Статус пушкина: Цитаты Александра Пушкина

Содержание

Эстетический статус лени в лирике Пушкина

Для всех, кто был на воркшопе «Поэзия, Пушкин, лень», и для тех, кто не был, выкладываем конспект лекции Галины Жиличевой.

Словарь языка Пушкина дает следующие определения: «Лень – нежелание что-нибудь делать, склонность к праздности. / Состояние праздности, безмятежного покоя, неги…», «Труд – целесообразная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения[1]«. Однако в стихотворениях Пушкина труд может быть бесцельным и бесплодным, а лень – особой деятельностью.

Лирические ситуации лени и труда встречаются на протяжении всего творчества поэта (лень и праздность – в 59 стихотворениях, труд – в 26, лень и труд одновременно – в 13). Частая повторяемость лени-праздности и труда придает им статус констант поэтической картины мира Пушкина.

В первую очередь лень и труд могут быть поняты как знаки «совпадения с ролью» и «антиповедения». Данные категории в явной или скрытой форме присутствуют в пушкиноведческих работах.

Представления о Пушкине как о культурном герое обобщены М.Н. Виролайнен, предложившей схему позиций «пути» лирического субъекта: Царь — Поэт — Священник — Народ[2].

Заметим, что эти позиции маркированы темой труда: «Ты царь: живи один <…> Ты сам свой высший суд / Всех строже оценить сумеешь ты свой труд» («Поэту», 1830). «Свободы сеятель пустынный, / Я вышел рано, до звезды <…> / Но потерял я только время, / Благие мысли и труды» («Свободы сеятель пустынный…», 1823).

Описание пушкинского лирического героя как субъекта «антиповедения» осуществлено А. Терцем в «Прогулках с Пушкиным»: «Ленивый у Пушкина – все равно, что дурак в сказке: всех умнее, всех ловчее, самый работящий»[3].

Следовательно, в пушкинской лирике возможны как реализация культурной роли посредством творческого труда, так и отказ от нее в пользу лени.

 

Все призрак, суета,

Все дрянь и гадость,

Стакан и красота –

Вот жизни радость

К ним лень еще прибавлю,

Лень с ними заодно… (1819).

 

Отношения между трудом и ленью не исчерпываются этой оппозицией. Различия между ленью и трудом могут стираться: «Рифма, звучная подруга/ Вдохновенного досуга, / Вдохновенного труда» (1828).

В.Э. Вацуро, анализируя мотивный комплекс лирики Батюшкова, который можно назвать «ленивый поэт-философ», приходит к выводу: «Лень, праздность (досуг) – два других эстетических термина, важных в поэтике Батюшкова. Они означают не ничегонеделание, но отсутствие самопринуждения, внутреннее равновесие, при котором человек может придаться духовному занятию. Батюшков <…> утверждает мысль о поэтической праздности как о состоянии внутренней свободы и ссылается на знаменитых ленивцев – Анакреона, Лафонтена, Шолио, Лафара»[4].

Пушкин использует сходный набор идей. В стихотворении «Моему Аристарху» Пушкин-лицеист выстраивает литературную родословную своей «гордой лености» («Дельвигу», 1830), опираясь на ту же эпикурейско-анакреонтическую традицию, что и Батюшков.

 

Анакреон, Шолье, Парни,

Враги труда, забот, печали

О вы, любезные певцы,

Сыны беспечности ленивой

Давно вам отданы венцы

От музы праздности счастливой,

Но не блестящие дары

Поэзии трудолюбивой (1815).

 

Однако в лирике Пушкина наблюдается некоторая избыточность упоминаний лени. Например, в пределах одного текста возможны многократные повторы как форм слова «лень», так и его синонимов («К моей чернильнице», 1821). Лень может замещать все позиции лирической ситуации, становясь атрибутом пространства («под сенью лени» – «Моему Аристарху»), вещей («ленивых трубок» – «Всеволжскому», 1815), звуков («часов ленивый бой» – «Посланье к Юдину», 1815), описанием состояния поэта, персонажей и групп персонажей («их ленивыми толпами» – «Цыганы»), природных объектов («Кто волны вас остановил, / Дремотой лени усыпил», 1823). Лень оказывается аллегорией музы, поэзии («Сон», 1816), наделяется антропоморфными чертами («лени голос милой» – «Гроб Анакреона»).

Следовательно, лень выполняет больше функций, чем предполагает ее место в сюжете антиповедения. В большинстве пушкинских текстов лень – основа ситуации творчества: «В таком ленивом положенье стихи текут и так и сяк» («Моему Аристарху»).

Более того, лень связана с образами некоторого первоначального творческого хронотопа (15 раз в стихотворениях встречаются рифмы лень-сень или лень-тень).  Слова «сень», «тень» содержат семантику укрытия, покрова, следовательно, лень можно истолковать как особое защищенное пространство, символическую «утробу».

Неудивительно, что у Пушкина лень связана с хронотопом рая (в поэме «Гаврилиада», например, читаем: «Где без трудов они так долго жили / В объятиях ленивой тишины), хронотопом Царского села  («Я пеньем оглашал приют забав и лени/ И царскосельские хранительные сени» – «Чаадаеву», 1821), а также с разнообразными укрытиями и убежищами («Любовью, дружеством и ленью/ Укрытый от забот и бед, / Живи под их надежной сенью;/ В уединении ты счастлив: ты поэт» – «Дельвигу», 1815). Лень соотносится с уединенным сном и тишиной: «сладкий сон приходит в мирны сени <…> / склонен на посох томной лени» («Мечтатель», 1815).

Все эти признаки позволяют сделать вывод, что лень является точкой отсчета сюжета «ухода и возвращения» (из рая – в рай, из Царского села – в Царское село).

 

Промчались годы заточенья

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И Царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порогу,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум.

Иной, под кивер спрятав ум,

Уже в воинственном наряде

Гусарской саблею махнул —

В крещенской утренней прохладе

Красиво мерзнет на параде,

А греться едет в караул;

Другой, рожденный быть вельможей,

Не честь, а почести любя,

У плута знатного в прихожей

Покорным плутом зрит себя;

Лишь я, судьбе во всем послушный,

Счастливой лени верный сын,

Душой беспечный, равнодушный,

Я тихо задремал один…

(«Товарищам», 1817)

 

Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений,

О ты, певцу дубрав давно знакомый гений,

Воспоминание, рисуй передо мной

Волшебные места, где я живу душой…

 

Веди, веди меня под липовые сени,

Всегда любезные моей свободной лени,

На берег озера, на тихий скат холмов!. .

Да вновь увижу я ковры густых лугов,

И дряхлый пук дерев, и светлую долину,

И злачных берегов знакомую картину,

И в тихом озере, средь блещущих зыбей,

Станицу гордую спокойных лебедей.

(«Царское село», 1823).

Начальный пункт этого пути – выход из лени в энтропийное время:

С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,
Кричим: пошёл, ебёна мать!

(«Телега жизни», 1823)

 

Конечный пункт представляет собой переход в мир «трудов и чистых нег»:

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрём.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег (1834).

Кроме атрибута особого пространства, лень является знаком избранности, отличия. Адресаты дружеских посланий оказываются ленивцами: «парнасский счастливый ленивец» («К Батюшкову», 1814), «Где ты, ленивец мой? («Послание к Галичу», 1815), «ленивый Пинда гражданин» («NN», 1819), «обожатель забав и лени золотой» («Всеволжскому», 1819). Лень – это и аллегорическая мать поэтов: «дети мудрой лени» («Сон», 1816), «Дельвиг <…> сын лени вдохновенной («19 октября», 1825).

Таким образом, лирический герой выстраивает вокруг себя расширяющуюся сферу лени: тело, постель, диван, уголок, городок, сады, круг друзей-ленивцев, любимых творцов. «Утробное» состояние включает в себя креацию, творчески продуктивное пространство, близкое царскосельскому: «С небрежной леностью нанизывал куплеты» («Шишкову», 1816), «Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым <…> поэтом забываюсь я («Воспоминания в царском селе», 1829). Выход из пространства лени опасен (см. «Анри Шенье», 1825: «Куда, куда завлек меня враждебный гений / <…> Зачем я покидал безвестной жизни тень? / Свободу и друзей, и сладостную лень?»).

Возвращение в мир лени возвращает творческие способности. Лень включается в перечень поэтических атрибутов, необходимых для креации.

 

…Тебе дарю я лень и лиру.

(«Мое завещание», 1815).

 

Подруга думы праздной,

Чернильница моя <…>

Тебя я посвятил

Занятиям досуга

И с ленью примирил:

Она твоя подруга… («К моей чернильнице», 1821)

 

Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,

С любовью, леностью провел веселый век…

(«Моя эпитафия», 1815).

 

В стихотворении «Сон» (1816) лирический герой желает полностью идентифицироваться с ленью-Музой:

Приди, о Лень! приди в мою пустыню.
Тебя зовут прохлада и покой;
В одной тебе я зрю свою богиню;
Готово всё для гостьи молодой.
Всё тихо здесь: докучный шум укрылся
За мой порог; на светлое окно
Прозрачное спустилось полотно,
И в темный ниш, где сумрак воцарился,
Чуть крадется неверный свет дневной.
Вот мой диван. Приди ж в обитель мира;
Царицей будь, я пленник ныне твой.
Всё, всё твое: вот краски, кисть и лира, –
Учи меня, води моей рукой.

 

Текст описывает особый объект желания – лень, которая должна помочь в текстопорождении, водя рукой поэта. Но, с другой стороны, рука поэта часто бывает именно ленивой: «рукой беспечной и ленивой / Разбросив рифмы здесь и там» (Послание к Юдину, 1815). Все тело поэта – также воплощенная лень: «Люби зеленый скат холмов/ Луга, измятые моей бродящей ленью, – /Они знакомы вдохновенью» – «Домовому», 1819. Лень-Муза становится текстовым двойником лирического «я», является и генератором текста, и его содержанием, и, отчасти, формой (см. «Рифма, звучная подруга», 1828, где рифма «своенравна и ленива»).

Таким образом, лень маркирует естественный процесс творчества, творчество без принуждения: «С небрежной леностью нанизывал куплеты» («Шишкову», 1816). (Ср. грубое снижение темы «ленивого творчества» в «Письме к Вяземскому», 1825: «И болен праздностью поносной»).

Однако метафора «пленника лени», «невольника праздной неги» («Наездники», 1819) предполагает несвободу.

Теперь, когда в покое лень,

Укрыв меня в пустынну сень,

Своею цепью чувства вяжет…

(«Послание к Юдину», 1815).

Более того, лень ощущается как груз, оковы: «Я влачил постыдной лени груз…» («К ней», 1817), «Над морем я влачил задумчивую лень» («Рядеет облаков летучая гряда», 1820), «Уныние и лень меня сковали» («В начале жизни школу помню я», 1830), «тягостная лень душою овладела» («Война» 1821), «дух праздности унылой» («Отцы пустынники и жены непорочны» 1836). В таких случаях лень означает временную смерть героя, приостановку развития текста, паузу перед обретением «нового начала».

Наиболее радикально изменяется оценка лени в стихотворениях, базирующихся на христианской смысловой парадигме. Лень как знак «телесного» творчества, близкого к античной традиции, несовместима с христианским ощущением мира. Конец празднословия («И празднословия не дай душе моей» – «Отцы пустынники и жены непорочны», 1836) означает конец ленивой поэзии, молчание.

В часы забав и праздной скуки

Бывало лире я моей

Вверял изнеженные звуки

Безумства, лени и страстей.

<…>

Твоим огнем душа палима,

Отвергла мрак земных сует

И внемлет арфе серафима

В священном ужасе поэт (1830)

 

Из циклического времени «утробы» лирический субъект попадает в альтернативное вертикально организованное пространство христианского пути: происходит потеря «тела», первое лицо заменяется третьим («поэт»), а вместо лиры появляется арфа серафима.

Но лень и данном случае остается точкой отсчета. Таким образом, лень – субстанция поэзии, знак поэтического состояния, без которого невозможны ни труд, ни откровение.

 

 

[1] Словарь языка Пушкина. М., 1957.

[2] Виролайнен М.Н. Культурный герой нового времени // Легенды и мифы о Пушкине. Спб, 1994. С.335.

[3] Терц А. Прогулки с Пушкиным // А. Терц. Собр. соч. В 2 т. М., 1992. Т.1. С.356.

[4] Вацуро В. Э.  Лирика пушкинской поры. Элегическая школа. СПб, 1994. С.97.

6 июня – день рождения Александра Пушкина

222 года назад, 6 июня (по старому стилю – 26 мая) 1799 года, родился Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и творчество изучают уже больше 150 лет, но загадка Пушкина так до сих пор и не разгадана.

 

Портрет А. С. Пушкина. Художник Орест Кипренский

 

Недаром Василий Розанов еще в 1899 году в юбилейной статье подчеркивал:

«Пушкина можно определять лишь отрицательно, т. е. отвечая «нет!», «нет!» и «нет!» – на попытку указать в нем одну господствующую думу». И там же добавил: «Можно Пушкиным питаться и можно им одним пропитаться всю жизнь».

Знаменитое определение «Пушкин – наше всё» принадлежит Аполлону Григорьеву. Он написал это в 1859 году в первой статье из цикла «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина». Именно Аполлон Григорьев первым обратил внимание на общенациональное значение творчества Пушкина и отметил его принципиальную неисчерпаемость.

 

Аполлон Григорьев

 

Полностью начало этого обширного рассуждения выглядит так:

«А Пушкин – наше всё: Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, образ, который мы долго еще будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически нашего».

 

Памятник А. С. Пушкину (Санкт-Петербург, площадь Искусств)

 

С момента появления этой статьи прошло уже больше 170 лет. Однако все высказанное в ней до сих пор актуально. И самое главное – Пушкин по-прежнему присутствует в нашей детской литературе, занимая в ней огромное место. Это не только его сказки и поэмы, которые постоянно переиздаются, но и постоянно обновляющиеся иллюстрации, которыми уже можно заполнить не одну художественную галерею. Каждая эпоха по-своему видит героев Пушкина и переосмысляет его творчество.

 

Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина.
Художник Ольга Монина (нажмите для увеличения)

 

Старые издания сказок Пушкина хранятся в фонде редкой книги Российской государственной детской библиотеки. А новые издания, в том числе с современными иллюстрациями, неизменно пользуются спросом у читателей.

Сотрудники отдела творческого развития читателей РГДБ постоянно проводят спектакли, театрализованные представления, мастер-классы и лекции по сказкам Пушкина. Ну и самое главное, как свидетельствуют результаты анкетирования сотрудников РГДБ, для большинства из них именно Пушкин является любимым поэтом!

 

Коллекция «пушкинских духов» проекта «Книги и ароматы»

 

В этом году специалисты Российской государственной детской библиотеки подготовили к этому дню познавательную и развлекательную онлайн-программу.

 

Программа Пушкинского дня 

 

С 2011 года 6 июня, в день рождения Пушкина, в России отмечается День русского языка, установленный указом Президента РФ. Государственный статус день рождения великого русского поэта получил в 1997 году по указу Президента РФ «О 200-летии со дня рождения А.С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России».

 

 

Общая информация

Миссия лицея:

«Только образованные свободны» (Эпиктет).

Девиз лицея: 

«Творческих личностей просто не счесть! 

Столько талантов таится! 

В нашем лицее под номером шесть 

Каждый сумеет

раскрыться!»

Наш лицей — особенное, уникальное образовательное учреждение.

Лицей является одним из первых инновационных образовательных учреждений Одинцовского городского округа, бережно сохраняющих свои многолетние традиции.

Директор лицея: Ирина Георгиевна Стрижак

Адрес лицея: Московская область, город Одинцово, ул. Ново-Спортивная, дом 14

Телефон: 8-495-591-10-58, 8-495-591-45-10

Instagram: pushkin_lyceum6 

Учредитель юридического лица:  Администрация Одинцовского городского округа

Адрес: г. Одинцово, ул. Молодежная, д. 16-Б

Телефон:  8 (495) 589-30-71
E-mail: uo-odintsovo@yandex. ru

С 2012 года — Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Одинцовский лицей №6 им. А. С. Пушкина.Средняя общеобразовательная школа №6 работает с 1978 года. С1991 года — в статусе гуманитарно-технического школы-лицея, с 1994 года в статусе Одинцовского гуманитарно-технического лицея №6, с 1999 в статусе Муниципального образовательного учреждения Одинцовского гуманитарно-технического лицея №6, с 2000 года в статусе Муниципального образовательного учреждения Одинцовского лицея №6 им. А. С. Пушкина, с 2002 года — муниципальное общеобразовательное учреждение Одинцовский лицей №6 имени А. С. Пушкина, с 2012 года и по настоящее время — Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Одинцовский лицей №6 им. А.С. Пушкина .

Миссия лицея — всестороннее развитие личности, сохранение здоровья; разносторонняя помощь ребенку в содружестве с педагогами, родителями, учениками.

Одинцовский лицей №6 им А. С. Пушкина:

  • Лицей вошел в «ТОП 100» лучших образовательных учреждений Московской области – 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2020; 
  • Лицей вошел в «ТОП 300» лучших образовательных учреждений Московской области – 2019;
  • Победитель областного конкурса на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области в 2017 году;
  • Двухкратный победитель областного конкурса муниципальных общеобразовательных учреждений Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы 2011 г. , 2013 г.;
  • Победитель областного конкурса муниципальных общеобразовательных учреждений по показателям качества образования2013-2014 уч.г.
  • Победитель областного конкурса по совершенствованию школьного питания 2012 г.;     
  • Победитель Приоритетного национального проекта «Образование», 2006 г.;
  • Победитель регионального конкурса «Лучшая школа Подмосковья — 2010»;
  • Участник Первого Всероссийского спортивного форума «Единая Россия»;
  • Региональная экспериментальная площадка «Проектная и научно-исследовательская деятельность как средство выявления и развития интеллектуальной одаренности в условиях лицейского образования»;
  • Региональная экспериментальная площадка «Реализация международного проекта «Афлатун»: финансовое и социальное образование детей»;
  • Региональная экспериментальная площадка «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами»;
  • Лицей внесен в запись Национального реестра «Ведущие образовательные учреждения России»;
  • Лауреат конкурса «Образовательное учреждение — 2013».

 

      

Агентский центр На Пушкина, Росгосстрах — Ивановская обл, Иваново г, Пушкина ул, д. 2

Адрес: Ивановская обл, Иваново г, Пушкина ул, д. 2

Услуги: Рисковое страхование

Телефон: +7 (4932) 323060 График работы:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

08:30

17:30

08:30

17:30

08:30

17:30

08:30

17:30

08:30

17:30

вых вых

12:30

13:30

12:30

13:30

12:30

13:30

12:30

13:30

12:30

13:30

В Болдино посаженная Пушкиным лиственница получила статус памятника природы

https://ria. ru/20190930/1559282680.html

В Болдино посаженная Пушкиным лиственница получила статус памятника природы

В Болдино посаженная Пушкиным лиственница получила статус памятника природы — РИА Новости, 03.03.2020

В Болдино посаженная Пушкиным лиственница получила статус памятника природы

Лиственница у главного здания усадьбы Пушкиных в Большом Болдино Нижегородской области, посаженная поэтом 186 лет назад, получила статус «Дерево – памятник… РИА Новости, 03.03.2020

2019-09-30T15:39

2019-09-30T15:39

2020-03-03T16:30

культура

общество

нижегородская область

александр пушкин

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn22.img.ria.ru/images/94070/73/940707379_0:148:800:598_1920x0_80_0_0_502ee4a5a623cb4a4be575a479d667ec.jpg

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 30 сен — РИА Новости. Лиственница у главного здания усадьбы Пушкиных в Большом Болдино Нижегородской области, посаженная поэтом 186 лет назад, получила статус «Дерево – памятник живой природы», сообщает пресс-служба правительства региона. Лиственница европейская на территории усадьбы государственного литературно-мемориального и природного музея-заповедника А.С. Пушкина «Болдино» включена в национальный реестр старовозрастных деревьев России.»По преданию, дерево было посажено самим Александром Пушкиным осенью 1833 года. Решение о присвоении лиственнице статуса «Дерево – памятник живой природы» было принято сертифицированной комиссией. Перед уникальным деревом была установлена памятная табличка с указанием его федерального статуса и возраста», — говорится в сообщении.Особый статус лиственницы подтвержден сертификатом. Его вручили директору музея-заповедника «Болдино» Нине Жирковой.»Уникальность пушкинского Болдина – это его мемориальность. В составе музея-заповедника – две подлинные усадьбы Пушкиных с сохранившимися с тех времен домами и церковью, освященной в год рождения поэта. Кроме того, это и подлинные деревья – современники поэта. Деревья – как люди. И они, как и мы с вами, могут заслужить право иметь свой персональный документ. Только люди, как правило, к этому моменту идут полтора десятка лет, а деревья — подчас столетия», — отметила Жиркова.Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин отметил, что основная цель всероссийской программы «Деревья — памятники живой природы» пересекается с задачами национального проекта «Экология» – это сохранение природного наследия регионов.»Поэтому нам нужно всеми силами сохранять красоту Большого Болдина — места, которым был очарован великий писатель. Также в регионе ведется работа по установке у деревьев-памятников информационных аншлагов. На них размещена информация о самом дереве и примерный год посадки. Для детей проводятся и тематические экскурсии. Нижегородцы должны знать, какие уникальные деревья растут в Нижегородской области», — подчеркнул Никитин.

https://realty.ria.ru/20171124/1509489882.html

https://ria.ru/20190606/1555247819.html

нижегородская область

россия

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn21.img.ria.ru/images/94070/73/940707379_3:0:800:598_1920x0_80_0_0_9a1142d1ab30ae405568006e5160942d.jpg

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество, нижегородская область, александр пушкин, россия

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 30 сен — РИА Новости. Лиственница у главного здания усадьбы Пушкиных в Большом Болдино Нижегородской области, посаженная поэтом 186 лет назад, получила статус «Дерево – памятник живой природы», сообщает пресс-служба правительства региона.

Лиственница европейская на территории усадьбы государственного литературно-мемориального и природного музея-заповедника А.С. Пушкина «Болдино» включена в национальный реестр старовозрастных деревьев России.

24 ноября 2017, 09:22

ЕР будет рекомендовать перевести на федеральный уровень музей «Болдино»Фракция партии «Единая Россия» в ГД в проекте постановления к принятию бюджета рекомендовала перевести на федеральный уровень музей-заповедник им. Пушкина «Болдино» в Нижегородской области и ряд других объектов культуры, сообщил руководитель фракции Сергей Неверов.

«По преданию, дерево было посажено самим Александром Пушкиным осенью 1833 года. Решение о присвоении лиственнице статуса «Дерево – памятник живой природы» было принято сертифицированной комиссией. Перед уникальным деревом была установлена памятная табличка с указанием его федерального статуса и возраста», — говорится в сообщении.

Особый статус лиственницы подтвержден сертификатом. Его вручили директору музея-заповедника «Болдино» Нине Жирковой.

«Уникальность пушкинского Болдина – это его мемориальность. В составе музея-заповедника – две подлинные усадьбы Пушкиных с сохранившимися с тех времен домами и церковью, освященной в год рождения поэта. Кроме того, это и подлинные деревья – современники поэта. Деревья – как люди. И они, как и мы с вами, могут заслужить право иметь свой персональный документ. Только люди, как правило, к этому моменту идут полтора десятка лет, а деревья — подчас столетия», — отметила Жиркова.

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин отметил, что основная цель всероссийской программы «Деревья — памятники живой природы» пересекается с задачами национального проекта «Экология» – это сохранение природного наследия регионов.

«Поэтому нам нужно всеми силами сохранять красоту Большого Болдина — места, которым был очарован великий писатель. Также в регионе ведется работа по установке у деревьев-памятников информационных аншлагов. На них размещена информация о самом дереве и примерный год посадки. Для детей проводятся и тематические экскурсии. Нижегородцы должны знать, какие уникальные деревья растут в Нижегородской области», — подчеркнул Никитин.

6 июня 2019, 02:05

Биография Александра Пушкина

8 фактов об Александре Пушкине, которые наши учителя обходили стороной (Одни словесные баттлы чего стоят!)

6 июня исполняется 220 лет со дня рождения «солнца русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина. Этот день имеет статус официального государственного и международного праздника. Символы пушкинистики — загадочный кот ученый, бакенбарды, дуэли — знакомы абсолютно всем, даже иностранцам и тем немногим соотечественникам, кто произведений писателя не читал. Похоже, личный вклад Пушкина в культуру России настолько велик, что образует с ней единое целое.

В день рождения главного реформатора отечественного слова AdMe.ru вспоминает о малоизвестных и подчас курьезных эпизодах его жизни.

Подарил Гоголю идею «Мертвых душ»

Николай Гоголь, не менее выдающийся писатель, был хорошим другом Пушкина. Однажды Александр Сергеевич рассказал ему историю, которую узнал, в свою очередь, во время южной ссылки от некоего полковника Липранди. Тот поведал ему, что в городе Бендеры с момента присоединения к России, кроме военных, никто не умирает.

Дело в том, что в начале XIX века в Бессарабию бежало много крестьян из Российской империи. Полиция не всегда выявляла беглецов: те брали себе имена умерших. Поэтому в Бендерах годами не было зарегистрировано ни одной смерти. Эта история и побудила Гоголя к написанию сюжета для «Мертвых душ» — одного из самых известных его произведений.

Носил очень длинные ногти

У Пушкина была странная фобия: он боялся сломать длинный ноготь на мизинце, а потому часто носил золотой наперсток. О легендарном маникюре поэта вспоминали многие его современники. Например, писательница-мемуаристка XIX века Авдотья Панаева в своих «Воспоминаниях» рассказывала, что во время сна поэт прятал мизинец левой руки в специальный чехольчик, чтобы не повредить ноготь.

Стоит заметить, что отращивал ногти Александр Сергеевич практически всю жизнь. Эту пикантную деталь можно заметить на портретах поэта (например, на знаменитом портрете Ореста Кипренского). Поэт любил ухаживать за своими ногтями, регулярно подпиливал их. Те были очень длинными, похожими скорее на когти.

И все-таки могла ли такая особенность внешности быть чем-то большим, чем просто эстетической причудой? Известный факт из биографии Пушкина: в 1821 году его приняли в масонскую ложу. Отличительным знаком ее участников был как раз длинный ноготь на одном из пальцев. Когда Пушкин погиб, его друг Петр Вяземский во время похорон по масонской традиции положил в гроб поэта перчатку в знак признания того своим братом по ложе.

Был едва не убит императором

После этого короткого эпизода Александр Пушкин запомнил своего тезку, государя Александра I, навсегда. Было это еще в далеком 1803 году, когда няня отправилась с 4-летним Сашей на прогулку. Малыш расшалился и вышел на дорогу как раз в то время, когда монарх совершал конную прогулку. Тот едва успел остановить коня. Тем самым император спас будущее «солнце русской поэзии» для всех нас от риска погибнуть под копытами в раннем возрасте.

Занял 26-е место из 29 на выпускных экзаменах


в Царскосельском лицее

В юности великий поэт, мягко говоря, не блистал в усвоении академических знаний. И неудивительно, ведь о чиновничьей карьере, к которой готовило это учебное заведение, Александр Сергеевич никогда не помышлял.

Он и попал туда лишь по стечению обстоятельств. Родной дядя поэта Василий Пушкин был в приятельских отношениях с министром Михаилом Сперанским, учредителем лицея, и замолвил перед тем словечко за племянника. В других обстоятельствах семье Пушкиных вряд ли удалось бы отправить юношу учиться в Царское Село. Учебное заведение готовило государственных чиновников высшего ранга, и набор в лицей тогда составлял всего 30 человек.

Огорчал жену бесконечными увлечениями

В семейной жизни Пушкин походил на большинство своих ветреных коллег по творческому цеху. Один из них вспоминает, как при первых родах супруги Натальи Николаевны поэт плакал и говорил, что «убежит от вторых».

Собственно, так он и сделал. Весной 1835-гo, когда жена вновь была на сносях, Пушкин без очевидной причины уехал в деревню и вернулся только после того, как Наталья Николаевна родила дочь. Всего же супруга подарила поэту 4 детей за 6 лет совместной жизни. В результате всех беременностей и родов Наталья Гончарова перестала походить на ту прежнюю 16-летнюю стройную красавицу, которой так добивался Пушкин.

Тем временем сам поэт, увидев симпатичную женщину, неизменно загорался, и брак ему в этом не был помехой. «Жена Пушкина часто и преискренно страдает мучениями ревности, — свидетельствовала Софья Карамзина, дочь историографа Николая Карамзина. — Потому что посредственная красота и посредственный ум других женщин не перестают кружить поэтическую голову ее мужа».

Впрочем, сам поэт к тому времени уже не считал других женщин посредственными. На одном из балов Пушкин энергично ухаживал при жене за красавицей Амалией Крюденер. Наталья, заметив это, уехала, а после влепила мужу пощечину. Поэт со смехом сообщал Вяземскому в письме, что «у [его] Мадонны рука тяжеленька». К слову, Гончарова была выше супруга на целых 10 cм, что часто заметно на их совместных портретах.

Вызвал родного дядю на дуэль

Общеизвестно, что поэт погиб в 1837 году от ранения, полученного в ходе дуэли с французским офицером Жоржем Дантесом, который активно ухаживал за женой Пушкина Натальей Николаевной. Однако мало кто знает, что дуэлей в жизни Александра Сергеевича было множество, не менее 27.

В 1816 году на первое свое противостояние поэт вызвал родного дядю Павла Ганнибала, внука того самого «арапа Петра Великого». Поводом стал увод из-под носа у молодого Александра барышни Лошаковой, далеко не красавицы. И тем не менее Пушкин вспылил, так как был по-юношески влюблен в нее. Племянник незамедлительно вызвал дядю на дуэль. Но в итоге ссору замяли.

Павел Исаакович за ужином сочинил экспромт:

«Хоть ты, Саша, среди бала
Вызвал Павла Ганнибала,
Но, ей-богу, Ганнибал
Ссорой не подгадит бал».

Продвигал эмансипацию в массы

Именно Александру Пушкину обязан петербургский бомонд того времени знакомством с удивительной Надеждой Дуровой. В 1806 году 23-летняя Дурова, переодетая в мужское платье, присоединилась к действующей армии и в ее составе сражалась с войсками Наполеона. В бою проявила исключительную храбрость, за что получила офицерское звание и прозвище «кавалерист-девица».

Оставив военную службу, Дурова начала писать мемуары. В своей автобиографии она говорила: «Я стала мужчиной не из прихоти или презрения к женскому полу. Русскому обществу нужна активная, деятельная женщина, а это во многом зависит от нее самой».

Собственно, мемуары Дуровой и послужили причиной ее знакомства с Пушкиным. В марте 1836 года поэт в переписке благодарил ее за то, что она решилась отправить ему свои рукописи. Письмо заканчивалось хвалебным отзывом: «Прелесть! Живо, оригинально, слог прекрасный».

«Записки» Дуровой о войне с Наполеоном, опубликованные Пушкиным, принесли ей славу и известность. Ободренная напутствием поэта — «будьте смелы, вступайте на поприще литературное столь же отважно, как и на то, которое вас прославило», — Дурова успешно печаталась в столичных журналах и отдельными изданиями. Ее романы, рассказы и повести о жизни малых народов до сих пор получают положительные отзывы критиков.

«Фристайлил» задолго до того, как это стало популярным

Эта история красноречиво свидетельствует о том, что Александр Сергеевич не зря снискал себе славу выдающегося русского поэта. Он обладал редким даром придумывать на ходу, метко и остроумно, — то, что наши современники назвали бы сегодня «фристайлом».

Однажды Пушкина пригласили в недружественный литературный кружок. Один из его участников заранее подготовил оскорбительный памфлет и собирался его зачитать, как только гость прибудет. Все остальные приглашенные были в курсе и предвкушали потеху. Кто-то из друзей даже предупредил поэта о готовящейся акции, но он не был из тех, кто отступает перед лицом публичного порицания. Пушкин смело вошел в салон, внутри царило выжидающее молчание. Автор памфлета вышел на середину зала и начал читать, поглядывая на Александра Сергеевича:

— Дарю поэта я ослиной головою…

Внезапно Пушкин продолжил, обращаясь к залу:

— А сам останется с какою?

Явно не ожидавший такого поворота, насмешник с чуть меньшим апломбом ответил:

— А я останусь со своею…

Пушкин удивленно:

— Да вы сейчас дарили ею!

В зале захохотали, незадачливый соперник бессильно умолк.

Другой примечательный случай произошел с Пушкиным на одном из балов. Когда он приехал на прием, все светские дамы сосредоточили свое внимание на знаменитом госте. Тут же находились два гвардейских офицера, которым очень не понравилась такая перемена настроения со стороны красавиц. И они не преминули воспользоваться удобным случаем, чтобы осадить наглеца, посмевшего отнять себе все внимание дам. Приятели подошли к Пушкину со словами:

— Лично вас не зная, мы думаем, что вы человек образованный. Извольте сказать, как правильно обратиться к вам: «Эй, человек, подай стакан воды!» или «Эй, человек, принеси стакан воды!»?

Но на то он и был Пушкин, чтобы не лезть за словом в карман. Мигом поэт ответил:

— Я думаю, вы можете выразиться прямо: «Эй, человек, гони нас на водопой!»

А что для вас значит литературный талант Пушкина? Наверняка у вас в памяти хранится какое-нибудь произведение поэта или яркий отрывок из него. Поделитесь с нами в комментариях.

подмосковные усадьбы, где оставил свой след Александр Пушкин

Шестого июня в России отмечают 218 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В Подмосковье сохранилось немало мест, где не раз бывал основоположник современного русского литературного языка, и они имеют статус архитектурных памятников. О самых интересных местах Московской области, где ступала нога великого русского поэта, читайте в материале портала mosreg.ru.

Шесть загадочных усадеб на юге Подмосковья – туристический маршрут>>

Захарово и Большие Вяземы

Усадебный дом на территории Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина.

Источник: Фотобанк Московской области, Сергей Гордеев

Невозможно говорить об Александре Сергеевиче и не упомянуть подмосковные усадьбы Захарово и Вяземы — ведь именно здесь прошло детство поэта. Впечатления, полученные Пушкиным-ребенком в этих местах, сохранились на всю жизнь и нашли отражение в его произведениях.

Усадьба Захарово принадлежала бабушке поэта – Марии Алексеевне Ганнибал. Впервые маленький Саша приехал сюда в мае 1805 года. До самого отъезда будущего поэта в лицей, 1810 году, семейство Пушкиных каждое лето приезжало в усадьбу. И старшие члены семьи, и дети любили бывать в Захарово, только отец Сергей Львович обходил деревни стороной и бывал в усадьбе редко.

В Захарово будущий гений мог наблюдать крестьянский быт, народные обычаи, слышать старинные предания, сказки, песни. Здесь формировались его взгляды на жизнь, здесь он начал писать свои первые стихи. До наших дней они, увы, не сохранились – все свои долицейские произведения Пушкин сжег: гувернер сказал, что они очень плохие.

В двух верстах от усадьбы находилось село Большие Вяземы. Семья ездила туда к обедне, поскольку в Захарово не было церкви. В пушкинские времена село принадлежало князю Борису Владимировичу Голицыну, которого поэт позже изобразил в образе Ленского в «Евгении Онегине» и князя Верейского – в «Дубровском». А его мать – Наталия Петровна Голицына – стала прототипом старой графини в «Пиковой даме», поэтому-то местные жители называют усадебный комплекс в Больших Вяземах «домом Пиковой дамы».

После отъезда 12-летнего Саши в Царскосельский лицей бабушка Мария Алексеевна продала деревушку. Александр Сергеевич приезжал сюда еще один раз в 30-летнем возрасте, когда собрался жениться. Эту поездку мать поэта Надежда Осиповна назвала «сентиментальным путешествием»: «Представь себе, он сделал этим летом сентиментальную поездку в Захарово, совсем один, единственно для того, чтобы увидеть места, где он провел несколько лет своего детства», – писала она дочери Ольге, не понимая его душевного порыва.

Поэт часто воспевал Захарово и Большие Вяземы в своих произведениях. В «Послании к Юдину» шестнадцатилетний Пушкин вспоминает дорогие с детства места:

Мне видится мое селенье. Мое Захарово;

оно с заборами в реке волнистой,

с мостом и рощею тенистой

Зерцалом вод отражено.  

Названия здешних мест он воскрешает в «Борисе Годунове»: хозяйка корчмы, объясняя Григорию Отрепьеву дорогу на Литву, упоминает Захарьево и Хлопино (так называют деревню местные жители; соседняя деревня – Хлюпино), в «Барышне-крестьянке» похожие названия деревень встречаются в рассказе Насти о празднике в Тугилове. Дорогие сердцу Пушкина места также нашли отражение в его романе «Евгений Онегин»: дом в Захарове стал домом Онегина.

Сегодня на территории двух усадеб расположен Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина. С пушкинского времени пейзаж значительно изменился. Однако в парке, где любил гулять маленький Саша, все еще сохранились старые липы, которые видели юного поэта. Иногда в парке можно наблюдать следующую картину: экскурсанты обнимают старые деревья, гладят их кору, целуют. Считается, что это прибавляет сил.

На берегу пруда, разделившего вместе с речками Захарово на крестьянскую и помещичью части, установлен памятник юному Пушкину. Автор – скульптор Хижняк, изобразил поэта 12-летним мальчиком, таким, каким его запомнили эти места.  

Сегодня особый интерес у гостей усадьбы вызывает детская комната Пушкина. Здесь можно увидеть диван, плетеное кресло-качалку, коллекцию бабочек, детское бюро, книжный шкаф со старыми книгами.

Ежегодно в музейном комплексе устраивается множество мероприятий в честь поэта. Проходят Пушкинские чтения, различные творческие вечера. В Больших Вяземах устраивают Пушкинские балы. Экспозиции музея знакомят не только с детством великого поэта, туристы здесь узнают много интересного о взрослой жизни Александра Сергеевича, его корнях, творчестве.

Где находятся 7 старейших церквей Подмосковья>>

Усадьба Архангельское

Источник: Фотобанк Московской области, Роман Калугин

Усадьбу Архангельское, принадлежавшую тогда князю Николаю Борисовичу Юсупову-младшему, Александр Сергеевич посетил уже будучи знаменитым поэтом. Согласно архивным документам, он бывал здесь дважды, весной 1827 года и в конце августа 1830-го. Однако есть источники, которые утверждают, что Пушкин гостил в усадьбе чаще.

В первой поездке Пушкина в Архангельское сопровождал известный любитель и собиратель книг Сергей Александрович Соболевский. Молодые люди отправились верхом по Петербургскому тракту мимо Петровского дворца и Покровского-Стрешнева, миновали древнее село Тушино, затем Павшино, лесом добрались до деревни Воронки и, проскакав через овраг и тенистую рощу, очутились в юсуповской усадьбе, где «просвещенный вельможа екатерининских времен встретил их со всею любезностью гостеприимства».

Роскошная усадьба с чудесным парком и богатейшей библиотекой так поразила Александра Сергеевича, что даже через два года он восторженно вспоминал Архангельское в стихотворении «К вельможе».

В другой раз Пушкин посетил усадьбу вместе с князем Петром Вяземским. Сохранилось документальное свидетельство их поездки – акварель француза Николя де Куртейля. Александра Сергеевича привела в Архангельское необходимость побеседовать с хозяином, которая была связана с публикацией послания Пушкина «К вельможе». Напечатанное в «Литературной газете» 26 мая 1830 года, оно вызвало злой пасквиль Николая Полевого, упрекавшего поэта в чрезмерной лести. Цензора Сергея Глинку, пропустившего в печать статью Полевого, уволили, и Пушкин с Вяземским поехали в Архангельское, чтобы поговорить с князем Юсуповым о возможности хлопотать за него.

В наши дни Архангельское – известный подмосковный музей. В его дворе есть памятник поэту, установленный в 1903 году при Зинаиде Юсуповой, правнучке Николая Борисовича Юсупова. С тех пор аллея, на которой стоит бюст Пушкина называется Пушкинской.

Считается, что этот памятник довольно реалистично отражает внешность поэта. Большинство скульпторов приукрашивали черты его лица, поскольку, по воспоминаниям современников, Пушкин красотой не отличался. Здесь же в Архангельском стоит бюст, похожий на оригинал.

Узнайте про железнодорожный туризм: как путешествовать на электричках в Подмосковье >>

Усадьба Остафьево

Источник: ©, сайт «Википедия»

Подмосковная усадьба Остафьево, бывшее имение князей Вяземских, находится близ Подольска. До наших дней сохранились двухэтажный усадебный дом с коринфским портиком, построенный в 1806 году, и часть старинного парка, пруд.

В Остафьево при Петре Алексеевиче Вяземском приезжали Жуковский, Тургенев, Баратынский, Мицкевич и Пушкин. О нескольких посещениях последнего сохранились документальные свидетельства. О приезде Александра Сергеевича Вяземский делает запись в дневнике 19 декабря 1830 года: «Третьего дни был у нас Пушкин. Он много написал в деревне: привел в порядок 8-ю и 9-ю главу «Онегина», ею и кончает; из 10-й, предполагаемой, читал мне строфы о 1812 годе и следующих…».

Много лет спустя, уже в конце жизни, Вяземский с благодарностью вспоминает все о том же приезде Пушкина в декабре 1830 года: «Уже при последних издыханиях холеры навестил меня в Остафьево Пушкин. Разумеется, не отпустил я его от себя без прочтения всего написанного мною. Он слушал меня с живым сочувствием приятеля и судил о труде моем с авторитетом писателя опытного и критика меткого, строгого и светлого. Вообще более хвалил он, нежели критиковал… День, проведенный у меня Пушкиным, был для меня праздничным днем. Скромный работник, получил я от мастера-хозяина одобрение, то есть лучшую награду за свой труд».

В начале ХХ века Остафьево перешло графу Шереметьеву. При нем в усадебном парке на краю Марсова поля в 1911–1914 годах были установлены памятники Пушкину, Карамзину, Вяземскому и Жуковскому. Бронзовая статуя Пушкина была отлита в Петербурге.

Усадьба Ильинское-Усово: включение в «Императорский маршрут» как импульс к развитию>>

Усадьба Ярополец

Источник: РИАМО

Дворянская усадьба в селе Ярополец под Волоколамском принадлежала теще поэта Наталье Гончаровой. Усадьбу она унаследовала от деда А. Загряжского.

Александр Сергеевич посетил усадьбу дважды. В первый раз Пушкин приехал в Ярополец в августе 1833 года собирать материалы о Пугачеве. 26 августа 1833 года он писал жене о том, что теща «живет очень уединенно в своем разоренном дворце»: «Я нашел в доме старую библиотеку, и Наталья Ивановна позволила выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с варением и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен».

Второй раз в Яропольце Пушкин был 9–10 октября 1834 года – заехал на один день по пути из Болдина в Петербург. Парадная опочивальня главного дома в память визитов поэта получила название «Пушкинская комната», по преданию, он жил именно в ней.

В 1941 году бывший дом Гончаровых разграбили фашисты. После войны усадьба была реанимирована, в ней помещается теперь дом отдыха. В господском доме был восстановлен интерьер Пушкинской комнаты – единственного помещения, проникнутого духом старого дворца Загряжских-Гончаровых. Деревянную колонну из Пушкинской комнаты обнаружили на чердаке одного из усадебных зданий, и она стала образцом для шести новых колонн.

Сегодня в комнате проходят литературно-музыкальные вечера Пушкинского общества МАИ, приуроченные к дням рождения Пушкина и его жены. А одна из аллей парка названа Пушкинской.

Спецпроект портала mosreg.ru «Туризм в Московской области»>>

СИЛА ПУШКИНА — The Washington Post

ЛЕНИНГРАД — Это было в 1837 году, когда Александр Пушкин прошел пешком из своего дома в соседнее кафе и, наконец, на дуэль, которая положила конец его жизни, решив его судьбу как поэта-лауреата России и любимая легенда и вызывает бурю эмоций, которая лилась на протяжении 150 лет.

В ознаменование годовщины смерти Пушкина и полувековой национальной любви к поэту, этот город обновил дом, кафе и место дуэли за неделю фанфар, кульминацией которой стал концерт классической музыки в Ленинградской капелле в этот вечер.

Как напоминание о непреходящем литературном статусе Пушкина, пышность вряд ли нужна. В стране, где поэтические чтения все еще заполняют стадионы, Пушкин считается лучшим стилистом, когда-либо писавшим на русском языке.

Советские чиновники, художники и особенно поэты обильно цитируют его огромные тома, используя стихи, чтобы связать тенденции и эмоции советской эпохи с прошлыми. В недавнем интервью, когда его попросили описать изменения в советском диссидентском движении за семь лет в изгнании, физик-диссидент Андрей Сахаров тоже взял реплику Пушкина.«Некоторые ушли, — сказал он, — а некоторые ушли навсегда».

Популярность Пушкина возросла за 70 лет советской власти. В течение последнего месяца он был любимой статьей на обложках советских еженедельников новостей и темой статей в каждой официальной газете — от партийного органа «Правда» до военной ежедневной газеты «Красдая звезда». В ходе неформального уличного опроса популярности Пушкина в этом городе, где поэт провел большую часть своей жизни, семь из 10 опрошенных местных жителей могли процитировать отрывки из эпической поэмы «Евгений Онегин» или другие произведения Пушкина.

Несмотря на драматическую дуэль 8 февраля 1837 года (27 января по старому русскому календарю), приведшую к смерти поэта через два дня, любители Пушкина нередко не обращают внимания на его смерть. «Спустя сто пятьдесят лет мы все еще спорим, гадаем, можно ли было бы его сегодня спасти», — написал две недели назад советский журналист Федор Ласточин в официальной газете. «Мы даже ставим новые диагнозы и выписываем новейшие лекарства».

Пушкин, защищая честь своей жены — и свою собственную — вызвал барона Дантеса на дуэль после того, как заигрывания барона с женой Пушкина и сопутствующие шепоты против поэта стали невыносимыми.

Поклонение восходит к моменту смерти Пушкина, в 37 лет. «Услышав роковую весть, — писала в 1961 году поэт и пушкинщик Анна Ахматова, — тысячи людей бросились в дом поэта и остались в нем вместе с вся Россия «. Лаконичнее выразился поэт и критик, современник Пушкина Аполлон Григорьев. «Пушкин, — сказал он с часто цитируемым восторгом, — наше все».

Это аттракцион, который существовал на протяжении 1930-40-х годов, когда советский лидер Иосиф Сталин запретил другие русские классические произведения.Пик сталинизма пришелся на 1937 год, когда советские артисты собрались в Большом театре в Москве, чтобы отметить столетие со дня смерти Пушкина. Согласно обращениям, опубликованным в то время в «Правде», выступающие сочетали похвалу Пушкину с восхвалением Сталина и осуждением некоторых «врагов народа».

Пушкинский аттракцион, кажется, охватывает всю Советскую Россию, а также некоторые точки за ее пределами. Не только в Ленинграде, но и в советских городах Москве, Одессе и Болдино здания, где когда-то жил Пушкин, превращены в музеи.

Самый большой находится в Селе Михайловском, селе в северной части Российской республики, где 25-летний Пушкин начал несколько лет ссылки в 1824 году. Всегда немного не в пользу своих либеральных взглядов. в неопубликованных письмах и брошюрах — Пушкин был сослан в имение матери, где написал начало «Евгения Онегина» и некоторые из своих лучших лирических стихов.

В столице Грузии Тбилиси туристические экскурсии включают остановку в паровых банях, где побывал Пушкин.«Люди говорят о своих великолепных дворцах и особняках:« Пушкин здесь бывал »или« Пушкин сюда не приезжал », — писала Ахматова. «Все остальное никого не интересует».

В Советской России поклонение Пушкину настолько распространено, что даже в русский язык вкралось слово для его обозначения: пушкинизм. «Это не просто любовь к« Борису Годунову », бронзовому всаднику» или другим известным произведениям писателя, — сказал актер и режиссер Михаил Казаков, только что приступивший к съемкам коммерческого фильма по повести Пушкина «Пиковая дама».«

« Тяжелая жизнь поэта — дуэль, его ссылка и вся его история — все это часть легенды », — сказал Казаков в интервью.« Вся история России начала XVIII века видна через его слова. и опыт ».

В авангарде пушкинизма находятся пушкинисты, сотни советских профессоров, ученых, актеров и театральных деятелей, посвятивших хотя бы часть своей профессиональной жизни изучению и популяризации поэта.

Шанс Упиваться именем Пушкина на прошлой неделе привлекло их внимание в полную силу: историк Наталь Эйдельманн, чтец Владимир Ларионов и другие.Икра, шампанское и дагерротипы украсили столы на встрече 10 известных пушкинистов, которые вновь открыли недавно отремонтированное «Литературное кафе», ресторан и литературный клуб (тогда он назывался «Волчья кондитерская»), где Пушкин обедал перед дуэлью.

Никита Толстой, седой сын русского писателя Алексея Толстого, поднялся на пол и запустил четыре часа речей, сольных концертов, пения и литературных диспутов. Это был праздник, посвященный как влиянию Пушкина на нынешнее поколение советских писателей, так и самому поэту.

В воскресенье днем ​​пушкинисты Ленинграда собрались на сольные концерты и реквием на Черной речке, заснеженном памятнике на месте, где Пушкин получил смертельный удар.

Вчера они устремились на открытие квартиры, в которой жил Пушкин — на Мойке, 12, на берегу центрального канала. В рамках масштабного проекта, продолжавшегося три года, город реконструировал 11 комнат в том виде, в каком их сохранил Пушкин.

Пушкинисты, которых просят объяснить популярность поэта, неизбежно ссылаются на его стихи.«Для каждого чувства и эмоции, которые у меня есть, — сказал Казаков, — Пушкин, кажется, нашел слова, чтобы выразить это».

После паузы актер констатирует, залезая в кладезь выученных им наизусть стихов Пушкина:

Плыли в большом составе.

Некоторые из нас быстро натянули покрытие,

Остальные били могучим веслом

Рассол; пока штиль на дремлющем море

Наш умелый рулевой взялся за руль

Чтобы направлять тягу груженого судна

И я, непринужденно и беззаботно доверяя,

Я пел им…

Популярность Пушкина связана с поисками русской идентичности

Русский писатель XIX века Александр Пушкин стал мифологической фигурой в России после его смерти в рамках поисков национальной идентичности страны, говорит профессор русской литературы в Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл.

Родился в 1799 году. Пушкин, автор исторической драмы Борис Годунов и романа в стихах Евгений Онегин считается величайшим литературным деятелем России.Некоторые из его сочинений были политически нескромными, и он часто находился в немилости от царя Николая I. Он умер в 1837 году в результате ран, полученных на дуэли с человеком, с которым его жена закрутила роман.

В весеннем выпуске The South Atlantic Quarterly, Пол Дебречени утверждает, что одной из самых глубоких забот российского общества со времен Пушкина был его поиск национальной идентичности. Еще при жизни Пушкина эти поиски способствовали попыткам возвести его в ранг национального поэта.Драматург и прозаик Николай Гоголь, например, заявил, что Пушкин «сама жизнь полностью русская», и предположил, что основная часть его произведений демонстрирует квинтэссенцию русского качества — усмирение страстей.

Позже, говорит г-н Дебречени, смерть Пушкина была мифологизирована поэтами, которые охарактеризовали ее как жертвоприношение. Это мнение во многом связано с тем, добавляет он, что смерть Пушкина произошла от руки иностранца, а также с тем, что его считали преданным царем Николаем.Пушкин воспринимался как мученик, а значит, и как своего рода национальный покровитель.

Г-н Дебречени утверждает, что на какое-то время после русской революции 1917 года значение Пушкина как национальной фигуры мифологической пропорции уменьшилось, и его место занял Владимир Ленин. Но с годами, по словам г-на Дебречени, по мере роста сомнений в отношении революции миф о Ленине не смог удержать свое влияние в российском обществе, а миф о Пушкине вновь обрел свою силу. Особенно во время тягот правления Иосифа Сталина г.Дебречени говорит, что русский народ искал национального поэта, «величие которого заключалось в мученичестве».

Сиэтлский оперный блог: Кем был Александр Пушкин?

Автор оригинального романа в стихах Евгений Онегин Пушкин занимает уникальное место в русской литературе. Русские не просто считают его своим величайшим поэтом; он — символ самой русской культуры.

Литературное наследие Проза Пушкина охватывает удивительный диапазон: от сатиры до эпистолярных сказок, от легких комедий до романтических приключений в стиле сэра Вальтера Скотта, от рассказов о путешествиях до исторической фантастики.Зловещий мир грез «Пиковая дама » основан на его собственном опыте, связанном с азартными играми в обществе с высокими ставками. Пять рассказов «Сказки покойного Ивана Петровича Белкина » обманчиво легки, поскольку они раскрывают удивительные человеческие глубины, а его рассказ «Капитанская дочка », история любви, действие которой происходит во время восстания казаков против Екатерины Великой, имеет была названа самой совершенной книгой в русской литературе. Жизнь и творчество Пушкина приобрели мифический статус.Глубоко игривый и экспериментальный, писатель использовал множество противоречащих друг другу масок и образов. Его произведения серьезны, затем ироничны, а затем ироничны по отношению к собственной иронии, на моральные и философские темы. Философский лис, Пушкин ценил ограниченность, а также достоинства любого набора идей.


Источник: Текст адаптирован из Penguin Random House, романов, сказок, путешествий; Полная проза Александра Пушкина в переводе Ричарда Пивера и Ларисы Волохонских и «Русская литература» на британском языке.com Гэри Сол Морсон.

Портрет царя Петра Великого (1672–1725) и его пажа. Первоначально считалось, что мальчиком был Абрам Петрович Ганнибал (1696–1781), но в 1720 году, когда художник барон Густав фон Мардефельд создал эту работу, Ганнибалу было около 20 лет.
Многонациональный герой России
Если Пушкин — это источник, из которого вытекает русская культура, то его корни явно не русские », — пишет Сэмюэл Гофф в The Calvert Journal .«Многие считают Пушкина черным человеком, нашедшим признание в белом мире». Прадедом Пушкина по материнской линии был Абрам Петрович Ганнибал. Родившийся на африканской территории, известной сегодня как Камерун, Ганнибал был похищен, продан в рабство в детстве и передан царю Петру Великому, чья любовь к мальчику позволила ему стать дворянином и военным инженером. Пушкин гордился этим африканским предком. «Он использовал свое смешанное наследие, чтобы создать образ романтического аутсайдера, несправедливо скованного русской придворной жизнью», — пишет Гофф.«В какой-то момент в году« Евгений Онегин »рассказчик Пушкина воображает себя« Под небом моей Африки / Тяжело вздыхая по мрачной России ». Пушкин также пытался составить исторически точный отчет о жизни своего прадеда, но умер, не успев успеть. финиш Мавр Петра Великого.
Бюст Ганнибала в Петровском, Россия.
Сиэтлская опера Евгений Онегин пьес Янв.11–25, 2020 в Маккоу Холл.

Пушкинская пекарня — без глютена Информация о статусе

Пушкинская пекарня

1820 29-я улица

Сакраменто, Калифорния. 95816

916-376-7752

Открыто с 10:00 до 19:00 со вторника по субботу

Сайт

Facebook

Твиттер

Скидки: Добавьте закладку «Пекарни и кофейни», чтобы получить скидку 10% на заказ.Используется один раз для каждой закладки.

Вопросы по безопасности без глютена

  1. У вас есть безглютеновое меню или меню с указанными безглютеновыми блюдами? (просьба уточнить) Все без глютена и молочных продуктов.

  2. Есть ли у вас специальная зона для приготовления блюд без глютена? Если нет, дезинфицируете ли вы место для приготовления перед тем, как готовить блюда без глютена? Зона приготовления не содержит глютена.

  3. Есть ли какой-то конкретный повар или человек, который разбирается в мерах предосторожности в отношении аллергенов? Весь персонал обучен мерам предосторожности без глютена.

  4. Используете ли вы те же или разные тарелки и / или посуду для предметов GF? Все тарелки и посуда предназначены только для продуктов без глютена.

  5. Используете ли вы перчатки при приготовлении продуктов с предупреждением об аллергии? Нет. Все, что с овсяными хлопьями или орехами, запекается на собственном противне.

  6. Используете ли вы ту же или специальную фритюрницу, гриль или духовку для продуктов без глютена? Все посвящено.

  7. Используете ли вы свежую воду без глютена (не использованную ранее) для овощей, макаронных изделий и т. Д.? Не применяется.

  8. Вы храните продукты без глютена отдельно? Как? Нет глютеновой пищи.

  9. У вас есть заправки для салатов или маринады без глютена? Не используйте заправки для салатов и маринады.

  10. Есть ли у вас списки ингредиентов соусов, подливок и блюд, приготовленных на вашем предприятии? Нет, в «Пушкинской» не готовят ни соусов, ни подливок. Ольга знает все ингредиенты каждого блюда.

  11. Используете ли вы на своем предприятии муку или миксер для муки? Да, но только безглютеновая мука.

  12. Выпекает ли на вашем предприятии хлеб или кондитерские изделия? Да, но только без глютена.

  13. Вы употребляете хлеб? Если да, хранится ли он на поверхностях для приготовления безглютеновых продуктов? Не используйте хлеб без глютена.

  14. Вы используете гренки? Если да, хранятся ли они рядом с продуктами, не содержащими глютен (овощи или заправка для салатов)?

  15. Есть ли какие-то особые продукты (например, мясо), которые вы добавляете в муку, или (например, тесто для блинов), которые вы добавляете в омлеты, или (например, соевый соус, крахмал или жевательную резинку), которые вы добавляете в соусы?

  16. Сколько тренингов по безглютеновой диете проходят у вашего кухонного персонала и обслуживающего персонала? Полное обучение.

  17. Были ли какие-либо из ваших блюд сертифицированы как безглютеновые? Если да, то какой организацией и в какой день? Нет, но все поставщики и производители сертифицированы GF.

  18. Вы подаете пиво или сидр без глютена?

Как это:

Нравится Загрузка …

Допрос об уменьшении значения пушкинской черноты: Генри Джеймс, Иван Тургенев и литературный национализм (с Кори Гарибальди и Эмили Ван)


14 октября профессора Кори Гарибальди и Эмили Ван, оба из Нотр-Дама, присоединились к Иорданскому центру, чтобы рассказать о своей совместной работе над расой и литературой в лекции под названием «Исследование уменьшающегося значения черноты Пушкина: Генри Джеймс, Иван Тургенев, и литературный национализм.”

Эти двое начались с истории африканского происхождения Пушкина и его влияния на его жизнь. Его прадед, Абрам Петрович Ганнибал, был африканцем, мальчиком попал в рабство. Затем он был подарен Петру Великому, который позже освободил его и пожаловал дворянский статус. Ван отметил, что Пушкин гордился своим наследием и приветствовал свою расовую принадлежность.

Гарибальди исследовал связь между Пушкиным и американским писателем Генри Джеймсом. Джеймс был американцем ирландского происхождения во втором поколении, чей дед накопил большое состояние.Он чувствовал большую близость к афроамериканцам и к той борьбе, с которой они столкнулись. Гарибальди утверждал, что повсеместные антиирландские настроения в Америке и Великобритании начала XIX века могут помочь объяснить солидарность семьи Джеймсов, включая двух младших братьев писателя, которые добровольно вызвались сражаться в полках Черного Союза во время Гражданской войны, с афроамериканцами. .

Миллионы немцев и ирландцев, как и негры, имеют много гуано в своей судьбе. — Ральф Уолдо Эмерсон

В течение 1830-х, 40-х и 50-х годов темнота Пушкина и африканское происхождение занимали центральное место в дискуссиях о русском писателе в западных публикациях:

И Дюма, и Пушкин были неграми только на четверть.Я приписываю их навыки письма исключительно их кавказской крови на три четверти, и если бы они были чистокровными кавказцами, я не сомневаюсь, что они стали бы более искусными ». — Письмо редактору Morning Courier , Луисвиллской газеты

В России Тургеневы, по словам Гарибальди, приобрели параллельную репутацию семьи интеллектуалов, выступающих против крепостничества. Русские интеллектуалы признали и обсудили сходство между американским рабством и русским крепостным правом.

О судьбе греков дозволено рассуждать, как и о судьбе моих братьев негров — можно пожелать обеим группам свободы от невыносимого рабства. — Пушкин, Письмо 73 Петру Андреевичу Вяземскому

Три писателя — Генри Джеймс, Александр Пушкин и Иван Тургенев — разработали ряд работ, в которых исследуются или упоминаются расовые оттенки, которые повлияли на их разговоры и жизнь, в том числе «Записки Асперна» Джеймса, «Пиковая дама » Пушкина , и Тургенева «Зарисовки охотника» .

Почему же тогда, хотя Джеймс заявлял о явном влиянии лорда Байрона, он не упомянул очевидное влияние Пушкина? Ван и Гарибальди утверждали, что расовая неоднозначность Пушкина — то есть его африканское происхождение — могла вызвать колебания писателя в эпоху усиления научного расизма. Стипендия, исследующая связи между Пушкиным и Джеймсом, также не учитывала происхождение Пушкина.

Гарибальди указал, что главный герой раннего романа Джеймса « Европейцы », похоже, создан по образцу младшей дочери Пушкина Натальи.Джеймс опубликовал роман вскоре после встречи с Тургеневым в Париже. Джеймс считал Hunter’s Sketches параллелью Uncle Tom’s Cabin и важным вкладом в борьбу с крепостным правом. Гарибальди утверждал, что, учитывая их дружбу и общий интерес к расе, весьма вероятно, что два писателя обсуждали Пушкина.

Действие романа происходит в бостонской общине начала 19 века, построенной по образцу Кембриджа, хорошо известного своим аболиционизмом. Главная героиня, Юджиния Мюнстер, воспитанная в Европе женщина с неоднозначной расовой принадлежностью, навещает своих богатых американских родственников.К ней и ее брату относятся как к чужакам, и им предоставляется небольшая хижина в большом поместье семьи.

Гарибальди объяснил, что Джеймс черпал вдохновение у женщин, которых считал смешанной расой, включая королеву Шарлотту и вышеупомянутую Наталью Пушкину. Во времена Пушкиной ее красоту часто приписывали отцу, а не матери, как обычно диктует традиция.

Второе сходство существует между книгой Джеймса «Записки Асперна » и решением Пушкиной продать любовные письма своих родителей Ивану Тургеневу, который затем опубликовал их в 1877 году.Личная жизнь Пушкиной была связана с крупными скандалами, такими как развод, и ее африканское происхождение, как объяснил Гарибальди, стало обузой.

В начале карьеры Пушкина романтическая привлекательность его африканского происхождения была благом для его карьеры, но его преследовали негативные стереотипы, такие как предполагаемая склонность к неверности, которую расисты могли приписать его африканскому происхождению. Это негативное восприятие также повлияло на его потомков, в том числе на Наталью.

С ростом научного расизма в конце XIX века пушкинская чернота стала исчезать из дискуссий писателя.Речь Достоевского стерла его наследие из повествования, и по мере того, как начал проявляться разрыв между Европой и Азией, интеллектуалы попытались поместить корни Ганнибала в Северную Африку, чтобы сделать его и его потомков «высшей», не черной расой.

Заголовки, посвященные свадьбе внучки Пушкина с российской царской семьей:

«Негритянская кровь в королевском дворе» ( Норфолк, штат Вирджиния, )

«Герцог Майкл и его негритянская жена допущены к суду» ( Ричмондский пункт )

В ходе вопросов и ответов Ван подробно рассказал о связи между «Чернотой Пушкина» и его мнением о крепостном праве.Она объяснила, что Пушкин связывал свое африканское наследие с тяжелым положением крепостных, хотя считал русское крепостное право менее ужасным, чем американское рабство или британские промышленные работы.

Оба докладчика рассказали, как их работа может способствовать борьбе с расизмом в США и России. Ван подчеркнул важность объединения различных интеллектуалов — русских пушкинистов, американских пушкинистов, русских американистов, афроамериканцев и так далее. Гарибальди предположил, что Пушкин, олицетворяющий так много всего, является великой фигурой, вокруг которой можно построить общую литературу и дискурс, способный оспорить представления сторонников превосходства белой расы о создателях великой и важной культуры.

Подробная ошибка IIS 8.5 — 404.11

Ошибка HTTP 404.11 — не найдено

Модуль фильтрации запросов настроен на отклонение запроса, содержащего двойную escape-последовательность.

Наиболее вероятные причины:
  • Запрос содержал двойную escape-последовательность, а фильтрация запросов настроена на веб-сервере, чтобы отклонять двойные escape-последовательности.
Вещи, которые вы можете попробовать:
  • Проверьте конфигурацию / систему.webServer / security / requestFiltering @ allowDoubleEscaping в файле applicationhost.config или web.confg.
Подробная информация об ошибке:
Module RequestFilteringModule
Уведомление BeginRequest
Обработчик StaticFile
Код ошибки 0x00000000
Запрошенный URL http: // www.naxos.com:80/mainsite/blurbs_reviews.asp?item_code=na0077&catnum=na0077&filetype=about%20this%20recording&language=english
Physical Path D: \ website \ website-nds-blur-nxs-Beta \ mainsite. asp? item_code = na0077 & catnum = na0077 & filetype = about% 20is% 20recording & language = english
Метод входа в систему Еще не определено
Пользователь входа в систему Еще не определено
Дополнительная информация:
Это функция безопасности.Не изменяйте эту функцию, пока не полностью осознаете масштаб изменения. Перед изменением этого значения необходимо выполнить трассировку сети, чтобы убедиться, что запрос не является вредоносным. Если сервер разрешает двойные escape-последовательности, измените параметр configuration/system.webServer/security/requestFiltering@allowDoubleEscaping. Это могло быть вызвано неправильным URL-адресом, отправленным на сервер злоумышленником.

Просмотр дополнительной информации »

Маленький человек большого роста

РОССИЙСКИХ писателей плохо обслуживают биографы в их собственной стране.Их жизни можно праздновать в достойных и вдохновляющих книгах, но настоящие биографии редки. Русская биография зародилась в жизнях святых, как и в Западной Европе, но тесно взаимосвязанная эволюция религии и литературы в России оставила у критиков брезгливость — усугубляемую цензурой — в попытках исследовать жизнь писателей. Это особенно верно в отношении преследуемых поэтов, таких как Александр Пушкин, которые приобрели почти божественный статус мучеников и пророков, когда они умерли, часто трагически и в молодом возрасте.

Когда после революции Пушкин в роли российского Шекспира стал символом большевистской пропаганды, биография снова стала агиографией, на этот раз политического характера. Столетие со дня смерти Пушкина в 1937 году ознаменовало собой зенит его культа личности, но также и его низшую точку: чистка нескольких ученых, участвовавших в издании Академией наук его собрания сочинений, означала, что публикация была завершена только в 1949 году. был шокирован непочтительным эссе о Пушкине, написанным бывшим диссидентом в 1970-х, указывает на ауру, которая продолжала окружать его имя еще долгое время после падения сталинизма.

Bridgeman Archive

Как приятно в таком случае читать откровенный научный отчет о жизни Пушкина, основанный на всех лучших качествах английского биографического письма и свободный от идеологических ограничений. Тщательно проработанный, доходчиво и объективно написанный, с восхитительной легкостью и хорошей дозой сухого юмора, «Пушкин» Т. Дж. Биньона заслуживает того, чтобы присоединиться к другим английским биографиям, которые переводятся на русский язык.

Автор будет темной лошадкой для тех, кто знает его только по частым обзорам детективной литературы.Но г-н Биньон, преподаватель русского языка в Оксфордском университете, наконец-то погасил свой долг перед литературой, в которой он на самом деле читает лекции. Хотя его книга вышла слишком поздно, чтобы совпасть с 200-летием со дня рождения Пушкина в 1999 году, ожидание того стоило.

Ростом не более пяти футов (1,5 м) Пушкин, возможно, был невысокого роста физически, но в литературном плане он был гигантом. Первый писатель мирового уровня, появившийся в России, и автор первого русского романа «Евгений Онегин» (хотя и в стихах), Пушкин писал во всех мыслимых жанрах, и часто с иронией, которая кажется современному читателю удивительно современной. .Он известен как основоположник русского литературного языка, но обманчиво простые строчки его стихов (выразительность и изящество которых сравнивают с музыкой Моцарта) оказались чрезвычайно трудными для перевода. Именно по этой причине бесспорный национальный поэт России не может быть оценен лучше за пределами его родины.

Работа г-на Биньона традиционным образом следует за траекторией жизни поэта, его четкие заголовки глав — «Родословная и детство, 1799-1811», «В поисках жены, 1826-29», «Усталый раб, 1833- 34 ”- что-то вроде делового подхода к этой биографии.Мистер Биньон не использует жизнь для объяснения произведений. За исключением «Евгения Онегина», который является одновременно пародией и пророчеством его собственной судьбы, многогранные произведения Пушкина упоминаются лишь вскользь. Некоторые из его знаменитых текстов цитируются, и то обычно в связи с увлечением, которых было много.

Мистер Биньон вместо этого сосредотачивает внимание на мелочах повседневной жизни поэта, который действительно предстает здесь как сложный и сложный человек. Это немалое достижение.Кудрявый правнук обедневших русских аристократов и абиссинский мальчик, подаренный Петру Великому, Пушкин был приземленным, откровенным человеком с длинными ногтями и неряшливыми привычками, который больше всего любил писать в постели. Несмотря на то, что он называл «обезьяньим лицом», до женитьбы он наслаждался многочисленными любовными связями, подпитывая раскованное эротическое воображение, которое выражалось в пачках непубликуемых стихов.

Немного было выхода и для остроумия и эрудиции, и даже читатель, знакомый с голыми контурами биографии Пушкина (привилегированное воспитание, бунтарская юность, ссылка, личная цензура царя, женитьба на светской красоте, безвременная смерть в дуэль) будут поражены удушающим отсутствием творческой свободы, так ярко переданным здесь.Личная переписка Пушкина была перехвачена, его передвижения контролировались, а его жизнь была тесно связана с судьбой. Решение царя Николая I следить за своей карьерой не только заставило его представить все свои рукописи для проверки, но и его постоянно отчаянное финансовое положение потребовало унизительных переговоров с начальником царской тайной полиции по поводу его займов. И когда жена Пушкина привлекла внимание Николая, все более осажденную поэт заставили стать младшим придворным, чтобы она могла посещать все правильные балы.

Безрассудство, с которым Пушкин дрался на дуэлях и даже проиграл в азартной игре некоторые из своих рукописей, несомненно, напрямую связано с необходимостью утвердить какую-то независимость в таком репрессивном мире. Хотя г-н Биньон дает лаконичные объяснения там, где это необходимо, обилие русских имен и мест может показаться сбивающим с толку, и лучше всего обращаться к этой биографии с хотя бы элементарными знаниями о жизни и творчестве Пушкина. Тем не менее, длинная заключительная глава с истинно пушкинской отстраненностью рассказывает о махинациях Жоржа Дантеса, беспринципного француза, ставшего причиной бесполезной смерти поэта в возрасте 37 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *