Родной город философа сенеки: родной город римских философов Сенеки Старшего и Сенеки Младшего, поэта Лукана, философов Ибн Рушда и Маймонида, 7 букв, 6-я буква В, сканворд

Содержание

Философ Сенека: биография

      Рубрики

    • Автомобили
    • Бизнес
    • Дом и семья
    • Домашний уют
    • Духовное развитие
    • Еда и напитки
    • Закон
    • Здоровье
    • Интернет
    • Искусство и развлечения
    • Карьера
    • Компьютеры
    • Красота
    • Маркетинг
    • Мода
    • Новости и общество
    • Образование
    • Отношения
    • Публикации и написание статей
    • Путешествия
    • Реклама
    • Самосовершенствование
    • Спорт и Фитнес
    • Технологии
    • Финансы
    • Хобби
    • О проекте
    • Реклама на сайте
    • Условия
    • Конфиденциальность
    • Вопросы и ответы

    FB

    Войти Афрокудри в честь мужа: подписчики сравнили новый образ Королевой с Тарзаном В день Авдия 2 декабря всю надбитую посуду нужно выкинуть из дома: приметы

    Луций Сенека — краткая биография, факты, личная жизнь

    Краткая биография

    Сенека Луций Анней (его называют просто Сенекой Младшим в отличие от его отца, известного философа Сенеки Старшего) — римский философ, государственный деятель, один из известнейших представителей стоицизма, поэт. Родился в г. Кордуба (в настоящее время — испанская Кордова) примерно в 4 г. до н. э. Его отец был человеком старой закалки и считал, что занятия философией менее важны, чем практическая деятельность, поэтому стремился помочь сыновьям сделать в будущем политическую карьеру. Ради этого он перебрался в Рим, где юный Сенека Младший постигал азы наук, в частности, был учеником стоиков Секстия, Аттала, пифагорейца Сотиона.

    В годы правления императора Тиберия, примерно в 33 г. стал квестором. Являясь членом сената, возглавил оппозицию, страстно и последовательно обличал деспотизм действующих императоров. Когда в 37 г. престол занял Калигула, Сенека был настолько прославленным сенатором, оратором и писателем, что император принял решение его умертвить, и только вмешательство одной из наложниц помогло избежать столь незавидной участи: было решено, что Сенека, не отличавшийся крепким здоровьем, быстро умрет естественной смертью.

    В 41 г., при императоре Клавдии I, его отправляют на 8 лет в ссылку на безлюдную Корсику из-за обвинения в причастности к заговору. Перевернуть эту печальную страницу в биографии Сенеки помогла супруга Клавдия I Агриппина, которая вернула его из изгнания и пригласила ко двору в качестве наставника сына, тогда еще юного Нерона. С 49 г. по 54 г. он являлся воспитателем будущего императора, а после того, как 16-летний Нерон занял престол после отравления Клавдия, превратился в одного из первых лиц государства, советника, влияющего на решения в области как внешней, так и внутренней политики. В 57 г. он стал консулом, т.е. получил наивысшую из возможных должностей. Высокий социальный статус принес ему и огромное богатство.

    Однако отношения между Сенекой и его бывшим воспитанником постепенно становились все хуже и хуже. В 59 г. Сенеке пришлось написать для императора текст, оправдывающий убийство его матери Агриппины, для выступления в сенате. Этот поступок ухудшил репутацию в глазах общественности и увеличил пропасть между философом и императором. В 62 г. Сенека уходит в отставку, оставив Нерону все приобретенное за долгие годы состояние.

    С точки зрения философских взглядов Сенека был наиболее близок к стоикам. Его идеалом являлся духовно независимый мудрец, который мог бы служить образцом для всеобщего подражания и был свободен в том числе и от человеческих страстей. Всю сознательную жизнь боровшийся с деспотизмом Сенека в 65 г. примкнул к дворцовому заговору, возглавленному сенатором Пизоном. Интрига была раскрыта, и Нерон, для которого Сенека всегда являлся олицетворением запрета, ограничения в действиях, не мог упустить случая убрать его со своего пути. Император лично приказал философу, бывшему учителю, покончить с собой, оставляя вид смерти на собственное его усмотрение. Сенека вскрыл себе вены, а чтобы ускорить смерть, медленно наступавшую из-за его преклонного возраста, прибегнул к использованию яда. Вместе с ним покончила с собой его супруга.

    Литературное наследие Сенеки составляет 12 небольших по объему трактатов, наибольшее значение из которых имеют «О гневе», «О провидении», «О спокойствии духа». Оставил он после себя и три крупные работы — «Естественноисторические вопросы», «О благодеяниях», « О милосердии». Также он является автором 9 трагедий с сюжетами, почерпнутыми из мифологии. Мировую известность получили его «Медея», «Эдип», «Агамемнон», «Федра»; европейская драматургия XVI-XVIII вв. испытала на себе значительное влияние этих пьес.

    Биография из Википедии

    Лу́ций А́нней Се́не́ка (лат. Lucius Annaeus Sĕnĕca minor), Сенека Младший или просто Сенека (4 до н. э., Кордуба — 65, Рим) — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель.

    Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма.

    Сын Луция (Марка) Аннея Сенеки Старшего (выдающегося ритора и историка) и Гельвии. Младший брат Юния Галлиона. Принадлежал к сословию всадников.

    Мраморный бюст Сенеки (XVII век), Музей Прадо

    Родился в Кордубе (Кордова) в семье римского всадника и ритора Луция Аннея Сенеки Старшего. В раннем возрасте был привезён отцом в Рим. Учился у пифагорейца Сотиона, стоиков Аттала, Секстия Нигера, Папирия Фабиана. Философией увлёкся в юности, хотя из-за влияния отца он чуть не начал государственную карьеру, которая прервалась из-за внезапной болезни. В результате Сенека чуть не покончил с собой, а затем надолго уехал для лечения в Египет, где много лет занимался написанием естественно-научных трактатов.

    Около 33 года, при императоре Тиберии, становится квестором. 37 — ко времени восшествия на престол Калигулы Сенека входит в Сенат, быстро став популярным оратором. Слава Сенеки как оратора и писателя возрастает настолько, что возбуждает зависть императора и в конце концов он распорядился убить Сенеку. Однако одна из многочисленных наложниц императора уговорила его не делать этого, сославшись на то, что слабый здоровьем философ и так скоро умрёт. 41 — в первый год правления Клавдия в результате интриги жены Клавдия Мессалины он попадает в ссылку и проводит восемь лет на Корсике. 49 — жена императора Клавдия Агриппина Младшая добивается возвращения Сенеки из ссылки и предлагает ему стать наставником её сына — будущего императора Нерона. 54 — после отравления Клавдия к власти приходит шестнадцатилетний Нерон. Его наставники — Сенека и Секст Афраний Бурр — становятся первыми советниками императора. Особенно велико в этот период влияние Сенеки, он практически определяет всю римскую политику. 55 — получает должность консула-суффекта. Богатство его достигает в эту пору огромной суммы в 300 млн сестерциев. 59 — Нерон вынуждает Сенеку и Бурра косвенно участвовать в убийстве своей матери, Агриппины. Сенека пишет для Нерона постыдный текст выступления в сенате с оправданием этого преступления. Его отношения с императором становятся всё более натянутыми. 62 — после смерти Бурра Сенека подаёт прошение об отставке и удаляется на покой, оставив всё своё огромное состояние императору. 65 — раскрыт заговор Пизона. Этот заговор не имел положительной программы и объединял участников только страхом и личной ненавистью к императору. Нерон, ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал своему наставнику покончить жизнь самоубийством. По приказу Нерона Сенека был приговорён к смерти с правом выбора способа самоубийства.Гравюра Псевдо-Сенеки (1638), Национальная библиотека Франции

    Был идеологом сенатской оппозиции деспотическим тенденциям первых римских императоров.
    Во время молодости императора Нерона он был фактическим правителем Рима, однако позднее был оттеснён от власти, когда отказался санкционировать репрессии против противников Нерона и против христиан.

    Будучи стоиком, Сенека настаивал на телесности всего сущего, однако верил в возможность безграничного развития человеческого знания. Основу для душевного равновесия Сенека искал в пантеистических воззрениях стоической физики, или натурфилософии («О счастливой жизни»: 15, 5). В отличие от классического стоицизма, в философии Сенеки присутствует чёткий религиозный элемент, а мысли Сенеки настолько сильно совпадали с христианством, что он считался тайным христианином и ему приписывали переписку с апостолом Павлом. Ощутимое влияние на Сенеку оказали взгляды Посидония, в поздние годы Сенека изучал также Эпикура, однако его установок не разделял.

    Смерть Сенеки

    Покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни. Несмотря на возражения мужа, жена Сенеки Паулина сама изъявила желание умереть вместе с ним и потребовала, чтобы её пронзили мечом.

    Сенека ответил ей: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Я не буду противиться. Умрём же вместе с одинаковым мужеством, но ты — с большею славой».

    После этих слов оба вскрыли себе вены на руках. У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно. Чтобы ускорить её истечение, он вскрыл себе вены и на ногах. Так как смерть всё не наступала, Сенека попросил Стация Аннея, своего друга и врача, дать ему яду. Сенека принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело, и яд не произвёл своего действия.Тогда он вошёл в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов, сказал: «Это — возлияние Юпитеру Освободителю».

    Произведения

    Философские диалоги

    В разных переводах книги могут иметь и разные названия.

    • 40 «Утешение к Марции» (Ad Marciam, De consolatione)
    • 41 «О гневе» (De Ira)
    • 42 «Утешение к Гельвии» (Ad Helviam matrem, De consolatione)
    • 44 «Утешение к Полибию» (De Consolatione ad Polybium)
    • 49 «О кратковременности жизни» (De Brevitate Vitae)
    • 62 «О досуге» (De Otio)
    • 63 «О душевном покое» или «О душевном спокойствии» (De tranquillitate animi)
    • 64 «О провидении» (De Providentia)
    • 65 «О стойкости мудреца» (De Constantia Sapientis)
    • 65 «О счастливой жизни» (De vita beata)

    Художественные

    • 54 Мениппова сатира «Отыквление божественного Клавдия» (Apocolocyntosis divi Claudii) [1]
    • трагедия «Агамемнон» (Agamemnon)
    • трагедия «Геркулес в безумье» (Hercules furens)
    • трагедия «Троянки» (Troades)
    • трагедия «Медея» (Medea)
    • трагедия «Федра» (Phaedra) [2]
    • трагедия «Фиест» (Thyestes) [3]
    • трагедия «Финикиянки» (Phoenissae)
    • трагедия «Эдип» (Oedipus)
    • трагедия «Геркулес на Эте»

    Все эти произведения представляют собой вольную переработку трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида и их римских подражателей.

    Эпиграммы

    • Всё, что мы видим вокруг…
    • К лучшему другу.
    • О простой жизни.
    • Родине о себе.
    • О благе простой жизни.
    • О богатстве и бесчестии.
    • О начале и конце любви.
    • О смерти друга.
    • О развалинах Греции.
    • О звоне в ушах.

    Другие

    • 56 «О милосердии» (De Clementia)
    • 63 «О благодеяниях» или «О благодарениях» или «О добрых делах» (De beneficiis)
    • 63 «Исследования о природе» или «Натурфилософские вопросы» (Naturales quaestiones)
    • 64 «Нравственные письма к Луцилию» или «Письма к Луцилию» или «Письма о жизни и смерти» (Epistulae morales ad Lucilium)

    Приписываемые

    Некоторые книги ранее считались произведениями Сенеки, но сейчас большинство исследователей авторство Сенеки отвергают или подвергают сомнению.

    • трагедия «Октавия» (Octavia)
    • трагедия «Геркулес Этейский» (Hercules Oetaeus)
    • 370? «Переписка апостола Павла с Сенекой» (Cujus etiam ad Paulum apostolum leguntur epistolae)
    • Цитата «Дорогу осилит идущий» одна из версий приписывает авторство фразы Луцию Аннею Сенеке, однако исследователи его творчества этот факт не подтверждают. В то же время, у Сенеки встречаются подобные мысли, которые изложены в его диалоге «О стойкости мудреца, или О том, что мудреца нельзя ни обидеть, ни оскорбить». В произведении автор высказывает убеждение, что при беглом взгляде на крутую дорогу человек сначала воспринимает её как непреодолимую, но пройдя по ней, видит, что это не так и «то, что на расстоянии представало обрывом, оказывается пологим склоном». Возможно, ссылаясь именно на эти латинские строки, автором сентенции «Viam supervadet vadens» называют Сенеку. Существует также мнение, будто в латынь это выражение пришло из древнего Китая, и является трактовкой слов Конфуция «Путь в тысячу ли начинается с одного шага».

    Внешность Сенеки

    Псевдо-Сенека. Британский музей

    Существует два изображения Сенеки; одно — средневековая прорисовка с несохранившегося бюста, изображавшего худощавого человека астеничного телосложения; второе — дошедший до нашего времени бюст, изображающий упитанного мужчину с суровым и властным лицом. Изображают они, очевидно, разных людей, и вопрос в том, какое из них действительно относится к Сенеке, а какое приписывается ему по ошибке.

    Споры об этом велись уже давно и, во всяком случае, не менее долго, чем существовала первая версия. А своим происхождением она обязана итальянскому гуманисту, историку Ф. Урсину (1529—1600), с лёгкой руки которого римская копия античного бюста в 1598 году при сравнении с портретом на конторниате была идентифицирована как портрет философа (оба произведения к настоящему времени утрачены, однако представление о том, как выглядел тот бюст, можно получить по изображению, присутствующему на групповом портрете кисти П. Рубенса «Четыре философа»), ныне за этой скульптурой прочно закрепилось наименование «Псевдо-Сенека», а исследователи пришли к заключению, что это портрет Гесиода.

    В 1764 году И. Винкельман опроверг выводы Ф. Урсина. И, как вскоре выяснилось, совершенно справедливо — в Геркулануме была найдена ещё одна копия этого античного портрета, а в 1813 году в Риме на Целиевом холме была обнаружена герма с двойным изображением — Сократа и Сенеки (на груди последнего начертано: Seneca). С 1878 года она находится в Берлине. Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме — подделка, и что он не мог быть таким полным, каким изображен, — ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел».

    Историки и искусствоведы окончательно утвердились в том, что первый портрет не имеет отношения к Сенеке после того, как было обнаружено несколько других копий этой скульптуры (предполагается, что портрет Гесиода был предназначен для фриза Пергамона). Сенека был известным государственным деятелем и философом, но не до такой степени, чтобы его портреты создавались в Риме в столь значительном количестве .

    Споры по данному вопросу давно утихли, решение, к которому пришли исследователи, представляет собой своеобразный компромисс, а в виде ироничной дани былой полемике монетный двор Испании выпустил монету с «гибридным» портретом философа.

    Переводы

    Пьесы:

    • Медея. / Перевод Н. Виноградова. — Сергиев Посад, 1906. — 72 с.
    • Трагедии. / Перевод С. Соловьева, вступительная статья Н. Ф. Дератани. (Серия «Сокровища мировой литературы»). — М.-Л.: Academia, 1932. — 433 с. (издание включает 7 пьес: «Медея», «Федра», «Эдип», «Тиэст», «Агамемнон», «Октавия»)
    • Луций Анней Сенека. Трагедии. / Перевод и статья С. А. Ошерова, примечания Е. Г. Рабинович. Ответственный редактор М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). — М.: Наука, 1983. — 432 с.

    Трактаты:

    • О провидении. / Перевод В. Стовика и В. Стейна. — Керчь, 1901. — 28 с.
    • Утешение к Марции. // Браш М. Классики философии. I. — СПб., 1907. — С. 311—330.
    • О счастливой жизни. / Перевод С. Ц. Янушевского. — СПб.: Гермес, 1913. — 35 с.
    • О благодеяниях. / Перевод П. Краснова. // Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. — М., 1995.
    • Сенека. Утешение к Полибию. / Перевод Н. Х. Керасиди. // ВДИ. — 1991. — № 4.
    • Сенека. О краткости жизни. / Перевод В. С. Дурова. — СПб.: Глаголъ, 1996. — 91 с.
    • Сенека. О гневе. / Перевод Т. Ю. Бородай. // ВДИ. — 1994. — № 2; 1995. — № 1.
    • Трактат «О безмятежности духа» Луция Аннея Сенеки. (Вступительная статья и перевод Н. Г. Ткаченко) // Труды кафедры древних языков. Выпуск 1. — СПб., 2000. — С. 161—200.
    • Луций Анней Сенека. Философские трактаты. / Перевод Т. Ю. Бородай (серия «Античная библиотека». Раздел «Античная философия»). 1-е издание — СПб., 2000. 2-е издание СПб.: Алетейя, 2001. — 400 с. (издание включает трактаты: «О блаженной жизни», «О скоротечности жизни», «О стойкости мудреца», «О провидении», «О гневе» в 3 кн., «О природе» в 7 книгах).

    «Письма к Луцилию»

    • Избранные письма к Люцилию. / Перевод П. Краснова. — СПб., 1893. — 258 с.
    • Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. / Перевод, статья и примечания С. А. Ошерова. Ответственный редактор М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). — М.: Наука, 1977. — 384 с. (переиздавалось в 2015 г.).

    Эпиграммы:

    • Луций Анней Сенека. Эпиграммы. / Пер. М. Грабарь-Пассек и Ю. Шульца. // Античная лирика (серия «Библиотека всемирной литературы». Т. 4). — М., 1968. — С. 458—462.

    Сатира (принадлежность Сенеке спорна):

    • Сатира на смерть императора Клавдия. / Перевод В. Алексеева. — СПб., 1891. — 35 с.
    • Псевдоапофеоз императора Клавдия. / Перевод И. И. Холодняка. — М., 1899. (приложение к тому 16 «Филологического обозрения»)
    • Апофеоз божественного Клавдия. / Перевод Ф. А. Петровского. // Римская сатира. — М., 1957. (переизд.: Римская сатира. — М., 1989. — С. 117—130, комментарий И. Ковалёвой на стр. 458—465)

    Издание в «The Loeb classical library» (латинский текст с английским переводом) состоит из 10 томов:

    • Тома I—III. Moral essays (Моральные труды).
      • Том I. О провидении. О постоянстве. О гневе. О милосердии.
      • Том II. Утешение к Марции. О блаженной жизни. О досуге. О спокойствии души. О краткости жизни. Утешение к Полибию. Утешение к Гельвии.
      • Том III. О благодеяниях.
    • Тома IV—VI. Письма.
    • Тома VII, X. Естественные вопросы.
    • Тома VIII—IX. Трагедии.

    Издание в серии «Collection Budé» в 18 томах: Sénèque.

    • L’Apocoloquintose du divin Claude. Texte établi et traduit par R. Waltz. XI, 46 p.
    • De la clémence. Texte établi et traduit par F.-R. Chaumartin. Nouvelle édition 2005. XCII, 178 p.
    • Des bienfaits. Tome I: Livres I—IV. Texte établi et traduit par F. Préchac. LV, 284 p.
    • Des bienfaits. Tome II: Livres V—VII. Texte établi et traduit par F. Préchac. 228 p.
    • Dialogues. T. I: De la colère. Texte établi et traduit par A. Bourgery. XXV, 217 p.
    • Dialogues. T. II: De la vie heureuse. — De la brièveté de la vie. Texte établi et traduit par A. Bourgery. X, 150 p.
    • Dialogues. T. III: Consolations. Texte établi et traduit par R. Waltz. X, 219 p.
    • Dialogues. T. IV: De la providence. — De la constance du sage. — De la tranquillité de l’âme. — De l’oisiveté. Texte établi et traduit par R. Waltz. 221 p.
    • Questions naturelles. T. I: Livres I—III. Texte établi et traduit par P. Oltramare. XXVII, 309 p.
    • Questions naturelles. T. II: Livres IV—VII. Texte établi et traduit par P. Oltramare. 356 p.
    • Lettres à Lucilius. T. I—V.
    • Tragédies. T. I—III.

    Память

    • Памятник Сенеке находится в Кордове.
    • В 1961 г. Международный астрономический союз присвоил имя Сенеки кратеру на видимой стороне Луны.

    Луций Анней Сенека. Его жизнь и философская деятельность

    Биографический очерк Пл. Краснова

    С изображением Сенеки, гравированным в Петербурге К. Адтом


    ГЛАВА I

    Родина Сенеки. – Его отец, мать, тетка. – Братья Сенеки: Галлион и Мела. – Племянники: Новатилла и поэт Лукан. – Общая даровитость семьи

    Всемирное распространение римской цивилизации при первых императорах принесло и самому Риму ту выгоду, что привлекло в него свежие силы со всех концов мира.

    Сначала в Риме, еще во времена республики, появились греки; затем, в первые годы империи – испанцы; потом – галлы, британцы и, наконец, германцы, сломившие уже сам Рим. Но ни один народ не внес столько сил в римскую культуру, не дал Риму столько ученых, поэтов, государственных деятелей и даже императоров, и притом с чисто римским характером, как испанцы. Испанцем по происхождению был и знаменитейший римский философ Сенека.

    Луций Анней Сенека родился в Кордове между 6 и 3 годом до Рождества Христова. В то время Кордова, или, как ее звали римляне, Кордуба, была цветущим торговым городом. Завоеванная и укрепленная карфагенянами, она была свидетельницей пунических войн, и уже с 206 года до Р.Х. перешла во власть римлян. Первые два столетия до Р.Х. Кордова была ареной постоянных войн. В гражданскую войну Цезаря и Помпея она дважды подверглась опустошению; но со вступлением на престол Октавиана Августа и с распространением мира Кордова скоро окрепла и сделалась вместе с Кадиксом центром вывозной испанской торговли; а несколько позднее, в качестве главного города провинции Бетика, получила право чеканить свою монету.

    Своего торгового значения она не потеряла и до последних дней. Но торговые занятия жителей Кордовы не мешали им постоянно поддерживать в себе отвлеченные интересы к философии. В средние века, во время господства арабов, Кордова стала центром мусульманской образованности, в ней жил величайший из философов той эпохи – Аверроэс. Интерес и уважение к образованности в Кордове не угасли и до наших дней. Так, еще в прошлом веке в Кордове показывали как достопримечательность города дом, в котором родился Сенека,
    la casa de Seneca,[1] а
    в окрестностях города – дачу, в которой протекло раннее детство философа, el Lugar de Seneca.[2]

    Отец Сенеки принадлежал к среднему (дворянскому) сословию римских всадников. Неизвестно, был ли римским всадником дед философа; несомненно, однако, что выше родословная их не поднималась. Таким образом, фамилия Аннеев была сравнительно молодая; Сенека был, что называется, homo novus,[3] – обстоятельство, дававшее ему возможность отлично уживаться в императорском Риме в то время, когда представителям древних римских фамилий приходилось или вступать в компромиссы с совестью, или сходить со сцены.

    Отец Сенеки, Марк Анней Сенека, известный в истории литературы под именем Сенека-ритор, был человек недюжинного ума, высокой образованности и редкой энергии. В половине царствования Августа он покинул свой родной город и переселился в Рим. Его жена, Гельвия, последовала за ним. В то время будущий философ был так мал, что его вынесла на руках из Кордовы его тетка, сестра матери, женщина в высшей степени замечательная. В Риме Марк Анней Сенека скоро нашел себе выгодное занятие. При первых императорах римское ораторское искусство стало клониться к упадку и с политической трибуны перешло на школьную кафедру.

    Сенека-ритор стал преподавать ораторское искусство и вскоре составил себе этим имя, положение и состояние. Он первым поставил преподавание риторики на должную высоту и смело заявил, что не находит постыдным учить тому, чему так почетно учиться. Несмотря на природную суровость характера, Сенека не был педантом и в своих книгах сохранил ясный и трезвый взгляд на истинное значение и достоинство оратора. В дошедших до нас его сочинениях он ядовито смеется над манерой современных ему риторов насыщать свои речи цитатами и риторическими оборотами из классических речей в такой мере, что они теряли настоящий смысл. После Сенеки-ритора осталось сделанное им собрание речей современных ему школьных ораторов – на классические темы или по измышленным юридическим и нравственным вопросам; каждая из этих речей сопровождается замечаниями самого Сенеки.

    Мать Луция Аннея, Гельвия, происходила из знатного рода. Имя Гельвиев часто встречается в самых старинных надписях. Из этой же фамилии происходила мать Цицерона.

    Гельвия выросла и была воспитана в доме своей мачехи. Однако отец ее позаботился дать ей прекрасное образование, и она много занималась искусствами. Сенека описывает свою мать как женщину редкой для того времени чистоты и с восторгом отзывается о ее материнских чувствах. “Тебе не придется, – писал он Гельвии, – извиняться за женскую слабость, ибо ты лишена женских недостатков. Бесстыдство, ставшее столь общим явлением века, не коснулось тебя.

    Ни самоцветные камни, ни жемчуг не могли тебя прельстить. Ты не считала богатства за высшее благо людей. Воспитанная в старинном и строгом доме, ты не поддавалась дурному примеру. Никогда не стыдилась ты быть матерью, хотя этим изобличался твой возраст. Никогда не делала ты, по примеру других женщин, заботящихся о своей наружности, искусственных выкидышей. Никогда не прибегала к белилам, румянам и другим притираньям и не носила таких платьев, которые скорее открывают тело, чем покрывают его. Но лучшим украшением своим почитала ты скромность… В отношении нас, детей своих, ты была нежно заботлива. Ты радовалась нашему благосостоянию более, чем пользовалась им. Ты полагала границы нашей щедрости, не зная их для своей, и, сберегая наше наследство, ты заботилась о нем, как о своем, но воздерживалась от него, как от чужого. Наши успехи в жизни вызывали в тебе только бескорыстную гордость. Ты не хотела извлекать из них выгоды”.

    Сестра Гельвии, та самая, которая вынесла Сенеку на руках из Кордовы, и делом, и советом помогала философу в начале его общественной деятельности. Она ухаживала за ним во время тяжелой болезни, которой он подвергся в детстве, а потом уже юношей, благодаря ее протекции, он получил место квестора. Эта тетка была замужем за Ветразием Поллионом, который в течение шестнадцати лет был претором в Египте. Несмотря на легкость египетских нравов жена его сохранила безупречную репутацию и среди блеска и роскоши южных городов вела уединенную, замкнутую жизнь. Она потеряла своего мужа трагическим образом во время морского путешествия, но ни за что не хотела расстаться с его телом и, несмотря на бурю, подвергаясь опасностям, перевезла любимый прах в Рим, где впоследствии поселилась и сама и была одной из уважаемых женщин в столице. Окруженный заботами и ласкою этих двух замечательных женщин, Сенека провел свое детство. Таким образом, уже по рождению своему он принадлежал к интеллигентной и высокодобродетельной семье, в которой высокие нравственные доблести жены сочетались с блестящим образованием и энергией мужа.

    У Марка Аннея и Гельвии, кроме Сенеки, было еще два сына. Старший, Новат, впоследствии усыновленный Галлионом и принявший его имя, выдвинулся на административной деятельности и ко времени царствования Нерона занимал ответственную должность проконсула Ахаии. Мы встречаемся с ним в “Деяниях Апостолов”. Он – тот самый проконсул, который отказался судить апостола Павла, сказав обвинявшим его иудеям: “Иудеи! Если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас. Но когда идет спор об учении, и об именах, и о законе вашем, то разбирайтесь сами: я не хочу быть судьею в этом” (“Деяния Апостолов”, глава XVIII, 14 и 15). Сенека относился к Галлиону как к старшему с глубоким уважением и посвятил ему свои рассуждения “О гневе” и “О блаженной жизни”.

    Младший брат, Луций Анней Мела, жил в стороне от государственных дел. Он не занимался ни политикой, ни литературой, хотя и был высоко образован и любил чтение. Зато он умножил свое состояние. Его уединенная и тихая жизнь не спасла его, однако, от алчности Нерона, и ему пришлось умереть добровольною смертью, завещав часть состояния Нерону и его любимцам, чтобы спасти остальную.

    Оба брата Сенеки – и Новат, и Мела – были прекрасные семьяне и преданные сыновья. Их заботам поручал Сенека Гельвию в дни своего изгнания. “Вспомни о моих братьях, – пишет он матери. – Пока они живы, тебе нельзя пожаловаться на судьбу. Каждый из них может восхитить своею доблестью. Один с большим умом отдался административной деятельности; другой с неменьшим благоразумием отказался от нее. Ты можешь всегда опереться на высокий сан одного сына, на спокойствие другого и на преданность их обоих. Я знаю искренность чувств обоих моих братьев. Один искал почестей для того, чтобы прославить тебя; другой избрал спокойную мирную жизнь, чтобы тем свободнее пользоваться твоим обществом. Судьба позаботилась о том, чтобы ты могла найти защиту и отраду в своих сыновьях: у одного – вследствие его высокого положения, у другого – вследствие его мирного образа жизни. Они будут наперерыв ухаживать за тобой, и тоска об одном сыне восполнится преданностью двух других”.

    У Сенеки не было детей, кроме умершего незадолго до его изгнания сына; но у его братьев были дети. Он упоминает о Новатилле, дочери Галлиона. В то время, к которому относится приведенная характеристика братьев Сенеки, она была девочкой лет тринадцати и пользовалась большим расположением дяди. Незадолго перед тем она потеряла свою мать, и Сенека, обращаясь к Гельвии, просит ее заняться воспитанием внучки: “Пусть воспитается она на твоих речах. Ты многое можешь ей дать, если даже послужишь ей одним примером”.

    У Луция Аннея Мелы был сын, Марк Анней Лукан, – известный поэт, автор поэмы “Фарсалия”, запятнавший впоследствии свою память доносом на свою мать, который он сделал, будучи обвинен в заговоре против Нерона и напрасно надеясь спасти этим жизнь. Это был хорошенький веселый мальчик, “при виде которого не могла длиться никакая печаль”. В молодости он подавал большие надежды, обладая крупным поэтическим дарованием, но погиб безвременною смертью.

    Кроме этих двух племянников, у Сенеки, вероятно, были еще и другие родственники по нисходящей линии. Одному из них должны принадлежать, по крайней мере, некоторые из приписываемых философу Сенеке трагедий.

    Из этой краткой характеристики родных Сенеки мы видим, что он принадлежал к высокоодаренной семье. Почти все члены ее выделялись какими-либо талантами. Даже женщины были замечательны в интеллектуальном отношении. Но высшего своего развития духовные силы рода достигли, конечно, в самом Луции Аннее Сенеке.

    Литературные произведения Луция Аннея Сенеки

    Биография Луция Аннея Сенеки

    Известный римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Луций Анней Сенека родился в 4-ом веке до н. э., в городе Кордуба, Бетика, Римская империя. Его отец был Луций (Марк) Анней Сенека Старший – известный ритор и историк, его старший брат, Юний Галлион был проконсулом провинции Ахайя и консулом-суффектом. Луций Анней Сенека Младший принадлежал к привилегированному древнеримскому сословию всадников.

    В раннем возрасте Луций Сенека вместе с отцом переехал в Рим. Его учителями были пифагореец Сотион, стоик Аттала, Секстий Нигер – древнеримский врач и фармаколог, Папирий Фабиан – древнеримский ритор и философ.

    Несмотря на то, что с юного возраста Сенека Младший интересовался философией, его отец настаивал на государственной карьере для сына. Не успев начаться, государственная карьера Сенеки была прервана болезнью. После нее будущий философ уезжает на лечение в Египет. Там помимо всего прочего он занимался написание научных работ.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Когда к власти пришел император Тиберий, Сенека занял государственную должность квестора.

    Примерно в 37 году н.э., когда имитатором стал Калигула, Сенека стал сенатором. Философ прославился как превосходный оратор, он был настолько популярен, что сам Император стал недолюбливать его. Калигула даже хотел убить Сенеку, однако одна из его наложниц смогла отговорить его от этой идеи.

    В 41 году н.э. к власти приходит император Клавдий. Сенека оказался замешан в интригах жены императора, в результате чего был сослан на восемь лет на Корсику.

    В 49 году Сенека был возвращен в Рим. После смерти первой супруги, новой женой императора Клавдия стала Агриппина Младшая. Она попросила знаменитого философа стать наставником ее сына – будущего императора Рима Нерона.

    В 54 году император Клавдий был отравлен. На престол взошел еще совсем юный Нерон. Советниками при новом императоре стали Сенека и Секст Афраний Бурр. В это время влияние Сенеки на императора было настолько огромным, что можно сказать он определял всю политику Древнего Рима.

    В 55 году н.э. Снека становится сказочно богатым благодаря своей должности консула-суффекта.

    59 год был непростым для философа. Нерон косвенно вовлек его и Бурра в убийство своей матери. Снека осуждал подобный поступок, и отношения между Нероном и философом сильно обостряются.

    В 62 году Сенека решает отстраниться от государственной службы, он пишет императору прошение об отставке и оставляет все что он заработал за эти долгие годы императору.

    Император Нерон был деспотом и тираном. Эти его качества не устраивали сенаторов и многих других государственных и политических деятелей Римской империи того времени. В 65 году против Нерона был организован заговор. Ключевой фигурой этого заговора стал Гай Кальпурний Пизон. Он смог увлечь своими идеями даже бывшего наставника императора Сенеку. Заговор был раскрыт.

    Нерон в свою очередь постоянно видел в философе образ нормы и запрета для себя. Тем самым существование Сенеки останавливала Нерона от произвола, поэтому он решил избавиться от своего наставника. Император приказал ему совершить самоубийство, выбрав при этом любой способ.

    Жена Сенеки решила последовать за мужем, хотя император не давал приказа на этот счет, это было полностью ее свободное волеизъявление.

    12 апреля 65 года Сенека вместе с супругой скончался, порезав вены.

    Творчество Сенеки

    Литературное творчество Сенеки расходится на два основных направления: философские работы и поэтически произведения.

    Наиболее известными философскими трактатами Сенеки являются:

    • утешительные послания к Марции, дочери пострадавшего при Тиберии историка Кремуция Корда
    • трактаты-диалоги по этике
    • «Естественнонаучные вопросы»
    • сборник «Моральные письма к Луцилию»

    Наиболее известными поэтическими работами Сенеки являются:

    • сатира на убитого императора Клавдия
    • «Безумствующий Геркулес»
    • «Троянки»
    • «Финикиянки»
    • «Медея»
    • «Федра»
    • «Эдип»
    • «Агамемнон»
    • «Фиест»
    • «Геркулес на Эте»
    • «Октавия»

    Философские трактаты Сенеки основаны на стоической философии. В работах философ понимает вопросы добродетели. Основную задачу философского учения Сенека видит в том, чтобы научить человека жить и достойно приять смерть. По мнению философа, материальное для человека должно стоять на втором месте. Источник радости человек должен искать внутри самого себя. Сенека в качестве примера приводил счастья бедняка, который умеет довольствоваться малым, в отличии от пресытившегося богача.

    Замечание 1

    Сенека учит человека покоряться божественной воле, которая присутствует во всем, что окружает людей.

    Философские работы Сенеки полны дидактики и воспитательного элемента.

    Заслуживает особого внимания и поэзия векового философа. Наиболее известной его поэтической работой является сатира на смерть императора Клавдия «Отыквление». Сенека высмеивает традицию римлян обожествлять умершего императора. Эта сатира была написана по просьбе Нерона и отображает злодеяния Клавдия, за которые тот был отправлен в подземное царство и приговорен к бесцельному труду.

    Другими литературными произведениями Сенеки являются его знаменитые трагедии. В основе его трагедий лежит мифологический сюжет.

    Трагедии философа имеют ряд отличительных характеристик:

    • особым изощренным образом описаны убийства и жесткость (это объясняется деспотичным правлением императора Нерона)
    • прославление простой жизни
    • осуждение богатства
    • осуждение власти тиранов
    • тема судьбы и смерти
    • длинные монологи
    • обилие афоризмов

    Особенное место среди трагедии Сенеки принадлежит трагедии «Октавия». Действия трагедии происходят в 62 году. Император Нерон разводится со своей женой Октавией и женится на Поппее Сабине. Так как Нерон был склонен к вспышкам гнева, он ссылает Октавию, а затем приказывает ее казнить.

    Замечание 2

    Философские и поэтические работы Сенеки оказали большое влияние на философию и литературу последующих поколений.

    Философия Сенеки была схожа с основными идеями христианства. В средние века его сентенции использовались в сборниках по христианскому воспитанию.

    Так же Сенека повлиял и на становление европейской драмы.

    Сенека биография кратко — Kratkoe.com

    Автор J.G. На чтение 2 мин. Обновлено

    Луций Аннай Сенека — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель, наставник и советник императора Нерона.

    Сенека биография кратко

    Луций Анней Сенека появился на свет около 4 года  до н. э. в испанском городе Кордубе в семье риторика. В юношеском возрасте увлекся философией. Отец нанял для него лучших учителей – Аттала, Сотиона, Фабия Папирия, да и сам он часто занимался с сыном. Сенека получил хорошее образование. Однако, начав заниматься государственной деятельностью, он всерьез заболел и намного лет уехал в Египет. Параллельно с лечением он начал писать естественнонаучные трактаты.

    Когда Сенека вернулся в Рим, при власти находился Калигула. Сенека вошел в состав Сената, быстро добившись успеха как оратор, тем самым вызвав злобу даже у самого императора. При императоре Клавдии, в 41 году Сенеку, выслали на остров Корсика, где он провел целых 7 лет.

    По просьбе второй жены императора, Агриппины, Сенека был вызван в Рим в 49 г. н. э., чтобы обучить их 12-летнего сына Нерона. Сенека сыграл важную роль в формировании личности будущего императора Нерона.

    Когда Нерон в 54 году пришел к власти, Сенека стал определять практически всю римскую политику. Сенека оказывал сдерживающее, успокаивающее влияние на молодого императора. Однако со временем, когда Нерон стал более настойчивым и увлеченным своей собственной силой, он отказался от советов своего мудрого имперского советника.

    В 62 году Сенека вышел в отставку, но встретить счастливую старость ему не судилось. Доносчики с его именем связали неудачный заговор Пизона. Так, Сенеку по приказу императора Нерона приговорили к самоубийству. Он вскрыл себе вены, как и его жена. Последние минуты жизни политика и философа успели записать в «Анналах» Тацита. Его не стало в 65 году.

    Известные произведения Сенеки – «Нравственные письма к Луцилию», «О досуге», «О провидении», «О счастливой жизни», «О благодарениях»,  «О душевном покое», «О благодеяниях», «Исследования о природе», «О милосердии».

    Луций Анней Сенека — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Луций Анней.
    Луций Анней Сенека
    лат. Lucius Annaeus Seneca
    Дата рождения не ранее 4 до н. э. и не позднее 1
    Место рождения
    Дата смерти 12 апреля 65
    Место смерти
    Страна
    Род деятельности драматург, поэт, философ, автор афоризмов, государственный деятель, политик, писатель
    Отец Сенека Старший[2]
     Луций Анней Сенека на Викискладе
    Произведения в Викитеке

    Лу́ций Анне́й Се́не́ка[3] (лат.  Lucius Annaeus Sĕnĕca minor), Сенека Мла́дший или просто Сенека (4 до н. э., Кордуба — 65, Рим) — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель.

    Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма.

    Сын Луция (Марка) Аннея Сенеки Старшего (выдающегося ритора и историка) и Гельвии. Младший брат Юния Галлиона. Принадлежал к сословию всадников.

    Биография

    Родился в Кордубе (Кордова) в семье римского всадника и ритора Луция Аннея Сенеки Старшего. В раннем возрасте был привезён отцом в Рим. Учился у пифагорейца Сотиона, стоиков Аттала, Секстия Нигера, Папирия Фабиана. Философией увлёкся в юности, хотя из-за влияния отца он чуть не начал государственную карьеру, которая прервалась из-за внезапной болезни. В результате Сенека чуть не покончил с собой, а затем надолго уехал для лечения в Египет, где много лет занимался написанием естественно-научных трактатов[4].

    Около 33 года, при императоре Тиберии, становится квестором.
    37 — ко времени восшествия на престол Калигулы Сенека входит в Сенат, быстро став популярным оратором. Слава Сенеки как оратора и писателя возрастает настолько, что возбуждает зависть императора и в конце концов он распорядился убить Сенеку. Однако одна из многочисленных наложниц императора уговорила его не делать этого, сославшись на то, что слабый здоровьем философ и так скоро умрёт.
    41 — в первый год правления Клавдия в результате интриги жены Клавдия Мессалины он попадает в ссылку и проводит восемь лет на Корсике.
    49 — жена императора Клавдия Агриппина Младшая добивается возвращения Сенеки из ссылки и предлагает ему стать наставником её сына — будущего императора Нерона.
    54 — после отр

    Сенека Младший — philosophers.co.uk

    Сенека Младший

    Луций Анней Сенека, более известный как Сенека Младший (4 г. до н.э. — 65 г. н.э.), был римским философом, писателем и государственным деятелем, который, вероятно, наиболее известен как наставник и советник императора Нерона. К середине I века н.э. он зарекомендовал себя как один из самых влиятельных людей римского мира, но его влияние, как оказалось, способствовало его преждевременной смерти. В 65 году Нерон вынудил его покончить жизнь самоубийством за его предполагаемое участие в заговоре Писона с целью убийства императора.Остается неясным, действительно ли он был в заговоре против последнего римского императора из династии Юлиев-Клавдиев.

    Ранняя жизнь

    Сенека родился в богатой и влиятельной римской семье в 4 г. до н. Э. Он родился вторым ребенком у Марка Аннея Сенеки (также известного как Сенека Старший), известного и уважаемого оратора и писателя, и его жены Хельвии. Братья Сенеки, как и его родители, тоже вошли в историю. Его старший брат Галлио известен встречей со св.Павел в Ахайе в начале 50-х, а его младший брат Марк Анней Мела был отцом римского поэта Марка Аннея Лукана, широко известного как Лукан.

    Сенека получил образование в школе Секстия в Риме, где он изучал философию и получил образование оратора. Из-за слабого здоровья тетя забрала его в Египет, чтобы жить с ней и ее мужем. Он вернулся в Рим в 31 году и, согласно воле отца, занялся политикой. Вскоре он был назначен квестором, но он также зарекомендовал себя как один из самых влиятельных писателей и ораторов в Риме, а также приобрел много влиятельных друзей, в том числе из императорской семьи.

    Изгнание на Корсику и приход к власти

    В 41 г. Сенека был сослан на остров Корсика императором Клавдием за предполагаемую супружескую измену с племянницей императора. Во время изгнания на Корсику он посвятил себя написанию и изучению философии и естественных наук. Сенека был вынужден оставаться на Корсике до 49 года, когда жена императора Юлия Агриппина убедила Клавдия позволить ему вернуться в Рим. Его назначили претором и наставником будущего императора Нерона. В то же время он также наладил отношения с влиятельными римлянами, в том числе с префектом стражи Секстом Афранием Буррусом.

    Отказ от общественной жизни и смерть

    После убийства Клавдия в 54 году Сенека и его друг Буррус стали, вероятно, самыми могущественными и влиятельными людьми в Римской империи. Они были фаворитами Нерона, но привязанность нового императора к ним далась нелегко. В 59 г. им пришлось смириться с убийством матери императора Агриппины. После смерти Бурруса в 62 году Сенеке надоело придворных интриг. Он решил уйти из общественной жизни и посвятить себя писательству, но от политики ему не уйти.В 65 году император Нерон обвинил его в заговоре против его жизни и заставил своего бывшего наставника и советника покончить жизнь самоубийством. Большинство историков полагают, что Сенека, вероятно, не участвовал в заговоре Пизониан.

    Работает и унаследовано

    Сенека создал свои лучшие работы за последние три года своей жизни, хотя всю свою жизнь он был очень продуктивным. Среди его наиболее значительных работ — трагедии и философские диалоги, но он также интересовался естественными науками.В 62 году он написал научную книгу под названием Naturales quaestiones, но, кроме обсуждения различных теорий, не предложил никаких оригинальных решений.

    Среди сохранившихся работ Сенеки:

    трагедий (всего 10):
    • Hercules Furens (Безумие Геркулеса)
    • Геркулес Этей (Геркулес на Эте)
    • Phaedra
    • Эдип
    • Агамемнон
    • Thyestes
    • Медея
    • Troades (Троянские женщины)
    • Фениссы (Финикийские женщины)
    • Octavia

    По мнению большинства ученых, Октавия вряд ли была написана Сенекой, в то время как многие также ставят под сомнение некоторые другие сенекские трагедии, особенно Геракла Этея (Геракл на Оэте).

    Диалоги (самые заметные):
    • Ad Marciam, De consolatione (Марсии, на утешение)
    • Ad Helviam matrem, De consolatione (Хельвии, на утешение)
    • De Brevitate Vitae (О краткости жизни)
    • De Consolatione ad Polybium (Полибию в утешение)
    • De Providentia (по провидению)
    • De Vita Beata (О счастливой жизни)
    Другие известные работы Сенеки включают:
    • Apocolocyntosis divi Claudii (сатира; Тыквенификация божественного Клавдия)
    • De Beneficiis (О льготах)
    • Де Клементия (О помиловании)
    • Epistulae morales ad Lucilium (более 120 писем Люциусу Младшему)
    • Naturales quaestiones
    • Cujus etiam ad Paulum apostolum leguntur epistolae (переписка между Сенекой и св.Павел; подлинность оспаривается большинством современных ученых)

    Сенека о противоядии от беспокойства — Сбор мозга

    «По правде говоря, мы так мало знаем о жизни, мы действительно не знаем, какие новости хорошие, а какие плохие», — заметил Курт Воннегут , обсуждая Гамлета во время своей влиятельной лекции о формах рассказы. «Весь процесс в природе — это интегрированный процесс огромной сложности, и действительно невозможно сказать, хорошо это или плохо что-то происходящее в нем», — писал Алан Уоттс за поколение до этого в своем отрезвляющем случае, чтобы научиться не думать вслепую. условия прибыли или убытка.И все же большинство из нас проводит кучу времени, беспокоясь о перспективах событий, которые мы считаем отрицательными, о потенциальных убытках, вызванных тем, что мы считаем «плохими новостями». В 1930-х годах один пастор разделил тревогу на пять категорий тревог, четыре из которых воображаемые, а пятая — «тревоги, имеющие реальную основу», занимая «возможно 8% от общего числа».

    24-часовой новостной цикл, основанный на этой человеческой склонности, несомненно, усугубил проблему и увеличил 8% до 98%, но в основе этого искажения реальности лежит древняя склонность разума, столь жестко запрограммированная в нашу психику, что он существует независимо от внешних событий.Великий римский философ первого века Сенека исследовал его, и его единственное настоящее противоядие, с необыкновенной проницательностью в своей переписке со своим другом Луцилием Младшим, позже опубликованной как Письма стоика ( публичная библиотека ) — вневременной кладезь мудрости, которая дала нам Сенеку об истинной и ложной дружбе и умственной дисциплине преодоления страха.

    Сенека

    В своем тринадцатом письме, озаглавленном «О беспочвенных страхах», Сенека пишет:

    Есть больше вещей… которые могут напугать нас, чем сокрушить; мы страдаем чаще в воображении, чем в реальности.

    Принимая во внимание саморазрушительную и утомительную человеческую привычку готовиться к воображаемой катастрофе, Сенека советует своему юному другу:

    Я советую вам не расстраиваться, пока не наступит кризис; поскольку может случиться так, что опасности, перед которыми вы меркнули, как будто они угрожали вам, никогда не постигнут вас; они, конечно, еще не пришли.

    Поэтому некоторые вещи мучают нас больше, чем должны; некоторые мучают нас раньше, чем положено; и некоторые мучают нас, хотя им совсем не следует мучить.У нас есть привычка преувеличивать, воображать или предвосхищать горе.

    Иллюстрация Марии Санохи из книги 100 дней чрезмерного мышления

    Сенека затем предлагает критическую оценку разумных и необоснованных забот, используя элегантную риторику, чтобы осветить глупость растраты нашей умственной и эмоциональной энергии на последний класс, который составляет подавляющее большинство наших тревоги:

    Вполне вероятно, что нас ждут неприятности; но это не настоящий факт. Как часто случается непредвиденное! Как часто ожидаемое никогда не сбывалось! И хотя это предназначено, что толку бежать навстречу своим страданиям? Вы скоро будете страдать, когда оно придет; так что с нетерпением ждем лучших вещей. Что вы получите от этого? Время. Тем временем произойдет много событий, которые отсрочат, или закончат, или передадут другому человеку испытания, которые будут рядом или даже в вашем присутствии. Пожар открыл путь к бегству.Катастрофа подводит мужчин мягко. Иногда меч проверяли даже в горле жертвы. Мужчины пережили своих собственных палачей. Даже неудача непостоянна. Возможно, это произойдет, а может, и нет; пока что это не так. Так что ждите лучших вещей.

    Искусство Кэтрин Лепанж из Тонкие кусочки беспокойства: наблюдения и советы для облегчения беспокойства

    За шестнадцать веков до того, как Декарт исследовал жизненно важные отношения между страхом и надеждой, Сенека рассматривает их роль в смягчении нашего беспокойства:

    Иногда разум придумывает себе ложные формы зла, когда нет никаких знаков, указывающих на какое-либо зло; он закручивает в худшую конструкцию какое-нибудь слово сомнительного значения; или ему кажется, что какая-то личная обида более серьезна, чем она есть на самом деле, учитывая не то, насколько зол враг, а то, на что он может пойти, если рассердится. Но жизнь не стоит того, чтобы жить, и нашим печали нет предела, если мы потакаем своим страхам в максимально возможной степени; в этом вопросе позвольте благоразумию помочь вам и решительно презирайте, даже когда оно у всех на виду. Если вы не можете этого сделать, противопоставьте одну слабость другой и умерьте свой страх надеждой. Среди этих объектов страха нет ничего более верного, чем то, что вещи, которых мы боимся, уходят в ничто и что вещи, на которые мы надеемся, насмехаются. Соответственно, тщательно взвесьте свои надежды и страхи, и когда все элементы вызывают сомнения, решайте в свою пользу; верьте тому, что вы предпочитаете.И если страх набирает большинство голосов, все равно склонитесь в другую сторону и перестаньте беспокоить свою душу, постоянно размышляя о том, что большинство смертных, даже когда на самом деле никаких проблем не под рукой или которых, безусловно, следует ожидать в будущем, становятся возбужденными. и встревожены.

    Но самая большая опасность неуместного беспокойства, предупреждает Сенека, состоит в том, что, постоянно напрягая нас перед воображаемой катастрофой, оно мешает нам жить полноценной жизнью. Он заканчивает письмо цитатой из Эпикура, иллюстрирующей этот отрезвляющий момент:

    У дурака, со всеми его недостатками, тоже есть это, он всегда готовится жить.

    Дополните эту часть совершенно незаменимых материалов Сенеки Письма стоика с Аланом Уоттсом о противоядии от эпохи тревоги, Итало Кальвино о том, как снизить вашу «тревожность», и Клаудией Хаммонд о том, что такое психология предотвращения самоубийств учит нас контролировать наши повседневные заботы, а затем вернуться к Сенеке, чтобы максимально использовать краткость жизни и ключ к устойчивости, когда утрата действительно наступает.

    В поисках счастья: Гита и философ Сенека предлагают путь к спокойствию

    По сценарию Ашвини Мокаши | Обновлено: 12 августа 2019 г., 7:34:43 Правильное мышление приводит к правильным действиям, необходимым для душевного спокойствия и счастья: правильные или нравственные действия ведут к добродетели.(Представительский)

    Погоня за мудростью, добродетелью и счастьем — это цели всей жизни, и сам процесс достижения этих целей является стоящим опытом. Такие темы из древних текстов продолжают обсуждаться в наши дни, а поиски счастья проходят заново с каждым поколением.

    Мудрый человек Гиты, Стхитапраджна, озабочен тем, что является правильным действием и как проявлять правильное суждение. Поступая так, мудрец становится гьяна-йогом, а, выполняя правильные действия, Стхитапраджня также становится карма-йогом.Согласно Гите, стхитапраджня должна обладать рядом характеристик. Во-первых, он / она занимается своими обязанностями (свадхарма) и преуспевает в их выполнении. Во-вторых, Стхитапраджня верит в учение Гиты (шраддха). В-третьих, она проявляет невозмутимость к удовольствию и боли (саматвам). И, наконец, развитие непривязанности (анасакти) и спокойствия (шанти).

    Мудрые люди отказываются от всех желаний. У них нет чувства собственничества, чувства «мое». Они отбрасывают свое эго (ахамкару).Их забота о себе поглощается заботой о божественном. Они спокойны и счастливы. Это состояние известно как состояние мудрости (стхита праджня) или состояние установления Брахмана (брахми стхити). Это состояние, несомненно, трудно достичь, но однажды достигнув, оно остается со Стхитапраджней до конца.

    Мудрый человек стоиков, Сенека — Сапиенс — воплощает этические принципы стоицизма, которые приносят им постоянное счастье. Сенека описывает, как быть мудрым, используя стоические этические концепции, такие как соответствующие действия (катеконта), то, что принадлежит самому себе (oikeiosis), добродетель (arete), непривязанность (apatheia), telos (цель) жизни в соответствии с природой, знание законов природы, которые вместе ведут к счастью (эвдемония).Для Сенеки счастье, по сути, означает душевный покой, который является результатом постоянной практики добродетели и интеллектуальных упражнений, необходимых для совершения нравственных действий. Критика таких эмоций, как гнев и горе, Сенека подчеркивает как полезность, так и бесполезность эмоций.

    В обеих системах мудрый человек — это тот, кто способен делать правильные суждения, предпринимая действия, и затем берет на себя полную ответственность за них. Правильное мышление приводит к правильным действиям, необходимым для душевного спокойствия и счастья: правильные или нравственные действия ведут к добродетели.Счастье возникает от осознания того, что человек поступил правильно в нужное время.

    Однако есть и существенные различия между видением Сенеки и видением Гиты. Метафизическая концепция мокши в Гите не имеет аналогов в стоицизме. Стхитапраджня становится добродетельным человеком, достигает мокши и становится частью божественного Брахмана. Sapiens становится добродетельным, готовясь к смерти. Концептуальные различия показывают, что в то время как определение Стхитапраджны или того, кто обладает устойчивой мудростью, применимо к Sapiens, термины Йогастха (установленная в Йоге) или Самадхистха (заключенная в медитацию) — нет.

    Отношение Сенеки к различным эмоциям — одна из самых уникальных черт его философских сочинений. Сенека лечит разные эмоции с умением психолога и логично и чутко показывает тщетность этих эмоций, не делая это звучит как стоический приказ отрицать страсти любому человеку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *