Писатели и военкоры блокадного ленинграда: «70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ». Писатели в материалах по истории блокады Ленинграда в Российской национальной библиотеке

Блокадный Ленинград – «город воинствующей поэзии»

«На протяжении девятисот дней блокады Ленинград оставался не только городом вооружённой борьбы, но и городом воинствующей поэзии – в широком смысле этого слова. Лёд, огонь и холод, мрак и ожесточение не смогли стереть с его облика той особой одухотворенной поэтичности, какая была дана ему от века и которая продолжала вдохновлять его поэтов, художников и музыкантов. …Николай Тихонов говорит, вспоминая то время, что эмоциональное, зажигающее стихотворение бывало в иные моменты важнее рассказа или листовки», – читаем в книге «Литературный Ленинград в дни блокады» (1973), цифровую копию которой можно «полистать» в электронном читальном зале Президентской библиотеки.

В первые дни войны около 150 литераторов Ленинграда – примерно половина состава городского отделения Союза писателей СССР – ушли на фронт. 27 июня 1941 года военный совет Северного фронта и Горком ВКП(б) приняли решение о создании Ленинградской армии народного ополчения. Тысячи учёных, работников литературы и искусства, учителей и врачей подали заявления с просьбой зачислить их в ряды ополченцев. Среди них были и 80 писателей.

6 июля писатели-добровольцы провели митинг, где заявили о своей готовности с оружием в руках выступить на защиту родного города. Из них был сформирован «взвод писателей» первого батальона 1-го полка дивизии Народного ополчения Дзержинского района. В его состав вошли Виктор Бакинский, Александр Бартэн, Юрий Слонимский, Исаак Ямпольский, Павел Журба (Пантелеймон Скрипников), Арсений Островский и другие. «Выглядит взвод довольно пёстро, – вспоминал позднее о работе писательского подразделения поэт и прозаик Николай Новосёлов. – Трудно представить себе коллектив людей, более несхожих по облику и характеру, по возрасту и жизненному опыту, по своим творческим привязанностям и вкусам. Маститые прозаики, чьи романы и повести выдержали по нескольку изданий, – и литераторы, ещё не выпустившие и первой книжки… Бурные в проявлениях своих чувств поэты – и степенные профессора-литературоведы». Возглавил это писательское подразделение батальонный комиссар Сергей Семёнов, писатель, участник челюскинской экспедиции.

Через несколько дней подразделение писателей было передано 1-й Кировской дивизии народного ополчения, и уже 12 июля дивизия заняла позиции на Лужском оборонительном рубеже и вскоре приняла участие в тяжёлых боях на подступах к Ленинграду.

Писатели не только сражались, заслоняя собой  израненный бомбами и снарядами город. Они писали стихи, которые даже в самую тяжёлую и морозную первую блокадную зиму способны были затеплить в сердцах ленинградцев искру надежды.

В суровые декабрьские дни 1941 года Николай Тихонов призывал ленинградцев не сдаваться и верить в победу:

И в ярости злой канонады
Немецкую гробить орду 
В железных ночах Ленинграда  
На бой ленинградцы идут…  
…И красное знамя над ними,  
Как знамя победы встаёт. 

Поэту вторила Вера Инбер, приехавшая в Ленинград вместе с мужем накануне начала блокады, в конце августа 1941 года. Поэтесса выступала на радио, на заводах, ездила на фронт. С октября 1941 по ноябрь 1943 года она создавала свою поэму скорби и всепобеждающей силы духа – «Пулковский меридиан»:

Да, мы – в кольце. А тут ещё мороз
Свирепствует, невиданный дотоле.
Торпедный катер стынет на приколе,
Автобус в ледяную корку врос;
За неименьем тока нет трамваев.
Всё тихо. Город стал неузнаваем.

Писательский взвод почти в полном составе вошёл в состав редакции дивизионной газеты «За Советскую Родину». Эта газета выходила регулярно в июле – сентябре 1941 года, печаталась сначала в полевой походной типографии, оборудованной в кузове грузовика, затем – в типографии городской газеты в Пушкине. Статьи и корреспонденции, репортажи и литературные зарисовки опытных журналистов соседствовали с заметками бойцов, командиров и политработников.

На страницах газеты «Ленинградская правда», органа Ленинградского обкома и горкома КПСС, областного и городского Советов депутатов трудящихся, тоже публиковались произведения солдат и офицеров Ленинградского фронта. Как не процитировать стихотворение «Дорога» младшего лейтенанта Николая Евстифеева в номере газеты за 2 декабря 1941 года:

Их было не больше роты, советских простых ребят,
Они защищали дорогу, ведущую в Ленинград.
Немцы из крупных орудий вспахали много земли,
Строчили из пулеметов, но выбить их не могли. <…>
Осталось совсем немного отчаянных тех ребят,
Они удержали дорогу, ведущую в Ленинград.
Ночью немцы рискнули отрезать один изгиб –
Погиб их взвод автоматчиков и офицер погиб!
Пленный сказал, от страха едва раскрывая рот:
– Любая ваша дорога к гибели нас ведёт!

После расформирования в сентябре 1941 года Ленинградской армии народного ополчения многие писатели продолжили службу в строевых частях армии и флота и в других, в том числе фронтовых, газетах. Так, Николай Новосёлов перешёл в газету «Смена», Владимир Лифшиц стал заместителем по политчасти командира стрелкового батальона на Ленинградском фронте. Многие литераторы стали рядовыми бойцами действующей армии, политруками, военкорами.

В распоряжение ТАСС были направлены Геннадий Гор, Евгений Люфанов, Пётр Ойфа, Юрий Слонимский, Павел Лукницкий, Исаак Ямпольский и др. Николай Глейзаров и Михаил Дудин стали спецкорами газеты 23-й армии «Знамя победы». Лев Успенский, Николай Чуковский, Александр Штейн работали в военно-морских газетах Балтийского флота.

Многие писатели принимали участие в издании печатного органа Ленинградского военного округа «На страже Родины», единственной газеты, выходившей в Ленинграде 6 раз в неделю. Их репортажи с передовой можно почитать на портале Президентской библиотеки, где представлены электронные копии номеров газеты.

В Ленинграде во время войны выходили газеты «Ленинградская правда» и «Смена». После первой блокадной зимы возобновился выход журналов «Звезда» и «Ленинград». Летом 1942 года в «Звезде» был напечатан большой очерк Иеремии Айзенштока и Александра Бартэна «Ополченцы», написанный в Сестрорецке осенью 1941 года, в основу которого легли впечатления от июльских и августовских боев.

Еще в Зимнюю войну (1939–1940) поэтами Александром Твардовским, Николаем Щербаковым и художниками Вениамином Брискиным и Василием Фомичёвым был создан образ бравого солдата Васи Тёркина. Художник Борис Лео, поэты Михаил Дудин, Александр Прокофьев и другие авторы возродили этот образ в годы блокады. Кроме авторского коллектива, стихи о приключениях Тёркина сочиняли и присылали в редакцию газеты «На страже Родины» бойцы и командиры Ленинградского фронта. Похождения Тёркина печатались в виде своеобразных комиксов.

Писали и публиковались, конечно, не только поэты, но и прозаики, но заметно реже, откладывая пережитое «на после войны». В газете «Ленинградская правда» за 25 апреля 1942 года (с её электронной копией можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки) была опубликована статья о романе «Небо Ленинграда» Виссариона Саянова, в которой автор раскрывает свой замысел: «28 лет тому назад герои романа – первые русские летчики – скрестили в воздухе своё боевое оружие с оружием немецких „ассов“. <…> На закате своей жизни герои романа встречаются со старым врагом. Выросло новое поколение авиаторов-героев, огнём и тараном закрепляющих наше господство в воздухе. Это – главные герои романа о ленинградском небе. Но и люди старого поколения нашли своё место в великой схватке».

По подсчетам прозаика, поэта, журналиста Павла Лукницкого, в 1942 году из 300 с небольшим членов ленинградского отделения Союза писателей 107 человек находились в армии, более 60 были эвакуированы, еще 53 подлежали эвакуации, таким образом, в городе оставалось чуть более 30 человек. Но и они ежедневно – каждый по-своему – сражались с врагом, приближая долгожданный день Победы.

Как, если не подвигом, назвать мужественную вахту у радиомикрофона поэтессы Ольги Берггольц, ставшей «сестрой по гневу и печали» тысячам ленинградцев, окружённых стальным кольцом вражеских войск? В Доме радио она почти ежедневно вела радиопередачи, позднее вошедшие в её книгу «Говорит Ленинград». Пронзительные и честные стихотворения поэтессы, звучавшие из самого сердца блокадного Ленинграда («Ленинград: стихи и поэмы», 1944 год) пользователь может заново открыть для себя на портале Президентской библиотеки:

О древнее орудие земное,
лопата,
верная сестра земли!
Какой мы путь немыслимый с тобою
от баррикад до кладбища прошли!

Блокадники, которых – увы – с каждым годом становится все меньше, вспоминают: мягкий задушевный голос поэтессы, звучавший по радио в блокадном городе, стал им родным. Не было тепла, света, еды, и только этот голос поддерживал в горожанах надежду. Реальность была настолько жестокой, что казалось: людям не до стихов. Но Берггольц писала так, что они становились точкой опоры для каждого, кто их слушал.

В самом начале процитированной выше книги «Литературный Ленинград в дни блокады» содержится мнение, с которым трудно не согласиться: «Эмоциональное, зажигающее стихотворение бывало в иные моменты важнее рассказа или листовки. На эту же особенность литературного развития тех лет указывала и Ольга Берггольц, по праву считавшая, что именно поэзии принадлежало тогда главнейшее место, что, по сути дела, поэзия взяла на себя, особенно в первую блокадную зиму, главнейшие функции всего искусства».

Писатели о блокаде Ленинграда

75-летию Победы посвящается

Великая Отечественная война стала настоящим испытанием и горем для советского народа. Она коснулась каждого. О той страшной войне написано много книг. Блокаде Ленинграда, подвигу защитников города посвящены многочисленные произведения, созданные в дни блокады ее очевидцами и защитниками, написанные в наши дни.

Блокада Ленинграда – чудовищные испытания, выпавшие на долю его жителей. Постоянные бомбежки, холод, болезни и изнурительный труд на заводах и в оборонительных траншеях ослабили ленинградцев физически, но не сломили их дух.

Книги о блокаде – это гимн бессмертию, любви, страданиям, мужеству и ненависти к врагу. Город Ленинград – родина многих поэтов и прозаиков. В своих произведениях они отразили боль и страдания Ленинграда и его жителей.

Даниил Гранин, Алесь Адамович «Блокадная книга»

Одно из внушительных документальных произведений «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. Произведение состоит из 200 рассказов жителей блокадного Ленинграда. Общий объем материала книги составил 4000 страниц. Книга посвящена 900 дням блокады. Состоит из двух частей. Повествование основано на реальных документах и свидетельствах: письмах, дневниках и записках блокадников. В книге представлены масштабные эпические картины, на фоне которых ценна каждая человеческая жизнь.

Александр Чаковский «Блокада»

Роман Александра Чаковского «Блокада» посвящен подвигу советских людей в Великой Отечественной войне. Роман-эпопея повествует о событиях, предшествовавших началу войны, о первых месяцах героического сопротивления на подступах к Ленинграду, о наиболее напряженном периоде войны – осени 1941 года, когда враг блокировал город Ленина и стоял на подступах к Москве. Роман состоит из пяти частей. Автор раскрывает коренные причины чудовищной битвы, навязанной черным фашизмом советскому народу. Вторая книга романа по времени относится к июлю и августу 1941 года, когда тяжелые бои шли на подступах к Ленинграду. Третья и четвертая книги посвящены наиболее напряженным сражениям за Ленинград, развернувшимся осенью 1941 года.

Заключительная книга романа охватывает период с конца ноября 1941 года по январь 1943 года и повествует о создании Ладожской ледовой «Дороги жизни», беспримерном героизме и мужестве ленинградцев, отстоявших свой город, о прорыве блокады зимой 1944 года.

Одно из немногих произведений советского периода, где достаточно подробно отражены неудачи первых месяцев войны и неспособность К.Е. Ворошилова организовать оборону города. Роман лег в основу сценария одноименного фильма.

Михаил Чулаки «Вечный хлеб»

События, описанные в повести «Вечный хлеб», происходят в ранние 80-е годы прошлого века, в Ленинграде. Главный герой пятилетним мальчиком потерялся в блокадном городе, не помня ничего, кроме имени. Добрые люди подобрали ребенка, поместили в приют, где ему дали новую фамилию. Далее эвакуация, потом возвращение в родной город, жизнь в детдоме, получение профессии. Голодное детство повлияло на выбор профессии – он стал поваром. И вот герою уже за 40. Внешне у него все благополучно: есть и работа, и отдельная квартира, но его самое большое желание – найти свои корни – до сих пор не исполнилось. Однажды, проходя мимо дома, он отчетливо вспомнил, что жил здесь, когда был маленьким, и начинает поиски .

..

Николай Чуковский «Балтийское небо»

Николай Корнеевич с начала войны участвовал в обороне Ленинграда во время блокады. Он работал над произведением с 1946 до 1954 года. Чуковский хотел поделиться с читателем пережитым. Он работал военным корреспондентом при аэродроме и часто летал вместе с пилотами, которые своим героизмом вдохновили его на книгу.

Роман Николая Чуковского рассказывает о подвигах летчиков Балтфлота. Все герои книги — реальные герои тех событий. История повествует о летчиках, их борьбе за свободу своего народа. В центре романа трагическая судьба морских летчиков эскадрильи капитана Рассохина.

Один за другим гибнут летчики в героической схватке с врагом. Остается один только Лунин, носитель и продолжатель боевых действий части, на долю которого выпадает задача обучить и воспитать новое поколение летчиков. В романе отлично раскрыта характерная особенность Великой Отечественной войны — рост советского человека, его боевого умения, патриотического сознания.

Роман последовательно воспроизводит ход боев и работу тружеников тыла в условиях Ленинградского фронта. Духовная сила советского народа воплощена не только в образах защитников «балтийского неба», но и во всех остальных героях этого романа, характерной особенностью которого является отсутствие отрицательных персонажей.

Судьба героев нелегкая, жизненный путь большинства короток, но роман учит быть верным Родине и идее, за которую борется страна.

Роман выдержал несколько изданий, переведен на иностранные языки.

Олег Шестинский «Блокадные новеллы»

Олег Шестинский в детстве пережил блокаду. Имеет медаль «Житель блокадного Ленинграда». Окончил Ленинградский университет по специальности филолог-болгарист, учился в Софийском университете. В течение 15 лет был первым секретарём Ленинградской писательской организации.

В его книгу вошли рассказы о людях, на долю которых выпали нелегкие испытания блокадой. Особое место занимает тема нравственного становления подростков, переживших суровые дни в блокадном Ленинграде.

Артем Драбкин «Я защищал Ленинград»

8 сентября 1941 г. немецкие войска захватили город Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы и блокировав Ленинград с суши. Началась блокада Ленинграда. К 18 сентября немецкие войска захватили Пушкин, Красное Село, Слуцк и в районе Петергофа вышли к Финскому заливу, остановившись в пригородах Ленинграда. Внутри кольца оказались практически все силы Балтийского флота, большая часть Ленинградского фронта и около 3 миллионов мирных жителей. Но город жил! В течение 827 дней, испытывая острую нехватку продовольствия, под ежедневными ожесточенными бомбардировками и артиллерийским огнем бойцы Ленинградского фронта, Балтийского флота и жители города не только защищали город, но и продолжали трудиться на заводах, выпуская оружие и боеприпасы, необходимые для обороны города.

Книга Артема Драбкина – это простые и бесхитростные рассказы пехотинцев и артиллеристов, летчиков и моряков, танкистов и саперов, простых жителей Ленинграда, всех тех, кто по праву может сказать: «Я защищал Ленинград!».

Елена Чижова «Город, написанный по памяти»

«Город, написанный по памяти» – роман-расследование, в котором Петербург становится городом памяти: личной, семейной, исторической. Елена Чижова по крупицам восстанавливает захватывающую историю своей семьи. Графская горничная, печной мастер, блестящая портниха, солдат, главный инженер, владелица мануфактуры и девчонка-полукровка, которая «травит рoманы» дворовым друзьям на чердаке, – четыре поколения, хранящие память о событиях ХХ века, выпавших на долю ленинградцев: Гражданская война, репрессии 1930-х годов, блокада, эвакуация, тяжкое послевоенное время.

Игорь Вишневецкий «Ленинград»

Произведение «Ленинград» написано как экспериментальная повесть.

«Ленинград» создан как философско-психологическое повествование и содержит в себе элементы исследовательской прозы: цитаты из подлинных документов, историко-лингвистические реконструкции и лирическую поэзию. Время действия повести — первые восемь месяцев немецкой блокады. Герои повести – старая русская интеллигенция, которая под напором обстоятельств «превращается» в «нового советского человека». Книга написана в виде дневника главных героев: Глеба Альфы и Веры Беклемешевой. Повесть была удостоена премий журнала «Новый мир» и «Новая словестность – 2012».

Блокаду Ленинграда в годы Великой Отечественной войны смело можно назвать одной из величайших трагедий XX века. Только по официальным данным, озвученным на Нюрнбергском процессе, за 900 дней от голода, артобстрелов и бомбежек погибло 632 тысячи человек из 3 миллионов жителей Ленинграда.

Ленинградцам пришлось очень нелегко. И тем, кто выживал под артобстрелами и авианалетами, страдая от голода. И тем, кто проливал кровь на Невском пятачке, борясь до последнего за каждую пядь земли. Но в итоге, несмотря на чудовищные потери, они выстояли.

Все представленные мною книги имеются в фонде Центральной районной библиотеки.

Приглашаем посетить библиотеку и познакомиться с ними.

Библиограф 2 категории

сектора справочно-библиографической работы

Ольга Елькина

Блокадный Ленинград — «город воинствующей поэзии»

«В течение девятисот дней блокады Ленинград оставался не только городом вооруженной борьбы, но и городом воинствующей поэзии — в широком смысле этого слова. Лед, пламень и холод, мрак и горечь не могли отрицать его неповторимую одухотворенную поэзию, которая давалась ему веками и продолжала вдохновлять его поэтов, художников и музыкантов… Николай Тихонов говорит, вспоминая то время, что эмоциональное, ободряющее стихотворение было иногда важнее рассказа или листовки», — написано в книге Литературный Ленинград в дни блокады (1973), цифровая копия которого имеется в Электронном читальном зале Президентской библиотеки.

В первые дни войны на фронт ушло около 150 ленинградских писателей — около половины членов городского отделения Союза писателей СССР. 27 июня 1941 года Военный совет Северного фронта и горком ВКП(б) приняли решение о создании Ленинградской армии народного ополчения. Тысячи ученых, деятелей литературы и искусства, учителей и врачей подали заявления о включении в Народное ополчение. Среди них было 80 писателей.

6 июля состоялся митинг писателей-волонтеров. Они заявили о своей готовности с оружием в руках защищать родной город. Сформировали «писательский взвод» (1-й батальон, 1-й полк, дивизия народного ополчения Дзержинского района). В него входили Виктор Бакинский, Александр Бартен, Юрий Слонимский, Исаак Ямпольский, Павел Журба (Пантелеймон Скрипников), Арсений Островский и другие. «Штат взвода был довольно разношерстный», — вспоминал впоследствии о работе писательского отряда поэт и писатель Николай Новосёлов. — «Трудно представить коллектив людей, более непохожих друг на друга внешне и характерами, возрастом и жизненным опытом, творческими идеями и вкусами. Были маститые прозаики, романы и рассказы которых выходили не раз , — и писатели, не напечатавшие первой книги… Поэты, экспансивные в проявлениях своих чувств, — и дипломированные профессора, и литературоведы». Писательским отрядом руководил батальонный комиссар Сергей Семенов, писатель, участник Челюскинской экспедиции.

Через несколько дней писательский взвод перешел в состав 1-й Кировской дивизии народного ополчения. Вскоре, 12 июля, дивизия заняла позиции на Лужском рубеже обороны. Затем участвовал в ожесточенных боях на подступах к Ленинграду.

Писатели сражались, защищая пострадавший от бомб и снарядов город. Они же писали стихи, способные зажечь искру надежды в сердцах ленинградцев даже в первую суровую и морозную блокадную зиму.

В суровые декабрьские дни 1941 января Николай Тихонов призвал ленинградцев не сдаваться и верить в победу.

Поэту вторила Вера Инбер, приехавшая в Ленинград с мужем накануне начала Блокады, в конце августа 1941 года. Поэт выступал по радио, на заводах, уходил на фронт. С октября 1941 года по ноябрь 1943 года она создавала свою поэму скорби и всепобеждающей силы духа — Пулковский меридиан.

Почти полный писательский взвод составил редакцию дивизионной газеты За Советскую Родину . Эта газета выходила регулярно в июле — сентябре 1941 года. Вначале она выпускалась в выездной типографии, оборудованной в кузове грузовика, затем в типографии пушкинской городской газеты. В нем были статьи и переписка, репортажи и литературные очерки опытных журналистов, а также заметки солдат, командиров и политработников.

Ленинградская правда 9В газете «0004» — печатном органе Ленинградского обкома и горкома ВКП(б), областного и городского Совета депутатов трудящихся публиковались также труды солдат и офицеров Ленинградского фронта. Было, например, стихотворение лейтенанта Николая Евстифеева « Дорога », изданное 2 декабря 1941 г.

После расформирования Ленинградской армии народного ополчения в сентябре 1941 г. Армии и Флота, а также в других газетах, в том числе фронтовых изданиях. Таким образом, Николай Новосёлов стал работать в Газета «Смена» . Владимир Лифшиц стал политруком командира стрелкового батальона на Ленинградском фронте. Многие писатели стали рядовыми солдатами, политруками, военачальниками.

Телеграфное агентство Советского Союза приняло на работу Геннадия Гора, Евгения Люфанова, Петра Оифу, Юрия Слонимского, Павла Лукницкого, Исаака Ямпольского и других. Николай Глейзаров и Михаил Дудин стали специальными корреспондентами газеты 23-й Армии «Знамя Победы» . Лев Успенский, Николай Чуковский, Александр Штейн работали в военно-морских газетах Балтийского флота.

Многие писатели участвовали в выпуске газеты «На страже Родины» , единственного издания Ленинградского военного округа, выходящего 6 раз в неделю. Их фронтовые репортажи доступны на портале Президентской библиотеки, где размещены электронные копии номеров газеты.

Ленинградская правда 9Газеты 0004 и «Смена» издавались в Ленинграде во время войны. Издание журналов «Звезда » и «Ленинград » возобновилось после первой блокадной зимы. Летом 1942 года в «Звезде » был опубликован большой очерк Иеремии Айзенштока и Александра Бартена — Ополченцы, , написанный в Сестрорецке осенью 1941 года и вдохновленный июльскими и августовскими боями.

Образ бравого солдата Васи Теркина был создан поэтами Александром Твардовским, Николаем Щербаковым и художниками Вениамином Брискиным и Василием Фомичевым еще во время Зимней войны (1939–1940). Художник Борис Лев, поэты Михаил Дудин, Александр Прокофьев и другие авторы оживили этого персонажа во время Блокады. Помимо авторского коллектива, стихи о похождениях Тёркина сочиняли и присылали в редакцию газеты «На страже Родины» солдаты и командиры Ленинградского фронта. Подвиги Тёркина были оформлены как своего рода комиксы.

Конечно, создавали и публиковали свои произведения не только поэты, но и прозаики, но реже, откладывая свои переживания на послевоенные времена. Ленинградская правда Газета от 25 апреля 1942 года (электронная копия представлена ​​на портале Президентской библиотеки) опубликовала статью о романе Виссариона Саянова Ленинградское небо . Автор делится своим замыслом: «28 лет назад герои романа — первые русские летчики скрестили в воздухе свое оружие с оружием немецких «асов». <...> На исходе жизни герои романа встретиться со старым врагом.Выросло новое поколение героических авиаторов.Они обеспечивают наше господство в воздухе огнем и тараном.Они главные герои романа о ленинградском небе.Но и люди старого поколения тоже нашли свое место в великой битве».

Прозаик, поэт, журналист Павел Лукницкий подсчитал, что из более чем 300 членов ленинградского отделения Союза писателей СССР 107 находились в армии, более 60 были эвакуированы, а 53 должны быть эвакуированы, осталось около 30 в городе. Но они каждый день (каждый по-своему) сражались с врагом, приближая долгожданный День Победы.

Настоящим подвигом были смелые радиопередачи поэтессы Ольги Берггольц. Она стала «сестрой по гневу и печали» для тысяч ленинградцев, окруженных стальным кольцом вражеских войск. Она почти ежедневно вещала из Дома Радио. Позже ее рассказы вошли в книгу Ленинград рассказывает . Ее трогательные и справедливые стихи шли из самого сердца блокадного Ленинграда ( Ленинград: Стихи и поэмы , 1944). Пользователь Интернета может открыть для себя новые грани этих стихотворений на портале Президентской библиотеки.

Жители блокадного Ленинграда, число которых, увы, с каждым годом становится меньше, вспоминают, что мягкий проникновенный голос поэта прозвучал по радио в блокадном городе, стал родным. Не было ни тепла, ни света, ни еды, и только этот голос вселял в людей надежду. Действительность была настолько жестока, что казалось, что люди далеки от поэзии. Но Берггольц писал так, что стихи становились точкой опоры для каждого слушателя.

В самом начале приведенной выше книги « Литературный Ленинград в дни блокады » содержится трудно отрицаемая мысль: «Эмоциональное, ободряющее стихотворение было иногда важнее рассказа или листовки. такая же особенность литературного процесса тех лет. Она искренне считала, что главное место занимает поэзия. На самом деле поэзия выполняла главные функции всего искусства, особенно в первую блокадную зиму».

 

Leningrad (2009) — IMDb

  • Cast & crew
  • User reviews

IMDbPro

  • 20092009
  • RR
  • 1h 50m

IMDb RATING

6.0/10

4.7K

YOUR RATING

Воспроизвести трейлер1

:

59

1 Видео

19 Фото

ДрамаВойна

Зима 1941 года. Город, опустошенный во время Второй мировой войны, вторгается в Советский Союз. Иностранных журналистов быстро эвакуируют, но в царящем хаосе… Читать всеЗима, 1941. Бушует Вторая мировая война, когда нацистские войска вторгаются в Советский Союз и осаждают разрушенный город Ленинград. Иностранных журналистов быстро эвакуируют, но в царящем хаосе остается Кейт Дэвис. Зима 1941 года. Бушует Вторая мировая война, когда нацистские войска вторгаются в Советский Союз и осаждают разрушенный город Ленинград. Иностранных журналистов быстро эвакуируют, но в возникшем хаосе остается Кейт Дэвис.

РЕЙТИНГ IMDb

6.0/10

4.7K

YOUR RATING

  • Director
    • Aleksandr Buravskiy
  • Writers
    • Aleksandr Buravskiy
    • Chris Solimine(uncredited)
  • Stars
    • Mira Sorvino
    • Armin Mueller-Stahl
    • Olga Sutulova
  • Режиссер
    • Александр Буравский
  • Сценаристы
    • Александр Буравский
    • Крис Солимин(в титрах)
  • Stars
    • Mira Sorvino
    • Armin Mueller-Stahl
    • Olga Sutulova
  • See production, box office & company info
    • 29User reviews
    • 7Critic reviews
  • See more at IMDbPro
    • Награды
      • 2 номинации

    Видео1

    Трейлер 1:59

    Смотреть Атака на Ленинград

    Фото19

    Лучшие актеры

    Mira Sorvino

    • Kate Davis

    Armin Mueller-Stahl

    • Fon Leeb
    • (as Armin Myuller Shtal)

    Olga Sutulova

    • Nina Tsvetkova

    Gabriel Byrne

    • Parker
    • (как Гебриэль Бирн)

    Михаил Ефремов

    • Омельченко

    Александр Абдулов

    • Чигасов

    Владимир Ильин

      0089 Malinin

    Alyona Stebunova

    • Sonya Krasko

    Sergey Koltakov

    • Zhdanov

    David Verrey

    • Finli
    • (as Devid Verrey)

    Viktor Smirnov

    • Tolkunov

    Vadim Логинов

    • Юра Краско (в детстве)

    Марат Башаров

    • Юра Краско

    Жанна Нестеренко

    • Sima Krasko (v detstve). ..
    • (as Zhanna Kostenko)

    Aleksandra Kulikova

    • Sima Krasko

    Luiza Mosendz

    • Vozdvizhenskaya

    Aleksandr Polovtsev

    • Pavlov

    Valentina Talyzina

    • Валентина
    • Режиссер
      • Александр Буравский
    • Сценаристы
      • Александр Буравский
      • Крис Солимин(в титрах)
    • All Cast & Crew
    • Производство, касса и многое другое на IMDBPRO

    больше, как это

    Женские агенты

    Warsaw’s44

    Lauf Junge Lauf

    .

    Танкисты

    В Транзите

    Криминальная армия

    Редбад

    Последний рубеж

    Святые и солдаты

    Зима в военное время

    Сюжетная линия

    5
    • Связи

      Отредактировано из Ленинграда (2007)

    Обзоры пользователей29

    Обзор

    Избранный обзор

    3/

    10

    2 Топовый фильм 5

    0

    Если вы хотите смотреть его из-за эпического театра военных действий — блокады Ленинграда — не смотрите. Как военный фильм это полная ШУТКА — от плохих спецэффектов до режиссера с нулевым пониманием реальности: в одной сцене 20 немцев бегут навстречу 20 закопанным русским. Русские контратакуют, выбегая и бегая к немцам. Они стреляют один раз, а затем атакуют, немцы делают то же самое, как бой гражданской войны, а затем у нас рукопашный бой этих 40 человек?!?!? А это битва на Ленинградском фронте. Хочешь увидеть больше, вот и все, переходи к актерскому мастерству.

    Актерское мастерство — 2 курс. Вы увидите 2 звезды, Габриэля Бирна и Миру Сорвино, уставших и проходящих через механику актерского мастерства. Хорошее выступление ребят и Ольги Сутуловой.

    Ох, но подождите, вы говорите! Это великая драма, эпос человеческих страданий и выносливости, поэтому я буду смотреть ее! Да, но этот фильм не отражает блокаду Ленинграда, когда погибло 1,5 миллиона человек. Он лишь поверхностно описывает 872 дня храбрости, самопожертвования и полного ужаса, которыми была осада.

    Настоящая проблема с фильмом в том, что после его просмотра я злюсь на эпическую историю, рассказанную мне любителями, потому что именно так я себя чувствую в конце. (За исключением детей и девочек -милиции)

    Полезно • 68

    29

    • Nikolobg
    • 15 мая 2010 г.

    . Страны происхождения

    • Россия
    • Великобритания
  • Languages ​​
    • Russian
    • English
    • German
  • Also known as
    • Attack on Leningrad
  • Filming locations
    • Russia
  • Production companies
    • Perviy Kanal
    • Leningrad Prodakshn
    • Кинокомпания Нон-Стоп Продакшн
  • Больше информации о компании на IMDbPro
  • Кассовые сборы

    Технические характеристики

    • Runtime

      1 hour 50 minutes

    • Color
    • Sound mix
      • Dolby Digital
    • Aspect ratio
      • 2.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *