Поэт и прозаик пушкин: Прозаик и поэт — Пушкин. Полный текст стихотворения — Прозаик и поэт

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837), поэт, прозаик, драматург. Родоначальник новой русской литературы, с. Красный Яр, с. Старая Бинарадка

Литературная страница
«Пушкинская кибитка»

Есть определенная категория путешественников, которые хотят совместить два любимых вида деятельности: туризм и чтение.

Мы предлагаем Вам «литературный» вариант, связанный с писателями, когда-либо жившими и творившими в этих местах.

Красноярский район, имеющий интересную историю, привлекателен тем, что здесь бывали и жили известные писатели и поэты России. Среди красноярцев есть литераторы, популярные не только в районе, но и в Самарской области.

В селе Большая Каменка еще сохранились дома, в которых проживали герои романа А.Я. Дорогойченко. Здесь был писатель Я. Гашек.

Красноярская земля памятна пребыванием на ней А.С.Пушкина, Г.Р. Державина, М. Горького, И.А. Второва, Я.М. Тисленко, И.Г. Булкина, А.С. Неверова, И.А. Арсентьева. Поэтому, появление экскурсии «Литературные места Красноярского района» или «Пушкинская кибитка», совсем не удивительно. К услугам туристов, гостей, приезжающих в наш район: красоты сел, деревень и интересная познавательная прогулка по местам действия популярных произведений писателей. Кроме того, Вам покажут достопримечательности, так или иначе связанные с жизнью М. Горького, Оренбургский тракт, по которому ехал А.С.Пушкин, а также предложат смешанные экскурсии, в течение которых можно увидеть и то и другое.

Гаврила Романович Державин

В 1773 году Самарский край оказался охваченным пламенем крестьянской войны. Следствие по делу сдачи Самары пугачевцам вел сотрудник следственной комиссии Г.Р. Державин, будущий великий русский поэт. Во время работы в Самарском уезде следователь Гаврила  Романович  в январе 1774 года приезжал в село Красный Яр, жители которого поддержали восстание, встретили пугачевцев хлебом-солью.

Пушкин Александр Сергеевич

Через 60 лет после крестьянской войны Красноярскую землю посетил другой великий поэт, любимый ученик Державина, родоначальник новой русской литературы – А. С. Пушкин. В 1833 году Александр Сергеевич получил разрешение от  Императора  Николая I на поездку в Казань и Оренбург для  обозрения  тех мест, где происходили главные события пугачевского восстания. Оренбургский тракт,  по которому  совершал поездку Пушкин,  проходил   через Красный Яр Самарского уезда.

На тот период село причислялось к разряду калмыцких поселений и здесь была заброшенная  крепость.   Оренбургский  тракт проходил мимо Красноярской крепости. В селе Красный Яр, рядом с бывшей крепостью,  сегодня находится улица Оренбургская.

16 сентября 1833 года поэт был проездом в с. Красный Яр.   Пушкин прекрасно описал оборонительную  крепость устами Петра Гринева в своей «Капитанской дочке»:
… «Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика. «Недалече, – ответил он. – Вон уж видна. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесённые снегом; с другой стороны скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» – спросил я с удивлением. – «Да вот она», – ответил ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали. У ворот увидел я чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частью покрыты соломою»…
Собирая материал о пугачевском бунте, также по пути в Оренбург поэт посетил Новосемейкино и Старую Бинарадку.  В записной книжке поэта имеется запись о том, что он останавливался в Старой Бинарадке 16 сентября 1833 года.

Также поэт писал:  «Нынче калмыки так обрусели, что готовы с живого шкуру содрать. Слова мордвина.16 сентября» [XVII, 294]. Это заметка всеми авторами, приводившими ее, до сих пор по существу не объяснялась. Читатель не получал ответа на вопросы: о каких калмыках идет речь? Почему об их обрусении говорится с иронией? Каким образом калмыками затрагивались интересы крестьян-земледельцев, к которым относилась и мордва?

Попытаемся дать ответы на эти вопросы.

В рассматриваемой записи речь идет о, так называемых, ставропольских крещеных калмыках, которые в 1737 году были правительством переселены с Нижней Волги на Среднюю на территорию, ограниченную реками Волгой, Большим Черемшаном, Кондурчой и Соком. Для крещеных калмыков построен город Ставрополь (ныне Тольятти), ряд слобод. Калмыки были включены в состав иррегулярного войска. Чиновники и духовенство проводили политику обрусения. Была поставлена задача, приучить крещеных калмыков к оседлой жизни, земледелию. Но эта задача решена не была.

Калмыки продолжали заниматься кочевым скотоводством, а часть земли отдавали в аренду крестьянам окружающих русских и мордовских селений, нуждающимся в земле. В XIX веке в степи пришли из городов и других мест крупные арендаторы, арендная плата стала расти. Это вызывало недовольство крестьян близлежащих селений, которые издавна привыкли пользоваться землей соседей-калмыков за низкую плату. Возникают конфликты у крестьян с калмыками. Эти отношения отразились в словах мордвина, записанных Пушкиным. «Слова мордвина» заинтересовали Пушкина своей парадоксальностью как образчик живой народной речи, включающей в себя поговорку.

Заметка эта сделана, по-видимому, в мордовском селении, стоявшем на большой дороге, на территории калмыцкого поселения. 16 сентября поэт проехал через два таких селения-деревни Еремкино и Старая Бинарадка (ныне села Новое Еремкино Ставропольского района и Старая Бинарадка Красноярского района Самарской области). В одном из этих селений Пушкин и сделал рассматриваемую запись; в своем творчестве он ее не использовал.

Автор надеется, что поставленные в статье вопросы, выдвинутые версии и гипотезы будут способствовать росту интереса к изучению пушкинских поволжских заметок в дорожной записной книжке 1833 года – этой небольшой, но дорогой нам, волжанам, части наследия великого Пушкина. Пушкинские строки, в которых упоминаются в связи с событиями российской истории, Волга, волжские города Казань, Саратов, Смоленская гора в Симбирске, самарское село Смышляевка, всегда будут волновать сердца волгарей.

Иван Алексеевич Второв

И. А. Второв по праву считается первым самарским литератором. Именно его сочинения в конце XVIII века стали первыми опубликованными произведениями самарского автора. Он родился 1 (12) июня 1772 года в сельце Ласкаревка Бузулукского уезда Оренбургской губернии (ныне это Борский район Самарской области). Отец, Алексей Андреевич, регистратор почтового правления в Оренбурге, мать, Акулина Ивановна, родом из обедневших дворян. Десяти лет Иван почувствовал непреодолимую склонность к наукам, образованию. Читал с жадностью все книги, которые попадались ему. Изучал словесность, историю, географию, физику, французский язык. Из прочитанных книг Второв делал выписки. Это вошло в привычку на всю жизнь. Иван Алексеевич не пропускал новинок литературы, посещал публичные лекции профессоров. Он стал одним из образованнейших людей своего времени.

При этом, как многие дворяне, он служил секретарем уездного суда в Самаре, уездным стряпчим в Ставрополе и вновь в Самаре дворянским заседателем нижнего земского суда, а затем уездным судьей. Это был образованный, неподкупный чиновник. Редкий в Самаре, да и вообще в России случай: судья не брал взяток и вершил дела по закону…

В 1806 году Иван Алексеевич женился на Марии Васильевне Милькович, дочери ставропольского предводителя дворянства, получившей в приданое часть родового имения при сельце Екатериновка Самарского уезда.

В 1812-1814 годах, во время Отечественной войны, Второву пришлось по должности судьи исполнять обязанности городничего и уездного предводителя дворянства. В Самаре находились более ста пленных из французской армии, в том числе 18 офицеров. Второв как городничий заботился об их содержании, относился к ним гуманно, образованных офицеров даже приглашал к себе в дом. В день отбытия из Самары в июне 1814 года пленные горячо благодарили самарского городничего…

По отношению к власти Второв был настроен критически. В 1820 году он сделал в дневнике запись: «Кровью обливается сердце, видя ужасный разврат и несправедливость гражданского управления. Кто же управляет? Невежи, грабители, эгоисты…» С 1816 года и до отставки в 1834 году Иван Алексеевич служил приставом при самарских соляных магазинах Илецкого соляного правления. В его доме в Самаре часто бывали образованные чиновники Илецкого соляного правления. С ними он частенько обсуждал литературные дела. Сам Второв писал очерки и стихи в духе русского сентиментализма. Свои сочинения он подписывал лишь инициалами и криптограммами, но почти всегда указывал места, где были написаны публикуемые произведения — Самара, слобода Царево-Курганская, деревня Чувашская Токмакла… Для него важно было не литературное имя, а чтобы читатели больше узнали о Самарском крае. И сегодня самарскому читателю интересно познакомиться с его очерком «Царев Курган», написанным в 1798 году. Второв описал замечательный памятник природы в его первозданном виде — теперь, увы, невозвратно утраченном…

Главную литературную ценность представляет дневник Второва, который он вел более пятидесяти лет — с 1792 по 1843 год. В нем описаны и встречи с известными современниками. Второв много путешествовал, бывал в Москве, Петербурге, Астрахани, посещал нижегородскую ярмарку, часто выезжал в Ставрополь, Симбирск, Казань, Оренбург и везде добивался знакомств с литераторами и учеными. Второв был знаком с Карамзиным, Жуковским, Гнедичем, Дельвигом, Лобачевским. Встречался он и с Пушкиным. Произошло это 26 ноября 1827 года в Петербурге, в доме А. А. Дельвига. После этой встречи он оставил запись в дневнике: «Я пошел уже во 2 часу к барону Дельвигу. У него застал я Ф.В. Булгарина и Александра Сергеевича Пушкина. В беседе их просидел я до 3-х часов. Последнего желал давно видеть и видел маленькую белоглазую штучку, более мальчика, нежели мужа, и ветреного шалуна по физиономии, но его шутки, рассказы и критика совершенно поэтические…»

В 1835 году Второв переехал из Самары в Казань. Свой деревянный на каменном фундаменте дом с двумя флигелями он продал одному из купцов. Дом этот сгорел во время пожаров 1848 и 1850 годов. Ныне на месте усадьбы первого самарского литератора — территория завода клапанов. Свою богатейшую библиотеку Второв перевез в Казань. Перед смертью он завещал ее сыну Николаю, а тот, уезжая в 1844 году в Петербург, подарил ее Казанскому губернскому правлению для устройства публичной библиотеки…

Иван Иванович Дмитриев

(10.09.1760 – 3.10.1837)

Государственный деятель, русский поэт, баснописец.

Родился в родовом имении в селе Богородское (ныне Троицкое Сызранского района). Второе имение Дмитриевых на самарской земле находилось в селе Успенское (ныне Старый Буян).

После переезда Дмитриевых в Москву, Иван Иванович появлялся в родных местах на короткое время. Значительный интерес для краеведов представляют воспоминания Дмитриева «Взгляд на мою жизнь».

Яков Михайлович Тисленко

(1885 – 2.10.1921)

Поэт. Родился в селе Хорошенькое Самарского уезда в бедной крестьянской семье. Трехклассную школу окончил за два года. Свое первое стихотворение Яков написал в 14 лет. Затем судьба его занесла в город Бузулук, где он устроился мальчиком у купца в лавке. В 1900 году в газете «Бузулукский вестник» было напечатано первое его стихотворение. Осмелев, отправил свои стихи в столичный журнал «Русское богатство», где в то время работал В. Короленко.

Тисленко начинает печататься в столичных журналах «Русское богатство», «Нива», «Пробуждение», «Новая жизнь». Воспоминания о безрадостном детстве, быт деревенской бедноты наполняют его стихи грустными нотами. Единственная отрада для поэта – родная природа.

В Самаре печатался в газетах «Волжский день», «Волжское слово», в «Самарской газете для всех».

Своим участием в большевистской легальной газете «Прибой» не только заявил о революционных настроениях, но – в какой-то мере – поставил себя в центр местной литературной общественности.

Яков Михайлович пользовался большим авторитетом в литературной среде.

В 1916 году Тисленко выступил с предложением создать «Самарское общество любителей литературы и искусства».

Для начала он стал устраивать у себя дома литературные пятницы. Здесь каждую неделю читали новые стихи, рассказы, пели, музицировали. Вскоре пятницы стали именоваться кружком «Звено». В квартире Тисленко бывали Неверов, Степной – Афиногенов, Яровой, Дорогойченко, Вольнов, Скиталец. Кружок собирался до 1920 года, когда почти все участники его вошли в секцию литераторов Дома печати.

С 1917 по 1921 поэт жил в доме N79 по ул.Саратовской.

Но, к сожалению, недолго прожил Яков Тисленко. Он умер в голодном 1921 году, так и не успев издать хотя бы единственный сборник стихов. Все, чем мы располагаем, – это стихи в газетах и журналах, которые с каждым годом все труднее разыскать.

Иван Гурьянович Булкин

(24.07.1912 – 20.01.1943)

Поэт, уроженец с. Шилан. В 1929 году — рабочий завода им. Масленникова, участник заводского литературного кружка.

Печатался в краевых и городских газетах и журналах. Как поэт находился под влиянием соцреалистических опытов  В.Маяковского. На 1-м краевом съезде писателей Средней Волги  И.Машбиц-Веров назвал его одним из 4-х заслуживающих внимания молодых поэтов. В 1943 году  Булкин погиб при освобождении Ставрополя.

Его именем названы улицы в Ставрополе и Самаре.

В 1971 на любительской киностудии ЗИМа снят фильм о Булкине «Подвига след» (авторы С. Якубович, Н. Забегалов, Ю. Гоголев).

Алексей Яковлевич Дорогойченко

(01. 03.1894 – 20.11.1947). Поэт, прозаик.

Один из руководителей российского общества крестьянских писателей. Родился в мордовском в селе Большая Каменка Самарской губернии (ныне Красноярского района Самарской области) в бедной крестьянской семье, состоящей из 11 человек. Алексей Яковлевич учился сначала в родном селе в двуклассной школе.

После окончания школы по совету учителей в 1908 году он поступает в учительскую семинарию в местечке Ровное Саратовской губернии. После семинарии работал учителем сначала в Саратовской губернии, а затем в Большой Каменке. В это время он увлекается политической литературой, ведет антирелигиозную пропаганду среди населения. За это его увольняют из школы.

В 1914 году способному юноше посчастливилось поступить в Петербургский университет. Через год он перевелся в Московский. В 1916 году, со второго курса, его демобилизовали в армию, где он заболел брюшным тифом. Его признают негодным к строевой службе и направляют на Юго – Западный фронт корректором армейской газеты. В Октябрьские дни 1917 года Дорогойченко возвращается в родные места, принимает активное участие в установлении Советской власти на Средней Волге.

В апреле 1919 года Дорогойченко был принят в Коммунистическую партию.

После этого вступил добровольцем в Красную Армию.

После окончания гражданской войны оружием Алексея Яковлевича стало острое перо журналиста – редактора ряда периодических изданий. Первые произведения Дорогойченко появились в печати в конце 1917 года и начале 1918 года в самарских газетах «Приволжская правда», «Солдат, рабочий и крестьянин» и некоторых других. Творчество писателя тесно связано с жизнью советского крестьянства. В 1919 – 1920 годах вышли первые книги Дорогойченко – сборник рассказов «Два мира», сборник стихов «Боевые песни красноармейца» и «Радость труда».

В августе 1920 года Алексей Яковлевич был направлен в Москву для работы в центральной печати. Он заведовал литературным отделом газеты «Правда». В 1923 году вышли сборники «Земные небеса» и «Иная деревня». Наиболее значительным произведением Дорогойченко является роман «Большая Каменка», вышедший в 1927 году. «Большая Каменка» — вершина творчества Алексея Яковлевича Дорогойченко, одно из первых в нашей литературе крупных произведений о советской деревне. В 1930 году напечатана первая книга его нового романа «Живая жизнь». В 1934 году в связи с ухудшением здоровья, Дорогойченко, поселяется в городе Кисловодске. В связи с прорывом гитлеровских войск на Северный Кавказ, Алексей Яковлевич в августе 1942 года эвакуировался в Узбекистан и поселился в Ташкенте. После освобождения Кисловодска Дорогойченко узнает, что фашисты сожгли его библиотеку. Погибли новые части «Живой жизни», продолжение «Большой Каменки». С 1937 до 1947 года жил в Саранске. Был председателем организации комитета СП мордовских поэтов, подготовил сборник мордовских песен «Песни матери». В начале 1947 года , будучи тяжело больным, Дорогойченко возвратился в Куйбышев. 21 ноября 1947 года писателя не стало. Захоронен он был на городском кладбище города Куйбышева. В историю советской литературы А.Я. Дорогойченко вошел как пионер художественного слова Советской России, один из зачинателей советской литературы.

Ярослав Гашек

(30.04.1883 – 03.01.1923)

Чешский писатель-сатирик, драматург, фельетонист, журналист, комиссар Красной Армии. Автор примерно 1500 различных рассказов, фельетонов и прочих произведений, из которых мировую известность получил его неоконченный роман «Похождения бравого солдата Швейка».

Участник гражданской войны в России. Являясь одним из руководителей чехословацкой секции РКП(б), Ярослав Гашек по заданию большевистской партии вел  работу среди пленных чехов и словаков по организации чехословацких отрядов для формирования 2-го красного чехословацкого полка и проживал с 7 апреля по 8 октября 1918 года в гостинице в Самаре.

После захвата Самары белочехами и прихода к власти КОМУЧа Гашек перешел на нелегальное положение и в течение нескольких месяцев скитался по территории Самарской губернии, пока не добрался до района расположения Красной Армии.

Некоторое время Гашек странствовал по деревням, одетый в мордовскую одежду. Последним пристанищем Гашека в Большой Каменке был дом родителей писателя Алексея Дорогойченко. В Большой Каменке один крестьянин распознал в нем чужака («не умеешь ты онучи-то по-мордовски наматывать»), но властям не выдал.

Впоследствии Гашек успел побывать помощником коменданта Бугульмы, а до окончания войны служил в политотделе 5-й армии. В 1920 году уехал на родину — Чехословакию.

Александр Сергеевич Неверов (Скобелев)

(24(12).12.1886, с. Новиковка Ставропольского уезда Самарской губернии, ныне Старомайнского района Ульяновской области – 24.12.1923, г. Москва), Драматург, прозаик.

Отец А.С. Неверова, приписанный к мещанам г. Симбирска, закончив военную службу унтер-офицером лейб-гвардии Уланского полка в Петербурге, крестьянствовал в Новиковке, позже в Сибири, был швейцаром, городовым в Самаре. Мать умерла, когда Неверову было 12 лет. Мальчик вырос любимцем в семье деда, Николая Семёновича Елисеева, бывшего крепостного, имевшего свой надел и бакалейную лавку, слывшего на селе «книжником».

А.С. Неверов рано выучился читать. Первые книги – молитвенник, Библия, приложение для народа к журналу «Родина».

По совету поэта-суриковца С.В. Денисова, которому Неверов показал свои стихотворные опыты, поступил в 1904 году в Озёрскую второклассную школу. С 1906 по 1915 годы учительствовал в сельских школах Самарской губернии (ныне Старомайнского и Мелекесского районов). В 1908 году  А.С. Неверов сдал экстерном испытания на звание учителя начальных училищ.

Впервые в печати имя А.С. Неверова появилось в 1906 году в петербургском журнале «Вестник трезвости», куда молодой учитель села Новый Письмерь (ныне Мелекесского района) послал рассказ «Горе залили» – талантливо исполненную бытовую зарисовку на тему «мужицкого пьянства». После публикации в газете «Симбирские вести» нескольких очерков о произволе сельских богачей, по доносам директора Озёрской школы за Неверовым был установлен негласный надзор, длившийся 8 лет.

С 1907 года рассказы Неверова относительно регулярно появляются в периодических изданиях «Трезвые всходы», «Жизнь для всех», «Русское богатство», «Современный мир». С Симбирским краем связаны произведения и публикации первых лет творчества: «Горе залили», «Авдотьина жизнь», «Сон Лукьяна», «Под песнь вьюги», «Музыка», «Серые дни», «На земле», «Баба Иван», «Преступники», «Егорка родился». Около 10-ти лет Неверов учительствовал в школах Ставропольского и Самарского уездов.

Осенью 1911 года Неверова перевели в деревню Колодную или Колодинку (ныне Красноярский район) Самарской губернии, где он служил учителем церковной «школы грамоты». Здесь в Колодной, он написал рассказ «Учитель Струйкин», который с одобрения В.Г. Короленко появился в «Русском богатстве».

В январе 1915 года А. Неверова призвали в армию и зачислили рядовым в 4-ю роту Самарской пешей дружины. Вскоре был назначен ротным писарем, а в сентябре отправлен на курсы фельдшерских учеников при Самарском военном лазарете. В рассказах этих лет в центре внимания Неверова по-прежнему остаётся деревня – придавленная войной и трудящаяся из последних сил («В глухих местах» – «Жизнь для всех», 1916, № 7), в которой заметную роль играют активные и самостоятельные женщины («Бабья газета» – «Жизнь для всех», 1916, № 8). А вместо русских мужиков, воюющих на фронте, в крестьянских хозяйствах работают австрийские пленные («Среди ополченцев», «В плену», «Чёрное и белое» – «Жизнь для всех», 1915 – 1917).

После Февральской революции Александр Неверов демобилизовался. Через товарища по Озёрской школе, профессионального революционера Г.Н. Сарова, сблизился с эсерами. В издававшихся Саровым газетах «Свободное слово» и «Народ» опубликовал цикл из четырёх очерков «В глухих местах», рисующих настроения в послереволюционной деревне – «Воля», «На новых правах», «Тёмный лес», «Солдатская горячка».

Оставив учительскую и земскую деятельность ради литературной работы, с мая по декабрь 1918 года живёт в Самаре и Уфе, сотрудничает в большевистской газете «Вперёд». В начале 1919 года А. Неверов вернулся в Самару. Работал в пропагандистском журнале «Красная Армия», литературно-художественном журнале «Понизовье», редактировал сборник «Театр красноармейца», участвовал в литературном кружке «Звено», преподавал в школе ликвидации безграмотности. Создал Самарский народный театр, в котором был драматургом и актёром.

В 1919 – 1922 годах А.С. Неверов создаёт агитационно-плакатные пьесы «Корона», «Контрреволюция», «Гражданская война», бытовые драмы «Захарова смерть» и «Бабы», комедии «Смех и горе», «Богомолы».

В 1921 года А.С. Неверов собирал средства для голодающих Поволжья, ездил в Ташкент за хлебом для семьи. Материал и впечатления этой поездки легли в основу повести «Ташкент – город хлебный» (М., 1923), герой которой, двенадцатилетний мальчик, ради спасения семьи и хозяйства преодолевает драматические испытания на пути в «хлебный город». Этим сочинением Александр Сергеевич Неверов вошёл в классику советской литературы (в издательстве «Земля и фабрика» к 1928 году вышло 16 изданий). Об ужасах голода в Поволжье в 1921-1922 годов А.С. Неверов рассказывает в составленной из очерков «Книге о голоде». В жанре социально-панорамного романа о борьбе идей в пореволюционной деревне написано произведение А.С. Неверова «Гуси-лебеди» (1918-1923), отдельным изданием, вышедшее уже после смерти писателя в 1924 году.

В 1922 году Александр Сергеевич Неверов переезжает с семьёй в Москву. Участвует в работе различных литературных объединений: «Кузница» (до ноября 1923 года), «Никитинские субботники» и других, сотрудничает в многочисленных журналах.

В августе 1923 года А.С. Неверов совершил поездку на родину. Посещает Симбирск, заволжские сёла, в том числе сельскохозяйственную коммуну им. Розы Люксембург (деревня Мусорка Мелекесского района). В Мелекессе состоялся вечер-встреча городской интеллигенции с писателем. С последним посещением родных мест связан рассказ «Шкрабы» – о буднях мелекесских учителей. Осенью 1923 года писатель начал обдумывать замысел «Повести о бабах». Александр Сергеевич Неверов всю жизнь оставался верен в своём творчестве двум темам: русское крестьянство и русское провинциальное учительство.

24 декабря 1923 года, накануне своего дня рождения, А.С. Неверов скоропостижно скончался. В Железнодорожном районе г. Ульяновска в честь Александра Сергеевича Неверова (Скобелева) названа улица. На родине писателя в селе Новиковка Старомайнского района в 2007 году открыт памятник А.С. Неверову. В школьном краеведческом музее с. Колодинка есть экспозиция, посвященная А.С. Неверову.

Иван Арсентьевич Арсентьев (Чернец)

(19.01.1920 -14.05.1999)

Советский лётчик-истребитель, лётчик-штурмовик, участник Великой Отечественной войны,

Герой Советского Союза, писатель, лауреат премии имени А. А. Фадеева.

После войны живет и работает в Самаре. Автор более 10 книг прозы.

Публиковался под псевдонимом Арсентьев.

В 1885 году вышел роман «Буян», посвященной революционным событиям 1905-1907 годов в Самаре и Самарской губернии.

В центре повествования история создания крестьянской республики  в селе Старый Буян Красноярского района.

Сергей Иванович Кузнецов

(21.09.1908-18.02.1974), поэт, прозаик. Член РАПП, затем СП СССР.

Родился в селе Большая Раковка (ныне Красноярского района Самарской обл. ).

Работал токарем на ЗИМе, занимался в заводском лит.кружке.

В 1930-е работал в газетах «Пять в четыре», «Волжский комсомолец» и др.

Первый рассказ «Втулка номер восемь» опубликован в журнале «Штурм»(1931).

Во время Великой Отечественной войны — корреспондент и редактор армейских газет. В результате тяжелого ранения лишился обеих ног.

После войны работал в редакции пропаганды Куйбышевского радио, а с 1955 – редактором газеты завода им. Масленикова «Знамя труда».

Автор 7 сборников стихотворений, а также 2 поэтических книг для детей.

Иван Сергеевич Грачев

(08.02.1948 г.)

Родился и вырос в селе Шейно Пачелмского района Пензенской области.

Окончил Великолукский лесотехнический техникум.

Трудовую деятельность начинал в Новобуянском леспромхозе мастером участка по подсечке леса, потом переквалифицировался в счетного работника. Ныне трудится в товариществе с ограниченной ответственностью «Импульс» — заместителем директора в цехе по переработке древесины.

В свободное от работы время пробует силы в поэзии.

В 1995 году в Самарском издательском доме «Бахрах» вышла первая книга стихов «Грани любви», в 1996 году – вышла вторая книга стихов «Грани жизни».

В 2006 году – третья книга стихов «Весны, грезы и метели».

Сопляков Николай Иванович  (27.03.1955 г.)

Родился в селе Тростянка Красноярского района Куйбышевской области. Закончил исторический факультет Куйбышевского педагогического института. В настоящее время работает в школе №93 г. Тольятти руководителем информационного холдинга и школы юных журналистов.

Николай Сопляков с юности писал повести, рассказы, стихи, песни. Публикации в городской прессе, в литературном журнале «Город».  Литературным творчеством начал заниматься в 70-х годах во время работы в  пионерском лагере Волжского автомобильного завода «Алые паруса». Отражение творчества этого периода – это многочисленные сценарии и детские спектакли. Во Всероссийском пионерском лагере «Орленок» принимал участие в газете «Салют Орленок» и подготовке юнкоров России к газетному творчеству. Отдельные рассказы печатались в газетах «Ставрополь на Волге» и «За коммунизм».

В 2003 году вышел сборник рассказов «Эх, гуляй, моя деревня!» (Тольятти, Литературное агентство Вячеслава Смирнова) – иронические рассказы о деревенской жизни социалистического периода России. Юмор и грусть с особой глубиной психологических портретов свойственны героям рассказов.

В последние годы литературного творчества написаны роман «Под одним крестом» — о жителях деревни в конце 19 века, о строительстве храма, повести: «Мой костер в тумане светит…» – о танкистах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов., «Эдельвейсы, вперед!» – о службе в рядах Советской Армии, «С коммунистическим приветом!» — об отношениях людей в недалеком прошлом. В сборник « Вот такие вот дела» вошли иронические рассказы о городской жизни. «Дневник безымянного наркомана», написанный по рисункам художника Анатолия Степанова – отражение социальной проблемы современности.

Педагогическое сообщество «Урок.рф»

Педагогическое сообщество «Урок. рф»

12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация

 

Педагогическое сообщество
УРОК.РФ

  Бесплатные всероссийские конкурсы

Бесплатные сертификаты
за публикации 

Нужна помощь? Инструкции для новых участников

Бесплатная   онлайн-школа для 1-4 классов

Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Педагогическое сообщество «УРОК.РФ» предназначено для работников школьного, дошкольного и дополнительного образования, а также для всех специалистов, занимающихся образовательной и воспитательной деятельностью.

Педагогическое сообщество «УРОК.РФ» – это сайт, созданный учителями для учителей!

Узнать больше о сайте

Новости

  • Стартовала весенняя серия конкурсов педагогического мастерства от УРОК.РФ
  • Итоги зимней серии конкурсов детского творчества от учебного центра «Урок»
  • Итоги зимней серии конкурсов педагогического мастерства от учебного центра «Урок»
  • Итоги всероссийских конкурсов детского творчества от учебного центра «Урок»
Все новостиАнонсы мероприятий

Новое

7

#Школьное образование #Учитель начальных классов #Все учителя #Выступление #Публикации

Выступление подготовлено для участия в семинаре-практикуме по теме «Образовательный потенциал ресурсов Президентской библиотеки» для педагогов и библиотекарей Тобольска и Екатеринбурга.

Сорокина Светлана Валерьевна (эксперт сообщества)0

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


3

#Дополнительное образование #Физкультурно-спортивное #Все учителя #Статья #Публикации

Воля, и её роль в подготовке спортсмена

Рядченко Алексей Андреевич0

Опубликовано в группе «Методические разработки в области физической культуры»


10

#УМК любой #Школьное образование #Учитель-предметник #Задача / упражнение / практикум #Учебно-дидактические материалы #ФГОС #Русский язык #6 класс

Упражнения на основе отрывка из повести И. С.Тургенева «Лес и степь».

Легоцкая Вера Сергеевна (эксперт сообщества)0

Опубликовано в группе «»Как живу, так и пишу: свободно и свободно!»»


8

#Школьное образование #Военный руководитель #Руководитель физического воспитания #Учебный фильм #Учебно-методические материалы #Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) #11 класс #10 класс #9 класс #8 класс

Видеоролик занятия с юнармейцами

Куницын Сергей Сергеевич 0


3

#Школьное образование #Все учителя #Статья #Публикации #Русский язык #Литература #11 класс #10 класс #9 класс #8 класс #7 класс #6 класс #5 класс

В статье рассказано об использовании мультимедиа технологий в современном образовании.

Перкова Любовь Михайловна 0


12

#Творческая работа #Педагог дополнительного образования #Классный руководитель #Организатор внеклассной и внешкольной работы #Публикации

Авторская разработка музыкально-литературной композиции.

Анна Владимировна Сальникова 0


19

#Школьное образование #Учитель-предметник #Презентация #Учебно-методические материалы #Математика #7 класс

Презентацию можно использовать при изучении темы «Таблицы» УМК И.Р.Высоцкий, И.В. Ященко

Гармс Людмила Павловна 4


1

#Программа внеурочной деятельности #Школьное образование #Учитель-предметник #Программы #ФГОС #Английский язык #6 класс #5 класс

Программа внеурочной деятельности для 5 класса, в которой отображена культура, устои и образ жизни англичан. Учащимся предложено познакомиться с праздниками и традициями англичан, узнать интересные географические и исторические факты о стране изучаемого языка.

Михтарьянц Талита Карповна 0


2

#Дополнительное образование #Научно-исследовательская работа #Средняя школа

Ученые добились самоподдерживающегося ядерного синтеза… но теперь они не могут его воспроизвести — https://www. sciencealert.com/scientists-achieved-self-sustaining-nuclear-fusion-but-now-they-cant-replicate-it

Новость от 16 августа 2022 года — «Ученые подтвердили, что в прошлом году они…

Черепанов Алексей Иванович

Опубликовано в группе «Учителя физики»


2

#Внеклассная работа #Начальная школа

Викторина для детей дошкольного имладшего школьного возраста (в режиме онлайн)

Ивлиева Наталия Алексеевна (эксперт сообщества)


Закрыть

UW Press -: Вызов барду Достоевский и Пушкин, исследование литературных отношений Гэри Розеншилд

Вызов барду
Достоевский и Пушкин, исследование литературных отношений
Гэри Розеншилд

Publications of the Wisconsin Центр пушкиноведения
Дэвид М. Бетеа, редактор серии

«Работа впечатляющего качества, которая подробно показывает, насколько широкая тень отбрасывалась величайшим поэтом России на тех, кто придет после».
— Дэвид М. Бетеа, редактор серии

Когда встречаются гении, происходит что-то необыкновенное, подобно молнии, возникающей при столкновении облаков, заметил русский поэт Александр Блок. Пожалуй, нет литературного столкновения более увлекательного и заслуживающего изучения, чем отношения между Александром Пушкиным (1799–1837), величайшим поэтом России, и Федором Достоевским (1821–1881), ее величайшим прозаиком. В двадцатом веке Пушкин, «российский Шекспир», стал чрезвычайно влиятельным, его литературные преемники повсеместно признавали и преклонялись перед его достижениями. Однако в девятнадцатом веке именно Достоевский больше, чем любой другой русский писатель, боролся с наследием Пушкина как культурной иконы и писателя. Хотя он боготворил Пушкина в последние годы своей жизни, младший Достоевский демонстрировал гораздо более спорные отношения со своим выдающимся предшественником.

В книге «Бросая вызов барду » Гэри Розеншилд занимается критическими историями этих двух литературных титанов, освещая то, как Достоевский реагировал, бросал вызов, адаптировал и, в конечном счете, преобразовывал творчество своего предшественника Пушкина. Сосредоточив внимание прежде всего на произведениях Достоевского до 1866 года, в том числе « Бедные люди», «Двойник», «Мистер Прохарчин», «Игрок», и «Преступление и наказание », Розеншилд отмечает, что путь молодого писателя к литературному величию лежал не вокруг Пушкина, а через него. Изучая каждую литературную фигуру с точки зрения другой, Розеншилд демонстрирует, как Достоевский одновременно отклоняется от творчества Пушкина и чтит его. По своей сути

Вызов барду предлагает уникальный взгляд на поэзию мастера, Пушкина, прозу его преемника, Достоевского, и природу литературного влияния.

Гэри Розеншилд , почетный профессор славянских языков и литературы Университета Висконсин-Мэдисон, является автором многих книг, в том числе Пушкин и жанры безумия и Западное право, Русское правосудие , обе изданы Университет Висконсин Пресс.
Похвала:

«Заводит много провокационных связей и доступен для студентов, прекрасный вклад в эту область».
Славянский и восточноевропейский журнал

«Читатели, интересующиеся как Пушкиным, так и Достоевским, могут найти множество вдохновляющих комментариев в «Вызов барду ».
Русское обозрение



Запросы средств массовой информации и книготорговцев относительно рецензий, мероприятий и интервью можно направлять в отдел рекламы по адресу [email protected] или по телефону (608) 263-0734. (Если вы хотите изучить книгу на предмет возможного использования в курсе, см. нашу страницу «Учебники». Если вы хотите изучить книгу на предмет возможного лицензирования прав, см. раздел «Права и разрешения».)
Смежные интересы:
Пушкин и жанры безумия
Шедевры 1833 года
Гэри Розеншилд
«Книга Розеншилда — золотая кладезь сведений не только о Пушкине, но и о многих его предшественниках, современники, но и критики». Виктор Террас

 

ОРИГИНАЛ В МЯГКОЙ ОБЛОЖКЕ
Июль 2013
ЛК: 2012032688 PG
328 стр.   6 x 9


Бумага $34,95 с
ISBN 978-0-299-29354-3
ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

«Интересно, эффективно и заставляет задуматься благодаря проницательному анализу и оригинальности Розеншилда».
— Сара Дж. Янг, автор книги «Идиот» Достоевского и этические основы повествования: чтение, повествование, сценарий

 

Мастер: Пушкин Александр Сергеевич


Пушкин занимает место в русской литературе, может быть, даже больше, чем это Шекспира на английском языке. Он является отправной точкой русской литературы. и русский литературный язык, каким мы его знаем сегодня. Любимый всеми россиянами, Пушкин писал лирику, прозу и драму, заложив основы русской литературной традиции практически во всех жанрах.

автопортрет

Пушкин появляется в Мастер и Маргарита в разных ипостасях: как автор Евгений Онегин , звуки которой сопровождают Ивана в его погоне; как статую Рюхин видит, когда возвращается в Москву из клиника Стравинского; как автор Скупой рыцарь , которую видит Никанор Иванович в исполнении Куролесова в его «сне»; и, наконец, как персонаж часто упоминается Советы в повседневной жизни .

Вне зависимости от того, где действие романа: 1920-е или 1930-е, Пушкин в сознании советских людей: в 1924 году исполнилось 125 лет со дня рождения поэта, а в 1937 году исполнилось 100 лет со дня его смерти. Оба были праздновали в Москве.

Юбилей Пушкина 1937 года

Булгаков, как и все русские, любил Пушкина, но особенно близок к поэту XIX века из-за отношения последнего к государству. Пушкина несколько раз высылали за то, что его взгляды выводили его из себя. с властями. Царь Николай I стал его «личным цензором». Во время работы на Мастер и Маргарита , Булгаков написал пьесу под названием «Александр Пушкин» или «Последние дни», в котором также трактуется отношения между гениальным художником и репрессивным государством (не в отличие от Мастер и Маргарита и пьесы «Кабала лицемеров», также известный как «Мольер»).

В «Последних днях» при Пушкине центральный персонаж, на самом деле он никогда не появляется на сцене. Вместо этого мы видим, как все вокруг отличные работы художника. Царская полиция в союзе с врагами Пушкина организовать его смерть, не остановив дуэль с Дантесом. Затем они удалось замять его похороны, чтобы он не мог вызвать больше политических волнений даже в смерти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *