Я знаю только то что я ничего не знаю кто сказал: Сократ цитата: Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают …
Я знаю только то, что я ничего не знаю
На латыни: Scio me nihil scire.
Изречение, приписываемое древнегреческому философу Сократу (469-399 до н.э.). В некоторых цитатах встречается в чуть изменённой форме — «Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю» или «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».Некоторые источники, ссылаясь на неверную цитату в сборнике Дильса, ошибочно приписывают фразу Демокриту (ок. 460 — 370 гг. до н.э.).
Традиционно считается что данные слова Сократа приведены в труде Платона (427-347 до н.э.) «Апология Сократа», однако, платоновский Сократ произносит похожие слова но довольно сильно отличающиеся по смыслу.
В платоновской «Апологии Сократа», когда дельфийский оракул (оракул храма Аполлона в Дельфах) назвал Сократа мудрейшим из эллинов (греков), тот удивился, т. к. считал, что ничего не знает. Но затем, начав беседовать с людьми, уверявшими, что они знают многое, и задавать им самые важные и, на первый взгляд, простые вопросы (что такое добродетель, красота), он понял, что, в отличие от других, если не знает, то и не думает что знает:
«…Когда я присмотрелся к этому человеку — называть его по имени нет никакой надобности (…) то мне показалось, что этот муж только кажется мудрым и многим другим, и особенно самому себе, а чтобы в самом деле он был мудрым, этого нет; и я старался доказать ему, что он только считает себя мудрым, а на самом деле не мудр. От этого и сам он, и многие из присутствовавших возненавидели меня. Уходя оттуда, я рассуждал сам с собою, что этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю
В другом фрагменте:
«Но не самое ли это позорное невежество — думать, что знаешь то, чего не знаешь? Что же меня касается, о мужи, то, пожалуй, я и тут отличаюсь от большинства людей только одним: если я кому-нибудь и кажусь мудрее других, то разве только тем, что, недостаточно зная об Аиде, так и думаю, что не знаю. А что нарушать закон и не слушаться того, кто лучше меня, будь это бог или человек, нехорошо и постыдно — это вот я знаю».
Впервые слова «знаю что ничего не знаю» вкладывает в уста Сократа и Цицерон. В его «Учение академиков» похожие взгляды разделяют многие философы, но первоисточником фразы назван именно Сократ («Учение академиков», XI, 16):
«Почти во всех своих беседах [Сократ], которые подробнейшим образом были записаны его учениками, он строил свои рассуждения таким образом, что сам ничего не yrверждал, а лишь опровергал других и говорил, что он ничего не знает, кроме самого этого незнания, и что он тем и превосходит остальных, что они полагают, будто знают то, чего на самом деле не знают, сам же он знает только то, что ничего не знает, и именно поэтому, как он считает, Аполлон назвал его мудрейшим из людей, ибо вся мудрость и заключена только в одном: не думать, что ты знаешь то, чего не знаешь. И хотя говорил он это постоянно, неизменно придерживаясь этого взгляда, все его беседы всегда сводились к восхвалению добродетели, возбуждая в людях стремление к ней, как это можно понять из сочинений сократиков и прежде всего Платона.»
Мнение что данные слова могут принадлежать Демокриту произошло от неверного цитирования того же Цицерона. Однако, в «Академике» Демокриту приписывается совсем другая фраза:
«как говорит Демокрит: «[природа] Сокрыла истину в глубинах бездны»»
Источники утверждающие что фразу «знаю что ничего не знаю» произнес Демокрит ссылаются на «Фрагменты досократиков» Дильса, который приписывает фразу Демокриту со ссылкой на «Греко Ватиканский кодекс», который в свою очередь ссылается на авторство Сократа в том же «Учение академиков».
Сборник «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker») был опубликован в 1903 году и включал более 400 древних философов вместе с фрагментами орфических и других дофилософских теокосмогоний. Основным источником стали работы Псевдо-Плутарха. Тексты распределялись по литерам A — свидетельства о жизни философа и его доктрине, B — точные слова цитируемого, C — работы, которые используют данного автора как модель для подражания. При жизни Дильса вышло 4 издания, а после его смерти, начиная с 5-го издания, вышедшего в 1934—1937 гг. редактирование «Фрагментов» взял на себя его ученик Вальтер Кранц.
Стоит отметить, что данное несоответствие нельзя назвать ошибкой Дилься, так как его «фрагменты» это сборник документов в их первоначальном виде, то есть, публикуемых «как есть» без проверки достоверности источников.
Так в примечании №16 к «Апологии» издания 1968 года под редакцией А. А. Тахо-Годи это утверждение ошибочно приписывается Демокриту со ссылкой на Германа Дильса. Тест примечания:
«Речь идет о мнимой и подлинной мудрости. Подлинная не стыдится ограниченности знания (ср. знаменитые слова: «Я знаю только то, что ничего не знаю», приписываемые Демокриту. — В 304 Diels), так как человеческое знание — ничто по сравнению с божественным».
Под «В 304 Diels» имеется ввиду цитата №304 в сборнике текстов философов живших до Сократа «Фрагменты досократиков» немецкого филолога Германа Дильса.
На тот же фрагмент ссылается и С.Я. Лурье в книге «Демокрит», а так же сборник «Гераклит, Все наследие»
«Фрагмент» B 304 присутствует во втором томе сборника Дильса «Die Fragmente Der Vorsokratiker: Band 2».övov olba ötx oök olba«.
Cod. Vat. Gre. 1144 f. 217. Socratis est effatum celeberrimum quod singulis verbis plus minusve variatis referunt Cicero Academ. prior II 23, 74 (cl. 39, 123), poster. I 4, 16 (cl. 12, 44)
Ниже переведены указанные фрагменты «Академики»
«Учение академиков». Книга II. Лукул. XII, 44:
..в силу неясности тех вещей, которые побудили Сократа признать собственное невежество, а до Сократа привели к тому же Демокрита, Анаксагора, Эмпедокла и едва ли не всех древних, которые утверждали, что ничего нельзя ни познать, ни воспринять, ни знать, ибо чувства слабы, ум бессилен, жизнь коротка и, как говорил Демокрит, «истина сокрыта в бездне, что все держится на предположениях и традиции, и не остается нигде места истине, и, наконец, что все сокрыто во мраке
«Учение академиков». Книга II. Лукул. XXXIX, 123:
…Socrates, liber Aristo Chius 410, qui nihil istorum sciri
Ну, а ты, Эпикур? Скажи, ты полагаешь, что солнце столь мало? А я так думаю, что оно даже в два раза не превышает то, что мы видим. И он насмехается над вами, да и вы в свою очередь осмеиваете его. Сократ же свободен от подобных насмешек, свободен от них хиосец Аристон, считающий, что ничего такого знать невозможно.
В данных фрагментах цитаты «знаю что ничего не знаю» не встречается, хотя слова Демокрита и близки по смыслу. Учитывая что выше по тексту сам Цицерон указывает на то что эта фраза принадлежит Сократу именно его и следует считать автором
С.Г. Актавин
«Я знаю, что ничего не знаю»
Это знаменитое парадоксальное высказывание используют, когда говорят о сомнении в собственной правоте или о ничтожности познаний отдельного человека перед знанием, накопленным человечеством за всю его историю, перед явлениями и фактами, не объяснёнными и необъяснимыми. Оно может свидетельствовать как о полном скепсисе говорящего, так и, наоборот, об открытости всему неизвестному. Журнал «Дилетант» даже взял его себе в качестве девиза. Иногда приводят расширенный вариант фразы, дополняя её словами «а другие не знают даже этого». Тут уже чувствуется скромная горделивость.Считается, что высказывание принадлежит Сократу. Крупный специалист по античной истории и философии Игорь Суриков с этим не согласен:
«Сократ постоянно утверждал, что он ничего не знает. Часто ему даже приписывают известный афоризм: «Я знаю, что ничего не знаю». На самом деле это ошибка: именно такого выражения у Сократа мы нигде не встречаем. Да оно и содержало бы в себе логическое противоречие. Похоже, так выражался другой философ, современние Сократа — Демокрит («я знаю только то, что я ничего не знаю» — Г. Дильс, В. Кранц. Фрагменты досократиков). Но Сократ, с его любовью к точности определений, чёткости формулировок, вряд ли сказал бы такое».Суриков И. Е. Сократ. — М., 2011 (ЖЗЛ)
Высказывания Сократа на тему незнания встречаются, например, в платоновской «Апологии Сократа». Так, афинский философ рассказывает, как, пытаясь опровергнуть прорицание дельфийского оракула, что мудрее его, Сократа, никого на свете нет, стал он ходить к разным мудрым людям:
«…Когда я присмотрелся к этому человеку — называть его по имени нет никакой надобности (…) то мне показалось, что этот муж только кажется мудрым и многим другим, и особенно самому себе, а чтобы в самом деле он был мудрым, этого нет; и я старался доказать ему, что он только считает себя мудрым, а на самом деле не мудр. От этого и сам он, и многие из присутствовавших возненавидели меня. Уходя оттуда, я рассуждал сам с собою, что этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю. На такую-то малость, думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, и не воображаю, что знаю эту вещь».
Видно, что Сократ не столь категоричен и парадоксален, как можно было бы предположить из приписываемого ему афоризма. В другом фрагменте, в котором всплывает похожая конструкция, проглядывает чуть ли не позитивистская мысль:
«…Бояться смерти есть не что иное, как думать, что знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто же не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся ее, как будто знают наверное, что она есть величайшее из зол. Но не самое ли это позорное невежество — думать, что знаешь то, чего не знаешь? Что же меня касается, о мужи, то, пожалуй, я и тут отличаюсь от большинства людей только одним: если я кому-нибудь и кажусь мудрее других, то разве только тем, что, недостаточно зная об Аиде, так и думаю, что не знаю. А что нарушать закон и не слушаться того, кто лучше меня, будь это бог или человек, нехорошо и постыдно — это вот я знаю».
Дескать, надо для себя чётко понимать, что ты действительно знаешь, а чего не знаешь, и не судить о том, чего знать не можешь.
Журнал «Человек без границ» — «Я знаю, что ничего не знаю»
Эта довольно известная и парадоксальная фраза заставляла задумываться многие поколения. Почему же человек снова и снова к ней возвращается? Давайте попробуем поразмышлять.
Начнем с контекста. Сократа, которому фраза, собственно, и принадлежит, однажды просто наповал сразило известие о том, что Дельфийский оракул назвал его мудрейшим из людей. И Сократ начал размышлять, почему же так было сказано и что это значит. Если верить ученику Сократа Платону («Апология Сократа»), Сократ решил найти человека более мудрого. Он обратился к видному государственному деятелю, но увидел, что тот не так мудр, как кажется: «Мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю». После Сократ пошел к поэтам, а потом к ремесленникам, и выяснилось, что все они тоже убеждены в своей мудрости. Да, они разбирались в своем ремесле, но вследствие этого считали себя самыми мудрыми и относительно «прочего, самого важного».
Итак, пожалуй, нам нужно для начала попытаться понять, о каком знании идет речь. Из сказанного выше следует, что Сократ не считал человека мудрым на том только основании, что тот хорошо знал свое ремесло. Выходит, дело не в том, чтобы знать, как тачать сапоги, чинить велосипед или варить макароны, и даже не в научных знаниях. Так что же это за «самое важное» знание? На страницах произведений Платона Сократ расспрашивает своих собеседников о том, что такое мужество, справедливость, добро или красота. Но нигде вы не найдете какого-то единственно верного и окончательного определения этих категорий, которое бы дал Сократ. Собеседники постоянно находятся в поиске, и то, как строится их диалог, зависит и от тех, кто в нем участвует, и от той ситуации, в которой они в данный момент находятся, и еще от многих-многих условий. То есть, во-первых, не может быть одинакового ответа для двух разных людей. Во-вторых, Сократ каждый раз как бы приглашает собеседника вместе проделать путь, который помогает вспомнить нечто, что уже содержится в душе человека. В каждом человеке, говорит нам Платон устами Сократа, уже заложено это знание «самого важного», нужно только помочь ему вспомнить. Неслучайно античные мудрецы противопоставляли истине не ложь, а именно забвение, а подлинно философской дорогой считали «припоминание». Например, что честно, а что нечестно, мы не можем знать раз и навсегда, а можем каждый раз, сталкиваясь с определенной ситуацией, развивать этот «орган узнавания», обращаться к некому внутреннему голосу/интуиции/совести и поступать сообразно с ним. Но разве может быть у этого процесса предел? Разве не возникает каждый раз вопрос: говорит ли во мне сейчас тот самый внутренний голос или мои спонтанные желания? И этот бесконечный процесс можно назвать искусством быть человеком. Получается, что «знать, что ничего не знаешь», — это не просто парадоксальная игра слов. Это великое изречение мудреца, которое содержит в себе тайну жизни, тайну становления человека, каждого из нас.
Вспоминаются слова из повести Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков»: «Когда тебе 17 — ты знаешь все, если тебе 27 и ты по-прежнему знаешь все — значит, тебе 17». Возможно, признаком внутреннего взросления человека и является способность каждый раз находить все новые более глубокие смыслы в художественных произведениях, в отношениях, в жизненных обстоятельствах. Если тебе однажды покажется, что ты все уже понял и познал, — едва ли это возможно.
Но что же тогда получается — ты никогда ни в чем не можешь быть уверен и должен постоянно во всем сомневаться? Ну, например, у меня есть убеждение, что человек по своей природе добр. Хорошее убеждение, и оно помогает мне действовать определенным образом, когда я попадаю в какую-то жизненную ситуацію, — реагировать на действия других людей, совершать выбор, вырабатывать свои жизненные правила, строить отношения с близкими. Но вот какая штука получается: если я не буду наполнять это свое убеждение каждый раз новой глубиной, если не буду каждый день снова и снова доказывать его самому себе своими выборами и поступками, то оно превратится в догму. А догмы, как известно, долго не живут — они либо разбиваются о первую же сложную ситуацию, либо делают человека фанатиком, готовым на все, лишь бы это свое «убеждение» отстоять.
И тогда мы становимся похожими на Прокруста — персонажа из греческой мифологии, который известен тем, что клал всех, кто к нему приходил, на свое ложе и если гость был меньше этого ложа, он человека растягивал, а если, наоборот, гость был больше — тогда обрубал ему ноги. Звучит страшно и невероятно, но мы часто делаем то же самое, стараясь подогнать мир под свои представления о нем, причем чаще всего сами этого не замечаем. И уж сколько мир повидал бед, насилия и жестокости, рожденных именно этой уверенностью человека в своей правоте!
Получается, что «знать, что ничего не знаешь», — это еще и вопрос настоящей внутренней скромности, способности в первую очередь уважать достоинство другого человека, а затем уже свое собственное.
Причем для Сократа «знать» равняется «делать» или «быть». И сколько бы мы ни размышляли о своем «незнании», оно тоже требует ежедневных доказательств. Эти доказательства — в том, наколько мы открыты миру и новым идеям, в том, готовы ли меняться — по-настоящему, а не только на словах. И еще в тысяче мелочей, которые невозможно перечислить, но с которыми мы встречаемся каждый день.
Философский образ жизни, который нам предлагает Сократ, — в том, чтобы эти мелочи замечать, в том, чтобы задавать себе нужные вопросы, чтобы не получалось у нас, как в стихотворении Владимира Высоцкого: «А мы все ставим каверзный ответ и не находим нужного вопроса».
Ведь — возвращаясь к Сократу — его поиск начался именно с такого вопроса самому себе. Казалось бы: назвали тебя мудрейшим среди людей — радуйся и не слишком беспокойся о том, почему именно так сказала пифия. Но, видимо, потому и остается Сократ до сих пор примером настоящего философа, что он постоянно искал себя. Ведь суть философии как таковой — в искусстве задавать вопросы, а не в готовых ответах.
Интересно, что слова, близкие по духу сократовской фразе, можно найти не только в Греции.
В евангельской Нагорной проповеди, например: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство небесное». «Нищие духом» — те, кто признал свою духовную нищету, свое несовершенство, а значит, одновременно с этим открыл себе дорогу к внутреннему преображенню и обогащению новым опытом.
В Древнем Египте в «Поучениях Птахотеппа»:
Ученостью зря не кичись!
Не считай, что один ты всеведущ!
Не только у мудрых —
И неискушенных совета ищи.
Искусство не знает предела.
Разве может художник достигнуть вершин мастерства?
В тибетском тексте «Голос Безмолвия»: «Достигай скромности, если желаешь приобрести Мудрость. Умножь скромность, если Мудрости ты уже достиг».
У китайского мудреца Лао Цзы: «Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен».
Наверное, можно найти еще много таких примеров. Но оставим этот увлекательный поиск читателю. Как и дальнейшее углубление в тему и открытие все новых граней собственного «незнания».
Я знаю, что ничего не знаю
До сих пор ведутся споры об истинном авторстве этих слов: кто-то полагает, что они принадлежат Демокриту. Но по свидетельству Платона, именно Сократ подарил миру эту извечную формулу.
В чем же ее смысл…
— Я знаю, что я ничего не знаю, — говорил Сократ. — Но люди воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Вот и получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные.
Представим человеческое знание островком в необъятном океане Знания. Чем больше человек знает, тем больше его островок. Чем больше его островок, тем он прочнее, соответственно и человек, владеющий им, чувствует себя более уверенно в жизни. Как мы можем представить сферу незнания? В этой иллюстрации — это береговая линия, которая отделяет сушу от океана. И по мере увеличения суши увеличивается и длина этой береговой линии. Новые знания рождают новые вопросы. Чем больше человек знает, тем больше размеры его незнания.
Фраза, сказанная Сократом, имеет ещё и тот смысл, что знание не бывает совершенным. Чем больше знаний мы получаем, чем дальше развивается наука, тем чаще нам приходится пересматривать свои прежние взгляды
Сократ славился своим умением вести спор. Его было практически невозможно победить в этом искусстве, и однажды во время спора противник Сократа не сдержался и ударил его. Испугавшись, что философ подаст на него в суд, он начал уговаривать Сократа не делать этого.
— Если меня лягнул осел, стану ли я подавать на него в суд? — сказал Сократ ударившему.
Слово «не знаю» пишется раздельно с отрицательной частицей «не». Чтобы понять, как правильно пишется слово «незнаю» или «не знаю», слитно или раздельно, выясним часть речи и компоненты, составляющие это сочетание.
Однажды ученик спросил Сократа:
— Объясни мне, почему ты всегда в хорошем настроении?
Сократ ответил:
— Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы утратил.
Кстати, как правильно пишется, слово «не знаю»
Чтобы определить часть речи, к которой принадлежит интересующая нас словоформа, воспользуемся высказыванием: Я не знаю, что предпринять в этой ситуации. Я (что делаю?) не знаю.
Анализируемое слово обозначает действие или состояние человека. Значит, это глагол, начальной формой которого является слово «знать».
Понаблюдаем, как он изменяется по лицам и числам в формах настоящего времени:
1 лицо я знаю — мы знаем
2 лицо ты знаешь — вы знаете
3 лицо он знает — они знают.
Выяснено, что существует самостоятельная словоформа глагола 1 лица единственного числа настоящего времени «знаю», которая обладает утвердительным значением: Я знаю, сколько сил потребуется для решения этой задачи. Я знаю, что ответить на этот каверзный вопрос преподавателя. И вот в этой глагольной форме появляется «не». Что это за компонент, приставка или нечто иное?
«Не» — это частица, которая, напротив, создает отрицательный смысл любого высказывания: Я не знаю, в чем суть этой проблемы. Я не решил задачу. Мы не пойдем на стадион.
Правописание слова «не знаю»
Brain opening concept.Creative brain abstract vector logo design template. Corporate business industrial creative logotype symbol.Vector illustrationЧастица «не» — это слово, принадлежащее к служебной части речи. И как всякое самостоятельное слово, эта частица пишется отдельно от той лексемы, с которой она употребляется в предложении.
В выборе написания слова «не знаю» или «незнаю» воспользуемся орфографическим правилом русского языка:
С глаголами и их формами отрицательная частица «не» пишется раздельно.
Понаблюдаем:
— не открою тайну;
— не желаем смириться;
— не хочу уезжать;
— не спешу никуда.
Слово «не знаю», являющееся глаголом, пишется раздельно с отрицательной частицей «не».
Примеры
— Не знаю, кто побывал здесь с утра.
— Не знаю, как можно выручить вас.
— Я не знаю пока, что ответить на ваше заманчивое предложение.
Отметим, что некоторые глаголы пишутся с не- слитно.
1. Начальное не- пишется слитно с теми глаголами, в морфемном составе которых оно является частью корня или приставкой. Без не- эти слова, как правило, не употребляются.
Перечислим их: невзлюбить соседа; нездоровиться с утра; негодовать; неистовствовать от восторга; ненавидеть ложь; искренне недоумевать; ему неймется и пр.
obrazovaka.ru/kak-pishetsya/ne-znayu.htm
Знаю, что ничего не знаю
Почему многие (еще с древности) отмечают что Сократ был единственный в своем роде? действительно, есть ли отличие Сократа от других людей и в чем оно выражено?
По мне так, это похоже его понимание знания в таком смысле : «Я знаю, что ничего не знаю». Обратите внимание никто до него так не говорил о своем знании, никто так не ставит вопрос для себя и после него.
Сократ не любил спорить, он любил рассуждать
Ты не в силах спорить с истиной, а спорить с Сократом дело не хитрое
( из диалога Платона»Федр»)
«Я знаю,
что ничего не знаю».
А был он простым
человеком ,
просто он занялся
необычным
делом — он
стал исследовать
людей.
Сократ. Это он прекрасно говорит, друг мой. Однако кроме
Гиппократа надо еще обратиться к разуму и посмотреть,
согласен ли он с Гиппократом.
Федр. Я полагаю.
Сократ. Итак, посмотри, что говорит о природе Гиппократ,
а что – истинный разум. Разве не так следует мыслить о
природе любой вещи:
прежде всего, простая ли это вещь – то, в чем мы и сами хотели
бы стать искусными и других умели бы делать такими, или она
многовидна; затем, если это простая вещь, надо рассмотреть ее
способности: на что и как она по своей природе может
воздействовать или, наоборот, что и как может воздействовать
на нее? Если же есть много ее видов, то надо их сосчитать и
посмотреть свойства каждого (так же как в том случае, когда
она едина): на что и как кажды й вид может по своей природе
воздействовать и что и как может воздействовать на него.
Федр. Пожалуй, это так, Сократ.
Получается Так :
Сократ и не спорил с Собеседником. Сократ просто с помощью вопросов предлагал собеседнику «выйти» и увидить что-то еще, помимо собственного мнения. Сократ показывал (открывал) перед ним весь мир (общие понятия) с которыми пересекается высказанное мнение, как бы говоря,- то что ты сказал ясно, осталось посмотреть что об этом говорит разум (истина).
Люди понимают и знают только свое ( и распространяют свое мнение на остальной мир). Сократ же зная такое, предлагал проверить это. Я мол сам пока ничего не знаю, может дело обстоит и так как ты говоришь, давай я буду возражать тебе, а там видно будет.
Мнения людей не охватывают все знани. И Сократ зная это начинал приводить примеры, обращать внимание на другое, сопостовлять разное и человек начинал все это (более полную картину) видеть.
«Я Знаю, Что Ничего Не Знаю» И Что Он Имел В Виду?
Это один из самых тонких и основных вопросов, которые вы можете задать о диалогах Платона. Имейте в виду, что я не классицист, поэтому я не могу предложить ответ эксперта. Но вот мое понимание проблем, связанных с размышлениями о проблеме.
Часть ответа включает то, что Сократ подразумевает под «знанием», и в широком смысле мы находим два описания знаний в диалогах. Одна из теорий познания, представленная в Theaetetus, обычно известна как «оправданное истинное убеждение» (JTB). На этом основании можно сказать, что он знает, что X, если (а) кто-то верит, что X, (б) можно оправдать веру в то, что Х, и (в) веру в то, что Х является правдой.
Чтобы заполнить этот отчет, необходимо сказать что-то о том, что такое вера, что такое истина и что такое оправдание. Обычно вера рассматривается как ментальная сущность с пропозициональным содержанием, т. Е. Утверждение о том, каков мир или что он содержит, например, «Небо голубое». Формулировка утверждения включает в себя указание условий истинности: «« Небо голубое »истинно тогда и только тогда, когда небо голубое», так что вера в то, что небо голубое, истинна, если достигаются условия истинности , Обоснование утверждения о том, что условия истинности достигаются, принимает форму предложения причин и доказательств того, что они делают
Если это то, что Сократ подразумевает под «знанием», когда он отрицает, что знает что-либо, он может иметь в виду (а), что у него нет убеждений, (б) что у него есть убеждения, но нет истинных убеждений, или (в) что он имеет истинные убеждения, но не могут их оправдать. Его часто воспринимают как значение (с): в лучшем случае он утверждает, что имеет только истинные убеждения.
Платон представляет другую теорию познания в республике. Сложно, но достаточно сказать, что обладать знанием — значит быть непосредственно осведомленным об объекте, точнее абстрактном объекте, который демонстрирует неизменную сущность того, что известно — то, что Платон называл формами или идеями (εἶδος, eidos). Формы, которые постигаются Разумом, не являются просто ментальными объектами или мыслями, как верования; они настоящие
Если это то, что Сократ имеет в виду под «знанием», то сказать, что он ничего не знает, значит сказать, что ему не удалось встретить гораздо более высокую планку, чем у JTB, а именно абсолютную уверенность. Он говорит, что он не знает с уверенностью абсолютную неизменную сущность чего-либо, такого как красота, справедливость, правда и т. Д. Опять же, возникающие здесь проблемы являются сложными, но, говоря об этом, это хорошее первое приближение.
В любом случае, мы можем сомневаться в том, что, когда Сократ говорит, что он ничего не знает, он говорит, что он имеет в виду, как я предполагал до сих пор. Согласно другой точке зрения, Сократ говорит, что он пытается открыть правду в совместном предприятии со своими собеседниками, а не разъяснять им правду, уже находящуюся в его распоряжении.
Так что толковательный вопрос выглядит так. Либо Сократ буквально говорит, что он ничего не знает, либо он говорит, что он пытается открыть истину, которой он еще не обладает. И либо он говорит, что он ничего не знает в том смысле, что у него есть в лучшем случае только истинные убеждения, но нет оправданных истинных убеждений, либо он говорит, что он ничего не знает в том смысле, что у него нет убеждений, в чьей истине он абсолютно уверен. Или он мог бы не говорить ничего из этого — он мог бы говорить иронично, когда говорил, что ничего не знает, и вместо этого намеревался, что он и его собеседники находятся в положении попытки обнаружить истину, которой еще нет в их распоряжении.
Что делает последнюю альтернативу ироничной, так это то, что, по мнению многих, Сократ только притворяется невежественным — у него действительно есть то, что он считает оправданными истинными убеждениями по исследуемой теме. Его причина исповедовать невежество обычно называется педагогической: побуждая кого-то сообщить ему о том, что они считают истинным убеждением, и затем показывая своими вопросами, что человек не может оправдать это убеждение, Сократ демонстрирует ложность претендовать на знания таким образом, который является особенно ярким и драматичным.
Однако отнюдь не очевидно, что Сократ фактически просто притворяется невежественным. Классическим источником неосознанной профессии Сократа является Апология, где он говорит, что Херефон спросил Дельфийского Оракула, был ли кто-нибудь мудрее Сократа, и ответ был «Нет». Сократ истолковывает это так, что он самый мудрый, потому что другие не имеют знания, но думают, что они что-то знают, тогда как он не знает и не думает, что он что-то знает. Кажется, что нет никаких очевидных признаков того, что у Сократа есть какие-то претензии к такому выводу. Его профессия невежества служит педагогической цели — научить других тому, что они на самом деле не знают того, что, по их мнению, знают, но, как утверждают некоторые, это совершенно искренне.
В скобках, сократская интерпретация подтверждения оракула о том, что никто не мудрее его, а именно, что он «самый мудрый», вполне достижима. Сказать, что никто не мудрее Сократа, совместимо с каждым из следующих утверждений: (а) все такие же мудрые, как Сократ; (б) Сократ не мудрее всех; (в) никто не очень мудрый; (г) никто не мудр. Таким образом, оракул, возможно, говорил, что Сократ совсем не мудр и в этом отношении ничем не отличается от других людей. Но Сократ немедленно и без объяснений превращает это в утверждение, что он самый мудрый, что означает (а), что у него есть мудрость (о чем не говорил оракул) и (б) что у него его больше, чем у кого-либо еще (что она тоже не сказал). Это говорит о том, что Сократ не совсем понимает, что он имеет в виду, утверждая, что он знает только то, что он ничего не знает (что он может оправдать или с абсолютной уверенностью), и что это делает его самым мудрым. Ибо Сократ, должно быть, понял, что никто не может быть мудрее, чем он, не подразумевает, что он самый мудрый. Так что для него, чтобы сказать, что это предполагает определенное количество лукавства.
Один из способов подойти к вопросу о том, какого рода знания, по мнению Сократа, не имеют (оправданные истинные убеждения в сравнении с абсолютной уверенностью) и что он подразумевает под этим утверждением (буквально или иронично?), Состоит в том, чтобы спросить, что согласуется с конкретными утверждениями о знании. Если таковые имеются, то, что он делает в различных диалогах. Заявляет ли когда-нибудь Сократ что-то в каком-то смысле «знания»? Если так, то это было бы хотя бы на первый взгляд доказательством того, что его профессия невежества иронична.
Об этом много литературы. Хорошее место для начала — «Отречение Сократа от знаний» Грегори Властоса. Но после этого эссе (1985 г.) дискуссия, вероятно, продолжилась, поэтому вам следует поискать. Опять же, я не классический ученый, и вы не должны воспринимать то, что я говорю, как авторитетные, но я надеюсь, что я указал несколько правильных путей в этом вопросе.
Какой древнегреческий философ любил повторять: «Я знаю, что ничего не знаю»?
Сократ? Эпикур? Демокрит? Аристотель?Варианты ответа
4Сократ
Эпикур
Демокрит
Аристотель
Прокачай свои знания — пройди тренировку!
Универ: Прокачай общагу!
Похожие вопросы
Кого не смог догнать Ахиллес в парадоксе древнегреческого философа Зенона Элейского?
Какому из древнегреческих философов приписывается фраза: «Есть только три призвания, данные от Бога — это педагог, судья, врач»?
Согласно именно этому древнегреческому философу, «лучше с разумом быть несчастным, чем без разума — счастливым».
Где, по преданию, жил древнегреческий философ Диоген?
Кто из перечисленных не был представителем Элейской школы древнегреческой философии?
Какому философу приписывается изречение: «Я знаю, что ничего не знаю»?
Какое направление древнегреческой философии признавало критерием нравственности человека его стремление к достижению счастья?
Какой древнегреческий философ сказал: «лучше с разумом быть несчастным, чем без разума — счастливым»?
Что стало причиной смерти древнегреческого философа Хрисиппа из Сол?
Учеников и последователей какого древнегреческого философа называли перипатетиками?
Какое изречение приписывают древнегреческому философу Сократу?
По имени какого древнегреческого философа был назван вид любви, представляющий собой возвышенные отношения, основанные на духовном, а не физическом влечении?
Случайные вопросы
Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю»
Дельфийский Толос
Я знаю, что ничего не знаю — 5 интерпретаций
© Paul Bonea (перепечатано с разрешения)
Хороший друг Сократа однажды спросил оракула в Дельфах: «Кто-нибудь мудрее Сократа?»
Оракул ответил: «Никто».
Это сильно озадачило Сократа, поскольку он утверждал, что не обладает никакой секретной информацией или мудрой проницательностью. Что касается Сократа, он был самым невежественным человеком в стране.
Сократ был полон решимости доказать неправоту Оракула. Он путешествовал по Афинам вдоль и поперек, разговаривая с самыми мудрыми и способными людьми, пытаясь найти кого-то более мудрого, чем он был.
Он обнаружил, что поэты не знали, почему их слова трогали людей, мастера знали только, как овладеть своим ремеслом, и не более того, а политики считали их мудрыми, но не обладали знаниями, подтверждающими это.
Сократ обнаружил, что никто из этих людей ничего не знал, но все они думали, что знают.Сократ пришел к выводу, что он мудрее их, потому что он, по крайней мере, знал, что ничего не знает.
Это по крайней мере история фразы. Прошло почти 2500 лет с момента написания его более длинной формы. За это время он зажил своей собственной жизнью и теперь имеет множество различных интерпретаций. [Вот их пять.]
1) Я знаю, что ничего не знаю, потому что не могу доверять своему мозгу
Одна интерпретация фразы спрашивает, можете ли вы быть на 100% уверены, что часть информации верна.
Представьте себе вопрос: «Настоящее ли Солнце?»
Если сейчас день, ответ очевиден сразу, потому что вы можете просто указать рукой на Солнце и сказать: «Да, конечно, Солнце реально. Вот оно.
Но тогда вы столкнетесь с проблемой, называемой проблемой бесконечной регрессии. Это означает, что каждое имеющееся у вас доказательство должно быть подкреплено другим доказательством, и это доказательство также должно быть подкреплено другим. По мере того, как вы спускаетесь по бесконечному регрессу, вы достигнете точки, когда у вас не будет доказательств, подтверждающих утверждение. .Поскольку этот один аргумент не может быть доказан, он затем разбивает все остальные утверждения, сделанные на его основе.
Французский философ Рене Декарт зашел так далеко с бесконечной регрессией, что он вообразил весь мир просто тщательно продуманной иллюзией, созданной Злым Демоном, который хотел обмануть его.
Как показывает сценарий Злого Демона, бесконечная регрессия часто идет настолько далеко, что возникает вопрос, является ли какая-либо информация, поступающая в ваш мозг, реальной или нет.
Таким образом, если вся информация, которую вы получаете через органы чувств, является иллюзией, то, в более широком смысле, вы ничего не знаете.
Контраргументы: Декарт придумал фразу «Я мыслю, следовательно, я существую». Это останавливает бесконечный регресс, поскольку невозможно сомневаться в собственном существовании, потому что, просто думая, вы доказываете, что ваше сознание существует.
Другой философский контраргумент состоит в том, что некоторые утверждения не требуют доказательств, чтобы их можно было назвать истинными.Это называется самоочевидной истиной и включает такие утверждения, как:
- 2 + 2 = 4
- Комната, в которой установлена кровать, автоматически становится больше, чем кровать.
- У квадрата 4 стороны.
Эти самоочевидные истины служат камнями основания, на которых можно строить знания.
2) Я знаю, что ничего не знаю, потому что физический мир нереален
Сократ никогда не оставлял письменных текстов (в основном потому, что он ненавидел писать, говоря, что это может повредить нашей памяти).Все, что мы знаем о Сократе, в основном исходит от Платона и, в меньшей степени, от Ксенофонта.
Однако Платон писал свою философию в форме диалога и всегда использовал Сократа как голос для своих собственных идей. Из-за этого почти невозможно отделить настоящего Сократа от Платона.
Одна интересная интерпретация фразы «Я знаю, что ничего не знаю» состоит в том, что эта фраза могла действительно принадлежать Платону, ссылаясь на одну из его идей: теорию форм.
Согласно теории форм, физический мир, в котором мы живем, тот, в котором вы можете прочитать эту статью на мониторе или подержать стакан с водой, на самом деле является просто тенью.
Реальный мир — это мир «идей» или «форм». Это нефизические сущности, существующие вне нашего физического мира. Все в нашем измерении — всего лишь имитация или проекция этих форм и идей.
Другой способ подумать о формах — это сравнить то, что существует в реальном мире, с его идеальной версией. Например, представьте себе идеальное яблоко, а затем сравните его с реальными яблоками, которые вы видели или ели.
Идеальное яблоко (по весу, хрусткости, вкусу, цвету, текстуре, запаху и т. Д.) существует только в сфере форм, и каждое яблоко, которое вы видели в реальной жизни, — всего лишь тень, имитация идеального яблока.
При этом у теории форм есть некоторые серьезные ограничения. Одна из них заключается в том, что человек, живущий в физическом / теневом царстве, никогда не может знать, как выглядит идеальная форма. Лучшее, что вы можете сделать, — это просто подумать, как выглядит идеальное яблоко, человек, характер, брак и т. Д., И постараться максимально придерживаться этого идеала.
Вы никогда не узнаете наверняка, как выглядит идеал.В этом смысле «Я знаю, что ничего не знаю» может означать: «Я знаю только физическую сферу, но я ничего не знаю о реальности форм».
3) Я знаю, что ничего не знаю, потому что информация может быть недостоверной
Более прямая интерпретация состоит в том, что вы никогда не можете быть уверены, что часть информации верна. С этой точки зрения «Я знаю, что ничего не знаю» становится девизом, который не дает вам делать поспешных суждений, основанных на неполной или потенциально ложной информации.
Эта интерпретация также связана с историческим контекстом, в котором Сократ (или Платон) произнес эту фразу.В то время пирронизм был философской школой, которая утверждала, что вы не можете открыть истину ни для чего (кроме самоочевидных, таких как 2 + 2 = 4).
С точки зрения пирронистов, вы не можете с уверенностью сказать, является ли утверждение правильным или ложным, потому что всегда будут аргументы «за» и «против», которые уравновешивают друг друга.
Например, представьте себе зеленый цвет.
Пирронист может возразить, что нельзя быть уверенным в том, что это зеленый цвет, потому что:
- Животные могут по-разному воспринимать этот цвет.
- Другие люди могут по-разному воспринимать цвет из-за другого освещения, цветовой слепоты и т. Д.
Не-философ просто сказал бы: «Это зеленый, черт возьми, что еще тебе нужно?» и закройте проблему.
Что отличает пирронистов, так это то, что вместо того, чтобы сказать «да, это цвет, а этот цвет зеленый», они просто скажут «да, это цвет, но я не уверен, какой цвет, поэтому я бы предпочел не говорить. . »
Однако для пирронистов такая позиция была не просто философским упражнением.Они распространили этот образ мышления на всю свою жизнь, так что он стал менталитетом, названным epoché, что переводится как приостановление суждений. Эта приостановка суждения затем привела к психическому состоянию атараксии, которое часто переводится как спокойствие.
С точки зрения пирронистов, люди не могут достичь счастья, потому что их умы находятся в состоянии конфликта из-за того, что им приходится делать выводы перед лицом противоречивых аргументов.
В результате пирронисты предпочли отложить свои суждения по всем проблемам, которые не были самоочевидными, надеясь, что таким образом они достигнут истинного счастья.
В конечном счете, с точки зрения пирронистов, «я знаю, что ничего не знаю» может означать «истину невозможно открыть».
4) Я знаю, что ничего не знаю — парадокс
Более традиционный подход к этой фразе состоит в том, чтобы просто рассматривать ее как парадокс самореференции. Самый известный парадокс самореференции — это фраза «это предложение — ложь».
Пара рук для рисования от M.C. Эшер
Когда дело доходит до науки и знаний, парадоксы служат указанием на то, что логический аргумент ошибочен или что наш образ мышления приведет к плохим результатам.
Более интересный обзор парадоксов самореференции — это книга Дугласа Хофстадера « Гёдель, Эшер, Бах: вечная золотая коса ». В этой книге исследуется, как бессмысленные элементы (такие как углерод, водород и т. Д.) Образуют системы, и как эти системы могут затем стать самосознательными посредством процесса самореферентности.
5) Я знаю, что ничего не знаю — девиз смирения
Сократ жил в мире, в котором накоплено очень мало знаний.
Забавный факт, что Аристотель (который родился примерно через 15 лет после смерти Сократа) был последним человеком на Земле, который знал все доступные в то время знания.
С точки зрения Сократа, любые знания или информация, которыми он располагал, скорее всего, были незначительными (или даже полностью ложными) по сравнению с тем, сколько еще оставалось открыть.
С такой позиции легче сказать: «Я знаю, что ничего не знаю», чем более техническую правду: «Я знаю лишь малейшие знания, и даже это, вероятно, неверно».
Тот же принцип применим и к нам, если мы сравним себя с людьми, живущими на 200–300 лет в будущем.И, в отличие от Сократа, у нас есть огромное количество информации, в которую мы можем погрузиться, когда захотим.
_______________________________________________________________________
Мои краткие размышления. Я всегда интерпретировал сократовское ограничение знания как признание Сократом того, что он так многого не знал. И именно в этом он был мудрее других — осознавал собственное невежество. Вот так, правильно или нет, я учил этому вопросу поколения студентов.
[Подробнее см. Ниже из Википедии
https://en.wikipedia.org/wiki/I know_that_I_know_nothing]
Этимология
Фраза, происходящая из латинского (« ipse se nihil scire id unum sciat « [2] »), является возможным перефразированием греческого текста (см. Ниже). Он также цитируется как « scio me nihil scire » или « scio me nescire ». [3] Позднее он был переведен на греческий язык Катаравуса как «[ἓν οἶδα ὅτι] οὐδὲν οἶδα», [ èn oîda óti ] oudèn oîda ). [4]
В Платоне
Технически это более короткий пересказ утверждения Сократа: «Я не знаю и не думаю, что знаю» (у Платона, Apology 21d). Это перефразированное высказывание, которое широко приписывается Платоновскому Сократу как в древности, так и в наши дни, на самом деле нигде в произведениях Платона не встречается в точной форме: «Я знаю, что ничего не знаю». [5] Два видных ученых-платона недавно заявили, что это утверждение не следует приписывать Сократу Платона. [6]
Доказательства того, что Сократ на самом деле ничего не знает, можно найти в Apology 29b-c, где он дважды заявляет, что знает что-то. См. Также Apology 29d, где Сократ указывает, что он настолько уверен в своих притязаниях на знание в 29b-c, что готов умереть за это.
Тем не менее, в «Апологии » Платон сообщает, что Сократ считает, что он казался мудрее любого другого человека, потому что он не воображает, что знает то, чего не знает. [7]
… ἔοικα γοῦν τούτου γε σμικρῷ τινι αὐτῷ τούτῳ σοφώτερος εἶναι, ὅτι ἃ μὴ οἶδα οὐδὲ οἴομαι εἰδέναι.
… В таком случае мне кажется, что я в этой мелочи, во всяком случае, мудрее этого человека, то, чего я не знаю, я тоже не знаю. [из дословного перевода Генри Кэри 1897 года]
Более часто используемый перевод гласит: «Хотя я не думаю, что кто-то из нас знает что-то действительно прекрасное и хорошее, мне лучше, чем ему, — потому что он ничего не знает и думает, что знает.Я не знаю и не думаю, что знаю »[из перевода Бенджамина Джоветта].
Какой бы перевод мы ни использовали, следует учитывать контекст, в котором встречается этот отрывок; Сократ, пришедший к «мудрому» человеку, обсудив с ним, удаляется и думает про себя. Сократ, отрицая какие-либо знания, затем попытался найти кого-то более мудрого, чем он сам, среди политиков, поэтов и мастеров. Оказалось, что политики требовали мудрости без знания; поэты могли трогать людей своими словами, но не знали их смысла; и мастера могли претендовать на знания только в конкретных и узких областях.Ответ Оракула может интерпретироваться как осознание Сократом собственного невежества. [8]
Сократ также имеет дело с этой фразой в диалоге Платона Meno , когда он говорит: [9]
καὶ νῦν περὶ ἀρετῆς ὃ ἔστιν ἐγὼ μὲν οὐκ οἶδα, σὺ μέντοι ἴσως πρότερον μὲν ᾔδησθα πρὶν ἐμοιοτιε, δονοιε, δονοιε, δονοιε, δονοι,
[Итак, теперь я не знаю, что такое добродетель; возможно, вы знали до того, как связались со мной, но теперь вы определенно похожи на того, кто не знает.] (пер. Г. М. А. Грубе)
Здесь Сократ стремится изменить мнение Мено, который твердо верил в свое собственное мнение и чьи претензии на знание Сократ опроверг.
Это, по сути, вопрос, с которого начинается «постсократическая» западная философия. Сократ начинает всякую мудрость с удивления, поэтому нужно начать с признания своего невежества. В конце концов, диалектический метод обучения Сократа был основан на том, что он как учитель ничего не знал, поэтому он черпал знания от своих учеников посредством диалога.
Есть также отрывок Диогена Лаэртиуса в его работе Жизни и мнения выдающихся философов , где он перечисляет среди того, что Сократ обычно говорил: [10] «εἰαδναι μὲν μηδὲν πλὴν αὐτὸ τδέντο ε» что он ничего не знал, кроме того, что он знал этот факт (т.е. он ничего не знал) ».
Опять же, ближе к цитате, есть отрывок из «Апологии » Платона, где Сократ говорит, что после обсуждения с кем-то он начал думать, что: [7]
τούτου μὲν τοῦ ἀνθρώπου ἐγὼ σοφώτερός εἰμι · κινδυνεύει μὲν γὰρ ἡμῶν οὐδέτερος οὐδὲν καλὸν κἀγαθὸν εἰδέναι, ἀλλ οὗτος μὲν οἴεταί τι εἰδέναι οὐκ εἰδώς, ἐγὼ δέ, ὥσπερ οὖν οὐκ οἶδα, οὐδὲ οἴομαι · ἔοικα γοῦν τούτου γε σμικρῷ τινι αὐτῷ τούτῳ σοφώτερος εἶναι , ὅτι ἃ μὴ οἶδα οὐδὲ οἴομαι εἰδέναι.
Я мудрее этого человека, ибо никто из нас, кажется, не знает ничего великого и доброго; но ему кажется, что он что-то знает, хотя он ничего не знает; тогда как я, поскольку я ничего не знаю, поэтому мне не кажется, что я знаю. Таким образом, в этом пустяковом подробностях я выгляжу мудрее, чем он, потому что мне не кажется, что я знаю то, чего не знаю.
Любопытно также, что в повествованиях есть более одного отрывка, в котором Сократ утверждает, что обладает знаниями по какой-то теме, например, о любви: [11]
Как я могу проголосовать «Нет», когда единственное, что я говорю, что понимаю, — это искусство любви (τὰ ἐρωτικά) [12]
Я практически ничего не знаю, кроме одного небольшого предмета — любви (τῶν ἐρωτικῶν), хотя в этом вопросе меня считают удивительным (δεινός), лучше, чем кто-либо другой, в прошлом или настоящем [13]
Понравилось? Найдите секунду, чтобы поддержать доктора Джона Мессерли на Patreon!
Я знаю только то, что ничего не знаю.
Источник: Извинения Платона
Спикер: Сократ
Я знаю только то, что ничего не знаю.
Контекст
Итак … Сократ на самом деле никогда этого не говорил — по крайней мере, этого нет в диалогах Платона.Но в «Апологии » у Платона действительно есть Сократ, выражающий, по сути, ту же идею: «Этот человек, с одной стороны, считает, что он что-то знает, но ничего не знает. С другой стороны, я — столь же невежественный — не верю [что я знаю что-нибудь] «.
Да, не совсем так. Может, Платону нужен был хороший редактор?
В любом случае, эта цитата (и ее многочисленные вариации) — знаменитый парадокс знания: знание того, что мы ничего не знаем, само по себе является типом знания … таким образом, опровергая, что мы ничего не знаем.
Уф.
Если мы сможем найти в цитате какой-то самородок, возможно, все, что мы знаем, является неопределенным. Дело не в том, что мы буквально ничего не знаем — дело в том, что мы не можем знать того, что знаем. Это своего рода пугающая идея, поэтому мы рекомендуем не думать об этом слишком много.
Где вы это слышали
Если бы вы искали кого-то более умного, чем вы, и отправились бы к Пифии, Дельфийскому оракулу, и она спросила вас, что вы знаете… тогда вы могли бы это услышать.
Ой, этого не случилось?
Тогда вы, должно быть, только что просматривали Интернет в поисках коллекций неверно переведенных и неверно истолкованных цитат. Потому что вы определенно слышали это там.
Претенциозный фактор
Если бы вы произнесли эту цитату на званом обеде, вы бы услышали дружное «ууууу» или все закатили бы глаза и никогда не пригласили бы вас обратно? Вот он, по шкале от 1 до 10.
Что касается цитирования философов, это не так уж и плохо.Да, это немного парадоксально, но все дело в отрицании вашей уверенности в собственных знаниях.
«Единственное, что я знаю, это то, что я ничего не знаю».
«Единственное, что я знаю, это то, что я ничего не знаю».
Возможно, одни из самых глубоких слов, когда-либо сказанных. Как многие из вас, возможно, знают, это известное высказывание было взято из рассказа Платона о греческом философе Сократе и часто упоминается как парадокс Сократа. Хотя есть много споров о том, говорил ли когда-либо Сократ такие вещи, это короткое утверждение и присущее ему значение бесценны.
Итак, вы можете спросить, почему это тема блога на этой неделе? Что ж, ответ прост. Каждый день в любой компании, независимо от должности, люди чувствуют, что движутся со скоростью 100 миль в минуту. Возможно, некоторые даже быстрее. Складываются электронные письма, просроченные задачи, звонки, требующие ответа, и множество других задач, которые постоянно накапливаются в списке «сделать». Но в то же время мы должны опережать наших потребителей, знать наши продукты лучше, чем когда-либо, и продавать их.Проблема здесь в том, что, когда мы движемся так быстро, мы редко делаем шаг назад и узнаем важные подробности о наших продуктах и услугах или даже о наших клиентах. Мы движемся так быстро, что можем совершить ошибку, пытаясь что-то продать, не зная об истинных преимуществах продукта или услуги для наших клиентов. Или, что еще хуже, попробуйте обойти счет, если мы не сделали хорошую работу по обнаружению. Как я часто говорю, если вы идете в неправильном направлении, ускорение не поможет.
Мы не можем рисковать, не сбавляя обороты и узнавая о наших продуктах, наших услугах, наших конкурентах и новостях нашей отрасли. Сегодняшние потребители сообразительнее, чем когда-либо. У них может быть практически любая информация на кончиках пальцев. Если мы не будем вооружены и не готовы к информации, они будут. Дезинформированный потребитель может привести к множеству пожарных учений в будущем.
Знаете ли вы то, чего не знаете? Знание этой элементарной концепции жизненно важно в процессе обучения.Только признавая то, чего мы не знаем, мы можем искать и изучать неизвестное. Более того, это нормально признать, что вы можете не знать всего, что вам хотелось бы или что вам нужно знать. Признать, что это нормально, если вы стремитесь изучать информацию, необходимую для общения и продажи продуктов, которые вы пытаетесь продать.
Итак, что можно сделать из блога этой недели? Знайте свои продукты. Знайте своих клиентов. Знайте своих перевозчиков. Знайте своих поставщиков.Знайте свою политику и процедуры. А если нет, найдите время, чтобы научиться. Знание — сила; знание передает уверенность, а уверенность порождает доверие. С доверием продажа становится намного проще. И прежде всего потому, что если вы едете в неправильном направлении, ускорение не поможет!
Хайме Марко — владелец и президент Evolve Business Consulting. Хайме является выпускником Университета Центральной Флориды в Орландо и имеет степень бакалавра в области межличностных коммуникаций.Хайме имеет солидный, всесторонний и проверенный опыт в области продаж, брендинга, обучения и развития, обучения лидерству, фасилитации, управления изменениями, развития бизнеса и профессионального выступления — опыт, который она накапливала на протяжении многих лет.
«Я знаю, чего не знаю»?
Если вы прогуляетесь по туристическому району Плака в Афинах, у вас будет множество возможностей купить футболки и другие предметы со слоганом «en oida oti ouden oida», большинство из которых приписывают это высказывание Сократу.Это означает: «Я знаю одно: я ничего не знаю».Конечно, это немного глупо и, возможно, противоречиво, так как знание одной вещи означает знание чего-то, в то время как знание ничего не исключает знания чего-то.
Тем не менее, если Сократ это сказал, стоит повторить, верно? (Если хотите, погуглите и посмотрите, сколько раз оно цитировалось авторитетно.)
Но мне интересно, говорил ли это когда-нибудь Сократ.
Да, я знаю, что мы не знаем точно, что сказал Сократ.Сократ не оставил нам сочинений, а что касается расшифровок его разговоров, у нас есть только три источника из первых рук, на которые можно положиться: Платона и Ксенофонта, его учеников, и Аристофана, его предполагаемого соперника. Кажется вероятным, что Аристофан не пытался точно представить Сократа как философа. Платон, возможно, тоже изобрел большую часть диалогов Сократа, но он также был заинтересован в продолжении и защите философской работы Сократа в Афинах.
По этой причине, когда философы ссылаются на Сократа, мы обычно имеем в виду Сократа, найденного в довольно обширных сочинениях Платона.
Так Платоновский Сократ когда-либо говорил «en oida oti ouden oida»? Оказывается, нет.
Самое близкое, что я нашел, — это отрывок из Платона Апология Сократа , где Сократ говорит что-то, что действительно должно быть переведено примерно так: Я не утверждаю, что знаю то, чего я не знаю.
Это не только разумнее, но и хороший совет: не делайте вид, что знаете то, чего не знаете, и вы избежите многих неприятностей.
Но это важно по другой причине. Цитата «en oida oti ouden oida» кажется чем-то вроде основного продукта в текстах и классах фрошей по философии.
Опасность здесь в том, что мы представим древнего философа (в данном случае двух из них), как если бы он был довольно глупым; и поэтому мы не будем серьезно относиться к античной философии.
Все, что нужно, чтобы вылечить это, — это беглый взгляд на греческий текст любого из диалогов Платона. Например, Phaedo требует медленного и внимательного чтения по-гречески, поскольку ни один перевод, который я нашел, не отражает всей игры слов.И, как указал Пирс, читая греческий, обнаруживаешь кое-что еще, что переводчики часто скрывают от нашего взора: Платоновский Сократ использует язык силлогизма таким образом, чтобы показать, что он занимался аристотелевской логикой до Аристотеля.
Опираясь на слухи, а не на изучение первичных текстов, мы закрываем путь исследования целого ряда древних философских текстов. «Разве то, что они древние, не означает, что они истощены?» вы можете спросить. Старые деревья, как мне кажется, могут еще приносить богатые плоды. И точно так же, как мы обнаруживаем, что в старых пещерах иногда есть богатые клады древних непрочитанных текстов, что еще мы можем найти, если потратим время на то, чтобы внимательно прочитать древних?
Я знаю, что ничего не знаю
Я знаю, что ничего не знаю. Цитата Сократа — это открытая дверь для размышлений и анализа. Есть так много интерпретаций и дискуссий. Он имеет множество значений. Что мы знаем из этой фразы? От Сократа нет существенного объяснения этой цитаты, я знаю, что ничего не знаю.Фактически, оно происходит от его ученика Платона. Подумайте о себе; глубоко и честно. Что ты знаешь? Вы все знаете? Они идеальны? Вы когда-нибудь чувствовали себя ничем? Вы не обновляли знания, которые были устаревшими или ложными? Оглянитесь вокруг и посмотрите, как люди ведут себя так, будто они все знают. Нам всем нравится показывать, что мы совершенны, мудры и все знаем. Практически мы боремся с нашим внутренним чутьем из-за недостаточности. Буквально это похоже на историю прикрытия.
Философия — это масса вопросов, которые нужно знать.Когда мы спрашиваем больше и глубже, мы можем получить больше знаний или мудрости. Будет не заключение, а поиск и вопросы. Если вы придете к выводам, это откроет еще одну дверь для дальнейших поисков. Вы поняли мою точку зрения? Ну посмотрите на детей. Они всегда задают вопросы. Почему они хотят знать и не стесняются вопросов? Мы, взрослые, достигаем определенного уровня знаний и удовлетворяемся. Но помните, что их путь к знаниям очень долгий.
Означает ли эта фраза, что Сократ ничего не знал? Великий греческий философ подготовил почву для поисков.Если бы великий философ мог сказать, что я знаю, что ничего не знаю, как далеко я сказал бы? Пример: я знаю, что завтра поеду в Нью-Йорк. Все предварительные договоренности хорошо подготовлены. Нет возможности отменить расписание или путешествовать. На самом деле я предполагаю и верю. Что будет, если я умру сегодня вечером? Знал ли я, что завтра я не поеду в Нью-Йорк?
Я слышал, что медиаторы медитируют на эту фразу, чтобы стать смиренным человеком, уменьшив эго, которое хочет действовать «Я знаю все».Когда вы начинаете отвергать мнения, предложения, советы и знания, поймите, что вы упускаете так много вещей, которые нельзя получить, просто получив высшее образование. Даже у сумасшедшего можно поучиться. Мир полон знаний. Вы можете получить от этого, когда откроетесь, чтобы услышать.Я помню дзенскую историю, в которой рассказывается, как эго ставит препятствия на пути к знанию. Профессор посетил монастырь, чтобы узнать о Дзен. Мастер дзэн подавал чай во время обсуждения. Хозяин наливал чай в чашку. Чай дошел до краев, и хозяин продолжал наливать.Профессор наблюдал за переполнением, и он не мог контролировать свои чувства. «Ой, посмотрите. Он переполнен. Нельзя вливать». Профессор был сбит с толку. «Да! Ты как эта чашка для чая», — сказал монах, — «Как я могу научить тебя знанию Дзен, если ты не опустошишь свою чашку?»
Мы чувствуем, что знаем все. Это предварительная идея, движимая эго. Если мы знаем себя и свои пределы, мы можем сказать: «Я знаю, что ничего не знаю».
| Я знаю, что ничего не знаю |
- Википедия: я знаю, что ничего не знаю
- Философия дзен: опустошите чашку
- Психология: этап когнитивного развития
Как ты ничего не знаешь? — Мворганизация.org
Как ты ничего не знаешь?
Как ничего не знать
- Чувствовать себя неуверенно — это нормально и нормально. Об этом стоит упомянуть заранее!
- Напомните себе, что вы были компетентны, и вы снова будете им.
- Рассчитывайте на новичка как суперсилу.
- Будьте уязвимы.
Прав ли Сократ, что самый мудрый человек тот, кто знает, что они — в конце концов — ничего не знают?
В каждом случае Сократ утверждал, что он предпочел бы быть таким, какой он есть, зная, что он ничего не знает, чем быть раздутым ложным чувством собственной великой мудрости.Таким образом, заключает он, он действительно мудрее других людей, потому что не думает, что знает то, чего не знает.
Что определяет мудрого человека?
Прилагательное «мудрый» описывает человека, обладающего опытом и глубоким пониманием. Ваша мудрая старшая сестра всегда дает лучший совет. Когда вы принимаете решение на основе тщательного обдумывания и здравого смысла, вы сделали мудрый выбор.
Что такое слепень?
1: любая из различных мух (например, слепень, овод или каменная муха), кусающая или раздражающая домашний скот.2: человек, который стимулирует или раздражает других людей, особенно настойчивой критикой политического овода.
Разве мудрость знает, что вы ничего не знаете?
Сократ был прав. Оставайтесь скромными и цените тот факт, что вы не знаете всего.
Что ироничного в мудрости Сократа?
Согласно Сократу, человеческая мудрость позволяет людям осознать, что они не знают. «Афиняне не перебивают меня, но слушают меня…» — так сказал Сократ на суде.Он говорит так, потому что знал, что не был мудрым, но обладал «человеческой мудростью», о которой иронично говорят.
Кто сказал, что единственная истинная мудрость — знать, что вы ничего не знаете?
Сократ
Что означает единственное добро — знание, а единственное зло — невежество?
«Единственное добро — это знание, а единственное зло — это невежество». — Сократ. Для Сократа это означает, что человек творит зло, потому что он невежественен, или он не осведомлен, поскольку зло — это отсутствие знания.Мы не знаем, потому что не в той ситуации.
Откуда я знаю, что я умен, потому что знаю, что ничего не знаю, значит?
Ответил 2 года назад · Автор 937 ответов и 448,1 тысяч просмотров ответов. Что имел в виду Сократ, говоря: «Я знаю, что я умен, потому что ничего не знаю»? Сократ понял, что, ничего не зная, он был мудрее всех в Афинах.
Чего я не знаю, я не думаю, что знаю?
Цитата Сократа: «То, что я не знаю, я не думаю, что знаю.”
Что существует истинное знание в знании того, что вы ничего не знаете, значит?
Эта цитата означает, что даже если вы ничего не знаете, он что-то знает. Эта цитата означает, что вы чему-то учитесь каждую секунду, куда бы вы ни пошли, и что жизнь — это всего лишь одно большое обучение.
Я знаю, что ничего не знаю?
«Единственное, что я знаю, это то, что я ничего не знаю». Возможно, это одни из самых глубоких слов, когда-либо сказанных. Как многие из вас, возможно, знают, это известное высказывание было взято из рассказа Платона о греческом философе Сократе и часто упоминается как парадокс Сократа.
Когда вы ничего не знаете, вы говорите много значения?
Когда вы ничего не знаете, вы много говорите «Когда вы ничего не знаете, вы много говорите. Когда ты что-то знаешь, нечего сказать. У.Г. Кришнамурти »Значение / объяснение. В общем, людям свойственно говорить больше, когда они знают меньше. С другой стороны, знающие люди хранят молчание.
Что значит «я ничего не знаю»?
«Я ничего не знаю». Это часто используемая фраза, особенно в американском английском.Говорящий на самом деле означает, что я ничего не знаю или ничего не знаю.
В чем преимущество того, кто знает, чего не знает она?
Ответ: Преимущество между двумя заключается в том, что человек, который знает то, что он / она не знает, искал знания, в то время как другой просто невежественен, или он / она мог бы думать высоко о себе, что он / она не знает » Мне больше не нужны знания.
Почему сократовское невежество считается парадоксом?
Другими словами, несмотря на то, что Сократ знает только то, что у него нет мудрости, его мудрость на самом деле «ничего не стоит».Это парадокс сократического невежества. Осознавать свое невежество — это мудрость. Это сократовское самопознание, сократовское невежество.
Я знаю, что ничего не знаю
Фраза «Я знаю, что ничего не знаю» может показаться вам знакомой. Это потому, что в какой-то момент вы, должно быть, слышали это от друга, в школе или где-то читали. Это сократовский парадокс.
Термин «парадокс Сократа» относится к парадоксу самоотнесения, происходящему из высказывания Сократа, «то, что я не знаю, я не думаю, что знаю» , часто перефразируемый как «Я знаю, что знаю ничего такого.
Ниже приведены некоторые из так называемых парадоксов Сократа:
- Чего я не знаю Я не думаю, что знаю
- Никто не желает зла
- Никто не ошибается или не поступает неправильно по своей воле или сознательно
- Добродетель — вся добродетель — это знание
- Добродетели достаточно для счастья
Я знаю, что ничего не знаю
Фраза первоначально происходит от латинского «ipse se nihil scire id unum sciat , что (в буквальном переводе) означает «знать, что он сам знает, что он ничто» .
Это не имеет особого смысла, если вы просто читаете английский перевод.
Это потому, что многое потеряно при переводе (с греческого на латинский, чтобы вернуться с греческого на английский).
Также обратите внимание, что мы потеряли большую часть исторического контекста и нюансов, поскольку исторические записи ограничены и часто неполны.
На мой взгляд, здесь происходят две вещи:
1) Сократ говорит: «Я знаю, я не знаю того, чего не знаю. (Фактически это верно как для Сократа, так и для всех нас, но знаете ли вы об этом факте жизни — это другой вопрос.)
2) Сократ говорит: «Я знаю, я ничего не знаю ( кроме того, вероятно, кое-что, и это тоже в поверхностном смысле) ». Если хорошенько подумать, это, похоже, верно и для него, и для любого из нас.
Давайте углубимся в то, что я имею в виду под вышеизложенным (пункт 2).
Более глубокая истина
Мы знаем, что Сократ был краеугольным камнем западной философии.Так что, возможно, мы сможем реконструировать основы западной философии, чтобы получить более глубокое понимание того, что на самом деле было сказано или означено.
Сократ говорит, что всякая мудрость начинается с удивления и, таким образом, признания своего невежества.
Диалектический метод обучения Сократа был основан на том, что он как учитель ничего не знал, поэтому он черпал знания от своих учеников посредством диалога.
Есть также отрывок Диогена Лаэртия в его работе Жизни и мнения выдающихся философов , где он перечисляет, среди того, что говорил Сократ:
«εἰδέναι μὲν μηδὲν πλὴὴν 9το3 το2 «что он ничего не знал, кроме того, что ничего не знал». τοῦ ἀνθρώπου ἐγὼ σοφώτερός εἰμι · κινδυνεύει μὲν γὰρ ἡμῶν οὐδέτερος οὐδὲν καλὸν κἀγαθὸν εἰδέναι, ἀλλ οὗτος μὲν οἴεταί τι εἰδέναι οὐκ εἰδώς, ἐγὼ δέ, ὥσπερ οὖν οὐκ οἶδα, οὐδὲ οἴομαι · ἔοικα γοῦν τούτου γε σμικρῷ τινι αὐτῷ τούτῳ σοφώτερος εἶναι, ὅτι ἃ μὴ οἶδα οὐδὲ οἴομαι εἰδέναι.
Я мудрее этого человека, ибо никто из нас, кажется, не знает ничего великого и доброго; но ему кажется, что он что-то знает, хотя он ничего не знает; тогда как я, поскольку я ничего не знаю, поэтому мне не кажется, что я знаю. Таким образом, в этом пустяковом подробностях я выгляжу мудрее, чем он, потому что мне не кажется, что я знаю то, чего не знаю.
Это говорит нам о том, что ваши знания по любому предмету всегда неполны. По мере того, как вы приобретаете больше фактов и истин о каком-либо вопросе, ваши знания увеличиваются, часто устраняя ранее существовавшие неправильные предположения или убеждения.
Вы всегда учитесь, всегда ищете, всегда задаете вопросы, всегда задаетесь вопросом, всегда сомневаетесь, всегда непредвзято относитесь к тому, что вы можете ошибаться. И как выясняется, вы часто… неправы и / или неполны.
Так что, возможно, Сократ имел в виду «Я знаю, что ничего не знаю» , но не как объективный факт о себе, а как состояние ума.
