Лермонтов мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений: Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова. Уроки литературы в 10 классе

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Литература-10

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

 

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

14 ЧАСОВ

10 класс[1]


Творчество М. Ю. Лермонтова


УРОК 34
«Пора уснуть последним сном, / Довольно в мире пожил я; / Обманут жизнью был во всем / И ненавидя и любя»[2]

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова.
Анализ стихотворений «Валерик», «Завещание»,
«Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»).

Тема жизни и смерти — вечная во всей литературе — является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Некоторые из них, например «И скучно и грустно», «Любовь мертвеца», «Эпитафия» («Простосердечный сын свободы.

..»), «1830. Мая. 16 числа» («Боюсь не смерти я. О нет!..»), «Могила бойца», «Смерть» могут прозвучать в начале урока, создавая настроение размышления.

Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы «Героя нашего времени», будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.

В информации, предваряющей чтение и анализ стихотворения «Валерик» («Я к вам пишу: случайно! право…»), необходимо сообщить, что стихотворение написано на основе наблюдений Лермонтова над боевыми делами отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню. Речка Валерик существует на самом деле и впадает в реку Сунжу, правобережный приток Терека. «С 6 по 14 июля 1840 года Лермонтов участвовал в боях и, по преданию, вел журнал военных действий отряда генерала Галафеева. Совпадение текста „Журнала военных действий“ и лермонтовского стихотворения дает представление о том, как точно воспроизвел он действительную обстановку похода и, в то же время, в каком направлении шло поэтическое освоение материала его наблюдений.

Из сопоставления текста стихотворения с соответствующими страницами „Журнала военных действий“ видно, что совпадает в них не только фактическая основа, но и самый стиль, целые предложения „Журнала“ и строки стихотворения. Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели Лермонтова»[3].

Вопросы и задания
к стихотворению «Валерик»

1. К какому жанру можно отнести это стихотворение: любовное послание, поэтический рассказ, письмо?

2. Какова композиция стихотворения? Какие жанровые особенности характерны для основных частей текста?

3. Охарактеризуйте ключевые образы стихотворения, традиционные для любовного послания: Он и Она. В чем они противопоставлены?

4. Что нового вносит Лермонтов в отношение к жизни и к слову?

5. Какой в стихотворении изображена война? Что придает описаниям лирического «я» особую достоверность?

6. Какой смысл привносят в текст описания картин природы?

7. Докажите, что язык стихотворения тяготеет к разговорному стилю, «прозаической» речи. Подтвердите свои мысли примерами. Какой смысл эти особенности стиля придают тексту?

8. Проанализируйте особенности рифмовки текста. Какой смысл создается нерегулярностью рифм?

9. Докажите, что любовное послание и батальный рассказ наполнены философским содержанием. Какой смысл выявляет ирония его финала?

10. Индивидуальное задание.
Сопоставьте стихотворение Лермонтова «Валерик» со стихотворением «Бородино» и с рассказом Л. Толстого «Набег».

Вопросы и задания
к стихотворению «Завещание»

1. В чем драматизм рассказа смертельно раненного офицера? Как передается его душевное волнение?

2. Какую роль играет в стихотворении прием умолчания, графически переданный многоточиями?

3. Какой смысл стихотворению придают слова и выражения, характерные для разговорной речи?

4. Докажите, что по ходу текста растет его эмоциональное напряжение.

5. В чем отличие лирического «я» стихотворения «Завещание» от героя ранней лирики Лермонтова?

6. Индивидуальное задание.
Сопоставьте стихотворение «Завещание» 1840 г. с ранним стихотворением — переводом из Гёте — с тем же названием («Есть место: близ тропы глухой…»). Проследите, как изменился облик лирического «я» в ранней и зрелой лирике.

Вопросы и задания
к стихотворению «Сон»

1. В чем особенности композиции этого стихотворения?

2. Докажите, что лирический субъект и его подруга одиноки и разлучены. Какие преграды лежат между ними?

3. Какой смысл выявляется в том, что умирающему воину снится сон о нем самом, который «в родимой стороне» видит его подруга?

4. В чем трагичность общения их душ?

5. В каком окружении находится каждый герой стихотворения? Каково их отношение к окружающему миру? Как в этом проявляется противоречивость и несправедливость устройства мира?

6. Индивидуальное задание.
Сопоставьте стихотворение «Сон» (1841) со стихотворением 1830—1831 гг. с тем же названием («Я видел сон: прохладный гаснул день…»). В чем разница в содержании и стилистике этих стихотворений?

Итог урока.

В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Поиск лирическим «я» гармонии с миром оказывается тщетным: нельзя убежать от самого себя, нет душевного равновесия ни в окружении природы, ни «в шумном граде», ни в бою. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает, драматическое мироощущение усиливается.

В поздней лирике появляется все больше символических стихотворений, наполненных философскими обобщениями. Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту, а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает «чужое» сознание, мысли и чувства иных людей.

Однако и их мироощущение полно страдания, что позволяет думать о том, что трагичность жизни — это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах. Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти, неверие в человеческую память. Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому становится возможным и общение человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело. Без ответа остается вечный вопрос бытия. Где найти спасение души? Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире или навсегда покинуть его?



УРОК 35
«Что же мне так больно и так трудно…»[4]

Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного).
Трагическая судьба человека и поэта в бездуховном мире.
«Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта.
Мечта о гармоничном и прекрасном мире человеческих отношений.
«Выхожу один я на дорогу…».

В конце жизни ощущение трагического одиночества и разлада с миром, как социальным, так и вселенским, становится одним из главных мотивов лирики Лермонтова.

Основной пафос стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…» заключен в драматическом противоречии мира поэта и окружающей его бездушной действительности.

Вопросы и задания к стихотворению
«Как часто, пестрою толпою окружен…»

1. Какие два мира владеют чувствами лирического «я»?

2. Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор?
(Внешний мир подобен маскараду: все в нем лживо, неестественно. Этот мир наполнен неприятными для лирического «я» резкими звуками, а его зрительные очертания неясны, туманны; он видится «как будто бы сквозь сон». Мир-маскарад лишен красок, он черно-белый.)

3. Как характеризует реальный мир глагольная лексика?

(Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада. Их лексическое значение (мелькают, касаются) создает ощущение чего-то незначительного, случайного. Сравните: «И ненавидим мы, и любим мы случайно» в «Думе».)

4. 1-я и 2-я строфы, изображающие реальный мир, — это одно предложение, одна предельно распространенная синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется?
(Это говорит о нерасчлененности, монолитности уродливого и дисгармоничного внешнего мира, он замкнут, из него невозможно вырваться.)

5. Как меняется пространство текста во 2-й строфе? Какой смысл при этом выявляется?
(Мир как бы неуклонно сужается; руки «красавиц городских» касаются рук лирического «я», и именно это становится последней каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, и лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты.)

6. Каким предстает внутренний мир лирического «я», мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы и картины? Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального?
(Мир воображаемый виден отчетливо, ясно. Лирический субъект ощущает его детали, подробности: 3—4-я строфы. Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный; он полон красок, звуков, запахов.)

7. Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты?
(Мир как бы приближается к зрителю, становятся видны его детали. Это мир ярких картин, но он не целостный, не единый, так как это мир сна; он как бы распадается на фрагменты, кадры прошлого, «старины», «старинной мечты».)

8. Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы?
(Мир мечты, свободы предстает в образе прекрасной женщины и венчается любовью; даже само слово «люблю» повторяется дважды.)

9. Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты?
(Это «царство дивное», в нем хорошо быть одному, там ничто не беспокоит, потому что мир мечты лишен «тягостных сомнений и страстей».)

10. Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней появляется образ толпы? В чем конфликт лирического «я» и толпы? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы?
(В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта — робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она «нéзваная гостья». В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего «смутить веселость» бездушной толпы «железным стихом». Именно стихом, т. е. одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только порыв. Категоричность нравственного решения подчеркивается глаголами в форме инфинитива.)

Приступая к анализу стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»,
вершине философской лирики Лермонтова, можно предложить учащимся самим подумать о вопросах, которые станут главными при толковании этого текста.

В случае затруднения можно предложить вопросы, составленные учителем.

Вопросы и задания к стихотворению
«Выхожу один я на дорогу…»

1. Как соотнесены в стихотворении мир природы и внутренний мир лирического субъекта?

2. Каковы ключевые слова 1-го катрена? Какое настроение подчеркнуто словами «один», «кремнистый путь», «пустыня»? Какой смысл в том, что почти рядом стоят слова «дорога» и «путь»? Каков философский смысл этих предметных реалий?

3. В каких отношениях находятся мир внешний и внутренний мир лирического «я» во 2-й строфе?

4. Какое настроение передается восклицательными интонациями 3-й строфы?

5. Какие элементы художественной формы 1—3-й строф указывают на раздробленность, расчлененность, дисгармонию мира внешнего и мира внутреннего? Какова здесь роль поэтического синтаксиса?

6. Какой воображаемый мир создает лирический субъект в 4—5-й строфах? Каковы черты этого придуманного, идеального мира? Почему поэт уже не просит Бога о смерти (ср. со стихотворением «Благодарность»), а высшей ценностью называет любовь?

7. Какие образы-символы встретились вам в стихотворении? Попытайтесь объяснить их смысл.

8. Индивидуальное задание.
Сопоставьте стихотворения Лермонтова 1841 г. «Выхожу один я на дорогу…» и «Любовь мертвеца». В чем разница в отношении лирического «я» к Богу в этих стихотворениях?

Итог урока.

В обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти духовность, такое общество не способно к душевным порывам, оно никогда не оставит после себя нерукотворных памятников и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение. Человеческое существование только тогда имеет смысл, когда оно измеряется вечными ценностями. Это природа, любовь, Родина, жизнь, не раздираемая страстями. Устремленность к вечной жизни, наполненной красотой и гармонией, соединяется с осознанием невозможности достижения «свободы и покоя».

Поэтому лирический герой Лермонтова мыслится личностью вселенского масштаба, равной мирозданию, подобной Творцу, что объясняет стремление поэта соединить временное и вечное, жизнь и смерть, конечное и бесконечное.

Обучая школьников анализу стихотворений, следует помнить, что в истинно художественном тексте всегда есть обобщенный, философский подтекст, который несут в себе ключевые слова, ритм, звукопись, поэтический синтаксис и другие семантические уровни. Их изучение ведет к более глубокому пониманию лирики, помогает ее восприятию, истолкованию и созданию самостоятельных интерпретаций.

Следующие уроки: Урок 36. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. «Я не унижусь пред тобою. ..» >>>


1. Источник:Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Лермонтов М. Ю. «Пора уснуть последним сном…» // М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 1. — С. 227. (вернуться)

3. Лермонтов М. Ю. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 1. — С. 353. (вернуться)

4. Лермонтов М. Ю. «Выхожу один я на дорогу…» // М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 1. — С. 93. (вернуться)

 
 

вернуться в начало

 

Как в лирике Лермонтова отражён конфликт мечты и действительности? :: ЕГЭ по литературе


Во многих стихотворениях М.Ю. Лермонтова отражен конфликт мечты и реальности. Данный конфликт наблюдается в стихотворениях «Парус», «Листок», «На севере диком стоит одиноко», «Желанье» и «Из-под таинственной, холодной полумаски».

В стихотворении «Парус» говорится об оставившем «край родной» «парусе одиноком», который «просит бури», поскольку он имеет «мятежный» характер. М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что идеал существования для «мятежного» паруса заключен в приключениях. Однако в реальной действительности парус встречается с отсутствием бури; находясь в «море голубом», он видит следующее: «Под ним струя светлей лазури, // Над ним луч солнца золотой». Мечтая о бурях, парус не может их найти.

В стихотворении «Листок» продемонстрировано, как дубовый листок, который «оторвался от ветки родимой // и в степь укатился, жестокою бурей гонимый», просит молодую чинару, стоящую у Черного моря, принять его «меж листьев». Дубовый листок мечтает избавиться от одиночества, стать кому-то нужным. Однако он сталкивается с жестокостью реальной действительности: задавая листку вопрос «На что мне тебя?», молодая чинара отказывает в просьбе дубовому листку. В данном стихотворении метафорично говорится о человеке, который вынуждено был лишен Родины. Лирический герой, находящийся в разлуке с ней, мечтает о том, чтобы вернуться на Родину, однако реальная действительность не позволяет ему это сделать.


Первая строка стихотворения «На севере диком стоит одиноко» характеризует сосну, которая тяготится своим одиночеством. Ей снится пальма, которая растет «одна и грустна на утесе горючем». Сосна хочет встретиться с «прекрасной пальмой», хочет избавиться от одиночества, однако исполнить мечту сосне не суждено, а образ «прекрасной пальмы» появляется лишь в ее сне.

В стихотворении «Желанье» показана мечта лирического героя стать птицей, которая имеет возможность свободно передвигаться. Но уже первая строфа демонстрирует невозможность осуществления данной мечты: «Зачем я не птица, не ворон степной, // Пролетевший сейчас надо мной? // Зачем не могу в небесах я парить // И одну лишь свободу любить?». Лирический герой с горечью и сожалением говорит о том, что «тщетны мечты, бесполезны мольбы». Не являясь свободной птицей, он не может вернуться на Родину, которую с лирическим героем разделяют «волны морей». Последняя строка стихотворения подчеркивает трагичный характер конфликта мечты и реальности: «О! зачем я не ворон степной?».

«Из-под таинственной, холодной полумаски» – стихотворение, в котором показано, как лирический герой вспоминает, как когда-то звучал «отрадный голос» красавицы. Он признается: «И создал я тогда в моем воображенье // По легким признакам красавицу мою; // И с той поры бесплотное виденье // Ношу в душе моей, ласкаю и люблю». М. Ю. Лермонтов демонстрирует, что мечта лирического героя заключалась во встрече с тем образом красавицы, который возник у него в голове. Однако мечта так и остается мечтой, поскольку лирический герой еще не встретил красавицу. Ему лишь «кто-то шепчет» о том, что они «вновь увидятся, как старые друзья», однако на самом деле этого не происходит.

Таким образом, во многих стихотворениях М.Ю. Лермонтова показаны мечты героев, которые не могут воплотиться в реальной действительности.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Одиночество как вечная тема в лирике Лермонтова
  • Человек и природа в лирике Лермонтова
  • В чём трагизм звучания темы поэта и поэзии в творчестве Лермонтова?
  • В чём своеобразие звучания гражданской темы в лирике Лермонтова?
  • Драматизм звучания любовной темы в поэзии Лермонтова

  • Преподавательские работы, вакансии воспитателей, школьные вакансии

    Преподавательские работы, педагогические вакансии, школьные вакансии | ШколаВесна Выберите местоположение. .. Любое местоположениеТолько СШАМеждународныйОнлайнАлабамаАляскаАризонаАрканзасКалифорнияКолорадоКоннектикутДелавэрРасст. КолумбияФлоридаГрузияГавайиАйдахоИллинойсИндианаАйоваКанзасКентуккиЛуизианаМэнМэрилендМассачусетсМичиганМиннесотаМиссисипиМиссуриМонтанаНебраскаНевадаНью-ГэмпширНью-ДжерсиНью-МексикоНью-ЙоркСеверная КаролинаСеверная ДакотаОгайоОклахомаОрегонПенсильванияРод-АйлендЮжная КаролинаЮжная ДакотаTenne sseeТехасЮтаВермонтВирджинияВашингтонЗападная ВирджинияВисконсинВайомингВыберите категорию…Классный учительАдминистраторЛегкая атлетикаПрофессиональное образованиеУчебная поддержкаСпециальное образованиеУслуги для студентовЗаместительВспомогательный персоналПозиции на уровне штатаОнлайнДругое/СезонныеВыберите класс…Любой уровень класса …Любой тип работыПолная — или неполный рабочий деньПолный рабочий деньНеполный рабочий деньЛетоПосле школы/Вечернее
    • Расширенный поиск
    • Мой сохраненный поиск

    Идентификатор задания

    Соискатели

    Продвиньте свою карьеру в области образования. Это бесплатно.

    Если вы только начинаете или уже имеете опыт&запятая; SchoolSpring — лучшее место для управления вашей образовательной карьерой. Получите доступ к тысячам вакансий по всей стране со всего Интернета в одном , Удобная поисковая система. И это только начало. С SchoolSpring&запятая; доступ&двоеточие;

    • Карьера Инструменты управления документами.
    • Централизованная агрегация поиска работы.
    • Оповещения по электронной почте.
    • Комплексные приложения.
    • Найти работу Бесплатная регистрация

    Мы обновили нашу Политику конфиденциальности, вступившую в силу 27 января 2020 г.
    Щелкните здесь для получения дополнительной информации.

    Работодатели


    Увеличьте охват и расширьте круг кандидатов.

    Найдите учителей, администраторов, вспомогательный персонал и любую промежуточную роль в сфере образования с помощью более чем 2 миллионов соискателей работы в сфере образования по всей стране. Привлекайте больше соискателей даже на труднодоступные вакансии, экономя при этом деньги, потраченные на ярмарки вакансий и рекламу.

    • Поиск кандидатов из нашего национального резерва.
    • Распространяйте информацию о своих вакансиях на сайтах Indeed, Monster, Teach.org, через Twitter и т. д.
    • Автоматические оповещения по электронной почте, рассылаемые заинтересованным соискателям.
    • Прямая интеграция с TalentEd Recruit & Hire и другими системами отслеживания кандидатов.
    • Разместить вакансию Узнать больше

    Ищущие работу

    • Найти работу
    • Мой профайл

    Работодатели

    • Разместить вакансию
    • Запросы на продажу

    О нас

    • Контакт
    • Карта сайта
    • политика конфиденциальности
    • Условия эксплуатации

    Соединять

    Тема родины в творчестве Лермонтова М.

    Ю. Стихи Лермонтова о родине

    Михаил Юрьевич Лермонтов, безусловно, один из величайших русских поэтов, чье имя принесло мировую литературу в литературу нашей страны. По своей значимости он ставится в один ряд с такими великими гениями, как А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

    Основные периоды творчества поэта: романтический (1828-1832), переходный (1833-1836) и зрелый (1837-1841). Тема Родины в творчестве Лермонтова проходит через все его творчество.

    С середины 1830-х годов поэт начинает по-своему осваивать особое романтическое понимание исторического и социального процесса, формировавшееся в это время в европейской философской эстетике и историографии (А. В. Шлегель, Г. Ф. Гегель, Г. Г. Гервинус, И. Гердер и др.), а также в литературе России и Европы (Ф. Шиллер, И. Гёте, А. Бестужев, В. Скотт, Н. Полевой, К. Рылеев, ранний Гоголь и др.).

    Связь времен и поколений

    Как И.В. Гёте, художник должен чувствовать этот процесс как слияние прошлого и настоящего. По мнению Г.Г. Гервинус, творческая личность как участник должна стать бойцом «в армии судьбы». Судьба понимается как реализация вечных связей между будущим и прошлым в событиях настоящего.

    Осознав себя в такой роли, Лермонтов встает на защиту человеческой личности. Чувствуя связь поколений и времен, Михаил Юрьевич в то же время переживает драматический перелом. Холодная действительность противопоставляется в сознании поэта героическому прошлому русского народа. Она препятствует подвигу, общественно значимому поступку, истинной любви, которые объединяют людей в высокоразвитое общество, выводят их на новый этап нравственного и духовного самоосуществления и развития.

    Личность-история-вечность

    Противопоставляя прошлое настоящему, Лермонтов раскрывает во многих произведениях, по В.Ф. Егорова хочет исключить из формулы «личность-история-вечность» средний компонент. Протестуя против истории, Михаил Юрьевич видит свою задачу в обвинении современного поколения в бездействии и апатии (поэма «Дума») и напоминании о славном героическом прошлом народа («Бородино»).

    Мережковский Д.С. развенчивает миф Соловьева о якобы «демонизме» Лермонтова. Он пишет, что иногда, читая современную литературу, невольно возникает мысль, что она исчерпала русскую действительность. Связь последних пятидесяти лет в области литературы и действительности, пишет автор, разрушена. Это нашло отражение в творчестве Лермонтова.

    «Песня о царе Иване Васильевиче»

    «Песнь о царе Иване Васильевиче…» входит в единый эпический текст, созданный автором как некий сон, сон о легендарном славном прошлом, когда русские были «люди в действительности», способные на жертвенный, подвиг и подвиг во имя высокой цели, «вечного закона» бытия, побуждающего человека к таким подвигам. Они длятся недолго, но в памяти людей остаются навсегда, соединяя «миг» с «вечностью». Тема Родины в творчестве Лермонтова часто раскрывается в таких актах, которые, по мысли Михаила Юрьевича, являются позднейшими мифологическими легендами, являющимися для художника и писателя, как А.С. Пушкина, «счастливее» исторических воспоминаний.

    Лирика нового типа

    Лермонтов создал поэзию с новым типом лирики, соединяющей в непосредственном взаимодействии традицию, исторический и личный опыт, современную философскую мысль. В нем также синтезировались жажда земного счастья и интеллектуальная рефлексия, обобщение и личные страсти и переживания, священное, метафизическое слово и обыденная речь.

    Лермонтов опирался на все существенные философские концепции о личности и человеке (Кант, Г.В. Гегель, Ф. Шеллинг, И.Г. Фихте и др.), но не отдавал предпочтения ни одному из них. Его поэтическая мысль превратилась в инструмент самопознания и познания окружающего мира, преодолевая ограниченность рационализма и субъективизма философской мысли, присущие современному романтизму, устраняя дисгармонию современной действительности, устремляясь к поиску подлинных духовных ценностей.

    М.Ю. Лермонтов, обнажая трагическое положение современной России и мыслящей личности в нашем государстве, постоянно искал различные возможности возвращения человека к национальному целому, к народу, к коллективу, к Богу. В результате этого поэт, усвоив и обобщив достижения русской и мировой поэтической мысли, открыл перспективы развития нового направления — символистской поэзии рубежа XIX-XX веков, а также поэзии будущего вообще.

    Тема Родины в поэзии Лермонтова раскрылась в сложный переходный период. С силой и выразительностью Лермонтов воплотил мир переживаний и представлений духовно развитой личности современной ему переходной эпохи. Сформировавшись как поэт в пограничный период разрастания феодально-крепостнического строя и неуверенности в завтрашнем дне, он мощно выразил это промежуточное состояние души, разорвав сковывающие его оковы старых понятий, но не найдя новые основы.

    М.Ю. Лермонтов. Родина: тема и идея

    Тема Родины в творчестве Лермонтова, взаимоотношения личности и государства заставили Михаила Юрьевича обратиться к постановке острых этических и социально-философских проблем. В то же время оно было неполным, так как человек в концепции поэта был не совокупностью отношений в обществе, а индивидуумом, рассматриваемым с точки зрения общечеловеческой природы.

    «Мысль»

    Личность проявляется у Лермонтова в противостоянии всему миру, действенном, но часто опасном отрицании всего, что сковывало свободу высоких устремлений. В то же время поэт обращался к своим современникам. В стихотворении «Дума», написанном в 1838 году, грустная мысль о поколении, обреченном пройти по жизни, не оставив следа в истории, заменяет его юношескую мечту о романтическом подвиге.

    Лермонтов считал себя обязанным сказать современникам правду о плачевном положении, в котором находились их совесть и дух. По словам Михаила Юрьевича, это было безропотное, безвольное, трусливое поколение, жившее без малейшей надежды на будущее. Таков был подвиг поэта, может быть, более трудный, чем готовность во имя своей страны и ее свободы умереть на эшафоте. Поскольку не только враги Лермонтова, но даже те, кому он сообщал эту скорбную правду, обвиняли Михаила Юрьевича в клевете на современное ему общество. И только ВГ. Белинский с его феноменальной проницательностью сумел увидеть лермонтовскую веру в честь и достоинство человеческой жизни в «холодном и незлобном» отношении к жизни.

    Подвиг за Родину

    Михаил Юрьевич не хотел и не мог скрывать своих мыслей. Все стихи, драмы, поэмы и трагедии, созданные его пером за тринадцать лет напряженной творческой работы, поистине являются подвигом во имя Родины и свободы. Тема Родины в творчестве Лермонтова отражена не только в прославлении русской победы в поэме «Бородино», в известных строках «Я люблю отечество свое…», но и во многих произведениях, не явно относятся к свободе или Родине, но о назначении поэта, судьбе поколения, бессмысленном кровопролитии, одиноком узнике, пустоте жизни, изгнании. Вспоминая современное поколение о героическом прошлом народа («Песня о царе Иване Васильевиче», «Бородино»), он выражал веру в творческий, героический потенциал человека, способного преодолеть трагедию будущего, истории и настоящего положения. . Любовь к Родине у Лермонтова была активной, деятельной.

    Герой Лермонтова в поэме «От Андрея Шенье» размышляет о необходимости общественного действия, в произведениях «10 июля 1830 года» и «30 июля (Париж) 1830 года» стремится участвовать в революционных боях и приветствует их участников , в поэме «Предсказание» его привлекают картины восстания.

    Родина в ранней лирике

    В героях ранней поэзии — Байроне и Наполеоне — Михаил Юрьевич воспевает и общественное дело. Однако его взгляды на революционные потрясения, как и у героя волевого действия Наполеона, противоречивы. Лермонтов пишет, что наступит роковой год, когда монархия будет свергнута, народ разлюбит царя и «пищей многих будет смерть и кровь». Описываемая картина — результат восстания в государстве — мрачна и не похожа на то счастливое время, которое искал герой. Это апофеоз хаоса, разрушения, нечеловеческих страданий.

    «Предсказание»

    В стихотворении «Предсказание», написанном 16-летним поэтом в 1830 году, Лермонтов пророчествует о неотвратимой катастрофе и печальных последствиях таких событий. Он изображает страшную фигуру палача в черном плаще. Это метафора образа непроглядной тьмы, видимой уже сейчас из-за туч и дыма века.

    Уже в ранних своих стихах Лермонтов выражает неверие в людей и жизнь, отчаяние. Позже, преодолевая влечение музы Байрона, он пытается найти опору своим идеалам в самой реальности. Тема Родины у Лермонтова начинает звучать иначе. Он описывает любовь к родному краю (вспомним, например, анализ стихотворения «Родина» Лермонтова), чувство слияния с природой, переходящее в переживание гармонии со всем мирозданием («Когда желтое поле» волновался).

    «Бородино»

    Тема Родины в творчестве Лермонтова раскрывается в знаменитой поэме «Бородино». Это произведение было опубликовано в «Современнике» в 1837 году. История создания поэмы берет свое начало с ранней романтической поэмы «Бородинское поле». Лермонтов во многом изменил оригинальное произведение. Место неизвестного говорящего, свободолюбивого, однако, в своей свободе абстракции, занял «дядюшка» — вполне прозаический рассказчик, как показывает анализ стиха. Родина Лермонтова выглядит более реалистично, потому что из текста убраны некоторые пафосные стандартные детали, не соответствующие реальности событий. Например, непогоду, романтическую бурю, якобы случившуюся накануне боя, сменила ясная осенняя ночь, что соответствовало действительности. Это было не просто выяснением факта, такое прослеживание действительности свидетельствовало о зрелости творческого дара Лермонтова. Поэтому «Бородино» становится одним из самых реалистичных шедевров Михаила Юрьевича «Завещание», «Родина» и «Валерик».

    Смена жанра

    Стихи Лермонтова на тему «Родина» коренным образом меняют свой жанр. Дидактика спора ранних «Бородинских полей» уступила место естественной, иронической дидактике нарочито простого и ясного повествования. Произведение «Бородино» — это роман. Скорее это дидактический роман, в котором батальные сцены обращены в своей полемике к косному, вялому, апатичному, по мнению поэта, настоящему. Белинский интерпретировал Бородино как двухчастное произведение, в котором на первом плане повествование о старом воине, реалистическое изображение батальных сцен, его панорамы, а на втором — горечь упрека, противопоставление прошлого и прошлого. присутствующих, осуждение которых еще сильнее выразилось в поэме «Дума».

    Тема Родины в творчестве Лермонтова неразрывно связана с понятием народа и народа. Белинский отмечал, что Лермонтов проникся духом народа, слился с ним. Отметим еще раз, что делал поэт в период безвременья. В эти годы особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии государства и его будущем. В Михаиле Юрьевиче патриотическое чувство зародилось очень рано и впоследствии стало самым главным. Будучи пятнадцатилетним мальчиком, М.Ю. Лермонтов, тему Родины, которая проходит через все его творчество, писал: «Я люблю свою Родину и более многих» (стихотворение «Я видел тень блаженства…»).

    Новый лирический герой

    После 1837 года лирический герой заметно меняется: он начинает ощущать равенство с другими людьми, отходит от демонизма. Определяя себя жертвой времени, он признает себя его представителем. Появляется интерес к жизни и другим людям, даже духовный, внутреннее единение с ними, иногда переходящее в перевоплощение в солдата или заключенного («Сосед», «Сосед», «Пленник», «Плененный рыцарь»). При таком подходе перед героем открываются новые возможности.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *