Стихи лермонтова на тему избранности: М. Лермонтов. Избранные стихотворения | Библиотека и фонотека Воздушного Замка
|
Описание: Оформление А. Содержание:
Примечание: Текст стихотворений печатается по изданию: М. Информация об издании предоставлена: parkenson | ||||
| |||||
ПОЭЗИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА: Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ
3 (15) октября 1814 года родился Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841), великий русский поэт. 205 лет со дня рождения
«На Руси явилось новое могучее
дарование – Лермонтов»
В.
Г. Белинский
Уникальность лермонтовского гения вошла в историю русской литературы и обогатила культуру нашего народа, продолжив дело Пушкина, зачинателя русской литературы и создателя нашего современного литературного языка. За свою короткую жизнь – как известно, поэт не дожил даже до 27 лет – Лермонтов совершил такой творческий подвиг, что его имя по праву было поставлено Белинским сразу после имени Пушкина и рядом с именем Гоголя. По словам же Дмитрия Лихачёва «… уже в день смерти Лермонтова раздались голоса, что этот поэт в развитии своего таланта пошёл бы дальше Пушкина». А Л. Н. Толстому народная молва приписывает такие слова: «Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были ни я, ни Достоевский». А устная легенда порой бывает выразительнее, чем иные документы…
Родился Михаил Юрьевич Лермонтов в ночь со 2 на 3 октября (14-15 н.с.) в Москве. Отец – отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи, мать была из рода Столыпиных. Воспитывала будущего поэта бабушка Е.
Арсеньева в своём имении в селе Тарханы Пензенской губернии, потому что маленький Миша очень рано потерял свою мать (мальчику было всего 3 года), а с отцом пришлось жить в разлуке. Бабушка делала всё для единственного обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернёров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, играл на многих музыкальных инструментах. В 14 лет был зачислен в Московский университетский благородный пансион – одно из лучших учебных заведений России, где юный Михаил понял, что поэзия – его призвание. В пансионе написал много стихов и поэм: «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Олег», «Два брата» и другие, начал писать «Демона», над которым будет работать почти до конца жизни.
1830-й – год поступления в Московский университет, но неудовлетворённость Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными дерзкими ответами студента привели к тому, что пришлось покинуть университет.
В 1932 году Лермонтов поступает в Школу юнкеров, по окончании которой его производят в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Однако большую часть жизни Лермонтов проводит в Петербурге, впервые почувствовав себя свободным. Его наблюдения за жизнью светского общества легли в основу драмы «Маскарад» (1835), где поэт критикует те нравы; в это же время начинает писать роман «Княгиня Лиговская», не переставая, конечно же, при этом писать стихи.
Известие о гибели Пушкина потрясло Лермонтова, и на следующий же день он пишет стих «На смерть поэта», а через неделю – заключительные 16 строк, которые сразу сделали его известным. Эти пронзительные, очень смелые строки переписывались и заучивались наизусть:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед,
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Стихотворение «Смерть поэта» выразило народное горе и негодование, и было первым откликом на горестное событие, которое потрясло всю мыслящую Россию.
Лермонтов обличал высший свет, погубивший русского гения, и это стало причиной его ареста и дальнейшей ссылки на Кавказ. Находясь под арестом, поэт написал несколько стихотворений: «Узник», «Сосед», «Молитва», «Желанье», «Бородино». Кавказские темы и образы нашли тоже широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе «Герой нашего времени» (1838). Они запечатлены и в картинах Лермонтова: гениальный поэт был ещё и одарённым живописцем. (К слову сказать, Лермонтов был одарён ещё удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, на флейте, пел, сочинял музыку на собственные стихи). А любимый герой Лермонтова Мцыри из одноимённой поэмы, которую поэт написал во время этой первой ссылки, – самое полное воплощение его положительного идеала. Юный послушник (по-грузински – мцыри), рвущийся из монастырского плена к родным горам, полон жажды жизни и готов отстаивать в мужественной борьбе свою свободу. Таков сам Лермонтов: гордый, свободолюбивый, независимый, готовый всегда отстаивать свою честь.
Далее следует кратковременный возврат поэта в Петербург благодаря хлопотам любящей бабушки и ходатайству Жуковского. Лермонтов становится близок петербургским литераторам: посещая поэтические вечера, он встречается с Жуковским, Тургеневым, Белинским. В прогрессивных кругах в нём видели надежду русской литературы.
Но в марте 1840 года за дуэль с сыном французского посла Лермонтов был отправлен снова на Кавказ в действующую армию. Участвовал в военных действиях, «исполняя возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием». В начале февраля 1841 года, получив двухмесячный отпуск, приехал в Петербург, надеясь получить отставку и остаться в столице. Но и в этом ему было отказано, как и в награде за смелые действия в боях на Кавказе. Более того, ему было предписано в течение 48 часов покинуть столицу и следовать в свой полк на Кавказе.
Повторное изгнание поэта, чувство одиночества, разочарование в любви (неоднократно испытанная боль от неразделённой любви, неверие в возможность счастья), осознание бессмысленности жизни без веры – всё это, можно предположить, послужило рождению этих строчек:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.
. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – все лучшие годы!
Любить… но кого же:?.. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно…
Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка…
1840
В этих строчках содержится как бы горькая исповедь-самопознание поэта. Ведь каждое сказанное Лермонтовым слово не надуманное, а пережитое и выстраданное.
Следуя к месту второго предписания, Лермонтов остановился в Пятигорске, где получил разрешение задержаться для лечения минеральными водами. Здесь он написал свои последние стихи: «Спор», «Сон», «Утёс», «Тамара», «Свиданье», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу» и другие.
Здесь же встретил своих старых приятелей, в числе которых был и его товарищ по Школе юнкеров Н. Мартынов. Мартынов втайне завидовал Лермонтову и относился к нему недоброжелательно, хотя внешне отношения между ними выглядели вполне приятельскими. На одном из вечеров Лермонтов остроумно подшучивал над заносчивым и обидчивым Мартыновым. Задетый шутками Лермонтова, которые показались ему язвительными, Мартынов вызвал поэта на дуэль. Поединок состоялся 15 июля 1841 года у подножия горы Машук и закончился трагической гибелью поэта. «Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу», – писал тогда Белинский.
Жизнь М. Ю. Лермонтова оборвалась очень рано, но за свою короткую жизнь поэт много успел написать. Почти всё написанное Лермонтовым, вплоть до самых интимных лирических стихотворений, – исторический документ, а поэмы и драмы, и в особенности проза – художественная летопись его времени.
Постоянно возвращаясь к наследию великого поэта, вникая в каждое его слово, мы постигаем духовное богатство русского языка.
Мы ценим в его творчестве не только силу его протеста против существующей действительности, его смелость, но и веру в лучшее будущее, горячую любовь к народу и природе родной страны. Лермонтов – среди тех, кто заслуживает нашей вечной благодарности, нашего самого пристального внимания, самой горячей любви. Поэтому совсем неслучайно великому русскому поэту посвящена выставка в Центре чтения. Обширный материал по жизни и творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова, которым располагает отдел, позволит вызвать интерес и радость открытия «своего» Лермонтова. Произведения поэта представлены как в многотомных Собраниях сочинений, так и во множестве Избранных произведений. Книги о Лермонтове известных лермонтоведов, в том числе И. Л. Андроникова и П. А. Висковатова, отдавших много сил и времени изучению его жизни и творчества, воспоминания современников, друзей и близких приблизят к нам поэта во всём его многообразии, в его живых и резких противоречиях, в его страстях, капризах и недостатках. Они приоткроют завесу над тайной жизни и творчества великого поэта и, несомненно, помогут нашим читателям во многом по-иному понять своеобразие его произведений.
Приглашаем всех желающих на выставку и представляем наиболее интересные издания:
Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в четырёх томах. – Ленинград : Наука, 1980.
В надзаголовке: АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом).
Т.1. Избранные стихи поэта.
Т.2. Поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Последний сын вольности», «Ангел смерти», «Хаджи Абрек», «Беглец», «Демон», «Мцыри» и другие.
Т.3 Драмы «Цыганы», «Испанцы», «Странный человек», «Маскарад», «Два брата» и другие.
Т.4 Проза: «Княгиня Лиговская», «Ашик-Кериб», «Герой нашего времени», «Кавказец»; письма Лермонтова.
Лермонтов М. Ю. Избранные произведения. – Пермь : Книжное издательство, 1983. – (Юношеская библиотека).
В сборник вошли избранные стихи поэта, поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри», «Демон», а также роман «Герой нашего времени» и драма «Маскарад».
Лермонтовская энциклопедия. – Москва : Советская энциклопедия, 1981. – 784 с. : ил. В надзаголовке: Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Научно-редакционный совет издательства.
«Лермонтовская энциклопедия» знакомит читателя со всеми сторонами творческого наследия Лермонтова и его биографии. В книге имеются статьи, посвящённые каждому произведению поэта, вопросам поэтики, лермонтовскому окружению, памятным местам. Книга отражает также связи Лермонтова с русской и мировой литературой, рассказывает о преломлении лермонтовских тем и образов в живописи и музыке, театре, кино. Издание иллюстрируется рисунками самого поэта и русских художников на лермонтовские сюжеты.
Гусляров Е. Н., Карпухин О. И. Лермонтов в жизни: Систематизированный свод подлинных свидетельств современников / вступит. ст. Д. С. Лихачёва. – Калининград : Янтарный сказ, 1998.
Книга представляет собой документальный роман-хронику.
Особая привлекательность этого жанра в том, что в нём сохранена захватывающая мощь свидетельского показания, авторитет слова очевидца. Главная цель книги – создать всесторонний, объёмный образ Лермонтова. Она рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей литературы в целом и жизнью великого русского поэта, в частности.
Марченко А. М. Лермонтов / Алла Марченко. – Москва : АСТ : Астрель, 2010.
Повествование в книге А. Марченко строит свободно, разрушая стереотипы и устаревшие суждения, но строго придерживаясь маршрута судьбы и масштаба личности поэта. Книга дополнена фотографиями Михаила Лермонтова, его родных, близких, а также рисунками поэта и иллюстрациями известных художников к его произведениям.
Тайны гибели Лермонтова : хрестоматия версий. – Москва : Гелиос АРВ, 2006.
Тайна – непременный «оппонент» всех биографий поэта, которые жаждут пролить свет на события дуэли и её причины, не раскрытые и не объяснённые временем.
Тернистый путь к разгадке гибели Лермонтова вымощен не только прозрениями и верными догадками, но и ошибками и заблуждениями. Крупицы истины приходится провидеть в нагромождении противоречивых мнений и предположений. Составители книги предлагают читателю уникальную хрестоматию наиболее значимых и оригинальных версий гибели Лермонтова, частью собранных по малодоступным периодическим изданиям, авторы которых в споре между собой приводят свои доводы и суждения.
Для школьников, студентов, аспирантов, преподавателей, а также широкого круга читателей.
Кормилов С. И. Поэзия М. Ю. Лермонтова : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – Москва : Издательство МГУ, 2000. – (Перечитывая классику).
Книга содержит разборы произведений, включённых в программы для поступающих на гуманитарные факультеты вузов. Вместе с тем даётся характеристика М. Ю. Лермонтова как человеческой и творческой индивидуальности, определяются особенности его мировоззрения и художественной манеры, отмечаются основные вехи жизненного и творческого пути поэта.
В книге говорится и о таких сторонах биографии и творчества Лермонтова, к которым редко обращалось литературоведение советской поры (отношение к религии, бытовое поведение, те или иные слабости классических лермонтовских произведений).
Пособие адресовано старшеклассникам, абитуриентам, студентам, учителям.
Приглашаем любителей поэзии в Центр чтения!
Следующая выставка будет посвящена жизни и творчеству Александра Блока, день рождения которого будет отмечаться 16 (28 н.с.) ноября.
ЧИТАЙТЕ И ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ РУССКУЮ КЛАССИЧЕСКУЮ ПОЭЗИЮ!
Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. Стихи Лермонтова о поэзии
Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова является одной из центральных. Ей Михаил Юрьевич посвятил немало работ. Но начать следует с более значимой темы в художественном мире поэта — одиночества. Он носит универсальный характер. С одной стороны, это избранность лермонтовского героя, а с другой стороны, его проклятие.
Тема поэта и поэзии предполагает диалог между творцом и его читателями. Но, попадая в непривычную атмосферу всеобщего одиночества лирического героя, оно приобретает особую значимость, окраску.
Рассмотрим тему поэта в лирике Лермонтова. Разберем несколько стихотворений Михаила Юрьевича, дадим им емкую характеристику, найдем сходство с произведениями Александра Сергеевича Пушкина.
«Не верь себе»
Стихотворение написано М.Ю. Лермонтова в 1839 году. Продолжает развивать мотивы пушкинской поэмы «Поэт и толпа». Однако если у Пушкина с одной стороны священник, а с другой непосвященный человек, то Лермонтов видит это совершенно иначе. Тема поэта в его стихотворении коренным образом отличается от пушкинской. Существует связь между творцом и толпой. Все они обычные люди, и поэт — один из них.
Однако поэтическое слово не может выразить внутренний мир самого творца. Здесь мы сталкиваемся с уже известной романтической темой, заданной когда-то В. Жуковским в поэме «Невыразимое».
Но, естественно, в другой интерпретации. Слово не может передать глубины внутренней жизни поэта, оно лишено этой силы. Людям нет дела до переживаний творца: «Нам-то какое дело, страдал ты или нет?» Что нам нужно знать о твоих заботах, / Надежды глупых начальных лет, / Злых сожалений рассуждая?
«Пророк»
Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова прослеживается в «Пророке», написанном в 1841 году, за несколько недель до его смерти. Если в стихотворении «Не верь себе» поэт близок к толпе, то в этом произведении мы наблюдаем иную ситуацию. Здесь творец представлен в образе пророка. А название стихотворения отсылает нас к пушкинскому «Пророку». В ней автор пишет об изменениях, происходящих с человеком, когда он превращается в провидца, несущего людям слово Божие. Пушкин завершает стихотворение веселым призывом: «Глаголом сердца людей сжечь».
Лермонтов тоже рисует нам трагическое продолжение этой истории. Пушкинский пророк идет в народ, чтобы нести Божественное слово.
Но, к сожалению, они его не понимают. Однако отстраненность героя от людей компенсируется возможностью контакта со Вселенной.
«Поэт»
Мотив ненужности народу пророческого слова как тема поэмы Лермонтова «Поэт» возник еще в 1838 году. В ней сходятся образы творца и кинжала. Это снова отсылает нас к Пушкину, а именно к его стихотворению «Кинжал». Она написана на юге в 1821 году. Правда, Александр Сергеевич действительно говорит о кинжале, но он создан как образ последнего судьи, восстанавливающего справедливость. Пожалуй, это единственное стихотворение Пушкина, где убийство оправдано с моральной точки зрения.
Лермонтов по-своему перерабатывает образ карающего кинжала. Поэт переносит его в прошлое, когда он был орудием борьбы, а теперь стал предметом, украшающим комнату: «Он золотая игрушка на стене». Нечто подобное произошло и с поэтом: когда-то его голос звучал как колокольчик, а теперь он потерял свою судьбу.
Мы находим, что пушкинские сюжеты стихотворений «Пророк» и «Кинжал», звучащие положительно и оптимистично, в обработке Лермонтова приобретают пессимистический и драматический характер.
Пророка преследуют, кинжал становится игрушкой, а поэт теряет способность влиять на окружающий мир.
«Как часто, окруженный пестрой толпой…»
Другие стихотворения Лермонтова о поэзии до сих пор показывают нам влияние художественного слова на окружающий мир. Наиболее ярко это представлено в стихотворении «Как часто в окружении пестрой толпы…». Лермонтов рисует картину маскарада, людей, скрывающих свои истинные эмоции и чувства. И поэтому, глядя на эту фальшивую и противоестественную жизнь, поэт уносится в далекое детство, где все было совсем иначе. И вот, вернувшись из мира грез, он вновь обнаруживает неестественность этого маскарада.
«Мысль»
Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова затронута и в самом известном произведении автора, в котором он рисует образ своего поколения, в том числе и себя самого. Речь, конечно же, о поэме «Дума». Если в произведении «Не верь себе» Михаил Юрьевич сводит воедино поэта и человека из толпы, то здесь у него родство и поколение.
Однако образ этот трагичен. От поколения ничего не осталось: «…ни мысли плодовитой,/ Ни гения начатого дела».
Однако мы знаем, что все пошло не так, как казалось Лермонтову. От того поколения остались его стихи. Дума стала поэтическим памятником современникам.
«Есть речи — смысл…»
Есть у Лермонтова и стихи, в которых сила поэтического слова выражена особенно сильно. Итак, главный герой этого произведения – сам Михаил Юрьевич. Он описывает влияние поэтического слова на его душу. Мы понимаем, что поэзия работает далеко не для всех. Но становится ясно, какой огромный смысл имело поэтическое слово в жизни самого Лермонтова.
Заключение
Нельзя не сказать, какое творческое влияние на творчество Лермонтова оказал Пушкин. Михаил Юрьевич очень хотел показать кумиру свои стихи, но был слишком неуверенным. Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова начинается с трагедии для всей русской литературы — смерти Пушкина. Потрясенный, он написал стихотворение «Смерть поэта».
Возможно, мы бы никогда не узнали гения Лермонтова, если бы не его друг Святослав Раевский. Он переписал стихотворение с руки, чтобы отправить скорбящим родственникам. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы: в одночасье вся Россия узнала лермонтовского корнета.
Проанализировав стихи Михаила Юрьевича, мы заметили, как часто он обращался к мотивам, сюжетам своего кумира. Продолжая их, противопоставляя их произведения Пушкину, Лермонтов нашел свою нишу в русской поэзии, с одной стороны, соединившись со своим предшественником, а с другой — став серьезным противником.
Михаил Юрьевич Лермонтов Стихи — Стихи Михаила Юрьевича Лермонтова
Ударять Заголовок Дата Добавлена
1.
Я выхожу на дорогу один
★ ★
★ ★
★ ★
★ ★
★ ★
Один я отправился в путь;
Сверкает в тумане кремнистая дорожка;
Ночь тихая.
Пустыня внемлет Богу,
И звезда со звездой беседует.
…
2.
Парус
★ ★
★ ★
★ ★
★ ★
★ ★
Одинокий парус сверкает белым
Среди голубого тумана моря!…
Что он ищет на чужбине?
Что он оставил дома?..
…
3.
Скучно и грустно
★ ★
★ ★
★ ★
★ ★
★ ★
Скучно и грустно, и нет никого вокруг
Во времена душевных мук.
..
Желаний!… Что толку в нашем суетном и вечном желании?..
Пока идут годы — все лучшие годы!
…
4.
Ангел
★ ★
★ ★
★ ★
★ ★
★ ★
В полночь ангел летел по небу,
И тихо пел;
Луна и звезды и сборище облаков
Внял его небесной песне.
…
5.
Тамара
★ ★
★ ★
★ ★
★ ★
★ ★
Где вальсируют волны Терека
В самом порочном проходе Дариэля,
Там поднимается из самых мрачных штормовых скал
Древняя серая возвышающаяся масса.
…
6.
На смерть Пушкина
★ ★
★ ★
★ ★
★ ★
★ ★
Он пал, раб мишуры-чести,
Жертва похоти клеветы;
Надменная голова Поэта, благороднейшая,
Склонился на израненной груди в пыли.
…
7.
На смерть Наполеона
★ ★
★ ★
★ ★
★ ★
★ ★
Холод слышит душе твоей похвалу или проклятие потомства.
Покинь человеческий род, человек судьбы!
…
8.
Молитва
★ ★
★ ★
★ ★
★ ★
★ ★
Пред Тобою верная, Матерь Божия, ныне коленопреклоненная,
Образ чудесный и милостивый — тебя
Не за здоровье души моей ни брани вели, умоляя,
…
9.
При выезде на Кавказ
★ ★
★ ★
★ ★
★ ★
★ ★
Прощай, моя ненавистная русская страна!
Люди лорда и крепостного вы—
Прощание, приветствие, преклонение колена и поцелуй руки,
.

Лисичникова.
15
26
41
..») (стихотворение), стр. 51

66

«Не смейся над моей пророческой тоскою…» (стихотворение), стр. 89
Дары Терека (стихотворение), стр. 99-101
Лермонтова), стр. 116-118
Утёс (стихотворение), стр. 132
170-231
Ю.Лермонтов «Сочинения в шести томах», т.т 1 и 2, Издательство АН СССР, М.-Л., 1954 г.; поэмы, драма «Маскарад» и проза — М.Ю.Лермонтов «Полное собрание сочинений», Гослитиздат, М. — Л., 1947 г.; с этого же издания взяты и примечания.