Персидский поэт: Поэт и падишах. Персидский поэт Фирдоуси
Поэт и падишах. Персидский поэт Фирдоуси
Текст: Геннадий Литвинцев
Фото: wikipemedia/ Шах Сулейман (царь Соломон). Фрагмент иллюстрации из издания «Шах-наме» XVI века. Британская библиотека, Лондон
Персидский поэт Фирдоуси (935—1020), автор колоссальной поэмы «Шах-наме», был почти современником Данте, но по собственному мироощущению и по состоянию мира, в котором он жил и творил, действительно ближе к Гомеру. Так что нечего удивляться, что его жизнь неотделима от мифов и легенд. Которые изложил для нас писатель Геннадий Литвинцев.
Вместо коня время дало мне посох.
Фирдоуси
Вместо солнечного горячего золота дали поэту лунное холодное серебро.
Старейшее и самое достоверное известие об этой поучительной истории, случившейся у поэта Фирдоуси с шахом Махмудом Газнави, встретилось в манускрипте Та’рих-и Систан («История Систана») – чрезвычайно богатой фактическим материалом местной хронике, написанной на персидском языке не позже XIV века.
Вот как говорится в этом почтенном документе: «Он (Фирдоуси) читал ему сочинение несколько дней. Махмуд сказал: «Все «Шах-наме» ничто, кроме сказания о Рустаме, а в моем войске тысячи таких Рустамов». Он (Фирдоуси) ответил «Да будет долгой жизнь государя! Мне неизвестно, сколько в его войске таких мужей, как Рустам. Знаю одно, что Всевышний больше не сотворил для себя ни одного раба, подобного Рустаму».
Это сказав, низко поклонился и ушел. Царь Махмуд сказал везиру. «Этот простолюдин намеками назвал меня лжецом». Везир отвечал ему: «Надо убить». Но сколько ни искали, не нашли. Сказав так, загубил он свой труд и, уйдя, никакой награды не обрел, покуда не скончался на чужбине». Сочинитель «Истории» (имя его знает Всеведущий) заключил отрывок о поэте словами: «Если рассказывать здесь о каждом, то мы не достигнем своей цели. И все это известно миру».
Ничего себе – «о каждом»! Вот такое легкомысленное, если не сказать непочтительное, отношение автора Та’рих-и Систан к великому поэту всех времен Абулькаси́му Мансу́ру Хаса́ну Фирдоуси́ Туси́, названному людьми хакимом (мудрецом) еще при жизни.
Что же за страна такая – Систан (или, у арабских географов, Сиджистан), и почему оказался поэт в этой стране, что теперь разделена между Ираном и Афганистаном? Наш источник сообщает, что там постоянно дует прохладный северный ветер. Благодаря умеренности и приятности климата систанцы умнее и проницательнее, чем жители других местностей.
Вот в этот край и прибыл поэт Абулькасим Фирдоуси из своего родного, и довольно захолустного тогда, города Тус. Прибыл, чтобы явить свой тридцатилетний эпический труд «Шах-наме» (Книгу Царей) Махму́ду Газневи, тюркскому эмиру, ставшему в 998 году падишахом основанного его отцом Себук-Тегином государства Газневидов. В результате завоевательных походов под флагом джихада против неверных шах Махмуд подчинил своей власти Восточный Иран, южную часть Средней Азии, Хорезм. Прославился опустошительными походами на Индию. Тысячи захваченных и доставленных в столицу Газневидов индийских и иранских ремесленников украсили город Газни искусными архитектурными сооружениями и восточной роскошью.
Махмуд покровительствовал наукам и искусствам. Одних только поэтов, говорят, обитало при его дворе около четырехсот. Здесь нашел признание и приют великий учёный-энциклопедист Аль-Бируни.
Приехав в Газну, Фирдоуси встретился с знаменитыми поэтами шахского двора Унсури, Асджади и Фаррухи. Увы, имя Фирдоуси было им не известно. «Давай устроим поэтическое состязание, – предложили они. – Каждый из нас скажет одну строку стихотворения. Если пришелец сможет сочинить достойную четвертую строку, мы позволим ему находиться среди нас». Фирдоуси согласился. По когтям узнают льва. По одной строчке поэты признали Фирдоуси равным себе и повели его во двор Махмуда. Фирдоуси вручил тому «Шах-наме» и прочитал посвящение, восхваляющее славу и мудрость падишаха. Согласно легенде, шах обещал заплатить за каждое двустишие (бейт) «Шах-наме» по золотой монете, всего 60 тысяч золотых. Поэт, всю жизнь страдавший от унизительной бедности, уже представлял груды золота и свою почтенную обеспеченную старость.
Когда же прибыл шахский караван и стали развязывать мешки, оказалось, что они наполнены не золотом, а серебром. Оскорбленный Фирдоуси раздал деньги частью своему банщику, частью вожатым каравана, а оставшиеся нищим на базаре. Шах понял поступок поэта как насмешку и приказал казнить его, бросив под ноги слону.
Но дело было, конечно, не только в золоте. Фирдоуси по вере был мусульманином-шиитом. Узнав об этом, Махмуд с угрозой стал требовать, чтобы он отказался от шиизма. Фирдоуси ответил султану стихотворением:
Секирой палача свободу одолев,
Ты пса во мне искал. Но пред тобою – лев!
(Перевод И. Сельвинского)
Пришлось Фирдоуси бежать из владений Газневидов. «Фирдоуси хорошо знал жестокость Махмуда, – пишет поэт и летописец 12-го века Низами Арузи. – Поэтому он ночью ушел из Газны… шесть месяцев скрывался, пока посланцы Махмуда искали его в Тусе. Лишь после долгих скитаний Фирдоуси смог вернуться на родину». И возобновить свою работу над «Шах-наме».
Непревзойденная эпическая поэма, прославившая Иран, его богатырей и властителей на весь мир, не принес поэту ни славы, ни даже простого достатка. Старость великого хакима прошла в нищете. Тогда он и сочинил горькие строки:
Вместо коня время дало мне посох.
Мои глаза и ноги совсем ослабли,
Несчастье и годы забрали мои силы.
Всякая история хороша своим окончанием. Тот, Кто знает все наперед, не мог оставить биографию великого поэта и мудреца без славы и вознаграждения, хотя бы и посмертной.
Рассказывают, что султан Махмуд случайно в походе услышал от своего визиря ходжи Ахмеда Хасана Мейманди стихи удивительной силы и красоты. Он спросил имя автора. Ходжа в ответ назвал ему Фирдоуси. И тогда властитель вспомнил свой неблагородный поступок – и ему стало стыдно. По возвращению из похода, как повествует Низами Арузи, султан приказал отсчитать из казны 60 тысяч золотых динаров и отвезти их Фирдоуси вместе с другими дарами в виде дорогой посуды и расшитой золотом одежды, как вознаграждение за посвященную ему книгу.
Да еще и попросить прощения у поэта. Царский караван отправился из Газны в Тус. Однако Фирдоуси не суждено было получить вознаграждение за свой огромный труд при жизни: в то самое время, когда шахские верблюды с дорогой поклажей входили в город через ворота Рудбар, через другие ворота, Разан из города выносили погребальные носилки с телом Фирдоуси.
Вот еще что написал об этом Низами Арузи: «Говорят, у Фирдоуси осталась дочь, чрезвычайно достойная. Дары султана хотели вручить ей. Она не приняла их и сказала: «Мне не нужно». Посланцы доложили об этом шаху. Он повелел: пусть те дары потратят на постройку караван-сарая на пути из Нишапура в Мерв».
Казалось бы, можно и поставить точку. Больше ничего примечательного о Фирдоуси не найти в достоверных и правдивых записках тех времен. Но те из мудрецов, кто читает Книгу Жизни поверх манускриптов и хроник, знают и то, что скрыто от простых людей за видимым горизонтом.
Доводилось слышать: султан Махмуд, узнав от вернувшихся караванщиков, что они не смогли выполнить его поручение, сначала впал в гнев, а затем в глубокую печаль.
Он осознал, что из-за собственной глупости войдет теперь в историю жалким обманщиком и недостойным тираном. И это навечно, навечно! И таким суждено ему предстать перед лицом Господа. И люди тысячу лет буду читать «Шах-наме» – и тысячу лет вспоминать, как он, Махмуд, пожалел великому поэту пару мешков с презренным металлом. И никто не вспомнит его, Махмуда, великих побед и завоеваний, его построек и несметных богатств.
В отчаянии султан погнал караван обратно в Тус с приказанием во что бы то ни стало найти Фирдоуси или его могилу, чтобы зарыть золото хотя бы в землю. Но и этого не смогли исполнить слуги: могилы поэта на городском кладбище не оказалось. Обезумевший шах счел это доказательством того, что поэт жив и лишь по-прежнему в страхе прячется от него. И он велел усилить поиски по всему миру.
Посвященные рассказывают, что караван до сих пор, вот уже тысячу лет, ищет Фирдоуси, чтобы вручить ему золото шаха Махмуда Газневи. В том мире, где все, что случилось, продолжается и сейчас, и будет длиться без окончания в будущем, где нет прошлого, нет будущего, а только одно настоящее – в том мире всегда будут искать умирающего и вечно творящего поэта, чтобы вручить ему золото и покончить наконец с этой историей.
А что нам сказать в заключение? Воистину, знающий показывает на небе звезду Альдебаран, а не знающий видит палец.
Персидский Поэт 8 Букв — ответ на кроссворд и сканворд
Решение этого кроссворда состоит из 8 букв длиной и начинается с буквы Ф
Ниже вы найдете правильный ответ на Персидский поэт 8 букв, если вам нужна дополнительная помощь в завершении кроссворда, продолжайте навигацию и воспользуйтесь нашей функцией поиска.
ответ на кроссворд и сканворд
Пятница, 19 Апреля 2019 Г.
ФИРДОУСИ
предыдущий следующий
ты знаешь ответ ?
ответ:
связанные кроссворды
- Фирдоуси
- Персидский и таджикский поэт, поэма «шахнаме 8 букв
- Классик персидской литературы 8 букв
- Писатель 8 букв
Автор поэмы «шахнаме» 8 букв- Поэма «шахнаме» (автор) 8 букв
Список величайших персидских поэтов всех времен
Длительная устная традиция лирического повествования является основой персидской литературы.
Персидская поэзия имеет широкий спектр форм, каждая из которых самобытна и прекрасна сама по себе.
Овладение творчеством и интеллектом для написания таких великолепных литературных произведений требует от кого-то, кто имеет опыт в этой области, а персидские поэты — талантливые люди от природы, которые уверенно демонстрировали свои прекрасные произведения на протяжении всей истории.
Персидские поэты умели передавать всю гамму человеческих эмоций, и делали это с такой ловкостью и точностью, что могли сделать это всего в нескольких стихах. Немногие цивилизации когда-либо достигали таких лирических уровней развития, как персы.
Давайте начнем с изучения величайших персидских поэтов всех времен и выясним, что делает их творчество таким мощным.
9
й ВекТеперь мы упомянем некоторых великих персидских поэтов в 9 -й век.
1.Рудаки
Родившийся в Пенджикенте, Таджикистан, Абу Абдолла Джафар ибн Мохаммад Рудаки (ок.
858–941) был придворным поэтом при саманидском царе Наре II (годы правления 914–943) в Бухаре. Он также был одаренным певцом и пианистом (в современном Узбекистане). Из-за того, что он рано использовал новоперсидский язык, Рудаки часто считают основателем персидской поэзии.
Официальным языком областей, управляемых Сасанидами, был персидский (224-651). Персидский оставался официальным языком последующих мусульманских королей после арабских вторжений на территории, хотя он был известен как «новый персидский» и писался арабским шрифтом. Язык и культура мигрировали в северную Индию и Среднюю Азию из старых персоязычных регионов. Помимо превращения персидского в поэтический язык, Рудаки известен тем, что повлиял на форму и стиль персидских поэтов более поздних поколений. Многие считают его «отцом персидской литературы», так как он создал литературные формы поэзии, такие как газели, касыды и рубаи, а также концепцию дивана (сборник коротких произведений поэта).
Из десятков тысяч стихов в прозе, приписываемых Рудаки, сохранилась лишь небольшая часть.
Помимо сборника стихов, одним из его самых значительных литературных произведений является перевод сборника индийских сказок Калила ва Димна с арабского на персидский, что принесло ему известность в персидско-исламской литературе.
10
-й -й векСейчас мы упомянем некоторых великих персидских поэтов 10-го -го -го века.
2.Фирдоуси
Аболькасем Хассан Мансур, широко известный как Аболкасем Фирдоуси, является автором «Шахнаме» («Книги царей»), самой длинной в мире эпической поэмы, сочиненной одним поэтом, и национального эпоса Великого Ирана. Он родился в деревне в Хорасане под названием «Паж» в 940 году нашей эры и скончался в возрасте 80 лет в 1020 году нашей эры.
Его отец был состоятельным и престижным крестьянином Тоуса с огромным богатством. Фирдоуси в детстве был финансово независимым благодаря наследству от отца. Однако, когда он потерял собственность, он постепенно впал в бедность. В 9В 77 году нашей эры Фирдоуси начал сочинять «Шахнаме».
Ранние годы Фирдоуси малоизвестны. У поэта была жена, скорее всего, читающая и, вероятно, принадлежавшая к тому же сословию помещиков. У него был сын, который скончался в возрасте 37 лет, и поэт написал о нем элегию, которую включил в «Шахнаме».
Местный священнослужитель запретил захоронение Фирдоуси на кладбище Туса, поэтому он был похоронен в своем собственном дворе. Гробница была покрыта мавзолеем, построенным газневидским правителем Хорасана, и стала священным местом. По указанию Реза-шаха Общество национального наследия Ирана восстановило мавзолей между 1928 и 1934, превратив его в то, что теперь будет считаться национальной святыней.
3.Абусейд Аболхейр
Шейх Абусаид или Абу Саид, также известный как Абусаид Аболхейр или Абу Саид Абуль-Хайр, был известным персидским суфием и поэтом, внесшим значительный вклад в развитие Суфийская традиция.
Большая часть того, что известно о его жизни, взято из книги «Асрар ат-Таухид», которая была опубликована через 130 лет после его смерти Мохаммадом ибн Монавваром, одним из его внуков.
Книга, являющаяся важным ранним суфийским трудом на персидском языке, включает в себя сборник его замечаний, а также повествование о его жизни, рассказанное с помощью рассказов из различных источников.
Еще при жизни молва о его репутации достигла Испании и всего исламского мира. Он был первым суфийским поэтом, который использовал общепринятые песни о любви для передачи и разъяснения мистицизма, и поэтому он оказал значительное влияние на развитие персидской суфийской поэзии. Там он провел большую часть своей жизни.
Среди других известных поэтов этого века Ходжа Абдулла Ансари и Фаррухи Систани.
11
-й -й векТеперь мы упомянем некоторых великих персидских поэтов 11-го -го -го века.
4. Омар Хайям, поэт (1048–1131)
Иранский Нишапур — место, где родился Омар Хайям. До того, как ему исполнилось 25 лет, он написал ряд работ, в том числе книгу по музыке «Проблемы арифметики» и книгу по алгебре. Он был выдающимся математиком и астрономом.
Помимо математики, Хайям наиболее известен благодаря хорошо известному переводу Эдварда Фицджеральда «Рубайят», сборника примерно из 600 коротких четырехстрочных стихотворений, в 1859 году. Некоторые люди забыли о научных достижениях Хайяма, которые были значительно более значительными, потому что своей известности как поэта. Только примерно 120 форм и стихов Рубаи можно окончательно отнести к Хайяму; другие версии этих форм и стихов можно найти в более ранней персидской литературе.
5.Баба Тахир Орьян
Персидский поэт XI века Баба Тахир родился и вырос в Хамадане. До-бейтис (Два стиха) Бабы Тахира, тип персидского четверостишия, составленного на региональном диалекте того времени, во многом определили его репутацию. Его стихи со временем приобрели популярность среди читателей, и некоторые из них были положены на музыку.
Его поэзия обычно включает в себя созерцательный, философский подтекст, исследующий сущность жизни. Некоторые стихи Бабы Тахера также были написаны на арабском и лури.
Его стихи сегодня также переведены на множество других языков.
Дервиш и мистик Баба Тахир. Баба также был почитаемым титулом для суфиев, которые пользовались большим уважением у своих последователей. Дата рождения Бабы Тахира не известна ни по каким записям. Однако он жил одновременно с Тогролом, победителем сельджуков, как отмечает Раванди в «Рахат ас-Содур».
Есть множество других известных поэтов этого века, но Санаи, Насир Хусрав и Низами являются одними из самых известных.
12
-й векСейчас мы упомянем некоторых великих персидских поэтов 12 го века.
6.хейх Ахмад Джами
Ахмад-е Джам был персидским поэтом, писателем, мистиком и суфием. Шейх Ахмад Джами, также известный как Ахмад-и Джам, родился в Намаге (Кашмар), деревне в иранской провинции Хорасан. Он происходит из сельского хозяйства. Сообщается, что он был большим, мускулистым и крепким ребенком, которого звали Жанде Пил, или «огромный слон».
Его также характеризовали замечательными голубыми глазами и рыжими волосами.
В юности он был известен тем, что жил дико, но после события, которое изменило его жизнь, он начал вести уединенный и суровый образ жизни. Он провел несколько лет в одиночестве в местных высокогорьях, прежде чем поселиться в Джаме, расположенном вдоль нынешней афганской границы. Примерно в возрасте сорока лет он начал собирать последователей и публиковать книги по философии, в том числе «Серадж аль-Саерин», «Конуз аль-Хекма» и «Мефтах аль-Наджат» («Сокровище мудрости») («Светильник паломников»).
Когда он наконец совершил паломничество в Мекку, он был уже стар и скончался вскоре после возвращения домой. Сегодня суфии, искатели и музыканты едут в Джам, чтобы посетить его могилу как место паломничества.
13
й векТеперь мы упомянем некоторых великих персидских поэтов 13 го века.
7. Джалал ад-Дин Мухаммад Руми, поэт (1207–1273)
Джалал ад-Дин Мухаммад Руми был персидским мусульманским философом и ученым, более известным под псевдонимом Руми.
Он жил с 1207 по 1273 год н.э. и наиболее известен своей мистической поэзией, в которой подчеркивается возможность осмысленного и высшего существования через понимание и любовь к Богу.
Поэзия Руми отличается глубоким пониманием человеческого состояния, признающим как боль утраты, так и эйфорический экстаз любви. Его искусство сосредоточено на силе трансцендентной любви, будь то к другому человеку или Богу, и оно передает эту силу через сцены из повседневной жизни, а также образы, символы и истории, взятые из Корана, хадисов, персидской мифологии, традиции. и знания.
8.Шамс Табризи
Духовным наставником известного поэта Руми был персидский суфийский поэт и мистик Шамс ол-Дин или Шамс Тебризи. Хотя Джалалуддин Руми хорошо известен во всем мире, мало кто знаком с Шамсом, который послужил образцом для некоторых из самых поэтических отрывков Руми.
Шамс родился в иранском городе Тебриз. У него был страстный суфийский мистик в качестве его гуру, и он был духовно ориентирован еще в детстве.
У него было много других интеллектов.
Когда он стал взрослым, он путешествовал в поисках духовного друга. Он очень хорошо умел скрывать свои знания и казался коммивояжером, заработавшим состояние на обучении детей и плетении корзин.
Он наконец получил компанию, которую искал всю свою жизнь, когда в конце своей жизни он встретил Руми.
Шамс изменил взгляд Руми на суфизм и открыл ему путь к величию Всемогущего. Их близость стала причиной неприязни сторонников Руми к Шамсу. Diwan-e Shams-e Tabrizi, одно из самых важных произведений Руми, названо в честь его духовного наставника.
Саади — еще один известный поэт, заслуживающий внимания в этом столетии.
14
й ВекТеперь мы упомянем некоторых великих персидских поэтов в 14 й век.
9.Хафез, поэт (родился около 1310–1325 гг.)
Хафез, персидский поэт-лирик, вырос в Ширазе. Его полное имя Ходжа Шамс ол-Дин Мохаммад Хафез-э Ширази. Его жизнь в основном неизвестна, однако возможно, что он выучил наизусть отрывки из Корана после того, как услышал, как их читал его отец.
Он бросил школу, чтобы работать переписчиком и в пекарне после того, как его отец скончался. Хафез был поэтом при дворе Абу Исхака и преподавателем религиозного колледжа.
Его влияние ощущается и сегодня. Он был одним из самых известных персидских поэтов. Он и его творчество по-прежнему имеют большое значение для иранцев как автор бесчисленных газелей, отражающих любовь, духовность и протест, а многие из его стихов считаются пословицами или поговорками. В садах Мусалла в Ширазе находится мавзолей Хафеза.
Убайд Закани — еще один из лучших персидских поэтов этого века.
16
й ВекТеперь мы упомянем некоторых великих персидских поэтов в 16 -й век.
10.Вахши Бафги
Вахши Бафги родился в 1532 году в Бафке, сельской общине в центральном Иране недалеко от Йезда, столицы провинции. В метре романтического эпоса «Ширин и Фархад» персидского поэта Низами «Ширин и Фархад» Вахши представляет собой персидскую сказку и любовный роман из Сасанидского Ирана.
Одно из самых известных произведений поэта было признано, несмотря на то, что введение и только 500 стихотворений рассказа были написаны, когда Вахши скончался.
Этот известный персидский эпос из Вахши включает более 100 рукописей, записанных по всему миру. В 19 веке Весал и Сабер, два ширазских поэта, взяли на себя задание завершить поэзию Вахши.
После кончины Вахши Авхади, его литературный душеприказчик, собрал почти 9000 стихотворений его поэзии. Они включают в себя различные персидские литературные жанры, такие как газель, касида и панегирики покровителям и святым того времени.
17
-й векСейчас мы упомянем некоторых великих персидских поэтов 17 го века.
11.Шейх Бахаи, ученый, архитектор, философ и поэт (1546-1620)
поэт. Он родился в Баальбеке, Османская Сирия (ныне Ливан), но когда он был маленьким ребенком, он и остальные члены его семьи переехали в Сефевидский Иран.
До того, как гипотеза Коперника стала общепринятой, он был одним из первых астрономов в исламском мире, предложивших теорию о том, что Земля может двигаться.
Ему приписывают то, что он был ключевым членом-основателем Исфаханской школы исламской философии. Позднее он был одним из наставников Муллы Садры.
Им написано более 100 трактатов и книг на различные темы на арабском и персидском языках. Ему приписывают множество архитектурных и технических решений, однако ни одно из них не может быть подтверждено источниками. Сюда могли входить проспект Чарбаг в Исфахане и площадь Накш-и-Джахан. Он похоронен в мавзолее Имама Резы в Мешхеде, Иран.
18
й векТеперь мы упомянем некоторых великих персидских поэтов 18 го века.
12.Хатеф Эсфехани, поэт
Хатеф Эсфахани родился в иранской провинции Исфахан (также известной как Исфахан) и, скорее всего, скончался там в 1783 году. Хатеф был авторитетом в написании газелей (од). Газель — стихотворение на определенную тему, имеющее сложную структуру и возвышенное лирическим или восторженным настроением. Его написание стихов о тарджибанде было еще одной областью знаний.
Один из величайших иранских мистиков, Хатеф известен тем, что научил бесчисленное количество людей понимать высшие смыслы жизни и путешествия души. Хатеф писал стихи плавные, недвусмысленные и прямые. В частности, он подражал Саади и Хафезу в том, как сочинял свои оды. Хатеф широко известен в большей части Европы, но особенно в Италии, благодаря своим превосходным одам.
20
й ВекТеперь мы упомянем некоторых великих персидских поэтов в 20 -й век.
13.Нима Юший, поэт
Али Эсфандияри, также известный как Нима Йошидж (1896–1960), был старшим ребенком Эбрахима Нури и родился 12 ноября 1896 года в Юше (деревня недалеко от уезда Нур в Мазандаран, Иран). Он был современным табари (диалект мазандарани) и персидским поэтом, который основал движение шер-э-но («новая поэзия») или часто известное как движение шер-э-Нимеи в персидской поэзии (поэзия нимайцев).
Еще будучи школьником, начал сочинять стихи. Один из его профессоров, Незам Вафа (1883–1819 гг.
60), взял Ниму под свое покровительство и вдохновил его, читая его стихи и помогая ему оттачивать свои творческие способности. Незам Вафа был поэтом-лириком, который специализировался на написании простых любовных стихов в традиционной манере.
Нима уделял больше внимания идее о том, что длина строки должна определяться глубиной мысли, а не стандартной длиной «Бейта» (стиха). Он изъял поэзию из придворных обычаев и представил ее публике. Включив повседневный диалект народа, Нима придал своим композициям цвет и характер.
Он скончался от пневмонии в Шемиране, районе на севере Тегерана, в январе 1960 года, и, согласно его последнему желанию, он был похоронен в городе Юш.
14.Ахмад Шамлоу, поэт
Самый известный современный поэт из Ирана, Ахмад Шамлоу, единодушно считается критиками, художниками и интеллектуалами наравне с другими известными и известными поэтами со всего мира.
Его писательская карьера охватывает последние 60 лет с момента его рождения в 1925.
Шамлов работал переводчиком, драматургом, телеведущим и журналистом. И по крайней мере для трех поколений иранских интеллектуалов он был выдающимся пионером и лидером в каждой из этих областей. Он прекрасный пример того, на что были способны иранские интеллектуалы во второй половине ХХ века.
Поэтическая перспектива Ахмада Шамлоу соответствует как западным модернистским идеям, так и современной интерпретации традиционной персидской поэзии. Он гуманист и социально сознательный философ, который умело сплел воедино общественные идеи, личную любовь и сострадание. Он имеет сильное стремление к справедливости и постоянно живет с оптимизмом.
Шамлоу работал телеведущим, драматургом, переводчиком и журналистом. Из-за серьезных осложнений диабета он перенес множество операций, прежде чем в 1997 году ему ампутировали правую ногу. В результате осложнений, вызванных диабетом, он скончался в воскресенье, 23 июля 2000 г., в 21:00. в своей резиденции в Дехкаде Фардис в Карадже.
15.
Ферейдун Мошири, поэтВ иранской столице Тегеране Ферейдун Мошири родился в сентябре 1926 года. Его отец занимал административные должности, хотя его семья была известна своей поэзией, и он посещал школу в Тегеране и Мешхеде в периоды его жизни. Прежде чем стать поэтом, Ферейдун Мошири работал журналистом, что позволило ему познакомиться с важными деятелями персидского языка и литературы, такими как Аламе Деххода, доктор Моейн и Ибрагим Пурдавуд.
Конечной целью тех, кто изобрел свободный стих и поэзию, было показать, как интерпретировали Мошири. Это указывает на то, что ему было позволено разумно и уместно использовать рифмы, смешивать их со свежим взглядом на людей, предметы и природу вокруг него, а также с чувствительными эмоциями и переживаниями, чтобы придать его поэзии отличительное качество. Мошири — поэт, наиболее известный тем, что объединил Новую поэзию, начатую Нимой Юсидж, и древнюю персидскую поэзию, с одной стороны. По мнению некоторых экспертов, расширение социально-экономического и географического охвата современной персидской литературы является одним из основных вкладов поэзии Мошири.
16.Forough Farrokhzad, Poet
Только очень небольшой процент иранских женщин добился успеха вне дома, не полагаясь на романтическую помолвку с мужчиной или мужское спонсорство. Поэт Форуг Фаррохзад (1935–1967), самая прославленная женщина в истории персидской литературы, является самой известной из них.
В Тегеране Форуг Фаррохзад родился в семье среднего класса с семью другими детьми. Она посещала государственную школу до девятого класса, после чего получила некоторые навыки шитья и рисования, прежде чем выйти замуж в возрасте семнадцати лет. Через год родился ее единственный ребенок — мальчик, имя которого упоминается в «Поэме для тебя». Когда ее брак распался менее чем через два года, Фаррохзад отправила своего ребенка обратно в семью бывшего мужа, чтобы следовать своему призванию поэта и вести независимую жизнь. В таких стихах, как «Обручальное кольцо», «Пленница», «Моей сестре» и «Призыв к оружию», она выражает свои чувства по поводу традиционного брака, бедственного положения женщин в Иране и своего собственного положения в качестве жены и мать, которая больше не могла жить традиционной жизнью.
Ей было тридцать два года, когда она скончалась в автокатастрофе 19 февраля.67.
17. Парвин Этесами, поэт
Парвин Этесами – одно из непревзойденных культурных сокровищ Ирана (17 марта 1907 г. – 4 апреля 1941 г.). В качестве главного редактора журнала Bahar Journal она перевела более 40 томов литературы. Она была первым ученым, переведшим «Отверженных» Виктора Гюго. Учитывая, что родители Парвин были высокообразованными и прогрессивными, ее воспитание было выдающимся.
Они поддерживали Парвин, развивая ее мастерство и изобретательность. Когда ей было 8 лет, она впервые начала писать стихи. К 11 годам она освоила поэтические идиомы прославленных иранских поэтов, включая Санаи, Хайяма, Руми, Хафеза, Саади и Насера Хусрова9.0003
Поэзия и интеллект Парвин Э’тесами не имеют себе равных в истории иранской литературы. Ее поэзия — национальное достояние, и ее нельзя умалять или игнорировать. В антологии Касиды и Газали сохранилось более 5000 стихотворений, представляющих ее бесценные произведения.
Другими современными персидскими поэтами, которые продемонстрировали значительный блеск, являются Рахи Моайери, Сохраб Сепехри и Кейсар Аминпур.
Величайшие персидские поэты всех времен — Богемский бродяга
Персидская литература является важным элементом персидской культуры. Его влияние на исламскую культуру Ближнего Востока огромно. Эти писатели и поэты высоко ценятся не только в Западной Азии, но и во всем мире. Руми определенно принес миру популярность персидской поэзии. Но есть еще много поэтов, столь же почитаемых в Иране на протяжении всей истории и до сегодняшнего дня. В этом посте я представляю 6 величайших персидских поэтов всех времен, которые сформировали историю Ирана. Общие темы, затронутые в поэзии, — это преданность Богу, любовь, скромность (как учит Коран), мудрость, творение, природа, мистицизм и многое другое.
Из-за изменения границ и конфликтов такие поэты, как Руми, эмигрировали и сегодня были похоронены в Конье, Турция. Местные жители и гости Ирана часто посещают могилы этих великих поэтов.
Это не обязательно популярная практика в остальном мире, что свидетельствует об уважении, которое сохраняется к их классической, влиятельной поэзии. Некоторые из этих поэтов сегодня похоронены в Иране, например, в гробнице Хафеза, одном из самых популярных мест в Ширазе (юго-запад Ирана). Многие приносят свои сборники стихов, чтобы читать рядом с могилой, а также омывают могилу розовой водой. Эти могилы рассматриваются скорее как персидские сады, чем как кладбища.
Те, кто говорит на фарси, утверждают, что эти стихи лучше читать и слушать на языке оригинала. Переводы дают представление о таланте, преданности Богу и романтизме этих стихов. Хотя вы можете не понимать фарси, я бы посоветовал вам все же послушать некоторые из них, так как вы сможете услышать естественные рифмы, почувствовать их суть и душу, даже не понимая слов по-настоящему. Это применимо к арабскому и турецкому языкам, поскольку такие поэты, как Руми, также взаимозаменяемо использовали их в своих произведениях.
Ferdowsi (940 – 1020) Ferdowsi
(Persian: ابوالقاسم فردوسی طوسی)
Abu ‘I-Qasim Firdowsi Tusi, more popularly known as Ferdowsi was a Persian poet in the Paj village in the город Тус в исторической области Хорасан на северо-востоке Ирана во времена империи Саманидов. Фирдоуси происходил из класса дехканов , класса иранских аристократов в эпоху Сасанидов. Он наиболее известен своей работой « Шахнаме» 9.0278 или Книга царей , самая длинная в мире написанная эпическая поэма, завершенная в 1010 году. Она также признана национальным эпосом Великого Ирана.
Год его смерти предположительно между 1020 и 1026 годами. Мавзолей был построен в честь Фирдоуси по приказу правителя Газневидов в Хорасане. Могила Фирдоуси расположена в Тоус , Мешхед , самом священном городе на северо-востоке Ирана ( в районе Хорасан ), и стала одной из национальных святынь Ирана.
Where to visit: Tomb of Ferdowsi in Tous, Mashad, Northeast Iran
Read: Shahnameh: The Epic of the Persian Kings
Omar Khayyam (1048-1131)
Omar Khayyam( Персидский: عمر خیّام)
Омар Хайям был математиком, астрономом и поэтом, чьи стихи были короткими и лаконичными, сосредоточенными на жизни, вине и радости.
Он родился в Нишапуре, на северо-востоке Ирана, и провел большую часть своей жизни при дворах караханидских и сельджукских правителей. Это был период Первого крестового похода. Как математик он наиболее известен своей работой по классификации кубических уравнений, а также внес свой вклад в понимание аксиомы параллельных вычислений. Как астроном, он разработал календарь Джалали, солнечный календарь с точным 33-летним интеркаляционным циклом.
Поэзия Хайяма написана в форме четверостиший. Его самая известная книга — Рубаи Омара Хайяма, переведенная Эдвардом Фитцджеральдом. Тоже философ, он считал себя учеником Авиценны. Сообщалось, что незадолго до своей смерти он читал Книгу исцеления. Хайямом были найдены шесть философских работ на темы бытия и его отношения к универсалиям, противоречиям мира и универсальным принципам существования.
Where to Visit: Mausoleum of Omar Khayyám in Nishapur, Iran
Read: Rubaiyat of Omar Khayyam
Nizami Ganjavi (1141 – 1209)
(Persian: نظامی گنجوی)
Born 1 января 1141 г.
, в г. Гянджан г. ( г., ныне Азербайджан г.) во времена империи Сельджуков Джамал ад-Дин Абу Мухаммад Ильяс ибн-Юсуф ибн-Закки, также известный как Низами Гянджеви, был персидским поэтом, известным как один из величайших романтиков. поэты персидской литературы.
Он был сведущ как в персидской, так и в арабской литературе и обладал интеллектом в математике, астрономии, философии и этике. Он наиболее известен своими одами и лирическими стихами, наиболее популярными из которых являются Пандж Гандж или Пять сокровищ . Несмотря на то, что он родился в Азербайджане, он писал свои стихи на персидском языке. Произведение Гянджеви было признано одним из самых значительных романтических произведений персидской литературы.
Где посетить: Мавзолей Низами Гянджеви в Гяндже, Азербайджан
Read: The Story of Layla and Majnun
Rumi (1207 – 1273)
Rumi(Persian: جلالالدین محمد رومی)
Jalan ad-Din Muhammad Balkhi, more popularly known as “ Руми» на западе — персидский поэт 13 века.
Руми родился 30 сентября 1207 года в ( современный день ) Афганистане, первоначально Великий Хорасан (северо-восток Ирана). Имя Руми переводится как «Слава веры». Его отец, Бахадудин Валад, также известный как «Султан ученых», был богословом, мистиком и юристом. Семья Руми переехала в Конью, нынешнюю западную Турцию, когда монгольское нашествие достигло Средней Азии в 1215 г.
В 1244 году Руми встретил странствующего дервиша по имени Шамсуддин из Тебриза. Считается, что это поворотный момент в жизни Руми, который вдохновил большинство его известных работ. У них сложились очень близкие отношения до исчезновения Шамсуддина Тебриза в 1248 году. Многие подозревают, что он был убит собственными учениками Руми из-за ревности к близости этих двоих. После исчезновения своего близкого друга Руми написал в общей сложности около 400 000 текстов, включая хвалебные речи, песни и танцы. Этот сборник текстов позже будет известен как Диван-э Шамс-э Табризи или Работы Шамса Тебриза , один из самых известных шедевров Руми.
Знаменитый газелями Руми
Поэзия Руми часто делится на различные категории: четверостишия ( rubayāt ) и оды ( газель ) Диван , шесть книг Маснави 88 . Прозаические произведения делятся на «Беседы», «Письма» и «Семь проповедей». Еще одна из его известных работ — Mathnawi , Шеститомная дидактическая поэзия, насчитывающая около 50 000 стихов о суфизме. Он также широко известен как Персидский Коран . Удивительно, как Руми использовал вино в качестве метафоры для одного из своих стихотворений в Mathnawi , несмотря на то, что он был трезвенником, поскольку он, как известно, придерживался шариата или исламского закона как суфий.
Руми умер 17 декабря 1273 года в возрасте 66 лет из-за болезни в Конье. Похоронен рядом с отцом в 9 г.0285 Конья, Турция . Могила Руми стала одной из самых популярных туристических достопримечательностей Турции. Тысячи людей продолжают посещать его могилу, чтобы засвидетельствовать его наследие и отдать дань уважения одному из величайших поэтов всех времен.
После его смерти его последователи и его сын Султан Валад основали Орден Мевлеви. Он также известен как Орден кружащихся дервишей , известный суфийским танцем, известным как церемония Сама.
Где посетить: Музей Мевланы и Масолуум в Кони, Турция
Читать: Основная руми
(Persisian: خواج едлее). Мухаммад Хафез-е Ширази, также известный как Хафез и Хафиз, был персидским поэтом, родившимся и выросшим в Ширазе в провинции Фарс в Иране в 1315 году. После заучивания Корана в раннем возрасте ему дали титул « Хафез ». “. Помимо современных биографий, написанных о нем, мало что известно о его прежней жизни. Мы знаем, что он прожил в Ширазе всю свою жизнь и не путешествовал так далеко, как любил свой родной город.
Хафиз известен своими газелями , древней формой поэзии о любви. Его работы собраны в сборник под названием Divan-e Hafez или Divan of Hafez, содержащий любовные сонеты, социальную критику и оды.
Он был любителем вина и радости, обсуждая религиозное лицемерие. Хафез умер в 1390 году и похоронен в том месте, которое сейчас известно как гробница Хафеза в Ширазе, Иран. Его стихи выгравированы на предметах, найденных в саду вокруг его могилы.
Сегодня его произведения можно найти в домах как у Ширази, так и у иранцев, и они служат источником вдохновения для композиторов. Его работами также восхищались выдающиеся деятели, такие как Ницше и Ральф Уолдо Эмерсон.
Где посетить: Гробница Хафез в Ширазе, Иран
Читать: Подарок: Стихи Хафеа
Саади Ширази, более известный как «Саади», родился в Ширазе в провинции Фарс в Иране в 1210 году. Он был персидским поэтом, прославившимся глубиной своих моральных и социальных мыслей .
Он уехал в Багдад, чтобы продолжить образование в университете Низамия. Саади вернулся в Шираз в 1257 году после бегства из разрушенных войной городов, пребывания в лагерях беженцев и поиска безопасных мест, чтобы спрятаться вместе с другими выжившими во время войны во время монгольского нашествия.
Одной из самых известных работ Саади являются Бустан завершено в 1257 году и Гулистан завершено в 1258 году. Бустан или Сад содержит его сочинения о своем жизненном опыте и суждениях. Розовый сад высоко ценится как источник мудрости. Оба сборника рассказов и стихов. Считается, что смерть Саади произошла между 1291 и 1294 годами.
Где посетить: Могила Саади находится сегодня в Ширазе с надписями стихов Саади на стенах.
Прочитано: Бустан: на фарси с английским переводом
Суфизм, ислам и вино
После прочтения некоторых из этих классических персидских стихов в моей голове погас свет.
Несколько бессознательно я заметил, как мило мои иранские друзья часто говорили в повседневном разговоре. Не только мужчины в их милых разговорах, но и женщины в своих комплиментах. Могло ли быть так, что влияние этой прекрасной поэзии, преподаваемой в школах и разделяемой в семейных комнатах, было корнем их сладких чувств? У большинства персидских домохозяйств есть эти тексты дома. И иранские семьи обычно делятся стихами во время равноденствия 90 285 Навруз ( Персидский Новый год r) и в ночь Ялда ( самая длинная ночь года).
Руми был назван самым популярным и самым продаваемым поэтом в Соединенных Штатах. Правда, лишь некоторые американцы слабо знакомы с « Суфизм ». Интересно, многие ли из них знают, что суфизм — это секта в Ислам , цитируя Руми. Изучая эту литературу, вы по-новому смотрите на Ислам. Религия, которую многие на Западе боятся из-за политических факторов, возникла особенно в прошлом веке.
Изучая этих персидских поэтов, можно также задаться вопросом, действительно ли ислам способствует творчеству, воображению и искусству . И допустимо ли употребление алкоголя? Некоторые из этих поэтов были вдохновлены и любителями вина.
Многие из этих поэтов посвятили свою литературу Богу (

