Похвальное слово о лермонтове: Похвальное слово о Лермонтове!!! Срочно!!!
Похвальное слово о Лермонтове!!! Срочно!!!
Повесть о Петре и Февронии прежде всего говорит о бесконечной и настоящей любви, о том, что герои никогда и не думали разоединиться даже несмотря на те припятствия, которые перед ними всегда появлялись.
В наше же время много людей прежде всего думают о своих меркантильных интерсах и выгодах, которые они получат в случае общения с темм или иным человеком, совершенно забывая о таких прекрасных и неподкупных чувствах как любовь и доверие к своим спутникам жизни.
Мне кажется, что несмотря на тот факт, что данное произведение было написанно очень давно, в нем действительно показано как нужно по-настоящему лювить и поэтому, я грубоко уверен, что его актуальность только лишь будет возрастать по стечению развития нашего общества.
(ТЫ ТАМ еще поменяй если сочтешь нужным)
у пушкинского Троекурова был реальный прототип – Лев Дмитриевич Измайлов, имевший громадные имения в Рязанской и Тульской губерниях. Богатейший помещик, родившийся в 1763 году, покуролесил изрядно, заставив двух императоров, Александра I и Николая I, неоднократно распоряжаться о проведении расследований и заведении на него судебных дел. Но даже монаршие вмешательства долго не могли заставить самодура прекратить издевательства над людьми.
Изменчивость, неоднородность, разнообразие.Герои тимберек враги царь с 12 головами испытания битва с драконом постоянные эпитетносящиеся к красавицам извини не смог найти волшебные предметы меч чудесные помошники единственный помощник это старец сказочные формулы жил был лицо как луна глаза как звезды финал спасение сестры учит быть настойчивым и никогда не сдаваться
Чехов поднимает вопросы о ценности человеческой жизни, о нравственной обязанности человека перд народом, о смысле человеческой жизни.
Они всегда актуальны.
Высказывания о Лермонтове другими поэтами. Высказывания великих людей о Лермонтове
Михаил Юрьевич Лермонтов со всей уверенностью может быть назван великим русским литератором. Его необычайному таланту не дала в полную силу раскрыться короткая, трагично оборвавшаяся жизнь. Самые интересные факты о Лермонтове включают в себя свидетельства о роковых случайностях, преследовавших поэта до самой могилы. Оставшиеся после его смерти работы в жанре поэзии, прозы и драматургии, самые ранние из которых написаны в четырнадцатилетнем возрасте, дают представление о том, какой величины гений был потерян для отечественной и мировой литературы.
Проявление нового гения
Необычайный талант Лермонтова стал известен широкой публике в 1837 году, после стихотворения, посвящённого Александру Сергеевичу Пушкину и его роковой гибели. С того времени практически ни один очерк о Лермонтове не обходится без упоминания имени Пушкина, и многие критики начинают считать молодого поэта его преемником.
Известно, что на похоронах Пушкина друг погибшего гения, литератор и общественный деятель В. Ф. Одоевский в отчаянии произнёс: «Закатилось солнце русской поэзии!» Впоследствии эти слова появились и в его некрологе. Казалось, что больше нет и никогда не будет второго такого же мастера русского слова, каким был Пушкин. Но очень скоро стало очевидно, что это далеко не так.
Луна русской поэзии
Появление трагичного и гневного стихотворения, написанного мало кому тогда известным корнетом Михаилом Лермонтовым, не только вызвало недовольство в высших кругах, но и продемонстрировало, что на литературном небосклоне восходит новое светило. Если Пушкин был безвременно закатившимся солнцем русской поэзии, то пришедший ему на смену Лермонтов стал восходящей луной. В этом аллегорическом сравнении двух великих поэтов кроется даже больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Творчество Пушкина, будь то поэзия или проза, пронизано солнечными лучами и сверкает ярким золотом. В то время как произведения Лермонтова излучают свой неповторимый, яркий и чистый свет, наполненный таинственной, мистической красотой и благородным серебряным сиянием.
Оценка Белинским поэзии и прозы Лермонтова
Для всех изучающих творчество поэта особый интерес могут представлять высказывания великих людей о Лермонтове. Вернувшись из первой кавказской ссылки, в которую был отправлен за стихи на смерть Пушкина, молодой поэт Михаил Лермонтов представил читателям и критикам огромное количество новых стихотворений, а также поэмы «Демон» и «Мцыри». Произведения нового автора были тепло встречены не только читающей публикой, но и видными представителями литературной критики тех лет. Особенно стоит отметить мнение Виссариона Григорьевича Белинского, которого называли «властителем дум молодёжи» середины XIX в.
Тем ценнее высказывания Белинского о Лермонтове, что знаменитый критик одним из первых разглядел необыкновенный природный дар молодого поэта. «Юный могучий талант Лермонтова нашёл не только ревностных почитателей, но и ожесточённых врагов, что бывает уделом только истинного дарования», — подчёркивал Белинский в своей статье «Стихотворения Михаила Лермонтова», вышедшей в 1840 г. в журнале «Отечественные записки». В той же рецензии влиятельный критик отметил огромный творческий потенциал молодого литератора, поскольку «уже первые опыты Лермонтова пророчат в будущем нечто колоссально великое». Кроме того, Белинский справедливо замечает: «Талант Лермонтова поражает невольно удивлением всякого, у кого есть эстетический вкус».
Великий писатель и цельная натура
В переписке 1839 г. Белинский восхищённо отзывается о стихотворении «Три пальмы» и отмечает, что автор сего произведения — «новое могучее дарование». Белинский пишет, что у молодого русского поэта «роскошный» и даже «дьявольский» талант, «в котором таится что-то великое». Тем самым публицист вновь подчёркивает высшую степень литературной одарённости Лермонтова, его постепенно проявляющуюся гениальность.
Прочтя роман «Герой нашего времени», Белинский отозвался не менее восторженно: «Слог повести — то блеск молнии, то удар меча, то рассыпающийся по бархату жемчуг! Основная идея так близка сердцу всякого, кто мыслит и чувствует, что всякий… увидит в ней исповедь собственного сердца».
И хотя первая встреча знаменитого критика с преемником Пушкина оказалась неудачной, тем не менее их вторая личная беседа сложилась прекрасно. Белинский остался в восторге не только от произведений Лермонтова, но также от эстетических вкусов и жизненных воззрений поэта. По мнению Виссариона Григорьевича, Лермонтов как человек был «полной и целостной натурой», являл собой «глубокий и могучий дух». Характеризуя личность поэта, критик отмечает, что ему «отрадно было видеть в его охлаждённом, озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого».
Знаменитые люди о Лермонтове
Ф. Боденштедт, один из переводчиков Михаила Юрьевича, заметил, что хотя тот был «субъективный поэт, он умел в то же время быть и объективным», а потому «имеет то общее с великими писателями всех времен, что творения его верно отражают его время со всеми его хорошими и дрянными особенностями».
Михаил Лермонтов был не только литературным гением, но и представителем того общества, к которому принадлежал. Значит, тем ценнее для изучения творческого наследия поэта разнообразные высказывания великих людей о Лермонтове. Примечательно, что далеко не все эти люди были близко знакомы с поэтом, а мемуары многих написаны спустя годы после его смерти, поскольку лермонтовская биография находилась под запретом царской цензуры. Однако в имеющихся письменных источниках от знаменитых современников Лермонтова можно найти много интересного и познавательного материала.
Не столь широко известны, как критические статьи Виссариона Белинского, но представляют не меньший интерес высказывания о Лермонтове другими поэтами, которые можно встретить в посвящённых ему стихотворениях, письмах современников, мемуарах, статьях и т. д.
Известный поэт, переводчик и литературный критик XIX в. Аполлон Григорьев писал, что Михаил Лермонтов «занимает видное место в истории нашего душевного брожения как истинный поэт скорби своего поколения». Также Григорьев отмечал революционные мотивы многих лермонтовских стихотворений, поскольку в них «личность дошла до крайних пределов своего протеста». По мнению критика, выраженные в стихах стремления к переменам и дух свободы стали причиной, почему «оппозиция застоя… сразу поняла в Лермонтове то великое, которое в нём было».
Поэтические посвящения
Определения «великий», «целостный», «глубокий» сопровождают многие высказывания о Лермонтове. Другими поэтами также отмечается необычайно сильный творческий дар, порождавший лермонтовские произведения. Его «строки, как удар кинжальный, под сердце самое вошли», – заворожённо утверждает поэт советской эпохи Ярослав Смеляков. «В своём непрерывном анализе окружающего социального климата Лермонтов «никогда не мог быть безучастным», – пишет основоположник русского символизма Валерий Брюсов и, отмечая многоликость и временами даже противоречивость лермонтовской лирики, добавляет, что тот «от гимнов… к проклятиям спешил».
Константин Бальмонт о Михаиле Юрьевиче
Своеобразные впечатления и высказывания о Лермонтове другими поэтами нашли отражение во многих посвящённых ему стихотворениях. Например, Константин Бальмонт, известнейший поэт конца XIX – начала XX вв., посвятил памяти Михаила Юрьевича следующие строки:
В этом же стихотворении Бальмонт с восхищением признаёт, что Лермонтов «полновластный гений», и даже «нечеловеком был». Многочисленные высказывания о Лермонтове другими поэтами, одни из которых были его современниками, а другие жили десятилетия спустя, в своей совокупности дают понимание того, что мощная сила, заключённая в лермонтовской поэзии, способна связывать разные эпохи и поколения.
Лермонтовские цитаты, афоризмы, высказывания, фразы
Лермонтов Михаил Юрьевич оставил после себя пусть незавершённое, но богатое творческое наследие. Многие его строки стали крылатыми фразами, эпиграфами и даже названиями других литературных произведений. Например, повесть В. Катаева названа строкой из лермонтовского стихотворения: «Белеет парус одинокий».
Цитаты из прозы Михаила Юрьевича
Знаменитому русскому поэту принадлежат многие мудрые афоризмы, цитаты и высказывания. Лермонтов умел и в прозаических произведениях выражать свою мысль поэтически. Н. В. Гоголь даже заметил однажды, что «никто ещё не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной прозой».
Цитаты из поэзии Лермонтова
Сам поэт так высказывался об искусстве стихосложения: «Если поэзия не простое сочетание звуков, то, без сомнения, она есть самая величественная форма, в какую может облечься человеческая мысль». Именно такие стихи и создавал Михаил Юрьевич Лермонтов. Цитаты, высказывания и афоризмы, которыми за последние два века стали строки многих его произведений, поражают богатством языка и точностью мысли.
Необычное о поэте
Самые интересные факты о Лермонтове включают в себя свидетельства о роковых случайностях, преследовавших его до самой могилы. Суеверность Михаила Юрьевича проявлялась и в твёрдой убеждённости, что над всем его родом лежит проклятие. Некоторые современники поэта приводили рассказанную им историю, будто в день, когда родился Лермонтов, цыганка предсказала ему смерть в молодом возрасте и не от естественных причин. Незадолго до своей гибели поэт предпочёл довериться судьбе, бросив монету: если выпадет орёл – нужно ехать в полк, а если решка – то отправляться в Пятигорск на отдых. Монета упала решкой вверх. Через две недели Лермонтов был убит на дуэли близ Пятигорска.
Другой примечательный факт о поэте – то, что из всех пятнадцати прижизненных портретов ни один не даёт полного представления о его внешности. Описания современников тоже лишены однозначности: одни пишут, что у Лермонтова были большие глаза и высокий лоб, а другие – наоборот, что глаза его были маленькими и узкими, а лоб — низким.
Множество подобных неясностей таится и в обстоятельствах гибели поэта, и в особенностях его личности. Что уж говорить, раз даже знакомые литературного гения не могли точно ответить на вопрос о том, что за человек был Михаил Лермонтов. Лишь в одном современники сходятся: мало кто с первой же встречи проникался к нему добрыми чувствами, поскольку свою ранимую и глубокую натуру поэт обычно прятал под искусной маской злой насмешливости.
В заключение
Лермонтов Михаил Юрьевич — «поэт поколения», как назвал его Аполлон Григорьев. Своими стихами и в особенности прозой он написал реалистичный психологический портрет молодёжи своего времени. Однако несомненная гениальность лермонтовских произведений состоит в том, что они звучат актуально и спустя века.
Поэзия и проза Лермонтова так близки читателям, поскольку множество людей оказывались в похожем социальном окружении, решали те же непростые дилеммы и проходили через те же испытания. Однако лишь Лермонтов обладал достаточным талантом, чтобы передать это мироощущение.
воспоминания и мнения – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
Михаил Юрьевич Лермонтов вспыхнул на поэтическом небосводе России яркой и неповторимой звездой, но, к сожалению, сгорел рано, оставив огненный след в творчестве множества писателей и поэтов. Какие воспоминания о Лермонтове сохранились в письмах и дневниках его современников? Что о творчестве Лермонтова думали Белинский, Достоевский, Брюсов — писатели и публицисты разных эпох и направлений?Виссарион Белинский о Лермонтове: «в нем все дышит самобытною и творческою мыслию»
Виссарион Белинский, писатель, критик, публицист |
«Самые первые произведения Лермонтова были ознаменованы печатью какой-то особенности: они не походили ни на что, являвшееся до Пушкина и после Пушкина. Трудно было выразить словом, что в них было особенного, отличавшего их даже от явлений, которые носили на себе отблеск истинного и замечательного таланта. Тут было все — и самобытная, живая мысль, одушевлявшая обаятельно-прекрасную форму, как теплая кровь одушевляет молодой организм и ярким, свежим румянцем проступает на ланитах юной красоты; тут была и какая-то мощь, горделиво владевшая собою и свободно подчинявшая идее своенравные порывы свои. |
Тут была и оригинальность, которая в простоте и естественности открывает собою новые, дотоле невиданные миры и которая есть достояние одних гениев; тут было много чего-то столь индивидуального, столь тесно соединенного с личностью творца, — много такого, что мы не можем иначе охарактеризовать, как назвавши «лермонтовским элементом»… Какой избыток силы, какое разнообразие идей и образов, чувств и картин! Какое сильное слияние энергии и грации, глубины и легкости, возвышенности и простоты!
Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь взором за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою… Тут, кажется, соприсутствуешь духом таинству мысли, рождающейся из ощущения, как рождается бабочка из некрасивой личинки… Тут нет лишнего слова, не только лишней страницы: все на месте, все необходимо, потому что все перечувствовано прежде, чем сказано, все видено прежде, чем положено на картину… Нет ложных чувств, ошибочных образов, натянутого восторга: все свободно, без усилия, то бурным потоком, то светлым ручьем, излилось на бумагу…
Быстрота и разнообразие ощущений покорены единству мысли; волнение и борьба противоположных элементов послушно сливаются в одну гармонию, как разнообразие музыкальных инструментов в оркестре, послушных волшебному жезлу капельмейстера… Но, главное — все это блещет своими, незаимствованными красками, все дышит самобытною и творческою мыслию, все образует новый, дотоле невиданный мир…»
Из статьи «Герой нашего времени» (1841 г.).
Александр Герцен о Лермонтове: «его стихотворения — самая полная его биография»
Александр Герцен, писатель, публицист, философ |
«Рядом с Пушкиным стоит другой поэт — его младший современник… Как и большинство русских дворян, он с юных лет служил в гвардии. Стихотворение, написанное им насмерть Пушкина, повлекло за собою ссылку на Кавказ: Лермонтов так глубоко полюбил тот край, что в известном смысле его можно считать певцом Кавказа. Жизнь Лермонтова, хотя он обладал полной материальной независимостью — этим редким для поэтов даром судьбы, — была тем не менее сплошной цепью страданий, о чем достаточно красноречиво говорят его стихотворения. |
Преданный и открытый в дружбе, непоколебимый и бесстрашный в ненависти, он не раз должен был испытать горечь разочарования. Слишком часто отторгали его от друзей истинных, слишком часто предавали его друзья ложные. Выросший в обществе, где невозможно было открыто высказать все, что переполняло его, он был обречен выносить тягчайшую из человеческих пыток — молчать при виде несправедливости и угнетения.
С душою, горевшей любовью к прекрасному и свободному, он был вынужден жить в обществе, которое прикрывало свое раболепие и разврат фальшивым блеском показного великолепия. Первая же попытка открыто выразить бурлившее в его душе яростное возмущение — ода на смерть Пушкина — навлекла на него изгнание. Путь активной борьбы для него был закрыт, единственное, чего у него не могли отнять, был его поэтический гений, и теперь, когда душа его переполнялась, он обращался к поэзии, вызывая к жизни полные мучительной боли звуки, патетические мелодии, язвительную сатиру или любовную песнь. Его произведения — это всегда правдивое выражение глубоко пережитого и до конца прочувствованного, всегда внутренняя необходимость, порожденная какой-то особой ситуацией, особым импульсом, что, как заметил Гете, всегда служило отличительным признаком истинной поэзии.
Лермонтов находился под сильнейшим влиянием гения Пушкина, с чьим именем, как мы уже сказали, связано начало его литературной известности. Но Лермонтов никогда не был подражателем Пушкина. В отличие от Пушкина Лермонтов никогда не искал мира с обществом, в котором ему приходилось жить: он смертельно враждовал с ним — вплоть до дня своей гибели. День 14 декабря 1825 г., который завершил собою период относительно мягкого царствования Александра, допускавшего некоторые ростки либерализма, и кровавым террором возвестил становление деспотического режима Николая, стал переломным днем в жизни России, в русской литературе. Пушкин в то время находился в зените славы; Лермонтов только вступал в литературу. <…>
Лермонтов принадлежит к числу поэтов, которых принято называть «субъективными». Его произведения отражают прежде всего его собственный внутренний мир — его радости и печали, его надежды и разочарования. Герои Лермонтова — часть его самого; его стихотворения — самая полная его биография. Все это отнюдь не следует понимать в том смысле, что он был лишен качеств объективного поэта. Ничего подобного. Многие его произведения — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», например, -доказывают, что он в полной мере обладал умением создавать характеры, никак не подсказанные его собственным. Но он принадлежал к тем натурам, в чьих сердцах все струны, связывающие их с эпохой, звучат с такой неистовой силой, что их творческий гений никогда не может полностью освободиться отличных переживаний, впечатлений, раздумий».
Из статьи «Русская литература: Михаил Лермонтов» (1860 г.).
Литература. 8 класс. Учебник. Часть 1
Учебник подготовлен в рамках программы «Литература. 5–11 классы» (авт. Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова). Реализует основные цели и задачи литературы в 8 классе: вводит в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров отечественных и зарубежных авторов; содействует нравственному и мировоззренческому развитию личности; обучает пользованию Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, творческих, коммуникативных задач.
КупитьИван Тургенев о Лермонтове: «глаза его не смеялись, когда он смеялся»
Иван Тургенев, писатель |
«Лермонтова я тоже видел всего два раза: в доме одной знатной петербургской дамы, княгини Шаховской, и несколько дней спустя на маскараде в Благородном собрании, под новый 1840 год. У княгини Шаховской я, весьма редкий и непривычный посетитель светских вечеров, лишь издали, из уголка, куда я забился, наблюдал за быстро вошедшим в славу поэтом… |
В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ… Известно, что он до некоторой степени изобразил самого себя в Печорине. Слова „Глаза его не смеялись, когда он смеялся“ и т.д. — действительно, применялись к нему… Не было сомнения, что он, следуя тогдашней моде, напустил на себя известного рода байроновский жанр, с примесью других, еще худших капризов и чудачеств. И дорого же он поплатился за них! Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его заруки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества…»
Из «Литературных и житейских воспоминаний» (1852 г.).
Федор Достоевский о Лермонтове: «он нигде и ни с кем не мог ужиться»
Федор Достоевский, писатель, мыслитель |
«Сколько он написал нам превосходных стихов… Он проклинал и мучился, и вправду мучился. Он мстил и прощал, он писал и хохотал — был великодушен и смешон. Он любил нашептывать странные сказки заснувшей молодой девочке и смущал ее девственную кровь, и рисовал перед ней странные видения, о которых еще ей не следовало бы грезить, особенно при таком высоко нравственном воспитании, которое она получила. |
Он рассказывал нам свою жизнь, свои любовные проделки: вообще он нас как будто мистифицировал; не то говорит серьезно, не то смеется над нами. Наши чиновники знали его наизусть, и вдруг все начинали корчить Мефистофелей, только что выйдут, бывало, из департамента. Мы не соглашались с ним иногда, нам становилось и тяжело, и досадно, и грустно, и жаль кого-то, и злоба брала нас. Наконец ему наскучило с нами; он нигде и ни с кем не мог ужиться; он проклял нас, и осмеял „насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом“, и улетел от нас… Мы долго следили за ним, но наконец он где-то погиб — бесцельно, капризно и даже смешно. Но мы не смеялись…»
Из книги «Записки о русской литературе» (1861 г.).
Владимир Соллогуб о Лермонтове: «безотрадная, жаждавшая горя фантазия»
Владимир Соллогуб, писатель |
«Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта — Лермонтова. С Лермонтовым я сблизился у Карамзиных и был в одно время с ним сотрудником „Отечественных записок“… Я всегда считал и считаю себя не литератором ех ргоfesso, а любителем, прикомандированным к русской литературе по поводу дружеских сношений. Впрочем, и Лермонтов, несмотря на громадное его дарование, почитал себя не чем иным, как любителем, и, так сказать, шалил литературой. |
Смерть Лермонтова, по моему убеждению, была не меньшею утратою для русской словесности, чем смерть Пушкина и Гоголя. В нем выказывались с каждым днем новые залоги необыкновенной будущности: чувство становилось глубже, форма яснее, пластичнее, язык самобытнее. Он рос по часам, начал учиться, сравнивать. В нем следует оплакивать не столько того, кого мы знаем, сколько того, кого мы могли бы знать. Последнее наше свидание мне очень памятно. Это было в 1841 году: он уезжал на Кавказ и приехал ко мне проститься.
„Однако ж, — сказал он мне, — я чувствую, что во мне действительно есть талант. Я думаю серьезно посвятить себя литературе. Вернусь с Кавказа, выйду в отставку, и тогда давай вместе издавать журнал“. Он уехал в ночь. Вскоре он был убит. <…> Настоящим художникам нет еще места, нет еще обширной сферы в русской жизни. И Пушкин, и Гоголь, и Лермонтов, и Глинка, и Брюллов были жертвами этой горькой истины. <…> Лермонтов, с которым я находился сыздавна в самых товарищеских отношениях.., как все люди, живущие воображением, и в особенности в то время, жаждал ссылки, притеснений, страданий, что, впрочем, не мешало ему веселиться и танцевать до упаду на всех балах… <…> Лермонтов, одаренный большими самородными способностями к живописи, как и к поэзии, любил чертить пером и даже кистью вид разъяренного моря, из-за которого подымалась оконечность Александровской колонны с венчающим ее ангелом. В таком изображении отзывалась его безотрадная, жаждавшая горя фантазия».
Из книги «Воспоминания» (1887 г.).
Владимир Ходасевич о Лермонтове: «чтобы страдать так, как страдает Демон, надо быть Демоном…»
Владислав Ходасевич, поэт, мемуарист, историк литературы |
«Лермонтовские герои, истерзанные собственными страстями, ищущие бурь и самому раскаянию предающиеся, как новой страсти, упорно не хотят быть только людьми. Они „хотят их превзойти в добре и зле“ — и, уж во всяком случае, превосходят в страдании. Чтобы страдать так, как страдает Демон, надо быть Демоном… Поэзия Лермонтова — поэзия страдающей совести. Его спор с небом — попытка переложить ответственность с себя, соблазненного миром, на Того, кто этот соблазнительный мир создал, кто „изобрел“ его мучения. |
В послелермонтовской литературе вопросы совести сделались мотивом преобладающим, особенно в прозе: потому, может быть, что она дает больше простора для пристальных психологических изысканий. И в этом смысле можно сказать, что первая русская проза — „Герой нашего времени“, в то время как „Повести Белкина“, при всей их гениальности, есть до известной степени еще только проза французская.
Лермонтов первый открыто подошел к вопросу о добре и зле не только как художник, но и как человек, первый потребовал разрешения этого вопроса как неотложной для каждого и насущной необходимости жизненной — сделал дело поэзии делом совести. Может быть, он предчувствовал, какой пламенный отклик найдет впоследствии его зов, когда говорил о себе, что он, Лермонтов, дал первый толчок тому движению, которое впоследствии благодаря Гоголю, Достоевскому и Толстому сделало русскую литературу литературой исповеди, вознесло на высоту недосягаемую, сделало искусством подлинно религиозным.
Но и еще в одном отношении литература русская глубоко перед ним обязана: он жизнью своей создал для нас великий образец художника. Уходя от суда людского и не допуская людей присутствовать при последнем суде, Божьем, — как человек он, быть может, был прав, быть может, — нет. Этот вопрос разрешен тем же приговором, которого мы не знаем. Но как художник он был несомненно прав. Неизбежная спутница художественного творчества — тайна».
Из статьи «Фрагменты о Лермонтове» (1914г.).
Литература. 8 класс. Учебник. Часть 2
Учебник подготовлен в рамках программы «Литература. 5–11 классы» (авт. Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова). Реализует основные цели и задачи литературы в 8 классе: вводит в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров отечественных и зарубежных авторов; содействует нравственному и мировоззренческому развитию личности; обучает пользованию Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, творческих, коммуникативных задач.
КупитьАлексей Толстой о Лермонтове: «глубоко и человечно»
Алексей Толстой, писатель и общественный деятель |
«..Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы… |
Лермонтов в „Герое нашего времени“, в пяти повестях: „Бэла“, „Максим Максимыч“, „Тамань“, „Княжна Мери“ и „Фаталист“, связанных единым внутренним сюжетом — раскрытием образа Печорина, героя времени, продукта страшной эпохи, опустошенного, жестокого, ненужного человека, со скукой проходящего среди величественной природы и простых, прекрасных, чистых сердцем людей, — Лермонтов в пяти этих повестях раскрывает перед нами совершенство реального, мудрого, высокого по стилю и восхитительно благоуханного искусства.
Читаешь и чувствуешь: здесь все — не больше и не меньше того, что нужно и как можно сказать. Это глубоко и человечно. Эту прозу мог создать только русский язык, вызванный гением к высшему творчеству. Из этой прозы — и Тургенев, и Гончаров, и Достоевский, и Лев Толстой, и Чехов. Вся великая река русского романа растекается из этого прозрачного источника, зачатого на снежных вершинах Кавказа».
Речь на торжественном заседании памяти М. Ю. Лермонтова (15 октября 1939 г.).
Анна Ахматова о Лермонтове: «слово слушается его, как змея заклинателя»
Анна Ахматова, поэт, литературный критик, переводчик |
«Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют «сотой интонацией».
Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзии мира. |
Это так неожиданно, так просто и так бездонно… Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза — достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков — театр, — ему было подвластно…
До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта: «Здесь Пушкина изгнанье началось и Лермонтова кончилось изгнанье…».
Из очерка «Все было подвластно ему» (1964 г.).
Методические советы
Изучая с классом жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова, начните с темы поэта и поэзии. На первом этапе углубите представление ребят о биографии, рассмотрите важную веху в лирике, посвященную судьбе поэта.Первичное закрепление. Рефлексия
Проведите фронтальную беседу: ответы на вопросы по биографии М. Ю. Лермонтова с опорой на выполнение интерактивных заданий.1. Попросите ребят перечитать стихотворение «Нет, я не Байрон: я другой…».
2. Задайте вопросы:
- Какие черты личности английского поэта-романтика находит лирический герой М. Ю. Лермонтова в своём характере, что противопоставляет ему?
- Как вы думаете, какую роль играет образ океана?
1. Предложите ученикам прочитать воспоминания современников о М. Ю. Лермонтове.
2. Поинтересуйтесь:
- В чём причина столь разноречивых оценок его характера?
- Каким представляется поэт вам?
Закрепление изученного. Рефлексия деятельности на уроке
Во второй части занятия порассуждайте с ребятами на следующие темы или, если времени на занятии не осталось, предложите им написать мини-эссе к следующему уроку:- Стихотворение «Смерть поэта» написано на смерть А. С. Пушкина. Чем название «Смерть поэта» отличается от возможного, скажем «Смерть Пушкина»?
- Критик А. В. Дружинин назвал стихотворение «Смерть поэта» поэтическим подвигом, который стоил М. Ю. Лермонтову жизни. В чём заключалось мужество поэта?
- В стихотворении «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов использовал образы пушкинских произведений. Например, «невольник чести» из поэмы «Кавказский пленник», «певец неведомый, но милый» — это Владимир Ленский, герой романа «Евгений Онегин», также погибший на дуэли. Как вы думаете, какую цель преследовал Лермонтов, используя эти, выражаясь языком литературоведов, «стилистические сигналы»?
- Исследователи творчества М. Ю. Лермонтова отмечают удивительное сочетание лиризма и «энергической» тональности его стихов. То, что ранее было принадлежностью различных жанров, теперь соединилось в одном. В частности, в стихотворении «Смерть поэта» объединены «энергическая ода», элегия и политическая сатира. Обратившись к языку стихотворения, докажите справедливость этого утверждения. Обратите внимание на смену четырёхстопного ямба шестистопным, риторические вопросы и восклицания. Понаблюдайте, с какими образами связана та или иная жанровая тональность.
- Перечитайте стихотворение «Пророк» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Чем различается их лексика, особенно — употребление старославянизмов? Как вы думаете, с чем это связано?
Домашнее задание
Разбейте класс на мини-группы, предложите ученикам поработать сообща. Пусть каждая группа выберет свою тему для представления на следующем занятии.- Пользуясь материалами статьи о поэте и материалами тематических сайтов, подготовьте работу «Современники о М. Ю. Лермонтове».
- Вспомните книгу М. Цветаевой «Мой Пушкин», в которой она рассказывает о первой встрече с творчеством поэта, о своих любимых стихах. Попробуйте подготовить эссе «Мой Лермонтов», в котором вы можете рассказать о своём личном отношении к поэту и о своих любимых стихотворениях.
Еще мы рекомендуем:
- Скачать план урока, чтобы успеть затронуть самые важные темы на занятии.
- Распечатать и раздать ребятам карточки с цитатами из произведений. Ученики, которые смогли определить, откуда цитата, поднимают руку и отвечают. Остальным ребятам пусть помогает класс. Можно создать презентацию и вывести карточку на экран, чтобы все видели цитату.
- Воспользоваться «Классной работой» по учебнику «Литература», 8 класс (УМК под редакцией Б. А. Ланина, 5-9) на LECTA — так вы проведете интерактивный урок и сэкономите время для дополнительных сведений о биографии и творчестве поэта.
Слово о Лермонтове — ЗНАНИЕ-СИЛА
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Арсеньевой. Русская ветвь рода Лермонтовых вела свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии. В эпоху Смуты начала XVII века он оказался в составе шведского ополчения в России, принял русское подданство и, отличившись на службе, получил поместье в Галичском уезде Костромской губернии. Внуки Георга называли своим предком шотландского вельможу Лермонта, из числа «породных людей Английской земли». Ту же фамилию носил легендарный шотландский поэт-пророк XIII века Томас Лермонт. Вальтер Скотт посвятил ему балладу «Томас рифмач».
Однако к началу XIX века род Лермонтовых совершенно обрусел. Поэт С.Н. Марков в стихотворении «Прадеды» писал о «костромских» Лермонтовых так:
Не сосчитать всех звеньев
Трудного их пути.
На Нею-реку, в Парфентьев
Им довелось прийти.
И завели починок
Они в стороне глухой,
Перепахали суглинок
Березовою сохой.
Сдвинули с места горы,
Горе свалили с плеч,
Из Джорджей – вышли в Егоры,
Нашу познали речь.
Юрий Петрович Лермонтов пленил свою богатую невесту красотой и русским добродушием. Несмотря на решительные протесты властной и гордой матушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной), дочь ее Мария вышла замуж.
Но семейная жизнь супругов Лермонтовых была омрачена недоброжелательством и постоянными ссорами Елизаветы Алексеевны со своим зятем.
В 1817 году Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21 года, оставив своего единственного сына сиротой. «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать», – записал Лермонтов в своем дневнике. Стихотворение «Ангел» (1831), вероятно, навеяно поэту смутным воспоминанием о небесных звуках материнской песни, которая не раз звучала над его колыбелью:
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Бабушка решительно отказала Юрию Петровичу в желании оставить сына у него, ссылаясь на бедность армейского капитана. Сразу же после смерти матери она разлучила Михаила с отцом и увезла в свое имение Тарханы Пензенской губернии. Редкие свидания с отцом оставили в душе Лермонтова глубокую рану:
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Все это способствовало раннему пробуждению в Лермонтове душевных противоречий, напряженного самоанализа. К тому же в детстве он много болел. В неоконченной автобиографической повести Лермонтов писал: «Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей», я «начал их искать в самом себе… В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между подушек», я «уже привыкал побеждать страдания тела, увлекаясь грезами души».
Находишь корень мук в себе самом,
И небо обвинить нельзя ни в чем, –
пишет юный Лермонтов в стихотворении «1831-го июня 11 дня». –
Я к состоянью этому привык,
Но ясно выразить его б не мог
Ни ангельский, ни демонский язык:
Они таких не ведают тревог,
В одном все чисто, а в другом все зло.
Лишь в человеке встретиться могло
Священное с порочным. Все его
Мученья происходят оттого.
Отдаваясь последовательному и бесстрашному самоанализу, Лермонтов обнаруживает корень противоречивости и дисгармоничности внутри самого человека, совмещающего в своей онтологической глубине «священное с порочным». Главный источник мук и бед Лермонтов видит не во внешних обстоятельствах, а в болезненном состоянии, в котором находится человеческая душа.
С юных лет познавая противоречивую природу человека, Лермонтов врывается в русскую поэзию как воин, подхвативший знамя из рук поверженного собрата. В стихотворении «Смерть поэта» (1837) он грозит врагам Пушкина Страшным Судом, от которого не уйдут они за гробом. И тут же, в 1837 году, поэта наказывают за дерзость ссылкой на Кавказ. Повторяется то, что было и с Пушкиным: две ссылки и – смерть на дуэли, похожей на сознательное, рассчитанное убийство. Только четыре года прожил Лермонтов с рокового январского дня 1837 года. Но эти четыре года составили целый этап в развитии русской литературы. Лермонтов оказался не только преемником Пушкина, но и гениальным его продолжателем. О глубоком отличии его от Пушкина свидетельствует уже тот образ погибшего поэта, который Лермонтов создает в своих стихах. Этот образ далек от реального облика Пушкина, который не мог по складу своей души умереть «с напрасной жаждой мщенья».
В стихотворении «Пророк» (1841) Лермонтов дает пушкинскому взгляду на судьбу поэта более трагичное осмысление. Лермонтовский Пророк пытается исполнить на деле ту Божественную миссию, которая завещана Пророку Пушкина – «И, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей»:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Вместо сердечного отклика на свои огненные глаголы Пророк Лермонтова встречает ненависть и презрение.
В слабости своей люди не хотят прислушиваться к его словам, зовущим на подвиг. Слабовольным и ленивым, им гораздо легче обвинить Пророка в гордости и неуживчивости, чем взять на себя тяжкий крест борьбы со злом. И поруганный Пророк вынужден оставить людей:
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром Божьей пищи.
В своем «Пророке» Лермонтов предвосхищает проблемы, остро поставленные и разрешенные Достоевским. В «Братьях Карамазовых» Инквизитор, богоотступник, будет упрекать самого Христа в гордости, ибо Он, по мнению Инквизитора, дал людям слишком высокие и непосильные идеалы. Толпа, побивающая пророка каменьями, так же оправдывает свои гонения на правдолюбца: «Он горд был, не ужился с нами!». Лермонтов говорит о трагической судьбе высокой поэзии, зовущей человека на трудное дело и часто остающейся не понятой и не принятой людьми. Такого неверия и гордого презрения к людским слабостям не знала поэзия пушкинской эпохи, более доверчивая к жизни. Молодость Пушкина совпала с торжеством России в Отечественной войне. Эту молодость окрылял исторический оптимизм. «Звезда пленительного счастья», светившая Пушкину, в эпоху Лермонтова исчезла с русского горизонта.
Мы говорим об универсальности и «всемирной отзывчивости» пушкинского гения. Лермонтов как будто бы унаследовал от него широту ренессансного творческого диапазона: он и поэт, и прозаик, и лирик, и драматург, и создатель лиро-эпических поэм. Кроме того, он еще и замечательный художник, и незаурядный музыкант. Одним словом, личность широкая и универсальная, на которой еще лежит отблеск пушкинской эпохи. Но обратим внимание: есть важное отличие творчества Лермонтова от пушкинского. В поэзии Лермонтова от юношеских опытов до зрелых стихов варьируется, уточняется и углубляется несколько устойчивых тем и мотивов.
У Пушкина южного периода встречается стихотворение «Демон». Но этот образ появляется у него всего лишь один раз, в разгар довольно скоро изжитого увлечения поэзией Байрона. У Лермонтова наоборот: образ Демона настолько захватывает его, что проходит через все творчество, начиная с раннего стихотворения и кончая поэмой «Демон». Эта поэма имеет восемь редакций, в которых образ Демона все более и более обогащается, уточняется и проясняется от одной редакции к другой.
Главным мотивом, движущим всеми поступками и переживаниями Демона, является непомерная гордыня, приносящая ему бесконечные страдания и всякий раз ставящая предел его благим порывам. Лермонтов предчувствует в поэме назревающую трагедию русского безбожия и русского «нигилизма».
В 1830 году он пишет пророческие стихи «Предсказание», в которых ему грезится будущий ХХ век:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пищей многих будет смерть и кровь…
Уступая Пушкину в тематическом многообразии, Лермонтов активизирует в поэзии и прозе психологическое начало. Поэт открывает историческую значимость самых интимных, самых сокровенных переживаний человека. История дышит у него не только в грандиозных событиях или глубоких социальных переворотах. Она обнаруживается в том, как думает и что чувствует «герой своего времени», как он любит, как ненавидит, как дружит или ссорится, как видит мир. По состоянию отдельной души можно судить о положении общества, государства, нации в ту или иную историческую эпоху. В стихотворении «Дума» (1838) Лермонтов говорит:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Лермонтов видит слабые стороны людей эпохи тридцатых годов в «самопознании». Это «самопознание» – плод неверия. Оно болезненно разрастается именно в неверующей душе. Усиленно сознающая себя личность убивает в себе волю, гасит энергию действия. Бесконтрольный самоанализ приводит к тому, что жизнь отчуждается от человека, превращается в «пир на празднике чужом».
К «Думе» примыкает «И скучно и грустно…» – стихотворение, дышащее горьким одиночеством и неприкаянностью:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – все лучшие годы!
Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно…
Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка…
В этих стихах наивно усматривали обличение пустого общества, в котором задыхается живой человек. Напротив, обличение здесь обращено внутрь героя, решившегося на горькую исповедь-самопознание. Трагизм человека глубок в силу коренных противоречий земной жизни, обрекающей на уничтожение и смерть все лучшие и добрые чувства. Если рассматривать земную жизнь как единственное, что дано человеку, тогда все в ней начинает терять свой смысл. Любовь не может быть вечной, ибо человек смертен, да и все в жизни переменчиво: «А годы проходят – все лучшие годы!».
Не потому ли рядом со стихами «И скучно и грустно…» стоит у Лермонтова «Молитва» (1839):
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть <…>
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Этой спасительной веры и молитвы нет у близкого Лермонтову, но потерявшего себя Печорина. Мотив трагического отчуждения Печорина от русских духовных корней входит в роман вместе с образом Максима Максимыча. Обычно роль простодушного штабс-капитана сводят к тому, что этот герой, не понимая глубины печоринского характера, призван дать ему первую, самую приблизительную характеристику. Думается, однако, что значение Максима Максимыча в системе образов романа более весомо. Еще Белинский увидел в нем воплощение русской натуры. Своим присутствием в романе Максимыч оттеняет болезненную двойственность Печорина. «Картина выходит особенно яркой благодаря архитектонике романа, – замечал автор энциклопедической статье о Лермонтове А.С. Долинин. – Максим Максимыч нарисован раньше, и когда потом проходят действующие лица из «Дневника Печорина», то им все время противостоит его великолепная фигура во всей своей чистоте, неосознанном героизме и смиренномудрии – с теми чертами, которые нашли свое дальнейшее углубление у Толстого в Платоне Каратаеве, у Достоевского в смиренных образах из «Идиота», «Подростка» и «Братьев Карамазовых»».
Русский интеллектуальный герой второй половины XIX века, вслед за Лермонтовым, откроет в этих «смиренных» людях религиозную глубину и почву для своего обновления. Лермонтовский Печорин встретился с таким человеком и прошел мимо. Сам Лермонтов мимо не прошел. Путь лирического героя его стихов через поиски и сомнения идет к поэтизации русской души и русского чувства Родины.
В стихотворении «Родина» поэт называет свою любовь к России «странной», потому что корни ее глубоки, неподвластны рассудку. Лермонтов утверждает русское, сердечное чувство патриотизма, таящееся в глубине души, не броское и лишенное гордыни. Лермонтов говорит, что все обычные атрибуты патриотизма – «темной старины заветные преданья», «слава, купленная кровью», гордость за отечество и преданность ему – еще не составляют глубинного ядра такой любви, они лежат на поверхности. Он не отрицает этих чувств, как принято считать, но говорит, что первичный источник любви к родине у русского человека не головной, а сердечный. Именно его и пытается выразить Лермонтов в своих стихах.
Прежде всего он воссоздает образ России, схваченный как бы с высоты орлиного полета:
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…
И вдруг приникает к родной земле с ее проселочными дорогами, с приметами неброской, но одухотворенной красоты:
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Детали и подробности дорожных впечатлений – «чета белеющих берез», «жнивье», то захудалые, крытые соломой избенки, то приметы довольства и труда в «полном гумне», в «резных ставнях» – скользят и сквозят в пространстве, сливаясь с целостным образом России, масштаб и безбрежная широта которого заданы в самом начале.
Точные детали сочетают в себе конкретность с глубоким психологизмом, поднимающимся до художественной символики. Таковы, например, «дрожащие огни печальных деревень».
С одной стороны, это живописно-пластический образ, передающий движение путника по холмистому ночному проселку, когда огоньки вдали то появляются, то исчезают. И одновременно с этим возникает щемящая душу печаль от слабо теплящейся жизни, затерянной в дальних далях, в необозримых пространствах России. Таков трепетно-скудный свет лучины в светце, мерцающий вечерами в окнах деревенских изб.
Скоро на смену ему придет Некрасов – поэт, прислушивающийся к говору мужичков, включающий этот говор в свои стихи. В разговоре с П. Григорьевым Некрасов как-то сказал: «Да, я увеличил материал, обрабатывавшийся поэзией, личностями крестьян… Лермонтов, кажется, вышел бы на настоящую дорогу, то есть на мой путь, и, вероятно, с гораздо большим талантом, чем я, но умер рано…»
Последние стихи Лермонтова полны роковых предчувствий. Таков, например, «Сон», написанный в Пятигорске, где поэт на пути к месту службы был оставлен военным врачом для лечения:
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
На водах оказался тогда однокашник поэта по юнкерской школе Николай Мартынов. Этому «приятелю» хватило язвительной шутки, на которые Лермонтов никогда не скупился, чтобы спровоцировать дуэль. 15 июля 1841 года, около семи часов вечера, началась буря с молнией и громом. И в это самое мгновение отказавшийся стрелять в соперника Лермонтов был убит Мартыновым выстрелом в грудь, навылет… Поэт скончался, не приходя в сознание.
Внеклассное мероприятие «Слово о Лермонтове»
«Слово о Лермонтове».
1 чтец: В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Делать порой людям гадости.
Но можно и так:
На рассвете вставать
И, вспоминая о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям.
Ведуший 1: Трагична судьба русских поэтов, почти всех: Рылеева, Козлова, Полежаева. Пушкина, — говорил Николай Гумилев, поэт Серебряного века. Судьба отмерила им слишком мало земного времени: Пушкину – 37, Рылееву – 31, Гумилеву – 35 лет. Коротким солнечным лучом промелькнула жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова – 26 лет. Что можно успеть сделать за столь короткий срок?
Ведущий 2: Творческое наследие поэта составляют более четырехсот стихотворений, 30 поэм, несколько романов. А акварели, которые после себя оставил поэт? А музыка, написанная к своим стихам? За 26 лет он выучил 5 языков, умел играть на флейте, фортепьяно, скрипке. Он и романсы пел – и тоже, как утверждают современники, почти профессионально. Был прекрасным шахматистом, великолепно решал математические задачи, любил мастерить что-то руками. В 1814 году, за неделю до дуэли, на которой поэт был убит, пятигорская военная молодежь решила устроить бал. Лермонтов придумал громадную люстру из обручей, обвитых цветами.
Чтец 2 : Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет.
К чему ищу так славы я?
Известно, в славе нет блаженства,
Но хочет вся душа моя
Во всем дойти до совершенства.
Ведущий 3: Шел 1814 год. Русские войска возвращались из-за границы и вступали в опаленную пожаром Москву. В то самое время, когда Москва встречала победителей, в маленьком домике, у красных ворот, в ночь на 15 октября 1814 года родился будущий поэт Лермонтов. Невеселым было детство этого мальчика. Рано умерла мать, воспитанием его занялась бабушка, заставившая отца мальчика уступить ей это право… Детство прошло в селе Тарханы Пензенской губернии.
Чтец 3: И если как на миг удастся мне забыться,
Памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей.
Зеленой сетью трав подернут
Спящий пруд, а за прудом село
Дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
Ведущий 1: Часто болеющего мальчика бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева 3 раза возила на Кавказ и излечила внука. Окружила его любовью и уютом. Неделями и месяцами в имении жили дети дворян из соседних поместий, чтобы Мишеньке не было скучно. Рисование, лепка – вот его детские увлечения. «Мишель был мастер делать из талого снега человеческие фигуры», — вспоминает друг детства. По собственному признанию Лермонтова в детстве он почти ничего не читал.
Ведущий 2: Детство кончилось. Лермонтов поселился с бабушкой в Москве и поступил в университетский Благородный пансион. Там царил дух свободомыслия, по рукам тайно ходили запретные стих Рылеева, Пушкина. Из пансиона он перешел в Московский университет. Едва достигнув 15 лет, Лермонтов сделал свой выбор: отныне и до конца, до точки пули в своем конце он – во власти демона поэзии. В его тетрадях появляются стихи «Нищий», «Парус», «Два великана».
Ведущий 3: Из-за участия в студенческом бунте ему пришлось покинуть университет. Тогда Лермонтов поступает в школу гвардейских прапорщиков и юнкеров в Петербурге. Эти годы, проведенные в гвардейской школе, были «страшными», там царили строгие казарменные порядки. Но эта школа научила его владеть собой, там закалилась его замечательная выдержка. Но и там он продолжал занятие литературой.
Чтец 4: Царю небесный!
Спаси меня
От куртки тесной,
Как от огня.
От маршировки меня избавь,
В парадировки меня не ставь.
Ведущий 2: А далее будет написана поэма «Демон», драма «Маскарад», начинается работа над романом «Княгиня Лиговская», «Песня про царя Ивана Васильевича…». Работа над «Княгиней Лиговской» была в самом разгаре, когда по Петербургу полетела черная весть: Пушкин опасно ранен на дуэли с Дантесом. Этой же ночью Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта». Стихи Лермонтова переписывались в десятках тысяч экземпляров, дошли они и до шефа жандармов Бенкендорфа. Автор был определен и последние 16 строк стихотворения ему не простили. Лермонтов арестован и отправлен в ссылку на Кавказ.
Чтец 5: А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!…
Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он недоступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегните к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Ведущий 3: После короткого отпуска в Петербурге, в апреле 1841 года по повелению начальника Третьего Отделения ему приказано покинуть Петербург в течение 48 часов. Ему было разрешено остаться на все лето в Пятигорске. Лето оборвалось ровно на середине. 15 июля 1841 года после ссоры с Мартыновым состоялась дуэль. Жизнь Лермонтова оборвалась трагически.
Ведущий 1: «Как рано он умер! – говорил Толстой уже на исходе собственной жизни. – Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу, как власть имеющий. Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были бы ни я, ни Достоевский».
Чтец 6: Мы думали о нем, как о живом,
Какая страсть! Какая сила в нем!
И ум, холодный, и глубокий,
И нежелание смиряться пред пороком.
Со дня рождения прошло уж 200 лет,
А он несёт в сердца и души свет,
Внимаем мы его словам.
Через века мы говорим: «Спасибо Вам!»
Белинский о Лермонтове. Какая нежная и тонкая поэтическая душа!
Моим представлениям о Лермонтове, как о живом человеке, а не как о памятнике на пьедестале, помогают воспоминания тех людей, которые относились к поэту без предвзятостей, понимая и ценя его истинную тонкую и благородную натуру. Белинский Виссарион Григорьевич был в их числе.Белинский впервые встретился с Лермонтовым у Н.М. Сатина (русский поэт-переводчик), и его впечатление о поэте было негативным. Они разошлись недовольные друг другом. Лермонтов отозвался о Белинском, как о «недоучившемся фанфароне, который прочитав несколько страниц Вольтера, вообразил, что проглотил всю премудрость».
Белинский же отозвался о Лермонтове, как о пошляке, и предостерегал Сатина: «Пошлость заразительна, и потому, пожалуйста, не пускай к себе таких пошляков, как Лермонтов».
Белинский и Лермонтов встречались в доме А.А.Краевского (редактор-издатель «Отечественных записок»). Белинский пробовал заводить с Лермонтовым серьёзные разговоры, но тот всегда отшучивался или переводил разговор на другую тему.
Белинский недоумевал: «Сомневаться, что Лермонтов умён, было бы довольно странно; но я ни разу не слыхал от него ни одного дельного и умного слова. Он, кажется, нарочно щеголяет светской пустотой». Белинский чувствовал в Лермонтове внутреннее обаяние и притягательность, проступавшие сквозь его напускную дерзость.
Лебедев Б. М.Ю. Лермонтов и В.Г. Белинский Бумага, акварель. 1952.
Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы».
Когда Лермонтов сидел на гауптвахте после дуэли с де Барантом, Белинский посетил его. Он вошёл к нему в камеру, ощущая неловкость и конфуз. Думал, какая нелёгкая занесла меня к этому человеку? Мы едва знакомы, никаких общих интересов, зачем стеснять его и себя?» И решил, что визит будет как можно коротким.
Первые минуты наедине с арестантом Белинский испытывал неловкость, но потом каким-то образом завязался разговор об английской литературе, в ходе которого Лермонтов признался, что не любит Вальтера Скотта, потому что «в нём мало поэзии, он сух». Стал развивать эту мысль и постепенно оживился.
Белинский «смотрел на него и не верил ни глазам, ни ушам своим. Лицо его приняло натуральное выражение, он был в эту минуту самим собой …В словах его было столько истины, глубины и простоты! Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я всегда его видеть!»
Далее разговор перешёл к Куперу, и о Купере Лермонтов говорил «с жаром, доказывая, что в нём несравненно более поэзии, чем в Вальтере Скотте, и доказывал это с тонкостью, с умом и, что удивило меня, даже с увлечением!»
Белинский провёл с Лермонтовым часа четыре и расстался с сожалением. Он был растроган встречей и думал о том, что недаром его тянуло к Лермонтову вопреки его дерзкому характеру. «Боже мой! — думал Белинский, — «Сколько эстетического чутья в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нём! Мне, наконец удалось-таки его увидеть в настоящем свете».
И грустно подумал: «А ведь чудак. Он, я думаю, раскаивается, что допустил себя хотя бы на минуту быть самим собой, — я уверен в этом» …
P.S.
Думаю, Белинский посетил арестованного Лермонтова не ради разговора об английской литературе (не то место и не то время), а потому, что прослышал об истинной причине дуэли Лермонтова с де Барантом. В официальной версии говорилось, что ссора произошла из-за одной дамы, знакомой обоим. В другой (неофициальной) — что де Барант оскорбительно отозвался о России, чего не смог стерпеть Лермонтов. Очевидцы передавали слова Лермонтова: «Я презираю этих искателей приключений. Эти Дантесы и де-Баранты заносчивые сукины дети».
Мне по душе вторая версия.
Размышления о Лермонтове | Образовательная социальная сеть
Сочинение-эссе.
Размышления о Лермонтове.
Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
М. Лермонтов.
Каждый человек оставляет свой след в истории. Кто более, а кто менее заметный… А память о ком-то бессмертна… Или это гений бессмертен? Только избранный Богом становится настолько талантливым и гениальным, что при жизни резко выделяется из толпы окружающих, а после смерти продолжает привлекать к своему творчеству, открывая глаза потомкам, проповедуя им о вечных ценностях: добре, любви, патриотизму. К числу бессмертных гениев я бы отнесла Михаила Юрьевича Лермонтова.
Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить то ощущение грусти и гордости, которое охватывает, когда открываешь томик его стихов? Почему его стихи, проза, его личная судьба воспринимаются миллионами людей как личное переживание? Я думаю, что в Лермонтове много созвучных струн с каждым, кто серьёзно относится к жизни и своему собственному достоинству.
Молодая мятежность Лермонтова, необъяснимая зрелость его мысли, точность зрения и вдохновенный талант – это дар свыше, поэтому поэта можно считать избранником.
Дар или наказание Божие быть избранным, тем, кто должен своим словом убедить погрязающее в грехах человечество в том, что наша миссия на Земле – преумножать добро.
Лермонтов-поэт не побоялся расправы над собой. Что почувствовал он, когда после своего знаменитого стихотворения «Смерть поэта», посвящённого гибели «солнца нашей поэзии» Александра Сергеевича Пушкина, в один день стал знаменит и в то же время гоним толпой «надменных потомков известной подлостью прославленных отцо»? Искал ли он в лице кого-то поддержку или принимал то, что было предначертано ему судьбой?
Не веря в ближайшую победу свободы, Лермонтов своим творчеством утверждал необходимость борьбы за неё во имя будущего. Во многом опережая своё время, он вступил в неравный поединок со всеми силами, принижающими личность человека, так и остался непримирим к человеческому злу.
Всё творчество поэта – это его размышления о смысле жизни, о судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о вечности и природе. Несомненно, Лермонтова можно назвать народным поэтом. Он вошёл в историю как достойный приемник Пушкина.
Бабушка Лермонтова, безумно любившая внука, постоянно сокрушалась, зная, что его ждёт трагический конец и что он со своим мятежным характером не умрёт своей смертью.
Подводя итог, можно сказать, что каждая мысль Лермонтова бередит душу, каждое слово звучит, как набатный звон, в мёртвой тишине русского царства. Поднять голос в защиту свободы в годы реакции – это значило проявить большое гражданское мужество и смелость. До конца жизни поэт был верен выбранной теме, боролся за свободу личности и свободу своей Родины. В этом сказался мятежный дух Лермонтова.
Почему небеса так часто забирают молодых, тех, кто мог бы столько ещё доброго и светлого совершить на Земле? Я думаю, потому, что Богу они нужнее…
В год 200-летия Михаила Юрьевича Лермонтова хотелось бы обратиться к нашим современникам с призывом, как можно чаще искать ответы на волнующие их вопросы в произведениях наших величайших классиков.
Прохорова Светлана, 13 лет, Дьячинский филиал МБОУ Алгасовская СОШ
Михаил Юрьевич Лермонтов Биография | Список произведений, учебных пособий и очерков
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году в семье Марии и Юрия Лермонтовых. Он жил со своими родителями до 1817 года, когда его мать умерла и его бабушка по материнской линии, Елизавета Алексеевна Арсеньева, получила опеку над ним. Лермонтов получил первоклассное образование в имении своей бабушки Тарханы Пензенской губернии. Несмотря на щедрость бабушки, Лермонтов пережил в детстве огромную боль из-за изоляции от отца.
Как и главный герой романа « Герой нашего времени», Жизнь Лермонтова была отмечена постоянным движением. Он и его бабушка совершили несколько поездок на Кавказ, чтобы оживить свое болезненное тело. В 1827 году они переехали в Москву. Во время своего пребывания в Москве Лермонтов провел два года в университетском пансионе для дворян, а затем два года в Московском университете. Эти четыре года были очень продуктивными для Лермонтова. Он написал такие стихотворения, как Черкесов , Кавказский пленник и Испанцы. В 1832 году Лермонтов снова переехал с бабушкой, на этот раз в Петербург. Произведения Лермонтова пострадали за четыре года его пребывания в Петербурге. Эти годы он провел, занимаясь военной карьерой и общаясь с высшим светом, вместо того, чтобы сосредоточиться на своих трудах.
1837 год стал переломным в жизни Лермонтова. Его стихотворение « Смерть поэта » получило широкое признание благодаря прославлению Александра Пушкина и критике российских институтов.Поэма привела к известности и кратковременной ссылке на Кавказ, но ссылка увеличила известность Лермонтова, а не уменьшила ее. По возвращении из ссылки Лермонтова пользовались уважением в литературных кругах, и его произведения вошли в постоянный тираж. Он восстановил ту продуктивность, которую он имел за годы, проведенные в Москве, и даже рискнул выйти за рамки поэзии. Единственный роман Лермонтова, Герой нашего времени , был опубликован в 1840 году. За это время он столкнулся со второй ссылкой на Кавказ за участие в дуэли.
В 1841 году Лермонтов попросил разрешения покинуть армию и заняться своим ремеслом, не обремененным военными обязанностями. Его просьба была отклонена, и он был вынужден продолжить свои обязанности на Кавказе. Через несколько месяцев он умер — знакомый майор Мартынов убил его на дуэли 15 июля 1841 года. Несмотря на свою короткую жизнь, Лермонтов считается одним из величайших поэтов России.
.Лермонтов: скучно и грустно…
Это стихотворение возникло из того же источника, что вдохновила Лермонтова на написание его романа «Герой нашего времени», сказочного литературного произведения, особенно если вам нравится романтизм или русская литература. Главный герой Печорин — человек лишний, как и пушкинский «Евгений Онегин», русская версия байронического героя; он пессимистичный и циничный человек, склонный к саморазрушению, который чувствует себя выше своего окружения, но ничего не делает, чтобы использовать свой потенциал, сильное чувство скуки и абсурдности жизни толкает его в одинокие странствия, беспокойно ищущие забвения.Лирический герой этого стихотворения делится своими мыслями о печали и скуке с жизнью, идя по пути лишнего человека, рассматривая жизнь как жестокую шутку. Это стихотворение мне очень дорого, потому что у меня такие же мысли о жизни; Я меланхоличная душа, и если бы не красота искусства, поэзии и рок-музыки, я бы вообще не видел смысла жизни. Жизнь без искусства — это вообще не жизнь.
Каспар Давид Фридрих, Закат (братья) или вечерний пейзаж с двумя мужчинами, 1830-35
‘ Скучно и грустно, а около
никого нетВо времена муки моего духа…
Желания!… Какая польза от нашего суетного и вечного желания ?..
Проходят годы — всех лучших лет!
Любить… но кого любить? .. короткая любовь досаждает,
А постоянная любовь — это всего лишь миф.
Может заглянуть внутрь? — От прошлого не осталось и следа:
Все тривиальное, радости и горе…
Что хорошего в страстях? Рано или поздно
Их сладкая болезнь заканчивается, когда говорит разум;
И жизнь, если смотреть хладнокровно, —
Глупо и пусто — шутка… ‘
Нравится:
Нравится Загрузка…
Связанные
Теги: абсурд жизни, Осень, скука, Байронический герой, отчаяние, жизнь, Литература, Михаил Лермонтов, Поэма, Русская литература, Печаль, Лишний человек
.Похвала — это скрэббл-слово?
Является ли PRAISE бессмысленным словом?
слов с друзьями: ДА
Scrabble США: ДА
Scrabble UK: ДА
Английский международный (SOWPODS): ДА
Scrabble Global: ДА
Включить1 Словарь: ДА
Определения слова «хвала»
существительное
- ПОХВАЛА, выражение одобрения и признательности
- ПОХВАЛА, предлагая слова почтения как акт поклонения
- ПОХВАЛА, устные или письменные слова о хороших качествах кого-либо или что-то: выражение одобрения кому-то или чему-то
- ПОХВАЛА, выражение благодарности или любви и уважения к Богу
глагол
- ПОХВАЛА, выразить одобрение
- ХВАЛИТЬ, сказать или написать хорошее о (кому-то или что-то в этом роде): выразить одобрение (кого-то или что-то)
- ХВАЛИТЬ, выразить благодарность или любовь и уважение (Богу)
Синонимы к слову ‘похвала’
Антонимы к слову «похвала»
Слово PRAISE дает 8 очков в Scrabble и 9 очков в Words with Friends
Как использовать слово «похвала» в предложении
- Критики хвалили ее как актера и режиссера.
- Хороший учитель хвалит ученика, когда они хорошо успевают.
- Мы, , славим Бога за ваше благополучное прибытие.
- Он заслуживает похвалы за то, как он справился с этим кризисом.
- «Хорошая работа» на высоте хвала от нее. Она редко хвалит чью-то работу.
- У меня нет ничего, кроме похвалы персоналу больницы.