Стихи бродского о любви: Стихи Иосифа Бродского о любви

И Бродский «Подражая Некрасову или Любовная песнь Иванова»

Лейтмотивом стихотворения Бродского «Подражая Некрасову или Любовная песнь Иванова» можно смело назвать строку:

Моя невеста полюбила друга.

От этой печки и пляшет автор, углубляясь в тяжёлые воспоминания и ставя себя на место друга, у которого уже есть от его бывшей невесты дети.

Иванов меняет любовь на водку

В начале стиха автор в лице Иванова пишет тяжёлыми строками, что он вспоминает о своей бывшей невесте всегда на одном и том же месте и эти воспоминания так тяжелы, что никак не выйти из тупика прошлого, кроме как зайти в шалман на 200 грамм для краткого небытия. В глазах даже после водки стоят слёзы, окружающие пейзажи напоминают о прошлом и герой стихотворений, смотря на текущую реку, говорит ей – бежи, как бы пытаясь ускорить ход времени, чтобы забыть вчерашний день.

Боль от предательства была так велика, что сразу обманутый мужчина хотел даже убить невесту и своего друга, но его остановила строгость уголовного кодекса.

Убийство заменила синька (алкоголь), который он пил, как рыба воду и, возможно, допился бы до края, если бы не потерял работу на комбинате и не иссяк источник для покупки спиртного «счастья».

Я пил как рыба. Если б с комбината
не выгнали, то сгнил бы на корню.

Особенно болезненно выглядит встреча отвергнутого героя с новым избранником бывшей невесты, который предлагает зайти посмотреть на детей, испытывая при этом испуг – не лишнее ли сказал, не чревато ли? Герою больно, ведь это могли быть его дети, это он мог бы приглашать друга жены посмотреть на них, но в реале вышло наоборот.

Прости вместо Сука

Далее немного правды жизни, когда отвергнутый мужчина сжимает в кармане недопитую бутылку, а ещё недавно сжимал буфера любимой… Неравноценный обмен, но это жизнь и она нередко бывает сукой. Так и хочется ей это крикнуть в лицо, но человеческой начало берёт верх и губы шепчут «прости», хотя голова не может осознать кого и за что, ведь предал не он, а его!

И горло хочет громко крикнуть: Суки!
Но почему-то говорит: Прости.

Не отрываясь от бывшей любви и не желая менять её на другую женщину, вчерашний жених лучше возьмёт ещё бутылку белой… глаза у неё такого же цвета, но она не будет противоречить, не предаст и не изменит.

Эпилог

Горькое стихотворение-исповедь «Подражая Некрасову», в котором слёзы на бумагу льёт отвергнутый, скорее, преданный мужчина, который искренне любил женщину и не заслужил предательства. Эта любовная песнь войдёт в душу тех, кто был на месте лирического Иванова и знает, что дорога жизни лежит не только по цветочным полям и сказочным лесам, но и преподносит предательства со стороны самых близких людей.

Текст стихотворения


Кажинный раз на этом самом месте
я вспоминаю о своей невесте.
Вхожу в шалман, заказываю двести.

Река бежит у ног моих, зараза.

Я говорю ей мысленно: бежи.
В глазу — слеза. Но вижу краем глаза
Литейный мост и силуэт баржи.

Моя невеста полюбила друга.
Я как узнал, то чуть их не убил.
Но Кодекс строг. И в чем моя заслуга,
что выдержал характер. Правда, пил.

Я пил как рыба. Если б с комбината
не выгнали, то сгнил бы на корню.
Когда я вижу будку автомата,
то я вхожу и иногда звоню.

Подходит друг, и мы базлаем с другом.
Он говорит мне: Как ты, Иванов?
А как я? Я молчу. И он с испугом
Зайди, кричит, взглянуть на пацанов.

Их мог бы сделать я ей. Но на деле
их сделал он. И точка, и тире.

И я кричу в ответ: На той неделе.
Но той недели нет в календаре.

Рука, где я держу теперь полбанки,
сжимала ей сквозь платье буфера.
И прочее. В углу на оттоманке.
Такое впечатленье, что вчера.

Мослы, переполняющие брюки,
валялись на кровати, все в шерсти.
И горло хочет громко крикнуть: Суки!
Но почему-то говорит: Прости.

За что? Кого? Когда я слышу чаек,
то резкий крик меня бросает в дрожь.
Такой же звук, когда она кончает,
хотя потом еще мычит: Не трожь.

Я знал ее такой, а раньше — целой.
Но жизнь летит, забыв про тормоза.
И я возьму еще бутылку белой.
Она на цвет как у нее глаза.

1968

Слушать стих в аудио

Очень красиво и от души читает это стихотворение Маша Матвейчук. Снимаю шляпу.

Иосиф Бродский о любви

Иосиф Бродский — один из самых молодых литераторов, удостоенных нобелевской премии. Его творчество общепризнано и почитаемо во всем мире. Бродский является не только одним из лидеров русской поэзии, но и одной из значительных фигур в мировом поэтическом обществе. Произведения Бродского переведены на все основные языки.

Главной формой любовной лирики Бродского является сонет. Для него характерна достаточно жесткая конструкция, однако поэт далеко не всегда следует канонам, часто вовсе пренебрегает ими. Он экспериментирует. Многие названные им сонеты по форме таковыми вовсе не являются

 

                                Где встретил Вас. И в силу этой встречи, 

          и так как «все былое ожило 
          в отжившем сердце», в старое жерло 
          вложив заряд классической картечи, 
          я трачу, что осталось в русской речи 
          на Ваш анфас и матовые плечи.

В стихах о любви Бродского любовь всегда связана с разлукой. Это может быть разлука с любимой или же разлука со столь привычным одиночеством.

          Любовь – сильней разлуки,  
          Но разлука сильней любви.

Любовь — достаточно широкое понятие, которое включает в себя и романтическое чувство, и любовь к друзьям, и любовь к родине, а даже любовь к утраченным иллюзиям. Но какой бы ни была любовь, она развивается по одному и тому же сценарию: любовь — разлука — одиночество. Одиночество — итог всего, завершение любой жизненной ситуации.

          Но даже мысль о – как его! – бессмертьи  
          Есть мысль об одиночестве, мой друг

Любовь у поэта всегда носит тотальный характер, зачастую она сильнее всех иных чувств, сильнее религиозной веры.

          Я любил тебя больше, чем ангелов и самого,  
          И поэтому дальше теперь от тебя, чем от них обоих.

Любовь — созидательное чувство, она способна воскрешать и создавать новое. Однако, несмотря на это, в итоге все равно будет разлука и одиночество.

          Я был только тем, чего  
          Ты касалась ладонью.  
          Это ты, горяча,  
          Ошую, одесную  
          Раковину ушную  

          Мне творила, шепча.  
          Так творятся миры,  
          Так, сотворив, их часто  
          Оставляют вращаться,  
          Расточая дары.

Любовь в стихах Бродского предстает чем-то нереальным, хрупким и эфемерным.

          В какую-нибудь будущую ночь ты вновь придешь усталая,  
          худая, и я увижу сына или дочь,  
          еще никак не названных — тогда я не дернусь  
          к выключателю и прочь руки не протяну уже, не вправе  
          оставить вас в том царствии теней, безмолвных,  
          перед изгородью дней, впадающих в зависимость от яви,  
          с моей недосягаемостью в пей.

И, конечно же, главный итог жизни, ведущий к вечному одиночеству — это смерть. Бродский часто показывает любовь через призму смерти в своих стихах о любви. Смерть предстает перед читателем вполне осязаемой, близкой, реальной.

          Это абсурд, вранье: череп, скелет, коса.  

          Смерть придет, у нее будут твои глаза”.     

 

ЛЮБОВЬ

 

Я дважды пробуждался этой ночью
и брел к окну, и фонари в окне,
обрывок фразы, сказанной во сне,
сводя на нет, подобно многоточью,
не приносили утешенья мне.

Ты снилась мне беременной, и вот,
проживши столько лет с тобой в разлуке,
я чувствовал вину свою, и руки,
ощупывая с радостью живот,
на практике нашаривали брюки
и выключатель. И бредя к окну,
я знал, что оставлял тебя одну
там, в темноте, во сне, где терпеливо
ждала ты, и не ставила в вину,
когда я возвращался, перерыва
умышленного. Ибо в темноте —
там длится то, что сорвалось при свете.
Мы там женаты, венчаны, мы те двуспинные чудовища, и дети лишь оправданье нашей наготе. В какую-нибудь будущую ночь ты вновь придешь усталая, худая, и я увижу сына или дочь, еще никак не названных,— тогда я не дернусь к выключателю и прочь руки не протяну уже, не вправе оставить вас в том царствии теней, безмолвных, перед изгородью дней, впадающих в зависимость от яви, с моей недосягаемостью в ней.

Февраль 1971

Иосиф Бродский «Любовь» / Joseph Brodsky «Love»

Любовь

Я дважды пробуждался этой ночью
и брел к окну , и фонари в окне ,
обрывок фразы, сказанной во сне,
сводя на нет, подобно многоточью
не приносили утешенья мне.

Ты снилась мне беременной, и вот,
проживши столько лет с тобой в разлуке,
я чувствовал вину свою, и руки,
ощупывая с радостью живот,

на практике нашаривали брюки
и выключатель. И бредя к окну ,
я знал, что оставлял тебя одну
там, в темноте, во сне, где терпеливо
ждала ты, и не ставила в вину,
когда я возвращался, перерыва

умышленного. Ибо в темноте ‐
там длится то, что сорвалось при свете.
Мы там женаты, венчаны, мы те
двуспинные чудовища, и дети
лишь оправданье нашей наготе

в какую-нибудь будущую ночь
ты вновь придешь усталая, худая,
и я увижу сына или дочь,
еще никак не названных ‐ тогда я
не дернусь к выключателю и прочь

руки не протяну уже, не вправе
оставить вас в том царствии теней,
безмолвных, перед изгородью дней,
впадающих в зависимость от яви,
с моей недосягаемостью в ней.

Иосиф Бродский (1940-1996)

On Love

Twice I woke up tonight and wandered to
the window. And the lights down on the street,
like pale omission points, tried to complete
the fragment of a sentence spoken through
sleep, but diminished darkness, too.

I’d dreamt that you were pregnant, and in spite
of having lived so many years apart
I still felt guilty and my heartened palm
caressed your belly as, by the bedside,
it fumbled for my trousers and the light­-

switch on the wall. And with the bulb turned on
I knew that I was leaving you alone
there, in the darkness, in the dream, where calmly
you waited till I might return,
not trying to reproach or scold me

for the unnatural hiatus. For
darkness restores what light cannot repair.
There we are married, blest, we make once more
the two-backed beast and children are the fair
excuse of what we’re naked for.

Some future night you will appear again.
You’ll come to me, worn out and thin now, after
things in between, and I’ll see son or daughter
not named as yet. This time I will restrain
my hand from groping for the switch, afraid

and feeling that I have no right
to leave you both like shadows by that sever­-
ing fence of days that bar your sight,
voiceless, negated by the real light
that keeps me unattainable forever.

Joseph Brodsky
Translated by Daniel Weissbort with the author

Love

Twice I awoke and plodded to the window
this night, and street lamps, like omission dots,
reduced to naught with their glaring shots
the fragment of a phrase said in the limbo
of what I dreamed, but couldn’t soothe my thoughts.

I dreamed of you being pregnant, I was rapt;
after the years we had been separated
I felt the guilt in me, while, elated,
my hands caressed your belly, but, in fact,

they fumbled for my pants; then concentrated
to find the light switch. While plodding on,
I knew that I was leaving you alone
within the dreamy dark, where you were waiting
with patience and forgave me for my long
escapes, which had been so devastating,

but willful, too, since there, in the black,
continues what has failed in the glow.
We’re married there, we’re the double-back
monstrosities, and children that we grow
but justify the nakedness we stack.

You’ll come again one night that’s dark like pitch,
so weary and thin, and then I’ll see my
still nameless son or daughter, and, bewitched,
won’t pluck myself to drive away the seeming,
won’t move my hand towards the wicked switch ‐

I have no right to part with the surreal
and leave you both in that shady haze,
leave speechless there, by the fence of days,
becoming so dependant on the real,
in which I can’t be reached in time and space.

Joseph Brodsky
Translated by Evgeny Matusov



Поэзия Бродского и какие советы из нее можно почерпнуть

Поэзия Бродского — это бесконечная глубина, где можно найти любые милые сердцу сокровища. Каждый раз окунаешься в нее и возвращаешься с новыми мыслями и впечатлениями. Иосиф Александрович — великий человек. В его произведениях заключена не только тончайшая философия, но и простые житейские советы.

GettyImages

Именно о них редакция «Так Просто!» и намерена поговорить сегодня. Какие же советы мы отыскали в стихах Иосифа Бродского?

Поэзия Бродского

Как ни странно, в этом списке не будет совета «не выходить из комнаты». Этот стих многих ввел в заблуждение, заставив считать, что Иосиф Александрович был писателем-затворником. Однако он жил полной жизнью, любил проводить время в хорошей компании и наслаждался обществом. А стих на самом то деле вовсе не о том.

У Бродского много хороших стихов. И если ты еще не имел удовольствия ими насладится, то настойчиво рекомендуем провести вечерок с томиком Бродского в руках. А пока давай насладимся цитатами из его поэзии и узнаем, что же нам советует великий поэт.

GettyImages

Будь прям и горд

«Смотри без суеты вперед. Назад без ужаса смотри. Будь прям и горд, раздроблен изнутри, на ощупь тверд», — именно таким советует нам быть Бродский. Уверенным в себе, смотрящим вперед и не жалеющем о прошлом. Разве можно с ним спорить?

instagram.com/p/CCuvUGBgcge/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading» data-instgrm-version=»12″>

View this post on Instagram

Со смертью всё не кончается©️ ▪️ Бродский сидел в своей квартире за письменным столом. Родители куда-то ушли и он, пользуясь вечером тишины, мог спокойно заниматься своим делом. Вдруг ввалились милиционеры и стали грозить, что, если он в три дня не устроится на работу, ему будет худо. На дворе стоял 1964 год, 18 января. ▪️ Вечером 13 февраля Бродский отправился в гости к приятелю и был арестован на улице около своего дома. А после был чудовищный в своей нелепости суд, который мы обсудили ранее. Но есть ещё детали, опустить которые я никак не могу. ▪️ Суд проходил в 2 этапа. В конце первого заседания адвокат ходатайствует о направлении Бродского на медицинское освидетельствование. Вместо освобождения из-под стражи и амбулаторного обследования, как просила защита, Бродского на 3 недели заперли «на Пряжке» — психиатрической больнице № 2 на набережной реки Пряжки, причем первые три дня в палате для буйных. ▪️ Там его сразу же принялись «лечить» – будили среди ночи, погружали в холодную ванну, заворачивали в мокрые простыни и оставляли рядом с батареей. Высыхая, простыни врезались в тело. В 1987 году, отвечая на вопрос, какой момент в его советской жизни был самым тяжелым, Бродский не задумываясь назвал мучения, перенесенные на Пряжке. Заключение психиатры дали в тех обстоятельствах губительное: «…проявляет психопатические черты характера, но психическим заболеванием не страдает и по своему состоянию нервно-психического здоровья является трудоспособным» ▪️ В резуль­тате Бродский был сослан на 5 лет в деревню Норенская Конош­ского района Архангельской области. Жизнь в ссылке оказалась не страшной. Он устроился разнорабочим в совхоз. Возил навоз, пас скот и ремонтировал крыши… Быт был примитивный: надо было колоть дрова, таскать воду из колодца. Мебели в городском понимании этого слова не было. Прибитый к стене дощатый стол, соломенный матрас, лавка с ведром для воды – вот и вся незамысловатая обстановка. Зато по вечерам в избе на краю села над речкой ничто не отвлекало поэта от творчества. ▪️ В 1965 за границей на волне возмущений против ссылки поэта вышла его первая книга «Стихотворения и поэмы». А еще через полгода…|ПРОДОЛЖЕНИЕ⤵️в комментариях|

A post shared by Aysel⚜️миссия ВДОХНОВЛЯТЬ✨ (@_ays_ma_) on

Сжигай мосты, но аккуратно

Бродский писал: «Чтобы начать другую жизнь, человек обязан разделаться с предыдущей, причем аккуратно». И ведь правда, чтобы начать что-то новое, которое будет кардинально отличаться от всего предыдущего, нужно для начала разобраться со старыми делами. Так в любом деле. И едва ли это хоть когда-нибудь бывает просто.

Всем нам суждено быть одинокими

В одном из своих стихов Иосиф Александрович подмечает: «Ночь; дожив до седин, ужинаешь один, сам себе быдло, сам себе господин» . Мы сами себе палачи и судьи. Каждый из нас рано или поздно столкнется с одиночеством. Уж тогда и выяснится, чего мы стоим.

View this post on Instagram

«Человек не должен себя определять как еврея, русского, итальянца, испанца и т. д. За него это часто делает государство или язык. Человек должен определить себя в более конкретных категориях. Он должен спросить себя: «Кто я? Трус или более-менее не трус? Я добрый человек или я жадный человек? Я честен с женщинами или не очень?». Человек сначала на эти вопросы должен себе внятно ответить и только потом он должен начать себя определять в категориях национальности, культуры, географии, философии, религии и т. д. Потому что все большие категории очень замутняют самоопределение. Потому что ты думаешь что, если ты читал Гегеля или Бердяева, то ты уже хорош. Это примерно так же, как бороться с советской властью — если ты борешься, то ты уже хорош. Когда есть объективное зло, оно избавляет тебя от самоанализа и ты не думаешь, что ты подонок. ⠀ … Человек должен быть к себе требователен, если он может. И не прятаться «за» или «в» концепциях. Человек не сумма того, во что он верит, на что он уповает, не сумма своих убеждений. Человек — сумма своих поступков». (Иосиф Бродский) … ⠀ Можно я не буду к этому ничего добавлять? Только то, что очень согласна с Бродским. ⠀

Знаменитое стихотворение Иосифа Бродского — paia — LiveJournal

Из Марциала — это почти типа «Из Пиндемонти» у Пушкина.
Для меня смешны попытки критиков Бродского упрекнуть его в анахронизмах: они, конечно, умышленны. Ведь речь идёт не только об исторических фигурах — будь то Марциал, Гораций, Овидий и т. д., но и — прежде всего — о настроении и сознании самого Бродского.​

По той же причине имеются и смещения географические (например, Понт — Чёрное море, а не Средиземное), и лёгкий поклон Мандельштаму (Понт шумит — И море чё​рное, витийствуя, шумит​*​) — отсюда, думаю; у​ «Иосифа старшего»​ таких приёмов немало​.

_______
* Кстати, можно отмечать столетие этого всем известного шедевра молодого Мандельштама: оно написано в августе 1915-го 🙂

Поделюсь своими — и не только своими — ассоциациями при чтении этого, может быть, самого знаменитого стихотворения ИБ.

Первое письмо.

Нынче ветрено и волны с перехлёстом.
Скоро осень, всё изменится в округе.
Смена красок этих трогательней, Постум,
чем наряда перемена у подруги.

Дева тешит до известного предела —
дальше локтя не пойдёшь или колена.
Сколь же радостней прекрасное вне тела:
ни объятья невозможны, ни измена!

Дева тешит до известного предела — /Дальше локтя не пойдёшь или колена.

О чём тут вообще речь 🙂 ?

​Для меня это как эвфемизм невозможности ​полного слияния с «подругой», вечной нашей тоски по утерянной цельности (вспоминая Платона). Вспомним эту тему и у любимой Бродским МЦ:

Горечь! Горечь! Вечный привкус
На губах твоих, о страсть!
Горечь! Горечь! Вечный искус —
Окончательнее пасть.

​Да и не об этом ли у нелюбимого Бродским Андрея Вознесенского: ​

​Нас с тобой никто не расколет,
но когда тебя обнимаю —
обнимаю с такой тоскою,
будто кто тебя отнимает.

(«Ностальгия по настоящему», 1975.)

​Сколько же радостнее прекрасное вне тела:
ни объятье невозможно, ни измена!

Прям уже буддизм (религия уставшего человечества; уставшего от страданий). Вспоминаются и личная жизнь ИБ, и опять Платон: «Чем сильнее чувства, тем мощней страдания»​ (и не только).

Думаю, по уровню пессимизма Бродский не уступит Экклезиасту (см. первую главу).

Вот это-то — вполне буддистское — сознание автора меня сразило во время первого чтения «Писем к римскому другу», в 1981 году. Поразила внутренняя интонация — небывалый внутренний пессимизм уставшего от жизни человека (в момент написания поэту ещё не исполнилось 32 лет!). На фоне бесконечного фальшивого оптимизма той эпохи глубочайший пессимизм Бродского​​ оказался привлекательным настолько, что в моём кругу стали аукаться его строчками. Один человек начинал: «Нынче ветрено…» — и тут же двое или трое откликались: «… и волны с перехлёстом».

​Но до чего же пленительна форма! «Письма римскому другу» — роскошные, великолепные стихи.

Второе письмо.

Посылаю тебе, Постум, эти книги.
Что в столице? Мягко стелют? Спать не жёстко?
Как там Цезарь? Чем он занят? Всё интриги?
Всё интриги, вероятно, да обжорство.

Я сижу в своем саду, горит светильник.
Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых.
Вместо слабых мира этого и сильных —
лишь согласное гуденье насекомых.

Мягко стелют? Спать не жёстко?

У Ленина была статья «Мягко стелют, да жёстко спать».

Третье письмо.

Здесь лежит купец из Азии. Толковым
был купцом он — деловит, но незаметен.
Умер быстро — лихорадка. По торговым
он делам сюда приплыл, а не за этим.

Рядом с ним — легионер, под грубым кварцем.
Он в сражениях империю прославил.
Сколько раз могли убить! а умер старцем.
Даже здесь не существует, Постум, правил.

…Столько раз могли убить! а умер старцем.
Даже здесь не существует, Постум, правил.

У меня ассоциация с началом «Моцарта и Сальери»:

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет — и выше.

(…Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду​
Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?..​)

Сознание лирического героя Бродского близко сознанию Сальери (!). Оба досадуют на мировой порядок, точнее, на его отсутствие (как им кажется), то есть, отсутствие справедливости и случайность исторического процесса. Разница, впрочем, всё же очевидна — у героя ИБ стоицизм, он не бунтует.

Четвёртое письмо.

Пусть и вправду, Постум, курица не птица,
но с куриными мозгами хватишь горя.
Если выпало в Империи родиться,
лучше жить в глухой провинции у моря.

И от Цезаря далеко, и от вьюги.
Лебезить не нужно, трусить, торопиться.
Говоришь, что все наместники — ворюги?
Но ворюга мне милей, чем кровопийца.

​Пусть и вправду, Постум, курица не птица

Курица не птица, а баба не человек (Даль, Пословицы).
В моей юности ещё говорили: Курица не птица, Болгария не заграница.

Если выпало в Империи родиться,
лучше жить в глухой провинции у моря
— эти строки стали пословицей.

Сейчас, когда у большинства народонаселения вылезла любовь к империи, это особенно актуально.

​И от Цезаря далёко, и от вьюги

Ну, какая ещё вьюга в Италии 🙂 ?
Вьюга — нашенское; у Блока, Есенина, Фета — другое дело 😉

Но ворюга мне милей, чем кровопийца.

Думаю, подобную мысль Бродский мог услышать от Надежды Яковлевны Мандельштам, с которой был знаком (и называл её великой вдовой). См., например:

«На той же кухне часто велись самые что ни на есть антисоветские разговоры: ругали КГБ, обсуждали аресты, высылку писателей, художников… Помню, Надежда Яковлевна, слушая все это, говорила: «Не трогайте Лёлика (Брежнева). Вы ведь живете в вегетарианское время. Что бы с вами было во времена, которые выпали на нашу с Осей долю!» Отсюда.

Пятое письмо.

Этот ливень переждать с тобой, гетера,
я согласен, но давай-ка без торговли:
брать сестерций с покрывающего тела —
всё равно что дранку требовать от кровли.

Протекаю, говоришь? Но где же лужа?
Чтобы лужу оставлял я — не бывало.
Вот найдёшь себе какого-нибудь мужа,
он и будет протекать на покрывало.

Один мой приятель отреагировал тогда, в 81 году: «Что-то блатное».
Интересно, что сейчас «Письма к римскому другу» входят в программу 9 класса.
Перед нами, прежде всего, литература.
Бродский издевается над романтикой двух поэтов. Молодого Апполона Майкова — самого светлого поэта XIX века («Под дождём»). И пожилого Бориса Пастернака (9-е стихотворение из романа) — самого светлого поэта XX века.
Думаю, Бродский знал, что Майков идеализировал не только Рим, но даже Ивана Грозного, что был он патриотом и в конце жизни руководил цензурным комитетом. И что был он знатоком римской поэзии.
Ну а про Пастернака — он написал почти эротический «Хмель» в 63 года; Марциал прожил около 63.
Кроме того, если уж говорить о Марциале, этот знаменитый эпиграмист совсем не церемонился в описании нравов Римской империи («у меня — без срамоты ни листа»).

​Вот найдёшь себе какого-нибудь мужа,
он и будет протекать на покрывало.

Ср.:
Если жаж­дешь, чтоб о тебе чита­ли,
Ты най­ди себе пья­ни­цу поэта:
Гру­бым углем он или рых­лым мелом
Накро­па­ет сти­хи в отхо­жем месте!
(Марциал, Кн XII, 61)​

Шестое письмо.

Вот и прожили мы больше половины.
Как сказал мне старый раб перед таверной:
«Мы, оглядываясь, видим лишь руины».
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.

Был в горах. Сейчас вожусь с большим букетом.
Разыщу большой кувшин, воды налью им…
Как там в Ливии, мой Постум, — или где там?
Неужели до сих пор еще воюем?

Вот и прожили мы больше половины.

Это, думаю, сказано больше о себе. И в точку: Бродский не дожил до 56 лет.

Как там в Ливии, мой Постум, — или где там?
Неужели всё ещё воюем?

В середине 80-ых мы невесело шутили: Как там в Афгане, мой Постум, — или где там?..
Как бы ни пришлось также говорить про Украину…

Седьмое письмо.

Помнишь, Постум, у наместника сестрица?
Худощавая, но с полными ногами.
Ты с ней спал еще… Недавно стала жрица.
Жрица, Постум, и общается с богами.

Приезжай, попьём вина, закусим хлебом.
Или сливами. Расскажешь мне известья.
Постелю тебе в саду под чистым небом
и скажу, как называются созвездья.

Восьмое письмо.

Скоро, Постум, друг твой, любящий сложенье,
долг свой давний вычитанию заплатит.
Забери из-под подушки сбереженья,
там немного, но на похороны хватит.

Поезжай на вороной своей кобыле
в дом гетер под городскую нашу стену.
Дай им цену, за которую любили,
чтоб за ту же и оплакивали цену.

Скоро, Постум, друг твой, любящий сложение,
долг свой давний вычитанию заплатит.

Ср. с афоризмом Альберта Эйнштейна:
«Я научился смотреть на смерть как на старый долг, который рано или поздно надо заплатить».

Девятое письмо.

Зелень лавра, доходящая до дрожи.
Дверь распахнутая, пыльное оконце,
стул покинутый, оставленное ложе.
Ткань, впитавшая полуденное солнце.

Понт шумит за чёрной изгородью пиний.
Чьё-то судно с ветром борется у мыса.
На рассохшейся скамейке — Старший Плиний.
Дрозд щебечет в шевелюре кипариса.

/март 1972/

Пожалуй, Лев Лосев прав: Старший Плиний здесь не человек, а книга («Естественная история»).

А человека — лирического героя Бродского — уже нет в живых в 9 письме.

Есть целая полемика на тему Старшего Плиния.

Но по атмосфере — склоняюсь к мнению Лосева; последняя строфа «Писем к римскому другу» напоминает последнюю строфу знаменитой элегии Пушкина — стихотворения о смерти :

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Да и кипарис тогда (до христианства) был однозначно похоронным деревом.

Вот и большой поклонник Бродского Михаил Казаков разделяет это мнение — см. в самом конце.

Конкурс стихов Открывая поэтов. Серия № 222: Иосиф Бродский

Подарок

Иосифа Бродского

Я был только тот, который
ты коснулся ладони
над которым, в глухом, черным как ворон
ночь, ты наклонил голову …
Я был практически слеп.
Вы то появляетесь, то прячетесь,
научил меня видеть.

~~~~~

Благодаря множеству щедрых жертвователей я могу еще долго продолжать эту замечательную серию! Меня поражает щедрость тех, кто предпочитает оставаться анонимными. Я тронут. Спасибо!!!

~ Вышеупомянутое стихотворение — ваша подсказка. Возьмите его туда, куда он вас приведет. Бесплатные стихи или виньетки, пожалуйста. ……. НЕТ Вульгарности. Мне нравится чувственная, НО НЕ Эротика. Если вы не знаете разницы, этот конкурс не для вас…

~ Я люблю аллитерацию, красивые образы, умные метафоры, оригинальность и эмоции. Все они вместе взятые — претенденты на золото. Подсказка предназначена только для вашего вдохновения. Не пытайтесь его переписать, сделайте его своим. Выйдите из коробки и проявите творческий подход! Радоваться, веселиться! ЗАПРЕЩАЕТСЯ оскорблять религию, расу ИЛИ ЛЮБЫЕ другие формы неуважения. Нарушите это правило, и ваше стихотворение будет удалено без предупреждения.

~ Будьте потрясающими

Линда

~

Произвольный стих или Виньетки, пожалуйста.
зарезервировать, но вернуть до конца конкурса
используйте здравый смысл в том, что подходит.
нет эротики. Чувственный — это здорово.
Без крови, запекания, порезов и т. Д.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ оскорблять религию, расу или использовать любые другие формы неуважения.
Будьте вежливы с хозяйкой и другими абитуриентами
Я не буду спорить о принимаемых мною решениях, поэтому даже не пробуйте

Так много красивых произведений вы написали здесь. Поздравляю вас всех и, пожалуйста, посмотрите мои новые конкурсы в этой серии сегодня же.До следующего раза,

стихов о любви от всего сердца и души @ netpoets.com

  • от LoveBug

    Иногда единственный способ найти любовь — это сначала ее потерять.

  • Мелвин Ли

    Всегда везде ищем особенного. Но иногда нам не нужно заглядывать так далеко.

  • от Desperado

    Forever — это долгое время, но сначала мы должны пройти через тот пугающий момент, когда мы просим.

  • от JP

    Любовь — это не простое дело. Некоторые говорят, что это основано на дружбе, некоторые — на доверии, другие — на общении. Но для многих наступает время, когда это должно также быть основано на прощении.

  • , автор:} X {Angel} X {

    Это восхитительно яркое стихотворение о тоске, ожидании и терпении.

  • от A Peel

    В любви нужно признаться, пока не поздно. Но даже если поздно, все равно нужно сказать.

  • от warmhrt

    «Ты все еще любишь меня?» Простые вопросы, которые так часто задают очень многие, но немногие отвечают так красиво, как эти слова.

  • по кровотечению

    Можно ли описать красоту и обещание брака простыми словами? Возможно.

  • волк Иоиль

    Когда остаются только воспоминания, мы цепляемся за них изо всех сил.

  • по CMGrimm

    Другое слово для любви — это делиться.Даже боль. И иногда боль, которую мы не видим, причиняет больше всего боли.

  • по Деве

    Когда встречаются реальность и фантазия, рождается Любовь.

  • от Райана Халла

    Когда мы отказываемся от поиска Любви, мы обнаруживаем, что она не отказалась от нас.

  • по Деве

    Можно ли влюбиться в того, кого только что встретили?

  • от Sven

    Любовь может сделать всех нас Мечтателями.

  • от Lonely Shadow

    Первое прикосновение Любви часто является самой мощной силой, которую мы когда-либо ощущали.

  • Дэн Макдональд

    Никогда не теряйте надежду, Ваш Ангел может быть прямо за углом.

  • Кевин Куннен

    Ночью в одиночестве, даже обыденное может символизировать наше одиночество.

  • Кристи Линн

    Есть много вещей, которые перестают иметь значение, когда Любовь входит в дверь.Время вполне может быть одним из них.

  • Джеймса Хейли

    Цветы отправляют нам сообщения, каждое из которых имеет различное значение.

  • от Рут Кефхарт

    Мы не всегда можем отнять у нашего любовника слезы. Но мы можем попробовать.

  • Миллетт Аддисон

    Насколько высокий большой? Насколько велика ширина? И, конечно, насколько глубока Любовь?

  • , Николь Бойд

    Что за любовь во сне? Иногда кажется, что наши мечты фантастичнее реальности.

  • Миллетт Аддисон

    Иногда самая большая любовь в нашей жизни может умереть, но их любовь живет с нами вечно.

  • Пол Хукман

    В каждом океане есть остров, где мы можем раскрыть смысл нашей жизни.

  • Кристофера

    Поэты всегда ищут новые и красивые способы сказать эти три особенных слова. Некоторые понимают это совершенно разумно.

  • Мардж Тиндал

    Любовь часто трепещут ветры жизни. Но найти свой истинный курс — это просто вопрос смены направления.

  • Карла Риммера

    Некоторые говорят, что в этом физическом мире нет ничего идеального. Но это не мешает другим искать.

  • Мелвин Ли

    Любовь — это не одна эмоция, а множество чувств. Все они замечательные.

  • Кристофера

    От отношений мы очень часто стремимся дать именно то, что нам нужно.

  • Элизабет

    Иногда сны могут удерживать двух людей вместе, даже когда они разлучены

  • от Alwye

    Нежные мечты, наполненные тоской, иногда — единственный способ достичь того, кого мы любим.

  • , автор — Шерри Андерсон

    Любовь — это много вещей в разное время.Все они безмерно прекрасны.

  • Бернарда Кеннеди

    Это прекрасное стихотворение посвящено любви и неизбежному стремлению, которое она приносит.

  • , Николь Шуаньер

    Существует ли любовь как отражение? Возможно, то, что мы видим в Любви и проистекаем из Любви, является общностью в каждом из наших сердец.

  • по Lheiyrah

    Есть образы любви, которые можно увидеть только во сне.И тоже в поэзии.

  • от Ally

    Поцелуй — это всего лишь поцелуй. Кроме, может быть, когда это тоже вопрос.

  • Томас

    Любовь, когда она приходит, всегда кажется сюрпризом.

  • по Кэт

    В любви часто кажется, что она пронизывает всю нашу жизнь.

  • << Стихи о любви >>

    Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

    Вспоминая Иосифа Бродского — The Moscow Times

    Для моего поколения американских славистов, родившихся в 1940-х годах, появление Иосифа Бродского на наших берегах в 1972 году было столь же поразительным, как и появление Набокова.Конечно, не было и намека на аристократизм или ностальгию по потерянной России, только этот огромный поэтический дар, подтвержденный легендарными русскими поэтами, и тот изумительно идиотский судебный процесс, на котором Бродский настаивал на том, что его профессия — писатель стихов — пришла. не через ученую степень, а «от Бога». Однако это не было благочестием модели Солженицына, приютившейся на Западе неохотно и бесстрашно осуждающей ее ценности. Бродский, как мне показалось, не презирал, не высмеивал и не подражал Западу.Он сразу стал поэтом-учителем, сосредоточившись на внимательном чтении своего ремесла. Нобелевская премия 1987 года неизмеримо подняла престиж этого ремесла.

    Я с удивлением вспоминаю, как Бродский, став в 1991 году поэтом-лауреатом, серьезно занимался своим проектом «Американская поэзия и грамотность». «США — прозаическая и прагматичная страна, — сказал я себе. Стихи связаны с рекламными джинглами или текстами популярных песен; они не являются проводниками красоты или мудрости, и они не замедляют и не поднимают нас.Идея Бродского о том, что «поэты разговаривают с самим языком» на великолепно высоком и утонченном уровне, отражающем «генетическую цель» человеческого вида, большинству американцев могла показаться безнадежно русской фантазией. Итак: почему Бродский был актуален для ХХ века и не потерял актуальности сейчас?

    Его стихи на русском языке и в переводе будут обращены к тем, у кого есть уши, чтобы их услышать. Бродский был очень откровенен в своих эссе о своем поэтическом взгляде на человеческий прогресс и интеллект.Обсуждая Цветаеву, он замечает, что прозаик может многому научиться из поэзии (сосредоточенность и эффективность выражения), но чему поэт может научиться из прозы? «Немного.» Чтобы продвинуться в этом мире, поэты рано или поздно вынуждены писать «беглые строки», но это шаг назад и шаг вниз. Проза имеет дело с «линейным (аналитическим) развитием», а не с «кристаллическим (синтезирующим) ростом мысли», которым занимается поэт.

    Но в чудесных очерках Бродского содержится огромное количество обобщающей мудрости.Среди тех эссе, которые вообще не датированы, — его вступительная речь 1988 года в Мичиганском университете, перепечатанная в его сборнике О горе и разуме как «Речь на стадионе». Само название напоминает о футбольных стадионах, которые в Советской России были переполнены, чтобы послушать поэтов.

    Вступительное слово было не чтением стихов, а линейной прозой в виде «подсказок» выпускному классу. Оно было осуществлено, когда гласность набирала необратимый характер на его родине, ныне имеющей глубокую историю.Однако в нынешнем сезоне 2020 года, когда так много колледжей и университетов приостановили свои выпускные церемонии или стали виртуальными, очень приятно перечитывать совет Бродского 32 года назад. Его шесть советов актуальны как никогда.

    Во-первых, будьте точны со своим языком; читаю словари, а иногда и сборники стихов. Во-вторых, будьте добры к своей семье, потому что бунт — это «крайне буржуазное дело». В-третьих, «постарайтесь не ценить политиков»; хотя большинство из них глупы и нечестны, у них ужасная работа.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *