову было крайне трудно содержать растущую семью на мизерное и неравномерное пособие, выплачиваемое ему Российской академией наук. . Когда его положение стало отчаянным, он решил вернуться в Санкт-Петербург.

перевод на английский язык

Возвращение в Россию

Ломоносов вернулся в Россию в 1741 году. Через год он был назначен адъютантом Российской академии наук по физическому отделению. В мае 1743 года Ломоносова обвинили, арестовали и восемь месяцев держали под домашним арестом, после того как он якобы оскорблял различных лиц, связанных с Академией. Он был освобожден и помилован в январе 1744 года после извинений перед всеми причастными.

Ломоносов стал действительным членом Академии и получил звание профессора химии в 1745 году. Он основал первую химическую лабораторию Академии. Корнуэлл, Нил и Кристиан, Николь. Справочник по русской литературе, , стр. 514. Тейлор и Фрэнсис: Лондон, 1998 Стремясь улучшить российскую систему образования, в 1755 году Ломоносов вместе со своим покровителем графом Иваном Шуваловым основал Московский государственный университет.

Михаил Васильевич Ломоносов Биография — eNotes.com

Аннотация статьи: Благодаря реформе русского литературного языка, научным исследованиям и переосмыслению ранней русской истории Ломоносов стоял у истоков новейшей русской интеллектуальной истории и основоположника русского национализма.

Ранний период жизни

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в семье зажиточных крестьян под Холмогорами, Россия. Его отец был рыбаком. Ломоносов, по-видимому, был заядлым читателем в раннем возрасте, и постепенно он перерос маленькую деревню, в которой родился. В 1730 году он отправился в Москву пешком, притворившись сыном священника, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию Заиконоспасского монастыря, где изучал греческий и латинский языки.

Оттуда он продолжил обучение в Санкт-Петербургской Императорской Академии наук в 1736 году, но вскоре получил недавно созданную передвижную стипендию для обучения в Германии.

В 1736–1739 годах Ломоносов изучал преимущественно гуманитарные науки у математика Христиана фон Вольфа в Марбургском университете, а в 1739–1741 годах перешел на химию, горное дело и металлургию во Фрайбургском университете в Саксонии. Возможно, он женился на немке в 1740 году, но, очевидно, чтобы избежать ее, собственного пьянства и долгов и возможного тюремного заключения за них, Ломоносов присоединился к прусской армии позже в том же году. В 1741 году он вернулся домой в Россию, чтобы стать профессором химии в новом университете Санкт-Петербургской Императорской Академии наук и членом этой академии. Это оставалось основой для работы всей его жизни.

Работа жизни

В Петербурге Ломоносов стал первым великим ученым России. К 1748 году он основал первую химическую лабораторию в Российской империи. Он исследовал механическую природу теплоты и разработал кинетическую теорию газов. В 1752 году его исследования привели к первоначальному открытию закона сохранения материи за восемнадцать лет до того, как аналогичная работа французского химика Антуана Лавуазье была опубликована и принесла ему львиную долю славы в его время и в истории. Ломоносов также оказал влияние на развитие русской географии и картографии. Например, он перерисовал и реконструировал огромный глобус диаметром 3,1 метра, подаренный герцогом Шлезвиг-Гольштейн-Готторфским герцогом Христианом Августом Шлезвиг-Гольштейн-Готторфским Петру Великому по окончании Северной войны в 1721 году. Ломоносов и его команда на завершение работы ушло почти семь лет (1748-1754).

При императрице Елизавете Российская империя была еще слишком далека от русла западной цивилизации, чтобы достижения, подобные достижениям Ломоносова, могли быть полностью замечены. И все же его работу нельзя было отрицать. Он опубликовал множество важных научных работ, в том числе

Слово о происхождении света (1756; комментарии о происхождении света, представляющие новую теорию цвета). За достижения в области химии, оптики, металлургии, географии, естественных наук, физики и астрономии Ломоносов был избран членом Шведской академии наук в 1760 году и Болонской академии наук в 1764 году.

Каким бы крупным ученым ни был Ломоносов, его влияние на развитие искусства в России, особенно литературы, было гораздо больше. Возродил древнее искусство мозаики в России, был фольклористом, поэтом, драматургом, историком, филологом. В 1755 году Ломоносов способствовал основанию Московского университета, который сегодня носит его имя как Университет Михаила Ломоносова.

В то время как его стихи и пьесы были очень искусственными, механическими и типично классицистическими (многие из них были в честь Елизаветы), самое важное достижение Ломоносова было в области филологии. В 1757 году он опубликовал свой монументальный Российская грамматика (Русская грамматика), положившая начало реформе русского литературного языка. Вопреки идеям многих ведущих русских литературных деятелей того времени, в том числе Василия Тредиаковского, Ломоносов принял силлаботоническую систему стихосложения между старославянским и народным русским языком для стандартного письменного русского языка.

Эти языковые изменения, выпестованные Ломоносовым в середине XVIII века, легли в основу литературных достижений золотого века русской литературы первой половины XIX века.

Во время изучения старославянского языка Ломоносов довольно хорошо познакомился с древнерусской летописной литературой. Он написал несколько критических работ в этом жанре, в том числе « Краткой российской летописи» (1759; краткая русская летопись). Постепенно изучение летописей привело его в область историографии, чтобы бросить вызов норманнской интерпретации основания первого русского государства, Киевской Руси, в девятом и десятом веках.

Норманистский взгляд был продуктом серьезной научной работы нескольких видных немецких историков, приехавших в Россию со времен правления Петра Великого для помощи в укомплектовании кадров Российской академии. Во многом на основании данных летописной литературы историки-норманисты, в том числе Г. А. Байер, Г. Ф. Мюллер, Август Людвиг фон Шлецер, связывали создание первого Русского государства с внешними (преимущественно скандинавскими и германскими) влияниями. Эта интерпретация была оскорблением зарождавшегося русского национализма Ломоносова, очевидного в его работах по русской филологии и основанном на его критике летописей. Он стремился противостоять ей и бороться с влиянием так называемой немецкой партии в Российской академии. При этом он стал вместе с коллегой-русским историком Василием Никитичем Татищевым основоположником антинорманистской интерпретации ранней русской истории и националистической или государственной школы русской историографии. Окончательные идеи Ломоносова по этому поводу появились посмертно в 1766 году.

Будучи одним из первых русских националистов, Ломоносов восхищался Петром Великим за то, что он сделал Российскую империю великой. Отчасти из-за того, что он хвалил ее и ее отца, а также из-за того, что он разделял ее антинемецкие настроения, императрица Елизавета благосклонно относилась к Ломоносову, но не к ее преемникам, более ориентированным на германцев, Петру III и Екатерине Великой. Ломоносов умер в Петербурге в 1765 г.

, вероятно, от пьянства.

Краткое содержание

Михаил Васильевич Ломоносов был непризнанным основоположником современной российской науки, литературы и культуры. У него был разносторонний интеллект и гений, которого по праву можно сравнить с Бенджамином Франклином, еще одним универсальным мыслителем восемнадцатого века. Ломоносов заложил основу для научных исследований в России, и много раз его собственные открытия приводили к более поздним общепризнанным достижениям на Западе или даже предшествовали им. Он указал путь к величию русской литературы и историографии девятнадцатого и двадцатого веков.

В своем русском самосознании Ломоносов отражал и стимулировал ранние проявления национализма, которые начали проявляться среди некоторых наиболее прогрессивных членов российской элиты. Он не только чувствовал их и отражал в своих лингвистических, литературных и исторических произведениях, но и стал давать этим националистическим чувствам здравую интеллектуальную матрицу.

В этом отношении Ломоносова можно рассматривать как одного из первых защитников того, что впоследствии стало консервативным романтическим национализмом русского славянофильства начала девятнадцатого века. В то же время его достижения стали источником гордости, вдохновения и направления для русского народа и помогли ему внести свой вклад и приблизиться к руслу западной цивилизации.

Библиография

Флоринский, Майкл Т., изд. Энциклопедия России и Советского Союза McGraw-Hill . New York: McGraw-Hill, 1961. Этот старый стандартный справочник предлагает довольно длинный и сбалансированный список Ломоносова. К его художественным и научным достижениям обычно относятся одинаково.

Кудрявцев Б. Б. Жизнь и творчество Михаила Васильевича Ломоносова . М.: Иностранные языки, 1954. Редкий английский перевод советской биографии. Тщательная трактовка, подчеркивающая его научные достижения и предлагающая стандартный сталинско-националистический взгляд на него.

Меншуткин Б. Н. Ломоносов России: химик, придворный, физик, поэт . Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1952. Обновленный и отредактированный перевод царского оригинала 1912 года. До сих пор одна из лучших и читаемых биографий Ломоносова.

Мирский Д. С. История русской литературы . Изд. ред. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1964. Эта работа выходит далеко за рамки рассмотрения Ломоносова в перспективе развития современной русской литературы, прославляя его как отца современной русской цивилизации.

Райс, Тамара Талбот. Елизавета, Императрица России . Нью-Йорк: Прегер, 1970. Глава 8 этой культурной биографии дочери и преемницы Петра Великого и ее времен в основном посвящена Ломоносову и его литературным достижениям. Легко читается и хорошо иллюстрирован.

Роджер, Ганс. Национальное самосознание в России XVIII века . Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1960. Ломоносов рассматривается в перспективе развития русского национализма в восемнадцатом веке и русской интеллигенции восемнадцатого века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *