Самые знаменитые произведения ломоносова: Какие известные произведения М.В.Ломоносова?
Национальная Библиотека Чеченской Республики — 19 ноября исполнилось 310 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова
Опубликовано 16.11.2021В 2021 году исполняется 310 лет со дня его рождения Михаила Васильевича Ломоносова – первого русского академика, основателя Московского университета, человека энциклопедических знаний, чье имя прославило Россию на века.
17 ноября сотрудники отдела технической и сельскохозяйственной литературы Национальной библиотеки ЧР им. А.А. Айдамирова провели вечер памяти поэтического наследия и научных достижений Михаила Ломоносова.
М. Ломоносов – одна из наиболее значимых фигур XVIII века. Среди его заслуг; создание русской оды философского и высокого гражданского звучания, поэмы, поэтические послания, трагедии, сатиры, филологические труды и научная грамматика русского языка.
Гостей познакомили с его известными художественными произведениями, рассказали о жизненном пути, научной деятельности, разносторонних интересах и великих открытиях.
— Имя великого Ломоносова знает весь мир. Пушкин сказал о нем замечательно: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II. Он один является самобытным сподвижником просвещения, создавшим первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Из беседы посетители узнали, что Ломоносов является основоположником русской философской оды. Этот гений успел за свою жизнь сделать много открытий в разных областях науки. Ломоносов имел постоянную тягу к науке, был верен истине, факту, позволяющему двигать науку дальше, он сделал Россию известной во всём мире.
«Творческая и научная широта Ломоносова служит примером всем, кто становится на путь познания и помощи народу, государству и человечеству», – отметила зав. отделом Т.Х. Мовлаева.
«Не случайно высшая награда Академии наук для российских и зарубежных исследователей это – «Большая золотая медаль имени М.В. Ломоносова», – добавила Мовлаева.
В информационной части гостей познакомили с книжной выставкой «Светило науки и просвещения», представленной литературой, посвященной гениальному ученому. Его открытия в области химии, физики и астрономии опередили работы западноевропейских ученых. М. В. Ломоносов развил атомно-молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести, выдвинул учение о свете, создал ряд оптических приборов, открыл атмосферу на планете Венера, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Так же, известны его труды в области истории. в 1755 году ученный стал инициатором проэкта и открытия Московского университета.
Литература, представленная на выставке, содержит произведения самого Ломоносова и биографические материалы. Выставку дополняют издания: «Самые знаменитые люди России», «Сто великих ученых», «Сто великих гениев».
Хронологическая таблица Ломоносова: основные даты жизни
Ученый, поэт, государственный деятель – хронологическая таблица Ломоносова поможет понять личность этого уникального человека и его место в истории государства российского. Он посвящал оды власть придержащим, затем, используя получаемые от них блага и милости, использовал на развитие отечественной науки. Он занимался естествознанием, гуманитарными науками и литературой, считаясь классическим примером “универсального человека”, основные черты которого были описаны еще в эпоху Возрождения.
Будущий великий ученый не зря пришел в Москву из родной деревни – это подтвердит таблица основных дат жизни Ломоносова, в которой все значимые события и открытия Михайла Васильевича описаны четко и подробно. Учащиеся, их родители и все, кто интересуется историей науки, могут узнать много интересного об открытиях русского ученого из информации, которую легко найти в тематическом разделе нашего сайта.
1711 год, 8 (19) ноября – Родился Михаил Васильевич Ломоносов в деревне Мишанинской Архангельской Губернии.
1730, 7 декабря – В Холмогорской воеводской канцелярии получил паспорт.
1730, 15 декабря – Отправился в Москву.
1734 – Учёба в Киево-Могилянской академии.
1736, 12 января – Зачислен студентом в Санкт-Петербургский академический университет.
1736, 4 октября – Для обучения горному делу и металлургии направлен в Германию.
1736-1739 – Обучался в Марбургском университете.
1737, январь – Слушает курс механики профессора Х. Вольфа и курс теоретической химии профессора Ю. Г. Дуйзинга.
1739, февраль – Женился на дочери квартирной хозяйки Елизавете-Христине Цильх.
1739-1740 – Под руководством И. Ф. Генкеля обучался горному делу.
1740, 26 мая – Обвенчался в церкви реформатской общины Марбурга с Елизаветой-Христиной Цильх.
1741, 8 июня – Вернулся в Санкт-Петербург.
1742, 8 января – Определён адъюнктом физического класса Академии наук и художеств.
1745, 25 июля – Назначен профессором химии Академии наук и художеств.
1746, 20 июня – Впервые читает на русском языке публичные лекции по физике.
1748 – Создал первую в России научно-исследовательскую и учебную химическую лабораторию.
1748-1757 – Проводил в химической лаборатории работы по изготовлению цветных стёкол и красок, химическому анализу руд.
1752-1753 – В химической лаборатории читал первый в истории курс лекций по физической химии.
1753 – Основана стекольная фабрика в деревне Усть-Рудица.
1755 – По проекту М. В. Ломоносова учреждён Московский университет.
1757 – Назначен советником Академической канцелярии.
1757 – Синод потребовал приостановить научную деятельность Ломоносова, призвавшего «особливо не ругать наук в проповедях».
1758
1760, 30 апреля – Шведская королевская академия наук избрала М. В. Ломоносова своим почётным членом.
1763, 10 октября – Избран членом Академии трёх знатнейших художеств (за мозаичные работы).
1764, 17 апреля – Избран почётным членом Академии наук Болонского института.
1765, 4 (15) апреля – Скончался от воспаления лёгких в собственном доме на реке Мойке.
1765, 8 апреля
Анализ оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»
«Вечернее размышление о Божием величестве»: история создания
В 1743 году, в мае-месяце, Ломоносова из-за конфликта с иностранными профессорами, работающими в Санкт-Петербургской академии наук и художеств, взяли под стражу. Пробыл в камере Михаил Ломоносов ровно восемь месяцев. Исследователи его биографии отмечают, что этот период отмечен его активной деятельностью как в науках, так и в творчестве. Именно находясь в заключении, Михаил Ломоносов пишет стихотворение «Вечернее размышление о Божием величестве» в жанре оды.
Вообще внесение в заглавие Бога — это попытка угодить царской цензуре. Не станем обвинять в этом прославленного русского ученого и поэта, ибо в сложных ситуациях к такому методу прибегали многие — и Александр и Достоевский, писавшие какие-либо восхваления и посвящения императорской семье или событиям из русской истории. Так поступил и Ломоносов с целью достигнуть скорейшего освобождения.
А вот в самом произведении Михаил Ломоносов провёл несколько мыслей, которые вызвали сильное негодование церковных властей. Но содержание оды «Вечернее размышление о Божием величестве» (Ломоносов), анализ данного произведения, основная мысль — в последующих разделах. Давайте начнем.
Что такое ода
Данный вид лирических стихотворений зародился ещё в античной Греции. Суть оды — это высказать восторг, вызванный каким-либо предметом или явлением, и передать исключительно возвышенным слогом, с должным пафосом. Оды могут быть на вступление какого-либо императора на трон, обращенные к Богу, навеянные грандиозными событиями, повлиявшими на историю. В переводе с греческого «ода» — это «песнь». В Древней Греции самым известным поэтом, написавшим самые знаменитые оды той эпохи, был Пиндар. Одна из главных тем, вдохновлявших его на новые песни, — это победители Олимпийских игр. Собственно, тогда и родилось выражение «воспевать героев». В Древнем Риме самым значимым поэтом, писавшим оды, был Гораций Флакк. Проведя в этой статье для оды «Вечернее размышление о Божием величестве» (Ломоносов) анализ, мы с вами выясним, далеко ли Ломоносов «ушёл от канонов».
Свою духовную оду «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (см. её полный текст и статью о теме произведения) Ломоносов начинает ставшим классическим описанием звездной ночи:
Лице свое скрывает день, Поля покрыла мрачна ночь, Взошла на горы черна тень, Лучи от нас склонились прочь. Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна.
Четырехстопный ямб с ударными окончаниями каждой строки становится еще более полновесным оттого, что Ломоносов не пользуется в нем пиррихием – стопой, состоящей из двух безударных слогов. Строки же о звездной бездне точны и красивы, как формула, каковой они и стали немедленно.
Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния. Чтение оды
Человек – пылинка в космосе. Вот он стоит перед лицом вселенной, безмерно мал по сравнению с ней, и мысль его напрасно стремится постичь тайны мира:
Песчинка как в морских волнах, Как мала искра в вечном льде, Как в сильном вихре тонкий прах, В свирепом как перо огне, Так я, в сей бездне углублен, Теряюсь, мысльми утомлен!
Казалось бы, Человек подавлен, разбит величием природы и должен смириться со своим приниженным положением. Но вот неожиданная загадка в виде таинственного свечения неба. Человек как бы распрямляется, вновь, на этот раз пытливо и напряженно, всматривается в «бездну дна», и требовательный, сердитый вопрос срывается с его уст:
Но где ж, натура, твой закон? С полночных стран встает заря! Не солнце ль ставит там свой трон? Не льдисты ль мещут огнь моря? Се хладный пламень нас покрыл! Се в ночь на землю день вступил!
Вопрос этот обращен к природе, но сама она прямых ответов не дает, и Человек спрашивает ученых:
Что зыблет ясной ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит? Как молния без грозных туч Стремится от земли в зенит? Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар?
Он получает не один, а несколько ответов-предположений. Загадка чудесного огня не раскрыта, представители науки думают о нем, кто как может, и Ломоносов коротко перечисляет существовавшие точки зрения:
Так спорит жирна мгла с водой; Иль солнечны лучи блестят, Склонясь сквозь воздух к нам густой; Иль тучных гор верьхи горят; Иль в море дуть престал зефир И гладки волны бьют в эфир.
Ряд вопросов, мучительных для любознательного взора, тонущего в сверкающем, звездном небе, разрешается восклицанием: «Коль велик Творец!»
Другие статьи о произведениях и биографии М. В. Ломоносова – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»
«Вечернее размышление о Божием величестве»: краткое содержание
За что же так церковные власти невзлюбили оду? Давайте разберемся. В данном произведении Ломоносов, называя человека «песчинкой перед величественным и бездонным мирозданием», совершенно не преуменьшает значимость человека и его возможности.
На землю опускается ночь, покрывает тенью все вокруг, и человек видит бездну, что звезд полна. И, видя эту бездну, человек осознает себя песчинкой в бесконечной Вселенной. И перед открывшейся бездонной бездной человек начинает чувствовать себя песчинкой в этой Вселенной. «Утопая» в этой бездне, человек в поисках ответов обращается к тому, кто знает решительно все. И пусть ответы на вопросы не даются, человек продолжает поиск. И в оде «Вечернее размышление о Божием величестве», главная мысль — это показать человека именно таким: никогда не отступающим перед нехваткой знаний или ответов, постоянно ищущим, постоянно сомневающимся.
Пожалуй, именно это не понравилось церковным властям. Человек, по их разумению, должен быть робок, смиренен и податлив, а тут — совершенно иной образ.
Критика и оценка
В 1765 году впервые стихотворение было опубликовано во Франции. В 1766 и 1778 годах вышли два других перевода, которые были очень благосклонно приняты французскими читателями. В 1802 году в городе Ревель (сейчас Таллинн) оду выпустили на немецком языке.
Русский писатель девятнадцатого века Николай Гоголь писал, что «в подобных произведениях Ломоносова виден скорее натуралист, чем поэт». Ему вторит Плеханов: «По-настоящему чувствующим поэтом Ломоносов становится не тогда, когда пишет о чем-то с точки зрения мифа, а когда смотрит на вещи как естествоиспытатель».
Оды в Российской Империи
Расцвет данного жанра в России пришёлся на восемнадцатый век. Первым творить в таком жанре стал один из известнейших русских поэтов «допушкинской эпохи» В. К. Тредиаковский. Главная идея оды в России, как и Античности, — это прославление, часто очень напыщенное, а потому излишне пафосное. Следом за Тредиаковским в данном жанре стал писать Михаил Ломоносов, а в конце восемнадцатого века — Г. Державин. Влияние данных поэтов и жанра сказывается на раннем творчестве Александра Пушкина, но в течение девятнадцатого века жанр оды как одного из главнейших в творчестве русских поэтов угас. Хотя в начале двадцатого века поэт Владимир Маяковский написал произведение «Ода революции». Но это всё же исключение, ибо поэзия нашла себя в иных формах.
Специфика жанра
При создании текста не зря Ломоносов выбрал оду, свой любимый жанр, в котором он смог быть максимально объективным. Главная цель написания стихотворения – пропаганда просвещения, поэт старался привлечь внимание своих читателей к научному взгляду на жизнь, вызвать в них интерес к исследованиям.
Духовно-философская ода как нельзя лучше соответствовала цели написания поэтического текста – подчеркнуть важность и значимость научного познания мира. Использование большого числа метафор и выразительных сравнений помогало автору привлечь внимание читателя к описываемому явлению.
Анализ произведения
Данное стихотворение — это не просто ода. Это стихотворные размышления Ломоносова о науке. Действительно, в стихотворении говорится о «множестве светов», а ведь Ломоносов утверждал о множестве населенных миров, пусть и за многие тысячи и миллионы километров от Земли. Часть произведения посвящена северному сиянию как природному явлению, которое также изучал Михаил Ломоносов.
Ода при каждой публикации подвергалась изменениям: видно, что Ломоносов искал идеальную форму для изложения своих мыслей. Впервые произведение было опубликовано в «Риторике» в 1748 году. Позже переиздано дважды — в 1751 и 1758 годах. Как отмечают исследователи творчества Ломоносова, в окончательном варианте поэту удалось достигнуть максимально качественной «смеси» Ломоносова-поэта и Ломоносова-ученого.
Значение произведения
Оды духовного направления выделяются специалистами из всего стихотворного наследия Ломоносова как наиболее зрелые и совершенные не только по содержанию, но и по форме произведения. Стиль их и манера написания весьма отточены Ломоносовым посредством очень частых переделок. А образы, рисуемые метафорами, остаются очень яркими и живыми и по сей день.
Тема «Вечернего размышления о Божием величестве» Михаила Ломоносова не однажды найдёт отклик и в будущем — в произведениях поэтов конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков, таких как Державин, Пушкин, Тютчев. Проблемы взаимоотношений человека и Бога будут волновать наших классиков, ведь где как не в русской литературе такие понятия, как «земное» и «небесное», встречаются повсеместно. Безусловно, когда классицизм с очень жесткими канонами и формами ушёл в прошлое, уступив свое место поэзии более реалистичной и менее возвышенной, оды как стиль по большей части также изжили себя. Но остался эмоциональный накал, духовные искания, смятения человека «посредине мира», как напишет Арсений Тарковский уже в двадцатом веке. Никуда не исчезнут попытки «наладить контакт» между человеком и Богом посредством не молитв, но поэзии. И никуда не исчезнет череда пророков, несущих вечное, искреннее, божественное. И, начиная с «Пророка» Александра Пушкина, затем Михаила Лермонтова, русские поэты и писатели будут пророчествовать, стараться говорить от лица Бога или пытаться договориться с ним. Но главное, что они будут творить.
Ломоносов как поэт
Как блестящий ученый и государственный деятель Михаил Ломоносов известен многим. Но ведь он был ещё и поэт, и по признанию многих едва ли не лучший поэт своей эпохи. Очень много сделавший для развития русского языка и литературы, он писал замечательно. Многие стихи Ломоносова сейчас входят в программу по изучению литературы того периода.
Заниматься поэзией, как сообщают источники, Ломоносов начал в раннем возрасте. После него осталось очень много произведений в совершенно различных жанрах: это и оды, и лирические стихотворения, и басни, и трагедии, и стихотворения, наполненные патриотическим пафосом. Но всё же, как и многие поэты той эпохи, предпочтения свои Ломоносов отдавал такому жанру, как ода. Давайте поподробнее разберём данный жанр стихосложения.
Мозаичные работы Михаила Васильевича Ломоносова: lovers_of_art — LiveJournal
Михаил Васильевич Ломоносов — Мозаика «Полтавская баталия» (1762-1764)
Весь мир знает Михаила Ломоносова как гениального ученого-изобретателя в различных отраслях науки, талантливого писателя и поэта. И очень сложно перечислить все таланты и заслуги перед отечеством этого «универсального человека». Его творческие успехи в области искусства мозаики были поразительны, ибо все, к чему прикасалась рука гения, носило характер глубокого основательный и профессиональный.
Необычайная работоспособность, железный характер и сила воли, творческая одаренность и разносторонняя гениальность ума Михаила Ломоносова (1711-1765) потрясали современников и немало удивляют потомков. И вот уже три века неизменным остается вопрос: «Как сын простого рыбака смог столь многого добиться на научном поприще, в области литературы и живописи?»
В изобразительном искусстве Михаил Васильевич предпочел мозаику, возродив древнерусские ее корни и став основоположником этого жанра в современной интерпретации. Именно он изобрел рецептуру изготовления цветных непрозрачных стекол, соединив свои познания в химии и мастерство художника, и именно он организовал производство смальты и склеивающего раствора, которые стали широко применяться в мозаичных работах монументально-прикладного искусства в России.
Л.С.Миропольский — Портрет М.В.Ломоносова — 1787
В средине 1750-х, бывая частым гостем в доме графа Воронцова, Михаил Васильевич как-то заинтересовался несколькими мозаичными картинами, которые тот привез для своей коллекции из Италии. Одна из работ, собранная неизвестным автором из оригинала картины Гвидо Рени, выделялась среди других поразительно богатой красочной палитрой. Ломоносов был заинтригован искусным творением итальянского мастера, доведшего свою смальтовую палитру до неимоверного количества оттенков. Это позволило итальянцу мастерски скопировать масляную живопись.
Ученый тут же загорелся идеей создать нечто подобное и возродить в России жанр, весьма популярный еще во времена Киевской Руси. И при том не только возродить, а и создать для этого новый материал. И так как технология изготовления смальты хранилась итальянскими мастерами в строжайшей тайне, Ломоносов во что бы то ни стало решил разгадать этот секрет.
Мозаичная икона работы Михаила Васильевича Ломоносова
Три года понадобилось ученому, чтобы создать смальту, не уступающую по качеству и цветовой палитре итальянской, — самых разных цветов и оттенков. Для этого ему пришлось разработать собственную теорию «Трех цветов», опираясь на физическую природу света. Именно он доказал, что белый свет состоит из трех основных цветов — красного, желтого и синего, смешивая которые и получаем весь спектр радуги.
Михаил Васильевич Ломоносов — Мозаика «Портрет Петра I» — 1754 — Эрмитаж
Первым крупномасштабным мозаичным произведением в истории искусства России считается «Полтавская баталия», созданная Михаилом Васильевичем, которая сохранилось до наших дней и украшает Главное здание Академии наук в Санкт-Петербурге.
Грандиознейшая мозаика (309,764 квадратных метра), воплощенная в декоративном стиле, собрана из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, толщиной до 6 миллиметров и длиной 5 сантиметров. Создавал ее Ломоносов с семью помощниками на протяжении почти двух лет.
По окончании работы над мозаикой Ломоносов задумал еще одно мозаичное панно «Покорение Азова в 1696 году», однако из-за болезни ног, он так и не смог приступить к работе. А спустя пол года весной 1765 гения не стало.
Мозаичные работы Михаила Васильевича Ломоносова
За свою жизнь Михаил Васильевич создал около сорока мозаичных картин, большая часть из которых составляют портреты. До нашего времени дошло двадцать три его работы. Любопытства ради можно даже сравнить нелепые первоначальные произведения Ломоносова со зрелыми его работами. Колоссальный прогресс… Не правда ли? А еще сложнее поверить в то, что время их создания разделяет всего четыре года.
Михаил Васильевич Ломоносов — Фрагмент мозаики «Портрет Г.Г.Орлова»
Все это лишний раз является свидетельством того, что человеческий талант, как правило, всегда разносторонний, и развивать его можно во все направления, было бы желание и цель.
Многогранным был и талант русского поэта Михаила Лермонтова, который оставил после себя не только бессмертное литературное наследие, а и немало живописных и графических произведений.
Мозаичные работы Михаила Васильевича Ломоносова
Жанр оды в творчестве Г.Р. Державина
Цель статьи – оказать помощь в овладении навыками анализа такого непростого жанра, как ода. Материал статьи может быть также использован при подготовке к урокам по изучению творчества Г. Р. Державина.
Ода возникла в античной поэзии. Первоначально под одой понимали «…лирическое стихотворение на различные темы, исполнявшееся хором, с музыкальным сопровождением» [1, 208]. В древнеримской поэзии она превратилась в собственно литературное произведение. Французские классицисты понимали оду довольно широко как песню, т.е. так же, как и в античности.
В русской литературе одическая поэзия появилась в эпоху классицизма. Как известно, для классицистов характерна строгая жанровая иерархия, жёсткая связь между темой, видом, жанром, стилем. «Высокая материя» требовала высоких жанров и «высокого штиля» (героические поэмы, оды, трагедии, «прозаичные речи о важных материях»). «Средний штиль» охватывает жанры: послания, элегии, эклоги, сатиры, «стихотворные дружеские письма», «описания дел достопамятных и учений благородных», «театральные сочинения». «Низкий штиль» характерен для комедий, басен, эпиграмм, песен, эпистолярных жанров. Соединение высокого и низкого не допускалось.
Под одой стали понимать «…торжественное лирическое стихотворение, написанное в приподнятом тоне» [1, 208], прославляющее какую-либо значительную личность или важное событие. «Ода – ведущий жанр высокого стиля с каноническими темами… приёмами… и видами…» [4, 685]. «Важнейший содержательный признак оды – «высокий» предмет (монарх, полководец, событие государственной важности, общественная добродетель, религиозная мораль» [5, 469]. В структуре оды обязательными являются следующие элементы: похвалы определённому лицу, нравоучительные рассуждения, наличие исторических или мифологических образов, обращение к адресату, природе, России, музам, Аполлону, Науке и другим отвлечённым понятиям.
Русская ода создавалась на стыке традиций отечественной словесности, античной и западноевропейской поэзии. К данному жанру обратились прежде всего классицисты первого периода – А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков. Первую оду в русской литературе, созданную по правилам европейского классицизма, написал В.К.Тредиаковский. Это была опубликованная в 1734 году «Ода торжественная о сдаче города Гданска», образцом для которой стала ода Буало о взятии Намюра. В.К.Тредиаковский «внёс весьма ощутимый вклад в практику и теорию отечественного классицизма» [6, 77]. Приложением к оде стали «Рассуждения об оде вообще». Тредиаковский даёт следующее определение (первое в русской литературе) оды: «Ода есть собрание многих строф, то есть статеек, состоящих из равных, а иногда и неравных стихов, которыми описывается всегда и непременно материя благородная, важная и великолепная, в речах превесьма пиитических и очень высоких» [6, 77].
Традиционно родоначальником жанра оды, российским Пиндаром считается М.В.Ломоносов. Эстетическим манифестом поэта стал стихотворный диалог-диспут «Разговор с Анакреоном» (1756-1761 гг.), в котором провозглашается общественное предназначение поэзии:
Я бегать стал перстами
По тоненьким струнам
И сладкими словами
Последовать стопам.
Мне струны поневоле
Звучат геройский шум.
Не возмущайте боле,
Любовны мысли, ум.
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славы вечной
Я больше восхищен.
[7, 215].
Литературная позиция Ломоносова, как справедливо подчёркивает современная исследовательница литературы XVIII века О.Б. Лебедева, определяется следующими факторами: «… ораторским пафосом и установкой на диалогический тип взаимодействия текста с воспринимающим сознанием; двойным назначением литературного текста, призванного быть не только объектом эстетического наслаждения, но и орудием прямого созидательного социального воздействия; пониманием литературы как высокого искусства, назначением которого является формулировка высоких идеальных понятий и словесное выражение представлений о должном на самом высоком, бытийном уровне реальности, с целью воплощения этих идеальных категорий в реальность материальную» [8, 79].
М.В. Ломоносов писал «оды похвальные», как он сам называл этот жанр, с 1739 по 1764 год и создал двадцать произведений этого жанра. Обратимся к названиям некоторых од Ломоносова: «Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над Турками и Татарами и на взятие Хотина 1739 года»; «Ода на прибытие Ея Величества великия Государыни Императрицы Елисаветы Петровны из Москвы в Санкт-Петербург 1742 года по коронации»; «Ода на день рождения Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны Самодержицы Всероссийския, 1746 года» и т.д.
Торжественная ода, как правило, писалась по заказу двора и должна была быть прочитана публично. Оды создавались по случаю какого-нибудь знаменательного события (коронация, празднование очередной годовщины восшествия на престол, брак наследника, победа в войне и т.д.) и предназначались в первую очередь для прочтения вслух во время торжественного приёма. Данный жанр является и литературным, и ораторским [9], что сближает его с проповедью и словом. Поскольку ода «прикреплялась» к государственному или историческому событию, то автор был обязан поставить в произведении проблему просвещённого монарха. Ломоносову были близки темы мира и науки. Как истинный учёный и патриот, делавший всё «для славы народа российского», он не мог пройти мимо проблемы служения Отечеству. Ломоносов вкладывал в свои произведения и душу, и талант, поэтому они современны и в наши дни и звучат как гимны России, её народу, миру и науке.
В оде отразились закономерности классицистической эстетики, так как «жанровая категория была главной в художественном освоении действительности писателями классицизма» [10, 4]. По законам классицизма ода должна состоять из вступления, главной части – «рассуждения» (развития темы) – и заключения. При этом вступление («приступ») и краткое, но эмоциональное заключение должны быть связаны по содержанию и по форме и составлять, по замечанию Н.В. Тимохиной, как бы единую «раму», в которую «вставлена» главная часть произведения. Ломоносов считал, что примеры, образы, доводы в пользу главной мысли должны располагаться «таким образом, чтобы сильные были напереди, которые послабее, те в середине, а самые сильные на конце». Последовательность развёртывания одического сюжета «… обусловлена законами формальной логики, облегчающей восприятие одического текста на слух: формулировка тезиса, доказательство в системе последовательно сменяющихся аргументов, вывод, повторяющий начальную формулировку» [8, 80].
Творчество М.В.Ломоносова – «первая страница» русской поэзии, «все поэты XVIII века так или иначе исходят из сделанного им, принимая творчество Ломоносова или споря с ним…» [13, 260]. Свою основную поэтическую задачу он видел в изображении России. Тревога за судьбы Отечества, его будущее выразилась во многих произведениях поэта. Исполненный чувства собственного достоинства, Ломоносов не стремился услужить своими одами, добиться материального благополучия или личной выгоды. Он всегда оставался верным своим принципам и просветительским идеалам, беседовал с царями посредством своих стихов, воздействуя на разум. Будущее России он видит в укреплении державной власти, в мирном развитии государства, заботе монарха о своих подданных, в развитии наук и культуры. Будучи поэтом-патриотом, он стремился вызвать такое же чувство в соотечественниках, своих настоящих и будущих читателях. Ода позволяет Ломоносову лучше всего выразить свои политические и философские взгляды, высказаться по вопросам, имеющим важное мировоззренческое значение. «Он даёт в оде «программу» политических и культурных мероприятий, которые должно осуществлять правительство, если действительно желает блага нации» [3, 111].
Мы помним, что для торжественных од М.В. Ломоносова, написанных в соответствии с законами классицизма, характерны следующие черты: высокая тематика; идеи гражданственности, патриотизма, просвещённого абсолютизма; выражение не личного, индивидуального, а общего, национального; использование античных образов; трёхчастная композиция, соответствующая гражданскому содержанию; соединение лирики с публицистикой, эмоциональности с рассудительностью, «восторга» с холодностью; возвышенный стиль, торжественный и величавый язык; десятистишная строфа со стройной системой рифмовки; традиционный четырёхстопный ямб; большое количество тропов.
К жанру оды обратился и другой великий поэт XVIII века Г.Р.Державин. Однако Державин расширил жанровые рамки оды, понимая её как лирическое стихотворение самого разнообразного содержания, а не только высокого или хвалебного. Оде он посвятил своё «Рассуждение о лирической поэзии, или Об оде» (1811-1815).
В 1794 году Державиным была написана ода «Вельможа», которая начинается с рассуждения о том, каким должен быть идеальный вельможа:
Вельможу должны составлять
Ум здравый, сердце просвещенно;
Собой пример он должен дать,
Что звание его священно,
Что он орудье власти есть,
Подпора царственного зданья;
Вся мысль его, слова, деянья
Должны быть – польза, слава, честь.
[15, 138].
В этих строках выражается гражданская позиция автора. Высшая оценка монарха, по мнению поэта, быть человеком. В оде «На рождение в Севере порфирородного отрока» (1779) читаем:
«Будь страстей твоих владетель,
Будь на троне человек!»
[15, 27].
Ода «Фелица», напечатанная в 1872 году в журнале «Собеседник любителей российского слова», сделала Державина знаменитым. Полное название оды звучит так: «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым Мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге». О.Б.Лебедева совершенно точно подметила: «Уже в названии оды личности автора уделено ничуть не меньше внимания, чем личности адресата» [8, 287]. В.Г. Белинский, посвятивший Державину две статьи, назвал «Фелицу» одним из «лучших созданий Державина». В ней, по мнению критика, полнота чувства счастливо сочеталась с оригинальностью формы, в которой виден русский ум и слышится русская речь.
Торжественные оды Державина не приурочены ни к каким дворцовым датам, а написаны в соответствии с его творческими замыслами. Державин посвятил Екатерине II целый цикл произведений: «Благодарность Фелице» (1783), «Видение Мурзы» (1783-1784), «Изображение Фелицы» (1789). Но самой знаменитой была «Фелица» (т. е. «счастливая»). Откуда у Державина такое название и весь этот восточный колорит? Из произведений самой императрицы, которая в 1781 году сочинила для внука «Сказку о царевиче Хлоре». «Используя сюжет и образы этой сказки, как бы продолжая её, строит Державин свою оду. Заглавие державинской оды необычно для этого жанра, так называют сказки; сказочный стиль он выдерживает, начиная с первой строфы, и в первой же строфе заявляет нравственно-философскую тему оды…» [3, 222].
Будем помнить о том, что Державин с уважением относился к опыту, накопленному предшественниками, в начале творческого пути пытался подражать Ломоносову, но с 1779 года избрал свой, «особый» путь в поэзии.
Ода начинается традиционным для жанра обращением к «богоподобной царевне», которую он воспевает, хвалой добродетели. Сразу бросается в глаза введение в торжественную оду авторского «я», что нетипично для оды и литературы классицизма. Это авторское «я» присутствует и во второй строфе и создаёт противопоставление: аллегорический образ Фелицы, в котором легко угадывается Екатерина II, – личность автора, олицетворяющая собой современное общество. В следующей строфе «повествование переходит от автора к рассказчику», вводится собирательный образ мурзы и начинается основное противопоставление: идеальный образ Екатерины противопоставляется мурзам, «награждённым» самыми разнообразными пороками и недостатками. В этих строфах Екатерина изображается прежде всего как человек, помещённый в обычную житейскую обстановку и наделённый конкретными чертами:
Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь;
Подобно в карты не играешь,
Как я, от утра до утра.
[15, 41].
В следующей строфе противопоставление продолжается и вырисовываются новые черты Фелицы:
Не слишком любишь маскарады,
А в клуб не ступишь и ногой;
Храня обычаи, обряды,
Не донкишотствуешь собой;
Коня парнасска не седлаешь,
К духам в собранье не въезжаешь,
Не ходишь с трона на Восток, –
Но кротости ходя стезею,
Благотворящею душою
Полезных дней проводишь ток.
Характеристика воспеваемого идеала ведётся при помощи приёма от противного.
Собирательный образ мурзы очень сложен. С одной стороны, он вобрал в себя черты многих вельмож Фелицы. Поэт сам указывал в «Объяснениях к сочинениям Державина», что в оде выведены Потёмкин, Вяземский, Нарышкин, Орлов, Панин, и они были узнаны читателями по намёкам на прихоти каждого. С другой стороны, он включает в себя и образ самого автора. Лирический герой у Державина очень сложен и предстаёт перед читателем как воплощение авторского «я», и как обычный человек со своими слабостями и недостатками, и как суровый судья, провозглашающий свои просветительские идеалы (как и у Ломоносова). В «Фелице» проявилась та же новаторская черта, что в стихотворениях 1779 года, – сочетание традиций разных жанров, создание «забавного русского слога», соединение черт высокого, среднего и низкого стилей в рамках одного произведения. В традициях оды Державин изобразил «богоподобную царевну», а её вельмож – в традициях сатиры. Другой поэтической смелостью и достижением Державина было введение в произведение образа автора, выражающего свои мысли и чувства.
Большая часть строф посвящена восхвалению просвещённой монархини. Образ Екатерины II раскрывается через противопоставление с Анной Иоанновной, с теми преследованиями, которые были установлены в годы правления этой императрицы:
Там с именем Фелицы можно
В строке описку поскоблить
Или портрет неосторожно
Её на землю уронить.
Там свадеб шутовских не парят,
В ледовых банях их не жарят,
Не щелкают в усы вельмож,
Князья наседками не клохчут,
Любимцы въявь им не хохочут
И сажей не марают рож.
[15, 45].Фелица предстаёт во всём своём ореоле:
Фелицы слава – слава бога,
Который брани усмирил;
Который сира и убога
Покрыл, одел и накормил,
Который оком лучезарным
Шутам, трусам, неблагодарным
И праведным свой свет дарит;
Равно всех смертных просвещает,
Больных покоит, исцеляет
Добро лишь для добра творит.
[15, 46].
Державин воспевает достоинства Екатерины как монарха и выделяет её нравственные качества: трудолюбие, ум, энергичность, простоту, непритязательность в быту, снисходительность, милосердие. Вот такой сложный образ Екатерины II, отличный от ломоносовского, создал Державин. «Вместо государыни императрицы из традиционной парадной оды он написал в «Фелице» дышащий искренним восхищением образ благородной женщины и идеальной правительницы, которая, как небо от земли, отличается от своего человеческого окружения, неизмеримо превосходя его духовно» [12, 153]. Не будем забывать, что Державин не знал лично Екатерину и был в то время далёк от дворцовой жизни, что он продолжал традиции классицистов и изображал должное, а не сущее.
Державинская ода вызвала противоречивые мнения современников, но большинство из них были единодушны в том, что она необычна. Автор также осознавал новизну произведения и относил его к «такого рода сочинению, какого на нашем языке ещё не бывало». Но во многом в плане художественной формы поэт следовал традициям высокой классицистической оды. Ода Державина так же, как и Ломоносова, состоит из вступления, основной части, заключения. Лирико-публицистическое отступление (11-12 строфы) делит содержание на две части: Фелица-человек (сопоставление с мурзами) и Фелица-императрица (сопоставление с предшественниками Екатерины на троне). Если сравнить композицию анализируемых од Державина и Ломоносова, то можно прийти к выводу, что композиция ломоносовской оды сложнее, «замысловатее». Это результат общего для русской литературы этого периода процесса эволюции классицизма, отражения веяний жизни. Державин соблюдает канон ломоносовской торжественной оды: десятистишная строфа, те же способы рифмовки, четырёхстопный ямб. Однако в первой стопе стихотворения иногда происходит ослабление ударности.
Новаторство Державина в оде проявилось прежде всего в том, что он создал, как уже говорилось, «забавный русский слог». В стихотворении «Памятник», оценивая свой вклад в развитие русской литературы, поэт писал: «Всяк будет помнить то в народах неисчетных, // Как из безвестности я тем известен стал, // Что первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить…» [15, 175].
Главным достижением Державина было разрушение междужанровых перегородок, соединение оды и сатиры, хвалебного, высокого начала с критическим, низким. Соединение «патетического элемента с комическим… суть не что иное, как умение представить жизнь в её истине», – подчёркивал В.Г. Белинский. В «Фелице» отразилась жизнь в её сложности и развитии, а предметом изображения стал живой современник с присущими ему чертами. «Державин первый ввёл в серьёзную, гордую своим пафосом одическую русскую поэзию детски-простодушное игровое начало» [15, 13]:
Иль, сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой;
То с ней на голубятню лажу,
То в жмурки резвимся порой…
В этой строфе отражены и некоторые детали счастливой семейной жизни поэта с Екатериной Бастидон, воспетой в стихах под именем Плениры.
Новаторством Державина было тщательное изображение в оде деталей быта, введение в оду натюрморта, ярким образцом которого является шестая строфа:
Или в пиру я пребогатом,
Где праздник для меня дают,
Где блещет стол сребром и златом,
Где тысячи различных блюд:
Там славный окорок вестфальской,
Там звенья рыбы астраханской,
Там плов и пироги стоят;
Шампанским вафли запиваю
И всё на свете забываю
Средь вин, сластей и аромат.
[15, 42].
«Фелица» – «замечательное произведение словесного искусства. Изобразительное мастерство автора, его словесная живопись поражает и сегодня, более двух веков спустя» [12, 154]. Думается, что каждый, кто читал Державина, согласится с исследователем.
«Синтез двух начал» в оде привёл практически к становлению «среднего» стиля. С одной стороны, в оде возвышающие тропы, старославянизмы, риторические вопросы и восклицания, использование приёмов ораторской речи, т.е. всё, что характерно для высокого стиля хвалебной оды. С другой стороны, Державин включает в оду обиходные, разговорные, просторечные слова и выражения, т.е. то, что свойственно произведениям низкого стиля («Имея шапку набекрене», «Лечу на резвом бегуне», «То в свайку с нею веселюся, // То ею в голове ищуся», «Не щелкают в усы вельмож», «И сажей не марают рож», «В шинки пить меду заезжаю» и многие другие). Необходимо помнить, что высокий и низкий «штиль» в оде не изолированы, а слиты воедино. Державин легко переходит от одного «штиля» к другому не только в рамках одной строфы, но и внутри одного предложения. Например:
Ты ведаешь, Фелица! правы
И человеков, и царей;
Когда ты просвещаешь нравы,
Ты не дурачишь так людей…
[15, 45].
Из-за снижения лексики, из-за изменений в синтаксисе, выражающихся в появлении большого количества переносов, ода отходит от ораторской интонации. Ода написана ямбом. Поэт использует традиционную десятистишную строфу.
В свою знаменитую «Фелицу» Державин включает и рассуждения о задачах поэзии и роли поэта в обществе. Предназначение поэта, по мысли Державина, – выполнять долг перед Отечеством, пытаться найти «путь добродетели прямой», быть независимым от власти, сохранять чувство собственного достоинства, оставаться самим собой («Хвалы мои тебе приметя, // Не мни, чтоб шапки иль бешмета // За них я от тебя желал…»). И, конечно, широко известны слова Державина о том, что поэзия необходима каждому человеку:
Поэзия тебе любезна,
Приятна, сладостна, полезна,
Как летом вкусный лимонад…
[15, 44].
Эти слова не принижают поэзию, не умаляют её роли и значения в жизни человека, не расходятся с гражданской позицией «великого, гениального» русского поэта.
Теоретические положения Державина были обобщением его практического опыта. В «Фелице» отразилось новое поэтическое видение Державина, его внимание к личности, нравственно-этическим проблемам частного человека и общества. Поэт, отвечая на запросы времени, расширил тематический охват русской поэзии, часто отказывался от классицистической нормативности, стремился к раскрытию духовного мира частного человека, созданию индивидуализированных характеров, был внимателен к бытовым картинам и конкретным деталям. Образ автора органично входит в державинские стихотворения.
Его поэзия во многом автобиографична. В оде Державина – «…вся палитра чувств: от восхищения до презрения. Похвалы, расточаемые Ломоносовым императрице, не имели оттенка личного чувства, они были заданы жанром – и только. Похвалы Державина несут на себе личное чувство» [3, 224]. Поэт смело говорит о том, что привлекает его в Фелице, какие добродетели и поступки делают её достойной похвалы. Он считает, что все в государстве должны соблюдать законы. Эти просветительские представления о верховной власти важны для более глубокого понимания оды. Державин был неутомимым экспериментатором в области метрики, строфики, рифмовки, находился в состоянии постоянного поиска индивидуальной формы своих произведений. Много сказано о его мастерстве владения словом. Поэзия всегда была для Державина «говорящей живописью» и «сестрой музыки».
Г.Р. Державин – уникальное явление в русской поэзии, оказавшееся связующим звеном между XVIII и XIX столетиями. Выражая свои теоретические воззрения, он подчёркивал, что необходимым условием успешного творчества является состояние вдохновения: «Оттого-то в превосходных лириках всякое слово есть мысль, всякая мысль картина, всякая картина чувство, всякое чувство выражение, то высокое, то пламенное, то сильное, то особую краску и приятность в себе имеющее» [12, 191]. Поэт считал, что «ода плана не терпит», в ней есть «высокий беспорядок», который заключается в «тайной связи» между её строфами. В оде, помимо «одного прямого направления», есть ещё околичные и побочные идеи, выражается не одна какая-либо страсть. Слог в оде «смелый, громкий, возвышенный, цветущий, блестящий и не столько иногда обработанный» [12, 192]. Державин твёрдо убеждён, что разнообразием отражённых ощущений ода «приводит ум в восторг», что этот жанр «украшается» картинами и витийством. Поэт приходит к удивительной по силе мысли, что ода – «жар» [12, 192].
Так обновил Державин жанр оды или разрушил его в строгом классицистическом понимании – спор литературоведов об этом, как и о своеобразии творческого метода Г.Р.Державина, пока окончательно не разрешён. Произведения обоих поэтов, Ломоносова и Державина, включены в школьные программы, поэтому их необходимо знать. А если мы сумеем понять и полюбить их творения, то откроем для себя многие замечательные страницы русской поэзии, углубим знания, получим эстетическое удовлетворение, обогатим себя духовно.
Геннадий Прашкевич: Самые знаменитые поэты России
Геннадий Прашкевич
Самые знаменитые поэты России
Очерки данной книги охватывают два с половиной века русской поэзии. Понятно, здесь не анализируется ее развитие (на это существуют специальные работы), здесь определяются основные направления и обрисовываются фигуры, вызывавшие и продолжающие вызывать интерес читателей. Принцип обрисовки прост: свидетельства современников, прежде всего, и лишь во вторую очередь – свидетельства более поздних биографов. Только в такой смене можно различить живое выражение лиц. «Илья Садофьев, вы меня считаете белым, я считаю вас красным, – сказал в двадцать втором году Виктор Шкловский в ответ на политические обвинения Садофьева. – Но мы оба русские писатели. У нас у обоих не было бумаги для печатания книг. Это кажется, Вам кажется, что мы враги, на самом деле мы погибаем вместе». Уверен, что такое прямое свидетельство дает для обрисовки характера больше, чем любой сухой литературоведческий очерк.
Планировалось начать книгу с Василия Тредиаковского, русского поэта, в 1723 году тайком бежавшего из школы монахов-капуцинов в Славяно-греко-латинскую академию, а затем и дальше – за границу. В Голландии он обучался языкам и знакомился с западной литературой, в Париже слушал математические и философские лекции. В Россию вернулся в 1730 году – образованным человеком, но только после издания модного переводного романа «Езда в остров любви» (к переводу которого он приложил собственные стихи) получил место переводчика в Академии наук. Собственно, с Тредиаковского начинается светская лирика, а с его работы «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) – языковая реформа, в которой остро нуждалась русская поэзия. Вместо неуклюжих силлабических виршей явились стихи гармоничные, легкие, совершенно не представимые до Тредиаковского:
Часто днями ходит при овине,
при скирдах, то инде, то при льне;
то пролазов смотрит нет ли в тыне
и что делается на гумне…
Собственно, говоря, из Тредиаковского вышли все поэты России.
Другое дело, что по-настоящему раскованным языком, полным прелести и гармонии, охватывающем все порядки, впервые заговорил Ломоносов, – именно его и помнят читатели.
Выбор поэтических имен вообще не может не вызывать вопросов, но это естественно: никакой выбор не может быть идеальным уже по той простой причине, что список знаменитых (когда-то или теперь) русских поэтов обширен, а рамки данной книги ограничены. Все же думается, что по очеркам, вошедшим в книгу, можно составить некое первое впечатление о силе и притягательности русской поэзии, о характере ее творцов. Автор сам поэт, поэтому он старался не давать никаких прямых оценок, уверенный в том, что читатели сами определятся в изумительном разнообразии русской поэзии. Безмерно благодарен автор Л. Г. Киселевой – за подборку материалов и критические взгляды на текст.
Не следует думать, что книга закончена.
Не Тарковским и не Бродским заканчивается русская поэзия – просто эти имена завершают определенную эпоху, которая затем продолжилась в поэзии «шестидесятниках» и всех поэтах, следующих за ними.
Но это уже – материал другой книги.
Михаил Васильевич Ломоносов
С высот надзвездной Музикии
к нам ангелами занесен,
он крепче всех твердынь России,
славнее всех ее знамен.
Из памяти изгрызли годы,
за что и кто в Хотине пал, —
но первый звук Хотинской оды
нам первым криком жизни стал.
В. ХодасевичРодился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской близ Холмогор.
Отец имел собственное судно – двухмачтовый «новоманерный гукор» «Святой Архангел Гавриил», прозванный за быстрый ход «чайкой», рыбачил в Белом море и даже в Ледовитом океане. Сын не раз сопровождал его в плаваниях.
Грамоте научился у односельчанина Ивана Шубного и дьячка Семена Никитича Сабельникова. Занятиям этим сильно мешала мачеха. «Имеючи отца, – с горечью писал Ломоносов, – по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя (ему), что я всегда сижу попусту за книгами, принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах». Все же Ломоносов самостоятельно изучил «Арифметику» Леонтия Магницкого (которую всегда с уважением называл Вратами учености) и «Славянскую грамматику» Мелетия Смотрицкого – лучшие по тем временам учебные пособия. Все же путь в учебные заведения был для Ломоносова закрыт – в ближайших к деревне Мишанинской Холмогорах знали его простое происхождение. Тайком от родителей выправив паспорт, плечистый парень в декабре 1730 года с обозом мороженой рыбы ушел в Москву. «Дома между тем долго его искали и, не нашед нигде, почитали пропадшим, до возвращения обоза по последнему санному пути».
Читать дальшесекреты образования классиков — Учёба.ру
Михаил Ломоносов (1711-1765 гг.) — один из немногих людей, по-настоящему успешных сразу в нескольких областях. Он был не только талантливым ученым-естествоиспытателем, но и прекрасным поэтом, ярким представителем русского классицизма.
Путь Ломоносова к знаниям и наукам был непростым. Выходец из зажиточной крестьянской семьи, он добивался всего сам и хотел узнать как можно больше об окружающем мире. Сначала Ломоносов обучался азам грамоты у дьякона приходской церкви, после поступил в Славяно-греко-латинскую академию, выдавая себя за представителя дворянского сословия. Здесь он освоил латинский и греческий языки, познакомился с древнерусской литературой и ораторским искусством. Затем Ломоносов некоторое время учится в Киеве, «прилежно перечитывая летописи и творения святых отцов» (из книги «Жизнь и труды Ломоносова» Николая Любимова).
Затем в числе лучших учеников академии переехал в Петербург, где опять показал себя с наилучшей стороны. Вместе с двумя другими студентами Ломоносова отправили на три года в Марбургский университет, где они посещали лекции Юстина-Геграрда Дузинга по теоретической химии и присутствовали на выступлениях знаменитого философа Христиана Вольфа, занимавшегося механикой, теоретической и экспериментальной физикой, метафизикой (философией) и логикой. Кроме того, в Германии Ломоносов обучался французскому, танцам, рисованию и фехтованию, а также читал рекомендованную Вольфом литературу.
После Марбурга Ломоносов порядка двух лет провел в разъездах по Европе. Известно, что некоторое время он осваивал минералогию и металлургию под руководством немецкого химика Иоганна Генкеля во Фрайбурге, а в Голландии обратил внимание на добычу торфа, о чем пишет в своей работе «О слоях земных» (1763 г.).
В 1741 году Ломоносов после ряда попыток уехать из Европы наконец-то вернулся в Россию, где продолжил активные занятия наукой и литературой. Он стал профессором Петербургской академии наук, создал первую в стране химическую лабораторию, выступил с инициативой открытия Московского университета (будущий МГУ). В конце жизни Ломоносова избрали почетным членом Стокгольмской и Болонской академии наук, а его труды можно было прочитать на шести языках, в том числе на французском, немецком, итальянском и шведском.
Фридрих Шиллер: наука и поэзия
- Где учился:
- латинская школа, Высшая школа Карла Святого
- Особенности образования:
- выходец из небогатой бюргерской семьи, Шиллер учился на юридическом и медицинском факультетах, что, однако, не помешало ему стать одним из известнейших поэтов эпохи романтизма
Фридрих Шиллер (1759-1805 гг.), крупнейший немецкий поэт XIX века, воспитывался в бедной религиозной семье. Его отец был фельдшером, а мать — дочерью пекаря. С детства Фридрих хотел стать священником. Среднее образование он получил в местной латинской школе. Наибольший интерес у Шиллера вызывала литература: мальчик любил читать труды Овидия, Вергилия и Горация.
В 1773 году Фридрих начал изучать право в Высшей школе Карла Святого, несмотря на то, что хотел заниматься другими вещами. Из-за этого поэт был одним из последних в классе по успеваемости. Спустя три года Шиллер решил перевестись на медицинский факультет, где начал заниматься с большим рвением и написал несколько научных работ. Тем не менее, диссертация Фридриха не получила одобрения у руководства университета: его представители нашли ее слишком смелой. После окончания вуза Шиллер начал работать врачом и совершенствоваться как поэт.
Несмотря на успех драматических произведений Шиллера, науку он не бросал. После выхода в свет его «Истории отпадения Нидерландов» Фридрих приобрел статус перспективного исследователя истории. С помощью друзей он получил место профессора в Йенском университете. Лекции Шиллера пользовались огромным успехом, зал часто был переполнен. Тем не менее, спустя три года поэт прекратил преподавание из-за мучительных приступов туберкулеза.
Александр Пушкин: вечный лицейский союз
- Где учился:
- Царскосельский лицей
- Особенности образования:
- учился в закрытой школе-пансионе для представителей высшего сословия, где образование не уступало университетскому
Александр Пушкин (1799-1837 гг.), великий поэт и писатель, сначала получал уроки на дому у репетиторов, а затем продолжил занятия в Царскосельском лицее — престижном учебном заведении для детей в возрасте 10-14 лет. Образование в лицее имело гуманитарно-юридическую направленность, лицеисты изучали этику, логику, историю России, чистописание, а также три языка, помимо русского — латынь, французский и немецкий. Пушкин стал одним из первых 30 учеников лицея, наряду с Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом, Александром Корниловым, Вильгельмом Кюхельбекером и другими молодыми людьми, ставшими впоследствии его близкими друзьями.
«Мы мало учились в классах, но много в чтении и беседе, при беспрестанном трении умов, при совершенном отсечении от нас всякого внешнего рассеяния», — вспоминал впоследствии один из лицеистов Модест Корф. Кроме чтения, воспитанники лицея нередко занимались творчеством. Так, один из преподавателей, профессор российской и латинской словесности Николай Кошанский, считал основой литературного образования умение писать и сочинять: на его уроках гимназисты, к примеру, должны были в стихах описывать розу.
Лицейское образование приравнивалось к университетскому, так что выпускники могли стать чиновниками высшего ранга. После окончания обучения они не прекращали общаться друг с другом и продолжали чтить традиции своей альма-матер. Особенно важной датой считалось 19 октября, «Лицея день заветный», — дата открытия школы. Ей Пушкин посвятил одно из своих стихотворений, где были знаменитые строчки «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен».
Джордж Гордон Байрон: кембриджский нарушитель порядка
- Где учился:
- частная школа доктора Глени, публичная школа Хэрроу, Тринити-колледж Кембриджского университета
- Особенности образования:
- как и большинство выходцев из дворянской среды, получил престижное образование в элитных школах и ведущем вузе страны, но не отличался любовью к учёбе
Несмотря на то, что лорд Байрон (1788-1824 гг.) родился в дворянской семье без огромного состояния, образование он получил соответствующее людям его круга. Будущий поэт не отличался особенной тягой к знаниям. Учебникам он предпочитал чтение художественной литературы, которым занимался в основном по ночам. Байрон сменил две школы — частную, доктора Глени, и публичную Хэрроу, одну из старейших и престижнейших в Великобритании, наряду с Итоном. Директор Хэрроу вспоминал, что Байрона ему рекомендовали как «мальчика плохо подготовленного, но довольно смышленного» (из книги «Джордж Байрон. Его жизнь и литературная деятельность» Николая Александрова). В этом месте юный лорд продолжил много читать — во время еды, в постели, по выходным. Ровесники и преподаватели Байрона удивлялись широте его познаний, однако к учёбе Джордж особой страсти по-прежнему не испытывал.
В Тринити-колледже Кембриджского университета Байрон изучал гуманитарные науки. И, как и раньше предпочитая приходить на занятия только для того, чтобы пообщаться с друзьями. В Кембридже в его распоряжении были комфортные меблированные комнаты и собственный лакей, а со временем Байрон завел и ручного медведя, что повергло в ужас администрацию. У поэта были и другие странные привычки, к примеру, он нередко мылся в университетском фонтане, из-за чего за ним закрепилась слава нарушителя общественного порядка.
В 1808 году Байрон окончил университет, несмотря на то, что изучил лишь треть необходимых предметов и редко приходил на лекции. Получить диплом поэту помогло его высокое положение. Тем не менее, нельзя сказать, что время, проведенное в университете, никак не повлияло на Байрона. Именно здесь поэт завел лучших друзей — Джона Хобхауса, Чарльза Скиннера Мэтьюса и Джона Эдлестона.
Уолт Уитмен: работа вместо университета
- Где учился:
- бруклинская школа
- Особенности образования:
- у Уитмена было только среднее образование, свои «университеты» он прошел на многочисленных работах
Величайший американский поэт XIX века Уолт Уитмен (1819-1892 гг.), который считается новатором в области стихосложения и «певцом мировой демократии», не получил высшего образования. Он родился в небогатой семье фермеров на острове Лонг-Айленд, неподалеку от Бруклина. У Уитмена было восемь братьев и сестер. Маленький Уолт посещал местную школу, но из-за бедственного положения родителей вынужденно прекратил обучение. В дальнейшем будущий поэт очень много работал — посыльным, наборщиком-укладчиком, учителем, журналистом. В конце концов Уитмен приобрел некоторую известность: его статьи начали публиковаться в популярных изданиях. Поэтом Уолт стал очень поздно. До конца своих дней он не прекращал работать над собой, читая работы признанных классиков — Уильяма Шекспира, Черльза Диккенса, Жорж Санд и других.
Анна Ахматова: три гимназии и высшие курсы
- Где училась:
- Мариинская женская гимназия, Царскосельская гимназия, Киевская Фундуклеевская гимназия, Киевские высшие женские курсы, Высшие женские историко-литературные курсы Н. П. Раева
- Особенности образования:
- Ахматова достаточно долго искала себя, постоянно меняя места учёбы. В итоге она остановилась на литературе
Анна Ахматова (1889-1966 гг.) родилась в дворянской семье. В детстве она сменила несколько гимназий, и некоторые из них сейчас названы в ее честь. Дольше всего Ахматова посещала занятия в Мариинской гимназии в Царском селе: она училась здесь с 4 по 7 класс. Впрочем, особого рвения в учёбе Ахматова не демонстрировала. Она редко проявляла инициативу на уроках и не стремилась получать хорошие оценки, предпочитая учёбе сочинение стихов.
Тем не менее, в Киевской Фундуклеевской гимназии, где поэтесса училась в выпускных классах, всё изменилось. Известно, что Ахматова усердно готовилась к поступлению в эту школу: попасть туда было достаточно нелегко. По воспоминаниям поэтессы, она чудом сдала экзамены. В Киеве Ахматова поражала одноклассниц и учителей своими знаниями в области литературы. Будущая поэтесса закончила Фундуклеевскую гимназию с четверками и пятерками в табеле, в том числе по физике и математике.
После окончания гимназии Ахматова решила поступить на юрфак Киевских высших женских курсов. Девушке нужна была материальная независимость, которую могла дать стабильная работа в нотариальной конторе. Поначалу учёба давалась Ахматовой достаточно легко: так, она «весьма удовлетворительно» сдала историю римского права заслуженному профессору Митюкову. Однако как только в расписании появились профильные дисциплины, Ахматова, по собственному признанию, совершенно охладела к образованию. Ей стало неинтересно учиться. Поэтому она сменила университет и стала слушательницей Высших женских литературных курсов в Петербурге. В то же время поэтесса начала активно посещать богемные кружки культурной столицы и познакомилась с известными поэтами. Впоследствии это сыграло огромную роль в формировании ее литературных взглядов.
«Первый Российский университет». Президентская библиотека: портрет Михаила Ломоносова
310 лет назад, 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1711 года родился Михаил Ломоносов. Он государственный деятель, инициатор науки и народного образования в России, выдающийся энциклопедист мирового уровня и поэт, заложивший основы русского литературного языка.
К этой памятной дате Президентская библиотека пополнила и пополнила собрание Михаила Ломоносова (1711-1765).Он включает исследования, видеолекции, очерки и архивные материалы о его жизни и творчестве, труды Ломоносова по грамматике русского языка, истории и металлургии, а также частную переписку.
Филолог Василий Якимов в своем эссе О пути развития русской литературы со времен Ломоносова и о влиянии на нее иностранной литературы (1833): «Обладая непреодолимой страстью к учебе, сын обычный рыбак охотно покинул скромную избушку родителей… Он преодолел все препятствия и опасности; силой твердой и решительной воли он достиг своего замысла … Десять лет неустанного труда — и молодой человек постепенно стал глубоким знатоком классической литературы, математиком и физиком, астрономом и металлургом, грамматиком и историком … Он живет и будет жить в нашей памяти в бессмертных произведениях своей литературы и поэзии ».
В видеолекции « Ломоносов как реформатор русского языка (2011)» академик РАН Николай Казанский отметил, что Ломоносов был прекрасным экспериментатором в стихах.Он был одним из нескольких студентов, которые учились за границей. В Германии он изучал физику и металлургию, математику и философию. В то же время он находил «досуг для изучения литературы», читая произведения немецких писателей. Славянский филолог Александр Яцимирский в книге « Русские личности с природными дарами в биографиях и изображениях » пишет, что Ломоносову так понравилось одно из стихотворений, что «он решил написать такое же стихотворение на русском языке». Вскоре у него появился подходящий шанс.В то время Россия находилась в состоянии войны с Турцией. В 1739 году русские войска захватили крепость Хотинон на Днестре. Ломоносов прославил это событие в стихотворении « Ода к взятию Хотина ». До него ни один русский писатель не создавал чего-то столь ясного и красивого. Ломоносов послал эту оду в Академию, и профессорам она так понравилась, что они подарили ее императрице Анне Иоанновне. Она приказала напечатать его и передать Королевскому двору.
Николай Казанский отмечает, что тексты, написанные Ломоносовым, были настоящим вдохновением.
Ломоносов был чуть ли не первым поэтом, который смог соотнести интонацию русской речи с метрическим метром и слоговым стихом европейской литературы.
Яцимирский писал: «Своими стихами Ломоносов приводил примеры того, как писать ясные и красивые стихи. До него никто не умел так писать. В специальном произведении Риторика Ломоносов дал правила, необходимые каждому, кто хочет правильно писать стихи и другие произведения, поэтому часто называют Ломоносова «отцом новой русской литературы».Но его также можно назвать отцом нового литературного языка книг и образованных людей. Кроме того, он составил научную грамматику, описывающую правила орфографии. На портале Президентской библиотеки размещено уникальное прижизненное издание Грамматики русского языка (1757 г.) Михаила Ломоносова.
Уже сейчас хорошо известно и актуально учение Ломоносова о трех стилях речи. Литературный критик Арсений Кадлубовский в своем очерке «Об истоках учения о трех стилях» Ломоносова (1905) заявил, что оригинальность Ломоносова заключалась в том, что он применил теорию трех стилей к русскому языку.Он описал различие стилей по лексическому составу и связям церковнославянского и русского языков.
Некоторые филологи, — говорит профессор Татьяна Буторина в видеолекции Ломоносов — Наш современник (2011), — утверждают, что Ломоносов знал 31 язык. Он понадобился ему для анализа русской филологии.
Николай Казанский считает, что один из уроков Ломоносова заключался в постулате о том, что мы должны правильно формулировать свои мысли на родном языке.Но самое главное, чему нас учит Ломоносов, — это многогранность и желание проявить себя на благо Отечества в самых разных сферах.
Незадолго до смерти Ломоносов написал на листке бумаги: «Я жил, страдал и знаю, что дети Отечества будут скучать по мне». На пасхальной неделе 1765 года он умер. И действительно, русский народ «соскучился» по этому знаменитому человеку, принесшему столько пользы России, которого Пушкин называл «первым русским университетом».
Михаил Васильевич Ломоносов.Биография №
Настоящее чудо русской культуры XVIII века. и в то же время гений М. В. Ломоносова является его глубоко естественным продуктом. По разнообразию даров он относился к титанам европейского Возрождения, по весу вклада в развитие русской культуры равнялся Петру I по размаху и направленности деятельности, созвучный духу Просвещения. и процесс трансформации страны. «Соединив необычайную силу воли с необычайной силой замысла, Ломоносов охватил все отрасли образования, — писал А.С. Пушкин. — Жажда науки была самой сильной страстью этой, полной страстей души.«Историк, ритор, механик, химик, минераолог, художник и поэт, он все испытал и все проникло: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила своего публичного языка, дает законы и образцы
классического красноречия… создает фабрику,Невероятной кажется судьба этого гения-самородка в условиях самодержавно-феодального государства, сумевшего преодолеть путь от простого неграмотного крестьянского сына до первой величины русского наука.История его жизни по поэту XIX века. Н.А. Некрасов, это рассказ о том, как
архангел
волей своей и Божьей
стал умным и великим.
Михайло родился 8 ноября 1711 года в семье зажиточного, но безграмотного крестьянина в деревне недалеко от города Холмогоры, примерно в ста пятидесяти километрах от Белого моря. Эта земля, называемая Поморием, не знала крепостной кабалы, и люди в ней жили особенной — независимой, гордой, полной самоуважения.В условиях суровой северной природы сформировались сильные и выносливые люди, обладающие мужеством, смекалкой и настойчивостью. Привыкшие к морскому делу, поморы издавна были знакомы с компасом и телескопом, знали азы мореплавания. Михайло с детства выезжал с отцом на море
. Его первыми учителями были природа и труд. Им он был обязан физической силой, бесстрашием, наблюдательностью, трудолюбием, различными практическими знаниями.Получив от сельчан две лучшие по тем временам книги — одну по грамматике, а вторую по арифметике, юноша овладел основами обеих наук.Эти книги, названные впоследствии Ломоносовым «воротами» его учености, пробудили в нем бешеную тягу к знаниям, вынудив его покинуть родное село и пешком вместе с тягой с рыбой поехать учиться в Москву. Там, выдав себя за дворянина, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию, которую блестяще окончил, несмотря на нужду и лишения, сопровождавшие все годы учебы. В 1735 году в числе лучших выпускников Академии он был направлен для продолжения образования сначала в Санкт-Петербург.В Петербурге, а затем в Марбург, где он был одним из старейших университетов Германии, где преподавал философ Х. Вольф, чьи работы затем изучали философию по всей Европе. После Марбургского университета Ломоносов несколько лет путешествовал по Германии и Голландии, время от времени переживая опасные приключения. Однажды, например, его попытались записаться в прусскую гвардию и заключили в крепость, из которой он бежал.
В 1741 году М.В. Ломоносов вернулся в Россию, где через четыре года стал профессором химии и действительным членом Санкт-Петербургского государственного университета им.Петербургской Академии наук, в службе которой он прослужил до конца своей жизни. Ему приходилось постоянно бороться с малоталантвыми и малообразованными коллегами, завистливыми недоброжелателями, чванливыми иностранцами. Однако благодаря собственной одаренности, неукротимой энергии и выдающейся внутренней силе, а также покровительству фаворита императрицы Елизаветы графа Шувалова, Ломоносов сумел стать самым влиятельным человеком в академической среде. Ученый использовал свое высокое положение для того, чтобы поставить науку и искусство на должную высоту и тем самым внести свой вклад в превращение России в цивилизованное, развитое государство с обильными плодами.Для просвещения страны он сделал так много и во многих сферах, что пушкинское определение «нашего первого университета» почти теряет переносное значение. К сожалению, последние годы жизни Ломоносова остались в тени: Екатерина II, вступившая на престол после смерти Елизаветы, поддерживала своих сподвижников по Академии, а Михаил Васильевич, не принадлежавший к ним, фактически остался не у дел. Однако позор императрицы, лишивший гения возможности реализовать свой неисчерпаемый потенциал, не мог умалить его великой славы.
Еще при жизни М.В. Ломоносов получил международное признание. В 1760 году он был избран почетным членом Шведской академии наук, четыре года спустя он был удостоен такой же чести Болонской академии наук в Италии. Примечательно, что вклад ученого в развитие русского изобразительного искусства также был высоко оценен: в 1763 году он стал почетным членом Петербургской Академии художеств. Разносторонняя научная и просветительская деятельность М. В. Ломоносова неизменно была направлена на достижение практических результатов и неизменно вдохновлялась идеей бескорыстного служения Отечеству.В этом также проявился замечательный гений гения, в котором слились воедино «человек-архангел» и великий ученый, европейский образованный и русский интеллектуальный мыслитель, энтузиаст Просвещения и патриот своей родины.
Русский национальный миф (Книга, 2013) [WorldCat.org]
«Изобретение Михаила Ломоносова: русский национальный миф Стивена А. Уситало» — новаторское исследование научной репутации Михаила Ломоносова в российском культурном воображении.Как каждый русский учился в школе с середины XIX века до настоящего времени, Ломоносов был эрудитом, гением, которому русская культура обязана созданием не только поэзии, но и практически всех других научных и социальных дисциплин. включая химию, физику, географию, историю и лингвистику. Автор убедительно демонстрирует мифологическую природу этой репутации и прослеживает ее возникновение от биографий Ломоносова XVIII века до творчества самого увлеченного историка жизни и творчества Ломоносова XX века Бориса Меншуткина, чьи многочисленные статьи и книги укрепили и укрепили свои позиции. увековечил миф о Ломоносове как о величайшем национальном гении.Эрудит и умело аргументирован, книга обязательно станет обязательным чтением для каждого ломоносовского ученого, как естествоиспытателя, так и историка литературы ». — Ирина Рейфман, Колумбийский университет.« Книга [Уситало] мастерски демонстрирует силу национального повествования и традиций в построении истории. «- Филлип Велгач * Новые книги в истории *» Своей книгой Уситало доказал, что можно оригинально написать на старую тему и сделать ее увлекательной и актуальной. Автор не только деконструирует и стирает старый миф, но и восстанавливает подлинную историю ученого Ломоносова.. . . В этой книге Уситало не только углубляет наше понимание Ломоносова, но и открывает окно для более широкого изучения роли мифотворчества в развитии национального самосознания »- Марина Свобода * Canadian Slavonic Papers, Vol. LVI, Nos. 1-2, март-июнь 2014 г. * «Изобретение Михаила Ломоносова потенциально может заинтересовать ряд зрителей. Для историков науки это исследование дает представление об особенностях российской ситуации и ее отличиях от почитания и самовосприятия нерусских ученых, таких как Галилей в Европе раннего Нового времени или Бенджамина Франклина в эпоху Нового времени, и их сходство с ними. Соединенные Штаты.Историки России и Советского Союза также извлекут пользу из интригующих идей этой книги о «мифогенных» качествах русской культуры, где культы личности, начиная с политических фигур и заканчивая пантеоном литературных, инженерных героев и героев-космонавтов, разыгрывают такие идеи. выдающаяся роль в политике и в распространении идей о том, что значит быть русским ». — Эндрю Дженкс * Isis, Vol. 105, No. 3 (сентябрь 2014 г.) *« Суть и заслуга исследования Уситало — это его богато задокументированная и снабженная множеством сносок критическая реконструкция мифа о Ломоносове-ученом, его рост и реконфигурации с течением времени в более широком контексте общеевропейского восприятия научной биографии.»- Маркус К. Левитт, Университет Южной Калифорнии * Славянский и восточноевропейский журнал, 58,2 (лето 2014 г.) * Подробнее…
.