Сенека кто такой: Сенека. Большая российская энциклопедия
Сенека. Большая российская энциклопедия
Литераторы
- Области знаний:
- Древнеримская литература
- Другие наименования:
- Луцилий Анней Сенека
- Дата рождения:
- около 4 года до нашей эры
- Дата смерти:
- 65 год нашей эры
- Историческое государство:
- Древний Рим
- Современное государство:
- Италия
- Сфера деятельности:
- Риторика, История западной философии, Драматургия
- Язык:
- латинский
Се́не́ка [Луций Анней Сенека Младший (Сенека Философ), Lucius Annaeus Seneca minor (Seneca Philosophus)] (около 4 до н. э., Кордуба, ныне Кордова – 65 н. э., Рим), римский писатель, философ, государственный деятель.
Средний из трёх сыновей Луция Аннея Сенеки Старшего. В Риме получил грамматическое и риторическое образование, углублённо изучал философию. Прославился как судебный оратор. В середине 30-х гг. стал сенатором. В 41 г. по воле Валерии Мессалины, супруги Клавдия I, был сослан на Корсику. В начале 49 г. возвращён в Рим и назначен воспитателем 11-летнего Нерона, после прихода к власти которого в 54 г. – фактический правитель Рима (вместе с Афранием Бурром). Писал для Нерона речи, формулировал политические и юридические решения высшей власти. В 56 г. назначен на должность консула. Принимал участие в убийстве матери Нерона – Агриппины Младшей (59). В 62 г. удалился от государственных дел, вёл скромный образ жизни, посвятив себя философии. Обвинённый в заговоре, по приказу Нерона покончил с собой.
Сенека был плодовитым писателем; многое из наследия утрачено, в том числе речи, на которых прежде всего основывалась его литературная репутация. С 11 в. известен сборником «Диалоги», составленным значительно раньше, в который вошли 12 написанных в разное время книг: «О провидении» («De providentia», после 62), «О стойкости мудреца» («De constantia sapientis», 47–63), «О гневе» («De ira», 41), «Утешение к Марции» («De consolatione ad Marciam», около 40), «О счастливой жизни» («De vita beata», около 58), «О досуге» («De otio», около 62), «О спокойствии души» («De tranquillitate animi», после 49), «О краткости жизни» («De brevitate vitae», 50–55), «Утешение к Полибию» («De consolatione ad Polybium», 44), «Утешение к матери Гельвии» («De consolatione ad Helviam matrem», 42). Сохранились трактаты «О мягкости» («De clementia», 56), «О благодеяниях» («De beneficiis», около 60), а также «Нравственные письма к Луцилию» («Epistolae morales ad Lucilium», созданы в 62, русские переводы 1893, 1977), задуманные как целостное литературное произведение (что не исключает наличия реальной переписки Сенеки с другом – эпикурейцем Луцилием).
Философия Сенеки в целом соответствует классическому стоицизму; на её формирование оказали также влияние пифагорейцы, киники и идеи Посидония. Сенека не одобрял логику, считая её бесполезной; задача философии, согласно Сенеке, – дать советы человеку в трудной ситуации, научить жить в согласии с природой, направить к блаженной жизни – полному очищению от пороков и аффектов и обретению безупречной добродетели. Поскольку философия мыслилась Сенекой как душевная терапия, то его сочинения обращены преимущественно к «нездоровой душе»; произведения обыкновенно оформлены как диалоги или письма и отмечены прямолинейным морализмом. Сосредоточившись на решении стоической проблемы свободы воли, Сенека осознавал, что прямолинейный детерминизм несовместим с практикой душевной терапии и этикой моральной ответственности. Он неоднократно высказывался о сознательном уходе из жизни как о пути к свободе; в частности, оценивал самоубийство Катона Младшего как философский акт.
Под именем Сенеки известны несколько мифологических трагедий, в целом отражающих идеалы стоической философии, в т. ч. «Агамемнон» («Agamemnon»), «Безумный Геркулес» («Hercules furens»), «Медея» («Medea», сокращённый русский перевод М. В. Ломоносова, 1748), «Эдип» («Oedipus»), «Федра» («Phaedra»), «Финикиянки» («Phoenissae»), «Фиест» («Thyestes»), «Троянки» («Troades»).
Среди прочих дошедших до нас произведений – эпиграммы, биография отца – Сенеки Старшего, научный труд «Исследования о природе» («Naturales quaestiones», после 62). Сенека приписывается инвектива в духе менипповой сатиры «Отыквление божественного Клавдия» («Apocolocyntosis divi Claudii», древнегреческий ’Αποϰολοϰύνθωσις, от ϰολοϰύνϑη – тыква, по аналогии с ἀποθέωσις – обожествление; 54 или 55, русский перевод 1891 под названием «Сатира на смерть императора Клавдия»; в русском переводе 1899 – «Псевдоапофеоз императора Клавдия»; в русском переводе Ф. А. Петровского – «Апофеоз божественного Клавдия», 1957), написанная в форме прозиметра.
Творчество Сенеки пользовалось популярностью у ранних христианских писателей (в т. ч. у Тертуллиана и Августина). К концу 4 в. получила распространение подложная переписка Сенеки с апостолом Павлом. В средние века Сенека – один из самых читаемых и авторитетных римских авторов. На русский язык активно переводился с 18 в.
Кузнецов Александр ЕвгеньевичДата публикации: 14 июля 2022 г. в 11:12 (GMT+3)
Сенека | это… Что такое Сенека?
Лу́ций А́нней Се́нека (лат. Lucius Annaeus Seneca minor) или Сенека младший или просто Сенека — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма.
Сын Луция (Марка) Аннея Сенеки Старшего (выдающегося ритора и историка) и Гельвии. Младший брат Юния Галлиона. Принадлежал к сословию всадников.
Содержание
|
Биография
В раннем возрасте был привезен отцом в Рим. Учился у пифагорейца Сотиона, стоиков Аттала, Секстия, Папиния.
37 — ко времени восшествия на престол Калигулы слава Сенеки как оратора и писателя возрастает настолько, что возбуждает зависть императора и в конце концов он распорядился убить Сенеку, но одна из многочисленых наложниц императора уговорила его не делать этого, сославшись на то, что слабый здоровьем философ и так скоро умрет.
41 — в первый год правления Клавдия за причастность к дворцовой интриге попадает в ссылку и проводит восемь лет на Корсике.
49 — жена императора Клавдия Агриппина Младшая добивается возвращения Сенеки из ссылки и предлагает ему стать наставником её сына — будущего императора Нерона.
54 — после отравления Клавдия к власти приходит шестнадцатилетний Нерон. Его наставники — Сенека и Секст Афраний Бурр — становятся первыми советниками императора. Особенно велико в этот период влияние Сенеки.
57 — получает высшую в империи должность консула. Богаство его достигает в эту пору огромной суммы в 300 млн сестерций.
59 — Нерон вынуждает Сенеку и Бурра косвенно участвовать в убийстве своей матери, Агриппины. Сенека пишет для Нерона постыдный текст выступления в сенате с оправданием этого преступления. Его отношения с императором становятся все более натянутыми.
62 — после смерти Бурра Сенека подаёт прошение об отставке и удаляется на покой, оставив все свое огромное состояние императору.
(По приказу Нерона Сенека был приговорен к смерти с правом выбора способа самоубийства)
Был идеологом сенатской оппозиции деспотическим тенденциям первых римских императоров. Был фактическим правителем Рима в молодые годы Нерона, однако позднее был оттеснён от власти, когда отказался санкционировать репрессии против противников Нерона и против христиан.
Смерть Сенеки
Покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни. Несмотря на возражения мужа, жена Сенеки Паулина сама изъявила желание умереть вместе с ним и потребовала, чтобы её пронзили мечом… Сенека ответил ей: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Я не буду противиться. Умрем же вместе с одинаковым мужеством, но ты — с большею славой». После этих слов оба вскрыли себе вены на руках. У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно. Чтобы ускорить её истечение, он вскрыл себе вены и на ногах. Так как смерть все не наступала, Сенека попросил Стация Аннея, своего друга и врача, дать ему яду.
Произведения
Философские диалоги
В разных переводах книги могут иметь и разные названия.
- 40 «Утешение к Марции» (Ad Marciam, De consolatione)
- 41 «О гневе» (De Ira)
- 42 «Утешение к Гельвии» (Ad Helviam matrem, De consolatione)
- 44 «Утешение к Полибию» (De Consolatione ad Polybium)
- 49 «О кратковременности жизни» (De Brevitate Vitae)
- 62 «О досуге» (De Otio)
- 63 «О душевном покое» или «О душевном спокойствии» (De tranquillitate animi)
- 64 «О провидении» (De Previdentia)
- ?? «О стойкости мудреца» (De Constantia Sapientiis)
- ?? «О счастливой жизни» (De vita beata)
Художественные
- 54 мениппова сатира «Отыквление божественного Клавдия» (Apocolocyntosis divi Claudii) [1]
- трагедия «Агамемнон» (Agamemnon)
- трагедия «Безумный Геркулес» или «Геркулес в безумье» (Hercules furens)
- трагедия «Троянки» (Troades)
- трагедия «Медея» (Medea)
- трагедия «Федра» (Phaedra) [2]
- трагедия «Фиест» (Thyestes) [3]
- трагедия «Финикиянки» (Phoenissae)
- трагедия «Эдип» (Oedipus)
Все эти произведения представляют собой вольную переработку трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида и их римских подражателей.
Эпиграммы
- Все, что мы видим вокруг…
- К лучшему другу.
- О простой жизни.
- Родине о себе.
- О благе простой жизни.
- О богатстве и бесчестии.
- О начале и конце любви.
- О смерти друга.
- О развалинах Греции.
- О звоне в ушах.
Другие
- 56 «О милосердии» (De Clementia)
- 63 «О благодеяниях» или «О благодарениях» или «О добрых делах» (De beneficiis)
- 63 «Исследования о природе» или «Натурфилософские вопросы» (Naturales quaestiones)
- 64 «Нравственные письма к Луцилию» или «Письма к Луцилию» (Epistulae morales ad Lucilium)
Приписываемые
Некоторые книги ранее считались произведениями Сенеки, но сейчас большинство исследователей авторство Сенеки отвергают или подвергают сомнению.
- трагедия «Октавия» (Octavia)
- трагедия «Геркулес Этейский» (Hercules Oetaeus)
- 370? «Переписка апостола Павла с Сенекой» (Cujus etiam ad Paulum apostolum leguntur epistolae)
Как выглядел Сенека?
Псевдо-Сенека. Британский музей
Споры об этом велись уже давно и, во всяком случае, не менее долго, чем существовала первая версия. А своим происхождением она обязана итальянскому гуманисту, историку Ф. Урсину (1529—1600), с лёгкой руки которого римская копия античного бюста в 1598 году при сравнении с портретом на конторниате была идентифицирована как портрет философа (оба произведения к настоящему времени утрачены, однако представление о том, как выглядел тот бюст, можно получить по изображению, присутствующему на групповом портрете кисти П. Рубенса «Четыре философа»), ныне за данной скульптурой прочно закрепилось наименование «Псевдо-Сенека», а исследователи пришли к заключению, что это портрет Гесиода.
В 1764 году И. Винкельман опроверг выводы Ф. Урсина. И, как вскоре выяснилось, совершенно справедливо — в Геркулануме была найдена ещё одна реплика этого античного портрета, а в 1813 году в Риме на Целиевом холме была обнаружена герма с двойным изображением — Сократа и Сенеки (на груди последнего начертано: Seneca). С 1878 года она находится в Берлине. Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме — подделка, и что он не мог быть таким полным, каким изображен — ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел».
Историки и искусствоведы окончательно утвердились в том, что первый портрет не имеет отношения к Сенеке после того, как было обнаружено несколько других копий этой скульптуры (пердполагается, что портрет Гесиода был предназначен для фриза Пергамона). Сенека был довольно известным в своё время государственным деятелем и философом, но не до такой степени, чтобы его портреты создавались в Риме в столь значительном множестве [2].
Споры на данный предмет уже утихли — решение принято, но своеобразный компромисс, в виде ироничной дани былой полемике, нашёл монетный двор Испании, выпустивший монеты с «гибридным» портретом философа.
Примечания
- ↑ Тацит. Отрывки. Смерть Сенеки
- ↑ Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности: 337 портретов в слове и образе. М.: Прогресс.1984
Литература
- В. Фаминский, «Религиозно-нравственные воззрения Л. Аннея Сенеки и их отношение к христианству» Киев, 1906
- П. С. Таранов, «120 философов. Анатомия мудрости» изд. «Реноме» г. Симферополь, 1997 год.
Ссылки
- Луций Анней Сенека в библиотеке Максима Мошкова
- Сенека. Письма к Луцилию — текст писем на русском и латинском языках
- Проект Арсения Князькова
- Все сочинения Луция Аннея Сенеки на русском языке.
Сенека — Энциклопедия Нового Света
Эта статья о римском философе. О племени коренных американцев см. В статье, озаглавленной «Нация сенека».
Сенека Младший
Луций Анней Сенека (часто известный просто как Сенека или Сенека Младший ) (ок. 4 г. до н.э. – 65 н.э. ) был римским философом, государственным деятелем, драматург и писатель Серебряного века латинской литературы. В то время, когда он не был вовлечен в римскую политику, он написал девять трагедий, сатиру, философские эссе, трактат по метеорологии и 124 письма, посвященных моральным вопросам. Он был первым писателем-стоиком, чьи оригинальные произведения сохранились нетронутыми, а не фрагментами, включенными в произведения более поздних писателей. Средний стоик и эклектик, Сенека не внес много новых идей или концепций, но ясно и блестяще писал об этике, нравственном воспитании, психологии и натурфилософии. В течение восьми лет он служил советником императора Нерона и пытался направлять его правительство в соответствии со стоическими идеалами.
Содержимое
- 1 срок службы
- 2 Работы
- 2.1 Философские труды
- 2.2 Трагедии
- 2.3 Сенека и Святой Павел
- 2.4 Диалоги
- 2.5 Трагедии
- 2.6 Другое
- 2.7 Цитаты
- 3 Каталожные номера
- 4 Внешние ссылки
- 4. 1 Общие источники по философии
- 5 кредитов
Раннехристианская церковь считала, что он знал святого Павла, и поэтому признала его работы легитимными и сохранила их. Работы Сенеки читали средневековые ученые, а его трагедии — с их мрачностью, призраками и ведьмами — оказали сильное влияние на елизаветинскую драму.
Жизнь
Родился в Кордове, Испания, в 4 году до н. э. , Сенека был вторым из трех сыновей Гельвии и Марка (Луция) Аннея Сенеки, богатого ритора, известного как Сенека Старший. Старший брат Сенеки, Галлион, стал проконсулом в Ахайе (где он встретился с апостолом Павлом около 52 г. н.э. г.), а Сенека приходился поэту Лукану дядей от его младшего брата Аннея Мелы.
Предание повествует, что он был болезненным ребенком и что его тетка, вышедшая замуж за префекта Гая Галерия, увезла его в Рим для обучения в школе Секстиев. Он обучался риторике, а в стоическую философию его познакомили Атталос и Сотион. Позже он также изучал неопифагореизм. В 25 г. н.э. Сенека последовал за своей тетей в Египет для лечения болезни.
В 31 году н. э. он вернулся в Рим и стал успешным адвокатом. Он вступил в конфликт с императором Калигулой, который чуть не казнил его около 37 года до н. э. ; его пощадили только потому, что Калигула не верил, что слабое здоровье Сенеки позволит ему жить долго. В 41 9018 г. г. н. э. Мессалина, жена императора Клавдия, убедила Клавдия изгнать Сенеку на Корсику, обвинив его в прелюбодеянии с Юлией Ливиллой, дочерью брата Клавдия Германика. На Корсике Сенека посвятил время изучению философии и естествознания и написал три Утешение .
В 49 9018 г. г. н. э. новая жена Клавдия, Агриппина Младшая, отозвала Сенеку в Рим для обучения ее сына, Л. Домиция, которому суждено было стать императором Нероном. В 50 г. г. г. н. э. Сенека женился на богатой и влиятельной женщине Помпее Паулине и стал претором. Когда Клавдий умер в 54 9018 г. г. н. э., Агриппина добилась признания Нерона императором вместо сына Клавдия, Британника. Сенека стал ближайшим советником Нерона вместе с его другом и префектом претория Секстом Афранием Буррусом. Первая речь Нерона была составлена Сенекой и обещала Сенату свободу. За первые пять лет quinquennium Neronis , Нерон правил мудро под влиянием Сенеки и Бурруса. Они провели финансовые и судебные реформы и выступили за более гуманное обращение с рабами. Их протеже Корбулон победил парфян, и новая администрация последовала за подавлением восстания Будикки в Британии. Нерон становился все более и более тираническим, и по мере того, как его жена Поппея приобретала все большее влияние, враги Сенеки постепенно настраивали Нерона против него. После смерти Бурруса в году 62 9018 года н. э. Сенека попросил уйти из общественной жизни и посвятил больше времени учебе и писательству.
В 65 г. н.э. Сенеку обвинили в причастности к заговору с целью убийства Нерона, писонианскому заговору. Без суда Нерон приказал Сенеке покончить жизнь самоубийством. Тацит описывает самоубийство Сенеки, изображая его встречающим смерть со спокойствием и стойкостью. Его жена Помпея Паулина, намеревавшаяся покончить жизнь самоубийством после смерти Сенеки, была приговорена Нероном к пожизненному заключению.
Произведения
Произведения, приписываемые Сенеке, включают сатиру, эссе по метеорологии, философские эссе, 124 письма, посвященные моральным вопросам, и девять трагедий. Одна из трагедий, приписываемых ему, Octavia , как теперь известно, не его авторства, а другой, Hercules on Oeta , находится под вопросом.
Apocolocyntosis divi Claudii — политическая сатира на обожествление Клавдия.
Философские труды
Семь книг Naturales Quaestiones посвящены естественным наукам и отражают труды Посидония. Остальные философские работы Сенеки посвящены в основном этике и морали. Трое Consolationes , написанные во время его изгнания на Корсику, Ad Marciam , Ad Helviam matrem и Ad Polybium , обсуждают смысл жизни и правильное отношение к смерти и утрате. Они должны были утешить двух родителей в связи со смертью их сыновей и его собственную мать в связи с его отсутствием в ссылке. В тот же период он написал De Ira , трактат о последствиях гнева и о том, как им можно управлять. В год, когда его отозвали в Рим, он написал De brvitate vitae , объясняя, что даже короткой жизни достаточно, если правильно использовать время. В 56 г. н.э. он обратился к Нерону с обращением De clementia , указав, что милосердие является высшей добродетелью императора. Epistula мораль , 124 эссе, посвященных Луцилу Младшему, обсуждают ряд моральных вопросов и считаются одними из его лучших философских сочинений. О транквилизаторах аними, О константии разумной, О жизни беата и De otio обсуждают образ жизни стоиков и качества мудреца. В семи книгах De beneficiis рассматриваются преимущества как отдачи, так и получения. Идеи, выраженные Сенекой, отражали стандартные учения среднего стоицизма, но были сформулированы таким образом, чтобы сделать их привлекательными и легко понятными.
Трагедии
Сенека наиболее известен своими трагедиями, которые являются единственными сохранившимися образцами латинской трагической драмы. Нет никаких свидетельств того, что пьесы когда-либо ставились на сцене; они были написаны, когда Сенека был в изгнании, и сильно отличаются от того типа драмы, который был популярен в то время. Их широко читали в средневековых университетах, и они оказали сильное влияние на европейскую драму пятнадцатого, шестнадцатого и семнадцатого веков. Перевод трагедий был опубликован в Англии в 1581 году. В пьесах того времени можно обнаружить элементы драматического стиля Сенеки, в том числе атмосфера мрака и ужаса, длинные монологи, риторические припевы, стоицизм, тема мести, включение сверхъестественного и таких персонажей, как жестокие тираны, ведьмы, сумасшедшие и невинные. Трагедии Сенеки успешно ставились в наше время.
Сенека и святой Павел
Говорят, что старший брат Сенеки Галлион встретил ученика Павла в Ахее в 52 г. г. н.э. между Сенекой и Святым Павлом. (Эти письма почитались раннехристианскими авторитетами, но большинство ученых не считают их подлинными.) Некоторые средневековые писатели считали, что Сенека был обращен в христианство Павлом. Работы Сенеки были сохранены ранними христианами и изучены Августином Гиппопотамом, Иеронимом и Боэцием. Его работы были включены в средневековые антологии, и Данте, Петрарка и Джеффри Чосер ссылаются на них. В 1614 году Эразм отредактировал первый английский перевод очерков Сенеки о морали. Работы Сенеки оказали влияние на Жан-Жака Руссо, Жана Кальвина и Мишеля де Монтеня.
Диалоги
Примечание: даты указаны приблизительно.
- (40 CE ) Ad Marciam, De consolatione («Марсии, в утешение»)
- (41 CE ) Де Ира («В гневе»)
- (42 CE ) Ad Helviam matrem, De consolatione («Хельвии, в утешение»)
- (44 CE ) De Consolatione ad Polybium («Полибию, в утешение»)
- (49 C. E. ) De Brevitate Vitae («О краткости жизни»)
- (62 CE ) De Otio («В свободное время»)
- (63 CE ) De Tranquillitate Animi («О спокойствии ума»)
- (64 CE ) De Providentia («По провидению»)
- (??) De Constantia Sapientiis («О твердости мудреца»)
- (??) Де Вита Беата («О счастливой жизни»)
Трагедии
- Геркулес Фуренс («Безумие Геракла»)
- Троадес («Троянские женщины»)
- Медея
- Phoenissae («Финикиянки»)
- Федра
- Агамемнон
- Фиест
- Эдип
- Hercules Oetaeus («Геркулес на Эте»): сомнительное авторство
- Octavia : Проблемное авторство
Другое
- (54 C.E. ) Apocolocyntosis divi Claudii ] («Тыквение божественного Клавдия»)
- (56 CE ) De Clementia («О помиловании»)
- (63 CE ) De Beneficiis («О пособиях») [семь книг]
- (63 CE ) Naturales quaestiones [семь книг]
- (64 C. E. ) Epistulaemoralesad Lucilium
Цитаты
- Драгоценный камень не может быть отполирован без трения, а человек не может быть усовершенствован без испытаний.
- Человек, который страдает прежде, чем это необходимо, страдает больше, чем необходимо.
- Врач не сердится на несдержанность сумасшедшего и не обижается, когда на него бранится человек в лихорадке. Точно так же мудрый человек должен относиться ко всему человечеству, как врач к своему пациенту, и смотреть на них только как на больных и экстравагантных.
- Ссора быстро разрешается, когда одна из сторон покидает ее; нет битвы, если не двое.
- Хорошо управляемый аппетит — большая часть свободы.
- Все искусство есть подражание природе.
- Вся жестокость проистекает из слабости.
- Гнев подобен тем развалинам, которые разбиваются о то, что падают.
- Гнев, если его не сдерживать, часто приносит нам больше вреда, чем обида, которая его провоцирует.
- Гнев: кислота, которая может причинить больше вреда сосуду, в котором она хранится, чем всему, на что ее наливают.
- Отсрочка гнева — лучшее противоядие от гнева.
- Подумайте, когда вы злитесь на кого-либо, что вы, вероятно, подумаете, если он умрет во время спора.
- Какова сказка, такова и жизнь: важно не то, сколько она длинна, а то, насколько она хороша.
- Пока живешь, учись жить.
- Остерегайтесь человека, который побуждает к действию, в котором он сам не подвергается риску.
- Узрите достойное зрелище, на которое Бог, обратив внимание на Свое дело, может направить свой взор. Вот равный, достойный Бога, храбрый человек, противостоящий злой судьбе.
- Храбрые мужчины радуются невзгодам, как храбрые воины побеждают на войне.
- Советуйся со своим другом во всем, особенно в том, что касается тебя. Тогда его совет может оказаться полезным там, где ваша собственная любовь к себе может помешать вашему суждению.
- В разговоре есть какое-то очарование, вкрадчивая и коварная вещь, которая выуживает из нас секреты, как любовь или спиртное.
- Преступление, когда оно удается, называется добродетелью.
- Смерть — желание одних, облегчение многих и конец всех.
- Трудности укрепляют ум, как труд укрепляет тело.
- Не проси того, чего тебе не хотелось бы иметь.
- Каждое правление должно подчиняться более великому правлению.
- Каждый грех является результатом сотрудничества.
- Ожидание — величайшее препятствие на пути к жизни. В предвкушении завтра теряет сегодня.
- Бог есть универсальная субстанция в существующих вещах. Он включает в себя все вещи. Он источник всего сущего. В Нем существует все, что есть.
- Тот, кто наживается на этом, совершил преступление.
- Кто не предотвращает преступления, когда может, поощряет его.
- Делающий добро другому делает добро и себе.
- Тот, кто слишком боится враждебности, недостоин править.
- Тот, кто обладает большой силой, должен использовать ее осторожно.
- Я не доверяю либералам, я доверяю консерваторам.
- Я буду управлять своей жизнью и мыслями так, как если бы весь мир видел одно и читал другое, ибо что значит делать что-либо тайной для ближнего, когда Богу, исследователю наших сердец, все наша личная жизнь открыта?
- Если человек не знает, какую гавань он ищет, любой ветер — правильный ветер. Если человек не знает, в какой порт он плывет, никакой ветер не будет попутным.
- Если ты хотел быть любимым, люби.
- Невежественные люди видят жизнь либо как существование, либо как несуществование, но мудрецы видят ее за пределами как существования, так и небытия в чем-то, что превосходит их обоих; это наблюдение Срединного Пути.
- Это неровная дорога, ведущая к вершинам величия.
- В неблагодарности виноват другой, а если я не даю, то моя вина. Чтобы найти одного благодарного человека, я обязую очень многих, которые не таковы.
- Мы не осмеливаемся не потому, что вещи трудны, а потому, что мы не смеем, они трудны.
- Беден не тот, у кого слишком мало, а тот, кто жаждет большего.
- Важно качество, а не количество.
- Признак великого ума — не любить величие и предпочитать меру вещам излишествам.
- Светлые беды говорят; весомые онемели.
- Скромность запрещает то, чего не запрещает закон.
- Самый сильный тот, кто владеет собой.
- Не может быть счастлив тот, кто выброшен за пределы правды. И есть два пути, которыми человек может быть удален из этого царства: лгать или лгать.
- Никто не смешон, кто смеется над собой.
- Одно преступление должно прикрываться другим.
- Религия рассматривается простыми людьми как истинная, мудрые как ложная, а правители как полезная.
- Рассказать вам, что такое настоящее зло? Смириться с тем, что называется злом, отдать им нашу свободу, вопреки которой мы должны встретить любое страдание.
- Так живи с людьми так, как будто тебя видит Бог, и говори с Богом так, как будто люди слышат тебя.
- Успех бывает не жадным, как думают люди, а незначительным. Вот почему это никого не удовлетворяет.
- То горе есть свет, который может посоветоваться.
- Несчастье добрых обращает лица к небу; удача плохих склоняет головы к земле.
- Следует желать блага процветания; но хорошими вещами, относящимися к невзгодам, следует восхищаться.
- Давление невзгод не действует на разум храбреца… Оно сильнее внешних обстоятельств.
- Труднее всего вспоминать о том, что тяжелее всего переносить.
- В признании доброго дела столько же величия, как и в его исполнении.
- Нет никакого удовольствия в том, чтобы владеть чем-то неразделенным.
- Нет человека столь сурово наказанного, как того, кто подвергает себя плети собственного раскаяния.
- Нет никого столь великого, но он может и нуждаться в помощи и служении, и стоять в страхе перед силой и злобой даже самого подлого из смертных.
- Те, кто хвалятся своим происхождением, хвастаются тем, чем они обязаны другим.
- Истинное счастье — это… наслаждаться настоящим, не тревожась о будущем.
- Мы чаще пугаемся, чем обижаемся; и мы больше страдаем от воображения, чем от реальности.
- Мы мудреем от невзгод; процветание разрушает нашу оценку права.
- Мы можем быть благодарны другу за несколько акров или немного денег; и все же ради свободы и господства над всей землей и ради великих благ нашего бытия, нашей жизни, здоровья и разума мы считаем себя ничем не обязанными.
- Мы должны каждую ночь звать себя к ответу: какую немощь я преодолел сегодня? какие страсти противостояли? какое искушение устояло? какую добродетель приобрел? Наши пороки утихнут сами собой, если с ними каждый день расправляться.
- Какая разница, сколько у тебя есть? То, чего у вас нет, значит гораздо больше.
- В чем один из нас обвиняет другого, каждый найдет в своем сердце.
- Когда я думаю над тем, что я сказал, я завидую глупым людям.
- Везде, где есть человек, есть возможность для доброты
- Мудрость проявляется не столько в наставлениях, сколько в жизни — в твердости ума и овладении аппетитом. Он учит нас не только говорить, но и делать; и чтобы наши слова и действия были одного цвета.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Берри, Пол и Луций Анней Сенека. Встреча Сенеки и христианства . Эдвин Меллен Пресс, 2002. .
- Хитроумно, Джон. «Нерон, Сенека и медальер римских императоров», Art Bulletin 68: 2 (июнь 1986 г.): 314–317.
- Сенека, Луций Анней. Стоическая философия Сенеки: Очерки и письма Сенеки Нью-Йорк: Doubleday, 1958.
- Сенека, Луций Анней. Послания Сенеки 1-65 (Сенека). Джон В. Басор, пер. Кембридж, Массачусетс: Классическая библиотека Леба, издательство Гарвардского университета, 1970. .
- Сенека, Луций Анней. Сенека на английском языке. Дон Доля, изд. Нью-Йорк: Классика пингвинов / Penguin USA, 1998.
- Стрем, Джордж Г. Жизнь и учение Луция Аннея Сенеки . Преимущество Пресс; 1-е изд., 1981 г.
Внешние ссылки
Все ссылки получены 26 января 2023 г.
- Сенека в Project Gutenberg
- Цитаты Сенеки на странице The Quotations Page
General Philosophy Sources
- Stanford Encyclopedia of Philosophy
- Проект Пайдейя Онлайн
- Интернет-энциклопедия философии
- Проект Гутенберг
Кредиты
Энциклопедия Нового Света писателей и редакторов переписали и дополнили статьи Википедии в соответствии с Энциклопедия Нового Света стандартов. Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:
- Сенека история
История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :
- История «Сенеки»
Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.
Сенека — Лаборатория принятия решений
Философ-стоикВведение
На их плечах
90 006На протяжении тысячелетий великие мыслители и ученые работали над тем, чтобы понять особенности человеческого разума. Сегодня мы имеем честь применять их идеи на практике, помогая организациям уменьшать предвзятость и добиваться лучших результатов.
Узнайте, как
Луций Анней Сенека, которого чаще всего называют по фамилии, был выдающимся философским деятелем периода римской империи (с 27 г. до н.э. по 476 г. н.э.). Он является одним из самых влиятельных деятелей стоицизма, философского движения о силе трансформации через знание. 1
Однако Сенека не был типичным философом. Философия была не просто тем, что он изучал, это был образ жизни. Он не проводил дни с головой в книгах, а скорее практиковал философию в повседневных действиях. Сенека был не только философом, но и государственным деятелем, оратором и драматургом. Сенека также был известен своими поэтическими трагедиями, затрагивающими знакомые греческие трагические темы. 2
В целом цель Сенеки заключалась в том, чтобы жить осмысленно и аутентично, в соответствии со стоической философией. Он считал, что этого можно достичь через понимание мира, природы и самого себя. 1 Он был непреклонен в том, что мы должны заботиться только о том, что мы можем контролировать — настоящем — и не основывать наши решения на том, что неопределенно — будущем. Он стремился жить полной жизнью, и его философия помогает его последователям идти по тому же пути.
»Истинное счастье состоит в том, чтобы наслаждаться настоящим, не тревожась о будущем, не тешить себя ни надеждами, ни страхами, а довольствоваться тем, что имеем, чего достаточно, ибо тот, кто есть, хочет ничего.
— Луций Сенека 3
На плечах
Для миллен Кроме того, великие мыслители и ученые работали над тем, чтобы понять особенности человеческого разума. Сегодня мы имеем честь применять их идеи на практике, помогая организациям уменьшать предвзятость и добиваться лучших результатов.
Узнайте, как
Стоицизм
Движение античной философии впервые возникло в эллинистический период (с 323 г. до н.э. по 31 г. до н.э.). 1 В наши дни, однако, именно через Сенеку, родившегося после этого периода, люди обычно узнают о стоицизме. Успех его философских работ превзошел его жизнь и сыграл важную роль в возрождении стоических идей в эпоху Возрождения. 4
Стоицизм выводит философию за пределы академической сферы в практику значимого самопреобразования. 1 Сторонники стоицизма считают, что философия не должна состоять только из сложных лекций или толстых книг. Они верят, что философия — это образ жизни, который помогает людям достичь моральной ценности посредством внимательности и спокойствия. 5
Сенека писал, что « из всех людей отдыхают только те, кто находит время для философии, только те действительно живы. Ибо они не только хорошо следят за своей жизнью, но присоединяют к своей жизни каждый век. Все годы, прошедшие до них, добавляются к их собственным. » 6 Для стоиков философское знание о природе мира позволяет людям жить полной жизнью.
Поскольку Сенека считал философию образом жизни, он не создавал философскую теорию с нуля. Он считал, что философские прозрения вдохновлены окружающим миром и должны помочь нам жить в согласии с этой существующей системой. 4 Знание – это не самоцель, а средство осмысленной жизни. 5 Поэтому такие стоики, как Сенека, были заинтересованы в практическом применении философии и этики, таких как право, мировое гражданство, природа и религия, поскольку эти усилия дают людям чувство цели и принадлежности. 5
Стоицизм также предполагает, что мы должны сосредоточиться на том, что важно, и не ставить ничего выше жизни, включая богатство. 6 Хотя сам Сенека был успешным и богатым человеком, он проповедовал, что денежное богатство не должно определять человека. Как сказал неоднозначный писатель и мыслитель Нассим Талеб, Сенека наслаждался прибылью от богатства, но никогда от него не зависел. Он был хозяином богатства, а не рабом. 7
Согласно стоицизму, деньги — это товар, из которого люди всегда могут сделать больше (в отличие от времени), и поэтому накопление и сохранение богатства не должно быть приоритетом. Настоящее «богатство» для Сенеки не имело ничего общего с деньгами. На самом деле он утверждал, что долго жить и долго существовать — две разные вещи; делать не лучше, чем быть. Чтобы жить по-настоящему, нужно максимально использовать свое время, а не быть пассивным винтиком в капиталистической системе. Таким образом, богатство должно заключаться в том, чтобы жить полной жизнью, основываясь на собственных желаниях и целях. 6
О краткости жизни
Философские труды Сенеки были сосредоточены на вопросе: как мы можем быть счастливы? Во-первых, он считал, что люди должны быть постоянными учениками и использовать жизнь как своего учителя. Во-вторых, он предложил нам работать с окружающим миром — идея, поразительно актуальная в эпоху изменения климата. Он предположил, что людям нужно работать в согласии с окружающей средой, а не так, чтобы извлекать из нее.
В-третьих, в своем эссе «О краткости жизни» Сенека писал, что для того, чтобы быть счастливыми, мы должны быть настроены на невозобновляемость нашего времени. 6 Поскольку наше время ограничено, а это самый важный ресурс, его следует тратить с умом. Он призвал людей осознать ценность времени и жить настоящим моментом, поскольку только настоящее мы можем контролировать.
Он писал: « откладывание дел — величайшая трата жизни: она уносит каждый день таким, какой он есть, и лишает нас настоящего, обещая будущее. Величайшим препятствием для жизни является ожидание, которое зависит от завтрашнего дня и теряется сегодня. Вы устраиваете то, что находится под контролем Фортуны, и отказываетесь от того, что находится в вашей власти. На что ты смотришь? С какой целью вы напрягаетесь? Все будущее в неопределенности: живи немедленно 905:30». 8
Мы можем извлечь из эссе Сенеки несколько полезных инструментов, которые помогут нам в управлении временем:
- Относитесь ко времени как к товару. Это поможет людям защитить свое время, поскольку они будут относиться к нему как к ценному ресурсу.
- Не нужно тратить время на подготовку к жизни. Этот урок следует стоическим убеждениям, что изучение философии должно происходить не отдельно от остальной жизни, а в соответствии с ней. Сенека был сторонником жизни настоящим, потому что будущее неопределенно.
- Потратьте время на то, что вам нравится и сделает вашу жизнь значимой. Живите для себя, а не делайте что-то для других.
- Избегайте прокрастинации, потому что деятельность, которой мы занимаемся во время прокрастинации, не имеет смысла. Уловка Сенеки, позволяющая избежать прокрастинации, называется «premeditation malorium» (преднамеренность зла). Если вы попросите себя представить возможные негативные последствия или наихудшие сценарии перед тем, как что-то начать, это поможет людям подготовиться к отвлекающим факторам, которые могут возникнуть.
- Прикрепляйте немедленное вознаграждение к работе, которая не принесет значимой отдачи до более позднего времени. Наше желание немедленного удовлетворения обычно является причиной того, что мы прокрастинируем, поскольку значимая работа часто приносит вознаграждение только после многих часов или недель. Например, вы можете сказать себе, что вам разрешено смотреть Netflix только в том случае, если вы закончите первый раздел своего отчета, тем самым привязывая к своей работе немедленное вознаграждение.
- Поскольку мы работаем около восьми часов в день только для того, чтобы позволить себе свободное время, мы должны использовать это свободное время для участия в значимых мероприятиях.
- Вспомните свое прошлое. Хотя Сенека советует нам жить настоящим моментом, он не согласен со стратегиями тайм-менеджмента, которые советуют сосредоточиться на настоящем и смотреть в будущее. По его мнению, будущее неопределенно, а прошлое неизменно. Таким образом, размышления о прошлом могут обеспечить большее самосознание и помочь вам понять, как вы оказались там, где вы находитесь сегодня.
- По словам Сенеки, « Память более долговечна, чем горе, », поэтому мы должны тратить время на создание счастливых воспоминаний. Считается, что воспоминания о жизненном опыте более устойчивы, чем осязаемые предметы роскоши, к гедонистической беговой дорожке, что предполагает, что мы адаптируемся к жизненным событиям, и поэтому наше счастье стабилизируется. Поскольку жизненный опыт не поддается адаптации, он может повысить уровень нашего счастья даже во времена печали. 6
Эмоции
В эссе Сенеки, озаглавленном «О гневе», предполагается, что идеальный человек не имеет иррациональных эмоциональных реакций, но все же питает рациональные аффективные чувства. Например, хотя идеальный человек не должен испытывать желания, удовольствия или страха, он должен испытывать хорошие чувства, такие как «желание», радость и осторожность, которые помогут ему избежать опасности. 4 Сенека считал, что эти последние эмоции были рациональными аффективными состояниями, пришедшими на смену иррациональным.
Сенека предположил, что эмоции, которыми мы реагируем на расстраивающие события, обычно иррациональны и мешают рациональным действиям. Традиционные экономисты, вероятно, согласятся, поскольку они предполагают, что люди должны принимать решения как homo economicus, рациональные люди, принимающие решения, на которых влияет только максимизация вознаграждения. Если кто-то ворует у вас, действия из гнева и мести вряд ли принесут максимальную награду.
Сенека знал, что такие эмоции, как гнев, невероятно сильны, поэтому он считал, что люди должны заменить их рациональными ответами. Разрушительные эмоции, такие как гнев, ревность и страх, могут завладеть чьей-то жизнью и стать всепоглощающей. Более того, действия, основанные на этих эмоциях, могут быстро стать привычкой, повышая вероятность того, что мы будем реагировать таким же образом в будущем.
Он пишет в «О гневе»: « лучший план состоит в том, чтобы сразу отвергнуть первые побуждения к гневу, сопротивляться самому его зарождению и заботиться о том, чтобы не быть преданным ему: ибо, если однажды он начнет увлекать нас , трудно вернуться снова в здоровое состояние. ” 9 Сенека полагал, что выход из этого цикла заключается в том, чтобы быть более терпимыми друг к другу и признать, что никто не совершенен, включая нас самих. 10 Людям нужно давать право совершать ошибки.
Вместо того, чтобы верить, что эмоции — это непроизвольные реакции, Сенека верил в нашу способность контролировать то, как мы реагируем на вещи. В результате он проповедовал, что мы должны реагировать с сочувствием, терпением и спокойствием. По его мнению, обстоятельства не изменятся независимо от того, как вы отреагируете, так что лучше не усугублять ситуацию. 9
Избегать таких эмоций, как страх, особенно важно, когда речь идет о страхе смерти, эмоции, которую испытывают многие люди. Сенека предполагает, что боязнь смерти парадоксальна; предполагается, что страх помогает сохранить жизнь, но в итоге он ее портит, потому что люди поглощаются своим страхом и не могут наслаждаться настоящим моментом. Эта идея связана с философией Сенеки о важности жизни в настоящем моменте. 4
Историческая биография
Луций Сенека родился в богатой семье около 4 г. до н.э. в Испании. Его отец, известный как Сенека Старший, был учителем риторики, а мать получила почетное образование. 2
В юном возрасте тетя Сенеки отвезла его в Рим, чтобы обучить его ораторскому искусству и философии. 2 После получения образования он занялся политикой и стал финансовым клерком. В это время он также начал свои философские поиски стоицизма под влиянием философов-стоиков, таких как Маркус Катон, и не-стоиков, таких как Эпикур. И Катон, и Эпикур часто цитируются в трудах Сенеки. 7
В жизни Сенеки произошел крутой поворот в 41 г. н.э., когда Клавдий стал императором Рима. Клавдия заставили поверить, что Сенека прелюбодействовал со своей племянницей, что привело его к изгнанию Сенеки на остров Корсика. К счастью, его изгнание продлилось всего восемь лет: жена Клавдия, Агриппина, устроила так, чтобы Сенека вернулся в Рим и стал воспитателем и советником ее сына.
В 50 году нашей эры, вскоре после того, как Сенека вернулся в Рим, он стал претором — судебным чиновником, ответственным за вопросы справедливости — и женился на богатой Помпее Паулине. У Паулины была влиятельная группа друзей, которые подняли положение Сенеки в обществе. 2
Сенека стал воспитателем и советником сына Клавдия и Агриппины Нерона, который теперь известен как один из самых печально известных и деспотичных императоров в истории Римской империи. Фактически, отношения Сенеки с Нероном заставили многих людей усомниться в характере Сенекаши. 7
На самом деле причиной смерти Сенеки стал ученик Сенеки Нерон, которого он много лет консультировал. Полагая, что Сенека был частью заговора с целью убить Нерона, Нерон приказал Сенеке покончить с собой в 65 году нашей эры. 7
Сенека продолжал вдохновлять людей еще долго после своей смерти, таких как голландский философ Эразм, английский философ Фрэнсис Бэкон и французский математик Блез Паскаль. 7 Фактически, Эразм перевел моральные трактаты Сенеки на английский язык в 1614 году. 7
Хотя Сенека более известен своими философскими эссе и письмами, он также написал несколько трагедий. Уильям Шекспир — возможно, величайший драматург всех времен — сам находился под влиянием Сенеки, у которого он черпал вдохновение для своей пьесы 9.0529 Царь Эдип . 3
Insights
О жизни в данный момент:
« Как сказка, такова и жизнь: важно не то, насколько она длинна, а насколько она хороша ».
» Немедленно начинай жить и считай каждый отдельный день отдельной жизнью .»
О размышлениях о прошлом:
« Время лечит то, что не может разум ».
“ Каждую ночь перед сном мы должны спрашивать себя: какую слабость я преодолел сегодня? Какую добродетель я приобрел? »
О жадности:
« Не тот человек, у которого слишком мало, а тот, кто жаждет большего, беден. ”
“ Богатство – раб мудрых. Мастер дурака. »
О стойкости:
« Трудности укрепляют разум, как труд укрепляет тело. ”
“ На человека влияют не события, а его взгляды на них. ”
Где мы можем узнать больше?
Книгу, в которой собрано большинство наиболее влиятельных эссе и писем Сенеки, можно найти в разделе «Диалоги и эссе» в переводе Джона Дэви. Если вас особенно интересуют стоические верования Сенеки, «Стоическая философия Сенеки » состоит из избранных его работ, которые представляют его мысли о философском движении.
Вы также можете посмотреть Том I «Очерков Сенеки», онлайн-источник, который включает мысли Сенеки о провидении, стойкости, гневе и милосердии.
Если вас особенно интересуют стратегии Сенеки по управлению временем, вы можете приобрести его эссе «О краткости жизни» в виде электронной книги. Или вы можете проверить этот подкаст, который состоит из шести эпизодов, основанных на «О краткости жизни». Если вам действительно нравятся подкасты, вы также можете послушать этот выпуск философского подкаста The Partially Examined Life , который ведет Марк Линсенмайер. Эпизод исследует, как мы можем научиться стоически жить с помощью философских учений Сенеки.
Писатель и предприниматель Тим Феррис — большой поклонник Сенеки. Он превратил письма Сенеки в аудиокнигу. Эти письма охватывают ряд тем, тесно связанных с практическим применением стоицизма и философии в целом.
Ссылки
- Бальцли, Д. (2018, 10 апреля). Стоицизм . Стэнфордская энциклопедия философии. https://plato.stanford.edu/entries/stoicism/#Phil
- Дадли, Д. Р. (1998, 20 июля). Сенека 905:30 . Британская энциклопедия. https://www.britannica.com/biography/Lucius-Annaeus-Seneca-Roman-philosopher-and-statesman
- Медрут, Ф. (2019, 15 марта). 30 цитат Сенеки, которые помогут вам жить полноценной и достойной жизнью . Голкаст. https://www.goalcast.com/2019/03/15/seneca-quotes/
- Фогт, К. (2007, 17 октября). Сенека . Стэнфордская энциклопедия философии. https://plato.stanford.edu/entries/seneca/#SenSto
- Saunders, JL (1998, 20 июля). Стоицизм . Британская энциклопедия.