Конфуций чему учил: Чему учил людей китайский мудрец Конфуций?

Содержание

Чему учил китайский мудрец Конфуций. 5 кл. Вигасин

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История Древнего мира. Вигасин 5 кл.
§22. Чему учил китайский мудрец Конфуций
Объясните значение слов

Поднебесная — термин, который использовался для обозначения всего мира, а позднее территории, на которую распространялась власть китайского императора. Со II века до н.э. император рассматривался в конфуцианской идеологии как представитель неба на Земле.

Согласно конфуцианскому мировоззрению, подвластной ему территорией представлялся весь поднебесный мир. Главное святилище императорской столицы называлось храмом Неба.

Сын неба — один из титулов правителей древних Китая и Японии. Появление титула «Сын Неба» в китайском мировоззрении тесно связано с почитанием Вечного Синего Неба как Верховного Божества и понятием о Небесном мандате, предоставляемом Вечным Синим Небом своему «сыну», т.е. правителю, который по воле и от имени Вечного Синего Неба руководит Поднебесной.

Дракон — в китайской культуре символ доброго начала ян (в отличие от дракона европейского) и китайской нации в целом, прочно ассоциирующийся со стихией воды.

По китайским поверьям, дракон обитает в реках, озёрах и морях, но способен взмывать и в поднебесье. В нём отчетливо проступают следы божества влаги и дождя, первоначально связанного с культом плодородия. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.

Бамбуковая книга — связанные между собой узкие дощечки из расщепленного бамбука, на которых сверху вниз писались тушью иероглифы.

Проверьте себя
1. Какие религиозные верования были у китайцев? Каким было их отношение к предкам?

Китайцы, как и многие другие народы верили в сверхъестественных существ: в богов, духов, чудовищ и драконов. Вообще религиозные верования древнего Китая отличалась большим своеобразием.

Если религии Древнего Египта и Древней Греции были мифологичны, а боги были героями мифов, то китайцы фактически не имели своей мифологии — ее место заняли исторические легенды о мудрых правителях.

Жрецов в буквальном смысле этого слова в религии древнего Китая тоже не существовало, точно так же, как не было персонифицированных богов и храмов в их честь.

Жреческие функции выполнялись обычно государственными чиновниками, а роли высших божеств выполняли умершие предки шан-ди и различного рода духи, олицетворяющие силы природы.

Еще одним древнейшим принципом религии древнего Китая было деление всего сущего на два начала — инь и ян. Каждое из этих понятий было многозначно, но в первую очередь ян олицетворяло мужское начало, а инь – женское.

  • Ян связывалось со всем светлым, ярким, твердым и сильным и считалось в самом общем смысле началом положительным.
  • Женское инь было связано с Луной, со всем темным, мрачным и слабым.

Оба начала были тесно взаимосвязаны и гармонично взаимодействовали, причем результатом этого взаимодействия была вся видимая Вселенная.

2. Чем китайская письменность похожа на египетскую? Как выглядели китайские книги?

Китайская письменность построена на похожих с египетской принципах. Иероглифы символизируют определенные понятия и изначально были похожи на рисунки, показывающие эти понятия.

С развитием языка наблюдается унификация и упрощение иероглифов, а также появление составных иероглифов, одна часть которых являлась детерминантой, показывающей, как нужно читать этот иероглиф.

Каждому иероглифу соответствовало определенное звучание. Поскольку большинство слов в китайском языке односложные, их общее количество, по понятным причинам ограничено.

Следовательно для формирования более сложного понятия использовались составные иероглифы, которые со временем стали самостоятельным иероглифом.

В отличие от древнеегипетской письменности в китайской письменности насчитывалось несколько десятков тысяч иероглифов, хотя сегодня, человек, знающий 3 тысячи иероглифов, может спокойно читать газеты и журналы.

Поработайте с картой (обратитесь к карте в атласе или Интернете).
Чему учил китайский мудрец Конфуций
Найдите и определите местоположение Китая, его главных рек.

Китай расположен на востоке Евразийского континента в Восточной Азии. Он занимает обширную территорию, омываемую морями Тихого океана — Желтым и Восточно-Китайским морями с востока и Южно-Китайским морем с юга.

Древнейшее государство в Китае во втором тысячелетии до нашей эры занимало территорию Великой Китайской равнины, расположенной между двумя главными реками Китая — Хуанхэ и Янцзы.

Эти реки берут свое начало в горах Тибета и несут свои воды на восток в Тихий океан. Границы первого объединенного государства Китай при Цинь Шихуане (III век до н.э.) обозначены розовой линией.

Поработайте с датами

Конфуций и Будда жили в разных странах, но примерно в одно время: за пять веков до н. э. Подсчитайте, сколько приблизительно лет назад жили эти мудрецы.

Конфуций и Будда жили примерно 2,5 тысячи лет назад.

Подумайте
Прав ли был применительно к нашему времени Конфуций, считавший, что воспитанного человека легко узнать по его поведению.

Не думаю, что сегодня можно легко узнать воспитанного человека по его поведению. Общепринятые нормы поведения легко заучить, но это не будет говорить о воспитанности человека в целом.

Только длительное наблюдение может позволить понять, действует так человек, исходя из общепринятых норм, или опираясь на внутреннее понимание этих норм. Другими словами, человека «встречают по одёжке, а провожают по уму».

Познакомьтесь с документом «Из высказываний Конфуция»
Ответьте, кого китайский мудрец считал благородным, то есть достойным, человеком. Согласны ли вы с Конфуцием?

Благородным Конфуций считал человека, который стремится не к выгоде, а к справедливости, лишен тревоги и боязни, потому что знает, что сам он чист душой.

Эта чистота души определяла отношение человека к богатству и нищете, окружающему миру и мнению других людей. Я считаю, что Конфуций был прав, построив такую систему оценки человеческой добродетели.

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Тема урока: Чему учил китайский мудрец Конфуций.

«Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам,

что любых наших знаний мало.

Когда человек перестаёт учиться,

он может потерять и то,

чему научился раньше».
Конфуций.

1.     Цели  урока:

деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), 

содержательная цель: расширение понятийной  базы  за счет включения в нее новых элементов: Конфуций, конфуцианство.

 — воспитательная цель:

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.  Воспитать нравственные ценности, ориентиры и убеждения, на примере высказываний и жизни Конфуция как воплощения мудрости и лучших человеческих качеств.

 2. Задачи:

личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, работать по алгоритму, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

   — предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия      сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

 

 

1.     Тип урока: урок открытия новых знаний

2.     Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, индивидуальная

3.     Необходимое техническое оборудование: мультимедийный ПК, презентация «Древний Китай», карточки с заданиями для индивидуальной  работы, работы в парах, алгоритм.

                                                    

Оборудование:

1). Учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свеницкая;

«История Древнего мира», М. Просвещение, 2013 г.

2). Раздаточный материал. Тест «Индия».

3) мультимедиа

4) карта

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент.

Приготовились к уроку. А сейчас закройте глаза. Представьте себе чистое голубое небо, яркое  теплое солнце. И частичку тепла мысленно  подарите своим близким, тем кого вы любите.

А сейчас мы начинаем урок.

План :

1.     Географическое  положение и природные условия Китая.

2.     Занятия жителей Китая.

3.     Конфуций – древнекитайский мыслитель.

4.     Учение Конфуция.

 

Мы познакомились с государством Индия, его местоположением,  религиозными верованиями древних индийцев. Выяснили, что Будда, основатель мировой религии – буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению.

Определение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем изучать новое государство, но тему вы должны определить сами.

Я включу вам музыку и картинку по ним вы должны будете  угадать в какую страну мы совершим путешествие. Символом какого государства является дракон. Звучит музыка «Танец Дракона». Слайд.

Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Географическое расположение Китая.  

·        Работа с картой. Итак, для начала, мы должны как можно больше узнать о стране.

·         С чего начинается изучение незнакомой страны? – географическое положение.
Показать на карте местоположение древнейшего Китая. –

·         В какой части света расположен Китай? В какой части Азии? – на юго-востоке Азии.

Показать на карте реки Хуанхэ и Янцзы.

·        Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин).

 

·        Глядя на карту можно ли определить было ли развито земледелие, как вы об этом узнали.

 

 Берега Хуанхэ сложены из лесса – горной породы, похожей на мелкий слежавшийся песок. Лессовые почвы мягкие, а при хорошем  поливе – очень плодородные. Поэтому уже три с половиной тысячи лет назад на берегах Хуанхэ существовали посёлки земледельцев и скотоводов. В то же время берега Янцзы, покрытые густыми лесами, не были заселены.

     Какие крупнейшие реки древности они напоминают? – Тигр и Евфрат.

Земледельцы Китая не боялись засухи и не спешили укрощать течение бурных рек. Однако немало бед причиняла Хуанхэ — «река, надрывающая сердце» или «река тысячи бед».

Слайд КОНФУЦИЙ

Изучая религию Индии мы выяснили, что Будда, основатель мировой религии – буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению.  А в Китае жил мудрец Конфуций и с его биографией и деятельностью мы сейчас познакомимся и постараемся ответить на вопрос: актуально ли учение Конфуция  в наше время 21 века, для нас с вами сегодня.

2.Конфуций — китайский философ.

Биография Конфуция.

I. Годы жизни и правления.

Конфуций (КУН ЦЮ) 551-479 гг. до н.э.

-Это годы жизни.

-Теперь ищем факты, которые помогут нам записать краткую биографию. Учащиеся читают текст и выделяют главное.

II. Этапы жизни и деятельности (краткая биография)

Записываем.

551 год до н.э. родился в г. Лу._В бедной аристократической семье, много учился.

В 22 года начал обучать сам, стал лучшим учителем в Китае.

В 42 года после смерти матери соблюдал траур три года.

В 50 лет начал политическую деятельность, но карьера прервалась.

Путешествует по Китаю. Редактирует книги.

Написал свою книгу «Луньюй». Беседы и рассуждения.

До конца жизни работал учителем и записывал свои мысли.

 

III. Основные действия и взгляды, решаемые проблемы.

Основная суть учений Конфуция сводилась к тому, что необходимо создать организованное общество, в котором люди будут довольны своим положением. Для этого всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми и законопослушными, а также уважать своих родителей. Правитель должен относится к народу, как отец к своим детям.

IV. Предшественники и последователи; положения, которые пока­зывают сходство и различие взглядов нескольких исторических лиц.

Черпал мудрость из древних книг. Правитель из династии Хань в 202 г до н.э. принял идеи философа, и возвёл их в ранг религии. Так появилось религиозно — философское учение – конфуцианство.

V. Историческое значение личности

Историческое значение личности Конфуция в том, что ему удалось, пусть не при жизни, добиться того, что Китай развиваться по начертанному им пути. Не пути ужесточения законов, а гармонизации отношений.

Работа с текстом учебника стр. 105-106 высшая добродетель-уважение к старшим.

ВОПРОС: Что по мнению Конфуция было высшей добродетелью.

Мудрость в знании старинных книг, в знании жизни.
Физкультурная минутка(1-2 мин.)

Сейчас мы проведем небольшое исследование, самостоятельно прочитаете пункт 3 на стр. 107  и ответите на вопросы:

На чем писали древние китайцы?

Как назывались буквы?

Как выглядела книга?

Сравнить с письменностью Египта, Междуречья.

3. Учение Конфуция. Как должны вести себя учтивые китайцы. (работа с текстом учебника стр. 108)

Работа в группах. (Учащиеся читают пункты учебника и отвечают на поставленный вопрос

1.Рассказать, как вели себя учтивые китайцы?

2. И можно ли Конфуция назвать учтивым китайцем?

Прав ли был применительно к нашему времени  Конфуций, считавший, что воспитанного человека можно узнать по его поведению?).

Ребята, конечно правители, которые пришли к власти в Китае не прислушивались к Конфуцию и управляли государством, опираясь на жестокие законы. И только правитель из династии Хань в 202 г до н.э. принял идеи философа, и возвёл их в ранг религии. Так берёт начало Религиолзно — философское учение –конфуцианство.

 Рефлексия. (5 минут)    Работа с карточкой№2.

(3 мин)

Я предлагаю обратиться к высказываниям Конфуция, прочитать их и решить , что можно сегодня нам взять для жизни, а что нет. Выбрать  важную мысль. Для себя, для нашего времени  подходит ли учение Конфуция. Что можно взять для себя лично?

 

Высказывания

принимаю (+)

не принимаю (-)

1.) Удачи тешат, неудачи – учат.

2) Дурные поступки люди делают от лени. Чтобы сделать добрый поступок, надо затратить труд.

3) Почтительный сын-это тот, кто огорчает отца и мать разве, что своей болезнью.

4)Учиться надо, чтобы совершенствовать себя, а не чтобы удивить других.

5) Секрет счастья прост, уступай дорогу встречному и делись куском хлеба с ближним.

6)Будьте почтительны к родителям и учителям вашим. Только в милосердии и самопожертвовании опережайте их.

 

Учащиеся самостоятельно читают высказывания и отмечают для себя, что сегодня актуально для них, а что нет. Когда учитель спрашивает, что подходит, а что нет, то выясняется, что и сегодня все его высказывания верны и актуальны. Учитель подводит учащихся к пониманию того, что это мудрость проверенная веками и даже после нас люди будут удивляться мудрости Конфуция.

 Мудрые мысли Конфуция похожи на бесценные бриллианты, которые не меркнут, сколько бы лет не прошло. И многим людям помогают в жизни. Они помогают человеку всегда оставаться человеком, а это в жизни самое главное и трудное. Заслуга Конфуция в том, что он дал нам рецепт как надо жить, чтобы всем в обществе  жилось хорошо, жить по правилу: «Не делай людям того, чего не желаешь себе». Тогда не будет войн, революций и других потрясений.

 Китай – это страна, в которой всё уникально, мудро, удивительно! В этой стране всё величественно и потрясает воображение : Великая Китайская равнина, реки Хуанхэ и Янцзы. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные   черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта.

Что нового вы узнали на уроке? Выслушать ответ.

Итог урока

Вернемся к нашему плану урока, что мы нового узнали. Ребята как вы думаете, мы справились с поставленными задачами.

1.      Географическое  положение и природные условия Китая.

2.     Конфуций – древнекитайский мыслитель.

3.     Учение Конфуция.

Какую мудрость вы взяли для себя.

Что вам больше всего понравилось?

Что у вас получилось лучше всего?

Что не получилось?

Д\З §22, приготовить пересказ биографии Конфуция.

Опережающее задание «Тайна Великой Китайской стены» (использование интернет ресурсов)

Раздаточный материал для урока.

Биография Конфуция

Конфуций (Кун Цю) (551-479 гг. до н.э.) — древний китайский проповедник и писатель. В историю мировой культуры Конфуций пошел как основоположник особой религии — конфуцианство. На самом же деле Конфуций родился в городе Лу  (совр. Цюйфу, провинции Шаньдун) в благородной, но обедневшей семье аристократов чиновников и военных. Поэтому его жизнь была наполнена лишениями и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойным и уважаемым членом общества.

Его отличало жадное стремление к знаниям. Юноша много читал и старался приобрести любые книги, какие только ему удавалось найти. Книг в то время было немного, и они писались на кусках дерева бамбука или шелке. В первую очередь его интересовали традиции и религии Китая, древняя история и литература.

Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам, вскоре прославившись как один из лучших педагогов Китая. В школе Конфуция дети изучали четыре дисциплины: мораль, язык, политику и литературу,

После смерти матери он последовал общепринятому обычаю — вернулся домой и соблюдал траур три года. Он отказался от всех удовольствий, только читал и занимался самообразованием. Ему тогда было 42 года.

В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение в Лу, Но какое-то время спустя ему пришлось уйти со службы из-за интриг. После этого Конфуций в течение 13 лет путешествовал по Китаю, но так и не нашел применения своим способностям и идеям. В дальнейшем он уже не вернулся на службу и большую часть жизни занимался тем, что преподавал и служил домашним учителем детей в семьях знатных господ и официальных лиц. Кроме того, он собирал и редактировал основные философские книги «Шуцзин», «Ицзин», а также первую историческую хронику Китая «Чуныцо».

Учение Конфуция стало известно по книге «Луньюй» («Беседы и суждения»), составленной из записей, сделанных его учениками. Основная суть учений Конфуция сводилась к тому, что необходимо создать организованное общество, в котором люди будут довольны своим положением. Для этого всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми и законопослушными, а также уважать своих родителей. Правитель из династии Хань в 202 г до н.э. принял идеи философа, и возвёл их в ранг религии. Так появилось религиозно — философское учение –конфуцианство.

Он также утверждал, что управлять низшими классами следует, прежде всего, с помощью доброты и гуманного к ним отношения, а не с помощью силы. Конфуций сформулировал золотое правило нравственности: «Не причиняй другим то, чего не желаешь себе. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства». Отсюда и происходит китайская традиция правления, когда правитель и его чиновники являются для народа «отцом и матерью». Подобные взгляды Конфуция основались на его особом отношении к семье и на поклонении предкам. Историческое значение личности Конфуция в том, что ему удалось, пусть не при жизни, добиться того, что Китай развиваться по предложенному им пути. Не пути ужесточения законов, а гармонизации отношений. В свою очередь корнями они уходили в традиции китайской культуры.

 

 

 

 

Карточка№1

1. Китай расположен в……….

2. Первые цивилизации возникли между реками ……и ……. по ……. ………. равнине.

3. Китай стал единым государством в ….веке до н.э.

Карточка №2

Высказывания

принимаю (+)

не принимаю (-)

1.) Удачи тешат, неудачи – учат. Всё хорошо в Поднебесной.

2) Дурные поступки люди делают от лени. Чтобы сделать добрый поступок, надо затратить труд.

3) Почтительный сын-это тот, кто огорчает отца и мать разве, что своей болезнью.

4)Учиться надо, чтобы совершенствовать себя, а не чтобы удивить других.

5) Секрет счастья прост, уступай дорогу встречному и делись куском хлеба с ближним.

6)Будьте почтительны к родителям и учителям вашим. Только в милосердии и самопожертвовании опережайте их.

 

Презентация. Чему учил китайский мудрец Конфуций? доклад, проект

  • Главная
  • Разное
  • Образование
  • Спорт
  • Естествознание
  • Природоведение
  • Религиоведение
  • Французский язык
  • Черчение
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика

Презентация на тему Презентация. Чему учил китайский мудрец Конфуций?, предмет презентации: История. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 27 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайд 1
Текст слайда:

«Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше».   


Слайд 2
Текст слайда:

— Вспомним , как назывались группы населения Древней Индии. Соотнесите понятие, буквы и цифры. Брахманы Кшатрии Вайшьи Шудры (жрецы) (воины) (земледельцы) (слуги) 1. Появились из ступней бога Брахмы. А. Служили в армии 2. Появились из бёдер бога Брахмы. Б. Служили высшим кастам. 3. Появились из рук бога Брахмы. В. Проводили обряды, проповеди. 4. Появились из уст бога Брахмы. Г. Земледелием, ремеслом, торговлей.


Слайд 3
Текст слайда:

«Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше».   


Слайд 4
Текст слайда:

Кто же он и где он жил? Вы ответите на эти вопросы, найдя лишние слова в каждом ряду. 1) Ашока, Гаутама, Конфуций, Рама. 2) Индия , Египет, Персия, Китай. — Сформулируйте тему урока вставив «лишние» слова из предыдущего задания. Чему учил ________ мудрец _________ .


Слайд 5
Текст слайда:

Чему учил китайский мудрец Конфуций?

МАОУ СОШ № 2 г. Калининград, история Древнего мира, 5 класс, учитель истории и обществознания Занин М.А


Слайд 6
Текст слайда:

китайский мудрец Конфуций


Слайд 7
Текст слайда:

Мудрец —
особо почитаемый человек, часто старейшина, наделённый знаниями, которому часто приписывается божественное происхождение.


Слайд 8
Текст слайда:

Географическое положение Китая: Восточная Азия.


Слайд 9
Текст слайда:

По территории Китая протекают реки:

Янцзы


Слайд 10
Текст слайда:

Хуанхэ


Слайд 11
Текст слайда:

Вспомните, в какой стране протекают тоже 2 реки, и предположите, что может быть общего у двух стран.


Слайд 12
Текст слайда:

Однако реку Хуанхэ – китайцы называли «река, надрывающая сердце» или «река тысячи бед». Почему же?.

В Китае сложились все условия для занятия земледелием.


Слайд 13
Текст слайда:

Вообразите, что вы живете в древнем поселке на берегу Хуанхэ.


Слайд 14
Текст слайда:

Высшая добродетель для китайца – уважение к старшим


Слайд 15
Текст слайда:

Жители Китая верили в сверхъестественные существа.

Драконы – крылатые змеи.


Слайд 16
Текст слайда:

Высшее божество-Небо

Царь в Китае – «Сын Неба»
Страна Китай – «Поднебесная»


Слайд 17
Текст слайда:

Физкультминутка. -Представим, что мы на берегу Янцзы в жаркий день .Давайте освежимся!
(Выполняем движения по тексту.)
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс.
Одной, другой — это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.


Слайд 18
Текст слайда:

Чему учил Конфуций?
Самостоятельная работа с учебником (по группам).
Выделить основные правила,
сформулированные Конфуцием

1группа. §22п.2Как вести себя в семье?

2группа-§22п.4 Как должен вести себя учтивый человек?

3. группа. -§22п.4 Какой порядок должен быть в государстве.?


Слайд 19
Текст слайда:

Мудрость – в знаниях старинных книг. Конфуций.


Слайд 20
Текст слайда:

Заросли бамбука


Слайд 21
Текст слайда:

Иероглифы

Китайцы знали тысячи иероглифов


Слайд 22
Текст слайда:

Как должны вести себя учтивые китайцы ?


Слайд 23
Текст слайда:

Воспитанного человека легко узнать по его поведению:

Перед входом в дом китайцы снимали обувь;
Сидеть свесив ноги могли только не воспитанные люди;
Тех кто ходил с распущенными волосами считали дикарями;
Воспитанный китаец со всеми был вежлив:
со старшими почтителен, с младшими благосклонен.


Слайд 24
Текст слайда:

Конфуцианство

Учение Конфуция превратилось в религию, которая получила название конфуцианство


Слайд 25
Текст слайда:

Выберите правильный ответ.

Материал для письма, который использовали во времена Конфуция
1) бамбук 2) папирус 3) глина 4) береста

2. Великие китайские реки
1) Тигр и Евфрат 2) Янцзы и Хуанхэ 3) Волга и Ока 4) Инд и Ганг

3. Положение учения Конфуция
1) высшая добродетель – уважение к старшим
2) Правитель может жестоко наказывать подданных
3) Мудрость – в умении красиво петь
4) В семье старшие должны пренебрежительно относиться к младшим

4. Знаки китайского письма
буквы 2) клинописные знаки 3) иероглифы 4) звуки


Слайд 26
Текст слайда:

Мудрый правитель не мучает людей суровыми наказаниями , а терпеливо воспитывает их своим примером.


Слайд 27
Текст слайда:

Домашнее задание
параграф №22.
ответить на вопросы параграфа.


Скачать презентацию

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

конспект урока «Чему учил китайский мудрец Конфуций» | План-конспект урока по истории (5 класс):

Тема: Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатическими условиями и обществом; познакомить с основными идеями и взглядами китайского мудреца Конфуция на духовные ценности и культурные нормы; работать с документами, участвовать в эвристической беседе, учить выражать свое отношение к нравственным ценностям. формировать умение осваивать алгоритм логических операций осмысления теоретического материала; обобщать и систематизировать исторические знания.

Планируемые результаты:

  1. Предметные УУД: работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные; давать образную характеристику Конфуция; аргументировать собственную позицию по проблемному вопросу;
  2. Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; давать определения понятий, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;
  3. Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала, понимать культурное многообразие мира, уважать культуру других народов, учиться быть толерантным.

Форма организации деятельности:

  • фронтальная
  • групповая
  • индивидуальная

 Оборудование урока:

1) учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая;

«История Древнего мира», М. Просвещение, 2014 г.

4) мультимедийная  презентация;

5) пакет с рабочими материалами

 

1 Мотивационно-целевой компонент (3 мин.)

Учитель  Здравствуйте, ребята!

В 5 классе на уроках истории мы совершаем увлекательные путешествия в страны Древнего мира. Давайте вспомним, в каких странах мы уже побывали?

(Дети отвечают: Древний Египет, Междуречье, Финикия, Ассирия, Персидская держава, Древняя Индия.)

Сегодня мы побываем еще в одной стране.

Давайте  отгадаем загадки.

Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Ну конечно же…..(бумага)

Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называюсь я …. (фарфор)

Под стеклом всегда сидит,
Во все стороны глядит:
В лесу и в поле пригодится –
Не позволит заблудиться. (компас)

Зелёный, чёрный и в пакетах,
Есть развесной, а есть в брикетах.
Давай, дружище, выручай:
«Что утром пьёшь с лимоном»? …(чай)

 

слайд презентации.

Учитель Кроме изобретений , Китай славится своей философией, любовью к мудрости

Учитель А теперь давайте попробуем дать определение термину «мудрец». Так кто же такой, по-вашему, мудрец?

Мудрец – особо почитаемый человек, наделённый знаниями, умом, большим жизненным опытом.

слайд презентации

Учитель: Здесь приведены различные факты из жизни нашего главного героя, и вы попробуете угадать, о ком идет речь.

Китайский мыслитель, основные взгляды которого изложены в книге «Лунь-юй» («Беседы и суждения»).

Он принадлежал к старинному аристократическому роду

На протяжении многих десятков поколений миллиарды жителей Китая свято чтили его как Учителя жизни.

Фактически в 22 года начал обучать сам  и до конца жизни работал учителем и записывал свои мысли.      

Установлено, что рано лишился отца, жил в бедности.

Ценностным ориентиром  считал жизнь человека, при условии, что жизнь и поступки каждого человека будут преисполнены мудрости, чувства долга, справедливости, Истину последователи Учителя видели в развитии идеи цзюнь-цзы — идеи совершенного человека, или благородного мужа, который своим поведением поддерживает порядок и равновесие в мире.

Идеи философа были приняты правителем  из династии Хань в 202 г до н.э. и возведены  их в ранг религии.

Учитель:  Мы познакомились с фактами из жизни нашего героя.  Постараемся определить, как же его звали?

Так появилось религиозно — философское учение – конфуцианство. (определение дано в рабочих листах: конфуцианство – философское и религиозное учение в Китае)

Учитель Давайте теперь сформулируем тему урока.

О какой стране и какой легендарной личности в истории Китая мы будем говорить?

Сегодня мы с вами будем говорить о Конфуции – великом Учителе Китая, жившем в 6 веке до н.э. Нам с вами посчастливится обрести частицу его мудрости.

Тема нашего урока «Чему учил китайский мудрец Конфуций».

2. Страна, где жил Конфуций. (5 мин.)

Учитель С чего мы должны начать маршрут нашего путешествия?

Мы должны узнать больше о месте проживания нашего героя.

Работа в группах.

Кейс  Географическое положение Китая, природные условия. Занятия жителей

Документ «Географическое положение Китая»

В Восточной Азии,на северо-востоке от Индии, за высокими горами Гималаями, находится Китай. В первом тысячелетии до.н.э. китайцы расселились по всей Великой Китайской равнине. Древние китайцы называли свою страну «Поднебесной империей» или «Срединным царством», так как считали, что она лежит посреди четырёх морей: Восточного, Южного, Песчаного и Скалистого. Песчаным морем называли суровую и безводную пустыню Гоби, а Скалистым морем — Тибет, горный край по ту сторону Гималаев.

В Китае текут две большие реки — Хуанхэ и Янцзы. Названия рек означают: «Жёлтая вода» и «Синяя вода». Вода Хуанхэ действительно желтоватого цвета, потому что несёт с собой много жёлтой глины. В плодородной долине Хуанхэ поселились первые земледельцы; они выращивали просо, разводили свиней, крупный рогатый скот.

Случалось, что во время разлива Хуанхэ затопляла большие территории с сёлами и полями. Поэтому её называли ещё «Рекой, надрывающей сердца» и «Бичом Китая». Со временем люди научились бороться с паводками. Они строили плотины и рыли каналы.

Вопросы на столе. Используя документ и карту на стр. 106 учебника, ответить в рабочих листах на вопросы.

— Где находится Китай? В какой части света? (Восточная Азия)

— Какой цвет преобладает на карте? Что это значит? (желтый и коричневый. Обозначает пустыню и горы).

—  Какие моря омывают Китай? ( северо-восток — Желтое море, восток — Восточно -Китайское море, юго-восток  Южно-китайское море.)

— Назовите соседей Китая. (племена гуннов)

— Какие крупные реки  протекают по территории Китая? (Хуанхэ и  Янцзы)

— Как вы считаете, что обозначают эти названия? («Желтая вода» и «Синяя вода»)

— Как называется местность, по которой протекают эти реки? ( Великая Китайская равнина)

— Какие стихийные бедствия могли постигнуть жителей Китая? (наводнения)

— Предположите, исходя из природно-географического положения Китая, какие занятия существовали у его жителей? (земледелие, ремёсла, торговля)

— Почему уцелевшие после наводнения люди возвращались на старые места и создавали новые поселки на берегах Хуанхэ? 

Дополняю ответ:

Великие реки Китая очень бурные, несут много ила и песка. Берега Хуанхэ сложены из лёсса — горной породы, похожей на мелкий слежавшийся песок. Лессовые почвы мягкие, а при хорошем поливе очень плодородны. Уже три с половиной тысячи лет назад на берегах Хуанхэ существовали посёлки земледельцев и скотоводов. В то же время берега Янцзы, покрытые густыми лесами, не были заселены.

Записать в рабочий лист. Лёсс – плодородный ил.

3.Учение Конфуция.

Учитель А сейчас мы рассмотрим учение Конфуция

У каждой группы есть свое задание в рабочем листе, которое нужно выполнить. Внимательно читайте задания. Время на подготовку 5 мин.

1-я группа Кейс Высшая добродетель – уважение к старшим. Отношения в государстве

Из высказываний Конфуция.

1. Высшая добродетель – уважение к старшим.

2. В семье младшие братья должны оказывать знаки уважения старшим, а старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой.

3. Не только в семье, но и во всём государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими.

4. Мудрый правитель не наказывает людей, а терпеливо воспитывает, по — отечески наставляет.

5.Государство подобно семье, где подданные уважают правителя как отца, но и правители должны относиться к подданным как к своим детям.

6. Оказав почтение старшим, мы вправе рассчитывать на такое же отношение к себе со стороны младших и подчиненных. Так достигается порядок и мир.

7. Нельзя не помнить о возрасте отца и матери: для сына в этом сразу и радость, и тревога

Вопросы

1.Как учил Конфуций относиться к старшим, к родителям?

2. Как вы понимаете высказывание Конфуция: «Нельзя не помнить о возрасте отца и матери: для сына в этом сразу и радость, и тревога». 

3. наводящий вопрос: Для чего надо знать возраст родителей? (чтобы помнить о том, что родителям нужны забота и внимание. Когда можно радоваться возрасту родителей, а когда необходимо проявлять беспокойство? (радоваться, что они еще молоды, беспокоиться об их здоровье в старости)

4. Как должен относиться к подданным мудрый правитель?

5. Какие правила поведения можно вывести из данного текста?

.(варианты ответов: Уважай, старость, все стареют. Уважай и береги своих родителей, воспитывай и наставляй на истинный путь своих подданных. Или

Относиться уважительно друг к другу, как в семье, так и в государстве, в обществе. Особенно Конфуций учит уважительному отношению к родителям.)

6. Как вы понимаете слово «добродетель»? Кратко запишите ответ:

 Добродетель – это … (положительное нравственное качество.)

2 группа Кейс Благородные и ничтожные

На столе высказывания Конфуция

1. Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный – к справедливости.

2. Благородный человек лишён тревоги и боязни. Ведь коли не найдёшь внутри себя изъяна, о чём тревожиться, чего бояться.

3.Человек – драгоценнейшее создание из всех живущих под небом, достоин всякого уважения, равнодушие к человеку унижает его достоинство.

4. Богатство – это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться.

5. Бедность – то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду её стыдиться.

6. Не следуй дурным примерам, будь воспитанным, уважай обычаи других.

7.«Я непременно нахожу себе наставника в каждом из двоих моих попутчиков. Я выбираю то, что есть в них хорошего, и следую ему, а нехорошего у них я избегаю».

Вопросы

  1. На какие два типа делил людей Конфуций?

(Дети отвечают: на благородного мужа и низкого человека)

  1. А какими качествами должен обладать «благородный муж»?

(Дети отвечают: быть честным, не обманывать, помогать старшим, проявлять отзывчивость и сострадание )

3. Как называется уважение и терпимость  к другим традициям, образу жизни? (толерантность)

4.  Как вы понимаете высказывание Конфуция: . Благородный человек лишён тревоги и боязни. Ведь коли не найдёшь внутри себя изъяна, о чём тревожиться, чего бояться.

(Если человек совершает добрые поступки, то и на душе будет покой, не будет мучать совесть)

5. Какое правило можно вывести из этого высказывания Конфуция?

Не следуй дурным примерам, будь воспитанным, уважай обычаи других.

Это дом Конфуция. Мудрец приглашает нас в гости. А все ли знают, как правильно вести себя в гостях? Ребята, не забывайте, что мы находимся в Китае, а здесь свои традиции. Ведь недаром Конфуций учил: «Воспитанного человека легко узнать по его манерам». Сейчас мы с ними познакомимся.

3-я группа

Как должны вести себя учтивые китайцы

Прочитать в учебнике  стр. 108

Выполните задание в маршрутных листах, вставив пропущенные слова

Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый (вежливый) китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком. Идти по циновкам, расстеленным по полу, считалось неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне. Древние китайцы сооружали на голове сложные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями. Обычно китайцы носили халат. У простых людей халаты были из дешевой материи. Знатные богачи одевались в халаты шелковые, с красивой вышивкой цветами и фигурами драконов.

Учитель — Каким, по мнению Конфуция, должен быть воспитанный, то есть, учтивый человек?

Давайте проверим, как вы справились с работой (учащиеся по одному читают высказывания.

-Учтивый китаец перед входом в дом …….. (снимал туфли и шел босиком).

— Идти в туфлях по………., расстеленным на полу, считалось неприличным (циновкам)

— Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но по — особенному … (подогнув под себя пятки) .

Нельзя было сидеть, свесив ноги или………..,это говорило о невоспитанности людей (вытянув ноги).

Большое внимание уделялось внешнему виду человека. Древние китайские мужчины носили прически из длинных волос, собирая волосы в ….(пучок).

Женские прически были очень сложные, но производили впечатление легкости, украшались… (цветами и драгоценными камнями).

Обычно китайцы носили… ( халат).

У простых людей они были из …..(дешевой материи), а знатные и богатые китайцы одевались в……( шелковых халаты), украшенные дорогой и красивой вышивкой. На одежде императора вышивался…..( дракон) – символ божественности.

Давайте проверим, как вы справились с работой (учащиеся по одному читают

Учитель — Всегда ли сегодня люди соблюдают правила приличного поведения, аккуратно одеваются, следят за своими манерами?

— Согласны ли вы с утверждением Конфуция, что воспитанного человека легко узнать по его поведению?

-Какое правило можно вывести из этого высказывания Конфуция?

Будь воспитанным, соблюдай правила этикета и уважай традиции народа

Конфуций был великим учителем и передавал знания своим ученикам при помощи книг.

4 группа    Мудрость – в знании старинных книг ( то есть – в учении)

Прочитать высказывания Конфуция и пункт 3 стр.107 учебника

  1. Учись прилежно, знания пригодятся в жизни.
  2.  Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения.
  3. Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно. Я не родился со знаниями. Я получил их благодаря любви к древности и настойчивости в учебе.
  4. Мудрость в знании старинных книг.

А сами книги выглядели совсем не так, как наши. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках из расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку окунали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой.

Ученый китаец должен был запомнить тысячи иероглифов, обозначавших отдельные слова.

Вопросы

— Какое письмо было у китайцев? (иероглифы). Где ещё они были? (в Египте)

— Чему учил Конфуций своих учеников? (учиться прилежно, размышлять, проявлять настойчивость в учебе)

-Что из себя представляли древнекитайские книги?(дощечки из расщепленного бамбука)

— Согласны ли вы с высказыванием Конфуция, что нужно читать книги? Может быть, достаточно интернета и телевизора?

— Какое правило можно вывести из прочитанного материала?

Учись прилежно, знания пригодятся в жизни.

Учитель дополняет.

Несмотря на сложность написания, иероглифы у китайцев были очень аккуратными и красивыми. Иногда в одном символе помещалось целое предложение.

Учитель- А вы знаете, как называлось искусство грамотно и красиво писать? (каллиграфия)

Выучить китайскую грамоту сложнее, чем научиться говорить.

Учитель Почему же современные китайцы не спешат переходить к алфавиту?( Велика роль традиций, пришлось бы переписать всю огромную китайскую литературу).

Мы с вами выполнили все задания кейсов и сформулировали правила поведения. (прикрепление на доске)

Учитель Как вы думаете, можно ли в современном мире жить по  учению Конфуция?

(Дети отвечают: можно, т.к. всегда ценится доброта, справедливость, взаимоуважение и т.д.)

Это вечные ценности. Кроме этих ценностей, есть еще и материальные, но они приходящие и уходящие. Вечные же ценности живут в наших душах, поэтому они актуальны и по сей день. Конфуций дал нам рецепт как надо жить, чтобы всем в обществе  жилось хорошо, жить по правилу: «Не делай людям того, чего не желаешь себе». (появляется на экране)

Рефлексия

-С какой страной Древнего Востока вы познакомились на уроке?

-Кто такой Конфуций?

Какую мудрость вы взяли для себя.

Учитель предлагает учащимся оценить свою работу и работу товарищей в группах и поставить оценки за работу в маршрутных листах.

Учитель на основании своих наблюдений и баллов в карточках оценивания выставляет отметки за работу на уроке.

Учитель Посмотрите на этот иероглиф. (Слайд ) Это иероглиф фу! Он очень популярен у китайцев перед Новым годом. Чаще всего его пишут на красной бумаге и вешают на дверь перед входом в дом. Как вы думаете, что желают китайцы друг другу в Новом году? Правильно — счастья! Я предлагаю Вам почувствовать себя учениками Конфуция и написать этот иероглиф. Возьмите в руки лист красной бумаги, фломастер.

— Покажите, что у вас получилось. Поднимите вверх ваши символы. А теперь давайте подарим ваши пожелания счастья друг другу. 

Дом.задание: параграф 22. Опережающее задание  На основе дополнительной литературы, ресурсов Интернета подготовьте сообщения об одном из китайских открытий, которые используются в наши дни (порох, китайский календарь, китайская медицина, бумага, компас и.т.д.).

Trojden | Чему учил китайский мудрец Конфуций

Цели: познакомить с основными идеями учения Конфуция, религиозными верованиями китайцев; объяснить значения понятий мудрец, благородный человек, достойное поведение’, формировать умение осваивать алгоритм логических операций осмысления теоретического материала: обобщать и систематизировать исторические знания, участвовать в эвристической беседе, дискуссии, работать с документами, выполнять проблемные задания, делать выводы; учить выражать свое отношение к нравственным ценностям, которые проповедовал Конфуций.

Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; давать образную характеристику Конфуция; аргументировать собственную позицию по дискуссионным и морально-этическим вопросам далекого прошлого; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; понимать культурное многообразие мира; уважать культуру других народов; учиться быть толерантным.

Оборудование: портрет Конфуция; пакет с рабочими материалами; карта «Китай в древности»; проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

На свете живут разные люди. Одни не обладают никакими особенными качествами. Это люди привычки, не умеющие ничего сделать без указаний. Другие — грамотные, образованные. Они живут сознательной жизнью, в соответствии с законами и обычаями. Третьи — люди здравого смысла, которые никогда и ни в чем не отступают от него. Они одинаковы в горе и радости, добродетельны, умеют говорить и молчать, когда это необходимо. Они прямодушны и рассудительны.

— Как вы думаете, как можно назвать людей из третьей группы?

Подобных людей мы называем мудрецами и к ним идем просить совета, когда нам необходима помощь.

Тема урока: «Чему учил китайский мудрец Конфуций».

(Показывает презентацию.)

План урока

1. Где и когда жил Конфуций.

2. Чему и как учил Конфуций.

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятиями мудрец, благородный человек, достойное поведение, будем характеризовать и анализировать основные идеи учения китайского мудреца Конфуция.

Проблемный вопрос. Почему китайцы считали, что небо покровительствует правителю и, как правило, исполняет его просьбы?

Познакомившись с учением Конфуция, мы постараемся стать чуточку благороднее, мудрее, словом, перенять у него то полезное, чему он учил людей в глубокой древности.

III. Работа по теме урока

1. Где и когда жил Конфуций

Но прежде чем мы будем с вами характеризовать учение Конфуция, давайте установим, где и в каких исторических условиях жил и творил мудрец.

— Внимательно посмотрите на карту «Китай в древности» и определите месторасположение родины Конфуция.

Действительно, Китай находится в Восточной Азии. В I тысячелетии до н. э. китайцы расселились по всей Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы. Земля там с незапамятных времен желтого цвета. Как гласит старинная легенда, сидя на берегу Хуанхэ, богиня Нюйва лепила человечков из желтой глины. Они выскальзывали из ее живородящих рук и заселяли эту землю.

— Как вы думаете, чем стали заниматься люди, заселившие Китай?

Верно, земледелием. Осваивая новые земли, люди научились их орошать, прокладывать каналы. На этой обширной территории возникло несколько государств, правители которых часто враждовали друг с другом.

— На ваших рабочих столах документ № 1. Познакомьтесь с ним и ответьте на вопросы.

Документ № 1

«Пришло лихолетье Воюющих царств (V в. до н. э.). Страну раздирали войны. В сражениях за овладение городами убитые переполняли города, — писал современник, — а в битвах за земли поля сражений сплошь устилались телами убитых». Процветали воровство и грабежи, более всех страдал от этого народ. Ему приходилось строить крепости и выполнять тяжелые работы, зарабатывать вельможам средства на постройку дворцов, пиршества. Эго вызывало ропот даже у терпеливого и трудолюбивого китайского народа.

Вопросы к тексту

— Как бы вы озаглавили данный документ?

— Как бы вы охарактеризовали обстановку в Китае в V в. до н. э.?

— Какая насущная задача встала перед Китаем в то время?

В первую очередь необходимо было водворить в государстве порядок, провести в стране преобразования. Именно в это время и должны были появиться люди, не только осознающие необходимость перемен, но и хорошо представляющие себе, какие преобразования и как надо проводить, чтобы спасти страну.

— Внимательно послушайте предание.

Однажды учитель, вспомнив о бедственном положении отечества, попросил трех своих учеников найти из него выход.

— Я бы собрал огромные полчища и силой оружия усмирил мятежников. В пример другим пленных я бы предал их казни и таким образом водворил порядок, — сказал один ученик.

— Я бы поступил иначе, — отвечал другой. — Я бы вышел и попросил выслушать меня. Я бы постарался всеми силами моего красноречия изобразить все бедствия войны и все блага мира. Мои слова привели бы к миру и спокойствию.

— А я бы, — сказал третий ученик, — хотел бы, чтобы нами правил добродетельный и мудрый государь, который удалил бы льстецов, и приблизил бы людей прямодушных и добродетельных, и поручил бы обучать народ пяти главным обязанностям: человеколюбию, правосудию, любви к истине, верности и чести. Тогда царю не пришлось бы опасаться врагов и содержать многочисленные войска, смертоносные пушки он перековал бы в земледельческие орудия, воины бы обратились в мирных граждан, и все люди были бы счастливы.

— Кто, с вашей точки зрения, предложил самый правильный выход из бедственного положения? Почему вы так считаете?

— Как можно назвать человека, предложившего такой выход?

(Ответы учеников. Затем вводится понятие мудрец, отмечаются следующие его отличительные качества: умение принимать правильные решения, стремление к истине, уважение к людям и др. )

Именно таким мудрецом, видевшим спасение страны в улучшении отношений между людьми, введении строгого порядка, воспитании человека не для себя, а для общества, был Конфуций.

— Что нам о нем известно? Познакомьтесь с документом № 2 и ответьте на вопросы.

Документ № 2

Конфуций родился в VI в. до н. э. в аристократической семье. Рано лишившись отца, он оказался в крайней бедности. Самостоятельно изыскивая средства к проживанию, юноша из аристократического рода научился многим занятиям простых людей. Он отличался необыкновенным послушанием матери, почтительностью к старшим, был тих, степенен и рассудителен не по возрасту. Любимыми его детскими забавами были игры в церемонии. В зрелом возрасте он некоторое время занимал должности хранителя амбаров, затем стал смотрителем пастбищ и общественных работ. Когда ему было за пятьдесят, в течение нескольких месяцев занимал должность начальника судебного приказа. Помимо служебных обязанностей, он много времени уделял воспитанию юношества. С этой целью Конфуций содержал частную школу, в которой прививал ученикам правила достойного поведения, воспитывал благородных людей, способных спасти страну в тяжелое время.

Вопросы к тексту

— Что нам известно о Конфуции?

— Какие качества отличали его среди других людей?

2. Чему и как учил Конфуций

(На доске запись.)

Передаю, а не создаю; верю в древность и люблю ее.

— На доске записан девиз Конфуция и его школы. Как вы понимаете эти слова?

Все, чему учил он и что проповедовал, было раньше возвещено древними мудрецами и жило в сознании масс. Труды Конфуция дороги нам своими практическими советами. Темами его бесед с учениками чаще всего были древняя история, народные песни и старинные обряды.

— Очень интересны были и методы преподавания Конфуция. Посмотрите на доску.

(На доске запись.)

Методы преподавания Конфуция

1. Он указывал на поведение древних как на образец.

2. Советовал читать священные книги.

3. Требовал размышлять над прочитанным.

По мнению Конфуция, все люди Поднебесной (Китая) рождаются равными. Затем одни из них приобретают благородство, вырабатывают достойное поведение, т. е. становятся достойными людьми. Другие, неспособные, ленивые или невежественные, становятся подлыми, духовно убогими. Конфуций верил: «Не Дао (судьба) творит человека, а человек создает свое Дао».

— Как вы понимаете эти слова?

— Давайте перенесемся в глубокую древность и побываем на уроке в частной школе Конфуция. Перед вами на столах лежат материалы, принадлежащие великому китайскому мудрецу.

(Ученики делятся на пять групп.)

Задание для всех групп

1. Внимательно прочитайте высказывания Конфуция.

2. Чему учил мудрец Конфуций?

3. Какие высказывания вам понравились и почему?

4. С чем вы не согласны и почему?

5. Что из наставлений Конфуция может пригодиться и в наши дни?

6. Представьте, что перед вами глава из учебника Конфуция. Озаглавьте ее.

Рабочий материал для первой группы

• Живи, руководствуясь следующими правилами:

—не желай другим того, чего не желаешь себе;

— помогай другим достичь того, чего бы сам хотел достичь.

• Не завидуй никому и никого не презирай. Встречаясь с благородным человеком, думай, как сравняться с ним; встречаясь с низким человеком, думай, как бы самому не стать таким же.

• Благородный человек помогает людям проявить их хорошие качества.

• Будь строг к себе и мягок к другим. Так ты оградишь себя от людской неприязни.

• Хочешь избежать зависти — не высказывай своего превосходства.

• Когда стрелок из лука промахнется, он ведь не винит других, а винит себя. Так же надлежит поступать.

• Низкий человек видит в людях только дурное.

Рабочий материал для второй группы

• Необходимо вырабатывать почтение к предкам, родителям, мудрецам, учителям и правителям.

• Долголетие для человека большое счастье, потому что с годами приходит мудрость.

• Оказав почтение старшим, мы вправе рассчитывать на такое же отношение к себе со стороны младших и подчиненных. Так достигается порядок и мир.

• Но почтение не должно переходить в угодничество и лесть. Старших можно и нужно наставлять. Терпеливо, но убежденно.

• Хочешь узнать новое — обратись к старому.

Рабочий материал для третьей группы

• Надо быть человеколюбцем, ведь человек — царь земли, которому все подчиняется на ней. Человек — драгоценнейшее создание из всех живущих под небом, достоин всякого уважения, равнодушие к человеку унижает его достоинство.

• Не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься о том, что ты не знаешь людей.

• Добро бывает часто ветром, бегущим от тебя. Зло бывает часто кипящей водой, бегущей за тобой.

• Не все следуют этому правилу человеколюбия. Например, старшие правители, чиновники часто унижают подданных, добиваются послушания грубостью и насилием. Так порядка не наведешь. Надо уважать и знать людей.

• Государство подобно семье, где подданные уважают правителя как отца, но и правители должны относиться к подданным как к своим детям.

• Позаботься о пище, одежде, жилище для подданных, а затем требуй от них службы. Быть впереди людей — значит служить людям. Обогащаться — в последнюю очередь.

Рабочий материал для четвертой группы

• Я не родился со знаниями. Однако сейчас люди за знаниями идут ко мне. Это оттого, что я всю жизнь любил учиться. Учиться у мудрости веков. Любил оживлять прошлое. Только тот, кто оживляет прошлое, способен познать будущее.

• Учиться и, когда придет время, использовать знания в деле — разве это не прекрасно!

• Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения.

• Учу того, кто сам ищет знаний.

• Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестает учиться, он может потерять и то, чему научился раньше.

Рабочий материал для пятой группы

• Необходимо воспитывать в себе верность и преданность, уважение, правдолюбие, повиновение законам.

• Все эти качества не появляются вдруг. Их нужно воспитывать с детства, чтобы к зрелости человека они стали его внутренним содержанием.

• Закреплять эти качества надо с помощью церемониала, т. е. с помощью соблюдения внешних правил приличия, культуры поведения.

• Воспитанного человека легко узнать по его манерам. Учтивый китаец перед входом в дом снимает обувь и идет босиком.

• Нельзя ходить с распущенными волосами, необходимо сооружать сложные прически.

• Церемонии утверждают порядок между людьми.

(Группы презентуют свои работы.)

Конфуций никогда не прекращал занятий. На отдых он тратил лишь два часа в день. Всю свою жизнь мудрец посвятил распространению своего учения. Он поучал и словом, и делом.

Однажды ученики застали Конфуция внимательно смотрящим на течение реки.

— Учитель, — спросил один из них, — полезно ли созерцание текущей реки? Вещь, кажется, самая обыкновенная.

— Вы верно говорите, — отвечал Конфуций, — течение реки самая обыкновенная вещь, известная каждому. Но вот чего никто не знает, и это не совсем обыкновенно: соотношение и сравнение реки с учением. Воды текут безостановочно, днем и ночью, текут до самого устья и там впадают в море. Учение прежних мудрецов текло таким же образом до нашего времени. Мы же в свою очередь, как живые волны, понесем его вдаль, передадим последующим поколениям — и так до скончания веков.

— Что хотел сказать своим ученикам мудрец?

Важным считал Конфуций и соблюдение человеком золотой середины во всех поступках: нельзя предаваться ни чрезмерной злобе, ни чрезмерной любви, печали или восторгу. Умеренность и сдержанность должны быть всегда и во всем. Результат этого — совершенство, к которому стремится благородный человек.

— Кто-то из вас задаст себе вопрос: так уж ли это важно? Послушайте притчу и ответьте на него.

В зале подле трона стояло ведро, сплетенное из камыша, для подъема воды из колодца.

— Зачем оно здесь стоит? — спросил Конфуций.

Чиновник не знал ответа и что-то пробормотал в ответ. Тогда Конфуций попросил зачерпнуть воды из колодца. Тот осторожно опустил ведро в колодец, но легкое ведро плавало на поверхности воды, и чиновник не мог зачерпнуть в него ни капли воды.

— Если не удалось набрать воды таким образом, — сказал Конфуций, — надобно черпать иначе как-нибудь!

Другой чиновник взял ведро и бросил его в колодец со всего размаха. Ведро, переполнившись водой, погрузилось на дно.

— И это нехорошо, — сказал Конфуций, — придется зачерпнуть воды самому.

Взяв ведро, он опустил его, осторожно покачивая, ни быстро, ни медленно, в колодец, и ведро наполнилось настолько, что его без труда можно было вытянуть.

Тогда, обращаясь ко всем присутствующим, Конфуций сказал: «Вот вам верное средство изобретения хорошего правления и искусства уметь держаться золотой середины. Излишняя слабость и излишняя суровость вредны. Надобно уметь соединить силу с умеренностью».

В древние времена законодатели предписали постоянно держать пустое ведро возле трона, для того чтобы правители всегда помнили вывод из этого простого опыта.

IV. Подведение итогов урока

Итак, мы с вами выяснили, что образованность, почтение к предкам, достойное поведение, манеры, человеколюбие, умеренность во всем — вот что необходимо для наведения порядка в стране, попавшей в тяжелое положение.

Домашнее задание

Написать эссе на тему «Чему меня научил Конфуций».



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница