Кто омар хайям: писатели и не только о том, что читают почему

Омар Хайям. Избранное (Омар Хайям)

375 ₽

235 ₽

+ до 35 бонусов

Купить

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

В наличии

53

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

В данной книге собраны рубай Омара Хайяма.
Омар Хайям известен во всём мире как философ и выдающийся поэт, автор цикла философских рубай. Он внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений. Также Омар Хайям известен созданием самого точного из ныне используемых календарей.

Описание

Характеристики

В данной книге собраны рубай Омара Хайяма.
Омар Хайям известен во всём мире как философ и выдающийся поэт, автор цикла философских рубай. Он внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений.

Также Омар Хайям известен созданием самого точного из ныне используемых календарей.

Хит книга

Как получить бонусы за отзыв о товаре

1

Сделайте заказ в интернет-магазине

2

Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили

3

Дождитесь, пока отзыв опубликуют.

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Можно прочитать за час

Плюсы

Качественное, красочное издание

Минусы

Мало произведений

Омар-Хайам

Плюсы

Твердая обложка;Содержание

Минусы

Малое содержание

Книга «Омар Хайям. Избранное» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Омар Хайям «Омар Хайям. Избранное» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.

Писатель Омар Хайям: биография и библиография.

Предположительно в 1048 г. 18 мая на севере-востоке Ирана, в городе Нишапура, в семье палаточника родился Омар Хайям (полное имя – Омар Хайям Гиясаддин Абу-ль-Фатх ибн Ибрахим) – выдающийся таджикский и персидский поэт, философ-суфий, математик, астроном, астролог.

Ребенком он был чрезвычайно одаренным, в 8-летнем возрасте уже активно постигал основы математики, философии, астрономии, по памяти знал Коран. 12-летним подростком Омар поступил на обучение в медресе родного города. Курс мусульманского права и врачебного дела был закончен им на «отлично», однако, получив квалификацию врача, Омар Хайям не стал связывать с медициной жизнь: куда больше его интересовали работы математиков.

После смерти родителей Хайям продал их дом и мастерскую, переехал в Самарканд, который тогда был культурным и научным центром. Поступив в медресе в качестве ученика, он вскоре продемонстрировал такую образованность на диспутах, что его сразу возвели в ранг наставника.

Подобно крупным ученым его эпохи, в каком-либо из городов Омар Хайям не жил очень долго. Поэтому Самарканд он покинул всего спустя 4 года, переселился в Бухару и стал там работать в книгохранилище. На протяжении 10 лет, прожитых здесь, им было написано четыре фундаментальных труда по математике.

Известно, что в 1074 г. он был приглашен сельджукским султаном Мелик-шахом I в Исфахан, с подачи визиря Низам аль-Мулька стал духовным наставником повелителя. Также Хайям являлся руководителем крупной обсерватории при дворе, постепенно превратившись в известного астронома. Возглавляемая им группа ученых создала принципиально новый календарь, официально принятый в 1079 г. Солнечный календарь, которому дали название «Джалали», оказался более точным, чем юлианский и григорианский. Также Хайямом были составлены «Маликшахские астрономические таблицы». Когда в 1092 г. покровители скончались, в биографии Омара наступил новый этап: его обвинили в вольнодумстве, поэтому он уехал из государства Санджаров.

Мировую славу Омару Хайяму принесла поэзия. Его четверостишия – рубаи – являются призывом к познанию земного счастья, пусть и мимолетного; им присущ пафос свободы личности, вольнодумства, глубина философской мысли, сочетающиеся с образностью, гибкостью ритма, четкостью, лаконичностью и емкостью стиля.

Неизвестно, все ли из приписываемых Хайяму рубаи являются подлинными, но 66 четверостиший с достаточно высокой степенью достоверности можно отнести именно к его творчеству. Поэзия Омара Хайяма стоит несколько особняком от персидской поэзии, хотя является неотъемлемой ее частью. Именно Хайям стал единственным автором, чей лирический герой является личностью автономной, отчужденной от бога и царя, не признающей насилия, выступающей бунтарем.

Известность Омар Хайям снискал, главным образом, как поэт, однако, если бы не его деятельность на литературном поприще, он все равно остался бы в истории науки как выдающийся математик, автор новаторских сочинений. В частности, в трактате «О доказательстве задач алгебры и алмукабалы» в геометрической форме им было дано изложение решений кубических уравнений; в трактате «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» он выдвинул оригинальную теорию параллельных прямых.

Омара Хайяма любили, очень уважали, воздавали ему почести. Он умер у себя на родине; это случилось приблизительно в 1131 г.

https://www.mkm.ru АПвПуг 1х500/50-10. Кабель АПвПуг.

Кто такой Омар Хайям?

Содержание страницы

Омар Хайям (عمر خیّام‎, 18 мая 1048 — 4 декабря 1131) был персидским эрудитом, математиком, астрономом, философом и поэт. Он родился в Нишапуре, на северо-востоке Ирана, и провел большую часть своей жизни при дворе караханидских и сельджукских правителей в период Первого крестового похода.

Как математик он наиболее известен своей работой по классификации и решению кубических уравнений, где он предложил геометрические решения с помощью пересечения коник. Хайям также способствовал пониманию аксиомы параллельности. Как астроном, он разработал календарь Джалали, солнечный календарь с очень точным 33-летним циклом интеркаляции.

Существует традиция приписывать Омару Хайяму стихи, написанные в форме четверостиший ( rubāʿiyāt رباعیات‎). Эта поэзия стала широко известна англоязычному миру в переводе Эдварда Фитцджеральда ( Рубаи Омара Хайяма , 1859), который пользовался большим успехом в ориентализме fin de siècle.

Из рубаята Омара Хайяма

Жизнь

Омар Хайям родился в Нишапуре, ведущем мегаполисе в Хорасане в средние века, который достиг своего апогея процветания в одиннадцатом веке при династии Сельджуков. Нишапур был тогда религиозно крупным центром зороастрийцев. Вполне вероятно, что отец Хайяма был зороастрийцем, принявшим ислам. Он родился в семье палаточников ( Хайям ). Его полное имя, как оно появляется в арабских источниках, было Абу’л Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям . В средневековых персидских текстах его обычно называют просто Омар Хайям . Историк Байхаки, который был лично знаком с Омаром, дает полную информацию о его гороскопе: «он был Близнецами, Солнце и Меркурий находились в асценденте[…]». Это было использовано современными учеными, чтобы установить его дату рождения как 18 мая 1048 года.

Его детство прошло в Нишапуре. Его способности были признаны его ранними наставниками, которые отправили его учиться у имама Муваффака Нишабури, величайшего учителя региона Хорасан, который обучал детей высшей знати. В 1073 году в возрасте двадцати шести лет он поступил на службу к султану Малик-шаху I в качестве советника. В 1076 году Хайям был приглашен в Исфахан визирем и политическим деятелем Низамом аль-Мульком, чтобы воспользоваться тамошними библиотеками и учебными центрами. Его годы в Исфахане были продуктивными. Именно в это время он начал гораздо более внимательно изучать работы греческих математиков Евклида и Аполлония. Но после смерти Малик-шаха и его визиря (предположительно, секты ассасинов) Омар впал в немилость при дворе, в результате чего вскоре отправился в паломничество в Мекку. Возможный скрытый мотив его паломничества, о котором сообщает Аль-Кифти, заключается в том, что он подвергся нападкам со стороны духовенства за его явный скептицизм. Поэтому он решил совершить свое паломничество, чтобы продемонстрировать свою веру и избавиться от всех подозрений в неортодоксальности. Затем он был приглашен новым султаном Санджаром в Марв, возможно, для работы придворным астрологом. Позже ему разрешили вернуться в Нишапур из-за ухудшения здоровья. По возвращении он, казалось, жил жизнью отшельника. Хайям умер в 1131 году и похоронен в Хайямском саду.

Математика

Первая страница Рисала фи аль-барахин ала масахил аль-джабр ва-аль мукабала, Британская библиотека

Хайям был известен при жизни как математик. Среди его сохранившихся математических работ: Комментарий к трудностям, касающимся постулатов «Элементов» Евклида ( Рисала фи шарх ма ашкала мин мусадарат китаб Уклидис , завершено в декабре 1077 г.), О разделении квадранта круг  ( Рисала фи кисма руб’ ад-да’ира , без даты, но завершено до трактата по алгебре) и О доказательствах задач по алгебре  ( Maqāla fi l-jabr wa l-muqābala , скорее всего, завершено в 1079 г.). Кроме того, он написал трактат об извлечении -го -го корня натуральных чисел, который был утерян.

Теория параллелей

Часть комментария Хайяма к Элементам Евклида касается аксиомы о параллельных. Трактат Хайяма можно считать первой трактовкой аксиомы, основанной не на petitio principii, а на более интуитивном постулате. Хайям опровергает предыдущие попытки других математиков0015 доказывают  предложение, главным образом на том основании, что каждый из них постулировал что-то, что было ни в коем случае не легче признать, чем сам Пятый постулат. Основываясь на взглядах Аристотеля, он отвергает использование движения в геометрии и, следовательно, отвергает другую попытку Аль-Хайтама. Неудовлетворенный тем, что математики не смогли доказать утверждение Евклида на основании других его постулатов, Омар попытался связать аксиому с Четвертым постулатом, утверждающим, что все прямые углы равны друг другу.

Хайям был первым, кто рассмотрел три случая острого, тупого и прямого угла для вершин четырехугольника Хайяма-Саккери, три случая, которые являются исчерпывающими и попарно взаимоисключающими. Доказав о них ряд теорем, он доказал, что постулат V является следствием гипотезы прямого угла, и опроверг тупой и острый случаи как внутренне противоречивые. Тщательно продуманная попытка Хайяма доказать постулат параллельности имела большое значение для дальнейшего развития геометрии, так как она ясно показывает возможность неевклидовых геометрий. Теперь известно, что гипотезы острого, тупого и прямого угла ведут соответственно к неевклидовой гиперболической геометрии Гаусса-Бойяи-Лобачевского, к римановой геометрии и к евклидовой геометрии.

«Кубическое уравнение и пересечение конических сечений» первая страница двухглавой рукописи, хранящейся в Тегеранском университете.

Комментарии Туси к трактовке параллелей Хайяма добрались до Европы. Джон Уоллис, профессор геометрии в Оксфорде, перевел комментарий Туси на латынь. Геометр-иезуит Джироламо Саккери, чья работа ( euclides ab omni naevo vindicatus , 1733) обычно рассматривается как первый шаг в конечном развитии неевклидовой геометрии, был знаком с работами Уоллиса. Американский историк математики Дэвид Юджин Смит упоминает, что Саккери «использовал ту же лемму, что и лемма Туси, даже надписывая фигуру точно таким же образом и используя лемму для той же цели». Далее он говорит, что «Туси четко заявляет, что это связано с Омаром Хайямом, и из текста кажется очевидным, что последний был его вдохновителем».

Концепция действительных чисел

Этот трактат о Евклиде содержит еще один вклад, касающийся теории пропорций и составления отношений. Хайям обсуждает связь между понятием отношения и понятием числа и явно поднимает различные теоретические трудности. В частности, он способствует теоретическому изучению понятия иррационального числа. Недовольный евклидовским определением равных отношений, он переопределил понятие числа, используя непрерывную дробь как средство выражения отношения. Розенфельд и Юшкевич (1973) утверждают, что «поместив иррациональные количества и числа на одну и ту же операционную шкалу, [Хайям] начал настоящую революцию в учении о числах». Точно так же Д. Дж. Струик отметил, что Омар был «на пути к тому расширению концепции числа, которое ведет к понятию действительного числа».

Геометрическая алгебра

Построение Омаром Хайямом решения куба x3 + 2x = 2×2 + 2. Точка пересечения окружности и гиперболы определяет нужный отрезок.

Рашед и Вахабзаде (2000) утверждали, что из-за его тщательного геометрического подхода к алгебраическим уравнениям Хайяма можно считать предшественником Декарта в изобретении аналитической геометрии. В году «Трактат о делении квадранта круга года» Хайям применил алгебру к геометрии. В этой работе он посвятил себя в основном исследованию, можно ли разделить круговой квадрант на две части так, чтобы отрезки прямых, проецируемые из точки разделения на перпендикулярные диаметры круга, образовывали определенное отношение. Его решение, в свою очередь, использовало несколько построений кривых, которые привели к уравнениям, содержащим кубические и квадратичные члены.

Решение кубических уравнений

Хайям, кажется, был первым, кто придумал общую теорию кубических уравнений и первым, кто геометрически решил все типы кубических уравнений, насколько это касается положительных корней. Трактат по алгебре содержит его работу по кубическим уравнениям.

Оно разделено на три части: (i) уравнения, которые можно решить с помощью циркуля и линейки, (ii) уравнения, которые можно решить с помощью конических сечений, и (iii) уравнения, в которых используется обращение неизвестного.

Хайям составил исчерпывающий список всех возможных уравнений с участием линий, квадратов и кубов. Он рассмотрел три биномиальных уравнения, девять трехчленных уравнений и семь четырехчленных уравнений. Для полиномов первой и второй степени он дал численные решения с помощью геометрического построения. Он пришел к выводу, что существует четырнадцать различных типов кубик, которые нельзя свести к уравнению меньшей степени. Из-за этого он не мог завершить построение своего неизвестного сегмента с помощью компаса и линейки. Он приступил к представлению геометрических решений всех типов кубических уравнений, используя свойства конических сечений. Предварительные леммы для геометрического доказательства Хайяма включают Евклида VI, предложение 13 и Аполлония II, предложение 12.

Положительный корень кубического уравнения определялся как абсцисса точки пересечения двух коник, например пересечение двух парабол. , или пересечение параболы и окружности и т. д. Однако он признал, что арифметическая задача этих кубиков до сих пор не решена, добавив, что «возможно, кто-то еще узнает ее после нас». Эта задача оставалась открытой до шестнадцатого века, когда алгебраическое решение кубического уравнения было найдено в его общем виде Кардано, Дель Ферро и Тарталья в Италии эпохи Возрождения.

Тот, кто думает, что алгебра – это трюк для получения неизвестных, напрасно думает. Не следует обращать внимания на тот факт, что алгебра и геометрия различны по внешнему виду. Алгебры — это геометрические факты, которые доказываются предложениями пятым и шестым второй книги «Элементов».

Омар Хайям

По сути, работа Хайяма — это попытка объединить алгебру и геометрию. Это конкретное геометрическое решение кубических уравнений было дополнительно исследовано М. Хахтруди и распространено на решение уравнений четвертой степени. Хотя подобные методы спорадически появлялись со времен Менехма, работу Хайяма можно считать первым систематическим исследованием и первым точным методом решения кубических уравнений. Математик Вопке (1851 г.), предложивший переводы алгебры Хайяма на французский язык, похвалил его за «силу обобщения и строго систематическую процедуру».

Биномиальная теорема и извлечение корней

От индейцев известны методы извлечения квадратных и кубических корней, методы, основанные на знании отдельных случаев, а именно на знании квадратов девяти цифр 1 2 , 2 2 , 3 2  (и т. д.) и их соответствующие произведения, т. е. 2 × 3 и т. д. Мы написали трактат о доказательстве правильности этих методов и того, что они удовлетворяют условиям. Кроме того, мы расширили их типы, а именно в виде определения корней четвертой, пятой, шестой степени до любой желаемой степени. Нас в этом никто не опередил, и эти доказательства чисто арифметические, основанные на арифметике Элементы .

Омар Хайям  Трактат о демонстрации задач алгебры

В своем алгебраическом трактате Хайям ссылается на написанную им книгу о извлечении корня чисел с помощью открытого им закона, который не зависит на геометрических фигурах. Эта книга, скорее всего, называлась Трудности арифметики ( Мошкелат аль-хесаб ) и не сохранилась. Основываясь на контексте, некоторые историки математики, такие как Д. Дж. Струик, полагают, что Омар должен был знать формулу разложения бинома, где n — положительное целое число. Случай степени 2 явно указан в элементах Евклида, а случай степени не выше 3 был установлен индийскими математиками. Хайям был математиком, который заметил важность общей биномиальной теоремы. Аргумент в поддержку утверждения о том, что у Хайяма была общая биномиальная теорема, основан на его способности извлекать корни. Расположение чисел, известное как треугольник Паскаля, позволяет записывать коэффициенты в биномиальном разложении. Этот треугольный массив иногда называют треугольником Омара Хайяма.

Астрономия

Представление интеркаляционной схемы календаря Джалали

В 1074 году султан Малик-Шах поручил Омару Хайяму построить обсерваторию в Исфахане и реформировать персидский календарь. Группа из восьми ученых работала под руководством Хайяма над крупномасштабными астрономическими наблюдениями и пересмотром астрономических таблиц. Перекалибровка календаря зафиксировала первый день года в точный момент прохождения центра Солнца через точку весеннего равноденствия. Это знаменует начало весны или Новруз, день, когда Солнце входит в первый градус Овна до полудня. Получившийся календарь был назван в честь Малик-Шаха 9-м годом.0005 Календарь Джалали , и был открыт в пятницу, 15 марта 1079 года. Сама обсерватория была заброшена после смерти Малик-Шаха в 1092 году.

Календарь Джалали был настоящим солнечным календарем, в котором продолжительность каждого месяца равна время прохождения Солнца через соответствующий знак Зодиака. Календарная реформа ввела уникальный 33-летний интеркаляционный цикл. Как показывают работы Хазини, группа Хайяма внедрила интеркаляционную систему, основанную на четырехлетних и пятилетних високосных годах. Таким образом, календарь состоял из 25 обычных лет, включающих 365 дней, и 8 високосных лет, включающих 366 дней. Календарь использовался в Великом Иране с 11 по 20 века. В 1911 календарь Джалали стал официальным национальным календарем Каджарского Ирана. В 1925 году этот календарь был упрощен, а названия месяцев модернизированы, в результате чего появился современный иранский календарь. Календарь Джалали более точен, чем григорианский календарь 1582 года, с погрешностью в один день, накопленной за 5000 лет, по сравнению с одним днем ​​каждые 3330 лет в григорианском календаре. Мориц Кантор считал его самым совершенным календарем из когда-либо придуманных.

Один из его учеников Низами Арузи из Самарканда рассказывает, что Хайям, по-видимому, не верил в астрологию и гадание: «Я не заметил, чтобы он ( науч. Омар Хайям) очень верил в астрологические предсказания, и я не видел и не слышал ни о ком из великих [ученых], которые так верили». Когда он работал на Султана Санджара астрологом, его попросили предсказать погоду — работа, с которой он явно не справлялся. Джордж Салиба (2002) объясняет, что термин ‘ilm al-nujūm , используемый в различных источниках, в которых можно найти ссылки на жизнь и работу Омара, иногда неправильно переводили как означающий астрологию. Он добавляет: «по крайней мере с середины десятого века, согласно перечислению наук Фараби, эта наука,  ‘илм ан-нуджум , уже был разделен на две части, одна из которых посвящена астрологии, а другая — теоретической математической астрономии».

Популярное утверждение о том, что Хайям верил в гелиоцентризм, основано на популярном, но анахроничном переводе Эдвардом Фитцджеральдом стихов Хайяма, в котором первые строки неправильно переведены с гелиоцентрическим изображением Солнца, бросающего «Камень, который заставляет звезды летать». ».

Другие работы

У него есть краткий трактат, посвященный принципу Архимеда (полное название,  Об обмане знания двух количеств золота и серебра в соединении, состоящем из двух ). Для соединения золота с примесью серебра он описывает метод более точного измерения веса на единицу емкости каждого элемента. Он включает взвешивание соединения как в воздухе, так и в воде, так как веса легче измерить точно, чем объемы. Повторив то же самое с золотом и серебром, можно точно определить, насколько тяжелее воды были золото, серебро и соединение. Этот трактат был тщательно изучен Эйльхардом Видеманом, который считал, что решение Хайяма было более точным и изощренным, чем решение Хазини и Аль-Найризи, которые также занимались этой темой в другом месте.

Еще один небольшой трактат посвящен теории музыки, в котором он обсуждает связь между музыкой и арифметикой. Вклад Хайяма заключался в систематической классификации музыкальных гамм и обсуждении математических отношений между нотами, минором, мажором и тетрахордами.

Поэзия

Исполнение рубаи из бодлеанской рукописи, выполненное каллиграфией Шекасте.

Самое раннее упоминание о поэзии Омара Хайяма принадлежит историку Имад ад-Дину аль-Исфахани, младшему современнику Хайяма, который прямо идентифицирует его как поэта и ученого ( Харидат аль-Каср , 1174). Один из самых ранних образцов Рубиата Омара Хайяма принадлежит Фахр ад-Дину Рази. В своей работе «Ат-танбих ала ба’д асрар аль-мау’дат фи’л-Коран » (ок. 1160 г.) он цитирует одно из своих стихотворений (соответствующее четверостишию LXII первого издания Фитцджеральда). Дайя в своих трудах ( Mirsad al-‘Ibad , ок. 1230) цитирует два четверостишия, одно из которых совпадает с тем, о котором уже сообщил Рази. Дополнительный катрен цитирует историк Джувейни ( Тарих-и Джахангушай , ок. 1226-1283). В 1340 г. Джаджарми включает тринадцать катренов Хайяма в свой труд, содержащий антологию произведений известных персидских поэтов ( Munis al-ahrār ), два из которых до сих пор были известны из более древних источников. Сравнительно поздней рукописью является бодлианский манускрипт. Ouseley 140, написанный в Ширазе в 1460 году и содержащий 158 четверостиший на 47 листах. Рукопись принадлежала Уильяму Оусли (1767–1842) и была приобретена Бодлеанской библиотекой в ​​1844 году9.0003

Иногда встречаются цитаты стихов, приписываемых Омару, в текстах, приписываемых авторам 13-го и 14-го веков, но их подлинность также сомнительна, поэтому ученые-скептики указывают, что вся традиция может быть псевдоэпиграфической. Ганс Генрих Шедер в 1934 году заметил, что имя Омара Хайяма «следует вычеркнуть из истории персидской литературы» из-за отсутствия каких-либо материалов, которые можно было бы с уверенностью отнести к нему. Де Блуа (2004) представляет библиографию рукописной традиции, делая пессимистический вывод о том, что ситуация существенно не изменилась со времен Шедера.

Пять катренов, позже приписываемых Омару, найдены уже через 30 лет после его смерти, цитируются в Sindbad-Nameh . Хотя это доказывает, что эти конкретные стихи были в обращении во времена Омара или вскоре после него, это не означает, что эти стихи должны принадлежать ему. Де Блуа заключает, что, по крайней мере, процесс приписывания поэзии Омару Хайяму, по-видимому, начался уже в 13 веке. Эдвард Грэнвилл Браун (1906) отмечает, как трудно отличить подлинные четверостишия от поддельных: «Хотя достоверно известно, что Хайям написал много четверостиший, вряд ли возможно, за исключением нескольких исключительных случаев, утвердительно утверждать, что он написал какое-либо из этих четверостиший. приписывается ему».

В дополнение к персидским четверостишиям Хайяму приписывают двадцать пять арабских стихотворений, которые засвидетельствованы такими историками, как аль-Исфахани, Шахразури ( Нужат аль-Арва , ок. 1201-1211), Кифти ( Тарих аль-хукама , 1255) и Хамдаллах Муставфи ( Тарих-и гузида , 1339).

Ричард Н. Фрай (1975) подчеркивает, что есть ряд других персидских ученых, которые время от времени писали четверостишия, в том числе Авиценна, Газзали и Туси. Он заключает, что возможно также, что поэзия Хайяма была развлечением в часы его досуга: «эти короткие стихотворения, кажется, часто были работой ученых и ученых, которые сочиняли их, возможно, в минуты отдыха, чтобы назидать или развлекать внутренний мир». круг своих учеников».

Поэзия, приписываемая Омару Хайяму, в значительной степени способствовала его популярности в современный период, что является прямым результатом чрезвычайной популярности перевода таких стихов на английский язык Эдвардом Фитцджеральдом (1859 г.). Rubaiyat of Omar Khayyam Фитцджеральда содержит вольные переводы четверостиший из Бодлеанской рукописи. Он пользовался таким успехом в период fin de siècle, что библиография, составленная в 1929 году, насчитывала более 300 отдельных изданий, и с тех пор было опубликовано гораздо больше.

Философия

Хайям интеллектуально считал себя учеником Авиценны. По словам аль-Байхаки, перед смертью он читал метафизику в Книге исцеления Авиценны . Считается, что Хайям написал шесть философских статей. Одна из них, О существовании ( Фил-вуджуд ), написана на персидском языке и касается предмета существования и его отношения к универсалиям. Другая статья под названием Необходимость противоречия в мире, детерминизм и существование  ( Darurat al-tadād fi’l-‘ālam wa’l-jabr wa’l-baqā’ ) написано на арабском языке и касается свободы воли и детерминизма. Названия других его работ- о том, как и необходимость ( Рисала-Фил-Кон Ваул-Таклиф ), Трактат о трансцендентности в существовании ), О познании универсальных принципов существования  ( Рисала дар ‘илм куллият-и вуджуд ) и Сокращение, касающееся явлений природы  ( Мухтасар фил-Таби’ийят ).

Религиозные взгляды

Буквальное прочтение катренов Хайяма приводит к истолкованию его философского отношения к жизни как сочетания пессимизма, нигилизма, эпикуреизма, фатализма и агностицизма. Этой точки зрения придерживаются иранологи, такие как Артур Кристенсен, Х. Шедер, Ричард Н. Фрай, Э. Д. Росс, Э.Х. Уинфилд и Джордж Сартон. И наоборот, четверостишия Хайяма также описываются как мистическая суфийская поэзия. Однако это мнение меньшинства ученых. В дополнение к своим персидским четверостишиям Дж. К. Э. Боуэн (1973) упоминает, что арабские стихи Хайяма также «выражают пессимистическую точку зрения, которая полностью согласуется с мировоззрением глубоко вдумчивого философа-рационалиста, которым, как исторически известно, был Хайям». Эдвард Фитцджеральд подчеркнул религиозный скептицизм, который он обнаружил у Хайяма. В своем предисловии к Rubáiyát  он утверждал, что его «ненавидели и боялись суфии», и отрицал какие-либо претензии на божественную аллегорию: : его Саки , Плоть и Кровь, которые излили это для него. Садег Хедаят – один из самых известных сторонников философии Хайяма как агностического скептицизма, и, согласно Яну Рипке (1934), он даже считал Хайяма атеистом. Хедаят (1923) утверждает, что «хотя Хайям верит в трансмутацию и трансформацию человеческого тела, он не верит в отдельную душу; если нам повезет, частицы нашего тела пойдут на изготовление кувшина вина». В более позднем исследовании (1934–35) он также утверждает, что использование Хайямом суфийской терминологии, такой как «вино», является буквальным и что он обратился к сиюминутным удовольствиям как противоядию от своей экзистенциальной печали: «Хайям нашел прибежище в вине, чтобы отгонять горечь и притуплять острие своих мыслей». В этой традиции поэзия Омара Хайяма цитировалась в контексте нового атеизма, т.е. в Портативный атеист Кристофера Хитченса.

Аль-Кифти (ок. 1172–1248), по-видимому, подтверждает этот взгляд на философию Омара. В своей работе «История ученых мужей» он сообщает, что стихи Омара только внешне были в суфийском стиле, но были написаны с антирелигиозной повесткой. Он также упоминает, что однажды его обвинили в нечестии, но он отправился в паломничество, чтобы доказать свою благочестивость. Рассказывают, что, вернувшись в родной город, он скрыл свои глубочайшие убеждения и вел строго религиозную жизнь, ходя утром и вечером в место поклонения.

В контексте статьи, озаглавленной  О знании основ существования , Хайям поддерживает суфийский путь. Чилик (1960) предполагает, что Омар Хайям мог видеть в суфизме союзника против ортодоксальной религиозности. Другие комментаторы не признают, что поэзия Омара имеет антирелигиозную направленность, и интерпретируют его упоминания о вине и пьянстве в общепринятом метафорическом смысле, распространенном в суфизме. Французский переводчик Ж. Б. Николя считал, что постоянные увещевания Омара пить вино не следует понимать буквально, а следует рассматривать в суфийских терминах как символ просветленного состояния. Взгляд на Омара Хайяма как на суфия защищал Бьеррегаард (1915), Идрис Шах (1999) и Дуган (1991), которые приписывают репутацию гедонизма недостаткам перевода Фитцджеральда, утверждая, что поэзию Омара следует понимать как «глубоко эзотерическую». С другой стороны, иранские эксперты, такие как Мохаммад Али Форуги и Моджтаба Минови, единогласно отвергли гипотезу о том, что Омар Хайям был суфием. Форуги заявил, что идеи Хайяма, возможно, временами согласовывались с идеями суфиев, но нет никаких доказательств того, что он формально был суфием. Аминразави (2007) утверждает, что «суфийская интерпретация Хайяма возможна только при чтении его Rubaʿiyat , расширив содержание, чтобы оно соответствовало классической суфийской доктрине». Кроме того, Фрай (1975) подчеркивает, что Хайяма сильно не любили многие знаменитые суфийские мистики, жившие в том же столетии. Сюда входят Шамс Табризи (духовный наставник Руми), Наджм ад-Дин Дайя, описавший Омара Хайяма как «несчастного философа, атеиста и материалиста», и Аттар, который считал его не товарищем-мистиком, а свободомыслящим ученым, который ожидали наказания в будущем.

Сейед Хоссейн Наср утверждает, что использовать буквальное толкование его стихов (многие из которых изначально имеют сомнительную подлинность) для обоснования философии Омара Хайяма «упрощенно». Вместо этого он приводит истолкованный Хайямом перевод трактата Авиценны Рассуждение о Единстве ( Аль-Хутбат ат-Таухид ), где он выражает ортодоксальные взгляды на Божественное Единство в согласии с автором. Прозаические произведения, предположительно принадлежащие Омару, написаны в перипатетическом стиле и носят явно теистический характер и касаются таких тем, как существование Бога и теодицея. Как отмечает Боуэн, эти работы указывают на его причастность к проблемам метафизики, а не к тонкостям суфизма. В качестве доказательства веры Хайяма и/или соответствия исламским обычаям Аминразави упоминает, что в своих трактатах он возносит приветствия и молитвы, восхваляя Бога и Мухаммеда. В большинстве биографических выдержек он упоминается с религиозными почетными знаками, такими как Имам , Покровитель Веры  ( Гият ад-Дин ) и Свидетельство Истины ( Худжат аль-Хакк ). Он также отмечает, что биографы, хвалящие его религиозность, обычно избегают упоминать его стихи, а те, кто упоминает их, часто не хвалят его религиозный характер. Например, отчет аль-Байхаки, который на несколько лет предшествует другим биографическим заметкам, говорит об Омаре как об очень благочестивом человеке, исповедовавшем ортодоксальные взгляды до своего последнего часа.

На основании всех существующих текстовых и биографических свидетельств вопрос остается несколько открытым, в результате чего Хайям получил резко противоречивые оценки и критические замечания.

Взято из Википедии, свободной энциклопедии

Кто такой Омар Хайям? | Журнал

Омар Хайям, известный персидский поэт, математик и философ, известен своим выдающимся вкладом в литературу и глубоким пониманием тайн жизни. Поэзия Хайяма, родившаяся в 11 веке в Нишапуре, Иран, преодолела время и культурные границы, оставив неизгладимое влияние на мир. Эта статья углубляется в историю жизни Омара Хайяма, исследует его поэтический гений и углубляется в философские темы, присутствующие в его произведениях.

Ранняя жизнь и образование

Омар Хайям родился в 1048 году в Нишапуре, городе на северо-востоке Ирана. С раннего возраста он проявлял исключительную способность к обучению, особенно к математике и астрономии. Признавая свои таланты, Хайям получил прекрасное образование в области естественных наук, философии и литературы, обучаясь у известных ученых того времени.

Поэтический гений

Хотя математические и научные достижения Хайяма были значительны, именно его поэтическое мастерство принесло ему всемирное признание. Его поэзия, преимущественно написанная на персидском языке, отличается красноречием, глубиной и созерцанием жизненных экзистенциальных вопросов.

Рубаи

Самое знаменитое произведение Хайяма — «Рубайят» (Четверостишия), сборник из примерно тысячи четырехстрочных стихотворений. Эти четверостишия, также известные как рубаи, затрагивают темы любви, смертности, мимолетности существования и поиска смысла и счастья.

Стихи богаты метафорами, символикой и яркими образами, что позволяет читателям задуматься о сложностях человеческого существования.

Философские темы

Поэзия Хайяма часто отражает его философские размышления, исследуя такие темы, как преходящая природа жизни, погоня за удовольствиями, концепция судьбы и ограниченность человеческого знания. Одной из повторяющихся идей в его работах является идея carpe diem, побуждающая людей ловить настоящий момент и находить радость в мимолетных радостях жизни.

Персидская поэма

Скептицизм и мистика

Поэзия Хайяма демонстрирует смесь скептицизма и мистицизма. Он ставит под сомнение религиозные догмы, социальные нормы и неизбежность судьбы, предлагая читателям задуматься об истинной природе существования и пределах человеческого понимания. Стихи Хайяма часто бросают вызов традиционным религиозным верованиям, подчеркивая важность личного размышления и исследования личных истин.

Наследие и влияние

Хотя поэзия Хайяма не получила широкого признания при его жизни, его творчество приобрело популярность спустя столетия после его смерти.

Перевод «Рубайата» Эдварда Фитцджеральда в 19 веке познакомил Хайяма с западным миром, вызвав новый интерес к его трудам.

Влияние Хайяма выходит за рамки литературы. Его математические достижения, включая вклад в алгебру и геометрию, продолжают изучаться и цениться учеными всего мира. Более того, его философские размышления о природе существования и поиске смысла нашли отклик у бесчисленных читателей, сделав его вневременной фигурой в области литературы и философии.

Омар Хайям, известный персидский поэт, математик и философ, известен своим выдающимся вкладом в литературу и глубоким пониманием тайн жизни. Поэзия Хайяма, родившаяся в 11 веке в Нишапуре, Иран, преодолела время и культурные границы, оставив неизгладимое влияние на мир. Эта статья углубляется в историю жизни Омара Хайяма, исследует его поэтический гений и углубляется в философские темы, присутствующие в его произведениях.

Ранняя жизнь и образование

Омар Хайям родился в 1048 году в Нишапуре, городе на северо-востоке Ирана. С раннего возраста он проявлял исключительную способность к обучению, особенно к математике и астрономии. Признавая свои таланты, Хайям получил прекрасное образование в области естественных наук, философии и литературы, обучаясь у известных ученых того времени.

Поэтический гений

Хотя математические и научные достижения Хайяма были значительны, именно его поэтическое мастерство принесло ему всемирное признание. Его поэзия, преимущественно написанная на персидском языке, отличается красноречием, глубиной и созерцанием жизненных экзистенциальных вопросов.

Персидский поэт

Рубаи

Самое знаменитое произведение Хайяма — «Рубайят» (Четверостишия), сборник из примерно тысячи четырехстрочных стихотворений. Эти четверостишия, также известные как рубаи, затрагивают темы любви, смертности, мимолетности существования и поиска смысла и счастья. Стихи богаты метафорами, символикой и яркими образами, что позволяет читателям задуматься о сложностях человеческого существования.

В «Рубайят» Хайям часто выражает чувство меланхолии, признавая преходящую природу жизни и неизбежность смерти. Он предлагает читателям задуматься о краткости человеческого существования и важности обретения радости и смысла в настоящем моменте. Стихи Хайяма побуждают людей наслаждаться жизненными удовольствиями, стремиться к любви и искать мудрости, признавая при этом неопределенность и непостоянство всего сущего.

Философские темы

Поэзия Хайяма часто отражает его философские размышления, исследуя такие темы, как преходящая природа жизни, погоня за удовольствиями, концепция судьбы и ограниченность человеческого знания. Одной из повторяющихся идей в его работах является идея carpe diem, побуждающая людей ловить настоящий момент и находить радость в мимолетных радостях жизни.

В то время как стихи Хайяма прославляют красоту жизни и наслаждение земными наслаждениями, они также несут в себе чувство скептицизма и сомнения в социальных нормах и религиозных догмах. Хайям бросает вызов традиционным представлениям о благочестии, поощряя индивидуальный самоанализ и личные размышления. Его стихи предполагают, что истинная мудрость и понимание заключаются в исследовании собственных истин, а не в соответствии с установленными убеждениями.

Скептицизм и мистика

Поэзия Хайяма демонстрирует смесь скептицизма и мистицизма. Он ставит под сомнение религиозные догмы, социальные нормы и неизбежность судьбы, предлагая читателям задуматься об истинной природе существования и пределах человеческого понимания. Стихи Хайяма часто бросают вызов традиционным религиозным верованиям, подчеркивая важность личного размышления и исследования личных истин.

Его скептицизм не отвергает духовность, а поощряет более тонкий и индивидуальный подход к вере и убеждениям. Хайям предполагает, что путь к истине и просветлению лежит в исследовании собственного духовного пути, преодолении жестких догм и принятии тайны существования.

Наследие и влияние

Хотя поэзия Хайяма не получила широкого признания при его жизни, его творчество

Заключение

Омар Хайям, многомерная личность из Персии XI века, оставил неизгладимый след в мире своей поэзией, математикой и философскими размышлениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *