Рассказы про войну 1941 1945 для школьников: Рассказы о войне для детей
РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОБ ОРДЕНАХ И МЕДАЛЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941–1945) — ТУЛЬСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ
НИКОЛАЙ МАКАРОВ
РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ОБ ОРДЕНАХ И МЕДАЛЯХ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941–1945)
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Алеша ходит в первый класс, его младшей сестренке Оле недавно исполнилось четыре года. На зимние каникулы они приехали в деревню к дедушке и бабушке. Вернее, к прадедушке и прабабушке.
Алеша знает, что его прадедушка был на войне, имеет награды. Поэтому он просит его рассказать о той, такой далекой войне, когда его прадедушка был моложе их с Олей папы.
Рассказы прадедушки и легли в основу этой книги для маленьких читателей. Свои рассказы прадедушка дополняет чтением книги о наградах.
Итак, эта книга о наградах Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, о Великой Победе нашего Великого Русского народа…
МЕДАЛИ
«За отвагу»
– З – а о – т – в – а – г – у! – читает Алеша на медали.
– Танк с двумя пушками, – добавляет Оля, – и три самолетика сверху.
– Да, так эта медаль и называется, – поясняет дедушка. – «За отвагу!». Эта медаль всегда была самой почетной военной наградой. А награждать ею стали в 1938 году, за три года до начала войны.
– Дедушка, – спрашивает Оля, – а ты ее за что получил?
– Как сказано в Указе: «За личное мужество и отвагу в боях с врагами Советского Союза». Конкретно: за взрыв железнодорожного эшелона с вражеской техникой.
– Дедушка, а этой медалью еще кого-нибудь награждали?
– Конечно. Точной цифры не знаю, но награжденных медалью «За отвагу» было около пяти миллионов человек.
– А пять миллионов много? – спрашивает Оля.
– Как тебе сказать? – чуть задумывается дедушка. – Представь себе жителей десяти городов, как Тула.
«За боевые заслуги»
– Кроме этой медали награждали еще и медалью «За боевые заслуги», – продолжает дедушка.
– Видел, видел, – вспоминает Алеша, – у соседского деда Васи. На ней сабля и винтовка изображены. И написано: «За боевые заслуги»
– Награждали этой медалью тех, кто проявил умелые, смелые, инициативные действия в бою.
– Тоже, наверное, много людей было награждено такой медалью.
– Да, больше пяти миллионов человек.
– Поэтому и Армия наша была непобедимой, – говорит Алеша. – Получается двадцать таких городов, как Тула, были награждены только этими двумя медалями.
МЕДАЛИ МОРЯКАМ
– Дедушка, какие еще награды были в ту войну?
Дедушка, вернее прадедушка, продолжает рассказывать о медалях:
– Моряков награждали еще и медалями за отвагу и мужество, проявленные в морских сражениях. Эти медали названы в честь наших великих русских адмиралов, воевавших с врагами нашей Родины еще на парусных кораблях. Медали так и называются: медаль Ушакова и медаль Нахимова.
МЕДАЛИ ЗА ОБОРОНУ
Через полтора года после начала Великой Отечественной войны, в декабре 1942 года, были учреждены четыре медали. Этими медалями награждали всех героических защитников, кто оборонял города-герои.
Вот эти медали.
«За оборону Ленинграда» – сейчас этот город называется Санкт-Петербург.
«За оборону Одессы» – город на Чёрном море, сейчас на Украине.
«За оборону Севастополя».
«За оборону Сталинграда» – так в войну назывался город на Волге, сегодняшний Волгоград.
За год до окончания войны в мае 1944 года были учреждены ещё три медали.
«За оборону Москвы» – столица нашей Родины.
«За оборону Кавказа»ю – награждались все участники боёв на Кавказе.
«За оборону Советского Заполярья» – награждались все участники боев на севере нашей страны.
Через двадцать лет после начала войны в июне 1961 года была учреждена еще одна медаль.
«За оборону Киева» – столица Украины.
На обратной стороне у всех этих медалей имеется надпись «За нашу Советскую Родину».
БАБУШКИНА МЕДАЛЬ
– Дедушка, у тебя и у бабушки есть одинаковые медали, – говорит Алеша. – На них портрет Сталина и написано по кругу «Наше дело правое – мы победили». Разве бабушки тоже воевали?
– Медали разные, вернее, разные оборотные стороны: у меня за войну, непосредственное участие в боях и называется она «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»; у бабушки – другая: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
ДРУГИЕ МЕДАЛИ
– У тебя есть и еще медаль, расскажи о ней. На ней написано: «За взятие Берлина».
– Кто освобождал и штурмом брал иностранные города, тех награждали специальными медалями. Моя медаль называется «За взятие Берлина. 2 мая 1945». Этой медалью награждено более миллиона человек, кто участвовал в штурме и взятии немецкой столицы.
Также имеются другие медали за взятие и освобождение иностранных городов.
«За освобождение Белграда. 20 октября 1944» – столица тогдашней Югославии.
«За освобождение Варшавы. 17 января 1945» – столица Польши, которая сейчас входит в НАТО.
«За взятие Будапешта. 13 февраля 1945» – столица Венгрии.
«За взятие Кенигсберга. 10 апреля 1945» – сегодняшний Калининград на Балтийском море, центр самой западной нашей области.
«За взятие Вены. 13 апреля 1945» – столица Австрии.
«За взятие Праги. 9 мая 1945» – В День Победы мы освободили столицу Чехословакии, сегодняшней Чехии, которая тоже агрессивно настроена против своих освободителей.
ОРДЕНА
– Дедушка, я на открытках видел ордена с изображением военных, – продолжает разговор Алеша. – Расскажи мне о них.
– Да, есть такие ордена. Полководческие ордена. На них изображены наши русские самые великие полководцы, которые в давние времена били врагов нашей Родины и на земле, и на море.
ОРДЕН СУВОРОВА
Назван так в честь нашего непобедимого полководца Александра Васильевича Суворова, не проигравшего ни одного военного сражения. Носивший высшее воинское звание – Генералиссимус! Имевший все высшие российские награды. По его книге «Наука побеждать» учились все наши полководцы, учатся и сейчас.
Этим орденом награждались военачальники за выдающиеся успехи в управлении войсками, отличную организацию боевых операций и проявленные при этом решительность и настойчивость в их проведении.
Маршал Г. К. Жуков был награжден орденом Суворова I степени за № 1.
Таким орденом был награжден и наш Верховный Главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин.
ОРДЕН УШАКОВА
Орден назван в честь адмирала Ушакова Федора Федоровича, который бил врагов России на море. Как Суворов, не имел ни одного проигранного сражения.
Этим орденом награждались офицеры и адмиралы Военно-Морского флота страны за выдающиеся успехи в боях за Родину.
ОРДЕН КУТУЗОВА
Назван в честь ученика Суворова фельдмаршала Кутузова Михаила Илларионовича, который разгромил, победил Наполеона и его армию, завоевавших почти всю Европу.
Этим орденом награждались военачальники за отлично разработанные и проведенные планы военных операций, в результате чего противнику было нанесено тяжелое поражение.
ОРДЕН НАХИМОВА
Назван в честь другого нашего знаменитого флотоводца Нахимова Петра Степановича – середине позапрошлого века руководившего обороной Севастополя.
Этим орденом награждались офицеры и адмиралы Военно-Морского флота страны.
ОРДЕН
БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО
Орденом Богдана Хмельницкого награждались командиры Красной Армии и Военно-Морского флота, руководители партизанских отрядов, солдаты и партизаны. То есть этим полководческим орденом награждались и офицеры, и солдаты.
ОРДЕН АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Назван в честь нашего русского полководца, в давние времена разгромившего со своими дружинами немецких рыцарей на льду Чудского озера.
Этим орденом награждали командиров за личную отвагу, мужество и храбрость, проявленную в боях, а также за умелое командование своими подразделениями.
ДРУГИЕ ОРДЕНА
ОРДЕН ЛЕНИНА
– За беспримерную отвагу и мужество, – слушают дедушку Алеша и Оля, – проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, крупный вклад в организацию оборонной промышленности и сельского хозяйства в годы войны были награждены этой высшей наградой страны более сорока одной тысячи человек.
ОРДЕН
КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
– Этот орден с красным флагом я тоже знаю, – показывает на дедушкины два одинаковых ордена.
– Не с флагом, – поправил Алешу дедушка. – А со знаменем. Орден так и называется – орден Красного Знамени. Очень ценили и уважали этот орден.
– Этим орденом в годы войны были награждены свыше трехсот тысяч воинов Красной Армии и флота, партизан и подпольщиков. Прославленный летчик трижды Герой Советского Союза Кожедуб Иван Никитич этим орденом был награжден семь (!) раз.
ОРДЕН
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
– «Отечественной войны», – читает Алеша на ордене дедушки, который висит на правой стороне его парадного кителя.
– Этот орден я получил в 1985 году, – начинает дедушка, – в ознаменовании 40-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
– А почему ты его получил только через сорок лет? В войне что ли такие ордена не давали?
Смеется дедушка.
– В войну таки орденом первой степени было произведено около 350 тысяч награждений, а орденом второй степени – более одного миллиона. Ты говоришь: «не награждали?». Через сорок лет наградили многих ветеранов, в том числе и меня. Как имеющего другие награды.
ОРДЕН КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ
– Самым массовым орденом, – продолжает рассказ дедушка, – стал орден Красной Звезды.
– В середине красной звезды, – добавляет Алеша, – стоит красноармеец с винтовкой, готовый к бою.
ОРДЕН СЛАВЫ
– Орден Славы – это высший знак солдатского отличия. – Дедушка неистощим на рассказы о наградах войны.
– Видел, видел, – перебиваем Алеша. – На праздничной открытке видел три таких ордена. В центре звезды Спасская башня с часами, внизу – надпись «Слава».
– Правильно. Три степени у этого ордена. Кто имеет все три ордена, так и называется: «Полный кавалер ордена Славы». В годы войны такими кавалерами стали около двух с половиной тысяч воинов. В том числе и восемнадцать человек медиков.
ОРДЕН «ПОБЕДЫ»
Этот орден – высший знак полководческого отличия. Военным орденом «Победы» награждались лица высшего командного состава за успешное проведение боевых операций в масштабе нескольких или одного фронтов, в результате которых в корне менялась обстановка в пользу Советских Вооруженных Сил.
Этим орденом было награждено одиннадцать советских военачальников и пять иностранных граждан.
Дважды этим орденом были награждены генералиссимус Сталин Иосиф Виссарионович, маршал Жуков Георгий Константинович, маршал Василевский Александр Михайлович.
ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
– Дедушка, разве Герой Советского Союза не главнее ордена Ленина? – недоумевает Алеша.
– Герой Советского Союза – это звание, – поясняет дедушка. – Удостоенные этого звания, получают Золотую Звезду Героя и орден Ленина.
В годы войны этого звания были удостоены 11038 человек. Сто четыре человека этого высшего знака отличия были удостоены дважды. Летчики-истребители Кожедуб Иван Никитич (1944, 1944, 1945 гг.) и Покрышкин Александр Иванович (1943, 1943, 1944 гг.) – трижды Герои Советского Союза.
На этом дедушкины рассказы о наградах своим правнуку и правнучке закончились.
Закончились они и для тебя, мой маленький читатель.
Рассказы о войне для детей дошкольного возраста.
| Картотека по художественной литературе (подготовительная группа):Л. Кассиль.
Памятник советскому солдату.
Долго шла война.
Начали наши войска наступать по вражеской земле. Фашистам уже дальше и бежать некуда. Засели они в главном немецком городе Берлине.
Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты — не устояли. Стали брать солдаты Советской Армии в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются.
И вдруг увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. А те с перепугу о ней забыли… Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт… Видит наш солдат — пропадает девчонка… «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!..»
Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.
А скоро и бойцы наши уже подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы.
Сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир.
И построили теперь в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня — солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой — маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.
Сергей Алексеев.
Первая колонна.
(рассказы Сергея Алексеева о Ленинградцах и подвиге Ленинграда).
В 1941 году фашисты блокировали Ленинград. Отрезали город от всей страны. Попасть в Ленинград можно было лишь по воде, по Ладожскому озеру.
В ноябре наступили морозы. Замёрзла, остановилась водяная дорога.
Остановилась дорога — значит, не будет подвоза продуктов, значит, не будет подвоза горючего, не будет подвоза боеприпасов. Как воздух, как кислород нужна Ленинграду дорога.
— Будет дорога! — сказали люди.
Замёрзнет Ладожское озеро, покроется крепким льдом Ладога (так сокращённо называют Ладожское озеро). Вот по льду и пройдёт дорога.
Не каждый верил в такую дорогу. Неспокойна, капризна Ладога. Забушуют метели, пронесётся над озером пронзительный ветер — сиверик, — появятся на льду озера трещины и промоины. Ломает Ладога свою ледяную броню. Даже самые сильные морозы не могут полностью сковать Ладожское озеро.
Капризно, коварно Ладожское озеро. И всё же выхода нет другого. Кругом фашисты. Только здесь, по Ладожскому озеру, и может пройти в Ленинград дорога.
Труднейшие дни в Ленинграде. Прекратилось сообщение с Ленинградом. Ожидают люди, когда лёд на Ладожском озере станет достаточно крепким. А это не день, не два. Смотрят на лёд, на озеро. Толщину измеряют льда. Рыбаки-старожилы тоже следят за озером. Как там на Ладоге лёд?
— Растёт.
— Нарастает.
— Силу берёт.
Волнуются люди, торопят время.
— Быстрее, быстрее, — кричат Ладоге. — Эй, не ленись, мороз!
Приехали к Ладожскому озеру учёные-гидрологи (это те, кто изучает воду и лёд), прибыли строители и армейские командиры. Первыми решили пройти по неокрепшему льду.
Прошли гидрологи — выдержал лёд.
Прошли строители — выдержал лёд.
Майор Можаев, командир дорожно-эксплуатационного полка, верхом на коне проехал — выдержал лёд.
Конный обоз прошагал по льду. Уцелели в дороге сани.
Генерал Лагунов — один из командиров Ленинградского фронта — на легковой машине по льду проехал. Потрещал, поскрипел, посердился лёд, но пропустил машину.
22 ноября 1941 года по всё ещё полностью не окрепшему льду Ладожского озера пошла первая автомобильная колонна. 60 грузовых машин было в колонне. Отсюда, с западного берега, со стороны Ленинграда, ушли машины за грузами на восточный берег.
Впереди не километр, не два — двадцать семь километров ледяной дороги. Ждут на западном ленинградском берегу возвращения людей и автоколонны.
— Вернутся? Застрянут? Вернутся? Застрянут?
Прошли сутки. И вот:
— Едут!
Верно, идут машины, возвращается автоколонна. В кузове каждой из машин по три, по четыре мешка с мукой. Больше пока не брали. Некрепок лёд. Правда, на буксирах машины тянули сани. В санях тоже лежали мешки с мукой, по два, по три.
С этого дня и началось постоянное движение по льду Ладожского озера. Вскоре ударили сильные морозы. Лёд окреп. Теперь уже каждый грузовик брал по 20, по 30 мешков с мукой. Перевозили по льду и другие тяжёлые грузы.
Нелёгкой была дорога. Не всегда здесь удачи были. Ломался лёд под напором ветра. Тонули порой машины. Фашистские самолёты бомбили колонны с воздуха. И снова наши несли потери. Застывали в пути моторы. Замерзали на льду шофёры. И всё же ни днём, ни ночью, ни в метель, ни в самый лютый мороз не переставала работать ледовая дорога через Ладожское озеро.
Стояли самые тяжёлые дни Ленинграда. Остановись дорога — смерть Ленинграду.
Не остановилась дорога. «Дорогой жизни» ленинградцы её назвали.
Сергей Алексеев.
Таня Савичева.
Голод смертью идёт по городу. Не вмещают погибших ленинградские кладбища. Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и утром не просыпались. Более 600 тысяч человек скончалось от голода в Ленинграде.
Среди ленинградских домов поднимался и этот дом. Это дом Савичевых. Над листками записной книжки склонилась девочка. Зовут её Таня. Таня Савичева ведёт дневник.
Записная книжка с алфавитом. Таня открывает страничку с буквой «Ж». Пишет:
«Женя умерла 28 декабря в 12.30 час. утра. 1941 г.».
Женя — это сестра Тани.
Вскоре Таня снова садится за свой дневник. Открывает страничку с буквой «Б». Пишет:
«Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942 г.». Новая страница из Таниного дневника. Страница на букву «Л». Читаем:
«Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г.». Лека — это брат Тани.
Ещё одна страница из дневника Тани. Страница на букву «В». Читаем:
«Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи. 1942 год». Ещё одна страница. Тоже на букву «Л». Но написано на оборотной стороне листка: «Дядя Лёша. 10 мая в 4 ч. дня 1942». Вот страница с буквой «М». Читаем: «Мама 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942». Долго сидит над дневником Таня. Затем открывает страницу с буквой «С». Пишет: «Савичевы умерли».
Открывает страницу на букву «У». Уточняет: «Умерли все».
Посидела. Посмотрела на дневник. Открыла страницу на букву «О». Написала: «Осталась одна Таня».
Таню спасли от голодной смерти. Вывезли девочку из Ленинграда.
Но не долго прожила Таня. От голода, стужи, потери близких подорвалось её здоровье. Не стало и Тани Савичевой. Скончалась Таня. Дневник остался. «Смерть фашистам!» — кричит дневник.
Сергей Алексеев
Шуба.
Группу ленинградских детей вывозили из осаждённого фашистами Ленинграда «Дорогой жизни». Тронулась в путь машина.
Январь. Мороз. Ветер студёный хлещет. Сидит за баранкой шофёр Коряков. Точно ведёт полуторку.
Прижались друг к другу в машине дети. Девочка, девочка, снова девочка. Мальчик, девочка, снова мальчик. А вот и ещё один. Самый маленький, самый щупленький. Все ребята худы-худы, как детские тонкие книжки. А этот и вовсе тощ, как страничка из этой книжки.
Из разных мест собрались ребята. Кто с Охты, кто с Нарвской, кто с Выборгской стороны, кто с острова Кировского, кто с Васильевского. А этот, представьте, с проспекта Невского. Невский проспект — это центральная, главная улица Ленинграда. Жил мальчонка здесь с папой, с мамой. Ударил снаряд, не стало родителей. Да и другие, те, что едут сейчас в машине, тоже остались без мам, без пап. Погибли и их родители. Кто умер от голода, кто под бомбу попал фашистскую, кто был придавлен рухнувшим домом, кому жизнь оборвал снаряд. Остались ребята совсем одинокими. Сопровождает их тётя Оля. Тётя Оля сама подросток. Неполных пятнадцать лет.
Едут ребята. Прижались друг к другу. Девочка, девочка, снова девочка. Мальчик, девочка, снова мальчик. В самой серёдке — кроха. Едут ребята. Январь. Мороз. Продувает детей на ветру. Обхватила руками их тётя Оля. От этих тёплых рук кажется всем теплее.
Идёт по январскому льду полуторка. Справа и слева застыла Ладога. Всё сильнее, сильнее мороз над Ладогой. Коченеют ребячьи спины. Не дети сидят — сосульки.
Вот бы сейчас меховую шубу.
И вдруг… Затормозила, остановилась полуторка. Вышел из кабины шофёр Коряков. Снял с себя тёплый солдатский овчинный тулуп. Подбросил Оле, кричит: . — Лови!
Подхватила Оля овчинный тулуп:
— Да как же вы… Да, право, мы…
— Бери, бери! — прокричал Коряков и прыгнул в свою кабину.
Смотрят ребята — шуба! От одного вида её теплее.
Сел шофёр на своё шофёрское место. Тронулась вновь машина. Укрыла тётя Оля ребят овчинным тулупом. Ещё теснее прижались друг к другу дети. Девочка, девочка, снова девочка. Мальчик, девочка, снова мальчик. В самой серёдке — кроха. Большим оказался тулуп и добрым. Побежало тепло по ребячьим спинам.
Довёз Коряков ребят до восточного берега Ладожского озера, доставил в посёлок Кобона. Отсюда, из Кобоны, предстоял им ещё далёкий- далёкий путь. Простился Коряков с тётей Олей. Начал прощаться с ребятами. Держит в руках тулуп. Смотрит на тулуп, на ребят. Эх бы ребятам тулуп в дорогу… Так ведь казённый, не свой тулуп. Начальство голову сразу снимет. Смотрит шофёр на ребят, на тулуп. И вдруг…
— Эх, была не была! — махнул Коряков рукой.
Поехал дальше тулуп овчинный.
Не ругало его начальство. Новую шубу выдало.
МИШКА
Солдатам одной из сибирских дивизий в те дни, когда дивизия отправлялась на фронт, земляки подарили маленького медвежонка. Освоился Мишка с солдатской теплушкой. Важно поехал на фронт.
Приехал на фронт Топтыгин. Оказался медвежонок на редкость смышлёным. А главное, от рождения характер имел геройский. Не боялся бомбёжек. Не забивался в углы при артиллерийских обстрелах. Лишь недовольно урчал, если разрывались снаряды уж очень близко.
Побывал Мишка на Юго-Западном фронте, затем — в составе войск, которые громили фашистов под Сталинградом. Потом какое-то время находился с войсками в тылу, во фронтовом резерве. Потом попал в составе 303-й стрелковой дивизии на Воронежский фронт, затем на Центральный, опять на Воронежский. Был в армиях генералов Манагарова, Черняховского, вновь Манагарова. Подрос медвежонок за это время. В плечах раздался. Бас прорезался. Стала боярской шуба.
В боях под Харьковом медведь отличился. На переходах шагал он с обозом в хозяйственной колонне. Так было и в этот раз. Шли тяжёлые, кровопролитные бои. Однажды хозяйственная колонна попала под сильный удар фашистов. Окружили фашисты колонну. Силы неравные, туго нашим. Заняли бойцы оборону. Только слаба оборона. Не уйти бы советским воинам.
Да только вдруг слышат фашисты страшный какой-то рык! «Что бы такое?» — гадают фашисты. Прислушались, присмотрелись.
— Бер! Бер! Медведь! — закричал кто-то.
Верно — поднялся Мишка на задние лапы, зарычал и пошёл на фашистов. Не ожидали фашисты, метнулись в сторону. А наши в этот момент ударили. Вырвались из окружения.
Мишка шагал в героях.
— Его бы к награде, — смеялись солдаты.
Получил он награду: тарелку душистого мёда. Ел и урчал. Вылизал тарелку до глянца, до блеска. Добавили мёда. Снова добавили. Ешь, наедайся, герой. Топтыгин!
Вскоре Воронежский фронт был переименован в 1-й Украинский. Вместе с войсками фронта Мишка пошёл на Днепр.
Вырос Мишка. Совсем великан. Где же солдатам во время войны возиться с такой громадой! Решили солдаты: в Киев придём — в зоосаде его поселим. На клетке напишем: медведь — заслуженный ветеран и участник великой битвы.
Однако миновала дорога в Киев. Прошла их дивизия стороной. Не остался медведь в зверинце. Даже рады теперь солдаты.
С Украины Мишка попал в Белоруссию. Принимал участие в боях под Бобруйском, затем оказался в армии, которая шла к Беловежской пуще.
Беловежская пуща — рай для зверей и птиц. Лучшее место на всей планете. Решили солдаты: вот где оставим Мишку.
— Верно: под сосны его. Под ели.
— Вот где ему раздолье.
Освободили наши войска район Беловежской пущи. И вот наступил час разлуки. Стоят бойцы и медведь на лесной поляне.
— Прощай, Топтыгин!
— Гуляй на воле!
— Живи, заводи семейство!
Постоял на поляне Мишка. На задние лапы поднялся. Посмотрел на зелёные гущи. Носом запах лесной втянул.
Пошёл он валкой походкой в лес. С лапы на лапу. С лапы на лапу. Смотрят солдаты вслед:
— Будь счастлив, Михаил Михалыч!
И вдруг страшный взрыв прогремел на поляне. Побежали солдаты на взрыв — мёртв, недвижим Топтыгин.
Наступил медведь на фашистскую мину. Проверили — много их в Беловежской пуще.
Ушла война дальше на запад. Но долго ещё взрывались здесь, в Беловежской пуще, на минах и кабаны, и красавцы лоси, и великаны зубры.
Шагает война без жалости. Нет у войны усталости.
ЖАЛО
Наши войска освобождали Молдавию. Оттеснили фашистов за Днепр, за Реут. Взяли Флорешты, Тирасполь, Оргеев. Подошли к столице Молдавии городу Кишинёву.
Тут наступали сразу два наших фронта — 2-й Украинский и 3-й Украинский. Под Кишинёвом советские войска должны были окружить большую фашистскую группировку. Выполняют фронты указания Ставки. Севернее и западнее Кишинёва наступает 2-й Украинский фронт. Восточнее и южнее — 3-й Украинский фронт. Генералы Малиновский и Толбухин стояли во главе фронтов.
— Фёдор Иванович, — звонит генерал Малиновский генералу Толбухину, — как развивается наступление?
— Всё идёт по плану, Родион Яковлевич, — отвечает генералу Малиновскому генерал Толбухин.
Шагают вперёд войска. Обходят они противника. Сжимать начинают клещи.
— Родион Яковлевич, — звонит генерал Толбухин генералу Малиновскому, — как развивается окружение?
— Нормально идёт окружение, Фёдор Иванович, — отвечает генерал Малиновский генералу Толбухину и уточняет: — Точно по плану, в точные сроки.
И вот сомкнулись гигантские клещи. В огромном мешке под Кишинёвом оказалось восемнадцать фашистских дивизий. Приступили наши войска к разгрому попавших в мешок фашистов.
Довольны советские солдаты:
— Снова капканом прихлопнут зверь.
Пошли разговоры: не страшен теперь фашист, бери хоть руками голыми.
Однако солдат Игошин другого держался мнения:
— Фашист есть фашист. Змеиный характер и есть змеиный. Волк и в капкане — волк.
Смеются солдаты:
— Так это было в какое время!
— Нынче другая цена фашисту.
— Фашист есть фашист, — опять о своём Игошин.
Вот ведь характер вредный!
Всё труднее в мешке фашистам. Стали они сдаваться в плен. Сдавались они и на участке 68-й Гвардейской стрелковой дивизии. В одном из её батальонов и служил Игошин.
Группа фашистов вышла из леса. Всё как положено: руки кверху, над группой выброшен белый флаг.
— Ясно — идут сдаваться.
Оживились солдаты, кричат фашистам:
— Просим, просим! Давно пора!
Повернулись солдаты к Игошину:
— Ну чем же фашист твой страшен?
Толпятся солдаты, на фашистов, идущих сдаваться, смотрят. Есть новички в батальоне. Впервые фашистов так близко видят. И им, новичкам, тоже совсем не страшны фашисты — вот ведь, идут сдаваться.
Всё ближе фашисты, ближе. Близко совсем. И вдруг автоматная грянула очередь. Стали стрелять фашисты.
Полегло бы немало наших. Да спасибо Игошину. Держал оружие наготове. Сразу ответный открыл огонь. Потом помогли другие.
Отгремела пальба на поле. Подошли солдаты к Игошину:
— Спасибо, брат. А фашист, смотри, со змеиным и вправду, выходит, жалом.
Немало хлопот доставил Кишинёвский «котёл» нашим солдатам. Метались фашисты. Бросались в разные стороны. Шли на обман, на подлость. Пытались уйти. Но тщетно. Зажали их богатырской рукой солдаты. Зажали. Сдавили. Змеиное жало вырвали.
Митяев А.В. Мешок овсянки
В ту осень шли долгие холодные дожди. Земля пропиталась водой, дороги раскисли. На просёлках, увязнув по самые оси в грязи, стояли военные грузовики. С подвозом продовольствия стало очень плохо. В солдатской кухне повар каждый день варил только суп из сухарей: в горячую воду сыпал сухарные крошки и заправлял солью.
В такие-то голодные дни солдат Лукашук нашёл мешок овсянки. Он не искал ничего, просто привалился плечом к стенке траншеи. Глыба сырого песка обвалилась, и все увидели в ямке край зелёного вещевого мешка.
Ну и находка! обрадовались солдаты. Будет пир горой Кашу сва-рим!
Один побежал с ведром за водой, другие стали искать дрова, а третьи уже приготовили ложки.
Но когда удалось раздуть огонь и он уже бился в дно ведра, в траншею спрыгнул незнакомый солдат. Был он худой и рыжий. Брови над голубыми глазами тоже рыжие. Шинель выношенная, короткая. На ногах обмотки и растоптанные башмаки.
-Эй, братва! — крикнул он сиплым, простуженным голосом.- Давай мешок сюда! Не клали не берите.
Он всех просто огорошил своим появлением, и мешок ему отдали сразу.
Да и как было не отдать? По фронтовому закону надо было отдать. Вещевые мешки прятали в траншеях солдаты, когда шли в атаку. Чтобы легче было. Конечно, оставались мешки и без хозяина: или нельзя было вернуться за ними (это если атака удавалась и надо было гнать фашистов), или погибал солдат. Но раз хозяин пришёл, разговор короткий отдать.
Солдаты молча наблюдали, как рыжий уносил на плече драгоценный мешок. Только Лукашук не выдержал, съязвил:
-Вон он какой тощий! Это ему дополнительный паёк дали. Пусть лопает. Если не разорвётся, может, потолстеет.
Наступили холода. Выпал снег. Земля смёрзлась, стала твёрдой. Подвоз наладился. Повар варил в кухне на колёсах щи с мясом, гороховый суп с ветчиной. О рыжем солдате и его овсянке все забыли.
Готовилось большое наступление.
По скрытым лесным дорогам, по оврагам шли длинные вереницы пехот-ных батальонов. Тягачи по ночам тащили к передовой пушки, двигались танки.
Готовился к наступлению и Лукашук с товарищами. Было ещё темно, когда пушки открыли стрельбу. Посветлело в небе загудели самолёты.
Они бросали бомбы на фашистские блиндажи, стреляли из пулемётов по вражеским траншеям.
Самолёты улетели. Тогда загромыхали танки. За ними бросились в атаку пехотинцы. Лукашук с товарищами тоже бежал и стрелял из автомата. Он кинул гранату в немецкую траншею, хотел кинуть ещё, но не успел: пуля попала ему в грудь. И он упал. Лукашук лежал в снегу и не чувствовал, что снег холодный. Прошло какое-то время, и он перестал слышать грохот боя. Потом свет перестал видеть ему казалось, что наступила тёмная тихая ночь.
Когда Лукашук пришёл в сознание, он увидел санитара. Санитар перевязал рану, положил Лукашука в лодочку такие фанерные саночки. Саночки заскользили, заколыхались по снегу. От этого тихого колыхания у Лукашука стала кружиться голова. А он не хотел, чтобы голова кружилась, он хотел вспомнить, где видел этого санитара, рыжего и худого, в выношенной шинели.
-Держись, браток! Не робей жить будешь!.. слышал он слова санитара.
Чудилось Лукашуку, что он давно знает этот голос. Но где и когда слышал его раньше, вспомнить уже не мог.
В сознание Лукашук снова пришёл, когда его перекладывали из лодочки на носилки, чтобы отнести в большую палатку под соснами: тут, в лесу, военный доктор вытаскивал у раненых пули и осколки.
Лёжа на носилках, Лукашук увидел саночки-лодку, на которых его везли до госпиталя. К саночкам ремёнными постромками были привязаны три собаки. Они лежали в снегу. На шерсти намёрзли сосульки. Морды обросли инеем, глаза у собак были полузакрыты.
К собакам подошёл санитар. В руках у него была каска, полная овсяной болтушки. От неё валил пар. Санитар воткнул каску в снег постудить собакам вредно горячее. Санитар был худой и рыжий. И тут Лукашук вспомнил, где видел его. Это же он тогда спрыгнул в траншею и забрал у них мешок овсянки.
Лукашук одними губами улыбнулся санитару и, кашляя и задыхаясь, проговорил:
-А ты, рыжий, так и не потолстел. Один слопал мешок овсянки, а всё худой.
Санитар тоже улыбнулся и, погладив ближнюю собаку, ответил:
-Овсянку-то они съели. Зато довезли тебя в срок. А я тебя сразу узнал. Как увидел в снегу, так и узнал.
И добавил убеждённо: Жить будешь! Не робей!
«Рассказ танкиста» Александр Твардовский
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
Рассказы для дошкольников о войне 1941 г. -1945 г.
Воспитатель: Бурцева Л.В.
Факты о Второй мировой войне для детей
В сентябре 1939 года Великобритания вступила в войну, ставшую впоследствии самой разрушительной в мире. Узнайте все о событиях , изменивших жизни миллионов из наших фактов о Второй мировой войне…
Вторая мировая война факты
1. Вторая мировая война была битва между двумя группами стран– « Союзники 900 04» и « Ось ». Основными союзными державами были Великобритания, Франция, Россия, Китай и Соединенные Штаты. Крупнейшими державами Оси были Германия, Италия и Япония.
Любите животных? Вам понравится наш журнал!
Попросите своих родителей проверить Журнал Nat Geo Kids !
(AD)
2. До начала Второй мировой войны Германией правил человек по имени Адольф Гитлер
Вместе с нацистской партией он хотел, чтобы Германия правила Европой. Чтобы получить больше земли и власти, 1 сентября 1939 года немецкие войска вторглись в Польшу. После того, как Гитлер отказался остановить вторжение, Великобритания и Франция объявили войну Германии – началась Вторая мировая война.
3. В ходе войны немецкие войска продвинулись через Европу.К лету 1941 они вторглись Франция , Бельгия , Голландия , Люксембург , Дания , 9000 3 Норвегия , Греция , Югославия * и СССР * .
4. Миллионы немцев были заключены в тюрьмы и убиты, потому что они не соответствовали образу «идеального» немцаЗнаете ли вы, что у нас есть БЕСПЛАТНО загружаемый основной ресурс о Второй мировой войне? Отлично подходит для учителей, homeschoolers и родителей!
Гитлер хотел создать то, что он считал «лучшей» и самой сильной расой – и нацистской партии , это исключило определенные группы, такие как евреев , цыган и лиц с физическими и умственными недостатками . В попытке уничтожить «расового врага» за пределами Германии такие группы преследовались и в странах, захваченных немецкими войсками.
5. Наибольшей мишенью нацистов были евреи. Расист по своим взглядам, Гитлер обвинил евреев в проигрыше Германии Первой мировой войны и заявил, что они опасны для немецкого народа и общества. 6. Примерно в то же время, когда Германия боролась за власть в Европе, Япония хотела контролировать Азию и Тихий океанВ 1937 (до официального начала Второй Мировой Войны) при Императоре Хирохито Япония напала на Китай, что привело к многолетнему конфликту между двумя странами.
7. США не вступали в войну до 1941 года, когда Япония напала на Соединенные Штаты– на их военно-морской базе в Перл-Харбор на Гавайях . 8 декабря 1941 (уже на следующий день) США объявили войну Японии и, в свою очередь, своим германским союзникам.
8. Некоторые страны оставались «нейтральными» во время Второй мировой войныТакими странами были Испания , Швеция и Швейцария – которые предпочли не присоединяться ни к одной из сторон.
9. Немцы капитулировали 8 мая 1945 годаВ 1944 году армия союзников перешла границу из Великобритании, чтобы освободить Францию от нацистского правления. Год спустя союзные армии вторглись в Германию, вынудив немцев сдаться. После 90 003 ядерных атак на крупные города Японии Хиросима и Нагасаки Япония также сдалась союзным войскам в августе того же года. Вторая мировая война закончилась.
10. Около 64 миллиона человек погибло во Второй мировой войне— это больше, чем всего населения Соединенного Королевства, составляющего
С благодарностью доктору Мэтью Томасу из Музея национальной армии и Яну Кикучи из Имперского военного музея в Лондоне.Узнайте больше о странах, участвовавших во Второй мировой войне, из наших фактов о Германии, Японии и США. Кроме того, узнайте о жизни Анны Франк, молодой немецкой девушки, написавшей всемирно известный дневник…
*Югославия — государство, основанное в 1918 году на юго-востоке Европы, в состав которого входили современные Сербия, Черногория, Хорватия, Словения и Босния и Герцеговина.
*СССР (Союз Советских Социалистических Республик или Советский Союз) — бывшая страна, в которую входили современные Россия, Украина и Эстония, а также другие социалистические государства.
Что вы думаете о наших фактах о Второй мировой войне? Дайте нам знать, оставив комментарий ниже.
НравитсяГрафические романы для юных читателей о Второй мировой войне | Публичная библиотека Сан-Франциско
Этот научно-популярный графический роман для детей рассказывает о жизни еврейской семьи, которая вынуждена бежать из Бельгии после вторжения нацистов.
Во время войны солдаты на передовой должны показать свою храбрость. Но акты мужества некоторых людей становятся известны только спустя годы после окончания боевых действий….Подробнее
Единственная графическая биография дневника Анны Франк, санкционированная Фондом Анны Франк и использующая текст из дневника, — она представит…Показать больше Единственная графическая биография дневника Анны Франк, одобренная Фондом Анны Франк и использующая текст из дневника, познакомит новое поколение юных читателей с этим классиком литературы о Холокосте. Эта адаптация «Дневника молодой девушки» Анны Франк в графической версии для юных читателей сохраняет целостность и силу оригинального произведения. Это издание с потрясающими выразительными иллюстрациями и многочисленными прямыми цитатами из дневника расширит круг читателей этого важного и прочного историко-литературного труда.
В 1941 году десятилетний Джозеф Жоффо и его старший брат Морис должны скрыть свое еврейское происхождение и предпринять долгое и опасное путешествие из оккупированного нацистами Парижа, чтобы найти своих братьев в свободной зоне. Рекомендовано для детей от 10 лет. В 1941 году десятилетний Джозеф Жоффо и его старший брат Морис должны скрыть свое еврейское происхождение и предпринять долгое и опасное путешествие из оккупированного нацистами Парижа, чтобы добраться до своих братьев в свободной зоне. Рекомендовано для детей от 10 лет. Показать меньше
Графический роман Джулии Билле, основанный на реальной истории выживания во время Второй мировой войны, рассказывает о захватывающем путешествии еврейской девочки в свободную зону Фра…Подробнее Основанный на реальной истории выживания во время Второй мировой войны, графический роман Джулии Биллет для среднего класса рассказывает о захватывающем путешествии еврейской девочки в свободную зону Франции.
Кику находится в отпуске в Сан-Франциско, когда внезапно оказывается перемещенной в японско-американский лагерь для интернированных 1940-х годов, где ее покойная бабушка, Э…Подробнее Кику находится в отпуске в Сан-Франциско, когда внезапно оказывается перемещенной в японско-американский лагерь для интернированных 1940-х годов, куда ее покойная бабушка Эрнестина была насильно переселена во время Второй мировой войны. Эти смещения продолжают происходить до тех пор, пока Кику не оказывается «застрявшей» в прошлом. Живя вместе со своей молодой бабушкой и другими американскими гражданами японского происхождения в лагерях для интернированных, Кику получает образование, которое она никогда не получала на уроках истории. Рекомендуется для детей от 12 лет и старше.
В этом графическом романе бабушка рассказывает внучке историю, которую даже ее сын никогда не слышал: как, будучи молодой еврейской девушкой в Париже, она пряталась …Подробнее
С белой матерью и японским отцом, Кодзи Миямото быстро понимает, что его дом в Сан-Франциско больше не является гостеприимным после Перл-Харбора…Показать еще Имея белую мать и отца-японца, Кодзи Миямото быстро понимает, что его дом в Сан-Франциско больше не является гостеприимным после нападения на Перл-Харбор. И как только его отправляют в лагерь для интернированных, он узнает, что быть наполовину белым в лагере так же сложно, как быть наполовину японцем на улицах американского города во время Второй мировой войны.
Представляет историю Лили Рене Вильхейм, еврейской девушки, которая бежала от нацистов с помощью операции «Киндертранспорт», бросив своих родителей и…Показать еще Представляет историю Лили Рене Вильхейм, еврейской девочки, которая сбежала от нацистов с помощью операции «Киндертранспорт», бросив родителей и отправившись одна в Англию, а позже став художником комиксов в Нью-Йорке. Рекомендуется для детей от 9 лет. Скрыть
Обычно это графический роман для взрослых или подростков. Лауреат Пулитцеровской премии «Маус» рассказывает историю Владека Шпигельмана, еврея, пережившего гитлеровскую Европу, и…Показать еще Как правило, это графический роман для взрослых или подростков. Лауреат Пулитцеровской премии «Маус» рассказывает историю Владека Шпигельмана, еврея, пережившего гитлеровскую Европу, и его сына, карикатуриста, примирившегося с историей своего отца.
Во время Второй мировой войны войскам США приходилось держать боевые планы и другую совершенно секретную информацию в недоступном для противника месте. Часто использовались закодированные сообщения, но…Показать еще Во время Второй мировой войны войскам США приходилось держать боевые планы и другую совершенно секретную информацию в недоступном для врага месте. Часто использовались закодированные сообщения, но секретные коды можно было взломать. Чтобы решить эту проблему, военные США обратились к неожиданному источнику для создания невзламываемого кода. Народ навахо говорил на сложном языке, на котором мало кто из посторонних знал, как говорить.
Вторжение союзников в Европу было самым ожидаемым событием Второй мировой войны. В этой мощной графической истории Уэйн Вансант рассказывает запутанную историю пла…Показать еще Вторжение союзников в Европу было самым ожидаемым событием Второй мировой войны. В этой мощной графической истории Уэйн Вансант рассказывает запутанную историю планирования и проведения операции «Оверлорд» с точки зрения как союзных войск, так и сил Оси. Рекомендуется для детей от 12 лет и старше. Показать меньше
Введение во Вторую мировую войну для среднего класса представлено рассказами о высокопоставленных действиях, героизме и выживании, освещающих такие темы, как бо. ..Показать еще Введение во Вторую мировую войну для среднего класса представлено рассказами о высоких полетах, героизме и выживании, которые освещают такие темы, как бомбардировка Перл-Харбора, вклад пилотов-добровольцев и роли военных бомбардировщиков авианосцев. Показать меньше
Рассказав о своем опыте еврейской девушки, жившей в Амстердаме во время Холокоста, Эстер с помощью своего внука отправляется на поиски, чтобы узнать, что случилось с ее родителями до того, как они умерли в концентрационном лагере. Рассказав о своем опыте еврейской девушки, жившей в Амстердаме во время Холокоста, Эстер с помощью своего внука отправляется на поиски, чтобы узнать, что случилось с ее родителями до того, как они умерли в концентрационном лагере. Показать меньше
Одиннадцатилетней Марианне повезло. Она одна из первых двухсот еврейских детей, участвовавших в героической спасательной операции, известной как «Киндертранспорт», которая. ..Подробнее Одиннадцатилетней Марианне повезло. Она одна из первых двухсот еврейских детей, участвовавших в героической спасательной операции, известной как «Киндертранспорт», которая прибыла в Лондон, Англия, в декабре 1938 года. С началом Второй мировой войны в 1939 году Марианну эвакуируют в Уэльс. Ее перебрасывают из одного неподходящего дома в другой, но ее ждет сюрприз, и мужество и стойкость Марианны, наконец, вознаграждены. Показать меньше
Когда мальчик переживает тяжелые времена после переезда в японский лагерь для интернированных во время Второй мировой войны, бейсбол показывает ему другой подход к жизни. Когда мальчик переживает трудности после переезда в японский лагерь для интернированных во время Второй мировой войны, бейсбол показывает ему другой подход к жизни. Свернуть
Этот важный и трогательный графический роман, повествующий о том, как шестеро детей пережили Холокост, является своевременным напоминанием об ужасах, которым могут подвергнуться невинные люди. Этот важный и трогательный графический роман, повествующий о том, как шесть детей пережили Холокост, является своевременным напоминанием об ужасах, которые могут быть нанесены невинным людям. Показать меньше
Потрясающие графические мемуары, рассказывающие о детстве актера, писателя и активиста Джорджа Такеи, заключенного в американских концентрационных лагерях во время Второй мировой войны. Бывший…Показать еще Потрясающие графические мемуары, рассказывающие о детстве актера, писателя и активиста Джорджа Такеи, заключенного в американские концлагеря во время Второй мировой войны. Испытайте силы, которые сформировали американскую икону и саму Америку в этой захватывающей истории о мужестве, стране, верности и любви. Показать меньше
Свидетельства шести выживших в Холокосте представлены в виде комиксов, предназначенных для читателей-подростков. Некоторые из них были тогда детьми, а до сих пор остаются.