Человек любящий жизнь радующийся жизни одним словом: Упражнение 105 — ГДЗ Русский язык 3 класс. Климанова, Бабушкина. Рабочая тетрадь часть 1. Страница 63
Части речи (итоговый урок) 3 класс УМК «Школа России» | Методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме:
«ЧАСТИ РЕЧИ» 3 КЛАСС
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
КОРНЕЕВА Е.А.
«ЧАСТИ РЕЧИ» 3 КЛАСС
УРОК — АУКЦИОН ЗНАНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
КОРНЕЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА – УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГБОУ СОШ № 1055 ЮАО Г.МОСКВЫ
Урок-аукцион знаний.
Тема. «Части речи» (итоговый урок)
Цель: актуализировать знания, приобретённые при изучении темы «Части речи»; дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость от успеха в проявлении знаний; развивать внимание, сообразительность, память; воспитывать чувство коллективизма.
Примечание. Урок в форме аукциона активизирует мысль детей. Процесс повторения, систематизации знаний проходит занимательно, интересно и динамично. Знания в области русского языка становятся личностно значимыми для ребёнка. Если урок в форме «аукциона знаний» проводится в первый раз, то необходимо предварительно рассказать детям, что такое аукцион и как он проходит.
Подготовительная работа: дети повторяют учебный материал, на дополнительные интересные сведения по грамматическим категориям, которые будут представлены на «аукционе знаний», а им об имени существительном, имени прилагательном, глаголе, рисуют красочные плакаты к подобранным материалам, составляют ребусы, готовят сценки, песни, стихотворения.
Оборудование: организуется выставка лучших творческих детей по русскому языку; вывешиваются плакаты с цитатами известных деятелей о русском языке; металлическая тарелочка и лоточек; надписи-названия продаваемых вещей; карточки для болельщиков и участников; дипломы для победителей; призы; эмблемы команд.
Эпиграфы к уроку: (В. О. Ключевский)
- Уметь разборчиво писать — первое правило вежливости.
- Грамоте учиться — всегда пригодится. Ученья корень горек, да плод сладок.
- Красна птица пеньем, а человек — ученьем.
- (Русские пословицы)
Класс делится на две команды, в каждой команде выбирается капитан.
Ребята выбирали для «продажи» четыре «предмета» — грамматические категории:
- имя существительное;
- имя прилагательное;
- глагол.
Любую из этих «вещей» из области знаний русского языка команда-
участница сможет «купить», «заплатив» за неё знаниями по данной грамматической категории.
В диалоге «на торгах» в качестве одного шага (ответа) каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя другую команду.
ХОД УРОКА.
- Организация класса.
- Сообщение темы и цели урока
У нас сегодня аукцион, Подведёт итоги он. Тот, кто больше знает,
Тот награды получает!
— Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни нашего
класса мероприятие — аукцион знаний по русскому языку».
На продажу выставлены поистине бесценные «вещи», приобрести которые сможет любая команда (в обмен на знания по русскому языку). Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде.
На нашем аукционе присутствуют болельщики, ассистенты (они будут вести подсчёт баллов).
Я, ведущая аукциона, — магистр грамматических наук.
(Можно использовать соответствующие элементы костюма: шапочку, накидку.)
II. Работа над темой урока
| 1. Внесение залога. Открытие аукциона.
— Прежде чем прозвучит гонг (на столе находятся металличес —
тарелка и молоточек), каждая команда-участница должна внести
залог, доказать свою «состоятельность» — способность участвовать аукционе. На столе ведущего лежат два листа бумаги с заданиями. Капитаны выбирают задания, и команды приступают к их выполнению; время ограничено — 30 с. Задание состоит из двух частей:
- расположить буквы в алфавитном порядке;
- используя все буквы, составить слово-название своей команды. нышсокил вознайсловки
(«Солнышки») («Словознайки»)
Крупно написать на листе слово и поместить лист на доску. Все прочтут название команды.)
Чья команда быстрее справится с заданием, та и будет иметь право первой начать диалог «на торгах».
2. Приветствие команд.
— Итак, команды получили названия и доказали свою «состоятельность» для участия в аукционе.
В аукционе знаний участвуют (попросить команды встать): команда «Солнышки» и команда «Словознайки» .
3. Проведение аукциона.
Звучит удар гонга.
— Внести первую «вещь» на продажу!
Ассистенты вносят табличку «Имя существительное».
— Начальная цена — 10 баллов (на табло устанавливается цифра).
— За каждый правильный ответ команда получает 2 балла,
в ответе представлен дополнительный материал, то команда получает
дополнительно 4 балла.
Торги начались!
«Словознайки»: Это часть речи.
«Солнышки»: Обозначает предмет.
«Словознайки»: Отвечает на вопросы кто? что?
«Солнышки»: Делятся на собственные и нарицательные.
«Словознайки»: Могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.
«Солнышки»: Употребляются в единственном и множественном числе.
«Словознайки»: Относятся к мужскому, женскому и среднему роду.
«Солнышки»: Изменяются по падежам.
«Словознайки»: Название именительного падежа связано со словом имя.
«Солнышки»: Чтобы отличить именительный и винительный падеж, нужно правильно поставить к существительному вопрос.
«Словознайки»: Чаще всего бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством.
(Когда ответы иссякают, учитель отстукивает троекратно окончание торгов за эту вещь. Табло показывает окончательный счёт команд. Определяется победитель).
Задание для болельщиков. Словарная работа «Как точнее?».
Выберите нужное существительное.
I. 1) Я, не встречал никаких … жилья. (А. Пушкин.)
2) Вот вам ещё …: когда ходит он, то всегда размахивает руками. (Н. Гоголь.) (примета, признак)
1) Мы остановились на минуту, чтобы сделать …. .
2) Старого мастера провожали на заслуженный …. .(отдых, передышка)
1) Сохранилось много … о героическом прошлом русского народа.
2) Мы с интересом прослушали несколько … Древней Греции. (миф, предание)
1) У зимовщиков подходили к концу… продовольствия.
2) Противник бросил в бой последние свои …. . (резервы, запасы)
1) Председатель собрания объявил … на десять минут.
2) В … мы вышли в фойе. (антракт, перерыв)
1) Тысячи учёных работали над … происхождения жизни на Земле.
2) Газета подняла … о строительстве школ. (проблема, вопрос)
П. 1) Оба замолчали, наступила томительная …. .
2) В… между уроками он успел сбегать домой.
3) Мы бежали всю дорогу без . .. .
4) После второго действия объявили … на 15 минут.
5) Залпы салюта повторялись с … в 12 секунд. (перерыв, промежуток, пауза, передышка, антракт)
(«Проданная вещь» устанавливается на столе команды, «купившей» её. С команды, проигравшей данный лот, взимается «комиссионный» сбор. Команда исполняет номер художественной самодеятельности.)
Инсценировка.
Падежи.
У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей.
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
Вверяют окончаниям судьбу и жизнь свою!
И про своё призвание
На ушко им поют.
Я – именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд,
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
А я падеж родительный –
Характер мой общительный.
Кого? чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? к чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к порой дружу,
Но и один гулять хожу.
А я винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников – люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю».
Кого позвать? Во что? играть?-
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
А я творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите!- Чем? Творите! — С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.
А я падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил,
О ком, о чём я говорил?
Ах, да нужны предлоги,
Без них мне нет дороги.
Пусть будут в и о, и при
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять.
(О. Соболева.)
— Торги продолжаются!
Ассистенты вносят табличку «Имя прилагательное».
Начальная цена — 10 баллов (на табло устанавливается цифра.
— За каждый правильный ответ команда получает 2 балла,
в ответе представлен дополнительный материал, то команда получает
дополнительно 4 балла.
Торги начались!
«Солнышки»: Это часть речи.
«Словознайки»: Обозначает признак предмета.
«Солнышки»: Отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое?
«Словознайки»: Изменяется по родам, числам, падежам.
«Солнышки»: В предложении — второстепенный член.
«Словознайки»: Согласуется с существительными.
«Солнышки»: В словосочетании с существительным является зависимым словом.
«Словознайки»: Слово «прилагательное» в переводе с греческого означает «эпитет» (за это команда получает 4 балла).
«Солнышки»: В переводе с латинского — «прибавленное», «приложенное».
«Словознайки»: Бывает кратким (пример).
Игра проходит азартно, команды сменяют друг друга очень бойко, наступая друг другу на пятки. Пока звучит ответ одной команды, другая уже готовит дополнения.
Но вот ответы иссякли, прозвучало последнее высказывание. Учитель троекратно отстукивает окончание торгов за эту «вещь». Табло показывает окончательный счёт команд. «Вещь продана» команде, набравшей большее количество очков и давшей последний ответ.
Если количество очков одинаковое, командам даётся дополнительное задание по этой же категории (выполнить грамматическое задание, отгадать ребус и т. д.)
Задание для команд при одинаковом количестве баллов.
Кроссворд. Угадайте слово. Впишите в клетки прилагательные, образованные от данных слов. Учтите, что при этом возможно чередование согласных и появление беглых гласных.
- Булка. 2. Игрушка. 3. Подарок. 4.Огурец. 5.Посадка. 6. Съёмка.
7. Верёвка. 8. Казак. 9. Плёнка. 10.Плотник. 11.Пушка.
Правильно вписав слова, вы прочтёте в вертикальном
Выделенном столбце название процесса, происходящего
При образовании этих слов.
— С болельщиками в это время проводится игра на внимание, смекалку.
Черты характера (к а к ой?).
1. Любящий жизнь, радующийся жизни.
2. Неутаивающий своих мыслей, чистосердечный.
3. Легко обижающийся.
4. Стремящийся всё знать.
5. Долго помнящий обиды, не прощающий зла.
6. Умеющий употреблять в речи яркие, острые, смешные выражения.
7. Способный подмечать такие подробности, которых не замечают другие.
8. Стремящийся поступить по-своему, даже если это противоречит здравому смыслу.
9. Решительно и упорно добивающийся своей цели.
10. Не любящий много говорить.
11. Способный долго сидеть над какой-нибудь работой.
12. Слишком уверенный в себе, чрезмерно надеющийся на свои силы, способности.
13. Не теряющийся в беде, в опасности, бесстрашный.
14. Испытывающий чувство робости, стеснения в обращении к людям. 15. Погружённый в думы, размышления.
16. Не любящий общаться с людьми, скрывающий свои мысли.
17. Легко вступающий в общение с людьми, незамкнутый.
18. Легко доверяющий другим.
19. Не имеющий твёрдого характера, легко поддающийся дурному влиянию.
20. Любящий много поговорить.
21. Легко и живо воспринимающий впечатления, очень восприимчивый. 22. Любящий принимать и угощать гостей.
23. Мягкий и добрый в отношении к людям.
24. Способный легко догадаться о чём-либо.
25. Требующий удовлетворения своих прихотей, причуд, капризов.
26. Поступающий без достаточного размышления, несерьёзно.
27. Действующий не спеша, медленно.
28. Умеющий владеть собой, не выдавать своего волнения, гнева и т. д.
29. Легко впадающий в раздражение, гнев.
Наконец победитель торгов определён. «Проданная вещь» устанавливается на столе команды, «купившей» её. С команды, проигравшей «торги», взимается «комиссионный сбор».
— Торги продолжаются! (Звучит гонг.)
Вносят следующую «вещь» — «Глагол».
— Торги начались! (Звучит гонг.)
«Словознайки»: Часть речи, которая обозначает действие.
«Солнышки»: Отвечает на вопросы что делать? что сделать?
«Словознайки»: Времена глагола – настоящее, прошедшее, будущее.
«Солнышки»: Изменяется по временам.
«Словознайки»: В прошедшем времени глаголы в единственном числе изменяются по родам.
«Солнышки»: Имеет начальную форму, которая называется неопределённой формой глагола.
«Словознайки»: Не с глаголами пишется раздельно.
«Солнышки»: Перед глаголами не бывает предлогов.
«Словознайки»: В предложении глаголы являются сказуемыми.
Когда иссякнут ответы команд, учитель отстукивает троекратное завершение «торгов». «Проданная вещь» устанавливается на стол команде, которая её «купила».
Задание для команд при одинаковом количестве баллов.
— Кто найдёт все спрятанные в таблице глаголы?
К | М | Л | О | В | И | Т | Ь | Л | Р | М |
Й | П | Е | Р | Е | Х | О | Д | И | Т | Ь |
К | О | Т | С | Р | А | Г | А | П | А | Н |
О | М | Е | И | Т | З | П | Р | И | С | О |
Н | П | Т | Д | Е | Й | Р | И | С | М | С |
Й | К | Ь | Е | Т | О | Л | Т | Н | Д | Т |
И | Е | С | Т | Ь | Т | Н | Ь | П | Т | О |
П | Е | Т | Ь | Р | И | О | Д | Ю | О | Я |
Н | Й | Н | О | Т | Д | Ш | М | В | Я | Т |
Щ | К | А | Н | А | О | П | Л | Ы | Т | Ь |
Задание для болельщиков.
«Одним словом». Что делать?
1) Говорить тихо, неразборчиво.
2) Пронзительно, резко кричать.
3) Перевёртываться через голову.
4) Делать что-либо или двигаться торопливо, беспорядочно.
5) Идти, делая частые, мелкие шаги.
6) Находиться в состоянии полусна.
7) Тащить, тянуть что-либо, не отрывая от земли.
8) Сердито бормотать, выражая неудовольствие.
9) Жить некоторое время у кого-нибудь в гостях.
10) Испытывать отвращение к чему-либо неприятному, нечистому.
11) Говорить что-либо грубое, вызывающее.
12) Резко, с шумом закрыть.
13) Резким движением широко раскрыть.
14) Стремительно подняться, взлететь.
15) Держаться в воздухе на неподвижно распростёртых крыльях.
16) Расширяться, увеличиваться в объёме, пропитавшись влагой.
17) Делать более жидким, прибавляя что-либо.
18) Разбивать на мелкие части.
19) Лишаться свежести, яркости.
20) Отбросить, откинуть назад голову.
21) Вырывать вместе с корнями пни, деревья.
22) Делать более точным, придавать большую точность.
23) Нетвёрдо верить во что-либо, испытывать неуверенность.
24) Относиться с участием, состраданием к чьему-либо горю, переживанию.
25) Высказывать недовольство кем-либо, чем-либо, обиду на кого-либо, что-либо.
26) Заранее, наперёд чувствовать, ощущать.
27) Заранее известить, осведомить.
(Команда, проигравшая лот, показывает номер самодеятельности.)
Инсценировка.
Весёлые рифмы
Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл.
«Ухожу,»- кричит сегодня.
А вчера кричал: «Ушёл!»
Завтра скажет: «Я уйду!»
Позавидуйте ему.
Прошедшее время —
То, что прошло:
«Вчера мы писали», «Солнце ушло».
Настоящее время
Приходит теперь:
«Мы пишем имя», «Бегает зверь».
Будущее время
Ещё не пришло:
«После уроков
Пойдём мы в кино».
Прошедшее время (Песенка черепахи)
Была я малышкой.
Играла с пустышкой,
Гуляла с братишкой
И с няней – мартышкой.
Я пела, плясала,
Над книжкой зевала,
Цветы собирала,
О чуде мечтала.
Но время бежало,
И я подрастала.
Я скоро узнала,
Что взрослою стала.
И детство моё
Навсегда потеряла.
(Т.Рик)
Настоящее время ( Песенка черепахи)
Сейчас я живу
В небольшом зоопарке
И каждый мой день
Пребываю в запарке:
Я в школу бужу
По утрам малышей,
Кормлю их, купаю
От ног до ушей.
Я штопаю, глажу, стираю,
Игрушки за них убираю,
Мету, отмываю,
Кручу, кипячу,
Хвалю и ругаю,
Шучу и ворчу.
Так мчится моё настоящее,
Нисколько меня не щадящее.
(Т. Рик)
Будущее время (Песенка черепахи)
В понедельник или в среду
Всё я брошу и уеду,
И оставлю их одних
Безобразников моих.
Сяду в поезд и тогда
Посмотрю на города.
Я отправлюсь в южный порт,
На какой – нибудь курорт.
Как начну я там форсить,
Платья модные носить,
Буду плавать, буду прыгать,
Буду всех с ума сводить.
Когда море надоест,
Запланирую отъезд.
И вернусь обратно к ним,
К безобразникам моим.
(Т. Рик)
III. Подведение итогов аукциона
— Все «вещи проданы». Аукцион завершается.
Я благодарю всех участников аукциона, а также болельщиков, ассистентов — за чёткую и быструю работу на табло.
А сейчас — самое приятное — награждение команды-победительницы аукциона.
Команда — «Солнышки» выиграла аукцион, она смогла «купить» наибольшее количество «вещей», т. е. показала отличное знание русского
языка. Выйдите, пожалуйста, на сцену. (Аплодисменты.)
Каждому участнику команды, выигравшей аукцион, вручается «Диплом победителя в аукционе знаний по русскому языку».
Кроме того, команда-победитель фотографируется на память, а особенно отличившиеся участники фотографируются каждый в отдельности. Фото и итоги аукциона затем помещаются на классный стенд. Аукцион знаний помогает «оживить» учебный процесс, сделать его интересным, даже азартным, полным коллективных чувств и переживаний.
Магалиф Юрий Михайлович | Библиотека сибирского краеведения
Последний вопрос
Магалиф Юрий Михайлович (1918-2001)
советский писатель и поэт.
Печатается по книге:
«Созидатели»: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. I. С. 275-287.
Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.
Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. — 512 с.; Т.2. — 496 с.
Такая судьба, как у него, могла случиться только в России. Ни в одной другой стране мира – убежден в этом совершенно.
Электричка идет до Тогучина почти три часа. Поздняя осень. Хмуро, сыро, зябко. Переполненность, неуют, грязь вагона. Запотевшие окна. Впрочем, вагон скоро пустеет, мы с Юрием Михайловичем поудобнее устраиваемся у окна, получив, наконец, возможность неторопливого обстоятельного разговора. Мне предстоит собрать материал для будущего фильма об этом удивительном и не очень понятном мне человеке. Мы знакомы уже много лет – встречаемся на собраниях в нашем отделении Союза писателей, здороваемся на театральных премьерах, раскланиваемся на художественных выставках. Иногда судьба сводит нас на съемках или монтаже документальных фильмов, в которых он принимает участие то в качестве автора, то в ипостаси одного из героев, то проникновенно и высокопрофессионально начитывает дикторский текст. Но знакомство это до поры до времени так и оставалось шапочным, хотя многое в этом человеке вызывало во мне любопытство и внимательное приглядывание. Артистическая элегантность, с которой он носил свои часто весьма скромные пиджачки, куртки, свитера, придавали им вид вещей если не вполне модных, то оригинальных и словно сшитых по заказу на его небольшую, ладную, совсем не старческую фигуру. Его острый птичий профиль по какой-то отдаленной ассоциации напоминал мне Осипа Мандельштама, а всегдашняя готовность к ироничному и, как правило, доброму обыгрыванию ситуаций или слов собеседника невольно заставляла забывать о его весьма почтенном возрасте и куда более солидных по сравнению с твоими творческих заслугах. Он как-то удивительно умел стать на равную с любым собеседником ногу, что могло свидетельствовать либо о врожденном артистизме, либо об огромной житейской мудрости, которая не делает больших различий между маститым академиком и более чем «простым» соседом по лестничной площадке. Впоследствии я узнал, что знакомств у него было великое множество – от суперэлитных до самых-самых непритязательных. Но у всех его знакомых одно общее качество – они были интересными людьми. Во всяком случае, так ему казалось. И, надо сказать, ошибался он очень редко.
Наше сближение, перешедшее в последние годы, смею надеяться, в настоящую дружбу, началось с того, что однажды, во время одного, уже не помню по какому поводу, писательского сборища, Юрий Михайлович подсел ко мне и с предельно серьезным, не очень свойственным ему видом, хотя, как обычно, не без некоторой иронии, сказал:
– У меня к тебе просьба, как к профессиональному и признанному драматургу. Я вот тут на старости лет немного сошел с ума и решил написать драму. Посмотри на досуге и, не стесняясь, выскажи все, что думаешь по этому поводу. Буду очень благодарен.
Я взял его опус не без некоторого внутреннего опасения. Драматургия – это признано всеми почти безоговорочно – дама достаточно сложная и капризная, отдается далеко не каждому. Порой признанные и даже великие мастера других литературных жанров бессильно разводят руками, пытаясь вогнать себя в жесточайшие рамки диктуемых этой дамой условий. И еще, признаюсь, мне совершенно не хотелось говорить этому милому и мудрому человеку, не дай Бог, какие-то неприятные вещи по поводу возможных нестыковок в его первом драматургическом опыте. Как правило, редко кто из начинающих драматургов умеет безошибочно связать все концы задуманной интриги и уложить в два часа сценического действа все разнообразие характеров и событий без ущерба для зрительского интереса.
Каково же было мое более чем приятное удивление, когда я убедился, что первый драматургический опыт Юрия Михайловича не только вполне профессионален, но, что гораздо важнее, сценически интересен, а в чем-то даже необычен. И лишь некоторое время спустя понял, что иначе и быть не могло. Во-первых, пьесу написал бывший актер, прекрасно знающий все законы и тайны сцены, способы актерского существования в предлагаемой обстановке. Во-вторых, пьесу писал литератор-профессионал, прекрасно владеющий как прозаическим, так и поэтическим словом и выпустивший к тому времени уже свыше двух десятков книг. И, самое главное, – драму создавал человек, не просто знающий то, о чем рассказывал, но глубоко и трагически переживший это. Вот что рассказывал об этом сам Юрий Михайлович:
Я давно хотел рассказать историю, которая произошла со мной в лагере. Вернее, даже не в лагере, а, скорей, уже после лагеря. Я слишком хорошо помню обстановку того времени, когда люди шпионили друг за другом, доносили друг на друга, когда все условия нашего существования ставили людей в исключительно тяжелое, порой трагическое положение. Пьеса сейчас называется «ОЖИДАНИЕ ДАМЫ», а первоначальное её название было «ГДЕ ЛЮБА ЛЮБИЧ?» И говорится там вот о чем: «Можно ли ради спасения близкого и дорогого тебе человека предавать кого-нибудь другого? Справедливо ли это?» В то время перед нами очень часто вставали именно эти проблемы. Оставаться человеком или не оставаться человеком? Тебе говорили: «Чтобы остались в живых твои отец и мать, расскажи, пожалуйста, о чем говорит твой лучший друг. Не скажешь – и сам загремишь в какие-нибудь места не столь отдаленные, и твои родители». Вот как тут быть? Проблемы эти остаются, по сути, всегда, но тогда они были предельно обострены.
Скоро пьеса была с успехом поставлена в театре Афанасьева. Помню, меня поразило и почти до слез тронуло, когда на банкете по случаю премьеры, окруженный молодыми веселыми артистами и гостями, быстро расправляющимися с напитками и бутербродами, Юрий Михайлович со счастливой растроганностью и без тени нарочитости и рисовки предлагал:
– Друзья мои, не стесняйтесь – ешьте, пейте. Если не хватит, я сбегаю в магазин.
Ему шел уже восемьдесят первый год. И что самое интересное – он действительно побежал бы в магазин и не счел бы этот факт чем-то из ряда вон выходящим.
Одним из главных качеств его характера и его творчества, на мой взгляд, была доброта. Остаться добрым человеком после всех трагических, а порой просто ужасных перипетий жизни, дано далеко не каждому. Я бы даже сказал – очень мало кому дано. Какую силу духа, оптимизма, мудрости и таланта надо было иметь, чтобы после сполна отмеренных войны, тюрьмы, сумы, потерь близких людей, запретов и преследований оставаться чуть ли не по-детски незлобивым, улыбчивым, добродушным и щедрым на добрые слова и поступки. Он любил повторять, видимо, глубоко запавшие ему в душу стихи своего друга, прекрасного сибирского поэта Елизаветы Стюарт:
День – и вечер,
Борьба – и смиренье.
Красота,
маета,
суета…
Но единое миру спасенье –
Доброта,
доброта,
доброта…
Могу теперь уже с уверенностью сказать, что для самого Юрия Михайловича доброта была не только спасением, но и той мощной духовной опорой, которая питала его творчество, давала жизненные силы, помогала пройти большой и очень нелегкий жизненный путь.
Моя натура, – писал он, – вобравшая в себя четыре ярких крови – еврейскую, цыганскую, польскую и русскую (бабушка по матери – цыганская певица, дед – польский граф) – очень общительна и очень оптимистична. Я всегда был источником веселья и добродушия, люди заражаются от меня позитивной энергией…
Можно было бы закончить на этом цитату, но это не было бы полной правдой. Словно набрав дыхания и решившись, Юрий Михайлович после многоточия продолжает:
Но наедине с собой мне порой бывает очень страшно. В эти минуты я молюсь Богу и верю, что Бог меня поддержит.
Так мог признаться и написать только большой и искренний художник. На мой взгляд, искренность – она ведь и реже, и подороже просто таланта, и отпускается поистине Божественной дланью по очень осторожному выбору. Юрий Михайлович часто любил повторять, что если его стихи кого-то и задевают за сердце, то, скорее всего, не своими художественными достоинствами, а своей искренностью.
Искренность – главное условие художественной глубины и цельности произведения искусства, – написал он в одном из своих очерков. Трудно с этим не согласиться. И еще он любил повторять слова Фазиля Искандера, очень ему понравившиеся:
Настоящий поэт – это человек, который выхватывает из костра горящий уголек и пишет им ясным почерком. Уголек должен быть горящим, а почерк ясным. Третьего не дано.
В продолжение этой темы символичен наш давний с Юрием Михайловичем не столько спор, сколько попытка нащупать истину. Меня, положа руку на сердце, несколько насторожил смысл одного из его стихотворений, в котором, как мне показалось, Юрий Михайлович исподволь пытался оправдать якобы не очень высокие художественные достоинства некоторых своих стихов, тем самым невольно отдавая предпочтение дилетанту перед подлинным художником.
– Во-первых, вы не правы по отношению к самому себе, – безапелляционно настаивал я, – во-вторых, оправдывать дилетантство в искусстве вещь непростительная. Наша литература и без того стремительно теряет профессионализм и художественность.
Юрий Михайлович хитро посмотрел на меня и со своей обычной мудрой улыбкой тихо сказал:
– Милый мой, ты не заметил в этом стихотворении всего одного слова.
Я вопросительно смотрел на него. «Иногда».
Привожу эти стихи полностью, ибо смотрю сейчас на них совсем другими глазами.
Играет за стеною кто-то:
Все очень робко, все не так…
Да, он, конечно, знает ноты,
Но сразу видно – не мастак.
На конкурсах не отличился;
А просто, музыку любя,
Играть немного научился,
Как говорится, «для себя».
Ну что ему эстрада, сцена
И прессы лестные слова?
Играет сбивчиво Шопена,
Партиту Баха «номер два».
…Люблю концертных залов запах,
Огней торжественных хрусталь.
И – длинный зверь на черных лапах —
Большой стейнвеевский рояль.
Выходит бледный, элегантный
Международный концертант…
И лихостью невероятной
По залу хлещет «Вальс-брильянт»;
Здесь – ни единой нотки мимо.
Здесь – тренировка и расчет.
Здесь так естественно и зримо
Тяжелый пот со лба течет.
Гляжу на пальцы музыканта.
Слежу за техникой одной,
А думаю про дилетанта,
Про вальс неспешный за стеной.
Там все неровно, все незвонко
Наивно обнажен мотив…
На первые шаги ребенка
Походит этот примитив.
Да, мастерству – все наши чувства!
Но кто ответит: почему
Нам иногда милей искусства
Лишь приближение к нему?..
– А чтобы тебе стало все совсем ясно, – так же тихо сказал он в продолжение того самого разговора, – напомню тебе слова мудреца и великого нашего композитора Г. Свиридова: «Нет ничего страшнее для искусства, чем мастер, не ставший художником, и художник не ставший мастером». Если хочешь, то это мое кредо.
Сам он всегда оставался и мастером, и художником. Причем параметры его самовыражения были удивительны. Поэт, артист, прозаик, драматург, публицист, живописец – это как бы общепризнанно. Я бы добавил – философ, мудрец. И еще одно очень редкое в наше время качество – человек, любящий жизнь, умеющий жить, радующийся жизни. Как-то на одной из встреч с читателями пожилая женщина, явно стесняясь, все-таки решилась задать ему вопрос о секрете его творческого и жизненного долголетия. Я запомнил его ответ почти дословно. Вот он:
Желательно, чтобы человек находился как можно дольше в состоянии любви, в состоянии постоянной влюбленности во что-то. Влюбленности в женщину, влюбленности в искусство, влюбленности в природу, влюбленности в жизнь. В такую жизнь, какая тебе дана. Другой жизни у тебя не будет никогда. Так люби эту жизнь, радуйся, сочиняй стихи!
И сразу же прочитал вот эти стихи:
Как долго цветет медуница!
Июль, а она все цветет,
В глубокое небо глядится,
Оттуда лазурь достает.
Как долго все это мне снится,
Как долго среди темноты
Летит поднебесная птица,
И облако тихо клубится,
И синие снятся цветы.
Читатели аплодировали. И никто не знал, что стихи эти написаны в больнице, когда первый инфаркт как бы на лету подстрелил его не такое уж сильное сердце, и надежд на выздоровление было, прямо скажем, не так уж много.
Думаю, что в эти больничные часы с тревожным ощущением вплотную подступившего небытия он не раз перебирал в памяти главные события своей долгой и нелегкой жизни. Их хватило бы не на один большой и замысловатый роман, причем автора, вздумай он написать хотя бы единственный из них, скрупулезно следуя действительным событиям, наверняка стали бы упрекать в сюжетном неправдоподобии, запутанности и нелогичности событий, слишком уж фантастическом переплетении судеб и мистических совпадениях. Я мог бы просто перечислить некоторые этапы этой необыкновенной судьбы, но лучше приведу расшифровку одного из монологов Юрия Михайловича, который мы записали для фильма о нем. Обратите внимание, он почти не говорит о себе, он только называет людей, с которыми ему приходилось так или иначе общаться на своем жизненном пути. Но за этим скупым перечислением стоит целая эпоха, которая и сформировала его неповторимую, удивительную жизнь.
Я родился в 1918 году. Родился в тот день и, кажется, в тот самый час, как уверяла моя мама, когда расстреливали семью Николая II в Екатеринбурге. Вот прямо в этот самый момент, в этот самый час.
Мне пришлось жить в эпоху Ленина. Как бы я к нему ни относился, но это был великий человек, который перевернул весь ХХ век.
Если говорить о детских впечатлениях, которые, конечно, сыграли очень значительную роль в моей жизни, то это, конечно, прежде всего, Мария Николаевна Слободзинская, племянница Гарина-Михайловского, с которой мы случайно познакомились и которая потом лет шесть-семь-восемь меня воспитывала. Я жил у нее, она меня учила, водила в филармонию, водила меня по ленинградским музеям, очень много рассказывала о своем дяде Николае Георгиевиче Гарине-Михайловском.
В Ленинграде я встречался с Сергеем Мироновичем Кировым. Я ходил с ним гулять, водил его собак – у него были охотничьи собаки…
Я встречался с разными интересными людьми. Эти встречи всегда заставляли меня внутренне, даже неосознанно равняться на этих людей. Потому что каждый из них нес в себе какую-то особую энергетику, и она невольно как-то воздействовала на вас. Сознание, что рядом с вами или просто в вашем времени живет необыкновенный человек, волей-неволей и вас делает немного другим.
Я дружил, скажем, с киноартистом Николаем Крючковым. Мы с ним много ездили по Дальнему Востоку, по Крайнему Северу. Удивительный человек.
Заочно, никогда вживую не видя друг друга, мы дружили (переписываясь) с Юрием Владимировичем Никулиным. Мне было необыкновенно приятно, когда он написал мне письмо, в котором описал такой случай. Где-то он купил мою книжку «Приключения Жакони», принес ее домой, и эта сказка стала любимейшей книгой его сына Максима. Теперь он директор Московского цирка на Цветном бульваре. Эта книжка не то чтобы спасла, она помогла выжить этому ребенку, когда он был тяжело болен и ему надо было поднять настроение, успокаивать нервы. Ему читали «Приключения Жакони». С этого началась наша переписка, которая продолжалась много лет.
Я переписывался с очень крупным известным поэтом Давидом Самойловым, который написал прекрасное предисловие к одному из сборников моих стихов.
Очень дорожу дружбой с Владимиром Яковлевичем Лакшиным. Это крупный литературовед. Он написал предисловие к книге моих сказок, и в этой книге я дорожу гораздо больше предисловием, чем этими сказками.
Я несколько раз выступал со Святославом Рихтером и Львом Обориным, дружил с Вадимом Козиным… В моей жизни было очень много интересных людей, и я очень благодарен за это судьбе.
Столь долгое отступление перед началом нашего с Юрием Михайловичем разговора в электричке по дороге в Тогучин, надеюсь, сделает понятной журналистскую банальность моего первого вопроса. К этому времени я знал о Юрии Михайловиче почти все, что положено знать хорошему знакомому, но все-таки, как ни крути, постороннему человеку. И в то же время не знал почти ничего о той тайной, глубоко скрытой от посторонних жизни душевной, которая, в конечном счете, формирует и человека, и художника. И Юрий Михайлович, с чуткостью мудреца, прекрасно догадывающегося о моей растерянности, ожидал от меня именно этой бесцеремонной банальности, ибо и ему предстояло переступить черту, за которой простой рассказ о событиях собственной жизни становится откровением. А без откровенности – и это он тоже прекрасно понимал – нам было не достигнуть той степени взаимного доверия, которая, будучи перенесенной на экран, заставила бы зрителя и сочувствовать, и любить главного героя и рассказчика, каковым ему и предстояло явиться в будущем фильме. Банальность заданного вопроса могла помочь и ему преодолеть барьер неизбежного первоначального отчуждения, чтобы потом с легкой, свойственной только ему иронией начать рассказывать о вещах, о которых, как правило, постороннему человеку не рассказывают.
Густой осенний утренний туман за окном вагона постепенно рассеивался, открывая грустные пространства опустевших полей и сиротскую голость березовых колков, скучно и безлико наплывающих и уносящихся прочь. На языке у меня вертелся другой, более важный для меня вопрос, но нарушать безмолвно установленные правила игры уже не стоило, и я, стесняясь самого себя, спросил:
– Не могли бы вы сейчас вспомнить о какой-нибудь судьбоносной встрече в вашей жизни? С которой что-то пошло по-другому?
Юрий Михайлович сделал вид, что вопрос для него оказался неожиданным, задумался, а потом, едва заметно усмехнувшись, начал рассказывать.
Если «что-то», то рассказу один малоприличный случай. Очень странный случай, но я о нем помню всю жизнь… Это было летом сорок второго года. Я сидел в лагере. Мы шли на работу, колонна заключенных. По пятеркам, по пять человек в шеренге. Я шел и разговаривал со своим соседом, своим приятелем. А впереди нас шли женщины. И одна из женщин, что-то там рассказывая другой, страшно грубо выругалась. Выругалась так затейливо, так заковыристо, что я повторил это ругательство вслух, призывая товарища отреагировать на такую виртуозность. Женщина, услышав меня, обернулась. Это была старая цыганка. Она сказала: «Мальчик, я в лагерях родилась и подохну. А ты-то зачем поганишь свой рот такими словами?» Можешь мне поверить, но после этого я много-много лет не употреблял никаких нецензурных слов. Эта женщина всегда стояла передо мной. Я и сейчас её помню как живую. Вот такой случай.
Ответ не совсем, как говорится, в тему, но я безоговорочно с ним согласился, поскольку случай оказался действительно интересным. Но пора было подбираться к главному, ради чего я и решился на эту неуютную поездку в ещё неведомый мне Тогучин. Не решаясь задать вопрос напрямую, я начал издалека. Помню, стал мямлить что-то вроде того, что в его возрасте чуть ли не каждую неделю мотаться в какой-то Тогучин… Он остановил меня нетерпеливым жестом (видимо, не я первый высказывал подобное недоумение) и тихо, словно продолжая не сейчас начатый разговор, сказал:
– Пора мне возвращаться в Тогучин.
Я не знал этого стихотворения и поэтому принял эти первые строчки за ответ на мое неуместное недоумение. Тогда он снова, глядя теперь уже не на меня, а в окно, повторил:
Пора мне возвращаться в Тогучин!
Здесь, в городе, простуда и морозы,
И на глазах обледенелых слезы,
И – множество ещё других причин…
Пора мне возвращаться в Тогучин.
Там чистый снег, и я к нему привык;
Голубоватый дым из труб клубится;
Там крепко думается, крепко спится —
И там еще я, вроде, не старик…
Там чистый снег, и я к нему привык.
Я знаю, что меня там нынче ждут –
Готовится вино, бокалы, свечи
И – тихие таинственные речи;
Поет приемник, ходики идут…
Я знаю, что меня там очень ждут.
И безо всякого перехода продолжил:
Я знаю, о чем ты хочешь спросить. Я сам часто задаю себе этот вопрос: – что самое главное в человеческой жизни? Много вещей самых главных, но я… Для меня – любовь. Любовь в самом широком смысле. Например, любовь к моей работе. Я очень люблю свою работу. Мне кажется, что я ни одного дня в своей жизни, может быть, за исключением пяти лет пребывания в лагере… Да и то, не знаю. Наверное, и там были такие дни, когда я с радостью шел на работу. Это великое счастье – любовь к работе.
Любовь к тем местам, в которых живешь. Первую часть своей жизни я прожил в прекрасном городе на Неве, в Ленинграде. Теперь он Санкт-Петербург. Я этот город очень любил, я его очень знал. Сейчас я живу в Новосибирске, который не очень знаю, но, тем не менее, очень его люблю. Город бы, казалось, такой функциональный, предназначенный не для любования, а для работы, для выполнения каких-то служебных дел, а я все равно этот город очень люблю, считаю его по сути своей столичным.
Я очень люблю свою страну. Страну, которая меня очень обижала, в которой я столько лет прожил неуверенно, опасаясь за завтрашний день. Но я люблю эту страну. Я очень ее люблю. Я не променял бы ее ни на что. Мне говорят: «Почему ты не уезжаешь?» А зачем мне уезжать? Я прекрасно себя чувствую. Я человек, в котором течет какая-то доля еврейской крови. Фамилия моя, говорят, происходит от старинного еврейского слова «магалиф» – резчик по камню. Может быть, меня там и приняли бы в этом Израиле, но мне туда совершенно не хочется ехать, абсолютно.
Ну, и наконец, любовь к женщинам. Я ведь понимаю, к чему ты подбирался – почему, мол, меня так тянет в Тогучин? Женщины… Женщины в моей жизни играли огромную роль. И мама, и воспитавшая меня племянница Гарина-Михайловского Мария Николаевна Слободзинская. И женщины, в которых я влюблялся, которые были моими женами – я трижды был женат. И женщины, которые не были моими женами, которых я очень любил. Они все играли огромную роль в моей судьбе. Я всех их помню, я всех их благословляю. Они мне помогали в жизни. Мне иногда говорят – у тебя хороший характер. Ну, мне о своем характере судить трудно, какой он там у меня – хороший или плохой. Но я знаю, что я сознательно никого не обижу, и никого никогда не обижал. Сознательно не обижал. Несознательно, конечно, кого-нибудь обижал, наверное. Что-нибудь не так сказал, не так сделал в отношении кого-то. Все это заслуга женщин, которые всю жизнь воспитывали меня.
Мне потрясающе повезло с двумя женами. С первой женой я прожил недолго, и мы расстались. Тогда я женился на Ирине Михайловне Николаевой, с которой прожил 47 лет. Я ее очень любил, особенно, в последние 20 лет. Я просто обожал эту женщину. Она была старше меня, она была уже старушка, хотя никто в жизни не называл ее никогда старушкой. Она из такого рода – теперь это уже известно – в ней текла кровь русских царей. Она умерла и, кажется, сама не знала об этом. Это выяснилось только после её смерти. Она правнучка русского царя Николая I от незаконного брака. Она была замечательная женщина – умная, тактичная, веселая. Господи, я так счастлив, что в моей жизни встретилась Ира! Она умерла. Я после ее смерти метался. Мне было так одиноко. Тут меня инфаркт сразу же шибанул. И вот совершенно случайно, в том самом Тогучине, куда мы с тобой направляемся, я встретил… Неожиданно очень встретил женщину, которая на 40 лет моложе меня. На 40 лет! – страшно сказать. Она мне понравилась, и я ей понравился. Кинулись, как в омут, сломя голову. Я пришел к ее родителям, которые моложе меня, и сказал: «Прошу руки вашей дочери. НЕ согласились бы вы, чтобы ваша дочь вышла за меня замуж?» И, представьте себе, они сказали: «Мы считаем для себя честью». Сумасшедшие люди! Люди просто замечательные. Простые сельские учителя, проработавшие всю жизнь в Тогучине. Очень нелегкую жизнь, трудную. Воспитавшие прекрасных троих детей…
И мы стали с ней жить. У неё маленькая дочь, скоро ей будет девять. Я очень люблю этого ребенка. У меня есть свой собственный ребенок – сын, которому уже за шестьдесят. Крупный известный врач, живет в Москве. У меня и внук есть, и правнук, которого зовут так же, как меня – Юра Магалиф. И вот еще эта девочка вошла в мою жизнь, и я счастлив, я ее очень люблю. Я очень люблю жену свою Тамару. Мы с ней живем в постоянном ощущении счастья. Постарайся это понять. Каждое утро мы просыпаемся и глядим в окно, а за окном великолепный тогучинский простор. Прямо под окном небольшое озеро. Весной там поют соловьи над этим озером, прямо под нашим окном. А дальше – огромные просторы. Я много стихов там написал. И еще напишу.
Больше я не задавал ему вопросов. Понял, что этот человек счастлив. И будет счастлив до самого своего смертного часа. Так и случилось. За несколько дней до его неожиданной кончины я позвонил ему в Тогучин, поздравил с наступающим Новым годом. Он был весел, приглашал в гости, сказал, что приберег для этого случая бутылочку шампанского, делился ближайшими планами, рассказывал о замысле новой пьесы. А через несколько дней позвонила Тамара, и я узнал, что Юрия Михайловича больше нет с нами. Это произошло 28 января 2001 года.
Во время отпевания в соборе Александра Невского архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон сказал: «Юрий Михайлович был добрым человеком и всех нас учил добру – как быть добрым, как понять, что есть добро».
Уверен, это самая высокая оценка всей земной жизни Юрия Михайловича Магалифа. Я часто повторяю его стихи, которые в своей простоте и открытости сродни молитве:
Я верю, Бог меня хранит
От беспричинного волненья
И от бесцельного стремленья,
И от неправедных обид.
То, что грядущее сулит,
Я в темноте своей не знаю,
Но безоглядно принимаю
И верю: Бог меня хранит.
Он не ошибся. Бог хранил его для всех нас, а мы будем хранить о нем светлую и благодарную память.
В очерке использованы синхроны из документального фильма «Ещё раз о любви».
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
joie de vivre острое или бурное наслаждение жизнью
3″>живая внимательность
перехитрить поражение более искусным маневрированием
Жюль Фейфер Американский карикатурист, создавший саркастический комикс
кишечная лихорадка серьезная инфекция, характеризующаяся воспалением и изъязвлением кишечника; вызывается Salmonella typhosa при попадании в организм с пищей или водой
лихорадка джунглей тяжелая форма малярии, встречающаяся в тропических регионах
42″>золотая лихорадка жадность и заразительный азарт золотой лихорадки
ревматическая лихорадка тяжелое заболевание, поражающее главным образом детей и характеризующееся болезненным воспалением суставов и частым поражением сердечных клапанов
клещевая лихорадка, вызываемая риккетсиозными бактериями и передаваемая древесными клещами
брюшной тиф серьезная инфекция, характеризующаяся воспалением и изъязвлением кишечника; вызывается Salmonella typhosa при попадании в организм с пищей или водой
97″>горная лихорадка, вызываемая риккетсиозными бактериями и передаваемая лесными клещами
пятнистая лихорадка любое из нескольких тяжелых лихорадочных заболеваний, характеризующееся кожной сыпью или пятнами на коже
кроличья лихорадка высококонтагиозная болезнь грызунов (особенно кроликов и белок), иногда передающаяся человеку клещами или мухами или при контакте с инфицированными животными
род Viverra типовой род семейства Viverridae
лихорадка попугая атипичная пневмония, вызываемая микроорганизмом риккетсия и передающаяся человеку от инфицированных птиц
благосклонность суда добиваться благосклонности заискиванием или лестью
поле обстрела площадь, которую орудие или группа орудий могут эффективно прикрывать артиллерийским огнем с заданной позиции
битва при Иври битва (1590 г.), в которой гугеноты под предводительством Генриха IV победили католиков под предводительством герцога Майеннского
желтая лихорадка, вызываемая флавивирусом, переносимым комарами
проезд дорога общего пользования из одного места в другое
однословных запросов — Люди, которые радуются чужим страданиям
Задавать вопрос
спросил
Изменено 5 лет, 9 месяцев назад
Просмотрено 15 тысяч раз
Я хотел бы знать, какие термины можно использовать в английском языке для обозначения людей, которые радуются страданиям других людей (в отличие от сопереживания таким людям).
Какие мотивы заставляют людей так себя чувствовать? Это врожденная черта? Может быть, люди страдают так, что, увидев, как страдают другие люди, они, наконец, могут почувствовать себя равными другим, а не чувствовать себя хуже других?
- однословные запросы
- неясные термины
- родовые термины
- словообразовательные-морфология
7
Рассмотрим садист
- Психиатрия. человек, находящийся в состоянии садизма, при котором один получает сексуальное удовлетворение, причиняя боль и унижение другому.
- человек, которому нравится быть жестоким.
Источник: Dictionary.com
Также, Психопат :
Человек, страдающий хроническим психическим расстройством с ненормальным или агрессивным социальным поведением.
Источник: ODO
Я думаю, что причины/мотивы выходят за рамки ELU.
Вот малоизвестное слово (и это слишком много слов), потому что вы добавили теги для малопонятных терминов и производных терминов:
Эпикарикацизм , образованный от эпикарикацизм — Викисловарь
От древнегреческого ἐπιχαιρεκακία (epikhairekakía, «радость против зла»).
сущ. 1. (редко) Радоваться или получать удовольствие от несчастий других.