Цитаты достоевский о женщинах: Фёдор Михайлович Достоевский цитата: Нет, кто любит, тот не рассуждает, — знаете ли, как …

Содержание

7 цитат из дневника Анны Достоевской • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология
Мне повезёт!

Литература

Анна Григорьевна Достоевская вела свой дневник в 1867 году, во время путешествия с мужем по Европе. Мы выбрали семь отрывков из этих записей, которые дают представление о жизни и характере великого писателя

Подготовила Анастасия Першкина

Федор Михайлович и Анна Григорьевна Достоевские поехали за границу вскоре после свадьбы — в апреле 1867 года. Анне было двадцать, и она впервые покинула Россию. Готовясь к путешествию, она начала вести дневник и продолжала делать заметки в течение нескольких месяцев жизни в Берлине, Дрездене, Баден-Бадене и Женеве. В трех тетрадях описан каждый день 1867 года: это рассказы о новых местах, поведении мужа и собственных переживаниях. Записывая, Достоевская использовала специальные стенографические значки. В начале XX века — видимо, думая об издании дневника — она начала их расшифровывать, но обработала только первую тетрадь. В этой отредактированной версии Анна Григорьевна постоянно оправдывает мужа, который все время раздражался, кричал на нее и делал в ее адрес обидные замечания. И все же, стараясь пред­ставить великого писателя в лучшем свете, его жена не искажает историю их отношений: дневник — самое подробное и авторитетное свидетельство о жизни Достоевского в 1867 году, и по нему можно не только восстановить события, но и узнать многое о характере писателя и его жизни с женой.

1. О стоимости товаров и услуг 

«<…> Здесь мы отдали письма. (С нас взяли за 3 письма 12 зильб. — 36 копеек, — это очень мало) <…> Мы заходили купить папирос, с нас взяли 4 зильб. (12 коп.) за те, которые в Петербурге стоят 25, ровно вдвое. Чем дальше, тем дешевле становятся папиросы».

5 мая (23 апреля)

В своем дневнике Анна Григорьевна записывает все траты. Сначала в уме пере­водит их на российские деньги и оценивает дороговизну, потом сравнивает цены на одни и те же товары в разных городах. Кроме того, она подробно опи­сы­вает вид монет и экономические привычки населения. Сначала Достоевские живут в Берлине и Дрездене, где в ходу талеры, гульдены и зильбергроши  В одном талере было 30 зильбергрошей, в одном гульдене — 20 зильбергрошей.. Обедают в среднем на 2 талера на двоих, пьют кофе, покупают фрукты, цветы, сувениры, одежду. На все это Анна Григорьевна охотно тратит деньги, потому что еда и вещи здесь дешевле, чем в Петербурге.

Главная претензия к местному населению — это постоянные попытки обмануть путешественников, пользуясь тем, что они не разбираются в местной валюте. В Баден-Бадене им пытаются разменять деньги старыми прусскими монетами, которых они никогда не видели и цены которых не знали. Однако Достоевские, уже пару раз попадавшие в руки мошенников, отказываются.

2. Об игре в рулетку

«Сегодня у нас было утром 20 золотых — это слишком маленький ресурс, ну да что делать, может быть, как-нибудь и подымемся.

Федя отправился, а я осталась дома, но он скоро пришел, сказав, что проиграл взятые 5, и просил еще 5; я дала, и осталось 10; он пошел и проиграл и эти 5; взяв еще 5, он воротился и сказал, что и эти проиграл, и просил у меня один золотой. У нас осталось 4. Я дала 1 золотой, Федя пошел, но через ¼ часа воротился, да и где же было держаться с одним золо­тым. Мы сели обедать очень грустные. После обеда я отправилась на почту, а Федя пошел играть, взяв с собою еще 3. Остался всего только один. Я долго ходила по аллее, поджидая его, но он все не приходил. Наконец пришел и сказал, что эти проиграл, и просил дать ему сейчас же заложить вещи».

18 июля (6 июля)

После переезда в Баден-Баден, где Достоевский постоянно играет в рулетку, текст дневника меняется: автор фиксирует только количество оставшихся денег. Чаще всего это подсчет последних монет, которые приходится отдавать мужу, хотя нужно починить одежду и приготовить обед. Достоевские больше не ходят по ресторанам, а едят дома, постоянно задерживая квартплату.

Анна Григорьевна расплачивается платьями, накидками, шубкой, обручальными кольцами.

Игровой зал в Висбадене. 1871 годDiomedia

При первых проигрышах Анна Григорьевна сохраняет спокойствие:

«Когда я пришла домой, то немного спустя пришел и Федя и, весь бледный, сказал, что проиграл и эти, и просил ему дать последние четыре талера. Я отдала, но была уверена, что он непременно их про­играет, что иначе и не может быть. Прошло более с полчаса. Он воро­тился, разумеется, проиграв…»  Запись от 8 июля (26 июня).

Позже, когда потери становятся масштабными, у нее начинаются истерики. Она тайком прощается с вещами, которые надо заложить, и плачет. Федор Михайлович винится и страдает после каждого проигрыша, хвалит жену, говорит, что недостоин ее, ругает себя, называя подлецом, но все равно заби­рает последние деньги и уходит играть.

3. О причинах проигрышей

«<…> …он говорил: „Нет, ведь у меня было 1300 франков, в руках было третьего дня, я велел себя разбудить в 9 часов, чтобы ехать на утреннем поезде, подлец лакей не думал меня будить, и я проспал до половины 12-го. Потом пошел в вокзал и в три ставки все проиграл. Потом зало­жил свое кольцо, чтобы расплатиться в отеле. Потом на остальные тоже проиграл“».

7 октября (25 сентября)

Сообщая жене о проигрышах, Достоевский всегда старался объяснить их при­чину. С его точки зрения, это происходило потому, что его постоянно толкали у игрального стола. Не в силах сконцентрироваться, он делал плохие ставки. Также ему мешали люди, разговаривающие у него за спиной, шум в зале и даже сама Анна Григорьевна, пришедшая с ним в игральное заведение. Позже Федор Михайлович придумывает и другие объяснения — как проигры­шам, так и ре­ше­ниям пойти играть. Например, его не разбудили, у него появилось свобод­ное время, и поэтому он пошел попытать счастья. Поначалу его оправды­вав­шая, Анна Григорьевна начинает упрекать и подозревать мужа.

4. О ссорах

«<…> …Федя заметил мне, что я по-зимнему одета и что у меня дурные перчатки. Я очень обиделась и ответила, что если он думает, что я дурно одета, то нам лучше не ходить вместе.

Он повернулся и пошел назад, и я отправилась ко дворцу».

30 апреля (18 апреля)

Анна Григорьевна Достоевская. 1878 год Государственный музей А. С. Пушкина, Москва

Фрагменты с описанием ссор подверглись наибольшей правке  Вот как выглядит тот же текст в редакции Анны Григорьевны, сделанной после смерти мужа: «…Федя заметил мне, что я по-зимнему одета (белая пуховая шляпа) и что у меня дурные перчатки. Я очень обиделась и отве­тила, что если он думает, что я дурно одета, то нам лучше не ходить вместе. Сказав это, я повернулась и быстро пошла в противопо­ложную сторону. Федя несколько раз оклик­нул меня, хотел за мною бежать, но одумался и пошел прежнею дорогою. <…> Но мало-помалу я успокоилась и поняла, что Федя своим замечанием вовсе не хотел меня оби­деть и что я напрасно погорячилась. Меня сильно беспокоила моя ссора с Федей, и я бог знает что вообразила себе, различные глупости, и потому раньше пришла домой.


<…> Мне представилось, что он меня разлю­бил и, уверившись, что я такая дурная и ка­призная, нашел, что он слишком несчастлив, и бросился в Шпрее. Затем мне представи­лось, что он пошел в наше посольство, чтоб развестись со мной, выдать мне отдельный вид и отправить меня обратно в Россию».. Но даже несмотря на правку, указания на постоянные ссоры сохраняются. В большин­стве случаев именно Достоевский выступает в роли агрессора. Он делает жене замечания, если ему не нравится, как она выглядит или что говорит, раздража­ется на нее, если им долго не несут кофе, из-за потерянных вещей, из-за не­удач­ной ставки на рулетке и проч. Во всех этих случаях Федор Михайлович утверждает: Анна Григорьевна приносит неудачу или специально так все под­страивает. Она же старается смеяться и переводить все в шутку. Но чем чаще Достоевский проигрывает, тем сильнее меняется ее реакция: она начинает говорить с мужем резче, ставить его на место и отрицать свою вину.

5. Об уродливых и бесячих людях

«<…> Вчера мы ходили по городу и встретили ужасное множество различных калек: то горбатых, то с вывернутыми ногами, то криво­ногих; вообще Дрезден — город всевозможных калек. Это самое некрасивое население, которое только я вижу, все старики и старухи просто отвратительны, смотреть не хочется, так они безобразны».

13 мая (1 мая)

Весь 1867 год, путешествуя по разным странам, Достоевские постоянно ругают местных жителей, предъявляя им самые разные претензии. Главная проблема немцев в том, что они глупые и непонятливые; Анне Григорьевне местные нравы кажутся дикими: ее удивляет и почти возмущает, что оказывающие разного рода услуги люди не отвлекаются от своих сторонних дел, когда к ним приходит клиент. Например, повивальная бабка, к которой Анна Григорьевна приходит проконсультироваться насчет своей беременности, принимает ее за завтраком.

Бесят Достоевских и русские. Анна Григорьевна смотрит на наряды женщин-путешественниц, считая их безвкусными, а Федор Михайлович скандалит в рос­сийском консульстве — из-за того, что его попросили предъявить паспорт.

6. О русских писателях, которые тоже бесят

«Федя, по обыкновению, говорил с ним [с Тургеневым] несколько резко, например советовал ему купить себе телескоп в Париже, и так как он далеко живет от России, то наводить телескоп и смотреть, что там происходит, иначе он ничего в ней не поймет, Тургенев объявил, что он, Тургенев, реалист, но Федя говорил, что это ему только так кажется.

Когда Федя сказал, что он в немцах только и заметил, что тупость, да кроме того, очень часто обман, Тургенев ужасно как этим обиделся и объявил, что этим Федя его кровно оскорбил, потому что он сделался немцем, что он вовсе не русский, а немец».

10 июля (28 июня)

Встречая за границей русских писателей, Достоевские тоже бесятся: их раздра­жает незнание русской жизни. Так, Тургенев считает себя немцем, а Огарев не читал «Преступление и наказание». Лучше всех Гончаров — потому что не обсуждает с Достоевскими российскую и европейскую действительность.

7. О припадках эпилепсии

«<…> Федя лежал очень близко головой к краю, так что одна секунда, и он мог бы свалиться. Как потом он мне рассказал, он помнит, как с ним начался припадок: он еще тогда не заснул, он приподнялся, и вот почему, я думаю, он и очутился так близко к краю. Я стала вытирать пот и пену. Припадок продолжался не слишком долго и, мне показа­лось, не был слишком сильный; глаза не косились, но судороги были сильны».

13 августа (1 августа)

Эпилептический припадок. Гравюра А. Бассана к справочнику «Les Remèdes de la bonne femme». Конец XIX века Mary Evans / Diomedia

Эпилептические припадки случались у Достоевского на протяжении всей поездки и пугали его жену куда больше проигрышей в рулетку. Постепенно она начинает отличать сильные от слабых и осваивает правила первой помощи. Главное — зажать бьющегося в судорогах мужа, чтобы он не ударился и ничего себе не сломал, и вытирать пену, чтобы не захлебнулся. При сильных припад­ках она переживает, что у него могут выпасть вставные зубы и что он ими подавится. Самое страшное для нее — скошенные глаза и посиневшее лицо. В такие моменты Анна Григорьевна начинала молиться, чтобы муж не умер. Иногда она вставала по ночам, чтобы проверить, жив ли он, и трогала его за нос. Федора Михайловича, вполне себе живого, просто крепко спящего, это пугало.

Читайте также «Неизвестный Достоевский» и «Главные цитаты Достоевского».

Источники

  • Достоевская А. Г. Воспоминания.

    М., 1971.

  • Достоевская А. Г. Дневник 1867 года.

    М., 1993.

  • Достоевский Ф. М., Достоевская А. Г. Переписка.

    М., 1979.

  • Житомирская С. В. Дневник А. Г. Достоевской как историко-литературный источник.

    Достоевская А. Г. Дневник 1867 года. М., 1993.

Теги

Документ
Отношения
Дневники
Цитаты
Письма и дневники

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Этикет дня

Извиняюсь

Камео дня

Булат Окуджава в «Храни меня, мой талисман»

Подкаст дня

Разговоры на неловкие темы

Архив

История, Литература

Ирина Врубель-Голубкина: «Нам никогда не было скучно: у нас был круг друзей и свобода»

Главный редактор журнала «Зеркало» — о свободных еврейских женщинах, первых диссидентах и эмиграции

О проектеЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

«Душевны, эмоциональны, добры и очень сентиментальны»: 20 цитат о русских женщинах

Психология

«Весь мир наслышан о власти русских женщин; именно поэтому им отказывают в визах. Женщины всех национальностей ненавидят их, потому что красота несправедлива, а против несправедливости следует бороться». Фредерик Бегбедер

«Я потрясен. Всего два дня в Москве, а такого количества красивых женщин и уродливых мужчин в жизни не видел». Карл Лагерфельд

«В русских женщинах есть особое сочетание нежности, силы и грации, страсти и сдержанности, что делает их интересными и никогда — банальными. Они несут на себе отпечаток глубины сложной русской души, которую так трудно понять, и это придает им особое очарование». Джанфранко Ферре

«Русские женщины очень страстные!» Карла Бруни

«Русских всегда недооценивали, а между тем они умеют хранить секреты не только от врагов, но и от друзей». Уинстон Черчилль

«Видимо, самая тщательно охраняемая тайна России состоит в следующем: женщины не глупее и не слабее мужчин — наоборот. Но никто не говорил об этом мужчинам». Анна-Лена Лорен

«Я просто очарована русскими. Их вечное „все мое — это твое“ просто опьяняет». Коко Шанель.

«Я заметила, что все русские женщины — независимо от того, высокие они или маленькие, толстые или худые, брюнетки или блондинки, юные или уже в возрасте, — чертовски сексапильны!» Хелен Миррен

«Русские женщины волшебные! И у них, безусловно, своя неповторимая магия». Антонио Бандерас

«Русские женщины очень красивы, и в них есть глубина…» Киану Ривз

«Русские женщины дурнеют быстро, красота их только мелькнет, и, право, это не от одних только этнографических особенностей типа, а и оттого еще, что они умеют любить беззаветно. Русская женщина все разом отдает, коль полюбит, — и мгновенье, и судьбу, и настоящее, и будущее: экономничать не умеют, про запас не прячут, и красота их быстро уходит в того, кого любят». Федор Достоевский

«Русские женщины очень дружны с косметикой, иногда слишком дружны». Наталья Водянова

«Блины, их смысл и назначение — это тайна женщины, такая тайна, которую едва ли скоро узнает мужчина. Со времен доисторических русская женщина свято блюдет эту тайну, передавая ее из рода в род не иначе, как только через дочерей и внучек. Если, храни бог, узнает ее хоть один мужчина, то произойдет что-то такое ужасное, чего даже женщины не могут представить себе. Ни жена, ни сестра, ни дочь… ни одна женщина не выдаст вам этого секрета, как бы вы дороги ей ни были, как бы она низко ни пала. Купить или выменять секрет невозможно. Его женщина не проронит ни в пылу страсти, ни в бреду. Одним словом, это единственная тайна, которая сумела в течение 1000 лет не просыпаться сквозь такое частое решето, как прекрасная половина!..» Антон Чехов

«Она родилась в России, где закаты медлят, где не ошарашивает вас своей внезапностью рассвет и фраза часто остается незавершенной из-за сомнений говорящего в том, как бы ее лучше закруглить…» Вирджиния Вульф

«Русский характер — это непрестанные приливы и отливы, и чисто русское словечко „Ничего!“ хорошо выражает фатализм этих нескончаемых колебаний». Джон Голсуорси

«Русская женщина, по самому складу ее воспитания и жизни, слишком легко мирится с участью приживалки…» Михаил Салтыков-Щедрин

«Душа, чистая как родник, вот особенность русских женщин». Федор Глинка

«Мне тяжело рассуждать, являются ли западные женщины более независимыми и самодостаточными, а русские более душевными и ласковыми. Единственное, что я знаю: моя девушка — русская. И в моих глазах она идеальна!» Энрике Иглесиас

«Я завидую российским мужчинам: они живут в розарии, не понимая своего счастья. И речь не только о внешности, русские женщины очень красивы внутренне. Они душевны, эмоциональны, добры и очень сентиментальны». Пьер Ришар

«Эти русские как вода, которая наполняет любой сосуд, но не сохраняет форму ни одного из них». Зигмунд Фрейд

Почему хороших женщин так часто привлекают плохие мужчины? Достоевский объясняет

Объяснения всем самым странным путям человека можно найти в произведениях Достоевского. В «Преступление и наказание » он объясняет, почему хороших женщин так часто привлекают и соблазняют плохие мужчины. Это беспокоило меня, когда я был студентом, и я видел, как меня привлекали женщины, которые связывались с «плохими парнями». Возможно, я ошибочно считал себя хорошим — или, по крайней мере, робким, — но играл с идеей стать плохим, чтобы сделать себя более привлекательным для женщин. Я никогда не делал.

Объяснение исходит от Свидригайлова, отъявленного мошенника, который женился на хорошей женщине Марфе Петровне, но поставил условия, позволившие ему продолжать свои развратные дела. Он разговаривает с Раскальниковым.

О Марфе Петровне он говорит: «Она была интеллигентная женщина, поэтому едва ли могла видеть во мне что-то иное, кроме развратного охотника за юбками, неспособного на настоящую любовь».

Но он знает о силе, которой обладает, потому что она любит его: «Знаешь ли ты, до какого одурения может довести женщину любовь?»

Он описывает заключенный ими договор:

«После многих слезливых сцен между нами установился какой-то неписанный договор: во-первых, я никогда не оставлю Марфу Петровну и навсегда останусь ее мужем; во-вторых, я никогда не уйду без ее разрешения; в-третьих, я никогда не завел бы себе постоянную любовницу; в-четвертых, Марфа Петровна разрешала мне взамен время от времени заглядывать к горничным, хотя никогда без ее тайного ведома; в-пятых, не дай бог мне когда-нибудь полюбить женщину нашего класса; в-шестых, если я, не дай бог, поддамся какой-нибудь большой и серьезной страсти, то открою ее Марфе Петровне.

Свидригайлов испытывает сильное влечение к Алене, бедной и красивой сестре Раскальникова, которая приходит работать к Марфе Петровне, которая делает ошибку, объясняя Алене злодейство Свидригайлова:

«Сами посудите, как я должен быть благодарен покойной Марфе Петровне за то, что она рассказала вашей милой сестре столько загадочного и интригующего обо мне. Не смею судить, какое впечатление это должно было произвести на нее, но мне это определенно пошло на пользу.

Он продолжает:

«Когда сердце девушки тронуто жалостью, она тем самым подвергает себя, как известно, величайшей опасности. Мы все знаем, что будет дальше: она захочет его «спасти» и вразумить, и воскресить его, и побудить к более благородным целям, и вернуть его к новой жизни и деятельности — обычные фантазии».

Затем он описывает свою технику:

«Нет ничего на свете тверже откровенности и ничего легче лести. Искренность, содержащая даже малейшую фальшивую ноту, приводит к немедленному диссонансу, и обязательно последует сцена. Лесть, даже если она содержит фальшивые ноты и ничего больше, всегда приветствуется и выслушивается с удовольствием; может быть, вульгарное удовольствие, но тем не менее удовольствие. И какой бы грубой ни была эта лесть, по крайней мере половина ее всегда будет казаться правдой. Это справедливо для всех социальных групп, независимо от уровня их образования. Даже девственниц-весталок можно соблазнить лестью, не говоря уже о простых людях».

Женщины, заключает он, не только любят перевоспитывать плохих мужчин, возможно, разрушая себя в процессе, но и любят быть мучениками:

«Знаешь, с самого начала я всегда был источником сожаления, что судьба не позволила твоей сестре родиться во втором или третьем веке нашей эры дочерью правящего князя или наместника, или какого-то проконсула в Малой Азии. Она, без сомнения, была бы среди мучеников; и она, без сомнения, улыбнулась бы, если бы ей обожгли грудь раскаленными щипцами. Искала бы она это сама, а в четвертом или пятом веке удалилась бы в египетскую пустыню на тридцать лет, живя корнями, восторгами и видениями. Ничего другого она не жаждет и требует для кого-то тех или иных мучений, и если ты не дашь ей поскорее этих мучений, она, вероятно, выбросится из окна».

Завершая эти цитаты, я знаю и опасаюсь, что многие очень умные женщины, которых я знаю и которыми восхищаюсь, отвергнут их как русский вздор.

 

 

Нравится:

Нравится Загрузка…

13 Incredible Crime and Punishment Quotes

Количество цитат в «Преступление и наказание» наиболее точно отражают мотивы, страсти и эмоции персонажей книги. Эти цитаты глубоки не только потому, что напоминают нам о ключевых моментах или освещают важные моменты сюжета, но и потому, что они имеют большую ценность вне своего непосредственного контекста.

Жертвоприношение

Жертвы твоей [Дуни] я не приму, не приму. …Не будет, пока я жив, не будет, не будет! Я не приму это!

Раскольников сказал эти слова как раз после прочтения письма матери с известием, что Дуня собирается выйти замуж за Лужина. Из подробностей, которые его мать сообщила в письме, Раскольников сразу сделал вывод, что Лужин был плохим персонажем и что Дуня только выходит за него замуж, чтобы она могла лучше поддерживать Раскольникова. Мысль о том, что Дуня принесет себя в жертву несостоятельному браку, была для Раскольникова невыносима. Недавно он видел и раздражался жертвой Сони в виде ее проституции ради Мармеладовых.

Утилитарный расчет убийства

Одна смерть, а взамен сто жизней — простая арифметика

Пока Раскольников все еще обдумывал убийство старого ростовщика, он столкнулся с этим аргументом молодого студента, спорившего с армейским офицером в трактире. Студент приводит доводы в пользу моральной необходимости убийства ростовщицы, которая была злой, поскольку это принесет гораздо больше пользы, если ее ограбят и перераспределят ее богатство. Именно эту чисто утилитарную логику использует Раскольников как якобы благородное оправдание своих преступлений.

Что стоит жизнь этой глупой, злобной, чахоточной старухи по сравнению с общим благом?

Здесь Раскольников дает хладнокровное объяснение, позволившее ему убить старого ростовщика. Он взял на себя роль Бога и решил, чья жизнь чего-то стоит, и каким должно быть «общее благо». Из-за ее жадности, эксплуатации и жестокости жизнь старухи была признана бесполезной и справедливой игрой в обмен на общее благо.

Бремя совести

О Боже! как все это отвратительно. . . . И как такая ужасная вещь могла прийти мне в голову?

Тут на поверхность выходит совесть Раскольникова, ужаснувшегося мысли о совершении убийства. Прежде чем он в конце концов сделает это, он разрывается между желанием доказать, что он превосходит обычную мораль, и отвращением к акту совершения убийства. В конце концов, его холодная, рациональная сторона берет верх и приводит к серьезным последствиям.

Господи! . . . укажи мне путь, чтобы я мог отречься от своей проклятой фантазии!»

Здесь проявляется фаталистическая судьба идейной подковы Раскольникова. Убийство не согласуется с совестью Раскольникова, укорененной в его православном христианском воспитании. Но идеология, которой он научился, и его собственное неприкрытое стремление к власти, усугубляемое его бедностью, безнадежностью и бессилием, — все это сговорчиво создает паразитическую власть над ним, которая толкает его, вопреки всякому противодействию со стороны его совести, к убийству и грабежу. Он на автопилоте, от которого не может легко избавиться.

 

Уход от традиционных ценностей

Молишься ли ты, Родя, Богу, как прежде, и веришь ли в милость нашего Творца и Искупителя? В глубине души я боюсь, что и на вас могло повлиять модное современное неверие. Если это так, то я буду молиться за вас

Это заявление сказала ему мать Раскольникова. Хотя она сохраняет большую веру в его таланты, способности и потенциал стать великим, Пульхария не может не беспокоиться об опасных идеях, которых придерживается ее сын. Она разочарована его безбожием.

Беспомощность

Раскольников «почувствовал вдруг всем существом своим, что у него нет больше ни свободы мысли, ни воли. . . . Как будто часть его одежды попала в шестеренки машины и его втянули в нее

Эта цитата отражает беспомощность Раскольникова, которую он чувствовал в дни, предшествовавшие убийству ростовщика. В какой-то момент он перестал быть хозяином положения и был движим сильными, могучими силами, возникшими из его нынешних философских, идеологических и социальных условий

Это относится к моменту, когда Раскольников подслушивает, что Лизавета, сестра Алены, в определенное время дня не будет в доме с Аленой. В этот момент совесть Раскольникова, казалось, взяла верх, и казалось, что он отказывается от своих планов убить ростовщика, но эта новая возможность каким-то образом активизировала в нем сильное чувство, чтобы продолжить свои прежние злые планы.

Это чувство, без сомнения, является результатом работы опасной идеи в его голове — идеи, что ему нужно убить злого человека на благо человечества, чтобы доказать, что он необыкновенный, как Наполеон. Эта идея поглотила его и теперь поднялась на поверхность перед лицом новой возможности полностью подавить свою совесть и переориентировать его на совершение убийства.

Правонарушение

Ты наложил на себя руки, ты разрушил жизнь . . . свое (это все равно)!

Это заявление Раскольников произносит Соне, стремясь выделить ее как изгоя. Для Раскольникова проституция Сони сродни его собственному убийству, с той лишь разницей, что Раскольников отнял чужую жизнь, а Соня запятнала ее, продав свое тело.

Почитание человека перед Богом

Но я не могу знать намерения Бога. . . . [Как] это могло зависеть от моего решения. . . . Кто поставил меня судить, кому жить, а кому нет?

Это мудрый и скромный ответ Сони на попытку Раскольникова заставить ее выбирать, чья жизнь дороже, между Лужиным, который только что пытался обвинить ее в том, чего она не делала, и ее страдающей матерью и детьми. Обычно вопрос заманчивый, поскольку можно было бы ожидать, что Соня легко выберет смерть Лужина, если бы это могло хоть как-то облегчить страдания Катерины и детей, которым в противном случае предстояло безрадостное будущее. Но Соня достаточно смиренна и чиста, чтобы понимать, что она не может дать себе право решать, кому жить, а кому умереть. Это решение мог вынести только Бог.

Самообман

Я вру, Соня. . . . Я давно лгу. . . . Тут совсем другие причины, совсем, совсем другие!

Во время встречи с Соней после эпизода с Лужиным у мемориала Мармеладова Раскольников пытается оправдать свое преступление благородными, альтруистическими и утилитарными соображениями. Но эти мотивы оказываются основанными на шатком основании, и в конце концов Раскольников понял, что главная причина, по которой он убил, заключалась в том, что он хотел проверить свою собственную теорию; того, принадлежал ли он к элите высших людей, превзошедших мораль, или же он на самом деле был всего лишь вошью, членом массы людей, обреченных на жизнь моральной и интеллектуальной посредственности.

Самоочевидность истины

Если я все эти дни волновался, сделал бы это Наполеон или нет, значит, я должен был ясно чувствовать, что я не Наполеон

Здесь Раскольников признается себе, что он вовсе не выше. Согласно его собственной теории, он не был на том же уровне, что и Наполеон. Это был слабый человек, посредственный человек, вошь по существу.

Покаяние и исповедь

Иди сейчас же, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, сначала поцелуй землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему миру и скажи всем людям вслух: «Я убил!

Признавшись Соне, чистосердечная проститутка, похоже, дает ему только один совет. пойти прямо и признаться и принять его наказание. Она видела и была ошеломлена интенсивностью его страданий и отчаянно нуждалась в том, чтобы он нашел облегчение и искупление. Но она знает, что он может получить их только через искреннее публичное покаяние и покаяние через страдания.

Гордость

Что понимается под преступлением? Моя совесть спокойна. . . . Что ж, накажите меня за букву закона. . . и этого достаточно. Конечно, в таком случае многие благодетели человечества, ухватившие себе власть вместо того, чтобы унаследовать ее, должны были быть наказаны на первых же своих шагах. Но эти люди преуспели, и поэтому они были правы, а я нет, и поэтому я не имел права сделать этот первый шаг

Вплоть до самого последнего момента, когда сильный сон изменил его мнение, Раскольников все еще был убежден в правильности своих теорий о том, что некоторые люди заслужили право превзойти общепринятую мораль ради благородной цели. Хотя он признал, что не был членом такой группы из-за своей впечатляющей неудачи в овладении своей совестью и истинном преодолении традиционной морали, он придерживался этих идей.

Часто задаваемые вопросы

Как Раскольников оправдывает убийство?

Для Раскольникова убийство старой ростовщицы Алены служит чисто утилитарной цели, поскольку ее жизнь обменивается на благо, которое перераспределение ее богатства принесет обществу.

Какая цитата лучше всего передает мотивы Раскольникова?

«Я не убивал ни для того, чтобы разбогатеть, ни для того, чтобы стать благодетелем человечества. Ерунда! Я просто убил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *