Высказывания о пушкине великих людей короткие: Высказывания о Пушкине — Александр Пушкин

Высказывания о Пушкине — Александр Пушкин

 

Аполлон Александрович Григорьев

 

А Пушкин — наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, — все то, что принять следует, отстранивший все, что отстранить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, — образ, который мы долго еще будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически — нашего. 

(А.А. Григорьев «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина». 1859)


 

Иннокентий Федорович Анненский

 

Гуманность Пушкина была явлением высшего порядка: она не дразнила воображения картинами нищеты и страдания и туманом слез не заволакивала сознания: её источник был не в мягкосердечии, а в понимании и чувстве справедливости. И гуманность была, конечно, врожденной чертой избранной натуры Пушкина.

(Из статьи И. Анненского «Пушкин и Царское село». 1899)

 

…все, что было у нас до Пушкина, росло и тянулось именно к нему, к своему ещё не видному, но уже обещанному солнцу. Пушкин был завершителем старой Руси. Пушкин запечатлел эту Русь, радостный её долгим неслышным созреванием и бесконечно гордый её наконец-то из-под сказочных тряпиц засиявшим во лбу алмазом.

(Из статьи И. Анненского  «Эстетика мертвых душ и её наследие». 1911)


 

Константин Дмитриевич Бальмонт

 

Пушкин был поистине солнцем русской поэзии, распространившим свои лучи на громадное расстояние и вызвавшим к жизни бесконечное количество больших и малых спутников. Он сосредоточил в себе свежесть молодой расы, наивную непосредственность и словоохотливость гениального здорового ребенка, для которого все ново, который на все отзывается, в котором каждое соприкосновение с видимым миром будит целый строй мыслей, чувств и звуков.

(К. Бальмонт  «О русских поэтах. Фрагменты из лекций». 1897)


 

Александр Александрович Блок

 

Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин. Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта – не легкая и не веселая; она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и, однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его – внутреннее – культура, – это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога.

(Из речи А.А. Блока «О назначении поэта». 1921)


 

Валерий Яковлевич Брюсов

 

Пушкин сознавал, что ему суждена жизнь недолгая, словно торопился исследовать все пути, по которым могла пройти литература после него. У него не было времени пройти эти пути до конца: он оставлял наброски, заметки, краткие указания; он включал сложнейшие вопросы, для разработки которых потом требовались многотомные романы, в рамку краткой поэмы или даже в сухой план произведения, написать которое не имел досуга. И до сих пор наша литература ещё не изжила Пушкина; до сих пор по всем направлениям, куда она порывается, встречаются вехи, поставленные Пушкиным в знак того, что он знал и видел эту тропу.

(Из статьи В.Брюсова «Разносторонность Пушкина». 1922)


 

Николай Васильевич Гоголь

 

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

(Из статьи Н. В. Гоголя «Несколько слов о Пушкине». 1832)


 

50 гениальных цитат А.С.Пушкина, которые стоит знать · Resfeber.ru

Как мыслят самые успешные люди? 95% богатых росли в обычной семье. Все что помогло им достичь успеха — особое мышление и высокая мотивация. В телеграме есть канал, в котором  вы узнаете как грамотно распоряжаться деньгами, выстраивать социальные связи и мыслить глобально. Подписывайтесь — t.me/motivation_day

Александр Сергеевич Пушкин — знаменитый российский поэт, публицист, драматург,  прозаик, критик и… можно долго еще перечислять все его регалии. Это человек, который был талантлив во всем, он прожил короткую (всего 37 лет), но насыщенную жизнь. Без произведений А.С. Пушкина невозможно представить русскую литературу. Вряд ли можно найти человека, который не слышал о произведениях «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане»… В памяти людей всегда сохранится память об этом человеке и его творчестве, ведь душа поэта жива, пока живо его творчество.

Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей.

Все женщины прелестны, а красоту им придает любовь мужчин.

Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его.

Я, сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас.

Но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее.

Поэтов хвалят все, питают – лишь журналы…

Бывало, но по счастью, что было, то прошло. 

И с каждой осенью я расцветаю вновь.

Привычка свыше нам дана: Замена счастию она.

Брак холостит душу.

 Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей. И тем ее быстрее губим средь обольстительных сетей .

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень, Не столь различны меж собой.

Отечества и грязь сладка нам и приятна.

Желудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность.

Зависть — сестра соревнования, следственно из хорошего роду.

Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

Отказаться от риска — значит отказаться от творчества.

Остроумием называем мы способность сближать понятия и выводить из них новые и правильные заключения.

Любовь — это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле.

 Мысль! Великое слово! Что же и составляет величие человека, как не мысль?

Долгая печаль не в природе человеческой, особенно женской.

Ах, обмануть меня не трудно!. . Я сам обманываться рад!

В одну телегу впрячь нельзя коня и трепетную лань.

Любви все возрасты покорны; Но юным, девственным сердцам ее порывы благотворны, как бури вешние полям…

Кого ж любить? Кому же верить? Кто не изменит нам один?… Любите самого себя, Достопочтенный мой читатель!

Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

Хочешь научиться в совершенстве владеть словом и грамотно выражать свои мысли? Подписывайся на литературный канал №1 в телеграме — t. me/literabook 

очерк Луначарского о Пушкине

очерк Луначарского о Пушкине

Анатолий Луначарский

Александр Пушкин


Письмо: 1922;
Переводчик: Ю. Ганушкин;
Источник: А. Луначарский: О литературе и искусстве Издательство «Прогресс», 1965;
Расшифровано: Салли Райан для marxists.org, январь 2002 г.


Идея учреждения ежегодного празднования «Дня Пушкина» превосходна, ибо значение Пушкина для русского народа и русской литературы не поддается оценке.

Конечно, необъятность пушкинского гения не подлежит сомнению. Тем не менее, дело не только в его огромном даровании.

«Лучше родиться удачливым, чем богатым», — говорит нам пословица. Можно было бы перефразировать это примерно так: родиться гением во что бы то ни стало — но самое главное родиться в нужное время.

Тэн утверждал, что литература обусловлена ​​расой, климатом и моментом, таким образом, по-видимому, стирание той роли, которую играет личность.

Гёте в предисловии к своей автобиографии говорит: «Если бы я родился на 20 лет раньше или позже, я бы мы, марксисты, также утверждаем, что индивидуальная личность есть, по крайней мере, в очень и очень значительной степени, отражение своего собственного времени. Конечно, значительный момент времени может быть отражен только в значительном Можно представить себе эпоху, которая не произвела адекватного для его выражения индивида (хотя это случается редко, для среднего художественный потенциал человечества мало меняется от века к веку). В таком случае мы получили бы поэта, творчество которого интересно по содержанию, но несовершенно по форме. Можно представить великий талант в эпоху, когда ничего особенного не происходит (что происходит довольно часто). В этом случае мы имеем великое совершенство формы в сочетании с ничтожностью содержания.

Но, скажет читатель, неужели в пушкинской эпохе не было ничего столь великого? Неужели нельзя назвать счастливой эпохой? Ведь трудно себе представить более скучную эпоху, и Пушкин не находил в ней покоя, страдал, мечтал уехать за границу, умирал, запутавшись в сетях самодержавия, бездушного общества, отвратительных литературных отношений и т.

д. и т. п.

Все это совершенно верно. Это было время ранней весны, такой ранней, что все еще было окутано туманом и роились и размножались болезнетворные микробы в необыкновенном количестве, — весна ветреная, серая и довольно грязная. А тем, кто пришел раньше Пушкина, было рано мельком увидеть весеннее солнце, услышать журчание ручьев. Их сердца не оттаяли, губы скривились и застыли, и они могли только невнятно бормотать на морозном воздухе. Те же, кто пришел после Пушкина, напротив, оказались в положении преемников, ибо самое главное уже было сказано — Пушкиным.

Классический век любой национальной литературы далеко не всегда самый блестящий в политическом, экономическом или культурном отношении. Это первый возраст первые ростки того, что я бы назвал юношеской зрелостью образованных классов любой данной нации. Как только обстоятельства позволяют нации родиться, утвердиться, как только ее таланты имеют простор для развития, она тотчас же начинает ковать язык, пока среда еще податлива, еще отзывчива.

Нет повода жонглировать, выдумывать, умничать-умничать. Достаточно взять обеими руками из сокровищницы народной речи и назвать вещи с ее помощью, как Адам в Библии называл вокруг себя все новосотворенные явления мира.

То же самое относится и к содержанию. Никто еще не выразил ни одного живого, гибкого, сложного чувства. Когда эти чувства накопились в душе, они прорваться сквозь все плотины и преграды с живительной свежестью, необыкновенной естественностью. Это положительное, естественное, органическое качество является отличительной чертой классики. Хоть ты и мудрейший из мудрых, хоть твой гений превосходит гений классической эпохи, — ты все равно будешь не чем иным, как эпигоном, ибо ты будешь говорить на том языке, которым пользовались классики и который уже стал языком. обычный язык повседневной речи. Или, желая пойти дальше, вы зайдете слишком далеко и впадете во всякие манерности, преувеличения, педантизм, провинциальность и т. д. и т. п. Само время становится более сложным по содержанию и более глубоким по значению в мере в которые с годами постепенно накапливают огромное разнообразие знаний и опыта.

Однако, если мы хотим казаться оригинальными, мы можем не выбирать наиболее важные функции из всего этого хранилища. Становится необходимым искать убежища в импрессионизме, то есть обращать внимание на случайное и мимолетное, потому что существенное уже отмечено; или в деформации, т. е. в стремлении искажать явления природы потому, что они, каковы они есть на самом деле, уже превосходно воспроизведены и увеличены великанами классического периода; или в тумане символизма, пытаясь увидеть за объектом те «сложные» и «таинственные» тайны, которые так хорошо знает душа постклассического художника.

Эпигонское искусство — страшная вещь. Нельзя отрицать, что в рядах таких художников могут быть гиганты не меньшего роста, чем классик, и что подражательная литература может быть чрезвычайно изящной, мощной, даже глубоко трогательной. Тем не менее люди всегда будут оглядываться, в свои лучшие минуты, на Гёте, на Моцарта или, далее, на другие классические периоды, на Гомера, на Калидаса, — и будут чувствовать, что здесь истинный, безмятежный, глубокий, умиротворяющий, целительный.

, облагораживающей красоты и что все последующие эксцентричности, судороги и фантазии, хотя и не лишенные ценности, сами по себе не составляют прогресса.

Может быть, великий поток социальной революции и выход на сцену пролетариата окажутся способными освежить искусство до самых его основ и до самых основ. Но этот вопрос еще очень висит на волоске, и, конечно, немыслимо, чтобы во имя этого долгожданного обновления мы низводились до состояния нагого человека на голой земле.

Пролетариат способен обновить культуру человечества, но в глубокой связи и зависимости от культуры прошлого. В связи с этим вполне может быть, что наша главная надежда должна возлагаться на невиданное до сих пор явление, не столько на возрождение, сколько на фаустовское обновление юности с новой силой и новым будущим — сохранение памяти обо всем, что было, но не чувствуя это как бремя на душе.

Оставим пока этот вопрос в стороне и вернемся к Пушкину. Пушкин был русской весной, Пушкин был русским утром, Пушкин был русским Адамом. То, что Данте и Петрарка сделали для Италии, гиганты XVII века для Франции, Лессинг, Шиллер и Гёте для Германии, — Пушкин сделал для нас. Он много страдал, потому что был первым, хотя и те писатели России, которые пришли после него, от Гоголя до Короленко, тоже, судя по их собственным признаниям, несли на себе нелегкую ношу скорбей. Он много страдал оттого, что его чудесный, огненный, утонченный гений расцвел в суровом климате России, где стояла еще почти зима, почти ночь. В качестве компенсации он имел «старт» на всех остальных русских писателей. Он был первопроходцем и по праву преимущественного права завладел величайшими сокровищами во всей твердыне литература.

Он овладел ими державной рукой, искусной и нежной, так исчерпывающе, так мелодично и с таким изяществом выразил сущность русской души и общечеловеческих чувств, что она переполняет благодарностью сердца всех тех, кто, изучая великий русский язык или пригубив свой первый из священных источников истинного искусства, впервые вкусит пушкинских стихов.

Если мы сравним этого величайшего художника нашей великой литературы с другими основоположниками других великих литератур, с такими бесценными гениями, как Шекспир, Гёте, Данте и т. д., — то мы невольно остановимся перед абсолютной оригинальностью Пушкина — оригинальностью, более того, сильно отличается от того, что мы могли разумно ожидать.

Но это так. Что сделало нашу литературу такой богатой и замечательной впоследствии? Его эмоциональный и нравственный пафос, его почти патологический пафос. Наша литература посвящена идеям, потому что, когда такая пропасть зияет между пониманием ее носителя — интеллигенции — и жизнью вокруг них, литература не может избежать мысли. Оно болезненно чувствительно, возвышенно, благородно, мучительно и пророческий.

А между тем, если бросить беглый взгляд на творчество Пушкина, не останавливаясь ни на анализе, ни на деталях, то первое, что бросается в глаза, это свобода, ясность, какая-то танцевальная грация, безграничная молодость, юность, граничащая с легкомыслие. Мы словно слышим менуэты Моцарта: кисть Рафаэля скользит по холсту, вызывая образы гармонии. Отчего вообще Пушкин так беззаботен, даже в самые торжественные минуты, так беззаботен, что иногда говорят: «Ведь это не Шекспир и не Гёте, они гораздо глубже , в них больше философа, больше учителя»?

Правда, говорящие так не правы или, по крайней мере, не совсем правы, ибо достаточно приподнять завесу всеохватывающей благодати Пушкина, чтобы заглянуть в те глубины, которые предвещают дальнейшее развитие русской литературы: Моцарт. и Сальери, «Пир во время чумы», некоторые сцены из Бориса Годунова, некоторые лирические порывы в Евгении Онегине, загадочный Медный всадник и многое другое, кроме того, — все это как широкий океан, зовущий вспоминать головокружительные глубины и проблески высоких высот лишь в пределах досягаемости больших крыльев Данте или Шекспира.

А между тем эти вспышки интуиции, эти психологические и интеллектуальные сокровища, с такой необыкновенной легкостью приобретаемые и столь необычайно мало внимания уделяемые самим Пушкиным, как, например, его поразительный Фауст , где он в одной короткой сцене уверенно занимает свое место. рядом с полубогом Веймара — все это сделано почти как бы случайно, как если бы рука мастера, пробегая по клавишам рояля, знакомила себя и свою аудиторию со всем набором волшебных гармоний, которые она могла произвести, могла бы изредка выхватывал несколько аккордов или, вернее, диссонансов, которые поражали бы сердца его слушателей.

Откуда это блаженство Пушкина посреди его несчастной и трудной жизни? Может, это сугубо личная особенность? Думаю, нет. Я думаю, что и в этом Пушкин был членом, элементом, частью русской литературы во всем ее органическом историческом росте.

Восстал герой былых времен, и его могучая сила свободно текла по его венам. Уже было предчувствие горечи и печали, предчувствие всей глубины и муки некоторых проблем, — но для них еще будет время потом, и в эту минуту они, должно быть, воспринимались даже как радостный вызов. Все было в радость и восторг, для этого лучезарного сезон юности был безмятежен в своей собственной силе. В Пушкине-дворянине это был не просто класс, пробуждающийся к полной реализации своих возможностей (хотя в какой-то мере он, конечно, носил печать своего класса), а целый народ, нация, историческая судьба. Именно из этих семян, в конечном счете, выросла наша горькая и ослепительная революция.

Пушкин был первым представителем миллиардов народов и многих поколений, приветствовавшим жизнь и бытие. Через его уста они впервые достигли истинного самовыражения.

Даже Данте в 13 веке имел за собой великую культуру, свою собственную схоластическую флорентийскую культуру и культуру античного мира. Но русский народ проснулся поздно, свежим и варварским. Конечно, Пушкин с быстротой гениальности впитал в себя и Мольера, и Шекспира, и Байрона, а заодно и Парни и прочую мелочь. В этом смысле он был культурен. Но все это легло на него легко, это не было его собственным прошлым, это не было у него в крови. Его прошлое, то, что жило в его крови, было свежее, русское варварство, это была молодость бодрствующего народа и темная ночь безрадостной исторической судьбы, тяжелой, могучей силы народа, который только начинал оттаивать. при тюремном режиме Николая I. И его будущим были не те немногие годы, которые он прожил на этой земле, и не его трагический конец, и даже не его бессмертная слава. Его будущее было будущим русского народа, огромным будущим, которое должно было решить судьбу человечества с той самой горы, на которой мы сейчас стоим, еще окутанной туманом тайны.

Мы прекрасно начали с Пушкина. Устрашающе глубокое и сложное, наше происхождение имело в себе безмятежность, легкость огромной силы. Хорошо знать Пушкина, ибо он дает нам самую утешительную уверенность в силе нашего духа. люди. Не патриотизм приводит нас к такому выводу, а сознание того, что наш народ неизбежно и по необходимости выделился из других братских наций для выполнения весьма особой задачи. услуга.

Любить Пушкина хорошо, и, может быть, особенно хорошо любить Пушкина сейчас, когда близится новая весна, как бы наступая на пятки далеко ушедшей осени. разлагаться. Русская буржуазия, весь русский буржуазный общественно-экономический строй кратчайшим путем шли к последним конвульсиям эпигонной культуры, к упадку, а от упадка — к той художественной карусели нелепости, которую производят исчерпанные культуры другие народы буржуазный Запад.

Новая весна приходит с бурями и ливнями, и необходимо, чтобы мы отдали искусству ту дань внимания, которая была возможна для лучших людей России во времена пушкинской весны. Как я уже говорил, наша пролетарская весна, какой она будет, когда земля расцветет, имеет гораздо больше общего с пушкинской весной, чем с пышно оттененным фальшивым золотом, покрывавшим землю до наступления этих теперешних бурь и которое, на самом деле был не чем иным, как ковром из мертвых листья.


Дальнейшее чтение:

Кабинет Александра Пушкина

Астрид Клементс

Культура, искусство и архитектура, международные путешествия, развлечения, советы по культуре, Санкт-Петербург, Россия

Астрид Клементс

Культура, искусство и архитектура, Международные путешествия, Чем заняться, Советы по культуре и обогащение, Санкт-Петербург, Россия

Мужество не всегда ревет. Иногда мужество — это тихий голос в конце дня, говорящий: «Я попробую еще раз завтра».
— Александр Пушкин

Александр Пушкин считается основоположником современной русской литературы. Он был наиболее известен своими стихами, драмами и документированием устной традиции русской «сказки». В возрасте 38 лет он погиб на дуэли, защищая свою честь из-за предполагаемого романа его жены с французским морским офицером. Вчера я посетил его высококлассную квартиру и узнал о его полной конфликтов жизни. Его кабинет, изображенный здесь, — это место, где было написано большинство его известных литературных произведений, и здесь он сделал свой последний вздох.

россияне много читают, а Пушкин всеми почитаем. Некоторые из его самых известных цитат включают: «Иллюзия, которая возвышает нас, дороже нам, чем десять тысяч истин». «Не грусти, не сердись. Если жизнь обманет тебя на вершине твоего горя, придет твое время для радости, поверь мне». «Мужество не всегда вызывает рев. Иногда мужество — это тихий голос в конце дня, говорящий: «Завтра я попробую еще раз».

Александр Пушкин — лишь один пример из множества творческих умов, родом из России. Количество художественных работ, которые можно увидеть в этой стране, бесконечно. Если вы поклонник России, искусства или русского искусства, посмотрите этот пост, который я написал о русской культуре и искусстве!

Спокойной ночи из Санкт-Петербурга!

Если вам понравился этот пост, сообщите нам об этом в комментариях ниже и поделитесь с кем-то, кому, по вашему мнению, он тоже может понравиться. Подпишитесь на нас в социальных сетях   , где вы найдете еще больше советов, подсказок, историй и советов о путешествиях в одиночку по доступным ценам. Нажмите на ссылку ниже!

Автор: Астрид Клементс


Астрид Генеральный директор и основатель компании Solo Travel Advisor Астрид более 40 лет путешествовала по миру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *