Ответ лермонтов: Михаил Лермонтов — Ответ: читать стих, текст стихотворения полностью

«К гению» Стих М. Ю. Лермонтова

Когда во тьме ночей мой, не смыкаясь, взор
Без цели бродит вкруг, прошедших дней укор
Когда зовет меня, невольно, к вспоминанью:
Какому тяжкому я предаюсь мечтанью!..

О сколько вдруг толпой теснится в грудь мою
И теней, и любви свидетелей!.. Люблю!
Твержу забывшись им. Но полный весь тоскою
Неверной девы лик мелькает предо мною…
Так, счастье ведал я, и сладкий миг исчез,
Как гаснет блеск звезды падучей средь небес!

Но я тебя молю, мой неизменный Гений:
Дай раз еще любить! Дай жаром вдохновений
Согреться миг один, последний, и тогда
Пускай остынет пыл сердечный навсегда.
Но прежде там, где вы, души моей царицы,
Промчится звук моей задумчивой цевницы!

Молю тебя, молю, хранитель мой святой,
Над яблоней мой тирс и с лирой золотой
Повесь и начерти: здесь жили вдохновенья!

Певец знавал любви живые упоенья…
…И я приду сюда, и не узнаю вас,
О струны звонкие! ……………
………………
………………

Но ты забыла, друг! Когда порой ночной
Мы на балконе там сидели. Как немой,
Смотрел я на тебя с обычною печалью.
Не помнишь ты тот миг, как я, под длинной шалью
Сокрывши, голову на грудь твою склонял –
И был ответом вздох, твою я руку жал –
И был ответом взгляд и страстный и стыдливый!
И месяц был один свидетель молчаливый
Последних и невинных радостей моих!..
Их пламень на груди моей давно затих!..

Но, милая, зачем, как год прошел разлуки,
Как я почти забыл и радости и муки,
Желаешь ты опять привлечь меня к себе?..
Забудь любовь мою! Покорна будь судьбе!
Кляни мой взор, кляни моих восторгов сладость!..
Забудь!.. Пускай другой твою украсит младость!..

Ты ж, чистый житель тех неизмеримых стран,
Где стелется эфир, как вечный океан,
И совесть чистая с беспечностью драгою,
Хранители души, останьтесь ввек со мною!
И будет мне луны любезен томный свет,
Как смутный памятник прошедших, милых лет!.

.

ПОЭЗИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА: Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ

3 (15) октября 1814 года родился Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841), великий русский поэт. 205 лет со дня рождения

«На Руси явилось новое могучее

дарование – Лермонтов»

В. Г. Белинский

Уникальность лермонтовского гения вошла в историю русской литературы и обогатила культуру нашего народа, продолжив дело Пушкина, зачинателя русской литературы и создателя нашего современного литературного языка. За свою короткую жизнь – как известно, поэт не дожил даже до 27 лет – Лермонтов совершил такой творческий подвиг, что его имя по праву было поставлено Белинским сразу после имени Пушкина и рядом с именем Гоголя. По словам же Дмитрия Лихачёва «… уже в день смерти Лермонтова раздались голоса, что этот поэт в развитии своего таланта пошёл бы дальше Пушкина». А Л. Н. Толстому народная молва приписывает такие слова: «Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были ни я, ни Достоевский».

А устная легенда порой бывает выразительнее, чем иные документы…

Родился Михаил Юрьевич Лермонтов в ночь со 2 на 3 октября (14-15 н.с.) в Москве. Отец – отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи, мать была из рода Столыпиных. Воспитывала будущего поэта бабушка Е. Арсеньева в своём имении в селе Тарханы Пензенской губернии, потому что маленький Миша очень рано потерял свою мать (мальчику было всего 3 года), а с отцом пришлось жить в разлуке. Бабушка делала всё для единственного обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернёров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, играл на многих музыкальных инструментах. В 14 лет был зачислен в Московский университетский благородный пансион – одно из лучших учебных заведений России, где юный Михаил понял, что поэзия – его призвание. В пансионе написал много стихов и поэм:

«Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Олег», «Два брата» и другие, начал писать
«Демона»,
над которым будет работать почти до конца жизни.

 1830-й – год поступления в Московский университет, но неудовлетворённость Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными дерзкими ответами студента привели к тому, что пришлось покинуть университет. В 1932 году Лермонтов поступает в Школу юнкеров, по окончании которой его производят в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Однако большую часть жизни Лермонтов проводит в Петербурге, впервые почувствовав себя свободным. Его наблюдения за жизнью светского общества легли в основу драмы «Маскарад» (1835), где поэт критикует те нравы; в это же время начинает писать роман

«Княгиня Лиговская», не переставая, конечно же, при этом писать стихи.

Известие о гибели Пушкина потрясло Лермонтова, и на следующий же день он пишет стих «На смерть поэта», а через неделю – заключительные 16 строк, которые сразу сделали его известным. Эти пронзительные, очень смелые строки переписывались и заучивались наизусть:

 А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – всё молчи!

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед,

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Стихотворение «Смерть поэта» выразило народное горе и негодование, и было первым откликом на горестное событие, которое потрясло всю мыслящую Россию.

Лермонтов обличал высший свет, погубивший русского гения, и это стало причиной его ареста и дальнейшей ссылки на Кавказ. Находясь под арестом, поэт написал несколько стихотворений: «Узник», «Сосед», «Молитва», «Желанье», «Бородино». Кавказские темы и образы нашли тоже широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе «Герой нашего времени» (1838). Они запечатлены и в картинах Лермонтова: гениальный поэт был ещё и одарённым живописцем. (К слову сказать, Лермонтов был одарён ещё удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, на флейте, пел, сочинял музыку на собственные стихи). А любимый герой Лермонтова
Мцыри
из одноимённой поэмы, которую поэт написал во время этой первой ссылки, – самое полное воплощение его положительного идеала. Юный послушник (по-грузински – мцыри), рвущийся из монастырского плена к родным горам, полон жажды жизни и готов отстаивать в мужественной борьбе свою свободу. Таков сам Лермонтов: гордый, свободолюбивый, независимый, готовый всегда отстаивать свою честь.

Далее следует кратковременный возврат поэта в Петербург благодаря хлопотам любящей бабушки и ходатайству Жуковского. Лермонтов становится близок петербургским литераторам: посещая поэтические вечера, он встречается с Жуковским, Тургеневым, Белинским. В прогрессивных кругах в нём видели надежду русской литературы.

Но в марте 1840 года за дуэль с сыном французского посла Лермонтов был отправлен снова на Кавказ в действующую армию. Участвовал в военных действиях, «исполняя возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием». В начале февраля 1841 года, получив двухмесячный отпуск, приехал в Петербург, надеясь получить отставку и остаться в столице. Но и в этом ему было отказано, как и в награде за смелые действия в боях на Кавказе. Более того, ему было предписано в течение 48 часов покинуть столицу и следовать в свой полк на Кавказе.

Повторное изгнание поэта, чувство одиночества, разочарование в любви (неоднократно испытанная боль от неразделённой любви, неверие в возможность счастья), осознание бессмысленности жизни без веры – всё это, можно предположить, послужило рождению этих строчек:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!. . Что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят – все лучшие годы!

 

Любить… но кого же:?.. на время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно…

 

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –

Такая пустая и глупая шутка…

 1840

В этих строчках содержится как бы горькая исповедь-самопознание поэта. Ведь каждое сказанное Лермонтовым слово не надуманное, а пережитое и выстраданное.

 Следуя к месту второго предписания, Лермонтов остановился в Пятигорске, где получил разрешение задержаться для лечения минеральными водами. Здесь он написал свои последние стихи: «Спор», «Сон», «Утёс», «Тамара», «Свиданье», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу» и другие. Здесь же встретил своих старых приятелей, в числе которых был и его товарищ по Школе юнкеров Н. Мартынов. Мартынов втайне завидовал Лермонтову и относился к нему недоброжелательно, хотя внешне отношения между ними выглядели вполне приятельскими. На одном из вечеров Лермонтов остроумно подшучивал над заносчивым и обидчивым Мартыновым. Задетый шутками Лермонтова, которые показались ему язвительными, Мартынов вызвал поэта на дуэль. Поединок состоялся 15 июля 1841 года у подножия горы Машук и закончился трагической гибелью поэта. «Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу», – писал тогда Белинский.

Жизнь М. Ю. Лермонтова оборвалась очень рано, но за свою короткую жизнь поэт много успел написать. Почти всё написанное Лермонтовым, вплоть до самых интимных лирических стихотворений, – исторический документ, а поэмы и драмы, и в особенности проза – художественная летопись его времени.

Постоянно возвращаясь к наследию великого поэта, вникая в каждое его слово, мы постигаем духовное богатство русского языка. Мы ценим в его творчестве не только силу его протеста против существующей действительности, его смелость, но и веру в лучшее будущее, горячую любовь к народу и природе родной страны. Лермонтов – среди тех, кто заслуживает нашей вечной благодарности, нашего самого пристального внимания, самой горячей любви. Поэтому совсем неслучайно великому русскому поэту посвящена выставка в Центре чтения. Обширный материал по жизни и творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова, которым располагает отдел, позволит вызвать интерес и радость открытия «своего» Лермонтова. Произведения поэта представлены как в многотомных Собраниях сочинений, так и во множестве Избранных произведений. Книги о Лермонтове известных лермонтоведов, в том числе И. Л. Андроникова и П. А. Висковатова, отдавших много сил и времени изучению его жизни и творчества, воспоминания современников, друзей и близких приблизят к нам поэта во всём его многообразии, в его живых и резких противоречиях, в его страстях, капризах и недостатках. Они приоткроют завесу над тайной жизни и творчества великого поэта и, несомненно, помогут нашим читателям во многом по-иному понять своеобразие его произведений.

 Приглашаем всех желающих на выставку и представляем наиболее интересные издания:

 

Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в четырёх томах. – Ленинград : Наука, 1980.

В надзаголовке: АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом).

 Т.1. Избранные стихи поэта.

 Т.2. Поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Последний сын вольности», «Ангел смерти», «Хаджи Абрек», «Беглец», «Демон», «Мцыри» и другие.

 Т.3 Драмы «Цыганы», «Испанцы», «Странный человек», «Маскарад», «Два брата» и другие.

 Т.4 Проза: «Княгиня Лиговская», «Ашик-Кериб», «Герой нашего времени», «Кавказец»; письма Лермонтова.

 

Лермонтов М. Ю. Избранные произведения. – Пермь : Книжное издательство, 1983. – (Юношеская библиотека).

В сборник вошли избранные стихи поэта, поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри», «Демон», а также роман «Герой нашего времени» и драма «Маскарад».

 

Лермонтовская энциклопедия. – Москва : Советская энциклопедия, 1981. – 784 с. : ил. В надзаголовке: Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Научно-редакционный совет издательства.

«Лермонтовская энциклопедия» знакомит читателя со всеми сторонами творческого наследия Лермонтова и его биографии. В книге имеются статьи, посвящённые каждому произведению поэта, вопросам поэтики, лермонтовскому окружению, памятным местам. Книга отражает также связи Лермонтова с русской и мировой литературой, рассказывает о преломлении лермонтовских тем и образов в живописи и музыке, театре, кино. Издание иллюстрируется рисунками самого поэта и русских художников на лермонтовские сюжеты.

 

Гусляров Е. Н., Карпухин О. И. Лермонтов в жизни: Систематизированный свод подлинных свидетельств современников / вступит. ст. Д. С. Лихачёва. – Калининград : Янтарный сказ, 1998.

Книга представляет собой документальный роман-хронику. Особая привлекательность этого жанра в том, что в нём сохранена захватывающая мощь свидетельского показания, авторитет слова очевидца. Главная цель книги – создать всесторонний, объёмный образ Лермонтова. Она рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей литературы в целом и жизнью великого русского поэта, в частности.

 

Марченко А. М. Лермонтов / Алла Марченко. – Москва : АСТ : Астрель, 2010.

Повествование в книге А. Марченко строит свободно, разрушая стереотипы и устаревшие суждения, но строго придерживаясь маршрута судьбы и масштаба личности поэта. Книга дополнена фотографиями Михаила Лермонтова, его родных, близких, а также рисунками поэта и иллюстрациями известных художников к его произведениям.

 

Тайны гибели Лермонтова : хрестоматия версий. – Москва : Гелиос АРВ, 2006.

Тайна – непременный «оппонент» всех биографий поэта, которые жаждут пролить свет на события дуэли и её причины, не раскрытые и не объяснённые временем. Тернистый путь к разгадке гибели Лермонтова вымощен не только прозрениями и верными догадками, но и ошибками и заблуждениями. Крупицы истины приходится провидеть в нагромождении противоречивых мнений и предположений. Составители книги предлагают читателю уникальную хрестоматию наиболее значимых и оригинальных версий гибели Лермонтова, частью собранных по малодоступным периодическим изданиям, авторы которых в споре между собой приводят свои доводы и суждения.

Для школьников, студентов, аспирантов, преподавателей, а также широкого круга читателей.

 

Кормилов С. И. Поэзия М. Ю. Лермонтова : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – Москва : Издательство МГУ, 2000. – (Перечитывая классику).

Книга содержит разборы произведений, включённых в программы для поступающих на гуманитарные факультеты вузов. Вместе с тем даётся характеристика М. Ю. Лермонтова как человеческой и творческой индивидуальности, определяются особенности его мировоззрения и художественной манеры, отмечаются основные вехи жизненного и творческого пути поэта. В книге говорится и о таких сторонах биографии и творчества Лермонтова, к которым редко обращалось литературоведение советской поры (отношение к религии, бытовое поведение, те или иные слабости классических лермонтовских произведений).

Пособие адресовано старшеклассникам, абитуриентам, студентам, учителям.

 

Приглашаем любителей поэзии в Центр чтения!

Следующая выставка будет посвящена жизни и творчеству Александра Блока, день рождения которого будет отмечаться 16 (28 н.с.) ноября.

ЧИТАЙТЕ И ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ РУССКУЮ КЛАССИЧЕСКУЮ ПОЭЗИЮ!

Тест с ответами: «Творчество М.Ю.Лермонтова»

I вариант.

1. Год рождения Лермонтова:
а) 1815
б) 1814 +
в) 1799

2. Детство писателя прошло в:
а) Тарханах +
б) Абрамцево
в) Пенатах

3. Кто воспитывал писателя:
а) тётя
б) папа
в) бабушка +

4. В какое учебное заведение в 1830 году поступил Лермонтов:
а) в Московский университет +
б) в Петербургскую академию
в) в Царскосельский лицей

5. После какого произведения к Лермонтову пришла популярность:
а) “Герой нашего времени”
б) “Парус”
в) “Смерть поэта” +

6. Лермонтов посвятил стихотворение “Смерть поэта”:
а) всем русским поэтам того времени
б) Пушкину +
в) Жуковскому

7. Как называется горный массив, столь любимый Лермонтовым и сыгравший в его жизни немаловажную роль:
а) Альпы
б) Уральские горы
в) Кавказ +

8. Из первой ссылки писатель возвращается благодаря бабушке и заступничеству:
а) Жуковского +
б) Ермолова
в) Бенкендорфа

9. Причина, по которой Лермонтова отправили во вторую ссылку:
а) критика императора
б) сатирический стих о России
в) дуэль с сыном французского посла +

10. Какое из представленных произведений не принадлежит Лермонтову:
а) “Бородино”
б) “Руслан и Людмила” +
в) “Мцыри”

11. Где и как погиб писатель:
а) в Пятигорске на дуэли +
б) в Тарханах от болезни
в) в бою при Валерике

12. Данное произведение сделало Лермонтова знаменитым:
а) «Парус»
б) «Герой нашего времени»
в) «Смерть поэта»+
г) «Маскарад»

13. В каком возрасте погиб Лермонтов:
а) 26 лет +
б) 20 лет
в) 30 лет

14. Обозначение слова “Мцыри”:
а) рыцарь
б) имя
в) постриженик +

15. В чем Мцыри упрекает монаха:
а) в том, что тот его спас и воспитал, и ему пришлось вырасти вдали от близких, не зная ни отца, ни матери и томясь постоянной тоской +
б) в том, что тот позволил русскому генералу его оставить
в) в том, что тот оставил его послушником в монастыре и учил ни о чем не думать, кроме Бога

16. Печорин в произведении “Герой нашего времени” был ветераном этой войны:
а) Русско – турецкой
б) Кавказской +
в) Крымской

17. О чем рассказывается в новелле “Бэла” произведения “Герой нашего времени”:
а) о контрабандистах
б) о том, как Печорин стреляется на дуэли с Грушницким
в) о том, как Печорин от скуки влюбляет в себя красивую дикарку, которую потом в отместку закалывает враг Печорина Казбич +

18. Где происходит действие новеллы “Княжна Мери” в произведении “Герой нашего времени”:
а) в Кишеневе
б) в Пятигорске +
в) в Кисловодске

19. Последняя новелла “Фаталист” произведения “Герой нашего времени”, названа в честь:
а) Печорина
б) Максима Максимовича
в) Вулича +

20. Кто произносил воодушевляющую речь перед солдатами в стихотворении “Бородино”:
а) штаб – генерал
б) полковник +
в) капитан

II вариант.

1. Годы жизни Михаила Юрьевича Лермонтова:
а) 1814—1841 гг. +
б) 1824—1849 гг.
в) 1812—1837 гг.

2.Где родился поэт?
а) В Москве+
б) В Пятигорске
в) В Петербурге
г) В Тарханах

3. Согласно стихотворению ” Бородино”, “удалым боем” названо:
а) рукопашная схватка +
б) ружейные залпы
в) орудийная перестрелка

4. Каков был финал боя в произведении “Бородино”:
а) стороны побили друг друга и разошлись
б) русские отступили +
в) русские погнали врага

5. Выберите год написания стихотворение “Три пальмы”:
а) 1834
б) 1828
в) 1838 +

6. В каком журнале впервые было опубликовано это стихотворение:
а) “Современник”
б) ”Отечественные записки” +
в) “Северные цветы”

7. В каком году было опубликовано стихотворение “Три пальмы”:
а) 1840
б) 1845
в) 1839 +

8. Назовите жанр стихотворения “Три пальмы”:
а) мадригал
б) баллада +
в) сонет

9. В каком году было написано стихотворение “Выхожу один я на дорогу”:
а) 1841 +
б) 1842
в) 1836

10. Это стихотворение было впервые опубликовано в:
а) 1843
б) 1841
в) 1842 +

11. Каков размер стихосложения?
И гордый демон не отстанет, Покажет образ совершенства
Пока живу я, от меня, И вдруг отнимет навсегда.
И ум мой озарять он станет И, дав предчувствие блаженства,
Лучом небесного огня. Не даст мне счастья никогда.
а) Ямб. +
б) Хорей.
в) Дактиль.
г) Амфибрахий.
д) Анапест.

12. Какая из данных характеристик общественной жизни точно передает особенности времени формирования Лермонтова-поэта?
а) Начало формирования демократических тенденций
б) Общественный подъем, рост национального самосознания, вызванный войной 1812г.
в) Идеи декабризма.
г) Спад социальной активности и рост пессимизма в общественных настроениях после разгрома восстания 14 декабря 1825г.+

13. Выберите год создания произведения “И скучно, и грустно…”:
а) 1842
б) 1840 +
в) 1850

14. Определите жанр стихотворения “И скучно, и грустно…”:
а) элегия +
б) мадригал
в) послание

15. В данное учебное заведение поступил Лермонтов в 1830 г.6
а) В Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров
б) В Московский университет
в) В Царскосельский лицей
г) В Петербургский университет+

16. Данное произведение сделало Лермонтова знаменитым:
а) «Парус»
б) «Герой нашего времени»
в) «Смерть поэта»+
г) «Маскарад»

17. Данный мотив является основной в творчестве поэта?
а) Усталость
б) Зависть
в) Свобода
г) Одиночество+

18. Что является кульминацией поэмы «Мцыри»?
а) Побег из монастыря
б) Встреча с молодой грузинкой
в) Бой с барсом+
г) Взятие в плен мальчика-горца

19. Лермонтова на дуэли убил:
а) Дантес
б) Мартынов +
в) Барант

20. Какова идея романа «Герой нашего времени»?
а) Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.+
б) Осуждение типической личности дворянского круга и породившей ее социальной среды.

Тест с ответами: «Стихотворения М.Ю.Лермонтова»

1. “И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…” – это цитата из написанного в 1829 г. стихотворения:
а) «Монолог» +
б) «Наполеон»
в) «Мой демон»

2. Афористичное утверждение: «Так жизнь скучна //Когда боренья нет», – начало 22-й строфы стихотворения:
а) «1830. Май. 16 число»
б) «1831-го июня 11 дня» +
в) «Исповедь»

3. В 1832 г. Лермонтов пишет хрестоматийное стихотворение «Парус». Парус – это символ:
а) романтики путешествий и дальних странствий
б) моря
в) одинокого героя, который стремится к переменам +

4. Стихотворение «Бородино», образец патриотической лирики, было написано в честь 25-летнего юбилея знаменитого сражения. Рассказ о Бородинском бое ведется от лица:
а) простого солдата, участника Бородинского сражения +
б) известного генерала, «отца солдатам»
в) историка, изучающего эту битву

5. Закончите цитату из стихотворения «Бородино»: “…Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою”:
а) За Бога и царя!
б) За Бородино!
в) За родину свою! +

6. Известный русский прозаик В. А. Соллогуб сказал: «Смерть … возвестила России о появлении нового поэта Лермонтова»:
а) Александра I
б) Пушкина +
в) Некрасова

7. “Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады умирающим огнем…”
Это строфа из стихотворения, написанного в 1837 г. , когда Лермонтов был под арестом за произведение «Смерть поэта»:
а) «Молитва»
б) «Дума»
в) «Узник» +

8. В стихотворении «Молитва» лирический герой просит Матерь Божию:
а) «окружи счастием душу достойную…» +
б) «за свою … душу пустынную…»
в) «о спасении …перед битвою…»

9. Программное стихотворение «Дума» начинается строчками: «…я гляжу на наше поколенье! / Его грядущее – иль пусто, иль темно…»:
а) с любовью
б) с надеждой
в) печально +

10. Протест против непонимания поэта обществом, считающим право на гражданственность лирики, выразился в стихотворении:
а) «Пророк»
б) «Поэт» +
в) «Дума»

11. В начале 1840 г. Лермонтов пишет стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…». Картинам светского бала, где мелькают «приличьем стянутые маски», где красавицы холодны, знакомые бездушны, автор противопоставляет:
а) картину тех мест, где прошло его детство +
б) бушующее море
в) дикую природу Кавказа

12. В каком стихотворении Лермонтова особенно четко звучит тема поэта и поэзии:
а) «И скучно и грустно»
б) «Пророк» +
в) «Дума»

13. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» Лермонтов пишет: «Уж не жду от жизни ничего я, / И не жаль мне прошлого ничуть…» Что ищет поэт на пустынном и кремнистом жизненном пути:
а) Свободы и покоя +
б) Бурь и борьбы
в) Счастья и любви

14. Укажите количество стоп в стихе: «Сижу за решёткой в темнице сырой…»:
а) 2 стопы
б) 4 стопы
в) 3 стопы +

15. Стихотворение «Три пальмы» вызывает у читателя:
а) чувство горести, наводит на раздумья о добре и зле +
б) интерес к путешествиям
в) сожаление о поступках людей

16. Определите мотив лирики Лермонтова по группам названий стихотворений:
Тема поэта и поэзии:
а) «Желание», «Пленный рыцарь», «Парус»
б) «Смерть поэта», «Поэт», «Нет, я не Байрон…» +
в) «И скучно, и грустно», «Монолог», «Выхожу один я на дорогу»

17. Определите мотив лирики Лермонтова по группам названий стихотворений:
Любовная лирика:
а) «Желание», «Пленный рыцарь», «Парус»
б) «И скучно, и грустно», «Монолог», «Выхожу один я на дорогу»
в) «Я к вам пишу», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Но я вас помню» +

18. Определите мотив лирики Лермонтова по группам названий стихотворений:
Тема родины:
а) «И скучно, и грустно», «Монолог», «Выхожу один я на дорогу»
б) «Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия» +
в) «Желание», «Пленный рыцарь», «Парус»

19. Определите мотив лирики Лермонтова по группам названий стихотворений:
Вольнолюбивая лирика:
а) «Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия
б) «Я к вам пишу», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Но я вас помню»
в) «Желание», «Пленный рыцарь», «Парус» +

20. Определите мотив лирики Лермонтова по группам названий стихотворений:
Философская лирика
а) «Смерть поэта», «Поэт», «Нет, я не Байрон…»
б) И скучно, и грустно», «Монолог», «Выхожу один я на дорогу» +
в) «Желание», «Пленный рыцарь», «Парус»

21. Что общего в тематике стихотворений Лермонтова «Тучи», «Листок», «На севере диком», «Утес», «Парус»:
а) тема одиночества +
б) вольнолюбие
в) гражданская тематика

22. Каким внутренним смыслом наполнены символические образы моря, утеса, паруса, листка:
а) бунтарства, стихийного порыва
б) одиночества, изгнанничества +
в) непонятости, страдания, тоски

23. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «Тучи»:
а) хорей
б) ямб
в) дактиль +

24. Чем обусловлено чувство одиночества в стихотворении «Утес»:
а) бунтарством, мятежным неприятием мира
б) неразделенностью любви +
в) свободолюбивым порывом

25. В чем вы видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»:
а) трагическое столкновение красоты с законами бытия
б) потребительское отношение человека к природе
в) роковой смысл ропота пальм на Бога +

26. Определите жанр стихотворения «Три пальмы»:
а) поэма
б) баллада +
в) элегия

27. Определите размер, которым написано стихотворение «Три пальмы»:
а) амфибрахий +
б) дактиль
в) ямб

28. Какова основная тема стихотворения Лермонтова «На севере диком…»:
а) разлука двух влюбленных
б) неразделенная любовь
в) трагическая непреодолимость одиночества +

29. Какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»:
а) антитезы двух миров +
б) стремления к единению
в) сопоставления мира чинары и листка

30. В каком году Лермонтов написал стихотворение «Листок»:
а) 1834
б) 1841 +
в) 1840

Викторина по литературе «М.Ю.Лермонтов» с ответами

1. Вспомните, кто занимался воспитанием М.Ю. Лермонтова?
а) няня
б) мама
в) бабушка+

2. Выберите, о каком дереве идет речь: «… на севере диком стоит одиноко…»?
а) ель
б) сосна+
в) ива

3. Такое название у реки в Чечне и стихотворении М.Ю. Лермонтова:
а) «Валерик»+
б) «Аксай»
в) «Рошня»

4.М.Ю. Лермонтова и В.П. Катаева связывает (ют):
а) строчка «Белеет парус одинокий»+
б) родственные связи
а) схожие лейтмотивы в произведениях

5. Какое произведение вдохновило Л.Н. Толстого создать роман «Война и мир»?
а) «Валерик»
б) «Герой нашего времени»
в) «Бородино»+

6. Закончите афоризм, который появился из творчества М.Ю. Лермонтова: «Всё это было бы смешно…»
а) «…если бы не было так грустно»
б) «…когда бы не было так грустно»+
в) «…если бы не было правдой»

7. М.Ю. Лермонтов погиб из-за этого:
а) из-за пневмонии
б) на дуэли+
в) из-за инфаркта

8.Кому из героев подходит данное описание:
«Он был, казалось, лет шести;
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник»
а) Максим Максимович
б) Мцыри+
в) Грушницкий

9. Перевод «мцыри»:
а) одинокий
б) луна
в) монах+

10. М.Ю. Лермонтов сравнивал себя с ним:
а) Байроном+
б) Пушкиным
в) Жуковским

11. Звание М.Ю. Лермонтова после окончания Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров:
а) Мичман
б) Кавалер
в) Корнет+

12. «Оторвался от ветки родимой» это листок:
а) осиновый
б) Дубовый+
в) кленовый

13. Вспомните, в каком городе умер М.Ю. Лермонтов:
а) Петербург
б) Москва
в) Тамбов
г) Пятигорск+

14. «Сражение при Валерике» и «Перестрелка в горах Кавказа» — определите, какое из этих произведений является рассказом, а какое стихотворением М.Ю.Лермонтова.
а) «Сражение при Валерике» и «Перестрелка в горах Кавказа» — стихотворения.
б) «Перестрелка в горах Кавказа» — рассказ, «Сражение при Валерике» — стихотворение.
в) это названия его картин+

15. Поэт умел играть на данных музыкальных инструментах:
а) Фортепиано, скрипка, флейта+
б) Гитара, барабаны, флейта
в) Фортепиано, гитара, скрипка

16. Укажите, какие горы оказали сильное влияние на творчество и жизнь М.Ю. Лермонтова.
а) Альпы
б) Кавказские+
в) Уральские горы

17. Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой..
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
Данное стихотворение называется:
а) «Парус» («Белеет парус одинокий…»+
б) «Мое грядущее в тумане»
в) «И скучно, и грустно»

18. Кого так описал М.Ю. Лермонтов?
«Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу»
а) Вера
б) княжна Мэри
в) Бэла+

19. Отметьте реку, которую М. Ю. Лермонтов взял в основу имени одного из героев?
а) Ока
б) Печора+
в) Волга

20. На Кавказ первый раз поэта сослали именно из-за этого произведения:
а) «Белеет парус одинокий»
б) «Смерть поэта»+
в) «Бородино»

21. Выберите, что Григорий Александрович пообещал Азамату за Бэлу?
а) новые сапоги
б) дом
в) коня+

22. Какой известный предок был у М.Ю. Лермонтова?
а) Троцкий
б) Горький
в) Столыпин+

23. Определите, о ком было стихотворение «Смерть поэта»?
а) В.А. Жуковский
б) А.С Пушкин
в) К.Ф. Рылеев

24. Произведения «Кавказский пленник» и « Пророк» есть также у:
а) Есенина
б) Пастернака
в) Пушкина+

25. Отметьте то стихотворение, которое стало последним в творчестве М.Ю. Лермонтова:
а) «Пророк»+
б) «Прощай, немытая Россия»
в) «Кинжал»

Биография М.Ю. Лермонтова тесты с ответами

Тестовые задания по теме: «Биография М.Ю. Лермонтова»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Где берет своё начало род Лермонтовых?

А) В России

Б) В Африке

+ В) В Шотландии

Г) В Испании

2. В каком году родился М.Ю. Лермонтов?

А) В 1799

+ Б) В 1814

В) В 1821

Г) В 1837

3. Где провёл свои детские годы М.Ю. Лермонтов?

+ А) Тарханы

Б) Ясная поляна

В) Болдино

Г) Михайловское

4. Кто был крёстной матерью М.Ю. Лермонтова?

А) Его тётушка по материнской линии

Б) Его тётушка по отцовской линии

+ В) Бабушка по материнской линии

Г) Бабушка по отцовской линии

5. Сколько лет было М.Ю. Лермонтову, когда умерла его матушка?

А) 1 год

+ Б) 2 года

В) 5 лет

Г) 10 лет

6. Почему бабушка М.Ю. Лермонтова взяла его на воспитание после смерти матери?

А) Отец умер сразу после кончины матери

Б) Отец уехал на войну

В) Отец начал сильно пить

+ Г) У отца не хватало средств на воспитание

7. Как звали бабушку Михаила Юрьевича?

+ А) Елизавета Алексеевна Арсеньева

Б) Арина Родионовна Яковлева

В) Мария Яковлевна Яновская

Г) Мария Ивановна Лопухина

8. Куда возила бабушка М.Ю. Лермонтова на оздоровление?

А) В Крым

+ Б) На Кавказ

В) На моря

Г) Заграницу

9. Чего не хватало в детстве М.Ю. Лермонтову?

А) Любви и ласки

Б) Французских рассказов

+ В) Русских народных сказок

Г) Забав и игр

тест 10. Какое первое образование получил Михаил Юрьевич?

+ А) Домашнее

Б) Московская гимназия

В) Петербургская гимназия

Г) Церковная школа

11. Куда поступил в 1828 году М.Ю. Лермонтов учиться?

А) В Царскосельский лицей

+ Б) В Университетский благородный пансион

В) В Московский университет

Г) В гимназию для детей высокопоставленных чиновников

12. Свое стихотворение «К гению» М.Ю. Лермонтов посвятил своей первой любви. В каком возрасте он её встретил?

+ А) 10 лет

Б) 14 лет

В) 16 лет

Г) 20 лет

13. На какое отделение Московского университета поступил М.Ю. Лермонтов?

А) Словесности

Б) Истории

В) Медицины

+ Г) Нравственно-политическое

14. Кто учился в Московском университете вместе с М.Ю. Лермонтовым?

А) А.С. Грибоедов и Н.М. Карамзин

Б) Н.В. Гоголь и Н.А. Некрасов

+ В) В. Белинский и А. Герцен

Г) И.А. Гончаров и А.Н. Островский

15. Почему М.Ю. Лермонтов не окончил университет?

А) Умерла его бабушка

+ Б) Не сдал экзамены

В) Призвали на войну

Г) По состоянию здоровья

16. Где начал свою службу Михаил Юрьевич?

А) При дворе императора

Б) В царской гвардии

В) В 1-й кавалерийской дивизии

+ Г) В гусарском полку в Царском селе

17. Какое стихотворение принесло популярность М.Ю. Лермонтову?

А) Мцыри

Б) Чаадаев

+ В) Смерть поэта

Г) Памятник

18. Кому было посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова, за которое его отправили в ссылку?

+ А) А.С. Пушкину

Б) Александру I

В) Петру I

Г) Н.М. Карамзину

19. Кто вместе с бабушкой М.Ю. Лермонтова добился смягчения императорского наказания?

А) Н.М. Карамзин

+ Б) В.А. Жуковский

В) А.С. Пушкин

Г) Д.И. Фонвизин

тест-20. Во время первой ссылки у Лермонтова появилась идея сюжета одного из своих произведений после рассказа одинокого монаха. Какое это произведение?

А) Кавказский пленник

+ Б) Мцыри

В) Демон

Г) Хаджи-Абрек

21. В каком литературном журнале печатались стихотворения М.Ю. Лермонтова?

А) Сын Отечества

Б) Русский вестник

В) Москвитянин

+ Г) Отечественные записки

22. За что М. Ю. Лермонтов отправлен в ссылку во второй раз?

+ А) За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом

Б) За дуэль со старым другом Мартыновым

В) За революционные мотивы в произведениях

Г) За участие в революционных кружках

23. Куда отправили М.Ю. Лермонтова в повторную ссылку?

А) В Сибирь

Б) На крымскую войну

+ В) На кавказскую войну

Г) В Екатеринославль

24. Какое произведение создаётся в период второй ссылки?

+ А) Герой нашего времени

Б) Мцыри

В) Парус

Г) Демон

25. Сколько при жизни Лермонтова вышло изданий его произведений?

+ А) 1

Б) 3

В) 5

Г) 7

26. Что помешало выйти М.Ю. Лермонтову в отставку, чтобы посвятить себя полностью литературе?

А) Женитьба

+ Б) Запрет бабушки

В) Повышение по службе

Г) Очередная ссылка

27. В каком городе настигла смерть М.Ю. Лермонтова?

А) В Москве

+ Б) В Пятигорске

В) В Петербурге

Г) В Тифлисе

28. С кем стрелялся на последней дуэли М.Ю. Лермонтов?

А) С Барантом

Б) С Дантесом

+ В) С Н. Мартыновым

Г) С графом Бенкендорфом

29. Где состоялась дуэль на которой погиб М.Ю. Лермонтов?

А) На чёрной реке

+ Б) На горе Машук

В) На берегу Невы

Г) В поле

тест_30. На ком был женат М.Ю. Лермонтов?

А) На Екатерине Сушковой

Б) На Наталье Ивановой

В) На Варваре Лопухиной

+ Г) Не был женат

Темы о герое нашего времени

Печорин — коррупционер. Он эксплуатирует слабости окружающих его людей и заставляет их еще больше унижать себя. Чтобы заполучить Белу, он потакает пороку Азамата воровства собственности. Азамат, мелкий вор в начале романа, оказывается беглецом, на руках которого кровь его отца и сестры. Печорин развращает и княжну Марью. Когда принцесса Марья впервые представлена, она тщеславна, но чиста. Он эксплуатирует ее невинность и тщеславие.К тому времени, когда он покончил с ней, ее репутация уже не так чиста, как была.

У Печорина странное чувство любви. Он проявляет нежность к женщинам, которых любит, пока они не ответят ему взаимностью. Как только они проявляют к нему абсолютную преданность, ему становится скучно и он отстраняется. Вера до сих пор очаровывает его просто потому, что он никогда не получает возможности полностью владеть ею. Муж забирает ее до того, как может быть заключен союз между ней и Печориным. Она навсегда недостижима, и это делает ее его самой прочной любовью.В понимании Печорина любовь — синоним вызова. Печорин — не единственный персонаж, имеющий такое представление о любви. Княжна Марья влюбляется в Печорина, потому что он вызов. У нее множество поклонников, но она ищет того человека, который отказывается одарить ее вниманием и похвалами.

Печорин — мастер-манипулятор в романе. Он манипулирует Азаматом, Белой, Грушницким, княжной Марией и многими другими персонажами. Он строит планы, чтобы избавиться от скуки.Он берет на себя роль драматурга, манипулируя персонажами, чтобы создать сенсационную цепочку событий. После убийства Грушницкого он заявляет в «Finita la commedia» (141). Другие персонажи также участвуют в манипуляциях. Девушка на Тамани заманивает Печорина в море и чуть не топит его. Грушницкий и драгунский капитан планируют увлечь Печорина на дуэль.

Печорин очень быстро дистанцируется от людей и называет людей скорее знакомыми, чем друзьями, потому что считает себя неспособным к дружбе.Он считает, что один человек всегда является рабом другого в дружбе, и он не хочет командовать или служить. Когда он снова встречает Максима Максимыча, он холоден к старому офицеру. Поведение Печорина разбивает Максиму Максимычу сердце. Печорин относится к Вернеру не лучше. Печорин не выказывает Вернеру никаких признаков привязанности, когда они расстаются. В отношении Грушницкого Печорин еще жестче. Печорин манипулирует Грушницким, а затем забирает жизнь молодого человека.

Печорину двадцать пять лет, но он не чувствует себя молодым.Ему кажется, что его молодость и невинность давно исчезли. Он чувствует себя опытнее Грушницкого, который всего на четыре года моложе. Печорин пользуется невиновностью Грушницкого. Он пользуется доверием и юношескими начинаниями Грушницкого. Печорин также эксплуатирует невиновность княжны Марии. Он использует свои глубокие познания в человеческой природе и свой обширный опыт работы с женщинами, чтобы манипулировать ею. Печорин во многом вампир. Он высасывает жизнь из юности романа. Он лишает Грушницкого жизни и ослабляет княжну Марью физически и эмоционально.

В этом романе власть принадлежит Печорину, но он встречает сильных противников. В романе Казбич описывается как грозный и умный соплеменник, но Печорин легко его перехитрил. Молодая женщина в Тамани очень близка к тому, чтобы убить Печорина, но он восстанавливает власть над ней и бросает в море. Княжна Марья тоже пытается перехитрить Печорина и терпит неудачу. Он видит ее действия.

Конкурс — неотъемлемая часть этого романа. И Казбич, и Печорин восхищаются Белой, но Печорин играет нечестно.Печорин похищает Белу, не давая Казбичу возможности завоевать ее сердце. Казбич получает еще один шанс потребовать Белу, но ему это не удается. Крики Белы предупреждают офицеров, что Казбич пытается ее украсть. Казбич, пытаясь спасти победу над Печориным, закалывает Белу, прежде чем сбежать. Грушницкий и Печорин тоже соревнуются. Печорин — победитель. Он покоряет сердце княгини Марии и вносит смятение в жизнь Грушницкого. Грушницкий мстит, но вместо Печорина причиняет вред себе. Грушницкий умирает на дуэли, которую он устраивает, чтобы убить Печорина.

بطل من ا الزمان Михаил Лермонтов

И теперь у Чайльда Гарольда было очень больно на сердце,
И от своих товарищей-вакханалов убежал;
‘Так сказано, временами начиналась угрюмая слеза,
Но гордость застыла в его сердце . ..

— Лорд Байрон, Паломничество Чайльда Гарольда (Песнь I, Станца VI)

Другая жизнь, которая исчез слишком рано. Михаилу Лермонтову было всего 26 лет, когда его убили на дуэли. Та же участь, что и другого русского гения, Александра Пушкина, которому он посвятил свое стихотворение «Смерть поэта»: И так он умер — за тщетно жаждущую месть / Тайно досадный обманутыми ложными надеждами… / Его губы навсегда запечатаны.

Поэзия и проза Лермонтова одинаково превосходны. В таком юном возрасте он стал одним из самых важных русских писателей всех времен. И еще один мой любимец. Это был приятный сюрприз, потому что, честно говоря, я не очень надеялся на эту книгу. Я не знаю почему. Я не ожидал такого красивого и запоминающегося письма, достаточно мощного, чтобы наполнить мое сердце восторгом и в то же время разбить его. Я мало знал, что сам Лермонтов был неким олицетворением байронического героя, как и главный герой этой книги Печорин, человеком из плоти, костей, высокомерия, цинизма и меланхолии. Пленник собственного пессимизма и знакомого чувства пустоты и вечной потери. Жертва мира.

Да, таково было мне с детства! Все читали на моем лице признаки плохих качеств, которых не существовало; но предполагалось, что они существуют — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытным. Я глубоко чувствовал и добро, и зло — меня никто не ласкал, все оскорбляли: я стал мстительным. Я был угрюм — другие дети веселые и разговорчивые; Я чувствовал себя выше их — меня ценили ниже: я завидовал.Я был готов любить весь мир — меня никто не понимал: я научился ненавидеть. Моя бесцветная юность текла в конфликте с собой и миром; боясь насмешек, я похоронил свои лучшие чувства в глубине своего сердца, и там они умерли. Я сказал правду — мне не поверили: я начал обманывать. (93)

Я всегда читал, что плохие люди не рождаются, а созданы; почти принимая аргумент, что теплая среда может преодолеть любую генетическую предрасположенность. Я не совсем уверен в этом. Печорин явно думал, что это его дело. Он был готов любить, и мир научил его ненавидеть.

Эта книга не является романом как таковая ; он разделен на пять новелл («Бела», «Максим Максимович» и три отрывка из дневника Печорина — просто гениально). Первая часть служит введением в характер Печорина. Молодой офицер и капитан Максимович заговорили о своеобразном друге последнего Печорине, с которым он познакомился на Кавказе. Этот молодой человек встретил прекрасную принцессу по имени Бела, которая вскоре стала его следующим вызовом.Брат Белы, Азамат, плаксивый и назойливый подросток, очень хотел чужую лошадь. И Печорин предложил свою помощь в обмен на Белу. Да, женщина за лошадь. Итак, мальчишка похитил свою сестру, а затем получил свою любимую лошадь. Очаровательный парень.

К тому времени мне стало немного скучно. Собирался принять предложение рассказчика:

Значит, вы должны немного подождать или, если хотите, перевернуть несколько страниц. (26)

Я не знал. Я последовал его совету:
Хотя последнее делать не советую, потому что переход через гору Крестов (или, как эрудит Ga

Михаил Лермонтов — биография, фото, личная жизнь, рост, книги, смерть

)

Михаил Лермонтов: биография

Сравнивая количество книг Михаила Лермонтова с количеством прожитых лет, становится ясно, что он был гением.В 10 лет он сочинял пьесы для домашнего театра, читал французскую, немецкую и английскую классику в оригинале, красиво рисовал. Первое издание поэмы «Демон» он написал в 15 лет, драмы «Маскарад» — в 20, романа «Герой нашего времени» — в 24. А в 26 лет Лермонтов умер.

Детство и юность

Михаил Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. Бабушка поэта Елизавета Арсеньева — дворянка из дворянского рода Столыпиных. Министр Петр Столыпин — троюродный брат поэта.

Поэт Михаил Лермонтов

Могущественная и богатая Елизавета Арсеньева не хотела, чтобы ее единственная дочь вышла замуж за Юрия Лермонтова, красивого военного из бедной семьи. Его сомнительное происхождение от шотландца Джорджа Лермонта не внушало ей доверия. Позже британская компания Oxford Ancestors опровергла родство поэта с Лермонтом анализом ДНК, подтвердив сомнения Арсеньевой.

Как и предсказывала женщина, личная жизнь ее дочери Маши, вышедшей замуж за Юрия Лермонтова в 16 лет, складывалась несчастливо.Муж предал молодую жену практически сразу после свадьбы. Завел отношения с немецкой няней сына Миши, нравились дворовые девчонки. А когда его жена обвинила мужа в прелюбодеянии, ее избили. 21-летняя Мария Арсеньева-Лермонтова умерла от чахотки, оставив полусиротой 2-летнего Мишу.

Родители Михаила Лермонтова

Елизавета Алексеевна, которой на момент смерти дочери было 44 года, забрала внука у зятя, выставив Лермонтову вексель на 25 тысяч рублей.Юрий покинул родовое имение Столыпиных, а Мишу воспитывала бабушка. Женщина любила внука и много денег платила за его образование и здоровье. Михаил Лермонтов рос больным мальчиком, а его бабушка наняла внуку французского врача Ансельма Леви.

Елизавета Арсеньева, бабушка Михаила Лермонтова

Свекровь изредка позволяла отцу встречаться с сыном, но обе пострадали от таких встреч.

«Я стал их добычей», — сетовал позже Михаил Лермонтов.

Детство и юность будущего классика прошли в усадьбе Тарханы Пензенской губернии. Елизавета Алексеевна наняла учителей для его обучения. Бывший офицер наполеоновской армии француз Капе обучал мальчика французскому языку. После смерти учителя его место занял эмигрант Шандро, которого Михаил Лермонтов позже описал в стихотворении «Сашка», назвав его маркизом де Тессом и «парижским Адонисом». Шандро сменил англичанин Виндсон, обучавший молодого человека английской литературе.Лермонтов любил книги Байрона благодаря своему британскому учителю.

Усадьба Тарханы в Пензенской губернии

Михаил Лермонтов вырос в родовой усадьбе, наблюдая за деревенской жизнью, слушая крестьянские народные песни и легенды о Степане Разине и Емельяне Пугачеве.

Глубокий след в жизни и творческой биографии оставила поездка с бабушкой на Кавказ. В Горячеводске 10-летний мальчик впервые влюбился, а спустя 2 года посвятил своей первой девушке стихотворение «Гению».

Стихи

В сентябре 1828 года Михаил Лермонтов был зачислен в четвертый класс столичного пансиона. В декабре мальчик пошел в пятый класс и получил за усердие картину и книгу. Этот год был знаменательным для Лермонтова тем, что он стал началом его творческой биографии.

Михаил Лермонтов в детстве

В школе-интернате подросток создавал рукописные журналы. В одном из них, «Утренняя заря», молодой поэт стал главным сотрудником и разместил здесь свое первое стихотворение «Индеец».Но через два года после преобразования интерната в гимназию Миша бросил школу.

16-летний Михаил Лермонтов провел лето в деревне, в имении Столыпных Середниково. Рядом жили его родственники Верещагины. Лермонтов дружил с Александрой Верещагиной. Девушка познакомила Михаила со своей подругой, «черноглазой красавицей» Екатериной Сушковой, в которую влюбился молодой человек. Но она не ответила на чувства Лермонтова. Он очень страдал. Катя посмеялась над неуклюжим и невыразительным мальчиком.Позже Сушкова поняла, что совершила роковую ошибку, высмеяв несчастного молодого человека.

Московский университет

Осенью 1830 года Михаил Лермонтов поступил в Московский университет, выбрав нравственно-политический факультет. Два года учился у Виссариона Белинского, Александра Герцена и Николая Огарева. В студенческие годы Лермонтов написал драму «Странный человек», в которой подверг критике крепостное право. Михаил проявил дерзкий нрав и невежливость. Из-за характера он не понравился учителю, и Михаил не сдал экзамены.

Лермонтов отказался учиться еще на один год и бросил университет, переехав с бабушкой в ​​Санкт-Петербург. Попытка поступить на второй курс не увенчалась успехом: Михаилу предложили начать все сначала. По совету друзей и бабушки юноша поступил в школу гвардейских прапорщиков и курсантов кавалерии, где проучился два года, называя их «страшными» из-за военной муштры.

Михаил Лермонтов пишет стихи

В Петербурге.Петербург, неуклюжий и мрачный Михаил Лермонтов изменился: молодой человек стал сердцем компании; он встречался с красивыми женщинами. Острый ум, эрудиция, сарказм отмечали знакомые и светские дамы.

В 1835 году впервые в печати появились произведения поэта. Друзья Лермонтова без его ведома опубликовали роман «Хаджи Абрек».

Со второй половины 30-х годов публиковались стихи Михаила Лермонтова. Критики и читатели тепло приняли стихотворение «Песнь царя Ивана Васильевича… »В стихах« Кинжал »(« Мой железный друг »),« Поэт »и« Дума »Лермонтов провозгласил идеалы гражданской поэзии. Национальная тема и русский характер раскрыты в стихах« Бородино »и« Родина ». ».

Ярким образцом романтизма является стихотворение« Парус », впервые опубликованное в« Отечественных записках ». При чтении строк раскрываются душевные порывы 18-летнего поэта.

В Санкт-Петербурге Михаил Лермонтов следил за аристократией — это было основой драмы «Маскарад», которую поэт неоднократно переписывал, но стен цензуры не сломал.

Михаил Лермонтов

Перелом ранней биографии Лермонтова к взрослому искусству случился в 1837 году, после публикации гневного ответа на смерть Александра Пушкина. Поэму «Смерть поэта» с критикой убийцы и дворянства, названной Лермонтовым виновником трагедии, прочла вся Россия. Друзья и почитатели его таланта тепло встретили стихотворение, а враги, в том числе светские дамы, поддерживавшие красавца Дантеса, разгневались.

После негативной реакции людей Михаил Лермонтов добавил резкости.Первое стихотворение заканчивалось строчкой: «И на устах его печать». Продолжение к «Надменным потомкам»: народ увидел призыв к революции.

Изгнанники

После появления стихотворения был суд, а затем арест. За процессом наблюдали бабушка императора Николая I. Лермонтова и друзья Пушкина, в том числе Василий Андреевич Жуковский, пытались помочь Михаилу Лермонтову. Мужчина был сослан на Кавказ лейтенантом драгунского полка.

Первая ссылка длилась полгода, но Лермонтов сильно изменился.Живописная природа Кавказа, быт горцев, местный фольклор нашли отражение в его произведениях «кавказского» периода. Но юношеское возбуждение поэта растаяло, уступив место «черной меланхолии».

Михаил Лермонтов на Кавказе

После возвращения в Санкт-Петербург Михаил Лермонтов оказался в центре внимания: одни его любили, другие ненавидели. Кавказ вдохновил поэта на написание стихов, начатых в Москве: «Демон» и «Мцыри».

После ссылки Михаил Лермонтов привез в Петербург.В Петербурге его новые произведения, которые печатались в каждом номере журнала «Отечественные записки». Михаил Юрьевич проводил время с близкими друзьями Пушкина и был на пике популярности. Он по-прежнему был смелым и саркастичным. Ссора с сыном французского посла Эрнеста де Баранта в феврале 1840 года закончилась дуэлью. Лермонтов и де Барант решили встретиться на Черной реке, недалеко от места дуэли Пушкина с Дантесом. Эрнест де Барант промахнулся, а Михаил Лермонтов прострелил в другую сторону.

Власти признали дуэль; поэт был арестован и отправлен в военный суд. Император приказал послать дуэлянта на Кавказ во второй раз, но уже в армейский полк, воевавший на передовой. Лермонтов проявил храбрость, но из-за Николая I не получил никаких наград.

Одно из последних стихотворений поэта — «Один в дороге» — появилось в конце мая 1841 года. Критики усмотрели в нем «лирический исход поисков», к которому Михаил Лермонтов обратился в конце жизни.За несколько недель до убийства поэт написал стихотворение «Утес», напечатанное через два года после его смерти.

Романы

В Санкт-Петербурге Михаил Лермонтов создал роман «Вадим», в котором описал события пугачевского восстания.

Николай Бурляев в роли Михаила Лермонтова

Но апофеозом реализма Лермонтова является роман «Герой нашего времени», написанный в 1840 году, незадолго до его смерти. Образ Печорина показан на контрастном фоне жизни российского общества.Противоречие между глубиной характера Печорина и бессмысленностью действий автобиографично. Новаторство романа — в глубокой психологии и внутреннем мире героев. Раньше этого не делал никто из русских писателей.

Роман одобрен Николаем Гоголем, Львом Толстым и Антоном Чеховым.

Личная жизнь

Михаил Лермонтов писал:

«Трижды любил — трижды безнадежно».

Поэт, по описанию современной барышни, не был красив.Он был маленьким, коренастым, его глаза были темными, его улыбка была неприятной, он был нервным молодым человеком, как избалованный и сердитый ребенок.

Михаил Лермонтов и Екатерина Сушкова

Поженились три главных любви Лермонтова: Екатерина Сушкова, в которую Михаил влюбился в 16 лет, Наталья Иванова, которой он посвятил «Ивановский цикл», Варвара Лопухина, которую поэт любил до конец его жизни.

Михаил Лермонтов и Наталья Иванова

Михаил Лермонтов жестоко отомстил за Сушкову 5 лет спустя.Узнав, что девушка собирается выйти замуж, он разрушил свадьбу, сыграв страсть, и Екатерина влюбилась в него. Невеста, скомпрометированная в глазах мира, долго страдала. История трагических отношений напоминает любовную линию романа «Герой нашего времени».

Михаил Лермонтов и Варвара Лопухина

Известие о свадьбе Вареньки Лопухиной огорчило поэта. Когда Варвара вышла замуж, Лермонтов никогда не называл ее по фамилии мужа — Бахметевой: его возлюбленная оставалась для него Лопухиной.

Смерть

Зима 1840-41 гг. Стала последней для Лермонтова. Он приехал на каникулы в Петербург, мечтая о пенсии и литературной работе. Бабушка, которая мечтала о военной карьере внука и не любила его увлечение, заставила Михаила не уходить в отставку. На Кавказ Лермонтов вернулся с беспокойным сердцем.

Михаил Лермонтов в 1840 году

В Пятигорске произошла роковая ссора между Михаилом Лермонтовым и отставным майором Николаем Мартыновым, с которым он познакомился в Москве и даже посетил дом своих родителей. Позже Мартынов заявил, что в Пятигорске Лермонтов не упускал ни единого шанса поругаться с ним.

Поединок состоялся 27 июля 1841 года. Соперники договорились стрелять «до конца». Михаил Лермонтов выстрелил, а Мартынов — прямо, в грудь врагу, убив его. Разразившийся шторм и проливной дождь помешали приезду врача, а умерший поэт долго лежал на земле.

Михаил Лермонтов

Лермонтов был похоронен 29 июля 1841 года на старом кладбище в Пятигорске.Но через 250 дней бабушка Михаила Юрьевича попросила разрешения у императора перевезти тело в Тарханы.

Михаил Лермонтов на смертном одре

В апреле 1842 года тело в гробу было захоронено в семейной часовне-усыпальнице, рядом с дедом и матерью.

Память

Книги Лермонтова переиздавались десятки раз. Последний был в 2014 году: сборник произведений в 4-х книгах издан Издательством Пушкинского дома тиражом 300 экземпляров.

Улицы, скверы, библиотеки в России и постсоветских республиках носят имя Михаила Юрьевича. В Одессе именем поэта названы городская библиотека №16 и клинический санаторий.

Памятник Михаилу Лермонтову в Ставрополе

Малая планета номер 2222, открытая в марте 1981 года, носит название «Лермонтов».

Памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову стоит в Грозном на проспекте Мухаммеда Али, рядом с Драматическим театром имени Лермонтова. На постаменте слова поэта:

«Сладкой песней Родины я люблю Кавказ!»

Библиография

• Гаджи-Абрек

• «Бес»

• «Мцыри»

• «Бородино»

• «Песня о царе Иване Васильевиче»

• Дума

• «Бэла»

Фаталист

• «Тамань»

• «Парус»

• Бухта Измаил

• «Смерть поэта»

• «Герой нашего времени»

Фото

Герой нашего времени по Лермонтову (часть III)

Герой нашего времени и Набоков

Набоков в своем переводе Герой нашего времени отмечает, что для « эмоциональный тип читателя , большая часть остроты и увлекательности романа заключается в том, что на него как-то накладывается трагическая судьба Лермонтова. Печорина. «Я никогда раньше не считал себя эмоциональным читателем, но, согласно критериям Набокова, должен им быть.

Набоков намекает, что смешивать судьбу Печорина с Лермонтовым — это плохо (ну, по крайней мере, я думаю, что это плохо, поскольку Набоков утверждает, что именно так поступает эмоциональный читатель, и, в конце концов, тот, кто хочет, чтобы его называли « эмоциональным ». читатель »?) Меня очаровали параллели между действием в романе и жизнью и трагической смертью Лермонтова.Затем добавьте тот факт, что Пушкин — человек, которым безмерно восхищался Лермонтов, — также погиб на дуэли, и я пришел к выводу, что в России XIX века не было здоровой среды как минимум для двух величайших писателей.

Прочитав биографию Лоренса Келли Лермонтов: Трагедия на Кавказе , я обнаружил, что Лермонтов включил в роман многие из своих жизненных переживаний и многие из вымышленных персонажей были реальными людьми. Дело не в том, что у меня в голове перепутались Печорин и Лермонтов как одно лицо. Строго говоря, мне кажется более разумным отождествить Лермонтова с неназванным русским путешественником — человеком, который хватает выброшенные журналы Печорина. Но в то же время Печорин и Лермонтов, писатель и его творение, вечно привиты друг к другу. Возможно, отчасти это связано с тем, что Лермонтов написал всего один роман. Тогда есть дуэли. Не могу не задаться вопросом, думал ли в тот последний день Лермонтов о вымышленной дуэли Печорина.

Лермонтов, кажется, утверждает, что Печорин был симптомом нездоровой русской культуры, хотя Набоков от этой идеи избегает.В предисловии Набоков говорит:

«Мы не должны принимать так серьезно, как большинство российских комментаторов, заявление Лермонтова в его« Введении »(стилизованное собственное воображение) о том, что портрет Печорина« состоит из всех пороков нашего поколения ». скучающий и причудливый герой — продукт нескольких поколений, некоторые из которых нерусские ».

Набоков здесь, конечно, называет Печорина байроническим героем, и он продолжает перечислять некоторые из этих нерусских влияний, включая Байрона и Константа Адольф .

Вот Лермонтов во введении:

«Герой нашего времени, джентльмен, это действительно портрет, но не отдельного человека; это портрет, составленный из всех пороков нашего поколения во всей полноте их развития. Вы еще раз скажете мне, что мужчина не может быть таким плохим; и что я скажу вам, что если вы верили в возможность существования стольких трагических и романтических злодеев, почему вы не можете верить в реальность Печорина? Если вы восхищались фантастикой, гораздо более пугающей и отвратительной, почему этот персонаж, даже в качестве вымысла, не находит с вами пощады? Разве это не случайно, потому что в этом персонаже больше правды, чем вы хотели бы? »

Позже, в разделе «Введение в журнал Печорина », неназванный рассказчик пишет заявление, которое, кажется, затрагивает проблему « пороков нашего поколения»:

«Возможно, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина.Мой ответ — название этой книги. «Но это же гнусная ирония!» — скажут они.

Интересно. »

Лоуренс Келли подчеркивает, что в России 19 века литература была одним из немногих путей социального протеста, но критика должна была быть затушевана или приукрашена двусмысленностью — даже тогда она была изворотливой. Лермонтов, например, дважды отправлялся в ссылку за непростительный и, по всей видимости, неисправимый грех — быть вольнодумцем .

Неудивительно, что царь Николай ненавидел Герой нашего времени и решил, что автор « развратный », но потом Лермонтов какое-то время был в его прицеле. После прочтения романа Николай высказал мысль, что сначала он думал, что Максим Максимич является Героем и что этот персонаж должен был развиваться, но вместо этого автор «» заменил «Максима» на убогих и неинтересных людей. «Царь упустил суть.Максим, конечно, очень порядочный парень, но вряд ли он заслуживает уважения со стороны кого-либо из других персонажей романа. В какой-то момент Максим с сожалением признает, что никогда не вдохновлял той любви, которую внушает Печорин. Он был хорошим другом Печорина, но он не из дворян, поэтому Печорин едва ли признает родство, когда эти два человека случайно встречаются спустя годы. Мне не менее чем забавно читать о презрительном отношении царя к роману Лермонтова — он кричит против его морали, и все же мораль продиктована тем самым российским обществом, которым Николай правил довольно неприятной железной рукой.Поехали со мной в Петропавловскую крепость….

Может быть, царь возражал против морали Печорина в захвате Белы? Ведь она черкесская принцесса, а не крепостная. Тем не менее, Россия вела истребительную войну против различных племен в регионе, и Печорин едва ли является первым дворянином 19 века, который схватил и эксплуатировал девушку, а затем устал от нее. Для нашей чувствительности 21-го века довольно легко увидеть в Печорине агента российского империализма. Это годы Кавказской войны, результатом которой стало рассеяние, уничтожение и этническая чистка региона.А еще есть Чечня… еще. Печорина, похоже, так или иначе не волнует Кавказ. Он здесь в основном для того, чтобы не скучать, но Лермонтов любил Кавказ и любил природу — еще один момент, по которому человек и его творение расходятся.

Ну вот и наговорил сейчас на тысячу слов про Герой нашего времени , Печорин и Лермонтов. Самая снисходительная с моей стороны.

И последнее: посмотрите Un Coeur en Hiver , чтобы увидеть экранизацию эпизода о принцессе Марии.Мотивы главного героя Стефана (которого играет замечательный французский актер Даниэль Отёй) кажутся предметом споров, но после прочтения Герой нашего времени все становится на свои места.

определение Лермонтова по The Free Dictionary

Я чуть не расплакался, хотя в тот момент прекрасно знал, что все это из пушкинского «Сильвиона» и «Маскарада Лермонтова». Русский поэт Михаил Лермонтов некоторое время жил в Гусаре после того, как его сослали на Кавказ в 1837 году за антимонархию. речи и свободолюбивые.Кроме того, воздух был проверен на пересечении улиц Жибек-Жолу — Орозбекова, Жибек-Жолу — Лермонтов, Аламедин-1 и микрорайонов Тунгуч, а также в районе Международного университета Ала-Тоо. Впоследствии Лермонтов перечитывает Шенье ( и переписывает Пушкина), чтобы восстановить амбивалентность невозможного положения современного субъекта между свободой и законом. На премьере в Ньюкасле Сэм Арчер сыграл Бориса Лермонтова, который полон ревности и гнева на Джулиана Крастера (Крис Тренфилд), который, в свою очередь, играет влюблен в балерину Викторию Пейдж (Эшли Шоу).Новое произведение, основанное на романе Михаила Лермонтова, является 30-м балетом, транслировавшимся из Большого театра в кинотеатры по всему миру и впервые транслировавшимся в апреле. В исследовании рассматриваются три стихотворения, в которых используется онегинская строфа — Пушкины Евгений Онегин, в основном написанные на 1823-1830; «Тамбовская казначейская жена» Михаила Лермонтова, написанная в 1838 году, и «Младенчество Вячеслава Иванова», написанная в 1913-1918 годах. Во втором разделе рассматриваются конкретные произведения, а также жизнь и творчество авторов: Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Ивана Тургенева, Федора Достоевского, Лев Толстой, «Вишневый сад» Антона Чехова и русские композиторы, известные как Пятерка.По версии следствия, задержанные стояли за экстремистскими призывами, начертанными на стенах домов на улице Лермонтова и мосту у Наврузго 28-29 сентября », — сообщили в пресс-службе. ННА — Российский культурный центр совместно с Русский культурный центр и музей МГУ организовали экскурсию по ливанским университетам с целью познакомить с русскими поэтами XIX века: Александром Пушкиным и Михаилом Лермонтовым.Он — образец современного «героя» в смысле главного героя «Героя нашего времени» Михаила Лермонтова. Поколение молодых людей после войны Наполеона против России в 19 веке было поколением, лишенным высоких ценностей, как это видел Лермонтов, и склонным к чувственным приключениям, которые обычно заканчивались смертью героя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *