Лермонтов мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений: Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова. Уроки литературы в 10 классе
Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Литература-10
|
Как в лирике Лермонтова отражён конфликт мечты и действительности? :: ЕГЭ по литературе
Во многих стихотворениях М.Ю. Лермонтова отражен конфликт мечты и реальности. Данный конфликт наблюдается в стихотворениях «Парус», «Листок», «На севере диком стоит одиноко», «Желанье» и «Из-под таинственной, холодной полумаски».
В стихотворении «Парус» говорится об оставившем «край родной» «парусе одиноком», который «просит бури», поскольку он имеет «мятежный» характер. М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что идеал существования для «мятежного» паруса заключен в приключениях. Однако в реальной действительности парус встречается с отсутствием бури; находясь в «море голубом», он видит следующее: «Под ним струя светлей лазури, // Над ним луч солнца золотой». Мечтая о бурях, парус не может их найти.
В стихотворении «Листок» продемонстрировано, как дубовый листок, который «оторвался от ветки родимой // и в степь укатился, жестокою бурей гонимый», просит молодую чинару, стоящую у Черного моря, принять его «меж листьев». Дубовый листок мечтает избавиться от одиночества, стать кому-то нужным. Однако он сталкивается с жестокостью реальной действительности: задавая листку вопрос «На что мне тебя?», молодая чинара отказывает в просьбе дубовому листку. В данном стихотворении метафорично говорится о человеке, который вынуждено был лишен Родины. Лирический герой, находящийся в разлуке с ней, мечтает о том, чтобы вернуться на Родину, однако реальная действительность не позволяет ему это сделать.
Первая строка стихотворения «На севере диком стоит одиноко» характеризует сосну, которая тяготится своим одиночеством. Ей снится пальма, которая растет «одна и грустна на утесе горючем». Сосна хочет встретиться с «прекрасной пальмой», хочет избавиться от одиночества, однако исполнить мечту сосне не суждено, а образ «прекрасной пальмы» появляется лишь в ее сне.
В стихотворении «Желанье» показана мечта лирического героя стать птицей, которая имеет возможность свободно передвигаться. Но уже первая строфа демонстрирует невозможность осуществления данной мечты: «Зачем я не птица, не ворон степной, // Пролетевший сейчас надо мной? // Зачем не могу в небесах я парить // И одну лишь свободу любить?». Лирический герой с горечью и сожалением говорит о том, что «тщетны мечты, бесполезны мольбы». Не являясь свободной птицей, он не может вернуться на Родину, которую с лирическим героем разделяют «волны морей». Последняя строка стихотворения подчеркивает трагичный характер конфликта мечты и реальности: «О! зачем я не ворон степной?».
«Из-под таинственной, холодной полумаски» – стихотворение, в котором показано, как лирический герой вспоминает, как когда-то звучал «отрадный голос» красавицы. Он признается: «И создал я тогда в моем воображенье // По легким признакам красавицу мою; // И с той поры бесплотное виденье // Ношу в душе моей, ласкаю и люблю». М. Ю. Лермонтов демонстрирует, что мечта лирического героя заключалась во встрече с тем образом красавицы, который возник у него в голове. Однако мечта так и остается мечтой, поскольку лирический герой еще не встретил красавицу. Ему лишь «кто-то шепчет» о том, что они «вновь увидятся, как старые друзья», однако на самом деле этого не происходит.
Таким образом, во многих стихотворениях М.Ю. Лермонтова показаны мечты героев, которые не могут воплотиться в реальной действительности.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Преподавательские работы, вакансии воспитателей, школьные вакансии
Преподавательские работы, педагогические вакансии, школьные вакансии | ШколаВесна Выберите местоположение. .. Любое местоположениеТолько СШАМеждународныйОнлайнАлабамаАляскаАризонаАрканзасКалифорнияКолорадоКоннектикутДелавэрРасст. КолумбияФлоридаГрузияГавайиАйдахоИллинойсИндианаАйоваКанзасКентуккиЛуизианаМэнМэрилендМассачусетсМичиганМиннесотаМиссисипиМиссуриМонтанаНебраскаНевадаНью-ГэмпширНью-ДжерсиНью-МексикоНью-ЙоркСеверная КаролинаСеверная ДакотаОгайоОклахомаОрегонПенсильванияРод-АйлендЮжная КаролинаЮжная ДакотаTenne sseeТехасЮтаВермонтВирджинияВашингтонЗападная ВирджинияВисконсинВайомингВыберите категорию…Классный учительАдминистраторЛегкая атлетикаПрофессиональное образованиеУчебная поддержкаСпециальное образованиеУслуги для студентовЗаместительВспомогательный персоналПозиции на уровне штатаОнлайнДругое/СезонныеВыберите класс…Любой уровень класса …Любой тип работыПолная — или неполный рабочий деньПолный рабочий деньНеполный рабочий деньЛетоПосле школы/Вечернее- Расширенный поиск
- Мой сохраненный поиск
Идентификатор задания
Соискатели
Продвиньте свою карьеру в области образования. Это бесплатно.
Если вы только начинаете или уже имеете опыт&запятая; SchoolSpring — лучшее место для управления вашей образовательной карьерой. Получите доступ к тысячам вакансий по всей стране со всего Интернета в одном , Удобная поисковая система. И это только начало. С SchoolSpring&запятая; доступ&двоеточие;
- Карьера Инструменты управления документами.
- Централизованная агрегация поиска работы.
- Оповещения по электронной почте.
- Комплексные приложения.
- Найти работу Бесплатная регистрация
Мы обновили нашу Политику конфиденциальности, вступившую в силу 27 января 2020 г.
Щелкните здесь для получения дополнительной информации.
Работодатели
Увеличьте охват и расширьте круг кандидатов.
Найдите учителей, администраторов, вспомогательный персонал и любую промежуточную роль в сфере образования с помощью более чем 2 миллионов соискателей работы в сфере образования по всей стране. Привлекайте больше соискателей даже на труднодоступные вакансии, экономя при этом деньги, потраченные на ярмарки вакансий и рекламу.
- Поиск кандидатов из нашего национального резерва.
- Распространяйте информацию о своих вакансиях на сайтах Indeed, Monster, Teach.org, через Twitter и т. д.
- Автоматические оповещения по электронной почте, рассылаемые заинтересованным соискателям.
- Прямая интеграция с TalentEd Recruit & Hire и другими системами отслеживания кандидатов.
- Разместить вакансию Узнать больше
Ищущие работу
- Найти работу
- Мой профайл
Работодатели
- Разместить вакансию
- Запросы на продажу
О нас
- Контакт
- Карта сайта
- политика конфиденциальности
- Условия эксплуатации
Соединять
Тема родины в творчестве Лермонтова М.
Ю. Стихи Лермонтова о родинеМихаил Юрьевич Лермонтов, безусловно, один из величайших русских поэтов, чье имя принесло мировую литературу в литературу нашей страны. По своей значимости он ставится в один ряд с такими великими гениями, как А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.
Основные периоды творчества поэта: романтический (1828-1832), переходный (1833-1836) и зрелый (1837-1841). Тема Родины в творчестве Лермонтова проходит через все его творчество.
С середины 1830-х годов поэт начинает по-своему осваивать особое романтическое понимание исторического и социального процесса, формировавшееся в это время в европейской философской эстетике и историографии (А. В. Шлегель, Г. Ф. Гегель, Г. Г. Гервинус, И. Гердер и др.), а также в литературе России и Европы (Ф. Шиллер, И. Гёте, А. Бестужев, В. Скотт, Н. Полевой, К. Рылеев, ранний Гоголь и др.).
Связь времен и поколений
Как И.В. Гёте, художник должен чувствовать этот процесс как слияние прошлого и настоящего. По мнению Г.Г. Гервинус, творческая личность как участник должна стать бойцом «в армии судьбы». Судьба понимается как реализация вечных связей между будущим и прошлым в событиях настоящего.
Осознав себя в такой роли, Лермонтов встает на защиту человеческой личности. Чувствуя связь поколений и времен, Михаил Юрьевич в то же время переживает драматический перелом. Холодная действительность противопоставляется в сознании поэта героическому прошлому русского народа. Она препятствует подвигу, общественно значимому поступку, истинной любви, которые объединяют людей в высокоразвитое общество, выводят их на новый этап нравственного и духовного самоосуществления и развития.
Личность-история-вечность
Противопоставляя прошлое настоящему, Лермонтов раскрывает во многих произведениях, по В.Ф. Егорова хочет исключить из формулы «личность-история-вечность» средний компонент. Протестуя против истории, Михаил Юрьевич видит свою задачу в обвинении современного поколения в бездействии и апатии (поэма «Дума») и напоминании о славном героическом прошлом народа («Бородино»).
Мережковский Д.С. развенчивает миф Соловьева о якобы «демонизме» Лермонтова. Он пишет, что иногда, читая современную литературу, невольно возникает мысль, что она исчерпала русскую действительность. Связь последних пятидесяти лет в области литературы и действительности, пишет автор, разрушена. Это нашло отражение в творчестве Лермонтова.
«Песня о царе Иване Васильевиче»
«Песнь о царе Иване Васильевиче…» входит в единый эпический текст, созданный автором как некий сон, сон о легендарном славном прошлом, когда русские были «люди в действительности», способные на жертвенный, подвиг и подвиг во имя высокой цели, «вечного закона» бытия, побуждающего человека к таким подвигам. Они длятся недолго, но в памяти людей остаются навсегда, соединяя «миг» с «вечностью». Тема Родины в творчестве Лермонтова часто раскрывается в таких актах, которые, по мысли Михаила Юрьевича, являются позднейшими мифологическими легендами, являющимися для художника и писателя, как А.С. Пушкина, «счастливее» исторических воспоминаний.
Лирика нового типа
Лермонтов создал поэзию с новым типом лирики, соединяющей в непосредственном взаимодействии традицию, исторический и личный опыт, современную философскую мысль. В нем также синтезировались жажда земного счастья и интеллектуальная рефлексия, обобщение и личные страсти и переживания, священное, метафизическое слово и обыденная речь.
Лермонтов опирался на все существенные философские концепции о личности и человеке (Кант, Г.В. Гегель, Ф. Шеллинг, И.Г. Фихте и др.), но не отдавал предпочтения ни одному из них. Его поэтическая мысль превратилась в инструмент самопознания и познания окружающего мира, преодолевая ограниченность рационализма и субъективизма философской мысли, присущие современному романтизму, устраняя дисгармонию современной действительности, устремляясь к поиску подлинных духовных ценностей.
М.Ю. Лермонтов, обнажая трагическое положение современной России и мыслящей личности в нашем государстве, постоянно искал различные возможности возвращения человека к национальному целому, к народу, к коллективу, к Богу. В результате этого поэт, усвоив и обобщив достижения русской и мировой поэтической мысли, открыл перспективы развития нового направления — символистской поэзии рубежа XIX-XX веков, а также поэзии будущего вообще.
Тема Родины в поэзии Лермонтова раскрылась в сложный переходный период. С силой и выразительностью Лермонтов воплотил мир переживаний и представлений духовно развитой личности современной ему переходной эпохи. Сформировавшись как поэт в пограничный период разрастания феодально-крепостнического строя и неуверенности в завтрашнем дне, он мощно выразил это промежуточное состояние души, разорвав сковывающие его оковы старых понятий, но не найдя новые основы.
М.Ю. Лермонтов. Родина: тема и идея
Тема Родины в творчестве Лермонтова, взаимоотношения личности и государства заставили Михаила Юрьевича обратиться к постановке острых этических и социально-философских проблем. В то же время оно было неполным, так как человек в концепции поэта был не совокупностью отношений в обществе, а индивидуумом, рассматриваемым с точки зрения общечеловеческой природы.
«Мысль»
Личность проявляется у Лермонтова в противостоянии всему миру, действенном, но часто опасном отрицании всего, что сковывало свободу высоких устремлений. В то же время поэт обращался к своим современникам. В стихотворении «Дума», написанном в 1838 году, грустная мысль о поколении, обреченном пройти по жизни, не оставив следа в истории, заменяет его юношескую мечту о романтическом подвиге.
Лермонтов считал себя обязанным сказать современникам правду о плачевном положении, в котором находились их совесть и дух. По словам Михаила Юрьевича, это было безропотное, безвольное, трусливое поколение, жившее без малейшей надежды на будущее. Таков был подвиг поэта, может быть, более трудный, чем готовность во имя своей страны и ее свободы умереть на эшафоте. Поскольку не только враги Лермонтова, но даже те, кому он сообщал эту скорбную правду, обвиняли Михаила Юрьевича в клевете на современное ему общество. И только ВГ. Белинский с его феноменальной проницательностью сумел увидеть лермонтовскую веру в честь и достоинство человеческой жизни в «холодном и незлобном» отношении к жизни.
Подвиг за Родину
Михаил Юрьевич не хотел и не мог скрывать своих мыслей. Все стихи, драмы, поэмы и трагедии, созданные его пером за тринадцать лет напряженной творческой работы, поистине являются подвигом во имя Родины и свободы. Тема Родины в творчестве Лермонтова отражена не только в прославлении русской победы в поэме «Бородино», в известных строках «Я люблю отечество свое…», но и во многих произведениях, не явно относятся к свободе или Родине, но о назначении поэта, судьбе поколения, бессмысленном кровопролитии, одиноком узнике, пустоте жизни, изгнании. Вспоминая современное поколение о героическом прошлом народа («Песня о царе Иване Васильевиче», «Бородино»), он выражал веру в творческий, героический потенциал человека, способного преодолеть трагедию будущего, истории и настоящего положения. . Любовь к Родине у Лермонтова была активной, деятельной.
Герой Лермонтова в поэме «От Андрея Шенье» размышляет о необходимости общественного действия, в произведениях «10 июля 1830 года» и «30 июля (Париж) 1830 года» стремится участвовать в революционных боях и приветствует их участников , в поэме «Предсказание» его привлекают картины восстания.
Родина в ранней лирике
В героях ранней поэзии — Байроне и Наполеоне — Михаил Юрьевич воспевает и общественное дело. Однако его взгляды на революционные потрясения, как и у героя волевого действия Наполеона, противоречивы. Лермонтов пишет, что наступит роковой год, когда монархия будет свергнута, народ разлюбит царя и «пищей многих будет смерть и кровь». Описываемая картина — результат восстания в государстве — мрачна и не похожа на то счастливое время, которое искал герой. Это апофеоз хаоса, разрушения, нечеловеческих страданий.
«Предсказание»
В стихотворении «Предсказание», написанном 16-летним поэтом в 1830 году, Лермонтов пророчествует о неотвратимой катастрофе и печальных последствиях таких событий. Он изображает страшную фигуру палача в черном плаще. Это метафора образа непроглядной тьмы, видимой уже сейчас из-за туч и дыма века.
Уже в ранних своих стихах Лермонтов выражает неверие в людей и жизнь, отчаяние. Позже, преодолевая влечение музы Байрона, он пытается найти опору своим идеалам в самой реальности. Тема Родины у Лермонтова начинает звучать иначе. Он описывает любовь к родному краю (вспомним, например, анализ стихотворения «Родина» Лермонтова), чувство слияния с природой, переходящее в переживание гармонии со всем мирозданием («Когда желтое поле» волновался).
«Бородино»
Тема Родины в творчестве Лермонтова раскрывается в знаменитой поэме «Бородино». Это произведение было опубликовано в «Современнике» в 1837 году. История создания поэмы берет свое начало с ранней романтической поэмы «Бородинское поле». Лермонтов во многом изменил оригинальное произведение. Место неизвестного говорящего, свободолюбивого, однако, в своей свободе абстракции, занял «дядюшка» — вполне прозаический рассказчик, как показывает анализ стиха. Родина Лермонтова выглядит более реалистично, потому что из текста убраны некоторые пафосные стандартные детали, не соответствующие реальности событий. Например, непогоду, романтическую бурю, якобы случившуюся накануне боя, сменила ясная осенняя ночь, что соответствовало действительности. Это было не просто выяснением факта, такое прослеживание действительности свидетельствовало о зрелости творческого дара Лермонтова. Поэтому «Бородино» становится одним из самых реалистичных шедевров Михаила Юрьевича «Завещание», «Родина» и «Валерик».
Смена жанра
Стихи Лермонтова на тему «Родина» коренным образом меняют свой жанр. Дидактика спора ранних «Бородинских полей» уступила место естественной, иронической дидактике нарочито простого и ясного повествования. Произведение «Бородино» — это роман. Скорее это дидактический роман, в котором батальные сцены обращены в своей полемике к косному, вялому, апатичному, по мнению поэта, настоящему. Белинский интерпретировал Бородино как двухчастное произведение, в котором на первом плане повествование о старом воине, реалистическое изображение батальных сцен, его панорамы, а на втором — горечь упрека, противопоставление прошлого и прошлого. присутствующих, осуждение которых еще сильнее выразилось в поэме «Дума».
Тема Родины в творчестве Лермонтова неразрывно связана с понятием народа и народа. Белинский отмечал, что Лермонтов проникся духом народа, слился с ним. Отметим еще раз, что делал поэт в период безвременья. В эти годы особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии государства и его будущем. В Михаиле Юрьевиче патриотическое чувство зародилось очень рано и впоследствии стало самым главным. Будучи пятнадцатилетним мальчиком, М.Ю. Лермонтов, тему Родины, которая проходит через все его творчество, писал: «Я люблю свою Родину и более многих» (стихотворение «Я видел тень блаженства…»).
Новый лирический герой
После 1837 года лирический герой заметно меняется: он начинает ощущать равенство с другими людьми, отходит от демонизма. Определяя себя жертвой времени, он признает себя его представителем. Появляется интерес к жизни и другим людям, даже духовный, внутреннее единение с ними, иногда переходящее в перевоплощение в солдата или заключенного («Сосед», «Сосед», «Пленник», «Плененный рыцарь»). При таком подходе перед героем открываются новые возможности.