В контакте философия жизни: Философия жизни. Эссе А.В.Кирьяновой. | VK

Содержание

Главное правило жизни, которому учит философия Канта

Марк Мэнсон

Автор книги «Тонкое искусство пофигизма», блогер.

Кто такой Иммануил Кант

В зависимости от вашей точки зрения Кант был либо скучнейшим человеком на планете, либо воплощением мечты любого адепта продуктивности. Больше 40 лет подряд он просыпался в пять утра и ровно три часа писал. Четыре часа читал лекции в университете, потом обедал в одном и том же ресторане. Во второй половине дня он выходил на длительную прогулку по одному и тому же парку, шёл одной и той же дорогой, возвращался домой в одно и то же время. Каждый день.

Кант всю жизнь провёл в Кёнигсберге (нынешнем Калининграде). Он в буквальном смысле никогда не покидал город. Хотя море было всего в часе езды, он никогда его не видел. Он настолько автоматизировал свои привычки, что соседи шутили: «По нему можно сверять часы». Он выходил на ежедневную прогулку в 15:30, каждый вечер ужинал с одним и тем же другом, потом возвращался домой закончить работу и ложился спать в 22:00. Как не посмеяться над таким человеком. Ну и зануда! Серьёзно, чувак, начни уже жить.

Тем не менее Кант был самым влиятельным мыслителем в современной истории. Он сделал больше для судьбы мира, чем многие короли и армии до и после него.

Он так описал пространство-время, что это вдохновило Эйнштейна на открытие принципов относительности. Он впервые высказал идею, что у животных потенциально могут быть права. Он переосмыслил этику от начала до конца, ниспровергнув идеи, которые были в основе западной цивилизации со времён Аристотеля. Демократическое общество, которое защищает права личности, частично его заслуга. Его учение о морали до сих пор обсуждают в университетах. Давайте и мы поговорим об этом человеке.

Возможно, вы скажете, что это полная ерунда. Кому вообще есть до этого дело? Но в самих этих фразах — проявление моральной философии. Произнося их, вы подвергаете сомнению ценность какого-то явления. Стоит ли оно вашего времени и внимания? Оно лучше или хуже других? Такие вопросы относятся к сфере морали.

В чём заключается моральная философия Канта

Моральная философия определяет наши ценности — что для нас важно, а что неважно. Ценности определяют наши решения, поступки и убеждения. Поэтому моральная философия затрагивает абсолютно всё в нашей жизни.

Моральная философия Канта уникальна и на первый взгляд противоречит интуиции. Он был уверен: что-то может считаться хорошим, только если оно универсально. Нельзя назвать поступок правильным в одной ситуации и неправильным в другой.

Если лгать — плохо, значит, это всегда плохо, кто бы и когда бы это ни делал. Кант назвал такие универсальные этические принципы категорическими императивами. Это правила, по которым нужно жить. Они действуют в любых ситуациях для любого человека. Некоторые из них были разгромлены другими философами в пух и прах, другие выдержали испытание временем. Один из императивов поразил меня больше всего. В любой ситуации он чётко указывает, как нужно действовать и почему.

Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Ничего не понятно! Но давайте притормозим на минутку. Кант считал, что рациональность священна. Под рациональностью здесь подразумевается не умение играть в шахматы или разгадывать судоку, а сознание.

Насколько сейчас известно, мы единственный во Вселенной пример разумной самоорганизации. Единственные существа, которые способны принимать решения, взвешивать варианты и оценивать моральные последствия своих действий. Значит, нам нужно относиться к этому серьёзно. Значит, рациональность и охрана сознательного выбора должны быть основой моральных суждений. Что именно для этого делать? Смотрите правило выше.

Как это касается нашей жизни

Давайте сформулируем правило более понятным языком.

К человеку никогда нельзя относиться только как к средству для достижения какой-то цели. Относитесь к нему как к самостоятельной цели.

Чтобы стало ещё понятнее, разберём на примерах. Допустим, я хочу съесть буррито. Я сажусь в машину и еду в любимый ресторанчик мексиканской кухни. В этой ситуации съесть буррито — это моя конечная цель. Именно поэтому я сажусь в машину, заезжаю по пути на заправку и так далее. Всё это средства для достижения цели.

Конечная цель — то, что мы хотим, само по себе. Это главный мотивирующий фактор наших решений и поступков. Если я еду за буррито, потому что моя жена его захотела, а я хочу её порадовать, то буррито больше не конечная цель. Конечная цель — сделать приятное жене. Но если я хочу сделать ей приятное, чтобы вечером у меня было больше шансов на секс, радость жены — это тоже не цель, а средство для получения секса.

Скорее всего, после последнего примера вы подумали, что я какой-то мерзкий тип. Это именно то, о чём говорил Кант. Отношение к человеку как к средству для достижения своей цели — это основа аморального поведения.

Проверим, применимо ли это правило к другим поступкам:

  • Лгать неэтично, потому что вы дезориентируете человека для достижения собственных целей. То есть используете его как средство.
  • Жульничать неэтично, потому что так вы подрываете ожидания других разумных существ. Вы относитесь к правилам, на которые согласились вместе с другими, как к средству для достижения своей цели.
  • Прибегать к насилию неэтично по тем же причинам: вы используете человека для достижения личных или политических целей.

Что ещё попадает под действие этого принципа

Лень

Я ленюсь не меньше других и часто виню себя за это. Все мы знаем, что, бездельничая, неизбежно вредим себе в долгосрочной перспективе. Но почему-то это не останавливает. Однако, с точки зрения Канта, лень неэтична вовсе не поэтому.

Он считал, что у каждого человека есть моральный долг: всегда поступать наилучшим образом. Не для выгоды, самооценки или общественной пользы. Нужно стараться сделать всё от себя зависящее, потому что иначе вы относитесь к себе как к средству, а не как к цели.

Сидя на диване и в двадцатый раз обновляя ленту в соцсетях, вы используете своё сознание и внимание только как средство для получения удовольствия.

Вы не раскрываете весь потенциал своего сознания. Согласно Канту, это не просто плохо, а неэтично.

Зависимость

Обычно мы считаем зависимость аморальной, потому что она наносит вред окружающим. Но Кант утверждал, что злоупотребление алкоголем в первую очередь аморально по отношению к самому себе.

Он не был совсем занудой. За обедом Кант выпивал немного вина, а по утрам курил трубку. Он не выступал против всех удовольствий. Он был против чистого эскапизма. Кант считал, что нужно смотреть проблемам в лицо. Что страдание иногда оправданно и необходимо. Поэтому использовать алкоголь или другие средства для того, чтобы убежать от жизни, неэтично. Вы используете свой рассудок и свободу как средство для достижения определённой цели. В данном случае — чтобы в очередной раз словить кайф.

Желание угодить другим

Что же тут неэтичного, скажете вы. Разве старание сделать людей счастливыми не проявление нравственности? Не в том случае, когда вы делаете это ради одобрения. Когда вы хотите угодить, ваши слова и поступки больше не отражают настоящие мысли и чувства. То есть вы используете самого себя для достижения цели.

Но дальше — хуже. Вы меняете своё поведение, чтобы понравиться другим. Манипулируете их представлениями о вас, чтобы получить одобрение. А значит, используете их как средство для достижения цели. Это основа токсичных отношений.

Манипуляции и принуждение

Даже когда вы не лжёте, но общаетесь с человеком, чтобы получить от него что-то без его чётко выраженного согласия, вы ведёте себя неэтично. Кант придавал много значения согласию. Он считал, что это единственная возможность для здоровых взаимоотношений между людьми. Для того времени это была радикальная идея, да и сегодня нам трудно её принять.

Сейчас вопрос согласия острее всего стоит в двух сферах. Во-первых, секс и романтические отношения. По правилу Канта, всё, кроме чётко выраженного и трезвого согласия, этически неприемлемо. Сегодня это особенно наболевший вопрос. Лично у меня впечатление, что люди его слишком усложняют. Уже начинает казаться, что на свидании нужно 20 раз спросить разрешения, прежде чем что-то сделать. Это не так.

Главное — проявлять уважение. Скажите, что вы чувствуете, спросите, что чувствует другой человек, и с уважением примите ответ. Всё. Никаких сложностей.

Уважение занимает важное место в системе ценностей Канта. Он утверждал, что у всех разумных существ есть достоинство и с этим нужно считаться. Вопрос о согласии — это демонстрация уважения. Любые действия без согласия между двумя людьми в какой-то степени неуважительны. Всё это звучит несколько старомодно, но проблема согласия затрагивает любые человеческие отношения, и её последствия огромны.

Другая проблематичная сфера — продажи и реклама. Почти все маркетинговые стратегии строятся на отношении к людям как к средству для получения денег. Кант назвал бы это неэтичным. Он с сомнением относился к капитализму, считая, что невозможно накопить состояние, не прибегая к каким-то манипуляциям и принуждению. Он не был антикапиталистом (коммунизма тогда ещё не существовало), но ошеломляющее экономическое неравенство его беспокоило. По его мнению, моральный долг каждого, кто накопил значительное состояние, — раздать большую часть нуждающимся.

Предубеждения

У многих мыслителей эпохи Просвещения были расистские взгляды, в то время это было распространено. Хотя Кант тоже высказывал их в начале карьеры, позднее он сменил мнение. Он понял, что ни у одной расы нет права порабощать другую, ведь это классический пример отношения к людям как к средству для достижения цели.

Кант стал яростным противником колониальной политики. Он говорил, что жестокость и угнетение, необходимые для порабощения народа, разрушают человечность людей независимо от их расы. Для того времени это была настолько радикальная идея, что многие называли её абсурдной. Но Кант считал, что единственный способ предотвратить войны и угнетение — это международное правительство, объединяющее государства. Несколько веков спустя на основе этого была создана Организация Объединённых Наций.

Саморазвитие

Большинство философов Просвещения считали, что лучший способ жить — как можно больше увеличивать счастье и сокращать страдания. Такой подход называется утилитаризмом. Это и сегодня самый распространённый взгляд.

Кант смотрел на жизнь совершенно по-другому. Он считал так: если хочешь сделать мир лучше, начни с себя. Вот как он это объяснял.

В большинстве случаев невозможно узнать, заслуживает человек счастья или страдания, потому что невозможно узнать его настоящие намерения и цели. Даже если стоит сделать кого-то счастливым, неизвестно, что именно для этого нужно. Вы не знаете чувств, ценностей и ожиданий другого человека. Не знаете, как ваш поступок на нём скажется.

К тому же неясно, из чего именно состоит счастье или страдание. Сегодня развод может причинять вам невыносимую боль, а через год вы будете считать это лучшим, что с вами происходило. Поэтому единственный логичный способ сделать мир лучше — это стать лучше самому. Ведь единственное, что вы знаете хоть сколько-то точно, — это вы сами.

Кант определял саморазвитие как способность придерживаться категорических императивов. Он считал это долгом каждого. С его точки зрения, награда или наказание за невыполнение долга даётся не в раю или аду, а в той жизни, которую каждый создаёт для себя. Следование моральным принципам делает жизнь лучше не только для вас, но и для всех вокруг. Точно так же нарушение этих принципов создаёт лишние страдания для вас и окружающих.

Правило Канта запускает эффект домино. Став честнее с собой, вы станете честнее и с другими. Это, в свою очередь, вдохновит людей быть честнее с собой и внесёт позитивные изменения в их жизнь.

Если бы правила Канта придерживалось достаточное количество людей, мир изменился бы к лучшему. Причём сильнее, чем от целенаправленных действий какой-то организации.

Самоуважение

Уважение к себе и уважение к окружающим взаимосвязаны. Обращение с собственной психикой — это шаблон, который мы применяем для взаимодействия с другими людьми. Вы не добьётесь больших успехов с другими, пока не разберётесь с собой.

Самоуважение не в том, чтобы лучше себя чувствовать. Это понимание своей ценности. Понимание, что каждый человек, кем бы он ни был, заслуживает базовых прав и уважения.

С точки зрения Канта, говорить себе, что ты ничего не стоящий кусок дерьма, так же неэтично, как говорить это другому человеку. Причинять вред себе так же отвратительно, как причинять вред окружающим. Поэтому любовь к себе и забота о себе — это не то, чему можно научиться, и не то, что можно практиковать, как говорят сегодня. Это то, что вы призваны культивировать в себе с точки зрения этики.

Как это повлияло на меня и как может повлиять на вас

Философия Канта, если глубоко в неё погрузиться, полна противоречий. Но его первоначальные идеи настолько сильны, что, несомненно, изменили мир. И изменили меня, когда я наткнулся на них год назад.

Большую часть времени в промежутке от 20 до 30 лет я потратил на некоторые пункты из вышеперечисленного списка. Мне казалось, они сделают мою жизнь лучше. Но чем больше я к этому стремился, тем опустошённее себя чувствовал. Чтение Канта стало озарением. Он открыл для меня удивительную вещь.

Не так важно, что именно мы делаем, важна цель этих действий. Пока вы не нашли правильную цель, вы не найдёте ничего стоящего.

Кант не всегда был помешанным на распорядке занудой. В молодости он тоже любил повеселиться. Он засиживался допоздна с друзьями за вином и картами. Он поздно вставал, слишком много ел и устраивал большие вечеринки. Только в 40 Кант забросил всё это и создал свой знаменитый распорядок. По его словам, он осознал нравственные последствия своих действий и решил, что больше не позволит себе растрачивать драгоценное время и силы.

Кант называл это «развивать характер». То есть строить жизнь, стараясь максимально раскрыть свой потенциал. Он считал, что у большинства не получится развить характер до зрелого возраста. В молодости людей слишком соблазняют различные удовольствия, их бросает из стороны в сторону — от воодушевления к отчаянию и обратно. Мы слишком зациклены на накоплении средств и не видим, какие нами двигают цели.

Чтобы развить характер, человек должен научиться управлять своими поступками и собой. Мало кто сможет добиться этой цели, но Кант считал, что это именно то, к чему каждый обязан стремиться. Единственное, к чему стоит стремиться.

Читайте также 🧐

  • 8 философских идей, которые перевернут ваше мировоззрение
  • 5 знаменитых философских парадоксов и их значение для каждого из нас
  • Как философия помогает в повседневной жизни

Иван Ильин: изгнанник и патриот

Публикации раздела Образование

Русский философ, писатель и публицист Иван Ильин более тридцати лет прожил за границей. Однако наряду с Николаем Бердяевым и Львом Шестовым он стал одним из знаковых русских философов первой половины XX века. «Культура.РФ» рассказывает о трудах Ильина, его отношении к русской жизни и возвращении архивов в Россию.

Иван Ильин после окончания гимназии. 1901

Родители Ивана Ильина — Александр Ильин и Каролина Луиза Швейкерт фон Штадион

Иван Ильин. Москва, 1909

Становление философа

Иван Ильин родился 28 марта 1883 года в Москве. Его отец был дворянином, крестником императора Александра II, присяжным поверенный Московской судебной палаты, а дед служил инженером, строил Московский Кремль, где в дальнейшем проживал со своей семьей.

Иван стал третьим сыном в семье. Оба его брата были юристами и юноша не смог противиться воле отца. «Золотой» выпускник гимназии, он поступил не на филологический, как того хотел, а на юридический факультет Московского университета. К этому времени 18-летний Ильин знал немецкий, французский, латинский, греческий и церковнославянский язык.

В университете блестящее образование продолжилось: учителями Ильина стали видный религиозный философ князь Евгений Трубецкой и выдающийся философ-правовед Павел Новгородцев. Последний вспоминал о студенте: «Ильин проявляет совершенно выходящую из ряда трудоспособность, соединенную с величайшей преданностью избранной им специальности. Его приходилось не побуждать, а останавливать в занятиях, опасаясь за его переутомление от чрезмерной работы». Идейными центрами школы Новгородцева были Платон, Руссо, Кант и Гегель. Именно Гегель оказался для Ильина самым важным философом в жизни — ему он посвятил множество научных работ.

С 1910 года началась научная карьера Ивана Ильина. Он стал членом Московского психологического общества, вышла его первая научная работа «Понятие права и силы». В конце года Ильин вместе с женой отправился в научную командировку в Германию и Францию. Там занимался изучением новейших течений европейской философии, включая философию жизни и феноменологию, а по некоторым источникам, имел даже встречу-сеанс с Фрейдом. Расширение мира и новый этап ученичества Ильин встретил с азартом: «Иногда, предвкушая, ляскаю зубами от писательского аппетита. Вообще обдумываю и задумываю так много, что в минуты утомления или упадка кажусь себе дуралеем».

В 1913 году Ильин в последний раз возвратился на родину. Обновленный, утвердившийся в собственных силах, он упрочил свою репутацию молодого ученого, блестящего лектора: его занятия собирали полные залы, а любящие студенты даже посвятили ему эпиграмму:

Рассеять может всякий сплин
Доцент Ильин.

В то же время вооруженный новыми знаниями Ильин стал еще более безжалостен к своим оппонентам. «Способность ненавидеть, презирать, оскорблять идейных противников была у Ильина исключительной. И с этой, только с этой стороны знали его москвичи тех нет», — вспоминала Евгения Герцек.

22 февраля 1914 года Ильин выступил с докладом «Учение Гегеля о сущности спекулятивного мышления». С него началась серия из шести работ, составивших диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека».

Этот научный труд до сих пор считается одним из лучших комментариев философии Гегеля. В нем Ильин подверг критике неспособность «разумного понятия» подчинить себе «иррациональную стихию» эмпирического мира. Диссертация прославила Ильина как философа мирового уровня, на долгое время оказалась последним его изданием в России, а также — в конечном счете — спасла ему жизнь.

Первый арест

Иван Ильин. Перед высылкой, Москва, 1922

Иван Ильин. Лекционное выступление в Берлине, после 1925-го

Иван Ильин. Прага, 1925

Советскую власть Ильин не принимал никогда. Он писал: «Социализм по самой природе своей завистлив, тоталитарен и террористичен; а коммунизм отличается от него только тем, что он проявляет эти особенности открыто, беззастенчиво и свирепо». Эти взгляды сформировались в философе достаточно рано, но если Февральскую революцию он воспринял как временный беспорядок, к последующей Октябрьской отнесся уже как совершенной катастрофе.

Противостояние Ильина молодому советскому государству было вполне открытым: он поддерживал Белую армию печатным словом и даже финансово, а по версии следствия, и вовсе являлся членом ее южного объединения «Добровольческая армия», заведовал петроградским отделением. Сразу же после переворота Ильин публиковал в «Русских ведомостях» статью «Ушедшим победителям». В ней он обращался к павшим в борьбе белогвардейцам: «Вы победили, друзья и братья! И завещали нам довести вашу победу до конца. Верьте нам мы исполним завещанное».

Читайте также:

  • Родоначальник русского социализма
  • 7 интересных фактов о Михаиле Булгакове
  • Жил такой парень

Первый раз Ильина задержали в апреле 1918 года. Уже тогда резонанс, вызванный арестом доктора государственных наук, преподавателя кафедры истории права и энциклопедии права, был значительным. Вплоть до того, что многие ученые и коллеги Ильина по кафедре требовали взять себя в «заложники», лишь бы сам философ был отпущен. Тогда дело кончилось амнистией.

К 1922 году Ильин попадал под арест уже шесть раз. И шестой мог оказаться последним: после ареста его сразу же осудили, приговорив к смертной казни — расстрелу. Тогда под следствием находилось более 200 человек — сплошь творческая интеллигенция. Позволить себе ликвидацию такого количества «золотых умов» советская власть не могла. Немыслимость расстрела Ильина понимал и сам Ленин. «Нельзя. Он автор лучшей книги о Гегеле», — писал он, имея в виду диссертацию философа. Так казнь было решено заменить массовой высылкой в Европу, вошедшей в историю под именем «философский пароход». Троцкий резюмировал: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».

Высылаемым разрешалось взять с собой лишь две пары кальсон, две пары носков, пиджак, брюки, пальто, шляпу и две пары обуви на человека: все деньги и другое имущество, в том числе обширные библиотеки, подвергались конфискации.

29 сентября 1922 года из Петрограда отплыл пароход «Oberburgermeister Haken» — первый из двух «философских пароходов». Его пассажирами в числе прочих были философы Бердяев, Трубецкой и Ильин.

Берлин и второе изгнание

Супруги Ильины — Наталья и Иван. Горы Шюниге. 1941

Иван Ильин в своем кабинете. 1950

Иван Ильин за работой. 1951

Едва ли не первое, что сделал Ильин по прибытию в Германию — связался с генералом А фон Лампе, представителем барона Врангеля, к которому относился с большим пиететом. Врангель отвечал взаимностью: «Многие, духовно утомленные тяжкими годами изгнания, теряют веру в нравственную необходимость борьбы и соблазняются мыслью о греховности «насилия», которое они начинают усматривать в активном противодействии злу. Ваша книга откроет им глаза». Белый генерал имел в виду брошюру «О сопротивлении злу силой», в которой встречаются такие цитаты:

«Призывая любить врагов, Христос имел в виду личных врагов самого человека. Христос никогда не призывал любить врагов Божьих, попирающих божественное».

Многие эмигранты отнеслись к новой радикальной патетике Ильина менее восторженно. Зинаида Гипиус назвала книгу «военно-полевым богословием», а Николай Бердяев заметил, что «чека» во имя Божие более отвратительно, чем «чека» «во имя диавола».

В Германии Ильин организовал работу Религиозно-философской академии, философского общества при ней, религиозно-философского издания «Русский колокол», который имел характерный подзаголовок: «Журнал волевой идеи». Кроме того, философ начал работу в Русском научном институте, где стал деканом юридического факультета. С 1924 года Ильин избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете. Словом, его берлинская общественная жизнь была едва ли не более насыщенной, чем на родине. Ильин, как многие пассажиры парохода Oberburgermeister Haken, не растворился в потоках эмиграции, а обнародовал в европейском культурном поле новую, прежде неизвестную Европе русскую идеологическую платформу.

Однако над философом сгущались тучи — в Германию пришел фашизм.

Отношение Ильина к фашизму менялось так же, как и отношение к русской революции: от недооценки угрозы — к крайнему неприятию. Первоначально философ видел в зарождении новой радикальной доктрины естественную, пусть и вынужденную меру. По Ильину, фашизм возник «как реакция на большевизм, как концентрация государственно-охранительных сил направо. Во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма — это было явлением здоровым, необходимым». Несимпатичными аспектами доктрины Ильин находил самую расовую теорию (он был ярым противником антисемитизма) и антицерковную борьбу.

Однако сам нацистский строй был к Ильину куда менее благосклонным. Сразу после прихода к власти Гитлера в 1933 году у философа назрел конфликт с немецким министерством пропаганды. В результате Ильин был уволен из Берлинского университета. Затем последовал запрет на преподавательскую деятельность. После — арест на все его печатные труды и полный запрет публичных выступлений. Философ остался без средств к существованию.

Новый удар от страны-«мачехи» Ильин воспринял болезненно: «Что за страшное время выпало нам на долю, что негодяям, законченным лжецам и бесстыдникам пути открыты, а нам — поток унижений». В июле 1938 года Ильин был вынужден покинуть Германию и переехать в Швейцарию. В будущее он смотрел без оптимизма: «Когда яйцо разбито оно выливается или в стакан или на сковородку. Чувствую, что яйцо разбито, но не вижу ни стакана ни сковородки».

Третья попытка наладить жизнь

Иван Ильин. Цолликон, 1934

Кабинет Ивана Ильина в Цолликоне. 1955

Супруги Ильины — Наталья и Иван.1927

Попытка заново, в третий раз, наладить свою жизнь началась безрадостно. В Швейцарии Ильину не хотели предоставлять право проживания и даже пытались отправить обратно в Германию. Только личное вмешательство композитора Сергея Рахманинова, согласившегося внести 4000 франков на «пансион» писателю, облегчило дело. Тем не менее, швейцарские власти сразу оговорили условие — запрет на любую политическую деятельность. Ильин был унижен, свою роль и судьбу он осознавал как мученическую: «Если бы только рассказать, — писал Ильин Сергею Рахманинову в августе 1938 года, — сколько раз люди обманывали и предавали меня, то это целое мученичество. Ибо — скажу Вам совершенно откровенно и доверительно — моя душа совсем не создана для политики, для всех этих цепких интриг».

Философ с женой поселились в пригороде Цюриха Цолликоне. Новая жизнь проходила в ином для Ильина качестве. Он, оратор, лектор, публицист, организатор, идеолог — все чаще проводил время в затворничестве и — лишенный возможности публиковаться — начал писать в стол. В эти годы была создана наиболее обширная часть литературного и философского наследия Ильина.

На закате дней своих дней философ писал: «Пишу и откладываю — одну книгу за другой и даю их читать моим друзьям и единомышленникам… И мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то Господь сбережет их от гибели, а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России».

Упорный каждодневный труд и частые болезни изнурили философа. 21 декабря 1954 года Ивана Ильина не стало. Над его могилой в Цолликоне был водружен памятник с эпитафией:

Все пережито,
Так много страданий.
Пред взором любви
Встают прегрешенья.
Постигнуто мало.
Тебе благодарность, вечное благо.

Возвращение на Родину

Иван Шмелев. 1935

Рукопись Ивана Ильина. Аксиомы религиозного опыта, предисловие.

Иван Ильин и Николай Метнер. 1913

Архив Ильина сохранили его ученики и единомышленники. В 1965 году он был вывезен из Цюриха в США студентом философа, профессором русского языка и литературы в Университете штата Мичиган Николаем Полторацким. Это соответствовало воле Ильина — он завещал хранить свой архив за рубежом, «пока в России не закончится большевистский режим». Однако путь наследия философа на родину был долгим. В СССР публикации и анализ его трудов были под полным запретом. Только в конце перестройки, в эпоху гласности, стали появляться работы, посвященные деятельности Ильина. Но о публикации трудов речи еще не шло.

В октябре 2005 года прах Ильина и его супруги Натальи Вокач был перенесен на Донское кладбище в Москве. Рядом с философом похоронены писатель Иван Шмелев и белый военачальник Антон Деникин, общение с которыми было важной частью его заграничной жизни. А в 2006 году вернулся на родину и архив Ильина. Он был доставлен из США в Россию и передан в альма-матер философа — МГУ.

В 100 коробках архива — рукописи, фотографии, личная библиотека философа. Здесь содержатся и уникальные эпистолярные материалы: переписка Ильина с известным русским композитором Николаем Метнером, писателем Иваном Шмелевым и белым военачальником Петром Врангелем.

Оцифровка архива заняла более четырех лет. Сегодня уже изданы 27 томов собрания сочинений Ильина. Цитаты и тексты из них широко используются как задания для школьного Единого государственного издания, их можно встретить в речах первых лиц государства. 15 июня 2012 года в Екатеринбурге был открыт первый в России памятник Ивану Ильину.

Автор: Денис Спиридонов

Теги:

ПерсоныПубликации раздела Образование

4 лучших книги по стоицизму

. Философское направление в современном прочтении

Обновлено 04 октября 2022, 10:57

В мрачные времена люди нередко обращаются к трудам гигантов философской мысли, чтобы найти жизненные смыслы и научиться бороться с хаосом. Стоицизм научил миллионы людей справляться с трудностями, страхом перед неизвестностью, смятением и гневом на несправедливость мира. Следуя советам античных философов Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия, можно вновь почувствовать почву под ногами.

РБК Life вместе с издательской группой «Альпина» отобрал четыре книги по стоицизму, которые помогут обрести решимость сконцентрироваться на тех вещах, на которые мы действительно можем влиять.

Стоики побеждают. Ментальные тренировки для преодоления жизненных трудностей, Маркос Васкес

alpinabook.ru

Маркос Васкес убежден, что у каждого должны быть своя жизненная философия и ценности, чтобы находить правильный путь и справляться с превратностями судьбы. Он предлагает взять за основу стоицизм, так как это одно из самых практичных философских направлений, которое с легкостью адаптируется под современные запросы.

Стоики всегда были деятельными людьми, они не уходили в горы или леса, чтобы изолироваться от общества и медитировать. Наоборот, оставались среди людей, были в эпицентре событий и сохраняли при этом трезвость ума, целеустремленность и гибкость мышления. Если вам близка идея отказа от созерцательности, а не от действия, то книга Васкеса подскажет, с чего следует начать и как следовать принципам стоицизма.

В книге «Стоики побеждают» пять глав. В первой Васкес рассматривает принципы стоицизма и объясняет, что значит хорошая жизнь, как достичь добродетели, существует ли справедливость и как сохранять спокойствие вне зависимости от обстоятельств. Затем автор рассказывает о трех базовых элементах успешного изменения: ясном представлении, решительных действиях и дисциплине. В заключении читатель найдет ментальные тренировки для снижения тревоги, по развитию дисциплины и независимости и многие другие.

Как жить. Уроки стоицизма от Эпиктета, Сенеки и Марка Аврелия, Джон Селларс

alpinabook.ru

В небольшой книге преподаватель Лондонского университета Джон Селларс предлагает порассуждать об отношениях с миром, чтобы осознать, какими ценностями мы хотим руководствоваться в жизни и как обрести спокойствие даже в самое тревожное время.

Вдохновляться можно основной максимой стоицизма: человеку нужно быть мудрым, чтобы понимать, что от него зависит, а что — нет, сосредоточив усилия на первом и не тратя время на второе. Автор рассказывает, где найти силы изменить то, что находится в зоне влияния, а также как справляться с невзгодами, быть разумным и смело принимать неприятные эмоции.

Счастливая жизнь. Руководство по стоицизму для современного человека, Массимо Пильюччи

alpinabook.ru

Эпиктет был хромым рабом, жившим в I веке. Однако, несмотря на тяжелую судьбу, он обладал восхитительным чувством юмора и практично относился к жизни и смерти. На его философию опираются до сих пор, так как с античных времен человеческая природа не сильно изменилась. Да, у греков не было соцсетей, самолетов и атомного оружия, но они любили, боялись и совершали ошибки точно так же, как и мы сегодня.

Сам Эпиктет ничего не писал, а предпочитал обучать других. Но один из его учеников по имени Арриан, к счастью, изложил идеи Эпиктета и оставил в нашем распоряжении «Беседы», передающие суть его лекций, и «Энхиридион» — краткое руководство, содержащее идеи философа, которое считают первой книгой по самопомощи. Уже в наши дня популяризатор стоицизма, биолог и философ Массимо Пильюччи написал «Руководство по стоицизму для современного человека», в котором интерпретировал идеи Эпиктета сквозь призму перенаселенного и изменчивого мира высоких технологий и противоборствующих идеологий, а главное — собрал практические рекомендации для желающих стать современными стоиками. Автор называет свой труд Стоицизмом 2.0.

Как быть стоиком. Античная философия и современная жизнь, Массимо Пильюччи

alpinabook.ru

Еще одна книга Массимо Пильюччи о том, как справляться с трудностями и неудачами, каких правил придерживаться в обществе, как относиться к другим людям и жить по совести. Автор напоминает, что быть стоиком не означает быть исключительно рациональным и даже безэмоциональным человеком. Наоборот, стоицизм предлагает не отмахиваться от эмоций, а осознавать их, понимать причину возникновения и учиться направлять их себе на благо.

«Я объясню в этой книге, что быть стоиком — значит использовать динамичную комбинацию размышлений над теоретическими концепциями, читать вдохновляющие тексты и практиковать медитации, осознанности и другие духовные упражнения», — обещает Пильюччи.

«Как быть стоиком» — это увлекательное путешествие в мир стоицизма, где в качестве путеводителя используются «Беседы Эпиктета». Вместе с автором читателю предстоит пофилософствовать на темы семьи, религии, смерти, заботы о себе и других, управления гневом и умения жить в условиях ограничений, а главное — попробовать найти ответ на фундаментальный вопрос о том, как правильно жить.

Поделиться

Материалы к статье

Авторы

Теги

Автор не указан

Вас может заинтересовать

135 бесплатных электронных книг по философии | Открытая культура

Реклама

На этой странице представлен растущий список бесплатных электронных книг по философии, в которых представлены основные работы Аристотеля, Гегеля, Канта, Ницше, Витгенштейна и многих других философов. Обычно вы можете читать эти тексты на Kindle, iPad и iPhone или в веб-браузере. Те, кто интересуется философией, не пропустят нашу коллекцию бесплатных онлайн-курсов по философии.

  • Аквинский, Фома – Сумма богословия
    • iPad/iPhone: часть 1 – часть 2 – Kindle + другие форматы: часть 1 – часть 2 – часть 3 – читать онлайн
  • Арендт, Ханна – Истоки тоталитаризма
    • Kindle + другие форматы – Читать онлайн
  • Аристотель – Собрание сочинений
    • Читать онлайн
  • Аристотель – Никомахова этика
    • Kindle + другие форматы — Читать онлайн
  • Аристотель – Физика
    • Читать онлайн сейчас – Альтернативный вариант читать онлайн сейчас
  • Аристотель – Политика
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн прямо сейчас
  • Аристотель – Категории
    • Kindle + другие форматы – читать онлайн
  • Аврелий, Маркус – Медитации
    • iPad/iPhone — Kindle и другие форматы — читать онлайн
  • Айер, Альфред – Язык, правда и логика
    • Kindle + другие форматы – читать онлайн
  • Бэкон, сэр Фрэнсис – Novum Organum
    • Kindle + другие форматы – читать онлайн
  • Бенджамин, Вальтер – «Произведение искусства в эпоху механического воспроизведения»
    • Читать онлайн на английском – Читать онлайн на немецком
  • Бентам, Джереми – Введение в принципы морали и законодательства
    • Читать онлайн
  • Беркли, Джордж – Три диалога между Гиласом и Филоном
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн сейчас
  • Берлин, Исайя – Понятия и категории
    • Читать онлайн
  • Берлин, Исайя – «Две концепции свободы»
    • Читать онлайн
  • Боэций –  Утешение философией
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн
  • Берк, Эдмунд  – О возвышенном и прекрасном
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн прямо сейчас
  • Камю, Альбер – Незнакомец
    • Kindle (Mobi) — другие форматы — читать онлайн сейчас
  • Кэрролл, Льюис – Символическая логика
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн
  • Кэрролл, Льюис – Логическая игра
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн прямо сейчас
  • Конфуций – Аналекты
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн прямо сейчас
  • Конфуций – Великое учение
    • Читать онлайн
  • Деррида, Жак – «Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук»
    • Читать онлайн
  • Декарт, Рене – Беседа о методе
    • iPad/iPhone — Kindle и другие форматы — читать онлайн
  • Дьюи, Джон – Демократия и образование
    • iPad/iPhone — Kindle и другие форматы — читать онлайн
  • Достоевский Федор
    – Братья Карамазовы
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн
  • Достоевский Федор – Преступление и наказание
    • Kindle от Amazon — другие форматы — читать онлайн
  • Элиот, Чарльз — Гарвардская классика (51 том)
    • Несколько форматов
  • Эмерсон, Ральф Уолдо – Очерки
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы
  • Эмерсон, Ральф Уолдо – Полное собрание сочинений
    • Читать онлайн
  • Фуко, Мишель  – Die Ordnung des Diskurses
    • Kindle + другие форматы
  • Грамши, Антонио – Избранные сочинения
    • Читать онлайн
  • Hegel, GWF — Лекции по истории философии
    • Читать онлайн
  • Гегель, GWF  – Философия разума
    • Kindle + другие форматы —
  • Гегель, GWF – Философия права
    • Kindle + другие форматы — Читать онлайн сейчас
  • Гегель, GWF – Феноменология духа
    • Kindle + другие форматы — Читать онлайн сейчас
  • Хайдеггер, Мартин — Различные произведения, переведенные на английский язык
    • Читать онлайн
  • Гоббс, Томас – Левиафан
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн
  • Юм, Дэвид – Трактат о человеческой природе
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн прямо сейчас
  • Хьюм, Дэвид – Диалоги о естественной религии
    •  iPad/iPhone — Kindle и другие форматы – читать онлайн прямо сейчас
  • Хьюм, Дэвид  – Исследование принципов морали
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн прямо сейчас
  • Хьюм, Дэвид – Исследование о человеческом понимании
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн сейчас
  • Хьюм Дэвид – Политические дискурсы
    • Читать онлайн
  • Джеймс, Уильям – Очерк радикального эмпиризма
    • iPhone/iPad — Kindle + другие форматы — читать онлайн
  • Джеймс, Уильям  – Прагматизм
    • iPad/iPhone — Kindle от Amazon — другие форматы — читать онлайн
  • Джеймс, Уильям – Разнообразие религиозного опыта
    • iPad/iPhone — Kindle и другие форматы — читать онлайн прямо сейчас
  • Кант, Иммануил – Критика суждения
    • Kindle + другие форматы – читать онлайн
  • Кант, Иммануил  – Критика практического разума
    • iPad/iPhone — Kindle и другие форматы — читать онлайн
  • Кант Иммануил – Критика чистого разума
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн прямо сейчас
  • Кант, Иммануил – Основы метафизики морали
    • Kindle + другие форматы — Читать онлайн сейчас
  • Кант, Иммануил – Вечный мир
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы
  • Кант, Иммануил – Что такое Просвещение?
    • Читать онлайн
  • Кьеркегор, Серен – Страх и трепет
    • Читать онлайн
  • Кьеркегор,   Сёрен  – Философские фрагменты
    • Читать онлайн
  • Кьеркегор , Сёрен –  Чистота сердца – желать одного
    • Читать онлайн
  • Кьеркегор , Сёрен  – Смертельная болезнь
    • Читать онлайн
  • Кьеркегор Сёрен – Две беседы о Боге и человеке
    • iPad/iPhone
  • Лейбниц – Теодицея
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы
  • Локк, Джон – Эссе о человеческом понимании
    • Читать онлайн
  • Локк, Джон – Второй трактат о правительстве
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн
  • Лукреций  – О природе вещей
    • iPad/iPhone – Kindle и другие форматы – Читать онлайн сейчас
  • Макиавелли, Никколо – Принц
    • iPad/iPhone — Kindle и другие форматы — читать онлайн прямо сейчас
  • Мэдисон, Гамильтон и Джей  – The Federalist Papers
    • iPad/iPhone – Kindle и другие форматы – Читать онлайн сейчас
  • Маймонид – Путеводитель для растерянных
    • Читать онлайн
  • Маркс и Энгельс – Коммунистический манифест
    • iPad/iPhone — Kindle от Amazon — другие форматы – читать онлайн
  • Маркс, Карл – Капитал
    • Kindle + другие форматы
  • Mencken, HL – Философия Фридриха Ницше
    • Читать онлайн
  • Милл, Джон Стюарт – На свободе
    • Kindle + другие форматы – читать онлайн
  • Милль, Джон Стюарт  – Утилитаризм
    • iPad/iPhone — Kindle и другие форматы — читать онлайн прямо сейчас
  • Монтень – Очерки
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн сейчас
  • Монтескье  – Персидские письма
    • Читать онлайн
  • Монтескье – Дух законов
    • Kindle и другие форматы — читать онлайн
  • Мор, Томас – Утопия
    • iPad/iPhone — Kindle и другие форматы — читать онлайн
  • Ницше, Фридрих – По ту сторону добра и зла
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — Читать онлайн сейчас
  • Ницше, Фридрих – Ecce Homo
    • Kindle + другие форматы — Читать онлайн
  • Ницше, Фридрих – Генеалогия морали
    • Читать онлайн
  • Ницше, Фридрих – Гомер и классическая филология
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы
  • Ницше, Фридрих  – Человек, слишком человек
    • Kindle и другие форматы — читать онлайн
  • Ницше, Фридрих – Избранные письма
    • Kindle + Читать онлайн
  • Ницше, Фридрих – Антихрист
    • iPad/iPhone — Kindle и другие форматы — читать онлайн
  • Ницше, Фридрих – Рождение трагедии
    • Kindle и другие форматы — читать онлайн
  • Ницше, Фридрих – Дело против Вагнера
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы
  • Ницше, Фридрих – Рассвет дня
    • Kindle + другие форматы — Читать онлайн
  • Ницше, Фридрих – Веселая наука
    • Читать онлайн
  • Ницше, Фридрих – Так говорил Заратустра
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — Читать онлайн сейчас
  •   Ницше, Фридрих – Сумерки идолов
    • Kindle и другие форматы — читать онлайн
  • Пейн, Томас — Здравый смысл
    • iPad/iPhone — Kindle и другие форматы — читать онлайн
  • Пейн, Томас  – Права человека
    •  iPad/iPhone – Kindle и другие форматы – Читать онлайн сейчас
  • Пейн, Томас – Эпоха разума
    • iPad/iPhone — Kindle и другие форматы — читать онлайн
  • Паскаль, Блез – Мысли
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн
  • Паскаль, Блез – Провинциальные письма
    • Kindle + другие форматы — Читать онлайн сейчас
  • Платон – Собрание сочинений
    • Читать онлайн
  • Платон – Три диалога Платона: Евтифрон, Менон, Республика Книга I
    • Читать онлайн
  • Платон – Симпозиум
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн
  • Платон  – Апология, Федон и Критон Платона
    • iPad/iPhone — Kindle и другие форматы — читать онлайн прямо сейчас
  • Платон – Республика
    • iPad/iPhone — Kindle и другие форматы — читать онлайн
  • Поппер, Карл – Логика научных открытий
    • Читать онлайн
  • Руссо, Жан Жак – Эмиль
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн
  • Руссо, Жан Жак – Жюли; ou, La Nouvelle Элоиза
    • Kindle + другие форматы – читать онлайн
  • Руссо, Жан-Жак –  Исповедь
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы
  • Руссо, Жан-Жак  – Общественный договор и дискурсы
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн сейчас
  • Рассел, Бертран — Свободная мысль и официальная пропаганда
    • Kindle + другие форматы
  • Рассел, Бертран  – Введение в математическую философию
    • Kindle + другие форматы — версия ePub — чтение HTML Edition онлайн
  • Рассел, Бертран – Мистика и логика и другие очерки
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн прямо сейчас
  • Рассел, Бертран – Политические идеалы
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы
  • Рассел Бертран – Завоевание счастья
    • Kindle + другой формат – читать онлайн сейчас
  • Рассел, Бертран – Проблемы философии
    • iPad/iPhone — Kindle и другие форматы — читать онлайн
  • Рассел, Бертран – Западная философия
    • Kindle + другие форматы
  • Рассел, Бертран – Почему я не христианин
    • iPad/iPhone – читать онлайн
  • Райл, Гилберт – Концепция разума
    • Читать онлайн
  • Сантаяна, Джордж — Некоторые повороты мысли в современной философии: пять эссе
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн
  • Сантаяна, Джордж – Жизнь разума
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы
  • Сантаяна, Джордж – Эти чувства прекрасного
    • iPad/iPhone — Kindle и другие форматы — читать онлайн
  • Сантаяна, Джордж – Три поэта-философа: Лукреций, Данте и Гёте
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн прямо сейчас
  • Сартр, Жан-Поль – Экзистенциализм – это гуманизм
    • Читать онлайн
  • Сартр, Жан-Поль — Тошнота
    • Читать онлайн (французские версии)
  • Шопенгауэр, Артур –  Мир как воля и представление
    • Kindle + другие форматы: том 1; Том 2; и Том. 3
  • Шопенгауэр, Артур – Очерки Артура Шопенгауэра; О человеческой природе
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы (немецкую версию можно найти здесь)
  • Шопенгауэр, Артур – Исследования пессимизма
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн
  • Seneca  – О преимуществах
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн сейчас
  • Смит, Адам – Теория нравственных чувств
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн прямо сейчас
  • Смит, Адам – Богатство народов
    • iPad/iPhone — Kindle и другие форматы — читать онлайн
  • Спиноза — Главные сочинения Бенедикта де Спинозы, 2 тома.
    • Читать онлайн
  • Спиноза  – Этика
    • Kindle + другие форматы – читать онлайн
  • Святой Августин – Исповедь
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн прямо сейчас
  • Сунь Цзы  – Искусство войны
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн
  • Токвиль, Алексис де – Демократия в Америке Том 1.
    • iPad/iPhone — Kindle и другие форматы — Читать онлайн прямо сейчас 
  • Токвиль, Алексис де – Демократия в Америке Том 2.
    • iPad/iPhone — Kindle и другие форматы — читать онлайн
  • Торо, Генри Дэвид – Уолден
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — Читать онлайн сейчас
  • Толстой, Лев – Что такое искусство?
    • Kindle и другие форматы — читать онлайн
  • Вольтер  – Кандид
    • iPad/iPhone — Kindle и другие форматы — читать онлайн прямо сейчас
  • Вольтер – Микромегас
    • iPad/iPhone — Kindle и другие форматы — читать онлайн прямо сейчас
  • Вольтер – Философский словарь
    • Читать онлайн
  • Вольтер – Произведения Вольтера
    • Читать онлайн
  • Витгенштейн, Людвиг – Синяя книга
    • Читать онлайн
  • Витгенштейн, Людвиг – Коричневая книга
    • Читать онлайн
  • Витгенштейн, Людвиг – Записные книжки, 1914-1916 гг.
    • Kindle + другие форматы – читать онлайн
  • Витгенштейн, Людвиг – Заметки по логике
    • Читать онлайн
  • Витгенштейн, Людвиг – Философские исследования (немецкий)
    • Читать онлайн
  • Витгенштейн, Людвиг  – Логико-философский трактат
    • iPad/iPhone — Kindle и другие форматы — читать онлайн
  • Витгенштейн, Людвиг  – Логико-философский трактат (немецко-английское параллельное издание)
    • Издание ePub – Читать онлайн
  • Уолстонкрафт, Мэри – Защита прав женщин
    • iPad/iPhone — Kindle + другие форматы — читать онлайн прямо сейчас

Общие ресурсы

  • 80 электронных книг по философии от UC Press
    • Читать онлайн
  • 70 электронных книг по философии от University of Pittsburgh Press
    • Читать онлайн

Философ Сердца – Harvard Review

Клэр Карлайл

обзор Мэтта Хэнсона

Философы не склонны жить очень драматичной жизнью. Трата времени на размышления о человеческом состоянии не делает историю захватывающей. Серен Кьеркегор, герой недавней книги английского философа Клэр Карлайл «Философ сердца: Беспокойная жизнь Сёрена Кьеркегора », представляет интересную биографическую проблему именно потому, что он был одним из величайших интровертов всех времен.

Кьеркегор предпочитал излагать свои самые сокровенные мысли на страницах, которые он кропотливо печатал сам на дорогой, со вкусом подобранной бумаге. Публика часто больше уважала их или высмеивала, чем читала, особенно в шумном торговом городе Копенгагене. Несмотря на замкнутость Кьеркегора, Карлайл точно называет его «философом сердца». Она чутко изображает мыслителя, чьи самые насущные философские размышления о тревоге, страхе, отчаянии и искупительной силе веры были продиктованы его пожизненной амбивалентностью по поводу разрыва единственных романтических отношений в его жизни.

Когда он впервые встретил Регину Олсен, у Кьеркегора все было на его стороне. Последний оставшийся в живых сын богатого и духовно преследуемого отца, он только что написал широко известную и до сих пор привлекательную диссертацию в колледже о том, как Сократ и Иисус использовали косвенность и иронию, чтобы бросить вызов общепринятому мышлению. Счастливое будущее казалось обеспеченным, когда он сделал предложение милой и умной Регине, которая ответила на его чувства и сопереживала его эмоциональным потрясениям, возможно, больше, чем он когда-либо осознавал.

Карлайл показывает нам, что этот вопрос, безусловно, сильно беспокоил Кьеркегора. Как он признавался в одной из своих ранних дневниковых записей: «Я только что вернулся с вечеринки, где я был жизнью и душой… Все смеялись и восхищались мной, но я ушел — да, эта черточка должна быть такой же длины, как радиусы. земной орбиты——————————— и хотел застрелиться». Несмотря на его великие обещания, чего-то не хватало — жизненно важного аспекта существования, который требовал его полного внимания. Решив в конце концов, что супружеская жизнь несовместима с исканиями философа, Кьеркегор разорвал помолвку, вызвав публичный скандал и мучительные, но плодотворные размышления на всю жизнь. «От Регины, — пишет Карлайл, — он узнал, что никакая философская система, никакой чисто интеллектуальный подход к жизни не помогает человеку жить в мире, принимать решения, становиться самим собой». Карлайл понимает, что для Кьеркегора конфликт — это не просто философская проблема — это ежедневная битва. Столкновение между метафизической свободой и повседневной уверенностью лежало в основе его объемистых произведений. Возможность нормально жить, с повседневными радостями и тяготами работы, семьи и общественной жизни, была для него и слишком велика, и слишком мала.

Философ Сердца — это не шпаргалка для теорий Кьеркегора. Вместо этого у нас есть вызывающий воспоминания романный портрет того, на что была похожа жизнь Кьеркегора. Каждая встреча с Региной на улице, даже спустя годы после разрыва, заслуживает тщательного описания. В их самом последнем разговоре

[Регина] целеустремленно подошла к нему и прошла достаточно близко, чтобы тихо сказать: «Да благословит вас Бог, пусть все у вас будет хорошо». При звуке голоса Регины, не слышимого четырнадцать лет, он остановился, почти сделал шаг назад, затем поприветствовал ее, прежде чем она поспешила уйти. Так в мгновение ока их долгое молчание было нарушено. Позже в тот же день Регина и ее муж отправились в плавание… Кьеркегор больше никогда ее не увидит.

Сцена, так искусно нарисованная Карлайлом, трагикомична — помните, этот неловкий момент произошел ровно через четырнадцать лет после их первоначального разрыва. Его «якорь в мире» был потерян навсегда, хотя этот якорь не взаимодействовал с ним очень долгое время.

Карлайл сочувствует ревностной приверженности Кьеркегора интеллектуальной и духовной жизни. Любой биограф должен был бы ценить человека, который готов позволить себе быть грандиозным невротиком. Книга обращается к читателям независимо от того, знакомы они с Кьеркегором или нет, поскольку она не морализирует и не чрезмерно объясняет жизненный выбор своего субъекта, а вместо этого представляет его во всей его ущербной, охваченной тревогой, неисправимой человечности. Какими бы абстрактными ни были произведения Кьеркегора, ясно, что ни одно из его драгоценных размышлений не оказало такого влияния на его философию, как его эмоциональная жизнь. Такая уязвимость редко встречается в философии. Кьеркегор никогда не забывал о мире за пределами своего кабинета, даже когда он предпочитал изолировать себя от него. Карлайл уважает интеллектуальные достижения своего субъекта, признавая, что даже его замечательные литературные произведения «не выражают всего, чем он был».

Регина Олсен, со своей стороны, вышла замуж, создала семью и жила, казалось бы, приятной и обычной жизнью. В конце своей жизни она дала понять, что не держит зла ​​на своего бывшего жениха. На смертном одре Кьеркегор указал в своем завещании, что все его оставшееся имущество будет оставлено Регине, включая красиво ограненное обручальное кольцо, которое он хранил все эти годы, «точно так, как если бы я был женат на ней». Один из знаменитых афоризмов Кьеркегора частично объясняет его собственный романтический кризис: «Жизнь надо понимать наоборот. Но… должно быть дожили до ». Много бессонных ночей ушло на эту жемчужину прозрения; Интимное исследование Карлайла предполагает, что, возможно, они того стоили.

Опубликовано 5 января 2021 г.

Как быть стоиком: использовать древнюю философию, чтобы жить современной жизнью: обзор

Как быть стоиком: использовать древнюю философию, чтобы жить современной жизнью , Массимо Pigliucci (Basic Books, 2017), £12,99/$27

Стоицизм имеет репутацию холодного и черствого человека — и это неудивительно, учитывая его знаменитые принципы, которые советуют относиться к смерти и болезни как к чему-то безразличному, сводить секс к трениям между членами и (кажется) контролируя веселье, удовольствие и страсть на каждом шагу. Последняя книга Массимо Пильюччи, Как быть стоиком: используя древнюю философию, чтобы жить современной жизнью, представляет более тонкую интерпретацию стоицизма, избегая стереотипного стоика, как доктор Спока с его жесткой верхней губой. Он не рекомендует принимать холодный душ каждое утро. Он поощряет активность и отстаивание того, что считается добродетельным. Хотя здесь нет обсуждения секса или страсти, есть утверждение о дружбе и любви к родственникам и человечеству: «Стоицизм, — говорит Пиглюччи, — был в значительной степени философией социальной активности и поощрял любовь ко всему человечеству, а также к природе».

Пильюччи много лет писал о важности философии для повседневной жизни в своих блогах, в том числе в «Сносках к Платону», размещенном The Philosophers’ Magazine , а также в своих двенадцати предыдущих книгах, включая « Ответы Аристотелю»: Как наука и философия могут привести нас к более осмысленной жизни. Ответов у Аристотеля, видимо, не хватило. В Как быть стоиком Пиглиуччи объясняет, что он не религиозен, но новые атеисты оставили его «откровенно раздраженным». Буддизм казался ему «слишком мистическим», а светский гуманизм слишком полагался на науку. «Напротив, — объясняет Пиглиуччи, — в стоицизме я нашел рациональную, благоприятную для науки философию, которая включает в себя метафизику с духовным измерением, явно открыта для пересмотра и, что наиболее важно, в высшей степени практична».

Эпиктет — проводник Пиглиуччи, и воображаемые разговоры между двумя мужчинами показывают, как стоик может подходить к практическим проблемам современной жизни, а также где стоицизм нуждается в обновлении. Одним из таких обновлений является дихотомия контроля, центральная черта древнего стоицизма, потому что современная наука показала, что наши суждения находятся под нашим контролем в меньшей степени, чем предполагали стоики. Пиглиуччи рассказывает, например, что он был «пухлым ребенком», и его бабушка и дедушка кормили его обильно и часто. Стоицизм помогает ему во взрослом возрасте, потому что он сосредотачивается на том, что может контролировать (еда и физические упражнения), но не беспокоится о том, что не может (свои гены и воспитание). независимо от фактического результата, я делаю все возможное».

Как следует из названия, «Как быть стоиком » представляет собой информативную и поучительную книгу в стиле справочника. Он четко структурирован, в рамках которого Пиглиуччи исследует четыре ключевые стоические добродетели: практическую мудрость (жить этически правильной жизнью), мужество (поступать нравственно в трудных условиях), умеренность (не баловаться) и справедливость («лечение других людей с достоинством и справедливостью»). Эти добродетели обсуждаются с практической точки зрения, с упором на желание (принятие), действие (филантропия) и согласие (внимательность), в то время как Пиглиуччи также затрагивает конкретные темы, такие как смерть и инвалидность, гнев и тревога, любовь и одиночество. Кульминацией книги являются двенадцать практических упражнений, которые включают предложения (а не правила), такие как «Отвечайте на оскорбления с юмором», «Говорите, не осуждая» и «Выбирайте свою компанию правильно».

Как быть стоиком — очень читаемая книга: в ней есть легкость прозы, энтузиазм, который исходит от страниц, и тонкий юмор, пронизанный историями, которые являются изюминкой книги. Например, когда Пильюччи проявлял бдительность в переполненном метро, ​​чтобы отпугнуть воров, он слишком поздно обнаружил, что его ограбили. Его реакция такова: «престижность [вору] за его ловкость», хотя он также признает, что вор потерял честность. Хотя отсутствие кошелька вызывало административное раздражение, Пиглиуччи объясняет, что это не был конец света. Он предвидит обычную критику стоицизма за то, что слишком легко отмахиваться от несправедливости, и создает возможность для активности, говоря: «Не в нашей власти заставить воровство исчезнуть из мира, но в нашей власти в битве за внимание с ворами, если мы считаем, что это стоит наших усилий и времени».

Книга также опирается на другие истории, чтобы показать применимость стоицизма в современном мире. Например, чтобы проиллюстрировать добродетель и характер, он называет Малалу Юсафзай образцом для подражания и сравнивает Сократа и Эдварда Сноудена. В то время как Сноуден нашел убежище в России, Сократ был более добродетелен, потому что он выполнил свой моральный долг принять закон общества, в котором жил, хотя, вероятно, он тоже мог бы сбежать. Пиглиуччи описывает, как стоицизм помог Ларри Беккеру, профессору философии на пенсии, который пережил полиомиелит и процветал, а также Эндрю Оверби, который боролся с депрессией и начал думать о жизни как о поединке по дзюдо.

Как быть стоиком , вероятно, в какой-то степени найдет отклик даже у тех, кто не убежден в стоицизме, поскольку большая часть этого описания описывает порядочного человека. Например, изменение места, где вы осуществляете свои банковские операции, потому что банк был признан виновным в мошенничестве, не является исключительно стоическим поступком, а скорее указывает на то, что (я надеюсь) задумал бы вдумчивый человек.

Однако одним из ключевых пунктов разногласий является избитое, но все же уместное отношение к стоическому безразличию. Стоицизм позволяет быть эмоциональным и возбудимым время от времени, и все же они все еще рассматриваются как слабости или проступки, которые следует преодолевать с помощью «холодной жесткой логики». Пиглиуччи обращается к этому, указывая на то, что стоическое безразличие является «одной из наиболее неправильно истолковываемых частиц стоической мудрости, иногда даже преднамеренно», и вслед за Эпиктетом объясняет, что жизнь непостоянна и мы можем потерять близких в любой момент, поэтому мы должны ценить их и не принимать наши отношения как должное. Более того, Пиглиуччи на протяжении всей книги показывает, как стоицизм поддерживает заботу и сострадание как на индивидуальном, так и на социальном уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *