Сенека стоики: Стоицизм. Сенека: «наставник тирана»

Стоицизм. Сенека: «наставник тирана»

Нерон был деспотичным тираном, самолюбивым и самовольным. Император сосредотачивал все больше власти в своих руках, и к 65 году оказалось, что у Сената нет никакой реальной власти. Назревает заговор.

✍️🏼 До сих пор доподлинно не известно, участвовал ли Сенека в заговоре против своего воспитанника. Можно лишь утверждать, что он находился в переписке с некоторыми заговорщиками.

👆 Когда Нерон обвинил Сенеку в предательстве, философ не стал вымаливать прощение.

🗡 Нерон казнил многих заговорщиков, а своему воспитателю позволил совершить самоубийство.

🩸 О том, как Сенека принимает смерть, мы узнаем из описания Тацита 👇

«Говоря таким образом, обращаясь ко всем присутствующим, Сенека обнял свою жену и, немного растроганный зрелищем собственного несчастия, стал уговаривать ее утешиться в печали и не считать ее безграничной, но искать себе утешения в созерцании добродетельной жизни своего мужа.

Паулина возражала, что и она хочет умереть вместе с мужем, и требовала, чтобы ее пронзили мечом. Сенека не хотел отнимать у нее этой славы, а также опасался, чтобы жена его, оставшись без поддержки, не подверглась худшим оскорблениям. Поэтому он сказал ей: «Я указывал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Я не буду противиться. Умрем же вместе с одинаковым мужеством, но ты с большею славой». После этих слов оба вскрыли себе жилы на руках. У Сенеки, истощенного старостью и строгим образом жизни, кровь вытекала очень медленно, чтобы ускорить ее истечение, он приказал открыть жилы также на ногах и на коленях. Утомленный жестокою болью и боясь смутить свою жену видом своих мучений, а также и сам, опасаясь смущения при виде ее страданий, Сенека велел перенести себя в другую комнату. Там он с красноречием, не покинувшим его даже в последний момент, призвал писцов, диктовал им многое, чего я, однако, не решаюсь повторить здесь.

Нерон не имел никакой личной ненависти против Паулины и, боясь упреков в излишней жестокости, приказал спасти ее. По настоянию воинов рабы и вольноотпущенники перевязали ей жилы и остановили кровь, неизвестно, впрочем, с ее ли согласия. Ибо, так как в обществе склонны верить только дурному, то были и такие, которые уверяли, что, пока она боялась жестокости Нерона, она искала славы умереть вместе с мужем, когда же ей была подана надежда на его милость, в ней проснулось желание жизни. После этого она прожила еще несколько лет, храня уважение к памяти мужа, но бледность ее лица и членов доказывала, что она потеряла очень много крови. Между тем Сенека, так как истечение крови у него шло медленно и смерть не наступала, попросил Стация Аннея, своего друга и опытного врача, дать ему яда, приготовленного на всякий случай заранее. Это был тот яд, которым афиняне отравляли осужденных на смерть. Сенека принял этот яд, но напрасно, так как тело его уже похолодело и яд не производил своего действия. Тогда он вошел в горячую ванну и, обрызгав водою окружавших его рабов, сказал, что это — возлияние Юпитеру Освободителю.

В ванне он задохся от горячих паров. Его тело было вынуто из нее и предано сожжению безо всяких торжественных обрядов. Так завещал он незадолго перед смертью. Завещание это было найдено между его рукописями».

➡️ То, как Сенека принял наказание, можно назвать идеалом автаркии — самодостаточности, вплоть до права распоряжаться своей жизнью. Позднее из-за влияния христианства самоубийство много веков оставалось стигматизированным.

Философия Сенеки — Нож

Стоицизм стал самой распространенной и успешной философией в Римской империи потому, что обещал чувство душевного равновесия в сложном и бурном мире, который, как и в наши дни, казался опасным и неконтролируемым. Но стоицизм был не единственной философией, обещавшей покой и умиротворение своим сторонникам. Эпикурейцы — в честь основателя школы Эпикура (341–270 до н. э.) — говорили о том же. Подобно своим предшественникам, греческим философам, и стоики, и эпикурейцы искали эвдемонию, или непреходящее счастье.

В некоторых областях воззрения эпикурейцев и стоиков совпадали. Но в целом эти две школы примирить невозможно — слишком велики различия между ними. В первых тридцати (приблизительно) письмах к Луцилию Сенека в конце каждого письма приводит высказывание Эпикура. Эти высказывания, или эпиграммы, в точности совпадают с учением стоиков по таким вопросам, как важность скромной жизни и достижение богатства путем экономии. Причисляя Эпикура к «противоположному лагерю», Сенека был чрезвычайно объективен и признавал ценность истинной мудрости, независимо от ее источника. Он часто повторял своему другу Луцилию, что хорошие идеи — это «общая собственность» человечества, кто бы их ни высказывал.

Распространенные стереотипы и развитие языка сослужили дурную службу эпикурейцам — как, впрочем, и стоикам. Сегодня мы называем эпикурейцем человека, стремящегося к удовольствиям, как гурман к изысканным блюдам. Действительно, эпикурейцы сделали «удовольствие» основой и целью своей философии, но они не были гедонистами. На самом деле под «удовольствием» они понимали жизнь, свободную от страданий. А что касается изысканной пищи, то все ровно наоборот. Сам Эпикур питался в основном хлебом и водой, а когда добавлял к своему рациону сыр, то считал это роскошью.

И стоики, и эпикурейцы искали покой и умиротворение для души, но их взгляды на Вселенную были прямо противоположными. Стоики уподобляли ее разумному организму, подобно тому, как ваша рука представляет собой проявление биологического разума. В отличие от них, эпикурейцы были убеждены, что Вселенная состоит из атомов — крошечных частичек материи, — которые сталкиваются и соединяются произвольным, случайным образом. Ключевые слова здесь — произвольным и случайным. Будучи любопытной идеей, атомизм не объясняет упорядоченность и закономерности, которые мы наблюдаем в природе или биологической жизни и которые очень далеки от случайности.

Еще одно существенное различие между двумя школами мы находим в их представлениях о том, как люди должны участвовать в жизни общества. Когда Эпикур основывал свою философскую школу в Афинах, он купил участок земли за границей города и назвал его «Сад». Ученики Эпикура проводили время в Саду, напоминавшем коммуну хиппи. ЭпикуB-рейцы вели совместную жизнь, но поставили себя вне общества. Цель состояла в достижении безмятежности духа, но на практике это означало отказ от всего, что могло потревожить душу, в том числе от возможных разочарований, связанных с браком, воспитанием детей и участием в политике. Квинтэссенцией стремления отделиться от общества может служить знаменитый совет Эпикура: «Живи неприметно».

У стоиков эпикурейская культура неучастия вызывала ряд серьезных этических вопросов и одновременно служила предметом насмешек. Нравоучения Эпиктета, обладавшего острым языком, понятны и сегодня. Например, из обращения к ученику: «Скажи, ради бога, представляешь ли ты себе город эпикурейцев? „Я не женюсь“.— „И я тоже. Ведь не следует жениться“. Но не следует и рождать детей, но не следует и участвовать в государственных делах. Что же получится? Откуда возьмутся граждане? Кто будет воспитывать их?».

В отличие от эпикурейцев, стоики подчеркивали важность участия в делах общества, понимая, что по своей природе мы социальные животные. С точки зрения стоиков, мы одновременно принадлежим к двум разным городам, или двум разным объединениям. Первое объединение — это город или поселение, где мы родились (или где теперь живем). Второе объединение — это космополис, «всемирный город», или «космическое сообщество», включающее весь мир и все человечество. Братство всех людей, к которому мы принадлежим, говорили стоики, обязывает нас совершенствовать общество — не покидать его, присоединяясь к коммуне, а активно участвовать в делах местных общин и всего государства. Вот почему многие стоики, в том числе Сенека и Марк Аврелий, были политическими деятелями или государственными служащими Римской империи. Стоицизм призывал их прилагать все силы для улучшения жизни людей.

Для стоиков жить в согласии с собой — значит участвовать в жизни общества, чтобы приносить пользу другим. Но все люди разные, и служение обществу может принимать разные формы. Нас не сделали по одному шаблону, и поэтому первый шаг — это понять себя и свою уникальную личность.

Познай себя

Нравы каждый создает себе сам, к занятию приставляет случай.

Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 47.15

В Древней Греции на стене храма Аполлона в Дельфах была вырезана знаменитая фраза: «Познай себя». Этот совет относится ко всем аспектам жизни, но наиболее актуален он при попытке ответить на вопрос: «Как жить в согласии с собой и приносить пользу обществу?» Все люди разные, и у каждого есть наиболее подходящее занятие и профессия. К этому добавляется фактор случайности, или Фортуна. Как объяснял Сенека, мы несем ответственность за свойства своего характера, но человек не всегда может выбирать, чем зарабатывать себе на жизнь.

Несмотря на невозможность полного контроля над профессиональной карьерой и жизненными достижениями, мы, вне всякого сомнения, должны стремиться к лучшему — то есть заниматься тем, что нам больше всего подходит.

Поэтому Сенека пишет, что «мы должны прежде всего изучить самих себя», а затем подумать, чем заниматься в жизни. Следует тщательно изучить себя, советует он, поскольку люди часто переоценивают свои возможности. Разумеется, верно и обратное. Иногда люди достигают меньшего, чем могут, потому что сомневаются в своих способностях.

В обсуждении этих аспектов Сенека, похоже, следует идеям своего предшественника, римского философа-стоика Панетия (ок. 185 — ок. 110 до н. э.). В своих работах Панетий описывал «четыре роли» (или четыре personae), определяющие место человека в обществе, в число которых входили работа и карьера. Мы будем называть их не «ролями», а факторами.

Первый фактор, который на нас влияет, — это наша универсальная природа как человеческих существ. Для стоика это значит, что мы разумные существа, способные понять мир и действовать наилучшим образом. Вторым фактором являются качества, которыми природа наделяет нас как отдельных личностей, и эти качества могут быть самыми разными. Как отмечал Сенека, то, что заложено в нас от рождения, остается на всю жизнь. Люди значительно отличаются друг от друга и внешне. Например, одни мускулистые от природы, другие нет. Но еще сильнее отличаются психологические установки, качества личности, а также таланты, которыми мы все обладаем.

Как отмечал Сенека:

Робость одних мало пригодна для общественных дел, которые требуют внушительной наружности. Упорство других излишне [при ведении] домашнего хозяйства. Одни, обладая властью, не поддаются гневу, а других негодование толкает ко всяким необдуманным словам. Некоторые не умеют соблюсти воспитанность и не воздерживаются от едких острот. Для всех них отдых полезнее дела: люди, по натуре необузданные и не владеющие собой, должны избегать всего, что ведет к независимости, которая может принести вред.

Третий фактор (помимо понимания особенностей своей личности и возможностей) — это неподвластный нам случай. Например, на нас влияет воспитание, материальное благополучие родителей, хорошие или плохие учителя, а также многое другое.

Четвертый, и последний, фактор — собственная воля, или личностная субъектность: наши намерения и решения. Выбор, к чему приложить свои силы, и энергия, с которой мы осуществляем свои намерения, — все это серьезно влияет на нашу карьеру и на вклад в развитие общества.

По мнению стоиков, мы должны знать себя, чтобы не идти против природы, пытаясь делать то, что находится за пределами наших возможностей. Невозможно жить в согласии с собой, не зная, кто ты. И наконец, невозможно жить в согласии с собой или быть счастливым, пытаясь подражать кому-то другому и игнорируя свою природу.

Как мы видим, римские стоики подчеркивали нашу универсальную природу как человеческих существ — то общее, что есть у всех. Однако они признавали и значение индивидуальных черт характера, которые также даны нам природой. Для счастливой и полноценной жизни в обществе необходимо учитывать оба этих аспекта. Таким образом, стоики расширили идею «следовать природе», распространив ее на особенности нашей личности.

Постоянство

…Больше всего заботься о том, чтобы быть верным самому себе.
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 35.4

Для Сенеки жить в согласии с собой означает быть одной неизменной, цельной личностью. Без личностного «чувства я» намерения человека подобны переменчивому ветру. «Но я и не говорю, — объясняет Сенека, — что мудрый должен все время идти одинаковым шагом, — лишь бы он шел по одной дороге». Эта идея перекликается с метафорой Сенеки, когда он говорит, что во время путешествия важно иметь цель, а не блуждать случайным образом.

Постоянство и наличие «цели» — это побочный продукт истинной философии жизни. Цельный человек является одной личностью, а не несколькими, имеет цель в жизни и соответствующие устремления. Но многие люди до самого последнего момента не знают, чего они на самом деле хотят. Как выразился Сенека, многие не руководствуются намерениями, а действуют «с ходу». В другой своей работе он иллюстрирует эту идею забавным рассказом о поведении, которое в наши дни называют невротическим.

Нет таких, чтобы день ото дня не меняли и замыслы, и желания: то хочется иметь жену, то любовницу; то мечтают царствовать, то стараются быть услужливей раба; то надуваются до того, что все их ненавидят, то сжимаются и становятся ниже тех, что лежат на земле; деньги то швыряют, то гребут.

Этим-то изобличается безрассудство души: каждый раз она другая, непохожая на себя, — а ничего позорней, по-моему, нет. Поверь мне, великое дело — играть всегда одну роль. Но никто, кроме мудреца, этого не делает; все прочие многолики. То мы покажемся тебе бережливыми и степенными, то расточительными и тщеславными. Мы то и дело меняем личины и берем противоположную той, какую сбросили. Так потребуй от себя одного: каким ты показал себя вначале, таким оставайся до конца.

Один из признаков «добрых нравов» состоит в том, что люди «довольны собой и не меняются. Непостоянно злонравие: оно меняется часто, но к лучшему никогда». Поэтому Сенека советует Луцилию: «Выбери раз навсегда мерило жизни и по нему выпрямляй ее».

Еще один способ быть верным себе и постоянным — предъявлять себя миру таким, какой вы есть на самом деле. Сенека пишет о том, как люди на публике носят маску и притворяются: перед аудиторией мы ведем себя не так, как наедине с собой. Это часто выражается в некоторой напыщенности и хвастовстве. Проблема в том, что человек, создающий себе ложный образ на потребу публике, все время беспокоится,что его фальшь будет раскрыта. Некоторых это может шокировать, как в случае с фотографиями известных голливудских актрис без макияжа. Как отмечает Сенека, «не безмятежна и безрадостна жизнь постоянно носящих маску» и «лучше быть презираемым из-за простоты, чем испытывать мучения из-за постоянного притворства».

И наконец, непременное условие согласия с собой — это совпадение слов и поступков. Говоря современным языком, «подкрепляй слова делом» или «врачу, исцелися сам». Сенека критиковал философов, не придерживавшихся этого правила. «Философия — не лицедейство, годное на показ толпе, философом надо быть не на словах, а на деле», — писал он. Другими словами: «Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим. Тот исполнил свое обещание, кто одинаков, слушаешь ли ты его, или смотришь».

Интеллектуальная свобода

…Главное для нас — не уподобляться овцам, которые всегда бегут вслед за стадом…
Сенека. О блаженной жизни. 1.3

Для Сенеки один из способов жить в согласии с собой — забота о сохранении интеллектуальной свободы. Это качество поставило его в ряд лучших мыслителей своего времени. Оно же делает его удивительно современным. Сегодня провозглашение своей интеллектуальной свободы у многих людей звучит как вызов или высокомерие, но подход Сенеки был иным: он связывал интеллектуальную свободу со скромностью. Другими словами, он осознавал ограниченность и неполноту человеческого знания. Он понимал, что через несколько веков новые открытия приведут к более глубокому пониманию нашего мира и всей Вселенной. Научное знание не стоит на месте, и мы должны быть открыты ко всему новому. Кроме того, с помощью критического мышления мы сами можем внести вклад в расширение человеческого знания. Он отмечает, что мы и будущие эпохи умножат то, что получено от живших до нас . Вот, например, что он пишет о научных открытиях:

Придет время, когда усердие долгих поколений вытащит в один прекрасный день на свет все то, что скрыто сейчас от нас. Для такого исследования одной жизни недостаточно, даже если вся она будет посвящена небу… Но придет время, и потомки наши удивятся, что мы не знали столь простых вещей.

По его образному выражению, мыслители прошлого «открыли подступы» к будущим открытиям, а не исчерпали возможности человеческого знания. По мнению Сенеки, это применимо и к стоицизму, а не только к астрономии и другим наукам. Стоицизм — это философия, а не религия, и она основана на доказательствах, а не на вере. Если вы сочтете аргументы стоицизма убедительными и найдете способы их проверить, то, возможно, также признаете его полезным как философию жизни. Настоящий стоик не попросит вас принять что-либо на веру. Возможно, это одна из причин, почему стоицизм привлекает многих современных людей, считающих себя нерелигиозными гуманистами.

Неудивительно, что Сенека, будучи независимым мыслителем, иногда критиковал ранних стоиков. Например, он указывал на несостоятельность некоторых аргументов Зенона, основателя школы. Он также не стеснялся критиковать логику Хрисиппа (ок. 279 — ок. 206 до н. э.), одного из самых влиятельных ранних стоиков, как слишком абстрактную и лишенную силы. Сенека считал, что для философа нужна не только вера, но и критическое мышление. По большей части соглашаясь с ранними стоиками, он оставлял за собой право критиковать их: «Нет, но я позволяю себе кое-что и придумать, и изменить, и отбросить. Я не раб предшественников, а единомышленник».

Об этом знают немногие, но Сенека на самом деле существенно развил философию стоицизма. Он привнес в нее свое глубокое понимание человеческой психологии и человеческой мотивации. Ранние стоики понимали, что ложные убеждения могут служить причиной страданий. Но Сенека первым объяснил, причем очень подробно, как эти ложные убеждения приобретаются в процессе социализации и адаптации к социальным нормам. В следующем запоминающемся пассаже Сенека говорит о том, что пойдет по пути предшественников, в то же время оставаясь открытым для новых знаний:

Нет, я воспользуюсь старой дорогой, но если найду другую, короче и ровнее, то сам ее вымощу. Все, кто до нас занимались тем же, не наши повелители, а наши вожатые. Истина открыта для всех, ею никто не завладел. Немалая доля ее останется и потомкам.

уроков Сенеки. Кем был Луций Анней Сенека? На одном… | Джон Селларс | Стоицизм — Философия как образ жизни

Чему мы можем научиться сегодня из его жизни и философии?

Кем был Луций Анней Сенека? С одной точки зрения, он был привилегированным лицемером, который проповедовал добродетель, молча одобряя невыразимые преступления, и восхвалял простую жизнь, наслаждаясь сказочным богатством. Родом из Испании, он попал в высшие политические круги Рима в первом веке нашей эры. После стычки с женой императора Клавдия он оказался сосланным на Корсику на десять лет только для того, чтобы быть отозванным при условии, что он возьмет на себя роль наставника мальчика, который впоследствии станет императором Нероном.

С точки зрения милосердия Сенека сделал все возможное, чтобы обуздать эксцессы молодого Нерона, но когда он признал, что это безнадежное дело, он сделал все возможное, чтобы выбраться из ситуации и уйти от общественной жизни настолько, насколько он мог. Последующий заговор против Нерона стал связан с его именем, и он был вынужден покончить жизнь самоубийством, событие, живописно описанное историком Тацитом. Как ни посмотри, жизнь Сенеки была отмечена чередой экстремальных взлетов и падений.

Сенека как философ

Сенека также был философом, самопровозглашенным последователем стоицизма. Опять же, критическая точка зрения представила бы его простым дилетантом, прикрывающим несколько возвышенных этических принципов эффектной риторикой, но мало интересующимся техническими подробностями серьезной философии. Хотя верно то, что Сенека не был философом по образцу современного академика, не были им и многие другие философы древности, да и большая часть истории философии с тех пор. Для Сенеки философия была, прежде всего, источником руководства о том, как жить, и его философские размышления по большей части касаются весьма практических вопросов, которые так же актуальны сегодня, как и в то время, когда он впервые написал их.

Будучи стоиком, Сенека присоединился к школе философии, которой уже сотни лет. Школа была основана в Афинах около 300 г. до н.э. Зеноном из Китиума. К сожалению, все работы Зенона и его афинских преемников сейчас утеряны. Как следствие, работы Сенеки являются старейшими полными сочинениями, сохранившимися от стоиков, и по некоторым темам, таким как их фирменная теория эмоций, он является жизненно важным источником информации. По другим темам он подтверждает то, что мы знаем из других источников, но в отличие от этих часто сухих и формальных отчетов, Сенека ярко воплощает в жизнь то, что было бы необходимо для стоической жизни — как трудности, так и преимущества.

Влияние Сенеки

Также легко недооценить его интеллектуальный диапазон. Сенека не только написал серию эссе, посвященных таким практическим вопросам, как смертность, невзгоды, гнев, но также досуг, покой, счастье, — он также написал ряд тем в области естественных наук — реки, гром и молнии, землетрясения, кометы — и он создал значительное количество драматических произведений. Это еще до того, как мы перейдем к его длинной переписке с Луцилием, которая, вероятно, остается его самой известной работой. Любого другого, кто мог бы создавать работы по моральной философии, науке и литературе, по праву можно было бы назвать эрудитом. Но по какой-то причине Сенека изо всех сил пытался добиться такого широкого признания.

Так было не всегда. В Средние века и в эпоху Возрождения его репутация была совершенно иной. На одной поразительной средневековой миниатюре в рукописи, содержащей серию философских текстов, Сенека находится в центре внимания, а по бокам — Платон и Аристотель. Пьер Абеляр, писавший в двенадцатом веке, назвал его величайшим из моральных философов. Двести лет спустя Франческо Петрарка назвал его величайшим из учителей. Примерно в то же время в Университете Пьяченцы в Италии была основана кафедра сенекских исследований. Вместе с Цицероном он сформировал многие взгляды ранних гуманистов. Эразм, редактировавший печатные издания сочинений Сенеки в шестнадцатом веке, писал, что «любой, кто читает его с желанием стать лучше, останется лучшим человеком».

Какие слова Сенеки вызвали такую ​​похвалу? Какие советы он дал и, что особенно важно, какие практические советы мы можем извлечь из сочинений Сенеки, которые могли бы быть полезны сегодня? Вот несколько ключевых идей:

Сохраняйте спокойствие. Нет ничего более разрушительного, чем неконтролируемая бурная эмоция, по крайней мере, так Сенека утверждал в своем эссе О гневе . Он слишком хорошо знал, насколько опасным может быть гнев, особенно когда он овладевает кем-то, обладающим властью жизни или смерти над другими. Как только он захватывает кого-то, с ним буквально нечего спорить. В памятном образе Сенека сравнил это с тем, как его сбрасывают с высокого здания, и он мчится к земле, не в силах ничего с этим поделать. Проблема в том, что гневная реакция на вещи может легко стать привычкой: чем чаще мы злимся, тем быстрее мы будем злиться в будущем. Деструктивные эмоции, такие как гнев, ревность или страх перед другими, утверждал он, неестественны, поскольку они подрывают нашу естественную общительность. Так как же лучше разорвать этот неестественный круг? Ответ Сенеки был простым и гуманным: нам просто нужно проявить немного больше терпимости друг к другу, признав, что ни они, ни мы не совершенны.

Не отвлекайтесь. В своем эссе «О краткости жизни» Сенека утверждал, что жизнь в полном, вовлеченном смысле этого слова — это то, что большинство людей испытывают только в короткие моменты. В остальное время они отвлекаются на пустяки, вообще не обращая внимания ни на что, и уж тем более не на что-либо важное. Становится невозможным хорошо делать какое-то одно дело, если человек занят сразу многими делами. Прежде чем мы это осознаем, мы ничего не сделали, несмотря на постоянную занятость. «Жизнь — наименее важная деятельность озабоченного человека, но нет ничего труднее учиться». Любому, кто жалуется на то, что жизнь слишком коротка, Сенека отвечает, говоря, что это только кажется таковым, потому что так много времени уходит впустую. Часто люди отдают свое время другим так, как никогда бы не сделали со своими деньгами, несмотря на то, что время несравненно более ценно. В отличие от денег, время ничем не заменить. Отвлекшийся человек часто постоянно занят, занимается чем-то, приобретает что-то, но никогда не находит времени, чтобы насладиться тем, что, по его мнению, ему нужно для хорошей жизни. Как только кто-то впадает в этот способ существования, как только отвлечение прекращается, он становится беспокойным, отчаянно нуждается в новом занятии и беспокоится, если не может его найти. Они становятся неспособными просто сидеть спокойно в одиночестве даже несколько мгновений.

Отдых в приоритете. Противоположностью постоянной занятости озабоченного человека является покой досуга. Сенека посвятил этой теме целое эссе. Для нас «досуг» часто означает целый ряд занятий помимо оплачиваемой работы, которые могут быть столь же лихорадочными, как и сама работа. Это не то, что имел в виду Сенека. Под «отдыхом» он прежде всего имел в виду ничегонеделание, не отвлекаться и не быть озабоченным, а полностью бодрствовать в настоящий момент. Любая «досуговая деятельность», требующая серьезных усилий — Сенека упоминает игры, спорт и даже солнечные ванны — не в счет. Итак, первая стадия включает в себя просто замедление, ничегонеделание, полное осознание того, что происходит здесь и сейчас. Он видел в этом прежде всего уединенное дело; нам часто лучше, когда мы одни, свободные от влияния других. Но что тогда? Если время так ценно, то, конечно же, мы не должны тратить его впустую, ничего не делая. Для чего наш вновь обретенный досуг? Для Сенеки действительно стоящее использование свободного времени — это посвятить его интеллектуальным занятиям. Он неизбежно упоминает философию, но понимает это в широком смысле, охватывая то, что мы теперь можем классифицировать как науку и историю, наряду с архетипическими философскими вопросами, и Сенека проводил часть своего досуга, сочиняя трагедии. Объединяет все эти вещи то, что они предполагают рациональное размышление о мире и нашем месте в нем. Такое размышление не только ценно само по себе, оно также контекстуализирует нашу собственную жизнь и помогает нам определить, что действительно важно для нас.

Живите скромно. Слишком много людей, заметил Сенека, тратят большую часть своей жизни в погоне за богатством, которым у них никогда не будет времени наслаждаться. Мало того, что они будут трудиться, чтобы приобрести его, они станут беспокоиться о том, чтобы его потерять. Чем больше они получают, тем больше они обижаются: «хотя они и получили много, но считают обидой то, что не получили больше». Они постоянно смотрят вперед на тех, кто даже богаче их самих, но редко останавливаются, чтобы оглянуться на всех тех, кто позади них. Если они успешны и ведут богатый образ жизни, у них вряд ли останется время для досуга, который Сенека считал действительно важным. Такой успех достигается ценой жизни, как он выразился. Выход из всего этого прост, утверждал он: довольствоваться простым и скромным образом жизни. После того, как основные моменты будут рассмотрены, нет необходимости стремиться к чему-либо еще. В то время как некоторые люди страдают от реальных лишений, гораздо большее число людей уже имеет все, что им нужно, даже не осознавая этого в полной мере, поскольку они находятся в ловушке постоянной борьбы за то, чтобы приобретать все больше и больше. В то время как бедность, безусловно, вызывает настоящую тревогу, чрезмерное богатство также имеет свои проблемы, и его также лучше избегать.

Учитесь на испытаниях. В эссе Сенеки О провидении он ответил на традиционную проблему зла: почему плохие вещи случаются с хорошими людьми, если вселенная устроена провиденциальным образом? Как стоик Сенека действительно верил, что вселенная была организована рациональной и провиденциальной силой, пронизывающей всю природу, которую стоики отождествляли с Зевсом. Что интересно в его ответе, так это то, что он включает в себя то, что, по мнению человека, может произойти как нечто плохое. Он утверждал, что многие вещи, которые люди обычно считают невзгодами, следует рассматривать как преимущества. Его аргумент основывается на более широких утверждениях стоической этики, в частности на представлении о том, что единственное, что действительно хорошо, — это превосходный, добродетельный характер, в то время как внешние вещи и события являются просто «безразличными», не имеющими внутренней ценности, даже если некоторые из них могут быть предпочтительнее. над другими. При прочих равных условиях мы все предпочли бы быть здоровыми, а не больными, но, как утверждали стоики, даже во время болезни можно наслаждаться хорошей жизнью, если человек обладает добродетельным характером. Имея это в виду, Сенека утверждал, что многие так называемые невзгоды не только не являются по-настоящему плохими, но на самом деле приносят нам пользу. Только переживая неудачи, люди получают шанс развить свой характер. Такие замечательные черты, как стойкость, мужество и настойчивость, не появляются из ниоткуда; они с трудом завоевываются через опыт несчастья. Ключевой момент Сенеки заключается в следующем: поскольку этот опыт позволяет нам развивать наши характеры к лучшему, он на самом деле полезен, и поэтому его следует приветствовать. Неудача оборачивается для нас благом. Напротив, чрезмерное везение может сделать людей неблагодарными, ленивыми и самодовольными. Тем не менее, нет особого смысла слишком беспокоиться ни о удаче, ни о неудаче, учитывая, что и то, и другое находится вне нашего контроля, но когда мы сталкиваемся с трудным испытанием, Сенека напоминает нам, что на самом деле мы можем выйти с другой стороны сильнее и лучше благодаря этому. , даже если это может показаться не так в то время.

Не будь слишком амбициозным. Многие люди восприняли стоические идеи о стойкости как полезный совет для людей на современном рабочем месте. Если вы хотите в конечном итоге добиться успеха, нужно закаляться и учиться на неудачах. Взгляд Сенеки был совершенно иным. Он слишком хорошо осознавал опасности честолюбия, достигнув самой вершины и не раз падая. Амбиции подпитывают наши желания и ожидания, приводя к фрустрации и разочарованию, когда мы терпим неудачу, что неизбежно произойдет, по крайней мере, некоторое время. Идеал, конечно, состоит в том, чтобы избегать подобных эмоциональных реакций на неудачи, но время от времени они будут возникать у всех нас, потому что никто из нас не совершенен. В свете того, что мы уже видели, мы могли бы также сделать паузу и подумать о том, чего мы так упорно добиваемся. Для Сенеки это не материальные блага сверх того, что требуется для скромной, комфортной жизни. Вместо этого самое ценное — это время для осмысленной неторопливой деятельности, и слишком часто амбиции съедают наше время, а не освобождают его.

Найдите значимое занятие. Итак, что, по мнению Сенеки, мы должны делать со своей жизнью? Мы уже видели, как он восхваляет ценность таких интеллектуальных занятий, как философия. Он не был особенно предписывающим в этом вопросе, но советовал, чтобы каждый нуждался в важной, значимой деятельности в своей жизни, какой бы она ни была. Слишком много людей, писал он в О краткости жизни , вообще не имеют никакой цели в жизни; они просто дрейфуют, тратя время впустую, и, прежде чем они это осознают, все кончено. Найдите что-нибудь, — советует он, — что бы это ни было, что-то, что кажется достойным использованием ограниченного времени, которое у вас есть, чтобы в конце вашей жизни, когда бы оно ни наступило, у вас было что показать в течение вашего короткого времени на земле. .

С одной стороны, Сенека представляет счастливую жизнь относительно легкой; это сверхзанятая, постоянно отвлекающая, эмоционально насыщенная, сверхамбициозная жизнь — тяжелая работа. С другой стороны, найти правильную значимую деятельность, вокруг которой можно построить свою жизнь, — непростая задача. Для самого Сенеки это, без сомнения, была философия. Как он выразился, «если бы мне не разрешили доступ к этим [философским] вопросам, мне не стоило бы родиться… уберите это бесценное благословение, и жизнь не стоит пота и паники». Для Сенеки философия не только учит нас, как жить, но и придает нашей жизни смысл. Это наиболее подходящая деятельность для разумного, рефлексивного животного. Беда в том, что многие из нас слишком увлечены пустяками, чтобы найти на это время — время просто подумать.

10 стоических правил Сенеки

Сенека Младший, также известный как Луций Анней Сенека, родился в 4 г. до н.э. в Кордове, Испания. Сенека, которому посчастливилось родиться в богатой семье с хорошими связями, получил образование в области риторики и философии и вырос в шумном городе Древнего Рима.

Именно здесь, в Риме, Сенека начал свою карьеру юриста и оратора, а позже занялся философией, в частности стоической философией.

Стоицизм — это направление древнегреческой философии, подчеркивающее необходимость самоконтроля и развития стойкости характера перед лицом трудностей и невзгод.

Стоики учили, что мир и все в нем управляется разумом и что каждый из его граждан обязан изучать устройство окружающего мира и жить в соответствии с ним и в гармонии с ним.

Для стоиков жизнь в соответствии с этим универсальным разумом является фундаментальным шагом на пути к хорошей жизни. Точно так же и добродетельная жизнь была необходимым компонентом этой хорошей жизни, где добродетель означала развитие мудрости, справедливости, мужества и воздержания.

Личная философия Сенеки была отражением его личной жизни, он был моралистом и убежденным сторонником дисциплины и самоконтроля. Он написал ряд стоических произведений, в том числе эссе, трагедии и сборник из 124 писем, написанных близкому другу, чтобы дать мудрость и практические советы о том, как жить хорошей и нравственной жизнью.

Сенека умер в 65 году нашей эры. Император Нерон, у которого Сенека был советником, становился все более параноиком и непостоянным и считал, что Сенека был частью заговора с целью его свержения. Это, в свою очередь, привело к казни Сенеки, в которой ему был предоставлен выбор: быть казненным другим человеком или покончить с собой. Сенека решил покончить с собой.

Несмотря на трагический конец его жизни и близость к императору Нерону, которую некоторые возражают против него, работа Сенеки в стоической философии сохранилась до наших дней и оказала глубокое влияние на многих людей, которые ее читали. Его учения о добродетели, философии, воздержании и морали заслуживают особого внимания, и их продолжают читать и ценить по сей день.

10 стоических правил Сенеки:

«Иногда даже жизнь — это акт мужества».

«Истинное счастье в том, чтобы наслаждаться настоящим, без тревожной зависимости от будущего, не тешить себя ни надеждами, ни страхами, а довольствоваться тем, что имеем, чего достаточно, ибо существующему ничего не нужно. Величайшие блага человечества находятся внутри нас и в пределах нашей досягаемости. Мудрый человек доволен своей участью, какой бы она ни была, не желая того, чего у него нет».

«Всякая жестокость проистекает из слабости».

«Мы чаще пугаемся, чем обижаемся; и мы страдаем больше от воображения, чем от реальности»

«Ибо что мешает нам сказать, что счастливая жизнь состоит в том, чтобы иметь ум свободный, возвышенный, бесстрашный и непоколебимый — ум, который находится вне досягаемости страха, вне досягаемости желания, который считает добродетелью единственное добро, низость — единственное зло, а все остальное — не что иное, как бесполезная масса вещей, которые приходят и уходят, не увеличивая и не уменьшая высшего блага, и ничего не убавляют от счастливой жизни и ничего к ней не прибавляют?
Заземленный таким образом человек должен, хочет он того или нет, обязательно сопровождаться постоянной бодростью и радостью, которая глубока и исходит из глубины души, так как он находит удовольствие в своих собственных ресурсах и не желает никаких радостей, больших, чем его внутренние радости.

«Откладывать дела — самая большая трата жизни: она уносит каждый день таким, какой он есть, и лишает нас настоящего, обещая будущее. Величайшим препятствием для жизни является ожидание, которое зависит от завтрашнего дня и теряется сегодня. Вы устраиваете то, что находится под контролем Фортуны, и отказываетесь от того, что находится в вашей власти. На что ты смотришь? С какой целью вы напрягаетесь? Все будущее в неопределенности: живи немедленно».

«Богатство — раб мудреца. Мастер дурака»

«Самое большое препятствие для жизни — это ожидание, которое зависит от завтрашнего дня и теряется сегодня. Вы устраиваете то, что находится под контролем Фортуны, и отказываетесь от того, что находится в вашей власти. На что ты смотришь? С какой целью вы напрягаетесь? Все будущее в неопределенности: живи немедленно».

«Дело не в том, что нам осталось жить недолго, а в том, что мы теряем его много.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *