Далай лама о боге: разбирайтесь сами» – DW – 16.11.2015
Далай-лама XIV:Ненасильственные революции — это хорошо! — Сноб
Главный редактор проекта «Сноб» Станислав Кучер и генеральный директор Марина Геворкян встретились с лидером тибетских буддистов и поговорили о том, как решить мировые проблемы, преодолеть депрессию и научиться любить себя и мир вокруг
Фото: Станислав Кучер
Ɔ. Ваше Святейшество, во время общения с нашими учеными вы сказали, что современному миру нужна не религия, а светская этика и качественно новая система образования. Как именно это новое образование, по-вашему, должно выглядеть?
Во всем мире и особенно на Западе образование традиционно ставило целью дать человеку максимальный объем знаний о материальном мире, с тем чтобы он обрел материальное благополучие. В итоге в мире полно прекрасно образованных, материально состоявшихся и при этом недовольных жизнью интеллектуалов, которые страдают от депрессии, неврозов, страха и прочего негатива. Их никто никогда не учил исследовать собственное сознание, работать со своими эмоциями, понимать происхождение своих комплексов.
Третьей мировой не будет, потому что человечество повзрослело
Ɔ. Кстати, о войнах. На днях вы порадовали всех, заметив, что не верите в реальность новых глобальных конфликтов вроде Третьей мировой, поскольку теперь люди знают: есть ядерное оружие, способное уничтожить все живое. Но в начале XX века многие рассуждали примерно так же: изобретен пулемет и, значит, здравый смысл не позволит развязывать новые войны. Похоже, люди ничему не учатся. Почему вы так уверены, что сейчас они будут действовать разумнее, даже под угрозой ядерной зимы?
Потому что я считаю, что все-таки учатся. Посмотрите на Евросоюз. Кажется, я уже говорил, что считаю своим учителем квантовой физики покойного Карла фон Вайцзеккера. В конце 90-х он рассказывал мне, что во времена его молодости средний немец видел во французах только врагов. Французы немцам отвечали тем же. Сегодня же отношения между этими народами полностью поменялись. Немецкий и французский лидеры, Конрад Аденауэр и Шарль де Голль, сыграли ключевую роль в создании Европейского союза. Столетиями Европу раздирали войны, но теперь здравый смысл возобладал и страны-участницы Евросоюза живут в гармонии друг с другом, уважая общие интересы. Я уверен, что если бы не было Евросоюза, то в последние несколько десятилетий между европейскими странами неминуемо случились бы вооруженные конфликты. Именно Европейский союз гарантирует мирное сосуществование европейских государств. Я думаю, что когда в XX веке ученые открыли атомную энергию и сообразили, что ее можно использовать в военных целях, все были в восторге. Но постепенно люди поняли, насколько ужасно ядерное оружие, и стали задумываться о том, чтобы полностью избавить от него мир. На мой взгляд, это признак зрелости ума.
Ɔ. А как насчет революций? Если в авторитарных обществах люди не верят в перспективы мирного протеста, рано или поздно они начинают всерьез задумываться о революции. Такое ощущение, что романтизированная фигура Ленина обретает новую жизнь, в том числе и в России…
Здесь, в Индии, Махатма Ганди совершил революцию, не прибегая к насилию. В 1930–1940-е он противостоял могуществу британских империалистов. Практически обнаженный, без оружия, Ганди боролся и победил. Если победа одержана ненасильственным путем, всегда есть возможность сохранить дружественные отношения с теми, против кого боролся! Индия и по сей день входит в Содружество наций, и это очень хорошо!
Ɔ. То есть ненасильственные революции — это хорошо?
Конечно, конечно! В Древней Индии Будда и джайнский Махавира тоже произвели своего рода ненасильственную революцию. Когда в умах людей, в их мышлении происходят кардинальные изменения, я считаю, это тоже можно назвать революцией. В Индии до прихода Будды, до появления джайнских наставников уже сложилась определенная религиозная система. А потом пришел Махавира и сказал: нет творца, нет бога, а есть «самосотворение». Мне кажется, это вполне революционное мышление.
Ɔ. То есть вы уверены, что насильственных революций больше не будет?
Посмотрите на события XX и XXI веков. Даже на протяжении прошлого столетия образ мышления людей сильно изменился. Во второй половине XX века думали уже не так, как в первой. Эти перемены продолжаются и сейчас, в XXI веке. Повторю, я думаю, что, пройдя через колоссальное насилие и страдания в прошлом столетии, человечество стало более зрелым.
Фото: Игорь ЯнчегловНам нужны не статуи, а учение
Ɔ. Но стало ли оно более восприимчивым к ценностям, которые испокон веков проповедуют различные религии? Мы с вами уже говорили о разочаровании все большего количества землян в традиционных религиях, о том, что для многих религии превратились в набор скучных догм и следование им стало чем-то вроде привычки, за которой не стоит никакого осознанного отношения. Люди строят новые храмы, тратя на это огромные деньги, но подлинной духовности от этого вряд ли становится больше. По моим наблюдениям, это относится и к буддистам, в России в том числе.
Я нередко подчеркиваю, что как буддист я приветствую строительство статуй Будды, например огромной статуи Будды в Бодхгае и других местах, но в то же время отмечаю, что статуи Будды или статуя Падмасамбхавы в Ревалсаре, например, могут быть очень прочными и, возможно, простоят еще тысячу лет, но и через тысячу лет они так и не проронят ни слова. Нам нужно учение, а не статуи.
Поэтому я всегда говорю буддистам: мы должны быть буддистами XXI века, тщательно изучать Будда-дхарму и параллельно знакомиться с достижениями современной науки. В буддийском учении, по словам самого Будды, логические размышления, исследования гораздо важнее, чем вера. Это уникальная черта буддизма, которой нет в других религиях. В других религиозных традициях вера играет очень важную роль. Верующий христианин не имеет права спрашивать у бога, зачем тот создал мир.
Ɔ. Вы не задавали все эти вопросы лидерам христиан во время ваших поездок по Европе?
Нет, нет, нет.
Ɔ. Вы были дружны с Иоанном Павлом II. Встречались не раз с папой Бенедиктом XVI. Как складываются ваши отношения с Франциском — нынешним главой католической церкви?
Да, с папой Иоаном Павлом II мы были очень дружны. Он был поляком, а Россия в свое время жестко контролировала Польшу. Так что у Иоанна-Павла II был опыт жизни под контролем коммунистов, прежде всего советских. Мне же пришлось в свое время познакомиться с китайскими коммунистами. Так что с самого начала, как только мы встретились, мы стали близкими друзьями: у нас был похожий жизненный опыт, схожие переживания. В сложных обстоятельствах ему удалось сохранить непреклонным свой дух. И потом папа Иоанн-Павел II, я думаю, был настоящим христианином, замечательным человеком.
Что касается нынешнего папы… Он с самого начала не очень хотел со мной встречаться из-за Китая. Для него, по-видимому, политические вопросы важнее духовных. Я со своей стороны стараюсь проявлять понимание. Поначалу предпринимал попытки встретиться. В 1973 году, когда я впервые отправился в Европу, я специально построил свой график таким образом, чтобы поехать в Рим и встретиться с главой католической церкви. И с тех пор считаю своим долгом познакомиться с каждым папой римским и выразить ему мое почтение. По этой традиции я просил об аудиенции и с нынешним папой, но мне отказали. Я более не настаивал.
Одно из обязательств, которые я принял на себя, — это продвижение межконфессионального согласия. В этом смысле прекрасный пример — Индия, где мы с вами беседуем сейчас. Здесь последователи разных религиозных течений живут во взаимном уважении. Это живая индийская традиция. Несколько дней назад в Пенджабе, в одной деревне, где живет немногочисленная община мусульман, индуисты и сикхи помогли построить небольшую мечеть. Это прекрасно! Мусульман там живет совсем немного, возможно, 400 человек. А сикхов — 4000. Таковы традиции Индии. И это замечательно.
Фото: Станислав КучерЛюбимое ругательство — «король дураков»
Ɔ. Давайте теперь поговорим о способах достижения той самой зрелости и покоя ума, без которых, как вы утверждаете, невозможна гармония в мире. Уверены, и вы на разных этапах жизни были знакомы со страхом, отчаянием, гневом, злостью и прочим негативом. Какие практики помогают развить внутреннее умиротворение? Как вы сами преодолели гнев и взрастили в себе любовь?
Я тренировал свое сознание. Согласно изучаемой мною древнеиндийской психологии, покой ума нарушают не внешние причины, а наши собственные отрицательные эмоции, прежде всего гнев и страх.
Гнев появляется из раздражения, причина раздражения — страх. Страх порождается недоверием, которое в свою очередь возникает из крайнего эгоцентризма, отсутствия заботы о благе других и сосредоточения только на самом себе.
Если мы проанализируем, есть ли польза от эгоцентризма, то увидим, что он очень вреден для здоровья человека. Не полезен он и для семьи. Если муж и жена будут думать только каждый о себе, это неминуемо приведет к ссорам и закончится разводом. Разве нет? Если братья и сестры будут вести себя эгоистично, между ними никогда не будет близости или дружбы.
Мы, люди — общественные животные. Нам нужны друзья, а в основе дружбы лежит доверие. Если нет доверия, а есть один лишь страх, невозможно построить по-настоящему дружеские отношения. Настоящая дружба полностью основывается на доверии, которое возникает, если вы проявляете уважение к другим, искреннюю заботу об их благополучии. Если же вы преисполнены эгоизма, то даже ваши друзья будут все время задаваться вопросом: какова ваша мотивация, почему вы улыбаетесь или дарите подарки? Им постоянно будет казаться, что за вашими действиями кроется какая-то другая цель. А вот искренняя мотивация способствует настоящей дружбе. Такова природа вещей. Эгоизм не полезен нам самим. Я часто говорю, что заботиться о себе совершенно необходимо. Но позаботиться о себе по-настоящему можно, лишь проявив заботу о благе других, потому что мы общественные животные. Сегодня будущее каждого из нас зависит от всего семимиллиардного человечества. Позаботьтесь о человечестве, и это принесет вам самим наибольшую пользу. А если думать только о себе, проявлять недальновидный эгоцентризм, результат окажется прямо противоположным. Забота о других наилучшим образом отвечает вашим интересам.
Ɔ. Все так. На интеллектуальном уровне вред эгоцентризма, уверен, понимают все более-менее разумные взрослые. Но как в реальности оседлать свое эго? Можете порекомендовать какие-то специальные упражнения, медитации? Что вы, например, делаете, когда сердитесь на кого-то?
Я всегда вспоминаю, что все семь миллиардов человек — мои братья и сестры. С таким настроем, с кем бы я ни встречался, я вижу в них таких же людей, как я. Между нами нет барьеров. Я никогда не думаю, что я буддист, или тибетец, или, особенно, что я далай-лама. Нет, я просто один из людей. Так что, куда бы я ни направился, с кем бы ни встречался, я всегда проявляю дружелюбие. Встречу дворника — поздороваюсь с ним. Встречу охранника или индийского полицейского — поздороваюсь и пошучу. Я чувствую себя одним из этих людей. Между нами нет дистанции, нет повода для недоверия.
Фото: Станислав Кучер
Ɔ. А для раздражения? Неужели не бывает, что хочется кого-то отругать? Кстати, какое у вас самое любимое грубое слово?
Король дураков! (Смеется. )
Мне 82 года, и я могу по собственному опыту сказать, что тренировка сознания приносит свои плоды. Не следует ожидать немедленных результатов, но нужно упорно трудиться десятилетие за десятилетием.
Ɔ. Какую технику контроля эмоций вы считаете самой эффективной?
А самая важная из тренировок — это взращивание альтруизма. Как буддийский практикующий и ученик философской традиции дневнеиндийского университета Наланды, я знаю, что ничто не существует независимо. Примерно об этом же говорит и квантовая физика. Сегодня, после 50 с лишним лет практики, я вижу, насколько изменились мои эмоции. Это стало возможным благодаря, во-первых, развитию альтруизма, а во-вторых, размышлениям об отсутствии независимого существования. Ничто не существует так, как это нам кажется. Сегодня некоторые ученые тоже говорят, что разрушительные эмоции во многом возникают из-за поверхностного взгляда на вещи. Один американский ученый, Аарон Бек (ему сейчас уже почти 100 лет), человек, далекий от религии, который долгое время работал с пациентами, страдающими психическими заболеваниями, как-то поделился со мной выводом, к которому он пришел. Он сказал, что, когда человек испытывает гнев по отношению к кому-то, тот, на кого он гневается, кажется ему на 100% состоящим из отрицательных качеств. На самом же деле такое восприятие объекта гнева как совершенно отрицательного на 90% процентов является следствием предвзятости нашего сознания.
Это полностью соответствует тому, что говорил и Нагарджуна. Под действием гнева человек может даже попытаться кого-то убить. Но через несколько часов отношение может измениться, а через несколько лет эти люди станут добрыми друзьями. Этого не могло бы произойти, если бы отрицательные качества, приписываемые нами объекту нашего гнева, действительно были реальными.
То же самое касается любви и привязанности — сегодня между людьми большая любовь, большая привязанность, а завтра все меняется, и еще через пару недель между ними вспыхивает ненависть.
Подобные эмоции основаны на неоправданном преувеличении каких-то одних качеств, вытекающем из цепляния за видимость. Противоядием здесь служит более глубокое понимание реальности, размышления о том, что ничто не существует независимо. Эта практика — очень мощное средство против разрушительных эмоций.
Фото: Станислав КучерУ моего учителя всегда была при себе плетка
Ɔ. Я знаю ученых, которые с огромным удовольствием занялись бы исследованием вашего мозга, но они жалуются, что вы отказываетесь. Почему? Ваш натренированный медитацией мозг, уверен, очень ценен для науки!
В этом я не уверен! (Смеется.) Я думаю, что по большей части использую свои интеллектуальные способности в аналитической, а не в однонаправленной медитации, результаты которой фиксируют приборы и которая больше интересует современных ученых. Некоторые практикующие, у которых есть более глубокий опыт (в однонаправленной медитации), уже участвовали в научных исследованиях в лабораториях США и Европы, в том числе в лаборатории Ричарда Дэвидсона. И ученые обнаружили, что у очень опытных практикующих во время глубокой медитации происходят изменения в мозге. У этих людей за плечами много лет серьезной практики. Если бы используемое оборудование могло показать умственные способности, тогда ученые увидели бы интеллект далай-ламы. Проанализировав ту часть моего мозга, которая отвечает за интеллект, ученые, наверное, могли бы поставить мне высокую оценку. Но что касается однонаправленной медитации, то тут у меня очень небольшой опыт.
Ɔ. Вы проповедуете отказ от эгоцентризма и равенство. Между тем огромное количество людей воспринимают вас чуть ли не как живого бога и соответственно к вам относятся. В отличие от римских пап или президентов, вас такое отношение преследует с детства. Это ли не высшее испытание для человеческого эго? Как вам удалось его выдержать и после остаться человеком, способным посмеяться не только над другими, но и над самим собой?
А мне удалось? (Смеется.) Некоторых лам чрезмерно оберегают. Я категорически против такого отношения. Кое-кто из них в итоге становится пятном позора на нашей традиции. Очень важна самодисциплина. Думаю, наша тибетская традиция в этом смысле строится на основах здравого смысла. Когда я был маленьким, во время церемоний меня сажали на высокий трон, примерно так, как вы говорили — наподобие живого Будды. Но во время учебы никто не считал меня живым Буддой. У моего учителя всегда была при себе плетка, которой он мне грозил. Очень практичный подход. Да, во время церемоний ко мне относились с почтением, быть может, немного искусственным. В обычной же жизни со мной обращались как с глупым учеником-малолеткой. Я учился, как и все остальные: сперва заучивал тексты, потом читал их вслух наизусть, потом с помощью ценшабов (помощников по диспуту) участвовал в философских дебатах. Так продолжалось по меньшей мере 13 лет. Затем я сдавал выпускные экзамены. Все это я проходил как обычный монах-ученик. Все устроено исходя из здравого смысла. Мои наставники во время церемоний проявляли ко мне большое почтение, но на уроках могли на меня и рассердиться. В последние годы жизни мой учитель мысленно возвращался в те дни, когда я учился под его началом и он смотрел на меня со всей присущей ему суровостью, а я его очень боялся. Он говорил, что в те годы накопил немало недобродетели.
Фото: Игорь ЯнчегловЕдинственное зло — это наш эгоцентризм
Ɔ. Вы совершали ошибки?
Да.
Ɔ. У вас есть сожаления?
Сожаления? Будучи монахами, мы регулярно проводим церемонии раскаяния в недобродетельных поступках…
Ɔ. Ваше Святейшество, я с разных сторон захожу на все ту же тему: неужели вы правда ни на кого не злитесь и, если нет, как вам удалось воспитать в себе доброе отношение ко всем? Неужели это вообще возможно?
В последние 30 лет я практикую альтруизм и постижение пустоты, и эти две практики действительно преобразовали мое сознание. И теперь, когда люди проводят специальные ритуалы с визуализацией гневных божеств, я испытываю странное чувство. Для истинного созерцателя нет ничего, что можно было бы называть силами зла. В наших тантрических текстах содержатся упоминания о злых духах, которые могут помешать практике, и потому есть методы умиротворения этих злых духов, используемые во время проведения ритуалов продления жизни и им подобных.
Однако теперь я сталкиваюсь в этом смысле с известным противоречием! В результате практики альтруизма все живые существа стали для меня самыми дорогими друзьями. Ни одно из них не может быть названо «силой зла». Зло — это наш эгоцентризм, вот это действительно зло! А все живые существа, которые пока еще находятся во власти эгоцентризма и цепляния за независимое существование, заслуживают моего сочувствия. Этих так называемых врагов дхармы на самом деле раздирают отрицательные эмоции. Их отрицательные эмоции, так же как и мои отрицательные эмоции, — вот подлинное зло.
Человек же или живое существо, которые в силу неведения стали рабами таких отрицательных эмоций, должны вызывать в нас сострадание. Это касается всех существ, которых мы могли бы назвать врагами, которые чинят нам препятствия. В «Бодхичарья-аватаре» в одной из последних глав Шантидева говорит, что сегодня перед лицом Будд и Бодхисаттв он берет на себя обязательство привести всех живых существ к состоянию Будды, Татхагаты, а пока они не достигли этой окончательной цели, он приглашает их быть его гостями на пиру счастья. И потому, продолжает он, все живые существа, которых я могу называть своими врагами, пусть они испытывают радость. Вот такие практики действительно преобразовали мое сознание. В результате я испытываю глубокое счастье и умиротворение, всегда. Но если я увижу, что ко мне несется бешеная собака, то мне, конечно, придется предпринять какие-то меры (смеется).
Фото: Станислав КучерЯ полон решимости рождаться снова и снова
Ɔ. Если учесть, что, согласно учению Будды, количество перерождений может быть бесконечным, то кем бы вы хотели переродиться в одной из следующих жизней? Может быть, русским? Или американцем? Ученым, журналистом?
Каждый день я возношу такую молитву: «Покуда длится пространство, пока живые живут, пусть в мире и я останусь среди страданий рассеивать тьму». Так что я могу переродиться и русским, и европейцем, в том числе и папой римским, ведь все они жители этой маленькой планеты. Я полон решимости рождаться снова и снова, покуда длится пространство, пока есть бессчетные жизни в разных частях этой солнечной системы и в других галактиках; повсюду, где есть возможность служить существам, повсюду, где моя жизнь будет хоть немного полезна, где я смогу помочь другим людям, другим живым существам — там я обрету новое перерождение, таково мое устремление. Я думаю не только об этой маленькой планете, но о бессчетных планетах. Полагаю, ваш вопрос продиктован тем, что вы принадлежите к христианской культурной традиции — для нее существует только этот мир, созданный богом (смеется).
Марина Геворкян, Станислав Кучер, Далай-лама XIV
Ɔ. Да нет, я в курсе, что вы сможете путешествовать по разным мирам, просто думаю о том, что, раз уж выбор бесконечен, может, вам было бы любопытно попробовать некоторые конкретные варианты…
Главная цель… Первый далай-лама, когда он был в преклонных летах, сказал ученикам: «Я уже стар», и один из них ответил, что теперь он, наверное, готов отправиться в нирвану. «У меня нет желания отправляться в высшие миры блаженства и наслаждения, я хотел бы оказаться там, где больше всего страданий и есть хоть какая-то возможность принести пользу своим служением. В таком месте я хотел бы родиться», — отвечал первый далай-лама. Я разделяю эту точку зрения. Так что, если окажется, что рождение на этой планете откроет мне больше возможностей служить другим, если, родившись в России, в Африке или в других частях земного шара, я смогу принести пользу другим существам, я готов.
Ɔ. Так, может быть, президентом России?
Ну, тогда я принесу в Россию демократию! (Смеется.)
Разговор состоялся в ходе прошедшей в Дхарамсале конференции «Понимание мира» в рамках проекта «Фундаментальное знание. Диалог российских и буддийских ученых», организованного Центром тибетской культуры и информации совместно с фондом «Сохраним Тибет» и Московским центром исследования сознания.
Далай-лама: буря эмоций в мире постепенно уляжется
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
https://ria.ru/20141226/1040255784.html
Далай-лама: буря эмоций в мире постепенно уляжется
Далай-лама: буря эмоций в мире постепенно уляжется — РИА Новости, 02. 03.2020
Далай-лама: буря эмоций в мире постепенно уляжется
В эксклюзивном интервью РИА Новости «Океан-учитель» (как переводится титул Далай-ламы), рассказал о подлинной любви и родстве религий, о пагубности деления мира на «своих» и «чужих» и опасности Третьей мировой, о близости буддийского подхода с научным и об эволюции своих взглядов.
2014-12-26T12:00
2014-12-26T12:00
2020-03-02T04:27
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1040255784.jpg?10391106331583112431
весь мир
европа
россия
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2014
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
интервью — авторы, авторы, далай-лама xiv (тэнзин гьяцо), россия
Интервью — Авторы, Авторы, Религия, Весь мир, Европа, Далай-лама XIV (Тэнзин Гьяцо), Россия
Далай-лама XIV Тензин Гьяцо — духовный лидер тибетского буддизма, распространенного и в России, провел для российских буддистов в преддверии Нового года в Дели учения, на которые приехали 1,5 тысячи человек. В эксклюзивном интервью РИА Новости «Океан-учитель» (как переводится титул Далай-ламы), которого верующие почитают эманацией бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары, рассказал о подлинной любви и родстве религий, о пагубности деления мира на «своих» и «чужих» и опасности Третьей мировой, о близости буддийского подхода с научным и об эволюции своих взглядов. Беседовала Ольга Липич.
— Ваше Святейшество, в этом году на русском языке издана ваша книга «Мое путешествие в мир духовных традиций. Об основополагающем родстве вероисповеданий». В ней вы много пишете о католицизме и гораздо меньше о православии, хотя восточно-христианскую традицию отличают глубокий мистицизм и практики, близкие к буддийской медитации. С чем это связано? И что вы думаете об отношениях с православными в будущем?
— Так сложилось, что я лучше знаком с западной христианской традицией. А вот с восточным христианством мне приходилось сталкиваться гораздо меньше. Однако, насколько я знаю, в православной традиции существует линия преемственности христианской созерцательной практики, по сути очень похожей на буддийское начитывание мантр. Она изложена в сборнике трудов под названием «Добротолюбие» и заключается в непрерывной молитве, которую верующий произносит во время любых занятий, в любом месте, в любой час дня и ночи и даже во сне.
Мне хотелось бы больше встречаться с представителями православной церкви и обмениваться с ними мнениями о духовной практике. В дальнейшем я буду просить организаторов межрелигиозных встреч обязательно приглашать на них и православных.
— Нравственные заповеди, о которых вы пишете и говорите, в теистических религиях даются Богом-Творцом. В буддизме нет Творца, нет Абсолюта — откуда же тогда представления о нравственности? И какие из них наиболее важны сегодня?
— Любовь. Нужно развивать способность любить. Именно к этому призывают религии. Но обычно, говоря о любви, мы думаем в первую очередь о своих близких, друзьях. И это объяснимо, ведь простейший уровень эмоциональной заботы присущ человеку от природы, можно даже сказать, что это наше биологическое свойство. Однако такое чувство охватывает лишь узкий круг людей, оно пристрастно, к нему примешана большая доля привязанности.
Подлинная же любовь — как та, что испытывает в теистических религиях Бог-Творец к своим созданиям, — беспристрастна. Такое чувство можно распространить даже на своих врагов. Ведь если рассуждать в контексте теистических традиций, наши враги — тоже создания Божьи. Один мой друг, мусульманин, как-то сказал: «Человек, серьезно занимающийся религиозной практикой, должен любить все творения Аллаха». Вот что значит любовь без предвзятости. Все крупные религиозные традиции призывают практиковать именно такую любовь. Это та общая основа, на которую все они опираются и которая позволяет им существовать бок о бок и взаимодействовать друг с другом, хотя в их философских воззрениях есть большие различия.
Теистические религии — христианство, ислам, иудаизм и другие — признают существование Бога-Творца. Нетеистические — такие как буддизм и джайнизм — делают упор на законе причинно-следственной связи. Есть различия во взглядах и среди теистических религий: христиане верят в Троицу (Бога-Отца, Сына и Святого Духа), а в иудаизме и исламе, например, такие представления отсутствуют. Но все они взывают к любви.
— Геополитическая ситуация, атмосфера в мире сейчас очень напряженная, это касается и России. Многие люди начали делить мир на «своих» и «чужих», ссорятся даже друзья, распадаются семьи, звучат опасения Третьей мировой войны. Как помочь людям вновь услышать друг друга? Как достичь умиротворения в условиях вооруженного конфликта или информационной войны?
— Действительно, ситуация очень непростая. Людей, вовлеченных в конфликт, переполняют сильные эмоции. Они неизбежно возникают, если мы возводим непреодолимый барьер между «своими» и «чужими». Когда эмоции захлестывают человеческий ум, вырываются из-под контроля, мы теряем способность к логическому мышлению. Мы перестаем обращаться к здравому смыслу и не способны увидеть, что все человечество по сути едино. В этих условиях остается только ждать, молиться и надеяться на то, что буря эмоций постепенно уляжется.
— Но, как вы думаете, некоторые боятся начала Третьей мировой войны небезосновательно? Может быть, войны и страдания миллионов людей приносят человечеству, планете своего рода очищение?
— Я только что побывал в Риме на всемирном саммите лауреатов Нобелевской премии мира. Мы обсуждали глобальные проблемы, в том числе и опасность развязывания ядерной войны. Один из участников дискуссии в своем докладе говорил о том, какой разрушительный ядерный потенциал накопило человечество, сколько у нас ядерных боеголовок, многие из которых в сотни раз превосходят по мощности атомную бомбу, сброшенную на Хиросиму. При использовании даже небольшой части этого потенциала пострадает весь мир. Это принесет не только смерти и разрушения в сам момент нанесения удара, но и повлечет за собой наступление ядерной зимы, новый ледниковый период. Слушая доклад, все присутствующие испытали настоящий ужас.
Перед началом Второй мировой войны многие ученые приложили огромные усилия для создания такого типа вооружения. Но в последнее время люди все больше говорят о том, как сократить ядерный арсенал. Многие считают, что его следует полностью уничтожить, избавить нашу планету от ядерной угрозы.
Я не думаю, что существует реальная опасность Третьей мировой войны. Едва ли кто-то осмелится применить ядерное оружие.
Разве что найдется сумасшедший, имеющий доступ к кнопке пуска.
— В России сегодня сложное экономическое положение, люди испытывают стресс и неуверенность в завтрашнем дне. Что делать в такой ситуации?
— Мне сложно ответить на этот вопрос. Конечно, живя в Индии, я стараюсь следить за новостями из европейских стран, России, Америки, Японии, Китая и других государств. Но я не могу дать конкретных рекомендаций. Это должны решать сами жители этих стран.
— В следующем году вам исполнится 80 лет. Менялись ли ваши взгляды, мировоззрение с годами и как?
Когда мне было 16 лет, на мои плечи легла ответственность за политическое руководство Тибетом. Это очень сильно изменило мою жизнь и образ мыслей. Затем, в 1954-55 годах, я побывал в Китае, где несколько раз встречался с Мао Цзэдуном. Между нами тогда установились необыкновенно теплые отношения, почти как между отцом и сыном. Это тоже существенно на меня повлияло.
Другим важным событием стала поездка в Индию в 1956 году — тогда я впервые оказался в свободной стране с демократической системой. А в 1959 году я стал беженцем и вот уже почти 56 лет живу в эмиграции.
За это время мне довелось встречаться со многими людьми из самых разных слоев общества: не только с представителями различных вероисповеданий, учеными, политиками, экономистами, специалистами в области образования, но также и с людьми, больными СПИДом, с уличными нищими… Более всего на мои представления повлияли встречи с учеными и религиозными лидерами.
Общение с последователями разных вероисповеданий укрепило меня в мысли, что все основные духовные традиции, невзирая на существующие между ними философские различия, несут послание о любви. Об этом говорится в книге «Мое путешествие в мир духовных традиций. Об основополагающем родстве вероисповеданий».
А встречи с учеными показали, что буддийский подход в целом, и в особенности традиция древнеиндийского монастыря-университета Наланда, очень близок к современной науке. Буддизм призывает своих последователей все подвергать исследованию и анализу, проявлять здоровый скептицизм и ничего не принимать на веру. В какие бы привлекательные формы ни была облечена информация, мы тем не менее подвергаем ее более глубокому исследованию и экспериментам. Это весьма научный подход.
Мне очень нравится общаться с учеными, настоящими, беспристрастными учеными. В научной среде иногда попадаются люди, которых по-хорошему нельзя называть учеными. Честно говоря, в 1979 году во время моего первого визита в Россию, тогда это был еще Советский Союз, я встречался с советскими учеными, и взгляды некоторых из них показались мне немного предвзятыми (смеется).
— Что бы вы сказали жителям России, буддистам, которые ждут общения с вами в новом году?
— Российская Федерация — великое государство, которое играет важную роль на мировой арене. Я всегда говорю, что Россия — это своеобразный мост между Востоком и Западом. В России официально признаны четыре крупнейшие религии: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. В состав Российской Федерации входят республики, в которых люди традиционно исповедуют буддизм традиции Наланда — той же самой традиции, которую изучают и хранят в Тибете. В силу этого нас исторически связывают тесные духовные узы. В свое время Далай-лама XIII установил контакты с российским императором Николаем II. Кроме того, во времена моего детства в стенах тибетских монастырей было очень много пожилых монахов — выходцев из Калмыкии, Тувы, Бурятии, а также Монголии, которые в свое время пришли в Тибет, чтобы изучать буддизм, и стали выдающимися учеными-философами.
Можно сказать, что наши народы — братья-близнецы. Мы все придерживаемся древней традиции Наланды, давшей миру великих мыслителей, среди которых я особо выделяю 17 пандит (ученых-наставников). В их числе Нагарджуна, Дхармакирти, Дигнага, Шантидева и другие.
Возвращение свободы вероисповедания способствовало началу возрождения буддизма в России и Монголии. Так, в Калмыкии десять лет назад был построен буддийский храм, который окружают статуи упомянутых выше 17 наставников Наланады. Это делает храмовый комплекс уникальным — больше нигде в мире такого нет. Статуи воздвигнуты по моему предложению, я также внес небольшое денежное пожертвование на строительство этого храма. А потому мне очень хотелось бы поехать туда, чтобы вместе с российскими буддистами помолиться в его стенах и даровать там учения.
К сожалению, пока политическая ситуация не позволяет мне поехать в Россию. На недавнем саммите в Риме я пошутил, что, хотя я лауреат Нобелевской премии мира и многие друзья считают меня хорошим человеком, в некоторых случаях я оказываюсь «нарушителем спокойствия» и мои визиты подчас доставляют неудобства. Но политика изменчива, как погода, так что я не теряю надежды на визит в Россию.
Любовь, духовность и смирение – Далай-лама провел учения для буддистов
Далай-лама XIV (Тэнзин Гьяцо)Россия
Далай-лама в Риге: «Надо больше думать о единстве человечества»: philologist — LiveJournal
Далай-лама XIV провел в Риге двухдневные духовные учения для своих последователей и интересующихся буддизмом из стран Балтии и России. В зале можно было видеть известных российских политиков и артистов, среди них Кирсан Илюмжинов, Борис Гребенщиков, Валентин Гафт. «Если все человечество будет пребывать в мире, сострадании и любви, от этого выиграет и отдельная личность. Но сегодня очень много эмоций, заставляющих нас делить мир на «своих» и «чужих». Надо больше думать о единстве человечества, ведь мы зависим друг от друга. На земле живет семь миллиардов человек, и на каждом из нас лежит ответственность за то, каков этот мир, за то, чтобы он был мирным. Призываю брать на себя ответственность за все человечество», — сказал Далай-лама, которого цитирует РИА Новости.
© lookt.ru
Евросоюз, по его словам, — положительный пример того, как люди после многовековых распрей «осознали, что интересы всей Европы важнее интересов отдельных стран» и перестали воевать между собой. «Нам нужно продвигать идеи единства семи миллиардов населения планеты — тогда мы, по меньшей мере, не будем друг другу вредить», — добавил духовный лидер буддистов. Также он отметил, что крайне важна гармония между религиозными конфессиями, во всех странах, особенно в Сирии и на Ближнем Востоке в целом, где сегодня обострился конфликт между суннитами и шиитами. «Люди верят в одного Аллаха, читают один Коран, но все равно делятся и враждуют… Межконфессиональная, межрелигиозная гармония крайне важна сегодня — ее необходимо продвигать», — призвал Далай-лама.
По его словам, следуя вере предков, необходимо уважать другие религиозные традиции. Так живут сегодня в Индии последователи индуизма, буддизма, христианства, ислама и других религий. И к установлению этой гармонии повсеместно должны стремиться все верующие люди. Основа для этой гармонии есть всегда: философские аспекты разных верований могут сильно отличаться, но все крупнейшие многовековые религии мира учат добродетелям — прощению, терпению, состраданию и любви. Учит этому и светская этика, которой Далай-лама призывает следовать всех, в том числе атеистов, составляющих сегодня, по его словам, один из семи миллиардов жителей планеты.
Отвечая на вопрос, что есть любовь, Далай-лама отметил, что предпочитает словосочетание «любовь и сострадание». И делит любовь на два типа: биологически обусловленную, предвзятую, например, по отношению к друзьям, и непредвзятую — она распространяется и на врагов. «Мы всех должны считать нашими братьями и сестрами. Пример непредвзятой любви и сострадания — больница, где вам помогают, не спрашивая о вере, убеждениях, семье… На такую непредвзятую любовь способны только мы, люди, потому что у нас есть способность размышлять. На предвзятую любовь способны и животные, они могут испытывать очень сильную привязанность. Но истинная любовь есть нечто противоположное привязанности», — заключил Далай-лама.
«Было бы хорошо, если бы вы практиковали религию своих предков (христианство, ислам или иную) и вместе с тем старались зародить в себе благие помыслы. Сейчас на Западе проявляется большой интерес к буддизму, в том числе среди ученых, изучающих работу мозга и сознания. Если возникает интерес к буддизму — исследуйте его, но проявляйте уважение к религии, культуре и традициям своих предков», — сказал Далай-лама.
Он напомнил, что буддизм и джайнизм, например, не разделяя представлений о Боге-Творце, опираются на причинно-следственные связи и веру в карму, прошлые и будущие жизни и учат при этом, что ответственность за удовольствия или страдания всегда лежит на человеке. «Если мы хотим счастья в этой жизни или в последующей, то должны создавать для него причины — творить добро», — пояснил духовный лидер.
Счастье — забота о других
Далай-лама призвал также «практиковать замену, уравнивание себя и других» и «заботу о других». По его словам, в основе многих человеческих недостатков и несчастий, негативных эмоций, страха и гнева лежит неведение и «цепляние за собственную важность».
«Забота о других приносит подлинное счастье», — убежден Далай-лама.
По его словам, человеку нужно развивать и воплощать в повседневной жизни представление о «бессамостности» — и следствием этого станут ощущение счастья, хорошее самочувствие, друзья.
Важность анализа и образования
По собственному опыту Далай-лама рассказал, что для обретения умиротворения необходимо заниматься аналитическими размышлениями. Неблагоприятные условия Далай-лама предлагает использовать как практику «эмоциональной гигиены» — для размышлений о подлинных причинах негативных эмоций и их устранения. Например, гнев, по мнению буддийского лидера, часто возникает от отсутствия всестороннего аналитического взгляда на объект. «Если посмотрите на ненавистный объект со всех сторон, то увидите, что он не так уж отвратителен», — добавил Далай-лама.
По его словам, мы сами создаем страдание — из-за неведения. «Мы, люди, в отличие от животных, можем думать нет только о временных, но и о вечных благах. Но большинство сегодня думает и старается получить образование, касающееся материальных благ, а не сознания», — отметил Далай-лама.
Гафт, Гребенщиков и другие участники
На учения всемирно известного духовного лидера в огромном зале «Сконто» собрались около 4,5 тысяч человек из Латвии, Литвы, Эстонии, России, а также из Украины, Белоруссии, Финляндии, Швеции, Великобритании, Германии, Нидерландов, Италии, США и других стран. В зале можно было видеть известных российских политиков и артистов, среди них Кирсан Илюмжинов, Борис Гребенщиков, Валентин Гафт.
«Я не буддист, но я интересуюсь жизнью. И я прочитал замечательную книгу (Далай-ламы) вслух», — сказал РИА Новости выдающийся российский артист театра и кино Валентин Гафт. Он ровесник Далай-ламы и к его 80-летнему юбилею в минувшем году озвучивал автобиографическое произведение буддийского духовного лидера «Свобода в изгнании». «Чтобы быть порядочным человеком (изображать его нельзя), человек должен разобраться в себе, не врать себе», — добавил Гафт.
Организаторами рижских учений Далай-ламы выступили общество «Сохраним Тибет» (Рига), фонд «Сохраним Тибет» (Москва) и Центр тибетской культуры и информации (Москва).
http://baltnews.lv/riga_news/20161010/1017769927.html
Вы также можете подписаться на мои страницы:
— в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
— в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
— в контакте: http://vk. com/podosokorskiy
«Бог не христианин», — говорит Туту Далай-ламе. Содержание статьи
Виктор Чан из Ванкувера запечатлел откровенный разговор о природе Бога между Далай-ламой и архиепископом Десмондом Туту в своей новой книге «Мудрость сострадания: истории замечательных встреч и вневременных прозрений Его Святейшества Далай-ламы» ( Риверхед).
Чан, который трижды привозил Далай-ламу в Ванкувер, описывает захватывающий богословский обмен, который произошел в 2004 году в Центре Чана в Университете Британской Колумбии. Вместе с более чем тысячей ванкуверцев я сам был там и безумно строчил в 5 часов вечера. срок. Новая книга Чана с видеоповторами описывает это в ярких деталях. Все дело в том, что люди берут на себя ответственность.
Приносим свои извинения, но это видео не удалось загрузить.
Попробуйте обновить браузер или
нажмите здесь, чтобы посмотреть другие видео от нашей команды.
«Бог — не христианин», — говорит Туту Далай-ламе Назад к видео
Реклама 2
История продолжается ниже
Эта реклама еще не загружена, но ваша статья продолжается ниже.
Содержание статьи
Дружеская беседа содержит важный намек на буддийско-христианский диалог, когда Далай-лама заявляет, что Творца нет. И Десмонд Туту отвечает, что он думает, что есть Бог/Творец, но что Бог не христианин. Называя Бога «она» (под аплодисменты публики), Туту говорит, что Бог «слаб» — терпеливо ждет, пока люди изменят мир к лучшему.
Столик West Coast
Начните планировать свои выходные с советами экспертов от нашей команды писателей о том, что приготовить, где пообедать, а также о том, какое идеальное вино будет доставлено прямо на ваш почтовый ящик в четверг в полдень.
Адрес электронной почты
Нажимая на кнопку подписки, вы соглашаетесь получать вышеупомянутый информационный бюллетень от Postmedia Network Inc. Вы можете отказаться от подписки в любое время, нажав на ссылку отказа от подписки в нижней части наших электронных писем. Постмедиа Сеть Inc. | 365 Bloor Street East, Торонто, Онтарио, M4W 3L4 | 416-383-2300
Содержание статьи
Вот выдержка из главы Чана (которая появилась в The Huffington Post , где ей уделяется много внимания):
Мне показалось, что отношение Далай-ламы к Богу изменилось за эти годы. В одном из первых интервью, когда я спросил его, думает ли он, что Бог существует, он просто ответил: «Не знаю». Он принял точку зрения агностика: он понял, что невозможно узнать так или иначе, существует ли Бог. «В буддизме нет творца», — сказал Далай-лама в Чан-центре. «Но мы также принимаем Будду, бодхисаттв, этих высших существ. Однако, если бы мы полагались только на этих высших существ, мы бы просто сидели и ленились». Он откинулся на спинку стула, откинул голову назад и закатил глаза к небу. «Не поможет, не поможет. Таково мое мнение», — заключил Далай-лама….. …. Теперь, когда Далай-лама сказал свое слово, он снова надел оранжевое забрало на лысину. Туту ответил: «Позвольте мне сказать, что одна из вещей, которую нам нужно установить, это то, — долгая пауза, — что Бог не христианин». Он снова сделал паузу и повернулся, чтобы посмотреть на Далай-ламу с озорным блеском в глазах. Это возымело ожидаемый эффект. Тибетский лидер самозабвенно рассмеялся. Судя по всему, Туту не покончил с ерундой. «Ты чувствуешь себя лучше?» — спросил Туту у Далай-ламы, который отклонился от своего друга и прикрыл глаза, изображая капитуляцию. «Мы могли бы продолжать, но… . ». Туту задумался. Он выговаривал слова очень тщательно и подолгу останавливался после каждой фразы. Он подхватил предыдущую нить Далай-ламы. «Слава о Боге в том, что Бог есть тайна. Бог на самом деле совершенно невероятен во многих отношениях. Но Бог попускает нам ее неправильно понять», — при этом публика пришла в бешенство; аплодисменты были громкими и спонтанными — «но и чтобы понять ее». «Я часто говорил, что рад, что я не Бог», — продолжил Туту. «Но я также рад, что Бог есть Бог. Он может смотреть, как мы говорим, сеем ненависть от его имени. Апартеид долгое время оправдывался церковью. Мы делаем то же самое, когда говорим все те ужасные вещи, которые мы говорим о геях и лесбиянках. Мы говорим от имени Бога любви. «Бог, которому я поклоняюсь, — всемогущий Бог», — пропел Туту, широко раскрыв руки. Он сделал паузу, чтобы это дошло до меня. Затем он сказал вполголоса: «Кроме того, он невероятно, совершенно импотент. Бог, которому я поклоняюсь, всемогущ, но при этом невероятно слаб. «Он может сидеть и смотреть, как я делаю неправильный выбор. Теперь, если бы я был Богом, — сказал он, когда зал разразился смехом, — и я увидел, например, что этот человек собирается сделать выбор, который разрушит его семью, я бы, вероятно, задушил его. «Но слава Божья на самом деле сногсшибательна. Он может сидеть и не вмешиваться, потому что у него такое невероятное, невероятное почтение к моей автономии. Он готов отпустить меня к черту. Свободно. Вместо того, чтобы заставлять меня идти на небеса. «Он плачет, когда видит, как мы делаем то, что делаем друг с другом. Но он не посылает молнии, чтобы уничтожить нечестивых. И это фантастика. Бог говорит: «Я не могу заставить тебя. Умоляю тебя, пожалуйста, ради себя самого, сделай правильный выбор. Умоляю тебя». «Когда ты поступаешь правильно, Бог забывает о божественном достоинстве Бога, бросается и обнимает тебя. — Ты вернулся, ты вернулся. Я тебя люблю. О, как здорово, ты вернулся». В зале стояла полная тишина. Речь Туту была проявлением силы.
Связанный: веб-сайт Виктора Чана
Ванкувер Эко-Теолог Консультации Далай-лама
Dalai Lama, Desmond Tutu, наиболее восхищенные в B.C.: Revil
Archbish Om Armailt
Примечание: около года назад Чан прислал мне дополнительную главу своей книги, в которой рассказывается о живом разговоре между Далай-ламой и другим мудрым старшим, Аароном Беком, основателем когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).
Поделитесь этой статьей в своей социальной сети
Последние национальные истории
Реклама 1
История продолжается ниже
Это объявление еще не загружено, но ваша статья продолжается ниже.
Тенденции
до н.э. судья отвергает 78 процентов владельцев слоев, отклоняя предложение о ликвидации
Доказательства, разбросанные по Суррею, на месте стрельбы, подробно описанные в суде по делу об убийстве банды
Две женщины, тяжело раненные после семейства атак черного медведя возле Доусон -Крик
Burnaby RCMP Поиск двух пропавших подростков
.
Семейные лица. Листовки на этой неделеДалай-лама размышляет о вере в буддизм и христианство
Ниже приводится выдержка из Доброе сердце: буддийский взгляд на учение Иисуса Его Святейшество Далай-лама.
Иисус провозгласил: «Верить в Меня — значит верить не в Меня, а в Пославшего Меня; увидеть меня, значит увидеть того, кто послал меня. Я пришел в мир как свет, чтобы никто из верующих в меня не оставался во тьме. А если кто услышит мои слова и пренебрежет ими, то я ему не судья; Я пришел не судить мир, но спасти мир. Есть судья тому, кто отвергает меня и не принимает моих слов; слово, сказанное мною, будет ему судьей в последний день. Я не от Себя говорю, но Отец, пославший Меня, Сам заповедал Мне, что говорить и как говорить. Я знаю, что его заповеди — это вечная жизнь. Что сказал Мне Отец, то и Я говорю». [Иоанна 12:44–50]
Эти отрывки из Евангелия от Иоанна представляют собой важный раздел Библии. Когда я читаю их, первое, что поражает меня, — это близкое сходство с отдельным отрывком из буддийских писаний, в котором Будда утверждает, что всякий, кто видит принцип взаимозависимости, видит Дхарму, а всякий, кто видит Дхарму, видит Татхагату, Будду. Подразумевается, что через понимание взаимозависимости природы, через понимание Дхармы вы поймете истинную природу состояния будды. Еще один вопрос, который возникает в связи с этим, заключается в том, что просто визуальное восприятие тела Будды не соответствует реальному видению Будды. Чтобы действительно увидеть Будду, вы должны осознать, что дхармакая — Тело Истины Будды — это таковость. Вот что значит по-настоящему увидеть Будду. Точно так же эти отрывки указывают на то, что именно через историческое олицетворение Христа вы действительно познаете Отца, которого он представляет. Христос является воротами к этой встрече с Отцом.
Здесь мы снова видим метафору света, которая является общим образом во всех основных религиозных традициях. В буддийском контексте свет особенно ассоциируется с мудростью и знанием; тьма ассоциируется с невежеством и состоянием незнания. Это соответствует двум аспектам пути: есть аспект метода, который включает в себя такие практики, как сострадание и терпимость, и аспект мудрости, или знания, прозрения, проникающего в природу реальности. Это знание, или мудрость, аспект пути, который является истинным противоядием от рассеивания невежества.
Поскольку эти отрывки также указывают на важность веры в духовной практике, я думаю, что здесь было бы полезно дать некоторое объяснение буддийского понимания веры. Тибетское слово, обозначающее веру, — дай-па, что, возможно, ближе по значению к уверенности или доверию. В буддийской традиции мы говорим о трех различных типах веры. Первая — это вера в форме восхищения, которое вы испытываете по отношению к определенному человеку или определенному состоянию бытия. Второе – стремление к вере. Есть чувство подражания; вы стремитесь достичь этого состояния бытия. Третий тип – это вера убеждения.
Я чувствую, что все три типа веры можно объяснить и в христианском контексте. Например, практикующий христианин, читая Евангелие и размышляя о жизни Иисуса, может иметь очень сильную преданность и восхищение Иисусом. Это первый уровень веры, вера восхищения и преданности. После этого, по мере того, как вы укрепляете свое восхищение и веру, можно перейти на второй уровень — веру устремления. В буддийской традиции вы стремитесь к состоянию будды. В христианском контексте вы можете использовать другой язык, но вы можете сказать, что стремитесь достичь полного совершенства божественной природы или единения с Богом. Затем, как только вы разовьете это чувство устремления, вы сможете развить глубокую убежденность в том, что такое состояние бытия возможно усовершенствовать. Это третья Вера: уровень веры. Я чувствую, что все эти уровни веры одинаково применимы как в буддийском, так и в христианском контексте.
В буддизме мы находим повторяющийся акцент на необходимости как веры, так и разума на духовном пути. Нагарджуна, индийский мастер второго века, утверждает в своем знаменитом тексте «Драгоценная гирлянда», что духовному искателю необходимы и вера, и разум, или вера и анализ. Вера ведет вас к более высокому состоянию существования, тогда как разум и анализ ведут вас к полному освобождению. Важным моментом является то, что вера человека в контексте его собственной духовной практики должна основываться на разуме и понимании.
Чтобы развить веру, основанную на разуме или понимании, начинающий духовный искатель должен быть непредубежденным. За неимением лучшего слова мы можем назвать это состоянием здорового скептицизма. Когда вы находитесь в этом состоянии открытости, вы способны рассуждать, и посредством рассуждений вы можете развить определенное понимание. Когда это понимание укрепляется, оно порождает убеждение, веру и доверие к этому объекту. Тогда эта вера, доверие или уверенность будут очень прочными, потому что они коренятся в разуме и понимании. По этой причине в писаниях самого Будды мы находим предостережение его последователям, что они не должны принимать его слова просто из почтения к нему. Он предлагает своим последователям проверить все его слова, как ювелир проверяет качество золота с помощью строгих процедур. И только в результате собственного понимания следует принимать истинность его учений.
В этом евангельском отрывке есть упоминание о свете, рассеивающем тьму, за которым сразу же следует упоминание о спасении. Чтобы связать эти две идеи, я бы сказал, что мрак невежества рассеивается истинным спасением, состоянием освобождения. Таким образом можно понять значение спасения даже в христианском контексте.
Определение точной природы спасения — сложный вопрос. Среди различных религиозных школ Древней Индии было много религиозных традиций, которые принимали ту или иную форму понятия спасения. Тибетское слово «спасение» — тарпа, что означает «освобождение» или «свобода». Другие традиции не придерживаются таких представлений. Некоторые школы утверждают, что заблуждения ума являются врожденными и внутренними и, таким образом, являются частью сущностной природы ума. По их мнению, нет никакой возможности освобождения, потому что негативность и заблуждения присущи уму и не могут быть отделены от него. Даже среди тех, кто принимает какое-либо представление о спасении или освобождении, существуют различия между фактическими определениями или характеристиками действительного состояния спасения. Например, в некоторых древнеиндийских школах состояние спасения описывается скорее в терминах внешнего пространства или среды с положительными характеристиками, по форме напоминающей перевернутый зонтик.
Однако, хотя некоторые буддийские традиции могут принимать понятие спасения, они рассматривают его больше с точки зрения индивидуального духовного или психического состояния человека, состояния совершенства ума, а не с точки зрения внешней среды. Буддизм принимает представление о различных чистых землях будд, чистых состояниях, возникающих в результате положительных кармических потенциалов индивидуума. Возможно даже, что обычные люди могут переродиться и участвовать в чистых землях будд. Например, с буддийской точки зрения, наше физическое окружение — эту землю или планету — нельзя назвать совершенной сферой существования. Но в этой области можно сказать, что есть люди, достигшие нирваны и полного просветления. Согласно буддизму, спасение или освобождение следует понимать с точки зрения внутреннего состояния, состояния умственного развития.
Что означает небо в христианстве?
Отец Лоуренс: Небеса — это возможность поделиться радостью, миром и любовью Бога в полной мере человеческих возможностей.
Далай-лама: То есть не обязательно связь с физическим пространством?
Отец Лоуренс: Нет. Только во сне.
Далай-лама: Точно так же можно ли в широком смысле понять понятие ада также в терминах очень негативного, заблуждающегося состояния ума?
Отец Лоуренс: Да, конечно.
Далай-лама: Значит, нам не нужно думать о рае и аде с точки зрения внешней среды?
Отец Лоуренс: Нет. Ад — это опыт отделения от Бога, что само по себе нереально. Это иллюзорно, потому что ничто не может быть отделено от Бога. Однако если мы думаем, что отделены от Бога, то мы в аду.
Далай-лама: В отрывке из Евангелия Иисус говорит: «Я пришел не судить. . . слово, которое я сказал, будет его судьей. . . ». Я чувствую, что это точно отражает буддийское представление о карме. Нет автономного существа «снаружи», которое решает, что вы должны испытать и что вы должны знать; вместо этого истина содержится в самом причинном принципе. Если вы действуете этично или дисциплинированно, это приведет к желаемым последствиям; если вы действуете негативным или вредным образом, вы также должны столкнуться с последствиями этого действия. Истина закона причинности — это судья, а не существо или человек, выносящий суждения. Как бы вы это интерпретировали?
Отец Лоуренс: В Библии есть поэтическая метафора, в которой Бог наказывает человечество за его грехи. Но я думаю, что учение Иисуса выводит нас за пределы этого образа Бога как того, кто наказывает, и заменяет его образом Бога как того, кто любит безоговорочно. Грех остается. Грех — это факт. Зло — это факт. Но наказание, связанное с грехом, заложено в самом грехе. Вместо того, чтобы подчеркивать причинно-следственную связь, хотя это кажется логичным, я думаю, что христианин вместо этого подчеркивал бы свободную волю. У нас есть свобода воли в этих вопросах, по крайней мере, в некоторой степени.
In Доброе Сердце, Далай-лама дает необычный буддийский взгляд на учения Иисуса. Его Святейшество комментирует известные отрывки из четырех христианских Евангелий, в том числе Нагорную проповедь, притчу о горчичном зерне, Воскресение и другие. Проводя параллели между Иисусом и Буддой — и богатыми традициями, из которых они произошли, — Далай-лама дает глубокое утверждение священного во всех религиях. Читатели будут воодушевлены исследованием бесконечных достоинств каждой традиции и общей человечности, которую они разделяют.
Бог не христианин: необыкновенная беседа Десмонда Туту и Далай-ламы о Боге и религии
Лама и Виктор Чан по договоренности с Riverhead Books, членом Penguin Group (USA), Inc., Copyright © 2012 Его Святейшество Далай-лама и Виктор Чан
Далай-лама в оранжевом козырьке сидел на сцене рядом с архиепископом Десмондом Туту, только что прилетевшим из Южной Африки. Далай-лама сидел в своей обычной позе лотоса на кожаном кресле, слишком маленьком для его скрещенных ног. Его колени немного высовывались из-под подлокотников.
«Моя главная забота, — сказал он Туту, — как лучше всего говорить о более глубоких человеческих ценностях, таких как любовь, сострадание, прощение и все такое. Не полагаться на Бога, а полагаться на самих себя».
Реклама
Туту сгорбился в кресле; он внимательно рассматривал свои руки, лежавшие на коленях. Он был одет в темный костюм и ярко-фиолетовую рубашку явно пурпурного оттенка. Под церковным воротником висел большой металлический крест.
Далай-лама сказал: «Я сам, я верующий, я буддийский монах. Поэтому для своего собственного совершенствования я максимально использую буддийский подход. Но я никогда не касаюсь этого, когда разговариваю с другими. Буддизм — это мое дело. Не дело других людей. Откровенно говоря, — он украдкой взглянул на архиепископа и твердо заявил, — когда вы и наши братья и сестры говорите о Боге, творце, я неверующий. Он рассмеялся, возможно, немного смущенно.
Мне показалось, что отношение Далай-ламы к Богу изменилось за эти годы. В одном из первых интервью, когда я спросил его, думает ли он, что Бог существует, он просто ответил: «Не знаю». Он принял точку зрения агностика: он понял, что невозможно узнать так или иначе, существует ли Бог.
«В буддизме нет творца», — сказал Далай-лама в Чан-центре. «Но мы также принимаем Будду, бодхисаттв, этих высших существ. Однако, если бы мы полагались только на этих высших существ, мы бы просто сидели и ленились». Он откинулся на спинку стула, откинул голову назад и закатил глаза к небу.
Реклама
«Не поможет, не поможет. Таково мое мнение», — заключил Далай-лама.
Туту скрестил руки на груди. Он выглядел задумчивым, погруженным в свои мысли. Затем его лицо озарила улыбка.
Он сказал: «Я думал, когда ты говорил о Боге или не о Боге, кого ты обвиняешь?» Туту оторвал обе ноги от пола и раскачивался взад-вперед на стуле. Его охватил приступ неудержимого веселья. Возможно, это была внутренняя шутка. Если да, то я не понял. Возможно, он имел в виду, что если Бога нет, то и винить некого, кроме нас самих?Туту уставился на Далай-ламу, когда его фирменное хихиканье наполнило зал. Затем Далай-лама низко поклонился в знак почтения, его голова была почти на уровне согнутых коленей. Он сорвал забрало и преувеличенно приветствовал своего южноафриканского друга. Оба мужчины, казалось, получили огромное удовольствие от загадочного вопроса Туту.
Туту долго молчал. Он собирался с мыслями, готовясь к дальнейшему изложению предмета.
Несмотря на миниатюрность, всего пять футов и четыре дюйма, его фигура внушительна. Черты лица широкие и удивительно пластичные.
Прежде чем Туту смог продолжить, Далай-лама взмолился: «Я думаю… . . может я мешаю. Могу я ответить, совсем немного, совсем немного?»
Реклама
— Да, да, да, — взвизгнула Туту громким пронзительным голосом, который застал публику врасплох. Он полностью отвернулся и устремил взгляд на Далай-ламу, его лицо выражало чистое оживление. Два пожилых духовных лидера на один короткий, незабываемый момент снова стали детьми, дурачились и наслаждались обществом друг друга. На одном из собраний в Осло, после особенно шумного эпизода, Туту с притворной серьезностью увещевал Далай-ламу: «Посмотри сюда — камеры смотрят на тебя, перестань вести себя как непослушный школьник. Старайся вести себя как святой человек».
Публика в аншлаговом Chan Center была в восторге от подшучивания. Было приятно видеть, что эти две глобальные иконы не относились к себе слишком серьезно. Что они могли, ничуть не стесняясь, проявлять такую детскую игривость. Далай-лама был увлечен животной энергией архиепископа, его непочтительностью, его беззаботной театральностью.
Он был настолько синхронизирован с африканцем, что сделал то, что я редко видел, чтобы он делал раньше. Он прервал Туту, не обращая внимания на тонкости или этикет, в раздумьях.
Но теперь, когда Туту разрешил ему перебивать, Далай-лама стал серьезным. Он сказал архиепископу: «Проблема в том, что если мы задействуем религиозную веру, то возникает много разновидностей и фундаментальных различий во взглядах. Так очень сложно.
«Вот почему в Индии, — он ткнул пальцем в Туту для выразительности, — когда они составляли проект конституции, они сознательно использовали светский подход. Там слишком много религий, — он пересчитал их одну за другой пальцами, — индуизма, ислама, буддизма, иудаизма, сикхизма, зороастризма, джайнизма. Так много. И есть благочестивые религии, и есть безбожные религии. Кто решает, кто прав?»
Реклама
Теперь, когда Далай-лама сказал свое слово, он снова надел оранжевое забрало на лысину.
Туту ответил: «Позвольте мне сказать, что одна из вещей, которые нам нужно установить, это то, — долгая пауза, — что Бог не христианин». Он снова сделал паузу и повернулся, чтобы посмотреть на Далай-ламу с озорным блеском в глазах. Это имело ожидаемый эффект. Тибетский лидер самозабвенно рассмеялся. Судя по всему, Туту не покончил с ерундой.
«Тебе лучше?» — спросил Туту у Далай-ламы, который отклонился от своего друга и прикрыл глаза, изображая капитуляцию.«Мы могли бы продолжать, но . . ». Туту задумался. Он выговаривал слова очень тщательно и подолгу останавливался после каждой фразы. Он подхватил предыдущую нить Далай-ламы. «Слава о Боге в том, что Бог есть тайна. Бог на самом деле совершенно невероятен во многих отношениях. Но Бог попускает нам ее неправильно понять», — при этом публика пришла в бешенство; аплодисменты были громкими и спонтанными — «но и чтобы понять ее».
— Я часто говорил, что рад, что я не Бог, — продолжил Туту. «Но я также рад, что Бог есть Бог. Он может смотреть, как мы говорим, сеем ненависть от его имени. Апартеид долгое время оправдывался церковью. Мы делаем то же самое, когда говорим все те ужасные вещи, которые мы говорим о геях и лесбиянках. Мы говорим от имени Бога любви.
— Бог, которому я поклоняюсь, — всемогущий Бог, — произнес Туту, широко раскрыв руки. Он сделал паузу, чтобы это дошло до меня. Затем он сказал вполголоса: «Кроме того, он невероятно, совершенно импотент. Бог, которому я поклоняюсь, всемогущ, но при этом невероятно слаб.
«Он может сидеть и смотреть, как я делаю неправильный выбор. Теперь, если бы я был Богом, — сказал он, когда зал разразился смехом, — и я увидел, например, что этот человек собирается сделать выбор, который разрушит его семью, я бы, вероятно, задушил его.
Реклама
«Но слава Божья на самом деле сногсшибательна. Он может сидеть и не вмешиваться, потому что у него такое невероятное, невероятное почтение к моей автономии. Он готов отпустить меня к черту. Свободно. Вместо того, чтобы заставлять меня идти на небеса.
«Он плачет, когда видит, как мы делаем то, что делаем друг с другом. Но он не посылает молнии, чтобы уничтожить нечестивых. И это фантастика. Бог говорит: «Я не могу заставить тебя. Умоляю тебя, пожалуйста, ради себя самого, сделай правильный выбор. Умоляю вас».
«Когда ты поступаешь правильно, Бог забывает о божественном достоинстве Бога и бросается и обнимает тебя. — Ты вернулся, ты вернулся. Я тебя люблю. О, как здорово, ты вернулся».
В зале стояла полная тишина. Речь Туту была проявлением силы. Публика была очарована его податливыми чертами лица, которые в мгновение ока могли меняться от пламенного гнева до глубокого сострадания. Его голос возвышался на несколько октав. Его руки и кисти находились в постоянном движении. Он был шоуменом и проповедником по преимуществу.
Позже в тот же день Туту и Далай-лама снова собрались вместе в маленьком конференц-зале Чан-центра. У них была еще одна возможность расширить свои взгляды на религию до того, как Туту пришлось покинуть Ванкувер.
Advertisement
«Я думаю, что в целом все религиозные традиции обладают хорошим потенциалом для улучшения условий жизни человека», — сказал Далай-лама архиепископу. «Однако некоторые последователи религий не очень серьезно относятся к собственному учению. Они — из эгоизма, денег или власти — используют религию для личной выгоды. В некоторых случаях, потому что они полностью обособлены, поэтому нет представления о других традициях, ценности других традиций. Так что это создает религиозную дисгармонию. Но я думаю, что если вы сделаете баланс, я думаю, больше веса в положительную сторону, чем в отрицательную. Много, много больше».
— Да, ты прав, — ответил Туту. «И вы должны помнить, что религия сама по себе ни хороша, ни плоха. Христианство породило Ку-клукс-клан. Христианство породило тех, кто убивал врачей, делающих аборты. Религия — морально нейтральная вещь. Это то, что вы делаете с этим. Это как нож, нож хорош, когда вы используете его для нарезки хлеба для бутербродов. Нож плохой, когда ты втыкаешь его кому-то в живот. Религия хороша, когда она производит Далай-ламу, Мать Терезу, Мартина Лютера Кинга».
— И епископ Туту, — вставил Далай-лама. Туту уставился на него, ткнул пальцем себе в грудь и предупредил: «Я говорю!»
Далай-лама откинулся назад, игриво отшатнувшись, и расхохотался.
«Но мы должны быть очень осторожны, чтобы не сказать… . ». Туту продолжил, игнорируя его. Но у Далай-ламы были проблемы с концентрацией внимания. Грудь его вздымалась, плечи тряслись непроизвольными судорогами; ему было трудно контролировать свой смех. «Потому что есть плохие мусульмане, следовательно, ислам — плохая религия. Поскольку есть плохие буддисты, буддизм плохой. Просто посмотрите на буддийских диктаторов в Бирме», — сказал Туту.
«Мы должны сказать, что заставляет вас делать ваша вера? Заставить стать? Я бы не выжил без веры в то, что это Божий мир и что Бог властвует над ним, что зло не победит, несмотря на всю видимость обратного. Да, конечно, иногда хочется прошептать Богу на ухо: «Господи, ради бога, мы знаем, что ты главный, но почему бы тебе не сделать это более очевидным?»
Реклама
Далай-лама больше не смеялся.