Я лишний в этой суете а суета теперь везде ямский: Я чувствую себя лишним | PSYCHOLOGIES

Я чувствую себя лишним | PSYCHOLOGIES

145 534

Познать себяЧеловек среди людей

«Я чувствую себя не на своем месте», «мне никто не рад» — тот, кто постоянно ощущает себя отвергнутым, с недоверием относится к контактам с другими людьми. Малейшее невнимание с их стороны заставляет вновь и вновь ощущать свою беспомощность. «Однажды пережив это болезненное чувство, такой человек бессознательно ждет, что все повторится вновь: его предадут, бросят», — объясняет экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова.

Пытаясь избежать такого развития событий, он каждый раз проверяет отношения на прочность и в итоге вновь остается один. «Стараясь вызвать к себе интерес, понравиться, он постепенно оказывается в зависимости от мнений и оценок других людей, — продолжает Светлана Кривцова, — а его мнительность просто изматывает тех, кто рядом. Отношения становятся формальными, нередко полными неприязни и в итоге заканчиваются». Жить в постоянном ожидании разрыва — значит провоцировать разрыв.

Детская травма

«Когда мне было четыре года, мой старший брат серьезно заболел и мама отправила меня на несколько месяцев к бабушке, — рассказывает 29-летний Ярослав. — Я сильно переживал: мне казалось, что я так плохо себя вел, что маме пришлось отказаться от меня».

Страх оказаться брошенным впервые возникает в детстве и, как правило, связан с внезапной (часто длительной) разлукой с родителями.

«Маленькие дети не могут понять смысл действий взрослых и страдают от одиночества, — поясняет Светлана Кривцова. — Память о том, что ты чем-то не угодил родителям и поэтому оказался не нужен, сохраняется на долгие годы». Свою оставленность могут ощущать и те, кого родители в детстве реально «бросили», не поддержав в сложной ситуации.

«Я учусь говорить о своих чувствах»

Валерия, 33 года

«Я хорошо знаю, что значит быть никому не нужной. Когда родилась моя младшая сестра, мама бросила работу, чтобы заниматься ею. Может, мои страхи появились именно тогда? Я всегда чувствовала, что я не с ними. В школе тоже никто не хотел со мной дружить, а став подростком, я была абсолютно уверена, что недостойна любви. И действительно, никто не обращал на меня внимания, я была невидимкой.

В какой-то момент ощущение отверженности стало слишком болезненным, но зато оно помогло мне увидеть себя со стороны: я оказалась такой замкнутой, мрачной. Теперь я стараюсь быть более общительной, более открыто говорить о своих чувствах, яснее формулировать то, что меня беспокоит. Удивительно, но мои близкие теперь говорят о сдержанности и ранимости как лучших чертах моего сильного характера».

Ранние жертвы

Иногда родители очень рано вынуждают ребенка брать на себя «взрослые» обязанности, приносить в жертву свои интересы в пользу брата или сестры, и ребенок взрослеет, уверенный в том, что до него никому нет дела. «Самую сильную боль мы чувствуем в те моменты, когда переживаем собственную неценность, — утверждает Светлана Кривцова. — «Если они поступают так, значит, со мной так можно, значит, я другого не стою». Чувствуя себя «хуже всех», выстраивать отношения с окружающими мучительно трудно. Действуют бессознательные «фильтры», через которые взрослеющий ребенок «перетолковывает» мир на свой лад… и всегда не в свою пользу».

Гадкий утенок

Некоторые постоянно озабочены тем, чтобы подстроить свое поведение под ожидания окружающих. «Причина — в ощущении «я оказался тут случайно, я гадкий утенок среди белых лебедей», — объясняет психоаналитик Мари-Доминик Линдер. — Особенно это болезненное чувство сильно в подростковом возрасте. Подросток всеми силами старается скрыть свою непохожесть, чтобы сверстники его не оттолкнули, не изгнали из своей компании». Стать взрослым — значит преодолеть этот кризис и самоутвердиться как личность.

Что делать?

Понять «историю» своего чувства

Постарайтесь вспомнить, когда впервые возникло мучительное ощущение отверженности. Какое событие изменило ваше отношение к себе? Поняв это, вы сможете начать контролировать свои переживания.

Не драматизировать

Попробуйте непринужденно рассказать о своих чувствах, запишите свою историю. Юмор помогает наладить контакт с людьми. Проговорив то, что вы чувствуете, вы немного ослабите силу того образа, в плену которого живете.

Раскрываться навстречу людям

Не стоит ждать, пока кто-то придет вам на помощь. Чтобы строить отношения, нужны серьезные усилия. Сделайте первый шаг, стараясь видеть в другом человеке союзника, а не потенциального обидчика.

Взрослеть

Примите как факт: вы отличаетесь от других (так же как и они от вас), и вам не нужно их одобрение, чтобы оставаться самим собой. Отказавшись жить в зависимости от оценивающего взгляда других, вы наконец сможете повзрослеть.

Советы постороннему

Как помочь тому, кто в любой ситуации чувствует себя отвергнутым? В разговоре акцентируйте внимание на его мнении, подчеркивая, что его точка зрения важна для вас. Но в то же время не потакайте, это приведет к обратному эффекту: ваш собеседник может почувствовать зависимость от вас, что усилит его ощущение отверженности, — ведь вы не можете быть постоянно рядом с ним.

Будьте искренни в своих намерениях. Дело в том, что человек, считающий себя никому не нужным, сомневается в том, что он может вызвать к себе интерес. Убедить его, что он действительно достоин внимания и любви, можно, лишь искренне общаясь с ним.

Текст:Татьяна ГалесаИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»

«Что делать с чувством пустоты внутри?»

Выражайте благодарность и находите компромиссы: как сохранить страсть в долгом браке — 11 советов коуча

Избегание, агрессия, пессимизм: 22 признака депрессии, которые легко пропустить, — чек-лист

Независимость или самопожертвование: о гранях женской любви рассказали актрисы сериала «Содержанки»

«Я поняла, что мой партнер никогда не возбуждал меня, и теперь боюсь разрушить отношения изменой»

3 самые частые ловушки нашего сознания

«Лишний»: что такое моббинг и какие у него бывают последствия

HtmlReader

(Титульные листы) // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв. : Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2001. — [Т. XI]. — С. 1—4.

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
  Любовь к родному пепелищу,
  Любовь к отеческим гробам…

А. С. Пушкин

РОССІЙСКІЙ
АРХИВЪ

История Отечества в свидетельствах и документах
XVIII—XX вв.

——————————#text>

Новая серия

РОССИЙСКИЙ ФОНД КУЛЬТУРЫ

Студия
«ТРИТЭ»

НИКИТЫ МИХАЛКОВА

«РОССИЙСКИЙ АРХИВ»

Москва
2001

УДК-94(47)
ББК 63.3(2)5-7
  Р 76

Федеральная программа книгоиздания России

Редакционная
коллегия

Г. И. Вздорнов
А. Д. Зайцев  
Н. С. Михалков
А. Л. Налепин (главный редактор)
Т. Е. Павлова
П. В. Палиевский

Т. В. Померанская
В. В. Шибаева

В подготовке издания принимали участие
А. Н. Дорошенко, С. Т. Парсаданян

Компьютерный набор
А. П. Мельникова

Компьютерная верстка
В. А. Данилов

Ответственность за археографическую подготовку текста
несут авторы публикаций

Редакция благодарит ОАО Московской кондитерской фабрики
«Красный Октябрь» за спонсорскую помощь в подготовке этого тома

ISSN 0869-2009

ISBN 5—86566—035—7

©  «Редакция альманаха «Российский архив», 2001

Налепин А. Л. К нашим читателям // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2001. — [Т. XI]. — С. 7—8.

Десять лет назад вышел в свет первый том “Российского Архива”. Тогда, в 1991 году, редакция указала на побудительные причины необходимости появления на советском историко-культурном пространстве нового типа архивного издания, ориентированного на исторический документ, а не на субъективное его толкование. Обеспокоенные “удручающей картиной духовного несовершенства современного общества”, мы наивно полагали, что, поставив перед собой задачу утилитарно-просветительскую, мы сможем через конкретное историческое знание вернуть читающей публике утраченное за долгие десятилетия чувство непрерывности и преемственности исторического процесса.

Эту поистине глобально-грандиозную задачу мы хотели решить с помощью Книги, доступной всем, как человеку просвещенному, так и не отягощенному избытком гуманитарных знаний, но все же желающему сделать то самое интеллектуальное усилие, которое подчас творит невозможное. В какой-то мере эти ожидания оправдались. Издание получило своего читателя, о нем заговорили и заспорили специалисты, оно удостоено Государственной премии РФ, в Историко-архивном институте Российского государственного гуманитарного университета была защищена дипломная работа, посвященная эдиционным принципам “Российского Архива”. И все же те горькие слова, которые были обращены к читающей публике России в 1991 году, по-прежнему, актуальны и ни в коей мере не устарели. Более того, если раньше, обеспокоенные историческим и духовным нигилизмом своих современников, мы старались противопоставить издание “Российского Архива” разного рода сиюминутным трактовкам отечественной истории, то сегодня роль “Российского Архива” видится еще и как воспитательная, поскольку угрожающе расширяется поток упрощенного коммерческого чтива, востребованного всеядным отечественным рынком.

Приступая к следующему этапу издания “Российского Архива” XXI века, к его Новой серии, мы оставляем неизменными публикаторские принципы. Изменение претерпело внешнее оформление издания. Мы отказались от традиционного рисунка на обложке томов, представляющего собой стилизованный фрагмент иконы XVII века “Древо Государства Московского” работы Симона Ушакова. Полагаем, что идея государственности, определенно продекларированная в томах “Российского Архива”, достаточно ясно ощущается на смысловом уровне и, уже нет необходимости в иной подсказке.

Поскольку тома “Российского Архива” выходят с периодичностью один том в год, то в новой серии “Российского Архива” не будет традиционной нумерации томов, а будет указан лишь год издания. Для уже вышедшей серии “Российского Архива” будет издан справочный том “Ключ-указатель”, что не только продолжит традицию русских серьезных научных изданий, но и поможет в работе исследователям и просто читателям.

Мы хотели бы оставаться несуетливым, интеллигентным (в высоком смысле этого слова) изданием, которое “в наш практичный и деньголюбивый век” будет все же следовать не капризам изменчивого книжного рынка, а заветам пушкинского Пимена, который ночью в келье Чудова монастыря пишет перед мерцающей лампадой:

“Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *