Сколько в мире пословиц: Пословицы русского народа. Т. 1-[2]

Содержание

Электронная библиотека ИМЛИ РАН

Недавно загружены книги:

Расширенный поиск

Разделы

  • Каталог 804

    • Русская литература 334

      • Андреев Л.Н. 2

      • Блок А.

        А. 13
      • Велимир Хлебников 7

      • Герцен А.И. 29

      • Гоголь Н.В. 8

      • Горький А.

        М. 69
      • Достоевский Ф.М. 16

      • Есенин С.А. 12

      • Ранняя русская драматургия 5

      • Чехов А.

        П. 32
    • Литература России и стран СНГ 4

    • Фольклористика 128

    • Зарубежная литература 163

    • Теория литературы 95

    • Указатели и справочники 8

    • Периодика ИМЛИ 72

      • Герменевтика древнерусской литературы 19

      • Контекст 24

      • Литература Средних веков 7

      • Русская старопечатная литература XVI — первая четверть XVIII в.

        4
      • Теория литературных стилей 3

      • Шахматовский вестник 3


    • Ресурсы ИМЛИ РАН:

Даль без словаря. Почему церковь была против русских пословиц и поговорок | Книги | Культура

145 лет назад, 4 октября 1872 г.

, в своём доме на Пресне скончался вероотступник. Человек, который за год до этого изменил вере отцов и перешёл в православие. Неизвестно, что на это сказали бы его мать-немка и отец-датчанин. Сам он, впрочем, не причислял себя ни к тому, ни к другому народу, искренне полагая: «Я думаю по-русски, следовательно, я русский». Звали покойного Владимир Даль.

Тот самый, автор «Толкового словаря живого великорусского языка», который создавался в течение полувека. Если быть точным — пятидесяти трёх лет. Неудивительно, что его автор, знавший 12 языков и наречий, настолько проникся русским духом, что вполне искренне считал Европу средоточием мерзости и зла. «Сколько я ни знаю, нет добрее нашего русского народа и нет его правдивее, если только обращаться с ним правдиво… Наши русские суеверия имеют характер добродушия и простодушия, на Западе не то; тамошние суеверия дышат злом, пахнут кровью. У нас непомерное, превышающее церковный закон почитание икон, благовещенская просфира, рассеянная вместе с хлебными зёрнами по полю ради урожая, скраденная частица Св.

Даров, положенная в пчелиный улей, чтобы мёду было побольше, а там — испанская инквизиция, Варфоломеевские ночи, поголовное истребление евреев, мавров, казни протестантов!» 

Эта речь впору хотя бы и нынешним хоругвеносцам, которые давно уже забыли, как правильно пишется название одной из частей света, предпочитая везде и всюду обозначать её как «Гейропу» и шумно, напоказ клеймить как «рассадник содомии». 

Фокус в том, что, в отличие от современных профессиональных патриотов, Владимир Даль никаких корыстных целей вроде создания паблисити не преследовал. Он действительно искренне любил всё русское. Но старался не столько унизить оппонента, сколько возвысить своё, исконное, как он это понимал. 

Скажем, Джон Рональд Руэл Толкиен, создавая свою знаменитую эпопею «Властелин колец», хотел, по его собственным словам, «дать Англии мифологию». Намерение логичное, поскольку мифологии как таковой в Англии нет. 

То же самое можно сказать и о России. У нас есть героический эпос с богатырями и тугариными, а вот насчёт мифов как таковых — откровенно плохо.  

Возможно, что-то подобное чувствовал и Владимир Даль. Недаром он с таким тщанием создавал драму «Ночь на распутии, или Утро вечера мудренее», которую кстати, называл подчёркнуто по-русски: «старая бывальщина в лицах». Вот как вспоминал об этом опыте Даля писатель Павел Мельников-Печерский: «Содержание её фантастическое. Тут кроме удельного князя Вышеслава, его дочери Зори и её женихов действуют Домовой, Водяной, Леший, Оборотень, Русалки, и все они действуют вполне по-русски, то есть вполне сообразно с представлениями о них, созданными русским народом. В художественном отношении „Ночь на распутии“ слаба, но она замечательна как опыт выставить на сцену русский сказочный мир. Даль рассказывал, что Глинка не раз ему говаривал, что после „Руслана и Людмилы“ он непременно примется за „Ночь на распутии“».

«Выставить на сцену русский сказочный мир» — это задача сама по себе действительно достойная. Между прочим, как бы ни относиться к этому «слабому» произведению, надо признать, что какой-то результат всё-таки есть. Кто сомневается, может сходить в книжный магазин и выборочно взглянуть на аннотации книг жанра «русско-славянское фэнтези». Можно биться об заклад, что там с большой вероятностью будет ровно то же самое, о чём полтораста лет назад писал Владимир Даль. Которому, соответственно, надлежит присвоить титул «родоначальник славянского фэнтези».

Словом, если брать священную для XIX столетия формулу патриотизма «Православие, Самодержавие, Народность», то как минимум с одним — последним — пунктом у Владимира Даля всё в порядке. Со вторым, то есть с самодержавием, было немного сложнее. За первый же свой литературный опыт «Сказки казака Луганского» Даль был удостоен высшей меры признания со стороны власти: ареста. Правда, за решёткой он просидел не больше суток. А вот весь тираж книги изъяли и уничтожили. Официальное объяснение: «Книга приспособлена для низших классов и прислуги. В ней содержатся насмешки над правительством и жалобы на горестное положение».

С православием было совсем худо. Вернее, логика развития литературной деятельности Даля подталкивала его к тому, чтобы принять православие. И, возможно, это состоялось бы гораздо раньше, чем произошло. Но было несколько причин, по которым он сознательно оттягивал решение. Одна из которых носит вполне человеческое имя. Иоаким Кочетов. Протоиерей. Действительный член Российской академии, занимавшейся русским языком.

Этот самый Кочетов рецензировал капитальный труд Даля: сборник «Пословицы русского народа». 37 тысяч пословиц и поговорок. Неизвестно, какими резонами руководствовался уважаемый протоиерей, но вердикт его был сокрушителен: «Здесь кощунственное смешение Премудрости Божьей с низкими изречениями ума человеческого. Книга вредна и опасна». 

Даль был взбешён этим до крайности. Общественности, которая ждала выхода книги, он заявил: «Пословица несудима». А академикам, в том числе и рясофорным, написал: «Не знаю, в какой мере сборник мой мог бы быть вреден или опасен… Но коли так, остаётся положить его на костёр и сжечь. Я же прошу позабыть, что сборник был представлен вам для печатания».

«Позабыть» пришлось не только сборник, который ждал издания почти 10 лет. Позабыть Далю пришлось и о своём переходе в православие. Согласно его же словам, он намеревался медлить с этим делом до последнего: «Не время ещё. Много молвы, говора будет, а я этого не хочу. Вот придёт безглазая, вот тогда…»

Много знакомых высказываний в библейской книге Притчей – Daily News

Вы знаете больше Библии, чем вы думаете, я часто замечаю своим студентам.

Такие фразы, как «Как собака возвращается к своей блевотине» или «пожалей розги и испортишь ребенка», хорошо известны в английском языке как разговорные пословицы. Во многих случаях такие фразы известны, потому что они действительно являются пословицами, взятыми из библейской книги, известной под этим названием. В большинстве переводов Библии Притчи — это книга, расположенная сразу после Псалмов, и на иврите она известна как Мишле Шломох, или Притчи Соломона.

В древнегреческом переводе Еврейских Писаний, Септуагинте, она называлась Paroimiae, что, в свою очередь, было переведено на латынь Вульгаты как пословица. Английское слово взято из латыни, поэтому наша версия библейской книги известна как Притчи.

Очень древняя традиция приписывает эту книгу царю Соломону, потому что самый первый стих в книге озаглавлен «Притчи Соломона». В первой Книге Царств говорится, что Соломон написал более 3000 пословиц и сочинил тысячу песен. Говорят, что люди со всего мира, в том числе знаменитая царица Савская, путешествовали, чтобы услышать его мудрость. Итак, чрезвычайно толковая книга Притчей, с ее примерно 900 пословиц, казалось, смело приписывали богатому царю Соломону.

Но это несмотря на то, что в самой книге сказано, что некоторые пословицы, содержащиеся в книге, написали другие люди, например, некий царь Лемуил и другой парень по имени Агарь. Средневековые ученые предполагали, что это были другие имена царя Соломона, но есть и другие теории, как мы увидим ниже. Некоторые библейские комментаторы также отмечали, что в исторических книгах Библии политические решения царя Соломона не всегда казались столь мудрыми, например, его терпимость к язычеству своих жен и его чрезмерное налогообложение, которое привело к восстанию в воцарение его слабоумного сына Ровоама.

Скорее всего, царю Соломону приписывают сборник притчей не только из-за его предполагаемой репутации мудреца, но и потому, что именно он построил знаменитый храм в Иерусалиме. В храме работали сотни, а может быть, и тысячи писцов, певцов, регистраторов и мудрецов, помимо священников-левитов.

Мы знаем, что многие храмовые комплексы на древнем Ближнем Востоке также служили учебными заведениями для молодых писцов. Скорее всего, в иерусалимском храме также была школа или школы для будущих писцов, которые должны были служить в нем. Как основатель храма и, следовательно, крестный отец своей школьной системы, царь Соломон, вероятно, получил признание за учебную программу, по которой учились мальчики. И это то, чем, по-видимому, являются Притчи — школьным учебником для юных джентльменов.

Притчи Соломона, вероятно, приписываются ему по той же причине, что и григорианские песнопения приписываются Папе Григорию Великому, то есть он построил школы, в которых маленькие шалунишки записали их.

Хотя содержание Книги Притчей можно быть применимым к людям обоих полов и всех социальных классов, кажется, есть интерес к хорошему поведению молодых джентльменов. Нам говорят, что «вино — глумливо, сикера — буйна, и тот, кто ею прельщается, неразумен». (Притчи 20:1). Это, безусловно, был бы хороший совет для всех моих студентов, особенно перед выпускной неделей.

Тем молодым парням, которых готовили к карьере в храме или в государстве, следовало бы прислушаться к этому практическому совету. «Когда ты садишься есть с линейкой, внимательно смотри, что тебе ставят, и приставь нож к горлу, если ты человек, склонный к аппетиту. Не желай его деликатесов, ибо это обманчивая пища». (Притчи 23:1-2.) Это хороший этикет делового обеда в любой культуре.

Заставить учеников делать уроки — непростая задача для любого учителя. Ученые считают, что Притчи, возможно, возникли не просто как учебник для изучения, но и как копия, которую нужно писать и переписывать для обучения грамматике, лексике и каллиграфии, а также как моральный урок.

Эта пословица могла бы послужить хорошим советом для юных писцов, как и для многих современных детей. «Долго ли ты будешь лежать там, о ленивый? Когда ты встанешь ото сна? Немного поспишь, немного подремлешь, немного сложа руки отдохнешь, и придет к тебе бедность, как бродяга, и нужда, как вооруженный человек». (Притчи 6:9-11.) Единственное, что я могу добавить к этому, это указать, что текстовые сообщения или игры с вашим iPad на моих лекциях засчитываются так же, как и древняя праздность во время уроков.

Молодые люди из высших слоев общества, которые посещали школы, были отделены от массы сельскохозяйственных рабочих, господствовавших в мире до современного индустриализма. Но как таковые молодые люди столкнулись бы с изнеженными женами и дочерьми правящих классов. У этих дам были свои опасности, кроме вина или лени. Нам часто говорят об опасности, с которой распутные женщины обращаются к молодым мужчинам, как в следующем со вкусом зловещем рассказе:

«Тогда женщина выходит навстречу ему, одетая как блудница, с тайными планами. Она хриплая и непослушная, ее ноги не могут оставаться дома; То она на улицах, то на открытых площадях, таится в засаде на каждом углу. Тогда она хватает его, целует и с дерзким видом говорит ему: «Я задолжала мирные жертвы, и сегодня я исполнила свои обеты; Вот я и вышел тебя встречать, искать тебя, и нашел тебя! Покрывалом расстелил я ложе мое, парчовыми пеленами из египетского полотна; Я окропил свою постель миррой, алоэ и корицей. Приходите, напьемся любви досыта, до утра будем пировать любовью! Ибо моего мужа нет дома, он ушел в дальний путь; Мешок с деньгами взял с собой, домой не вернется до полнолуния». Она завоевывает его многократными уговорами, своими гладкими губами сбивает его с пути. Он следует за нею порывисто, как вол, идущий на заклание… Да не обратится сердце твое на пути ее, не блуждай на стезях ее; Ибо много тех, кого она поразила мертвыми, много тех, кого она убила. Ее дом — дорога в шеол, ведущая в чертоги смерти». (Притчи 7:10-27)

Напротив, молодых ученых направляют в сторону более достойных женских возможностей и рассказывают об идеальной жене. В известном разделе молодым писцам рассказывается, как выглядит идеальная жена.

«Кто может найти достойную женщину? Ее ценность выходит далеко за рамки драгоценностей. Ее муж доверяет ее мнению; у него нет недостатка в доходах. Она приносит ему прибыль, а не убыток, во все дни своей жизни. Она ищет шерсть и лен и ткет умелыми руками. Подобно торговому флоту, она охраняет свои запасы издалека. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем, часть служанкам своим. Она выбирает поле и приобретает его; из заработка своего она насаждает виноградник… Она простирает руки свои к бедным и простирает руки свои к нуждающимся. Она не беспокоится о своем доме, когда идет снег; все ее подопечные одеты в двойную одежду. Она сама шьет покрывала; виссон и порфира — одежда ее. Ее муж виден у городских ворот, когда он сидит со старейшинами земли… Она облечена силой и достоинством и смеется над грядущими днями… Она открывает свои уста в мудрости; любезно инструкция на ее языке. Она следит за делами в доме своем и не ест хлеба праздности. Дети ее встают и называют ее благословенной; ее муж тоже хвалит ее: «Много достойных женщин, но ты превзошла их всех». Очарование обманчиво, красота мимолетна; жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Притчи 31:10—31) 9.0003

Неужели ученики так сильно изменились со времен царя Соломона? Глядя на малышей на этой неделе, пока они строчат свои выпускные экзамены в моих собственных классах, я не уверен, что они это сделали. Пьяница, нескромная обжора, ленивая, беспорядочная и трудолюбивая барышня — все они принадлежат к моему классу, все до единого. Все, что изменилось, — это глиняная табличка и перо, которыми они пишут.


Грегори Элдер, житель Редлендса, профессор истории и гуманитарных наук в колледже Морено Вэлли и католический священник. Напишите ему в «Исповедь веры», P.O. Box 8102, Редлендс, Калифорния 92375-1302, напишите ему по адресу [email protected] или подпишитесь на него в Твиттере на сайте Fatherelder.

Сколько пословиц?

Выберите область веб-сайта для поиска

БиблияВсеУчебные пособияПомощь в выполнении домашних заданийПланы уроков

Искать на этом сайте

Цитата страницы Начать эссе значок-вопрос Задайте вопрос Начать бесплатную пробную версию

Книга Притчей содержит 31 главу. Каждая глава содержит 20–35 мудрых изречений, известных как пословицы.

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Сколько пословиц?» eNotes Editorial , 3 сентября 2020 г. , https://www.enotes.com/homework-help/how-many-proverbs-are-there-2404339. По состоянию на 29 июня 2023 г.

Ответы экспертов

Я предполагаю, что этот вопрос касается пословиц и стандартной Библии, которую используют протестанты. Это важно, потому что католическая библия содержит семь дополнительных книг. Неизвестная переменная в этом вопросе заключается в том, что вопрос не ясен относительно того, спрашивается ли он, сколько пословиц встречается во всем Священном Писании или сколько пословиц встречается только в книге Притчей.

Книга Притчей — это книга мудрости, написанная в основном Соломоном. Бог благословил его огромной мудростью, поэтому вполне логично, что он написал большую часть книги. Книга Притчей содержит только часть его мудрых высказываний, потому что в 3 Царств 4:32 читателям сказано, что Соломон произнес 3000 притчей. Книга Притчей даже близко не содержит столько пословиц. Книга содержит только 31 главу, а наибольшее количество пословиц в любой данной главе — 35. Большинство источников утверждают, что количество пословиц, содержащихся в книге Притчей, составляет 800. Каждая пословица — это короткое, мудрое предложение, почерпнутое из долгого опыта, и вся книга по существу иллюстрирует для своих читателей две школы мысли: школу для мудрецов и школу для глупцов.

См. eNotes без рекламы

Начните с 48-часовой бесплатной пробной версией , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые ответили наши эксперты.

Получите 48 часов бесплатного доступа

Уже зарегистрирован? Войдите здесь.

Дополнительное чтение

  • https://www.planobiblechapel.org/tcon/notes/html/ot/prove…
Утверждено редакцией eNotes

Задайте вопрос

Похожие вопросы

Просмотреть все

Библия

Последний ответ опубликован 31 июля 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *