Стихи лермонтова на тему избранности: М. Лермонтов. Избранные стихотворения | Библиотека и фонотека Воздушного Замка

М. Ю. Лермонтов «Избранные произведения»

Все издания:РЕКЛАМА 18+

М. Ю. Лермонтов

авторский сборник

Минск: Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения БССР, 1956 г.

Серия: Школьная библиотека

Тираж: 100000 экз.

ISBN отсутствует

Тип обложки: твёрдая

Формат: 60×92/16 (145×221 мм)

Страниц: 660

Описание:

Оформление А. Лисичникова.

Содержание:

  1. Стихотворения
    1. 1829
      1. Михаил Лермонтов. Русская мелодия (стихотворение), стр. 7
      2. Михаил Лермонтов. Портрет (Из цикла «Портреты»), стр. 8
      3. Михаил Лермонтов. Жалобы турка (стихотворение), стр. 8-9
      4. Фридрих Шиллер. Баллада («Над морем красавица дева сидит…») (стихотворение, перевод М. Лермонтова), стр. 9-10
    2. 1830
      1. Михаил Лермонтов. Кавказ (стихотворение), стр. 11
      2. Михаил Лермонтов. Весна (стихотворение), стр. 11-12
      3. Михаил Лермонтов. Н. Ф. И….вой (стихотворение), стр. 12-13
      4. Михаил Лермонтов. Гроза (стихотворение), стр. 13-14
      5. Михаил Лермонтов. Вечер после дождя (стихотворение), стр. 14
      6. Михаил Лермонтов. Кавказу (стихотворение), стр. 14-15
      7. Михаил Лермонтов. Утро на Кавказе (стихотворение), стр. 15
      8. Михаил Лермонтов. Отрывок («На жизнь надеяться страшась…») (стихотворение), стр. 15-17
      9. Михаил Лермонтов. Элегия («Дробись, дробись, волна ночная…») (стихотворение), стр. 18
      10. Михаил Лермонтов. 1830. Майя. 16 число (стихотворение), стр. 18-19
      11. Михаил Лермонтов. [Предсказание] («Настанет год, России черный год…») (стихотворение), стр. 19-20
      12. Михаил Лермонтов. 1830 год. Июля 15-го (стихотворение), стр. 20-21
      13. Томас Мур. Песнь барда (стихотворение, перевод М. Лермонтова), стр. 21-22
      14. Михаил Лермонтов. 10 июля. (1830) (стихотворение), стр. 22
      15. Михаил Лермонтов. 30 июля. — (Париж). 1830 года (стихотворение), стр. 22-23
      16. Михаил Лермонтов. Новгород (стихотворение), стр. 23-24
      17. Михаил Лермонтов. Могила бойца (стихотворение), стр. 24-25
    3. 1831
      1. Михаил Лермонтов. 1831-го января (стихотворение), стр. 26
      2. Михаил Лермонтов. Баллада (стихотворение), стр. 26-27
      3. Михаил Лермонтов. «Послушай! вспомни обо мне…» (стихотворение), стр. 27-28
      4. Михаил Лермонтов. 1831-го июня 11 дня (стихотворение), стр. 28-36
      5. Михаил Лермонтов. Романс к И… (стихотворение), стр. 36
      6. Михаил Лермонтов. Желание («Зачем я не птица, не ворон степной…») (стихотворение), стр. 37
      7. Михаил Лермонтов. Воля («Моя мать-злая кручина») (стихотворение), стр. 37-38
      8. Михаил Лермонтов. «Прекрасны вы, поля земли родной…» (стихотворение), стр. 38-39
      9. Михаил Лермонтов. «Метель шумит и снег валит…» (стихотворение), стр. 39
      10. Михаил Лермонтов. Небо и звёзды (стихотворение), стр. 39-40
      11. Михаил Лермонтов. «Когда б в покорности незнанья…» (стихотворение), стр. 40
      12. Михаил Лермонтов. К *** («О, не скрывай! ты плакала об нём…») (стихотворение), стр. 41
      13. Михаил Лермонтов. «Ужасная судьба отца и сына…» (стихотворение), стр. 41-42
      14. Михаил Лермонтов. «Настанет день — и миром осуждённый…» (стихотворение), стр. 42-43
      15. Михаил Лермонтов. Отрывок («Три ночи я провел без сна — в тоске…») (стихотворение), стр. 43-44
    4. 1830-1831
      1. Михаил Лермонтов. Звезда («Вверху одна…») (стихотворение), стр. 45
      2. Михаил Лермонтов. Песня («Не знаю, обманут ли был я…») (стихотворение), стр. 45-46
      3. Михаил Лермонтов. Пир Асмодея (стихотворение), стр. 46-48
      4. Михаил Лермонтов. На картину Рембрандта (стихотворение), стр. 48-49
      5. Михаил Лермонтов. К *** («О, полно извинять разврат!..») (стихотворение), стр. 49
      6. Михаил Лермонтов. Первая любовь (стихотворение), стр. 50
      7. Михаил Лермонтов. Мой дом (стихотворение), стр. 50
      8. Михаил Лермонтов. Стансы («Мне любить до могилы творцом суждено. ..») (стихотворение), стр. 51
      9. Михаил Лермонтов. Поток (стихотворение), стр. 51-52
      10. Михаил Лермонтов. К себе (стихотворение), стр. 52
      11. Михаил Лермонтов. «Пускай поэта обвиняет…» (стихотворение), стр. 52
      12. Михаил Лермонтов. Слава (стихотворение), стр. 53
      13. Михаил Лермонтов. Земля и небо (стихотворение), стр. 53-54
      14. Михаил Лермонтов. Стансы («Не могу на родине томиться…») (стихотворение), стр. 54-55
      15. Михаил Лермонтов. Мой демон («Собранье зол его стихия…») (стихотворение), стр. 55-56
    5. 1832
      1. Михаил Лермонтов. «Люблю я цепи синих гор…» (стихотворение), стр. 57-58
      2. Михаил Лермонтов. Прощанье («Не уезжай, лезгинец молодой…») (стихотворение), стр. 58-59
      3. Михаил Лермонтов. «Время сердцу быть в покое…» (стихотворение), стр. 59-60
      4. Михаил Лермонтов. «Как в ночь звезды падучей пламень.
        ..» (стихотворение), стр. 60
      5. Михаил Лермонтов. «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..» (стихотворение в прозе), стр. 61
      6. Михаил Лермонтов. Романс («Стояла серая скала на берегу морском…») (стихотворение), стр. 62
      7. Михаил Лермонтов. Эпитафия («Прости! увидимся ль мы снова?..») (стихотворение), стр. 62
      8. Михаил Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой…» (стихотворение), стр. 63
      9. Томас Мур. Романс («Ты идёшь на поле битвы…») (стихотворение, перевод М. Лермонтова), стр. 63-64
      10. Михаил Лермонтов. К * («Мы случайно сведены судьбою…») (стихотворение), стр. 64
      11. Михаил Лермонтов. «Поцелуями прежде считал…» (стихотворение), стр. 65
      12. Михаил Лермонтов. К * («Оставь напрасные заботы…») (стихотворение), стр. 65
      13. Михаил Лермонтов. Бой (стихотворение), стр. 66
      14. Михаил Лермонтов. «Я жить хочу! хочу печали…» (стихотворение), стр. 66
      15. Михаил Лермонтов. «Приветствую тебя, воинственных славян…» (стихотворение), стр. 66-67
      16. Михаил Лермонтов. Желанье (стихотворение), стр. 67
      17. Михаил Лермонтов. Два великана (стихотворение), стр. 68
      18. Михаил Лермонтов. К * («Прости! — мы не встретимся боле…») (стихотворение), стр. 68-69
      19. Михаил Лермонтов. «Безумец я! вы правы, правы!..» (стихотворение), стр. 69-70
      20. Михаил Лермонтов. «Она не гордой красотою…» (стихотворение), стр. 70
      21. Михаил Лермонтов. «Примите дивное посланье…» (стихотворение), стр. 70-71
      22. Михаил Лермонтов. Парус (стихотворение), стр. 71
      23. Михаил Лермонтов. Гусар (стихотворение), стр. 72
      24. Михаил Лермонтов. Тростник (стихотворение), стр. 73-74
      25. Михаил Лермонтов. Русалка (стихотворение), стр. 74-75
    6. 1833-1834
      1. Михаил Лермонтов. «На серебряные шпоры.
        ..» (стихотворение), стр. 76
      2. Михаил Лермонтов. «В рядах стояли безмолвной толпой…» (стихотворение), стр. 76-77
    7. 1836
      1. Михаил Лермонтов. Умирающий гладиатор (стихотворение), стр. 78-79
      2. Михаил Лермонтов. «Великий муж! Здесь нет награды…» (стихотворение), стр. 79
    8. 1837
      1. Михаил Лермонтов. Бородино (стихотворение), стр. 80-82
      2. Михаил Лермонтов. (стихотворение), стр. 83
      3. Михаил Лермонтов. Смерть поэта (стихотворение), стр. 83-85
      4. Михаил Лермонтов. Ветка Палестины (стихотворение), стр. 85-86
      5. Михаил Лермонтов. Узник (стихотворение), стр. 86-87
      6. Михаил Лермонтов. Сосед (стихотворение), стр. 87-88
      7. Михаил Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…» (стихотворение), стр. 88
      8. Михаил Лермонтов. «Я не хочу, чтоб свет узнал…» (стихотворение), стр. 89
      9. Михаил Лермонтов. «Не смейся над моей пророческой тоскою…» (стихотворение), стр. 89
      10. Михаил Лермонтов. «Спеша на север издалёка…» (стихотворение), стр. 90
    9. 1838
      1. Михаил Лермонтов. Кинжал (стихотворение), стр. 91
      2. Михаил Лермонтов. «Гляжу на будущность с боязнью…» (стихотворение), стр. 91-92
      3. Михаил Лермонтов. «Как небеса, твой взор блистает…» (стихотворение), стр. 92
      4. Михаил Лермонтов. «Она поёт — и звуки тают…» (стихотворение), стр. 93
      5. Михаил Лермонтов. Дума (стихотворение), стр. 93-94
      6. Михаил Лермонтов. Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал…») (стихотворение), стр. 94-95
    10. 1839
      1. Михаил Лермонтов. «Ребёнка милого рожденье…» (стихотворение), стр. 96
      2. Михаил Лермонтов. Не верь себе (стихотворение), стр. 96-97
      3. Михаил Лермонтов. Три пальмы (стихотворение), стр. 98-99
      4. Михаил Лермонтов. Дары Терека (стихотворение), стр. 99-101
      5. Михаил Лермонтов. Памяти А. И. Одоевского (стихотворение), стр. 102-103
      6. Михаил Лермонтов. «На буйном пиршестве задумчив он сидел…» (стихотворение), стр. 104
    11. 1840
      1. Михаил Лермонтов. «Как часто, пёстрою толпою окружён…» (стихотворение), стр. 105-106
      2. Михаил Лермонтов. И скучно и грустно (стихотворение), стр. 106
      3. Михаил Лермонтов. Казачья колыбельная песня (стихотворение), стр. 107-108
      4. Михаил Лермонтов. М. А. Щербатовой (стихотворение), стр. 108-109
      5. Михаил Лермонтов. Соседка (стихотворение), стр. 109-110
      6. Михаил Лермонтов. Пленный рыцарь (стихотворение), стр. 110-111
      7. Михаил Лермонтов. Журналист, читатель и писатель (стихотворение), стр. 111-115
      8. Михаил Лермонтов. М. П. Соломирской (стихотворение), стр. 116
      9. Й. К. фон Цедлиц. Воздушный корабль (стихотворение, перевод М. Лермонтова), стр. 116-118
      10. И. В. Гёте. Из Гёте (стихотворение, перевод М. Лермонтова), стр. 118
      11. Михаил Лермонтов. Ребёнку (стихотворение), стр. 119
      12. Михаил Лермонтов. К портрету (стихотворение), стр. 119-120
      13. Михаил Лермонтов. Тучи (стихотворение), стр. 120
      14. Михаил Лермонтов. Валерик (стихотворение), стр. 120-127
      15. Михаил Лермонтов. Завещание («Наедине с тобою, брат…») (стихотворение), стр. 127-128
    12. 1841
      1. Михаил Лермонтов. Родина (стихотворение), стр. 129
      2. Михаил Лермонтов. Договор (стихотворение), стр. 130
      3. Михаил Лермонтов. «Прощай, немытая Россия…» (стихотворение), стр. 130
      4. Михаил Лермонтов. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (стихотворение), стр. 131
      5. Генрих Гейне. «На севере диком стоит одиноко…» (стихотворение, перевод М. Лермонтова), стр. 131
      6. Михаил Лермонтов. Утёс (стихотворение), стр. 132
      7. Михаил Лермонтов. Спор (стихотворение), стр. 132-134
      8. Михаил Лермонтов. Сон (стихотворение), стр. 134-135
      9. Генрих Гейне. «Они любили друг друга так долго и нежно…» (стихотворение, перевод М. Лермонтова), стр. 135
      10. Михаил Лермонтов. Тамара (стихотворение), стр. 136-137
      11. Михаил Лермонтов. Свиданье (стихотворение), стр. 137-139
      12. Михаил Лермонтов. Листок («Дубовый листок оторвался от ветки родимой») (стихотворение), стр. 139-140
      13. Михаил Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу…» (стихотворение), стр. 140-141
      14. Михаил Лермонтов. Морская царевна (стихотворение), стр. 141-142
      15. Михаил Лермонтов. Пророк (стихотворение), стр. 142-143
  2. Поэмы и повести в стихах
    1. Михаил Лермонтов. Последний сын вольности (поэма), стр. 147-169
    2. Михаил Лермонтов. Измаил-Бей (поэма), стр. 170-231
    3. Михаил Лермонтов. Боярин Орша (поэма), стр. 232-259
    4. Михаил Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (поэма), стр. 260-173
    5. Михаил Лермонтов. Тамбовская казначейша (поэма), стр. 274-295
    6. Михаил Лермонтов. Беглец (поэма), стр. 296-300
    7. Михаил Лермонтов. Мцыри (поэма), стр. 301-321
    8. Михаил Лермонтов. Демон (поэма), стр. 322-353
  3. Михаил Лермонтов. Маскарад (пьеса), стр. 355-463
  4. Проза
    1. Михаил Лермонтов. Панорама Москвы (очерк), стр. 467-471
    2. Михаил Лермонтов. Ашик-Кериб (сказка), стр. 472-479
    3. Михаил Лермонтов. Герой нашего времени (роман), стр. 480-607
  5. М.Ю.ЛЕРМОНТОВ, стр. 609-618
  6. Примечания, стр. 619-654

Примечание:

Текст стихотворений печатается по изданию: М. Ю.Лермонтов «Сочинения в шести томах», т.т 1 и 2, Издательство АН СССР, М.-Л., 1954 г.; поэмы, драма «Маскарад» и проза — М.Ю.Лермонтов «Полное собрание сочинений», Гослитиздат, М. — Л., 1947 г.; с этого же издания взяты и примечания.

Информация об издании предоставлена: parkenson


Книжные полки
  • М.Ю.Лермонтов (1 человек)

ПОЭЗИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА: Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ

3 (15) октября 1814 года родился Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841), великий русский поэт. 205 лет со дня рождения

«На Руси явилось новое могучее

дарование – Лермонтов»

В. Г. Белинский

Уникальность лермонтовского гения вошла в историю русской литературы и обогатила культуру нашего народа, продолжив дело Пушкина, зачинателя русской литературы и создателя нашего современного литературного языка. За свою короткую жизнь – как известно, поэт не дожил даже до 27 лет – Лермонтов совершил такой творческий подвиг, что его имя по праву было поставлено Белинским сразу после имени Пушкина и рядом с именем Гоголя. По словам же Дмитрия Лихачёва «… уже в день смерти Лермонтова раздались голоса, что этот поэт в развитии своего таланта пошёл бы дальше Пушкина». А Л. Н. Толстому народная молва приписывает такие слова: «Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были ни я, ни Достоевский». А устная легенда порой бывает выразительнее, чем иные документы…

Родился Михаил Юрьевич Лермонтов в ночь со 2 на 3 октября (14-15 н.с.) в Москве. Отец – отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи, мать была из рода Столыпиных. Воспитывала будущего поэта бабушка Е. Арсеньева в своём имении в селе Тарханы Пензенской губернии, потому что маленький Миша очень рано потерял свою мать (мальчику было всего 3 года), а с отцом пришлось жить в разлуке. Бабушка делала всё для единственного обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернёров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, играл на многих музыкальных инструментах. В 14 лет был зачислен в Московский университетский благородный пансион – одно из лучших учебных заведений России, где юный Михаил понял, что поэзия – его призвание. В пансионе написал много стихов и поэм: «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Олег», «Два брата» и другие, начал писать «Демона», над которым будет работать почти до конца жизни.

 1830-й – год поступления в Московский университет, но неудовлетворённость Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными дерзкими ответами студента привели к тому, что пришлось покинуть университет. В 1932 году Лермонтов поступает в Школу юнкеров, по окончании которой его производят в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Однако большую часть жизни Лермонтов проводит в Петербурге, впервые почувствовав себя свободным. Его наблюдения за жизнью светского общества легли в основу драмы «Маскарад» (1835), где поэт критикует те нравы; в это же время начинает писать роман «Княгиня Лиговская», не переставая, конечно же, при этом писать стихи.

Известие о гибели Пушкина потрясло Лермонтова, и на следующий же день он пишет стих «На смерть поэта», а через неделю – заключительные 16 строк, которые сразу сделали его известным. Эти пронзительные, очень смелые строки переписывались и заучивались наизусть:

 А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – всё молчи!

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед,

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Стихотворение «Смерть поэта» выразило народное горе и негодование, и было первым откликом на горестное событие, которое потрясло всю мыслящую Россию. Лермонтов обличал высший свет, погубивший русского гения, и это стало причиной его ареста и дальнейшей ссылки на Кавказ. Находясь под арестом, поэт написал несколько стихотворений: «Узник», «Сосед», «Молитва», «Желанье», «Бородино». Кавказские темы и образы нашли тоже широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе «Герой нашего времени» (1838). Они запечатлены и в картинах Лермонтова: гениальный поэт был ещё и одарённым живописцем. (К слову сказать, Лермонтов был одарён ещё удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, на флейте, пел, сочинял музыку на собственные стихи). А любимый герой Лермонтова Мцыри из одноимённой поэмы, которую поэт написал во время этой первой ссылки, – самое полное воплощение его положительного идеала. Юный послушник (по-грузински – мцыри), рвущийся из монастырского плена к родным горам, полон жажды жизни и готов отстаивать в мужественной борьбе свою свободу. Таков сам Лермонтов: гордый, свободолюбивый, независимый, готовый всегда отстаивать свою честь.

Далее следует кратковременный возврат поэта в Петербург благодаря хлопотам любящей бабушки и ходатайству Жуковского. Лермонтов становится близок петербургским литераторам: посещая поэтические вечера, он встречается с Жуковским, Тургеневым, Белинским. В прогрессивных кругах в нём видели надежду русской литературы.

Но в марте 1840 года за дуэль с сыном французского посла Лермонтов был отправлен снова на Кавказ в действующую армию. Участвовал в военных действиях, «исполняя возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием». В начале февраля 1841 года, получив двухмесячный отпуск, приехал в Петербург, надеясь получить отставку и остаться в столице. Но и в этом ему было отказано, как и в награде за смелые действия в боях на Кавказе. Более того, ему было предписано в течение 48 часов покинуть столицу и следовать в свой полк на Кавказе.

Повторное изгнание поэта, чувство одиночества, разочарование в любви (неоднократно испытанная боль от неразделённой любви, неверие в возможность счастья), осознание бессмысленности жизни без веры – всё это, можно предположить, послужило рождению этих строчек:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!. . Что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят – все лучшие годы!

 

Любить… но кого же:?.. на время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно…

 

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –

Такая пустая и глупая шутка…

 1840

В этих строчках содержится как бы горькая исповедь-самопознание поэта. Ведь каждое сказанное Лермонтовым слово не надуманное, а пережитое и выстраданное.

 Следуя к месту второго предписания, Лермонтов остановился в Пятигорске, где получил разрешение задержаться для лечения минеральными водами. Здесь он написал свои последние стихи: «Спор», «Сон», «Утёс», «Тамара», «Свиданье», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу» и другие. Здесь же встретил своих старых приятелей, в числе которых был и его товарищ по Школе юнкеров Н. Мартынов. Мартынов втайне завидовал Лермонтову и относился к нему недоброжелательно, хотя внешне отношения между ними выглядели вполне приятельскими. На одном из вечеров Лермонтов остроумно подшучивал над заносчивым и обидчивым Мартыновым. Задетый шутками Лермонтова, которые показались ему язвительными, Мартынов вызвал поэта на дуэль. Поединок состоялся 15 июля 1841 года у подножия горы Машук и закончился трагической гибелью поэта. «Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу», – писал тогда Белинский.

Жизнь М. Ю. Лермонтова оборвалась очень рано, но за свою короткую жизнь поэт много успел написать. Почти всё написанное Лермонтовым, вплоть до самых интимных лирических стихотворений, – исторический документ, а поэмы и драмы, и в особенности проза – художественная летопись его времени.

Постоянно возвращаясь к наследию великого поэта, вникая в каждое его слово, мы постигаем духовное богатство русского языка. Мы ценим в его творчестве не только силу его протеста против существующей действительности, его смелость, но и веру в лучшее будущее, горячую любовь к народу и природе родной страны. Лермонтов – среди тех, кто заслуживает нашей вечной благодарности, нашего самого пристального внимания, самой горячей любви. Поэтому совсем неслучайно великому русскому поэту посвящена выставка в Центре чтения. Обширный материал по жизни и творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова, которым располагает отдел, позволит вызвать интерес и радость открытия «своего» Лермонтова. Произведения поэта представлены как в многотомных Собраниях сочинений, так и во множестве Избранных произведений. Книги о Лермонтове известных лермонтоведов, в том числе И. Л. Андроникова и П. А. Висковатова, отдавших много сил и времени изучению его жизни и творчества, воспоминания современников, друзей и близких приблизят к нам поэта во всём его многообразии, в его живых и резких противоречиях, в его страстях, капризах и недостатках. Они приоткроют завесу над тайной жизни и творчества великого поэта и, несомненно, помогут нашим читателям во многом по-иному понять своеобразие его произведений.

 Приглашаем всех желающих на выставку и представляем наиболее интересные издания:

 

Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в четырёх томах. – Ленинград : Наука, 1980.

В надзаголовке: АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом).

 Т.1. Избранные стихи поэта.

 Т.2. Поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Последний сын вольности», «Ангел смерти», «Хаджи Абрек», «Беглец», «Демон», «Мцыри» и другие.

 Т.3 Драмы «Цыганы», «Испанцы», «Странный человек», «Маскарад», «Два брата» и другие.

 Т.4 Проза: «Княгиня Лиговская», «Ашик-Кериб», «Герой нашего времени», «Кавказец»; письма Лермонтова.

 

Лермонтов М. Ю. Избранные произведения. – Пермь : Книжное издательство, 1983. – (Юношеская библиотека).

В сборник вошли избранные стихи поэта, поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри», «Демон», а также роман «Герой нашего времени» и драма «Маскарад».

 

Лермонтовская энциклопедия. – Москва : Советская энциклопедия, 1981. – 784 с. : ил. В надзаголовке: Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Научно-редакционный совет издательства.

«Лермонтовская энциклопедия» знакомит читателя со всеми сторонами творческого наследия Лермонтова и его биографии. В книге имеются статьи, посвящённые каждому произведению поэта, вопросам поэтики, лермонтовскому окружению, памятным местам. Книга отражает также связи Лермонтова с русской и мировой литературой, рассказывает о преломлении лермонтовских тем и образов в живописи и музыке, театре, кино. Издание иллюстрируется рисунками самого поэта и русских художников на лермонтовские сюжеты.

 

Гусляров Е. Н., Карпухин О. И. Лермонтов в жизни: Систематизированный свод подлинных свидетельств современников / вступит. ст. Д. С. Лихачёва. – Калининград : Янтарный сказ, 1998.

Книга представляет собой документальный роман-хронику. Особая привлекательность этого жанра в том, что в нём сохранена захватывающая мощь свидетельского показания, авторитет слова очевидца. Главная цель книги – создать всесторонний, объёмный образ Лермонтова. Она рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей литературы в целом и жизнью великого русского поэта, в частности.

 

Марченко А. М. Лермонтов / Алла Марченко. – Москва : АСТ : Астрель, 2010.

Повествование в книге А. Марченко строит свободно, разрушая стереотипы и устаревшие суждения, но строго придерживаясь маршрута судьбы и масштаба личности поэта. Книга дополнена фотографиями Михаила Лермонтова, его родных, близких, а также рисунками поэта и иллюстрациями известных художников к его произведениям.

 

Тайны гибели Лермонтова : хрестоматия версий. – Москва : Гелиос АРВ, 2006.

Тайна – непременный «оппонент» всех биографий поэта, которые жаждут пролить свет на события дуэли и её причины, не раскрытые и не объяснённые временем. Тернистый путь к разгадке гибели Лермонтова вымощен не только прозрениями и верными догадками, но и ошибками и заблуждениями. Крупицы истины приходится провидеть в нагромождении противоречивых мнений и предположений. Составители книги предлагают читателю уникальную хрестоматию наиболее значимых и оригинальных версий гибели Лермонтова, частью собранных по малодоступным периодическим изданиям, авторы которых в споре между собой приводят свои доводы и суждения.

Для школьников, студентов, аспирантов, преподавателей, а также широкого круга читателей.

 

Кормилов С. И. Поэзия М. Ю. Лермонтова : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – Москва : Издательство МГУ, 2000. – (Перечитывая классику).

Книга содержит разборы произведений, включённых в программы для поступающих на гуманитарные факультеты вузов. Вместе с тем даётся характеристика М. Ю. Лермонтова как человеческой и творческой индивидуальности, определяются особенности его мировоззрения и художественной манеры, отмечаются основные вехи жизненного и творческого пути поэта. В книге говорится и о таких сторонах биографии и творчества Лермонтова, к которым редко обращалось литературоведение советской поры (отношение к религии, бытовое поведение, те или иные слабости классических лермонтовских произведений).

Пособие адресовано старшеклассникам, абитуриентам, студентам, учителям.

 

Приглашаем любителей поэзии в Центр чтения!

Следующая выставка будет посвящена жизни и творчеству Александра Блока, день рождения которого будет отмечаться 16 (28 н.с.) ноября.

ЧИТАЙТЕ И ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ РУССКУЮ КЛАССИЧЕСКУЮ ПОЭЗИЮ!

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. Стихи Лермонтова о поэзии

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова является одной из центральных. Ей Михаил Юрьевич посвятил немало работ. Но начать следует с более значимой темы в художественном мире поэта — одиночества. Он носит универсальный характер. С одной стороны, это избранность лермонтовского героя, а с другой стороны, его проклятие. Тема поэта и поэзии предполагает диалог между творцом и его читателями. Но, попадая в непривычную атмосферу всеобщего одиночества лирического героя, оно приобретает особую значимость, окраску.

Рассмотрим тему поэта в лирике Лермонтова. Разберем несколько стихотворений Михаила Юрьевича, дадим им емкую характеристику, найдем сходство с произведениями Александра Сергеевича Пушкина.

«Не верь себе»

Стихотворение написано М.Ю. Лермонтова в 1839 году. Продолжает развивать мотивы пушкинской поэмы «Поэт и толпа». Однако если у Пушкина с одной стороны священник, а с другой непосвященный человек, то Лермонтов видит это совершенно иначе. Тема поэта в его стихотворении коренным образом отличается от пушкинской. Существует связь между творцом и толпой. Все они обычные люди, и поэт — один из них.

Однако поэтическое слово не может выразить внутренний мир самого творца. Здесь мы сталкиваемся с уже известной романтической темой, заданной когда-то В. Жуковским в поэме «Невыразимое». Но, естественно, в другой интерпретации. Слово не может передать глубины внутренней жизни поэта, оно лишено этой силы. Людям нет дела до переживаний творца: «Нам-то какое дело, страдал ты или нет?» Что нам нужно знать о твоих заботах, / Надежды глупых начальных лет, / Злых сожалений рассуждая?

«Пророк»

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова прослеживается в «Пророке», написанном в 1841 году, за несколько недель до его смерти. Если в стихотворении «Не верь себе» поэт близок к толпе, то в этом произведении мы наблюдаем иную ситуацию. Здесь творец представлен в образе пророка. А название стихотворения отсылает нас к пушкинскому «Пророку». В ней автор пишет об изменениях, происходящих с человеком, когда он превращается в провидца, несущего людям слово Божие. Пушкин завершает стихотворение веселым призывом: «Глаголом сердца людей сжечь».

Лермонтов тоже рисует нам трагическое продолжение этой истории. Пушкинский пророк идет в народ, чтобы нести Божественное слово. Но, к сожалению, они его не понимают. Однако отстраненность героя от людей компенсируется возможностью контакта со Вселенной.

«Поэт»

Мотив ненужности народу пророческого слова как тема поэмы Лермонтова «Поэт» возник еще в 1838 году. В ней сходятся образы творца и кинжала. Это снова отсылает нас к Пушкину, а именно к его стихотворению «Кинжал». Она написана на юге в 1821 году. Правда, Александр Сергеевич действительно говорит о кинжале, но он создан как образ последнего судьи, восстанавливающего справедливость. Пожалуй, это единственное стихотворение Пушкина, где убийство оправдано с моральной точки зрения.

Лермонтов по-своему перерабатывает образ карающего кинжала. Поэт переносит его в прошлое, когда он был орудием борьбы, а теперь стал предметом, украшающим комнату: «Он золотая игрушка на стене». Нечто подобное произошло и с поэтом: когда-то его голос звучал как колокольчик, а теперь он потерял свою судьбу.

Мы находим, что пушкинские сюжеты стихотворений «Пророк» и «Кинжал», звучащие положительно и оптимистично, в обработке Лермонтова приобретают пессимистический и драматический характер. Пророка преследуют, кинжал становится игрушкой, а поэт теряет способность влиять на окружающий мир.

«Как часто, окруженный пестрой толпой…»

Другие стихотворения Лермонтова о поэзии до сих пор показывают нам влияние художественного слова на окружающий мир. Наиболее ярко это представлено в стихотворении «Как часто в окружении пестрой толпы…». Лермонтов рисует картину маскарада, людей, скрывающих свои истинные эмоции и чувства. И поэтому, глядя на эту фальшивую и противоестественную жизнь, поэт уносится в далекое детство, где все было совсем иначе. И вот, вернувшись из мира грез, он вновь обнаруживает неестественность этого маскарада.

«Мысль»

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова затронута и в самом известном произведении автора, в котором он рисует образ своего поколения, в том числе и себя самого. Речь, конечно же, о поэме «Дума». Если в произведении «Не верь себе» Михаил Юрьевич сводит воедино поэта и человека из толпы, то здесь у него родство и поколение. Однако образ этот трагичен. От поколения ничего не осталось: «…ни мысли плодовитой,/ Ни гения начатого дела».

Однако мы знаем, что все пошло не так, как казалось Лермонтову. От того поколения остались его стихи. Дума стала поэтическим памятником современникам.

«Есть речи — смысл…»

Есть у Лермонтова и стихи, в которых сила поэтического слова выражена особенно сильно. Итак, главный герой этого произведения – сам Михаил Юрьевич. Он описывает влияние поэтического слова на его душу. Мы понимаем, что поэзия работает далеко не для всех. Но становится ясно, какой огромный смысл имело поэтическое слово в жизни самого Лермонтова.

Заключение

Нельзя не сказать, какое творческое влияние на творчество Лермонтова оказал Пушкин. Михаил Юрьевич очень хотел показать кумиру свои стихи, но был слишком неуверенным. Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова начинается с трагедии для всей русской литературы — смерти Пушкина. Потрясенный, он написал стихотворение «Смерть поэта». Возможно, мы бы никогда не узнали гения Лермонтова, если бы не его друг Святослав Раевский. Он переписал стихотворение с руки, чтобы отправить скорбящим родственникам. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы: в одночасье вся Россия узнала лермонтовского корнета.

Проанализировав стихи Михаила Юрьевича, мы заметили, как часто он обращался к мотивам, сюжетам своего кумира. Продолжая их, противопоставляя их произведения Пушкину, Лермонтов нашел свою нишу в русской поэзии, с одной стороны, соединившись со своим предшественником, а с другой — став серьезным противником.

Михаил Юрьевич Лермонтов Стихи — Стихи Михаила Юрьевича Лермонтова

Ударять Заголовок Дата Добавлена

1.

Я выхожу на дорогу один

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

Один я отправился в путь;
Сверкает в тумане кремнистая дорожка;
Ночь тихая. Пустыня внемлет Богу,
И звезда со звездой беседует.

2.

Парус

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

Одинокий парус сверкает белым
Среди голубого тумана моря!…
Что он ищет на чужбине?
Что он оставил дома?..

3.

Скучно и грустно

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

Скучно и грустно, и нет никого вокруг
Во времена душевных мук. ..
Желаний!… Что толку в нашем суетном и вечном желании?..
Пока идут годы — все лучшие годы!

4.

Ангел

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

В полночь ангел летел по небу,
И тихо пел;
Луна и звезды и сборище облаков
Внял его небесной песне.

5.

Тамара

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

Где вальсируют волны Терека
В самом порочном проходе Дариэля,
Там поднимается из самых мрачных штормовых скал
Древняя серая возвышающаяся масса.

6.

На смерть Пушкина

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

Он пал, раб мишуры-чести,
Жертва похоти клеветы;
Надменная голова Поэта, благороднейшая,
Склонился на израненной груди в пыли.

7.

На смерть Наполеона

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

Холод слышит душе твоей похвалу или проклятие потомства.
Покинь человеческий род, человек судьбы!

8.

Молитва

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

Пред Тобою верная, Матерь Божия, ныне коленопреклоненная,
Образ чудесный и милостивый — тебя
Не за здоровье души моей ни брани вели, умоляя,

9.

При выезде на Кавказ

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

Прощай, моя ненавистная русская страна!
Люди лорда и крепостного вы—
Прощание, приветствие, преклонение колена и поцелуй руки,
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *