Сократ сказал что: Интересные факты и высказывания Сократа

Интересные факты и высказывания Сократа

Всем известен мудрый древний философ Сократ (469 — 399 гг. до н. э). Только вот интересные факты из его биографии знакомы не каждому, даже образованному человеку. Предлагаем вам несколько наиболее запоминающихся фактов и высказываний Сократа.

Достоверно известно, что философ отличался физической выправкой и очень следил за своим телесным здоровьем. В своем учении о непротивлении злу он много думал и сопоставлял различные факты.

Однажды, в походе на Потидею, он простоял на одном месте всю ночь, будучи погруженный в размышления. Существует мнение у историков, что он достаточно часто практиковал такое стояние, приучая тело к идеальному повиновению разуму. Поистине великие люди имеют великие причуды!

Очень многие знают жену Сократа – Ксантиппу. Она отличалась чрезвычайной сварливостью и злобой.

Наверное, именно поэтому Сократ ответил на вопрос стоит жениться или нет так: «Женишься ты, или нет – все равно пожалеешь».

Однако на самом деле его друзья сильно удивлялись, как он терпит такое поведение жены.

Ксантиппа бьет Сократа

Как-то раз она прямо на рынке стала рвать на нем плащ и кричать что-то. Один из товарищей посоветовал ему защититься при помощи кулаков, на что Сократ сказал: «Если я так сделаю, то мы будем бить друг друга, а вы будете смотреть на нас как на пауков в банке и кричать, мол, давай Сократ, давай Ксантиппа»!

Много приходилось ему выслушивать относительно того, зачем он живет со столь злобной женщиной. Мудрец же говорил: «На Ксантиппе я учусь обхождению с другими людьми, как наездники на диких конях учатся справляться с обычными лошадьми».

Случилось как-то, что после очередных побоев соседи посоветовали Сократу подать в суд на жену. Однако философ молвил: «Если бы меня лягнул осел, разве бы я пошел жаловаться на него в суд»!

Гроза с дождем

Вот еще один очень интересный факт и знаменитое высказывание Сократа. Стараясь всеми силами учиться у жены терпению, мудрец пытался и ей самой преподать уроки сдержанности и спокойствия.

Рассказывают, что после очередного скандала Ксантиппа вылила на голову мужа ведро с помоями. Однако наш герой только и произнес фразу: «После такой бури всегда бывает гроза с дождем».

Не правда ли, удивительное терпение!

Сократ и его жена Ксантиппа

Ученик Сократа

Случилось, что к Сократу женщина принесла своего годовалого ребенка для того, чтобы тот взял его к себе на воспитание.

– Да, – произнес учитель, – целый год потерян, тут уже нужно не воспитание, а перевоспитание!

Три вопроса

В конце мы приведем один интересный факт и весьма мудрое высказывание Сократа. Однажды к нему пришел старый друг и сказал, что он хочет кое-что рассказать философу за их общего знакомого.

— Подожди, — говорит ему Сократ, — прежде ответь на три моих вопроса.

— Хорошо, — согласился гость.

— Итак, ты уверен, что история, которую ты хочешь мне рассказать, является правдивой?

— Нет, я так не думаю потому, что я об этом услышал от других.

— Хорошо, — продолжал философ, — тогда скажи, ты мне хочешь рассказать нечто хорошее, так же?

— Думаю вряд ли, скорее наоборот… — уже смущаясь, сказал друг мудреца.

— Значит, ты хочешь рассказать мне кое-что нехорошее, о чем ты не уверен, что это правда! Но еще один вопрос остался: принесет ли мне пользу то, что ты намерен поведать?

— Едва ли принесет – вконец растерявшись, сказал пришедший.

— Итак, — резюмировал Сократ, — ты хочешь рассказать мне плохую историю, которая вряд ли является правдой и к тому же не принесет мне никакой пользы! Зачем же мне такое слушать?!

Загнанный в угол неопровержимыми аргументами, гость покинул дом, оставив Сократа наедине со своими глубокими рассуждениями.

Казнь Сократа

В конце жизни Сократ был осужден на смертную казнь греческим судом. Некоторые считают, что его подвергли остракизму, хотя это не так. Считается, что основной причиной его виновности стало учение о единобожии (монотеизме).

Картина Жака Луи Давида «Смерть Сократа»

Он спокойно взял чашу с ядом и выпил ее в присутствии учеников. Таким образом, не только жизнь, но и смерть этого выдающегося философа стала необыкновенной.

Высказывания Сократа

  1. Я знаю, что я ничего не знаю.
  2. Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.
  3. Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать
  4. Женись несмотря ни на что. Если попадётся хорошая жена — станешь исключением, если плохая — философом.
  5. «Ты умираешь безвинно»,— говорила ему жена. Сократ возразил: «А ты бы хотела, чтобы заслуженно?»
  6. В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — излишество.
  7. Проходя однажды по рынку, Сократ воскликнул: «Как много есть на свете вещей, без которых я могу жить»!
  8. Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — ищет причину.
  9. Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это — яд, тем более опасный, что он приятен.
  10. Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.
  11. Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает.
  12. Человек есть мера всех вещей. Если ты мыслишь – ты свободен!

Подписывайтесь на InteresnyeFakty.org — у нас очень много интересных фактов и историй из жизни великих людей.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

Что скажет Сократ?

Что скажет Сократ?

Это произошло две тысячи четыреста лет тому назад — во времена очень непохожие, но чем-то и похожие на наши…Представьте на минуту, что вы находитесь в древних белокаменных Афинах. На улицах и площадях великого города кипит жизнь: туда-сюда снуют прохожие, вовсю идет торговля в розницу и оптом, зычными голосами зазывают к себе людей медники, кожевенники, менялы, ювелиры, врачеватели… Впрочем, подобные картины можно наблюдать и в некоторых современных городах.
Но вот чтобы прямо на улице торговали мудростью — такого сегодня уже не увидишь. А в древних Афинах это было обычным делом. Рядом, к примеру, с торговцем рыбой или уличным брадобреем мог стоять человек, готовый за деньги дать вам совет на все случаи жизни, ответить на все ваши вопросы и даже, если попросите, доказать, что черное — это белое, и наоборот. Таких умственных ловкачей в Афинах называли софистами. К ним вроде бы относится и герой нашего рассказа Сократ, коренастый грек невысокого роста с некрасивым, как у фавна, задранным кверху носом. Он тоже рассуждает на философские темы и дает мудрые советы прямо под открытым небом. Но, как мы убедимся ниже, между ним и софистами — большая разница…
Сын афинского каменотеса, он не пойдет по стопам отца, хотя, говорят, неплохо владел его ремеслом. Нет, Сократом смолоду владеет, как сказал поэт, одна, но пламенная страсть: он ищет истину и правду на земле! Хотелось бы сказать, что так же упорно он добывает для себя и своей семьи и хлеб, но это было бы большой неправдой — Сократ беден. Он, что же, ленив и недалек? Как бы не так! Сократ, утверждает молва, самим дельфийским оракулом признан мудрейшим человеком всей Эллады! И только на этом основании он может за свои мысли и советы заламывать самую высокую цену и стать, как некоторые софисты, богачем. Но он, в отличие от своих коллег, не берет с людей ни гроша. Лишь иногда, приглашенный каким-нибудь радушным человеком в дом, съест тарелку супа, да и за нее сполна расплатится перлами своей мудрости и искрометного остроумия.
Афиняне, особенно простые и бедные, любят Сократа, и не только за его бескорыстие и доброту. Они гордятся им как одним из самых образованных людей страны: кажется, нет ничего такого, чего бы он не знал. (Хотя не кому иному, как именно Сократу принадлежат знаменитые слова: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Но их мог сказать лишь тот, кому чуждо верхоглядство и тупая уверенность в своей всегдашней правоте). Перед ним, бродячим философом, одетым в выгоревший на солнце плащ, обутым в растоптанные сандалии, образно говоря, снимают шляпы и самые влиятельные люди Афин.
А некоторые из них (к примеру, молодой аристократ Платон, будущий великий историк Ксенофонт и др.) становятся его учениками, сопровождают философа по городу и прямо на ходу записывают его мысли. Но с них за свои уроки Сократ тоже ничего не берет!.. Однако есть в Афинах место, где его принимают, мягко говоря, плохо. Это — его собственный дом. Когда он, усталый и голодный, возвращается с работы (за которую ничего не получает!), жена Ксантиппа осыпает его бранью как последнего неудачника. Случается, что со зла плеснет ему помоями в лицо. А Сократ лишь утрется и даже не спросит, за что. Он знает, что в доме — шаром покати. И на следущий день возьмет кирку, молотки и пойдет в каменоломни — чтобы заработать какие-то деньги…
И все же, что мешает самому мудрому эллину жить, подобно многим софистам, припеваючи? Да то и мешает: все та же одна, но пламенная страсть! Сократ убежден, что мудрость и корысть несовместимы, что сребролюбивый человек никогда не станет истинным философом. «Всякое знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, — скажет он своим ученикам, — представляется плутовством, а не мудростью». (Самый талантливый его ученик Платон, развивая эту мысль Сократа, впоследствии напишет: «Когда ты говоришь неправильно, это не только скверно само по себе, но и вредит твоей душе»). По тем временам подобный взгляд на философию был настоящей революцией. До Сократа люди (и прежде всего — софисты) считали, что знания и нравственность никак не связаны между собой. И вот почему одни из них с удивлением и восторгом внимали рассуждениям Сократа на эту тему, а другие — с затаенной враждой и даже ненавистью.
Но откуда мы обо всем этом знаем? Ведь бродячий философ Сократ после себя не оставит никаких научных трудов. О философских воззрениях нашего героя потомки узнают лишь в пересказе его учеников. А сам он был начисто лишен авторского тщеславия. Сократ считал, что все мысли, высказываемые им, принадлежат не только ему и даже не столько ему, сколько тем людям, с которыми он, бродя по городу, вступал в разговоры: морякам, воинам, рыбакам, ремесленникам, чиновникам, подметальщикам улиц и т. д. Все, кто близко знал его, отмечали, что великий мудрец больше слушал, чем говорил. А если говорил, то, казалось, не придавал своим словам никакого значения: беспрестанно шутил, подтрунивал над собой. Но тотчас весь преображался, когда начинали говорить его собеседники! Для Сократа любой человек, кем бы он ни был, это целый мир, таящий в себе бездну светлых откровений. Уважительный равноправный диалог, коллективный поиск истины (сегодня это называют «мозговой атакой») — еще одно великое открытие бродячего философа…
***
Дожив до семидесяти лет, Сократ, казалось, мог бы сказать себе, что все отдал, всем пожертвовал ради истины — не пора ли ему самому пожить в свое удовольствие? Но судьба уготовит ему еще одно испытание на прочность. Выдержав его достойно, он в который раз докажет, что правда ему дороже всего на свете.
Говорят, что на всякого мудреца довольно простоты. В случае с Сократом эта поговорка звучит примерно так: на всякого мудреца довольно подлеца. Бездарный афинский поэт Мелет (есть подозрение, что с прямой подачи софистов, ненавидевших Сократа) напишет жалобу на старого философа. Дескать, своими заумными речами он развращает умы молодежи, а многие свои мысли приписывает некоему «даймону» (сегодня бы сказали — внутреннему голосу). К стихоплету-доносчику присоединится также несколько состоятельных афинян, возмущенных тем, что Сократ прилюдно осмеивает стремление людей к деньгам и почестям.
Суд — таков закон афинской демократии — принимает жалобу к рассмотрению и обязывает Сократа сесть на скамью подсудимых. А наш герой? Преклонных лет человек, один из самых прославленных эллинов, он может пренебречь явкой в суд, и афинские власти, не навлекая на себя позора, вряд ли бы принудили его к этому силой. (Один из жалобщиков, двуличный кожевник Анит, даже втихую советует Сократу на время покинуть Афины!). Нет, философ считает, что суд над ним — еще одна возможность поговорить с людьми (кем бы — пусть даже доносчиками — они ни были!) о смысле и главных ценностях жизни (Сократ, Сократ. ..). И когда один из лучших ораторов того времени Лисий предложит задаром написать для него защитительную речь, Сократ откажется. Он сам все объяснит судьям, они же умные люди, поймут, что он ни в чем не виноват…
После того как все клеветники, выговорившись, потребуют предать Сократа смерти, слово предоставят ему. Идя к трибуне, старый философ с огорчением заметит, что на ней установлена клепсида — водяные, наподобие песочных, часы. Это значит, что он, терпеливо выслушивавший вздор и напраслину в свой адрес в течение многих дней, резко ограничен во времени. Друзья и ученики философа, присутствующие в зале, криками выражают свое возмущение этой несправедливостью. Но Сократ жестом руки успокаивает их и начинает речь такими словами:
- Афиняне! Даже если бы вы сейчас отпустили меня, но с условием, чтобы я оставил философию, я бы вам ответил: «Я вам предан, афиняне, и люблю вас, но пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать, убеждать каждого из вас, говоря то же самое, что всегда говорю: «Ты лучший из людей, раз ты афинянин, гражданин великого города, но не стыдно ли тебе о деньгах заботиться больше, чем о разуме и душе?.
Слова Сократа приводят судей и свидетелей обвинения в ярость. Что несет этот старый упрямец?! Ему следует оправдываться, а он — обвиняет!.. Между тем вода в клепсиде стремительно убывает, а Сократ еще не сказал самого главного.
— Не шумите, афиняне! — продолжает он. — Если вы казните меня такого, каков я есть, вы больше навредите себе, чем мне. Ведь я приставлен самим Богом к нашему городу, как к коню большому и благородному, но обленившемуся от тучности и нуждающемуся в том, чтобы его подгонял какой-нибудь овод…
Увы, чем откровеннее Сократ со своими судьями, тем увереннее они становятся в том, что он виноват и достоин казни.
- У меня есть семья, трое детей. Тем не менее я не стану просить вас об оправдании. Ни на войне, ни на суде не следует избегать смерти любыми способами…
Воды в клепсиде больше нет. Сократ вынужденно умолкает. Через некоторое время судьи и присяжные вынесут смертный приговор. Впрочем, согласно древнему обычаю, философ может предложить суду другую форму наказания. В зале наступит гробовая тишина. И что же скажет Сократ? Как в былые годы, шутя и подтрунивая над собой, он предложит судьям за все, что сделал для родного города, выдавать ему ежедневно по тарелке бесплатного супа (Сократ, Сократ…). А чтобы все было справедливо, он готов уплатить небольшой штраф.
— Смерть ему, смерть! — восприняв его последние слова как издевательство над ними, закричат судьи и большинством голосов окончательно утвердят смертный приговор…
Еще месяц Сократ проведет в тюрьме. Его будут навещать родные и друзья. (Бедная, несчастная Ксантиппа и здесь, заливаясь слезами, почем зря ругает мужа.) Рассказывают, что тюремщики, потрясенные кроткостью и душевной чистотой философа, предложат ему… устроить побег. Сократ откажется, сказав: «Я знаю, что осужден несправедливо. Но приговор — это закон. Уж лучше претерпеть несправедливость, чем самому поступить несправедливо».
В день казни к нему придет одетый во все черное посланец правосудия. Он извинится, что вместо вести об освобождении принес чашу с ядовитым соком цикуты. «Что ты, что ты! — поспешит успокоить его Сократ. — Ты так обходителен со мной, все бы люди были такими…» И он спокойно, словно сладкий нектар, выпьет преподнесенную ему чашу до дна. («Но пора мне идти отсюда, — скажет Сократ накануне дня казни. — Мне — чтобы умереть, всем остальным — чтобы жить. А что лучше, никому, кроме Бога, неведомо.) Вскоре яд сделает свое дело: тело старого мудреца начнет наполняться безмерным, запредельным холодом, в котором все застынет — руки, ноги, сердце, мысли, чувства, время… Так отойдет в вечность Сократ - бесстрашный рыцарь истины и правды на земле…
***
Сбудется его предостережение о том, что, казнив его, люди больше навредят самим себе, чем ему. Когда жители Афин узнают, что Сократа, их любимца и гордость, отравили, они придут в великое негодование. В городе начнутся расправы с теми, кто голосовал за смертный приговор: кого-то убьют, кого-то изгонят из Афин. Увы, заодно пострадают и те, кто голосовал против. Зло порождает только зло — еще одна вечная неоспоримая истина, добытая великим Сократом, но уже ценою самой жизни…

Indian Express (Индия): что можно сказать в день рождения Сократа о философе, которого никто не читал? | Общество | ИноСМИ

Возможно, самый известный философ в западной традиции славится не своими работами, так как он ничего не написал, а жизнеописанием, воссозданным его учениками, в первую очередь Платоном. Сократовский вопрос заключается в следующем: насколько реален персонаж, которого Платон изображает в своих многочисленных диалогах? «Апология» Платона, повествующая о защите («апологии») Сократом себя на суде, изображает его, скорее, первым публичным интеллектуалом, чем рассеянным мечтателем.

Сократ не интересовался естественными науками или метафизикой (ничего общего с фантазиями о загробной жизни), эпистемологией (его модель знаний базировалась на повседневных занятиях) или теологией (он не говорил ни о богах, ни от их имени). Вместо этого Сократ позиционировал себя как свободного мыслителя. Общаясь с согражданами в Агоре (центр города), он заставлял их задумываться над собственными убеждениями. Его метод, стилистически обосновавший как философскую прозу, так и трагическую поэзию того времени, был сродни судебному перекрестному допросу. Он заявлял: «Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить». Повинуясь этому изречению, он следовал долгу, возложенному на него богом: «…не делайте ничего другого, лишь побуждайте себя… не заботьтесь о своих людях или о своей собственности больше, чем о совершенствовании своих душ… потому что добродетель не проистекает из богатства, добродетель сама по себе есть источник богатства… как для отдельного человека, так и для государства». («Апология», 30).

Забота о себе и исследование жизни концептуально связаны. Говорить, что неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить — значит заявлять о важности философского исследования в собственной жизни. Здесь можно провести параллели с другими традициями: практикой медитации, признанием грехов, но обычно это уединенные, а не публичные действия.

Helsingin Sanomat
La Stampa
Il Legno Storto
Le Figaro
Заботясь о себе, нужно также обращать внимание на то, что действительно важно. Возникает вопрос: как нужно прожить жизнь — вопрос, на который для Сократа способна ответить лишь философия. Чтобы прожить исследованную жизнь, нужно просто задавать вопросы (себе, другим). В более поздних версиях говорится о том, что надо уделять внимание тому, что мы делаем (думать и подвергать сомнению нашу мотивацию — значит жить по-настоящему). Отличительная черта учения Сократа — требование жить, следя за собой. В отличие от других сократовских парадоксов («никто не поступает неправильно осознанно», «хорошему человеку нельзя навредить») это предписание легко повторить, но сложно выполнить. Сократ требовал, чтобы мы подвергали проверке нашу систему убеждений в целом, раскрывали ее и строго оценивали, не оставляя чего-либо скрытого или невыраженного. Это было началом философской терапии: разглаживание морщин обмана и двойных стандартов, казалось бы, необходимых для повседневного существования. Проверка Сократа была первым шагом на пути к заботе о себе.

Сократ, хотя и был приговорен к смерти большинством голосов, был не оппозиционером, а олицетворением демократии в Афинах, где каждый гражданин имел право на свободу слова. Даже самые громкие городские критики могли высказываться открыто: выступать в судах (где граждане выполняли роль судьи или присяжных) или ораторствовать в Ассамблее (где обсуждали и одобряли политику). 

Неудивительно и то, что апогей афинских цивилизационных достижений пришелся на период между тиранией Писистрата и гегемонией Филиппа Македонского.

В отличие от интеллигенции прошлого (поэтов и поэтов-пророков), Сократ не претендовал на мудрость и не восхвалял правителей. Осмеянный комедийными поэтами задолго до того, как его предали суду, он сравнил себя с оводом, чья работа заключалась в том, чтобы жалить государство и его граждан. 

Хотя он не стремился к власти, во время кратковременного террора Тридцати Тиранов он отказался подчиниться им даже под угрозой смерти. Несправедливо осужденный восстановленной демократией в 399 г. до н.э. («многих хороших людей осудили из-за предубеждений»), он отказался бежать. Медленная природа его добродетели побеждена скоростью их зла («Апология», 39a, напоминает нам о Ганди, который перевел эту работу на язык гуджарати).

Как жить? Вопрос о вмешательстве этики в политику возможен лишь в демократическом государстве. Только в демократии личность может определять себя сама. В конце концов, она станет не чем иным, как набором случайных свойств. Классическое разделение ума и тела нужно для того, чтобы отделить одно бытие от других, противопоставляя неуверенность в своей природе с уверенностью в том, чем вы не являетесь. Разве я не тот, кем меньше всего кажусь? Не просто бестелесная душа, а воплощенная личность (джива)? Знание и забота о себе — все еще цель наших усилий. Если перефразировать устный императив «познай себя», окажется, что вопрос Сократа на самом деле не о нем, а о нас.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Присоединяйтесь к нам в Facebook и будьте в курсе важнейших событий дня.

Книга Греческий учитель Сократ читать онлайн бесплатно, автор Лев Толстой – Fictionbook

Лев Николаевич Толстой
Греческий учитель Сократ

I. СОКРАТ ХОЧЕТ УЗНАТЬ, КАК ЛЮДЯМ ЖИТЬ НАДО, И СЛЫШИТ В СВОЕЙ ДУШЕ ГОЛОС

Сократ родился в Греции, в городе Афинах. Отец Сократа был рабочий, каменотес, а мать повивальная бабка. От этого-то Сократ и говаривал часто, что мать его была бабушка – помогала людям рожаться, и он то же делает, только помогает не людям, а мыслям людским рожаться. Отец Сократа учил его своему мастерству, посылал и в училище учиться грамоте и другим наукам. В Афинах все были грамотные, и было много разных училищ. Были самые бедные училища, где дети учились на дворе и буквы выводились палочками на песке. Были училища побогаче, где учились грамоте, черчению, счету и читали стихи. Были училища и самые высокие, где ученики обучались всему тому, что знали в то время греки. Сократ был смолоду понятлив и охоч до учения, и отец отдал его в высшее училище. И выучился Сократ в училище всем наукам и прочел сочинения всех лучших греческих писателей. Кончил Сократ науку и вернулся к отцу и опять стал работать своим ремеслом, камни тесать. Работал Сократ хорошо, но за работой часто задумывался. Задумывался Сократ о том, что прошел он все науки и узнал все то, чему учили людей, и ничего-то он не узнал того, что ему и другим людям знать нужно было. «Надо, – думал Сократ, – дойти и понять, как жить человеку. А то учимся мы все много, и нет нам от нашего ученья прока. Хоть мы бы все звезды узнали и все камни в море учли и всех тому же научили, что я знаю, житье наше не стало бы от этого лучше. Все мы, люди, хлопочем, ищем каждый себе добра, а разберешь дело – мы вместо добра себе зло готовим. И не знает никто из нас, в чем настоящее добро для человека. Вот я учился, учился, а спроси меня, как человеку жить надо, – я и не знаю. А это одно нужно знать человеку. Только и пользы от моего учения, что я узнал, что ученье все наше пустое. Прежде, до ученья моего, я думал, что я что-нибудь знаю, а теперь верно знаю, что ничего я не знаю. Только и проку от моего учения, что я знаю теперь то, что я ничего не знаю. Учили меня про богов, что они создали людей и награждают их, если люди живут по их наказу, и казнят их, если люди не то делают, что велят боги. Но чего же хотят от нас боги и как они велят нам жить?» И стал припоминать Сократ все, чему учили его про богов. Богов почиталось у греков много. Один бог неба считался главным, другой считался богом морей; третий – богом ветров; четвертый – богом солнца; пятый – богом войны; шестой – богом веселья; седьмой – богом смерти. Были и богини: была богиня мудрости, богиня вражды, богиня земледелия, богиня рукоделия и еще много других богинь. Писано было про богов, что живут они на небе, как люди на земле, и женятся, и блудят, и ссорятся, и плутуют, и воюют. Про главного бога Зевса учили, что он был силен и страшен; кто ему угождал, тому он давал во всем удачу, а на кого гневался, на того пускал молнию и убивал. И так представлен был Зевс в храме из камня, как большой, здоровый старик, с молнией в руке. Начал же царствовать на небе Зевс с того, что сбросил с неба родного отца своего – Ад. Вспомнил это Сократ, вспомнил и о том, что его учили про Зевса, как он с своею женой ссорился и обманывал ее, как напивался допьяна небесным напитком и как его тогда обманывали другие боги и даже люди. И понял Сократ, что если и есть такой Зевс, то Зевс этот не знает, как жить надо, так и от него заняться нечем. После Зевса в почете была еще богиня Афина – в честь ее и был назван город. Была такая кукла большая высечена из камня и поставлена на главной площади. На голове у нее был большой шлем, и в руке было золотое копье. Учили про эту богиню, что она научила народ мудрости. И стал припоминать Сократ все, что учили про нее. И тоже, когда он разобрал дело, то увидел, что и от этой богини выучиться нечему. По рассказам была эта Афина хитрая и жестокая, помогала своим любимцам, а другим вредила без вины. И учили еще, что Афина эта узнала раз, что одна девушка-гречанка прядет и ткет не хуже ее самой, то так раздосадовалась на девушку-мастерицу, что обернула ее в паука и велела ей век прясть. Про других богов учили про такие же плохие дела. Назывались боги богами, а дела их были человеческие, да еще часто плохие. И подумал Сократ: «Нет! эти боги не настоящие, и через них не узнаешь, как человеку жить. Эти боги такие же слабые, как и мы, люди, они сами поступают не по правде, от них не научишься отличать добро от зла. А настоящий Бог должен быть праведен и научить человека, как ему жить». И стал искать Сократ такого Бога. Не год и не два мучился Сократ, и не давали ему мысли покоя ни днем, ни ночью. Но прошло время, и открылось Сократу то, чего он искал. Узнал он того Бога, которого искал и которого не знали греки, и нашел он Его ни где-нибудь, а в своей совести. Пока искал Сократ этого Бога праведного, случалось с ним не раз и не два, ночью и днем, когда задумается Сократ и хочет такое или другое дело сделать, вдруг слышит голос у себя в душе. Если хорошее дело, голос говорит: «Делай, Сократ»; если дурное, голос говорит: «Не делай, Сократ». И привык Сократ прислушиваться к этому голосу. И голос все чаще и чаще говорил Сократу. И все, что он говорил Сократу, была правда. И подумал Сократ: «Если хорошее голос говорит, кто это говорит мне? Не я сам, а кто-то другой, – кто ж это? Голос этот всегда говорит правду. Научает он меня жить праведно, и потому знаю, что этот голос Божий». И голос этот стал Сократ называть Богом. И голос этот открыл Сократу то, что он хотел знать – то, как надо жить людям. И когда Сократ узнал этого Бога, то увидал он, что узнать этого Бога может каждый человек и, так же как и он, узнать от этого Бога, как жить надо. И сказал себе Сократ: «Дело это великое; если я узнал правду и добро, то мне этому и других учить, чтобы и им было хорошо». Когда Сократ дошел до этого, отец его уже помер, и был он сам женат, и были у него дети. Когда он сказал своей жене то, что открыл ему голос Бога, то она не поверила ему. Когда же он сказал ей, что он это будет всем говорить и всех будет учить этому, то она стала его отговаривать. «Не делай, – говорит, – этого. Бросишь ты мастерство, станешь учить народ – только беды наживешь, да и мне с детьми жить плохо будет. Брось ты эти затеи, и без тебя учителей довольно». Но не послушался жены Сократ. Видел он, что народ вокруг него бедствует и мучится все от того, что не знает, как жить, и что если он знает это, ему нельзя это про себя таить. Так и голос Божий говорил ему. В самые старинные времена, до Сократа, греки жили хорошо. Земля у них была теплая и плодородная. Они все сами работали: пахали, сеяли, сады разводили, водили пчел и скотину. И богатых, и бедных, и господ, и рабов у них не было, а все жили равно. Потом стали греки воевать, стали обижать соседей. На войне захватывали добычу, и золото, и серебро, и вещи всякие, и скот, и людей забирали в плен и держали в рабстве. Стали от войны греки богатеть, и стала их жизнь портиться. Кто посмелее, тот военным делом занимался. Кто поумней, тот в управление, в начальство попадал. Кто поизворотливей, тот стал заниматься торговлей. А от черной работы греки совсем отстали, и никто из них ничего не работал. Во времена Сократа в Афинской земле рабов было больше, чем господ: господ сто тысяч, а рабов триста пятьдесят тысяч. Всякую работу делали рабы, так что греки-господа за стыд считали заниматься каким-нибудь ручным делом. Вся работа господ была в том, как бы торговлей, или войной, или в начальстве побольше нажить денег и накупить себе сильных и искусных рабов и рабынь и жить в свое удовольствие. И жили так греки и избаловались совсем, и никто из них не думал о том, чтобы жить по правде, помочь брату, пожалеть раба и послужить другому, а все думали только о том, как бы нагнуть другого да на нем ехать. И видел Сократ, что заблудился народ и что сами себя губят, и выходил Сократ на площадь и при всяком случае говорил им то, что ему говорил голос, – что жизнь их дурная и что не так жить надо.

II. КАК ЖИТЬ НАДО?

Встретил Сократ на площади молодого господина, богача, – звали его Аристон. Аристон был человек не глупый и не злой, но жил, как все богатые греки – не принимался ни за какое дело, а жил только в свое удовольствие. Встретил его раз Сократ и стал с ним говорить. Подошел народ и стал слушать. Сократ и говорит: – Здравствуй, Аристон! Что давно не видать тебя? Верно, ты работой какой занят, тебе и некогда шляться, как нам? – Нет, – говорит, – я никакой работой не занят. Да и на что мне работать? И нечего и незачем. Мне и так хорошо. Я ведь не бедняк какой, а человек достаточный, слава богам! Какая же мне неволя работать или хлопотать? Вот нешто в начальство, если бы выбрали, пожалуй, из чести пошел бы. Да и то навряд. Возьмешь должность какую-нибудь – все забота. Хочешь, не хочешь иди, слушай, говори и пиши. Все это докука лишняя. И с чего мне себя неволить? Деньги у меня есть, рабы есть, что не вздумаю, то будет у меня. Живу весело, чего же мне еще? – Это точно, что неволи тебе нет, – сказал Сократ, – да только хорошо ли будет, если ты весь век так проживешь? – А отчего же нехорошо? Чего же еще лучше, как весь век в удовольствиях прожить? – То-то, хорошо ли будет? – сказал Сократ.  – Не все то хорошо, что нам хорошим кажется. Слыхал ли ты о Геркулесе? – Кто не знает о Геркулесе, какой он богатырь был и какие дела славные делал и какую славу заслужил, – сказал Аристон. – Ну, а слыхал ты, как он путь жизни выбирал? – сказал Сократ. – Этого не слыхал. – А не слыхал, так я расскажу тебе, – сказал Сократ. – Рассказать, что ли? – Расскажи, Сократ, – сказали другие. И Сократ стал рассказывать: – Вот видишь ли: когда Геркулес вырос, задумывался он над тем, какую ему избрать жизнь. И пошел он прогуляться и все с собой думает: что ему делать и как жить? И вот шел он, шел и зашел далеко в поле и видит: откуда ни возьмись, в чистом поле идут к нему навстречу две женщины. Подивился Геркулес и пошел сам к ним навстречу. Видит: одна ни большая, ни маленькая, ни толстая, ни худая, ни нарядная, ни замаранная, а простая и неприметная, идет ровно, тихо, не торопится, а другая – высокая, толстая, в пышном платье, набеленная и нарумяненная. Неприметная шла прямо и не оглядывалась по сторонам. Нарядная же подергивалась, охорашивалась и все оглядывалась, на тень свою смотрела. Вот стали они подходить к Геркулесу, нарядная подпрыгнула и выскочила вперед прямо к Геркулесу. – Знаю я, – говорит, – что раздумываешь ты о жизни: какую тебе жизнь избрать и по какой дороге идти? Вот я и вышла показать тебе самую лучшую мою дорогу. Пойдешь со мной, все тебе легко и весело будет. Не будет у тебя ни трудов, ни заботы, ни печали. Печали тебе никакой не будет, веселье на моей дороге никогда не будет перемежаться, – от одного веселья будешь переходить в другое, забота только та и будет, что выбирать: какое сладкое кушанье слаще, какое вино вкуснее, какая постель мягче, какое веселье веселее. А трудов только и будет, что приказать то, что тебе вздумается. Все, что прикажешь, другие тебе и сделают. Хорошо показалось Геркулесу обещание толстой женщины, и, чтобы запомнить ее, спросил ее имя. – Имя мое настоящее, – сказала женщина, – Счастье. Ненавистники только по злобе называют меня Роскошью. Так дразнят меня. Имя же мне – Счастье. Неприметная женщина стояла тихо, пока говорила нарядная; но когда она кончила, неприметная тоже заговорила и сказала: Прежде всего я скажу свое имя; зовут меня – Праведность, и нет мне другого имени. Не стану тебя заманивать соблазнами, как вот эта, а скажу тебе прямо, в чем благо всякого человека. Ты увидишь, что только со мной и найдешь благо. Ведь ты сам знаешь, что для того, чтобы земля родила, надо над ней потрудиться; хочешь, чтобы скотина была, надо за ней походить; [чтобы] дом хороший был, надо камни тесать и ворочать; хочешь, чтобы люди почитали тебя, надо трудиться для них; чтобы боги любили тебя, надо делать их волю. А воля их в том, чтобы трудами своими заплатить за труды других. По этой дороге я поведу тебя, и на этой дороге только есть благо. Еще не договорила неприметная, как нарядная опять выскочила вперед. – Видишь ли, – говорит, – Геркулес, на какую трудную дорогу она хочет увести тебя. Труды, труды и труды только и обещает она тебе. А радость-то будет или нет – не лучше ли идти со мной? Со мной не будет трудов, а с первых шагов будут только услады. Будешь сладко есть, вкусно пить, мягко спать. Пойдем со мной, – сказала нарядная и хотела взять Геркулеса за руку. – Погоди, – сказала неприметная. – Ты говоришь: сладко есть и пить; и думаешь, что это добро, но ты и есть-то и пить не умеешь. Ты и ешь-то и пьешь-то не вовремя, не тогда, когда есть и пить хочется, а от скуки. И тебе самые редкие кушанья и дорогие вина в рот не идут. Ты обещала ему спать сладко, да ты и спать-то не умеешь; чтобы заснуть, подкладываешь под себя мягкие перины, подушки, но и на них заснуть не можешь, потому что ты ложишься спать от скуки. Заснешь хорошо только поработавши, а тебе не от чего отдыхать. Знаю я тебя и знаю тех несчастных, которых ты погубила своими соблазнами праздной и сладкой жизни. Мало ли их теперь на тебя плачется на то, что растратили беспутно с тобой молодые годы? За то-то и гонят тебя все честные люди и называют и Роскошьо и Развратом. Я же не обманула никого из тех, кто пошел за мной. Все те, кто с молодых лет пошел за мной, все они окрепли душой и телом, все они нашли на пути моем больше радости, чем горя, все их любят и почитают люди, все они радостно вспоминают прожитой трудовой век и спокойно ждут смерти. На тебя ропщут, а меня никто никогда не упрекал за обман, и все чтут меня и называют все одним именем – Праведность. Вот на какую жизнь зову я тебя, Геркулес! Не стал более раздумывать Геркулес и пошел за Праведностью. Пошел за Праведностью в жизни, и потрудился для людей и угодил людям, и богам, и себе нашел благо. Кончил Сократ и говорит Аристону: – Подумай и ты. Аристон, с кем из двух пойти – с Роскошью или с Праведностью. Решайся, пока есть время, чтобы на старости лет не каяться на свою глупость и не помереть, не угодив ни себе, ни людям, ни Богу.

 

III. КАК НАДО УПРАВЛЯТЬ НАРОДОМ?

Услышал раз Сократ, что один богатый человек, звали его Главконом, добивается быть начальником. Сократ знал его, что он человек неопытный и беспечный, и захотел Сократ уличить его. Встретил его раз Сократ на городской площади. Стоял Главкон посреди народа, и люди с почтением говорили с ним. Все ждали, что он скоро будет начальником, и тогда каждому до него нужда будет. Главкон ждал, что его выберут, и гордился перед народом. Подошел и Сократ. – Здравствуй, Главкон! – сказал он. – Я слышал, что ты будешь у нас правителем. – Да, надеюсь, что так, – ответил Главкон. – Что ж, дело хорошее. Когда получишь должность, многое будет в твоей власти: можешь много людям добра сделать. И слава твоя далеко пройдет. – Да отчего же и не так? – сказал Главкон. – Отчего же мне и не быть хорошим правителем? – Хороший правитель тот, – сказал Сократ, – и слава про того хорошая, кто своему народу много пользы сделал. Не так ли? – Разумеется, – отвечал Главкон. – Так, пожалуйста, не скрывай, расскажи же нам: какую ты думаешь сделать пользу народу, с чего ты начнешь? Главкон замешкался и не сразу ответил. Он не придумал, с чего начать. Пока он думал, Сократ сказал: – Что же ты задумался, ведь нетрудно понять, чем народу пользу сделать. Народ ведь такие же люди, как и мы все. Если бы ты своему приятелю желал бы добро сделать, ведь первое дело, ты бы постарался ему богатства прибавить? – Разумеется, – ответил Главкон. – Ну, так ведь то же самое и с народом, – сказал Сократ.  – Сделать добро народу – значит, чтобы все были богаче. Не так ли? – Как же не так, – сказал Главкон. – Ну, а как же сделать, чтобы весь народ был богаче? – спросил Сократ. – Я думаю, чтобы у всякого народа было больше прихода и меньше расхода. Не так ли? – Я думаю, – отвечал Главкон. – Скажи мне, Главкон, откуда теперь у народа доходы и сколько их? Ты, наверное, уж все это знаешь. – Нет, я этого не знаю, – сказал Главкон, – не подумал еще об этом. – Ну, об этом ты не подумал, – сказал Сократ, – так зато ты уж, верно, подумал, сколько на нужды надо расходов. И если теперь расходы лишние, ты, верно, придумал, как их скинуть. – Нет, – сказал Главкон, – и на это ответить теперь не могу. Я и об этом еще не подумал. – И об этом не подумал еще, – повторил Сократ. – Ну, что ж, еще успеешь. Ты, верно, все думал о том, чем бы тебе обогатить народ? Что же ты об этом думал? Чем, ты думаешь, можно обогатить народ? – Обогатить народ, – сказал Главкон, – я думаю, лучше всего войной. Завоевать другие народы и забрать у них все богатство и поделить.  – Это верно, – сказал Сократ, – так короче всего обогатить народ, да только бывает и то, что не завоюешь чужие народы, а только потратишься напрасно на войну народом и деньгами, тогда ведь народ не разбогатеет, а обеднеет. – Это так, – сказал Главкон, но войну надо начинать только тогда, когда верно знаешь, что ты победишь, а не тебя победят. – Значит, чтобы начинать войну, надо верно знать силу своего народа и силу неприятеля? – сказал Сократ. – Разумеется, надо знать, – сказал Главкон. – Так скажи мне, Главкон, какие у нас военные силы готовы для воины и какие силы у того неприятеля, с которым ты хочешь воевать? – Верно не могу сказать этого, – Главкон, – наизусть и не запомнить. Так у тебя, верно, есть записи, принеси их, пожалуйста, мы их прочтем, посчитаем, – сказал Сократ. – Нет, записок у меня нет, – сказал Главкон, – да и неприятеля войска нельзя сосчитать. – Это жалко, – сказал Сократ, – потому что если нельзя сосчитать неприятеля, да нельзя никак вперед узнать, мы ли завоюем или нас завоюют, так выходит, что твое средство обогатить народ не очень-то и надежно. Обогатишь ли, нет ли – неизвестно; погубишь народа, наверное, много, да вместо богатства обеднеешь. Так это мы оставим, а скажи нам еще об одном, сказал тогда Сократ. – Скажи нам, Главкон, сколько нужно хлеба на прокормление всего народа? Каков был у нас урожай в этом году, и станет ли у всех хлеба до новины? Ты верно, обдумал это? – Нет, я об этом еще не справлялся – отвечал Главкон. Замолчал Главкон, и все замолчали. Тогда Главкон сказал: – Ты до всего так допытываешься Сократ, что если все так обдумывать и считать, как ты спрашиваешь, то управлять народом будет слишком трудно. – А ты думал – легко? – сказал Сократ. – Спрошу тебя последнее: я слышал, ты начал помогать дяде в хозяйстве, а потом бросил. Отчего это случилось? – Трудно было мне, – отвечал Главкон, – и хозяйство большое, и дядя меня не слушал. – Вот видишь, ты с одним домом не управился, а целым народом берешься управлять. Браться-то можно за всякое дело, да удается оно только тому, кто его понимает. Смотри, чтобы вместо славы и почестей не нажить себе беды. Поди узнай прежде хорошенько все, о чем я тебя спрашивал, и тогда уже думай об управлении. Молча отошел Главкон от Сократа и перестал добиваться места управителя.

Диалог Сократа — atsinis — LiveJournal

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • iOS & Android
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

СОКРАТ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ — Полный текст


МИРОВОЙ БУДУЩИЙ ФОНД ВВЕДЕНИЕ В РЕЧЬ

В 399 г. до н.э. афинское правительство приговорило к смертной казни известный философ. Это очень актуальный исторический событие, потому что оно показывает, что угрозы свободе слова могут исходить от демократий, а также от тоталитарных режимов. «Испытание» Сократа был мошенничеством с первого дня, потому что не было конкретных доказательств того, что он что угодно, чтобы сделать Афины менее безопасными.

Сократу было предложено прощение со стороны Афин, если он откажется от преподавания философии. Он отказался. Он считал, что несет моральную ответственность говорить правду. Он открыто заявил о своей вере в Бога и о своей уверенности в системе божественного справедливость до и после смерти.

Сократ предупредил Афины, что их действия будут мрачными. полученные результаты. Его слова были бы пророческими. Требуя его смерти Афинская демократия помогла запустить процесс, который привел к краху собственная система.Вскоре демократия перестанет существовать как главный фактор Греция и Афины будут навсегда сметены Македонией как крупное государство.

Со времен Сократа демократии показали себя быть способным на самые разные преступления. Мы не собираемся судить политические системы, кто совершил больше всего преступлений. Однако, то, что произошло в Афинах в 399 г., является предупреждением о том, что все системы. Бездумный оптимизм, который привел к катастрофическому вторжению Америки Ирак в 2003 году не имеет отношения к реальному миру истории.Там не является «божественным правом» демократии. Зло многолико.

«Отцы-основатели» Америки были учениками классического мира. Они изучали самоубийство демократии в Афинах. Такие люди, как Вашингтон, Джефферсон и Адамс были бы в ужасе от имперских заблуждений таких людей, как Джордж Буш и Вудро Вильсон. Они поняли, что демократия только существует благодаря принятию людьми гражданской ответственности. Безумные имперские заблуждения Перикла навсегда разрушили Афины. Из истории следует извлечь уроки.

Подзаголовки к этому тексту добавлены нами.


Есть много причин, по которым я не огорчаюсь, о люди Афин, по поводу вотум осуждения. Я этого ожидал и только удивился, что голоса почти равны; потому что я думал, что большинство против я был бы намного больше; но теперь тридцать голосов перешли к с другой стороны, меня должны были оправдать. И я могу сказать, я думаю, что я сбежал от Мелет.Я могу сказать больше; без посторонней помощи Анита и Ликона, любой может увидеть, что у него не было бы пятой часть голосов, как того требует закон, и в этом случае он будет иметь понес штраф в размере тысячи драхм.

Итак, он предлагает смерть как наказание. И что мне предложить моя часть, о люди Афин? Ясно то, что мне причитается. А что у меня должное? Что вернет человек, у которого никогда не хватало ума бездельничать всю жизнь; но не обращал внимания на то, что многие забота о богатстве, семейных интересах, военных должностях и выступая в собраниях, и магистратурах, и заговорах, и партиях.Размышляя о том, что я был слишком честным человеком, чтобы быть политиком и живи, я не пошел туда, где не мог сделать ничего хорошего ни тебе, ни себе; но где я мог бы сделать величайшее добро наедине с каждым из вас, туда я пошел и пытался убедить каждого из вас, что он должен смотреть на себя и искать добродетели и мудрости, прежде чем он посмотрит на свою частные интересы, и смотреть на государство, прежде чем он обратится к интересы государства; и что это должен быть порядок, который он наблюдает во всех своих действиях. Что делать с таким? Несомненно, что-нибудь хорошее, о люди Афин, если он получит свою награду; а также добро должно быть подходящим для него. Какая будет награда подходит бедному человеку, который является вашим благодетелем и желает досуга что он может научить вас? Не может быть награды такой уместной, как содержание в Притануме, о люди Афин, награда, которую он заслуживает гораздо большего, чем гражданин, выигравший приз на Олимпии в гонки на лошадях или колесницах, независимо от того, запряжены ли колесницы двумя лошадьми или многими.Я в нужде, а у него достаточно; и он дает только тебе видимость счастья, и я даю вам реальность. И если я честно оценив штраф, я должен сказать, что обслуживание в Пританей — это справедливое возвращение.

Может быть, вы думаете, что я дерзаю вас в том, что говорю сейчас, поскольку в том, что я сказал раньше о слезах и молитвах. Но это не так. я лучше говорить, потому что я убежден, что я никогда преднамеренно не обидел любой, хотя я не могу вас убедить — время было слишком мало; если в Афинах, как и в других городах, был закон, согласно которому столица причина не должна решаться за один день, тогда я считаю, что я должен убедили вас. Но я не могу сейчас опровергнуть великие клеветы; а также, поскольку я убежден, что никогда не обидел другого, я, конечно же, не ошибаюсь сам. Я не скажу о себе, что заслуживаю зла, или предлагать любой штраф. Почему я должен? потому что я боюсь наказания смерть, которую предлагает Мелет? Когда я не знаю, смерть ли добро или зло, зачем мне предлагать наказание, которое непременно зло? Сказать лишение свободы? И почему я должен жить в тюрьме, а быть рабом магистратов года — Одиннадцати? Или штраф будет штрафом, а лишение свободы до уплаты штрафа? Там есть то же возражение.Я должен лежать в тюрьме, за деньги у меня есть нет и не может платить. И если я скажу изгнание (а это, возможно, наказание, которое вы наложите), я действительно должен быть ослеплен любовью жизнь, если я настолько иррационален, чтобы ожидать, что когда ты, моя собственная граждане, не выносят моих речей и слов и считают их такими печально и отвратительно, что у вас их больше не будет, другие скорее всего выдержит меня. Нет, действительно, афиняне, это маловероятно.И какую жизнь мне вести в моем возрасте, скитаясь из города в город, когда-либо менял место ссылки и всегда меня изгоняли! Потому что я совершенно уверен, что куда бы я ни пошел, там, как и здесь, стекаются молодые люди мне; и если я их прогоню, их старейшины прогонят меня в свои запрос; и если я позволю им приехать, их отцы и друзья поедут меня ради них.

НРАВСТВЕННОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ГОВОРИТЬ ИСТИНУ

Кто-то скажет: да, Сократ, но разве ты не умолкаешь, и тогда вы можете поехать в чужой город, и никто не будет мешать ты? Теперь мне очень трудно заставить вас понять мой ответ на этот.Ибо если я скажу вам, что делать то, что вы говорите, было бы непослушанием Богу, и поэтому я не могу держать язык за зубами , вы не поверите, что я говорю серьезно; и если я повторю это ежедневно рассуждать о добродетели и о тех других вещах, о которых вы слышать, как я исследую себя и других, — это величайшее благо человека, и что неисследованная жизнь не стоит жить, вы все еще менее вероятны поверить мне. Но я говорю то, что правда, хотя то, о чем мне сложно уговорить вас.Кроме того, я никогда не привык думать что я заслуживаю причинения вреда. Если бы у меня были деньги, я бы оценил нарушение того, что я мог заплатить, и было не намного хуже. Но у меня их нет, поэтому я прошу вас соразмерить штраф мои средства. Что ж, возможно, я мог бы позволить себе мин, и поэтому предлагаю это наказание: Платон, Крит, Критобул и Аполлодор, друзья мои вот, скажи мне тридцать мин, и они будут поручителями. Пусть тридцать minae быть наказанием; за эту сумму они будут для вас достаточной безопасностью.

СМЕРТЬ ДО ПОЧЕТА

Немногое будет выиграно времени, афиняне, взамен на зло имя, которое вы получите от недоброжелателей города, которые скажут что вы убили Сократа, мудрого человека; потому что они назовут меня мудрым, даже хотя я не умен, когда тебя хотят упрекнуть. Если у тебя есть подождал немного, ваше желание исполнилось бы в конечно природы. Как вы понимаете, я в преклонном возрасте, и недалеко от смерти. Я обращаюсь сейчас не ко всем вам, а только к те, кто приговорил меня к смерти. И мне есть еще кое-что сказать им: вы думаете, что меня осудили, потому что у меня не было слов такого рода, который обеспечил бы мое оправдание — я имею в виду, если бы я считал нужным чтобы ничего не осталось невыполненным или недосказанным. Не так; недостаток, который привел к я был убежден не в словах — уж точно нет. Но у меня не хватило смелости или наглость или склонность обращаться к вам так, как вы хотели бы меня делать, рыдать, рыдать, причитать, говорить и делать много вещи, которые вы привыкли слышать от других и которые, как Я утверждаю, недостойны меня.В то время я думал, что не должен делать что-нибудь обычное или злое, когда в опасности: и теперь я не раскаиваюсь в стиль моей защиты; Я бы лучше умер, заговорив по-моему, чем говорить по-своему и жить. Ибо ни на войне, ни в законе должен я или любой другой использовать все способы избежать смерти. Часто в бою не может быть никаких сомнений в том, что если человек выбросит руки и упадет стоя на коленях перед преследователями, он может избежать смерти; и в других опасности есть и другие способы избежать смерти, если мужчина желает говорить и делать что угодно.

Трудность, друзья мои, не в том, чтобы избежать смерти, а в том, чтобы избегайте неправды; потому что это бежит быстрее смерти. Я стар и двигайтесь медленно, и более медленный бегун догнал меня, и мои обвинители проницательный и быстрый, и более быстрый бегун, являющийся неправедным, имеет догнал их. И теперь я ухожу отсюда, осужденный вами на страдания наказание смертью, — они тоже идут своим путем, обреченные истиной на понести наказание за подлость и злодеяние ; и я должен соблюдать моя награда — пусть соблюдают свою.Я полагаю, что это может быть считаются обреченными, и я думаю, что они в порядке.

ПРОРОЧЕСТВО СОКРАТА ТЕМ, КОТОРЫЕ ОСУДИЛИ ЕГО

И ныне, о люди, осудившие меня, я хотел бы пророчествовать вам; ибо я скоро умру, и в час смерти люди одарены пророческая сила. И я пророчествую вам, моим убийцам, что сразу после моего отъезда наказание намного тяжелее, чем у вас нанесенный мне, обязательно будет ждать тебя. Меня ты убил, потому что ты хотел убежать от обвинителя и не отчитываться о своей жизни. Но все будет не так, как вы думаете: совсем иначе. Я говорю, что там обвинителей будет больше, чем сейчас; обвинители, которые до сих пор Я сдержался: и чем моложе, тем больше будет невнимательны к вам, и вы будете больше обижаться на них. Если вы думаете, что, убивая мужчин, вы можете предотвратить осуждение кого-либо ваша злая жизнь, вы ошибаетесь; это не способ побега, который либо возможное, либо благородное; самый простой и благородный способ не отключать других, но улучшать себя. Это пророчество, которое я произношу перед моим отъездом судьям, осудившим меня.

Друзья, которые оправдали бы меня, я бы тоже хотел поговорить с вы о том, что произошло, пока магистраты занят, и прежде чем я пойду в то место, где я должен умереть. Оставайся тогда мало, потому что мы можем поговорить друг с другом, пока есть время. Вы мои друзья, и я хотел бы показать вам значение этого событие, которое случилось со мной. О мои судьи — для вас я действительно могу позвонить судьи — я хотел бы рассказать вам об одном замечательном обстоятельстве. До сих пор божественная способность, источником которой является внутренний оракул, постоянно имел привычку возражать мне даже по пустякам, если я собираетесь сделать оплошность или ошибку в любом деле; и теперь, как вы видите там на меня пришло то, что можно было подумать и обычно считается быть, последним и худшим злом. Но оракул не подавал возражений, либо когда я выходил из дома утром, либо когда я был пути в суд, или пока я говорил, на все, что я собирался сказать; и все же меня часто останавливали посреди речи, но сейчас ни в чем я ни сказал, ни сделал, касаясь рассматриваемого вопроса, оракул воспротивился мне.Что я считаю объяснением этого тишина? Я скажу тебе. Это намек на то, что случилось с я хороший, и что те из нас, кто думает, что смерть есть зло, в ошибке. Ибо привычный знак наверняка противился бы мне, если бы я был идет ко злу, а не к добру.

НЕТ ПРИЧИН Бояться СМЕРТИ

Давайте поразмышляем по-другому, и мы увидим, что есть великие повод надеяться, что смерть — это хорошо; для одного из двух — либо смерть состояние небытия и полной бессознательности, или, как говорят люди, происходит изменение и миграция души из этого мира в другой.Теперь, если вы предположите, что сознания нет, но есть сон, подобный сон того, кого не тревожат даже сны, смерть будет невыразимая выгода. Ведь если бы человек выбрал ночь, в которую сон не нарушался даже сновидениями, и по сравнению с этим другие дни и ночи его жизни, а затем должны были сказать нам, сколько дни и ночи он провел в своей жизни все лучше и больше приятнее, чем этот, я думаю, что любой мужчина, не скажу частный человек, но даже великий царь не найдет много таких дней и ночей, по сравнению с другими.Теперь, если смерть такова, я говорю что умереть — это прибыль; потому что вечность — это только одна ночь.

ВИДЕНИЕ ЖИЗНИ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Но если смерть — это путешествие в другое место, и там, как говорят люди, все мертвые пребывают, что хорошего, друзья мои и судьи, может быть больше чем это? Если действительно, когда паломник прибывает в нижний мир, он избавлен от профессоров справедливости в этом мире, и находит истинные судьи, которые, как говорят, выносят решения там, Минос и Радамант и Эак, и Триптолем, и другие сыновья Божьи, которые были праведны в их собственная жизнь, это паломничество стоит того. Что бы не дайте, если он может поговорить с Орфеем, Мусеем, Гесиодом и Гомер? Нет, если это правда, позволь мне умирать снова и снова. Я тоже будет иметь прекрасный интерес к встрече и разговору с Паламед, и Аякс, сын Теламона, и любой другой древний герой, который претерпел смерть несправедливым приговором; и не будет Мне кажется, небольшое удовольствие сравнивать свои собственные страдания с их. Прежде всего, тогда я смогу продолжить свои поиски истинного и ложное знание; как в этом мире, так и в следующем; и я найду из того, кто мудр, а кто притворяется мудрым, и нет.Что бы ни один человек не дает, судьи, допросить вождя великих Троянская экспедиция; или Одиссей, или Сизиф, или бесчисленное множество других, люди и женщины тоже! Какое бесконечное удовольствие было бы в разговоре с им и задавая им вопросы! В другой мир не помещают человека до смерти за то, что задавал вопросы: конечно, нет. Для того, чтобы быть счастливее чем мы, они будут бессмертны, если то, что сказано, правда.

СМЕРТЬ И СУДЬБА

Посему, судьи, веселитесь о смерти и знайте наверняка, что доброго человека не может случиться никакого зла ни при жизни, ни после смерти . He и его не пренебрегают боги; и мой собственный приближающийся конец случилось случайно. Но я ясно вижу, что время пришло когда мне было лучше умереть и освободиться от беды; почему оракул ничего не подал. По этой же причине я не сержусь на свою обвинители или с моими обвинителями; они не причинили мне вреда, хотя они не хотели сделать мне ничего хорошего; и в этом я могу мягко винить их.

И все же я хочу попросить их об одолжении.Когда мои сыновья вырастут, я просил бы вас, друзья мои, наказать их; и я бы хотел тебя беспокоить их, как я беспокоил вас, если они, кажется, заботятся о богатстве, или что-то еще, больше, чем о добродетели; или если они притворяются кем-то когда они на самом деле ничто, — тогда ругайте их, как я упрекал вас, за то, что они не заботятся о том, о чем они должны заботиться, и думая, что они что-то, хотя на самом деле они ничто. И если вы сделаете это, и я, и мои сыновья получим справедливость в вашем Руки.

Настал час отбытия, и мы идем своими путями — я умереть, а ты жить. Что лучше, одному Богу известно.


ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

ИЗВИНЕНИЕ ПЛАТОНА ИЗВИНЕНИЕ КСЕНОФОНА

СВЯЗАННЫЕ СТРАНИЦЫ

ЖИЗНЕННАЯ СМЕРТЬ И ПРИГОВОР

Атака Сократа на риторику в «Горгиях»

Риторический треугольник Аристотеля от lawyersgunsmoneyblog.com

Я никогда не разделял в диалогах Платона яростную риторику. Я понимаю, почему он преследует людей за то, что они занимают позиции, которые он считает несостоятельными, особенно если они являются учителями или иным образом влияют на других. Но только постольку, поскольку они придерживаются убеждений, которые не согласуются с его собственными, или если у них есть методология или программа, противоположная Истине.

В первой части «Горгия» Платоновский Сократ предпринимает нечто необычное: вместо того, чтобы избавить кого-то от идеи, что он знает X или Y, он пытается показать, что вся сфера человеческих усилий — убедительная речь — морально несостоятельна.Если практиковать неправильно, конечно. Я считаю, что он здесь совершенно не соответствует действительности, и, ломая голову над этим, я пришел к лучшему пониманию того, почему я не согласен с Платоном в этом вопросе.

Позиция Сократа примерно такая:
* Искусство риторики не требует, чтобы вы знали о предмете, о котором вы говорите (или пишете)
* В этом смысле это действительно не «искусство» как искусство (в чувство « мастерства ») требует от человека знания предмета, о котором идет речь.
* Знание — предпосылка добродетели
* Риторика — это, на самом деле, талант убеждать людей, не аргументируя их знанием или истиной, а рассказывая им они хотят слышать
* Говорить людям то, что они хотят услышать, вместо правды, не улучшает их или делает их добродетельными
* Риторики не добродетельны в том, что они делают, как ввиду отсутствия знаний, так и результатов их действия

В его доводах есть некоторые нюансы, и они кажутся извилистыми, но я думаю, что это справедливое отражение его жалобы. Горгиас, в свою очередь, ужасно защищает себя. Я обнаружил, что много раз кричу на свой текст во время чтения. Платон, чтобы создать риторическую структуру (без каламбура), которая соответствует нормальному дискурсу Сократа, структурирует дискуссию как дискуссию вокруг цели или характера риторики. И Горгий отвечает типичным образом, не сумев парировать нападки Сократа и в конечном итоге помогая поставить риторов в невыносимое положение.

Похоже, что Сократ здесь занимается очень конкретной проблемой и неправильно обобщает конкретный тип случая на более широкий набор случаев.Он имеет в виду случай, когда кто-то знает, противостоит тому, кто не знает. Последний является ритором, и, по-видимому, на карту поставлен некий общественный или индивидуальный интерес, который они обсуждают. Если побеждает ритор, общественность или отдельное лицо будут беднее для него.

Типичный пример, используемый в диалоге, — это врач. Врач знает, что лучше для тела, но, столкнувшись с кем-то, кто обладает большей силой убеждения, может потерять влияние на чье-то здоровье, даже если этот человек ничего не знал о физическом здоровье. Мы должны представить (и Сократ в какой-то момент об этом говорит), что врач прописывает упражнения, рыбу, орехи, темно-зелень и отдых. Ректор, апеллируя к тому, что человек хочет услышать, предписывает палеодиету, умеренность в поблажках и приеме лекарств, чтобы улучшить последствия образа жизни. [Мы должны отказаться от нашего нынешнего использования слова «врач», которое описывает человека, который почти ничего не знает о здоровье или питании, и вместо этого лечит болезнь под руководством фармацевтических компаний.]

Я думаю, мы все можем согласиться с тем, что это был бы случай использования, в котором ритор считался бы лишенным добродетели в том смысле, который имел в виду Сократ.Но в этом примере нет особых нюансов, и он объединяет риторику с чем-то еще — мошенничеством. Риторика как инструмент убеждения заключается в согласовании желаний людей с конкретным действием, идеей, мнением, объектом или чем-то еще — независимо от истинности или достоинства этого. Проблема в том, как используется риторика, а не в самой риторике.

Необходимо изложить несколько требований, чтобы соответствовать мировоззрению Сократа:

  • Спор не может вестись между двумя знающими людьми.В платоническом мире знание уникально и соответствует добродетели. Два врача не будут иметь особого мнения и не будут расходиться во мнениях. Также никто не станет защищать что-то против того, что он / она знал, было правильным или хорошо.
  • Люди, как в целом, так и в большинстве случаев, желают того, что они считают хорошим, а не фактического блага. Это потому, что они не знают (незнание), а не потому, что они знают, а предпочитают иное (см. Выше — знание совпадает с добродетелью).

Итак, вопрос зависит от того, как вы справляетесь с невежеством: вы играете с ним или пытаетесь кого-то вывести? Другими словами, вы льстите или воспитываете? А позиция Сократа состоит в том, что риторика = лесть = убеждение с позиции незнания.Есть еще кое-что [анти-риторика] = образование = убеждение с позиции знания. Риторика убеждает, но оставляет людей в неведении. [Антириторика] убеждает и ведет людей к знаниям.

Давайте предположим в приведенном выше примере, что рассматриваемый человек не знает правильного курса для физического здоровья. Предположим также, что он слушает врача. Надо сказать, что их убедили аргументы, доводы и доказательства, предоставленные врачом. [Получат ли они знания или просто «восстановят» их, как мальчик-раб в Мено, здесь не имеет значения.] Каким-то образом человек был мотивирован слушать того, кто обладает знаниями; был расположен к образованию.

Подразумевается, что риторика — это лесть, апелляция к тому, что хочет человек, против того, что хорошо, не может означать, что риторика — это просто соблазн, апеллирующий к желанию без аргументов, причин и доказательств. Риторика и образование используют одни и те же методы. Важен результат, идея, действие или цель. Правильно это или хорошо, или нет.

Теперь предположим, что ритор считает, что то, от чего он / она отстаивает, правда. Он неправ, но тем не менее верит в это. Мы предполагаем, что врач знает, что его / ее цель верна. В этом случае трудно сказать, что ритор действовал аморально. Если два человека действуют одинаково для достижения двух разных целей, оба верят, что правы, но правит только один, мы менее склонны утверждать, что тот, кто ошибается, лишен добродетели.

Я не уверен, что Сократ может допустить такой случай. Он предполагает, что ритор действует из-за недостатка знаний, и знает столько же.Это — действовать так, как будто вы знаете, когда вы знаете, что вы этого не делаете — является мошенничеством, неискренностью, искажением фактов или другим недобросовестным действием. И это действительно то, что ему нужно, люди, которые влияют на других, но делают это недобросовестно. Риторика как убедительная речь — не проблема. Проблема в плохих людях.

Я не уверен, что это ставит под сомнение его главный тезис о связи между знанием и добродетелью. Человек в приведенном выше примере по незнанию делает то, что вредно для своего физического здоровья. Но их невежество двоякое: и хорошее, и то, что они знают, что не знают хорошего. Незнание ритора — это только первая проблема. Его двуличность требует осознания недостатка знаний, в то время как, наоборот, знание означает, что вы знаете, что знаете.

Риторика как убедительная речь не вызывает возражений. Педагоги, ораторы, риторы, равно как и те софисты, которых Платон так ненавидит. Что Платон в образе Сократа действительно не любит, так это незнание истины, но не незнание толпы.Это невежество так же, как и незнание. Платон гонится за теми, кто не знает и знает, что они есть. Проще говоря, он ненавидит тех, кто знает лучше. Он мог бы сказать то же самое, не волоча по грязи благородное искусство убеждения.

—сет

Множественный выбор

  • Сократ был назван _____.

      а. догматичный
      б.скучный
      c. профессорский
      d. харизматичный
  • Сократ использовал _____ в своих взаимодействиях.

      а. вопрос и ответ
      б. лекция
      c.безмолвное созерцание
      d. софистика
  • Знак _____ используется для выявления ошибок в этическом мышлении.

      а. Лекция Сократа
      б. софистическая лекция
      c. Сократический метод
      d. Сократический эксперимент
  • reductio ad absurdum — это тип _____.

      а. причина
      б. аргумент
      c. лекция
      d. эксперимент
  • Сократ утверждал, что не принимал _____ для обучения.

      а. одежда
      б. приглашения на ужин
      c. политические назначения
      d. Деньги
  • Метод Сократа показывает веру в связь между добродетелью и _____.

      а.знания
      б. вера
      c. вера
      d. сила
  • По мнению Сократа, озабоченность _____ явным признаком того, что душа нездорова.

      а. природа
      б.социальный статус
      c. добродетель
      d. знания
  • reductio ad absurdum показывает предположение, что это _____.

      а. правда
      б. ложный
      c.определенный
      d. слабый
  • Сократ озабочен _____ вопросами.

      а. метафизический
      б. эпистемологический
      c. логичный
      d.этический
  • Сократ утверждает, что нет ничего важнее, чем забота о своих _____.

      а. душа
      б. семья
      c. сообщество
      d. город
  • Оракул в Дельфах объявил _____.

      а. никто не был невежественнее Сократа
      б. никто не был умнее Сократа
      c. никто не был мудрее Сократа
      d. никто не был философом лучше Сократа
  • В «Апологии » Сократ объявляет _____.

      а. «Я действительно самый мудрый человек, который когда-либо жил»
      б. «Прошу прощения за развращение молодежи»
      c. «Софисты лучше всего подходят для улучшения молодости Афин»
      d. «Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить»
  • Сократ просит афинское жюри _____.

      а. слушать его слова и аргументы
      б. пожалей его жену и детей
      c. пощади его жизнь
      d. пусть он уедет из Афин
  • На суде Сократ заявляет, что _____.

      а. он перестанет философствовать
      б. он будет заниматься афинской политикой
      c. он не перестанет философствовать
      d. он позаботится о своей семье
  • Сократ исповедует _____.

      а. правда
      б. мудрость
      c. знания
      d. невежество
  • Для Сократа неизученная жизнь — трагедия, потому что она наносит тяжкий вред _____.

      а.штат
      б. система правосудия
      c. тело
      d. душа
  • По мнению Сократа, душа страдает от недостатка _____.

      а. знания
      б.богатство
      c. сообщество
      d. смелость
  • Диалог вопросов и ответов, в котором предложения методично исследуются, чтобы раскрыть истину, известен как _____.

      а. Аргумент
      б.метод Сократа
      c. сократова шутка
      d. дебаты
  • Согласно Сократу, явным признаком того, что человек имеет _____, является его исключительное стремление к социальному статусу, богатству, власти и удовольствиям.

      а. философские амбиции
      б.мирская мудрость
      c. исключительные желания
      d. нездоровая душа
  • Для Сократа добро души достигается только через бескомпромиссный поиск _____.

      а. научные законы
      б.что правда и реально
      c. теория всего
      d. что физически необходимо
  • После смерти Сократ просит своего друга Критона _____.

      а. очистить его имя
      б.отомстить его обвинителям
      c. заплатить долг
      d. позаботься о его семье
  • На суде Сократ допрашивает _____.

      а. Anytus
      б. Платон
      c.Meletus
      d. Crito
  • _____ — противоречие относительно богов, которое, по словам Сократа, выдвигали его обвинители.

      а. Атеизм и допрос оракула
      б. Атеизм и создание новых божеств
      c.Атеизм и перекрестный допрос
      d. Атеизм и преданность благу Афин
  • Сократ заявляет, что он _____ ради Афин.

      а. овод
      б. морской скат
      c.стервятник
      d. тарантул
  • Сократ утверждает, что _____ не следует бояться.

      а. нездоровая душа
      б. смерть
      c.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *