Совет лермонтов стихотворение: «Совет» — Стихотворение Михаила Лермонтова
М Лермонтов стих «Совет» ☝ — текст и анализ послания
Стих М Лермонтова, анализ Д Кубракова
Зачем грустить, когда так дешев смех, а жизнь так коротка…
Текст
Если, друг, тебе сгрустнется,
Ты не дуйся, не сердись:
Все с годами пронесется —
Улыбнись и разгрустись.
Дев измены молодые,
И неверный путь честей,
И мгновенья скуки злые
Стоят ли тоски твоей?
Не ищи страстей тяжелых;
И покуда бог дает,
Нектар пей часов веселых;
А печаль сама придет.
И, людей не презирая,
Не берись учить других;
Лучшим быть не вображая,
Скоро ты полюбишь их.
Сердце глупое творенье,
Но и с сердцем можно жить,
И безумное волненье
Можно также укротить…
Беден, кто, судьбы в ненастье
Все надежды испытав,
Наконец находит счастье,
Чувство счастья потеряв.
1830 год.
✨ В редкой для Лермонтова мажорной тональности написано стихотворение «Совет», строки которого родились на бумаге в 1830 году, но увидели свет только после смерти поэта. Стих является посланием 16-летнего юноши своим сверстникам, где автор делится советами для жизни.
История рождения стиха
☝ В 1830 году юный Лермонтов становится студентом Императорского универа в Москве, куда принят на своекоштной основе, то есть, он сам себя содержал во время учебы.
Сразу Мишель желал учить нравственность и политику, но вскоре перешел на словесное отделение, что было ближе духу Лермонтова.
Во время обучения поэт стоял особняком, практически не вступая в новомодные студенческие кружки, оставаясь более наблюдателем, чем участником действия.
📝 Взросление шло недюжинными шагами, Михаил Юрьевич много писал и, как видим из анализируемого стихотворения, уже начинал раздавать советы, что говорит и его уверенности. По крайней мере, моментами.
Разгони печаль улыбкой
С первых строк понятно, что это стих-послание, где автор обращается к таинственному другу (образ друга собирательный):
Если, друг, тебе сгрустнется,
Ты не дуйся, не сердись…
👼 В такие минуты Лермонтов советует больше улыбаться, так как в жизни успехи и поражения чередуются.
Хмур ли ты от безответной любви, одолела ли тебя скука – улыбнись, ведь они не стоят твоей тоски, да и она быстро проходит в юные годы.
И мгновенья скуки злые
Стоят ли тоски твоей?..
Во второй строфе поэт несколько противоречит себе – рекомендуя не учить других, сам в строках занимаясь как раз этим делом), а также советует, по возможности, избегать тяжелых страстей (ой ли, Михаил Юрьевич).
Не ищи страстей тяжелых…
👼 Финальное восьмистишие есть подведение итога, где автор в роли великого мудреца называет сердце творением глупым, но необходимым для жизни, и пророчествует счастье тем, кто с улыбкой умеет его терять.
Наконец находит счастье,
Чувство счастья потеряв….
🤣 На этом стих говорит «Аминь», оставляя нас возле кафедры мудреца Лермонтова, проповедующего бег от тяжести любви и одновременно страстно смотрящего на, холодную к нему, Екатерину Сушкову).
Жанр, композиция, тема, рифма и тропы
☝ Стихотворение написано в жанре лирического послания и имеет трехчастотную композицию, состоящую от трех же строф-октав.
Тема стиха – пожелание сверстникам с улыбкой проходить горизонты печали и избегать тяжести чувств пока на горизонте манят алые паруса.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей, отчего произведение бодро и ритмично.
Рифмовка перекрестная (сгрустне́тся – серди́сь – просне́тся – разгрусти́сь), где рифмы открытые и закрытые, женские и мужские (ударение на последний слог).
Выразительные средства:
- ✔ Эпитеты (измены молодые, неверный путь, безумное волненье, глупое творенье).
- ✔ Олицетворение (печаль придет).
- ✔ Инверсии (измены молодые, часы веселые, мгновенья злые).
☝ Также отметим риторический вопрос в первой строфе и красивый лексический оборот с мудрым смыслом в последних двух строках стихотворения.
Читает Ольга Лерман
ТОП русской поэзии
- ✔ Анна Ахматова
- ✔ Александр Блок
- ✔ Валерий Брюсов
- ✔ Иосиф Бродский
- ✔ Иван Бунин
- ✔ Константин Бальмонт
- ✔ Зинаида Гиппиус
- ✔ Николай Гумилёв
- ✔ Сергей Есенин
- ✔ Николай Заболоцкий
- ✔ Михаил Лермонтов
- ✔ Владимир Маяковский
- ✔ Осип Мандельштам
- ✔ Владимир Набоков
- ✔ Николай Некрасов
- ✔ Борис Пастернак
- ✔ Игорь Северянин
- ✔ Федор Тютчев
- ✔ Афанасий Фет
- ✔ Марина Цветаева
Лермонтов Михаил — Совет: читать стих, текст стихотворения полностью
Лермонтов Михаил — Совет: читать стих, текст стихотворения полностью — Классика на Стихирус РуВход Регистрация
{{/if}} {{/if}}
Запустили поэтические Дуэли в режиме тестирования. Об ошибках просьба писать в техподдержку на сайте техподдержка
Напоминаем: 🎁 Стихирус.ру запускает новый конкурс стихов! 3 автора лучших произведений опубликованных на сайте(достаточно опубликовать произведение на сайте) с 25 декабря […]
Дорогие друзья!!! От всего сердца поздравляем вас с Новым годом! Желаем творческих успехов, вдохновения и исполнения всех желаний!
Подведены итоги декабрьского конкурса! + 🎁 Стихирус.ру запускает новый конкурс стихов! 3 автора лучших произведений опубликованных на сайте с 25 декабря 2022г. по 28 января […]
🔔 В заданиях теперь можно собирать баллы за лайки оставленные вашим произведениям. Это сделано, чтобы баллы не сгорали при снятии лайка.
🎁 Стихирус.ру запускает новый конкурс стихов! 3 автора лучших произведений опубликованных на сайте с 1 по 24 декабря будут награждены. Каждый автор получит по 3000р. Общий […]
- Поэты
- Лермонтов Михаил
- Совет
Если, друг, тебе сгрустнется,
Ты не дуйся, не сердись:
Все с годами пронесется –
Улыбнись и разгрустись.
Дев измены молодые,
И неверный путь честей,
И мгновенья скуки злые
Стоят ли тоски твоей?
Не ищи страстей тяжелых;
И покуда бог дает,
Нектар пей часов веселых;
А печаль сама придет.
И, людей не презирая,
Не берись учить других;
Лучшим быть не вображая,
Скоро ты полюбишь их.
Сердце глупое творенье,
Но и с сердцем можно жить,
И безумное волненье
Можно также укротить…
Беден, кто, судьбы в ненастье
Все надежды испытав,
Наконец находит счастье,
Чувство счастья потеряв.
1830
{{ created }}
{{& @global.escapeHtmlBr(body) }}
Ирина
1143Владимир
2000Татьяна
11Олег
2130Александр
71Владимир
1878Курбанклыч
605Елена
Новые произведения
Александр
138Елена
120Владимир
115Владимир
110Курбанклыч
Acryl
86Нина
84Ирина
18Виктория
314Наталия
105Михаил
28Алексей
1878Курбанклыч
26Ирина
359Виталий
670Наталья
Сохранить?
Укажите нарушение не указанаОскорблениеМат в текстеМатериал для взрослыхПропаганда наркотиковНасилие / экстремизмПризыв к суицидуСпамДругое
Напишите подробне
Канадско-американские славистические исследования, том 14, выпуск 1 (1980 г.

- Заголовок:
- Очерки Лермонтова: от поэтического города к прозаическому человеку
- Тип статьи:
- исследовательская статья
- DOI:
- https://doi.
org/10.1163/221023980С00418
- Язык:
- Английский
- Страницы:
- 21–35
- В:
- Канадско-американские славистики
- В:
- Том 14: Выпуск 1
- Издатель:
- Брилл | Шёнинг
- E-ISSN:
- 2210-2396
- Распечатать ISSN:
- 0090-8290
- Предметы:
- История, славяноведение и евразийство
Все время | Прошлый год | Последние 30 дней | |
---|---|---|---|
Абстрактные представления | 99 | 17 | 1 |
Полнотекстовые просмотры | 41 | 5 | 0 |
Просмотры и загрузки PDF | 36 | 11 | 0 |
- Заголовок:
- Очерки Лермонтова: от поэтического города к прозаическому человеку
- Тип статьи:
- исследовательская статья
- DOI:
- https://doi.
org/10.1163/221023980X00418
- Язык:
- Английский
- Страницы:
- 21–35
- В:
- Канадско-американские славистики
- В:
- Том 14: Выпуск 1
- Издатель:
- Брилл | Шёнинг
- E-ISSN:
- 2210-2396
- Распечатать ISSN:
- 0090-8290
- Предметы:
- История, славяноведение и евразийство
Все время | Прошлый год | Последние 30 дней | |
---|---|---|---|
Абстрактные представления | 99 | 17 | 1 |
Полнотекстовые просмотры | 41 | 5 | 0 |
Просмотры и загрузки PDF | 36 | 11 | 0 |
Блог Humanities Matter
Интервью
Подкасты
Видео
Гостевые посты
90 229 Серия подкастов
Через радугу
В цепях
Миграция
Качественное образование
Выживание по степеням
Война и мир
Вклад
«Встреча с Горбачевым»: Вернер Херцог ищет сердце и душу России
«Встреча с Горбачевым»: Вернер Херцог ищет сердце и душу России | Международная ассоциация документального кино Перейти к основному содержанию
Автор Рон Дойч
За несколько недель Вернер Херцог выпустит три фильма. Мировая премьера художественного фильма в Каннах Family Romance LLC , снятого на японском языке с участием японских актеров; фестивальная премьера его документального фильма BBC « Кочевник: По следам Брюса Чатвина » на кинофестивале Tribeca; и театральный выпуск « Встреча с Горбачевым » , который он поставил вместе с давним соавтором Андре Сингером.
Документальный фильм поговорил по телефону с 77-летним режиссером о последнем, что несколько отличается от того, что можно было бы ожидать от документального фильма Herzog. К Херцогу обратился Зингер, которому понравилась идея сделать что-нибудь о Горбачеве для немецкого телевидения, и он решил попросить Херцога присоединиться к нему в этом проекте. В фильме Херцог трижды встречается с больным, но все еще резким бывшим главой Советского Союза, зондируя его на самые разные темы, от ядерного разоружения до распада СССР. Фильм также склоняется к March of Time временами документальный фильм, показывающий архивные кадры жизни Горбачева, как политической, так и личной, с фирменным повествованием Герцога в качестве нашего руководства. Сингер также записал интервью с другими политическими деятелями последней четверти 20 века, в том числе с Лехом Валенсой из Польши и бывшим госсекретарем США Джорджем Шульцем.
Вы сказали, что это фильм о русской душе.
Вернер Херцог: Это преувеличение. Я сделал это в качестве побочного замечания. Я мимолетно пытаюсь уловить проблеск русской души и души человека — в данном случае Горбачева.
Что ж, тогда поехали туда. Вы также сказали, что «Горбачев знает сердце человека лучше, чем кто-либо, кого я когда-либо встречал».
Я сказал это и о себе. Вы должны снимать фильмы, только если вы знаете сердце человека. И это то, что я делаю. Вот что делает меня режиссером. У меня есть способность проникновения в суть и немедленное взаимопонимание с людьми. Я говорю как о документальных, так и о художественных фильмах. Так что, если вы не знаете мужское сердце, вам не следует снимать фильмы. Я узнаю это в других людях, кинорежиссеры они или нет, и в случае с Горбачевым это очевидно.
Что вы в нем нашли?
Я думаю, что сама пленка является ответом. У него были очень глубокие прозрения. Он знает свое прошлое, он знает, где он сейчас, и он знает, что нас ждет.
Как прошел показ фильма на Московском кинофестивале?
Сорежиссёр фильма Андре Зингер находился в Москве. Но я слышал, что это был абсолютно полный просмотр, и очень горячие аплодисменты Михаилу Горбачеву, который не смог присутствовать.
Горбачев снова в больнице, насколько я понимаю. Вы говорили с ним?
Нет, но вчера у нас был феноменальный прием на показе LACMA [Лос-Анджелесский кантри-музей], который также был распродан и, очевидно, Горбачеву аплодировали стоя. Фильм был очень хорошо принят, и я сказал, что сообщу об этом по электронной почте Михаилу Сергеевичу Горбачеву. И вдруг публика вскочила на ноги и устроила ему овацию.
В фильме вы говорите о том, как русские обвиняют его в развале Советского Союза….
Некоторые части населения. Это не общее дело.
Как вы думаете, фильм поможет изменить это мнение?
Не знаю, но я заметил, что, видимо, климат снова меняется в его пользу. Я так говорю, так как последний раз, когда я был в Москве, когда вы говорите с людьми в метро, отношение к Горбачеву гораздо более теплое, чем за год до этого.
Для меня центральным элементом фильма является разоружение ядерного оружия. Как вы думаете, это что-то, что мы можем решить? Есть ли у вас надежда на это? Я знаю, что вы не оптимист и не пессимист, но что вы думаете по этому поводу.
Хочу предупредить, что я не эксперт. Если вы посмотрите на очень опасную ситуацию, которую мы недавно наблюдали с Северной Кореей и Западом, я действительно считаю, что ситуация на данный момент частично разрядилась. Я надеюсь, что хотя договора или контракта пока нет, он принесет какие-то результаты, потому что обе стороны смотрели за горизонт. То же самое, что Горбачев сделал с Рейганом — самые неожиданные персонажи объединились в Рейкьявике в Исландии, глядя за горизонт. И сейчас, конечно, я говорю о Дональде Трампе и Ким Чен Ыне.
Вы сказали, что, по вашему мнению, Горбачев, возможно, уклонился от ответа на ваш вопрос о том, почему человечеству так трудно избавиться от ядерного оружия. Почему вы так думаете?
Ну, он избегал более серьезного вопроса, которого нет в фильме. Я хотел обсудить с ним Японию в 1603 году. За десять лет до этого, в 1592 или 93 году, произошло крупное полевое сражение. Столкновение двух очень больших армий. Это очень хорошо задокументировано в исторических записях. Из 180 000 солдат-самураев у одной трети было огнестрельное оружие. После этого самураи решили упразднить огнестрельное оружие. Не было формального консенсуса или чего-то еще, но они более или менее отменили их. Позже, в 1603 году, произошло сражение, которое также достаточно хорошо задокументировано, и было всего 26 единиц огнестрельного оружия. Так что это сенсационная вещь, но это длилось недолго. Огнестрельное оружие вернулось с большим размахом. Поэтому я спросил его, какова внутренняя природа таких систем, как огнестрельное или ядерное оружие. Но вы должны увидеть Горбачева, которому к тому времени было 87 лет, и увидеть, что он немного негибок в своем мышлении. Он не подхватил бы мысль, которая была ему неизвестна. Он отвечал своей нормальной, регулярной, почти мантрой: «Несмотря ни на что, мы должны отменить это оружие, потому что оно слишком опасно». Вы указываете на очень интересный момент в нашей беседе, когда он не полностью уловил мою мысль и интеллектуальную мысль.
Вы также сказали, что не снимаете политических фильмов, но мне кажется, что вы выходите за рамки политики. И при этом вы все еще комментируете и критикуете политику, поскольку в этом смысле все это часть человечества.
Когда мы смотрим Встреча с Горбачевым , если бы это был политический фильм, я бы сейчас с ним обсудил ситуацию: «Что делать? Дайте нам совет». Но Горбачев не хотел этого делать. И я думаю, что это больше о его наследии, его знаменательных исторических событиях и конце 20-го века, и его роли, и его личности, и его воспоминаниях обо всех этих событиях… и все это имеет отношение к России. При чем тут Россия? Многое понимаешь, например, когда смотришь архивные кадры.
Я имею в виду это как в случае гибели окаменелостей [как Герцог называет в фильме советских лидеров, пришедших до Горбачева], с Андроповым и Черненко. За два с половиной года ушли из жизни трое лидеров Советского Союза. Каждый раз вы видите один и тот же ритуал. Это выглядит очень странно и в некотором смысле похоже на трагедию. Это очень по-русски. Вы никогда не увидите таких похорон, когда умирает американский президент. Вы просто не увидите таких помпезных, странных похорон.
Россия по-прежнему такая?
Нет, он, безусловно, сдвигается, потому что Россия возвращается к истокам своей души, то есть к православию, отчасти к новообразованному национализму, который приходит из-за давления извне, и, конечно, к осознанию опасностей, которые скрывается за Россией. Расширение НАТО ощущается как экзистенциальная угроза, и не только политическим истеблишментом; так считает большинство людей.
Надо посмотреть историю России. В течение 500 лет были почти ежегодные нашествия монголов и татар, опустошавшие Русь и Сибирь, грабившие, грабящие и насилующие. И тогда у вас есть тевтонские рыцари в средние века, нападающие на Россию. Вы заставили Наполеона двигаться со своей армией до самой Москвы. Нацисты вторглись в Россию, что стоило им 25 миллионов жизней. Понятно, что Россия чувствительно относится к надвигающимся на них опасностям. Конечно, это может быть преувеличением, но именно так россияне относятся к подобным историческим угрозам. Есть очень заслуживающие доверия опросы общественного мнения, которые показывают, что более 56 процентов чувствуют экзистенциальную угрозу. Такая экзистенциальная угроза ощущалась бы в Америке, если бы вдруг Канада присоединилась к Варшавскому договору и провела маневры в Саскачеване — 200 000 русских солдат и 100 000 канадцев на военных маневрах на границе с США.
Видите ли вы себя каким-то образом, делая политические заявления в своих фильмах?
Нет, нет. Я не в этом бизнесе. Я кинорежиссер. Я поэт.
Что ж, это идеально подходит к моему следующему вопросу. Вы всегда говорили о своей любви к поэзии и о том, что в каком-то смысле хотели писать стихи в кино. И вы сказали, что пришли к Горбачеву как поэт, а не как журналист. Что вы находите в поэзии? А как вы это видите в кино?
Поэзия является неотъемлемым элементом кинопроизводства. В этом нет никаких сомнений. Мне это особенно нравится, потому что, когда мы говорим о моих документальных фильмах, я всегда старался отойти от голых фактов и найти что-то более просветляющее за пределами фактов, что-то, что я однажды назвал «экстазом правды». И это очень тесно связано с поэзией. Нам пришлось бы говорить в течение 48 часов, и я должен был бы показать вам много примеров из фильмов — не только моих, но и некоторых других, — чтобы вы поняли. Давайте не будем терять себя таким образом. Но я хочу сказать, что я устал от фильмов, которые считают, что констатация фактов и одних только фактов — это все, что нужно для документального кино. Это то же самое, что когда вы говорите о литературе. Вы берете телефонный справочник Манхэттена с четырьмя миллионами записей, каждая из которых верна и поддается проверке. Но это не книга книг, потому что мы не знаем, почему мистер Джонатан Смит — а их 20 — каждую ночь плачет в подушку.
Можете ли вы привести пример в этом фильме, где вы находите в нем поэзию?
Мы должны быть осторожны, потому что это исключение из моего кинопроизводства, потому что это не было моей первоначальной идеей снять фильм о Горбачеве; это был Андре Сингер. Поэтому, когда имеешь дело с таким фильмом, нельзя предаваться диким фантазиям — например, в «Пещере забытых снов» с восьмиминутным постскриптумом о радиоактивных крокодилах-мутантах-альбиносах. Это совершенно и совершенно дико, но никто никогда не забывает об этом. Это потому, что я обнял зрителей за плечи и перенес их в царство поэзии и озарения. В фильм о Горбачеве нельзя ввести радиоактивных крокодилов-альбиносов.
Но в этом фильме есть поэзия. Например, вы видите одиночество Горбачева, когда он возвращается в свой маленький родной город и встречает свою старую тетку, которая слепа и едва узнает его [сцена, снятая не Зингером/Герцогом, а из фильма Виталия Манского « Горбачев: после Империя (2001)]. В этом есть что-то очень глубокое и поэтичное. А потом он сам читает большое стихотворение Лермонтова, которое, кажется, Лермонтов написал в ночь перед смертью на пистолетной дуэли. Это так красиво, что мне пришлось повторять это сразу в прокрутке текста снова.
Что вы поняли из этого стихотворения?
В каком-то смысле освещает не только его и его душу, но как-то дает нам ощущение того, что такое русская душа. Кроме того, вам просто нужно прочитать стихотворение, и если вы не понимаете сразу и сразу, о чем я говорю, вам не следует смотреть фильмы. [Чтобы прочитать стихотворение Лермонтова, нажмите здесь.]
В этой ситуации, когда вы вместе режиссировали, как вы и Зингер решали, какие роли взять на себя?
У нас долгие 25 лет сотрудничества, больше в совместном производстве, но он очень глубоко мыслящий человек и абсолютно лояльный. Мы сняли небольшой фильм в Африке, на юге Эфиопии, на границе с Суданом и Кенией. Нам пришлось спать вместе в палатке, и нам обоим было некомфортно в ту ночь, потому что под полом палатки было что-то похожее на большую палку или что-то в этом роде. Утром мы обнаружили, что это была большая змея. Когда вы спите с кем-то на вершине змеи, вы начинаете доверять друг другу.
То, как мы распределили роли, пришло, пока мы двигались через это. Сначала я был там только для того, чтобы вести беседы с Горбачевым, но я все больше и больше втягивался в это. Я начал формировать фильм, написав комментарии и озвучив их сам. Андре был очень хорош в редактировании и чрезвычайно хорош в архивных исследованиях. У нас была феноменальная команда архивных исследователей, и, следовательно, у вас есть некоторые необычные вещи, которые вы никогда раньше не видели в кино. Мы сделали те же ошибки и исправили их. Например, была самая первая версия редактирования, сделанная в Лондоне. Я прилетел, и мы увидели это, и у меня упало сердце, потому что моя роль в фильме была слишком ярко выражена, и у Андре было такое же чувство. Мы сказали: «Это ошибка, и мы должны почти полностью сократить мое присутствие», что мы и сделали. Мы сформировали отношения в этом случае, пока мы двигались вперед. Но это работает только в том случае, если есть согласие сердец, если есть интеллектуальная честность и глубокая лояльность друг к другу. Это не может быть сформулировано в письменных контрактах. Видите ли, контракты в таких ситуациях безнадежны.
С какими трудностями вы столкнулись при создании этого фильма?
Проблемы были в моих пределах. Хотел бы я отвезти Горбачева в его родную деревню на Кавказе. Я хотел бы поспорить с ним о Японии 1603 года. Я хотел бы иметь то, это и другое, но мне приходилось жить с тем, что было, и с тем фактом, что каждый раз, когда Горбачев был на камеру, он должен был быть привозили скорую из больницы….каждый раз. Вы должны были смотреть на своего собеседника и думать, не устал ли он или плохо себя чувствовал. Каждую минуту возникает какая-то настороженность, которой обычно нет, когда вы ведете разговор на камеру.
Вы были обеспокоены тем, что Горбачев может умереть до того, как вы закончите интервью с ним?
Нет, я никогда не думал об этом. Он сильный человек, с сильным характером, и он борется с болезнью, что он делает с мужеством и отличием. Он мне понравился своим отношением.
Вы давали интервью с синхронным переводом. Можете ли вы рассказать об этом процессе и о том, как он работал?
Нам пришлось использовать его доверенного переводчика. Так что я слышал синхронный перевод Горбачева на русский язык, а он слушал через беруши мои английские вопросы. Это сработало довольно хорошо. Что странно, когда смотришь фильм, Горбачев иногда делает очень длинные паузы, но это не потому, что он ждет перевода. Он что-то говорит, затем делает паузу в шесть, семь или девять секунд и продолжает свою фразу. И я ничего не говорю. Просто я чувствую, что грядет что-то большее. Так что тишина очень, очень необычная, и с ней нужно справляться, как с тем, кто это делает, — я говорю не об интервью, а о разговорах, — нужно слушать и тишину, и вы не должны нервничает из-за того, что он долго ничего не говорит, а потом вдруг, как запоздалая мысль, приходят лучшие вещи. Я не говорю об интервью; У меня не было каталога вопросов, как у журналиста. Я просто пришел как мужчина к мужчине, дискурс разговоров.
Мне было любопытно, что вы думаете об истории. Чему это нас учит? Как это формирует нас?
Вы спрашиваете меня о том, чего не должно быть в этом интервью. Нам понадобится пара дней вместе, чтобы поразмышлять над этим.
Я хотел бы сказать, что когда смотришь на Горбачева и смотришь на Рейгана, возникает ощущение, что нынешняя демонизация России — большая ошибка. Это в западных СМИ и западной политике. Нам следует вернуться к настроению того времени, когда самые невероятные персонажи — Рейган и Горбачев — собирались и разговаривали друг с другом. И они были настоящими врагами в то время. Холодная война была тогда намного, намного холоднее, чем сегодня. Опасности были намного больше, чем сегодня.
В заключение я просто хотел сказать, что просмотр кадров в фильме о падении Берлинской стены всегда трогает меня. Это был момент, когда я почувствовал реальную надежду на будущее, понимаете?
И это не было организовано политиками. Это были люди. Сотни тысяч демонстраций каждую неделю — знаменитые демонстрации по понедельникам. И, конечно же, коммунистический режим в Восточной Германии всегда говорил от имени народа, и тогда вдруг сотни тысяч людей собрались и скандировали: «Мы народ! Мы люди!» Когда вы видите эти кадры, у вас мурашки по коже. Это люди. Или живая цепь между тремя прибалтийскими народами — Эстонией, Латвией и Литвой — 650 или около того километров, почти половина всего населения трех стран держалась за руки и образовывала эту цепь.