Стихотворения пушкина философские список: Философские стихи Пушкина Александра Сергеевича
Философская лирика Пушкина стихи список
>Все стихи:
- >»Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)
- >Зимний вечер
- >Деревня
- >Туча
- >Волшебница-зима (отрывок из «Евгений Онегин»)
- >Осень (отрывок)
- >От меня вечор Леила…
- >Была пора: наш праздник молодой…
- >Я думал, сердце позабыло…
- >Кто из богов мне возвратил…
- >Осень (полное стихотворение)
- >Когда б не смутное влеченье…
- >В поле чистом серебрится…
- >Красавица (в альбом Г***)
- >К *** (Нет, нет, не должен я, не смею, не могу…)
- >Евгений Онегин
- >Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)
- >Что в имени тебе моем…
- >Мы рождены, мой брат названый…
- >Когда в объятия мои…
- >Заклинание
- >Для берегов отчизны дальной…
- >Два чувства дивно близки нам…
- >Я вас любил: любовь еще, быть может…
- >Страшно и скучно…
- >Подъезжая под Ижоры…
- >На холмах Грузии лежит ночная мгла…
- >Зимнее утро
- >Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…
- >Зачем, Елена, так пугливо…
- >Е. П. Полторацкой
- >Ты и Вы
- >Наперсник
- >Как быстро в поле, вкруг открытом…
- >К Языкову (К тебе сбирался я давно…)
- >Друзьям (Нет, я не льстец, когда царю…)
- >19 октября 1828
- >Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем…
- >Зачем я ею очарован…
- >Соловей и роза
- >Ек. Н. Ушаковой
- >Весна, весна, пора любви…
- >Признание к Александре Ивановне Осиповой
- >И. И. Пущину
- >Цветы последние милей…
- >Сожженное письмо
- >К *** (Я помню чудное мгновенье…)
- >Всё в жертву памяти твоей…
- >В крови горит огонь желанья…
- >Ночной зефир…
- >К морю
- >Простишь ли мне ревнивые мечты…
- >Ночь
- >Кн. М. А. Голицыной
- >Всё кончено: меж нами связи нет…
- >Я пережил свои желанья…
- >Приметы
- >Мой друг, забыты мной следы минувших лет…
- >Кокетке
- >В кругу семей, в пирах счастливых…
- >Редеет облаков летучая гряда…
- >Дориде
- >Нет, нет, напрасны ваши пени…
- >Когда сожмешь ты снова руку…
- >Как сладостно!. , но, боги, как опасно…
- >К Чаадаеву
- >К *** (He спрашивай, зачем унылой думой…)
- >Элегия (Я думал, что любовь погасла навсегда…)
- >Слово милой
- >Осеннее утро
- >Наслажденье
- >Любовь одна — веселье жизни хладной…
- >Мое завещание друзьям
- >К Наташе (Вянет, вянет лето красно…)
- >Рассудок и любовь
- >Опытность
- >Я сам в себе уверен…
Содержание
- К Наталье
- Лирика Пушкина
- Любовная лирика Пушкина
- Природа в лирике Пушкина
- Свободолюбивая лирика Пушкина
- Философские стихи Александра Пушкина
- А.С. Пушкин: философская лирика в творчестве поэта
- Философская лирика А. С. Пушкина
- А. С. Пушкин – философская лирика
- Интересные материалы:
К Наталье
Ещё стихи автора:
- Лучшие стихи
- О природе
Лирика Пушкина
Само понятие лирика, лирическая поэзия произошло от греческого lyrikos – лирный, лирический, «исполняемый под звуки лиры». Эта поэзия, по выражению известного немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, — «изображает внутренний мир души, ее чувства, ее понятия, ее радости и страдания. Это личная мысль, которая заключается в том, что она имеет в себе наиболее интимного и реального, выраженного поэтом, как его собственное настроение; это живая и вдохновенная продукция его духа».
Творчество А.С. Пушкина проникнуто этой чувственностью, личными переживаниями поэта, его отношением к людям, окружающей природе и жизни в целом. Талант Пушкина, его великолепное владение пером, позволили отразить всю эту эмоциональность в стихотворениях поэта.
Любовная лирика Пушкина
Романтическая лирика Пушкина – искренняя, тонкая, временами страстная. Для Пушкина влюбленность – это естественное, необходимое для жизни и творческого вдохновения состояние.
Красота выражения чувств и переживаний поэта отражена в таких шедеврах, как «Желание», «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла» и других стихотворениях о любви
Природа в лирике Пушкина
В своем творчестве Пушкин часто обращается к красочным описаниям природы. Стихотворения о природе передают сказочное волшебство и величие русской природы. Особенно поэт предпочитал осень: «из годовых времен, я рад лишь ей одной». Он очень живописно раскрашивает осенний пейзаж: «прекрасное природы увяданье», «в багрец и золото одетые леса».
Отчасти, природа для Пушкина — это возможность уйти от бренной суеты жизни, скрыться от надоевших проблем и насладиться истинной красотой. Яркие и живые описания природы содержатся в стихотворениях «Деревня», «Осень», «Кавказ», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога»
Свободолюбивая лирика Пушкина
В своей лирике Пушкин часто раскрывает свои философские, политические и социальные убеждения и помыслы. Поэт являлся великим вольнодумцем и проповедником свободы во всех ее проявлениях. В творчестве Пушкина отражены проблемы современного ему общества, отношения между властью и народом, между людьми разных сословий.
К свободолюбивой, идейной, лирике Пушкина относятся такие стихотворения, как «Арион», «Вольность», «Во глубине сибирских руд», «Деревня», «К Чаадаеву», «Свободы сеятель пустынный», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Философские стихи Александра Пушкина
- Пора, мой друг, пора!. . • 639
- Дружба • 209
- Узник • 182
- Бесы • 118
- Цветок • 54
- Соловей и роза • 48
- Виноград • 42
- О нет, мне жизнь не надоела… • 42
- Если жизнь тебя обманет • 37
- Мне вас не жаль, года весны моей… • 36
- Я памятник себе воздвиг нерукотворный… • 29
- Дар напрасный, дар случайный… • 25
- Два чувства дивно близки нам… • 20
- О сколько нам открытий чудных… • 19
- О бедность! затвердил я наконец… • 17
- Свободы сеятель пустынный… • 16
- Погасло дневное светило… • 14
- Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы • 13
- И я слыхал, что Божий свет… • 13
- Элегия (Безумных лет угасшее веселье…) • 13
- Бог веселый винограда… • 11
- От меня вечор Леила… • 10
- Приметы • 10
- Воды глубокие… • 10
- Цветы последние милей… • 10
- Блажен в златом кругу вельмож… • 8
- Золото и булат • 8
- Телега жизни • 7
- Месяц • 7
- Пророк • 7
- Дорожные жалобы • 7
- Воспоминание (К Пущину) • 6
- Нравоучительные четверостишия • 6
- Не дай мне бог сойти с ума… • 6
- Арион • 6
- Кинжал • 5
- Кристалл, поэтом обновленный… • 5
- Город пышный, город бедный… • 5
- Moe беспечное незнанье • 5
- Возрождение • 4
- В степи мирской, печальной и безбрежной… • 4
Под небом голубым страны своей родной… • 4- Перед гробницею святой… • 4
- Критон, роскошный гражданин… • 3
- Эхо • 3
- Близ мест, где царствует Венеция златая… • 3
- Вновь я посетил… • 3
- Предчувствие • 3
- Все в жертву памяти твоей • 3
- От западных морей… • 2
А.
С. Пушкин: философская лирика в творчестве поэтаУже в юности Александр был склонен к философским размышлениям. Его думы часто касались таких вечных тем, как смысл жизни, случайности и закономерности бытия, вопросов взаимоотношения поколений. Очень часто в поздних произведениях стала появляться тема религии, освещенная совершенно по-пушкински: поэт не рассматривал внешнюю сторону, старался проникнуть вглубь, охватить взглядом все аспекты непростых вопросов веры. Пушкин в детстве прочел многих античных поэтов. А в те времена поэт и философ — это были идентичные понятия. В каждом его стихотворении, даже самом коротком и веселом, есть что-то, над чем стоит поразмыслить.
Философская лирика А. С. Пушкина
А. С. Пушкин — величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием.
Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.
Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.
Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще, учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:
Смертный, век твой привиденье:
Счастье резвое лови;
Наслаждайся, наслаждайся;
Чаще кубок наливай;
Страстью пылкой утомляйся
И за чашей отдыхай!
Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона” (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:
До капли наслажденье пей,
Живи беспечен, равнодушен!
Мгновенью жизни будь послушен,
Будь молод в юности твоей!
Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч.
Переломным моментом для Пушкина стали 20‑е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества.
В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья, —
так писал Пушкин в элегии “Погасло дневное светило” (1820). И в этом, и в стихотворении “К морю” (1824) появляется яркий романтический символ — океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.
Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:
Мне вас не жаль, неверные друзья,
Венки пиров и чаши круговые —
Мне вас не жаль, изменницы младые,
Задумчивый, забав чуждаюсь я,-
пишет поэт в стихотворении “Мне вас не жаль, года весны” (1820).
К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни — реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.
В стихотворении “Телега жизни” (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.
Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней,
И дремля едем до ночлега,
А время гонит лошадей.
Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Трудно поверить, что стихотворение “Дар напрасный, дар случайный” (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения.
Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или “в соседней долине” умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении “Анчар” (1828), в котором повествует о “древе яда” — анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель “к соседям в чуждые пределы”.
Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении “Элегия”, написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать:
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает:
Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Пушкин считает, что цель его жизни как поэта — “глаголом жечь сердца людей”. Он обязан своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять их на путь истинный.
Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или по здно на его место придут другие.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст, —
пишет он в стихотворении “Вновь я посетил…” (1835).
Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.
Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе.. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.
А. С. Пушкин – философская лирика
Александр Сергеевич Пушкин — один из популярнейших поэтов и писателей мира. Но в первую очередь своим талантом он покорил Россию. Он прославился и как прекрасный романтик, и как выдающийся реалист. Темы его произведений разнообразны: философская, гражданская, историческая, любовная, социально-политическая и многие другие. Но каждая тема в свою очередь переплетается с философскими рассуждениями поэта.
Пушкин, как, в общем, и любой человек, не раз задумывался над вечными вопросами бытия. Он пытался узнать, в чем же смысл жизни, назначение поэта и поэзии, что такое смерть и бессмертие, добро и зло и т. д. Эти вопросы можно перечислять бесконечно. Именно поэтому так много рассуждений на философские темы присутствует в его творениях.
Пушкин-философ пишет не о проблемах глобального масштаба, а о личных переживаниях. Философия поэта глубоко прочувствована.
Каждый вопрос он пропускал через свою душу, что не свойственно ни одному из поэтов его современности.
Философские проблемы волновали Пушкина еще во времена обучения в Царскосельском Лицее. В эти годы сильное влияние на него оказывает Батюшков, который видел смысл жизни в личных чувственных благах.
Для молодого Пушкина смысл жизни заключался в вечных празднествах, пирушках и забавах. Он не задумывался ни о чем серьезном. Это хорошо видно на примере стихотворения шестнадцатилетнего поэта «Гроб Анакреона»:
Смертный, век твой приведенье:
Счастье резвое лови;
Наслаждайся, наслаждайся;
Чаще кубок наливай;
Страстью пылкой утомляйся
И за чашей отдыхай!
Такое же видение мира можно наблюдать и в других его стихотворениях. Например, в произведении «Стансы Толстому»:
До капли наслажденье пей,
Живи беспечен, равнодушен!
Мгновенью жизни будь послушен,
Будь молод в юности твоей!
В юном возрасте Пушкин еще не думает о будущем, вся его философия — в пирах и развлечениях. Причем именно такого стиля жизни он советует придерживаться и читателю.
Переломная полоса в жизни Пушкина — 1820‑е годы. В это время он начинает анализировать свою жизнь и творчество.
Южная ссылка была для поэта эпохой романтизма. Тогда все молодые люди делали упор на это направление. С изменением мировоззрения более зрелой стала и философия поэта. В романический период творчества Пушкин считал высшей целью жизни человека не беззаботное времяпрепровождение, а стремление к героическим деяниям. Такие перемены отразились в первую очередь на творчестве поэта:
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, Отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений.
Минутной младости минутные друзья.
Это строки из знаменитой элегии 1820 года «Погасло дневное светило». Здесь появляется новый яркий символ свободы и вдохновения ‑океан. Он такой же чистый и могучий, как и чувства, наполняющие душу поэта. Такой образ появляется и в стихотворении «К морю». Пушкин приводит в нем сравнение жизни человека с жизнью океана.
За полгода до смерти Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Он будто предвидит свою скорую кончину. В произведении поэт размышляет о смысле жизни, о том, с какой целью человек появляется на свет, и с уверенностью говорит:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа.
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
В своем стихотворении Пушкин делает вывод из своих ранних размышлений о назначении поэта. Он всерьез задумывается о том, что от него останется людям после смерти:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Пушкин прекрасно понимает, что физическое бессмертие невозможно, поэтому он стремится к творческому бессмертию. При жизни поэт своими силами воздвигает «нерукотворный памятник». Он творит своими мыслями, умом и чувствами. Пушкин заслуженно считает себя народным пророком. Кому-то может показаться, что гордыня поэта не знает границ, но ведь он прав. Александр Сергеевич в «жестокий век восславил Свободу/И милость к падшим призывал». На это решались немногие.
Пушкин все время употребляет местоимение «я», но не из-за чрезмерного самолюбия. В XIX в. любой неверный шаг жестоко наказывался, а он не боялся ничего. Вольнолюбивая лирика была его гордостью.
В стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» противопоставляются два памятника: духовный и материальный. Поэт выступает против так называемого кумира времени. В поединке с ним Пушкин использует самое опасное оружие — поэтическое слово. И если вспомнить, как восхищаются поэтом по сей день, можно смело говорить о том, что он выиграл эту битву.
Поэзия для Пушкина — не просто описание своих мыслей и чувств. Это дорожка, ведущая читателя к его сердцу. В своих стихах он говорил о том, о чем не мог заявить вживую, боясь остаться непонятым.
Еще одним широко известным философским стихотворением Пушкина является «Пророк». Господь наделил поэта особо чутким слухом и зрением, чтобы лирический герой смог стать его наместником на грешной земле. Поэтому на пророка возложена особая миссия. Он призван «глаголом жечь сердца людей».
Истинно талантливый поэт не будет молчать, он должен нести свои идеи в народ. Он связующее звено между людьми и Богом. Поэт готов пожертвовать жизнью ради свободы и поэзии:
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Именно о своем призвании пишет великий поэт. Он старается научить людей быть свободными. Такая цель появилась у Пушкина в раннем возрасте. Все его стихи пронизаны добром, светом и правдой, и в этом его сила.
В стихотворении «Пророк» лирический герой прозревает. Его одолевают страшные муки, но главное то, что поэту открывается высший смысл жизни. Он начинает видеть дальше горизонта и слышать недоступные обычному смертному истины.
Как уже было сказано, все темы лирики Александра Сергеевича Пушкина пропитаны его личной философией. Примеров таких стихотворений множество. Пушкин в течение жизни развивался не только как человек, но и как поэт. Соответственно, отношение к вечным философским проблемам у поэта тоже менялось. Это можно легко проследить в его творчестве.
а протяжении многих лет титул одного из самых талантливых прозаиков и поэтов XIX века носит А.С. Пушкин. Философская лирика присутствует практически в каждом его произведении, хотя это довольно разноплановый поэт, интересующийся многими темами. Александр Сергеевич писал стихи на гражданскую и любовную темы, поднимал вопросы о дружбе, предназначении поэта, описывал красоту русской природы. Но все же через все его стихотворения проходит нить философии, они заставляют читателя задуматься о добре и зле, смысле человеческой жизни, вере и безверии, смерти и бессмертии.
Своим своеобразием всех поражает философская лирика Пушкина. Стихи носят глубоко интимный, личностный характер, потому что каждое чувство принадлежало поэту, он описывал собственные мысли, впечатления от жизни. Именно этот факт и отличает лирику Александра Сергеевича от других авторов. По мере взросления поэта его произведения меняются, в них появляется иной смысл.
По стихотворениям можно узнать, чем в разные годы жил Пушкин. Философская лирика того периода, когда поэт был еще лицеистом, проникнута духом веселья. Александр Сергеевич призывает веселиться в компании друзей, наслаждаться дружескими пирушками и ни о чем не заботиться. О его юношеских мыслях можно узнать из стихотворения «Гроб Анакреона», написанном в 1815 году, стихотворения «Стансы Толстому» (1819 года). Поэт проповедует наслаждения и развлечения.
Философские мотивы в лирике Пушкина кардинально изменились в 20‑х годах. Как и всех молодых людей того периода, Александра Сергеевича потянуло на романтизм. Поэт преклонялся перед Байроном и Наполеоном, цель жизни уже заключалась не в бессмысленном прожигании времени на дружеских пирушках, а в совершении подвига. Героические порывы души не могли не отразиться на философской лирике автора. Самыми яркими произведениями того периода считаются элегия «Погасло дневное светило», написанная в 1820 году, и стихотворение Пушкина “К морю” 1824 года.
В середине 20‑х годов переживает мировоззренческий кризис Пушкин. Философская лирика того периода уже не проникнута романтизмом, на смену ему приходит реализм. Поэт начинает понимать суровую правду жизни, и она его пугает. Он видит проблемы, но не видит цели, к которой нужно стремиться.
В произведении «Телега жизни» Александр Сергеевич сравнивает жизнь с обычной телегой, запряженной лошадьми, она едет, не останавливаясь, дни и ночи напролет, начало поездки кажется радостным и светлым, а вот конец – печальным и темным. Боевой дух поэта надломился после поражения декабристов, Пушкин чувствовал вину перед своими друзьями, потому что не смог принять участие в восстании против царского режима.
К концу 20‑х годов в стихотворениях прослеживается отчаяние и одиночество, которое в тот период испытывал Пушкин. Философская лирика поэта с годами стала более печальной и даже трагичной. В стихотворениях Пушкина «Элегия», «Дар напрасный, дар случайный», «Брожу ли я вдоль улиц шумных» присутствуют вопросы жизни и смерти, автор рассматривает, что будет после того, как его не станет на этой бренной земле.
Но это не значит, что Александр Сергеевич желал смерти, он хотел жить, чтобы нести людям свое творчество, направлять людей на путь истинный. Он свято верил в то, что к концу жизни ему удастся обрести счастье и гармонию.
Пейзажная лирика А.С. Пушкина (со списком стихов)
Пейзажная лирика
Показать ещё
Гений русской литературы, Александр Сергеевич Пушкин, в своем творчестве охватывал множество самых разнообразных тем. Критики выделяют несколько основных тематических групп в его творчестве. Это тема свободы, дружбы, любви и природы.
А.С. Пушкин был одним из первых русских поэтов, сумевших не только выразить своё восхищение родной природой, но и заставить своих читателей увидеть красоту в обычном, познать прелесть русской природы, научиться понимать её язык.
Пейзажная лирика Пушкина поражает своим разнообразием и богатством. Она занимает одно из центральных мест в творчестве поэта. Александр Сергеевич считал, что только в единении с природой можно познать истинную мудрость жизни. Пейзажная лирика Пушкина далеко не легкомысленна, она напитана мыслями, размышлениями поэта, его философскими идеями.
Любовь к природе вошла в душу Пушкина ещё в детстве, когда он совершал летние поездки в Захарово. И это чувство со временем лишь укреплялось, проникая всё глубже в его сердце. Воплощение этого чувство на бумаге получило в романе «Евгений Онегин». Здесь Пушкин сумел передать настроения, волновавшие его, сумел изобразить образы, обогатившие читателя, помогающие увидеть красоту нашей родины глазами поэта. Он сумел затронуть струны души каждого русского человека.
Стихотворение «К морю» содержит в себе помимо описания красоты водной стихии, размышления поэта о судьбе народа и собственной участи неприкаянного человека. Море воплощает собой образ свободы, неукротимости, мощности и непокорённой красоты. Эти черты особенно привлекают поэта. Речь стихотворения полна восклицаний, риторических вопросов, эпитетов и метафор. Это произведение символическое прощание Пушкина с романтическим периодом творчества.
В стихотворении «Деревня» Пушкин использует изображение сельских пейзажей, как образ идиллического мира, где царит умиротворение, спокойствие и тишина. Здесь уже используется более простая интонация, лексика. Эти зарисовки помогают поэту в контрасте изобразить несправедливость, царящую в мире людей. Гнёт правящего класса.
В этом же стихотворении поднят вопрос о сложностях жизни поэта в его эпоху самодержавно-крепостнического гнёта.
Список стихов А.С. Пушкина, относящихся к пейзажной лирике:
«Шумит кустарник» (1810 г.)
«Осеннее утро» (1816 г.)
«Деревня» (1819 г.)
«Редеет облаков летучая гряда» (1820 г. )
«Земля и море» (1821 г.)
«Птичка» (1823 г.)
«Как счастлив я, когда могу покинуть» (1826 г.)
«Соловей и кукушка» (1826 г.)
«Весна, весна, пора любви» (1827 г.)
«В роще карийской, любезной ловцам, таится пещера» (1827 г.)
«Еще дуют холодные ветры» (1828 г.)
«Волшебный край» (1820 г.)
«В те дни в таинственных долинах» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1822 г.)
«К морю» (1824 г.)
«Буря» (1825 г.)
«Зимний вечер» (1825 г.)
«Зимняя дорога» (1826 г.)
«Какая ночь, Мороз трескучий» (1827 г.)
«Встаёт заря во мгле холодной…» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1828 г.)
«Опрятней модного паркета…» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1828 г.)
«Уж небо осенью дышало» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1828 г.)
«Зима! Крестьянин, торжествуя…» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1828г.)
«Вы избалованы природой» (1829 г.)
«Зимнее утро» (Мороз и солнце; день чудесный) (1829 г.)
«Меж горный стен несется Терек» (1829 г. )
«Дон» (1829 г.)
«Надо мной в лазури ясной» (1830 г.)
«Гонимы вешними лучами» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1830 г.)
«Унылая пора! Очей очарованье…» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1830 г.)
«Вот север тучи нагоняя…» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1830 г.)
«Осень» (1833 г.)
«Туча» (1835 г.)
«Вновь я посетил…» (1835 г.)
«Забыв и рощу и свободу» (1836 г.)
4 Сдержанное воображение | Лирический интеллект Пушкина
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPushkin’s Lyric IntelligenceЛитературные исследования (19 век)Литературные исследования (европейская)Литературные исследования (поэзия и поэты)Литературные исследования (романтизм)Оксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Лирический интеллект ПушкинаЛитературные исследования (19век)Литературные исследования (европейские)Литературные исследования (поэзия и поэты)Литературные исследования (романтизм)Оксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Кан, Эндрю, «4 Сдержанное воображение», Лирический интеллект Пушкина ( Oxford , 2008; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 сентября 2008 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199234745.003.0005, по состоянию на 12 июля 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Лирический интеллект ПушкинаЛитературные исследования (19век)Литературные исследования (европейские)Литературные исследования (поэзия и поэты)Литературные исследования (романтизм)Оксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPushkin’s Lyric IntelligenceЛитературные исследования (19 век)Литературные исследования (европейская)Литературные исследования (поэзия и поэты)Литературные исследования (романтизм)Оксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В этой главе исследуется значение таких понятий, как субъективность, воображение и мимесис, которые с конца 1820-х годов противостояли классическому идеалу. Хотя Пушкин был по своей природе консервативен как лирик, он понимал, как классическое может стать романтиком. Его подход к инновациям как к типу творческой переработки на полпути соответствовал романтическому революционному идеалу. Но с 1826 года путь к романтической субъективности через воображение открылся и для Пушкина. Проблемы, которые когда-то не имели большого значения в его поэзии, стали более критическими с 1826 года. Показано, что переход к более романтической лирике был предварительным, и что Пушкин лишь время от времени переносил свое чтение о воображении и субъективности в стихи, которые являются высказываниями о творческом разуме. .
Ключевые слова: Пушкин, лирика, Галич, Кольридж, Хэзлитт, радикализм
Предмет
Литературоведение (поэзия и поэты)Литературоведение (19 век)Литературоведение (романтизм)Литературоведение (европейское)Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов учреждения
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупкеИсторическое воображение Пушкина Светланы Евдокимовой
« Назад
Серия «Русская литература и мысль». Подробнее о продукте- Серия:
- Серия «Русская литература и мысль»
- Формат:
Мягкая/мягкая обложка
- ISBN:
9780300181906
- Опубликовано:
9 сентября 2011 г.
- Выходные данные:
- Издательство Йельского университета
- Размеры:
320
страниц —215 х 139
мм- Иллюстрации:
- Территории продаж:
- Категории:
Мягкая/мягкая обложка
25 фунтов стерлингов
В наличии
25 фунтов стерлингов
В корзинуВы можете приобрести это издание в ряде интернет-магазинов:
- Amazon. co.uk
- Электронные книги Google
- Hive.co.uk
- Apple Книги
- Кобо
Посетите нашу страницу электронных книг для более подробной информации
Категории:
- Описание
Описание товара
Историческое воображение Пушкина