С годами приходит мудрость: Мудрость приходит с годами ▷ Socratify.Net

Содержание

Мудрость приходит с возрастом: правда или нет?

Психологи, которые занимаются проблемами старости, говорят, что современное общество геронтофобно. Мы боимся старости. Не видим ее преимуществ. Стараемся скрывать возраст всеми возможными способами, иногда даже в ущерб здоровью. Чего стоят одни новости о поп-звездах, которые погибают под ножом пластического хирурга, – внешняя молодость становится самоцелью, а старение мозга все равно никто не увидит, так стоит ли о нем беспокоиться?

Мудрость, которая приходит с годами, считается успокоительной выдумкой для стариков. Неужели бабушки-сплетницы возле подъезда или старушки в очередях городских поликлиник – это мудрые люди? Выглядят они как озлобленные, разочарованные граждане с патологическими личностными изменениями. Конфликт поколений тоже не добавляет позитива: на любом женском форуме в топе оказывается тема про несносную свекровь, токсичную мать или невыносимую бабушку-соседку с деменцией.

Но что говорит наука по поводу изменений интеллекта с возрастом? Правда ли, что мудрость приходит с годами?

Виды интеллекта

Интеллект – это сложная штука, которая обеспечивается согласованной работой многих отделов мозга. Различают академический и эмоциональный интеллект. Академический интеллект проверяют при помощи всем известного теста на IQ. Этот вид интеллекта представляет собой способность анализировать, переходить от общего к частному и наоборот, представлять абстрактные понятия. Эмоциональный интеллект нельзя «натренировать» решением задач. Это умение интуитивно чувствовать желания и мотивы собеседника, находить общий язык с другими людьми и правильно понимать собственные эмоции.

Разновидностью эмоционального является социальный интеллект. О нем идет много разговоров в научной среде: предполагается, что именно социальный интеллект является ключом к успешной карьере, личному магнетизму и успеху чуть ли не во всех сферах жизни. Социальный интеллект помогает строить прогнозы развития межличностных отношений, обостряет интуицию и даже обеспечивает, по некоторым данным, психологическую выносливость. Это то, что принято называть житейской мудростью.

Разницу между академическим и социальным интеллектом можно понять, если вспомнить знакомых, которые отлично учились в школе и окончили институт с красным дипломом, однако на работе постоянно вступают в непримиримые противоречия с коллегами, начальством и не достигают значимых карьерных успехов. Бывает и обратная ситуация, когда человек неважно учился, однако с детства умеет налаживать контакт с кем угодно и в дальнейшем становится успешным и уважаемым. Именно поэтому результаты теста IQ можно использовать разве что для утешения собственного самолюбия, но никак не в качестве прогноза будущих карьерных успехов или востребованности в обществе.

Работа интеллекта складывается из текучих и кристаллизованных способностей. И это разделение становится особенно заметным с возрастом. Текучие когнитивные способности помогают принимать решения «в моменте», создавать новые алгоритмы деятельности в соответствии с меняющимися условиями. Например, это навык быстро и без скандалов договариваться с сотрудниками бюрократических учреждений, где в условиях ограниченного времени необходимо получить важный документ. Кристаллизованные способности заставляют нас обращаться к пережитому опыту, например когда нужно подобрать синоним к редко употребляемому слову. И если первая составляющая интеллекта с возрастом начинает «сбоить», то вторая сохраняется более или менее неизменной – разумеется, если мозг здоров и не имеет органических изменений.

Когда приходит мудрость?

Есть некоторые показатели интеллекта, которые способны даже улучшаться с возрастом. Это способность к осмыслению мира, себя и окружающих. Накопленный эмоциональный опыт помогает человеку с возрастом становиться менее эгоцентричным, развивать эмпатию. Это увеличивает проницательность, то есть способность верно оценивать события и прогнозировать их исход. Наконец, возрастные изменения психики в лучшую сторону состоят в том, что человек учится мягко менять стратегию, а не бездумно переходить к другой тактике. Предполагается, что это помогает лучше справляться с негативными эмоциями, когда ожидания не оправдываются.

С возрастом увеличивается объем пережитого опыта, что также может сделать человека мудрее. И если способность к наращиванию академического интеллекта с возрастом ухудшается (куда проще выучить три страницы анатомического атласа за одну ночь в двадцать лет, чем в семьдесят), то социальный интеллект может улучшиться.

И все-таки, вопреки перечисленным возможностям личностного роста, всего 5 % пожилых людей обладают развитым социальным интеллектом. Их-то и можно назвать мудрыми. Иными словами, не любой накопленный опыт делает человека более развитым. Поэтому пенсионеры, которые ограничивают собственный досуг телевизором, с большой вероятностью окажутся в будущем теми самыми несносными свекровями, токсичными матерями и вредными бабушками в общественном транспорте, которым до всего есть дело.

Мудрость приходит, когда человек регулярно решает задачи по успешному взаимодействию с другими людьми.

Человек, который всю жизнь вытачивает одни и те же детали на заводе, а в свободное время смотрит передачу «Давай поженимся» по телевизору, вряд ли обретет мудрость с возрастом. А вот волонтерство, наставничество и другие виды взаимодействия с людьми, когда нужно опираться на интеллект, помогают стать мудрее

Что вполне соотносится с обывательскими наблюдениями: мудрыми принято считать гуманистов, общественных деятелей и других людей, которые постоянно используют свой социальный интеллект во благо других. Это медийные личности, которые занимаются благотворительностью, врачи, ведущие активную просветительскую деятельность, психологи, которые делятся своим опытом, представители различных религий, где гуманизм ставится во главу угла.

Мудрый – значит скромный?

Специалисты называют важным признаком развитого социального интеллекта понимание ограниченности собственных знаний. Это значит, что мудрый человек критичен к себе, терпим и всегда учитывает контекст ситуации, не используя шаблонных стратегий на любой случай жизни.

Поэтому-то мы так и не любим непрошеных советов: если человек не понимает неуместность своих замечаний и испытывает отчаянную потребность «нести свет знаний» всем подряд, вряд ли его наблюдения имеют какую-нибудь реальную ценность. С этим-то и связано ироническое отношение к «мудрым» советам свекровей – сентенциям, которые нескончаемым потоком льются в уши молодых мам. Аналогичная история с хвастливыми рекомендациями неизвестных людей в Интернете, которые готовы дать экспертный комментарий на любую тему.

Как стать мудрее?

Мудрость – это не то качество, которое по умолчанию приходит после определенного количества прожитых лет. Некоторым людям не везет, и с возрастом к ним приходит разве что деменция, связанная с нейродегенеративными заболеваниями, например болезнью Альцгеймера. И все-таки их меньшинство. У человека есть реальная возможность улучшать свой интеллект с возрастом – так устроен мозг. Просто пользуются ею немногие.

Интеллект улучшается при решении разнообразных жизненных задач. Это могут быть непростые житейские ситуации, когда нужно найти общий язык с другим человеком, отыскать компромисс, прийти к какому-то положительному результату. Это могут быть и абстрактные задачи вроде игры в шахматы или разгадывания судоку. Старость кажется нам чем-то далеким, а потому возникает желание посмотреть весь сезон сериала за день, вместо того чтобы прочитать несколько страниц книги, заехать к маме на чай или пообщаться с друзьями.

И все-таки мозгу нужна обогащенная среда на протяжении всей жизни, чтобы сохранить интеллект в рабочем состоянии. Поэтому новые книги, спектакли, путешествия и любая деятельность, которая дает пищу воображению, пойдут интеллекту на пользу. Никак не обойтись без сбалансированного питания и разумных физических нагрузок. Хронические болезни тоже часто оказывают не лучшее влияние на работу мозга, поэтому их важно держать в узде: наблюдаться у врача, выполнять его рекомендации. Понемногу делать что-то для развития своего интеллекта каждый день – это и есть инвестиция в будущую мудрость.

почему мудрость приходит к нам с возрастом — T&P

В своей книге «Мозг на пенсии» профессор когнитивной нейропсихологии Андре Алеман рассказывает о видах памяти, возрастных изменениях мозга и дает рекомендации, как сохранить здравое сознание на протяжении жизни. В продолжение спецпроекта «Третий возраст» публикуем отрывки из главы, посвященной феномену мудрости, ее взаимосвязи с взрослостью и психофизиологическими особенностями мозга.

Что такое мудрость?

Во все времена, в каждой культуре имелись люди, воспринимавшиеся своими соплеменниками как хранители мудрости. Обычно ими были седые старцы, ценимые за свои религиозные и философские знания и опыт. Они давали остальным ответы касательно главных жизненных вопросов. Но как может быть мудрым человек, клетки головного мозга которого отмирают, а уровень внимания и концентрации снижается? Для ответа на данный вопрос мы в первую очередь должны определить, что такое мудрость, и проследить, действительно ли она появляется с возрастом. Если это так, нам придется сопоставить этот факт с наблюдаемыми изменениями в мозге.

Русскоязычная версия книги «Мозг на пенсии» вышла в издательстве МИФ.

Научный подход всегда требует определения понятия. Но поскольку очень нелегко точно определить, что же такое мудрость, исследователи обычно используют разные формулировки. Возможно, сейчас стоит дать такое определение: мудрость — это способность понимать сложные ситуации и таким образом формировать правильное поведение, результат которого удовлетворит как можно большее количество людей и приведет к положительному результату для всех. Но эта формулировка не вполне удовлетворяет нас. Чтобы попытаться установить, что же люди понимают под мудростью, один исследователь разработал специальный опросник. Его заполнили более 2000 читателей журнала GEO. Во многих ответах фигурировали: способность понять сложные вопросы и отношения, знание и жизненный опыт, самоанализ и самокритика, принятие интересов и ценностей другого человека, эмпатия и любовь к человечеству, желание совершенствоваться. Такое понимание мудрости характерно для большинства людей. Американские психиатры Томас Микс и Дилип Джесте добавили еще два качества к этому списку: эмоциональная стабильность и способность принимать решения в неоднозначных ситуациях. И, наконец, юмор. Хотя обычно он не расценивается как важная составляющая мудрости, чувство юмора является обязательным для самопознания — необходимой составляющей истинной мудрости. Жанна Луи-за Кальман, француженка, прожившая 122 года, отличалась остроумием. В ее сто двадцатый день рождения журналист, несколько нерешительно, выразил надежду, что он сможет поздравить ее в следующем году. «А почему нет, — ответила Кальман. — Вы выглядите довольно молодо».

Хотя в течение тысячелетий люди признавали важность мудрости, до недавнего времени это понятие почти полностью отсутствовало в медицинских исследованиях старения. Возможно, потому что западная культура акцентирует свое внимание на интеллекте и потому уже успела тщательно изучить когнитивные навыки и логическое мышление. Но знание, навыки и эрудиция — не то же самое, что и мудрость, связанная с более широким пониманием жизни и умением делать выбор в неоднозначных ситуациях, а также достигать баланса между такими противоположностями, как сила и слабость, сомнения и уверенность, зависимость и независимость, мимолетность и бесконечность. Мы считаем людей мудрыми, если они способны дать хороший совет в трудных обстоятельствах, а их суждения гармоничны.

Но исследование мудрости не стоит ограничивать только ныне живущими людьми. Мы можем посмотреть, что говорится о мудрости в старинных трактатах различных культур. В большинстве случаев речь о текстах религиозного характера. Самый известный пример западной культуры — Библия. В Книге Притчей Соломоновых мудрость ценится выше, чем драгоценные металлы или украшения: «Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото. Потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею». Задолго до Августина древнегреческие и древнеримские философы, оказавшие большое влияние на западную культуру, придавали большое значение мудрости. Софокл (V век до н. э .) написал в «Антигоне»: «Мудрость — высшее благо для нас». Точно так же восточная культура в течение многих веков придавала огромное значение мудрости. Ее представление об этом понятии имеет много общего с западными идеями. Бхагавадгита, написанная в Индии около V века до н. э., является основной работой о мудрости. Она рассматривает мудрость как совокупность жизненных событий, способность управлять эмоциями, сохранять самообладание, любить бога, сострадать, быть способным на самопожертвование — все это относится и к западному пониманию мудрости.

Как рассуждают пожилые люди

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896–1980) сделал существенный вклад в наше понимание когнитивного развития детей. Он описал четыре стадии, последней из которых является стадия «формальных операций». Она обычно начинается в 11-летнем возрасте и переходит во взрослую жизнь. Человек на этой стадии развития способен к логическим рассуждениям и к решению абстрактных задач; другими словами, он может представить логические решения проблемы и проверить их методом проб и ошибок. Неверные решения постепенно устраняются, и то, что остается, является правильным.

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) — направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы воздействия на него.

Основываясь на терминологии Пиаже, бихевиористы ввели понятие «постформальной операции», включающее в себя неопределенность и гибкость мышления и использующееся для описания сложных противоречивых повседневных задач, имеющих разные решения. В одном эксперименте участникам из разных возрастных групп предлагалось решить проблему студентки, переписавшей в своей работе текст из Википедии. Студентка признала, что взяла целые абзацы из Википедии, но утверждала, будто ей не говорили, что она должна была предоставить свои источники, и не объяснили, как это сделать. Испытуемых спросили, как бы они поступили в данном случае, будучи членами экзаменационной комиссии. Данные студентам указания четко гласили, что плагиат — серьезное нарушение, за которое студент может быть отчислен из университета. Чтобы найти решение, испытуемым нужно было поставить себя на место другого человека. И каков был результат? Большинство молодых людей решили, что студентка должна быть отчислена. Это следствие формальных операций, описанных Пиаже. Такое заключение казалось логичным: правило было нарушено, поэтому должен быть наложен соответствующий штраф. Большинство пожилых испытуемых прибегли к постформальным операциям. Прежде чем принять решение, нужно получить больше информации. Действительно ли студентка не знала о правилах? Как давно она учится? Было ли четко объяснено, что такое плагиат? В зависимости от ответов на эти вопросы пожилые люди, вероятно, пришли к тому же самому заключению, что и их младшие коллеги, но они рассмотрели данную проблему с точки зрения студентки и учли последствия штрафа.

Чем старше, тем мудрее?

Правда ли, что с возрастом мы становимся мудрее? К сожалению, не все из нас. В любом возрасте есть люди, мысли и поступки которых нельзя назвать мудрыми, хотя это не означает, что они не стали мудрее. Мудрость составляет жизненный опыт, наши взлеты и падения. Но ее очень трудно измерить. Согласно одному исследованию немецких ученых, если вы предложите людям сложные задачи и попросите у них оптимальные решения, большинство пожилых справятся с этим не лучше, чем люди средних лет. Интересно, что пожилые, как и молодые, лучше решают задачи, типичные для их возрастной группы. В эксперименте одни задачи привлекли внимание молодых людей, а другие — пожилых. Примером задачи для молодых людей стала история Майкла, 28-летнего механика, отца двух маленьких детей, узнавшего, что завод, где он работает, закроется через три месяца. Майкл не сможет найти подходящей работы там, где живет. Его жена — медсестра, только что получившая хорошо оплачиваемую работу в местной больнице. Майкл не знает, должны ли они переехать в другой город, где он найдет работу, или им стоит остаться, и ему придется сидеть дома с детьми. Какое решение лучше для следующих трех-пяти лет? Какая дополнительная информация необходима, чтобы принять решение?

Примером задачи для пожилых стала дилемма Сары, 60-летней вдовы. Окончив недавно курсы по управлению персоналом, она открыла свое дело, о котором давно мечтала. Однако ее сын недавно потерял жену и остался с двумя маленькими детьми. Она может или ликвидировать компанию и переехать к сыну, чтобы сидеть с внуками, или помочь ему оплачивать няню. Какое из решений лучше? Какая дополнительная информация необходима, чтобы решить проблему? Пожилые испытуемые (в возрасте 60–81 года) с большим энтузиазмом решали проблему Сары, в то время как группа молодых людей (25–35) предлагала удачные решения для Майкла. Чтобы получить звание «мудрого», участники должны были перечислить различные аспекты задачи, предложить несколько решений, перечислить все за и против, оценить риски и, наконец, разработать планы дальнейших действий или пересмотреть принятые ранее решения.

© Zhang Huan

Некоторые пожилые люди, так же как и люди среднего возраста, не станут заниматься сложными задачами, требующими конкретных решений. Это вызвано тем, что такой процесс вовлекает краткосрочную память и исполнительные функции (например, способность планировать и сочувствовать). Пожилым людям, со временем утратившим определенные навыки, сложнее придумать ряд решений и сравнить их друг с другом. Хотя неповрежденные познавательные функции не обязательно приводят к мудрости, они действительно помогают в решении сложных задач. Вы можете оставаться мудрыми, особенно в знакомых ситуациях, даже если ваши умственные способности снизились. Но при столкновении с новыми проблемами, требующими обработки большого количества информации, ухудшение краткосрочной памяти и познавательной гибкости работает против вас.

Черепаха и заяц

В 2004 году нейропсихологи Калифорнийского университета описали пациента, которого они назвали Финеасом Гейджем нашего времени. Это имя отсылало к железнодорожному рабочему из XIX века, одному из самых известных пациентов в истории нейропсихологии. Полученные им повреждения головного мозга рассказали нам о функциях таинственной префронтальной коры. В 1848 году с Гейджем произошел несчастный случай: после взрыва металлический прут вошел в череп ниже левой глазницы и вышел через макушку. К изумлению его коллег, он выжил и даже выписался из больницы всего два месяца спустя. Но он изменился: как сказал его близкий друг, «Гейдж больше не был Гейджем. Хотя его способность к рассуждению и наблюдению и память не были повреждены, его личность радикально трансформировалась. Человек, который раньше был трудолюбивым, энергичным и обладал организаторскими способностями, стал нетерпеливым, сквернословящим и неспособным к сочувствию. Гейдж больше не мог оценить ситуацию и был не в состоянии управлять своими эмоциями. У него постоянно случались приступы гнева, и он не мог планировать свои действия. Реконструкция его мозга, основанного на сохранившемся черепе, показывает, что поврежденной оказалась нижняя часть префронтальной коры.

Современный Финеас Гейдж, обнаруженный в 2004 году, получил повреждения в 1962-м, когда его джип подорвался на мине в ходе военной операции. В результате взрыва металлический каркас ветрового стекла пробил его череп в лобной части. Как и в случае с Гейджем, его умственные способности, казалось, не пострадали. Его интеллект не был поврежден, и он демонстрировал хорошие результаты на нейропсихологических тестах. Однако в плане социальных отношений все оказалось уже не так радужно. Он показал расторможенное поведение и неспособность контролировать себя, что приводило к проблемам во взаимодействии с окружающими. Он потерял работу, развелся с женой и перестал общаться с детьми. По словам гериатрического психиатра Дилипа Джесте, повреждение префронтальной коры приводит к противоположности мудрости: импульсивности, социально неодобряемому поведению и эмоциональной неуклюжести. Вместе с коллегами Джесте впервые составил карту отделов головного мозга, отвечающих за мудрость. Ученые приписывали важную роль префронтальной коре.

Нейропсихолог Элхонон Голдберг описывает похожий случай в своей книге «Парадокс мудрости». Он рассматривает префронтальную кору как дирижера, а другие отделы мозга — как оркестр. Префронтальная кора не играет музыку, но координирует, объединяет и направляет. Вот почему люди с повреждениями префронтальной коры все еще способны к выполнению множества задач, но сталкиваются с проблемами в сложных ситуациях, например в случае социальных контактов. Голдберг также указал на две другие функции префронтальной коры. Первой является наша способность сочувствовать, второй — умение активировать определенную последовательность действий, особенно в трудных случаях. Например, если вы в течение долгого времени были руководителем, вы автоматически понимаете, какие шаги стоит предпринять в определенных ситуациях. Голдберг приводит пример Уинстона Черчилля, страдавшего от случайных ментальных ошибок, что не мешало ему оставаться блестящим лидером даже в достаточно солидном возрасте.

области мозга, относящиеся к мудрости

К мудрости имеют отношение четыре отдела головного мозга. Во-первых, это вентромедиальная префронтальная кора, задействованная в эмоциональных отношениях и принятии решений. Во-вторых, внешняя часть префронтальной коры (технически, дорсолатеральная префронтальная кора), отвечающая за рациональное мышление и определение стратегии решения проблем. В-третьих, кора передней части поясной извилины, фиксирующая конфликты конкурирующих интересов и разделяющая рациональное мышление и эмоции. И, наконец, расположенное глубоко в мозге полосатое тело, которое активируется раздражителями, связанными с вознаграждением.

Исследование показало, что пожилые люди более сфокусированы на вознаграждениях, следующих за хорошими решениями, чем на негативных последствиях ошибок. Это означает, что они сосредоточены на нахождении правильных ответов больше, чем на предотвращении ошибок. Если вы хотите научить 75-летнего человека пользоваться компьютером, то лучше сконцентрироваться на том, что он делает хорошо, чем постоянно указывать на промахи или напоминать, что какие-то действия выполняются иначе. Молодому человеку, объясняя новое задание, можно просто сказать: «Вперед, ты на правильном пути!» — но с пожилым такая стратегия не сработает. Это объясняется возрастными изменениями в функционировании определенных областей головного мозга: кора передней части поясной извилины, ответственная за обнаружение ошибок, активируется не так быстро (у большинства людей количество серых клеток с возрастом сокращается), в то время как структуры формирующие «премиальную систему», остаются незатронутыми.

Используя электроэнцефалограмму, чтобы измерить электрическую активность мозга, команда немецких исследователей обнаружила, что пик мозговой деятельности произошел у молодых людей и людей среднего возраста, когда им сообщили, что они сделали ошибку. Этот пик указывает на активность коры передней части поясной извилины. Чем выше был пик (и, следовательно, выше активность мозга), тем быстрее человек учился на ошибках. Но у пожилых испытуемых пик активности оказался намного слабее. Пожилые люди используют другие области мозга для обучения, прежде всего префронтальную кору, играющую важную роль в работе оперативной памяти. Хотя функции данной мозговой области также изменяются, многим пожилым людям удается получить от этого выгоду. Они делают это, частично мобилизуя дополнительную мозговую деятельность.

В целом пожилые люди испытывают больше трудностей с новыми задачами, чем с теми, при решении которых они используют накопленные знания, основанные на личном опыте. Хорошая «база данных», созданная за долгие годы, помогает им легко решать множество повседневных проблем. Доктор Оари Мончи из университета Монреаля, объясняя результаты своих исследований мозговой деятельности пожилых людей, любит ссылаться на одну из басен Эзопа. В гонке между черепахой и зайцем побеждает именно черепаха, хоть она и намного медленнее. Она знает, как лучше всего использовать свои способности, в то время как высокомерный заяц во время гонки спит. Мончи и его коллеги попросили пожилых и молодых людей классифицировать слова во время процедуры МРТ. Слова могли быть сгруппированы по рифме, по значению и по их первой букве, но исследователи постоянно изменяли правила, не сообщая об этом испытуемым. Если классификация по рифме (стол — пол) была изначально правильна, то внезапно она становилась неверной, и испытуемым приходилось решать, должны ли они начать категоризировать по значению (пол — дом). Пожилые участники, в отличие от молодых, не показывали увеличения мозговой активности в ответ на негативный результат («Неправильно!»). Однако они демонстрировали повышение мозговой активности, когда должны были делать новый выбор. То есть они больше вовлекались в продумывание новых стратегий выполнения задачи. А это более яркий отклик, чем простая реакция на предупреждение об ошибке.

Мудрость не всегда приходит с возрастом. Иногда возраст приходит один? — Обсуждай

Мудрость не всегда приходит с возрастом. Иногда возраст приходит один? — Обсуждай

Ирина

Мудрость не всегда приходит с возрастом. Иногда возраст приходит один? возраст мудрость

2442

237

58

Ответы

Николай Серегин

Цените стариков!
Совсем не потому, что истинны во всем
(Ведь «Слава Мне», умнеют не с годами)
У всех не одинаков опыта объем
Тут смысл в другом:
Дряхлеючи летами,
Беспомощней становятся и беззащитней.
И вот предвидя так свою судьбу,
Вы сами для детей примером личным

Себе готовите иль «рай»
На склоне лет или тюрьму.
28.01.92

0

Александр Елтышев

Не иногда, а преимущественно. Мудрость — редчайшее явление, нередко мудрым называют просто здравомыслящего человека, но до мудреца ему очень далеко!

0

ТГ

Тася Гаврик

Причем зачастую))))))))))))Если ум есть — он и остается, если нет — откуда же ему приходить!)))))))))))

0

Герман Фёдоров

умный к старости сходит сума и путает всё подряд. дурак почему то помнит всё и слывёт мудрым. хотя всю жизнь прожил идиотом.

0

Роман Ионов

ссылка для ответа на вопрос
«машина времени» уже знает ответ
он появится на экране
https://codepen.io/allcoma/full/awLOVE

0

Nino

Это очень здорово отмечено… возраст не признак мудрости.. порой маразм, каприз и дурость

0

Наталья

Ну да… а иногда возраст приходит не один, а с маразмом… пусть лучше один приходит

0

Pe

Peter

1

Стас Васильев

и чудно. Я мудрецы не навязываюсь и потом мне и с глупостями родными не плохо дышится.

0

ГВ

Геннадий Витальевич Чичеров

Мудак с возрастом не становится мудрецом, он становится старым мудаком !

4 года

0

Natali

А у вас свои мысли есть? Чтож все с инета копировать и сюда вставлять?

0

Се

Сергей

Пётр стар…суперстар в копировании

1

Лидия Куркина

Главное чттобы костюмчик сидел а мудрость в кармане можно носить

0

Pe

Peter

1

Никифоров Валерий

Не то что бы один , он еще и с болезнями . типа склероз ,ревматизм…

0

Сергей Некрасов

Да,здравствуй возраст!…

0

Яна Баштар

Ни фига! Просто маразм победил в борьбе с мудростью…

0

Pe

Peter

1

Яна Баштар

спасибо!

1

Сергей Чукмарев

верно………….но, бывает и хуже…..

……..старческий маразм)))

0

Александр Безуглый

ИНОГДА ГОВОРЯТ .ВЕК ЖИВИ И УЧИСЬ .И УМНЫМ НАДО ПОМИРЯДЬ .

0

СЕ

Сергей Евдокимов

Не «иногда»… — в подавляющем большинстве случаев.

0

Геннадий Фадеев

С возрастом чаще маразм приходит, а мудрость с опытом.

0

Jumangy,Леденящий Кровь

Великий древнедрючиский филосов Николя Фоменко…

0

ГМ

Галина Мазяркина

Это действительно так, заметно иногда по окружающим.

0

Pe

Peter

точно…. невооруженным взглядом

1

ГМ

Галина Мазяркина

1

Pe

Peter

1

ГМ

Галина Мазяркина

Спасибо за розу….

4 года

1

Pe

Peter

1

ГМ

Галина Мазяркина

1

Следующая страница

Правда, что людям с годами приходит мудрость, а иногда годы приходят одни? — Спрашивалка

Правда, что людям с годами приходит мудрость, а иногда годы приходят одни? — Спрашивалка

КН

Капитан Немо

Правда, что людям с годами приходит мудрость, а иногда годы приходят одни? человек год мудрость

5034

710

0

Ответы

((. ._..вероника .._..))

Правда, люди меняются на протяжении всей жизни, меняются и их мнения по поводу каких либо вопросов, жизнь полна различных ситуаций, и часто эти ситуации повторяются, в первый раз человек мог сделать ошибку, а после этой ошибки он будет обдумывать то, как правильно нужно было сделать, и потом в будущем в аналогичной ситуации он сделает так как было бы сделать правильно, так как он обдумал в прошлом.

0

Елена Шацкая

А годы и добавляют , как правило, мудрости, ведь бьез опыта не осознать » кожей» свои прошлые деяния души, а по реакциям на эти события ( возвращенную карму) — даем себе оценки: ошибался или был прав.

0

Светлана Плешко

это верно. Всё зависит от того,пускаешь ли ты свою жизнь самотёком или извлекаешь из нее урок.Но без надёжного руководства извлекать урок и приобретать мудрость сложно.

0

РК

Римма Коледина

Бывает и такое,что чем старее,тем дурнее,не даром ведь поговорка есть такая,к радости или к сожалению,мудрость действительно приходит только с годами.

0

Ел

Елена

Никогда , никогда ни о чём не жалейте — ни потерянных дней , ни сгоревшей любви. Пусть другой гениально играет на флейте , но ещё гениальнее слушали Вы .

0

ЕБ

Елена Белоглазова

Мудрость не приходит автоматически с годами, как в анекдоте:сидит чукча думает: был чукча молодой, ой, дурак был, состарился чукча. .. дураком и остался

0

ЛШ

Любовь Шакирова

«Всё дело в мыслях. Мысль – начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования – работать над мыслями» (Л.Н.Толстой)

0

АО

Акбота Орынбаева

нет мудрость не всегда пиходит с годами мудрость приходит к тому человеку кторый узнал жизнь. а что бы узнать жизнь не нужно жить лет 100.

0

Дмитрий Иконников

Когда жена беременеет, все близкие гладят ее по животу и говорят: «Поздравляю!» И никто не гладит тебя по яйцам и не говорит: «Молодец!»

0

KL

Kiti Len

годы проходят,а мудрость-либо она есть,либо её нет изначально,т. е хочет ли человек учится на протяжении этих лет или же-нет..

0

Га

Галина

правда,кто-то опыт и мудрость приобретает,а кто-то просто прожил свои годы впустую,а претензий к жизни предъявляет кучу

0

АК

Алевтина Кяльвияйнен

Да -это правда ,бывает человек проживет ,всю жизнь и не знает для чего он жил а позади пустота одна и в голове тоже ?

0

Диана Хисматуллина

да, правда… Жизнь предоставляет людям возможность набраться ума и опыта, но люди в основном предпочитают опыт.

0

ИД

Ирина Дулик

Да бывает годы идут а мудрость не приходит Если взглянуть с точки зрения молодых то приходит старческий маразм

0

T*

Tatiana ********

наверное, если человек тупо жил как скотина, только ел,пил и гадил. То думаю что мудрости ему не от куда брать.

0

Серёга Месяцев

Если написать кому-нибудь без пробела: ‘ИДИОТСЮДА’, то один воспримет
это как посыл, другой — как приглашение.

0

ЭM

Эльвира M

С годами приходят опыт и знания..а мудрость всегда рядом, главное нужно ее развивать в нужном направлении))

0

МТ

Маргарита Тронина

Мне кажется, что не всегда мудрость приходит с годами, можно быть взрослым, но при этом оставаться глупым

0

АС

Алина Самойлова

нужно не только ждать и мудроствовать, но и усовершенствоваться самим и тогда мимо ничто не пройдет

0

Елена Керимова

к сожалению. Так что нужно нетеряя времени набираться ума, чтоб потом хоть что то перешло в мудрость

0

Следующая страница

Другие вопросы

Брежнев был неплохой мужик, но своей фронтовой привязанностью к алкоголю, он подсадил «на стакан» все Политбюро !!!

90% малолеток в Украине, России и Белоруссии нужно уничтожать с особой жестокостью и пофиг что дети

Сможет ли Карлсон доказать Тесаку что прилетал ночью к малышу только покушать сладенького варенья?

А кто-то пробовал шутки шутить с налоговойЮ таможенникаами или пограничниками???)

была киста прошла года 3 ничего не болело сейчас уже как 3-4 дня тянет иногда стреляет в позвоночник гдето …подскажите

помогите наити книгу. Название Бизнес на высоте 10000 метров над землёй или что вроде этого, заранее Спасибо.

У подъезда висело такое объявление. О чем это?

Как оклеить стены в ванной самоклейкой? Стена отштукатурена «финишной». Чем обработать стену перед оклейкой?

Где в москве делают аборт несовершеннолетним без согласия родителей? Помогите пожалуйста

Трудно выучить иностранный язык. Несомненно. А легко ли забыть родной? Можете ли вы слышать диктора, и не понимать его?

Можно ли пройти русско-финскую границу по дну финского залива в акваланге? Нет ли на дне каких нибудь систем слежения?

Как помочь себе поднять учебу?

Как отстирать ткань от пятен созданных раствором щелочи???

биология!!! почему при динамической работе мышцы устают меньше чем при статической?

национальность режиссера Гайдая

Мудрость приходит с возрастом: ученые развеяли популярный миф

Читати українською

Стереотип о том, будто человек становится умнее с возрастом, разнесли в пух и прах

В обществе принято считать, что с возрастом человек становится мудрее. Специалисты связывали это с тем, что с течением времени человек набирается жизненного опыта, который позволяет ему в будущем избегать конфликтных ситуаций, точно зная, что добром подобные вещи не закончатся. Но совсем недавно в ходе очередного исследования научные сотрудники развенчали этот миф. Об этом сообщает Хроника.инфо.

Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!

Подписаться

Эксперты полагают, что интроверты, которые более предрасположены к меланхолии, считаются более проницательными в понимании поведения других. Тех же, кто не относится к данной категории, врачи считают не всегда достаточно осведомленными о жизни людей, имеющих богатый жизненный опыт.

На фоне этого стало понятно, что старость еще не означает автоматическое приобретение мудрости в жизненную копилку знаний. Интерактивный тест, созданный йельскими учеными, помогает определиться с уровнем мудрости участников эксперимента вне зависимости от его возраста.

Именно такой формат анализа особенностей людей в возрасте и молодежи позволил сделать выводы, что далеко не все бабушки и дедушки обладают той самой житейской мудростью, о которой едва ли не слагают легенды.

Подтвердить теорию об отсутствии существенной связи между возрастом и мудростью позволили результаты еще одного эксперимента. В нем приняли участие около тысячи добровольцев. В ходе испытания эксперты изучали чувства и анализировали поступки участников опыта, чтобы разобраться с их способностью понимать нюансы человеческого поведения.

Добровольцам предложили ответить на несколько десятков вопросов, чтобы изучить линии поведения, ориентируясь на их динамику в социальных ситуациях. После анкетирования эксперты обработали собранные данные и пришли к интересному выводу.

Во-первых, научные сотрудники подтвердили, что в действительности возраст по паспорту еще не говорит о возрасте душевном. Так миф в житейской мудрости, накопленной годами, был разбит.

Во-вторых, стало понятно, что интроверты действительно более тонко чувствуют других людей, поэтому на фоне даже бабушек с опытом за плечами могут блеснуть мудростью в молодом возрасте.

Правила жизненной мудрости

Как писал портал «Знай. ua», английские ученые за годы наблюдений установили, что массив вулкана Этна на острове Сицилия съезжает к Средиземному морю.

Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!

Подписаться

Популярные новости

В Чечне возрастают бунты из-за новой порции «пушечного мяса»: матери молодых парней умоляют Рамзана Кадырова остановиться
Лукашенко призвал готовиться к обороне: снова угрожает Украина
У сына Регины Тодоренко появилось психологическое расстройство после родов матери: «Карма догнала?»
Новая угроза на передовой: иранские БПЛА «Shahed-136» уже уничтожают украинскую технику, не стоит недооценивать
Свинина станет менее доступной уже осенью: какие прогнозы цен дают на следующие месяцы
Ани Лорак обратилась к украинцам на русском языке и получила за месяцы молчания: «Жертва несработавших средств контрацепции»
В ISW предрекли скорое освобождение Херсонской области и потерю россиянами Донецкой, у них на побег осталось несколько недель
Главное за ночь: у Минобороны взялись за «хороших россиян», Лободу «избили» в Латвии, проблемы с «кукухой» Ани Лорак и пенсионная реформа 2023
На подсолнечном масле придется экономить: какие цены выставили продавцы за этот продукт
О любимой жареной картошечке придется забыть: ожидается стремительный рост цен на овощ
Гречка в супермаркетах: как изменилась цена популярной крупы в сентябре
Анна Кошмал из «Сватов» рассказала про звонки Федора Добронравова: «Им с этим жить, не мне»
На полках украинских магазинов обновились цены на сахар: сколько придется заплатить за кг продукта
Мощный экстрасенс Хаял Алекперов раскрыл всем главный секрет путина, проклятия его не возьмут: «Он не Владимир»
В Украине изменят суммы выплат и условия выхода на пенсию: в ПФУ сообщили новые правила
«Ощадбанк» раздает пенсионерам деньги на покупку продуктов: кто и как может получить
Самый мощный экстрасенс Хаял Алекперов назвал дату конца войны в Украине: «Я не Бог, но.
..»
Прибавка к пенсии в размере 50%: кто из украинцев получит доплату
Зима 2022-2023 будет совсем не такой, как ожидалось ранее: каков реальный прогноз на этот период

Читать дальше

Ученые доказали, что мудрость приходит с годами

Пожилые люди уступают молодым в скорости мышления. Однако при этом лучше разбираются в конфликтных ситуациях и быстрее находят правильный выход из кризиса.

В народных представлениях старость связывают с мудростью. Но любую общепринятую точку зрения хорошо бы проверить экспериментально, что и решил сделать Игорь Гроссманн (Igor Grossmann) c командой психологов из Университета Мичигана (University of Michigan) в Анн-Арборе и Университета Техаса (University of Texas) в Далласе.

Работая с разными возрастными группами, ученые попытались объективно оценить их способность разрешать конфликты – именно эту способность они рассматривают как признак мудрости. В экспериментах участвовали 247 испытуемых молодого (25-40 лет), среднего (41-59 лет) и старшего (старше 60 лет) возраста. Сначала им предлагали решить несколько задач, чтобы определить когнитивные способности: рабочую память, скорость мышления и так называемый кристаллизованный интеллект – аккумулированные в результате образования и жизненного опыта знания и навыки. Вслед за этим их вовлекли в рассмотрение межгрупповых и межличностных конфликтов.

Истории фиктивные и реальные

В первом эксперименте испытуемым предлагали прочитать три газетных статьи с описанием трех несуществующих общественных конфликтов, якобы происходящих в маленьких, не слишком известных странах. Первый связан с проблемой иммиграции киргизов в Таджикистан по причине лучшей экономической ситуации в этой стране: киргизы хотят при этом сохранить свои культурные обычаи, а таджики стремятся полностью их ассимилировать. Второй касается проблемы регулирования использования недавно открытых запасов нефти на островах Чуук (территория Федеративных Штатов Микронезии). Третий – этнический конфликт в Джибути (государство на северо-востоке Африки): одна этническая группа выступает за сохранение традиций, другая – за включение в современный цивилизованный мир.

После того как испытуемые прочитали о сути конфликтов, им надо было ответить на три вопроса: «Что, по вашему мнению, произойдет в этой ситуации?», «Почему вы считаете, что это произойдет?» и «Хотите ли вы что-нибудь еще сказать?». Их не побуждали напрямую найти выход их конфликта, но те, у кого появились соображения на этот счет, могли их высказать.

Второй эксперимент проводили с теми же испытуемыми через год после первого. На этот раз им давали прочитать три реальных письма в колонку газеты с описанием конфликтов между братьями и сестрами, друзьями и супругами. В разговоре с испытуемыми им предлагали ответить на четыре вопроса: «Как, вы считаете, будет развиваться данная история?», «Почему вы так думаете?», «Каков, по вашему мнению, будет финал конфликта?» и «Что, вы считаете, нужно делать в этой ситуации?».

Шкала мудрости

Ответы психологи оценивали по шести показателям, которые, на основании предыдущего опыта изучения проблемы, они расценивали как показатели мудрости. 1 – способность встать на точку зрения участников конфликта; 2 – способность посмотреть на ситуацию с обеих конфликтующих сторон; 3 – допустимость множества путей разрешения конфликта; 4 – сознание недостаточности своих знаний о ситуации; 5 – нахождение путей разрешения конфликта; 6 – поиск компромисса.

Анализ результатов показал, что почти по всем показателям мудрости старшая группа превосходит группу молодых людей и людей среднего возраста как в первом, так и во втором эксперименте. Старшие испытуемые продемонстрировали рассуждения более высокого порядка, видение разных путей, меньшую категоричность и большую способность идти на компромисс. То есть, как считают авторы, оказались более мудрыми.

У старости есть чему поучиться

Среди 20% испытуемых, продемонстрировавших высокую степень мудрости, средний возраст составил 64,9 года. Среди остальных 80%, которые оказались не столь мудрыми, средний возраст составил 45,5 года.

Ученые проследили, связана ли величина мудрости с другими характеристиками испытуемых. Мужчины и женщины по мудрости не различались. Зато социоэкономический статус, образование и величина кристаллизованного интеллекта (то есть интеллекта, зависящего от знаний и навыков) с мудростью коррелировали положительно. При этом по величине так называемого подвижного интеллекта, то есть по скорости мышления и объему рабочей памяти, старшие испытуемые уступают молодым и людям среднего возраста.

Так исследование подтвердило верность суждения, что мудрость приходит с годами. Несмотря на ослабление некоторых когнитивных функций мозга, связанных с подвижным интеллектом, пожилые люди более тонко и объективно разбираются в конфликтах — как групповых, так и личных.

Авторы статьи в PNAS рассуждают о причинах, которые могут лежать в основе этой закономерности. Возможно, пожилым людям проще посмотреть на проблему со стороны, абстрагироваться от излишних эмоций, с ней связанных, и судить беспристрастно. Как бы то ни было, мудрость пожилых людей может быть востребована не только в их собственных семьях, но и в обществе. Было бы разумно, говорят ученые, привлекать пожилых людей к выполнению важных социальных ролей, например, в качестве консультантов.

Исследователи пришли к выводу, что мудрость действительно приходит с возрастом

Поговорка «с возрастом приходит мудрость» может звучать правдоподобно, считают психологи Техасского университета A&M и Техасского университета в Остине.

Изучая, как старение влияет на принятие решений, исследователи пришли к выводу, что пожилые люди используют опыт принятия решений, накопленный за свою жизнь, для определения долгосрочной полезности, а не только непосредственной выгоды, прежде чем сделать выбор. Однако молодые люди, как правило, сосредотачивают свои решения на мгновенном удовлетворении, говорит Даррелл Уорти, профессор психологии Техасского университета A&M.

Статья, обобщающая эксперименты и результаты исследователей, была принята к публикации в следующем выпуске Psychological Science .

Darrell Worthy


(Texas A&M Liberal Arts)

«Что мы сделали, и что нового в этом эксперименте, так это то, что мы заставили людей выполнять задачи, в которых сделанный ими выбор влиял на то, какие награды будут доступны в будущем», Достойный объясняет. «В частности, участники выполняли задачи по принятию решений, где у них было два варианта, и каждый вариант по-разному влиял на награды, доступные в будущих испытаниях».

Один вариант назывался увеличивающимся, потому что он увеличивал награды в будущих испытаниях, а другой был уменьшающимся, который уменьшал награды в будущем, добавил он. Однако вариант с уменьшением также обеспечивал большее немедленное вознаграждение в каждом испытании, поэтому участникам приходилось сопоставлять краткосрочные преимущества варианта с уменьшением с долгосрочными преимуществами варианта с увеличением.

Молодые и пожилые люди выполнили два варианта этого эксперимента: один, в котором вариант увеличения был лучше в долгосрочной перспективе, а другой, в котором вариант уменьшения, также был фактически лучше в долгосрочной перспективе, означая выигрыш от выбора варианта увеличения неоднократно никогда бы не компенсировали, насколько лучше был вариант с уменьшением.

«Мы обнаружили, что в этих двух ситуациях молодые люди показали примерно одинаковые результаты, поэтому они одинаково выбрали оба варианта», — сказал Уорти. «Однако пожилые люди, как правило, выясняли, какой из них — вариант увеличения или вариант уменьшения — был лучше в каждой ситуации, поэтому они лучше справлялись с обеими этими задачами».

Несмотря на хорошо задокументированные нарушения нервной системы у пожилых людей, Уорти сказал, что опыт, который эти люди приобретают, принимая многочисленные решения на протяжении всей своей жизни, позволяет им принимать лучшие решения во многих реальных контекстах. Это особенно верно, продолжил он, когда нынешние решения взаимодействуют с будущими решениями, создавая последовательность решений, которая часто оказывает большее влияние на результаты, чем отдельный выбор.

Результаты исследования побудили Уорти и его коллег изучить другие аспекты влияния старения на принятие решений.

Исследовательская группа Texas A&M и UT также проводит исследование фМРТ, в котором мозг участников сканируется, когда они участвуют в динамических задачах принятия решений, используемых в исследовании, чтобы определить нейронные механизмы, лежащие в основе поведенческих результатов. Уорти сказал, что команда надеется найти поддержку теории старения, включающей использование различных частей мозга.

«Старение приводит к значительному ухудшению состояния различных нейронных областей, и одна из таких областей называется вентральным полосатым телом», — объяснил он. «Это область глубоко в мозгу, которая участвует в формировании привычек и процедурном обучении, поэтому эта система усваивает такие вещи, как езда на велосипеде или не забывайте чистить зубы каждое утро. Эта область также участвует в определении ценности немедленных вознаграждений, которые вы получаете. Каждый раз, когда вас награждают или наказывают, область активируется».

Вентральное полосатое тело уменьшается из-за старения, и теория, которую исследуют Уорти и его коллеги, гласит, что лобные области мозга, которые используются в более сознательной, совещательной обработке, становятся более активными у пожилых людей, чтобы компенсировать другие возрастные отклонения в головном мозге.

«Мы думаем, что молодые люди могут больше использовать свое вентральное полосатое тело, поскольку они просто принимают решения, основываясь на наградах, которые они получают немедленно, тогда как пожилые люди могут больше использовать свою префронтальную кору или более широкую сеть лобных частей мозга. мозг, а не просто действовать в ответ на немедленное вознаграждение, которое они получают», — продолжил он.

По сравнению с более молодыми людьми пожилые люди, похоже, вырабатывают более конкретные гипотезы о том, как текущий выбор влияет на будущие возможности, и, в свою очередь, они действуют на основе этих гипотез для принятия наилучших решений, добавил Уорти. Эта идея похожа на реальные ситуации, когда текущий выбор, например, какую специализацию делать во время учебы в колледже или в какие варианты выхода на пенсию инвестировать, влияет на то, что люди смогут делать в будущем.

Общая цель исследователей состоит в том, чтобы понять процесс принятия решений, сказал Уорти, и возраст является повсеместной переменной среди лиц, принимающих решения.

Новое исследование подтверждает поговорку о том, что с возрастом приходит мудрость — ScienceDaily

С возрастом приходит мудрость, по крайней мере когда дело доходит до понимания того, что вещи не всегда такие, какими кажутся.

Новое исследование под руководством профессора психологии Фрэнка Дергина, опубликованное в журнале I-Perception , показало, что пожилые люди лучше интерпретируют правильный наклон холма, чем молодые люди, что, по его мнению, связано с большей продолжительностью жизни. опыт.

В ходе исследования Дургин и его команда, в которую входят доцент кафедры психологии Кэт Норрис, менеджер по исследованиям факультета психологии Эбигейл Дин, Джехён О ’15 и Крис Томсон ’15, опросили около 50 студентов колледжей и 50 взрослых из окружающее сообщество в возрасте от 18 до 72 лет, чтобы правильно измерить склон холма от столовой Sharples Dining Hall до Parrish Hall. Они обнаружили, что среди участников, не знающих уклона, пожилые участники давали значительно более точные оценки холма Шарплс, чем молодые люди.

Ниже Дургин отвечает на несколько вопросов об исследовании.

Зачем изучать восприятие наклона холма?

Холмы кажутся людям очень крутыми по сравнению с их истинным наклоном. Наклонная дорожка, которая выглядит как 20 градусов, вероятно, не более 5 градусов. От столовой Sharples Dining Hall до Parrish Hall ведет очень крутая дорожка. Студенты, которые ходят по нему каждый день, обычно оценивают его примерно в 20-25 градусов. Измерено инклинометром, оно составляет менее шести градусов. Наша лаборатория предположила, что холмы выглядят крутыми, потому что для восприятия полезно преувеличивать различия. Гравитация настолько сильна, что очень немногие поверхности, с которыми мы сталкиваемся, имеют крутизну более 35 градусов. У большинства в этом кампусе крутизна меньше 10 градусов, но нам они определенно кажутся намного круче. Понимание того, как может искажаться наклон холма, может рассказать нам больше о том, как работает восприятие.

реклама


Какова была цель вашего исследования и как вы его проводили?

Существует много поверий, предполагающих, что холмы могут выглядеть еще круче, если вы пожилой человек или вы устали. Но мы несколько скептически отнеслись к этим идеям. Действительно, большая часть опубликованных данных о том, как старение влияет на восприятие наклона холма, в большей степени согласуется с идеей о том, что пожилые люди дают более низкие и более точные оценки, чем молодые люди, но часть данных, собранных много лет назад, где пожилые взрослые дали более высокие оценки, продолжает использоваться для утверждения, что пожилые люди действительно считают холмы более крутыми.

Мы были обеспокоены тем, что инструкции, использованные в этом исследовании, могли повлиять на пожилых людей, которых они тестировали, думая, что экспериментаторы хотели, чтобы они давали высокие оценки, а люди склонны стараться быть полезными. В нашем исследовании мы стремились отобрать широкий диапазон возрастов и личностей, набрав не только студентов колледжа, но и около 50 взрослых из окружающего сообщества в возрасте от 18 до 72 лет. Мы не хотели, чтобы люди чувствовали себя такими, как мы. выбирая их по возрасту.

Мы попросили каждого участника нашего исследования оценить несколько холмов на территории кампуса (стоя у подножия холма), используя различные меры — словесные оценки, корректировку двумерного угла для представления наклона холма. , и держа свою невидимую руку параллельно холму, чтобы оценить свое восприятие наклона холма. Мы также оценили их знания об уклоне. Например, люди, занимающиеся горнолыжным спортом, часто имели возможность узнать истинные уклоны гор и, таким образом, узнать о несоответствии между восприятием и реальностью. Мы также дали им личностные показатели для измерения таких вещей, как добросовестность и доброжелательность.

И вы обнаружили, что пожилые люди не давали более высоких оценок, чем молодые?

Наша общая выборка из чуть более 100 человек не была особенно большой, но данные дали нам очень четкую картину двух основных эффектов. Во-первых, имел место явный эффект наличия эмпирического знания. Несмотря на то, что они по-прежнему давали завышенные оценки, люди, которые сообщали о наличии некоторых практических знаний о склонах холмов, давали более низкие и более точные оценки, чем те, кто не сообщал об отсутствии знаний. Точно так же мы заметили, что наши пожилые участники давали оценки, которые были примерно такими же, как и наши знающие участники — даже если пожилые участники не сообщали о каких-либо конкретных знаниях, все равно казалось, что их жизненный опыт сделал их лучшими оценщиками.

В поддержку идеи о том, что люди намеренно применяли свои знания (вместо того, чтобы на самом деле видеть холмы менее крутыми), мы обнаружили, что более добросовестные люди с большей вероятностью использовали свои знания (демонстрировали эффект знания), чем менее добросовестные люди. .

Были ли вы удивлены тем, что вы обнаружили, и как ваши открытия могут быть применены в будущем?

Наши результаты, вероятно, удивят многих из-за широко распространенного мнения о том, что такие вещи, как старение, могут изменить мир. Но на восприятие геометрии мира само по себе старение не влияет, если не считать возможных эффектов потери остроты зрения. Это соответствует идее о том, что переоценка воспринимаемого наклона холма является скорее адаптацией к окружающей среде (преобладание пологих наклонов), чем мерой индивидуальной силы или способностей.

Невозможно измерить восприятие напрямую, потому что восприятие субъективно, но есть много причин полагать, что люди имеют общий опыт восприятия, например, впечатление, что холмы намного круче, чем они есть на самом деле. Наше исследование помогает найти новые способы отделить различия в суждениях от реальных различий в восприятии. И хотя многие исследования старения подчеркивают снижение восприятия, когда дело доходит до восприятия пространства для навигации, пожилые люди преуспевают. И они также, кажется, с годами приобрели мудрость в отношении разницы между тем, как вещи кажутся, и тем, какими они являются. Это стоит отметить.

Источник истории:

Материалы предоставлены Swarthmore College . Оригинал написан Марком Анскисом. Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.

Когда я состарюсь и поумнею: связана ли мудрость с возрастом?

Что такое мудрость? Одна недавняя попытка ответить на этот вопрос, предпринятая Шэрон Райан, философом из Университета Западной Вирджинии, начинается со знаменитой строки Сократа: «Единственная истинная мудрость — это знать, что ты ничего не знаешь». При этом, утверждает Райан, Сократ, возможно, определил мудрость как эпистемическое смирение, представление о том, что вы мудры, если считаете, что это не так.

Однако, согласно Райану, альтернативная интерпретация Сократа может утверждать, что его точка зрения выражает понятие мудрости как эпистемической точности, потому что он считает, что обладает знаниями только тогда, когда он действительно таков. Мудрость, с этой точки зрения, заключается в точности ваших убеждений. Вы мудры, если только верите, что знаете то, что знаете на самом деле.

Источник: изображение Pixabay

Альтернативный подход к мудрости, согласно Райану, может утверждать, что недостаточно знать то, что вы знаете; тоже надо много знать. Таким образом, мы можем выбрать гибридную теорию, согласно которой мудрый человек — это тот, у кого есть обширные знания, а также мало необоснованных убеждений. Тем не менее, эта формулировка оставляет без внимания вопрос успеха — хорошей жизни. Интуитивно мы все можем представить себе человека, который много знает, у которого очень мало необоснованных или ложных убеждений, и который все же не может добиться успеха в жизни.

Итак, проверкой мудрости является успех человека в достижении хорошей жизни. Опять же, кто определяет «хороший» в этом контексте? Аристотель считал, что «очевидно, что невозможно быть практически мудрым, не будучи добрым». Большинство философов и мирян, обращаясь к вопросу о мудрости, вероятно, включили бы моральную добродетель в определение хорошей жизни.

Однако другие — например, философ Деннис Уиткомб из Западно-Вашингтонского университета — могут убедительно утверждать, что нравственно отталкивающий человек, тем не менее, может быть мудрым. Возможно, мудрость влечет за собой не хорошая жизнь в нравственном смысле, но рациональная одна. Мудрый человек, помимо знания мира и самопознания, это тот, кто проживает свою жизнь рационально и разумно. Такой человек не будет лишен эмоций, а скорее сможет рационально их регулировать.

Исторически вопрос о мудрости в основном касался областей философии, религии и литературы. Однако совсем недавно этот вопрос привлек внимание современных психологов-исследователей. В психологии предпринимаются попытки определить понятие мудрости в терминах, которые можно измерить, и разработать теории мудрости, дающие проверяемые предсказания.

Многие неспециалисты, когда их спрашивают о мудрости, связывают ее с преклонным возрастом. Когда мы представляем себе мудрого человека, мы обычно не представляем себе юношу. Возможно, что в древних обществах, в которых традиции господствовали над изменениями и в которых достижение старости само по себе было достижением, мудрость действительно была тесно связана с возрастом. Однако отношения между возрастом и мудростью, как и многое другое, сегодня неизбежно станут более сложными. Действительно, литература по психологическим исследованиям в целом оспаривает идею о том, что возраст порождает мудрость.

Например, Пауль Балтес (1939-2006), немецкий психолог развития, который основал проект «Берлинская мудрость» в Институте человеческого развития им. Макса Планка, пожалуй, самая влиятельная фигура в этой области. В мышлении Балтеса мудрость определяется как экспертная система знаний, касающаяся фундаментальной прагматики жизни. Эта система состоит из пяти компонентов:

  1. Богатые процедурные знания о жизни.
  2. Богатые фактические знания о жизни.
  3. Понимание контекстов продолжительности жизни.
  4. Осознание относительности ценностей и приоритетов.
  5. Способность распознавать неопределенность и управлять ею.

Хотя возраст не является явным фактором в Берлинской модели, исследование Балтеса и его коллег показывает, что мудрость неуклонно растет с 13 до 25 лет, а затем остается относительно стабильной до 75 лет, после чего обычно наблюдается снижение, коррелирующее с физическим упадком. . Они также обнаружили, что интеллект в меньшей степени объясняет различия в результатах, связанных с мудростью, чем личностные качества. Жизненный опыт (в частности, взаимодействие с другими людьми) является самым сильным предиктором — на его долю приходится более 25 процентов дисперсии.

Придерживаясь несколько иного теоретического курса, Моника Ардельт, профессор социологии Университета Флориды, выдвинула влиятельную трехмерную теорию мудрости. В отличие от Балтеса и «Берлинской группы», которые считают мудрость «системой экспертных знаний», Ардельт считает мудрость «комбинацией личностных качеств», которая «не может существовать независимо от индивидуумов». быть знающим и красноречивым. Истинная мудрость включает в себя добродетельные действия, а также эмоциональный самоконтроль. Ардельт отмечает, что:

«Мудрость не может существовать независимо от индивидуумов… если это правда, то сама мудрость не может сохраняться вне индивидуумов. Ее распространение в обществе зависит от личностного развития людей, составляющих общество, а не от развития культурного «программного обеспечения». конкретного человека и превращается в интеллектуальное (теоретическое) знание. Я предлагаю, чтобы даже самая глубокая «литература мудрости» оставалась интеллектуальным или теоретическим знанием до тех пор, пока присущая ей мудрость не осознается человеком».

Она предложила модель мудрости как характеристики личности, состоящей из трех измерений:

  • Познавательная: Понимание жизни и желание познать истину. Согласно Ардельту, «когнитивное измерение мудрости относится к способности человека понимать жизнь, то есть понимать значение и более глубокий смысл явлений и событий, особенно в отношении внутриличностных и межличностных вопросов».
  • Светоотражатель: Восприятие явлений и событий с разных точек зрения, требующее саморефлексии, осознания и проницательности. Ардельт объясняет: «Рефлексивное измерение является предпосылкой для развития когнитивного измерения мудрости. Более глубокое понимание жизни возможно только в том случае, если человек может воспринимать реальность такой, какая она есть, без каких-либо серьезных искажений. Для этого нужно заниматься рефлексивным мышлением, рассматривая явления и события с разных точек зрения, чтобы развить самосознание и самоанализ. Эта практика постепенно уменьшит эгоцентризм, субъективность и проекции, а также улучшит понимание истинной природы вещей, включая мотивы собственного поведения и поведения других людей».
  • Аффективный: Симпатическая и сострадательная любовь к другим. Пер Ардельт: «Наличие положительных эмоций и поведения по отношению к другим существам, таких как чувства и акты сочувствия и сострадания, и отсутствие безразличных или отрицательных эмоций и поведения по отношению к другим».

Таким образом, для Ардельта мудрость существует только в той мере, в какой существуют мудрые люди. Мудрость, по ее определению , может возрастать с возрастом, но не автоматически; скорее, он растет для тех, кто ищет его и вкладывает средства в его развитие.

Работа Ардельта также показала, что учащиеся колледжей набрали такой же уровень мудрости, что и пожилые люди. Тем не менее, некоторые различия все же выявились. «Качественные данные свидетельствуют о том, что многие пожилые люди, особенно те, кто входит в число 20 % самых мудрых, с возрастом становились мудрее, учась на жизненном опыте. Результаты показывают, что мудрость может увеличиваться с возрастом у людей, у которых есть возможность и мотивация продолжать ее развитие».

Американский психолог Роберт Стернберг из Йельского университета разработал свои собственные идеи о мудрости в Теории баланса мудрости. Для Штернберга мудрость определяется как «применение неявного знания, опосредованного ценностями, для достижения общего блага посредством баланса между множественными (а) внутриличностными, (б) межличностными и (в) внеличностными интересами… для того, чтобы достичь баланса между: (а) адаптацией к существующей среде, (б) формированием существующей среды и (в) выбором новой среды».

Его акцент на балансе относится к уравновешиванию личных и социальных интересов, долгосрочных и краткосрочных целей, а также многочисленных контекстов и требований окружающей среды. Штернберг утверждал, что было бы мудро уделять больше внимания мудрости, когда мы выбираем, кого принять в университет, кого нанять на работу и кого избрать на высокий пост. Это связано с тем, что, по словам Штернберга, ошибки в суждениях и политических решениях чаще связаны с недостатком мудрости, чем разума. Он объясняет:

«Хотя в настоящее время наши общества склонны придавать особое значение аналитическому интеллекту в своих оценках людей в школе, колледже и за его пределами, можно утверждать, что оценки мудрости были бы более ценными. Когда граждане и лидеры терпят неудачу при выполнении своих обязанностей, скорее всего, это происходит из-за недостатка мудрости, а не из-за отсутствия аналитического интеллекта. В частности, несостоявшиеся граждане и лидеры, скорее всего, будут глупыми — проявят нереалистичный оптимизм, эгоцентризм, ложное всеведение, ложное всемогущество, ложную неуязвимость и этическую отстраненность в своем мышлении и принятии решений. Другими словами, они терпят неудачу не из-за отсутствия обычного интеллекта, а скорее из-за недостатка мудрости».

Как и Ардельт, Штернберг утверждает, что возраст сам по себе не дает мудрости. Он резюмирует так:

«Самое главное, человек должен использовать жизненный опыт таким образом, чтобы это соответствовало развитию мудрости… люди должны хотеть развивать свои навыки, связанные с мудростью, чтобы они действительно развивались, а затем должны принять отношение к жизни — открытость к опыту, рефлексию над опытом и готовность извлечь из него пользу — которые сделают возможным это развитие».

В заключение, хотя психологи (как и непрофессионалы) могут различаться в своих определениях мудрости, как теория, так и данные современной психологии сходятся во мнении, что старость не является ни достаточной, ни необходимой для развития мудрости. Вопрос, который следует задать, когда речь идет о мудрости, заключается не в том, сколько времени у вас было, а в том, что вы решили делать со своим временем.

На первый взгляд, это довольно мудрый вывод.

Что такое мудрость и ее связь со старением

Недавняя статья для Journals of Gerontology: Psychological Sciences начиналась со следующего предложения: «В разговорной речи часто предполагается, что мудрость приходит с возрастом и опытом, однако эмпирически и анекдотически это не обязательно так». Газета продолжает: «Мудрость кажется редкостью среди любой возрастной группы».

Кредит: Adobe Stock

Редкий? В смысле не обычный?

Если уж на то пошло, что такое мудрость? Все, кажется, знают, что это такое на каком-то уровне, но это может быть трудно сформулировать. Даже Сократ не совсем уловил это: «Единственная истинная мудрость заключается в том, чтобы знать, что ты ничего не знаешь».

Правда, Сократ?

Согласно Будде, мудрость приходит только к тем, кто может контролировать свой ум и достичь просветления. Извините, это Просветление с большой буквы. Вот, по крайней мере, намек на то, что на самом деле может быть мудростью: крепким здоровьем, приносящим счастье вашей семье и мир всем.

В Библии Бог наделяет Соломона мудростью, но затем Соломон делает что-то крайне глупое и отворачивается от Бога, что не очень хорошо для него работает.

Может быть, мудрость преходяща? Или, по крайней мере, что-то, что нужно взращивать, например, сад.

Практическое применение знаний

Наука подошла к вопросу мудрости по-разному. В области информатики (связанной со сбором и хранением информации) мудрость находится на вершине пирамиды. Основание пирамиды — данные.

Посмотрите выписку по своему банковскому счету. Записи, кредиты и дебеты на ваш счет, это данные. Сами по себе они бессмысленны. Однако в контексте данные становятся информацией. Сами по себе, без контекста, данные бесполезны. Информация полезна. 212,76 долларов потрачены в супермаркете на продукты? Это информация.

Затем приходит знание. Знания – это информация, усвоенная человеком. Знание — это знание того, что 212,76 долларов в бакалейных товарах обеспечат энергией и питанием вас и вашего супруга на неделю, но только если вы приготовите большую кастрюлю чили с красной фасолью и будете есть овсянку на завтрак каждый день, кроме воскресенья, когда готовят блины. день. Ваши знания включают в себя знание того, что это вполне выполнимо, поскольку вы оба любите овсянку, и вы можете увеличить остроту чили, сварив пасту для макарон с чили позже на неделе, что вы также любите.

Мудрость — это использование знаний во благо… для хорошего здоровья, для финансового благополучия, на благо человечества. Например, вы могли бы взять эти 212,76 доллара и потратить 50 долларов на пиво и виски, которые, как вы знаете, нравятся и вам, и вашему супругу, но это привело бы к тому, что ваш продуктовый запас на неделю оказался бы недостаточным. Это также противодействовало бы вашим усилиям похудеть — не только из-за самого алкоголя, но и из-за перекусов и просмотра телевизора, которые его сопровождают. Таким образом, отказ от покупки пива и виски был бы проявлением мудрости, по крайней мере, для некоторых людей. Хотя, может быть, не у всех.

Как определяется мудрость?

В Merriam-Webster есть три определения мудрости:

Проницательность — что в основном представляет собой понимание людей и их отношений и, предположительно, способность успешно ориентироваться в отношениях

Знание — просто накопленная информация, полученная на основе опыта , обучение, чтение и т. д.

Реклама

Суждение — что не что иное, как наличие здравого смысла

В своей книге 2015 года « Самый мудрый в комнате » социальные психологи Томас Гилович и Ли Росс утверждают, что мудрость означает «умное отношение к людям». Они называют это «психологической мудростью», что означает понимать поведение, свое собственное и поведение других, и иметь перспективу. Их книга призвана помочь людям понять, что такое мудрость и как самому достичь мудрости.

Можно ли научиться мудрости, стать мудрым, даже если сейчас ты не считаешь себя мудрым? (Хотя само желание стать мудрым можно считать довольно мудрым.)

Интуитивное понимание

Моника Ардельт, профессор социологии Университета Флориды, изучающая мудрость, считает, что у большинства людей на самом деле есть хорошее интуитивное понимание мудрости.

«Они видят в этом сочетание когнитивных, рефлексивных и просоциальных качеств, — сказал Ардельт, — хотя некоторые люди рассматривают мудрость как более когнитивную концепцию и определяют ее как более глубокое и широкое знание. Однако знание, связанное с мудростью, само по себе не делает человека мудрым. Мудрый человек также ведет себя мудро, что труднее, чем давать мудрые советы другим, из-за наших склонностей к эгоизму».

Ардельт разработала модель мудрости, которую она называет трехмерной: «Интеграция когнитивного, рефлексивного и сострадательного измерений».

Когнитивное измерение относится к пониманию и знаниям о том, как жить хорошо; как понимать других людей, вести с ними дела и взаимодействовать с ними и «Как мне лучше всего прожить свою жизнь, чтобы быть счастливым и довольным?»

Рефлексивное измерение – это способность смотреть на события и себя с разных точек зрения и преодолевать склонность обвинять других людей или обстоятельства в собственной ситуации. Различные точки зрения улучшают понимание природы реальности, а также мотивов и поведения других людей (и своих собственных).

Наконец, сострадательное измерение мудрости включает сочувствие и сострадание к другим.

Очевидно, что мудрость — это качество, которое высоко ценится на протяжении тысячелетий. Также очевидно, что трудно точно определить, что такое мудрость и . Тем не менее, идеи, представленные здесь, надеюсь, сделают нас всех немного мудрее в отношении мудрости.

Поделиться   

Стивен Л. Антчак – внештатный писатель, специализирующийся на статьях о деньгах, работе, волонтерстве, образовании и старении. Подробнее

Согласно науке, мудрость не всегда приходит с возрастом

Рекламное объявление

Следующая авеню

Комментарии

Несколько слов мудрым (и не очень) о способах обретения мудрости

Недавняя статья для Journals of Gerontology: Psychological Sciences начиналась со следующего предложения: «В разговорной речи часто предполагается, что мудрость приходит с возрастом и опытом, однако эмпирически и анекдотически это не обязательно так». Газета продолжает: «Мудрость кажется редкостью среди любой возрастной группы».

Редкий? В смысле не обычный?

Если уж на то пошло, что такое мудрость? Все, кажется, знают, что это такое на каком-то уровне, но это может быть трудно сформулировать. Даже Сократ не совсем уловил это: «Единственная истинная мудрость заключается в том, чтобы знать, что ты ничего не знаешь».

Правда, Сократ?

Согласно Будде, мудрость приходит только к тем, кто может контролировать свой ум и достичь просветления. Извините, это Просветление с большой буквы. Вот, по крайней мере, намек на то, чем на самом деле может быть мудрость: крепким здоровьем, счастьем в семье и миром для всех.

В Библии Бог наделяет Соломона мудростью, но затем Соломон делает что-то крайне глупое и отворачивается от Бога, что не очень хорошо для него работает.

Может быть, мудрость преходяща? Или, по крайней мере, что-то, что нужно взращивать, например, сад.

Прочтите: Являются ли «мудрые» вещи, которые говорят пожилые люди, действительно мудрыми?

Практическое применение знаний

Наука по-разному подошла к вопросу мудрости. В области информатики (связанной со сбором и хранением информации) мудрость находится на вершине пирамиды. Основание пирамиды — данные.

Посмотрите выписку по своему банковскому счету. Записи, кредиты и дебеты на ваш счет, это данные. Сами по себе они бессмысленны. Однако в контексте данные становятся информацией. Сами по себе, без контекста, данные бесполезны. Информация полезна. 212,76 долларов потрачены в супермаркете на продукты? Это информация.

Затем приходит знание. Знания – это информация, усвоенная человеком. Знание — это знание того, что 212,76 долларов в бакалейных товарах обеспечат энергией и питанием вас и вашего супруга на неделю, но только если вы приготовите большую кастрюлю чили с красной фасолью и будете есть овсянку на завтрак каждый день, кроме воскресенья, когда готовят блины. день. Ваши знания включают в себя знание того, что это вполне выполнимо, поскольку вы оба любите овсянку, и вы можете увеличить остроту чили, сварив пасту для макарон с чили позже на неделе, что вы также любите.

Мудрость — это использование знаний во благо… для хорошего здоровья, для финансового благополучия, на благо человечества. Например, вы могли бы взять эти 212,76 доллара и потратить 50 долларов на пиво и виски, которые, как вы знаете, нравятся и вам, и вашему супругу, но это привело бы к тому, что ваш продуктовый запас на неделю оказался бы недостаточным. Это также противодействовало бы вашим усилиям похудеть — не только из-за самого алкоголя, но и из-за перекусов и просмотра телевизора, которые его сопровождают. Таким образом, отказ от покупки пива и виски был бы проявлением мудрости, по крайней мере, для некоторых людей. Хотя, может быть, не у всех.

Когда дело доходит до выхода на пенсию, 60-е — это новые 50-е.
Как определяется мудрость?

В Merriam-Webster есть три определения мудрости:

Проницательность  — это, по сути, понимание людей и их отношений и, предположительно, способность успешно ориентироваться в отношениях обучение, чтение и т. д.

Суждение  — что не больше и не меньше, чем иметь здравый смысл

В своей книге 2015 года «Самый мудрый в комнате» социальные психологи Томас Гилович и Ли Росс доказывают, что иметь мудрость означает «быть умным в отношении людей. ” Они называют это «психологической мудростью», что означает понимать поведение, свое собственное и поведение других, и иметь перспективу. Их книга призвана помочь людям понять, что такое мудрость и как самому достичь мудрости.

Можно ли научиться мудрости, стать мудрым, даже если сейчас ты не считаешь себя мудрым? (Хотя само желание стать мудрым можно считать довольно мудрым.)

Интуитивное понимание

Моника Ардельт, профессор социологии Университета Флориды, изучающая мудрость, считает, что у большинства людей на самом деле есть хорошее интуитивное понимание мудрости.

«Они видят в этом сочетание когнитивных, рефлексивных и просоциальных качеств, — сказал Ардельт, — хотя некоторые люди рассматривают мудрость как более когнитивную концепцию и определяют ее как более глубокое и широкое знание. Однако знание, связанное с мудростью, само по себе не делает человека мудрым. Мудрый человек также ведет себя мудро, что труднее, чем давать мудрые советы другим, из-за наших склонностей к эгоизму».

Ардельт разработала модель мудрости, которую она называет трехмерной: «Интеграция когнитивного, рефлексивного и сострадательного измерений».

Когнитивное измерение относится к пониманию и знаниям о том, как жить хорошо; как понимать других людей, вести с ними дела и взаимодействовать с ними и «Как мне лучше всего прожить свою жизнь, чтобы быть счастливым и довольным?»

Рефлексивное измерение – это способность смотреть на события и себя с разных точек зрения и преодолевать склонность обвинять других людей или обстоятельства в собственной ситуации. Различные точки зрения улучшают понимание природы реальности, а также мотивов и поведения других людей (и своих собственных).

Наконец, сострадательное измерение мудрости включает сочувствие и сострадание к другим.

Очевидно, что мудрость — это качество, которое высоко ценится на протяжении тысячелетий. Также очевидно, что бывает трудно точно определить, что такое мудрость. Тем не менее, идеи, представленные здесь, надеюсь, сделают нас всех немного мудрее в отношении мудрости.

Рекламное объявление

Рекламное объявление

Рекламное объявление

Рекламное объявление

Рекламное объявление

Рекламное объявление

Рекламное объявление

Рекламное объявление

Еще от Next Avenue:

  • Оставив наследие мудрости для ваших детей и внуков
  • Мое желание: мир с брокерами знаний
  • Что бы вы сказали себе 35-летнему?

Рекламное объявление

Поиск

Расширенный поиск

Рекламное объявление

Иов 32:7-9 Вот что сказал Елиуй, сын Варакила Вузитянина: «Я молодой человек, а вы все старые и опытные.

Вот почему я молчал и не стал вступать в дискуссию. Я продолжал думать: «Опыт, я думал, что возраст должен говорить, И возрастные годы должны учить мудрости. Но это дух в человеке, И дыхание Всевышнего дает им понимание. Обильный годами может и не быть мудрым, И я не мог подумать: «Те, кто старше, должны говорить, ибо мудрость приходит с годами». Но есть в людях дух, дыхание Всевышнего в них, это делает их разумными. Иногда старейшинам я говорил: Дни должны говорить, И множество лет должно научить мудрости. Но есть дух в человеке: И вдохновение Всевышнего дает им разумение. Великие люди не всегда мудры: И я не думал: «Пожилые люди должны говорить, и те, кто прожил много лет, должны учить мудрости». Но это дух в человеке, дыхание Всевышнего, дающее понимание. Я не просто сказал, Дни должны говорить, И множество лет должно научить мудрости. Но есть в человеке дух, И дыхание Всевышнего дает им разумение. Не великие мудры, И я не думал: «Возраст должен говорить; преклонные годы должны учить мудрости». Но это дух в человеке, дыхание Всемогущего, которое дает им понимание. Не только старики мудры, не я сказал: «Возраст должен говорить, И множество лет должно научить мудрости». Но есть в человеке дух, И дыхание Всевышнего дает ему понимание. Великие люди не всегда мудры, И я не думал, что возраст должен говорить, И множество лет должно учить мудрости. Но есть [жизненная сила и] дух [разума] в человеке, И дыхание Всевышнего дает им понимание. Я сказал: «Пусть говорят дни, и многие годы учат мудрости». Но это дух в человеке, дыхание Всемогущего, которое заставляет его понять. Не старики мудры, ни в возрасте, которые понимают w

Иов 32:7-9

Вот что сказал Елиуй, сын Варакила Вузитянина: «Я молодой человек, а вы все старые и опытные. Вот почему я молчал и не стал вступать в дискуссию. Я продолжал думать: «Опыт покажет. Чем дольше ты живешь, тем мудрее становишься». Но я вижу, что был не прав — это Дух Божий в человеке, дыхание Всемогущего, которое делает возможным мудрое человеческое понимание. У экспертов нет места мудрости; старость не гарантирует здравого смысла. Поэтому я решил высказаться. Слушай внимательно! Я собираюсь сказать вам именно то, что я думаю.

Поделиться

Прочитать главу полностью

Я думал, возраст должен говорить, И возрастные годы должны учить мудрости. Но это дух в человеке, И дыхание Всевышнего дает им понимание. Обильный годами может и не быть мудрым, И старейшины не могут понять справедливости.

Поделиться

Читать всю главу

Я подумал: «Те, кто постарше, должны говорить, ибо мудрость приходит с годами». Но есть в людях дух, дыхание Всевышнего в них, это делает их разумными. Иногда старейшины не мудры. Иногда старики не понимают справедливости.

Поделиться

Прочитать главу полностью

Я сказал, дни должны говорить, И множество лет должно научить мудрости. Но есть дух в человеке: И вдохновение Всевышнего дает им разумение. Великие люди не всегда мудры: И старики не понимают суда.

Поделиться

Прочитать главу полностью

Я подумал: «Пожилые люди должны говорить, и те, кто прожил много лет, должны учить мудрости». Но это дух в человеке, дыхание Всевышнего, дающее понимание. Мудры не только пожилые люди; они не единственные, кто понимает, что правильно.

Поделиться

Прочитать главу полностью

Я сказал, дни должны говорить, И множество лет должно научить мудрости. Но есть в человеке дух, И дыхание Всевышнего дает им разумение. Не великие мудры, Ни старики, понимающие справедливость.

Поделиться

Прочитать главу полностью

Я подумал: «Возраст должен говорить; преклонные годы должны учить мудрости». Но это дух в человеке, дыхание Всемогущего, которое дает им понимание. Не только старики мудры, не только в возрасте, которые понимают, что правильно.

Поделиться

Прочитать главу полностью

Я сказал: «Возраст должен говорить, И множество лет должно научить мудрости».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *