Давай остановим часы я хочу еще побыть: Короткие стихи скучаю по тебе мужчине

Содержание

Иван Глазунов: «Я хочу, чтобы мои дети увидели ледоход»

100%

+

17 мин.

Код скопирован

Много лет назад под окнами этого дома в центре Москвы ходили демонстрации, красно-белые лозунги которых предсказывали скорое счастье народа, где каждый будет одет и накормлен. Сегодня по этим же улицам, мимо модных кафе и бутиков, проносятся иномарки, а деловые люди, забывая подумать о счастье, спешат на важные совещания или бизнес-ланчи.

Но в самом доме — и тогда, и сейчас — время замирает перед древними ликами, которые бережно собирали, реставрировали, в которые с детства вглядывались его обитатели. В том числе и Иван Глазунов, заслуженный художник России, любитель Русского Севера, отец четверых детей. В его доме-мастерской мы встретились, чтобы поговорить о времени — и о том, что способно противостоять его разрушительной силе.

Остановить безобразие

— Иван Ильич, Вы, как и Ваши родители, стали профессиональным художником, пошли по их стопам. Легко ли Вам далось такое решение?

— Я часто слышу о себе: «Он продолжает дело отца». Но про художника невозможно так сказать, ведь у нас не наследственная фабрика, где сыновья по наработанной схеме продолжают начатое их предками дело. Честно говоря, у меня просто не было другого пути: родители фактически, не спрашивая, отвели в художественную школу, дали импульс — но дальше уже начинается свой путь, без оглядки на отца, иначе можно просто стать плагиатором. При всем родстве с отцом ты все равно всегда остаешься с холстом один на один.

— Вы очень много времени в детстве провели в знаменитой мастерской отца. А какие у Вас самые яркие воспоминания о той среде? Что, как Вам кажется, формировало Вашу личность?

— Никогда бы не назвал атмосферу, которая царила в папиной мастерской, советской: на стенах висели собранные родителями иконы, на полке стояло эмигрантское издание Закона Божьего, привезенного к нам, очевидно, конспиративно — тогда, наверное, и не помышляли такое в руках подержать. Помню, как рассматривал его черно-белые картинки и как пытался что-то оттуда читать. Помню, что к нам приходили реставраторы и что я наблюдал, как на темной-темной доске вдруг появлялись фрагменты ликов святых, золотых нимбов. Это было настоящим чудом для меня! Еще в памяти всплывает такая картинка: мама на фоне развалин из кирпича и белого камня. Это ломали какой-то московский храм, а патриотичес­кий клуб «Родина», детище моего отца, протестовал и писал на стенах, выдавливая краски из тюбиков: «Остановите безобразие». Помню, что возмущались советским сломом и переделкой старых улиц и всего, что дома у нас, наоборот, ценилось.

— То есть Вы воспитывались как бы вне того реального времени, в котором жили Ваши сверстники?

— Разумеется, я рос не в парнике: я учился в обычной советской школе, читал обычные книжки, у меня всегда было много друзей, и я прекрасно знал, чем живет мое поколение. И хотя дома у нас не было каких-то особо антисоветских разговоров — но все-таки темы эти были. А ведь дети все слышат, и поэтому я на многие вещи смотрел по-другому.

— А принято ли было в семье говорить о вере, о Боге?

— Конечно, хотя отлаженной церковной жизни у нас не было. Но было положено начало: я крещен с младенчества, я жил среди изображений ликов святых, а еще у нас был один друг семьи, которого мама благословила возить меня по храмам, и, когда мне было 8-12 лет, мы с ним изъездили много святых мест. Помню, например, как рано утром, в темноте, по морозу мы ехали на электричке в Троице-Сергиеву Лавру. Для расширения кругозора он как-то отвел меня и к старообрядцам. Помню, мне у них понравилось — правда, пришлось очень долго стоять на службе. Но как там пели, и как там ощущалось какое-то мерцание старины сквозь ладан и свечи! В детстве запоминаются именно такие картинки. А потом, спустя много лет, они всплывают, и тебе снова хочется там побывать.

В мастерской отца. Иван Глазунов с сестрой Верой и родителями — Ильей Глазуновым и Ниной Виноградовой-Бенуа. Конец 1970-х гг.

Но осознанное, личное обращение к вере у меня произошло лет в двадцать с небольшим. Вдруг возникли вопросы: кто я, что я, и почему я живу так? И тогда на меня обрушилась целая лавина знаний, которые нужны для первого шага в церковь. И это потрясающее чувство новоначальных — тебе помогает Сам Господь! Думаю, моя работа над росписями храмов и икон стала прямым следствием этого шага.

Не буду вдаваться в рассуждения о том, чтó вера совершает в душе каждого, но невооруженным глазом видно, что, помимо духовного преображения, вера еще и вызывает в человеке размышления о том, кто он, где живет, откуда он произошел. Известный советский художник Игорь Грабарь, например, писал, что самое зримое отображение вкусов, нравов и вообще жизни общества — архитектура. По зданиям, которые строятся сейчас, можно судить о том, какую среду мы создаем вокруг и оставляем после себя… А вера — это единственное, что связывает нас с нашей историей. И когда человек поворачивается к Церкви, окружающая среда, его отношение к жизни, к людям — ко всему — кардинально меняется.

— Вы как художник активно участвуете в возрождении святынь. А какая из работ Вам особенно дорога?

— Очень дорога и важна для меня работа над росписями в храме Малое Вознесение на Большой Никитской улице в Москве. Недавно протоиерей Артемий Владимиров сказал мне: «Я зашел в храм, и мне захотелось спросить: а как настолько хорошо сохранились фрески?» Для меня это наивысшая похвала, как раз то, чего я добивался — чтобы в храме как будто и вправду сохранилась старина. Ведь раньше такую работу выполняло одновременно несколько человек, артель, где у каждого был даже не свой фрагмент, а своя отдельная задача: одни писали лики, другие золотили, третьи делали орнаменты и надписи. Поэтому авторство нам чаще всего неизвестно, ведь в такой работе главное — результат.

И при том нет ни одного одинакового храма, каждый неповторим! Получается, что создатели находились на пике творческих сил — и в то же время все так смиренно, безымянно… Здесь же я начинал все один, и для меня это была очень интересная задача.

Всех повалю!

— Вы и в живописи тоже вдохновляетесь образами старины, которые ищете на Русском Севере. С чего началась Ваша любовь к этим местам?

— Мне кажется, это тоже идет из детства. Бывает, приедешь в какой-нибудь старинный городок, деревню — и ощущение, что ты здесь уже был. Без всякой мистики: вероятно, ты об этом в детстве прочитал или увидел на картинке. Когда я впервые приехал на Русский Север, у меня были такие же чувства.

Середина лета. 2010

Примерно в 22 года я оказался на перепутье: что для меня составляет интерес в жизни, что меня, как будущего художника, волнует, что заставляет браться за кисти и палитру? На Русский Север ездили многие художники — Грабарь, Билибин, Верещагин — чтобы увидеть не пряничность, не сувенирность, а именно подлинность старой деревянной Руси. Вот и мы с друзьями решили посмот­реть на эти места.

Мы поехали на реку Унжу и скитались там целый месяц — представляете, тогда, в самом начале 1990-х, не было ни мобильных телефонов, ни какой-либо связи с домом! — плавали на лодке, общались с местными жителями в каких-то очень глухих и заброшенных деревнях. Одинокие погос­ты, бедные деревни, старинные избушки, полуразрушенные деревянные церкви. И в то же время сказочные леса, лесные реки с чистейшей водой… В этих местах начинается уже другой, северный колорит, и все, кто сюда приезжает, отмечают, какое здесь небо. Как купол в храме.
Эта поездка меня изменила. Я начал ездить на Русский Север каждый год, изучать Вологодскую, Архангельскую области, собирать коллекцию старинного русского костюма и подлинных вещей из старинного русского обихода. Иногда приезжал с этюдником: ради таких пейзажей я готов ехать очень далеко и часами сидеть под дождем, снегом или кормить комаров, а иногда — просто пообщаться с бабушками, пережившими войну и потерявшими мужей, и послушать их всегда душераздирающие истории, не приукрашенные литературным слогом, рассказанные очень просто, на языке северных жителей, за вечерним чаем.

— Чьи истории зацепили особенно?

— До революции в этих местах было много сказителей. Например, известная Мария Дмитриевна Кривополенова помнила несколько сотен былин, сказок и даже знала улицы и площади древнего Киева — хотя никогда там не бывала. Она была очень интересным и особенным человеком, а за нрав ее даже побаивались в деревне. Последних таких сказителей мне тоже удалось застать еще 15 лет назад…

С дочерью Ольгой в мастерской

Как-то я добрался до реки Пинеги — это действительно медвежий угол, там в некоторых деревнях до сих пор нет электричества — пошел по одной из деревень спрашивать, где можно переночевать. И все сразу говорили: «А идите к Александре Филипповне», — и указывали в сторону ее дома. Захожу — она в огороде возится: «Заходи, всех повалю!» («повалю» — значит «уложу спать»).

Это одна из тех встреч в жизни, которые сильно действуют на душу. Человек, видя тебя впервые, оставляет тебя ночевать, не запирает дверь круг­лые сутки, встает в пять утра, чтобы, когда ты проснешься, на столе уже были ягоды, а в печи — горячие архангельские шаньги. Расскажет тебе весь местный фольклор, зная, что тебе это интересно, все истории из личной жизни вперемешку с какими-то древними новгородскими духовными стихами.

Бабушка Александра Филипповна, слава Богу, еще жива, мы много раз приезжали к ней с детьми — я надеюсь и на их жизнь эти впечатления повлияют.

— Вы до сих пор часто бываете на Русском Севере…

— Когда появились дети, нам с женой Юлией захотелось и им дать возможность почувствовать то же, что и мы, а с тех пор, как мы поженились, я ни разу не ездил на Север один. Юля тоже загорелась этой темой и даже сняла несколько документальных фильмов о Русском Севере. Пока эти места еще существуют, их надо увидеть. Не в музее деревянного зодчества, а живьем — как устроен деревенский дом со всеми его особенностями, как деревня продувается ветрами, заносится снегом, весной освещается солнцем. Сегодня большинство детей, читая рассказы даже по школьной программе, не совсем ориентируются в словах и не знают, что такое, например, ледоход. Для них это абстракция. Но ведь это удивительно: чайки плывут на льдинах, и треск такой, что заглушает человеческую речь. Все это надо застать, вовремя в детстве увидеть, узнать, почувствовать — и тогда ощущение от родины будет совсем другое.

Семейный портрет. 2002

— Еще один из удивительных Ваших проектов — перевозка деревянного храма из Архангельской области в московский музей-заповедник «Коломенское». Как Вам это удалось?

— Меня к этому долгое время побуждала жена. И как-то раз, во время очередного путешествия, мы добрались до далекого и забытого всеми села Семеновское и обнаружили там деревянную церковь XVII века, заброшенную и, как водится, испещренную неприличными автографами. А сам по себе храм был удивительный.

И тогда мне показалось, что спасение и перевозка этого храма в Москву для меня гораздо важнее, чем творчество, что это жизненно необходимое дело. Но оказалось, это совсем не просто и не быстро: несколько лет одной только переписки с разными структурами и полуметровая стопка бумаг на столе. В какой-то момент я даже отчаялся, подумал: наверное, уже ничего не получится.
И вдруг дело все-таки пошло: реставраторы-деревянщики разобрали церковь и повезли бревна в Москву. Это было в апреле, и, когда переезжали по последнему льду Северную Двину, колеса грузовых машин были уже на две трети в воде, все таяло. Это был как раз последний день движения по зимнику, потому что мостов нет, и, если не успел, придется ждать следующего сезона.

В «Коломенском» состоялось малое освящение храма в честь святого Георгия Победоносца, и хотя в нем пока не служат, он стоит среди храмов-ровес­ников и своими крестами XVII века прекрасно дополняет панораму заповедника.

Все начиналось… с Колчака

— Иван, Ваша собственная семья оказалась очень творческой — все связаны общими интересами, занятиями, совместными путешествиями. Это большая редкость сегодня. На Ваш взгляд, какой день стал днем рождения Вашей семьи?
— Как-то на свадьбе у друзей среди привычных для молодежной компании разговоров я вдруг услышал, как одна девушка в споре вступилась за Колчака. Я уже не помню, в чем была суть этой беседы, но, услышав это, я сразу обратил на нее внимание и как бы увидел ее. Ну и потом девушка эта мне и внешне тоже очень понравилась. Вот этот день, наверное, и можно считать днем рождения нашей семьи. ..

Распни Его! 1995

Хотя наша семья рождалась много раз: нельзя же не вспомнить и венчание, и дни рождения каждого из детей, и другие крупные события… Мне сейчас почему-то вспомнился один случай. Однажды мы были в Черногории и решили съез­дить оттуда в итальянский город Бари, к мощам Николая Чудотворца. Взяли своих еще маленьких дочек Олю и Глашу, а грудного Федю оставили — поэтому в нашем распоряжении были только сутки. Переправились паромом на итальянский берег — и время пошло. Добрались до храма святителя Николая, отстояли службу — до отправления парома осталось еще полдня. И тогда мы решили на машине доехать до Помпей — а это значит пересечь поперек весь «сапог» Италии и вернуться. Я просчитал по времени: теоретически можно успеть. Приехали, посмотрели Помпеи — и несемся обратно. И вдруг попадаем в такую пробку, что в отчаянии понимаем — не успеем на паром. А следующий только через два дня! Федя в Черногории остается без мамы, итальянская виза заканчивается сегодня… Мы как-то все замолчали и приуныли. И тут смотрю, Оля с Глашей переглянулись, и старшая Оля говорит: «Глашка, давай молиться, чтобы Николай Чудотворец помог». Приезжаем в порт с опозданием на два часа — а паром наш стоит, задержался! И мы успели вернуться вовремя!

Мне кажется, что такие минуты — тоже как дни рождения семьи. Это наши общие воспоминания. И я благодарен Богу за такие простые маленькие чудеса, когда дети видят силу молитвы.
— Чему Вы учитесь в браке? Чему он Вас учит?

— Учит понимать, что семья — это огромная ответственность. И ответственность отца не меньше, чем ответственность матери.

— А чему, на Ваш взгляд, ребенка должен научить именно отец?

— Сколько раз в день я слышу от своих маленьких детей слово «папа» и думаю о том, как много теряют дети, растущие без отца! Мне кажется, что по многим детям, которые по той или иной причине воспитываются без папы, это заметно. Среди студентов я не раз встречал парней, которым уже по 20 лет — Александр Невский в их возрасте немцев гонял — а они все время мамой прикрываются, как щитом, ничего не могут без нее решить. Папа должен научить ребенка самостоятельности, ответственности… И вообще в жизни ребенка столько ситуаций, когда надо помочь, что невозможно каждую задачу вешать на маму, нужно обязательно самому принимать живое участие во всем, даже в мелочах. И так же прислушиваться, и так же пытаться разглядеть в ребенке определенные способности, желания, настроения.

— Как, по-Вашему, нужно правильно проводить время с детьми? Сколько его должно быть?

— Чем больше, тем лучше. Важно, чтобы единство в семье создавалось не просто за счет родственных уз, но и за счет общих интересов. Потому-то в нашей семье мы стараемся везде ездить вместе, чтобы впечатления, воспоминания и радости были общие. Если я рвану куда-нибудь один, меня потом мучает совесть, что я чем-то обделил свою семью. И тогда либо приходится возвращаться за всеми, либо во второй раз устраивать такую же поездку.
Самое плохое — это проклятая усталость, когда ты отмахиваешься от ребенка и думаешь: сейчас я устал, не могу, буду один. А вдруг у него к тебе важный вопрос? Ведь со временем вопросы типа «где живут кузнечики и как их поймать» перерастают в более серьезные. И если есть час свободного времени, лучше провести его с ребенком. Потому что даже несколько не сказанных маленькому человеку слов могут отозваться в будущем. Даже в мемуарах Николая II проходит мысль (и придает им какой-то оттенок оставленности) о том, что его отец, Александр III, что-то не досказал ему, не успел передать все свои знания. Возможно, просто потому, что не хватило времени: тут мешали какой-то регламент, распорядок, занятость. Так и все в жизни мешает, мешает, а потом ты умираешь и не успеваешь сказать своим детям что-то простое, но важное.

— А как Вы говорите с детьми о вере?

— Мне кажется, что в первую очередь, еще до разговоров, надо с самого младшего возраста приучать ребенка к определенному образу жизни. Помню, мы были в Крыму и на праздник Успения Пресвятой Богородицы поехали на службу в бахчисарайский Успенский пещерный монастырь. Там было столько людей, что храм не вмещал и половины желающих быть на Литургии. И вот палящее солнце, стоишь, обливаясь потом, держишь на руках двухлетнего ребенка, рядом с тобой пятилетняя дочка и беременная жена — и ты думаешь: «Ну зачем я сейчас стою здесь, и сам мучаюсь, и других мучаю?» Но проходит несколько часов, все причастились — и ты понимаешь, что все было не зря.

Приучать детей правильно проводить воскресный или другой праздничный день — это очень большой труд для родителей. Мне кажется, детей всегда надо брать в храм с собой. Пусть они пока еще не понимают, что там происходит, пусть тебе придется большую часть службы следить за ними, успокаивать или отлавливать во дворе, отвечать на вопросы, рассказывать — но потом со временем у них возникнет потребность в воскресенье идти в храм. А если вдруг не удается попасть на воскрес­ную службу — им это уже кажется неправильным.

Объяснить детям, почему перед причастием нельзя ни пить, ни есть, ответить на все их сложные детские вопросы тоже невероятно трудно. Но есть священник, духовник, которого можно позвать на помощь и который обязательно должен появиться в их жизни.

Что будет дальше — не знаю, это уже их отношения с Богом. Мое дело — привести, научить, подать пример. Моей старшей дочери Оле сейчас девятнадцать, и я вижу, что, если у нее нет возможности в воскресенье пойти на службу, она расстраивается. И мне бы очень хотелось, чтобы это навсегда стало для нее жизненной необходимостью.

— В одном из интервью Вы рассказывали, что как-то во время выступления фольклорного ансамбля «Веретенце», в котором участвуют Ваши дочки, зрители-ровесники начали смеяться над их костюмами…

— Да, такое было, это произошло где-то в Подмосковье. Не хочется обижать какой-либо город — в городе N. И молодежный зал просто начал гоготать. Ждали, наверное, чего-то другого. Это как раз то, о чем я говорил: нет понимания своих корней.

Дело в том, что в нашей стране долгое время фольклор считался просто самодеятельностью из жизни советских колхозников. Была подмена, все глубокое, серьезное и духовное было оттуда вынуто. Остались одни только присвисты, взвизгивания, присядки, которые на самом деле подлинной народной культуре и не свойственны. Когда говорят о русском фольклоре, на ум сразу приходит что-то вроде балалаек, щей в бороде и хохломы… А хочется сказать, что суть-то в другом. Там все овеяно чувством веры, фольклор — сокровищница, в которой наши предки хранили и передавали из века в век что-то самое важное для них. Там и духовные стихи, и древние обряды, и плачи, и праздники… И невероятный и богатейший живой русский язык.

Первый снег на Двине. 2007

— А как Ваши дочки восприняли подобную реакцию? Ведь мнение ровесников для многих — серьезный аргумент… Приходится ли им что-то доказывать, отстаивать?

— Девчонки все прекрасно понимают, и фольклор стал темой их собственного творчества. И у них с детства сложилась своя, очень интересная среда — там много друзей, фестивали, концерты, экспедиции, выставки.

— Вы в своем творчестве обращаетесь к русским традициям. А в семейной жизни Вы пытаетесь какие-то утраченные русские традиции возродить?

— Мы сами на традициях не выросли, и так, как описывал традицию Шмелев, уже, конечно, не будет. Но мы должны запомнить, сохранить и дать детям то, за что они будут с любовью вспоминать и ценить родительский дом, то, что они будут стремиться повторить уже в своих собственных семьях.

Слава Богу, что обыденную жизнь, совместное проживание каждого года нам удается совместить с церковным календарем: посты и праздники придают нашей жизни особый смысл, особый ритм и течение времени от Рождества до Пасхи… Подготовка к праздникам сейчас на старших девочках, а младшие подрастают и уже начинают им помогать. Потом, наверное, им дороги будут воспоминания о своем детстве и маленьких домашних чудесах.

Семья художника: супруга Юлия и дети Федя, Глаша, Оля и Марфа

Иван Ильич Глазунов

родился 13 октября 1969 года в семье художников Ильи Сергеевича Глазунова и Нины Александровны Виноградовой-Бенуа. Заслуженный художник России, профессор, завкафедрой исторической живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова.
Работы Ивана Глазунова находятся в государственных и частных собраниях в России и за рубежом. Иван является членом фонда «Поддержка памятников деревянного зодчества», занимается росписью храмов и пишет иконы. Он организовал реставрацию и перевоз из Архангельской области в московский музей-заповедник «Коломенское» уникального памятника деревянного зодчества XVII века — церкви великомученика Георгия Победоносца.
Более 20 лет Иван Глазунов путешествует по Русскому Северу, изучает его традиции и народное искусство, коллекционирует предметы русской старины, народные костюмы, пишет статьи на тему русского декоративно-прикладного искусства, истории русского костюма.
Женат, отец четверых детей. Супруга — Юлия Александровна Глазунова, актриса, режиссер-документалист, продюсер.

Фото Юлии Маковейчук и из архива Ивана Глазунова

Карта сайта

Главная Проекты Библиотеки Тольятти – детям «Тольяттиполь»Прислать историю


  • О нас
    • О нас
    • Общественный центр доступа
    • Новости и анонсы
      • Новости
        • Новости
        • Анонсы
        • Календарь мероприятий
      • Анонсы
      • Календарь мероприятий
    • Официальные документы
    • Отчет о деятельности за 2022, 2021, 2020, 2019, 2018 год
    • Муниципальное задание 2021 год
    • Публичный отчет за 2020 год
    • Публичный отчет за 2021 год
    • Публичный отчет за 2022 год
    • План деятельности по совершенствованию условий оказания услуг
    • Наша газета
    • План на 2023 год
    • Материально-техническое обеспечение
  • Деятельность
    • Конкурсы
    • Выставки
    • План мероприятий
    • Клубы по интересам
  • Проекты
    • Библиотеки Тольятти – детям
      • «Час желаний»
      • «Тольяттиполь»
    • «Письма с той стороны»
    • «Арт-терапия в библиотеке»
  • Читателям
    • Услуги
    • Каталог
    • Наши издания
    • Правила пользования библиотекой
    • Как записаться
    • Продлить книгу online
    • Бронирование книги
    • Проект «Виртуальная полка» МТС
    • Национальный проект «Культура»
    • Методические материалы
    • Рекомендуем к прочтению
    • Часто задаваемые вопросы
    • Подкасты
  • Краеведение
    • О разделе
    • Краеведческие проекты
    • С именем В. Н.Татищева
    • Достопримечательности
    • Исторические события
    • Лица города
    • Издания
    • Интерактивные карты
    • В этот день
  • Экология
    • О центре
    • Электронный каталог по экологии
    • Обзор интернет-ресурсов
    • Новости экологии
    • Летопись экологических событий 2017
    • Летопись экологических событий 2018
    • Летопись экологических событий 2019
    • Летопись экологических событий 2020
    • Летопись экологических событий 2021
    • Летопись экологических событий 2022
    • Летопись экологических событий 2023
  • Для детей
    • О разделе
    • Почитаем?
    • Игры и викторины
    • Электронные ресурсы детям
    • Детская электронная газета
  • Контакты
    • Администрация
    • Центральная библиотека им. В.Н.Татищева
    • Контактная информация и график работы библиотек
    • Расположение библиотек на карте
    • Обратная связь
    • Оценка качества условий оказания услуг

Год театра в России

«Все мы – Россия!»

Министерство просвещения Российской Федерации

Официальный интернет портал правовой информации

Вместе – это платформа для взаимодействия граждан с органами власти Самарской области

Тольятти литературный

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

Тольятти многонациональный

Официальный портал администрации городского округа Тольятти

Портала библиотек Самарской области

Российская библиотечная ассоциация

Деловой онлайн-справочник.

Департамент культуры администрации городского округа Тольятти

Министерство культуры Самарской области

Министерство культуры Российской Федерации

Перевод часов | Давайте остановим смену часов в Великобритании

Перейти к основному содержанию

Пожертвовать

Мой RoSPA

    Корзина пуста.

Итого: 0,00 фунтов стерлингов

Посмотреть корзину

  • Членство
  • Обучение
  • Консультирование
  • Награды
  • Партнерские отношения
  • Политика
  • О нас и кампаниях

Пожертвовать Войти в Мой RoSPA

Каждую осень, когда часы возвращаются вспять, а закат внезапно наступает раньше, это оказывает множество негативных последствий на то, как мы живем.

Количество дорожно-транспортных происшествий растет, причем последствия усугубляются для наиболее уязвимых участников дорожного движения, таких как дети, пожилые люди, велосипедисты и мотоциклисты.

В 2019 году число погибших пешеходов выросло с 33 в сентябре и 36 в октябре до 54 в ноябре и 57 в декабре. Это тенденция, которую мы наблюдаем каждый год.

Недавнее исследование Фонда RAC подтверждает, что количество дорожно-транспортных происшествий увеличивается на 19 процентов в течение двух недель после перевода часов на один час назад с британского летнего времени (BST) на среднее время по Гринвичу (GMT) и сокращается на 11 процентов. когда мы переводим часы на BST.

Комендантский час для нашей общественной деятельности, особенно для старшего поколения. Хотя по утрам у нас больше света, это происходит, когда многие из нас либо еще в постели, либо в помещении, готовясь к работе или учебе. Это означает, что по вечерам у нас меньше полезного дневного света, чтобы заниматься любимыми делами на свежем воздухе или в социальной среде.

Это повлияет на предприятия сферы гостеприимства и досуга, такие как пабы, музеи, рестораны, и на индустрию туризма в целом, которая будет усугубляться экономическими последствиями пандемии COVID-19.

Комендантский час в темное время суток также означает, что наше здоровье и благополучие могут значительно пострадать, что приведет к таким состояниям, как сезонное аффективное расстройство (САР), и люди, которые нервничают из-за того, что их нет дома в темное время суток, могут стать более социально изолированными. Чем больше вечеров мы проводим в темноте, тем больше расход энергии и топлива. В ходе консультации с правительством были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что риск сердечного приступа увеличивается на 10 процентов, когда весной нам снова приходится переводить часы вперед.

Снято в 17:00 до при переводе часов назад во время осеннего перевода часов

Снято в 17:00 после при переводе часов назад во время осеннего перевода часов

Сохраняется круглый год B СТ

РосПА провела кампанию против ненужный перевод часов в течение многих лет, и призывает правительство вместо этого использовать британское летнее время круглый год.

Это будет означать, что мы избежим внезапного всплеска числа жертв среди пешеходов и что мы все сможем наслаждаться более полезным вечерним дневным светом большую часть года, тратя время и деньги на то, что мы любим.

Это особенно важно, поскольку Великобритания стремится оправиться от пандемии COVID-19, чтобы помочь экономике и рынку труда в таких секторах, как гостиничный бизнес и отдых.

Это также помогло бы справиться с одиночеством и депрессией, которые многие испытывают из-за блокировки и других ограничений, поскольку в часы бодрствования будет больше дневного света, что поможет нам легче общаться — в соответствии с текущими мерами по борьбе с коронавирусом.

Общественность за

Более половины людей хотят отказаться от перевода часов, и если у них есть выбор, 59Согласно опросу YouGov, проведенному в 2019 году, процент британцев предпочел бы британское летнее время в течение всего года. списано.

Напишите своему депутату

Напишите своему депутату, чтобы поддержать нашу кампанию! Загрузите наш образец письма, заполните свои данные и отправьте его по электронной почте или распечатайте, чтобы отправить по почте своему члену парламента

British Summer Time

Узнайте больше о British Summer Time и о кампаниях RoSPA

Присоединяйтесь к нашему членскому сообществу

Будьте в курсе последних новостей, законодательства и событий в мире здоровья и безопасности.

Как исправить график сна

Первый шаг к улучшению сна: верните биологические часы в нужное русло.

Кристен Стюарт. Проверено врачом Честером Ву.

. Jodie Johnson/Stocksy

Есть причина, по которой мы склонны чувствовать сонливость примерно в одно и то же время каждую ночь — и почему, если мы не заводим будильник, мы склонны просыпаться в одно и то же время по утрам. Пока мы не спим всю ночь или не путешествуем через несколько часовых поясов, наши тела, как правило, хотят следовать согласованным схемам сна, что является ключом к качественному сну, в котором мы нуждаемся.

Наш график сна у разных людей разный, в значительной степени в зависимости от сигналов окружающей среды, которые мы подаем своему телу — когда мы ставим будильник, когда мы наиболее активны в течение дня, когда мы едим и когда мы позволяем себе ударить сено.

И поскольку наши графики сна зависят от сигналов, которые мы посылаем нашим телам («Еще не время ложиться спать — в очереди стоит еще одна серия [вставьте любое шоу, которое вы сейчас смотрите]!»), это означает, что мы также может посылать сигналы нашему телу, чтобы скорректировать график сна. То, что вы привыкли ложиться спать в 2 часа ночи, не означает, что вы не можете это изменить!

Если вы хотите восстановить график сна, вам нужно будет сбросить свои биологические часы. Наши биологические часы регулируют циркадные ритмы нашего тела, модели физических, психических и поведенческих изменений, включая режимы сна, регулируемые температурой тела, секрецией гормонов и внешними факторами, такими как свет и темнота.

Главные часы нашего тела расположены в части гипоталамуса мозга, называемой супрахиазматическим ядром, которое получает световую информацию от сетчатки глаза и посылает информацию в другие части мозга, включая железу, которая вырабатывает сигналы сна. гормон мелатонин, — говорит Рошель Зозула, доктор философии, специалист по сну и владелец Sleep Services International в Бриджуотере, штат Нью-Джерси. «Свет подавляет выработку мелатонина, который непосредственно участвует в засыпании», — говорит она.

Это означает, что световые сигналы, которые вы посылаете своему мозгу, будь то солнечный свет или светящиеся экраны компьютеров и мобильных телефонов, являются одними из ключевых факторов, которые могут либо поддерживать ваш график сна, либо возвращать его в нужное русло, либо нарушать его. существенно.

Почему наш график сна сбивается

Потому что наши биологические часы, которые контролируют наш график сна, чувствительны к свету, например к тому, сколько солнечного света мы подвергаем воздействию в течение дня и к какому типу света мы подвергаемся. ночью влияют на наш график сна.

Кроме того, такие вещи, как путешествие через часовые пояса или ложиться спать намного позже, чем обычно, могут нарушить режим сна, потому что мы просим наш организм спать в другое время, чем наши внутренние часы тела говорят нам спать.

Точно так же люди, работающие посменно, например, ночные рабочие или водители грузовиков, которые не могут придерживаться постоянного графика сна, как правило, испытывают трудности со сном, потому что их биологические часы работают по другому графику, чем у них. повторно позволяя своим телам следовать за ними.

Это проблематично не только потому, что несовпадение биологических часов и графика сна на ежедневной основе может привести к ухудшению качества сна (и вы не получаете необходимое количество сна), но и со временем это несоответствие было обнаружено. быть связанным с несколькими хроническими проблемами со здоровьем, такими как, среди прочего, нарушения сна, ожирение, диабет, депрессия, биполярное расстройство и сезонное аффективное расстройство.

Серьезное смещение биологических часов и режима сна само по себе считается нарушением сна. Около 1% взрослых имеют прогрессирующее расстройство фазы сна, что означает, что они ложатся спать рано, с 18:00 до 20:00. до 9вечера и рано вставать, между 1 и 5 часами

Другие, особенно молодые люди, могут испытывать противоположное: синдром задержки фазы сна (DSPS), или очень поздно ложиться спать и поздно вставать. По оценкам, это затрагивает до 15 процентов подростков.

«DSPS — это нарушение циркадного ритма, связанное с неспособностью заснуть в желаемое время [обычно через несколько часов] и неспособностью проснуться в желаемое время», — говорит доктор Зозула. «Из-за дневных обязанностей человек с DSPS может быть вынужден просыпаться раньше и идти против своей естественной циркадной тенденции». Это может привести к хроническому недосыпанию, плохой работе и депрессии.

Советы по изменению графика сна

Если вы попали в режим сна, который вам не подходит, потому что вам трудно вставать по утрам, ложиться спать позже, чем вы хотите, или что-то еще, что может вы делаете? Попробуйте выполнить следующие действия, чтобы настроить свой режим сна на удобный для вас путь:

  • Отрегулируйте время сна, но будьте терпеливы. Если вы хотите ложиться спать раньше, попробуйте постепенно сокращать время отхода ко сну, пока не доберетесь до желаемого часа. В этом часто может понадобиться помощь врача. «Как правило, легче оттолкнуть сон, чем ускорить его», — говорит Рафаэль Пелайо, доктор медицинских наук, клинический профессор Стэнфордской клиники расстройств сна и Медицинской школы Стэнфордского университета в Калифорнии. «Таким образом, вы можете не ложиться спать позже на час, но ложиться спать раньше трудно». Чтобы раньше ложиться спать, д-р Пелайо рекомендует ложиться спать медленно и небольшими шагами, настраиваясь не более чем на 15 минут раньше каждые два или три дня.
  • Не вздремните, даже если чувствуете усталость. Дремота может помешать заснуть ночью. Пелайо рекомендует планировать упражнения, когда вам хочется вздремнуть. «Упражнение прогонит сонливость. Затем вы можете сохранить этот диск для сна на потом», — говорит он.
  • Не спать и вставать в одно и то же время каждый день. Постоянство важно для поддержания нормального графика сна. Заведите хороший будильник и не нажимайте кнопку повтора. «Часам в вашей голове нужны инструкции, — говорит Пелайо. Мозг ожидает, что люди будут просыпаться более или менее в одно и то же время каждый день, и либо они будут просыпаться, либо нет, подавать эти инструкции мозгу. «Идея выходных или путешествий через часовые пояса чужда тому, как работает мозг. Вот что сбивает с толку», — говорит он. Как только вы войдете в режим сна и пробуждения, придерживайтесь его как можно лучше. По словам Пелайо, даже одна поздняя ночь может подорвать ваш прогресс. Предсказуемость является ключевым моментом.
  • Избегайте воздействия света перед сном. Исследования показывают, что воздействие вечернего света может сдвинуть ваши биологические часы на более поздний график. Помните: свет посылает в мозг сигналы о том, что пора бодрствовать. Если вы пытаетесь ложиться спать раньше, избегайте яркого уличного света перед сном (в том числе света от мобильных телефонов, ноутбуков и экранов телевизоров) и следите за темным освещением ночью.
  • Избегайте занятий спортом перед сном. В то время как активность в течение дня обычно способствует хорошему сну, тренировка перед сном может помочь мозгу и телу работать (за счет повышения частоты сердечных сокращений и температуры тела) и усложнить сон. Некоторые исследования показывают, что вечерние тренировки могут улучшить сна, если вы не тренируетесь в течение часа перед сном, но это в некоторой степени зависит от человека и от того, как ваше тело реагирует на упражнения. тренировки, которые будут менее стимулирующими; и не забудьте включить заминку в конце тренировки.
  • Следите за тем, что вы едите перед сном. Старайтесь избегать закусок, содержащих сахар, который может вызвать всплеск сахара, а также кофеин и никотин, оба из которых являются стимуляторами. Острая, кислая пища также может вызывать изжогу или кислотный рефлюкс. Если вы чувствуете голод, вы можете перекусить чем-то легким, например, кислой вишней или киви, которые, как было доказано, способствуют сну.
  • Задайте настроение и создайте расслабляющую рутину перед сном. Примите теплую ванну и включите расслабляющую музыку или займитесь чем-нибудь другим, что вам нравится. Убедитесь, что ваша кровать удобна, в комнате темно, а температура не слишком высокая. «Ты хочешь спать с нетерпением. Отход ко сну не должен быть рутиной», — добавляет Пелайо.
  • Используйте солнечный свет в своих интересах. Воздействие солнечного света (или другого яркого света), когда вы просыпаетесь, помогает сообщить вашему телу, что пора просыпаться, и помогает установить ваш циркадный ритм на весь день, так что ваше тело действительно чувствует себя сонным, когда пора ложиться спать. Воздействие естественного солнечного света идеально, но если солнца нет или вы не можете выйти на улицу, вам помогут специальные внутренние светильники.
  • Запланируйте визит к своему поставщику медицинских услуг. Если ваш график сна мешает работе и другим обязанностям, если вышеуказанные стратегии не работают или если вы каким-либо образом боретесь со сном, сообщите об этом своему врачу. Сон влияет на наше функционирование и наше здоровье сейчас, а также наше долгосрочное здоровье. Хроническое отсутствие хорошего сна может нанести большой ущерб, и есть поставщики медицинских услуг, которые могут помочь. Если ваш лечащий врач не имеет опыта работы со сном, он может направить вас к специалисту по сну, который может помочь.

Сколько времени потребуется, чтобы сбросить ваши часы, зависит от того, что вас беспокоит. Если вы просто приспосабливаетесь после пребывания в другом часовом поясе, «эмпирическое правило заключается в том, что на каждый часовой пояс обычно уходит один день», — говорит Пелайо . «Но некоторым людям требуется две недели, чтобы приспособиться, если это действительно долгое путешествие».

Для людей с таким состоянием, как DSPS, возвращение на правильный путь зависит от того, как долго укоренялся шаблон. «Мы советуем людям подождать один или два месяца», — говорит Пелайо. «Если люди годами плохо спали, они удивляются, когда начинают поправляться. И когда вы удивляетесь тому, что ваш сон стал лучше, это вас будит, потому что вы не уверены, что он продолжит работать. Требуется, может быть, два месяца, чтобы новизна хорошего сна прошла».

Изменить график сна (особенно если у вас синдром задержки фазы сна) непросто, но при должной дисциплине это можно сделать. «Не расстраивайтесь на себя, потому что это только усугубит проблему», — говорит Пелайо. «Знай, что рано или поздно придет сон».

С дополнительным отчетом Деб Шапиро и Кармен Чай.

Редакционные источники и проверка фактов

  • Что такое цикл сна-бодрствования? Sleep.org. 12 марта 2021 г.
  • Циркадные ритмы. Национальный институт общих медицинских наук. 9 сентября 2021 г.
  • Что такое сменная работа? Фонд сна. 16 октября 2020 г.
  • Нарушения сна. Фонд сна. 1 декабря 2020 г.
  • Задержка фазы сна-бодрствования (DSWPD) у детей и подростков. Клиника Кливленда. 20 января 2020 г.
  • Берджесс Х. Дж., Молина Т.А. Домашнее освещение перед сном влияет на циркадный ритм: полевое исследование. Фотохимия и фотобиология . 19 января 2014 г.
  • Основы мозга: понимание сна. Национальный институт неврологических расстройств и инсульта. 13 августа 2019 г.
  • Myllymäki T, Kyröläinen H, Savolainen K, et al. Влияние энергичных ночных упражнений на качество сна и вегетативную сердечную деятельность. Журнал исследований сна . March 2011.
  • Stutz J, Eiholzer R, Spengler C. Влияние вечерних упражнений на сон у здоровых участников: систематический обзор и метаанализ. Спортивная медицина . Февраль 2019 г.
  • Полезные закуски перед сном. Фонд сна. 1 октября 2021 г.
  • Влияет ли плохой ночной сон на ваше здоровье? Клиника Кливленда. 28 октября 2021 г.
  • Как время воздействия света может повлиять на ваше здоровье. Здоровье Мичигана. 6 августа 2020 г.

Показать меньше

Подписываясь, вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой конфиденциальности.

Последнее во сне

10 способов, которыми апноэ во сне может быть вредным для вашего здоровья

Апноэ во сне — это распространенное расстройство сна, которое может увеличить риск возникновения проблем со здоровьем, таких как болезни сердца, инсульт, диабет 2 типа, депрессия и…

Кэтрин Lee

Как то, что вы едите, влияет на ваш сон

Существует ли диета, улучшающая сон? Помогают ли определенные продукты заснуть? Есть некоторые данные, свидетельствующие о том, что здоровое питание (что неудивительно… 9)0003 Автор: Маркхэм Хейд

Энергичный сон: преимущества, его продолжительность и когда он работает лучше всего , и другие советы по правильному их использованию.

Мойра Лоулер

Как повысить уровень энергии при апноэ во сне

низкий уровень энергии в течение дня. Вот…

Джессика Мигала

Лучшие и худшие напитки перед сном

Ромашковый чай? Теплое молоко? Напитки с магнием продаются как снотворные? Вот что говорят исследования о том, действительно ли эти глотки могут помочь вам…

Вивиан Мэннинг-Шаффель

Как сон защищает мышление и память

сон, который помогает поддерживать остроту мышления в повседневной жизни, а также защищает память на протяжении всего…

Сьюзан К. Трейман

Что такое биоритм? Симптомы, причины, лечение и профилактика

Что такое синдром смены часовых поясов, как долго он длится и можно ли с этим что-то сделать? Эксперты говорят да — вот некоторые основы смены часовых поясов, чтобы сохранить вашу энергию …

Маркхэм Хейд

Могут ли осознанность и медитация улучшить ваш сон?

Исследования показывают, что да, регулярная практика осознанности может помочь вам быстрее заснуть и не спать всю ночь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *