Конфуций мудрость: писатели и не только о том, что читают почему

Читать онлайн «Вечная мудрость», Конфуций – Литрес

© ООО «Издательство АСТ», 2016

* * *

В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.

В 30 лет – я обрел прочную основу.

В 40 лет – я сумел освободиться от сомнений.

В 50 лет – я познал волю Неба.

В 60 лет – я научился отличать правду от лжи.

В 70 лет – я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала.

Конфуций

Отец хотел сына, у матери были видения, предвещающие появление великого человека. Когда ребенок родился, на его теле имелись 49 знаков будущего величия. Это был Кун Фуцзы, или Конфуций.

Конфуций имел необыкновенную восприимчивость к учению. Его развитый ум усваивал все знания, изложенные в классических книгах. В 17 лет Конфуций уже занимал должность государственного чиновника. В 25 лет за свои бесспорные достоинства Конфуций получил общественное признание. Благородный правитель пригласил его посетить столицу Победоносной. Это путешествие дало Конфуцию почувствовать себя наследником и хранителем древней традиции. Он решил создать свою школу для познания Законов окружающего мира. Учение, созданное им, впоследствии стало государственной идеологией.

Книга «Вечная мудрость» – это записи высказываний Конфуция, сделанные его учениками и последователями.

Глава I. Не приятно ли учиться…

1

Философ сказал: «Не приятно ли учиться и постоянно упражняться? Не приятно ли встретиться с другом, возвратившимся из далеких стран? Не тот ли благородный муж, кто не гневается, что он не известен другим?»

2

Философ сказал: «Молодежь дома должна быть почтительна к родителям, вне дома – уважительна к старшим, отличаться осторожностью и искренностью (правдивостью), обильною любовью ко всем и сближаться с людьми гуманными. Если по исполнении сего останется свободное время, то посвящать его учению».

3

Цзы-ся сказал: «Если кто из уважения к людям достойным отказывается от похоти, служит родителям до истощения сил, государю – до самопожертвования и в сношениях с друзьями честен в своих словах, то я, конечно, назову такого ученым, хотя бы другие признали его невежей».

Цзы-ся – ученик Конфуция по фамилии Бу, по имени Шан[1].

4

Учитель сказал: «Если совершенный муж (изюнь-цзы) не солиден, то он не будет вызывать уважения к себе в других и знание его не будет прочно. Поэтому поставь себе за главное преданность и искренность; не дружись с людьми, которые хуже тебя; если ошибся, не бойся исправиться».

5

Ю-цзы сказал: «В приложении церемоний (житейских правил) дорогá естественная непринужденность, которая в правилах древних царей признавалась превосходной вещью и которой следовали и в малых, и в больших делах. Но бывают случаи, что и она не действует, ибо знать только, что она дорога, и ограничиваться ею одною, не регулируя ее церемониями, также невозможно».

По толкованию Чэн-цзы, между церемониями, или житейскими правилами, и гармонией, или естественной непринужденностью, должно существовать полное равновесие без малейшего преобладания, и тогда только деятельность человека будет следовать правильным путем.

6

Ю-цзы сказал: «Если условие согласно с справедливостью, то сказанное можно исполнить. Почтение, если оно согласуется с нормою, избавляет нас от срама. Если тот, на кого опираются, заслуживает сближения с ним, то его можно взять в руководители».

7

Философ сказал: «О том благородном муже, который в еде не заботится о насыщении, в жилище не ищет комфорта, быстр в деятельности, осторожен в речах и обращается, для исправления себя, к людям нравственным, можно сказать, что он любит учиться».

8

Философ сказал: «Не беспокойся о том, что тебя люди не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей».

Глава II. Кто управляет…

1

Философ сказал: «Кто управляет при помощи добродетели, того можно уподобить Северной Полярной звезде, которая пребывает на своем месте, а остальные звезды с почтением окружают ее».

2

Философ сказал: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок посредством наказаний, то хотя он и будет стараться избегать их, но у него не будет чувства стыда; если же руководить им посредством добродетели и поддерживать в нем порядок при помощи церемоний, то у него будет чувство стыда и он будет исправляться».

По мнению китайцев, законы – это орудие установления порядка, а наказания – вспомогательные для этого средства.

3

Философ сказал: «В 15 лет у меня явилась охота к учению; в 30 лет я уже установился; в 40 лет у меня не было сомнений; в 50 лет я знал волю Неба; в 60 лет мой слух был открыт для немедленного восприятия истины; а в 70 лет я следовал влечениям своего сердца, не преходя должной меры».

Под именем воли Неба разумеются небесные законы, разлитые во вселенной, присущие каждой вещи, каждому явлению и определяющие его деятельность. С полным познанием и совершенным усвоением этих законов, или, выражаясь другими словами, мировой истины, слух человека делается немедленным, непосредственным и покорным проводником ее. Это есть высшая степень знания. В 70 лет человек достигает полного равновесия, той желанной для конфуцианства средины, которая исключает возможность уклонений, и потому нет необходимости напрягать усилия для того, чтобы действия его были правильны, они сами по себе свободно правильны: при таком состоянии он, конечно, может следовать влечениям своего сердца без опасения, что оно увлечет его на недолжный путь.

В древности в 15 лет начинали великое учение, т. е. приступали к изучению этико-философских принципов, необходимых для взрослых.

4

Философ сказал: «Я разговариваю с Хуэем целый день, и он не возражает, как будто совершенно глуп; но когда после его ухода я вникаю в его частную жизнь, то нахожу, что он в состоянии уяснить мое Учение. Хуэй неглуп».

Хуэй – ученик Конфуция по фамилии Янь, по прозванию Цзыюань, лу-ский уроженец. Хуэй (Янь Хуэй, Цзыюань) – один из наиболее замечательных учеников Конфуция, был моложе учителя на 30 лет.

5

Философ сказал «Где может укрыться человек, где он сможет укрыться, если мы будем обращать внимание на его деятельность, всматриваться в его побуждения и вникать в то, что ему доставляет удовольствие?»

6

Философ сказал: «Кто повторит старое и узнает новое, тот может быть руководителем для других».

7

Философ сказал: «Благородный муж не есть оружие, годное только для одного какого-либо употребления».

8

Цзы-гун спросил: «Кто есть благородный муж?» Философ сказал: «Тот, который сначала действует, а потом говорит».

9

Философ сказал: «Благородный муж заботится об общих, а не о партийных интересах, а низкий человек, наоборот, заботится о партийных, а не об общих интересах».

10

Философ сказал: «Ю, научить ли тебя Знанию? Что знаешь, то и считай, что знаешь; чего не знаешь, то и считай, что не знаешь, – вот это и будет Знание».

Ю – ученик Конфуция по фамилии Чжун, по имени Цзы-лу, отличавшийся храбростью.

11

Ай-гун спросил: «Что нужно сделать, чтобы народ был покорен?» Философ отвечал: «Если возвышать прямых людей и устранять бесчестных, то народ будет покорен; если же возвышать бесчестных и устранять прямых людей, то он не будет покорен».

Ай-гун – луский князь по имени Цзян.

12

На вопрос Цзи Кан-цзы, как заставить народ быть почтительным и преданным, чтобы побудить его к добру, Философ отвечал: «Управляй им с достоинством, и он будет почтителен; почитай своих родителей и будь милостив, и он будет предан; возвышай добрых и наставляй неспособных, и он устремится к добру».

Цзи Кан-цзы – луский вельможа из фамилии Цзи-Сунь по имени Фэй.

13

Некто, обратясь к Конфуцию, спросил: «Почему вы не служите?» Философ сказал: «Что сказано в «Шуцзине» о сыновней почтительности [государя Чэня]? «Он был всегда почтителен к родителям, дружен с братьями и распространял это на управляемых (т. е. домашних)» – это и будет служба. Почему же только занятие известного поста следует считать службой?»

14

Философ сказал: «Приносить жертвы чужим пенатам – это значит выслуживаться. Сознавать долг и не исполнять его – это трусость».

Уроки мудрости от Конфуция | Блог 4brain

Конфуций – пожалуй, самый знаменитый восточный философ. Философская система, которая была им создана, получила название конфуцианство и оказала значительное влияние на жизнь Восточной Азии. Но и европейцам, конечно же, есть чему поучиться у китайского философа. Поэтому мы просто не можем не взять несколько уроков мудрости у великого Конфуция.

«Благородный знает о своем превосходстве, но избегает соперничества.

Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор»

Сначала подчеркнём, что соперничество может быть разным: иррациональной гонкой ради самоутверждения или мотивирующим честным соревнованием. Конфуций, очевидно, говорит о первом, непродуктивном и вредном варианте соперничества.

И он действительно прав. Не стоит вступать в соперничество, чтобы что-то кому-то доказать. И уж тем более не следует опускаться до нечестной игры – победа в ней ничего не стоит.

Теперь давайте рассмотрим вторую часть высказывания. Ладить, конечно же, нужно стараться со всеми. Но при этом стоит избегать «дружбы против кого-то». Ладить – значит избегать конфликтов, вражды. Не стоит ради нового друга наживать нового врага.

«Благородный муж предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования людям»

Здесь, как нам кажется, можно увидеть сходство с высказыванием Марка Аврелия: «Смешно это: собственной порочности не избегать, хоть это и возможно, а чужую избегать, что никак невозможно», а также параллель с фундаментальной ошибкой атрибуции.

Во-первых, наши требования к другим людям зачастую бессмысленны, они ничего не меняют. Мы не можем гарантировать выполнение наших требований другими людьми, но зато можем контролировать выполнение требований, которые мы сами себе предъявили.

Во-вторых, нужно переключить своё мышление с «пусть люди сделают то-то, и у меня получится» на «я сделаю то-то, и у меня получится». Предъявляйте требования, в первую очередь, к себе, так будет гораздо лучше для вас же.

«Благородный помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот»

Помогайте людям увидеть свои достоинства, не занижайте их самооценку. Сильный, нравственный и успешный человек помогает людям достичь тех же вершин, а не угнетает их. Будьте тем, кто способствует, а не препятствует развитию других людей! Вдохновляйте их!

«Благородный муж беспокоится о том, что не обладает способностями, но не беспокоится о том, что люди не знают о нем»

Вы хотите быть развитым и успешным или хотите казаться таким? Для вас важно развитие само по себе или вам необходимо, чтобы другие обязательно знали о ваших достижениях? Ответьте сами себе на эти вопросы.

Конфуций утверждает, что нужно стремиться к реальному развитию и игнорировать видимость для других людей. Мы, например, согласны с ним. То, кто ты на самом деле, важнее, чем то, кем тебя считают. А что думаете на этот счёт вы? Выскажитесь в комментариях!

«Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток»

Конечно, кому-то может повезти и с первой попытки, но такое встречается редко. Нужно уметь идти до победного и не опускать руки после неудачи.

Но не путайте упорство и упрямство: можно отполировать драгоценный камень, а можно стереть его в порошок. Научиться извлекать пользу из неудач в любом случае необходимо, но ещё нужно понимать, когда есть смысл пытаться снова и снова, а когда смысла в этом нет никакого.

Выскажите своё мнение по этому поводу в комментариях. Обязательно ли делать большое количество трудных попыток для достижения успеха? «Достаточное количество» – сколько это? Как понять, достойна конечная цель «трения» или нет?

«В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других»

А для чего учитесь вы? Подумайте над этим вопросом и честно ответьте на него сами себе. Но, каким бы ни был ваш ответ, вам будет полезна статья о том, как учиться быстрее и эффективнее.

«Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться»

Мы думаем, что эту установку должен усвоить каждый человек. Учиться нужно всегда и везде – и на хорошем примере, и на дурном. Главное – научиться делать выводы из поведения, за которым вы наблюдаете.

Высказывание вполне понятно, и поэтому предлагаем вам выполнить практическое задание. Выберете несколько людей, которых вы хорошо знаете и с которыми много общаетесь. Друзья, коллеги, члены семьи – не имеет значения.

Затем проанализируйте их поведение и выделите :

  1. То, что вам нравится. То есть выделите те аспекты, в которых вы хотите быть похожи на этого человека.
    Например, быть таким же непосредственным в общении с начальством или таким же вежливым даже во время ожесточённого спора.
  2. То, что вам не нравится. Например, человек своим лицом выражает явное презрение, когда его о чём-то просят. Проследите, нет ли у вас такой же реакции, и исправьте, если есть.

И делайте такой анализ постоянно. Будьте как Конфуций – всегда находите, чему поучиться.

«Когда нет желания заниматься малыми [делами], это вредит большим замыслам»

Путь к глобальной цели лежит через множество мелких задач. Эти шаги могут казаться незначительными, но каждый из них чрезвычайно важен. Сегодня вы поленились что-то сделать – казалось бы, ничего сильно не изменилось, но это «ничего» суммируется и отражается на конечном результате.

Поэтому каждая составная часть большого замысла важна. Находите в себе силы ежедневно делать маленький шаг на пути к своей цели.

«Те, кому сил не хватает, останавливаются на полпути. Ты же не сделал еще и шага»

Зачастую мы отказываемся делать что-то, потому что уверены, что у нас не получится, нам не хватит сил, знаний, ещё чего-нибудь. Из-за страха не дойти до конца мы стоим на месте.

Но нельзя преждевременно решать, что у вас что-то не выйдет. Нам кажется, что лучше проиграть в борьбе, остановиться на полпути, чем вообще бездействовать. А как считаете вы? Выскажите своё мнение в комментариях к этой статье.

«Не поговорить с человеком, который достоин разговора, значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, – значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов»

Потерять человека в данном контексте означает потерять урок, который он мог преподать, потерять знания, которыми он мог обогатить, и т.д.

Терять человека в этом смысле, конечно же, нельзя. Если у вас есть возможность обсудить какой-то важный для вас вопрос с достойным, умным и компетентным в этом деле человеком – обязательно сделайте это.

И вообще старайтесь как можно больше общаться с теми людьми, на которых хотите быть похожими.

И, очевидно, необходимо избегать пустословия. Оно отнимает ваше время и делает ваше мышление более примитивным и поверхностным. Отвлекаясь на пустые речи, вы упускаете возможность заняться чем-то действительно важным.

«Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий и путь опыта – это путь самый горький»

Аналогия условна, т.к. вы можете совмещать все три пути: брать что-то из размышлений, что-то – из подражания, а что-то – из опыта. Но сами пути получения знания (в данном контексте знание = мудрость), на наш взгляд, обозначены верно, если понимать под подражанием ещё и чтение книг.

Отсюда следует, что, чтобы минимизировать горечь опыта, необходимо больше времени уделять размышлению и подражанию. Читайте, осмысляйте и не наступайте на те грабли, по которым уже кто-то прошёлся до вас.

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму»

Здесь Конфуций говорит о том, что разные способы обучения имеет различную эффективность. Необходимо знать, каким способом знания будут лучше усваиваться, чтобы обучение было более продуктивным. В этом вам поможет статья о конусе обучения Эдгара Дейла и самонаблюдение.

«Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать»

Как вы поняли, под благородным мужем Конфуций понимает человека мудрого и высоконравственного. И вам под силу быть таким. Нужно только решиться встать на этот путь и решиться поступать так, как учит Конфуций и другие мудрецы. Мы обычно знаем, что нам нужно делать, нам необходимо только начать это делать.

«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания»

Надеемся, что это финальное напутствие Конфуция вызовет у вас отклик. Будьте голодны к познанию и отказывайтесь терпеть этот голод!

Желаем успехов!

Ключевые слова:1Когнитивистика

‎Мудрость Конфуция в подкастах Apple

38 выпусков

МУДРОСТЬ КОНФУЦИЯ: УЧИТЕСЬ БЫТЬ ЛИДЕРОМ МИРОВОГО УРОВНЯ интерпретирует принципы лидерства, содержащиеся в Аналектах Конфуция, с точки зрения современных людей и сочетает в себе навыки критического мышления, продвигаемые в Аналектах Конфуций с современным руководством.

  1. Глава 36 Способность быстро учиться

    Глава 36 Способность к быстрому обучению

    Единственная альтернатива тому, чтобы предприятие было успешным, кроме чрезвычайно напряженной работы, заключается в том, чтобы сотрудники имели возможность быстро учиться и получать удовольствие от своего собственного опыта.

  2. Глава 35 Ключ к обновлению

    Глава 35. Ключ к обновлению

    Мудрый не сбит с толку, Рен не беспокоится, храбрый не боится.

  3. Глава 34 Универсальность

    Глава 34 Универсальность

    Низкая стоимость не является решающим фактором. Создание чего-то другого — вот что действительно важно.

  4. Глава 33 Новое мышление — источник всего

    Глава 33 Новое мышление — источник всего

    Мир быстро меняется. Если вы не можете отказаться от старых способов мышления и действий и просто попытаетесь повторить свой нынешний успех, вы обязательно потерпите неудачу.

  5. Глава 32 Найдите корень проблемы

    Глава 32 Найдите корень проблемы

    Взгляните на долгосрочную перспективу. Если вы этого не сделаете, у вас обязательно будут проблемы в краткосрочной перспективе.

  6. 31 глава

    Глава 31 Начни с Рена

    Самым ценным аспектом первоклассной корпоративной культуры являются не высокие технологии, а высокие прикосновения.

Отзывы клиентов

7 оценок

Лучшие подкасты по искусству

Вам также может понравиться

China Plus: еще

‎App Store: Мудрость Конфуция

Описание

Прикоснитесь к вечной мудрости Конфуция. Читайте вдохновляющие цитаты с Confucius Wisdom и делитесь своими любимыми высказываниями на Facebook или Twitter.

Мудрость Конфуция дает случайно выбранные высказывания Конфуция из Аналектов. Confucius Wisdom прост в использовании и не требует подключения к сети для получения новых котировок. Вы можете публиковать вдохновляющие цитаты в социальных сетях одним нажатием кнопки.

Версия 3.0

— Поделитесь цитатой в социальных сетях с изображением

Рейтинги и обзоры

64 Оценки

Просто поговорки в случайном порядке

Конфуций уходит в дзен. Хороший образ. Цитата. Без рекламы. Кнопки «Поделиться», «Новая цитата», «Спасибо». Спасибо, если вы хотите пожертвовать, и я сделал. Я проверил, перезапустив, и, конечно же, это не повторилось. Продолжается в случайном порядке. Хорошо. Мне нужно пойти домой и приготовить свиные отбивные.

Замечательное приложение

Это очень удобно; вам не нужно ждать, пока люди поделятся этой мудростью в социальных сетях, все эти цитаты здесь для того, чтобы помочь ученику, который хочет заниматься самосовершенствованием, образованием и культурой

Никогда не видел рекламу.

Это настоящее приложение. Если вы заинтересованы в изучении учений Конфуция, это место для начала!!

Разработчик, Райан Зандер, не предоставил Apple подробностей о своей политике конфиденциальности и обработке данных. Для получения дополнительной информации см. политику конфиденциальности разработчика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *