Человек сам по себе не плох и не хорош он открыт для самосозидания: Философия человека. Часть I. Глава 3. Человеческая природа – Гуманитарный портал

Содержание

Примеры потребностей, удовлетворяемых человеком в своей деятельности


Естественные

Социальные

Идеальные (духовные, культурные)

Подумайте, можно ли отнести к духовным перечисленные ниже потребности.

  1. потребность в благополучии

  2. потребность в свободе

  3. потребность в поисках смысла жизни

  4. потребность в самовоспитании

  5. потребность в самоутверждении

  6. потребность в положительной оценке

Поясните свой ответ.

Запишите слова, пропущенные в схеме.


Сравните такие виды деятельности человека, как игра, учение и труд. Заполните приве­денную ниже таблицу.

Вопросы для сравнения

Игра

Учение

ТРУД

Цель

Средства

Результат

Можно ли считать трудом добывание пищи животными, устройство гнезда и логова? Можно ли считать искусством брачные игры и ритуалы зверей и птиц? Можно ли считать политикой защиту ими своей территории и потомства, соблюдение иерархии в стае? Обос­нуйте свое мнение, опираясь на знание понятия «деятельность».

Некоторые животные преобразуют среду обитания и координируют совместные действия. Так, бобры перекрывает воду, создавая запруду. Птицы без всяких навигационных при­боров прокладывают воздушные маршруты. Лошадь безошибочно отличает ядовитые тра­вы от неядовитых. Паук мастерит математически точное орудие лова. Способы охоты вол-

ков на лося, зайца, куропатку или суслика отличаются друг от друга. Тем не менее, в ос­нове поведения животных и деятельности человека лежат разные механизмы. Опишите их принципиальное различие.

8. Человеческая деятельность не существует иначе как в форме действия или цепи действий. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, игровая деятель­ность— в игровых действиях, деятельность общения— в действиях (актах) общения и т.д. Приведите примеры таких действий для любого из видов деятельности.

.9. Известно, что один и тот же мотив может проявляться в разных целях и порождать раз­ные действия. Проиллюстрируйте это с помощью конкретных мотивов учебной деятель­ности.

10- Опираясь на знания по теме «Деятельность», раскройте смысл высказывания: «Человек сам по себе не плох и не хорош. Он открыт для самосозидания» (П.С. Гуревич).

  1. В отличие от поведения животного, в основе деятельности человека лежит

  1. биологическая программа

  2. осознанная цель

  3. инстинкт

  4. зависимость от среды обитания

  1. Внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием, называется

  1. действием

  2. потребностью

  3. деятельностью

  4. поступком

Деятельность человека отличается от активности других живых существ тем, что

  1. в ней используются природные предметы в качестве орудий

  2. она направлена на приспособление к окружающей среде

  3. в ней отражаются ценностные ориентации

  4. в ее основе лежат инстинкты

Установите соответствие между конкретными примерами потребностей и видами потреб­ностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую пози­цию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

  1. биогенные (биологические)

  2. социальные

  3. идеальные (духовные)

  1. потребность в самовыражении Б) потребность в смысле жизни

  2. потребность в пище Г) потребность в общении Д) потребность в уважении и поддержке Е) потребность в знаниях

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

д

Е

Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением одного, являются на­званиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потреб­ности человека.

Биологические, физиологические, социальные, органические, естественные, пер­вичные.

Найдите и укажите название потребностей другого вида, «выпадающее» из общего ряда. Ответ:

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о дея­тельности человека.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Простейшим, самым доступным видом деятельности является (1). Она

носит условный (2) и реализует потребность ребенка в активности и в позна­нии окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более слож­ным видом деятельности является (3), направленное на усвоение научных

знаний и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом че­ловеческой деятельности считают (4). Он обеспечивает не только существо­вание человеческого (5), но является также условием его непрерывного

(6). Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно­теоретический, или первый часто называют физическим, а второй — умственным».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения

пропусков.

А) культура

Е)

Б) характер

Ж)

В) игра

3)

Г) учение

И)

Д) труд

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером бук­ву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Психические свойства — не изначальная данность; они формируются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому, как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется сна­чала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельно­сти. В деятельности личность и формируется, и проявляется. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом. <…> В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколько-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психического облика. Некоторые акты в своем психическом содержании характеризуют скорее обстоятельства какой-нибудь пре­ходящей ситуации, не всегда существенной и показательной для личности.

Поэтому особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства личности.

Психические свойства личности — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задат­ками — весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психиче­ские свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельности не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде скла­дываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках фор­мируется и закаляется характер. Этот образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существен­но обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности».

(C.JI. Рубинштейн)

  1. Считает ли автор, что человек с рождения является личностью? Выпишите из тек­ста две фразы, подтверждающие ваш ответ.

  2. Как, по мнению автора, деятельность влияет на личность? Приведите два суждения автора по этому вопросу.

  3. Какие два психических свойства личности называет автор? Укажите любые две осо­бенности процесса их становления.

  4. Влияют ли, по мнению C.JL Рубинштейна, объективные условия существования человека на его психический облик? Как автор обосновывает свое мцение? Опираясь на знания курса и собственный опыт, приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора.

Гуманистическая Этика Э Фромма Реферат – Telegraph



➡➡➡ ПОДРОБНЕЕ ЖМИТЕ ЗДЕСЬ!

Гуманистическая Этика Э Фромма Реферат
Нужна помощь с учебой? Наши эксперты готовы помочь!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
«Гуманистическая» этика — направление в буржуазной философии морали, получившее распространение в США начиная с 20-х гг. XX в. Его гл. представители — У. Файт, И. Бэббит, К. Гарнет и И. Левин. «Г». э. на самом деле не имеет ничего общего с подлинным гуманизмом; такое название было дано этой теории ее авторами на том основании, что они выводят нравственность из «специфически человеческих», с их т. зр., явлений, в действительности же из явлений психологии отдельной личности, из особенностей ее поведения и психики.
Эрих Фромм (Fromm) (1900-1980) немецко-американский философ, психолог и социолог, один из ведущих представителей неофрейдизма. Пытался соединить Фрейда с Марксом и экзистенциализмом. С абстрактно-гуманистических позиций критиковал капитализм, выдвигал утопический проект создания «здорового общества» на основе психоаналитической «социальной и индивидуальной терапии».
Фромм принципиально отказывался искать истоки общественного миропорядка, нравственных исканий, человеческих потенций в чем-то ином, нежели в самом человеке. Он едва ли не единственный исследователь в западной философии, кто неуклонно развивает тему человеческой сущности как реализации продуктивного, жизнетворческого начала. Человек сам по себе не плох и не хорош. Он открыт для самосозидания. Это означает, что его можно соразмерять с самим собой, то есть с нераскрытым человеческим потенциалом. В этом смысле человек может оказаться некой идеальной меркой не только для самого себя, но и для всей истории. Важно только не отступать от этой антропологической позиции, не приискивать иных трансцендентных критериев для оценки человеческого, кроме как внутри него самого. В изложении этой идеи Фромм всегда последователен. О чем бы не зашла речь о социальной динамике, об исторических ситуациях, о процессе социализации, Фромм всегда видит перед собой одну и ту же проблему как раскрывается в данном случае общечеловеческое .
Он отказывается от конкретного определения человеческой природы, которое сводилось бы к обозначению человеческих задатков. В концепции американского исследователя «человеческая природа» выступает как философское понятие, некая абстракция.
Фромм полагает, что понятие и сущность человека выражают не качество и не субстанцию, а противоречие, имманентное человеческому бытию. По мнению Фромма, поведение человека нельзя объяснить на основе раскрытия одних только биологических механизмов, извечно присущих людям. Он отвергает также и противоположную точку зрения, согласно которой основные мотивы поведения индивидов надо искать в социокультурных факторах. Как полагает ученый, надо избегать изолированного анализа только психического или только социального. Главные страсти и желания человека, отмечает Фромм, возникают из его всеобщего существования, то есть из уникальной ситуации, в которой вообще оказался человек. По своим физиологическим функциям люди принадлежат миру животных, существование которых определяется инстинктами и гармонией с природой. Но вместе с тем человек уже отделен от животного мира. И эта его «раздвоенность» составляет суть психологически окрашенного экзистенциального противоречия.
Проблема сущности человека понимается Фроммом как глубинное экзистенциальное рассогласование. Поступки людей уже не определяются инстинктами. В сравнении с другими животными эти инстинкты у людей слабы, непрочны и недостаточны для того, чтобы гарантировать им существование. Кроме того, самосознание, разум, воображение и способность к творчеству нарушают единство со средой обитания, которое присуще животному существованию. Человек знает о самом себе, о своем прошлом и о том, что в будущем его ждет смерть, о своем ничтожестве и бессилии. Человек остается частью природы, но он неотторжим от нее. Он теперь понимает, что «заброшен» в мир в случайном месте и времени, осознает свою беспомощность, ограниченность своего существования. Над ним тяготеет своего рода проклятие: человек никогда не освободится от этого противоречия, не укроется от собственных мыслей и чувств, которые пронизывают его существо. Человек, отмечает Фромм, это единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: он ее должен решить и от нее никуда не уйти.
Здесь возникает следующая проблема фроммовской философской антропологии. Это вопрос о модусах человеческого существования. Философ формулирует известную дихотомию ”Иметь или Быть”. Экзистенциальное противоречие позволяет человеку думать о собственном самоосуществлении. Но оно подсказывает и иной выход – Иметь, то есть заглушить коллизию человеческого бытия, обратится к иллюзорному самоудостоверению.
Фромм постулирует вечность экзистенциального поиска. Так, в философском наследии ученого возникает множество бытийственных человеческих проблем любовь, свобода, власть, смерть. Содержанием человеческой истории, по Фромму, является стремление людей обрести самих себя, реализовать те потребности, которые порождены распадением прежних, изначально целостных связей. Однако конкретно сложившееся общество, та или иная форма социального обще жития мешает полному воплощению человеческих потенций. На протяжении длительной истории человечества разум, воля, эмоции людей не получали и не могли получить адекватного самовыявления. Общество не содействовало реализации глубинных потребностей, а, напротив, стесняло их или направляло в ложное русло.
Фромм стремится анализировать сложные социальные явления, вскрывая изначальные психические потребности человека, вырастающие на этой основе типы общения, типы ориентации и всякого рода патологические смещения. От причудливых светотеней психики он продвигается к описанию человеческих социальных типов.
Этика относится к классу гуманитарных дисциплин, объектом которых является человек. Специфический аспект, в котором человеческая жизнь рассматривается этикой, — это общение, понимаемое не как один из атрибутов человеческой жизни, а как ее фундаментальная предпосылка и основа. Нередко, обсуждая проблему общения, вспоминают слова известного французского писателя-гуманиста Антуана де Сент-Экзюпери о том, что «единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Это действительно так. Но этика рассматривает. общение не только как «роскошь», но и как насущную необходимость, как важнейшую потребность людей, как способ человеческого существования и жизнедеятельности.
Термин «этика» впервые был употреблен Аристотелем для обозначения, особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом «этикос» (нрав, обычай, привычка, характер). Отсюда «этикос» — имеющий отношение к нpaвам; то есть «этика» в буквальном значении — теория нравственности. Со временем этика из раздела философии превратилась в самостоятельную философскую дисциплину, а именно — философию морали («мораль» и «нравственность»- синонимы, по-латыни mores- «нравы»). Таким образом, этика — это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль ( иравственность), а центральной nроблемой — Добро и Зло.
Сложность и многомерность предмета этики обусловливает задачи, стоящие перед ней. Их можно свести к следующим:
1) описывать мораль — ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы И идеалы — то, что принято называть нравственной культурой общества;
2) объяснять мораль — пытаться дать анализ сущности морали в ее «должном» и «сущем» вариантах;
3) учить морали — давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии «правильной жизни»
По Аристотелю главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Основные задачи: Теоретическое описание и объяснение морали: ее история, нормы, принципы, идеалы… Дать анализ сущности морали в ее «должном» и «сущем». Учить морали, для того чтобы человек в дальнейшем смог выработать собственную стратегию «правильной жизни».
Постепенно в этике сформировалось два рода проблем:
• Как должен поступать человек (нормативная этика)
• Собственно теоретические вопросы гносеологического аспекта, о сущности морали, ее происхождении (метаэтика). Метаэтика – «чистая философия» морали. Добро и зло исследуются на абстрактном, теоретическом уровне, без соприкосновения с практикой.
• Этика как наука не является ни метатеорией, ни чистой нормативной. Это не математика и логика. Слишком ее предмет связан с жизнью. Этика должна и научить, и воспитать, и обосновать теоретически.
Дата добавления: 2016-10-06 ; просмотров: 1930 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Гуманистическая этика Э . Фромма
Гуманистическая этика Э . Фромма — Этические теории…
Гуманистическая антропология Эриха Фромма . Реферат .
Гуманистическая философия Эриха Фромма — Реферат
Гуманистическая философия Эриха Фромма — Рефераты
Контрольная Работа Для Детей 6 Лет
Реферат Про Лису
Контрольная Работа По Биологии 7
Задачи Контрольной Работы По Английскому Языку
Диссертации Горного Университета

Проблема самосозидания | СтремлениеАгентство Становления

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicAspiration: The Agency of BecomingМоральная философияPhilosophyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicAspiration: The Agency of BecomingМоральная философияPhilosophyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Каллард, Агнес, «Проблема самосозидания», Aspiration: The Agency of Becoming (

New York , 2018; онлайн-издание, Oxford Academic, 22 марта 2018 г. ), https://doi.org/10.1093/oso/9780190639488.003.0006, доступ от 20 июля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicAspiration: The Agency of BecomingМоральная философияPhilosophyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicAspiration: The Agency of BecomingМоральная философияPhilosophyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Новые ценности, обретение которых составляет акт моего самосозидания, должны быть либо непрерывны, либо прерывисты с теми, которые у меня уже есть. Если они непрерывны, я не меняюсь, а скорее работаю над последствиями того человека, которым я уже был. Если они прерывисты, а новые ценности противоречат моим старым ценностям или касаются их, то изменение не является результатом моей деятельности. Я меняюсь, но не меняюсь сам. Этот парадокс, адаптированный из работы Галена Стросона, может быть разрешен, если мы допустим, что направление ценностной зависимости может быть телеологическим: ценности стремящегося зависят от ценностей того человека, которым он пытается быть, и вытекают из них. Стремящийся не формирует, не контролирует и не создает себя, которое он создает. Вместо этого она смотрит на себя, пытается понять ее, старается найти к ней путь.

Ключевые слова: Гален Стросон, самотворчество, Кристин Корсгаард, телеология, источник нормативности, Г. Э. М. Анскомб, самосовершенствование, самоутверждение

Предмет

ФилософияМоральная философия

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов учреждения

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Что такое самопревосхождение? Определение и 6 примеров (+PDF)

Самопревосхождение: это термин, который вы, вероятно, слышали раньше.

Однако, если вы похожи на меня, вы никогда не понимали, что именно это означает.

У вас может быть смутное представление о том, что «преодоление» сродни «возвышению», и вы думаете об этом понятии как о подъеме над собой, но на самом деле вы не знаете, что это за этим.

Если это описывает вас так же хорошо, как меня, то вы обратились по адресу! В этой части мы дадим определение самопревосхождению, рассмотрим его компоненты и характеристики, придумаем несколько примеров и исследуем, как этого можно достичь.

Заинтересованы? Читай дальше!

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на смысл и ценность жизни. Эти творческие, основанные на науке упражнения помогут вам больше узнать о ваших ценностях, мотивах и целях и дадут вам инструменты, которые помогут вдохнуть смысл в жизнь ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит

  • Что означает самопревосхождение?
  • Самопревосхождение в психологии
  • Самопревосхождение в сестринском деле
  • Самопревосхождение и духовность
  • 6 примеров самопревосхождения
  • Как достичь самопревосхождения
  • Измерение самопревосхождения
  • 9 цитат о самопревосхождении
  • Сообщение на вынос
  • Часто задаваемые вопросы
  • Каталожные номера

В чем смысл самопревосхождения?

Хотя люди могут относиться к самопревосхождению по-разному, в зависимости от их собственных ценностей, общая идея, лежащая в основе этого, одна и та же. Самопревосхождение, по своей сути, заключается в том, чтобы выйти за пределы (или подняться над) собой и установить связь с тем, что больше, чем я. Проще говоря, это осознание того, что вы являетесь маленькой частью большего целого и действуете соответственно.

То, что больше, чем я, может быть целым рядом вещей: люди в целом, природа, вселенная, божественная сила и т. д. Неважно, что больше, важно только то, что есть нечто большее, чем я.

Самопревосхождение в психологии

Самопревосхождение можно считать забытым младшим братом самоактуализации; Концепция самоактуализации существует уже довольно давно и хорошо известна тем, что занимает первое место в иерархии потребностей Маслоу (во всяком случае, поначалу — подробнее об этом позже).

Однако это не было полностью проигнорировано. Исследователи, которые интересуются человеческим развитием, духовностью и положительными чертами поведения, хорошо знакомы с этой концепцией и включили ее в свою работу. В частности, те, кто связан с работой Маслоу о человеческих потребностях, будут хорошо знакомы с ней.

Абрахам Маслоу о самопревосхождении и потребностях

В течение многих лет самоактуализация доминировала в знаменитой Иерархии потребностей Маслоу. Чтобы быстро освежить память, вот иерархия в том виде, в каком она была:

Самореализация наверху, уважение ниже, затем любовь/принадлежность, затем безопасность и физиологические потребности внизу. Это указывает на то, что физиологические потребности жизненно важны для выживания и что они должны быть удовлетворены, прежде чем человек сможет двигаться вверх к актуализации и реализации. В своих ранних работах Маслоу считал самоактуализацию вершиной человеческого развития и высшей человеческой потребностью: реализацией своего полного потенциала.

Самоактуализация — это действительно высокая (и достойная) цель развития, и ее не следует отбрасывать в сторону в пользу новой блестящей потребности, но самопревосхождение — это поистине «следующий уровень» развития; он ориентирован на других, а не на себя, и касается более высоких целей, чем те, которые служат только себе.

Маслоу так описывает важность трансцендентности:

«Трансцендентность относится к самым высоким и наиболее всеобъемлющим или целостным уровням человеческого сознания, действующему и относящемуся скорее как к цели, чем как к средству, к самому себе, к значимым другим, к людям в целом, к другим видам, к природе и к космосу»

(Маслоу, 1971, стр. 269).

Согласно Маслоу, самопревосхождение приносит человеку то, что он назвал «пиковым опытом», в котором он выходит за пределы своих личных интересов и смотрит с более высокой точки зрения. Эти переживания часто вызывают сильные положительные эмоции, такие как радость, покой и хорошо развитое чувство осознания (Messerly, 2017).

Кто-то, кто в высшей степени трансцендентен, может также испытывать «опыт плато», в котором он постоянно сохраняет или входит в состояние безмятежности и более высоких перспектив (Messerly, 2017).

Добавление Маслоу самопревосхождения к пирамиде не всегда упоминается в литературе, когда цитируется его теория, но, тем не менее, ей удалось проникнуть в исследовательское сообщество. Он довольно часто рассматривался во многих исследовательских темах, но, пожалуй, наиболее заметен в исследовательском сообществе сестринского дела.

Мы продолжим изучение этого вопроса в мастер-классе «Наука самопринятия»©.

Вы в своих лучших проявлениях

По словам Линли (2008), сильные стороны можно увидеть в деятельности, в которой вы чувствуете себя «настоящим собой» — полностью вовлеченным, живым и погруженным в данный момент.

Как вы или ваш клиент можете быть корректировщиком силы? Упражнение «Вы в своих лучших проявлениях» предназначено для использования метода рассказывания историй для повышения осведомленности и выявления ваших индивидуальных сильных сторон. Этот инструмент можно использовать индивидуально, в сеансе один на один или в групповых настройках, чтобы представить новых участников друг другу.

В качестве техники наблюдения она также чрезвычайно полезна для вашего самочувствия, поскольку позволяет вам или вашему клиенту насладиться этой уникальной памятью о себе с лучшей стороны. В результате оценка личных сильных сторон позволяет вам сделать шаг к лучшей будущей версии себя (Whitworth et al., 1998).

Помните, что это упражнение не является попыткой произвести впечатление на других, показать отличные результаты или «улучшить несовершенное себя». Речь идет о личном росте, создавая значимый момент для вас или вашего клиента.

Самопревосхождение в сестринском деле

Самопревосхождение — особенно важная тема в сестринском деле. Сестринское дело — одна из немногих профессий, требующих двух одновременных точек зрения: внимательного, детального взгляда на то, что происходит здесь и сейчас, и более широкого, целостного и оптимистичного взгляда.

Это также уникальный контекст для самопреодоления, поскольку это возможно, желательно и достижимо в командном контексте как для пациента, так и для медсестры. Это может действовать как поощрение и вдохновение для пациента в достижении хорошего самочувствия, а также как мотивация и цель для медсестры, выполняющей функции лица, осуществляющего уход.

Действительно, исследования показали, что именно это он и делает; медсестры, достигшие высокого уровня самотрансцендентности, более вовлечены, преданы и поглощены своей работой, чем медсестры с низким уровнем самотрансцендентности (Palmer, Quinn Griffin, Reed, & Fitzpatrick, 2010). Кроме того, взаимодействие между медсестрами и пациентами может способствовать самопреодолению пациентов, улучшению их здоровья и общего благополучия (Haugan, 2013).

Этот акцент на самопревосхождении в сестринском деле возник, когда медсестра и исследователь Памела Рид изложила свою теорию по этому вопросу.

Теория самопревосхождения Памелы Рид

Рид (Reed, 1991) определяет самопревосхождение как «многомерное расширение самоконцептуальных границ: внутреннее (например, посредством интроспективного опыта), внешнее (например, путем обращения к другим) и временное (посредством чего прошлое и будущее интегрируются в настоящее)». Позже она добавила еще один тип расширения: трансперсональное расширение, при котором человек соединяется «с измерениями за пределами обычно различимого мира» (Reed, 2003).

Согласно теории Рида, людей можно считать открытыми системами (в отличие от закрытых систем, которые не принимают новую информацию и не открыты для изменений), единственным препятствием между которыми и самопревосхождением является граница, которую они сами себе навязывают.

Людям, конечно, нужны некоторые концептуальные границы, но расширение этих границ вовне, чтобы включить в себя больше окружающей среды, больше людей и т. д., ставит людей в состояние большей связи с окружающей средой и поощряет чувство «целостности», которого в противном случае они могли бы не иметь (Рид, 19).91).

Это состояние расширенного сознания Рид называет императивом развития; подобно Виктору Франклу и Абрахаму Маслоу, теория Рида утверждает, что самопреодоление является естественной и желаемой стадией развития, которую люди должны достичь, чтобы реализовать себя и обрести чувство цели (Reed, 2003).

Три важные концепции составляют ядро ​​теории Рида, включая самопревосхождение; два других понятия:

  • Уязвимость : осознание собственной смертности, которое развивается с возрастом, проблемами со здоровьем и кризисами.
  • Благополучие : ощущение себя здоровым, цельным и в целом наполненным и удовлетворенным своим состоянием.

Эти три концепции являются жизненно важными частями трех основных гипотез теории Рида:

  1. Пожилые люди (особенно те, кто приближается к концу своей жизни) обычно имеют более высокий уровень самотрансцендентности, чем молодые люди (примечание: это подтверждается исследованиями, например, Ellermann & Reed, 2001).
  2. Концептуальные границы могут колебаться, и, скорее всего, это повлияет на благополучие.
  3. Отношения между уязвимостью, самопреодолением и благополучием изменяются и облегчаются собственными чертами и характеристиками человека, а также средой, в которой он находится (Reed, 1991).

Эта теория в основном была принята сообществом медсестер, и исследования показали, что самопреодоление играет неотъемлемую роль в исцелении и достойном принятии конца жизни.

Одним из основных способов, с помощью которых самопреодоление может повлиять на опыт конца жизни, является духовность.

Самопревосхождение и духовность

Легко увидеть, как связаны самопревосхождение и духовность — одним из неотъемлемых качеств самопревосхождения является расширение сознания за пределы себя, к чему-то высшему.

Это «нечто высшее» часто имеет божественную или духовную природу. Многие достигают самопреодоления благодаря своей вере в Бога, в то время как другие могут достичь этого через признание какой-либо системы духовности или представления о душе.

Эта вера или духовность могут помочь людям найти смысл, который наполнит их и продвинет их к превосходству. Исследования даже показали, что у пожилых пациентов собственная духовность лица, осуществляющего уход, оказала положительное влияние на благополучие пациента (Kim, Reed, Hayward, Kang, & Koenig, 2011).

Согласно Виктору Франклу, трансцендентность коренится в нашей духовности, а духовность — это та часть человечества, которая отделяет нас от всех других видов. Нельзя стать полностью актуализированной и «целостной» личностью, достигнув самопревосхождения, и это требует, чтобы человек пришел к удовлетворительному выводу о своем месте в высшем порядке вещей (Wong, 2016).

Хотя сегодняшние исследователи обычно не придерживаются идеи о том, что духовность необходима для достижения самопревосхождения, для многих она, безусловно, является важным аспектом трансцендентности, и она может варьироваться в зависимости от широкого спектра верований.

6 Примеры самопревосхождения

Типичным примером самопревосхождения, несомненно, является опыт Виктора Франкла в концентрационных лагерях Второй мировой войны.

Несмотря на свои большие личные страдания (часто почти или совсем не удовлетворяя потребности иерархии) — или, возможно, из-за этого — Франкл нашел более высокую цель в своей жизни. Он смог отложить в сторону свои потребности и интересы и увидеть общую картину и то, как он вписывается в нее.

Многие заключенные в лагерях поддались отчаянию и дегуманизации, потеряв борьбу за жизнь, свободу и чувство собственного достоинства; однако некоторые в лагерях, казалось, действительно сохранили или даже развили свое чувство собственного достоинства и нашли или подтвердили цель своей жизни. Эти редкие люди — еще один пример самопревосхождения.

Конечно, чтобы достичь самопреодоления, не нужно подвергаться длительным страданиям; по Маслоу, до него может добраться каждый.

Трудно назвать другие примеры самопревосхождения, но его четыре характеристики гарантируют, что вы узнаете его, когда увидите:

  1. Смещение фокуса внимания с себя на других — это смещение от эгоизма и эгоизма к учету потребностей других является маркером самопревосхождения и является наиболее заметной и важной чертой.
  2. Сдвиг в ценностях – те, кто достиг самопревосхождения, больше не руководствуются внешней мотивацией или внешними наградами и требованиями, а внутренней мотивацией (наградой за деятельность является сама деятельность).
  3. Повышение нравственной озабоченности – самопреодоление приводит к более интенсивному сосредоточению на том, что правильно.
  4. Эмоции подъема — эти переживания эмоций высшего порядка могут быть вызваны всеми тремя характеристиками, описанными выше; эмоции включают трепет, экстаз, изумление, чувство приподнятости, чувство возвышения и т. д. (Wong, 2017).

Если вы знаете кого-то, кто постоянно работает, чтобы удовлетворить потребности менее удачливых других, кто руководствуется не деньгами или наградами, а внутренним побуждением и всегда озабочен тем, чтобы поступать правильно, вы, вероятно, имеете перед собой пример самопревосхождения!

Для получения дополнительной информации о самопреодолении ознакомьтесь с презентацией доктора Пола Вонга на Конференции по образованию в области жизни и смерти здесь.

Что такое самопревосхождение? — Кайлаш Байер

Как достичь самопревосхождения

Если вы хотите достичь самопревосхождения, есть способы сделать это. Это нелегкий путь, поскольку он представляет собой высочайшие вершины человеческого развития, превосходящие даже редко достигаемую Маслоу самореализацию.

Тем не менее, есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы ускорить свое развитие и достичь самопревосхождения:

  1. Узнайте, что переводит вас в «тета» (спокойное и умиротворенное состояние между сном и бодрствованием), и используйте это, чтобы чаще входить во вдохновенное и расширенное состояние.
  2. Практикуйте медитацию, будь то стереотипное сидение на подушке со скрещенными ногами или осознанная деятельность (внимательное слушание, осознанная ходьба, осознанное питание и т. д.).
  3. Найдите время для творчества и позвольте ему привести к вдохновению, новым впечатлениям и самопревосхождению.
  4. Ведите дневник, даже если вы не очень хороший писатель, особенно если вы не очень хороший писатель. Перенесите свои мысли и чувства на бумагу, чтобы отделить себя от них.
  5. Выйди из дома и иди туда, где ты ближе всего к природе; позвольте себе «общаться» с природой, находя вдохновение, исцеление и, возможно, чувство трансцендентности через природу.
  6. Займитесь «работой с тенью» — найдите время, чтобы поразмышлять и погрузиться в свои самые глубокие, самые темные уголки. Жизненно важно признать и исправить то, что в нас плохо, а также то, что в нас лучше всего.
  7. Практикуйте совершенство — во всем, что вы делаете, куда бы вы ни пошли, кем бы вы ни были в своей повседневной жизни. На самом деле не имеет значения, что это такое (при условии, что это никому не вредит), важно только то, что вы делаете то, что делаете хорошо (Eckl, 2017).

Кроме того, автор Стефани Флуд предлагает пять творческих способов достижения самопревосхождения, вдохновленных буддизмом:

  1. Изучите основные техники медитации, даже если вы опытный медитатор!
  2. Наделите себя знаниями и мудростью, чтобы развить свою осознанность.
  3. Не бойтесь путешествия — духовного или физического — в поисках прозрения.
  4. Найдите свои собственные духовные техники, которые приблизят вас к вашей высшей цели и вашему идеальному я.
  5. Поднимите свои вибрации (т.е. живите в позитивной и трансцендентной среде)

Хотя эти советы могут помочь, наиболее важным фактором в достижении самопревосхождения является просто осознание и открытость к идее. Когда мы открываемся для хорошего в жизни, мы не можем не измениться под влиянием этого опыта. Держите свой разум и сердце открытыми для самопревосхождения, и вы сделаете первый и самый важный шаг к его достижению.

Измерение самопревосхождения

Самопревосхождение — еще одна сложная конструкция для измерения, но есть способы сделать это.

Его можно измерить косвенно (через возрастающую духовность, внутреннюю мотивацию и связь с чем-то большим) или напрямую по шкале. Две такие шкалы представлены ниже.

Шкала самопревосхождения

Шкала самопревосхождения (STS) была разработана Памелой Рид в 1986 году. Она состоит из 15 пунктов, адаптированных из шкалы ресурсов развития поздней взрослой жизни (DRLA). Эта шкала является одномерной и учитывает только всеобъемлющее чувство самопревосхождения и измеряет этот конструкт путем опроса респондента по нескольким характеристикам зрелой жизни.

Вопросы оцениваются по тому, насколько хорошо они описывают респондента по шкале от 1 (совсем нет) до 4 (очень сильно), где 1 балл указывает на самый низкий возможный уровень самопревосхождения, а 4 — на максимально возможный уровень самопревосхождения. Примеры элементов включают:

  • Участие в жизни других людей или моего сообщества, когда это возможно.
  • Хорошо приспосабливаюсь к изменениям своих физических способностей.
  • Способен выйти за рамки вещей, которые когда-то казались такими важными.
  • Позволить другим помочь мне, когда мне это может понадобиться.

Эта шкала оказалась достаточно валидной и надежной и является хорошим выбором для исследователей, заинтересованных в измерении самопреодоления (Haugan, Rannestad, Garåsen, Hammervold, & Espnes, 2011; Reed, 1986).

Шкала самопревосхождения Клонингера

Эта шкала является составной частью более широкой оценки Клонингера, Описи темперамента и характера (TCI; 1993). Это часть раздела TCI «Характер», который измеряет «самовосприятие и индивидуальные различия в целях и ценностях, которые влияют на добровольный выбор, намерения, а также на значение и значимость того, что происходит в жизни» (Cloninger, 2015).

В частности, шкала самопревосхождения измеряет «степень, в которой люди воспринимают себя как неотъемлемую часть вселенной в целом» (Cloninger, 2015). Люди с высоким самопревосхождением считаются более духовными, неприхотливыми, смиренными и состоявшимися, чем те, кто находится на низком уровне самопревосхождения.

Учитывая, что Шкала Самопревосхождения Клонингера фактически является одной из семи подшкал его большей шкалы TCI, вы должны запросить эту большую шкалу, используя эту форму.

9 Цитаты о самопревосхождении

Приведенные ниже цитаты взяты из самых разных источников, от авторов и непрофессионалов до философов и гуру, но всем им удается уловить суть самопревосхождения:

«Что произойдет, если вы позволите себе сделать то, чего никогда раньше не делали? Есть только один способ узнать».

Джина Гринли

«У меня нет поставленной цели; моя цель — самопревосхождение. Я всегда стараюсь превзойти себя. Я не конкурирую с остальным миром. Я соревнуюсь только с собой и стараюсь стать лучше. Это моя конечная цель».

Шри Чинмой

«Только в той мере, в какой кто-то переживает это самопревосхождение человеческого существования, он является по-настоящему человеком или становится самим собой. Он становится таковым, не занимаясь актуализацией своего «я», а забывая себя и отдавая себя, забывая о себе и сосредотачиваясь вовне».

Виктор Франкл

«Благоговение — это эмоция самопревосхождения».

Джонатан Хайдт

«Узы, которые связывают нас с жизнью вне нас самих, — это те же самые узы, которые связывают нас с нашей собственной жизнью».

Уильям Барретт

«Желаю охватить, включить в свою короткую жизнь все, что доступно человеку».

Антон Чехов

«Для нашего здоровья и счастья важно, чтобы мы посвятили себя какой-то миссии или цели, которая выходит за рамки мирской суеты повседневной жизни».

Оли Андерсон

«Наше настоящее сознательное я и наша тень должны научиться сосуществовать. Первый шаг к достижению личного превосходства начинается, когда сознательный разум и бессознательный ум противостоят друг другу и сражаются за превосходство. Человек, достигший самореализации, понимает взаимодействие своего сознательного и бессознательного разума и интегрирует их уникальную дихотомию в свое ощущение себя».

Килрой Дж. Олдстер

«Самопревосхождение дает нам радость в безграничной мере. Когда мы превосходим себя, мы не соревнуемся с другими. Мы не соревнуемся с остальным миром, но каждую минуту мы соревнуемся с самими собой. Мы конкурируем только с нашими предыдущими достижениями. И каждый раз, когда мы превосходим наши предыдущие достижения, мы получаем радость».

Шри Чинмой

Послание на вынос

Надеюсь, вы закончите эту статью с лучшим пониманием самопревосхождения, его подкомпонентов и того, как работать над собственным самопревосхождением.

Если у вас есть только один вывод из этой статьи, пусть это будет то, что самопреодоление не является высокой и недостижимой целью; это в пределах досягаемости каждого из нас, если мы потратим время и усилия, необходимые для того, чтобы познать себя, реализовать свой потенциал и переключить свое внимание с себя на других.

Что вы думаете о самопревосхождении? Это обидчивая чушь нового века или важный этап развития с богатой историей? Как вы думаете, как можно достичь самопреодоления? Дайте нам знать в комментариях ниже.

Спасибо за прочтение и удачи!

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения «Смысл и ценная жизнь».

Часто задаваемые вопросы

Согласно исследованию (Levasseur, McDougall, & St-Pierre, 2018), существует три основных вида самопревосхождения:

  • Надличностное — чувство связи с чем-то за пределами себя, например с природой и духовностью.
  • Альтруистический — сосредоточенность на благополучии других и желание помогать и служить другим.
  • Интеллектуал — желание исследовать и понимать сложные идеи и концепции, выходящие за рамки непосредственного опыта.

Самоактуализация — это процесс полной реализации своего потенциала и достижения личностного роста, в то время как самопревосхождение предполагает чувство связи с чем-то большим, чем ты сам.

Обе концепции связаны с личным развитием и благополучием, но самопреодоление подчеркивает важность выхода за пределы себя и связи с более широким смыслом и целью (Jawer, 2006).

Четыре типа трансцендентности могут включать (Solomon, 2002):

  • Экзистенциальная – преодоление ограничений индивидуального существования и обретение смысла жизни.
  • Эстетика – переживание красоты и восхищение искусством, музыкой, природой или другими эстетически приятными стимулами.
  • Мораль — преодоление эгоистичных интересов и обретение смысла в служении другим или содействии чему-то большему, чем ты сам.
  • Религиозный — подключение к высшей силе или божественной сущности и стремление понять высшую природу реальности.
  • Клонингер, Р. (2015). Каков темперамент и инвентарь характера? Центр благополучия. Получено с http://psychobiology.wustl.edu/what-is-the-tci/
  • Экл, К.Л. (2017). 7 способов повысить самооценку. Шагните в Свет своего Истинного Бытия. Получено с http://www.cheryleckl.com/articles/unleashing-joy-self-transcendence/7-ways-to-enhance-self-transcendence/
  • Эллерманн, Ч. Р. и Рид, П. Г. (2001). Самопревосхождение и депрессия у взрослых среднего возраста. Western Journal of Nursing Research, 23, 698-713.
  • Флуд, С. (без даты). 5 творческих способов достичь собственного превосходства. Точка души. Получено с http://soulspottv.com/blog/5-creative-ways-to-achieving-your-own-transcendence/
  • Хауган, Г. (2013). Взаимодействие медсестры и пациента — это источник надежды, смысла жизни и самопреодоления пациентов домов престарелых. Скандинавский журнал заботливых наук, 28 , 74-88.
  • Хауган Г., Раннестад Т., Гаросен Х., Хаммерволд Р. и Эспнес Г. А. (2011). Шкала самопревосхождения: исследование факторной структуры среди пациентов домов престарелых. Journal of Holistic Nursing, 30, 147-159.
  • Джавер, Массачусетс (2006). Самоактуализация и трансцендентность: сравнительный анализ двух способов бытия. Журнал гуманистической психологии , 46(2), 203-224
  • Ким С., Рид П. Г., Хейворд Р. Д., Канг Ю. и Кениг Х. Г. (2011). Духовность и психологическое благополучие: проверка теории семейной взаимозависимости между членами семьи, осуществляющими уход, и их старшими. Research in Nursing & Health, 34, 103-115.
  • Ким Ю. и Зейдлиц Л. (2019). Самопревосхождение и благополучие: метаанализ. Личность и индивидуальные различия , 138, 129-137.
  • Левассер, О., Макдугалл, Дж., и Сен-Пьер, М. (2018). Самопревосхождение: концептуализация и измерение. Старение и психическое здоровье , 22(10), 1299-1306.
  • Линли, Пенсильвания (2008). От среднего до A+: осознание сильных сторон в себе и других . КАПП Пресс.
  • Маслоу, А. Х. (1971). Дальние пределы человеческой природы. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Arkana/Penguin Books.
  • Мессерли, Дж. Г. (2017). Краткое изложение Маслоу о самопревосхождении. Институт этики и новых технологий. Получено с https://ieet.org/index.php/IEET2/more/Messerly20170204
  • Палмер, Б., Куинн Гриффин, М. Т., Рид, П., и Фитцпатрик, Дж. Дж. (2010). Самопревосхождение и участие в работе дипломированных медсестер персонала неотложной помощи. Ежеквартальный выпуск для интенсивной терапии, 33 , 138-147.
  • Рид, П.Г. (1986). Концептуальная основа развития: переформулировки ухода за больными и приложения для теории семьи. В А. Уолла (ред.), Теория семейной терапии для медсестер: четыре подхода (стр. 69-92). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Appleton-Century-Crofts.
  • Рид, П. (1991). К медсестринской теории самопревосхождения: дедуктивная переформулировка с использованием теорий развития. Достижения в области сестринского дела, 13, 64-77.
  • Рид, П. (2003). Сестринская теория самопревосхождения. (стр. 145-166). В MJSmith & P. ​​Liehr (Eds.), Теория среднего уровня для продвинутой практики ухода за больными. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Springer.
  • Соломон, RC (2002). Духовность для скептика: вдумчивая любовь к жизни . Издательство Оксфордского университета
  • Уитворт, Л., Кимси-Хаус, Х., Кимси-Хаус, К., и Сандал, П. (1998). Совместный коучинг: новые навыки для коучинга людей для достижения успеха в работе и жизни . Издательство Дэвис-Блэк.
  • Вонг, PTP (2016). Поиск смысла, самопревосхождение и благополучие. В A. Batthyany (Ed.), Логотерапия и экзистенциальный анализ: Труды Института Виктора Франкла (Том 1; стр. 311-322). Чам, CH: Спрингер.
  • Вонг, PTP (2017). От логотерапии Виктора Франкла до четырех определяющих характеристик самопревосхождения. DrPaulWong.com. Получено с http://www.drpaulwong.com/four-defining-characteristics-self-transcendence/

Об авторе

Кортни Акерман, магистр искусств, выпускница программы позитивной организационной психологии и оценки в Клермонтском университете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *