Задумывающийся человек: Любой человек, задумывающийся о смысле жизни, хотя бы раз задается вопросом…

«Бойкот — неотъемлемое право каждого человека» – Власть – Коммерсантъ

Куратором Московской биеннале современного искусства 2015 года назначен директор Музея современного искусства в Антверпене Барт де Баре. Корреспондент «Власти» Валентин Дьяконов поговорил с ним о профессии куратора и будущей биеннале, ее тема — «За прогрессивную Евразию».

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ  /  купить фото

Вы много работали за пределами Европы — консультировали биеннале современного искусства в южноафриканском Йоханнесбурге, Институты Сороса в Восточной Европе. Это полезный опыт для куратора, который берется за Московскую биеннале?

Мне часто задают вопросы о том, на чем основан мой опыт. Когда я начинал работать в искусстве, профессии «куратор» еще не существовало. Этот термин стал популярен только в 1990-е. Тогда кураторами назывались примерно 20 человек, так что моя практика, можно сказать, сформировала суть этого занятия. Ко мне до сих пор регулярно приезжают целые курсы из первых кураторских школ в Амстердаме и Гренобле и расспрашивают о том, откуда взялась эта удивительная профессия. И каждый раз я пытаюсь убедить их в том, что главное в работе куратора — не быть начальником художников, а укреплять позиции искусства в обществе. Я верю в то, что искусство занимает очень важное место в обществе. И я всегда старался служить искусству. Мне кажется необходимым искать такие пространства, в которых положение искусства следует улучшить, и поэтому я, например, работал с биеннале Йоханнесбурга. В таких проектах мне наплевать на мою карьеру, я думаю об обществе в целом и способах ему помочь. Но это известная часть моей биографии, есть и другая. Например, я был советником по вопросам культурного наследия в Бельгии и разрабатывал соответствующее законодательство. Современное искусство все-таки сфера ограниченная, одна из многих других.

Раз вы были одним из первых профессиональных кураторов, то, может быть, объясните, в чем суть и где границы этой профессии. В России об этом часто спорят.

Нет, я чувствую себя слугой искусства и общества. А профессия куратора, как она понимается сегодня, сделала эту миссию ограниченной. Для меня вопросы создания коллекций и управления культурными институциями важнее, чем умные концепции. Кураторство должно быть уважительным и к отдельному художнику, и к искусству в целом. Так что всем, кто сомневается в границах понятия «куратор», я скажу: продолжайте сомневаться, может быть, наткнетесь на что-то более интересное, чем то, что мы имеем сегодня.

И все-таки у каждого куратора, который брался за Московскую биеннале, были свои любимые темы и области исследований. У вас они, наверное, тоже есть?

Меня больше всего увлекают явления, которые интересны не только в международном, но и в локальном контексте. И когда я работаю в других странах, я всегда пытаюсь понять, какими возможностями располагает местная ситуация и чем эти возможности могут быть полезны для решения более широкого круга вопросов.

Мне очень нравится работать на родине, а не за ее пределами, потому что я хорошо понимаю то, что происходит в Бельгии. Биеннале в Москве для меня — шанс узнать что-то новое и понять локальный контекст.

Вы не раз бывали в России. Удалось ли вам сформулировать для себя, что здесь происходит?

Я хорошо понимаю, почему согласился делать биеннале в Москве. Я хочу работать у вас не потому, что ситуация такая сложная, хотя игнорировать этого нельзя: и с точки зрения глобальной политики, и просто технически есть множество организационных проблем. Я хочу работать у вас потому, что чувствую: Москва — это чрезвычайно важное место. Это одна из величайших европейских столиц наряду с Лондоном, Римом, Стамбулом. Москва наверняка станет очень модной в будущем. В ней много возможностей для развития современного искусства и, что еще важнее, невероятное количество по-настоящему интересных художников. Такого нет нигде в мире. Мне это напоминает Бразилию 25 лет назад. Когда я туда ездил, европейцы говорили: «Да ну, разве в Бразилии есть искусство?» Теперь музеям Запада не хватает денег на бразильских художников.

То же самое чувствуется и в Москве, в России. Я ищу не проблемы, а потенциал, и он здесь огромен. Мне вообще хочется, чтобы Западная Европа поучилась у Москвы. Это место встречи разных культур и традиций, но устроено оно иначе, чем Нью-Йорк или Лондон. Это я и попытаюсь выразить в понятии «прогрессивная Евразия».

Вы знаете, наверное, что о Евразии у нас говорят в основном мыслители правого толка, ищущие особый путь России.

Я, конечно, опираюсь на другое мнение. В 1968 году в Антверпене Йозеф Бойс устроил знаменитую акцию «Евразийский стержень», в которой он развивал идеи единства двух континентов. Будущий участник Московской биеннале Джимми Дюрэм, индеец по происхождению, давно развивает идею Евразии — Европа должна понять, что она всего лишь полуостров, кусок громадной реальности. Музей современного искусства в Антверпене, который я возглавляю, видит себя евразийским музеем именно потому, что нынешняя Европа уже не открыта миру в целом, она боится его. Горизонт этого страха — Китай, Индия, Сирия.

Возможно, опыт Москвы поможет нам понять, как чувствовать себя частью острова, гигантского континента, а не существовать отдельно от него. Я стараюсь учитывать разные традиции восприятия Евразии, но в любом случае Евразия — самый большой остров в мире. И Москва может стать местом встречи для разных жителей этого острова, от художников Китая и Средней Азии до собственно русских. Возможно, возникнет платформа для обсуждения нашего общего будущего и перспектив пространства, на котором мы расположены. Надеюсь, что нам удастся совместить разные идентичности в одном месте, а не спекулировать на различиях.

Получается, вы собираетесь скрещивать разные традиции и самосознание в тот самый момент, когда у нас разворачивается трагический конфликт между россиянами и украинцами, которые не могут сказать друг про друга, что они такие уж разные, но пытаются — с помощью государственной пропаганды.

Такое случается сплошь и рядом. Смертельными врагами могут стать соседи, поспорившие из-за дерева на границе их участков.

Это очень печально. Но я не смогу разрешить этот конфликт. И искусству здесь тоже делать нечего. Пространство искусства — это пространство, близкое религии. Если брать христианскую традицию, то ее ценности в сочувствии нищим, отрицании вседозволенности и любви к ближнему. Искусство, конечно, действует иначе, но и в нем главное — открытость разным точкам зрения, необходимая для того, чтобы уверенно смотреть в будущее. И через культурный диалог, отдельный от экономики и политики, мы пытаемся улучшить мир. Даже в самых тяжелых обстоятельствах нужно верить в то, что искусство может стать пространством согласия. И Московская биеннале имеет шанс им стать. Конечно, я не утверждаю, что все получится, но попробовать стоит. Кстати, я считаю, что поддержка государства очень важна для биеннале. Сам ее факт свидетельствует о том, что государство не только инструмент власти, но и стратег, задумывающийся о будущем. Например, недавно президент Китая Си Цзиньпин предложил восстановить Великий шелковый путь.
Это еще один шаг на пути к осмыслению Евразии как острова.

Для вас искусство ближе религии.

Именно так! Власть и карьера меня не интересуют. Мне не раз предлагали делать биеннале в обстоятельствах, гораздо менее сложных, чем нынешние, я всегда отказывался. Мое решение курировать Московскую биеннале скорее может навредить моей карьере, чем помочь. Все будут спрашивать: «Почему ты согласился в такой ситуации?» Но и деньги меня не интересуют — свой гонорар я отдам музею.

Сегодня многие художники и мыслители пытаются сдвинуть искусство в сторону актуальной экономики и политики. На Венецианской биеннале 2015 года, к примеру, планируются семинары по «Капиталу» Маркса.

Искусство может быть и таким. Но его смысл, его послание заключается в том, что его может разделять каждый. Критика тех или иных правительств ценна как активистская деятельность, но политическое искусство, занимающееся исключительно вопросами власти, как и государственная пропаганда, может возыметь только политический эффект — и никакого другого.

В чем заключается суть общественного устройства? Я верю, что главные вопросы задает культура: как нам удается сосуществовать, быть открытыми друг другу, любить ближнего? Звучит, может, и глупо, но мне так кажется.

Вы готовы к бойкотам и политическим выступлениям против вас и биеннале?

Я уважаю право на бойкот. Это неотъемлемое право каждого человека. Да, политические обстоятельства ужасны. Значит ли это, что мы должны перестать мыслить в эстетических категориях? Хорошо, мы отказываемся заниматься искусством. Следовательно, остается только пространство конфликта, в котором мы можем занять ту или иную сторону. Я работаю в стране со слабой экономикой, с людьми, которые подумывают об эмиграции. Многие западные художники не видят Москву в том свете, в котором ее вижу я, и считают, что их зовут в варварскую страну. Но важно не обращать внимания на стереотипы и делать свое дело. Иначе мы потеряем автономию. А я верю в то, что искусство автономно. Не формально или политически, а в том смысле, что у каждого художника, каждой работы есть собственная точка зрения, которую может разделить зритель.

Интерфакс-Недвижимость / Средняя цена на жилье математически отражает структуру рынка

Дмитрий Цветов

Руководитель управления анализа и оценки ГК «А101»

Фото: Пресс-служба компании А101


20 сентября 2017, 17:03

Сейчас тренд на снижение, но это не значит, что рынок падает, пояснил руководитель управления анализа и оценки ГК «А101» Дмитрий Цветов

Москва. 20 сентября. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Последнее время эксперты разных уровней говорят, что цены на жилье упали до минимума и ниже уже не будет. Причем говорят об этом уже три года, а цены все снижаются и снижаются. О том, близок ли ценовой минимум, рассказал «Интерфаксу» руководитель управления анализа и оценки ГК «А101» Дмитрий Цветов

Из чего складывается рыночная цена, и какую долю занимает в ней себестоимость строительства?

Рыночная цена на конкретный продукт определяется, в первую очередь, состоянием рынка. Банальный фактор, как баланс спроса и предложения, на все сто процентов работает и на рынке недвижимости.

На текущий момент «затоваривание» рынка Москвы составляет 3 года (объем предложения составляет трехлетний объем продаж), что соответствует строительному циклу проекта. Грубо говоря, «усредненный» проект продается за период стройки (~2,5 года) + еще 0,5 года на продажу остатков.

При этом в новой Москве баланс смещен в сторону предложения. «Затоваривание» составляет всего 8 месяцев, но связано это скорее с тем, что в продажи выходят корпуса, а не проекты целиком.

Необходимо подчеркнуть, что себестоимость строительства не участвует в формировании рыночной цены. Давайте предположим, что две компании строят два абсолютно одинаковых дома рядом друг с другом. Но у одной компании себестоимость строительства, допустим, на 20% выше. Будет ли кто-то покупать у нее квартиры дороже, чем у компании-конкурента? Конечно, нет – потребителю все равно, сколько тратят на стройку. Более того, когда разные районы застраивались типовой панелью, квартиры стоили по-разному, хотя и с одинаковой не только себестоимостью, но и самим продуктом.

То есть себестоимость не играет роли?

Напротив, себестоимость играет одну из ключевых ролей в девелопменте. Например, на этапе разработки концепции любые проектные решения, влияющие на потребительские качества конечного продукта, взвешиваются с точки зрения дополнительной рыночной наценки к стоимости квартир и дополнительных затрат на внедрение этого решения.

На поверхности лежит конкуренция любого девелопера за покупателя. Она захватывающая и многогранная. Каждый человек, задумывающийся о покупке или продаже квартиры, следит за этой игрой.

Но в начале любого проекта лежит покупка земельного участка (площадки под застройку). И здесь девелопер выступает уже в роли покупателя, а не продавца. А рынок земли сейчас – это рынок продавца. Поэтому застройщику необходимо быть конкурентно-способным и на этом рынке. Фактически, успешным в покупке становится тот, кто предложит более высокую цену или выгодные условия. А вот уже конкурентоспособность на этом рынке определяется, грубо говоря, совокупностью конкурентоспособности на рынке продажи квартир и умением управлять себестоимостью.

Какие предложения сейчас есть на земельном рынке?

Рынок земли Москвы делится на 3 субрынка. Первый – земельные участки с полученным ТЭПами. Характерен высокой стоимостью и продажей за деньги, т.к. для застройщика сняты основные риски по сроку и объему получения ТЭПов, хорошо прогнозируемы доходы.

Второй – земельные участки без документов. В этом варианте максимальные риски для застройщика – неопределенность в сроке получения ТЭПов и их объеме, нагрузке социальной инфраструктурой. С учетом сроков выхода на продажи (более 2х лет от вхождения в проект) возникает еще и неопределенность рынка – цены, темпы могут снизиться, т.е. сильно усложняется прогнозирование доходов, и вырастает погрешность планирования. Для минимизации рисков используются сложно структурированные сделки – может использоваться рассрочка оплаты с привязкой к неким критичным точкам проекта (например, получения ГПЗУ) или оплата долей площадей в проекте.

Третий – fee-девелопмент. В этом случае девелопер за определенную премию развивает участок, который остается у текущего собственника.

А не выгоднее снизить цены и продавать быстрее, хотя и ниже рынка?

Действительно, темп продаж и цена продажи – две стороны одной медали. Они характеризуют ликвидность товара. Можно продавать дороже, но медленнее, либо дешевле, но быстрее.

Однако, лучшая стратегия – продавать по рыночным ценам. Завышение цены слишком быстро снижает темп продаж и может полностью остановить продажи. Снижение цены более интересный инструмент. Кратковременные акции (скидки) высоко и, главное, прогнозируемо увеличивают темп продаж на период акции.

Например, завышение цены на 10% в массовом сегменте может снизить темп в 3-5 раз. Кратковременная акция на ограниченный пул квартир в размере тех же 10% приведет не только к полному вымыванию этого объема за период акции, но и к увеличению темпа по проекту в целом.

Долгосрочное снижение цены чревато «привыканием» потребителя к ценам и корректировкой рыночной цены по всему субрынку. Результат – снижение цены продажи и возврат темпов на стабильный уровень, т. е. чистые убытки. Отыграть ситуацию обратно, практически, невозможно.

За счет чего может снижаться себестоимость? Насколько ее снижение реально для существующих условий?

Смотря какую себестоимость рассматривать. Если чисто строительную, то за счет новых технологий и масштаба работ. Если рассматривать полную себестоимость, да еще и с учетом стоимости денег во времени, то снижение возможно за счет сокращения времени получения разрешительной документации, уменьшения банковских процентов.

Отмечу, что строительная себестоимость может занимать существенно разную долю в общей себестоимости. Для проектов эконом-класса, доля затрат на стройку доходит до 80-90%. А для элит-класса, стоимость ЗУ в структуре расходов может занимать 50%, а расходы на стройку не превышать 40%.

Какая маржа позволяет нормально работать застройщику?

Один из самых сложных этапов работы застройщика – покупка новых площадок. На рынке Москвы спрос на ЗУ высокий. Чтобы «хватало» денег на регулярные покупки новых площадок, то есть на обеспечение себя будущей деятельностью, необходима маржинальность в 20-25%. Сюда включен, в том числе запас на колебания рынка (снижение цен) и ответные действия девелопера – увеличение маркетинговых и рекламных расходов.

Возможен ли на существующем рынке ценовой сговор или покупатели жестко диктуют условия?

На рынке недвижимости Москвы слишком много игроков, чтобы можно было устроить ценовой сговор. Сейчас рынок Москвы определяется покупателями и городом. Покупатели диктуют спрос, город может регулировать предложение, выдавая разрешительную документацию в большем или меньшем объеме.

Ваши оценки справедливой рыночной цены сейчас (средней по региону) и прогнозные на перспективу?

В каждый момент времени рыночная цена справедлива – ведь по ней заключаются тысячи сделок в месяц. Понижение или повышение цены определяется только рыночными факторами.

Сейчас наблюдается тренд на снижение средней цены. Но здесь ключевое именно то, что цена средняя. А это значит, что она чисто математически учитывает в себе структуру рынка. Ну, например, давайте сопоставим два факта. Первое, все мы постоянно слышим, что на рынок Москвы вышел небывалый объем предложения. Второе, цены на начальной стадии строительства ниже, чем готового жилья и растут одновременно со стройкой. Из этих двух фактов можно сделать легкий вывод – средняя цена продажи сократилась. Не потому то рынок «упал», а потому что в структуре предложения увеличилась доля жилья в низкой стадии. И ведь при этом по каждому объекту на рынке может быть рост цены, а среднее упасть.

Измерение и анализ средней цены присущ рынку вторичной недвижимости. Во-первых, нет проблемы с изменяющейся структурой стадийностью предложения. Во-вторых, нет проблемы с резким изменением структуры предложения, как это бывает на первичном рынке с выходом в продажу масштабного проекта.

На первичном рынке среднюю цену считают скорее по традиции, по аналогии со вторичным рынком. Но показывает средняя цена скорее изменение «доступности» квартир, чем изменение цен. То есть, например, снижение средней цены на первичном рынке может говорить о какой-то совокупности следующих событий:

— Снизились цены на все квартиры:

— Появился объем более дешевого предложения на ранних стадиях

— Появился объем более дешевого предложения в менее дорогих районах

Любой из этих факторов позволяет найти квартиру с меньшим бюджетом, но не всегда говорит о том, что снижается рынок.

Мыслитель | Музей Родена

Истории творчества

— Диапорама

    Огюст Роден (1840-1917)

    Отливка, сделанная Фондри Алексисом Рюдье в 1904 году. Передана музею Родена в 1922 году. барабанная перепонка, Мыслитель был назван Поэт . Он представлял Данте, автора «Божественной комедии» , которая вдохновила «Врата» , наклоняющегося вперед, чтобы наблюдать за кругами ада, медитируя над своей работой. Мыслитель , таким образом, изначально был и существом с измученным телом, почти проклятой душой, и свободомыслящим человеком, решившим преодолеть свои страдания через поэзию. Поза этой фигуры во многом обязана Карпо Уголино (1861) и сидящему портрету Лоренцо Медичи, вырезанному Микеланджело (1526-31).

     Оставаясь на месте монументального Врата ада , Мыслитель был выставлен отдельно в 1888 году и, таким образом, стал самостоятельной работой. Увеличенная в 1904 году, ее колоссальная версия оказалась еще более популярной: это изображение человека, погруженного в свои мысли, но чье мощное тело свидетельствует о большой способности к действию, стало одной из самых знаменитых когда-либо известных скульптур. Во всем мире существуют многочисленные слепки, в том числе тот, который сейчас находится в садах Музея Родена, подарок городу Парижу, установленный за пределами Пантеона в 1906, и еще один в садах дома Родена в Медоне, на могиле скульптора и его жены.


    НАЙТИ РАБОТУ В МУЗЕЕ

    Сад скульптур

    Мы не можем гарантировать наличие всех наших работ; некоторые могут быть в аренде.

    Откройте для себя темы, связанные с работой

    • Вечное мужское начало…

    • Шедевры, которые стоит увидеть

    Поделиться Поделиться на

    Дата зачатия:

    1903

    Размеры:

    В. 189 см; Ш. 98 см; D. 140 см

    Материалы:

    Бронза

    Инвентарный номер:

    S.01295

    Кредиты:

    © Фотографическое агентство музея Родена-Жерома Манукяна

    • Повестка дня
    • Новостная рассылка
    • Магазин

    Арт-объект Страница

    Обзор

    Мыслитель изначально был задуман не в героической изоляции, а как часть монументальных Врат Родена — пары бронзовых дверей, предназначенных для парижского музея декоративно-прикладного искусства. Хотя двери никогда не были отлиты при жизни скульптора, тем не менее они дали Родену богатый источник идей для отдельных фигур и групп, над которыми он работал и переделывал до конца своей карьеры.

    Тема для «Врат ада» была взята из «Ада» Данте, и эта фигура, предназначенная для перемычки наверху, изначально задумывалась как сам поэт. Однако его нагота делала его универсальным воплощением каждого поэта — каждого творца, — который черпает новую жизнь из воображения. В конце 1880-х годов Роден начал выставлять фигуру, иногда с титулом Поэт, иногда как Поэт/Мыслитель. Однако к 1896 году он стал просто «Мыслителем», еще более универсальным образом, в физическом выражении раскрывающем умственные усилия и даже мучения творчества. Как писал сам Роден: «Моего Мыслителя заставляет думать то, что он думает не только своим мозгом, своим нахмуренным лбом, раздутыми ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, сжатым кулаком. и сжимая пальцы ног».

    Мыслитель Родена существует сегодня во многих формах и размерах. Известно более пятидесяти моделей этого размера — это размер оригинальной глиняной модели ручной работы Родена.

    Дополнительную информацию об этом объекте можно найти в публикации Галереи Европейская скульптура девятнадцатого века , которая доступна в виде бесплатного PDF-файла https://www.nga.gov/content/dam/ngaweb/research/publications /pdfs/european-sculpture-19th- Century.pdf

    Надпись

    вырезана на основании слева: А. Роден; в нижней левой части внутренней части базы: А. Родин

    Происхождение

    Куплено в 1903 году у художника мистером и миссис Джон У. Симпсон, Нью-Йорк;[1] подарок в 1942 году NGA.

    Связанные имена
    Симпсон, Джон В., миссис

    История выставки
    1905
    Предоставление в аренду коллекции картин Клода Моне и одиннадцати скульптур Огюста Родена, Бостонское общество Копли, Копли-холл, 1905, нет. 2.
    1910
    [Выставка рисунков Огюста-Родена, фотографий Родена и его работ Эдварда Стайхена и Мыслителя], Галерея Photo-Secession, Нью-Йорк, 1910.
    1946
    Роден: скульптура, рисунки, гравюры, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, 1946, вып. 7.
    1965
    Восковые скульптуры Дега, Скульптуры и рисунки Родена, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, 1965-1966, без кат.
    1974
    Скульптура девятнадцатого века, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, 1974 г., ненумерованный контрольный список.
    1981
    Открытие Родена заново, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, 1981-1982, вып. 261.
    2001
    Современное искусство и Америка: Альфред Штиглиц и его галереи в Нью-Йорке, Национальная художественная галерея, Вашингтон, 2001.
    Библиография
    1889 г.
    Бартлетт, Трумэн Х. «Огюст Роден, скульптор». Новости американского архитектора и строительства (19 января — 15 июня 1889 г.): 224.
    1889 г.
    Жеффруа, Гюстав. «Статуя Родена». Les Lettres et les Arts (1 сентября 1889 г.). В Вилен, Жак. Клод Моне-Огюст Роден: Столетняя выставка 1889 года . Exh. кат., Музей Родена, Париж, 1989: 62.
    1904
    Адам, Марсель. «Ле Мыслитель». Гил Блас (7 июля 1904 г.).
    1904 г.
    Мурей, Габриэль. «Le Penseur de Rodin offert par souscription publique au peuple de Paris». Les Arts et la vie (май 1904 г.): 267–270.
    1927
    Граппе, Жорж. Каталог Музея Родена . Париж, 1927: 61.
    1944 г.
    Граппе, Жорж. Каталог Музея Родена . 5-е изд. Париж, 1944: 24-25.
    1953 г.
    Гантнер, Джозеф. Роден и Микеланджело . Вена, 1953: 27-28.
    1963 г.
    Альхадефф, Альберт. «Микеланджело и ранний Роден». Художественный вестник 45, вып. 4 (декабрь 1963 г.): 363–367.
    1963 г.
    Элсен, Альберт Э. Роден . Нью-Йорк, 1963: 52–54.
    1965 г.
    Сводный каталог европейской живописи и скульптуры . Национальная художественная галерея, Вашингтон, 1965: 168.
    .
    1967 г.
    Копье, Афина Тача. Скульптура Родена в Художественном музее Кливленда . Кливленд, 1967: 52–53, 96–97.
    1968 г.
    Национальная художественная галерея. Европейская живопись и скульптура, иллюстрации . Вашингтон, 1968: 148, репродукция.
    1976 г.
    Танкок, Джон. Скульптура Огюста Родена . Филадельфия, 1976: 111–121.
    1977 г.
    де Касо, Жак и Патрисия Б. Сандерс. Скульптура Родена: критическое исследование коллекции Шпрекелей . Сан-Франциско, 1977: 131–138.
    1980
    Элсен, Альберт Э. В мастерской Родена . Итака, Нью-Йорк, 1980: рис. 19-22, пожалуйста. 23, 24, 165-166.
    1980 г.
    От романтиков до Родена: французская скульптура девятнадцатого века из коллекций Северной Америки . Питер Фуско и Х.В. Янсон, ред. Exh. кот. ЛАКМА; Миннесота Инст. искусства; Индианаполис Мус. искусства; Мус. изящных искусств, Бостон. Нью-Йорк, 1980: 334-335.
    1981 г.
    Винсент, Клэр. «Роден в Метрополитен-музее: история коллекции». Бюллетень Метрополитен-музея (весна 1981 г.): 4-5.
    1983 г.
    Шмолль, Дж.А. Rodin—Studien: Persönlichkeit—Werke—Wirkung—Bibliographie . Мюнхен, 1983: 54–58, 66–67, 192–193, 278–282.
    1985 г.
    Элсен, Альберт Э. Мыслитель Родена и дилеммы современной общественной скульптуры . Нью-Хейвен и Лондон, 1985 г.
    1985 г.
    Элсен, Альберт Э. Врата ада Огюста Родена . Стэнфорд, 1985: 56-57.
    1986 г.
    Джеймисон, Розалин Франкель. «Роден и Гюго: тема гения девятнадцатого века в« Воротах »и связанных произведениях». Кандидат наук. диссертация, Стэнфордский университет, 1986: 69-122.
    1988 г.
    Босир, Ален. Quand Rodin Exposait . Париж, 1988: 99, 105, 156, 185, 195, 220, 242, 265, 266, 271, 286, 302, 307, 314, 315, 349, 366, 368.
    1988 г.
    Фонсмарк, Анн-Биргитте. Роден: Коллекция Брассера Карла Якобсена в глиптотеке . Копенгаген, 1988: 73-78.
    1989
    Вилен, Жак. Клод Моне-Огюст Роден: Столетняя выставка 1889 года . Exh. кот. Музей Родена, Париж, 1989: 174–176.
    1993 г.
    Батлер, Рут. Роден. Форма гения . Нью-Хейвен и Лондон, 1993: 423–435.
    1994
    Скульптура: иллюстрированный каталог . Национальная художественная галерея, Вашингтон, 1994: 208, репродукция.
    1996 г.
    Кауш, Майкл. Огюст Роден: Эрос и Leidenschaft .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *