Стихи анны ахматовой о жизни: Все стихи Ахматовой о жизни: полный список
стихотворения о жизни и любви.
Анна Ахматова: стихотворения о жизни и любви.Публикации раздела Литература
Смотрите также
{«storageBasePath»:»https://www.culture.ru/storage»,»services»:{«api»:{«baseUrl»:»https://www.culture.ru/api»,»headers»:{«Accept-Version»:»1.0.0″,»Content-Type»:»application/json»}}}}
Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: [email protected]
Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
Как предложить событие в «Афишу» портала?
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Если вопросы остались — напишите нам.
Пожалуйста подтвердите, что вы не робот
Войти через
или
для сотрудников учреждений культуры
Перезагрузить страницу
Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Культура.РФ» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.Стихи Ахматовой Анны о жизни
Биография
Анна Ахматова пережила почти всех заметных поэтов «Серебряного века», особенно не эмигрировавших после революции — она умерла 5 марта 1966 года, в возрасте 76 лет. Сама она не подвергалась репрессиям. Впрочем, менее трагичной судьба поэтессы от этого не стала. Один её муж был расстрелян, другой погиб в лагерях, а единственный сын провёл в них больше 10 лет жизни.
Ахматова стала одной из центральных поэтесс в русской литературе, ещё в молодости считалась классиком – но при этом постоянно страдала от цензуры, не могла толком публиковаться. Впрочем, никогда в нашей истории даже самая жёсткая цензура не могла помешать популярности поэта – вот и стихи Анны Ахматовой ещё при жизни поэтессы были крайне популярны как в России и СССР, так и среди эмигрантов.
Юные годы, начало творчества
Анна Ахматова родилась в Одессе – одном из ключевых культурных центров Российской империи, в дворянской семье. Это произошло 11 июня 1889 года. «Ахматова» — это творческий псевдоним, девичья фамилия прабабушки поэтессы. Отец не разрешал ей подписывать стихи настоящей фамилией – Горенко.
Примечательно, что среди предков Ахматовой была первая русская поэтесса – Анна Бунина.
Уже в следующем году семья будущей поэтессы переехала в Царское Село. Анну отдали в Мариинскую гимназию. Уже в пять лет Анна говорила по-французски. В 1906-1907 годах она обучалась в Киевской Фундуклеевской гимназии, затем там же – на высших женских курсах. В эти годы началось творчество и родился литературный псевдоним.
Курсы Ахматова окончила в 1910 году, и тогда же вышла замуж на другого знаменитого поэта «Серебряного века» — Николая Гумилёва. Сама Анна Ахматова стихи впервые опубликовала лишь в 1911 году. Она, разумеется, состояла в движении акмеистов, основателем которой был её муж, а также в созданном им же «Цехе поэтов».
В 1912 году впервые изданы в виде сборника стихи Анны Ахматовой, до революции она успеет выпустить ещё две книги. В том же году у Ахматовой и Гумилёва родился сын – в будущем знаменитый историк-этнолог Лев Гумилёв, создатель пассионарной теории этногенеза.
Ахматова после революции
После революции судьба стала менее благосклонна к поэтессе. В 1918 году она рассталась с Гумилёвым, выйдя замуж за учёного Владимира Шилейко. Но уже в 1921 они расстались; в том же году был осуждён по сфабрикованному политическому делу и расстрелян Николай Гумилёв.
До 1922 Ахматовой ещё удавалось издавать книги – сборники «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI», но начиная с этого момента её стихи подвергались жесточайшей цензуре. Что-то удавалось печатать, но изданное было уже довольно далеко от авторского замысла.
В 1922 году Ахматова сошлась с искусствоведом Николаем Пуниным. Он проходил по тому же сфабрикованному делу «Петроградской боевой организации», что и Гумилёв, но избежал расстрела. К сожалению, советская власть не оставила его в покое: Пунина арестовывали в 1930-е годы, а после войны всё-таки репрессировали, и он погиб в Воркуте. Тогда же посадили на 10 лет её сына Льва – но ему, к счастью, удалось пережить заключение, позже Лев был реабилитирован.
Ахматова была «невыездной» до 1964 года, печатали её в СССР крайне неохотно. Анна Ахматова стихи издавала за рубежом – например, поэму «Реквием», автобиографическую и посвящённую жертвам репрессий. Впрочем, в целом она старалась быть осторожнее в высказываниях и творчестве.
Лишь в 1951 году Ахматову, живого классика русской литературы, восстановили в Союзе писателей СССР. Незадолго до смерти она выпустила свой последний сборник стихов – «Бег времени», а также стала почётным профессором Оксфорда.
© Poembook, 2013
Все права защищены.
Все стихи Анны Ахматовой
27 января 1944 года
И в ночи январской, беззвездной, Сам дивясь небывалой судьбе, Возвращенный из смертной бездны, Ленинград салютует себе.
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
8 ноября 1913 года
Солнце комнату наполнило Пылью желтой и сквозной. Я проснулась и припомнила: Милый, нынче праздник твой. Оттого и оснеженная Даль за окнами тепла, Оттого и я, бессонная, Как причастница спала.
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
9 декабря 1913 года
Самые темные дни в году Светлыми стать должны. Я для сравнения слов не найду - Так твои губы нежны. Только глаза подымать не смей, Жизнь мою храня. Первых фиалок они светлей, А смертельные для меня. Вот поняла, что не надо слов, Оснеженные ветки легки… Сети уже разостлал птицелов На берегу реки.
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
In memoriam
А вы, мои друзья последнего призыва! Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена. Над вашей памятью не стыть плакучей ивой, А крикнуть на весь мир все ваши имена! Да что там имена! Ведь все равно — вы с нами!.. Все на колени, все! Багряный хлынул свет! И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами — Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
Nox: Статуя «Ночь» в Летнем саду
Ноченька! В звездном покрывале, В траурных маках, с бессонной совой. Доченька! Как мы тебя укрывали Свежей садовой землей. Пусты теперь Дионисовы чаши, Заплаканы взоры любви… Это проходят над городом нашим Страшные сестры твои.
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
* * *
Памяти Ал.Блока1 А Смоленская нынче именинница, Синий ладан над травою стелется, И струится пенье панихидное, Не печальное нынче, а светлое. И приводят румяные вдовушки На кладбище мальчиков и девочек Поглядеть на могилы отцовские, А кладбище — роща соловьиная, От сиянья солнечного замерло. Принесли мы Смоленской Заступнице, Принесли Пресвятой Богородице На руках во гробе серебряном Наше солнце, в муке погасшее,— Александра, лебедя чистого.* * *
А ты думал — я тоже такая, Что можно забыть меня, И что брошусь, моля и рыдая, Под копыта гнедого коня. Или стану просить у знахарок В наговорной воде корешок И пришлю тебе странный подарок - Мой заветный душистый платок. Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом Окаянной души не коснусь, Но клянусь тебе ангельским садом, Чудотворной иконой клянусь, И ночей наших пламенным чадом - Я к тебе никогда не вернусь.
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
* * *
А ты теперь тяжелый и унылый, Отрекшийся от славы и мечты, Но для меня непоправимо милый, И чем темней, тем трогательней ты. Ты пьешь вино, твои нечисты ночи, Что наяву, не знаешь, что во сне, Но зелены мучительные очи,- Покоя, видно, не нашел в вине. И сердце только скорой смерти просит, Кляня медлительность судьбы. Всё чаще ветер западный приносит Твои упреки и твои мольбы. Но разве я к тебе вернуться смею? Под бледным небом родины моей Я только петь и вспоминать умею, А ты меня и вспоминать не смей. Так дни идут, печали умножая. Как за тебя мне Господа молить? Ты угадал: моя любовь такая, Что даже ты не смог ее убить.
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
* * *
А я иду, где ничего не надо, Где самый милый спутник — только тень, И веет ветер из глухого сада, А под ногой могильная ступень.
Советская поэзия. В 2-х томах. Библиотека всемирной литературы. Серия третья. Редакторы А.Краковская, Ю.Розенблюм. Москва: Художественная литература, 1977.
* * *
А! Это снова ты. Не отроком влюбленным, Но мужем дерзостным, суровым, непреклонным Ты в этот дом вошел и на меня глядишь. Страшна моей душе предгрозовая тишь. Ты спрашиваешь, что я сделала с тобою, Врученным мне навек любовью и судьбою. Я предала тебя. И это повторять — О, если бы ты мог когда-нибудь устать! Так мертвый говорит, убийцы сон тревожа, Так ангел смерти ждет у рокового ложа. Прости меня теперь. Учил прощать Господь. В недуге горестном моя томится плоть, А вольный дух уже почиет безмятежно. Я помню только сад, сквозной, осенний, нежный, И крики журавлей, и черные поля… О, как была с тобой мне сладостна земля !
Анна Ахматова. Бег времени. Стихотворения. Минск, «Мастацкая Лiтаратура», 1983.
Август 1940
То град твой, Юлиан! Вяч. Иванов1 Когда погребают эпоху, Надгробный псалом не звучит, Крапиве, чертополоху Украсить ее предстоит. И только могильщики лихо Работают. Дело не ждет! И тихо, так, господи, тихо, Что слышно, как время идет. А после она выплывает, Как труп на весенней реке,— Но матери сын не узнает, И внук отвернется в тоске. И клонятся головы ниже, Как маятник, ходит луна. Так вот — над погибшим Парижем Такая теперь тишина.Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
Античная страничка
I. СМЕРТЬ СОФОКЛА Тогда царь понял, что умер Софокл. Легенда На дом Софокла в ночь слетел с небес орел, И мрачно хор цикад вдруг зазвенел из сада. А в этот час уже в бессмертье гений шел, Минуя вражий стан у стен родного града. Так вот когда царю приснился странный сон: Сам Дионис ему снять повелел осаду, Чтоб шумом не мешать обряду похорон И дать афинянам почтить его отраду. 1958-1961 II. АЛЕКСАНДР У ФИВ Наверно, страшен был и грозен юный царь, Когда он произнес: «Ты уничтожишь Фивы». И старый вождь узрел тот город горделивый, Каким он знал его еще когда-то встарь. Все, всё предать огню! И царь перечислял И башни, и врата, и храмы — чудо света, Как будто для него уже иссякла Лета, Но вдруг задумался и, просветлев, сказал: «Ты только присмотри, чтоб цел был Дом Поэта». Октябрь 1961, Ленинград, Больница в Гавани
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
Белой ночью
Ах, дверь не запирала я, Не зажигала свеч, Не знаешь, как, усталая, Я не решалась лечь. Смотреть, как гаснут полосы В закатном мраке хвой, Пьянея звуком голоса, Похожего на твой. И знать, что все потеряно, Что жизнь — проклятый ад! О, я была уверена, Что ты придешь назад.
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
Библейские стихи: Рахиль
И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее. Книга Бытия И встретил Иаков в долине Рахиль, Он ей поклонился, как странник бездомный. Стада подымали горячую пыль, Источник был камнем завален огромным. Он камень своею рукой отвалил И чистой водой овец напоил. Но стало в груди его сердце грустить, Болеть, как открытая рана, И он согласился за деву служить Семь лет пастухом у Лавана. Рахиль! Для того, кто во власти твоей, Семь лет — словно семь ослепительных дней. Но много премудр сребролюбец Лаван, И жалость ему незнакома. Он думает: каждый простится обман Во славу Лаванова дома. И Лию незрячую твердой рукой Приводит к Иакову в брачный покой. Течет над пустыней высокая ночь, Роняет прохладные росы, И стонет Лаванова младшая дочь, Терзая пушистые косы, Сестру проклинает и Бога хулит, И Ангелу Смерти явиться велит. И снится Иакову сладостный час: Прозрачный источник долины, Веселые взоры Рахилиных глаз И голос ее голубиный: Иаков, не ты ли меня целовал И черной голубкой своей называл?
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
* * *
Божий Ангел, зимним утром Тайно обручивший нас, С нашей жизни беспечальной Глаз не сводит потемневших. Оттого мы любим небо, Тонкий воздух, свежий ветер И чернеющие ветки За оградою чугунной. Оттого мы любим строгий, Многоводный, темный город, И разлуки наши любим, И часы недолгих встреч.
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
* * *
Буду черные грядки холить, Ключевой водой поливать; Полевые цветы на воле, Их не надо трогать и рвать. Пусть их больше, чем звезд зажженных В сентябрьских небесах,— Для детей, для бродяг, для влюбленных Вырастают цветы на полях. А мои — для святой Софии В тот единственный светлый день, Когда возгласы литургии Возлетят под дивную сень. И, как волны приносят на сушу То, что сами на смерть обрекли, Принесу покаянную душу И цветы из Русской земли.
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
* * *
Бывало, я с утра молчу, О том, что сон мне пел. Румяной розе и лучу, И мне — один удел. С покатых гор ползут снега, А я белей, чем снег, Но сладко снятся берега Разливных мутных рек, Еловой рощи свежий шум Покойнее рассветных дум.
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
* * *
Был блаженной моей колыбелью Темный город у грозной реки И торжественной брачной постелью, Над которой лежали венки Молодые твои серафимы,- Город, горькой любовью любимый. Солеею молений моих Был ты, строгий, спокойный, туманный. Там впервые предстал мне жених, Указавши мой путь осиянный, И печальная Муза моя Как слепую водила меня.
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
* * *
Был он ревнивым, тревожным и нежным, Как божье солнце, меня любил, А чтобы она не запела о прежнем, Он белую птицу мою убил. Промолвил, войдя на закате в светлицу: «Люби меня, смейся, пиши стихи!» И я закопала веселую птицу За круглым колодцем у старой ольхи. Ему обещала, что плакать не буду, Но каменным сделалось сердце мое, И кажется мне, что всегда и повсюду Услышу я сладостный голос ее.
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
В Зазеркалье
O quae beatam, Diva, tenes Syprum et Memphin… Hor.1 Красотка очень молода, Но не из нашего столетья, Вдвоем нам не бывать — та, третья, Нас не оставит никогда. Ты подвигаешь кресло ей, Я щедро с ней делюсь цветами… Что делаем — не знаем сами, Но с каждым мигом нам страшней. Как вышедшие из тюрьмы, Мы что-то знаем друг о друге Ужасное. Мы в адском круге, А может, это и не мы. Notes: 1. O quae beatam, Diva, tenes / Syprum et Memphin… Hor. — О богиня, которая владычествует над / счастливым островом Кипром и Мемфисом…— Гораций (лат.). ОбратноАнна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
* * *
В каждых сутках есть такой Смутный и тревожный час. Громко говорю с тоской, Не раскрывши сонных глаз. И она стучит, как кровь, Как дыхание тепла, Как счастливая любовь, Рассудительна и зла.
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
* * *
В ту ночь мы сошли друг от друга с ума, Светила нам только зловещая тьма, Свое бормотали арыки, И Азией пахли гвоздики. И мы проходили сквозь город чужой, Сквозь дымную песнь и полуночный зной,— Одни под созвездием Змея, Взглянуть друг на друга не смея. То мог быть Стамбул или даже Багдад, Но, увы! не Варшава, не Ленинград, И горькое это несходство Душило, как воздух сиротства. И чудилось: рядом шагают века, И в бубен незримая била рука, И звуки, как тайные знаки, Пред нами кружились во мраке. Мы были с тобою в таинственной мгле, Как будто бы шли по ничейной земле, Но месяц алмазной фелукой Вдруг выплыл над встречей-разлукой… И если вернется та ночь и к тебе В твоей для меня непонятной судьбе, Ты знай, что приснилась кому-то Священная эта минута.
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
В Царском селе
I По аллее проводят лошадок. Длинны волны расчесанных грив. О, пленительный город загадок, Я печальна, тебя полюбив. Странно вспомнить: душа тосковала, Задыхалась в предсмертном бреду. А теперь я игрушечной стала, Как мой розовый друг какаду. Грудь предчувствием боли не сжата, Если хочешь, в глаза погляди. Не люблю только час пред закатом, Ветер с моря и слово «уйди». II …А там мой мраморный двойник, Поверженный под старым кленом, Озерным водам отдал лик, Внимает шорохам зеленым. И моют светлые дожди Его запекшуюся рану… Холодный, белый, подожди, Я тоже мраморною стану. III Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни.
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
* * *
Важно с девочками простились, На ходу целовали мать, Во все новое нарядились, Как в солдатики шли играть. Ни плохих, ни хороших, ни средних… Все они по своим местам, Где ни первых нет, ни последних… Все они опочили там.
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
* * *
Ведь где-то есть простая жизнь и свет, Прозрачный, теплый и веселый… Там с девушкой через забор сосед Под вечер говорит, и слышат только пчелы Нежнейшую из всех бесед. А мы живем торжественно и трудно И чтим обряды наших горьких встреч, Когда с налету ветер безрассудный Чуть начатую обрывает речь. Но ни на что не променяем пышный Гранитный город славы и беды, Широких рек сияющие льды, Бессолнечные, мрачные сады И голос Музы еле слышный.
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
Вечерняя комната
Я говорю сейчас словами теми, Что только раз рождаются в душе. Жужжит пчела на белой хризантеме, Так душно пахнет старое саше. И комната, где окна слишком узки, Хранит любовь и помнит старину, А над кроватью надпись по-французски Гласит: «Seigneur, ayez pitie de nous»*. Ты сказки давней горестных заметок, Душа моя, не тронь и не ищи… Смотрю, блестящих севрских статуэток Померкли глянцевитые плащи. Последний луч, и желтый и тяжелый, Застыл в букете ярких георгин, И как во сне я слышу звук виолы И редкие аккорды клавесин. * Господи, смилуйся над нами (франц.).
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
Вечером
Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем. Свежо и остро пахли морем На блюде устрицы во льду. Он мне сказал: «Я верный друг!» И моего коснулся платья. Так не похожи на объятья Прикосновенья этих рук. Так гладят кошек или птиц, Так на наездниц смотрят стройных… Лишь смех в глазах его спокойных Под легким золотом ресниц. А скорбных скрипок голоса Поют за стелющимся дымом: «Благослови же небеса - Ты в первый раз одна с любимым».
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
* * *
Вижу выцветший флаг над таможней И над городом желтую муть. Вот уж сердце мое осторожней Замирает, и больно вздохнуть. Стать бы снова приморской девчонкой, Туфли на босу ногу надеть, И закладывать косы коронкой, И взволнованным голосом петь. Все глядеть бы на смуглые главы Херсонесского храма с крыльца И не знать, что от счастья и славы Безнадежно дряхлеют сердца.
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, «Цитадель», 1996.
»
Название | Тема | Дата |
---|---|---|
Вечерние часы перед столом… | Стихи о любви | 1913 |
Мы не умеем прощаться… | ||
Древний город словно вымер… | ||
В ту ночь мы сошли друг от друга с ума… | Стихи о любви | 1959, 1 декабря |
Сад | Серебряный век | 1911 г. |
Нет, ни в шахматы, ни в теннис… | ||
И в памяти черной, пошарив, найдешь… | 1960 | |
Двадцать первое. Ночь. Понедельник… | Стихи о любви | 1917 |
Как соломинкой, пьешь мою душу. | ||
И вот одна осталась я… | 1917 | |
Высоко в небе облачко серело | Серебряный век | 1911 г. |
И мальчик, что играет на волынке… | Стихи о жизни, Стихи о жизни и смерти | 1911 |
…А там мой мраморный двойник… | Стихи о жизни, Стихи о жизни и смерти | 1911 |
Белой ночью | Серебряный век | 6 февраля 1911, Царское Село |
Мы не умеем прощаться,- | Серебряный век | Март 1917 г., Петербург |
Столько просьб у любимой всегда! | Серебряный век, Стихи о любви | 1913 г. |
Царскосельская статуя | Серебряный век | Октябрь 1916 г., Севастополь |
Читая Гамлета | Серебряный век, Стихи о любви | 1909 г. |
Август 1940 | 1940 | |
Был он ревнивым, тревожным и нежным | Серебряный век | Осень 1914 |
И мнится — голос человека… | ||
Высокие своды костёла… | ||
Подошла. Я волненья не выдал | ||
Знаю, знаю – снова лыжи… | 1913 | |
А, ты думал – я тоже такая… | Стихи о любви | 1921 |
И вот одна осталась я… | ||
Я знаю, с места не сдвинуться… | ||
Говорят дети | Серебряный век | 1 июня 1950 |
Да, я любила их, те сборища ночные… | Стихи о любви, Стихи о жизни, Стихи о жизни и смерти | 1917 |
А ты теперь тяжелый и унылый… | Стихи о любви | |
Приходи на меня посмотреть… | Стихи о любви | |
Не недели, не месяцы – годы… | Стихи о любви | 1940 |
Как ты можешь смотреть на Неву… | 1914 | |
А в книгах я последнюю страницу… | Стихи о жизни, Стихи о жизни и смерти | 1943, 25 ноября |
Проплывают льдины, звеня | Серебряный век | Апрель 1918 г. |
Все, кого и не звали, в Италии,- | Серебряный век | 26 сентября 1957, 7 февраля 1958, Москва |
Мурка, не ходи, там сыч… | ||
Здесь девушки прелестнейшие спорят | Серебряный век | 1930-е гг. |
Приду туда, и отлетит томленье… | Стихи о России и родине, | 1916 |
И было сердцу ничего не надо | Серебряный век | 1962 г. |
Под навесом темной риги жарко… | ||
Ленинград в марте 1941 года | Серебряный век | 1941 г. |
Господь немилостив к жнецам и садоводам… | ||
Белый дом | Стихи о природеСтихи о родной природеСтихи о России и родине | 1914 |
Сегодня мне письма не принесли… | ||
Особенных претензий не имею… | Стихи о России и родине, | 1952 |
На пороге белом рая | Серебряный век | Июль 1921 г. |
Забудут? – вот чем удивили… | 1957, 21 февраля | |
Когда в тоске самоубийства… | ||
Целый год ты со мной неразлучен… | Стихи о любви | 1914 |
Меня покинул в новолунье… | Стихи о любви | 1911 |
Библейские стихи: Рахиль | Серебряный век | 25 декабря 1921 г. |
Мы не умеем прощаться | ||
Ждала его напрасно много лет… | Стихи о любви | 1916 |
А! Это снова ты. Не отроком влюбленным | ||
Перед весной бывают дни такие… | ||
Широк и желт вечерний свет… | ||
Оставь, и я была как все… | ||
Судьба ли так моя переменилась… | Стихи о жизни | 1916 |
Чем хуже этот век предшествовавших… | ||
Поздний ответ | 1940, 16 марта | |
Эта встреча никем не воспета… | Стихи о любви | |
М. Лозинскому | ||
Опять подошли «незабвенные даты»… | 1945, лето | |
Чем хуже этот век предшествующих? Разве… | Стихи о жизни, Стихи о жизни и смерти | 1919 |
Думали: нищие мы, нету у нас ничего… | Стихи о жизни | 1915 |
Как страшно изменилось тело | Серебряный век | 1913 г. |
Прошло пять лет,— и залечила раны… | ||
У меня есть улыбка одна… | Стихи о любви | 1913 |
Чернеет дорога приморского сада… | Стихи о любви | 1914 |
О, есть неповторимые слова… | Стихи о жизни | 1916 |
Молитва | Стихи о жизни, Стихи о жизни и смерти | 1915 |
Столько раз я проклинала… | Стихи о природеСтихи о родной природеСтихи о России и родине | 1915 |
Всё расхищено, предано, продано… | 1921 | |
По твердому гребню сугроба… | ||
Нет, ни в шахматы, ни в теннис | Серебряный век | 1964-1965 годы, Лаврушинский переулок |
Все ушли, и никто не вернулся… | Стихи о жизни, Стихи о жизни и смерти | 1960 |
Окопы, окопы — | Серебряный век | Март 1940 г., Фонтанный дом |
* * * | Серебряный век | 1939 г. |
Слаб голос мой, но воля не слабеет… | ||
Ты письмо мое, милый, не комкай… | Стихи о любви | 1912 |
Слава тебе, безысходная боль… | ||
Три раза пытать приходила | Серебряный век | 1911 г. |
Мне с тобою пьяным весело — | Серебряный век | 1911, Париж |
О, жизнь без завтрашнего дня… | Стихи о любви | 1921 |
Вместо мудрости – опытность, пресное… | Стихи о жизни, Стихи о жизни и смерти | 1913 |
Поэма без героя (отрывок) | Серебряный век | |
Ты всегда таинственный и новый… | Стихи о любви | |
Я не любви твоей прошу. | ||
Потускнел на небе синий лак… |
Анна Ахматова — Я научилась просто мудро жить: читать стих, текст стихотворения полностью
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить» Ахматовой
А. Ахматова на себе почувствовала, как непросто добиться признания в поэтическом обществе. Ее долгое время воспринимали просто как супругу уже известного в то время Николая Гумилева. Первые сборник стихотворений («Вечер») поэтесса издала в 1912 г. на собственные средства небольшим тиражом. Вопреки ожиданиям сборник приобрел большую популярность и известность. В него и вошло стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…».
Произведение Ахматовой свидетельствует о ее духовном становлении. Если в раннем возрасте будущая поэтесса часто мечтала, и жизнь рисовалась ей в исключительно радостных и счастливых оттенках, то с годами она становилась мудрее и спокойнее. Значительно повлиял на Ахматову и брак. Семейная жизнь требовала от нее создания уютной домашней атмосферы. Несмотря на холодное отношение к мужу, поэтесса чувствовала свой долг перед ним и стремилась упорядочить свою жизнь.
Ахматова убедилась в своем поэтическом даровании и решила посвятить ему всю жизнь. Поэтому она отбрасывает ненужные больше тревоги и спокойно воспринимает окружающее. Жизнь представляется ей медленным равномерным течением. В молодости Ахматова не отличалась особой религиозностью, но часто использовала христианские мотивы и символы в своих произведениях. Поэтому достижение внутренней гармонии она связывает со стремлением «молиться Богу».
Героиня подмечает мельчайшие детали окружающего («лопухи», «гроздь рябины»), которые в совокупности создают умиротворяющую атмосферу. Это атмосфера позволяет поэтессе писать «веселые стихи», посвященные красоте и радости бытия. Ахматова полностью погружается в себя, что не мешает ей воспринимать обычные радости жизни: мурлыканье «пушистого кота» и «огонь на башенке озерной».
В последних строках удивительно мягкого стихотворения возникает загадка в образе неизвестного, который может постучаться в дверь. Возможно, это просто неопределенный символ, означающий вторжение во внутренний мир героини внешнего человеческого общества. Некоторые исследователи считают, что в этом образе Ахматова имела в виду своего мужа, приход которого был ей неприятен.
В любом случае поэтесса достигает того состояния внутренней гармонии, при котором любое вмешательство извне может остаться просто незамеченным («я даже не услышу»).
Про стихи — Ахматова. Полный текст стихотворения — Про стихи
Про стихи — Ахматова. Полный текст стихотворения — Про стихиАнна Ахматова
Владимиру Нарбуту
Это — выжимки бессонниц,
Это — свеч кривых нагар,
Это — сотен белых звонниц
Первый утренний удар…
Это — теплый подоконник
Под черниговской луной,
Это — пчелы, это — донник,
Это — пыль, и мрак, и зной.
1940 г.
Теги:
Анна Ахматова
Анна Ахматова писала о себе, что родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого и Эйфелевой башней. Она стала свидетелем смены эпох — пережила две мировые войны, революцию и блокаду Ленинграда. Свое первое стихотворение Ахматова написала в 11 лет — с тех пор и до конца жизни она не переставала заниматься поэзией.
{«storageBasePath»:»https://www.culture.ru/storage»,»services»:{«api»:{«baseUrl»:»https://www.culture.ru/api»,»headers»:{«Accept-Version»:»1.0.0″,»Content-Type»:»application/json»}}}}
Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: [email protected]
Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
Как предложить событие в «Афишу» портала?
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Если вопросы остались — напишите нам.
Пожалуйста подтвердите, что вы не робот
Войти через
или
для сотрудников учреждений культуры
Перезагрузить страницу
Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Культура.РФ» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.Сборник стихов Анны Ахматовой
Вы здесь: Начало »Русские поэты» Анна АхматоваСБОРНИК СТИХИ
ОТ
(родился в 1889 г., умер в 1966 г.)
(пер. С русского)
Анна Ахматова — литературный псевдоним Анны Андреевны Горенко. Ее первый мужем был Гумилев, и она тоже стала одним из ведущих поэтов-акмеистов. Ее вторая книга стихотворений, Бисер (1914) принес ей известность.Ее прежние манеры, интимные и разговорные, постепенно уступила место более классической строгости, очевидной в ее томах The Whte Flock (1917) и Anno Domini MCMXXI (1922). Растущее отвращение, которое личное и религиозные элементы в ее поэзии, вызванные советским чиновничеством, заставили ее впоследствии длительные периоды молчания; и поэтические шедевры ее более поздних лет, Поэма без Герой и Реквием, изданы за рубежом. Из «Наследие русского стиха», по Дмитрий Оболенский |
А | ||
Александр в Фивах | ||
«Все в Москве… « | ||
«По твердой корке …» | ||
«И пока идет …» | ||
«И только что обыскав …» | ||
7. И последний | ||
«А теперь я готов …» | ||
«И пушкинская ссылка была …» | ||
«И вы, мои дорогие друзья… « | ||
Ответ | ||
Внешний вид Луны | ||
«Как белый камень …» | ||
B | ||
«Но где-то есть …» | ||
С | ||
Звонок | ||
Мужество | ||
Распятие | ||
D | ||
«De Profundis… » | ||
«Не обижайся…» | ||
E | ||
Эхо | ||
Эхо | ||
Похвальная речь в канун весны | ||
Ф | ||
«Забытый ?… « | ||
«Из странных стихов …» | ||
Четыре сезона года | ||
G | ||
Призрак | ||
Сероглазый король | ||
H | ||
«Тот, Кто был призван… « | ||
«Как это просто …» | ||
I | ||
«Я остановился полностью …» | ||
«Я Бард …» | ||
«Я не заслуживаю …» | ||
«Я не люблю цветы …» | ||
«Если я тебя не увижу… « | ||
«Если луна в небе …» | ||
Подражание И.Ф. Анненский | ||
«Я иду…» | ||
Вечером | ||
«В человеческой близости там …» | ||
«Долго стоял …» | ||
«Я родился в нужное время… « | ||
«Я так молился …» | ||
л | ||
Последний тост (3) | ||
«Пусть отдыхает кто-нибудь …» | ||
«Как с красными семечками …» | ||
Жена Лота | ||
М | ||
«Многие предметы… « | ||
Военная медсестра | ||
Луна в зените | ||
Muse | ||
«Муза ушла …» | ||
Музыка | ||
«Сложив руки …» | ||
«Моя шея в тени бус …” | ||
«Соседи мои, пожалейте …» | ||
N | ||
Новогодняя баллада | ||
O | ||
«О, если бы я знал …» | ||
«О Господи, я могу прощать …» | ||
«Прямолинейный путь» | ||
На самом белом крыльце Эдема | ||
«Наша судьба такая чудесная… « | ||
Наша Родная Земля | ||
«Наша святая и прекрасная поделка …» | ||
п. | ||
Петроград, 1919 | ||
Пушкин | ||
R | ||
Читая «Гамлет» | ||
«Река ползет… « | ||
Реквием | ||
S | ||
Надпись на книге | ||
Клевета | ||
Одиночество | ||
Сонет | ||
Больная природа | ||
Звезда (2) | ||
Летний сад | ||
т | ||
«Благодарю Тебя, Боже… » | ||
«Есть слова …» | ||
«Вот она …» | ||
«Мне нет равных …» | ||
«Они — пустота …» | ||
«Меня не встретили …» | ||
Тринадцать строк | ||
«Это Тви Иден… « | ||
Художнику | ||
Пастернаку Борису | ||
Лондонцам | ||
В память друга | ||
В память 19 июля 1914 года | ||
В Muse | ||
«Спать в глубокой печали»… « | ||
«Нам, разделение …» | ||
Сокровище | ||
В | ||
Победа | ||
Вт | ||
«Когда бы я ни по привычке …» | ||
Когда я пишу стихи | ||
«Когда хоронят век»… « | ||
Слушая пение | ||
«Вдова в черном …» | ||
«Почему в этом веке хуже …» | ||
Y | ||
«Будешь жить, а я не …» | ||
«Ты, кто первый …» | ||
«Проклятый Ты… « | ||
«Ты, рожденный …» |
Особая благодарность Евгению Бонвер, Тане Карштедт и Дмитрию Карштедту за предоставленные мне уникальные материалы для этой страницы (т.е. их переводы известных стихи Анна Ахматова )
Анна Ахматова в сети: Google | Википедия
»); }Вы здесь: Начало »Русские поэты» Анна Ахматова
Авторские права © 1995-2020 poryloverspage.com. Все права защищены.
Анна Ахматова — Стихи известного поэта
Ахматова начала писать стихи в возрасте 11 лет и в 21 год стала членом группы поэтов акмеистов, за лидера которой, Николая Гумилева, она вышла замуж в 1910 году, но развелась в 1918 году. в своем периодическом издании Аполлон отверг эзотерическую неопределенность и аффект символизма и стремился заменить их «прекрасной ясностью», компактностью, простотой и совершенством формы — всеми качествами, которыми Ахматова с самого начала выделялась.
Первые сборники «Вечер» (1912; «Вечер») и «Чётки» (1914; «Четки»), особенно последние, принесли ей известность. При этом являясь образцом лучшей личной или даже конфессиональной поэзии. Главный мотив Ахматовой — любовь, в основном разочарованная и трагическая любовь, выраженная с ярко выраженным женским акцентом и ее собственными интонациями.Позже в своей жизни она добавила к своей основной теме некоторые гражданские, патриотические и религиозные мотивы, но без ущерба для личной активности или художественной совести.Ее артистизм и растущий контроль над своей средой были особенно заметны в ее следующих коллекциях: «Белая стая» (1917; «Белая стая»), «Подорожник» (1921; «Подорожник») и Anno Domini MCMXXI (1922). Такое расширение ее диапазона, однако, не помешало официальным советским критикам провозгласить ее «буржуазной и аристократичной», осудив ее поэзию за узкую озабоченность любовью и Богом и охарактеризовав ее как наполовину монахиню и наполовину блудницу.
В 1921 году ее бывший муж Гумилев был казнен по обвинению в участии в антисоветском заговоре (дело Таганцева), что еще больше осложнило ее положение.В 1923 году она вошла в период почти полного поэтического молчания и литературного остракизма, не публиковав дальнейших томов до 1940 года. В том же году несколько ее стихов были опубликованы в литературном ежемесячнике «Звезда» и сборник избранных из нее произведений ранее работа выходила под названием «Из шести книг». Однако через несколько месяцев он был внезапно изъят из продажи и из библиотек. Тем не менее в сентябре 1941 года, после немецкого вторжения, Ахматовой разрешили выступить с вдохновляющим радиообращением к женщинам Ленинграда [Санкт-Петербург].Петербург].
Вскоре после этого она была эвакуирована в Ташкент, где прочитала свои стихи госпитализированным солдатам и опубликовала ряд текстов, вдохновленных войной; небольшой сборник избранных текстов появился в Ташкенте в 1943 году. В конце войны она вернулась в Ленинград, где ее стихи стали появляться в местных журналах и газетах. Она давала поэтические чтения, планировалось издание большого тиража ее произведений.
В августе 1946 года, однако, она была жестко осуждена Центральным комитетом Коммунистической партии за ее «эротизм, мистицизм и политическое безразличие».«Ее стихи критиковали как« чуждые советскому народу », и она снова была названа« блудницей-монахиней », на этот раз не кем иным, как Андреем Ждановым, членом Политбюро и директором сталинской программы культурного ограничения. изгнана из Союза советских писателей; неизданная книга ее стихов, уже издававшаяся, была уничтожена; ни одно из ее произведений не публиковалось в течение трех лет.
Затем, в 1950 году, ряд ее стихотворений, восхваляющих Сталина и советские Коммунизм были напечатаны в нескольких выпусках иллюстрированного еженедельника «Огонек» под названием «Из цикла« Слава мира »» («Из цикла« Слава миру »).Эта нехарактерная капитуляция перед советским диктатором — в одном из стихотворений Ахматова заявляет: «Где Сталин, там свобода, мир и величие земли» — была мотивирована желанием Ахматовой умилостивить Сталина и завоевать свободу ее сын Лев Гумилев, арестованный в 1949 году и сосланный в Сибирь. Тон этих стихов (прославляющие Сталина были исключены из советских изданий произведений Ахматовой, изданных после его смерти) сильно отличается от трогательного и универсального лирического цикла Реквием («Реквием»), сочиненного между 1935 и 1940 годами и вызванного горем Ахматовой. по поводу более раннего ареста и заключения в тюрьму ее сына в 1937 году.Этот шедевр — поэтический памятник страданиям советских народов во время сталинского террора — был опубликован в Москве в 1989 году.
Ахматова выполнила ряд превосходных переводов произведений других поэтов, в том числе Виктора Гюго, Рабиндраната Тагора, Джакомо. Леопарди, различные армянские и корейские поэты. Она также написала деликатные личные воспоминания о писателе-символисте Александре Блоке, художнике Амедео Модильяни и коллеге-акмеисте Осипе Мандельштаме.
В 1964 году она была награждена премией Этна-Таормина, международной поэтической премией, присуждаемой в Италии, а в 1965 году она получила почетную докторскую степень Оксфордского университета.Поездка на Сицилию и в Англию для получения этих наград была ее первым путешествием за пределы родины с 1912 года. Произведения Ахматовой были широко переведены, и ее международный авторитет продолжал расти после ее смерти. Двухтомное собрание сочинений Ахматовой вышло в Москве в 1986 году, а Полное собрание стихотворений Анны Ахматовой, также в двух томах, появилось в 1990 году.
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Сэм Н. Драйвер, Анна Ахматова (1972), сочетает краткую биографию с кратким обзором стихов.
2. Аманда Хейт, Анна Ахматова: Поэтическое паломничество (1976), представляет собой критическую биографию, в которой анализируется связь жизни поэта с ее стихами.
3. Рональд Хингли, «Соловьиная лихорадка: русские поэты в революции» (1981), определяет исторический и социальный фон четырех поэтических титанов России 20-го века.
4. Анатолий Найман, Вспоминая Анну Ахматову (1991; первоначально опубликовано на русском языке, 1989), — произведение литературного секретаря поэта, который был свидетелем ее последних лет.
Стихи Анны Ахматовой — Стихи Анны Ахматовой
Лондонцам Двадцать четвертая драма Шекспира
Время написано равнодушной рукой.
Мы сами, гости ужасного пира здесь,
Лучше прочли бы Гамлета, Цезаря и Лира… Больше »
Когда меня охватывает воздушное вдохновение,
я — мост между небом и землей.
Из всех душевных высоких ценностей в творении… Больше »
Муза, моя сестра посмотрела мне в лицо,
ее взор был ясным и ясным,
и она забрала мое золотое кольцо,
дар девственного года…. Больше »
Прекратилось — голос, здесь неподражаемый,
Пэр рощ ушел навсегда,
Он превратился в вечное ухо…… Больше »
Когда Иаков и Рахиль встретились в первый раз,
Он поклонился ей, как скромный странник.
Стада поднимали в небо горячую пыль, … подробнее »
Я — твой голос, тепло твоего дыхания,
Я — отражение твоего лица,
Бесполезное дрожание бесполезных крыльев… Больше »
Меня не встречали, бродили,
По ступенькам с яркими фонарями.
Я вошел в тихий дом
В темном лунном свете ведра …. подробнее »
Идут прямолинейно,
Бродит по кругу:
Ждет девушку прошлых дней,
Или возвращается домой…. Больше »
Мои руки сцеплены под вуалью, тусклые и туманные…
«Почему ты такой бледный и расстроенный?»
Это потому, что я сегодня свел его с ума.
Кислым вином сожаления…. Больше »
В нем вечно горит что-то небесное,
Мне нравится наблюдать, как растут его чудесные грани.
Он говорит со мной в нередких случаях судьбы… Больше »
2
Над пирсом загорелся первый маяк —
Авангард других рейнджеров ;… Больше »
Мы не носим его в медальонах на груди,
И не плачем об этом в стихах,
Это не будит нас от горького отдыха, … подробнее »
Мысли о солнечном свете тусклее и тусклее,
И сушат траву.
Бриз, легкий ветерок на рассвете,
Flit by repass …. подробнее »
Сколько требований может предъявить любимый человек!
Женщина выброшена, нет.
Как я рада, что сегодня вода
Под бесцветным льдом неподвижна …. подробнее »
В саду зазвонила музыка.
От невыразимого отчаяния.
Блюдо с устрицами на льду
Пахло океаном, свежо и остро …. подробнее »
Я пью за дом, который потерян,
За злую жизнь мою,
За одиночество, в котором мы оба,
За твое будущее, хорошо, -… Больше »
Он действительно любил три вещи в этом мире:
пение хора на вечерне, павлинов-альбиносов,
и потертые, обветренные карты Америки…. Больше »
Слава Тебе, Боже: Я реже мечтаю о нем,
И не вижу его теперь повсюду,
Белая тропа облаками нагружена, … подробнее »
Черная и стойкая разлука
Я разделяю с тобой поровну.
Зачем плакать? Дай мне руку,
Обещай, что придешь снова …. подробнее »
Думаю, царь был жесток, хотя и молод,
Когда он провозгласил: «Вы сравняете Фивы с землей.’
И увидел старый вождь этот город гордым, … подробнее »
Стихотворения Ахматовой Анны Ахматовой
Анна Ахматова Натана Альтмана (1914)
Анна Ахматова (1889-1966) пережила худшие годы ХХ века в одном из худших мест, где не желает быть поэтом играть роль дрессированного попугая для безжалостных и кровожадных обезьян, управляющих страной. Она родилась в Одессе и выросла в небольшом городке недалеко от Санкт-Петербурга, где располагалась царская летняя резиденция. В 16 лет мать отвезла ее обратно в Крым, где она получила образование и еще немного.
Анна Ахматова Натан Альтман (1914)
Анна Ахматова (1889-1966) пережила худшие годы 20-й век в одном из худших мест, где быть поэтом, не желающим играть роль дрессированного попугая для безжалостных и кровожадных обезьян, управляющих страной.Она родилась в Одессе и выросла в небольшом городке недалеко от Санкт-Петербурга, где располагалась царская летняя резиденция. В 16 лет мать отвезла ее обратно в Крым, где она получила некоторое образование, а также немного больше училась в Киеве. Так что формального образования у нее было мало, но мать с раннего возраста регулярно читала ей русские стихи. В 1910 году она вышла замуж за поэта-авангардиста Николая Гумилева и всерьез начала заниматься поэзией.
Хотя в этом нет ничего необычного и, конечно, не зловещего начала жизни женщины в начале 20 века, русская революция приближалась со своими фатальными последствиями для стольких людей.Она провела медовый месяц в Париже и вернулась снова в 1911 году, потому что влюбилась в него. Она провела много времени с Модильяни в Париже, который сделал множество ее портретов (один из которых воспроизведен ниже) и, возможно, имел с ней роман. Несмотря на ее связи с Парижем, когда у нее позже была возможность сбежать от большевиков с друзьями, которые эмигрировали в Париж, она предпочла остаться в России.
Я не из тех, кто оставил землю
на произвол врага.
Их лесть оставляет меня равнодушным,
Мои песни не для них хвалить.
Но мне жаль ссыльного.
Как преступник, как полумертвый человек,
темнота твой путь, странник;
полынь заражает иностранный хлеб.
Но здесь, во мраке пожара,
, где едва ли кто-нибудь знает,
мы, выжившие,
ни от чего не вздрагиваем, ни от одного удара.
Несомненно, отсчет будет произведен
после прохождения этого облака.
Мы люди без слез, на
прямее вас … горды …
(1922)
Эта гордость не обошлась без цены. Гумилев был казнен за год до написания этого стихотворения. Ее деятельность была запрещена с 1925 года до кратковременной оттепели в 1940 году, которая, как ни странно, произошла при подписании пакта о ненападении между Гитлером и Сталиным. А потом, когда Гитлер напал на Сталина раньше, чем Сталин смог сделать это с Гитлером, Сталину понадобились все, кто стоял за ним. Для нее это означало, что она может снова публиковаться.В 1946 году, после того как исчезла внешняя угроза, ее работа была снова запрещена до тех пор, пока Сталин окончательно не умер в 1953 году. Но во время войны ее единственный сын был арестован в третий раз, брошен в ГУЛАГ и использовался для шантажа Ахматовой, заставляя ее писать гимны Грузинский диктатор. Я не могу заставить себя напечатать это дерьмо, поэтому трудно представить, что для нее значило написать это. По крайней мере, ее сына не казнили. Ей не нужен был шантаж, чтобы писать о стойкости жителей Ленинграда во время длительной и кровавой блокады или о необходимости мужества перед лицом нацистских когтей, рвущихся по горлу русского народа, но я не буду цитировать и эти стихи.
Анна Ахматова Амадео Модильяни (1911)
КГБ (и его предшественники) внимательно следили за Ахматовой; во время окончательного запрета двое сотрудников КГБ открыто следовали за ней, куда бы она ни пошла. Они конфисковали посылки, которые она отправляла своему сыну в ГУЛАГе, прослушивали ее квартиру, просматривали ее почту и т.д. переводы.
Этот жестокий век отклонил меня,
, как река, от своего русла.
Сбившись со своих знакомых берегов,
моя жизнь подменыша перетекла
в родственное русло.
Сколько очков я пропустил:
занавес поднимается без меня,
и падает тоже. Сколько друзей
мне так и не удалось встретить.
Здесь, в единственном городе, на который я могу претендовать,
, где я мог ходить во сне и не сбиваться с пути,
, сколько чужих горизонтов я могу мечтать,
, чтобы я не видел их сквозь слезы.
А сколько стихов я не написал!
Их тайный хор преследует меня
совсем близко. Однажды, может быть,
меня задушат.
Я знаю начала, я знаю и окончания,
и жизнь в смерти, и кое-что еще
, о котором я бы сейчас не вспомнил.
И некая женщина
захватила мое место
и носит мое законное имя,
оставила для меня псевдоним
, с которым я сделал все, что мог.
Могила, в которую я пойду, не будет моей.
Но если бы я мог выйти за пределы себя
и созерцать человека, которым я являюсь,
я бы наконец понял, что такое зависть.
(1944)
По словам вдовы Осипа Мандельштама, Надежды, которая стала ближайшей подругой Ахматовой, Ахматову стойко перед лицом голода, нищеты, преследований и шантажа удерживало ее решение, что у нее есть миссия — миссия, которую нужно выдержать. и свидетельствовать. Она стала этим свидетелем, хотя ей пришлось сжечь свои рукописи и воссоздать их по памяти. Когда она писала одно из своих величайших стихотворений, длинную «Поэму без героя», , в которой ярко отражены многие страдания русского народа при ее жизни, она читала его друзьям, чтобы они запомнили его; в случае, если она умрет, ее свидетель останется в живых.
Свою карьеру она начала писать о поэтах и своих сложных отношениях с Гумилевым. Но обстоятельства настигли ее, и она стала невероятно сильной и невероятно твердой. Так много людей, которых она знала и любила, были казнены или умерли в тюрьме, и они всегда были с ней.
Нас четверо
Тем самым я торжественно отрекаюсь от своих запасов земных благ
, которые считаются движимым имуществом.
Гений и ангел-хранитель этого места
превратился в старый пень в воде.
Земля берет нас ненадолго в качестве временных гостей;
мы живем по привычке, от которой мы должны отучиться.
На воздушных путях я, кажется, подслушиваю
двух друзей, два голоса, говорящих в свою очередь.
Я сказал два? … Там у восточной стены,
, где перекрещиваются ростки ежевики,
— Гляди! — эта свежая темная ветка бузины
похожа на письмо от Марины по почте.
(1961)
Четверо — Мандельштам, Пастернак, (Марина) Цветаева и она сама.Все, кроме нее, давно умерли.
Как и большинство переводов Ахматовой (она знала итальянский язык достаточно хорошо, чтобы охотно переводить некоторые стихи Леопарди в 60-е годы), работа по переводу стихотворений Ахматовой была поделена между лингвистом Максом Хейвордом и поэтом Стэнли Куницем. Это подборка, в которую не вошли многие из наиболее важных стихов. Поэма без героя — это только отрывок. И Хейворд, и Куниц представляют вступительные статьи, первая — о жизни и времени Ахматовой, а вторая — о переводе.В частности, Куниц не пытался воспроизвести рифмовую структуру стихотворения Ахматовой. Однако это издание двуязычное, поэтому можно увидеть, если не услышать, эту структуру при чтении перевода.