Стих отчего лермонтова: «Отчего» — Стихотворение Михаила Лермонтова

Содержание

Отчего читать стихотворение, текст стиха онлайн

  • Стихи
  • /
  • Стихи Лермонтова
  • /
  • Отчего

Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно… потому что весело тебе.

Стих М.Ю. Лермонтова «Отчего» относится не только к лирической поэзии, но и к любовной философии. Отсюда следует, что жанр данного произведения – это лирико-романтическое стихотворение с отголосками философии, как отдельного вида поэзии.

Ученые часто упоминали о том, что Лермонтов не привык описывать в своих произведениях любовь со счастливым концом.

Обыкновенно Михаил Юрьевич придерживался написания различных судьбоносных и трагических моментов в любовных историях, описывал что-нибудь невозможное. В своём стихотворении «Отчего» он не стал менять своего стиля написания. Сама форма стиха представлена в виде своеобразного разговора героя с самим собой, внутренние ощущения от мыслей о своей любимой, которая в описании предстаёт перед нами в чистом и светлом образе. В то же время, читатель способен проникнуть в душу героя и понять, что он является человеком открытым, искренним и чувственным. Мы видим, как героя разрывает грусть и безысходность, увеличивавшиеся с каждой строчкой. Исходя из этого, у главного героя появляется причина для противостояния светскому обществу.

Стихотворение построено на кольцевом принципе, то есть начало и конец скрепляются одними и теми же чувствами нашего героя. Также две точки стихотворения включают в себя антитезу.

Впрочем, антитезой пронизан весь сюжет произведения. Мы видим большое количество противопоставлений, а финальные строки звучат резче, тем самым выделяя трагическую судьбу героини.

Синтаксическое и ритмическое построение произведения базируется на видах устной речи. Вот почему три предложения абсолютно различаются и несбалансированные по своей форме,  первое занимает три строки, второе и третье, соответсвенно, занимает одну строку. По своей структуре эти предложения вызывают ритмические переходы от стиха к стиху, а в нечетных стихах, не рифмующихся с предыдущими — от второго к третьему, от четвертого к пятому. В то же время синтаксические разрывы в конце нечетных строк не совпадают с ритмическими паузами, возникающими в конце четных стихов, замкнутых соседней рифмой. Однако эта сложность строфичности видна лишь потому, что связана с отсутствием искусственности, простоты или даже того прозаизма, который делает ненужными любые репрезентативные и риторические приукрашивания.

Стихотворение «Отчего» — шедевр любовной лирики поэта. В тексте М.Ю. Лермонтова герой видит любовь как что-то бесценное, но дисгармония, царящая в жизни, рушит любую надежду на счастье и приносит только боль и одиночество.

Другие:

← Она была прекрасна, как мечта↑ Стихи ЛермонтоваОна поёт, и звуки тают →

ОтчегоСейчас читают:
  • Сочинение на тему Человек чести

    Честь – это осень сложное, но очень важное понятие, которое необходимо знать и защищать каждому человеку. Честью считается верность своим принципам, умение отстаивать свои интересы, интересы своей семьи и своего государства.

  • Сочинение на тему Мой дружный класс 5 класс

    Школа — это мой мир, где я набираюсь знаний, учусь всему новому. И конечно же это место, где я каждый день вижусь со своими друзьями. У нас очень дружный класс. Ми всегда друг другу помогаем.

  • Сочинение Пермь — мой город

    Красив и прекрасен город Пермь. Этот чудный край встречает каждого путника своей уникальной природой: городскими лесами и бесконечными полями, тихими прудами и чистыми вьющимися речками. Я родился в этом городе, живу здесь, учусь,

  • Сочинение на тему Памятный день 5 класс

    Осенью мы всей семьей ездили в лес за брусникой. Доехали на машине до мха. Тут дорога закончилась. Мы пошли до брусничника пешком по лесной тропинке. Нам то и дело попадались крепкие боровики,

  • Сочинение по пословице Делу — время потехе — час 4 класс

    Моя бабушка любила повторять, что «Делу — время, а потехе – час». Данная пословица известна нам с раннего детства. А в школе нам рассказали, что это слова одного из российских царей Алексея Михайловича,

  • Образ Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита соинение

    Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет очень глубокий философский характер. Каждый образ в нем, даже образы нечести и грешников, — несут очень весомую значимость в раскрытии всей темы. Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат предстает перед читателем

Михаил Лермонтов ~ Отчего (Мне грустно, потому что я тебя люблю…) (+Анализ 2 варианта)

Перейти к содержимому

  • Об авторе
  • Недавние публикации

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841)

Гордость русской литературы, великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков.

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) недавно публиковал (посмотреть все)

Отчего
Михаил Лермонтов

Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.

За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно… Потому что весело тебе.

Стихотворение обращено к М. А. Щербатовой.
Мария Алексеевна Щербатова — княгиня; в первом браке за князем М. А. Щербатовым, во втором — за И. С. Лутковским. Лермонтов был увлечен ею в 1839—40. Молодая вдова, красивая и образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных,
где, видимо, и познакомилась с Лермонтовым.

Год написания: 1840

Мария Алексеевна Щербатова — княгиня
  • I Анализ стихотворения Лермонтова «Отчего»
  • II Анализ стихотворения «Отчего» Лермонтова 2 вариант

Анализ стихотворения Лермонтова «Отчего»

Принято считать, что последней музой Михаила Лермонтова была Мария Щербатова – молодая вдова-княгиня, увлекающаяся литературой и явно выделявшая среди своих многочисленных поклонников опального поэта. Именно из-за этой женщины состоялась вторая дуэль Лермонтова, из-за которой он был вновь сослан на Кавказ. Известно также, что Мария Щербатова приезжала к нему в часть и даже смогла добиться свидания с возлюбленным. Именно во время этого свидания княгиня посоветовала поэту молиться, когда его одолевает тоска, и поинтересовалась – отчего же на душе у него так скверно?

Спустя несколько месяцев, в 1840 году, журнал «Отечественные записки» опубликовал короткое стихотворение Михаила Лермонтова под названием «Отчего», которое не имело посвящения конкретному человеку. Однако все в окружении поэта прекрасно знали о том, кто именно вдохновил его на эти грустные и нежные строки. В этом произведении автор пытается дать ответ на поставленный перед ним вопрос и разобраться, что же именно тревожит его душу.

Самая первая строчка стихотворения приоткрывает завесу тайны над взаимоотношениями Лермонтова и Щербатовой. «Мне грустно, потому что я тебя люблю», — пишет поэт. Однако сожалеет он не столько о своих чувствах к женщине, умом и самоотверженностью которой он восхищен.

Его гораздо сильнее беспокоит тот факт, что имя княгини Щербатовой вновь не сходит с уст светских сплетниц, которые бурно обсуждают дуэль поэта с соперником, Эрнстом де Барантом. Именно по этой причине автор с грустью отмечает, что его возлюбленную «не пощадит молвы коварное гоненье». Поэт прекрасно осознает, какие чувства будет испытывать Мария Щербатова, однажды уже ставшая объектом обсуждений в высшем обществе. Поводом для этого послужил ее неудачный брак, который длился чуть больше года и завершился смертью супруга-алкоголика. Однако вскоре княгиню подстерегал новый удар: она потеряла маленького сына и вместе с ним лишилась наследства, оставленного покойным супругом. Поэтому неудивительно, что Лермонтов хочет оградить свою избранницу от новых сплетен, но понимает, что это не в его власти. Именно поэтому он, обращаясь к княгине, отмечает: «За каждый светлый день иль сладкое мгновенье слезами и тоской заплатишь ты судьбе».

Видимо, о своих опасениях поэт неоднократно говорил Марии Щербатовой и предостерегал ее от опрометчивых поступков. Однако княгиня воспринимала вероятность новых сплетен в оптимизмом. Именно поэтому Лермонтов завершает стихотворение строчкой: «Мне грустно… потому что весело тебе». Автор понимает, что скандала не избежать, однако изменить ситуацию он не в силах.

Анализ стихотворения «Отчего» Лермонтова 2 вариант

Михаил Лермонтов написал лирическое стихотворение «Отчего» в 1840 году. Название подразумевает ответ на вопрос, который так хочет найти герой произведения. Есть предположение, что оно посвящалось его возлюбленной Марии Щербатовой.

Сюжетом стихотворения служит расставание двух героев, роковые обстоятельства и невозможность быть счастливыми. Все построено в виде монолога и размышления героя о собственных чувствах и судьбе его возлюбленной. Ее образ представляется таким восхитительным и светлым. Поэта привлекает красота, свобода, незаурядность и независимость этой красавицы от общественного мнения.

Также для читателей открывается внутренний мир лирического персонажа. Он предстаёт искренним, целостным человеком, который способен на сильные чувства и глубокие переживания. У него огромное желание спасти цветущую, красивую молодость веселой и жизнерадостной женщины. Он искренне желает ей счастья, но понимает, что оно невозможно. Грусть, горечь, тревога, осознание, что ситуация безысходна и предчувствие расставания со своей женщиной — это основные чувства влюблённого мужчины.

Есть звучание мотива противостояния искреннего и свободного человека против людей из светского общества. Кругом людские сплетни и пересуды. В будущем героиня будет обречена на плату горькими слезами и коварные молвы за ее счастливые дни и радостные моменты. Миниатюрное стихотворение выполнено в виде ответа на вопрос «Отчего?». Главный герой два раза даёт краткий ответ в первой и последней строках. Первая строчка означает, что мужчине грустно, потому что он влюблён. А в последней любимая не чувствует приближающейся опасности, ей весело. Но герой понимает, что скоро она будет очень расстроена, поэтому он заранее ощущает всю боль и печаль. За обоими ответами скрывается лермонтовское мироощущение. В произведении возникают настоящее и будущее времена. Настоящее переплетается с любовными чувствами, обозначаясь словами: люблю, знаю, грустно. А будущее связано с последующей судьбой главной героини: заплатишь, не пощадит. Одиночество и тоска чувствуется на протяжении всего стихотворения.

Поэт написал шедевральное стихотворение, относящееся к любовной лирике. Оно состоит всего из шести строчек, но в нем заложен глубокий смысл. Свободные люди должны противостоять сплетням толпы.

Ещё публикации по теме

Вам может быть интересно

Adblock
detector

Отчего — Лермонтов. Полный текст стихотворения

Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. За каждый светлый день иль сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. Мне грустно… Потому что весело тебе.

Стихотворение обращено к М. А. Щербатовой. Мария Алексеевна Щербатова — княгиня; в первом браке за князем М. А. Щербатовым, во втором — за И. С. Лутковским. Лермонтов был увлечен ею в 1839—40. Молодая вдова, красивая и образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, и познакомилась с Лермонтовым.


Мария Алексеевна Щербатова — княгиня

Отчего

Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. За каждый светлый день иль сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. Мне грустно… потому что весело тебе.Михаил Лермонтов написал лирическое стихотворение «Отчего» в 1840 году. Название подразумевает ответ на вопрос, который так хочет найти герой произведения. Есть предположение, что оно посвящалось его возлюбленной Марии Щербатовой. Сюжетом стихотворения служит расставание двух героев, роковые обстоятельства и невозможность быть счастливыми. Все построено в виде монолога и размышления героя о собственных чувствах и судьбе его возлюбленной. Ее образ представляется таким восхитительным и светлым. Поэта привлекает красота, свобода, незаурядность и независимость этой красавицы от общественного мнения.Также для читателей открывается внутренний мир лирического персонажа. Он предстаёт искренним, целостным человеком, который способен на сильные чувства и глубокие переживания. У него огромное желание спасти цветущую, красивую молодость веселой и жизнерадостной женщины. Он искренне желает ей счастья, но понимает, что оно невозможно. Грусть, горечь, тревога, осознание, что ситуация безысходна и предчувствие расставания со своей женщиной — это основные чувства влюблённого мужчины.Есть звучание мотива противостояния искреннего и свободного человека против людей из светского общества. Кругом людские сплетни и пересуды. В будущем героиня будет обречена на плату горькими слезами и коварные молвы за ее счастливые дни и радостные моменты. Миниатюрное стихотворение выполнено в виде ответа на вопрос «Отчего?». Главный герой два раза даёт краткий ответ в первой и последней строках. Первая строчка означает, что мужчине грустно, потому что он влюблён. А в последней любимая не чувствует приближающейся опасности, ей весело. Но герой понимает, что скоро она будет очень расстроена, поэтому он заранее ощущает всю боль и печаль. За обоими ответами скрывается лермонтовское мироощущение. В произведении возникают настоящее и будущее времена. Настоящее переплетается с любовными чувствами, обозначаясь словами: люблю, знаю, грустно. А будущее связано с последующей судьбой главной героини: заплатишь, не пощадит. Одиночество и тоска чувствуется на протяжении всего стихотворения.Поэт написал шедевральное стихотворение, относящееся к любовной лирике. Оно состоит всего из шести строчек, но в нем заложен глубокий смысл. Свободные люди должны противостоять сплетням толпы.

Щербатова Мария Алексеевна

“среди беспощадного света. ”

Мария Алексеевна Щербатова (1820-1879) была дочерью украинского помещика А.П. Штерича. После смерти матери она жила в доме бабушки С.И. Штерич в Петербурге. В 1837 г. юная Мария вышла замуж за гусарского офицера князя А.М. Щербатова. Однако через год после свадьбы ее муж заболел и умер – к счастью для молодой женщины, как писала ее родственница, потому что Щербатов оказался «дурным человеком», «злым и распущенным».

Лермонтов познакомился с молодой вдовой в 1839 г. в салоне Карамзиных. Блондинка с синими глазами, она была, по словам М.И. Глинки, «видная, статная и чрезвычайно увлекательная женщина». По свидетельству троюродного брата Лермонтова А. П. Шан-Гирея, поэт был «сильно заинтересован кн. Щербатовой», которая, по его признанию, была такова, «что ни в сказке сказать, ни пером описать». Марии Алексеевне нравилась поэзия Лермонтова. После чтения поэмы «Демон» она сказала автору: «Мне ваш Демон нравится: я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака».

А.О. Смирнова вспоминала, что как-то при ней Лермонтов пожаловался Марии Алексеевне, что ему грустно. Щербатова спросила, молится ли он когда-нибудь? Он сказал, что забыл все молитвы. «Неужели вы забыли все молитвы, — воскликнула княгиня Щербатова, — не может быть!» Александра Осиповна сказала княгине: «Научите его читать хоть Богородицу». Щербатова тут же прочитала Лермонтову Богородицу. К концу вечера поэт написал стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную. »), которое преподнес ей. М.А. Щербатовой посвящено и стихотворение «Отчего»: Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. За каждый светлый день иль сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. Мне грустно. потому что весело тебе.

На долю Марии Алексеевны выпало много испытаний. Ее имя вошло в историю дуэли Лермонтова с французом Э. де Барантом, повлекшей за собой вторую ссылку поэта на Кавказ. А.П. Шан-Гирей писал, что «слишком явное предпочтение, оказанное на бале счастливому сопернику, взорвало Баранта. и на завтра назначена была встреча». Н.М. Смирнов в «Памятных заметках» также рассказывал, что Лермонтов «влюбился во вдову княгиню Щербатову. за которой волочился сын французского посла барона Баранта. Соперничество в любви и сплетни поссорили Лермонтова с Барантом. Они дрались. »

Через несколько дней после дуэли Мария Алексеевна уехала в Москву. Но позднее, ненадолго вернувшись в Петербург, она виделась с Лермонтовым. П.Г. Горожанский, бывший товарищ поэта по юнкерской школе, вспоминал: «Когда за дуэль с де Барантом Лермонтов сидел на гауптвахте, мне пришлось занимать караул. Лермонтов был тогда влюблен в кн. Щ(ербатову), из-за которой и дрался. Он предупредил меня, что ему необходимо по поводу этой дуэли иметь объяснения с дамой и для этого удалиться с гауптвахты на полчаса времени. Были приняты необходимые предосторожности. Лермонтов вернулся минута в минуту, и едва успел он раздеться, как на гауптвахту приехало одно из начальствующих лиц справиться, все ли в порядке. Я знал, с кем виделся Лермонтов, и могу поручиться, что благорасположением дамы пользовался не де Барант, а Лермонтов».

Вопреки молве Мария Алексеевна не признавала себя виновницей в этой дуэли. В марте 1840 г. она писала А.Д. Блудовой: «Вы знаете, моя дорогая, нет большего позора для женщины, чем низкие домыслы о ней со стороны тех, кто ее знает. Но если женщина слишком горда, она часто предпочитает склонить свою голову перед гнусной клеветой, нежели оказать честь этим клевещущим на нее людям, представляя им доказательства своей чистоты. Я счастлива, что они не поранили один другого, я желаю лучше быть осужденной всеми, но все-таки знать, что оба глупца останутся у своих родителей. Я-то знаю, что значит такая потеря». Потерей Щербатовой был ее двухлетний сын, который умер через две недели после этой злосчастной дуэли.

В мае 1840 г. Лермонтов, направляясь на Кавказ, в Москве, видимо, встретился с Марией Алексеевной в последний раз. 10 мая ее навестил А.Н. Тургенев, который записал в своем дневнике: «Был у кн. Щербатовой. Сквозь слезы смеется. Любит Лермонтова». Через несколько месяцев она уехала за границу, когда вернулась, поэта уже не было в живых. Лирический портрет М.А. Щербатовой поэт создал в стихах.

Автор: научный сотрудник музея-заповедника «Тарханы» Т.Н. Кольян.

На светские цепи, На блеск утомительный бала Цветущие степи Украйны она променяла,

Но юга родного На ней сохранилась примета Среди ледяного, Среди беспощадного света.

Как ночи Украйны, В мерцании звёзд незакатных, Исполнены тайны Слова ее уст ароматных,

Прозрачны и сини, Как небо тех стран, ее глазки, Как ветер пустыни, И нежат и жгут ее ласки.

И зреющей сливы Румянец на щечках пушистых, И солнца отливы Играют в кудрях золотистых.

И, следуя строго Печальной отчизны примеру, В надежду на Бога Хранит она детскую веру.

Как племя родное, У чуждых опоры не просит И в гордом покое Насмешку и зло переносит.

От дерзкого взора В ней страсти не вспыхнут пожаром, Полюбит не скоро, Зато не разлюбит уж даром.

М.Ю. Лермонтов, 1840 г.

Анализ стихотворений Лермонтова

  • Анализ стихов
  • Лермонтов
  • Ангел
  • Благодарность
  • В минуту жизни трудную
  • Валерик
  • Весна
  • Выхожу я на дорогу
  • Горные вершины
  • Дума
  • Есть речи значенье
  • Завещание
  • Звезда
  • И скучно и грустно
  • Из-под таинственной, холодной полумаски
  • Кавказ
  • Как часто пестрою толпою окружен
  • Кинжал
  • Когда волнуется желтеющая нива
  • Листок
  • Мой демон
  • Молитва я матерь божия
  • Мцыри
  • На севере диком
  • Нет я не байрон я другой
  • Нищий
  • Одиночество
  • Она не гордой красотою
  • Осень
  • Парус
  • Пленный рыцарь
  • Поэт
  • Предсказание
  • Пророк
  • Прощай немытая Россия
  • Расстались мы но твой портрет
  • Родина
  • Смерть поэта
  • Сон
  • Сосед
  • Стансы
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Тучки небесные, вечные странники
  • Узник
  • Утес
  • Я жить хочу, хочу печали
  • Я не унижусь перед тобою

Труды знаменитого стихотворца первой половины XIX века популярны не только в Российской федерации, но и за границей. Прошло 3 столетия, как поэта не стало. Давно уже нет в живых его товарищей и родных, а также литераторов, с кем он тесно общался. Но его гениальные вещи заставляют нас окунуться в мир культуры и настоящей поэзии.

Основные задатки к сочинительству появились у Михаила, будучи подростком. Как раз в семействе пошли разногласия между папой и бабушкой юного гения. Если Юрий Петрович признавал Мишу талантливым ребенком, то Елизавета Алексеевна хотела, чтобы внук ухаживал за старушкой. Но, все равно, обучаясь в пансионе, юноша уже печатался в местных издательствах. Самые первые стихи возникли в 1829 году в Москве. В них говорилось об Отчизне, дружбе и высоком предназначении поэта.

Вскоре Михаил Юрьевич сблизился с декабристами. Их мысли и разговоры он записывал в тетрадь, после чего отразил все эти волнения в своих стихах «Пророк», «Родина».

В 1830 году возникает «Предсказание, где говорится о Пугачевском восстании, а чуть позже пишется роман «Вадим», который так и остался недоработанным.

В 20-летнем возрасте юноша становится военнослужащим. Все также у него в думах была тема борьбы, подвиги. В 1837 году рождается «Бородино», посвященное 25-летней годовщине Бородинского сражения. И сейчас, когда мы вновь перечитываем эти гениальные строчки, перед нами встают герои-победители прошлого века. Лермонтов желал от всей души показать стихотворение Пушкину, но, тот погиб на дуэли. Трагическая смерть так его встревожила , что он сразу же посвятил своему наставнику восхитительное стихотворение «Смерть Поэта».

По долгу службы, пребывая на Кавказе, Лермонтов заканчивает работу над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Цензоры долго не желали печатать этот труд, но В.А.Жуковский восторгался от написанного, и попросил, чтобы данное творение издали.

Здесь же создавался «Герой нашего времени», много раз переписывался «Демон», и созданная на одном дыхании поэма «Мцыри». Все мысли, мечты персонажа были схожи с взглядами многих людей, поэтому эти произведения перечитывались по несколько раз. Через некоторое время возникает другая поэма «Беглец», которая обличала предательство.

В течение очередной ссылки на Кавказ в 1840 году в Петербурге выходит в свет книга «Стихотворения М.Ю.Лермонтова». Издание имело грандиозный успех у читателей.

В 1841 году в журнале публикуют «Родина», где автор описывает страдания русского народа. Вольнолюбивый поэт недолго находится в Петербурге, так как его просят покинуть город. Ему было тяжело расставаться с друзьями. И в своих последних творениях «Дубовый листок», «Утес» прослеживается много тревоги и печали. Лермонтов умер 15 июля 1841 года, но его поэзия и проза ценятся читающей публикой до сих пор.

Стихотворение «Отчего», как и «На светские цепи…», посвящено княгине М. А. Щербатовой, но образ-переживание здесь несет иную окраску. Читая это лирическое размышление, постарайтесь вникнуть в сложное чувство героя – грусть, тревогу, горечь.

Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье.

За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе…

Мне грустно… потому что весело тебе.

Отчего вдруг возникает пронзительное ощущение жажды счастья и невозможности его? Ведь в стихотворении очень немного специальных средств художественной выразительности. Но поэтичность и глубину придает произведению, во-первых, то, что это стихи, а мы уже не раз отмечали, как благодаря членению на соизмеримые отрезки высказывание превращается в факт искусства. Во-вторых, это искусство слова – мы видим мастерство поэта, проявившееся в естественности речи, будто внезапно вылившейся в минуту раздумья, и вместе с тем в удивительной точности, сжатости и емкости поэтического слова. В стихотворении всего шесть строк, это монолог, в котором поэт предсказывает возлюбленной ее будущее. В основе этого маленького стихотворного шедевра – реальная лирическая ситуация, парадоксально увиденная поэтом: цветущая молодость

любимой женщины даже в
светлый день иль сладкое мгновенье
вызывает у героя предощущение горести и мрачные чувства:
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Поэтичность и глубину придают стиху также инверсии. Сравните: молодость цветущую твою —

твою цветущую молодость;
молвы коварное гоненье —
коварное гоненье молвы;
заплатишь ты —
ты заплатишь. Почувствовали, какими значительными становятся слова от того, что оказываются на необычном месте в предложении, как поэтична инверсированная речь?

К тому же каждое слово наполнено глубоким смыслом, потому что вызывает ассоциации. Вспомните: пал, оклеветанный молвой, мелочные обиды, мнения света, коварный шепот насмешливых невежд

– такие образы из стихотворения «Смерть Поэта» возникают перед нами, когда читаем выражение
молвы коварное гоненье
. А
молодость цветущую —
тоже яркий, типично лермонтовский образ, вызывающий в памяти и цветущий оазис в «Трех пальмах», и живую душу героини стихотворения «На светские цепи…», и создание
мечты
героя стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…» –
с глазами, полными лазурного огня,
и многое еще.

В художественном мире поэта утверждается единый идеал, связанный с представлением о полноте жизни, включающей в себя свободу и гармонию. Ему противостоит мертвенный и душный мир вражды, неволи и душевного холода. Любимые герои Лермонтова – люди с пламенной душой, стремящиеся к свободе и единству с природой. Таковы герои стихотворений «Бородино», «Смерть Поэта», «Памяти А. И. Одоевского», «На светские цепи…», «Парус», «Родина», «И скучно и грустно» и других. Лермонтову ненавистны бездушные

люди,
приличьем стянутые маски
, толпа,
для потехи
травившая
Поэта, убийца
, который
хладнокровно навел удар, Свободы, Гения и Славы палачи
.

И в стихотворении «Отчего» вы теперь не пройдете мимо, не заметив противопоставления: молодость цветущую, светлый день, сладкое мгновенье, весело – не пощадит, коварное гоненье, слезами и тоской заплатишь

. И обязательно почувствуете характерную для Лермонтова антитезу: живой человек и мертвенная злобная толпа, искренность и коварство, стремление к гармонии и невозможность ее, неизбежность жестокой расплаты за радости бытия, за попытку жить по-своему, свободно.

Как много говорит нам повтор мне грустно, потому что…

в первой и последней строках стихотворения. Ведь в первой строке уже сказано главное:
я тебя люблю.
Но дело ведь и в том, что героиня не осознает опасности, ей
весело,
она не чувствует беды. Такое детское простодушие тоже сближает ее образ с образом поэта. Вспомните:

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным…

Мысль, заданная уже вначале: Мне грустно, потому что я тебя люблю,

– развертываясь и наполняясь конкретным содержанием, закрепляется афористической концовкой стихотворения, – антитезой:
Мне грустно… потому что весело тебе.
Кольцевая композиция, подчеркивает трагизм судьбы героини. Однако, дочитав до конца, вы почувствуете, как возвышенна, прекрасна и одухотворенна любовь лирического героя. Это любовь, в которой нет ничего мелкого, а есть только жажда счастья для любимой и горечь от сознания его невозможности.

Романтизм | Определение, характеристики, художники, история, искусство, поэзия, литература и музыка

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Романтизм , отношение или интеллектуальная ориентация, которая характеризовала многие произведения литературы, живописи, музыки, архитектуры, критики и историографии в западной цивилизации в период с конца 18-го до середины 19-го века. Романтизм можно рассматривать как отказ от заповедей порядка, спокойствия, гармонии, баланса, идеализации и рациональности, характерных для классицизма в целом и неоклассицизма конца 18 века в частности. Это было также в некоторой степени реакцией против Просвещения и против рационализма 18-го века и физического материализма в целом. Романтизм подчеркивал индивидуальное, субъективное, иррациональное, образное, личное, спонтанное, эмоциональное, призрачное и трансцендентное.

Путешествие на рубеж 19-го века, чтобы познакомиться с романтическим музыкальным, литературным и художественным движением. общее возвышение эмоций над разумом и чувств над интеллектом; обращение к себе и усиленное исследование человеческой личности, ее настроений и умственных способностей; озабоченность гением, героем и исключительной фигурой в целом и сосредоточенность на его или ее страстях и внутренней борьбе; новый взгляд на художника как на в высшей степени индивидуального творца, для которого творческий дух важнее строгого соблюдения формальных правил и традиционных процедур; акцент на воображении как на вратах к трансцендентному опыту и духовной истине; навязчивый интерес к народной культуре, национальным и этническим культурным истокам, средневековью; и пристрастие к экзотическому, отдаленному, таинственному, сверхъестественному, оккультному, чудовищному, болезненному и даже сатанинскому.

Собственно романтизму предшествовало несколько связанных с ним событий середины 18 века, которые можно назвать преромантизмом. Среди таких тенденций была новая оценка средневекового романа, от которого романтическое движение получило свое название. Роман представлял собой рассказ или балладу о рыцарских приключениях, в которых акцент на индивидуальном героизме, экзотике и таинственности резко контрастировал с элегантной формальностью и искусственностью преобладающих форм классической литературы, таких как французская неоклассическая трагедия или английское героическое двустишие. в поэзии. Этот новый интерес к относительно простым, но откровенно эмоциональным литературным выражениям прошлого должен был стать доминирующей нотой романтизма.

Романтизм в английской литературе начался в 1790-х годах с публикации Лирических баллад Уильяма Вордсворта и Сэмюэля Тейлора Кольриджа. Манифестом английского романтического течения в поэзии стало «Предисловие» Вордсворта ко второму изданию (1800) « лирических баллад» , в котором он охарактеризовал поэзию как «спонтанный излив сильных чувств». Уильям Блейк был третьим главным поэтом ранней фазы движения в Англии. Первая фаза романтического движения в Германии была отмечена новшествами как в содержании, так и в литературном стиле, а также в увлечении мистическим, подсознательным и сверхъестественным. К этой первой фазе принадлежит множество талантов, в том числе Фридрих Гельдерлин, ранний Иоганн Вольфганг фон Гёте, Жан Поль, Новалис, Людвиг Тик, Август Вильгельм и Фридрих фон Шлегель, Вильгельм Генрих Вакенродер и Фридрих Шеллинг. В революционной Франции Франсуа-Огюст-Рене, виконт де Шатобриан и мадам де Сталь были главными инициаторами романтизма благодаря своим влиятельным историческим и теоретическим трудам.

Вторая фаза романтизма, охватывающая период примерно с 1805 по 1830-е годы, была отмечена ростом культурного национализма и новым вниманием к национальному происхождению, о чем свидетельствуют сбор и имитация местного фольклора, народных баллад и поэзии, народный танец и музыка, и даже ранее игнорировавшиеся средневековые и ренессансные произведения. Возрожденное историческое понимание было переведено в творческое письмо сэром Вальтером Скоттом, которого часто считают изобретателем исторического романа. Примерно в это же время английская романтическая поэзия достигла своего апогея в произведениях Джона Китса, лорда Байрона и Перси Биши Шелли.

Заметным побочным продуктом романтического интереса к эмоциональному были работы, посвященные сверхъестественному, странному и ужасному, как, например, « Франкенштейн » Мэри Шелли и работы Чарльза Роберта Мэтьюрина, маркиза де Сада и Э.Т.А. Хоффманн. Во второй фазе романтизма в Германии доминировали Ахим фон Арним, Клеменс Брентано, Йозеф фон Гёррес и Йозеф фон Эйхендорф.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

К 1820-м годам романтизм распространился на литературу почти всей Европы. На этом более позднем, втором этапе движение было менее универсальным по своему подходу и больше концентрировалось на изучении исторического и культурного наследия каждой нации, а также на изучении страстей и борьбы исключительных личностей. Краткий обзор писателей-романтиков или писателей, находившихся под влиянием романтиков, должен включать Томаса Де Куинси, Уильяма Хэзлитта и Шарлотту, Эмили и Энн Бронте в Англии; Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Альфонс де Ламартин, Альфред де Мюссе, Стендаль, Проспер Мериме, Александр Дюма и Теофиль Готье во Франции; Алессандро Манцони и Джакомо Леопарди в Италии; Александр Пушкин и Михаил Лермонтов в России; Хосе де Эспронседа и Анхель де Сааведра в Испании; Адам Мицкевич в Польше; и почти все важные писатели Америки до Гражданской войны.

Изобразительное искусство

В 1760-х и 1770-х годах ряд британских художников дома и в Риме, в том числе Джеймс Барри, Генри Фузели, Джон Гамильтон Мортимер и Джон Флаксман, начали рисовать предметы, которые противоречили строгим правилам приличия. и классическая историко-мифологическая тематика традиционного изобразительного искусства. Эти художники предпочитали причудливые, патетические или экстравагантно-героические темы и определяли свои образы напряженным линейным рисунком и смелыми контрастами света и тени. Уильям Блейк, другой выдающийся английский художник раннего романтизма, развил свои собственные мощные и уникальные визионерские образы.

В следующем поколении великий жанр английской романтической пейзажной живописи появился в работах Дж.М.В. Тернер и Джон Констебл. Эти художники подчеркивали преходящие и драматические эффекты света, атмосферы и цвета, чтобы изобразить динамичный мир природы, способный вызывать благоговение и величие.

Во Франции главными живописцами раннего романтизма были барон Антуан Гро, написавший драматические картины современных событий наполеоновских войн, и Теодор Жерико, чьи изображения индивидуального героизма и страданий в 900-х гг.0017 «Плот Медузы» и его портреты душевнобольных по-настоящему положили начало движению около 1820 года. Величайшим французским художником-романтиком был Эжен Делакруа, который известен своей свободной и выразительной манерой письма, богатым и чувственным использованием цвета, его динамичным композиции, а также его экзотические и авантюрные темы, начиная от жизни арабов в Северной Африке и заканчивая революционной политикой дома. Поль Деларош, Теодор Шассерио и, иногда, Жан-Огюст-Доминик Энгр представляют последнюю, более академическую фазу романтической живописи во Франции. В Германии романтическая живопись приобрела символический и аллегорический подтекст, как в работах Филиппа Отто Рунге. Каспар Давид Фридрих, величайший немецкий художник-романтик, писал устрашающе безмолвные и суровые пейзажи, которые могут вызвать у смотрящего чувство тайны и религиозного благоговения.

Романтизм выражался в архитектуре прежде всего через подражание старым архитектурным стилям и через эксцентричные здания, известные как «безумия». Средневековая готическая архитектура обратилась к романтическому воображению в Англии и Германии, и этот возобновившийся интерес привел к готическому возрождению.

Никто не хочет делиться весельем. Михаил Лермонтов

Как страшна эта жизнь оков
Нам одним тащиться.
Разделить веселье — все готовы:
Никто не хочет делиться печалью.

Я здесь один, как воздушный царь,
Страдание в сердце стеснено,
И я вижу, как судьба послушна
Годы проходят, как сны;

И приходят опять, с позолоченным,
Но тот же старый сон
И вижу одинокий гроб,
Он ждет; зачем задерживаться над землей?

Об этом никто не сломается
И сломают (я уверен)
Больше веселья о смерти
А как же мое рождение. ..

Поэма «Одиночество» (1830) относится к раннему периоду творчества Лермонтова. Юноша восхищался поэтами-романтиками, особенно раньше. Лермонтову еще предстояло почувствовать настоящее одиночество, но он уже любовался образом независимого гордого изгнанника.

Поэт был еще во власти юношеского максимализма. Он часто представлял себя независимым от людей героем, которому уготована бурная жизнь, полная опасностей и страданий. Такой герой очень одинок. Автор утверждает, что «весело разделить готов каждый», но не каждый способен разделить грусть и грусть. В этом можно увидеть зародыш темы противостояния поэта и толпы, которую позднее Лермонтов разработает очень подробно.

Поэт сравнивает себя с «королем воздуха», с грустью глядя на уходящие годы. Этот образ еще очень расплывчатый. Непонятно, что имеет в виду Лермонтов. Это явно не Бог и не Дьявол, так как страдает и зависит от течения времени. В более позднем творчестве поэта ему наиболее близок падший ангел (демон), обреченный на вечное одиночество.

Молодого автора уже увлекает тема неминуемой смерти. Он видит «одинокий гроб». Жизнь тяжела и приносит только горе. Отсюда Лермонтов делает неутешительный вывод: лучше поскорее покончить со страданиями и встретиться лицом к лицу со смертью, чем пытаться что-то изменить. Поэт считает, что его смерть ни у кого не вызовет сострадания. Он уверен, что она принесет людям больше радости, чем его рождение.

Такой крайний пессимизм молодого человека может удивить. Но не стоит считать это искренним проявлением мыслей и чувств Лермонтова. Подобного мнения в то время придерживались многие романтически настроенные юноши. Это была своеобразная дань народному направлению в литературе и искусстве. С другой стороны, с возрастом люди избавлялись от таких взглядов. Но для Лермонтова такой образ мышления стал определяющим на всю жизнь. Судьба, к сожалению, была к нему крайне неблагосклонна, и это только усилило пессимизм поэта. В результате чувство одиночества стало настолько сильным, что подтолкнуло его к осознанному желанию смерти. Косвенно это стало причиной его трагической гибели на дуэли.

Антуан де Сент-Экзюпери однажды сказал, что каждый из нас родом из детства. Задолго до него Михаил Юрьевич Лермонтов всей своей жизнью и творчеством подтвердил несомненную достоверность этого выражения. Рано потеряв родителей, он воспитывался собственной бабушкой, женщиной твердой и властной. Неудивительно, что пережитое в детстве чувство заброшенности и ненужности поэт переносит во взрослую жизнь. Тема одиночества звучит почти в каждом его произведении, а особенно остро и трагично — в тексте поэмы Лермонтова «Одиночество», написанной в 1830 году, когда поэту было 16 лет.

Стих «Одиночество» Лермонтова Михаила Юрьевича Вы можете прочитать полностью онлайн на нашем сайте. Слова главного лирического героя произносит сам автор. Он говорит как бы на последней исповеди, и размышляет о себе, о своей роли в жизни и обществе. Он ставит себя в центр мира, в котором родился и живет. С одной стороны, он ее неотъемлемая часть. С другой стороны, он сам чувствует свою чуждость, а общество отвергает его, относится к нему крайне враждебно. Нет ни одного человека, который бы оплакивал его. Что делать? Молодой поэт видит один исход — раннюю смерть, ибо нет смысла «тормозить над землей».

Теперь легко выучить стихотворение Лермонтова «Одиночество» и подготовиться к уроку литературы в классе. На нашем сайте вы можете скачать это произведение абсолютно бесплатно.

Как ужасна эта жизнь в кандалах
Нам одному тащиться.
Разделить веселье — все готовы:
Никто не хочет делиться печалью.

Я здесь один, как воздушный царь,
Страдание в сердце стеснено,
И вижу, как судьба покорно
Годы проходят, как сны;

И приходят опять, с позолоченным,
Но тот же старый сон
И вижу одинокий гроб,
Он ждет; зачем задерживаться над землей?

Об этом никто не сломается
И сломают (я уверен)
Больше веселья о смерти
А как же мое рождение…

Тема одиночества близка и понятна многим русским поэтам. В этом нет ничего удивительного, так как многие из них оказались непризнанными еще при жизни, их труд намного опередил свое время, а был оценен гораздо позже. Жизнь таких людей оказалась лишенной простых человеческих радостей, самой ценой которых является общение. Одиночество стало их вторым «я», образом жизни и мыслей. Но, в то же время, это помогло создать множество прекрасных и глубоких работ, заставило острее чувствовать окружающий мир и собственную неугомонность.

5 место. Для некоторых поэтов одиночество является синонимом отсутствия любви. Именно это чувство позволяет человеку в полной мере чувствовать себя счастливым. Когда уходит любовь, то в душе поселяется пустота. И даже если тот, кто еще недавно был самым близким и родным человеком, все еще рядом, его больше нет в вашем мире, наполненном грустью и тоской. Именно этим чувствам посвятил свое стихотворение «Одиночество в любви» поэт Дмитрий Мережковский . В его понимании любовь — это вечный поединок, в котором идет борьба за свободу. И тот, кто выходит из него победителем, получает в награду одиночество. «Я жил один, я умру один», — пишет поэт, утверждая, что только смерть может научить людей любить без оглядки, открыто и по-настоящему.

«Одиночество в любви» Мережковский Д.

Темнеет. В чужом городе
Мы сидим друг против друга
В холодном сумраке ночи,
Мы оба страдаем и молчим.

И оба поняли давно
Как бессильна и мертва речь:
Чем полно бедное сердце
То не выразишь словами.

Никто ни в чем не виноват:
Кто не смог победить гордыню,
Он навсегда останется один
Кто любит, тот должен быть рабом.

Стремление к блаженству и добру,
Влачение томных дней
Мы совсем одни, всегда одни:
Я жил один, я умру один.

На стёклах бледного окна
Погасла вечерняя полутьма.-
Только смерть учит любить
Всё, к чему нет возврата.

4 место. В свою очередь поэт Николай Рубцов олицетворяет одиночество со старостью и смертью. Для него эти понятия очень близки, так как пожилой человек, у которого постепенно уходят друзья, теряет людей, с которыми его объединяли общие интересы. В конце концов, в его стихотворение «Мои георгины замерзают» поэт отмечает, что к концу жизни чувство одиночества и осознание того, что человек никому не нужен, становятся настолько сильными, что на их фоне смерть кажется единственным способом избавиться душевных страданий.

«Посвящение другу» Н. Рубцов

Мои георгины замерзают.
И последние ночи уже близко.
И на комьях желтеющей глины
Лепестки летят через забор…
Нет, не обрадуюсь — ты что! —
Одинокая блуждающая звезда.
Мои самолеты летали
Мои поезда свистели.
Ревели пароходы мои
Заскрипели телеги мои, —
Я пришел к вам в дни непогоды,
Так извольте, дайте мне воды попить!
Не рви мои мирские цепи,
Не спеши, очи печали,
В пугачевских вольных степях,
Где гуляла душа бунтаря.
Не рви мою болезненную связь
С долгой осенью нашего края,
С деревом у сырой коновязи,
С журавлями в холодную даль…
Но я люблю тебя в дни ненастья
И желаю тебе навсегда
Чтоб ревели твои корабли,
Пусть свистят твои поезда!

3 место. Подобные мысли, кстати, были свойственны и поэту Николаю Некрасову , который тоже считал старость синонимом одиночества. В своем стихотворении «Я скоро умру. Печальное наследие… » автор пишет, что старость — это не только мудрость, знания и опыт, но и потеря друзей, семьи и всех тех, кто в молодости отдал радость общения.И жалеет, что к концу жизни остался один, на чужбине, лишенный самого главного — заботы и участия тех, кого когда-то любил.

«Я скоро умру. Жалкое наследство…» Н. Некрасов

(Посвящается неизвестному другу,
приславшему мне стихотворение
«Не может быть»)

Я скоро умру. Жалкое наследие
О родина! Я оставлю вас.
Детство я провел под роковым игом
И юность в мучительной борьбе.
Короткая буря укрепляет нас,
Хоть мы и смущаемся ей мигом,
Но долгая — навсегда поселяется
В душе привычка к робкому молчанию.
У меня годы гнетущих впечатлений
Они оставили неизгладимый след.
Как мало я знал о свободных вдохновениях,
О родина! ваш грустный поэт!
Какие преграды не встретились на пути
С твоей мрачной музой на пути?..

И засчитай мне немного работы в заслугу!

Я не торговал лирой, но случилось,
Когда грозила неумолимая судьба,
Лира издавала неправильный звук
Моя рука.. Я давно один;
Сначала ездил дружной семьей,
Но где они теперь, друзья мои?
Одни давно ушли от меня
Перед другими я сам запер дверь;
Тех по жребию постиг жестокий,
И уже перешли земной предел…
За то, что я один,
За то, что ни в ком я не имел опоры,
Что я, теряя друзей с каждым годом,
Все больше и больше врагов встречал в пути —
За каплю крови общей с народом,
Прости меня, Родина! Извините!

Меня позвали петь о твоих страданиях,
Терпение удивительные люди!
И брось хоть один лучик сознания
На путь, который ведет тебя Бог
Но, любя жизнь, к ее сиюминутным благам
Прикованный привычкой и окружением,
Я шел к цели нерешительным шагом,
Я не шел Я жертвую собой ради нее.
И песня моя пролетела бесследно,
И не дошла она до людей,
Одна любовь успела подействовать на нее
Тебе, милая моя сторона!
За то, что я, чёрствый каждый год,
Я умел ее в душе сберечь,
За каплю крови общей с народом,
Вина моя, о Родина! извините!..

2 место. Поэт Сергей Есенин также посвятил ряд стихов одиночеству, считая, что это состояние в той или иной мере свойственно каждому человеку. У кого-то он вызывает грусть и разочарование, а у кого-то заставляет переосмыслить собственную жизнь и попытаться изменить ее. Одиночество Есенин связывает с осенью, любимым временем года поэта. Однако в стихотворение «Золотая роща отговорила» он сравнивает свое одиночество с готовящейся к зимней спячке природой. При этом Есенин отмечает, что каждый человек, став взрослым и покинув отчий дом, становится вечным скитальцем и заложником этого чувства, которое заставляет его совершать пустые и необдуманные поступки. А потом пожалеть и снова попытаться обрести забвение в компании друзей, вина и женщин.

«Золотая роща отговорила» Есенина С.

Золотая роща отговорила
Береза, веселый язык,
И журавли, печально летящие,
Больше ни для кого не жаль.

Кого жалеть? Ведь каждый странник на свете —
Пройти, войти и снова выйти из дома.
Конопля снится всем ушедшим
С широкой луной над голубым прудом.

Я стою один среди голой равнины,
И журавли ветром уносятся вдаль,
Я полон мыслей о веселом юноше,
Но я ни о чем не жалею в прошлом.

Не жалею лет зря потраченных,
Не жалко души цветка сирени.
В саду горит костер красной рябины,
Но он никого не может согреть.

Не сгорят кисти рябины,
Трава не исчезнет от желтизны,
Как дерево сбрасывает листву,
Так что грустные слова бросаю.

И если время, сметая ветром,
Сгребет их всех в один ненужный комок. ..
Так и скажи… что роща золотая
Мило ответила она.

1 место. Пожалуй, чаще всего в своем творчестве к теме одиночества обращался поэт Михаил Лермонтов, для которого такое душевное состояние стало привычным и почти естественным. Создаваемые им поэтические образы часто представляют собой одиноких скитальцев, которые порой даже не знают, куда идут. Однако в стихотворении «Как страшна жизнь в этих кандалах» Лермонтов открыто, без метафорических сравнений, говорит об одиночестве, отмечая, что многие готовы разделить с человеком радость и веселье, но никто не готов разделить грусть и грусть .

«Одиночество» М.Лермонтов

Как ужасна эта жизнь в кандалах
Нам одним тащиться.
Разделить веселье — все готовы:
Никто не хочет делиться печалью.

Я здесь один, как воздушный царь,
Страдание в сердце стеснено,
И вижу, как судьба покорно
Годы проходят, как сны;

И приходят опять, с позолоченным,
Но тот же старый сон
И вижу одинокий гроб,
Он ждет; зачем задерживаться над землей?

Об этом никто не сломается
И сломают (я уверен)
Больше веселья о смерти
А как же мое рождение. ..

Анализ стихотворения «Пленный рыцарь. Михаил Лермонтов

Я молча сижу под окном подземелья,
Я вижу отсюда голубое небо:
Все вольные птицы играют в небе;
Глядя на них, мне и больно, и стыдно.

Нет греховной молитвы на устах моих,
Нет песни во славу родной:
Я помню только старые битвы
Мой меч тяжел, а панцирь мой железен.

Я теперь закован в каменную оболочку,
Каменный шлем давит мне голову
Мой щит от стрел и меча заколдован,
Мой конь бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменен
Забрало шлема — решетка бойниц,
Каменный панцирь — высокие стены
Мой щит — чугунные двери подземелья.

Гоняй быстрее, изменчивое время!
Мне стало душно под новой броней!
Смерть, когда мы придем, удержит мое стремя, —
Я сорву его и сниму с лица.

Анализ поэмы Лермонтова «Плененный рыцарь»

Поэма «Плененный рыцарь» (1840 г. ) написана Лермонтовым во время ареста за дуэль с сыном французского посла де Бараном. Оно в полной мере отражает настроение поэта в последние годы жизни.

В поздний период творчества Лермонтова все больше охватывало отчаяние от чувства невероятного одиночества. Непонимание и равнодушие общества ранили душу поэта. По свидетельствам современников, Лермонтов стремился к его смерти. Дуэль и последующее задержание еще больше озлобили его на окружающее общество.

Даже в дикой природе автор уже давно не чувствует себя абсолютно свободным. Физическое рабство повергло его в состояние крайнего пессимизма. Лирический герой через окно наблюдает за «вольными птицами», испытывает боль и стыд. Он никого ни в чем не обвиняет и не просит прощения. Одиночество подчеркивается тем, что у героя нет даже любимой женщины, во славу которой он мог бы сочинить песню. Из всей жизни он помнит только «античные баталии», символизирующие литературную борьбу Лермонтова за высшие идеалы добра и справедливости.

Когда-то лирический герой чувствовал себя могучим рыцарем на боевом коне в полном вооружении. Он остается настоящим воином и в плену, но его внешний вид кардинально изменился. Описывая свое нынешнее состояние, поэт использует очень меткие сравнения: «каменная скорлупа — высокие стены», «забрало — решетка бойниц», «щит… — чугунные двери», а ретивый конь — «быстрое время».

Лирический герой призывает новую лошадь, чтобы ускорить свой бег. «Новая броня» мешает ему дышать. Автор предчувствует, что в конце пути его будет ждать только смерть. Но он не боится встречи с ней. Эта встреча, наконец, позволит «пленному рыцарю» освободиться от доспехов и обрести настоящую свободу. В этом печальном заключении заключена глубокая мысль Лермонтова о невозможности достижения духовной свободы в материальном мире. Поэт считает, что физическая неволя, на самом деле, не имеет большого значения… Человек всю жизнь страдает от тяжелых доспехов, символизирующих человеческие предрассудки, общественное мнение, собственные сомнения и т. д. Выйти из этой битвы невозможно . Остается только пришпорить своего коня (время) и приготовиться к желанной смерти. Эта философская позиция крайне пессимистична, но не лишена привлекательности.

Произведение «Пленный рыцарь» можно отнести к ряду пророческих стихотворений Лермонтова, в которых он предсказывает свою скорую смерть. Это стихотворение поэт написал за год до своей гибели на очередной дуэли.

Я молча сижу под окном подземелья,
Я вижу отсюда голубое небо:
Все свободные птицы играют в небе;
Глядя на них, мне и больно, и стыдно.

Нет греховной молитвы на устах моих,
Нет песни во славу родной:
Я помню только старые сражения
Мой меч тяжел, а мой панцирь железен.

Я теперь закован в каменную оболочку,
Каменный шлем давит мне голову
Мой щит от стрел и меч заколдован,
Мой конь бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменен
Забрало шлема — решетка бойниц,
Каменный панцирь — высокие стены
Мой щит — чугунные двери подземелья.

Гоняй быстрее, изменчивое время!
Мне стало душно под новой броней!
Смерть, когда мы придем, удержит мое стремя, —
Я сорву его и сниму с лица.

Анализ поэмы Лермонтова «Пленный витязь»

Несмотря на дворянское происхождение, Михаил Лермонтов чувствовал себя по-настоящему свободным только в раннем детстве… Однако с 7 лет его жизнь была подчинена строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с выработкой светских нравов. Подростком Лермонтов мечтал, что станет великим полководцем и сможет совершить хотя бы один подвиг, достойный упоминания в истории. Но очень скоро он понял, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеону, это все равно никто не оценит.

Таким образом, Лермонтов считал себя заложником времени и социальных устоев, понимая, что в этом случае невозможно обрести духовную свободу. В 1840 году, незадолго до смерти, поэт написал поэму «Плененный рыцарь», в которой раскрыл свои мысли и чувства, хотя и в завуалированной форме.
С первых же строк становится ясно, что Лермонтов отождествляет себя с героем этого произведения — изможденным рыцарем, который вынужден сидеть «под окном темницы», испытывая боль и стыд. Что вызвало эти эмоции? Во-первых, отсутствие свободы. Поэт описывает своего героя как опытного воина, который устал от бездействия, но по неизвестной причине вынужден запереться, понимая, что его щит — «чугунные двери подземелья», доспехи — «высокие стены». , и «быстрое время — мой конь неизменный».

Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как пленный рыцарь, который хотел бы исполнить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности. При этом автор отмечает, что «мой конь бежит, и никто им не управляет», имея в виду эту собственную жизнь, которую он считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. Единственным выходом из этой ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строках поэмы «Пленный рыцарь». Более того, поэт воспринимает смерть как союзника, который «будет держать меня за стремя» и поможет избавиться от душевных мук, связанных с невозможностью реализовать собственные мечты.

В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с удовольствием отдал бы предпочтение последнему варианту. Сейчас психологи назвали бы такое поведение кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что потомкам ему нечего оставить. Однако следует иметь в виду, что Лермонтов был весьма самокритичен, а собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не заслуживающей внимания. Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совсем по-другому, и он смог бы понять, что литература – ​​это его главное жизненное предназначение.

Секции: Литература

Класс: 8

Цель урока.

  1. Обучать умению сравнивать поэтические тексты, находить общие мотивы и образы.
  2. Продолжить работу по умению определять стихотворный размер, находить выразительные средства, объяснять их функцию в понимании идеи лирического произведения.
  3. Обучение выразительному чтению стихов.

Словарь. Мотив, антитеза, композиция стихотворения, ритмическая организация стихотворения, лирический герой, художественное пространство лирического произведения.

Оборудование. Мультимедийный комплекс. Презентация к уроку. (см. Приложение)

Во время занятий

Слово учителя. Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве М.Ю. Лермонтов. Вспомните, что характерно для мировоззрения поэта, каковы основные мотивы его лирики. (Одиночество, жажда свободы).

(см. Приложение. Слайд №1) Нам впервые приходится сравнивать два стихотворения разных поэтов: «Узник» Пушкина и «Плененный рыцарь» Лермонтова. Запишите тему урока в тетрадь.

Основное содержание урока. Знакомство с поэмой Лермонтова «Пленный рыцарь».

I. Выразительное чтение учителем (или обученным учеником) стихотворения «Витязь в плену».

Я молча сижу под окном темницы;
Отсюда я вижу голубое небо:
Все свободные птицы играют в небе;
Глядя на них, мне и больно, и стыдно.
Нет греховной молитвы на устах моих,
Нет песни во славу родной:
Я только помню старые битвы
Мой меч тяжел, а панцирь мой железен.
Я сегодня закован в каменную оболочку,
Каменный шлем сокрушает мою голову
Мой щит от стрел и меч заколдован,
Мой конь бежит, и никто им не правит.
Быстрое время — моя лошадь неизменна,
Забрало шлема — бойница решетки,
Каменный панцирь — высокие стены
Мой щит — чугунные двери подземелья.
Гоняй быстрее, изменчивое время!
Мне стало душно под новой броней!
Смерть, когда мы придем, удержит мое стремя;
Я разорву его и сниму с лица.

II. Выявление первичного восприятия.

  • Кто является лирическим героем этого стихотворения? (Рыцарь).
  • Что вы узнали о лирическом герое стихотворения? Кто заточил рыцаря в темницу? (Он в тюрьме, но поэт не говорит, кто его туда посадил и за что, ибо главное в этом стихотворении — выражение душевных страданий от несоответствия реальности идеалам).
  • Совершает ли он активные действия или пассивно погружается в скорбные мысли? (Плененный рыцарь погружается в скорбные мысли, вспоминает «древние битвы»).

III. Выразительное чтение стихотворения Пушкина «Узник».

Сижу за решеткой в ​​сыром подземелье.
Молодой орел, взращенный в неволе,
Мой грустный товарищ, машет крылом,
Кровавая еда клюет за окном
Клюет, бросает и смотрит в окно
Как будто он что-то имел в виду со мной;
Зовет меня своим взглядом и своим криком
И хочет сказать: «Давай улетим!
Мы свободные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где только ветер гуляет… да я! ..»

IV. Беседа по вопросам.

  • Что объединяет эти две работы? (Общий мотив неволи, заточения).
  • Можно ли сказать, что сравнение этих двух стихотворений продиктовано общими мотивами, а не нашей прихотью?

Слово учителя. Нам нужно сравнить два стихотворения разных авторов. Задача сравнительного анализа состоит не в том, чтобы найти сумму сходных и различных признаков, а в том, чтобы выявить существенные черты, присущие творчеству того или иного поэта. Поэтому важно не только назвать какой-либо признак, но и показать, какие функции он выполняет в сравниваемых произведениях поэтов, какие важнейшие черты их мировосприятия он воплощает. В ходе занятия нам предстоит ответить на следующие вопросы: (см. Приложение. Слайд №2)

  • Случайно ли стихотворение Лермонтова сравнивают с произведением Пушкина?
  • Почему поэты по-разному развивали один и тот же мотив в своих произведениях?
  • Какие существенные черты, характерные для поэзии Пушкина и Лермонтова, проявились в этих стихотворениях?

(см. Приложение. Слайд № 3) При этом мы освоим такие понятия, как мотив, антитеза, композиция стихотворения, ритмическая организация стихотворения, лирический герой, художественное пространство лирического произведения. Запишите эти понятия в тетради.

V. Сравнительный анализ стихов Пушкина и Лермонтова.

1. Общие. (Запись в блокноте). Установить общие и особенности этих стихотворений на основе текста. (см. Приложение. Слайды №4, 5)

  • Звание («Узник», «Плененный рыцарь»)
  • Место (подземелье)
  • Персонажи (орел, конь)
  • Лирический герой (узник, пленный рыцарь)
  • Конверсия (брат, налет)
  • Контраст подземелья и свободы (подземелье — небо, горы, кромки моря; подземелье — голубое небо)

Вопрос. Постарайтесь на основе полученных данных показать, что сближает эти два произведения, и в чем главная разница в решении поэтами темы «неволи» — одного из главных мотивов мировой литературы. (Лирический герой поэмы Пушкина не так одинок, как герой поэмы Лермонтова: рядом с ним орел — гордая, свободная птица. Причем свобода — врожденное качество орла, потому что он «в неволе вскормлен». А для лирического героя — «узника» — орел становится «братом»). Помните, в какой работе, которую мы изучали, мы познакомились с этой темой? (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»). Этот же мотив характерен и для таких произведений, которые нам еще предстоит прочитать, таких как «Кавказская пленница» А.С. Пушкин, «Мцыри» М.Ю. Лермонтов.

2. Композиционная структура. (см. Приложение. Слайд №6)

  • В какой форме написаны эти стихи? (Стихотворение «Плененный витязь» — монолог, а стихотворение Пушкина имеет черты диалога).
  • Охарактеризуйте конфликт лирического героя и мира в этих произведениях? (Конфликт между волей и рабством, свободой и заточением).
  • Как передается? (В этих стихотворениях образы противопоставлены: голубое небо — темница, небо — земля. Такой стилистический прием называется антитезой). (см. Приложение. Слайд №7)
  • Попробуем разобраться, как в этих стихотворениях развивается тема «земля (темница) – воля».
  • В каком стихотворении небо недоступно для лирического героя («Плененный витязь»), а в каком оно представлено человеку как возможность, реализация которой целиком зависит от его свободолюбивого порыва? («Узник»).
  • Как это проявляется в изображении птиц? («Пленник»: «Мы вольные птицы…»; птицы воспринимаются лирическим героем как родственные души. «Плененный рыцарь»: «Все вольные птицы играют в небе; глядя на них, мне становится больно и стыдно Птицы представляют лирическому герою контрастный план. Неожиданная нота, появившаяся в первой строфе: рыцарю не только больно, но и совестно находиться в тюрьме, — сразу превращает наметившееся сравнение с пушкинским «Узником» в оппозицию. .Поэтому лирический герой видит освобождение только в смерти. В поэме Пушкина такого мотива нет).
  • В каком стихотворении лирический герой в настоящем времени и его желание вырваться на свободу может быть реализовано прямо сейчас? («Узник»: сидит, кусает, бросает, смотрит, зовет, хочет вымолвить).
  • В каком стихотворении настоящее показано как бессмысленная растительность, все героическое осталось в прошлом, а будущее обещает только смерть? («Плененный рыцарь»: «нет… греховная молитва», «Я помню… древние битвы»; «Я теперь закован в каменную оболочку…»; «Смерть, как только мы придем, будет держать меня в стремя…») .
  • В каком произведении композиционная схема типа «было, нет и не будет» («Плененный рыцарь»), а в каком «нет, но будет» («Узник»)? (см. Приложение. Слайд №8)
  • Чем кончаются оба стихотворения? (Чтение последних строф стихотворения).
  • Какое состояние в сознании лирических героев, давно томящихся в темнице, выражают обращения? («Пр.»: «Летное время»; «У.»: «Брат»).
  • К каким выводам приводят эти наблюдения? (Лирический герой пушкинской поэмы верит в грядущее избавление, но видит его среди природного мира, в котором нет человека. Герой Лермонтова видит свое избавление в смерти; он вступает в совершенно иные отношения с миром: временем есть конь, смерть стремится. Вырвавшись из плена чуждой жизни, рыцарь может, наконец, «сдернуть забрало» и явить свое истинное лицо. Вот почему он торопит «летящее время»).

3. Ритмическая организация стихотворений. (см. Приложение. Слайд № 9)

  • Определить способ рифмовки и размер стихотворений. Как мы делаем это? (Подчеркните все гласные в первой строке, поставьте ударение, сделайте вывод о чередовании ударных и безударных слогов). (см. Приложение. Слайды 10, 11, 12)
  • Подумаем, как ритмическая организация стиха помогает нам понять его роль в создании художественного образа. Сравните количество слогов и стоп в этих стихах. Что общего? (Общее количество слогов и стоп).
  • Как размер стиха влияет на выражение общего настроения лирического произведения? (Употребление трехсложных размеров — дактиля и анапеста — особенно при увеличении числа стоп (до четырех) часто выражает уныние, глубокие и тяжелые переживания).
  • Прочтите вслух начальные строки стихов. Обратите внимание на количество пауз – цезур. В каком стихотворении нужно делать паузу после каждого слова? («Плененный рыцарь»). В каком стихотворении нужно делать паузу в середине строфы? («Заключенный»)
  • Обратите внимание на ударение в рифмующихся строках. В каком стихотворении используется мужская рифма? («Узник»). Какой женский? («Плененный рыцарь»). Какая рифма удлиняет стих, придает ему длину, а какая рифма делает его энергичным, ясным, законченным?
  • В каком произведении автор использует много слов с сонорным согласным р? Какую интонацию это придает стихотворениям? («Узник» — энергия, жизнерадостность). В каком стихотворении много слов с шипящими согласными? Почему? («Плененный рыцарь» — трагедия, безысходность). Используя нужные слова и выражения из набора, попробуйте письменно ответить на вопрос «Каким я вижу лирического героя в этих стихотворениях?», основываясь только на интонации стихотворений. (см. Приложение. Слайд №13)
  • Помогают ли рассмотренные нами элементы поэтики создать в нашем восприятии образ лирического героя или это просто совокупность черт, существующих независимо от смысла стихотворения? (Ритмическая организация стихотворений помогает лучше понять настроение лирического героя: жизнеутверждающий пафос в стихотворении Пушкина и уныние, безысходность в стихотворении Лермонтова).

4. Лексико-морфологическая выразительность слов. (см. Приложение. Слайд №14)

  • Обратите внимание на местоимения в стихах Пушкина и Лермонтова. К каким выводам привело это наблюдение? Как использование местоимений помогает поэтам показать: в одном стихотворении — одиночество лирического героя, а в другом — заброшенность? (Пушкин употребляет личные и притяжательные местоимения 1-го лица «мой», «со мной», «мне» и, наконец, «мы». Появляется отрицательное местоимение «никто»).
  • В каком стихотворении много глаголов активного действия, в каком — много слов, показывающих пассивность, бессилие героя? («Пленный» — кусает, бросает, смотрит, зовет; «Пленный рыцарь» — прикован, заколдован, давит, не правит, мне стало душно…)
  • Как морфологические особенности употребляемых слов помогают поэтам написать портрет лирического героя? (Лирический герой поэмы «Узник» полон жажды свободы, активного действия, веры в избавление, а герой поэмы «Плененный рыцарь» пассивен, он из древних рыцарских времен, сама современная жизнь тесновато такому герою, он в ней задыхается).
  • Какой образ в поэме «Витязь в плену» создают относительные прилагательные камень, железо? (см. Приложение. Слайд №15)
  • Какой лексический оттенок становится основным: прочность рыцарских доспехов; вес надгробия, из-под которого человек не может выбраться; незыблемость рыцарского кодекса чести; хрупкость всего материального перед холодным дыханием вечности.

5. Художественное пространство. (см. Приложение. Слайд № 16)

  • Где лирический герой в этих стихотворениях? (В подземелье.)
  • Куда устремлены взоры узника и плененного рыцаря? (В небо).
  • Какое пространство противопоставляется пушкинскому «сырому подземелью»? (Горы, побережье, небо).
  • Что занимает больше места в сюжете поэмы – подземелье или «голубое небо»? (Конечно, небо).
  • Чем заканчивается стихотворение Пушкина «Узник», почему автор употребляет глагол ходим в настоящем времени, а не в будущем? (Настоящая воля находится в душе человека, и никакие застенки не способны остановить человека в его жажде свободы).
  • Где в концовке стихотворения был лирический герой вместе со своим «братом»? (Свободно).
  • Какое пространство противопоставляется темнице в поэме Лермонтова? (тоже небо).
  • Что занимает в стихотворении больше места — описание страны с «голубыми небесами» или описание подземелья? (Описание «подземелья»).
  • Способен ли пленный рыцарь подняться в «голубое небо» вместе со свободными птицами? Почему? (Нет, не может, потому что «я теперь закован в каменную оболочку»).
  • Обратите внимание на прилагательные камень, железо. Какой образ, связанный со смертью, они создают? (Изображение склепа, могилы, из которой невозможно выбраться).
  • В каком стихотворении маленькое сырое подземелье противостоит огромному бескрайнему миру свободы? («Узник»).
  • А в каком стихотворении весь мир оказывается темницей, а страна свободы едва видна из крошечного окошка? («Плененный рыцарь»).
  • Как художественное пространство помогает авторам создать образ лирического героя? (Художественное пространство произведений позволяет более глубоко осмыслить их главную мысль: возможность свободы и веры в ее обретение в поэме Пушкина и бесперспективность этих ожиданий в поэме Лермонтова).

Заключение. Мы завершили нашу работу. Вернемся к вопросам, которые мы задавали в начале урока. (см. Приложение. Слайд №17)

  • Случайно ли стихотворение Лермонтова сравнивают с произведением Пушкина? (Нет, не случайно. Оба стихотворения объединены общим мотивом «неволи», но решаются они у каждого поэта по-разному).
  • Почему поэты по-разному развивали один и тот же мотив в своих произведениях? (В этом отразилась разница в мироощущении поэтов: жизнеутверждающий пафос поэмы Пушкина и ощущение вечного плена души в поэме Лермонтова).
  • Какие существенные черты, характерные для поэзии Пушкина и Лермонтова, проявились в этих стихотворениях? (Поэзия Пушкина, несмотря на множество трагических мотивов, полна жизнеутверждающего пафоса, веры в жизнь. Поэзия Лермонтова отражает главное в мировоззрении поэта: трагедию жизни, понимание того, что свобода возможна только вне земного бытия).

Возможно, вам показалось, что мы с излишней дотошностью «копались» в каждое слово, чтобы сформулировать выводы, к которым может прийти человек в результате беглого чтения. Нам было важно показать неисчерпаемость художественного смысла, так как каждый элемент становится значимым. художественная система, начиная от названия, заканчивая знаками препинания. Кроме того, мы показали, что целью анализа поэтического произведения является более глубокое постижение смысла. Поэтому мы не только выделяли отдельные элементы в поэзии, но и пытались выяснить эти функции в создании образа лирического героя, ведь главное в работе с поэтическим произведением не найти выразительные средства, используемые авторами. , а выявить связь между этими элементами. с поэтической идеей.

Что мы видим? Композиция, лексика, ритмическая организация в одном стихотворении показывают неугасимую веру лирического героя в близость желанной свободы, а в другом — трагическую безысходность.

Домашнее задание. Выучите наизусть стихотворение «Плененный рыцарь».

Необходимо прочесть стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Пленный рыцарь», которое он написал, находясь под арестом из-за дуэли, как одно из произведений, относящихся к его зрелой лирике. Его главный мотив — тюремное заключение, до него он дошел в «Соседе» и «Узнике». Поэт передает свое отношение, завязанное на одиночестве – он находится в конфликте с миром и потому чувствует себя узником. Изучая это стихотворение на уроке литературы в классе, вы также должны знать, что оно написано по канонам рыцарской баллады, в частности, в нем нет развивающего сюжета, только основной образ.

По своей сути текст поэмы Лермонтова «Пленный витязь» представляет собой монолог лирического героя, в котором он выражает свои мысли о конфликте между личностью и обществом. При этом он не пытается что-то изменить, а пассивно страдает от уязвленного самолюбия. Полностью стоит изучить это произведение из пяти строф, чтобы прочувствовать всю трагичность и безысходность положения, в котором оказался рыцарь. А прочитав его онлайн, можно проследить зацикленность композиции, демонстрирующую полноту авторского замысла, вкладывающего в уста лирического героя собственные мысли.

Я молча сижу под окном подземелья,
Я вижу отсюда голубое небо:
Все вольные птицы играют в небе;
Глядя на них, мне и больно, и стыдно.

Нет греховной молитвы на устах моих,
Нет песни во славу родной:
Я только помню старые битвы
Мой меч тяжел, а панцирь мой железен.

Я теперь закован в каменную оболочку,
Каменный шлем давит мне голову
Мой щит от стрел и меча заколдован,
Моя лошадь бежит, и ею никто не управляет.

Быстрое время — мой конь неизменен
Забрало шлема — решетка бойниц,
Каменный панцирь — высокие стены
Мой щит — чугунные двери подземелья.

Гоняй быстрее, изменчивое время!
Мне стало душно под новой броней!
Смерть, когда мы придем, удержит мое стремя, —
Я сорву его и сниму с лица.

Март или апрель 1840?

Я молча сижу под окном подземелья,
Отсюда я вижу голубое небо:
Все свободные птицы играют в небе;
Глядя на них, мне и больно, и стыдно.

Нет греховной молитвы на устах моих,
Нет песни во славу родной:
Я только помню старые битвы
Мой меч тяжел, а панцирь мой железен.

Я теперь закован в каменную оболочку,
Каменный шлем давит мне голову
Мой щит от стрел и меч заколдован,
Мой конь бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменен
Забрало шлема — решетка бойниц,
Каменный панцирь — высокие стены
Мой щит — чугунные двери подземелья.

Гоняй быстрее, изменчивое время!
Мне стало душно под новой броней!
Смерть, когда мы придем, удержит мое стремя, —
Я сорву его и сниму с лица.

Оказавшись на этот раз в тюрьме, Лермонтов не чувствовал себя виноватым. Дуэль была инициирована Барантом. Женщины и политики были вовлечены в ссору. Лермонтов предвзято относился к французам из-за смерти Пушкина. Лермонтов признался на суде, что стрелял в бок. Барант уверял, что поэт целился в него, но промахнулся. От Лермонтова требовали извинений перед Эрнестом Барантом за дачу показаний в суде, но он категорически отказывался и даже писал об этом Бекендорфу. Все эти события стали причиной появления столь безнадежного, печального стихотворения. Анализ стихотворения «Пленный рыцарь» помогает понять душевное состояние поэта в момент, когда он создавал это произведение.

История создания поэмы «Пленный рыцарь»

Поэма «Пленный рыцарь» датируется 1840 годом. Известно, что когда Лермонтова арестовали за дуэль с французом Барантом, Белинский посетил его. Воспоминания об этом событии, записанные И.И. Панаева со слов Виссариона Григорьевича, пришедшего к нему после встречи с поэтом.

Можно предположить, что Лермонтов написал стихотворение «Пленный рыцарь», находясь под впечатлением от разговора с Белинским. А может быть, наоборот, он заговорил о шотландском авторе исторических романов потому, что в тот момент тот создавал новую поэму о плененном рыцаре. Ведь, как известно, «немного поэтичный» Вальтер Скотт писал как раз увлекательные рыцарские романы.

Тема и идея стихотворения

Находясь в Ордонанс Гаузе, Лермонтов имеет возможность работать. Бабушка добилась разрешения Шан-Гирея посетить Лермонтова. Тому не только разрешили пронести в камеру свой меч. Ни о каких других запретах Шан-Гирей в своих мемуарах не пишет. По его свидетельству, в плену написана пьеса «Сосед», что перекликается с «Плененным рыцарем». Лирический герой – пленный рыцарь. Тема стихотворения – чувства и мысли заключенного. В поэме «Пленный рыцарь» Лермонтов позиционирует себя с героем поэмы. Основная идея, конечно, свобода. Произведение написано в жанре лиро-эпической поэмы.

Композиция, построение стиха

По композиции это одночастное стихотворение, в котором выражены мысли узника-заключенного. Узник сидит у окна и смотрит в небо, в котором играют вольные птицы. Это единственный доступный ему уголок природы. Свободные птицы противопоставлены пленным. Пленник-Лермонтов вспоминает коня, сражения, в которых он успел поучаствовать во время своей первой ссылки на Кавказ, но свои мысли переносит на пленного рыцаря. Как еще он может выразить свои чувства, не оскорбив преданных чувств своих читателей? Только изменением времени и места происходящего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *